Биографии Характеристики Анализ

Тренажёр по русскому языку (2 класс) на тему: Карточки Главные члены предложения. Главные и второстепенные чл предложения: как найти их без лишних трудностей

На этом уроке мы узнаем, что в предложении выделяют главные члены - подлежащее и сказуемое. Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения. Научимся находить подлежащее и сказуемое в предложении и подчёркивать их.

Запомните: подлежащее называет то, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы «кто?», «что?». При разборе предложения подчёркивается одной чертой.

Например: Школьники читают книги . О ком говорится в предложении? О школьниках . Кто - школьники - подлежащее, подчёркиваем одной чертой. Что делают школьники? Читают . Это второй главный член предложения - сказуемое. Подчёркивается двумя чертами. Школьники читают книги.

Запомните: сказуемое - главный член предложения. Называет то, что говорится о подлежащем, отвечает на вопросы что делать? что сделать? При разборе предложения подчёркивается двумя чертами.

Мы узнали, что в предложении выделяют главные члены - подлежащее и сказуемое. Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.

Рис. 4. Грамматическая основа предложения ()

А теперь выполним задания, которые помогут нам закрепить полученные знания.

Выпишем грамматическую основу предложений и подчеркнём подлежащее и сказуемое.

Наступила весна. По земле побежали звонкие ручейки. Запели на ветках птицы. На проталинках появились первые травинки.

Проверим правильность выполнения этого задания.

Наступила весна. Наступила - сказуемое, весна - подлежащее.

Ручейки побежали. Ручейки - подлежащее, побежали - сказуемое.

Запели птицы. Запели - сказуемое, птицы - подлежащее.

Появились травинки. Появились - сказуемое, травинки - подлежащее.

Вставим подходящее по смыслу подлежащее.

Дует холодный северный __________. Белые _________ падают на землю. В лесу прыгает с ветки на ветку пушистая ________.

Слова для вставки: белка, ветер, снежинки.

Проверим:

Дует холодный северный ветер. Белые снежинки падают на землю. В лесу прыгает с ветки на ветку пушистая белка.

Из данных слов составим предложения. Найдём в каждом предложении грамматическую основу и подчеркнём её.

Ворона, на, сидит, ветке, чёрная.

Серый, грызёт, морковку, заяц, вкусную.

Яблоки, на, созрели, яблоне, красные.

Пальто, висит, вешалке, на, детское.

Один из вариантов ответа:

Чёрная ворона сидит на ветке.

Основа предложения: Ворона сидит .

Серый заяц грызёт вкусную морковку.

Основа предложения: Заяц грызёт .

Красные яблоки созрели на яблоне.

Основа предложения: Яблоки созрели .

Детское пальто висит на вешалке.

Основа предложения: Пальто висит .

На следующем уроке мы узнаем, какие члены предложения называются второстепенными, научимся находить их в предложении, выделять подчёркиванием. Поговорим о распространённых и нераспространённых предложениях.

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. - М.: Баласс.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. - М.: Дрофа.

Члены предложения.

1 .Подлежащее обозначает о ком или о чём говорится в предложении , и отвечает на вопрос кто? или что? Подлежащее чаще всего выражено именем существитель- ным. Подчёркивается одной чертой.

2.Сказуемое - это главный член предложения, который обозначает, что в предложении говорится о подлежащем, и отвечает на вопрос что делает? что делают? что сделал? что сделала? Чаще всего выражается глаголом. Подчёркивается двумя чертами.

3. Определение - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и подчёркивается

волнистой линией. Определение выражается прилагательным.

4. Дополнение - кого? чего?

кому? чему?

кого? что?

кем? чем?

о ком? о чём?

и подчёркивается отрывистой линией -------- . Дополнение чаще всего выражается существительным или местоимением.

5. Обстоятельство - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: где? куда? откуда? как? когда? и подчёркивается отрывистой линией и точкой. Обстоятельство чаще всего выражается существительным или наречием.

Например: В зеленой роще путников встретили веселые голоса птиц .

Предложение- это слово или несколько слов, связанных по смыслу.

Повествовательные : На дворе стоит прекрасная погода.

Вопросительные: Почему вы не гуляете?

Побудительные: Идите скорее!

Восклицательные: Мне подарили щенка!

Невосклицательные: Мне подарили щенка.

Нераспространенное: Весна пришла.

Распространенное: Пришла долгожданная весна.

Узкая тропинка уходила далеко в лес . - простое (Имеет одну грамматическую основу)

Утром пригревало солнышко , а к вечеру стукнул мороз . - сложное

(имеет две и более грамматических основ)

На заводе человек наливает жидкое стекло в сито.

(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.)

Разбор предложения по членам предложения и по частям речи, выписывание словосочетаний.

В словосочетании одно слово главное, а другое зависимое. Сначала вопрос задаётся от группы подлежащего, затем от группы сказуемого, потом от группы второстепенных членов.

Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием (так как главный член предложения (подлежащее) не может зависеть от главного члена предложения (сказуемого)).
п.,ед.ч.,м.р.,Т.п. н. п.,мн.ч.,И.п. с.,мн.ч.,И.п. г.,п.в.,мн.ч. пред.
Например: Осенним днём маленькие дети гуляли в

п.,ед.ч.,м.р.,П.п. с.,ед.ч.,м.р.,П.п.,2с.
городском парке .

Однородными членами предложения называют слова, которые:

1. Относятся к одному и тому же члену предложения.

2. Отвечают на один и тот же вопрос.

3. А для определений : Обозначают один и тот же признак (цвет, размер, форму…)

4. Однородными могут быть и главные и второстепенные члены предложения.

Например:

Суворов ценил своих солдат за храбрость , смекалку , выносливость.

какие? какие?

Маленькие, большие кораблики покачивались на воде.

(Маленькие, большие - однородные определения).

Сложное предложение.

Сложным - называют предложение, в котором несколько грамматических основ.

На письме части сложного предложения разделяются запятой.

Например:

Догорел апрельский светлый вечер , по лугам холодный сумрак лег.

День темнеет , и трава седой росой в лугах блестит.

Прямая речь.

Прямая речь - это слова, переданные от имени говорящего.

Князь печально отвечает: «Грусть- тоска меня съедает».

А: «П».

Знаки препинания в предложениях с прямой речью:

А: «П». «П», - а.

А: «П!» «П!» - а.

А: «П?» «П?» - а.

Обращение.

Обращение - слово (или словосочетание), называющее человека, животное или предмет, к которому обращаются с речью.

На письме обращение выделяется запятыми.

Например:

Колобок , спой свою песенку еще разок.

Эта пара, царь , моя и хозяин тоже я.

Мы, Муренка , с дедом в лес пойдем!

В добрый путь вам, господа.

Обращение не является членом предложения.

Член предложения — синтаксическая функция слов и словосочетаний в предложениях.

Главные члены предложения:

Подлежащее - это главный член двусоставного предложения, обозначающий носителя признака (действия, состояния, свойства), названного сказуемым. Подлежащее может быть выражено именительным падежом имени, местоимением, инфинитивом. Отвечает на вопрос кто? что? :

Фабрика работает. Я занимаюсь. Друг поёт. Семеро одного не ждут. Курить вредно.

Сказуемое - это главный член двусоставного предложения, обозначающий признак (действие, состояние, свойство), отнесенный к носителю, который выражен подлежащим. Сказуемое выражается спрягаемой формой глагола, инфинитивом, существительным, прилагательным, числительным, местоимением, наречием, словосочетанием. Отвечает на вопросы что делает (делал, будет делать)? какой?:

Он читает . Жить - значит бороться . Сестра инженер . Сын высокого роста . Погода жаркая . Она теплее , чем вчера. Эта книга моя . Этот урок второй . Учиться интересно . Учёба играет большую роль .

Второстепенные члены предложения:

Определение - это второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей? который? Определения делятся на:

    согласованные определения . Согласуются с определяемым членом в форме (падеже, числе и роде в единственном числе), выражаются прилагательными, причастиями, порядковыми числительными, местоимениями:

Большие деревья растут возле отцовского домика. В нашем классе нет отстающих учеников. Он решает эту задачу второй час.

Шумели листья берёзы . Ему нравились вечера в доме бабушки . Выбери ткань с рисунком повеселее . На завтрак дали яйца всмятку . Их объединило желание увидеться .

Приложение - это определение (обычно согласованное), выраженное существительным (одним или с зависимыми словами): город-герой , студенты-узбеки ; Мы встретили Архипа-кузнеца . Явился лекарь, человек небольшого роста . Не согласуются в форме с определяемым словом приложения, выраженные прозвищами, условными названиями, помещенные в кавычках или присоединяемые при помощи слов по имени , по фамилии :

В газете “Аргументы и факты” интересный репортаж. Он читает про Ричарда Львиное Сердце . Я пошёл на охоту с лайкой по кличке Боня .

Дополнение - это второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей (кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чём? ). Выражается существительными, местоимениями в косвенных падежах или именными словосочетаниями:

Отец развивал в нём интерес к спорту . Мать послала брата с сестрой за молоком .

Обстоятельство - это второстепенный член предложения, выражающий характеристику действия, состояния, свойства и отвечающий на вопросы как? каким образом? где? куда? откуда? почему? зачем? и т.п. Выражается наречиями, существительными в косвенных падежах, деепричастиями, инфинитивом, фразеологизмами:

Вдали громко стучал дятел. Песня звучит всё тише . Она говорила улыбаясь . Он выехал из Москвы в Киев .

Однородные члены предложения - это главные или второстепенные члены предложения, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию (т.е. являющиеся одними и теми же членами предложения: подлежащими, сказуемыми, определениями, дополнениями, обстоятельствами), отвечающие на один и тот же вопрос и произносящиеся с интонацией перечисления:

Всю дорогу ни он, ни я не разговаривали. Мы пели и плясали . Весёлый, радостный, счастливый смех огласил комнату. Она долго, растерянно, но радостно жала ему руку. Однородные определения надо отличать от неоднородных, характеризующих предмет с различных сторон: в этом случае отсутствует интонация перечисления и нельзя вставить сочинительные союзы: В землю врыт круглый тёсаный дубовый столб.

Вводные слова и предложения - слова и предложения, равнозначные слову, которые занимают в предложении независимую позицию, выражают разные аспекты отношения говорящего к предмету речи:

безусловно, вероятно, по-видимому, разумеется, вернее, точнее сказать, грубо говоря, одним словом, к примеру, между прочим, представьте, я думаю, как говорится, казалось бы, если не ошибаюсь, можете себе представить и т.п.

Вставные конструкции - слова, словосочетания и предложения, содержащие добавочные замечания, уточнения, поправки и разъяснения; в отличие от вводных слов и предложений, не содержат указания на источник сообщения и на отношение к нему говорящего. В предложении выделяются обычно скобками или тире:

В жаркое летнее утро (это было в начале июля) мы отправились за ягодами. Солдаты - их было трое - ели, не обращая на меня внимания. Я не понимал (теперь я понял) , как жесток я был с нею.

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook !

Смотрите также:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

1. Опадают жёлтые листья. 2. В лесу росла стройная ель. 3. Девочка читает интересную книгу.4. В лесу мама нашла красивый гриб. 5. Ярко светит солнышко. 6. Малыши лепили снеговика. 7. Собака громко лает. 8. Люда рисовала красками. 9. По дороге быстро мчится машина. 10. Собака погналась за зайцем. 11. Олег красиво пишет в тетради.

Фамилия, имя ученика

В каждом предложении подчеркни подлежащее и сказуемое (грамматическую основу предложения):

1. В берлоге спит медведь. 2. Ученик решает трудную задачу. 3. Брат купил коньки. 4. Цветёт душистая сирень. 5. Лампы ярко освещают цирк. 6. Сильный ветер качает деревья. 7. Ученики рисуют. 8. Бабушка поставила посуду на стол. 9. Завтра школьники поедут на экскурсию. 10. Под елью вырос белый гриб.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

В каждом предложении подчеркни главные члены.

1. Пришла поздняя осень. 2. Дует сильный ветер. 3. Целый день идёт дождик. 4. Белка тащит в дупло орехи. 5. Птицы улетели в тёплые края. 6. Сороки скачут около жилища людей. 7. Мальчики мастерят красивые кораблики.8. По небу плывут лёгкие облака. 9. Света поёт.

…………………………………………………………………………

Фамилия, имя ученика _________________________________________


Озаглавь. Спиши, обозначая границы предложений. В каждом предложении подчеркни подлежащее и сказуемое.

Опадают жёлтые листья с деревьев вянет трава солнце прячется за серые тучи часто моросит мелкий дождь в саду ещё цветут пёстрые астры.

Фамилия, имя ученика

Самостоятельная работа 1 вариант

В каждом предложении подчеркни главные члены.

1. Рыжие муравьи истребляют лесных вредителей. 2. Беленькая кошка умывается лапкой. 3. Во дворе весело и дружно играют ребята. 4. В небе появилась разноцветная радуга. 5. Хитрая лисица ловко заметает следы пушистым хвостом. 6. Проворная белка на зиму запасает в дупле орешки. 7. Лёд трещал от холода. 8. В Африке живут злые крокодилы. 9. Птицы летят в тёплые края. 10. Дети кормили ёжика молоком.

Фамилия, имя ученика ___________________________________________________________________________

Самостоятельная работа 2 вариант

В каждом предложении подчеркни главные члены.

1. Мрачная туча закрыла небо. 2. В воздухе красиво кружатся разноцветные листья. 3. В болоте квакают неугомонные лягушки. 4. На солнце сверкают капли росы. 5. Неожиданно начался сильный дождь. 6. Деревья оделись в праздничный наряд. 7. Часто дует холодный ветер. 8. Осенью за садом ребята нашли журавля. 9. Солнце светит прямо в окно. 10. Весной в зоопарке появились новые жители.



Слова и словосочетания, из которых состоит предложение, называются членами предложения. Члены предложения делятся на главные и второстепенные.
Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое — образуют грамматическую основу предложения (его предикативный центр).

Сказуемое — это главный член предложения, который зависит только от подлежащего и обозначает его признак или действие. Сказуемое отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? каков он?что он такое?кто он такой? и др.
Сказуемое выражает грамматическое значение одного из наклонений. Это значение передаётся формой наклонения глагола, реже — другими способами. Например: Мы сидели на берегу пруда. Вдруг из кустов выбегает собака и прыг в воду. Два первых сказуемых имеют форму наклонения, а третье — формы наклонения не имеет, но выражает грамматическое значение изъявительного наклонения (прыг — прыгает).

По значению сказуемое делится на глагольное и именное. В зависимости от строения и способа выражения глагольное сказуемое бывает простым и составным; именное сказуемое всегда будет составным. Таким образом, основными типами сказуемого являются простое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое и составное именное сказуемое.

Итак, сказуемые бывают простые и составные. В простом сказуемом лексическое и грамматическое значения выражены одним словом.
Простое сказуемое может быть только глагольным. Оно выражается самостоятельным глаголом в форме одного из наклонений, например: 1) Уже проснулись певчие птицы. (С.-М.) 2) Громко поют птицы. (С.-М.) 3) Ещё громче будут петь птицы. В этих примерах глаголы-сказуемые имеют формы изъявительного наклонения прошедшего, настоящего и будущего сложного времени. 4) В спортивной секции вы тренировались бы более регулярно — сказуемое выражено глаголом в условном наклонении. <5) Вы возьмите с собой в поход туристскую карту-схему — сказуемое выражено глаголом в повелительном наклонении.
Составными сказуемыми называются такие сказуемые, в которых лексическое и грамматическое значения выражаются в разных словах. Сравните: На второй день щегол запел.— На второй день щегол начал петь. Катя болела целый месяц.— Катя была больна целый месяц. Составные сказуемые начал петь и была больна состоят из двух слов, одно из которых (петь, больна) выражает основное лексическое значение сказуемого, а другое (начал, была) — его грамматическое значение.

Составные сказуемые бывают глагольными и именными.

Составным глагольным называется сказуемое, которое состоит из вспомогательного слова и неопределённой формы глагола. Например: Я начал работать. Брат перестал заниматься и может отстать в учёбе. Я должен ему помочь.
Вспомогательные слова делятся на две группы:
1) глаголы со значением начала, конца или продолжения (начать, перестать, кончить, прекратить, продолжать);
2) глаголы и краткие прилагательные со значением возможности, необходимости, желательности и др. (мочь, смочь, хотеть, желать, рад, готов, должен, обязан, намерен).
Вспомогательные слова выражают грамматическое значение сказуемого, а неопределённая форма глагола — его лексическое значение. Скрипач начал (продолжал, перестал) играть. Мы не сможем выступить на концерте. Мы хотели бы участвовать в соревнованиях.
Если вспомогательное слово — краткое прилагательное, то оно употребляется только со связкой: 1) Я был рад помочь. 2) Он готов был с вами поспорить. В настоящем времени связка не употребляется, т. е. является нулевой. Ср.: Он готов с вами поспорить. Я рад вам помочь.
Составное глагольное сказуемое = вспомогательное слово + неопределенная форма глагола

Составным именным называется сказуемое, которое состоит из глагола-связки и именной части (имени прилагательного, существительного и др.). Глаголы-связки выражают грамматическое значение сказуемого, а именная часть — его лексическое значение.
Составное именное сказуемое = глагол-связка + именная часть
Например: Я был прав.
Глаголы-связки делятся на три группы.
1. Глагол-связка быть выражает только грамматические значения. В настоящем времени глагол-связка быть не употребляется, т. е. связка нулевая. Ты был бы смелым — условное наклонение. Ты будь смелым — повелительное наклонение. Ты был смелым — прошедшее время. Ты будешь смелым — буд. вр. Ты смелый — наст. вр. (нулевая связка)
2. Глаголы-связки делаться, стать, становиться, являться, считаться, представляться, казаться, называться менее употребительны, например: 1) У нас зима. Всё делается светлее, веселее от первого снега. (Ч.) 2) Совсем стал белый дедушка. (Н.) 3) Дворец казался островом печальным. (П.)
3. В роли связок могут выступать глаголы со значением движения, положения в пространстве: прийти, приехать, вернуться и др.; сидеть, стоять и др., например: 1) Я сидел погружённый в глубокую задумчивость. (П.) 2) Девушка пришла усталая. (Пол.)
На месте глагола-связки могут быть употреблены сочетания вспомогательных слов с определённой формой глагола-связки, например: Я был бы рад стать учителем.