Биографии Характеристики Анализ

Определительное значение падежа. Творительный падеж

Им.п., представляющий собой основную, словарную форму имени, называется прямым падежом. Остальные же падежи называют косвенными . Им.п. никогда не употребляется с предлогом, предложный падеж никогда не выступает без предлога; остальные падежи употребляются как с предлогами, так и без. У каждого падежа есть свой набор предлогов.

Один и тот же падеж, в зависимости от контекста и от лексического значения сущ. может выражать разные значения. Существует 4 основных типа падежных значений.

1) Субъектное – указание на производителя действия или носителя признака.

2) Объектное – указание на тот объект, на который направлено действие.

3) Обстоятельственное (адвербиальное) – указание на время, место, причину, образ действия, цель, меру и степень и т.п.

4) Определительное – указание на признак предмета, в том числе и предикативный.

Падежные формы сущ. с субъектным и объектным значением формируют костяк синтаксической структуры предложения: Охотник увидел оленя . Если же падежная форма сущ. имеет обстоятельственное либо определительное значение, то она используется для распространения, конкретизации синтаксической структуры: Ранним утром охотник увидел оленя редкой красоты .

Почти каждый падеж способен выражать все 4 вида значений:

Им.п. имеет значения: 1) субъектное: Учитель работает ; 2) объектное: Дом строится рабочими ; 3) определительное: Город-герой .

Р.п. приглагольный имеет значения: 1) субъектное: соседей не было дома ; 2) объектное: избегать друзей ; 3) обстоятельственное: Это случилось третьего апреля .

Р.п. приименный имеет значения: 1) субъектное: пение артиста , бег спортсмена ; 2) объектное: охрана природы ; 3) определительное: крыша дома , человек большого ума .

Д.п. приглаголный: 1) субъектное: сыну было 20 лет ; 2) объектное: верить другу , помогать соседу .

Д.п. приименный имеет только определительное значение: памятник Пушкину .

В.п. имеет значения: 1) субъектное: больного знобит ; 2) объектное: читать книгу , петь песню ; 3) обстоятельственное: объездить всю Сибирь .

Т.п. приглаголный: 1) субъектное: дача строится рабочими ; 2) объектное: восхищаться героем ; 3) обстоятельственное: ехать лесом ; 4) определительное: Гагарин был космонавтом .

Т.п. приименный: 1) субъектное: открытие Америки Колумбом ; 2) определительное: ты казак душой .

П.п. приглагольный имеет значения: 1) объектное: говорить о науке ; 2) обстоятельственное: отдыхать на юге ; 3) определительное: Иванов состоял в помощниках .

П.п. приименый часто имеет определительное значение: статья о науке , дом в деревне .

· Ответил: anonymous

Вопрос: 12.Склонение существительных. Особенности в образовании падежных форм существительных 1-го и 2-го склонения. Склонение существительных с первым компонентом пол... (пол-)

В современном русском языке выделяется три основных типа склонения имен существительных.

К первому склонению относятся имена существительные мужского рода (кроме небольшого количества существительных на -а, -я: дедушка, сынишка, дядя, Ваня , например: стул, конь, герой, гараж, делец, подмастерье, домишко и др., и имена существительные среднего рода, например:окно, горе, копье, сукно и др.

Ко второму склонению относятся все имена существительные женского, мужского и общего рода на -а, -я , например: вода, сакля, струя, юноша, Боря, сирота и др.

К третьему склонению относятся все имена существительные женского рода на мягкий согласный и на ж, ш , например: дань, мякоть, пустошь, рожь и др.

В первом и втором склонениях различается склонение на твердую основу и на мягкую основу, кроме того, в первом склонении различается склонение имен существительных мужского рода и имен существительных среднего рода.

Вне этих трех типов склонений находится десять имен существительных на -мя (имя, знамя, семя, темя и другие) и слово путь.

Субстантивированные (лат. substantivum - существительное, см. § 139) прилагательные, т.е. прилагательные, полностью или частично перешедшие в разряд существительных, сохраняют склонение имен прилагательных (гончая, вестовой, портной, раненый и т.д.).

В пределах одного типа (или подтипа) склонения каждый падеж, как правило, имеет одно окончание, общее для всех слов, входящих в этот тип. Однако в некоторых случаях наблюдаются колебания в использовании определенных падежных окончаний.

Существительные склоняются, т.е. изменяются по падежам. Падеж выражает отношение существительных к другим словам в словосочетании или предложении. В русском языке различают шесть падежей, каждый из которых отвечает на определенные вопросы.

Именительный (И.) кто? что?

Родительный (Р.) кого? чего?

Дательный (Д.) кому? чему?

Винительный (В.) кого? что?

Творительный (Т.) кем? чем?

Предложный (П.) о ком? о чем?

И.п. является независимым в предложении, его называют прямым. Форма И.п. ед.ч. признается почти для всех существительных начальной. Остальные падежи называют косвенными.

Каждый падеж выражает определенные значения, которые указываются при рассмотрении того или иного падежа, употребляемого без предлога. Исключением является предложный падеж, который без предлога не употребляется.

Под падежным значением понимается смысловое отношение данного существительного (или заменяющего его слова) к другим словам в синтаксической конструкции. Наиболее общими и чаще всего встречающимися падежными значениями являются субъектное, объектное, определительное и обстоятельственное.

Субъектное значение выражает отношение реально действующего предмета к определенному действию, состоянию или признаку.

Объектное значение выражает отношение предмета к действию, которое направлено на этот предмет, или к состоянию, которое распространяется на него.

Определительное значение представляет собой отношение предмета к другому предмету, действию или состоянию, характеризующее их в той или в иной степени.

Обстоятельственное значение представляет собой отношение предмета к действию или состоянию, характеризующее их со стороны обстоятельств, при которых совершается действие или имеет место состояние.

Каждый падеж выражает свою систему значений, главные из которых представлены в таблице.

Значения падежей

Значение и функции

Примеры употребления

Именительный падеж

Субъектное значение при употреблении в роли подлежащего

Пурга продержалась четыре дня (В. Поволяев)

Квалификационное — при употреблении в именном сказуемом

А та ссора это напасть , мимолетный мой порыв (В. Поволяев)

Определительное — при употреблении в качестве приложения

Сам лыжи сынишке смастерил и флюгер-самолет на крышу дома сладил (В. Астафьев)

Объектное — в пассивных конструкциях

Дело обычно оканчивалось слезами , лишь после этого директор успокаивался (В. Распутин)

Назывное — при употреблении в роли:

а) обращения

б) представления

Старший лейтенант Буров , ко мне!

(А. Кожевников)

А женщины-то! Ткачихи-то! Не бросим , кричат , прокормим... Каково , а? (С. Никитин)

Родительный падеж

При глаголах

Временное значение — указывает на дату при употреблении в роли обстоятельства времени

Конституция РФ была принята двенадцатого декабря 1993 года

Объектное — при употреблении в роли прямого дополнения после переходных глаголов с отрицанием не

Обнажались леса , роняя листья в светлые ручьи , застилали зеркала их , чтобы не видеть там отражения своей неприятной наготы (В. Астафьев)

Объектное значение — в роли косвенного дополнения после глаголов лишения, опасения, удаления типа лишить , бояться , избежишь

Объектное — в роли косвенного дополнения, когда действие глагола переходит на предмет лишь частично Предмет отрицания при словах нет , не было , не будет

Но особенно в меня верили , когда дело касалось облигаций (В. Распутин)

Надо купить цемент (весь который есть в наличии). — Надо купить цемента (часть того, что есть в наличии)

Живет он в соседней деревне , где нет десятилетки. Отца нет . А у матери , кроме него , еще трое (В. Шукшин)

При существительных

Определительное значение при указании:

а) на принадлежность какому-либо лицу или предмету

б) действующее лицо

в) признак, качество предмета; часто в сочетании с прилагательным

В указанных случаях существительные в Р.п. употребляются в роли несогласованного определения. Они часто используются при раскрытии научных понятий

Объектное — при указании

а) на объект действия при употреблении в роли дополнения; при соответствующих глаголах употребляется В.п.

б) предмет измерения при употреблении в роли косвенного дополнения

Паутина просек, дорог и высоковольтных трасс изморщинила лицо тайги (В. Астафьев)

Выступление артистов понравилось всем

Граждане РФ имеют право избирать в органы местного самоуправления Реакция окисления , теория относительности , способ вычисления

Каждый имеет право на выбор языка общения

Каждый имеет право выбирать язык общения

Установлена новая цена за тонну нефти

При прилагательных

Предмет сравнения при употреблении после сравнительной степени прилагательных в роли косвенного дополнения

Так мне было плохо , так горько и постыло! Хуже всякой болезни (В. Распутин)

При числительных

Предмет счета:

а) после числительных 2—4 и числительных, оканчивающихся на 2—4, употребляется Р.п. ед.ч.

два города , две деревни , три села , четыре улицы , двадцать четыре дома

6) после числительных 5—20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 1000, миллион, миллиард, а также после числительных, оканчивающихся на эти цифры, употребляется Р.п.мн.ч.

пять городов , двенадцать деревень , двадцать сел , сто семь домов , миллион сто тысяч жителей

Дательный падеж

При глаголах

Егор Дремов показал это письмо мне (Ивану Сухареву ) и , рассказывая свою историю , вытер глаза рукавом (А. Н. Толстой)

Субъектное — указывает на лицо, испытывающее что-либо, имеющее определенный возраст, при употреблении в роли косвенного дополнения

Настеньке оставалось только менять пластинки; К концу войны ей [девушке ] было 20 лет (С. Антонов)

При существительных

Объектное значение — указывает на адресат действия при употреблении в роли косвенного дополнения

Нашим изысканиям нужно научное обоснование (В. Петросян); Это было явное поощрение командиру (Б. Лавренев)

Определительное — указывает на назначение предмета при употреблении в роли несогласованного определения

В центре города был воздвигнут памятник героям Великой Отечественной войны

При предикативных наречиях

Субъектное — указывает на лицо, испытывающее какое-либо состояние

Ему [Егору ] было и хорошо за родительским столом и обидно (А. Н. Толстой)

Винительный падеж

При глаголах

Объектное значение — указывает на прямой объект при переходных глаголах в роли прямого дополнения

Матрос хлопнул солдата по плечу , потом вынул из кармана завернутую в бумажку печать и старательно подышал на нее (В. Авдеев)

Обозначение меры, времени и пространства

С тех пор она десять лет вела колхозное хозяйство (С. Антонов)

Творительный падеж

При глаголах

Определительное значение при употреблении в составе сказуемого

Луночка казалась ему [муравью ] огромным морем (В. Астафьев)

Обстоятельственные значения:

а) указание на место

Луша шла лесной дорогой (С. Антонов)

Вечерами проезжие шоферы бродили по избам просились переночевать (С. Антонов)

в) способ и образ действия — при употреблении в роли обстоятельства места, времени и способа действия

Забелела чешуей драночных крыш старая моя деревня (В. Белов)

Объектные значения:

а) указание на орудие действия

Все лето мы старательно поливали свои семена чистой ангарской водичкой (В. Распутин)

б) предмет восприятия, увлечения и т.д. — при употреблении в роли косвенных дополнений

Все живое на земле и леса тоже живут вечным ожиданием весны и радости (В. Астафьев)

Субъектное — при употреблении в роли косвенного дополнения в пассивных конструкциях

Мужчин в то время в деревне не осталось , и Лушу выбрали председателем ; Все переставлено , перепутано , стол застлан чужой скатертью (С. Антонов)

При существительных

Те же значения, что и при соответствующих глаголах: место, время, способ действия, предмет восприятия, субъект

объезд полем , работа днем и ночью , стройка своими силами , лечение травами , увлечение физикой.

Каждый имеет право на пользование родным языком : владение , пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно (Конституция РФ)

Предложный падеж

Объектные значения:

а) изъяснение при употреблении с предлогом о/об в роли косвенного дополнения

Свежий , напоенный светом январский денек будил радостные мысли о жизни (Ю. Нагибин)

б) указание на транспорт или инструмент при употреблении в роли косвенного дополнения с предлогом

В этот же день Федор Бредихин на полуторке , Феня Гусева на ЗИСе ... поехали за сеном (И. Уха нов). Учительница пения пробренчала на промерзшем клубном роялишке вступление (С. Никитин)

Примечание. В отличие от прямого дополнения в В.п., который раскрывает конкретное содержание информации (помнить разговор , прочитать роман ), параллельные конструкции с предлогом о + П.п. называют только тему какого-либо мыслительного или речевого процесса (помнить о разговоре , прочитать о романе ). Конкретное содержание этих процессов не раскрывается

Обстоятельственные значения:

а) указание на место действия при употреблении с предлогами ей на

В полуоткрытой двери стояла небольшая фигурка в разношенных валенках (Ю. Нагибин); Проглянуло солнышко и сверкает ослепительно миллионами росинок на траве , на листьях и на крышах (В. Богомолов)

б) указание на время (дату без числа — месяц, год)

Действующая Конституция РФ была принята в тысяча девятьсот девяносто третьем году, в декабре

Таким образом, самыми обобщенными падежными значениями являются субъектное, объектное, определительное и обстоятельственное. Внутри каждого из указанных значений существуют более частные значения, которые связаны с тем или иным падежом. Например, обстоятельственное значение может включать указание на место, время, образ действия и т.д.

Значения Вопросы Примеры
Инструмент, орудие действия Чем? Записка была написана красным карандашом.
Действующее лицо в страдательном обороте Кем? Эта работа написана нашим лучшим студентом.
Именная часть сказуемого (предиката) после глаголов: быть, стать, работать, являться, казаться и др. Кем? Чем? Каким? Иван Грозный был жестоким человеком. Москва является древним русским городом. Этот человек показался мне знакомым.
Место Где? Туристы долго шли лесом. Самолет пролетел над городом. Машина остановилась под мостом. Перед Русским музеем стоит памятник Пушкину. Машина стояла за домом. Стол стоит между окном и кроватью.
Совместность действия С кем? Антон ходил в спортзал с другом.
Характеристика объекта С чем? Я люблю чай с молоком.
Время Когда? Мы приехали в Москву ранним утром. Перед экзаменом преподаватель провел консультации. Мы пришли к друзьям между пятью и шестью часами. За завтраком друзья обсудили все проблемы.
Цель За чем? Антон ушел в магазин за хлебом.

МЫ ЧИТАЕМ

А) Прочитайте текст «Первая улыбка» и скажите, почему он так называется.

ПЕРВАЯ УЛЫБКА

(ПО Е. ПЕРМЯКУ)

В стране, названия которой уже никто не помнит, жил удивительный мастер, который создавал вазы. Если, делая вазу, он был весел, то веселились все, кто её видел. И наоборот, если мастер грустил, то его ваза вызывала грусть и печаль.

Когда люди смотрели на его вазы, у них появлялись самые разные чувства: радость, смех, смелость, прощение... Но среди его ваз не было самой главной вазы – вазы Любви, потому что любовь ещё не расцвела в душе молодого мастера.

В этой же стране жил другой мастер. Его дочь была так хороша, что о ней знали даже звёзды. Глаза её были синие, как море, волосы были золотые, как солнце, речь её лилась, как серебряный ручей. Но она никогда не улыбалась.

Молодой мастер создал новую вазу – вазу Любви, в которой воспел красоту этой девушки. Когда дочь старого мастера смотрела на вазу Любви, её лицо становилось ещё прекраснее.

И однажды она улыбнулась молодому мастеру. Это была первая улыбка девушки. Солнечная. Счастливая. Прекрасная, как весенняя заря. Улыбка первой любви.

Эта первая улыбка осталась на всю жизнь в сердце молодого мастера и сделала это сердце ещё больше и добрее.

На площади около вазы Любви всегда собирались люди. Они приходили из разных городов и стран посмотреть на неё. Это были мастера, охотники, крестьяне, но среди них были и цари, которым принадлежали огромные страны. Когда они смотрели на эту вазу, в их сердцах возникал огонь любви.


Старики советовали молодому мастеру разбить вазу Любви. Они боялись, что внимание и богатство, которыми окружали девушку разные люди, разрушат её любовь к молодому мастеру. Старики знали, что иногда девушки забывают о своей первой улыбке. Но молодой мастер не верил старикам.

Многие цари предлагали девушке руку и сердце. Дарили ей драгоценности. Показывали ей свои дворцы. Она могла стать царицей степей или королевой гор.

Однажды морской царь устроил в честь этой девушки пир. И во время этого пира, когда рыбы исполняли танец любви, а волны и ветер создавали чудесную музыку, красавица согласилась стать женой морского царя. На море поднялась буря, и огромная волна унесла девушку в глубь моря.

А на берегу все люди ждали появления новой вазы. Вазы Горя. Вазы Отчаяния, Вазы Измены... А может быть, даже вазы Смерти.

И утром на площади появилась новая прекрасная ваза. На ней молодой мастер изобразил первую улыбку своей любимой. Люди назвали эту вазу «Первая улыбка».

Улыбались все. Улыбалось всё живое. Не улыбался только морской царь. Самая прекрасная из всех женщин была его женой. Ему принадлежал её голос, её дыхание, её глаза, её руки, ему принадлежало всё, кроме её первой улыбки. Потому что никто и никогда не может подарить свою первую улыбку дважды, так же как никто не может дважды родиться или дважды умереть.

Морской царь хотел уничтожить вазу, чтобы все забыли её. Можно уничтожить море, но нельзя изменить то, что уже произошло, и морской царь умер от горя.

А ваза улыбалась. Люди всей земли знали об этой вазе. Никто не помнил, что стало с молодым мастером и его любимой. Люди забыли о стране, где это всё произошло. Осталась одна ваза «Первая улыбка». Правда, она осталась в сказке, но первая улыбка всегда останется первой улыбкой.

Б) Ответьте на вопросы.

Бывают ли в жизни такие девушки, такие молодые люди и такие ситуации? Молодой мастер, когда его любимая стала женой морского царя, создал новую вазу. А как вы поступили бы на его месте? Есть ли похожие сказки у вашего народа?

В) Понравилась ли вам эта сказка? Красивая ли она? Какими языковыми средствами достигается эта красота? Найдите их в тексте и, используя их, перескажите текст.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Аксенова М.П. Русский язык по-новому. Часть 3 / Под ред. Р.А. Кульковой. – СПб: Златоуст, 2000. – 440с.

2. Аксенова М.П. Русский язык по-новому. Часть 2. / Под ред. Р.А. Кульковой. – СПб: Златоуст, 2000. – 336с.

3. Аксенова М.П. Русский язык по-новому. Часть 3 / Под ред. Р.А. Кульковой. – Спб: Златоуст, 2001. – 304с.

4. Большой русско-английский словарь: с приложением кратких сведений по английской грамматике и орфоэпии / О.С. Ахманова, З.С. Выгодская, Т.П. Горбунова и др. Под общим руководством А.И. Смирницкого. – 25-е издание, стереотип. / Под ред. О.С. Ахмановой. – М.: Русский язык, 2002. – 768с.

5. Вагнер В.Н. Методика преподавания русского языка англоговорящим и франкоговорящим на основе межъязыкового сопоставительного анализа: Фонетика. Графика. Словообразование. Структуры предложений, порядок слов. Части речи: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Филология». – М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 384с.

6. Вопросы обучения русскому произношению. – М.: Изд-во Московского университета, 1978. – 103с.

7. День за днем. Русский язык. Учебник для иностранных учащихся. П. «Панорама». – М.: ИЛБИ, изд-во «Самарский Дом печати», 1995.

8. День за днем. Русский язык. Учебник для иностранных учащихся. I. Экспресс. – М.: ИЛБИ, Прострэкс, изд-во «Самарский Дом печати», 1994.

9. Задания по русскому языку для контроля стартовых знаний иностранных студентов I курса. – СПб: Санкт-Петербургский государственный санитарно-гигиенический медицинский институт, 1994. – 44с.

10. Кокорина С.И., Твертинова М.Т., Анпилогова Б.Г. Программа по русскому языку как иностранному. – М.: Изд. Отдел УНЦ ДО МГУ, 1997. – 82с.

11. Костина И.С. и др. Перспектива. Фонетический курс. Пособие для иностранных слушателей краткосрочных курсов русского языка. – 2-е издание, стереотип. – СПб: Златоуст, 1999. – 80с.

12. Краткий русско-английский разговорник. – М.: МПИО «Эдитор», 1990. – 32с.

13. Лебедева Ю.Г. Звуки, ударения, интонация. Учебное пособие. – М.: Русский язык, 1975. – 295с.

14. Максимова А.Л. Корректировочный курс русской грамматики (30 уроков). – 5-е издание. – СПб: Златоуст, 2005. – 176с.

15. Малышев Г.Г. Русская грамматика в картинках для начинающих. – Спб: Златоуст, 1993. – 301с.

16. Миллер Л.В., Политова Л.В., Рыбакова И.Я. Жили-были… 28 уроков русского языка для начинающих. Рабочая тетрадь. – 2-е издание. – СПб: Златоуст, 2000. - 88с.

17. Московкин Л.В., Сильвина Л.В. РУССКИЙ ЯЗЫК. Элементарный курс для иностранных студентов. – СПб: СМИО Пресс, 2002. – 512с.

18. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справочное пособие / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова. – 6-е издание. – М.: Высшая школа, 2000. – 522с.

19. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 60000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2006. – 976с.

20. Пехливанова К.И. Лебедева М.Н. Грамматика русского языка в иллюстрациях (для иностранцев, изучающих русский язык). – М.: Русский язык, 1989. – 352с.

21. Пособие по обучению чтению для подготовительных факультетов вузов СССР. – М.: Русский язык, 1982. – 240с.

22. Русский язык – мой друг: Учебник русского языка для студентов-иностранцев. Базовый уровень / Под ред. Т.В. Шустиковой и В.А. Кулаковой. – М.: Изд-во РУДН, 2004. – 677с.

23. Сборник упражнений по грамматике русского языка (для иностранцев). Выпуск 1 / Голубева А.В. и др. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб: Златоуст, 2002. – 176с.

24. Словарь иностранных слов / Под ред. Л.Н. Комарова. – М.: Русский язык, 1990. – 624с.

25. Соболева Н.И., Гадалина И.И., Иванова А.С., Харламова Л.А. Практическая грамматика. Элементарный и базовый уровень: Учеб. пособие. – М.: Изд-во РУДН, 2001. – 213с.

26. Типовые тесты по русскому языку как иностранному. Второй сертификационный уровень. Общее владение / Г.Н. Асерьянова и др. – М. – Спб: Златоуст, 1999. – 112с.

27. Хавронина С.А., Харламова Л.А. Русский язык. Лексико-грамматический курс. Начальный этап. – 4-е изд., стереотип. – М.: Русский язык, 2001. – 240с.

28. Шумилина А.П. Русский язык для работы с иностранцами: учеб. пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 456с.

29. Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: Учебное пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 2003. – 334с.

УРОК 1.

Русский алфавит. Гласные и согласные звуки. Слоги. Ритм слова. Ударение. Редукция гласных. Оглушение звонких согласных. Твердые и мягкие согласные……………………………………………………………………………4

УРОК 2.

Интонация повествовательного и вопросительного предложений типа « Это Антон», «Кто это?», «Что это?», «А вы?». Личные местоимения. Род имен существительных. Сложные предложения с союзами «и», «а»…………………………………………………………………………...………..9

УРОК 3.

Конструкции типа «Меня зовут Антон». Именительный и винительный падежи личных местоимений. Притяжательные местоимения. Множественное число имен существительных и притяжательных местоимений……………………………………………………………………………..........17

УРОК 4.

Глаголы I и II спряжения (инфинитив, настоящее время, повелительное наклонение). Субъект и предикат. Винительный падеж неодушевленных имен существительных и личных местоимений в значении прямого объекта. Наречия образа действия…………………………………………………….29

УРОК 5.

Род и число имен прилагательных (именительный падеж). Использование имен прилагательных и соответствующих наречий образа действия. Инфинитивные конструкции с глаголами любить, хотеть, мочь . Местоимения свой, этот, эта, это, эти (тот, та, то, те) . Винительный падеж прилагательных и притяжательных местоимений……………………………….43

УРОК 6.

Винительный падеж одушевленных имен существительных. Винительный падеж прилагательных, притяжательных и указательных местоимений. Прошедшее время глагола. Наречия времени………………………………..58

УРОК 7.

Наречия места. Предложный падеж (объект места) имен существительных (единственное и множественное число), прилагательных, притяжательных местоимений. Употребление предлогов «в», «на». Прошедшее время глаголов мочь, быть , бывать, находиться …………………………………………...68

УРОК 8.

Будущее сложное время глагола. Винительный падеж для выражения времени. Предложный падеж в значении объекта мысли или речи. Предложный падеж для выражения времени………………………………....................87

УРОК 9.

Общее представление о видах глагола. Использование несовершенного и совершенного видов глаголов. Инфинитивные конструкции со словами можно, нужно ……………………………………………………………………..99

УРОК 10.

Использование глаголов совершенного вида в форме будущего времени. Будущее простое и будущее сложное время. Винительный падеж существительных, обозначающих направление движения. Глаголы движения идти, пойти, ходить, ехать, поехать, ездить . Предложный падеж существительных с предлогом на , обозначающий средства передвижения. Использование предлогов через, после. Глаголы начинать / начать / начаться; продолжать / продолжить / продолжиться ……………………………………..113

УРОК 11.

Глаголы движения группы идти / ходить с префиксами по- и при- . Родительный падеж имен существительных, личных местоимений, прилагательных в отрицательных конструкциях, в конструкции типа «у меня есть» и для обозначения места начала движения. Родительный падеж с исчисляемыми и неисчисляемыми существительными, с числительными…………………………………………………………………………………..132

УРОК 12.

Инфинитивные конструкции со словом «должен». Дательный падеж имен существительных в значении адресата действия. Дательный падеж прилагательных, местоимений. Дательный падеж для обозначения возраста, в безличных предложениях, с предлогом по …………………………………...163

УРОК 13. Творительный падеж имен существительных, прилагательных, местоимений для обозначения совместного действия, инструмента действия (без предлога), характеристики объекта (с предлогом с ). Грамматические конструкции с глаголами быть, стать, работать …………………...181

УРОК 14.

Видо-временные формы глаголов. Склонение имен существительных и личных местоимений. Значения падежей. Словосочетания с глаголами…………………………………………………………………………………..194

УРОК 15.

Сложные предложения. Москва – столица России. Город, в котором я учусь……………………………………………………………………………….207

УРОК 16.

Предложный падеж прилагательных, порядковых числительных, определительных, указательных и притяжательных местоимений. Прямая и косвенная речь. Возвратное местоимение «себя»………………………….........216

УРОК 17. Винительный падеж порядковых числительных, определительных, указательных и притяжательных местоимений. Глаголы движения с приставками. Прямая и косвенная речь (вопрос без вопросительного слова и соответствующий ответ)……………………………………………………...227

УРОК 18.

Родительный падеж порядковых числительных, определительных, указательных и притяжательных местоимений. Краткие страдательные причастия. Сложные предложения с союзом чтобы и глаголом хотеть в главном предложении………………………………………………………………...240

УРОК 19.

Дательный падеж порядковых числительных, определительных, указательных и притяжательных местоимений. Дательный падеж с предлогом «к», обозначающий направление движения. Прямая и косвенная речь (императивные предложения). Неопределенные и отрицательные местоимения……………………………………………………………………....................245

УРОК 20.

Творительный падеж порядковых числительных, определительных, указательных и притяжательных местоимений. Творительный падеж существительных, обозначающих место. Сложное предложение с придаточным условным. Активные и пассивные предложения. Творительный падеж в пассивных предложениях………………………………………………………254

УРОК 21. Склонение порядковых числительных, определительных, указательных и притяжательных местоимений (систематизация). Степени сравнения прилагательных и наречий. Превосходная степень прилагательных с суффиксами –айш- и –ейш-…………………………………………………...267

УРОК 22.

Действительные причастия. Сослагательное наклонение глаголов. Страдательные причастия. Глаголы с постфиксом –ся (главные значения)…………………………………………………………………………….......275

УРОК 23.

Образование деепричастий. Полная и краткая форма прилагательных. Использование инфинитива в конструкциях с краткими прилагательными. Систематизация значений падежей…………………………....................286

БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………....296

ИЗУЧАЕМ РУССКИЙ ЯЗЫК

ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС

Категория падежа - это грамматическая категория имени существительного, выражающая отношение обозначаемого им предмета к другим предметам, действиям, признакам. Вследствие исторического родства индоевропейских языков, падежная система немецкого языка имеет ряд общих черт с падежной системой других индоевропейских языков, в том числе, с падежной системой русского языка. Но на фоне этой общности ясно выступает их своеобразие. Это своеобразие проявляется и в количестве падежей, и в круге значений употребления каждого падежа.

Падеж есть форма имени, выражающая его отношение к другим словам в составе предложения или словосочетания. Например: отпереть дверь ключом, ключ от двери, связка ключей, обзавестись ключами -- четыре падежных формы от слова ключ выражают различные отношения его к словам отпереть, от двери, связка, обзавестись. Эти отношения могут быть весьма разнообразными, и потому форма каждого падежа может иметь несколько значений.

В современном русском языке шесть падежей, из которых именительный называется прямым, а все остальные косвенными: родительный, дательный, винительный, творительный и предложный.

По мнению Виноградова В. В. из шести падежей в современном русском языке, вследствие богатства значений (и отчасти по происхождению), родительный и предложный можно было бы рассматривать как объединение, по крайней мере, двух падежей в каждом из них.

В современном родительном падеже выделяется качественно-определительный (или собственно - родительный) и количественно-отделительный (или отложительно-достигательный).

Собственно-родительный объединяет значения качественного определения: девушка редкой красоты, человек большого ума, стол красного дерева; принадлежности: книга сестры, дом отца; субъекта: подарок матери, сочинения Пушкина; объекта: чтение Маяковского (когда читают стихи Маяковского, но чтение Маяковского, т. е. чтение самим Маяковским чего-либо есть родительный субъекта). Эти значения возможны и при наличии предлогов, например: у него была красивая дочь, у этой книги кожаный переплет, у чемодана двойное дно и т. п.

Количественно-отделительный представлен значениями количества (преимущественно после числительных и глаголов): пять лет, три кило гороху, начитаться книг, наговорить дерзостей, попить водицы; удаления, лишения: избегать опасности, лишиться места, остерегаться обмана; достижения цели: добиться успеха, просить помощи. Эти значения выражаются при помощи предлогов, чаще из, от, до, около: уехать из города, происходить из крестьян, сшить из лучшей материи, от края и до края, плащ от дождя, услышать от знакомых, добраться до постели, охотник до книг. Особенно следует подчеркнуть выражение причинно-целевых значений этим падежом с предлогами: с радости, со страху, от горя, (похудеть от горя). Формальное отличие родительного количественно-отделительного заключается в особом окончании -у у некоторых существительных мужского рода, чего обычно не бывает в употреблении собственно-родительного, за самыми редкими исключениями.

Современный предложный падеж также некоторыми учеными делится на два: изъяснительный -- о хлебе, о саде, о лесе (после глаголов говорить, думать, рассуждать и им подобных) и местный (с предлогами в, на) - в саду, в лесу, на полу, на корню. В значении местного падежа у существительных мужского рода очень употребительно окончание - у под ударением.

Самое название «предложный» введено М. В. Ломоносовым, вследствие исключительного употребления этого падежа только с предлогами, вместо принятого в XVII в. названия «сказательный». Для древнерусского и старославянского языков этот падеж называется «местным» (по одному из главных значений); он первоначально употреблялся без предлога, как все другие косвенные падежи: НовЪгород"Ь означало «в Новгороде».

Следует заметить, что мысль ряда исследователей о разделении родительного и предложного падежей на два имеет чисто научное значение.

Несколько подробнее можно остановиться на значениях творительного падежа.

Творительный приглагольный, т. е. зависящий от глагола, является в предложении дополнением или обстоятельством, реже сказуемым, и может обозначать:

  • 1) орудие или средство: пишу пером; сюда же приближается значение творительного падежа в безличных оборотах: ветром оторвало лодку;
  • 2) действующее лицо при глаголах страдательного залога: нашими учеными разрабатываются важные проблемы;
  • 3) объект или область распространения действия (творительный содержания): заниматься русским языком, интересоваться искусством, любоваться природой;
  • 4) время, место и способ действия (творительный с обстоятельственным значением): а) он работает целыми днями, б) ехать лесом, в) говорить шепотом.

Особый случай применения творительного падежа представляет так называемый творительный предикативный, т. е. образующий (со связкой или без нее) составное сказуемое, например: он стал опытным инженером; студенты будут учителями и научными работниками.

Близко к этому значению и значение творительного падежа, указывающего должность, положение, свойство лица или предмета, название которого стоит в винительном падеже при переходных глаголах называть, назначать, считать, признавать (кого? кем?). При замене действительного залога страдательным, такой творительный делается обычным творительным предикативным: его избрали председателем -- он избран председателем, его считают руководителем -- он считается руководителем и т. п.

Кроме творительного приглагольного, существует творительный приименный, т. е. зависящий от имен существительных (правда, близких по основам к глаголам: удар кулаком, ср. ударить кулаком, езда шагом, ср. ехать шагом) или от имен прилагательных: известный своими трудами, сильный духом, слабый глазами.

Основное значение винительного и дательного падежей -- это обозначение объекта; винительный падеж чаще всего употребляется после переходных глаголов и обозначает прямой объект, иначе говоря -- является прямым дополнением (студент составляет доклад); дательный падеж обозначает косвенный объект -- лицо или предмет, в пользу которого совершается или к которому направляется действие (студенту предоставили путевку в дом отдыха; помощь брату -- по образцу глагольного сочетания -- учитель помогал брату). Есть и другие значения этих двух падежей: например, винительный падеж может обозначать время и пространство (работал целую неделю, пробежал километр), а дательный -- лицо, испытывающее какое-либо состояние (ему было радостно).

Вследствие обилия значений косвенных падежей некоторые значения их выражаются не только падежными окончаниями, но и присоединением предлогов. Родительный падеж -- с предлогами, выражающими пространственные отношения (от дома, до школы, с гор, из городов) и целевые (для здоровья, для успеха). Дательный падеж -- с предлогами, выражающими направление (к отцу, по дорогам). Винительный падеж -- с предлогами, выражающими пространственные отношения (на улицу, в дом, по колено) и временные (в год, в час). Творительный падеж -- с предлогами, выражающими совместность (с другом) и пространственные отношения (под водой, за огородами, между деревьями). Предложный падеж употребляется в современном русском языке только с предлогами (разнообразного значения).