Сложноподчиненное предложение с местоименно соотносительной придаточной частью. Структурно-семантическая классификация сложноподчиненных предложений
Страница 19 из 27
Сложноподчиненные предложения местоименно-соотносительного типа
Соотносительные слова и союзные средства
Конститутивным признаком местоименно-соотносительных предложений является наличие соотносительного слова, которое входит в состав главной части в качестве ее члена и с которым соотносится придаточная часть, восполняющая его специфическую лексическую малознаменательность, синсемантичность.
Характер соотносительного слова определяет круг возможных союзных средств, с помощью которых к нему может быть присоединена придаточная часть. Союзными средствами в местоименно-соотносительных сложноподчиненных предложениях могут быть все относительные местоимения и некоторые союзы. Однако полностью этот набор связующих средств не допускается ни в одной из разновидностей местоименно-соотносительных предложений. С одной стороны, определенное соотносительное слово предполагает соответствующий круг возможных при нем союзных средств, с другой стороны, определенные союзные средства также предполагают соответствующий круг соотносительных слов. Сочетание соотносительного слова и союзного средства составляет структурную основу местоименно-соотносительного предложения.
Характер отношения между соотносительным словом и придаточной частью местоименно-соотносительного сложноподчиненного предложения не имеет аналогов ни в сфере сочетаний слов, ни в других типах сложного предложения. Являясь формально, подобно опорному слову присловного предложения, членом главной части, к которому относится придаточная часть, соотносительное слово вследствие своей лексической ненаполненности, само играет служебную роль по отношению к придаточной части: связывает ее содержание с содержанием главной части. Вместе с тем соотносительное слово играет служебную роль и по отношению к главной части: она является показателем ее формальной и смысловой несамостоятельности, выразителем того, что она представляет собой часть сложного предложения. Функцию соотносительных слов выполняют местоимения, имеющие значение отдаленного указания (тот, та, то, там, туда, оттуда), и местоимения, в семантике которых не содержится указания на отдаленность или близость (так, такой, столько, настолько). Каждое указательное местоимение, функционирующее как соотносительное слово, обладает способностью сочетаться с семантически соответствующим ему относительным местоимением (одним или несколькими): так - как, там - где, там - куда, там - откуда. Некоторые указательные местоимения, кроме того, сочетаются еще и с определенными группами союзов.
В функции соотносительных слов, кроме перечисленных указательных местоимений, могут употребляться определительные, отрицательные и неопределенные местоимения, имеющие предметное или пространственное значение: все, всё, одно, всякий, каждый, любой (эти слова в местоименно-соотносительных предложениях имеют субстантивную природу), ничто, кое-что и т.п.; всюду, везде, нигде, никуда, где-то и т.п. Определительные, отрицательные и неопределенные местоимения выступают как более лексически содержательные "заместители" соответствующих указательных местоимений.
"Заместителями" соотносительных слов могут быть также указательные местоимения, имеющие значение близкого указания. Эти местоимения в силу особенности их значения тесно связаны с ситуацией и контекстом и потому семантически более содержательны. Как соотносительные слова из числа местоимений этого типа могут употребляться здесь, сюда, отсюда.
Типы местоименно-соотносительных предложений
По характеру соотносительных слов и средств связи частей местоименно-соотносительные сложноподчиненные предложения делят на три типа.
Предложения первого типа характеризуются тем, что допускают любое из соотносительных слов, кроме наиболее отвлеченного слова то 2 и устойчивых сочетаний до того, до такой степени, таким образом, выбор же союзного средства в них ограничен - в них возможны только относительные местоимения, соответствующие по значению соотносительным словам: Лесная книга даётся только тем, кто хочет читать её без всякой ощутимой пользы для себя или корысти (Пр.); То, что я принял за облако, был густой утренний туман над Клязьмой-рекой (Ант.); Серпилин хорошо представлял себе, что такое эта сегодняшняя ночь там, где теперь идёт главная война (Сим.); И разве "Буря мглою небо кроет" звучит для меня так, как это звучало, например, для Брюсова, росшего на Трубе в Москве? (Бун.).
2. В предложениях второго типа одинаково ограничен и круг соотносительных слов и круг союзных средств. Они содержат соотносительные слова с определительным - качественным или количественным - значением, а союзными средствами в них служат асемантичные союзы что, чтобы и союзы, выражающие значение ирреального сравнения: Я, братец, так люблю её, что даже боюсь своей любви (Буи.); Стояла такая темень, что в комнате не видно было окон (Ант.); Серпилин видел своими глазами столько смертей, что давно потерял им счёт (Сим.); Но, видно, не такое наступило время, чтобы старикам, можно было тихо помирать в родных куренях (Ш.); Дожди были такие, будто не вода, а серебро лилось с неба (Пауст.); Мотя встретила Трубникова так, словно он к ней в гости пожаловал (Наг.).
3. В предложениях третьего типа максимально ограничен круг соотносительных слов и максимально широк круг союзных средств. Эти сложноподчиненные предложения содержат наиболее семантически опустошенное, формализованное соотносительное слово то 2 , в качестве же союзных средств здесь возможны все относительные местоимения (кроме что) и асемантичные союзы что и чтобы; ср.: Трудность состояла в том, как совместить быстроту и точность обработки детали. - Трудность состояла в том, что при убыстрении обработки детали снижалась точность. - Задача состояла в том, чтобы одновременно увеличить и быстроту и точность обработки детали.
С этими формальными особенностями в наборе возможных соотносительных слов и союзных средств связаны различия в принципе организации сложноподчиненного предложения - в характере анафорической функции соотносительных слов. Предложения первого типа (с соотносительными словами, имеющими предметное, пространственное или определительное значение, и с соответствующими им по значению относительными местоимениями как союзными средствами) строятся на основе прямой соотнесенности между соотносительным и союзным словами и отождествления их семантического наполнения. В предложениях второго типа (с соотносительными словами, имеющими определительное значение, и с союзами) соотносительное слово связано со всей придаточной частью, но связь эта имеет косвенный, опосредованный характер, опирается на элементы смысла, не получающие отдельного словесного выражения, а свойственные конструкции в целом, и предполагает соотнесенность между содержанием придаточной и главной частей в целом. В предложениях третьего типа (с соотноси тельным словом то 2 , допускающим и относительный и союзный способ выражения связи) соотносительное слово вмещает в себя все содержание придаточной части и включает его в главную как единый компонент ее семантико-синтаксической структуры. Так, в предложениях первого типа Я взял с собой то, что было необходимо; Как в книжке написано, так я и сделал наблюдается такое соответствие: то - что, так - как. В предложении второго типа Я так устал, что еле дошёл до дома между соотносительным словом так и придаточной частью нет прямой соотнесенности, связь между ними основана на отношениях следствия, которые предполагают смысловую соотнесенность между главной и придаточной частями. В предложении третьего типа Эта книга хороша тем, что заставляет задуматься семантическое наполнение то 2 (это слово представлено формой творительного падежа) равно содержанию придаточной части: между ними существует прямая соотнесенность, основанная на вмещающей функции соотносительного слова.
Эти три типа предложений различаются также особенностями порядка частей. Предложения второго типа имеют фиксированный порядок частей: придаточная часть обязательно постпозитивна. Предложения первого и третьего типов представляют собой гибкие структуры, но закономерности расположения частей, влияние порядка слов на структуру и значение сложноподчиненного предложения в них различны.
Из всех признаков, различающих типы местоименно-соотносительных сложноподчиненных предложений, наиболее существенным и глубоким является характер анафорической функции соотносительного слова, определяющий отношение между главной и придаточной частями. Поэтому для них можно принять следующие обозначения, указывающие на специфику анафорической функции соотносительного слова: 1) отождествительные предложения;
2) предложения фразеологического типа; 3) вмещающие предложения.
Индекс материала |
---|
Курс: Синтаксис сложного предложения |
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН |
Грамматическая природа сложного предложения |
Коммуникативная организация сложного предложения |
Структурные типы сложных предложений |
Структурная схема сложного предложения |
Сочинение и подчинение в сложном предложении |
Классы сложных предложений |
Традиционная классификация сложносочиненных предложений |
Соотносительные слова и союзные средства
Конструктивным признаком местоименно-соотносительных сложноподчиненных предложений является наличие соотносительного слова , которое входит в состав главной части в качестве ее члена и с которым соотносится придаточная часть, восполняющая его специфическую лексическую малознаменательность, синсемантичность.
Характер соотносительного слова определяет круг возможных союзных средств , в помощью которых к нему может быть присоединена придаточная часть. Союзными средствами в местоименно-соотносительных сложноподчиненных предложениях могут быть все относительные местоимения и некоторые союзы. Однако полностью этот набор связующих средств не допускается ни в одной из разновидностей местоименно-соотносительных предложений. С одной стороны, определенное соотносительное слово предполагает соответствующий круг возможных при нем союзных средств, с другой стороны, определенные союзные средства также предполагают соответствующий круг соотносительных слов. Сочетание соотносительного слова и союзного средства составляет структурную основу местоименно-соотносительного предложения.
Характер отношения между соотносительным словом и придаточной частью местоименно-соотносительного сложноподчиненного предложения не имеет аналогов ни в сфере сочетаний слов, ни в других типах сложного предложения. Являясь формально, подобно опорному слову присловного предложения, членом главной части, к которому относится придаточная часть, соотносительное слово, вследствие своей лексической ненаполненности, само играет служебную роль по отношению к придаточной части: связывает ее содержание с содержанием главной части. Вместе с тем соотносительное слово играет служебную роль и по отношению к главной части: оно является показателем ее формальной и смысловой несамостоятельности, выразителем того, что она представляет собой часть сложного предложения.
Функцию соотносительных слов выполняют местоимения, имеющие значение отдаленного указания (тот, та, то, там, туда, оттуда ), и местоимения,в семантике которых не содержится указания на отдаленность или близость (так, такой, столько, настолько ). Каждое указательное местоимение, функционирующее как соотносительное слово, обладает способностью сочетаться с семантически соответствующим ему относительным местоимением (одним или несколькими):так–как, там–где, там–куда, там–откуда . Некоторые указательные местоимения, кроме того, сочетаются еще и с определенными группами союзов.
В функции соотносительных слов, кроме перечисленных указательных местоимений, могут употребляться определительные, отрицательные и неопределенные местоимения, имеющие предметное или пространственное значение: все, всё, одно, всякий, каждый, любой (эти слова в местоименно-соотносительных предложениях имеют субстантивную природу),ничто, кое-что и т.п.;всюду, везде, нигде, никуда, где-то и т.п. Определительные, отрицательные и неопределенные местоимения выступают как более лексически содержательные «заместители» соответствующих указательных местоимений.
«Заместителями» соотносительных слов могут быть также указательные местоимения, имеющие значение близкого указания. Эти местоимения в силу особенности их значения тесно связаны с ситуацией и контекстом и поэтому семантически более содержательны. Как соотносительные слова из числа местоимений этого типа могут употребляться здесь, сюда, отсюда .
Типы местоименно-соотносительных предложений
По характеру соотносительных слов и средств связи частей местоименно соотносительные сложноподчиненные предложения делят на три типа.
1. Предложения первого типа характеризуются тем, что допускают любое из сотносительных слов, кроме наиболее отвлеченного слова то 2 и устойчивых сочетанийдо того, до такой степени, таким образом , выбор же союзного средства в них ограничен – в них возможны только относительные местоимения, соответствующие по значению соотносительным словам:Лесная книга дается только тем, кто хочет читать ее без всякой ощутимой пользы для себя или корысти (Пр.);То, что я принял за облако, был густой утренний туман над Клязьмой-рекой (Ант.);Серпилин хорошо представлял себе, что такое эта сегодняшняя ночь там, где теперь идет главная война (Сим.);И разве «Буря мглою небо кроет» звучит для меня так, как это звучало, например, для Брюсова, росшего на Трубе в Москве? (Бун.).
2. В предложениях второго типа ограничен и круг соотносительных слов и круг союзных средств. Они содержат соотносительные слова с определительным – качественным или количественным – значением, а союзными средствами в них служат асемантичные союзы что, чтобы и союзы, выражающие значение ирреального сравнения:Я, братец, так люблю ее, что даже боюсь своей любви (Бун.);Стояла такая темень, что в комнате не видно было окон (Ант.); Серпилин видел своими глазами столько смертей, что давно потерял им счет (Сим.); Но, видно, не такое наступило время, чтобы старикам можно было помирать в родных куренях (Ш.);Дожди были такие , что вода будто не вода, а серебро лилось с неба (Пауст.);Мотя встретила Трубникова так , словно он к ней в гости пожаловал (Наг.).
В предложениях третьего типа максимально ограничен круг соотносительных слов и максимально широк круг союзных средств. Эти сложноподчиненные предложения содержат наиболее семантически опустошенное, формализованное соотносительное слово то 2 ; в качестве же союзных средств здесь возможны все относительные местоимения (кромечто ) и асемантичные союзы что и чтобы; ср.:Трудность состояла в том, как совместить быстроту и точность обработки детали. – Трудность состояла в том, что при убыстрении обработки детали снижалась точность. – Задача состояла в том, чтобы одновременно увеличить и быстроту и точность обработки детали .
С этими формальными особенностями в наборе возможных соотносительных слов и союзных средств связаны различия в принципе организации сложноподчиненного предложения – в характере анафорической функции соотносительных слов. Предложения первого типа (с соотносительными словами, имеющими предметное, пространственное или определительное значение, и с соответствующими им по значению относительными местоимениями как союзными средствами) строятся на основепрямой соотнесенности между соотносительным и союзным словами иотождествления их семантического наполнения. В предложениях второго типа (с соотносительными словами, имеющими определительное значение, и с союзами) соотносительное слово связано со всей придаточной частью, но связь эта имееткосвенный, опосредованный характер, опирается на элементы смысла, не получающие отдельного словесного выражения, а свойственные конструкции в целом, и предполагает соотнесенность между содержанием придаточной и главной частей в целом. В предложениях третьего типа (с соотносительным словомто 2 , допускающим и относительный и союзный способ выражения связи) соотносительное слововмещает в себя все содержание придаточной части и включает его в главную как единый компонент ее семантико-синтаксической структуры. Так, в предложениях первого типаЯ взял с собой то, что было необходимо; Как в книжке написано, так я и сделал наблюдается такое соответствие:то–что, так–как . В предложении второго типаЯ так устал, что еле дошел до дома между соотносительным словом так и придаточной частью нет прямой соотнесенности, связь между ними основана на отношенияхследствия , которые предполагают смысловую соотнесенность между главной и придаточной частями. В предложении третьего типаЭта книга хороша тем, что заставляет задуматься семантическое наполнението 2 (это слово представлено формой творительного падежа) равно содержанию придаточной части: между ними существует прямая соотнесенность, основанная на вмещающей функции соотносительного слова.
Эти три типа предложений различаются также особенностями порядка частей. Предложения второго типа имеют фиксированный порядок частей: придаточная часть обязательно постпозитивна. Предложения первого и третьего типов представляют собой гибкие структуры, но закономерности расположения частей, влияние порядка слов на структуру и значение сложноподчиненного предложения в них различны.
Из всех признаков, различающих типы местоименно-соотносительных сложноподчиненных предложений, наиболее существенным и глубоким является характер анафорической функции соотносительного слова, определяющий отношение между главной и придаточной частями. Поэтому для них можно принять следующие обозначения, указывающие на специфику анафорической функции соотносительного слова: 1) отождествительные предложения; 2) предложения фразеологического типа; 3) вмещающие предложения.
Бессоюзные сложные предложения
Приместоименные придаточные выделяются двух типов:
1) местоименно-соотносительные;
2) местоименно-союзные.
Местоименно-соотносительные конструкции.
В них связь между предикативными частями осуществляется с помощью соотносительных пар: «тот, всякий, каждый, все - кто», «кто (все) - что», «такой - какой», «таков - каков», «так – как», «столько - сколько», «настолько - насколько»:
Тот, [ кто тот?] кто уважает старших, сам достоин уважения.
Он сделал всё так, [ как так?] как умеет.
Он кланялся всякому, [ какому всякому?] кого встречал на пути.
Средство связи в предложениях подобного типа – союзное слово.
Местоименно-союзные предложения можно назвать предложениями контаминированной структуры. Такие предложения совмещают признаки предложений разных типов. Они занимают промежуточное положение между предложениями расчлененной и нерасчлененной структуры. Их особенностями является следующее:
1) Наличие в главной части местоимения, требующего распространения;
2) соотносительный союз в придаточной части.
Он делает работу так, что за ним нужно всё переделывать - местоименно-союзный тип.
Он сделает эту работу так, как никто не сделает - местоименно-соотносительный тип.
Предложения местоименно-союзного типа могут иметь следующие значения:
1) Значение меры и степени:
Он так раним [ в какой степени?], что его всегда легко обидеть
2) Значение образа действия:
Татьяна так танцевала [ каким образом?], что все подруги ей завидовали.
3) Значение сравнения:
Воздух такой чисты, будт о кругом нет промышленных предприятий.
Следует запомнить, что конструкции со сравнительными союзами, придаточные в которых распространяют имя существительное, рассматриваются среди атрибутивных (определительных).
Отдельно от других стоят сравнительно-сопоставительные конструкции, связь между предикативными частями которых осуществляется с помощью соотносительной пары «чем - тем». В конструкциях подобного типа в обеих частях присутствует компаратив:
Чем меньше [компаратив наречия] женщину мы любим, тем больше [компаратив наречия] нравимся мы ей.
Примечание:
«АГ80» рассматривает эти предложения среди сравнительных конструкций нерасчлененной структуры (И. Н. Кручинина, с. 492 , §2818); М. В. Ляпон (с. 614, §3106) считает, что это сопоставительные СПП расчлененной структуры; Л. Ю. Максимов относит эти СПП к несвободным фразеологизированным моделям местоименно-соотносительного типа.
ЛЕКЦИЯ № 3.
СПП расчлененной структуры
План
1. СПП расчлененной структуры: общая характеристика.
2. СПП с придаточными времени.
3.СПП с придаточными места.
4. СПП с придаточными цели
5. СПП с придаточными причины.
6. СПП с придаточными условия.
7. СПП с придаточными уступки (уступительными).
8. СПП с придаточными следствия.
9. СПП с придаточными сравнения.
10. Вопрос о сложноподчиненных предложениях с придаточной частью образа действия, меры и степени.
11. СПП с присоединительными придаточными;
12. СПП с пояснительными придаточными.
1. НАПОМНИМ, что в СПП расчлененной (с неприсловной связью) структуры:
1) придаточная часть относится ко всей главной и не имеет опорного слова в главной части:
Мы вышли из дома, когда стемнело.
2) связь оформляется в основном семантическим (однозначным) союзом, указывающим на определённые отношения;
3) корреляты свободно перемещаются в предложении (могут быть как в главной, так и в придаточной части);
4) видовременной план соотношения форм глаголов-сказуемых носит несвободный характер.
К предложениям этого типа относятся СПП с придаточными:
Времени;
Причины;
Условия;
Уступки;
Следствия;
Сравнения;
Образа действия, меры и степени (по школьному курсу);
Присоединительные;
Сопоставительные;
Выделяются (по аналогии с второстепенными членами предложения: определениями, дополнениями и обстоятельствами) три основные типа придаточных : определительные, изъяснительные и обстоятельственные; последние в свою очередь делятся на несколько видов.
Придаточное предложение может относиться к определённому слову в главном (присловные придаточные) или ко всему главному (неприсловные придаточные).
Для определения типа придаточного предложения необходимо учитывать три взаимосвязанных признака: 1) вопрос, который можно задать от главного предложения к придаточному; 2) присловный или неприсловный характер придаточного предложения; 3) средство связи придаточного с главным.
Придаточные определительные
Подобно определениям в простом предложении, определительные придаточные выражают признак предмета, но, в отличие от большинства определений, они часто характеризуют предмет не прямо, а косвенно - через ситуацию, которая так или иначе связана с предметом.
В связи с общим значением признака предмета определительные придаточные зависят от существительного (или от слова в значении существительного) в главном предложении и отвечают на вопрос какой? Они присоединяются к главному только союзными словами - относительными местоимениями (который, какой, чей, что) и местоименными наречиями (где, куда, откуда, когда). В придаточном предложении союзные слова замещают то существительное из главного, от которого зависит придаточное.
Например: [Одно из противоречий , (какими живо творчество Мандельштама), касается собственной природы этого творчества] (С. Аверинцев) - [сущ., (какими (= противоречиями)), ].
Союзные слова в сложноподчинённых предложениях с можно разделить на основные (который, какой, чей) и неосновные (что, где, куда, откуда, когда). Неосновные всегда могут быть заменены основным союзным словом который, и возможность такой замены является ярким признаком определительных придаточных.
Деревня, где (в которой) скучал Евгений, была прелестный уголок... (А. Пушкин) - [сущ., (где),].
Мне припомнилась нынче собака, что (которая) была моей юности друг (С. Есенин) - [сущ.], (что).
Ночной порой в пустыне городской есть час один, проникнутый тоскою, когда (в который) на целый город ночь сошла... (Ф. Тютчев) - [ сущ.], (когда).
В главном предложении часто бывают указательные слова (указательные местоимения и наречия) тот, такой, например:
Это был тот знаменитый артист, которого она видела на сцене в прошлом году (Ю. Герман) - [ ук.сл. тот - сущ.], (которого).
Местоименно-определительные придаточные
По значению к придаточным определительным близки местоименно-определителъные придаточные . Они отличаются от собственно определительных придаточных тем, что относятся не к существительному в главном предложении, а к местоимению (тот, каждый, весь и др.), употреблённому в значении существительного, например:
1) [Всего, (что знал еще Евгений ), пересказать мне недосуг ) (А. Пушкин) - [мест., (что),]. 2) [Не т о, (что мните вы ), природа ]... (Ф. Тютчев) - [мест., (что),].
Как и придаточные определительные, раскрывают признак предмета (поэтому к ним лучше тоже задавать вопрос какой?) и присоединяются к главному предложению с помощью союзных слов (основные союзные слова - кто и что).
Ср.: [Тот человек , (который приходил вчера), сегодня не появлялся ] - придаточное определительное. [ук.сл.+сущ., (который), ].
[Тот , (кто приходил вчера), сегодня не появлялся ] - придаточное местоименно-определительное. [ мест., (кто), ].
В отличие от собственно определительных придаточных, которые всегда стоят после того существительного, к которому они относятся, местоименно-определительные придаточные могут стоять и перед определяемым словом, например:
(Кто жил и мыслил ), [тот не может в душе не презирать людей] ... (А. Пушкин) - (кто), [мест. ].
Придаточные изъяснительные
Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и относятся к члену главного предложения, который нуждается в смысловом распространении (дополнении, изъяснении). Этот член предложения выражен словом, имеющим значение речи, мысли, чувства или восприятия. Чаще всего это глаголы (сказать, спросить, ответить и др.; думать, знать, вспомнить и др.; бояться, обрадоваться, гордиться и др.; увидеть, услышать, почувствовать и др.), но могут быть и другие части речи: прилагательные (рад, доволен), наречия (известно, жаль, нужно, ясно), существительные (известие, сообщение, слух, мысль, заявление, чувство, ощущение и др.)
Придаточные изъяснительные прикрепляются к поясняемому слову тремя способами: 1) с помощью союзов что, как, будто, чтобы, когда и др.; 2) с помощью любых союзных слов; 3) с помощью союза-частицы ли.
Например: 1) [Свет решил ], (что т умён и очень мил ) (А. Пушкин) - [ глаг.], (что). [Я_ боялся ], (чтоб в помысле смелом ты меня упрекнуть не могла ) (А. Фет) - [ глаг.], (чтоб). [Ей снится ], (будто бы она идёт по снеговой поляне, печальной мглой окружена) (А. Пушкин) - [ глаг.], (будто бы).
2) [Ты знаешь сам], (какое время наступило ) (Н. Некрасов) - [ глаг.], (какое). [Затем она стала расспрашивать меня], (где я теперь работаю ) (А. Чехов) - [глаг.], (где). (Когда он прибудет ), [неизвестно ] (А. Чехов) - (когда), [нар.]. [Я_ спросил а у кукушки], (сколько лет я проживу )... (А. Ахматова) - [глаг.], (сколько).
3) [Обоим очень хотелось узнать \, (привёз ли отец обещанную льдинку) (Л. Кассиль) - [глаг.], (ли).
Придаточные изъяснительные могут служить для передачи косвенной речи. С помощью союзов что, как, будто, когда выражаются косвенные сообщения, с помощью союза чтобы - косвенные побуждения, с помощью союзных слов и союза-частицы ли - косвенные вопросы.
В главном предложении при поясняемом слове может быть указательное слово то (в разных падежах), которое служит для выделения содержания придаточного предложения. Например: \Чехов устами доктора Астрова выразил одну из своих совершенно удивительных по меткости мыслей о том], (что леса учат человека понимать прекрасное) (К. Паустовский) - [сущ.+ук.сл.], (что).
Разграничение придаточных определительных и придаточных изъяснительных
Определённые трудности вызывает разграничение придаточных определительных и придаточных изъяснительных , которые относятся к существительному. Следует помнить, что придаточные определительные зависят от существительного как части речи (для них не важно значение определяемого существительного), отвечают на вопрос какой?, указывают на признак того предмета, который назван определяемым существительным, и присоединяются к главному только союзными словами. Придаточные же изъяснительные зависят от существительного не как части речи, а как от слова с определённым значением (речи, мысли, чувства, восприятия), кроме вопроса какой? (а его всегда можно задать от существительного к любому зависящему от него слову или предложению) к ним можно задать и падежный вопрос, они раскрывают (изъясняют) содержание речи, мысли, чувства, восприятия и присоединяются к главному союзами и союзными словами. (Придаточное , присоединяемое к главному союзами и союзом-частицей ли, может быть только изъяснительным: Мысль, что он не прав, мучила его; Мысль о том, прав ли он, мучила его).
Сложнее разграничить придаточные определительные и придаточные изъяснительные , зависящие от существительных в тех случаях, когда изъяснительные придаточные присоединяются к главному при помощи союзных слов (особенно союзного слова что). Ср.: 1) Вопрос, что (который) ему задали, показался ему странным. Мысль, что (которая) пришла ему в голову утром, не давала ему покоя целый день. Известие, что (которое) я получил вчера, очень меня расстроило. 2) Вопрос, что ему теперь делать, мучил его. Мысль о том, что он натворил, не давала ему покоя. Известие о том, что произошло у нас вклассе, изумило всю школу.
1) Первая группа - сложноподчинённые предложения с придаточными определительными . Союзное слово что можно заменить союзным словом который. Придаточное указывает на признак предмета, названного определяемым существительным (от главного предложения к придаточному можно задать только вопрос какой?, падежный вопрос задать нельзя). Указательное слово в главном предложении возможно только в форме согласованного с существительным местоимения (тот вопрос, та мысль, то известие).
2) Вторая группа - сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными . Замена союзного слова что союзным словом который невозможна. Придаточное не просто указывает на признак предмета, названного определяемым существительным, но и изъясняет содержание слов вопрос, мысль, известие (от главного предложения к придаточному может быть задан падежный вопрос). Указательное слово в главном предложении имеет иную форму (падежные формы местоимений: вопрос, мысль, известие о том).
Обстоятельственные придаточные
Большинство обстоятельственных придаточных предложений имеют те же значения, что и обстоятельства в простом предложении, а следовательно, отвечают на те же вопросы и соответственно делятся на те же виды.
Придаточные образа действия и степени
Характеризуют способ совершения действия или степень проявления качественного признака и отвечают на вопросы как? каким образом? в какой степени? насколько? Они зависят от слова, которое выполняет в главном предложении функцию обстоятельства образа действия или степени. К главному предложению эти придаточные присоединяются двумя способами: 1) с помощью союзных слов как, сколько, насколько; 2) с помощью союзов что, чтобы, словно, точно, будто, как будто.
Например: 1) [Наступление шло так], (как было предусмотрено в штабе) (К. Симонов) - [глаг.+ук.ел. так], (как) (придаточное образа действия).
2) [Старушке столько же хотелось повторить свой рассказ], (сколько мне его слушать ) (А. Герцен) -[глаг.+ук.ел.столько], (сколько) (придаточное степени).
Придаточные образа действия и степени могут быть однозначными (если присоединяются к главному союзными словами как, сколько, насколько) (см. примеры выше) и двузначными (если присоединяются союзами; второе значение вносится союзом). Например: 1) [Белые акации пахли так сильно], (что их сладкий, приторный, конфетный запах чувствовался на губах и во рту) (А. Куприн) -
[ук.сл. так + нареч.], (что) (значение степени осложнено значением следствия, которое вносится в значение придаточного союзом что).
2) [Красивая девушка должна быть одета так], (чтобы выделяться из окружающей обстановки) (К. Паустовский) - [кр.прич. + ук.сл. так], (чтобы) (значение образа действия осложнено значением цели, которое вносится союзом чтобы).
3) [Всё это маленькое растение так сверкало у наших ног], (будто оно было действительно сделано из хрусталя) (К. Паустовский) - [ук.сл. так + глаг.], (будто) (значение степени осложнено значением сравнения, которое вносится союзом будто).
Придаточные места
Придаточные места указывают на место или направление действия и отвечают на вопросы где? куда? откуда? Они зависят от всего главного предложения или от обстоятельства места в нём, выраженного наречием (там, туда, оттуда, нигде, везде, всюду и др.), и присоединяются к главному предложению с помощью союзных слов где, куда, откуда. Например:
1) [Дорогою свободной иди], (куда влечёт тебя свободный цм)... (А. Пушкин) - , (куда).
2) [Он писал всюду], (где заставала его жажда писать) (К. Паустовский) - [нар.], (где).
3) (Куда река пошла ), [там и русло будет ] (пословица) -(куда), [ ук.сл. там ].
Придаточные места следует отличать от других типов придаточных, которые тоже могут присоединяться к главному предложению с помощью союзных слов где, куда, откуда.
Ср.: 1) И [Таня входит в дом пустой], (где (в котором) жил недавно наш герой ) (А. Пушкин) - [сущ.], (где) (придаточное определительное).
2) [Я_ стал припоминать ], (куда ходил в течение дня) (И. Тургенев) - [глаг.], (куда) (придаточное изъяснительное).
Придаточные времени
Придаточные времени указывают на время совершения действия или проявления признака, о которых говорится в главном предложении. Они отвечают на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор?, зависят от всего главного предложения и присоединяются нему временными союзами когда, пока, как только, едва, прежде чем, в то время как, до тех пор пока, с тех пор как, как вдруг и др. Например:
1) [Когда граф вернулся ], (Наташа неучтиво обрадовалась ему и заторопилась уезжать ) (Л. Толстой) - (ког2) (Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон), [в заботах суетного света он малодушно погружён } (А. Пушкин) - (пока), .
В главном предложении могут быть указательные слова тогда, до тех пор, после того и др., а также второй компонент союза (то). Если в главном предложении есть указательное слово тогда, то когда в придаточном является союзным словом. Например:
1) [Я_ сижу до тех пор], (пока не начинаю чувствовать голод) (Д. Хармс) - [ ук.сл. до тех пор ], (пока).
2) (Когда зимой ешь свежие огурцы), [то во рту пахнет весной] (А. Чехов) - (когда), [то].
3) [Поэт чувствует буквальное значение слова даже тогда], (когда даёт его в переносном значении) (С. Маршак) - [ ук.сл. тогда], (когда).
Придаточные времени необходимо отличать от других видов придаточных, присоединяемых союзным словом когда. Например:
1) [Я_ видел Ялту в том году], (когда (- в котором) её покинул Чехов ) (С. Маршак) - [ук.сл.+сущ.], (когда) (придаточное определительное).
2) [Корчагин неоднократно спрашивал меня], (когда он может выписаться ) (Н. Островский) - [глаг.], (когда) (придаточное изъяснительное).
Придаточные условия
Придаточные условия указывают на условия осуществления того, о чём говорится в главном предложении. Они отвечают на вопрос при каком условии?, если, если... то, когда (= если), когда... то, коли, коль скоро, раз, в случае если и др. Например:
1) (Если я заболею ), [к врачам обращаться не стану ]...(Я. Смеляков) - (если), .
2) (Раз мы начали говорить ), [то лучше договорить все до конца] (А. Куприн) - (раз), [то].
Если придаточные условные стоят перед главным, то в последнем может быть вторая часть союза - то (см. 2-ой пример).
Придаточные цели
Придаточные предложения цели указывают на цель того, о чём говорится в главном предложении. Они относятся ко всему главному предложению, отвечают на вопросы зачем? с какой целью? для чего? и присоединяются к главному с помощью союзов чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы (устар.) и др. Например:
1) [Я_ разбудил Пашку], (чтобы, он не свалился с дрог) (А. Чехов) - , (чтобы);
2) [Он употребил всё своё красноречие], (дабы отвратить Акулину от её намерения) (А. Пушкин) - , (дабы);
3)(Для того чтобы быть счастливым ), [надо не только любить , но и быть любимым ] (К. Паустовский) - (для того чтобы), ;
При расчленении составного союза в придаточном остаётся простой союз чтобы, а остальные слова входят в главное предложение, являясь указательным словом и членом предложения, например: [Я_ упоминаю об этом исключительно для того], (чтобы подчеркнуть безусловную подлинность многих вещей Куприна) (К. Паустовский) - [ук.сл. для того], (чтобы).
Придаточные цели нужно отличать от других видов придаточных с союзом чтобы. Например:
1) [Я хочу ], (чтоб к штыку приравняли перо) (В. Маяковский) - [глаг.], (чтоб) (придаточное изъяснительное).
2) [Время посадки было рассчитано так], (чтобы к месту высадки попасть на рассвете) (Д. Фурманов) - [кр.прич.+ук.сл. так], (чтобы) (придаточное образа действия с добавочным значением цели).
Придаточные причины
Придаточные предложения причины раскрывают (обозначают) причину того, о чём говорится в главном предложении. Они отвечают на вопросы почему? по какой причине? отчего?, относятся ко всему главному предложению и присоединяются к нему с помощью союзов потому что, оттого что, так как, ибо, из-за того что, затем что, вследствие того что, благодаря тому что и др. Например:
1) [Посылаю ей все слёзы в подарок], (потому что не дожить мне до свадьбы) (И. Бродский) - , (потому что)
2) [Всякий труд важен ], (ибо облагораживает человека) (Л. Толстой) - , (ибо).
3) (Благодаря тому что мы ставили каждый день новые пьесы), [театр наш довольно охотно посещался ] (А. Куприн) - (благодаря тому что), .
Составные союзы, последней частью которых является что, могут расчленяться: в придаточном остаётся простой союз что, а остальные слова входят в главное предложение, выполняя в нём функцию указательного слова и являясь членом предложения. Например:
[Оттого и дороги мне люди ], (что живут со мною на земле) (С. Есенин) - [ ук.сл. оттого], (что).
Придаточные уступительные
В придаточном уступительном сообщается о событии, вопреки которому осуществляется действие, событие, называемое в главном предложении. При уступительных отношениях главное предложение сообщает о таких событиях, фактах, действиях, которые не должны были бы произойти, но тем не менее происходят (произошли, произойдут). Таким образом, придаточные уступительные называют как бы «несработавшую» причину. Придаточные уступительные отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему?, относятся ко всему главному предложению и присоединяются к нему 1) союзами хотя, хотя... но, не смотря на то что, вопреки тому что, невзирая на то что, пускай, пусть и др. и 2) союзными словами в сочетании с частицей ни: как ни, сколько ни, что (бы) ни. Например:
I . 1) И (хоть он был повеса пылкой ), [но разлюбил он наконец и брань, и саблю, и свинец] (А. Пушкин) - (хоть), [но].
Примечание . В главном предложении, при котором находится уступительное придаточное, может находиться союз но.
2) (Пусть роза сорвана ), [она ещё цветёт ] (С. Надсон) - (пусть), .
3) [В степи было тихо, пасмурно ], (несмотря на то что солнце поднялось ) (А. Чехов) - , (несмотря на то что).
П. 1) (Как ни оберегал себя Пантелей Прокофъевич от всяких тяжёлых переживаний), [но вскоре пришлось пережить ему новое потрясение] (М. Шолохов) -(как ни), [но].
2) [Я_, (сколько ни любил бы вас), привыкнув, разлюблю тотчас) (А. Пушкин) - [, (сколько ни), ].
Придаточные сравнительные
Рассмотренные выше типы обстоятельственных придаточных по значению соответствуют одноимённым разрядам обстоятельств в простом предложении. Однако есть три типа придаточных (сравнительные , следствия и присоединительные), которым нет соответствия среди обстоятельств в простом предложении. Общая особенность сложноподчинённых предложений с этими типами придаточных - невозможность, как правило, задать вопрос от главного предложения к придаточному.
В сложноподчинённых предложениях с придаточными сравнительными содержание главного предложения сравнивается с содержанием придаточного. Придаточные сравнительные относятся ко всему главному предложению и присоединяются к нему союзами как, точно, словно, буто, как будто, подобно тому как, будто бы, чем... тем, чем и др. Например:
1) (Как летом роем мошкара летит на пламя), [слетались хлопья со двора к оконной раме] (К. Пастернак] (как), ["].
2) [Мелкие листья ярко и дружно зеленеют ], (словно кто их вымыл и лак на них навёл ) (И. Тургенев) - , (словно).
3) [Мы втроём начали беседовать ], (как будто век были знакомы ) (А. Пушкин) - , (как будто).
Особую группу среди придаточных сравнительных составляют предложения с союзом чем и с двойным союзом чем... тем. Придаточные с двойным союзом чем... тем имеют сравнительно-сопоставительное значение, взаимную обусловленность частей. Придаточные же с союзом чем, кроме того, относятся не ко всему главному, а к слову в нём, которое выражено формой сравнительной степени прилагательного или наречия.
1) (Чем меньше женщину мы любим ), [тем легче нравимся мы ей] (А. Пушкин) - (чем), [тем].
2) [Время шло медленнее], (чем ползли тучи по небу) (М. Горький) - [сравн.степ.нар.], (чем).
Сравнительные придаточные могут быть неполными: в них опускается сказуемое, если оно совпадает со сказуемым главного предложения. Например:
[Существование его заключено в эту тесную программу], (как яйцо в скорлупу) (А. Чехов) - , (как).
О том, что это именно неполное двусоставное предложение свидетельствует второстепенный член группы сказуемого - в скорлупу.
Неполные сравнительные придаточные не следует путать со сравнительными оборотами, в которых не может быть сказуемого.
Придаточные следствия
Придаточные следствия указывают на следствие, вывод, которые вытекают из содержания главного предложения.
Придаточные следствия относятся ко всему главному предложению, всегда стоят после него и присоединяются к нему союзом так что.
Например: [Зной всё увеличивался ], (так что становилось тяжело дышать ) (Д. Мамин-Сибиряк); [Снег всё становился белее и ярче ], (так чтоломило глаза) (М. Лермонтов) - , (так что).
Придаточные присоединительные
Придаточные присоединительные содержат добавочные сведения, замечания к тому, о чём сообщается в главном предложении. Присоединительные придаточные относятся ко всему главному предложению, всегда стоят после него и прикрепляются к нему союзными словами что, чем, о чём, отчего, зачем, почему и др.
Например: 1) [Ей нужно было не опоздать в театр],(отчего она очень торопилась ) (А. Чехов) - , (отчего).
2) [Пала роса ], (что предвещало завтра хорошую погоду) (Д. Мамин-Сибиряк) - , (что).
3) [А старик Кукушки н быстро надел очки, позабыв протереть их], (чего с ним за тридцать лет служебной деятельности никогда не случалось ) (И. Ильф и Е. Петров) - , (чего).
Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с одним придаточным
Схема разбора сложноподчинённого предложения с одним придаточным
1.Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
2.Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).
3.Определить главное и придаточное предложения, найти их границы.
Составить схему предложения: задать (если возможно) вопрос от главного к придаточному, указать в главном слово, от которого зависит придаточное (если оно присловное), охарактеризовать средство связи (союз или союзное слово), определить тип придаточного (определительное, изъяснительное и т. д.).
Образец разбора сложноподчинённого предложения с одним придаточным
1) [Во время сильной бури вывернуло с корнем высокую стару сосну], (отчего и образовалась эта яма) (А. Чехов).
, (отчего).
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое с придаточным присоединительным. Придаточное относится ко всему главному и присоединяется к нему союзным словом отчего.
2) (Чтоб быть современнику ясным ), [весь настежь распахнут поэт ] (А. Ахматова). (чтоб), .
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое с придаточным цели. Придаточное отвечает на вопрос с какой целью?, зависит от всего главного предложения и присоединяется к нему союзом чтоб.
3) [Я люблю всё], (чему в этом мире ни созвучья, ни отзвука нет ) (И.Анненский). [мест.], (чему).
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое с придаточным местоименно-определительным. Придаточное отвечает на вопрос какое?, зависит от местоимения всё в главном, присоединяется союзным словом чему, которое является косвенным дополнением.
В местоименно-соотносительных предложениях контактное слово - указательное местоименное слово - выполняет одновременно несколько функций.
Во-первых, оно организует смысловое единство сложноподчиненного предложения, поскольку его придаточная часть наполняет данное местоимение конкретным содержанием.
Во-вторых, указательное слово является служебным, связывающим компонентом, так как образует скрепу вместе с союзным словом или союзом. Эти коррелятивные образования цельны и стабильны: то - что, тот - кто, такой - какой, тот - который, столько - сколько, настолько - насколько, там - где, так - как, тогда - когда ит. п., а также: так - что, такой - что, так - будто идр.
Например:
Что позабудет сделать человек , то наверстает за него природа (Бродск.);
Барина в Толстом было как раз столько, сколько нужно для холопов (М. Г.);
Там, где в прошлом году была рожь, теперь лежал в рядах скошенный овёс (Ч.);
Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою (Г.);
Я только тот люблю цветок, который врос корнями в землю (Ес.)
В-третьих, хотя местоименное слово обладает неполной знаменательностью (только указывает на предметы, признаки и пр., но не называет их), оно выполняет функцию члена предложения. В главной части оно находится в определенных отношениях (предикативных, атрибутивных, объектных, релятивных) с другими членами и само является подлежащим, или сказуемым, или определением, или дополнением, или обстоятельством. Придаточная часть, которая поясняет указательное слово, как бы дублирует его функцию.
Формальная и семантическая связь между главной и придаточной частями в местоименно-соотносительных предложениях является наиболее тесной из всех видов связи в нерасчлененных сложноподчиненных предложениях; обе предикативные части семантически не автономны.
Семантика отношений частей предложения также определяется наличием указательного местоимения - это отношения пояснения. Соответственно придаточную часть можно назвать пояснительной. Однако сама по себе форма придаточной части недостаточна, чтобы судить о виде предложения: употребляемые союзные слова (что, кто, который, где, сколько, почему и др.) могут быть употреблены и в других видах нерасчлененных сложноподчиненных предложений. Пояснительное значение проявляется только в сочетании с указательным словом; это значение идентифицируется (определяется) вопросом «а именно?».
Поясняя указательное слово как член предложения, прдаточная часть как бы дублирует функцию этого члена.
Например:
Всё то, чего коснётся человек, озарено его душой живою (Ахм.)
2. Субстантивно-атрибутивные сложноподчиненные предложения.
Структура субстантивно-атрибутивных предложений определяется присловной связью придаточной части со словоформой существительного, которая может выполнять любую синтаксическую функцию в главной части и занимать в ней любе место.
Например:
К явлениям, которых я не понимаю, я подхожу бодро и не подчиняюсь им (Ч.);
Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранной (Гонч.);
Чичиков, точно, увидел даму, которую он coвершенно было не приметил, раскланиваясь в дверях с Маниловым (Г.);
Я вошла вчера в зелёный рай, где покой для тела и души под шатром тенистых тополей (Ахм.);
Так прожил Касатский в первом монастыре, куда поступил, семь лет (Л. Т.);
Смыли вёсны горький пепел очагов, что грели нас (Тв.)
Присловная связь придаточной части с контактным словом оформляется относительными местоимениями (в том числе местоименными наречиями). При этом изменяемые союзные слова согласуются с контактным существительным в числе ироде.
Например:
Мелкое болотистое озеро, по берегу которого мы пробирались, ещё белело меж деревьев (Б.);
Служба, о которой за минуту думал я с таким восторгом, показалась мне тяжким несчастием (П.);
А у белых каменных ворот, которые вели со двора в поле, у старинных крепких ворот со львами стояли две девушки (Ч.)
Конец работы -
Эта тема принадлежит разделу:
Предмет изучения синтаксиса русского языка
Место дисциплины в учебном процессе.. дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин опд и.. основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин стилистика и..
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Все темы данного раздела:
Пояснительная записка
В разделе «Синтаксис. Пунктуация», согласно Государственному образовательному стандарту, должны изучаться следующие темы:
- предмет синтаксиса;
- словосочетание;
Дисциплины
Вид работы
Трудоемкость, ч.
Общая трудоемкость
Аудиторная работа
Понятие синтаксиса
Разделсинтаксисаявляется последним, завершающим разделом курса современного русского языка.
Как известно, в науке о языке принято выделять пять основных языковых ур
Предмет изучения синтаксиса русского языка
Однозначного ответа на впрос о том, что является предметом синтаксиса русского языка не существует.
По этомувопросу в науке о русском языке известно четыре научных направления.
Синтаксические средства русского языка
Синтаксические средства русского языка, с помощью которых строятся предложения и словосочетания, разнообразны.
Основными являются формы сл
Синтаксис – это раздел грамматики, изучающий правила сочетания слов в связной речи; это наука о связи слов.
Предметом синтаксиса являются слово в
Понятие о словосочетании как номинативной единицы языка
Термин «словосочетание» понимался и понимается лингвистами по-разному. Для одних он означает любое грамматическое сочетание полнозначных слов, включая и предложение. Такого взгля
Состав словосочетания
Словосочетание является двучленным. В нем выделяется грамматически господствующий член и грамматически зависимый, подчиненный член.
Так, в словосочетании:
Синтаксические отношения между членами словосочетания
Слова в словосочетании вступают друг с другом не только в грамматические связи, но и в с мысловые отношения. Отношения между господствующим и подчиненным членами словосочетания можно в общем виде
Типы связи слов в словосочетании
Зависимость подчиненного члена от господствующего выражается в словосочетании формальными средствами:
- флексиями;
- служебными словами;
- положением (позицией) слов от
Типы словосочетаний в зависимости от морфологического выражения стержневого слова
Структурные и семантические особенности словосочетания во многом зависят от того, какой частью речи выражен господствующий член. Поэтому в синтаксисе рассматривается классификация
Глагольные словосочетания
В глагольных словосочетаниях господствующий член может быть выражен той или иной глагольной формой, а именно:
1. формой инфинитива (читать
Субстантивные словосочетания
В субстантивных словосочетаниях господствующий член выражается существительным или субстантивированным словом (большой дом, случайный прохожий, п
Адъективные словосочетания
В адъективных словосочетаниях господствующий член представлен прилагательным (довольный успехом, красный от загара, способный к музыке). Завис
Словосочетания с числительным в роли главного слова
Словосочетания с числительными обозначают определенное или неопределенное количество предметов (семеро друзей, второй слева). Разными структурными свойствами обладают т
Упражнение 1
Выпишите из предложения все словосочетания:
В жанровом отношении научный стиль довольно разнообразен.
Словосочетание – это сочетание двух или более знаменатильных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.
Простые
Понятие о предложении
Предложение является основной единицей синтаксиса. Предложение - главное средство выражения и сообщения мысли. Его основная функция в языке - коммуникативн
Предикативность
Предикативность - это отнесенность содержащегося в предложении высказывания к действительности, устанавливаемая и выражаемая говорящим. Предикативность проявляется и раскрыва
Интонация сообщения
Интонация предложения имеет замкнутую структуру:
- начало;
- развитие;
- завершение.
Без этих элементов интонации построить реальное предложение
Грамматическая организованность
Наряду с предикативностью и интонацией сообщения как основными признаками предложение характеризуется грамматической организованностью. Она проявляется как в наличии связи слов (это
Актуальное членение предложения
Актуальное (или коммуникативное) членение предложения, имеющее иную природу, нежели грамматическое, осуществляется в процессе речи, в определенной ситуации общения, с учетом связи
Типы предложений по цели высказывания
Предложения по цели высказывания делятся на:
- повествовательные;
- вопросительные;
- побудительные.
Повествовательные предложения
В повествовательном предложении выражается сообщение. Оно может представлять собой:
1) описание: Всадник сидел в седле ловко и небрежно(М. Г.); В Карантин
Побудительные предложения
Побудительное предложение выражает волеизъявление, побуждение к действию. Оно адресовано собеседнику или третьему лицу. Объектом побуждения могут быть несколько (или множе
Вопросительные предложения
Вопросительное предложение служит для выражения вопроса, обращенного к собеседнику. С помощью вопроса говорящий стремится получить новые сведения о чем-либо, подтверждение или отрицание какого-либ
Типы предложений по эмоциональной окраске
Предложения по эмоциональной окраске делятся на:
- восклицательные;
- невосклицательные
Повествовательные, побудительные и вопросительные п
Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа
Упражнение 1
Прочитайте с правильной интонацией приведенные тексты:
Текст 1
Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял м
Предложение - главное средство выражения и сообщения мысли. Его основная функция в языке - коммуникативная, т. е. функция сообщения.
Предикативность
План темы
1. Понятие простого предложения.
2. Двусоставные предложения:
- подлежащее;
- сказуемое.
3. Односоставные предложения:
- глагольные односоставные предло
Понятие простого предложения
В русском языке простое предложение разнообразно по структуре и семантике. Различия в структуре связаны со строением предикативного ядра, с соотношением главных и второстепенных ч
Двусоставные предложения
Главные члены, подлежащее и сказуемое, - это предикативная основа двусоставного предложения. Прежде всего, в них получают выражение основные категории предло
Подлежащее
В русском языке подлежащее - это абсолютно независимый главный член двусоставного предложения. Грамматическими показателями независимости подлежащего являю
Сказуемое
Грамматическая зависимость сказуемого от подлежащего заключается в том, что сказуемому принадлежит активная роль в выражении предикативной связи главных членов предложения. Формы с
Односоставные предложения
Односоставные предложения - это самостоятельный структурно-семантический тип простого предложения, противопоставленный двусоставным. Специфика их заключается в том, что пред
Глагольные односоставные предложения
Глагольные односоставные предложения разнообразны по структуре и по грамматическим значениям. В выражении основных элементов предикативности - модальности, времени, лица - решающая роль принадлежи
Определенно-личные предложения
В односоставных определенно-личных предложениях выражается действие (признак), соотнесенное с определенным деятелем (носителем признака), который, однако, словесно не обозначен. Указание на конкр
Неопределенно-личные предложения
В односоставных неопределенно-личных предложениях выражается независимое действие (признак). Деятель (носитель признака) не назван, но грамматически представлен как неопределенный.
Напр
Обобщенно-личные предложения
В односоставных обобщенно-личных предложениях выражается независимое действие (признак). Деятель словесно не обозначен, но грамматически представлен как обобщенный. Указание на отнесенность к обоб
Безличные предложения
В односоставных безличных предложениях выражается независимое действие безотносительно к деятелю. Глагольные формы главного члена предложения не указывают на деятеля и не способны делать это по с
Субстантивные односоставные предложения
Субстантивные односоставные предложения являются принципиально безглагольными, т. е. не только не содержат ни «физических» глагольных форм, ни нулевых форм, но и не предполагают про
Номинативные предложения
В односоставных номинативных предложениях выражается бытие предмета в настоящем времени. Как бытийное значение, так и указание на совпадение бытия с моментом речи проявляются в главном члене, нез
Генитивные предложения
По основным значениям бытийности и настоящего времени, выражаемым в главном члене, генитивные предложения сходны с номинативными. Однако родительный квантитативный (количественный) вносит в них д
Нечлинимые предложения
Основным структурным типам простого предложения - двусоставным и односоставным - в русском языке противопоставлены так называемые нечленимые предложения.
Например:
Распространенные предложения
Основные структурные типы простого предложения:
- двусоставные: Дети проснулись; Зима была снежная; Солнце начинало припекать; Учить детей - нелёгкое дело;
-
Определение
Определение - это второстепенный член предложения, выражающий общее значение признака, которое реализуется в многообразных частных значениях. В составе предложения определен
Обстоятельства
Данный тип второстепенных членов предложения очень разнообразен и разнороден по значению и по форме. Обстоятельственные второстепенные члены предложения характеризуют действие или
Полные и неполные предложения
Различение полных и неполных предложений очень важно для лингвистической теории и учебной практики. В теоретическом плане понятие полноты/неполноты связано с самой сущностью предло
Предложения, осложненные обособленными членами
Структура простого распространенного предложения, содержащего то или иное число второстепенных членов, может быть еще более осложнена путем обособления одного (или нескольких) из
Обособленные определения
Обособление определений является продуктивным приемом осложнения структуры простого предложения. Благодаря обособлению выражаемый определением признак актуализируется, а все соде
Обособленные обстоятельства
Обособление обстоятельств определяется, в первую очередь, общими условиями. Однако немалое значение имеют частные и дополнительные условия. С учетом различных условий можно выделит
Сравнительные обороты
Специфика этого вида обособленных конструкций проявляется как в значении, так и в оформлении; особыми являются и условия обособления их.
Сравнение, уподобление как специфич
Предложения, осложненные однородными членами
Простое предложение, как распространенное, так и нераспространенное, может быть осложнено однородными членами. Синтаксические отношения в таком предложении включают как сочинение, так и подчинение
Конструкции, не входящие в структуру предложения
Наряду с предложениями, заключающими сообщение, побуждение или вопрос, в речи употребляются конструкции, не являющиеся самостоятельными предложениями и не входящие в структуру пред
Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа
Упражнение 1
Определите следующие структурные противопоставления в ряде предложений:
- двусоставные - односоставные предложения;
- нерасп
Подлежащее и сказуемое, - это предикативная основа двусоставного предложения. Прежде всего, в них получают выражение основные категории предложения - модальнос
План темы
1. Понятие сложного предложения.
2. Союзные сложные предложения:
- сложносочиненные предложения;
- сложноподчиненные предложения:
- нерасчлененные сложноподчинен
Понятие сложного предложения
Союзные сложные предложения
Структура союзных сложных предложений определяется количеством предикативных частей и их строением, а грамматическая форма представлена союзными средствами: союзами, союзными (отн
Сложносочиненные предложения
Сложносочиненное предложение (ССП) выражает значение грамматической равнозначности. Основным показателем этого значения, и одновременно средством связи частей
Соединительные предложения
В сложносочиненных соединительных предложениях значение однородности выражается в перечислении однотипных событий, ситуаций, что оформляется соединительными союзами. Основ
Противительные предложения
В сложносочиненных противительных предложениях выражаются отношения противоположности, несовместимости; их грамматическая форма создается союзами а, но, да, однако, же,
Присоединительные предложения
Сложносочиненные присоединительные предложения сочетают в себе значение грамматической равнозначности и добавочности: первая часть семантически завершена, автономна, а вторая
Предложения усложненной структуры
Как мы видели, минимальный состав сложносочиненного предложения определяется содержанием отношений между его частями. Одни отношения обусловливают закрытую структуру (сопоставление, противопоставле
Сложноподчиненные предложения
Сложноподчиненное предложение (СПП) состоит из двух неравнозначных предикативных частей; это его элементарная структура: господствующая часть - «главное предло
Нерасчлененные сложноподчиненные предложения
В нерасчлененных сложноподчиненных предложениях придаточные являются присловными. Они поясняют, характеризуют определенные словоформы в составе главной части
Изъяснительные сложноподчиненные предложения
Структура изъяснительных сложноподчиненных предложений определяется валентностью контактных слов, необходимостью их «распространения». Валентность формируется не столько г
Расчлененные сложноподчиненные предложения
Главный структурный признак расчлененных сложноподчиненных предложений - соотнесение предикативных частей (главной и придаточной) в целом; присловной связи между ними нет
Придаточные сопоставительные
К главной части сложноподчиненного предложения придаточные сопоставительные присоединяются с помощью союзов в то время как, между тем как, если...то, тогда как.
Придаточные условные
К главной части сложноподчиненного предложения придаточные условные присоединяются посредством союзов если (то), а также стилистически окрашенных ежели, коли, раз
Придаточные целевые
Придаточные целевые обозначают цель, мотив, объясняющий содержание главной части сложноподчиненного предложения. Они присоединяются посредством союзов чтобы, дабы (уст
Придаточные уступительные
Уступительные отношения имеют сложный характер. Для их объяснения говорят, что придаточная часть (уступительная) сложноподчиненного предложение обозначает обратное условие
Присоединительными
Это особый вид сложноподчиненного предложения, который не относится ни к нерасчлененным, ни к расчлененным. С одной стороны, сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительн
Термином «сложноподчиненное предложение» следует, строго говоря, обозначать только двухкомпонентное сложное предложение, т. е. состоящее из главной части и придаточной. Это элемента
Бессоюзные сложные предложения
Бессоюзное сложное предложение - один из двух основных структурных типов сложного предложения в русском языке, который выделяется по формальному критерию.
Бессоюзи
Бессоюзные сложные предложения усложненной структуры
Сложные предложения с бессоюзной связью имеют гибкую структуру. Она может оформлять как отдельные виды отношений (перечисление, пояснение, обусловленность и др.), так и различные их комбинации. Пр
Многочленные сложные предложения
Термином «многочленные сложные предложения» обозначаются разнообразные конструкции, имеющие два общих признака:
а) число предикативных частей более двух;
Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа
Упражнение 1
Докажите, что данные предложения сложные.
Что-то начало мне мерещиться, как если бы ночью снился сон, от которого оста
Сложное предложение представляет собой структурное, смысловое и интонационное объединение предикативных единиц, грамматически аналогичных простому предложению
Понятие речи и текста
Структурные средства языка, его единицы реально воплощаются в речевой деятельности человека. Рассмотренные нами единицы синтаксиса - словосочетание и предложение
Отличительные признаки текста
По мнению Л.М. Майдановой, в определение понятия «текст» входят три отличительных признака текста:
- целостность;
ОРТ повернулось лицом к малышам
Первый канал намеревался вплотную заняться «детским вопросом» еще прошлой осенью. Трудно сказать, что именно помешало коллегам. Скорее всего, кризис. И вот снова осень, и теперь у них все получи
Виды и типы текстов
В лингвистической литературе проведена типология текстов, которая показала, что по единым основаниям возможна классификация всех известных текстов. Например,
по вида
Построить свой дом
…Село Пронькино. Заметно молодеет оно. Появляются новые добротные дома. Сельчане сами их строят. Правление колхоза имени Фрунзе выделяет денежные ссуды, помогает транспортом
На орбите Марса пропал американский спутник
Нам придется подождать с новостями о марсианской погоде. Первый в мире межпланетный метеорологический спутник «Марс Клаймит Орбитер» потерялся при приближении к «красной планете». Специалисты НА
В Оренбурге появилась мисс-студентка
Вот и прошел межвузовский конкурс красоты «Мисс-студентка». В нем приняли участие девушки из четырех университетов: ОГУ, ОГАУ, ОГМА, ОГЮА.
В зале дома культуры «Россия» атмосфера
Перед вами тексты для анализа
Задание по тексту:
Укажите черты описания и повествования в приводимом тексте.
Около полувека назад в дачном посёлке Куоккала стоял неподалёку от
Текст - это конкретный продукт, результат речевой деятельности. Он строится по абстрактным грамматическим схемам, по обобщенным правилам, но заключает конкретн
Основные типы речевых ошибок
Среди качеств хорошей речи называются чистота, выразительность, богатство, уместность её. Для журналиста качества чистоты и уместности сольются с правильностью и понятностью. В реальном процессе об
Неправильным подбором слов в словосочетании и предложении
Для более точного выражения наших мыслей большую роль играет правильный подбор слов в словосочетании и предложении.
Например:
Большаяполовина студентов нашей группы явил
Речевые ошибки грамматического типа, связанные с нарушением согласования членов предложения
Например:
Были даны консультации учителям, обратившихся за помощью.
Время, выделенного на повышение квалификации учителей, было явно недостаточно.
Неправильным порядком слов в предложении
Речевые ошибки могут быть связаны с неправильным порядком слов и предложении.
Например:
Космодром согревает теплыми лучами солнце.
Фраза получилась двусменной. Не
Некоторые особенности порядка слов в простом предложении
I.В русском языке широко распространены предложения с прямым порядком главных членов, когда подлежащее (или группа подлежащего, т. е. подлежащее с зависимыми от него словами) стои
Порядок слов в предложениях с обособленными и необособленными распространенными определениями
I. Причастный оборот и прилагательное с зависимыми словами должны стоять до или после существительного, к которому относятся, и не должны включать его в свой состав.
Нап
Замена придаточных предложений причастными и деепричастными оборотами
I.Причастный оборот близок по значению к определительному придаточному предложению.
Например:
Счастлив путешественник, попавший в нетронутые края
Материала
1. Перечислите основные типы речевых ошибок.
2. Расскажите о речевых ошибках, связанных с неправильным произношением и употреблением отдельных слов и словоформ.
3.
Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа
Упражнение 1
Прочитайте, укажите случаи инверсии.
1. Сезон начался «Певцом из Палермо». Конечно, больше всех волновался я (Ф.
План темы
1. Понятие пунктуации.
2. Знаки препинания в конце самостоятельных предложений и между частями сложного предложения.
3. Употребление запятой между однородными членами предложения.
Понятие пунктуации
Пуктуация(позднелат. punctuatio, от лат. punctum - точка) – это
- собрание правил постановки знаков препинания;
- расстановка знаков препинания в тексте;
Знаки препинания в конце самостоятельных предложений и между частями сложного предложения
I.В конце самостоятельных предложений (простых и сложных) ставится точка либо вопросительный знак, либо восклицательный знак.
Точка ставится в том случае, если предложение повествовательно
Употребление запятой между однородными членами предложения
Однородными называются члены предложения, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же члену предложения.
Например:
Предложения
При отсутствии глагола-связки в составном именном сказуемом ставится тире:
1. если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже.
Словами при однородных членах
I.Между однородными членами, соединенными повторяющимися союзами (и...и, ни...ни, да...да, или...или, либо...либо, то...то, не то...не то), ставится запятая.
Наприме
Обособленные члены предложения
Обособленными членами называются члены предложения, выделяемые по смыслу и интонацией. Обособленными бывают:
а) определения;
б) приложения;
Обособление определений
1. Обособляются и отделяются на письме запятыми одиночные и распространенные согласованные определения, если они относятся к личному местоимению.
Например:
Предложения
Уточняющие члены предложения выделяются при произнесении интонацией, а на письме - запятыми.
1. Чаще всего обособляются уточняющие обстоятельс
Обособление дополнений
Обособляются дополнения с предлогами кроме, вместо, помимо, за исключением, включая, исключаяи др.
Например:
Кто, кроме охотника, испытал, как отрадно б
Сравнительные обороты
Обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами, начинающимися союзами как, словно, точно, будто, как будто, что, чем, нежелии др., выделяются запятыми.
Вводные слова и вводные предложения
Вводные слова - это слова (или словосочетания), с помощью которых говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает. Чаше всего в качестве вводных слов
Знаки препинания в сложносочиненном предложении
I. 1.Каждое из предложений, входящих в сложносочиненное, отделяется от другого запятой.
Например:
Оба приятеля очень крепко поцеловались, и Манилов увел своего гостя
Одним придаточным
Придаточные предложения соединяются с главным при помощи подчинительных союзов или союзных слов.
Союзы, соединяя придаточное предложение с главным, не являются, однако, чле
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными
Сложноподчиненные предложении с двумя или несколькими придаточными бывают нескольких видов.
1. Сложноподчиненные предложения с последовательным подч
Знаки препинания при них
I. Употребление запятой и точки с запятой
1. Между предложениями, входящими в состав бессоюзного сложного предложения, ставится запятая в том сл
Когда говорящий в процессе речевой деятельности производит текст, может возникнуть потребность передать чужую речь, включить ее содержание в информацию.
Чужая речь -
Цитаты - это дословные выдержки из текстов, чьих-либо высказываний. Цитаты являются разновидностью прямой речи. Цитироваться могут как законченные предложения, так и их части
Материала
1. Дайте определение пунктуации.
2. Какие основные направления выделяются при изучении пунктуации? Расскажите об особенностях каждого.
3. Что такое пунктограмма?
4. Когда
Понятие о пунктуации
Упражнение 1
А. Прочитайте, выделите в каждом предложении словосочетания, установите в них главное и зависимое слово и укажите способ их связи.
Предложения
Упражнение 3
Прочитайте, укажите среди сложных предложений сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные. Перепишите, подчеркивая грамматическую основу каждого простого предложения
Членами предложения
Упражнение 7
Прочитайте, укажите однородные члены предложения. Какими членами предложения они являются, как соединены? Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания
Знаки препинания в простом предложении
Упражнение 13
Перепишите, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор простых предложений, указав: 1) тип предложения по цели высказывания (по
Употребление тире между членами предложения
Упражнение 14
Перепишите, обозначая подлежащее и сказуемое и ставя, где это нужно, тире.
1. Дон река капризная (Пауст.). 2.
Словами при однородных членах
Упражнение 18
Прочитайте, выделите однородные члены и укажите, чем они связаны. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания, подчеркните союзы, связывающие однородные члены, отметь
Знаки препинания при обособленных членах предложения
Упражнение 23
Прочитайте. Укажите обособленные члены предложения и объясните пунктуацию при них.
1. Пламя нашего костра освещает его [камень] со стороны, обращенно
Обособление определений
Упражнение 24
Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните пунктуацию при обособленных определениях.
I. 1. За дом
Обособление дополнений
Упражнение 31
Прочитайте. Укажите обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями или деепричастными оборотами. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания
Сравнительные обороты
Упражнение 40
Прочитайте, укажите сравнительные обороты.
Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания, раскрывая скобки.
I. 1. Свет
Знаки препинания в сложных предложениях
Упражнение 49
Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор сложных предложений указав: 1) тип предложения по цели высказывания (если сложное предл
Предложении
Упражнение 50
Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор сложносочиненных предложений.
I. Я стал читать и
Предложении
Упражнение 57
Прочитайте. Укажите придаточные предложения, отметьте, каким союзом или союзным словом каждое из них связано с главным, какое значение имеет. Перепишите, ра
Препинания в них
Упражнение 64
Прочитайте и установите смысловые отношения между простыми предложениями, входящими в сложное бессоюзное. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинани
Знаки препинания при прямой речи и диалоге
Упражнение 70
А. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания и заменяя, где нужно, строчные буквы прописными.
1. Он поднял голову, взгл
Цитаты и знаки препинания при них
Упражнение 72
Данные высказывания оформите как цитаты, сопроводив их словами автора. Место, куда надо вставить эти слова, отмечено знаком ||.
1. Обращаться со слов
Пуктуация– это собрание правил постановки знаков препинания; расстановка знаков препинания в тексте; то же, что знаки препинания.
Критерии оценки знаний, умений и навыков студентов
Итоговой формой контроля знаний, умений и навыков по дисциплине «Современный русский язык: Синтаксис. Пунктуация»является экзамен.
Экзамен проводится устно, студенту предл
Фонд контрольных заданий по дисциплине
«Современный русский язык: Синтаксис.
Пунктуация»
(для студентов специальности «Журналистика»)
Примечание:Фонд контроль
Предложение как основная синтаксическая единица
Задание 24
Определите простое предложение:
А) Я открыл глаза.
В) В туманном небе на го
Простое предложение
Задание 32
Определите односоставное предложение:
А) Светало.
В) Мне придется вернуться?
С) За стеклом все было снежно и безмолвно
Сложное предложение
Задание 62
Определите сложное предложение:
А) Мне стало мерещиться.
В) В эту ночь в саду шелестел дождь, и потом несколько
Пунктуация
Задание 88
Определите восклицательное предложение:
А) Живее, кони, живее.
В) Мы въехали в кусты.
С) Дорога стала ухабистее.
Глоссарий
НОРМА (ЯЗЫКОВАЯ), норма литературная, - принятые в общественно-речевой практике образованных людей правила произношения, грамматические и другие языковые средства, правила слово
Список условных сокращений
Абр. – Ф. Абрамов
Аж. – В. Ажаев
Акс. – С.Т. Аксаков
А.К.Т. – А.К. Толстой
Андр. – Л. Андреев
А.Н.С. – А.Н. Со
Сведения об исследователях русского языка
АВАНЁСОВ Рубен Иванович [р. 1(14). 2.1902, г. Шуша (Нагорный Карабах) Азерб. ССР] - сов. языковед, чл.-корр. АН СССР (1958). Окончил МГУ (1925), проф. МГУ (с 1937), д-р филологич.
Сложносочиненное предложение (ССП)
Сложноподчиненное предложение (СПП)
1. По модальности: реальное или нереальное.
2. По характеру предикативных отношений: утвердительное или отрицательное.
3. По цели высказывания: повествовательное,
Бессоюзное сложное предложение (БСП)
1. По модальности: реальное или нереальное.
2. По характеру предикативных отношений: утвердительное или отрицательное.
3. По цели высказывания: повествовательное,
Многочленное сложное предложение (МСП)
1. По модальности: реальное или нереальное.
2. По характеру предикативных отношений: утвердительное или отрицательное.
3. По цели высказывания: повествовательное,
Как спасали Серого
Мы иногда оказываемся достойны наших честных и неподкупных собак.
Этот серый пес разбередил души завсегдатаев Нижегородского рынка. Собака жалобно скулила, вместо передней лапки – к
Здоровые мужики рыдали как дети
Пятнадцать минут назад глубоко под землей прогремел взрыв. Но у входа в торговый центр – уже целая толпа зевак. Они мешают работе пожарных и сотрудников Центра экстренной медицинской помощи. “Что з
Связи Номинационная цепочка
1. Средства межфразовой связи 1. Структура номинационной це-
смыслового типа: почки:
а) средства связи межпонятий- а) базов
Понятие диалога
(отрывок из книги
«Образовательные возможности общения
в деятельности журналиста)
Для журналиста особенно важным является понимание того, что успех его де
Бескрылые летуны
В теплые дни бабьего лета или чуть позже, но при хорошей погоде вы непременно увидите бескрылых маленьких летунов-путешественников. Сидит на сучке паучок, выпускает серебристую гибк
Поезд не может уйти без тебя
Мне кажется, что мы знакомы давным-давно, хотя прошло всего шесть лет с тех пор как на выставке под названием “Магический квадрат” в музее изобразительных искусств я впервые увидела