Биографии Характеристики Анализ

Систематизация знаний о равнодействующей всех сил, приложенных к телу. Как найти равнодействующую силу

Изобразите схему действующих сил. Когда действие силы на тело происходит под углом, для определения ее величины необходимо найти горизонтальную (F x) и вертикальную (F y) проекции этой силы. Для этого мы будем использовать тригонометрию и угол наклона (обозначается символом θ «тета»). Угол наклона θ измеряется против часовой стрелки, начиная от положительной оси х.

  • Нарисуйте диаграмму действующих сил, включая угол наклона.
  • Укажите вектор направления действия сил, а также их величину.
  • Пример: Тело с силой нормальной реакции, равной 10 Н, движется вверх и вправо с силой 25 Н под углом в 45°. Также на тело действует сила трения, равная 10 Н.
  • Перечень всех сил: F тяж = -10 Н, F н = + 10 Н, F т = 25 Н, F тр = -10 Н.
  • Вычислите F x и F y , используя основные тригонометрические соотношения . Представив наклонную силу (F) в качестве гипотенузы прямоугольного треугольника, а F x и F y – в качестве сторон этого треугольника, можно вычислить их по отдельности.

    • Напоминаем, что косинус (θ) = прилежащая сторона/гипотенуза. F x = соз θ * F = cos(45°) * 25 = 17,68 Н.
    • Напоминаем, что синус (θ) = противолежащая сторона/гипотенуза. F y = sin θ * F = sin(45°) * 25 = 17,68 Н.
    • Обратите внимание, что под углом на объект одновременно может действовать несколько сил, поэтому вам придется найти проекции F x и F y для каждой такой силы. Суммируйте все значения F x , чтобы получить результирующую силу в горизонтальном направлении, и все значения F y , чтобы получить результирующую силу в вертикальном направлении.
  • Перерисуйте схему действующих сил. Определив все горизонтальные и вертикальные проекции силы, действующие под углом, можете нарисовать новую схему действующих сил, указав также и эти силы. Сотрите неизвестную силу, а вместо нее укажите векторы всех горизонтальных и вертикальных величин.

    • К примеру, вместо одной силы, направленной под углом, на схеме теперь будут представлены одна вертикальная сила, направленная вверх, величиной 17,68 Н, и одна горизонтальная сила, вектор которой направлен вправо, а величина равна 17,68 Н.
  • Сложите все силы, действующие по координатам х и у. После того как нарисуете новую схему действующих сил, вычислите результирующую силу (F рез), сложив отдельно все горизонтальные силы и все вертикальные силы. Не забудьте следить за правильным направлением векторов.

    • Пример: Горизонтальные вектора всех сил вдоль оси х: F резx = 17,68 – 10 = 7,68 Н.
    • Вертикальные вектора всех сил вдоль оси у: F резy = 17,68 + 10 – 10 = 17,68 Н.
  • Вычислите вектор равнодействующей силы. На данном этапе у вас есть две силы: одна действует вдоль оси х, другая – вдоль оси у. Величина вектора силы является гипотенузой треугольника, образованного этими двумя проекциями. Для вычисления гипотенузы достаточно лишь задействовать теорему Пифагора: F рез = √ (F резx 2 + F резy 2).

    • Пример: F резx = 7,68 Н, а F резy = 17,68 Н
    • Подставим значения в уравнение и получим: F рез = √ (F резx 2 + F резy 2) = √ (7,68 2 + 17,68 2)
    • Решение: F рез = √ (7,68 2 + 17,68 2) = √(58,98 + 35,36) = √94,34 = 9,71 Н.
    • Сила, действующая под углом и вправо равна 9,71 Н.
  • ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    Сила – это векторная величина, являющаяся мерой действия на данное тело других тел или полей, в результате которого происходит изменение состояния данного тела. Под изменением состояния в данном случае понимают изменение или деформацию.

    Понятие силы относится к двум телам. Всегда можно указать тело, на которое действует сила, и тело, со стороны которого она действует.

    Сила характеризуется:

    • модулем;
    • направлением;
    • точкой приложения.

    Модуль и направление силы не зависят от выбора .

    Единица измерения силы в системе Си – 1 Ньютон .

    В природе нет материальных тел, находящихся вне воздействия на них других тел, а, следовательно, все тела находятся под воздействием внешних или внутренних сил.

    На тело одновременно может действовать несколько сил. В этом случае справедлив принцип независимости действия: действие каждой силы не зависит от присутствия или отсутствия других сил; совместное действие нескольких сил равно сумме независимых действий отдельных сил.

    Равнодействующая сила

    Для описания движения тела в этом случае пользуются понятием равнодействующей силы.

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    Равнодействующая сила – это сила, действие которой заменяет действие всех сил, приложенных к телу. Или, другими словами, равнодействующая всех сил, приложенных к телу, равна векторной сумме этих сил (рис.1).

    Рис.1. Определение равнодействующей сил

    Так как движение тела всегда рассматривается в какой-либо системе координат, удобно рассматривать не саму силу, а ее проекции на координатные оси (рис.2, а). В зависимости от направления силы ее проекции могут быть как положительными (рис.2,б), так и отрицательными (рис.2,в).

    Рис.2. Проекции силы на координатные оси: а) на плоскости; б) на прямой (проекция положительна);
    в) на прямой (проекция отрицательна)

    Рис.3. Примеры, иллюстрирующие векторное сложение сил

    Мы часто наблюдаем примеры, иллюстрирующие векторное сложение сил: лампа висит на двух тросах (рис.3, а) – в этом случае равновесие достигается за счет того, что равнодействующая сил натяжения компенсируется весом лампы; брусок соскальзывает по наклонной плоскости (рис.3, б) – движение возникает за счет равнодействующей сил трения, тяжести и реакции опоры. Знаменитые строки из басни И.А. Крылова «а воз и ныне там!» — также иллюстрация равенства нулю равнодействующей трех сил (рис.3, в).

    Примеры решения задач

    ПРИМЕР 1

    Задание На тело действуют две силы и . Определить модуль и направление равнодействующей этих сил, если: а) силы направлены в одну сторону; б) силы направлены в противоположные стороны; в) силы направлены перпендикулярно друг к другу.
    Решение а) силы направлены в одну сторону;

    Равнодействующая сил:

    б) силы направлены в противоположные стороны;

    Равнодействующая сил:

    Спроектируем это равенство на координатную ось :

    в) силы направлены перпендикулярно друг к другу;

    Равнодействующая сил:

    Это векторная сумма всех сил, действующих на тело.


    Велосипедист наклоняется в сторону поворота. Сила тяжести и сила реакции опоры со стороны земли дают равнодействующую силу, сообщающую центростремительное ускорение, необходимое для движения по окружности

    Взаимосвязь со вторым законом Ньютона

    Вспомним закон Ньютона:

    Равнодействующая сила может быть равна нулю в том случае, когда одна сила компенсируется другой, такой же силой, но противоположной по направлению. В этом случае тело находится в покое или движется равномерно.


    Если равнодействующая сила НЕ равна нулю, то тело движется равноускоренно . Собственно именно эта сила является причиной неравномерного движения. Направление равнодействующей силы всегда совпадает по направлению с вектором ускорения.

    Когда требуется изобразить силы, действующие на тело, при этом тело движется равноускоренно, значит в направлении ускорения действующая сила длиннее противоположной. Если тело движется равномерно или покоится длина векторов сил одинаковая.


    Нахождение равнодействующей силы

    Для того, чтобы найти равнодействующую силу, необходимо: во-первых, верно обозначить все силы , действующие на тело; затем изобразить координатные оси , выбрать их направления; на третьем шаге необходимо определить проекции векторов на оси; записать уравнения. Кратко: 1) обозначить силы; 2) выбрать оси, их направления; 3) найти проекции сил на оси; 4) записать уравнения.

    Как записать уравнения? Если в некотором направлении тело двигается равномерно или покоится, то алгебраическая сумма (с учетом знаков) проекций сил равна нулю. Если в некотором направлении тело движется равноускоренно, то алгебраическая сумма проекций сил равна произведению массы на ускорение, согласно второму закону Ньютона.

    Примеры

    На движущееся равномерно по горизонтальной поверхности тело, действуют сила тяжести, сила реакции опоры, сила трения и сила, под действием которой тело движется.

    Обозначим силы, выберем координатные оси

    Найдем проекции

    Записываем уравнения

    Тело, которое прижимают к вертикальной стенке, равноускоренно движется вниз. На тело действуют сила тяжести, сила трения, реакция опоры и сила, с которой прижимают тело. Вектор ускорения направлен вертикально вниз. Равнодействующая сила направлена вертикально вниз.



    Тело равноускоренно движется по клину, наклон которого альфа. На тело действуют сила тяжести, сила реакции опоры, сила трения.



    Главное запомнить

    1) Если тело покоится или движется равномерно, то равнодействующая сила равна нулю и ускорение равно нулю;
    2) Если тело движется равноускоренно, значит равнодействующая сила не нулевая;
    3) Направление вектора равнодействующей силы всегда совпадает с направлением ускорения;
    4) Уметь записывать уравнения проекций действующих на тело сил

    Блок - механическое устройство, колесо, вращающееся вокруг своей оси. Блоки могут быть подвижными и неподвижными.

    Неподвижный блок используется лишь для изменения направления силы.

    Тела, связанные нерастяжимой нитью, имеют одинаковые по величине ускорения.

    Подвижный блок предназначен для изменения величины прилагаемых усилий. Если концы веревки, обхватывающей блок, составляют с горизонтом равные между собой углы, то для подъёма груза потребуется сила вдвое меньше, чем вес груза. Действующая на груз сила относится к его весу, как радиус блока к хорде дуги, обхваченной канатом.

    Ускорение тела А в два раза меньше ускорения тела В.

    Фактически, любой блок представляет собой рычаг , в случае неподвижного блока - равноплечий, в случае подвижного - с соотношением плеч 1 к 2. Как и для всякого другого рычага, для блока справедливо правило: во сколько раз выигрываем в усилии, во столько же раз проигрываем в расстоянии

    Также используется система, состоящая из комбинации нескольких подвижных и неподвижных блоков. Такая система называется полиспаст.


    Если на твердое тело действует много сил, то движение тела зависит только от суммы всех этих сил и от суммы их моментов. Это обстоятельство позволяет иногда заменить совокупность всех действующих на тело сил одной силой, которую называют в таком случае равнодействующей. Очевидно, что по величине и направлению равнодействующая сила равна сумме всех сил, а ее точка приложения должна быть выбрана таким образом, чтобы ее момент был равен суммарному моменту всех сил.

    Наиболее важный случай такого рода - сложение параллельных сил. Сюда относится, в частности, сложение сил тяжести, действующих на отдельные части твердого тела.

    Рассмотрим какое-либо тело и определим полный момент сил тяжести относительно произвольно выбранной горизонтальной оси (ось Z на рис. 5). Сила тяжести, действующая на элемент m i тела, равна m i g, а ее плечо есть координата x i этого элемента. Поэтому суммарный момент всех сил равен

    Равнодействующая сила по величине равна полному весу тела и если обозначить координату ее точки приложения через X, то тот же момент N z запишется в виде (24)

    Приравняв оба выражения, найдем (25)

    Но это есть не что иное, как х-координата центра инерции тела.

    Таким образом, мы видим, что всю совокупность действующих на тело сил тяжести можно заменить одной силой, равной полному весу тела и приложенной к его центру инерции. В связи с этим центр инерции тела часто называют также его центром тяжести.

    Сведение системы параллельных сил к одной равнодействующей силе, однако, невозможно, если сумма сил равна нулю. Действие такой совокупности сил может быть сведено к действию, как говорят, пары сил: двух сил, равных по величине и противоположных по направлению. Легко сообразить, что сумма N z моментов таких двух сил относительно любой оси Z, перпендикулярной плоскости их действия, одинакова и равна произведению величины F на расстояние h между направлениями действия обеих сил (плечо пары ): N z =Fh .

    Действие пары сил, оказываемое ею на движение тела, зависит только от этого, как говорят, момента пары .

    Методика проведения эксперимента и описание установки

    Задачи работы : экспериментальное исследование закономерностей гироскопического эффекта, опытное определение полного момента инерции гироскопа.

    Приборы и принадлежности: гироскоп ФМ-18, электронный блок, штангенциркуль.

    Гироскопом называет массивное тело, вращающееся с большой скоростью вокруг неподвижной оси симметрии. В экспериментальной установке, показанной на рис. 6, гироскопом служит металлический диск 1 с горизонтально расположенной осью 2, который приводится во вращение электродвигателем 3. Ось гироскопа опирается на шарнир 4, закреплённый на подставке 5. Горизонтальное положение оси обеспечивается противовесом 6. Смещая противовес вдоль градуированной шкалы 7, можно создавать дополнительный момент силы тяжести, действующий на гироскоп при его вращении.


    Установка работает от блока управления. Левое табло показывает частоту вращения маховика гироскопа – после включения индуцирует начальную частоту. Правое табло индуцирует время поворота гироскопа вокруг вертикальной оси на 90 0 .

    Установка позволяет наблюдать так называемый гироскопический эффект, заключающийся в том, что попытка повернуть ось гироскопа в определённой плоскости Х приводит на самой деле к повороту в плоскости, перпендикулярной плоскости Х. Допустим, что в первоначальном положения противовес 6 уравновешивает гироскоп так, что полный момент сил, действующих на гироскоп, . В этих условиях согласно закону сохранения момента импульса должно выполняться равенство и ось гироскопа остаётся горизонтальной и неподвижной.

    Попытаемся теперь повернуть ось гироскопа в вертикальной плоскости по часовой стрелке. Для этого сдвинем противовес от положения равновесия на некоторое расстояние (см. рис. 7). При этом на гироскоп будет действовать момент силы тяжести N, направленный вдоль оси Oу и по величине равный (26)

    Согласно уравнению динамики вращательного движения твердого тела

    Поэтому момент силы вызовет за время изменение момента импульса , равное (28)

    Важно отметить, что вектор направлен, как вектор , по оси Oy, т.е. перпендикулярно первоначальному направлению вектора . В результате вектор момента импульса гироскопа займет в пространстве новое положение

    что соответствует повороту оси гироскопа в горизонтальной плоскости на некоторый угол . При постоянно действующем моменте силы гироскопический эффект приведет к равномерному горизонтальному вращению оси гироскопа с относительно малой угловой скоростью

    Установим связь между и другими параметрами гироскопа. Из рис. 2 следует, что

    Для малых углов , тогда, подставляя (29) в (30), получаем.

    Приложенных к телу; о сложении векторов.


  • Интерпретация первого закона Ньютона относительно понятия равнодействующая сил.

  • Восприятие данной формулировки закона.

  • Применение полученных знаний к знакомой и новой ситуации при решении физических задач.
  • Задачи урока (для учителя):

    Образовательные:


    • Уточнить и расширить знания о равнодействующей силе и способах ее нахождения.

    • Сформировать умения применять понятие равнодействующей силы к обоснованию законов движения (законов Ньютона)

    • Выявить уровень усвоения темы;

    • Продолжить формирование навыков самоанализа ситуации и самоконтроля.
    Воспитательные:

    • Содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира;

    • Подчеркнуть значение модулирования в познаваемости материи;

    • Обратить внимание на формирование общечеловеческих качеств:
      a) деловитость,
      b) самостоятельность;
      c) аккуратность;
      d) дисциплинированность;
      e) ответственное отношение к учебе.
    Развивающие:

    • Осуществлять умственное развитие детей ;

    • Работать над формированием умений сравнивать явления, делать выводы, обобщения;

    • Учить:
      a) выделять признаки сходства в описании явлений,
      b) анализировать ситуацию c) делать логические умозаключения на основе этого анализа и имеющихся знаний;

    • Проверить уровень самостоятельного мышления обучающегося по применению имеющихся знаний в различных ситуациях.
    Оборудование и демонстрации.

    1. Иллюстрации:
      эскиз к басне И.А. Крылова “Лебедь, рак и щука”,
      эскиз картины И. Репина “Бурлаки на Волге”,
      к задаче №108 “Репка” - “Задачник Физика” Г. Остера.

    2. Стрелки цветные на полиэтиленовой основе.

    3. Копировальная бумага.

    4. Кодоскоп и пленка с решением двух задач самостоятельной работы.

    5. Шаталов “Опорные конспекты”.

    6. Портрет Фарадея.
    Оформление доски:

    Если вы в этом
    разберетесь как следует,
    вы лучше сможете следить
    за ходом моей мысли
    при изложении дальнейшего”.

    М.Фарадей

    Ход урока

    1. Организационный момент

    Проверка:

    • отсутствующих;

    • наличия дневников, тетрадей, ручек, линеек, карандашей ;
    Оценка внешнего вида.

    2. Повторение

    В ходе беседы на уроке повторяем:

    • I закон Ньютона.

    • Сила – причина ускорения.

    • II закон Ньютона.

    • Сложение векторов правилу треугольника и параллелограмма.

    3. Основной материал

    Проблема урока.

    “Однажды Лебедь, Рак да Щука
    Везти с поклажей воз взялись
    И вместе, трое, все в него впряглись;
    Из кожи лезут вон,
    А возу все нет ходу!
    Поклажа бы для них казалась и легка:
    Да Лебедь рвется в облака,
    Рак пятится назад,
    А Щука тянет в воду!
    Кто виноват из них, кто прав –
    Судить не нам;
    Да только воз и ныне там!”

    (И.А.Крылов)
    В басне выражено скептическое отношение к Александру I, она высмеивает неурядицы в Государственном Совете 1816 г. реформы и комитеты, затеваемые Александром I не в силах были стронуть с места глубоко увязший воз самодержавия. В этом-то, с политической точки зрения, Иван Андреевич был прав. Но мы давайте выясним физический аспект. Прав ли Крылов? Для этого необходимо подробнее познакомиться с понятием равнодействующая сил, приложенных к телу.

    Сила, равная геометрической сумме всех приложенных к телу (точке) сил, называется равнодействующей или результирующей силой.

    Рисунок 1

    Как ведет себя данное тело? Либо покоится , либо движется прямолинейно и равномерно, т.к из I закона Ньютона следует, что существуют такие системы отсчета, относительно которых поступательно движущееся тело сохраняет свою скорость постоянной, если на него не действуют другие тела или действие этих тел скомпенсировано,

    Т. е. |F 1 | = |F 2 | (вводится определение равнодействующей).

    Сила, которая производит на тело такое же действие, как и несколько одновременно действующих сил, называется равнодействующей этих сил.

    Нахождение равнодействующей нескольких сил - это геометрическое сложение действующих сил; выполняется по правилу треугольника или параллелограмма.

    На рисунке 1 R=0, т.к.

    Чтобы сложить два вектора, к концу первого вектора прикладывают начало второго и соединяют начало первого с концом второго Данный вектор и есть результирующая всех сил , приложенных к телу, т.е. R = F 1 – F 2 = 0

    Как можно, опираясь на определение равнодействующей силы, сформулировать I закон Ньютона? Уже известная формулировка I закона Ньютона:

    Если на данное тело не действуют другие тела или действия других тел скомпенсированы (уравновешены), то это тело либо покоится , либо движется прямолинейно и равномерно”.

    Новая формулировка I закона Ньютона (дать формулировку I закона Ньютона под запись):

    “Если равнодействующая сил, приложенных к телу, равна нулю, то тело сохраняет свое состояние покоя или равномерного прямолинейного движения”.

    Как поступить при нахождении равнодействующей, если силы, приложенные к телу , направлены в одну сторону по одной прямой?

    Задача №1 (решение задачи №108 Григория Остера из задачника “Физика”).

    Дед, взявшись за репку, развивает силу тяги до 600 Н, бабка – до 100 Н, внучка – до 50 Н, Жучка – до 30 Н, кошка – до 10 Н и мышка – до 2 Н. Чему равна равнодействующая всех этих сил, направленных по одной прямой в одну и ту же сторону? Справилась бы с репкой эта компания без мышки, если силы, удерживающие репку в земле, равны 791 Н?

    (Манипуляция на доске со стрелками на полиэтиленовой основе).

    Ответ. Модуль равнодействующей силы, равный сумме модулей сил, с которыми дед тянет за репку, бабка за дедку , внучка за бабку, Жучка за внучку, кошка за Жучку, а мышка за кошку, будет равен 792 Н. Вклад мускульной силы мышки в этот могучий порыв равен 2 Н. Без Мышкиных ньютонов дело не пойдет.

    Задача №2.

    А если действующие на тело силы направлены под прямым углом друг к другу? (Манипуляция на доске со стрелками на полиэтиленовой основе).

    (Записываем правила с. 104 Шаталов “Опорные конспекты”).

    Задача №3.

    Попытаемся выяснить, прав ли в басне И.А. Крылов.

    Если считать, что сила тяги трех животных, описанных в басне, одинакова и сравнима (или более) с весом воза, а также превышает силу трения покоя, то, используя рисунок 2 (1) к задаче 3, получаем после построения равнодействующей , что И.А. Крылов, безусловно, прав.

    Если же использовать данные, приведенные ниже, подготовленные обучающимися заранее, то получаем немного другой результат (см. рисунок 2 (1) к задаче 3).


    Наименование

    Размеры, см

    Масса, кг

    Скорость, м/с

    Рак (речной)

    20

    0,2 - 0,5

    0,3 - 0,5

    Щука

    60 -70

    3,5 – 5,5

    8,3

    Лебедь

    180

    7 – 10 (13)

    13,9 – 22,2

    Мощность, развиваемая телами при равномерном прямолинейном движении, которое возможно при равенстве силы тяги и силы сопротивления, может быть рассчитана по следующей формуле:

    При небольших скоростях движения сила сопротивления растет линейно со скоростью:

    Сила сопротивления направлена противоположно скорости.

    Коэффициент k зависит от формы, размеров, состояния поверхности движущегося тела и свойств среды.

    (Манипуляция на доске со стрелками на полиэтиленовой основе).

    При нахождении (построении) равнодействующей

    Приходим к выводу , что при произведенных допущениях воз будет смещаться в сторону движения Лебедя. Следовательно, с точки зрения физики, неправ был дедушка Крылов!

    4. Закрепление изученного материала, контроль

    Самостоятельная работа на листочках под копировальную бумагу, обучающиеся сверяются с правильными ответами на доске через кодоскоп.

    Задача №4


    I вариант

    II вариант




    5. Дома

    Работа с иллюстрацией.

    “Выдь на Волгу:
    чей стон раздается
    над красавицей русской рекой?
    Этот стон у нас песней зовется –
    То бурлаки идут бечевой!...
    …Плечами, грудью и спиной
    Тянул он баржу бечевой;
    Полдневный зной его палил,
    И пот с него ручьями лил.
    И падал он, и вновь вставал,
    Хрипя, “Дубинушку” стонал”.
    (Н. Некрасов)

    По эскизу И. Репина “Бурлаки на Волге” определить равнодействующую всех сил, приложенных к барже.

    Рисунок 2а к задаче 3.

    Рисунок 2б к задаче 3


    Рисунок 3 к задаче 1