Биографии Характеристики Анализ

Рассказ кавказский пленник от лица костылина. Характеристика и образ Жилина в рассказе «Кавказский пленник» Толстого: описание внешности и характера

Небольшой рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» удивляет своим языком написания, похожим на тот которым пишут сказки. Но это далеко не детское сочинение, поднимает серьезные вопросы нравственности и морали общества. На первом месте стоит противостояние, которое удачно раскрывается на примере двух основных героев рассказа Жилина и Костилина. Реалистично описанный быт горных народов и неповторимые красоты природы Кавказа – дополняют картину. События развиваются настолько динамично, что все сочинение читается просто на одном дыхании. Основная заслуга в этом принадлежит автору произведения.

Л.Н.Толстой очень умело пользуется таким приемом как «противопоставление», поэтому два его основных героя как шахматисты на поле играю разными фигурами. Костылину достаются все черные, а Жилин соответственно играет белыми. Характеры прорисованы настолько контрастно и подчеркнуто полярно, что у читателя просто не возникает иного выбора как сопереживать положительному герою и винить во всех бедах отрицательного. Таким приемом пользуются множество писателей и поэтов, но только у Л.Н. Толстого все получается логично и органично, так как должно быть и есть в реальной жизни. Благодаря вот такой правдоподобности, читатель верит буквально каждому слову.

Жилин, практически с первых строк рассказа, создает впечатление жизнерадостного человека, такого себе «умельца-удальца» которому нипочем все жизненные перипетии. Таких людей все уважают и соответственно любят, не то что злобного и жестокого Костылина, в образе которого сквозит недоброжелательность и некоторая черствость ко всему что его окружает. Причем нельзя сказать, что явное различие между ними продиктовано определенными обстоятельствами. Они воют по «одну сторону баррикад» и никак не являются врагами, в отличии от жителей Кавказа, которые в свою очередь описаны даже более гуманными и терпимыми, чем этот негативный персонаж.

Широкая душа главного героя прописана до мельчайших деталей, поэтому образ Жилина выглядит немного сборным. Здесь также проглядывается линия сказочного персонажа, достаточно вспомнить русских добрых молодцев. Кажется, что автор произведения взял и свел все хорошие черты каждого воедино и получился Жилин. Его душа широкая и открытая, как бескрайние родные поля. Он искренен по отношению к себе, поэтому ищет такого же отношения от других. Жилин способен на помощь и сострадание. Даже когда его предает сослуживиц, он все равно спасает его, несмотря на трусость последнего. Главный герой не в состоянии представить, что можно поступать по-другому, поэтому когда они вместе с Костылиным попадают в плен, Жилин все равно берет ненадежного друга с собой. Здесь раскрывается еще одна грань характера – способность прощать. Отношение Жилина к матери, также заслуживает особенного внимания. Он знает что ей неоткуда взять деньги на выкуп, поэтому с удвоенной силой и энергией ищет возможности побега.

Хороший сын своей матери и страны, уверенный в себе, сильный, мужественный, дальновидный и способный на сострадание – именно таким должен быть каждый человек. Автор рассказа «Кавказский пленник» верит в своего героя, в широту русской души, поэтому наше поколение должно обязательно прислушиваться и равняется на такого персонажа как он.

Всех людей в этом мире можно поделить на две категории: те, что живут мечтами о будущем, целями, идеями, решениями и внутренними вызовами; и те, что остаются в прошлом, в проблемах и неудачах.

В «Кавказском пленнике» к первой категории можно отнести главного героя. Да, он попал в плен, но его внутренняя независимость привела к свободе, в то время, как товарищ по несчастью Костылин так и остался во внутреннем рабстве.

Жилин, несмотря на молодой возраст, - офицер бывалый. Он служил на Кавказе не первый год, имел солдатскую сноровку и выправку. Был на хорошем счету у начальства, поэтому в любой момент мог проситься в отпуск.

Любящий сын сердцем откликался на волнения и ожидания престарелой родительницы. Даже находясь под давлением вымогателей, защитил мать от излишних волнений и тревог. Он сначала напрочь отказывался писать письмо с требованием денег за свою жизнь, потом долго торговался, в конце вроде бы написал, но указал неверный адрес.

Позиционируя себя как человек принципиальный, разносторонний и трудолюбивый, он нашёл уважение и от самих врагов. Те доверяли ему лечение знатного человека и увидели в нём игрушечного и часового мастера, что не свойственно военному.

Он никогда не сидел без дела, не ныл и не сомневался. Ясно видел свою мечту - вольную волю. Вдохновлённый ею, мог стойко переносить голод и жару, страхи и прессинг.

Пленник рассчитал план побега, подарил шанс убежать и своему другу, но тот не дорожил возможностью оказаться на свободе, так как сам для этого ничего не сделал. Жилину самому тяжело идти босиком избитыми и истёртыми ногами по холодной росе, но он несёт на себе и мешковатого попутчика. Он не оставит в беде. Это ли не геройство?!

Сделав неудачную попытку побега, которая стоила очень дорого, офицер не разочаровался, не сдался, не был сломлен. Наоборот, это только подстегнуло к более точным расчётам и тщательной подготовке.

Он отчаянно рисковал, но это того стоило. Вознаграждение - победа, свобода, жизнь, опыт. Он проделал невероятное. Доказал, что невозможное возможно: любая мечта, даже самая необычная и дерзкая, - осуществима!

(1 votes, average: 5,00 out of 5)

Конспект урока литературы в 5 классе (2 часа)

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Жилин и Костылин. Кто из них «кавказский пленник»?

Образ Дины в рассказе Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

Цели урока: 1)осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении;

2) приобщение детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развитие навыка анализа художественного произведения, логического мышления;

3) воспитание духовно-нравственной личности с непримиримым отношением к национальной вражде.

Оборудование: учебник, портрет писателя, словарь литературоведческих терминов, толковый словарь С.И. Ожегова, рисунки учащихся.

Ход урока:

I. Организация начала урока

1) Образовательная: - рассмотреть главных героев рассказа и их поступки.

2) Развивающая: - формировать умение анализировать текст художественного произведения; - развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя – обобщать, делать выводы; - формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов; - учить сжато излагать повествовательный текст; - развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас; - продолжить работу по развитию культуры речи школьников.

3) Воспитательная: - воспитание общечеловеческих ценностей; - умение работать в группе: уважать мнение товарища, развитие чувства взаимопомощи, поддержки.

Каждое произведение литературы – удивительный и прекрасный мир образов, красок и звуков. В центре этого мира всегда стоит человек. Поэтому особое место в произведении всегда занимают персонажи – действующие лица произведения.

Образ каждого персонажа автор создаёт при помощи особых приёмов. И наша задача – научиться видеть их в тексте, с тем, чтобы составить о герое полное впечатление, научиться понимать его чувства и мысли, а главное – понять, какая роль отведена автором этому персонажу в произведении.

Рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский Пленник» всегда производит очень сильное впечатление на детей. Это и понятно – ведь великий писатель его специально для них и создал. Л.Н.Толстой хорошо знал жизнь людей Кавказа, поскольку участвовал в войне с горцами и понимал этот народ. Кроме того, автор поднимает в произведении очень важные не только для отдельного человека, но и для всего человечества вопросы, и главный из них – о войне и мире как способе решения проблем, возникающих между людьми.

Проверка домашнего задания: Сравнительная характеристика героев. Заполнить таблицу, ответив на следующие вопросы: Как герой попал в плен? Внешность героя. Чем герой занимался в плену? Как герой готовился к побегу? Как герой ведет себя на свободе?

Делаем вывод, что герои противоположны.

Учитель вводит понятие АНТИТЕЗЫ (антитеза – противоречие, противоположение, противопоставление). Запись термина в рабочую тетрадь.

Словарная работа:

Почему, рассказывая о судьбе двух русских офицеров, Л.Н.Толстой в заглавии говорит об одном человеке? Кого писатель имеет в виду?

ПЛЕННИК – плен – взятый в плен, невольник, пленять, захватить, прельстить, подчинить.