Биографии Характеристики Анализ

Ст м арбатская. История московского метро

Традиционная ночная съемка на станции.

Текст описания взят с сайта Влада Свириденкова: http://metro.molot.ru/st_fl_arbatskaya.shtml

Решение о строительстве Арбатского радиуса было принято 7 августа 1933 года. Уже в сентябре 1933 года на Арбатской площади начались первые работы.

Арбатская площадь, одна из центральных и самых напряженных площадей города, насыщена транспортом, сложным клубком подземных коммуникаций, кабелей, коллекторов, водопроводов. Неподалеку проходило русло коварного ручья Черторый. Здесь же был расположен, открытый в 1932 году, один из крупнейших столичных рынков, всегда многолюдный и требующий постоянного подъезда автотранспорта. Работы по сооружению станции уже начались, когда проект всего Арбатского радиуса был изменен. Старый проект, предусматривавший прокладку линии непосредственно под Арбатом, требовал значительных работ по перекладке коммуникаций, укреплению фундаментов, нарушал повседневную жизнь всегда многолюдной улицы и, прежде всего, заставил бы нарушить установленный Центральным Комитетом Партии срок строительства. По новому проекту трасса была передвинута от Арбата в сторону Собачьей площадки. Решено было строить тоннели траншейным способом, вместо рассматривавшегося сначала парижского.

21 фотография, общий вес 4,0 мегабайт

1. В конце декабря 1933 года Московский Комитет окончательно утвердил трассу и способ работ по Арбатскому радиусу. Основные работы на станции развернулись в начале января 1934 года.

2. Станция запроектирована вдоль площади, начинаясь под Арбатским рынком, она продолжается на запад и выходит к началу Арбата. Строительство велось на нескольких участках, что позволило в минимальной степени нарушить движение транспорта по Арбатской площади. После того, как было готово перекрытие станции на первом участке, туда переводилось движение, перекладывались трамвайные пути, и работы продолжались на следующем.

3. Первый участок строительства включал 18 метров подходных тоннелей и 44 метра станции и располагался под Арбатским рынком и бывшей Тихоновской церковью, предназначенной к сносу. Так как требовалось обеспечить нормальную работу рынка, то пришлось проходить подходные штольни в нескольких метрах от поверхности земли и уже из них сооружать колодцы под будущие стены станции. Штольни проходили на 1-2 метра ниже пола церкви и рынка. В самой церкви был организован бетонный завод. В качестве щебня использовался материал стен храма, песок добывался тут же, извлекаемый из траншей, со стороны подвозился только цемент. Готовый бетон подавался к отверстиям в полу церкви и рынка, пробитым над продольными штольнями, где шло сооружение стен станции. К апрелю 1934 года церковь (в зимнее время служившая еще и тепляком для завода) была таким образом практически разобрана, древние стены храма послужили строительным материалом для метро.

4. На протяжении 27 метров станция проходила под зданием рынка. Его деревянные арки, на которых покоилась стеклянная крыша, лежали на фундаментах всего на 3-4 метра выше перекрытия станции. Требовалось осуществить проходку с филигранной точностью, не допустив даже незначительных просадок грунта — ведь тогда бы каркас перекосился, и стеклянная крыша посыпалась на людей. Дважды специальная комиссия требовала закрыть рынок на время работ. На рынке была сооружена вторая крыша из проволочной сетки, предохраняющая от падения стекол. Работа была проделана блестяще, рынок функционировал бесперебойно.

5. Второй участок тянулся на 65 метров в средней части будущей станции. Здесь пересекались трамвайные пути, поэтому траншеи под стены так же строились закрытым способом, без вскрытия улицы.

6. Третий участок, где сооружался западный торец станции, располагался под домом № 1/3 по Арбатской площади. Работа, в основном, сконцентрировалась в подвале этого дома. Для выдачи грунта и подвозки материалов был использован тесный дворик. Во время строительства стены дома перекреплялись со старого фундамента на бетонные столбы. На этом участке перекрытие станции выполнено из клепаных металлических балок высотой 1,6 метра и длиной 7 метров.

7. К 15 сентября 1934 года станция была вчерне закончена. К январю 1935 года был закончен вестибюль, представляющий в плане пятиконечную звезду, ведь рядом находился Наркомат обороны. Планировалось, что в будущем вестибюль окажется в центре реконструированной Арбатской площади. Сегодня же вестибюль кажется маленьким камерным павильоном на фоне огромной стены нового здания Министерства обороны.

8. В отделке станционного зала станции использованы жёлтый мрамор, белая и серая керамическая плитка. Уложенная поначалу на платформе красная метлахская плитка была заменена впоследствии гранитными плитами.

9. Во время одного из немецких авианалетов в 1941 году в наземный вестибюль станции попала бомба. Возможно, свою роль сыграла пятиконечная форма вестибюля. Авиаударами было разрушено и здание рынка.

10. На станции с самого начала был запланирован выход с западного пешеходного мостика к началу улицы Арбат. Не осуществленный сразу, этот выход так и не был построен. В 1953 году, одновременно с открытием глубокого Арбатского радиуса (часть Арбастко-покровской линии), мелкий Арбатский радиус от станции «Ул. Коминтерна» до станции «Киевская» был закрыт. Станционный зал «Арбатской» использовался, по некоторым данным, под складские помещения.

11. В 1964 году Арбатская площадь подверглась коренной реконструкции. При строительстве проспекта Калинина (ныне ул. Новый Арбат), в непосредственной близости от станции под трассой проспекта был построен транспортный тоннель, длинной 339 м. и шириной 20 м. соединивший Гоголевский и Никитский бульвары, а так же узел подземных переходов.

12. Сейчас станция довольно мало загружена пассажирами. С появлением глубокого Арбатского радиуса, имеющего больше пересадок с другими линиями, одноименная станция Арбатско-Покровской линии стала более удобна для пассажиров.

13. Сегодня на Арбат, одну из самых известных и первую московскую пешеходную улицу нет удобного выхода непосредственно из метро. Арбат, вместе с проходящим в поблизости Новым Арбатом, образует центр притяжения огромных масс людей. Москвичи и гости столицы, решившие сюда приехать, вынуждены идти от ближайшего метро пешком около полукилометра, с обязательным спуском в подземный переход. Новый ход и построен в конструкциях, но открыт, видимо, будет не скоро.

16. Опять уродские стеклопакеты с белыми рамами и ужасные белые короба под провода.

17. Посылаю луч поноса и диареи газете Метро за эту ужасную зеленую конструкцию.

19. За такие ящики тоже лучи ненависти. Блин, ну как так можно?!

20. Старая цифра «6» — так раньше обозначали место остановки составов. Потом появились нынешние полосатые рейки.

Большое спасибо пресс-службе Московского метрополитена и службе тоннельных сооружений за организацию съемки.

«Арбатская» — станция Филёвской линии Московского метрополитена. Расположена на линии между станциями «Александровский сад» и «Смоленская» .

Была открыта 15 мая 1935 года в составе участка первой очереди «Улица Коминтерна» (ныне — «Александровский сад») — «Смоленская» .

Названа по улице Арбат, как и одноимённая станция Арбатско-Покровской линии. Была возведена на месте храма Тихона, епископа Амафунтского, построенного в 1689 году.
Примечательно, что строительство станции велось под сводом Арбатского рынка. После сооружения наземного вестибюля часть рынка была разобрана и станция "вышла" на Арбатскую площадь.

Фотография 1938 - 1940 года с сайта oldmos.ru

Наземный вестибюль имеет в плане форму пятиконечной звезды. Вестибюль стал одним из первых символов Московского метрополитена. Также он является одним из немногих вестибюлей, на которых сохранилась надпись «МЕТРО». На крыше вестибюля сначала хотели установить скульптуру «Метростроевец и красноармеец», но от этой идеи отказались и установили там шпиль со звездой и красные флаги. Архитектор станции — Л. С. Теплицкий.

Ступени мне понравились, в виде амфитеатра. Потолок наземного вестибюля украшает красная звезда.

Кассовый зал. Для меня остается загадкой, зачем неработающие кассы в стене и кассы в деревянном сооружении.

Конструкция станции — колонная мелкого заложения. Глубина заложения — 8 метров.

На станции имеется и второй выход к улице Арбат, который бездействует с момента строительства.

Колонны отделаны розовым мрамором. Пол выложен красным гранитом. Облицовка путевых стен — глазурованная керамическая плитка кремового цвета.

На станции мне повстречался вот такой агрегат.

А так это выглядело раньше. И моечная машина советского производства и девушка тоже ничего. Правда, на фото станция "Арбатская" глубокая. А еще видите, у пилона белая урна стоит. В наше время это вообще роскошь.


Из книги: "Московскому метрополитену 50. Страницы истории метрополитена" Московский рабочий 1985 год.

А еще на станции есть буфет, который работает и просто для пассажиров. Когда снимал, к сожалению он был закрыт. Буду мимо ехать, сфотографирую внутри. Мне даже кажется, что в детстве я видел, как подменные машинисты меняли бригаду, те обедали, и когда поезд возвращался с "Калининской" опять занимали места в кабине поезда.

Как и обещал, добавляю внутренний вид буфета. Ассортимент вполне: пирожки, напитки, сигареты, мороженное, шоколад. Также есть горячие блюда. Прайс очень даже приятный:).


"Осторожно, двери закрываются. Следующая станция "Александровский сад"

Все отснятые мной станции Московского метрополитена " Московское метро в фотографиях ".

Достопримечательности

84701

Неординарный и многоликий Арбат - самая известная пешеходная улица России: улица-символ, воспетая в сотнях стихотворений и романов; легендарное место, которое не минует своим вниманием ни один турист. Арбат - одна из старейших улиц столицы, где, несмотря на многочисленные перемены, можно явственно ощутить дух исторических эпох. Здесь практически каждое строение, каждый монумент может поведать многое любопытному путнику. Вместе с тем, храня память о знаменательных событиях и выдающихся личностях прошлого, Старый Арбат и сегодня живёт яркой и насыщенной жизнью, предлагая своим гостям немало увлекательных современных развлечений. В нашем гиде собрано 15 самых интересных мест знаменитой московской улицы, протянувшейся от площади Арбатские ворота до Смоленской-Сенной площади.

Достопримечательность, Памятник архитектуры, Исторический памятник

Одна из первых киноплощадок России и первая киноплощадка Москвы появилась в 1909 году на Арбатской площади. Здание «Художественного электро-театра» стало одним из немногих дореволюционных кинотеатров, созданных специально для показов фильмов. С момента открытия кинотеатр собирал полный зал, и спустя три года возникла необходимость расширения здания. Перестройку «Художественного» осуществил выдающийся московский зодчий, мастер модерна Фёдор Шехтель. Обновлённый кинотеатр в 1913 году принял в своих стенах 900 зрителей.

Кинотеатр «Художественный» - место поистине знаковое в истории отечественного кинематографа. Здесь прошли премьеры легендарных советских фильмов: картины «Броненосец Потёмкин», первого звукового фильма «Путёвка в жизнь», первого цветного фильма «Груня Корнакова». В 1955 году «Художественный» стал первым широкоэкранным кинотеатром, при этом ещё долгие годы оставаясь центром отечественных кинопремьер. Перешагнув столетний рубеж, московский кинотеатр прославился как один из старейших действующих кинотеатров в мире. Сегодня культурный памятник столицы, расположенный напротив станции метро «Арбатская», находится на реконструкции, завершение которой планируется на 2017 год.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность

Название «Арбат», согласно самой распространённой версии, имеет арабское происхождение и переводится как «пригород, предместье». В XV-XVI веках Арбатом именовали обширную застроенную территорию к западу от Московского Кремля. Сама же улица Арбат сформировалась в конце XVI столетия, получив начало у Арбатских ворот Белого города.

Именно у Арбатских ворот, где, как известно, пересекались с Белогородской стеной дороги на Смоленск и Новгород, была образована площадь. Территория не раз становилась местом борьбы с иноземцами: здесь в 1439 году русские войска отражали набеги казанского хана Улу Мухаммеда, в 1611 году здесь был разбит отряд польско-литовских захватчиков, а в 1612 году у Арбатских ворот находилась ставка командования Второго народного ополчения. Не миновали площадь и революционные события XX столетия.

Стена Белого города, пересекавшая современную площадь, простояла до 1770-х годов; в 1792 году была разобрана Арбатская башня вместе с воротами. Нынешний облик площадь приобрела в 30–40-х годах прошлого века.

Читать полностью Свернуть

Арбатские ворота, Москва

Достопримечательность, Памятник архитектуры

Одно из самых узнаваемых зданий Арбата - угловой дом № 2, известный как ресторан «Прага». Ещё в конце XVIII столетия это было двухэтажное доходное владение, на первом этаже которого размещался недорогой трактир. Превращение неприметного здания в роскошный особняк, а захолустного трактира в престижный ресторан произошло на рубеже XIX - XX веков благодаря стараниям нового хозяина заведения - купца Тарарыкина. Реконструкция сооружения была поручена крупному московскому архитектору Льву Кекушеву. Вторая перестройка, в результате которой фасад приобрёл характерную протяжённую колоннаду, была выполнена в 1914–1915 годах по проекту другого признанного мастера - Адольфа Эрихсона.

Однако здание славится не только своими архитектурными достоинствами, но и богатой историей, связанной с видными деятелями прошлого. До революции ресторан «Прага» представлял собой своеобразный центр культурной жизни Москвы. Здесь собирались профессора и выпускники Консерватории, художники, поэты и писатели, среди которых были И. Репин, А. Блок, И. Бунин, М. Горький, С. Есенин. Антон Чехов праздновал в «Праге» премьеру «Чайки», а Лев Толстой проводил здесь публичные чтения романа «Воскресение». В советское время «Прага», низвергнутая до общедоступной столовой, вновь прошла эволюцию до первоклассного ресторана, где работали лучшие повара и кондитеры, устраивались официальные дипломатические приемы и торжества.

Сегодня в здании открыт магазин-кулинария, где всегда можно приобрести вкуснейшие пирожные и торты собственного производства.

Читать полностью Свернуть

Музей, Развлекательный комплекс

Музей Оптических Иллюзий, расположенный в одном из арбатских переулков, станет поистине благодатным местом для тех, кого раздражает запрет фотосъёмки экспонатов. Здесь фотосессия является неотъемлемой частью знакомства с уникальной экспозицией, над созданием которой работали лучшие российские художники и бутафоры.

Выставочное пространство площадью около тысячи кв. м. вмещает более ста живописных полотен и инсталляций, оживающих с приходом гостей. Восприятие необычных художественных объектов зависит от воображения наблюдателей. Поразительный эффект оптических иллюзий наиболее ярко обнаруживается на фотографиях, где главным действующим лицом становится сам посетитель.

Диапазон образов представленных работ достаточно широк, что делает пребывание в музее одинаково интересным и для детей, и для взрослых. Примерить на себя роль Алисы, оказавшейся в Стране чудес, проплыть на легендарном «Титанике», оказаться среди гигантских игрушек, получить премию из рук Президента - это лишь малая доля того, что ожидает гостей интерактивного музея.

Стоимость входного билета: 350 рублей

Читать полностью Свернуть

Парк развлечений

Увлекательным путешествием в мир ярких эмоций и новых впечатлений станет посещение парка развлечений, который расположен в небольшом двухэтажном доме № 16 на Старом Арбате. Здесь собраны одни из самых оригинальных аттракционов столицы.

Ощутить на себе эффект перевёрнутого пространства и посмотреть на привычную бытовую обстановку как бы «вверх ногами» позволит аттракцион «Дом вверх дном»; почувствовать себя крохотным человечком среди огромной мебели и предметов интерьера станет возможным в «Доме великана».

Гостям развлекательного центра также предложат выпутаться из необычных лабиринтов: пройдя сквозь тысячу разноцветных лент (лабиринт «Мёбиус») или преодолев десятки метров запутанных зеркальных коридоров (лабиринт «Pikabolo»). Быстро и эффективно снять нервное напряжение поможет антистрессовый аттракцион «Бей посуду!» Помимо ярких и удивительных забав посетителей «Арбата 16» порадуют животные Контактного зоопарка: обаятельных питомцев здесь можно кормить, трогать и фотографировать.

Стоимость аттракционов: от 200 до 300 рублей

Читать полностью Свернуть

Музей

Страшно интересный музей находится на углу Арбата и Староконюшенного переулка. Здесь подробно и наглядно раскрывается тема мученичества, пыток и казней. История телесных наказаний как законных (!) методов физического воздействия на человек ужасает и потрясает одновременно.

Особую ценность представляет коллекция подлинных пыточных инструментов прошлого. В музее можно увидеть и многочисленные воссозданные орудия пыток, не сохранившиеся до настоящего времени. Здесь также хранится собрание гравюр, запечатлевших чудовищные действа. Посетить музей рекомендуем не только любителям острых ощущений, но и всем тем, кто неравнодушен к истории, кому интересны нравы наших предков.

Стоимость входного билета: женский - 300 рублей, мужской - 400 рублей; дети до 18 лет допускаются строго в сопровождении родителей или руководителя группы

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Театр

Пожалуй, главным культурным центром Старого Арбата является Государственный академический театр им. Е. Вахтангова. Монументальное здание с колоннами, расположенное в середине исторической улицы, было возведено в середине XX века. История же самого театра насчитывает более 95 лет, и уже 90 лет учреждение носит имя своего основателя и первого руководителя - актёра и режиссёра Евгения Вахтангова.

Судьба Вахтанговского театра неотделима от вековой отечественной культуры. Его стены хранят память о многих театральных корифеях. Вместе с тем, оставаясь верным традициям, театр живёт проблемами современности. Его разножанровые постановки - яркие по форме и глубокие по содержанию - всегда актуальны. В текущем репертуаре представлены как произведения мировой классики, так и пьесы современных отечественных и зарубежных драматургов.

Стоит посмотреть: «Евгений Онегин», «Пристань», «Гроза»

Стоимость билетов: от 500 до 7000 рублей.

Читать полностью Свернуть

Театр, Культурный центр

Напротив Театра им. Е. Вахтангова находится Центральный дом актёра, широко известный как «Дом с рыцарями». Это бывшее доходное владение, построенное в 1913–1914 годах по заказу крупного московского коммерсанта Я.М. Филатова. Проект здания, напоминающего готический замок, выполнил яркий зодчий того времени В. Дубовский.

После революции роскошные съёмные квартиры были преобразованы в коммуналки. В начале 90-х годов прошлого века в здание с таинственными рыцарями на фасаде переехал Дом актёра - уникальное творческое объединение, существующее с 1937 года.

Вот уже более четверти века под арбатской крышей собирается творческая интеллигенция Москвы и всей страны. Сегодня в ЦДА действует пять театральных площадок, здесь проходят премьеры спектаклей, работают тематические клубы, проводятся фестивали, творческие вечера, презентации, выставки, мастер-классы.

Читать полностью Свернуть

Музей

Окунуться в атмосферу чарующих ароматов прошлого предлагает Московский Музей Парфюмерии, разместившийся в усадебном особняке начала XIX века. Здесь посетители смогут не только узнать увлекательные подробности истории создания парфюмерных произведений, но и продегустировать легендарные винтажные ароматы. Богатое собрание Московского музея представляет собой одну из крупнейших в мире осмотек (библиотек ароматов). Гостям доступна сменная экспозиция, которая формируется из 1000–1500 образцов.

Экскурсии по экспозиции проходят в расслабляющей обстановке в форме дегустации и чаепития. Кроме того, в музее проводятся разнообразные тематические вечера, работает творческий коворкинг «Арт-Фабрика», для специалистов и любителей антиквариата и винтажа создан Клуб Коллекционеров. При музее открыт магазин, где можно приобрести винтажные духи.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность

Одна из самых популярных неформальных достопримечательностей столицы также имеет место на Старом Арбате. Это стена дома № 37, обращённая в Кривоарбатский переулок.

Свой современный креативный облик архитектурный элемент старинной городской усадьбы получил более четверти века назад, вскоре после гибели Виктора Цоя. С тех пор стену заполнили изображения легендарного рок-музыканта, цитаты из его песен, признания в любви к его творчеству. При этом, «Стена Цоя» стала не просто неким застывшим памятником лидеру группы «Кино», но и культовым местом для миллионов поклонников Виктора Цоя и всего русского рока. Здесь собираются люди самых разных возрастов, играют на гитаре, поют рок-хиты прошлых лет.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность

Старый Арбат - одна из самых «литературных» улиц Москвы. Здесь жили и работали многие выдающиеся мастера русской словесности, среди которых - писатель, поэт и всенародно любимый бард Булат Окуджава. Его первым местом жительства в Москве стала одна из коммунальных квартир дома № 43 на Арбате. Любовь к легендарной московской улице Окуджава пронес через всё свое творчество. Каждому знакомы строчки его проникновенной песни: «Ах, Арбат, мой Арбат, ты - моё призвание…»

В 2002 году на пересечении Арбата и Плотникова переулка, около дома № 43 появилась скульптурная композиция, не только увековечившая образ Окуджавы, но и своеобразно воссоздавшая «кусочек арбатского двора», где прошли детские годы знаменитого барда. Авторами работы выступили скульптор Г. Франгулян, архитекторы И. Попов и В. Прошляков. Согласно их замыслу на площадке из булыжника были размещены две бронзовые арки, образующие подворотню, установлены скамейки и стол. Арки «исписаны» цитатами из произведений поэта. Из «арбатского дворика» выходит сам Окуджава - бронзовая фигура высотой около 2,5 метров. Тщательно продуманные детали (выложенная на брусчатке тень, цитаты в стиле дворовых надписей, живые деревья и т.д.) вместе составляют единую композицию, являющуюся не только памятником Окуджаве, но и всему Старому Арбату.

Читать полностью Свернуть

Старый Арбат, Москва

Кафе, Ночной клуб

Фундамент дома № 44 на Старом Арбате датируется серединой XVIII столетия. Неоднократно перестраиваемое здание в разное время принадлежало прапрадеду И.С. Тургенева, бабушке Ф.И. Тютчева; здесь бывал и А.С. Пушкин. Сегодня старинный особняк занимает Hard Rock Cafe - яркий представитель одноименной международной сети в России.

Московское Hard Rock Cafe - необычайно атмосферное место: рок-н-ролльный колорит присутствует в каждой детали заведения - от музыкального наполнения (здесь всегда звучит качественная live-музыка) до элементов интерьера. Ресторан специализируется на блюдах американской кухни. В меню представлен широкий выбор закусок, бургеров и сэндвичей.

Гордостью заведения является коллекция меморабилий - вещей, принадлежавших знаменитым музыкантам. Среди экспонатов своеобразного музея - сценические костюмы, музыкальные инструменты, дневниковые и эпистолярные фрагменты рок-звёзд.


Григорий Опрышко. Мозаика "Иосиф Сталин" в вестибюле Арбатской.


Станция построена в стиле барокко. Богато украшенный наземный павильон исполнен в виде трехпроходной триумфальной арки (ныне надстроен другим зданием), а залы станции украшают бронзовые люстры и шикарные лепные рамы на сводах и стенах. На этих рамах, расположенных на своде центрального зала, я и хотел заострить внимание. Как известно, в то время практически любая станция украшалась мозаиками различного исполнения. Мозаики предусматривались и в проекте Арбатской. Для большой рамы, расположенной напротив эскалаторов, в наземном вестибюле, планировался мозаичный портрет И.Сталина в полный рост. Он был заказан художнику Г.Опрышко, изобразившего Сталина на фоне победных знамен. Заказ на 25 мозаик, для сводов центрального зала был отдан художнику П.Д.Корину, закончившему как раз работу над мозаиками Комсомольской. За 1952 год он выполнил эскизы на тему «Становление Руси». Корин продолжил развивать патриотическую тему метро того времени. Он изобразил портреты полководцев, включая всех, кого перечислил Сталин в своей речи 7 ноября 1941 года. Также был изображен Юрий Долгорукий, Иван Третий, изображенный в момент попирания ханской грамоты, в знак свержения ига. На некоторых мозаиках предлагались портреты маршалов времен ВОВ. Некоторые мозаики должны были изображать не людей, а воинские эмблемы и оружие: перекрестные мечи, ружья, автоматы; орден Победы, Красную Звезду и т.д.


Павел Корин. 1952. "Юрий Долгорукий". Эскиз для станции Арбатская


К сожалению, мозаики реализованы не были. Не могу сказать, что послужило причиной для этого. Мозаики на некоторых станциях устанавливались и после смерти Сталина, но видимо и без того насыщенный декор станции решили не перегружать. Также при Хрущеве стал осуждаться культ отдельных людей и руководителей, в искусстве стал насаждаться «культ народа», неизвестных героев, абстрактных людей – эскизы не подходили под этот принцип, что тоже могло помешать их реализации. Примерно в 1956 году была разобрана единственная мозаика той станции с портретом Сталина.


Павел Корин. 1961. "Петр Великий". Эскиз для станции Арбатская


В 1961 году, после прошедшего 22 съезда КПСС, осудившего преступления Сталина и решив избавиться от наследия культа вождя, Корина попросили переработать 2 мозаики Комсомольской и некоторые эскизы для Арбатской (видимо, еще теплилась надежда на их реализацию). Для Арбатской вместо попавших в опалу политических деятелей Корин изобразил Петра Первого и несколько других рисунков. В 1963-64 годах на Комсомольской были установлены новые мозаики, но 25 великолепных мозаик Арбатской так и остались в проекте.