Синтаксический разбор деепричастного оборота примеры. Морфологический разбор деепричастия: примеры
Схема морфологического разбора деепричастия как особой неизменяемой формы глагола более проста, чем у причастия.
Особых сложностей обычно не возникает. Деепричастие не имеет начальной формы и не изменяется, совмещает в себе признаки глагола и наречия. Постоянные признаки можно определить, когда установлен глагол, от которого это деепричастие образовано. Форму глагола можно выяснить по вопросам: что делая? что сделав?
ПЛАН МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА ДЕЕПРИЧАСТИЯ
1. Часть речи и общее грамматическое значение.
2. Морфологические признаки:
Постоянные (П.п.):
- вид (совершенный или несовершенный),
- возвратность (возвратный или невозвратный),
- переходность (переходный или непереходный).
Непостоянные (Н.п.): неизменяемая форма.
3. Синтаксическая роль деепричастия (обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом или одиночным деепричастием).
Для примеров возьмём предложения из автобиографической повести писателя-натуралиста Георгия Скребицкого «У птенцов вырастают крылья».
Образцы разбора деепричастий
1)Я уже имел настоящее охотничье ружье, ходил со взрослыми на охоту и в то же время частенько, гуляя 3 один в саду или в лесу, играл сам с собой в охоту.
1. Гуляя - деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола гуля(ют) + Я.
2. Морфологические признаки:
Постоянные (П.п.):
- несовершенный вид,
- невозвратное,
- непереходное.
3. Играл (когда? что делая?) гуляя один в саду или лесу (обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).
2)- Мама, а отпустишь меня с ребятами на рыбалку с ночёвкой? - быстро спросил я, спеша 3 воспользоваться такой подходящей минутой.
1. Спеша - деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола спеш(ат) + А.
2. Морфологические признаки:
Постоянные (П.п.):
- несовершенный вид,
- невозвратное,
- непереходное.
Непостоянные (Н.п.): неизменяемое.
3. Спросил (почему? что делая?) спеша воспользоваться такой подходящей минутой (обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).
3)- Отпущу, и с ночёвкой отпущу, - счастливо улыбаясь 3 , ответила мама.
1. Улыбаясь - деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола улыба(ют)ся + Я.
2. Морфологические признаки:
Постоянные (П.п.):
- несовершенный вид,
- возвратное,
- непереходное.
Непостоянные (Н.п.): неизменяемое.
3. Ответила (как? что делая?) счастливо улыбаясь (обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).
4)Мама слушала, широко раскрыв 3 глаза, улыбаясь и поминутно качая головой.
1. Раскрыв - деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола раскрыть + В.
2. Морфологические признаки:
Постоянные (П.п.):
- совершенный вид,
- невозвратное,
- переходное.
Непостоянные (Н.п.): неизменяемое.
3. Слушала (как? что сделав?) широко раскрыв глаза (обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).
5)- Вот это студенческая шинель, - заявил он, вернувшись 3 .
1. Вернувшись - деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола вернуться + ВШИ.
2. Морфологические признаки:
Постоянные (П.п.):
- совершенный вид,
- возвратное,
- непереходное.
Непостоянные (Н.п.): неизменяемое.
3. Заявил (когда? что сделав?) вернувшись (обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием).
27 мая 2016В курсе изучения русского языка обучающиеся проводят морфологический разбор деепричастия. Примеры анализа этой загадочной части речи рассмотрим в нашей статье. А также попробуем поэтапно разобраться, какие трудности ждут ребят в этой работе.
Часть речи
Причастие и деепричастие являются самыми загадочными группами речи в нашем языке. Считается, что больше всего орфографических и пунктуационных ошибок связано именно с ними. Это объясняется с тем, что ученые до сих пор не решили, к какой категории их отнести - к самостоятельной или нет. Большинство своих признаков они позаимствовали от глагола. А потому, выполняя морфологический разбор причастия и деепричастия, мы увидим, как они схожи со своим «прародителем».
Однако наличие собственных грамматических категорий позволяет называть их самостоятельными частями. При такой спорной ситуации однозначного мнения лингвистов, к сожалению, нет. Но при этом как деепричастный, так и причастный обороты имеют собственный план морфологического анализа. Это еще раз показывает, какими особенными являются эти группы речи.
Признаки
Теперь можно перейти к тому, чтобы детально изучить морфологический разбор деепричастия. Примеры таких работ приведем далее. К признакам этой части, обозначающей добавочное действие, относятся вид, а также возвратность. Рассмотрим их подробнее.
Несовершенный вид обозначает такое действие, которое еще завершилось к определенному моменту. Отличительным его вопросом является «что делать?» у глагола и «что делая?» у деепричастия.
Например: говорить - говоря.
Эту форму употребляют тогда, когда процесс действия еще протекает или происходил когда-то в прошлом, но еще не закончился.
Следующий вид называют совершенным. Уже по его наименованию понятно, что он противоположен по значению несовершенному. Этот вид передает действие, законченное к моменту времени. Вопрос, характерный для него - «что сделав?».
Например: Прибежать (что сделать?) - глагол, прибежав (что сделав?) - деепричастие.
Например: любоваться (глагол) - любуясь (деепричастие).
Видео по теме
Синтаксические особенности
Морфологический разбор деепричастия, примеры которого рассмотрим после изучения всех его деталей, - задание не из легких. После изучения его признаков можно перейти к синтаксической роли, которую оно играет. Поскольку основной чертой деепричастия является неизменяемость, позаимствованная от наречия, то и вопросы у них будут схожими. В предложении оно, как правило, играет роль обстоятельства.
Например: Гуляя по улице без шапки, ребенок заболел простудой.
Задаем вопрос от глагола «заболел» к деепричастию «гуляя» (как?). Таким образом, оно является обстоятельством, обозначающим образ действия.
Но стоит принять во внимание тот факт, что оно не является одиночным. То есть у этого деепричастия в данном примере есть зависящие от него слова: гуляя (где?) - по улице и гуляя (как?) - без шапки. А, как известно, их наличие говорит о том, что перед нами находится обособленное обстоятельство. В этом предложении оно выражено деепричастным оборотом. Как же поступить в таком случае, приступая к подчеркиванию этого члена предложения? Без сомнения, выделяйте всю конструкцию оборота как обстоятельство. В лингвистике приято подчеркивать его пунктиром с точками между ним. Не забывайте, что такой оборот всегда выделяют запятыми. При этом неважно, в какой позиции находится главное для него слово.
План разбора
Самое время выполнить морфологический разбор деепричастия. Образец приведем сразу же после составления четкого алгоритма.
- Определяем часть речи, задав вопрос (что делая? Что сделав?).
- Ставим слово в начальную форму, определяя глагол, который его образовал, и характерный суффикс.
- Анализируем морфологические признаки: определяем вид (сов./несов.), смотрим на суффикс и констатируем возвратность при наличии -ся.
- Выполняем характеристику этой части речи как члена предложения.
Такой несложный план имеет морфологический разбор деепричастия.
Примеры
Собрав необходимую информацию об этой части речи, можно переходить к ее анализу.
Рассмотрим пример: Звонко журча, побежали с наступлением весны ручьи.
В данном предложении проведем морфологический разбор деепричастия «журча».
- Что делая? - Журча (деепричастие).
- Находим признаки. Вид несовершенный, так как оно отвечает на вопрос «что делая?». Действие является незаконченным, продолжающимся в тот период времени. Поскольку суффикс -ся отсутствует, это деепричастие является невозвратным.
- Синтаксическая роль - это обстоятельство. Во-первых, оно зависит от глагола, во-вторых, имеет при себе зависимые слова и входит в состав оборота (журча звонко). Согласно этому целиком выделяем его как обособленное обстоятельство.
Следующий пример, который мы проанализируем, такой: Ветер обдувал лес прохладой, шелестя листвой деревьев.
Здесь нам необходимо выполнить морфологический разбор деепричастия «шелестя».
- Что делая? - шелестя (деепричастие).
- Находим признаки. Вид несовершенный, потому как слово отвечает на вопрос «что делая?». Образовано от глагола «журчать» плюс суффикс -а. Отсутствие суффикса -ся подтверждает, что деепричастие невозвратное.
- В предложении является обстоятельством. Оно зависит от глагола «обдувал» и отвечает на вопрос «как?».
Кроме того, оно подчиняет себе словосочетание «листва деревьев». Это говорит о том, что перед нами деепричастный оборот. Подчеркнем его целиком пунктиром с точками.
Заключение
В данной статье мы изучили одну из самых необычных частей речи. Рассмотрев деепричастие с разных сторон, мы смогли провести его анализ, а также составить алгоритм его выполнения. Если знать все тонкости, то никаких трудностей при разборе возникнуть не должно. Желаем вам удачи в этой работе!
Для грамотного морфологического разбора деепричастия как части речи в данной статье приведен подробный план действий с наглядными примерами. Также описана методика морфемного разбора деепричастия с привидением примеров.
Как сделать морфологический разбор деепричастия?
Морфологический разбор деепричастия как самостоятельной части речи включает в себя грамматическую и синтаксическую характеристику слова. Во время разбора определяются морфологические признаки деепричастия, а также его роль в предложении.
План морфологического разбора деепричастия как части речи:
I. Часть речи. Общее грамматическое значение. На какой вопрос отвечает.
II. Начальная форма. Морфологические признаки (постоянные ).
- Вид (совершенный, несовершенный );
- Возвратность (возвратное, невозвратное );
- Переходность (переходное, непереходное );
- Неизменяемость.
III. Синтаксическая роль.
ТОП-1 статья которые читают вместе с этой
Примеры морфологического разбора деепричастий
Накормив детей, мама пошла в магазин.
что сделав?
II. Н. ф. - накормив . Морфологические признаки: совершенный вид, невозвратное, переходное, неизменяемое слово.
III. Синтаксическая роль - обстоятельство (пошла - когда? - накормив ).
Гуляя , дети увидели выбежавшего из леса зайца.
I. Деепричастие, обозначает дополнительное действие, отвечает на вопрос - что делая?
II. Н. ф. - гуляя . Морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратное, непереходное, неизменяемое слово.
III. Синтаксическая роль - обстоятельство (увидели - когда? - гуляя ).
Радуясь , он приветствовал друга.
I. Деепричастие, обозначает дополнительное действие, отвечает на вопрос - что делая?
II. Н. ф. - радуясь . Морфологические признаки: несовершенный вид, возвратное, переходное, неизменяемое слово.
III. Синтаксическая роль - обстоятельство (приветствовал - как? - радуясь ).
Морфемный разбор деепричастия
В некоторых источниках морфемный разбор деепричастий входит в общий грамматический разбор. Деепричастия являются неизменяемой частью речи, поэтому при разборе по составу у них не выделяют окончания. Формообразующими суффиксами деепричастий являются - -а/-я, -в/-вши/-ши .
Примеры морфемного разбора деепричастий
Назвавшись другом . На-зв-а-вши-сь - производное от глагола «назваться»; основа - назвавшись , приставка - на- , корень - -зв- , суффиксы - -а-, -вши- , постфикс - –сь .
Читая книгу . Чит-а-я - производное от глагола «читать»; основа - читая , корень - -чит- , суффиксы - -а-, -я .
План разбора:
I . Часть речи (особая форма глагола). Общее значение (добавочное действие). П. Морфологические признаки.
Начальная форма (неопределенная форма глагола).
Постоянные признаки:
б) неизменяемость.
Образец устного разбора:
Попав в тень чуть зеленеющих лип, писатели первым долгом бросились к пёстро раскрашенной будочке... (М.А.Булгаков)
I. Попав - деепричастие, особая форма глагола, обозначает добавочное действие (попали и бросились).
II. Морфологические признаки.
Начальная форма - попасть.
Постоянные признаки:
а) совершенный вид,
б) не изменяется.
III. В предложении входит в состав обособленного обстоятельства времени, выраженного деепричастным оборотом.
Морфологический разбор наречия
План разбора:
I. Часть речи. Общее значение.
П. Морфологические признаки.
Неизменяемое слово.
Разряд но значению.
Степени сравнения (если есть).
III. Синтаксическая функция (каким членом предложения является).
Образец устного разбора:
... как часто я бываю...
I. Часто - наречие, обозначает признак действия. П. Морфологические признаки.
1,Неизменяемое слово.
2.Обстоятельственное, наречие меры и степени.
III. В предложении является обстоятельством меры и степени.
Морфологический разбор категории состояния
Часть речи. Общее значение.
Морфологические признаки: разряд по значению; степень сравнения (если есть). Неизменяемость.
Синтаксическая роль.
Образец устного разбора:
I. Грустно - слово категории состояния, обозначает душевное состояние человека.
II. Морфологические признаки:
1) качественное;
2) грустнее, грустнее всего;
3) неизменяемое слово.
III. Синтаксическая функция. Слово «грустно» выполняет функцию сказуемого в безличном предложении.
Морфологический разбор предлога
План разбора:
I. Часть речи. Общее значение.
П. Морфологические признаки:
а) простой или составной
б) производный или непроизводный
в) неизменяемость
Образец разбора:
Над - предлог
I. Вставал над землёй
П. Морф призн.: прост., непроизв., неимзм.
Морфологический разбор союза
План разбора:
П. Морфологические признаки:
а) сочинительный или подчинительный
б) простой или несоставной
в) неизменяемость
Образец разбора:
I.Оглянулась иувидела
II. Морф призн.: сочинит., прост., неимзм.
Морфологический разбор частицы
План разбора:
I. Часть речи. Общее значение.
II. Разряд
Образец разбора:
Же - частица
I. Доп.знач.усиления
Синтаксический разбор словосочетания
План разбора:
1. Вычленить словосочетание из предложения (при необходимости).
2. Указать главное и зависимое слово.
3. Определить, какими частями речи они выражены и какими средствами соединены.
3. Определить вид словосочетания по главному слову.
4. Указать вид подчинительной связи (согласование, управление, примыкание)
Образец разбора:
Шелестя, падали с тополей сухие листья.
Синтаксический разбор простого предложения
План разбора:
Вид предложения по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.
Вид предложения по эмоционально-экспрессивной окраске: восклицательное, невосклицательное.
Грамматическая основа (грамматические основы).
Строение предложения: распространенное, нераспространенное.
Главные члены предложения.
Второстепенные члены предложения (если есть).
Однородные члены предложения (если есть).
Обращение (если есть).
Образец разбора:
нар. мест. гл. обращ.
Как тебя зовут , душа моя?
(Вопросит., невосклиц., простое, односост., неопределённо-личное, распростр., осложнено обращением).
вв.сл. гл. сущ. сущ. сущ.
Кажется, шепчут колосья друг другу .
(Пов., невоскл., простое, двусост., распр., осложнено вв.словом)
Сущ прич. оборот гл. нар. нар.
Солнце , ещё не вошедшее в силу , греет бережно и ласково .
(Пов., невоскл., простое, двусост., распр., осложнено обособленным определением и однородн. обст.)
Не всем школьникам легко дается полный синтаксический разбор предложения. Мы подскажем вам правильную последовательность действий, которая поможет легче справиться с таким заданием.
Этап 1: Внимательно прочтите предложение и определите цель высказывания.
По цели высказывания предложения разделяются на:
- повествовательные – «Красота спасет мир» (Ф. Достоевский);
- вопросительные – «Русь, куда ж несешься ты?» (Н. Гоголь);
- побудительные – «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!» (А. Пушкин); «Завет писателям: не нужно выдумывать интриги и сюжеты. Пользуйтесь сюжетами, которые предоставляет сама жизнь» (Ф. Достоевский).
Повествовательные предложения содержат сообщение о чем-либо и характеризуются спокойной повествовательной интонацией. Содержание и структура таких предложений может быть очень разнообразной.
Цель вопросительных предложений – получить от собеседника ответ на поставленный в предложении вопрос. В некоторых случаях, когда вопрос носит риторический характер (т.е. не требует ответа), цель такого предложения иная – патетическое высказывание какой-либо мысли, идеи, выражение отношения говорящего к чему-либо и т.п.
Цель высказывания побудительного предложения – мотивировать адресата сообщения совершить какое-либо действие. Побуждение может выражать прямой приказ, совет, просьбу, предостережение, призыв к действию и т.п. Различия между некоторыми из этих вариантов зачастую выражаются не структурой самого предложения, а интонацией говорящего.
Этап 2: Определите интонацию и эмоциональную окраску предложения.
На этой стадии синтаксического разбора предложения посмотрите, какой знак препинания стоит в конце предложения. По этому параметру предложения разделяются на:
- восклицательные – «Ну что за шейка! Что за глазки!» (И. Крылов);
- невосклицательные – «Мысль летит, а слова идут шагом» (А. Грин).
Этап 3: Найдите в предложении грамматические основы.
Количество грамматических основ в предложении определяет, каким является это предложение:
- простое предложение – «Вино превращает человека в скотину и зверя, доводит его до исступления» (Ф. Достоевский);
- сложное предложение – «Мне кажется, что люди не понимают, сколько убожества и несчастий в их жизни возникает из-за лени» (Ч. Айтматов).
В дальнейшем синтаксический разбор сложного предложения и синтаксический разбор простого предложения идут разными путями.
Для начала рассмотрим синтаксический разбор простого предложения с примерами.
Этап 4 для простого предложения : Найдите главные члены и дайте характеристику предложению.
Простое предложение в зависимости от наличия полного набора главных членов предложения или отсутствия какого-либо из них может быть:
- односоставным – «Презирать суд людей нетрудно, презирать суд собственный - невозможно» (А. Пушкин), отсутствует подлежащее; «Осень. Сказочный чертог, всем открытый для обзора. Просеки лесных дорог, заглядевшихся в озера» (Б. Пастернак), отсутствует сказуемое;
- двусоставным – «Очень плохим признаком становится потеря способности понимать юмор, аллегории, шутки» (Ф. Достоевский).
Укажите, какой главный член присутствует в односоставном предложении. В зависимости от этого, односоставные предложения бывают именными (наличествует подлежащее: назывными) и глагольными (наличествует сказуемое: определённо-личными, неопределённо-личными, обобщенно-личными, безличными).
Этап 5 для простого предложения : Посмотрите, есть ли в предложении второстепенные члены.
По наличию/отсутствию дополнений, определений и обстоятельств, простое предложение может быть:
- распространенным – «Цель моя состояла в том, чтобы побывать на Старой улице» (И. Бунин);
- нераспространенным – «Припадок кончен. Грусть в опале» (С. Есенин).
Этап 6 для простого предложения : Определите, полное предложение или неполное.
Полным или неполным является предложение – зависит от того, входят ли в его структуру все члены предложения, которые нужны для законченного, имеющего смысл высказывания. В неполных отсутствует какой-либо из главных или второстепенных членов. А смысл высказывания определяется контекстом или предыдущими предложениями.
- полное предложение – «Слова у Пришвина цветут, сверкают» (К. Паустовский);
- неполное предложение – «Как тебя зовут? - Меня Аночкой» (К. Федин).
При синтаксическом разборе предложения для неполного укажите, какие члены предложения пропущены.
Этап 7 для простого предложения : Определите, осложнено предложение или не осложнено.
Простое предложение может быть осложнено либо не осложнено вводными словами и обращениями, однородными либо обособленными членами предложения, прямой речью. Примеры простых осложненных предложений:
- «Остап Бендер, как стратег, был великолепен» (И. Ильф, Е. Петров);
- «Он, комиссар, должен был стать вровень с Сарычевым если не личным обаянием, не прошлыми боевыми заслугами, не военным талантом, так всем другим: принципиальностью, твердостью, знанием дела, наконец, мужеством в бою» (К. Симонов).
Этап 8 для простого предложения
Сперва обозначают подлежащее и сказуемое, потом второстепенные в составе подлежащего и второстепенные в составе сказуемого.
Этап 9 для простого предложения
При этом укажите грамматическую основу, если предложение осложнено – укажите осложнение.
Посмотрите на образец синтаксического разбора предложения:
- Устный разбор: предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: швейцар затоптал, двинулся было, не сделал, остановился, распространенное, полное, осложненно однородными сказуемыми, обособленным определением (причастный оборот), обособленным обстоятельством (деепричастный оборот).
- Письменный разбор: повест., невоскл., прост., двусост., г/о швейцар затоптал, двинулся было, не сделал, остановился, распр., осложн. однородн. сказ., обособл. опред. (причастн. оборот), обособл. обст-вом (деепричастн. оборот). Теперь рассмотрим синтаксический разбор сложного предложения с примерами.
Этап 4 для сложного предложения : Определите, как связь существует между частями сложного предложения.
В зависимости от наличия или отсутствия союзов, связь может быть:
- союзной – «Тот, кто стремится к самосовершенствованию, никогда не поверит, что это самосовершенствование имеет предел» (Л. Толстой);
- бессоюзной – «В момент, когда луна, такая огромная и чистая поднялась над гребнем той темной горы, звезды, которые были на небе, разом открыли глаза» (Ч. Айтматов).
Этап 5 для сложного предложения : Выясните, что связывает части сложного предложения вместе:
- интонация;
- сочинительные союзы;
- подчинительные союзы.
Этап 6 для сложного предложения : На основании связи между частями предложения и средств, которыми эта связь выражена, классифицируйте предложение.
Классификация сложных предложений:
- сложносочиненное предложение (ССП) - «Странное влияние имел на меня отец, и странные были наши отношения » (И. Тургенев);
- сложноподчиненное предложение (СПП) – «Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу» (И. Гончаров);
- сложное бессоюзное предложение (БСП) – «Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь» (А. Пушкин);
- предложение с разными видами связи – «Люди разделяются на две категории: те, что сначала думают, а потом говорят и, соответственно, делают, и те, которые сначала действуют, а потом уже думают» (Л. Толстой).
Связь между частями бессоюзного сложного предложения может выражаться разными знаками препинания: запятой, двоеточием, тире, точкой с запятой.
Этап 7 для сложного предложения : Охарактеризуйте связи частей предложения.
Определите:
- к чему относится придаточная часть;
- посредством чего придаточная часть присоединяется к главной;
- на какой вопрос отвечает.
Этап 8 для сложного предложения : Если придаточных частей несколько, опишите отношения между ними:
- последовательное – «Я слышал, как Гайдар чистил котелок песком и ругал его за то, что у того отвалилась ручка» (К. Паустовский);
- параллельное – «Надо точно учитывать среду, в которой развивается поэтическое произведение, чтобы чуждое этой среде слово не попадало случайно» (В. Маяковский);
- однородное – «Трудно было понять, был ли то где-нибудь пожар, или же собиралась всходить луна» (А. Чехов)
Этап 9 для сложного предложения : Подчеркните все члены предложения и укажите, какими частями речи они выражены.
Этап 10 для сложного предложения : Теперь разберите каждую часть сложного предложения, как простое, см. схему выше.
Этап 11 для сложного предложения : Составьте схему предложения.
При этом укажите средство связи, тип придаточной части. Посмотрите на образец синтаксического разбора сложноподчиненного предложения:
Заключение
Схема синтаксического разбора предложения, предложенная нами, поможет правильно охарактеризовать предложение по всем значимым параметрам. Пользуйтесь этим поэтапным руководством регулярно в школе и дома, чтобы лучше запомнить последовательность рассуждений при анализе предложений.
Примеры синтаксического разбора предложений простой и сложной структуры помогут верно охарактеризовать предложения в устной и письменной форме. С нашей инструкцией сложное задание станет понятнее и проще, поможет усвоить материал и закрепить его на практике.
Напишите комментарий, пригодилась ли вам эта схема. И если она оказалась полезной, не забудьте рассказать о ней друзьям и одноклассникам.
blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.