Биографии Характеристики Анализ

Сложные и сложносокращенные слова. Сложносокращенные слова: расшифровка значений и примеры

Сложносокращенные слова - это вид аббревиатур, которые образованы начальными элементами каждого наименования. Проще говоря, если в словосочетании «местный комитет» сложить несколько первых букв каждого слова, то получится «местком». Это один из способов сокращения длинных названий, который повсеместно использовался в СССР и остается популярным до сих пор.

Что такое сложносокращенные самиздат, культпросвет, Минобороны, Госстандартметрология, собес, колхоз, ликбез.

Есть несколько правил, которые определяют, как пишутся и употребляются те или иные сложносокращённые слова.

Орфография

  • Все сложносокращённые слова пишутся слитно. Примеры: местком, стенгазета, Мосодежда.
  • Каждая часть получившегося слова пишется так же, как она писалась бы в исходном слове. Таким образом, между этими частями не могут стоять буквы «ъ» и «ь». С другой стороны, мягкий знак пишется на конце части, если после неё стоит буква «а», «о», «у», «э» (например, костьутиль).
  • В начале второй части не пишется «ы»: Госполитиздат, пединститут.
  • «Э» после согласных пишется только в том случае, если с него начинается исходное слово: Мосэнерго, нэп.

Строчные и прописные буквы

  • Сложносокращённые слова всегда пишутся маленькими буквами, если первое сокращенное слово не является именем собственным: рабкор, культработа, спецодежда.
  • Сокращения, читающиеся не по названиям букв, а по звукам, пишутся маленькими буквами: роно, вуз, дзот.
  • Если сложносокращенные слова означают название то они пишутся с большой буквы: Моссовет, Облгаз.

Написание аббревиатур

Аббревиатура похожа на сложносокращённые слова, но, в отличие от них, образуется только первыми буквами каждого составного элемента. Например, Министерство внутренних дел - МВД.

  • Если вся аббревиатура читается по названиям букв, то пишется она заглавными: СССР, МВД, ЦК, МТС, КПСС.
  • Прописными буквами пишется всё сокращение, если оно обозначает название организации. Например: ЕЭС общество), МИД (Министерство иностранных дел), ООН (Организация Объединённых Наций).
  • Если аббревиатура может склоняться, то окончание её пишется маленькими буквами: МИДом, ТАССа.
  • Если одна часть сокращения читается по звукам, а другая - по буквам, то всё слово пишется прописными: ЦДСА (читается "цэ-дэ-са").
  • Если сокращается имя собственное, и при этом одно из слов усекается до нескольких букв, а остальные - до одной, то большой пишется только первая буква: АзССР.

Употребление в литературе

Практически все сложносокращённые слова предназначены для использования в устной речи, а не в литературе. Но есть несколько которые могут использоваться во всей литературе, кроме той, которая предназначена для начинающих читателей:

  • т. п. - тому подобное
  • пр. - прочие
  • др. - другие
  • см. - смотри
  • т. е. - то есть
  • т. д. - так далее
  • ср. - сравни
  • г. - год
  • гг. - года
  • напр. - например
  • в. - век
  • ст. ст. - старый стиль
  • т. - том
  • вв. - века
  • тт. - тома
  • обл. - область
  • н. э. - нашей эры
  • оз. - озеро
  • г. - город
  • р. - река
  • ж. д. - железная дорога
  • н. ст. - новый стиль
  • доц. - доцент
  • акад. - академик
  • проф. - профессор
  • стр. - страница
  • им. - имени
  • гр. - гражданин

Другие слова сокращаются по нескольким правилам:

  • Нельзя сокращать на гласную и на «ь»: карельский - «к.», «кар.», но не «ка.», «каре.», «карель.».
  • При сокращение нужно делать после первой из них: стенной - «стен.», грамматический - «грам.». При совпадении нескольких разных согласных действует обратное правило: сокращение делается до последней согласной. Например, народный - «народн.», русский - «русск.», искусственный - «искусств.».

>>Русский язык 6 класс >>Русский язык: Сложные и сложносокращенные слова

СЛОЖНЫЕ И СЛОЖНОСОКРАЩЕННЫЕ СЛОВА

Теория А

СЛОЖНЫМИ называются слова, состоящие из двух (реже трёх) корней. Они образуются в результате сложения основ исходных слов (пар, возить -> паровоз ) или целых слов (кресло, кровать -> кресло-кровать ).

При образовании сложных слов чаще используются соединительные гласные о и е :

Иногда сложные слова образуются без соединительных гласных: пластмасса.

Практика А

1. Обозначьте корни в сложных словах. Подчеркните соединительные гласные о и е. Определите значение слов, исходя из значения корней. Подберите к устаревшим словам современные синонимы. Помните: значение устаревшего слова часто оказывается более конкретным и узким, чем нового, ср.: звездочёт - астроном.

О б р а з е ц . Брадобрей - тот, кто бреет бороды. Брадобрей - парикмахер.

Водовоз, воздухоплаватель, дровосек, кашевар, костоправ, летописец, мореход, мукомол, полководец, солевар, сталевар, стеклодув, трубочист.

2. Выпишите сначала названия транспортных средств, затем приборов и механизмов. Обозначьте корни и соединительные гласные.

Автомобиль, вездеход, вертолёт, громоотвод, дырокол, землечерпалка, кофемолка, ледоруб, луноход,

маслобойка, микроскоп, мышеловка, паровоз, пароход, пылесос, самовар, самокат, самолёт, самосвал,

снегоход.

3. Придумайте шутливые названия приборам, которые вы хотели бы изобрести. Названия должны состоять из сложных слов.

4. Переведите на русский язык. Обозначьте корни и соединительные гласные в украинских и русских словах.

Самоскид, мореплавець, життєрадісний, боєздатність, рудоволосий, самовчитель, літак.

Знаете ли вы ?

Слово СПАСИБО получилось из словосочетанияспаси Бог! (выражение благодарения) соединением основ и усечением конечного согласного.

Теория Б

СЛОЖНОСОКРАЩЕННОЕ (по-укр.: складноскорочене ) слово состоит из сокращённых основ.

При образовании сложносокращённого слова у сокращаемых слов берутся: 1) части, состоящие из нескольких звуков: рыб (оводное ) хоз (яйство ) -> рыбхоз ; 2) начальные буквы: М (осковский ) г (осударственный ) у (ниверситет ) -> МГУ, произносится [эмгэу]; 3) начальные звуки: Н (аучно )-и (ссле-довательский ) и (нститут ) -> НИИ.

Практика Б

5. 0пределите, как образованы сложносокращённые слова, и прочитайте их.

Завуч - заведующий учебной частью; завхоз - заведующий хозяйством; самбо - самозащита без оружия; сопромат - сопротивление материалов; филфак - филологический факультет; юннат - юный натуралист.

6. Прочитайте данные слова. Распределите их в три группы по способу сокращения слов, указанному в теории Б.

Универмаг, канцтовары, промтовары, химчистка, Сбербанк, детсад, ЖЭК, Главпочтамт, военкомат, НИИ, шиномонтаж, ТЮЗ, ДК.

Н.Ф. Баландина, К.В. Дегтярёва, С.А. Лебеденко. Русский язык 6 класс

Отослано читателями из интернет-сайтов

Русский язык учебники , задания и ответы по русскому языку по классам, наибольшая библиотека рефератов , подготовка к урокам и всё это бесплатно скачать или готовиться онлайн, готовые домашние задания

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей

Посмотри несколько газет,которые читают в твоей семье.Найди статьи о событиях в нашей стране.Посмотри,какие сложносокращенные слова употребляют авторы статей(их легко увидеть,так как эти слова записаны прописными буквами).Выпиши такие слова,объясни,что они обозначают(обратись за помощью к взрослым,если не справишься сам).Спроси у старших,какие еще сложносокращенные слова они знают,запиши их.Составь и запиши 3-4 предложения с некоторыми из слов так,чтобы глагол-сказуемое стоял в форме прошедшего времени(как в упр.199)помогите пожалуйста срочно прошу

1.Расшифруйте сложносокращенные слова,укажите их род

КВН,РФ,вуз,сбербанк,универсам,интурист,главбух,МЧС,спецкор,ГЭС,АЗС,НЛО
2.Найдите изапишите парами словосочетания,в которых одно и то же слово является:а)прилагательными;б)существительным
Дежурный отряд,раненый лось,молодой военный,новая столовая,храбрый солдат,часовой механизм,добросовестный дежурный,родные песни,столовая ложка,бесстрашный раненый,часовой на посту,военный билет,больная собака,больная поправляется,уехать к родным.

в слове дышали скрыты слова,которые пишутся одинаково,произносятся одинаково,но совершено разные по лексическому значению. вы обнаружите их убрав из

данного слова некоторые буквы.образуйте их, и обьясните лексическое значение.

Помогите решить =) 1. Особый графический знак в виде короткой горизонтальной черты, который употребляется между частями сложных и

сложносокращенных слов, между двумя словами, для обозначении переноса части слова на другую строку:

2) двоеточие;

4) многоточие.

2. Главными членами предложения являются:

1) обстоятельство;

2) сказуемое;

3) дополнение;

4) подлежащее.

3. Знаменательными частями речи являются:

1) местоимение;

3) предлог;

4) наречие.

4. Какое из представленных имен прилагательных стоит в начальной форме:

1) красивая;

2) красивой;

3) красивый;

4) красивыми.

5. Часть речи, обозначающая непроцессуальный признак (качество, свойство) и выражающее это значение в грамматических категориях рода, числа и падежа.

1) глагол;

2) наречие;

3) имя существительное;

4) имя прилагательное.

6. В каких из представленных предложений использовано притяжательное местоимение:

1) Я увидел их внезапно;

2) Их здесь раньше не было;

3) Их книги лежали на столе;

4) Он не нуждался в их заботе.

7. Аффикс, находящийся в составе простой основы перед корнем:

1) приставка;

2) суффикс;

3) интерфикс;

4) окончание.

8. В каком из представленных предложений отсутствует подлежащее:

1) Там никто не живет;

2) Люблю грозу в начале мая;

3) Как весел грохот летних бурь;

4) Весна уже пришла.

9. Одиночный разделительный знак препинания, служащий для внутреннего членения предложения:

2) запятая;

3) двоеточие;

4) точка с запятой.

10. Какие из представленных примеров являются предложениями:

1) Станция далеко;

2) Недавно вернулся;

3) В книге написано;

4) Солнце встает.

11. Назовите предложения, в которых глагол использован в форме инфинитива:

1) Здесь нельзя стоять;

2) Он читал стоя;

3) Он не смог отстоять свою точку зрения;

4) Он решил стать учителем.

12. Какие из представленных имен прилагательных стоят в форме сравнительной степени:

1) более умный;

2) самый умный;

4) умнейший.

13. Назовите имена прилагательные, которые являются качественными:

1) заячий;

2) трусливый;

3) летний;

4) теплый.

14. Назовите слова с твердым согласным перед «е»:

1) партер;

2) купейный;

3) стендовый;

4) термический.

15. Укажите предложения с лексическими ошибками:

1) Он поставил свою роспись под договором;

2) Благодаря болезни учителя урок был отменен;

3) Он был полным невеждой в литературе;

4) Это было его оружие труда.

16. Укажите предложения, в которых допущены грамматические ошибки:

1) Слесари еще не ушли;

2) Мы только что разговаривали с заведующим кафедры;

3) Кофе было очень крепким;

4) СССР было большим и сильным государством.

17. Отметьте, что из представленных примеров является предложением:

1) Прочитали книгу;

2) Новый интересный фильм;

3) Светает;

4) Лес молчал.

18. Старославянскими по происхождению являются следующие слова:

1) горожанин;

2) гражданин;

3) одинокий;

4) единственный.

19. Назовите имена прилагательные, которые не имеют антонима:

1) светлый;

2) березовый;

3) зеленый;

4) быстрый.

20. Определите словосочетания, в которых осуществлена синтаксическая связь «согласование»:

1) умные люди;

2) жить красиво;

3) старый друг;

4) заботиться о других.

1)Подберите к слову ПУРПУРНЫЙ синонимы, расположив их в порядке усиления признака.

2)Подберите к слову ЦАРСТВЕННО синонимы.
3)Подберите к слову ОСВЕЩАЛ однокоренные слова различных частей речи. Укажите части речи:_______________________________________________________________