Биографии Характеристики Анализ

Является формирование универсальных учебных действий. Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе (практические советы)

Рынок труда играет особую роль в макроэкономике. Прежде всего, заработная плата, занятость и условия труда, складывающиеся под воздействием рыночных сил, в решающей степени определяют уровень благосостояния работников и их семей. Во-вторых, величина заработной платы непосредственно влияет на расходы домашних хозяйств, соответственно – и на совокупный спрос. Наконец, затраты предпринимателей на оплату труда составляют важнейший элемент издержек производства готовой продукции. Если повышение заработной платы опережает рост производительности труда, то издержки (затраты) на единицу продукции увеличиваются, что ведет к росту цен.

Главное, однако, состоит в том, что на рынке труда определяется уровень занятости, соответственно и размер ВВП в коротком периоде. Дело в том, что в макроэкономике, также как и в микроэкономике, существует производственная функция, показывающая зависимость реального ВВП (Y) от количества труда (L) и капитала (K): Y=F(K,L). При этом в коротком периоде величина капитала и производственные технологии являются заданными, а, значит, ВВП зависит только от количества применяемого труда: чем больше его используется, тем выше и выпуск.

Уровень занятости, а также размер заработной платы определяются на рынке труда. При этом различают номинальную заработную плату – сумму денег, которую наемные работники получают за свой труд и реальную заработную плату – количество товаров и услуг, которое работники способны купить на свою номинальную заработную плату. Таким образом, величина реальной заработной платы определяется посредством деления номинальной заработной платы (W) на уровень цен (P) на потребительские товары и услуги: . Точно также индекс реальной заработной платы исчисляется путем деления индекса номинальной заработной платы на индекс цен.

Ситуация на рынке труда определяет не только занятость, но и безработицу, означающую превышение предложения труда над спросом на него. Неоклассики и кейнсианцы по-разному объясняют функционирование рынка труда и существование безработицы.

Неоклассическая концепция исходит из того, что спрос и предложение на рынке труда зависят от реальной заработной платы: чем она выше, тем спрос на труд меньше, а его предложение больше. Точка пересечения кривых спроса и предложения определяет равновесную реальную заработную плату, а также равновесный уровень занятости. Безработицы в строгом понимании этого слова здесь нет, т.к. спрос на труд совпадает с его предложением: каждый желающий трудиться за данную заработную плату имеет работу. Можно говорить лишь о некоторой добровольной безработице среди тех, кого не устраивает сложившаяся на рынке цена труда. Таким образом, согласно неоклассикам, рыночный механизм автоматически обеспечивает полную занятость на рынке труда, соответственно достижение потенциального ВВП.

В отличие от неоклассиков, у кейнсианцев спрос на труд целиком определяется совокупным спросом на готовую продукцию. Если совокупный спрос известен, то предприниматели, опираясь на производственную функцию, определяют численность работников, необходимую для производства соответствующего ВВП. Данному уровню занятости соответствует максимальная ставка номинальной заработной платы, по которой предприниматели согласны нанять это количество работников.

При сокращении совокупного спроса снижается и спрос на труд при той же заработной плате. Возникает безработица, поскольку предложение труда при этой заработной плате превышает спрос на него. Важно иметь в виду, что даже если бы все работники согласились на снижение заработной платы, это не привело бы к росту занятости и снижению безработицы, поскольку при данном уровне совокупного спроса на готовую продукцию дополнительные работники бизнесу просто не нужны.

Опираясь на эти рассуждения, кейнсианцы выступают за стимулирование совокупного спроса методами государственной экономической политики.

Рынок труда - это совокупность экономических отношений по купле-продаже такого фактора производства, как труд. Основными субъектами рынка труда являются, с одной стороны, предпринимательский сектор, который формирует спрос на труд с целью соединения всех ресурсов для производства товаров и услуг и получения прибыли, с другой - домохозяйства как собственники рабочей силы, предлагающие свой труд на рынке с целью получения дохода в форме заработной платы.

На рынке труда они выступают в виде экономически активного населения, включающего как уже работающих, так и безработных.

Продажа труда имеет свою специфику по сравнению с продажей товаров и услуг, финансовых активов. Так как труд является фактором производства, то спрос на него носит производный характер и зависит от спроса на конечные товары и услуги, создаваемые с помощью данного фактора производства. При продаже труда можно отметить большую продолжительность отношений продавца и покупателя, которые оформляются длительными контрактами. Важную роль при этом играют неденежные факторы - сложность и условия труда, безопасность здоровья работника, гарантии профессионального роста. Значительное воздействие на условия продажи труда оказывают институциональные структуры: профсоюзы, трудовое законодательство, государственная политика, союзы предпринимателей.

Макроэкономический подход к анализу этого рынка имеет следующие специфические черты:

¦ рынок труда рассматривается как единый национальный рынок без учёта отраслевых, национальных, региональных и прочих различий;

¦ на рынке устанавливается цена труда (ставка заработной платы) как единственный параметр, оказывающий влияние на отношения найма.

Рынок труда с макроэкономических позиций рассматривается как самый несовершенный из всех национальных рынков. Это объясняется тем, что поиск работы требует продолжительного времени, многие работники плохо информированы о вакансиях, в ряде случаев положительное решение вопроса о трудоустройстве требует смены места жительства или переквалификации.

Поэтому даже полная занятость предполагает наличие фрикционной и структурной безработицы.

Функционирование рынка труда имеет свои особенности в долгосрочном и краткосрочном периодах. В долгосрочном периоде все ценовые показатели, в том числе ставки заработной платы и уровень цен, становятся гибкими и субъекты рынка труда с их помощью получают возможность адаптироваться к происходящим изменениям. В результате этой адаптации обеспечивается равновесие спроса и предложения на рынке труда и формируется полная занятость. В краткосрочном периоде цены и ставки номинальной заработной платы являются жесткими и экономические субъекты не могут полностью приспособиться к происходящим на рынке труда изменениям, поэтому в краткосрочном периоде несоответствие величин спроса на труд и предложения труда может принимать устойчивый характер в форме безработицы.

В макроэкономической теории сложились две основные концепции занятости, объясняющие механизм функционирования рынка труда: неоклассическая и кейнсианская. Первая из них объясняет механизм функционирования рынка труда в долгосрочном периоде, вторая - в краткосрочном периоде. Каждая из концепций включает в себя три основных составляющих:

Теорию спроса на труд, которая выясняет факторы, лежащие в основе решений предпринимателей о найме того или иного количества работников;

Теорию предложения труда, анализирующую мотивы работников, побуждающие их к принятию решений о предложении на рынке того или иного количества труда;

Теорию, объясняющую механизм установления равновесия на рынке труда и причины возникновения устойчивой безработицы.

Региональный рынок труда. Экономическая активность и занятость.

Развитие и федерального, и региональных рынков труда сильнее всего зависит от макроэкономических факторов. Общим для всех субъектов РФ было значительное сокращение экономической активности и занятости в кризисный период 1992-1998 гг., а затем постдефолтный рост активности и занятости, обусловленный экономическим подъемом. Однако уже в 2001г. этот рост перестал быть общим и сменился новым спадом в 63 регионах (71% субъектов РФ). Несмотря на продолжение роста экономики, этап "восстановительного" роста экономической активности и занятости после финансового кризиса 1998г. в основном завершился. Только с 2005г. началась вторая волна роста занятости, охватившая подавляющее большинство регионов. Она стала следствием устойчивого роста спроса на рабочую силу во всех секторах экономики. Этот период завершился осенью 2008г. с началом нового экономического кризиса.

В целом за 1990-2007 гг. уровень экономической активности населения сократился незначительно – с 70 до 67% в возрасте 15-72 года. Территориальные различия в экономической активности инерционны, т.к. они зависят от унаследованных особенностей – демографических, расселенческих и социокультурных. Более половины субъектов РФ имеют среднероссийские показатели, однако сохранились две контрастные группы:

Северные и северо-восточные регионы нового освоения, а также агломерации федеральных городов с высоким уровнем экономической активности населения (68-80%);

Более аграрные и слаборазвитые регионы Европейского юга и юга Сибири с пониженной экономической активностью (40-60%).

В целом по стране уровень занятости в 2008г. составлял 63% (70,8 млн. человек) населения в возрасте 15-72 лет, в 2009г.- 60,6% (69,1 млн. человек), в республике Ингушетия – 25%, в Чечне – 37%. Уровень занятости в крупнейших агломерациях (69-72%) намного выше среднероссийского, в Москве и С.-Петербурге работает почти все экономически активное население. Максимальные показатели занятости в некоторых малонаселенных автономных округах Крайнего Севера (74-77%) обусловлены очень высокой долей трудоспособного населения. Состав безработных по уровню профессионального образования показан в табл.24.

Таблица 24.

Состав безработных по уровню проф. образования в 2008г.
(по данным выборочного обследования населения по проблемам занятости; в процентах к итогу).

Ситуация с занятостью очень похожа на положение в экономике в целом: общие показатели обнадеживают, но детальное изучение указывает на ряд проблем. Уровень безработицы за 2008г.- 6,3%, за 2009г. 8,2% или 6,1млн. человек. Уровень безработицы - это отношения количества безработных к общему объёму взрослого трудоспособного населения в стране. Динамика уровня безработицы по регионам с 1995г. в Приложение 5. Самый низкий уровень безработицы за 2009г. отмечается в Центральном ФО (5%), самый высокий - в Южном ФО (11,3%) .

В сопоставлении с другими странами Россия выигрывает по уровню безработицы. Для примера в Латвии этот показатель – 22,8%, в Испании – 19,5%. Важно, что рост этого показателя за год незначителен. По данным МОТ (Международная организация труда) в 2009 году количество безработных в мире достигло рекордного уровня почти 212 млн. человек. Этот показатель демонстрирует беспрецедентный рост с 2007г., когда без работы было зарегистрировано 34 млн. человек.

Еще один показатель - количество безработных на одно вакантное рабочее место, характеризующий напряженность на рынке труда, демонстрирует реальное положение дел в экономике. Для России на 01.10.2009 он составлял 20,2 человек, на 01.01.2010 вырос до 24,1 человек. Отсутствие новых вакансий говорит о том, что у предприятий нет планов развития производства, а сокращение числа вакансий указывает на то, что идет сворачивание проектов. Впрочем, этот же показатель может указывать на начало модернизации производства, активное внедрение новой техники и технологий и, как следствие, повышение производительности труда. Но, к сожалению, не для России, так как «на практике, внедрение инноваций ограничивается покупкой нефтяной компанией нового насоса», - считает И. Николаев, директора департамента стратегического анализа.

«И наконец, такой феномен, как неформальная занятость, совершенно официально оценивается Росстатом в 13 млн. человек», - сообщила Т. Малеева, директор Независимого института социальной политики.

В 2009 году снижение зарплат составило 5%, а с учетом рынка «серых» зарплат - 8%. По прогнозам Т. Малеевой, уровень зарплат на неформальном рынке труда в 2010г. будет значительно ниже. При этом он скажется и на официальной зарплате, которая, по ее прогнозам, снизится в 2010г. на 7-10%. Однако снижение заработной платы в интересах обуздания безработицы ставит крест на возможности повысить производительность труда. С другой стороны, модернизационные процессы в экономике всегда сопровождаются ростом безработицы. Именно потому, что в России боятся безработицы, модернизация никак не начнется.

Программа Правительства по развитию предпринимательства и поддержка начала открытия бизнеса в размере от 60до 100 тыс. рублей, не сможет обеспечить рост предпринимательства в России и серьезно повлиять на снижение уровня безработицы. «Мировой опыт показывает, что предпринимательский талант присущ только 7-8% населения. Создать класс бизнесменов из безработных очень сложная задача. Поэтому ставку надо делать на поддержку бизнесменов, создающих рабочие места».

Однако Правительство РФ считает целесообразным продолжить в 2010г. все программы по содействию занятости населению. На эти цели в 2010г. будет выделено 36,3 млрд. руб., особое внимание будет уделено реализации программ самозанятости населения, стажировки выпускников (ими будет охвачено более 70% выпускников высших и средних учебных заведений). Кроме того, в 2010г. будут компенсироваться затраты на наставничество на предприятиях, а также работодателям будет доплачиваться за прием на работу инвалидов.

Контрольные вопросы

1.Каковы исторические особенности городского и сельского расселения в РФ? Каковы современные тенденции?



2.Каковы причины изменения этнического состава в РФ? Каковы тенденции в динамике этн.состава национальных субъектов РФ?

3.Что такое коэффициент рождаемости, его динамика в РФ?

4.Каковы причины миграции в России? Что такое трудовая миграция, ее «+» и «-« для страны?

5.Приведите примеры регионов с различным уровнем занятости?

Реферат

по дисциплине: «Региональная экономика и управление»

на тему: «Региональный рынок труда»


ВВЕДЕНИЕ

1.1 Спрос на рабочую силу

1.2 Предложение рабочей силы

1.3 Экономическая активность и занятость.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

Понятие рынка труда.

Труд является основой жизнедеятельности и развития каждого человека. В самой сущности человека изначально заложена потребность трудится как необходимое и естественное условие существование. Столь же необходимым является труд и сточки зрения его роли в обществе, имея ввиду труд работников и коллективов как товаропроизводителей.

Рынок труда – это система отношений по поводу условий купли – продажи рабочей силы. Рынок рабочей силы включает отношения между нанимателями и наемными работниками. В условиях рыночных отношений человек как субъект труда может реализовать свой трудовой потенциал, свои способности к труду двояким образом: когда выступает как самостоятельный товаропроизводитель, реализующий произведенную продукцию на рынке, или же, как наемный работник, который предлагает свои услуги товаропроизводителю. Во втором случае происходит обмен по принципу: квалификация и рабочее время наемного работника – за заработную плату и прибыль от результатов деятельности.

На рынке труда определяется стоимость рабочей силы, условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантии занятости и т. д.

Рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах (отраслевой, профессионально-квалификационной, демографической), т. е. в общественном разделении труда, а также мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы.

Рынок труда представляет собой механизм осуществления контактов между покупателями рабочей силы (нанимателями) и продавцами рабочей силы (нанимаемыми). Этот рынок включает не только специально организованные учреждения - биржи труда, но и все индивидуальные сделки по найму рабочей силы.



Рынок труда тесно связан с остальными подсистемами рынка. Например, для того чтобы пользоваться спросом, рабочая сила должна обладать определенной совокупностью физических, умственных и профессиональных способностей. Реализуя эти способности в процессе производства, она должна постоянно воспроизводиться. Это зависит, в частности, от состояния рынка потребительских товаров. На рынке рабочей силы должна присутствовать конкуренция как основная движущая сила совершенствования способностей работника к труду.

Испытывая потребность к постоянному воспроизводству, причем каждый раз на новом, более высоком уровне, носитель рабочей силы ищет только такого работодателя, которому он мог бы предложить ее на наиболее выгодных условиях. Поэтому в спросе на рабочую силу также должна быть конкуренция. При таких условиях будет происходить социальное и экономическое развитие общества, основанное на рыночной активности работников, предлагающих свою рабочую силу, с одной стороны, и нанимателей - с другой.


1. Региональные рынки труда: зависимость от макроэкономических факторов

Состояние национальных, региональных и локальных рынков труда определяется соотношением двух основных компонентов: предложения рабочей силы (численности экономически активного населения 1 , его образования, возрастной и профессиональной структуры, территориального размещения и мобильности) и спроса на рабочую силу, т.е. существующего количества рабочих мест.

1.1 Спрос на рабочую силу

Зависит в первую очередь от макроэкономических тенденций. При росте экономики рабочих мест становится больше, при кризисе или спаде их число сокращается. Кроме того, спрос на рабочую силу, как, впрочем, и ее предложение, зависит от уровня оплаты труда. В странах и регионах с "дешевой" рабочей силой ниже издержки создания новых рабочих мест и поэтому чаще размещаются новые трудоемкие производства. При высоком уровне оплаты труда работодатели стремятся снизить свои издержки путем автоматизации производства или его вывода в "дешевые" страны или регионы, тем самым ограничивая предложение новых рабочих мест на региональных или локальных рынках труда
Значительную роль в формировании спроса играет структура экономики, в том числе соотношение трудоемких и нетрудоемких отраслей. В современной экономике наиболее трудоемки отрасли услуг, поэтому в крупных городах, где сектор услуг развивается опережающими темпами, предложение рабочих мест больше, что способствует лучшему состоянию рынков труда. В небольших монофункциональных городах рынки труда зависят от положения градообразующего предприятия и поэтому наиболее уязвимы и нестабильны.

Еще один фактор спроса на рабочую силу - политика государства в сфере занятости.

Во-первых, государство выступает в качестве регулятора рынка труда, определяя "правила игры" - найма и увольнения работников, социальных гарантий и социального страхования занятых. При более жестком государственном регулировании и высоком уровне социальной защиты занятых, характерном для западноевропейских стран, работодатели, как правило, стремятся минимизировать риски дополнительных издержек и ограничивают наём работников, что приводит к росту безработицы. При более мягком регулировании, характерном для США, занятые менее защищены при ухудшении ситуации в экономике, но при благоприятной экономической конъюнктуре облегчается создание новых рабочих мест, в результате рынок труда оказывается более гибким. В России трудовые отношения регулируются федеральным законодательством. В начале 2000-х годов был принят Трудовой кодекс с достаточно жесткой регламентацией отношений работника и работодателя в целях социальной защиты занятых. Однако побочным негативным эффектом стала скрытая дискриминация при найме на работу тем категориям занятых, которые защищаются законом (женщин с несовершеннолетними детьми, инвалидов и др.).

Во-вторых, государство влияет на рынок труда как крупнейший работодатель, оплачивающий за счет госбюджета занятых в сфере - социальных услуг, обороне и охране общественного порядка, государственном управлении и др. Политика государства, определяющего число и структуру занятых в этих отраслях, уровень оплаты их труда, также влияет на занятость. Если повышение оплаты не сопровождается мерами по снижению неэффективной занятости, результатом, как правило, становится рост числа работников бюджетного сектора. В российских регионах со слаборазвитой экономикой, особенно высокодотационных, бюджетный сектор стал ведущим по численности работников и занятость в нем продолжает расти.

1.2 Предложение рабочей силы

Зависит от динамики численности населения и половозрастного состава. В регионах с незавершенным демографическим переходом и растущей численностью населения проблемы занятости наиболее остры. Они обусловлены, в частности, количественной диспропорцией между возрастной когортой молодежи, входящей на рынок труда, и меньшей по численности возрастной когортой уходящих на пенсию. Такая ситуация характерна для слаборазвитых республик Северного Кавказа и юга Сибири, она усугубляется незначительным предложением новых рабочих мест.

Диспропорция может быть не только количественной, но и структурной, когда спрос на рабочую силу не совпадает с предложением по полу, профессиональной структуре, уровню образования и квалификации. Многие структурные несовпадения можно ослабить с помощью переподготовки имеющихся кадров, но это возможно не всегда. К тому же такая активная политика в сфере занятости весьма затратна.

Поведение населения на рынке труда зависит также от уровня образования, социокультурных особенностей, в том числе эмансипации женщин, территориальной мобильности. В регионах и городах с более высоким уровнем образования населения его адаптация к изменениям спроса на рынке труда идет быстрее, поэтому безработица, как правило, ниже. В регионах нового освоения, заселенных недавними мигрантами, при ухудшении ситуации на рынке труда быстрее начинается миграционный отток, так как мобильность населения выше.

Региональные и локальные рынки труда обладают большим потенциалом саморегуляции. Количественные и структурные диспропорции предложения и спроса могут сглаживаться территориальной мобильностью экономически активного населения: переездом на новое место жительства, сезонной или маятниковой трудовой миграцией в регионы и города с более значительным предложением рабочих мест. Однако на фоне стран с развитым рынком труда территориальная мобильность населения современной России пока еще невелика. Она вдвое ниже и по сравнению с советским периодом, когда трудовые миграции стимулировались государством или были принудительными. Основные причины низкой мобильности в современной России - редкая сеть городов и слаборазвитая транспортная инфраструктура, препятствующие маятниковым миграциям, огромные перепады цен на локальных рынках жилья и высокие затраты на смену места жительства, непосильные для большинства домохозяйств.

Пока только большой "градиент" социально-экономических различий, создаваемый одновременно притягивающими и выталкивающими факторами, может стимулировать территориальную мобильность, что и наблюдается, например, в Московской агломерации с ее огромным спросом на труд и его высокой оплатой. Именно поэтому она стала крупнейшим центром притяжения рабочей силы. Резко расширился радиус трудовых миграций в столицу: маятниковая миграция распространилась за пределы столичной агломерации на соседние области Центра, растет трудовая миграция, особенно из регионов российского юга.

Именно "градиент" социально-экономических различий привел к увеличению с конца 1990-х годов трудовой миграции в Россию титульного населения стран СНГ, заполняющего рабочие места с более низкой оплатой труда, сделал экономически мотивированными возвратные миграции русского населения из этих стран, причем переселенцы постепенно перемещаются в крупные городские агломерации России.

Особенно ярко выражены контрасты в северо-восточных регионах нового освоения: в ведущих нефтегазодобывающих округах с более высокой оплатой труда до середины 2000-х годов сохранялся приток трудовых мигрантов, в то время как остальные северные и восточные регионы теряют население с 1990-х годов. Многочисленные примеры территориальной мобильности населения, обусловленной экономическими факторами, подтверждают развитие механизмов саморегуляции на региональных рынках труда.

ПМЦ ПК и ПП РО К(П)ФУ

ЛЕКЦИЯ 4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе

Определение понятия «универсальные учебные действия» (УУД)

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют изменения образовательного пространства, иного определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.

Действующие ранее стандарты акцентировали внимание на предметном содержании образования. В основу обучения был положен объем знаний, умений, навыков (ЗУНы), который должен освоить выпускник школы. Ученые и учителя: математики, физики, биологи определяли, что нужно знать современному человеку по тому или иному предмету. Однако на данном этапе развития современного общества становится очевидным, что требования к уровню подготовки выпускника по конкретным предметам не означают его успешной социализации после окончания образовательного учреждения, умению выстраивать отношения с другими людьми, работать в группе и коллективе, быть гражданином и патриотом своей Родины.

Сегодня, когда информация обновляется с чудовищной быстротой, когда объем человеческих знаний удваивается каждые 3-4 года, современному выпускнику школы важно не только усвоить определенный объем знаний, но и освоить универсальные учебные действия (УУД), которые дают учащемуся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться.

Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.

В широком значении термин « универсальные учебные действия»означает саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Функциями универсальных учебных действий являются:

–обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять

деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать

ПМЦ ПК и ПП РО К(П)ФУ

необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

–создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;

–обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Универсальный характер УУД проявляется в том, что они:

носят надпредметный, метапредметный характер;

обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;

обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса;

лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;

обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Психолого-педагогические основы возникновения понятия УУД

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД), которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. Качество усвоения знания определяется многообразием и характером видов

деятельностный культурно-исторический подход, базирующийся на положениях научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б.

психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, а также общая структура учебной деятельности учащихся. Давайте рассмотрим вкратце каждую из вышеперечисленных теорий в контексте изучения методологических основ формирования универсальных учебных действий.

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. С позиции теории систем личность рассматривается как биопсихосоциальная система, функционирующая одновременно в нескольких больших системах, а именно: системах семейной, образовательной, социальной и

ПМЦ ПК и ПП РО К(П)ФУ

профессиональной. Системно-деятельностный подход предполагает как индивидуальную деятельность ребенка или взрослого в каждой из систем, так и взаимодействие личности с другими людьми во всех вышеперечисленных системах.

Л.С. Выготский рассматривал обучение как движущую силу развития. Именно обучение задает образцы высших психических функций или «идеальную форму» развития и обеспечивает их становление как содержательной характеристики сознания. Л.С. Выготский писал, что обучение осуществляет свою ведущую роль в умственном развитии, прежде всего, через содержание усваиваемых знаний. Обучение ведет за собой развитие. Однако ведущим является далеко не всякое обучение. Обучение, действительно, «ведущее за собой развитие», должно осуществляться в зоне ближайшего развития ребенка; его содержанием должна быть система научных понятий.

Согласно теории планомерного, поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина предметом формирования должны стать действия, понимаемые как способы решения определенного класса задач. Для этого необходимо выделить и построить такую систему условий, учет которых не только обеспечивает, но даже и «вынуждает» ученика действовать правильно, в требуемой форме и с заданными показателями.

Эта система включает три подсистемы :

1) условия, обеспечивающие построение и правильное выполнение учеником нового способа действия;

2) условия, обеспечивающие «отработку», т. е. воспитание желаемых свойств, способа действия;

3) условия, позволяющие уверенно и полноценно переносить выполнение действий из внешней предметной формы в умственный план. Иными словами, мы, вместо того, чтобы в данный конкретный момент совершать некое действие в реальности, его планируем и прорабатываем мысленно.

Выделены шесть этапов усвоения действия.

На первом этапе усвоение начинается с создания мотивационной основы действия, когда закладывается отношение ученика к целям и задачам усваиваемого действия, к содержанию материала, на котором оно отрабатывается. Это отношение может в последующем измениться, но роль первоначальной мотивации для усвоения очень велика.

На втором этапе происходит становление схемы ориентировочной основы действия, т. е. системы ориентиров, необходимых для выполнения действия с требуемыми качествами. В ходе освоения действия эта схема постоянно проверяется и уточняется.

На третьем этапе происходит формирование действии в материальной форме, когда ориентировка и исполнение действия осуществляются с опорой на внешне представленные компоненты схемы ориентировочной основы действия.

ПМЦ ПК и ПП РО К(П)ФУ

Четвертый этап - внешнеречевой. Здесь происходит преобразование действия - вместо опоры на внешне представленные средства ученик переходит к описанию значений этих средств и действий во внешней речи. Необходимость материального (материализованного) представления схемы ориентировочной основы действия, как и материальной формы действия, отпадает; ее содержание полностью отражается в речи, которая и начинает выступать в качестве основной опоры для становящегося действия.

На пятом этапе (действие во внешней речи «про себя») происходит дальнейшее преобразование действия - постепенное сокращение внешней, звуковой стороны речи, основное же содержание действия переносится во внутренний, умственный план.

На шестом этапе действие совершается в скрытой речи и приобретает форму собственно умственного действия. П.Я. Гальперин подчеркивал, что эмпирически формирование действия, понятия или образа может проходить с пропуском некоторых этапов данной шкалы; причем в ряде случаев такой пропуск является психологически вполне оправданным, так как учащийся в своем прошлом опыте уже овладел соответствующими формами и в состоянии успешно включить их в текущий процесс формирования (действия с предметами или их заместителями, речевые формы и т. д.). Вместе с тем П.Я. Гальперин обращал внимание на то, что суть не в поэтапности, а в полной системе условий, позволяющей однозначно определить и ход процесса, и его результат.

Представление о функциях, содержании и видах универсальных учебных действий должно быть положено в основу построения целостного учебно-воспитательного процесса. Отбор и структурирование содержания образования, выбор методов, определение форм обучения должно учитывать цели формирования конкретных видов универсальных учебных действий. Развитие универсальных учебных действий решающим образом зависит от способа построения содержания учебных предметов. Иными словами, содержание учебных предметов, отраженных в учебниках, а также методы и формы, используемые учителем на уроке, существенным образом влияют на формирование УУД, которые закладываются в основу всей

учебно-воспитательной системы образования.

Овладение

учащимися

универсальными

учебными

действиями

происходит

контексте

предметов. Безусловно, каждый

учебный предмет

раскрывает

различные

возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, функцией учебного предмета и его предметным содержанием.

Овладение универсальными учебными действиями в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умения учиться. Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в

ПМЦ ПК и ПП РО К(П)ФУ

различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, «умение учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) познавательные и учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). «Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора, иными словами, лежит в основе формирования УУД.

УУД подразделяются на следующие виды: личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные.

Личностные универсальные учебные действия

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностносмысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях

и межличностных отношениях. Возрастной личностной особенностью детей начальной школы является осознание себя в обществе, Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:

действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.

действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Ребенок начинает понимать

и осознавать «Что такое хорошо и что такое плохо»; эмоционально оценивает события.

Говоря о критериях сформированности личностных УУД, можно утверждать, что ими являются: 1) структура ценностного сознания; 2) уровень развития морального сознания; 3) присвоение моральных норм, выступающих регуляторами морального поведения; 4) полнота ориентации учащихся на моральное содержание ситуации, действия, моральной дилеммы, требующей осуществления морального выбора.

Учебные предметы гуманитарного цикла и в первую очередь литература наиболее адекватны для формирования универсального действия нравственно-этического оценивания. Существенное значение имеют формы совместной деятельности и учебного сотрудничества учащихся, которые открывают зону ближайшего развития морального сознания.

ПМЦ ПК и ПП РО К(П)ФУ

Формирование морального действия, как и любого другого действия, определяется полнотой ориентации учащегося на существенные для решения моральной дилеммы и осуществления морального выбора условия.. Ориентировочной основой действия оказания помощи (выполнение нормы взаимопомощи) выступает следующая последовательность операций

(Eisenberg N., 1987, 1992; Плотникова Ю.Е., 1998):

1. субъектом оценивается ситуация, ее противоречивость (что-то произошло);

2. оценивается способность самого страдающего успешно справиться с ситуацией ущерба (дефицита, утраты);

3. оцениваются затраты по оказанию помощи;

4. оцениваются отношения между помогающим и жертвой;

5. оцениваются реакции других людей (до, в момент, и после оказания помощи);

6. оценивается свое состояние (настроение, здоровое);

7. оценивается, как акт помощи отразится на самооценке (если я помогу, то я хороший);

8. наличие необходимых для оказания помощи навыков, умений,

9. умение планировать последовательность операций действия оказания помощи;

10. практическое оказание помощи или отказ от него.

Таким образом, планомерное целенаправленное формирование личностных УУД приводит к возрастанию моральной компетентности младших школьников.

Познавательные универсальные учебные действия

Познавательные действия включают общеучебные илогические универсальные учебные действия.

I. Общеучебные универсальные учебные действия

Общеучебные универсальные учебные действия включают:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

структурирование знаний;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса

и результатов деятельности;

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в

зависимости от цели; извлечение необходимой информации из

ПМЦ ПК и ПП РО К(П)ФУ

прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).

II. Универсальные логические учебные действия

Логические действия имеют наиболее общий (всеобщий) характер и

направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем - индуктивной или дедуктивной).

Классификация логических действий включает:

1 - сравнение конкретно-чувственных и иных данных с целью выделения тождества/различия, определения общих признаков и составления классификации;

2 - опознание конкретно-чувственных и иных объектов с целью их включения в тот или иной класс (более подробно про процесс опознания можно узнать из дополнительного материала). 3 - анализ - выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части;

4 - синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

5 - сериация - упорядочение объектов по выделенному основанию (более подробно про понятие сериация можно узнать из дополнительного материала);

6 - классификация - отнесение предмета к группе на основе заданного признака. Более подробно о классификации – в дополнительном материале;

7 - обобщение - генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи. (Обобщение- генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.)

ПМЦ ПК и ПП РО К(П)ФУ

8 - доказательство - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство. Раскрытие понятия - в дополнительном материале.

9 - подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез;

10 - установление аналогий. (Согласно определению аналогия есть умозаключение, в котором на основе сходства предметов или элементов в одном отношении делается вывод об их сходстве в другом отношении).

Более подробно остановимся на роли чтения в составе универсальных учебных действий.

1. Требования к уровню чтения в основной школе и современное состояние проблемы грамотности

Как показывает практика, учащиеся часто затрудняются в выполнении заданий, требующих соотнести различные точки зрения на явления и события, высказать собственную версию их смысла, что еще раз показывает актуальность введения целенаправленного формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий в рамках основной школы.

Навык чтения по праву считается фундаментом всего последующего образования. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и др.

В ходе обучения учащиеся должны овладеть различными видами и типами чтения. К видам чтения относятся:ознакомительное чтение , направленное на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста;изучающее чтение , имеющее целью извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста;поисковое / просмотровое чтение , направленное на нахождение конкретной информации;выразительное чтение отрывка в соответствии с дополнительными нормами озвучивания письменного текста.

Типами чтения являютсякоммуникативное чтение вслух и про себя,учебное , самостоятельное .

Обучение наиболее развитому виду чтения – рефлексивному чтению – заключается в овладении следующими умениями:

а) предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку, опираясь на предыдущий опыт;

б) понимать основную мысль текста; в) формировать систему аргументов;

г) прогнозировать последовательность изложения идей текста;

ПМЦ ПК и ПП РО К(П)ФУ

д) сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме;

е) выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей; ж) понимать назначение разных видов текстов;

з) понимать имплицитную (подразумеваемую, невыраженную) информацию текста;

и) сопоставлять иллюстративный материал с информацией текста; к) выражать информацию текста в виде кратких записей; л) различать темы и подтемы специального текста;

м) ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

н) выделять не только главную, но и избыточную информацию; о) пользоваться разными техниками понимания прочитанного;

п) анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки информации и ее осмысления.

Объективные требования к уровню чтения учащихся весьма велики. В современном обществе умение читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

Один из главных критериев уровня навыка чтения – полнота понимания текста . О достаточно полном понимании текста могут свидетельствовать следующиеумения :

общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла (определение главной темы, общей цели или назначения текста; формулировка тезиса, выражающего общий смысл текста; объяснение порядка инструкций, предлагаемых в тексте; сопоставление основных частей графика или таблицы; объяснение назначения карты, рисунка; обнаружение соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом);

нахождение информации (умение пробежать текст «глазами», определить его основные элементы и заняться поисками необходимой информации, порой в самом тексте выраженной в иной (синонимической) форме, чем в вопросе);

интерпретация текста (умение сравнить и противопоставить заключенную в нем информацию разного характера, обнаружить в нем доводы в подтверждение выдвинутых тезисов, вывести заключение о намерении автора или главной мысли текста);

рефлексия содержания текста (умение связать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, оценить утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире, найти доводы в защиту своей точки зрения);

ПМЦ ПК и ПП РО К(П)ФУ

рефлексия на форму текста (умение оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения, что подразумевает достаточное развитие критичности мышления и самостоятельности эстетических суждений).

Команда международных экспертов выделила и описала пять уровней грамотности, в каждом из которых предусматривались задания следующих типов:

найти в тексте искомую информацию, которая может содержаться как

в явном, так и в скрытом виде, как в основном, так и во вспомогательном тексте (подписи под иллюстрацией, в примечании) выраженной вербально или в иной (графической, цифровой) знаковой системе, быть однозначной или противоречивой;

интерпретировать текст: в легких случаях определить и обосновать главную мысль текста, в более сложных заданиях – установить связи и отношения между частями текста, проявить способность к классификации материала, рассуждениям по аналогии и к пониманию контекстного значения слова, смыслов языковых тонкостей;

рефлектировать: в легком варианте установить связи текста с внешним опытом, в более сложном – аргументировано и критически оценивать текст, ставить вопросы, выдвигать гипотезы.

2. Условия организации эффективного обучения чтению

Сформированный навык чтения включает в себя два основных компонента: 1) технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между их зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными – с другой) 2) понимание текста (извлечение его смысла, содержания).

В трудах Е.И.Заики разработан эффективный комплекс упражнений, направленный на формирование у ребенка интереса к процессу чтения, на снятие связанного с ним эмоционального напряжения и тревожности. Приведем примеры некоторых упражнений: отделение слов от псевлослов (например, дорога, метро, олубет, вунка ), поиск в тексте заданных слов, т.е. выбор карточек со словами, совпадающими с эталоном (словофломендия , а на карточках встречаются словафломандия, фломенадия и т.д.).

Приведенные упражнения формируют различные операции и способности, являющиеся составными частями навыка чтения, а также обеспечивают увязывание их друг с другом в более сложные комплексы. Данный комплекс может использоваться как путь коррекции навыка чтения на всех этапах школьного обучения.

Другой подход к совершенствованию чтения у школьников направлен на овладение ими навыками и приемами понимания информации, содержащейся в тексте. Сущность понимания состоит в том, чтобы понять идею произведения, замысел его автора и почувствовать эмоциональный настрой и красоту языка художественного произведения.