Биографии Характеристики Анализ

Тезисный план 1 главы кавказский пленник. Сравнительные характеристики Жилина и Костылина (Толстой, "Кавказский пленник"). Анализ названия рассказа "Кавказский пленник"

"Кавказский пленник" - рассказ, который называют иногда повестью. Написал его Лев Николаевич Толстой. Произведение рассказывает нам о русском офицере, который находился в плену у горцев. Впервые рассказ был опубликован в журнале "Заря" в 1872 году. Он является одним из самых популярных произведений великого русского писателя, выдержавшим множество переизданий. Название рассказа - отсылка к одноименной поэме Пушкина. В этой статье мы произведем Жилина и Костылина. Это два главных героя, противопоставление личностей которых составляет основу произведения. Описание Жилина и Костылина смотрите ниже.

Позже, и в очередной раз по словам того же автора, Хорасан, Трансоксиан и Ирак были «полны этого населения».


Потеря нейтрального пола и переназначение предыдущего нейтрального существительного мужского и женского пола. Два пола, мужчины и женщины единственного числа третьего лица, одинаковы в Рромани и Брейдже, языке, на котором говорят более 15 миллионов человек в западной части Каннау. Эти уникальные функции. . Как время, так и географическое положение, которое появляется в документальном источнике, подтверждаются наукой в ​​этом случае лингвистикой.

Завязка истории

Повествование основано отчасти на реальном событии, которое произошло во время службы Толстого на Кавказе (50-е годы XIX века).Он писал в своем дневнике в июне 1853 года, что едва не попал в плен, но вел себя хорошо в этом случае, хотя и чрезмерно чувствительно. Лев Николаевич вместе со своим другом однажды чудом ушел от погони. Поручику Толстому приходилось также вызволять своих боевых товарищей из плена.

Упоминание в «Китаб аль-Ямини» «Ясных и темных» шкурок может объяснить цветовое разнообразие кожи, которое мы находим среди разных цыганских групп, из-за неоднородности исходной популяции. Как и во всех урбанизированных городах этого времени, в городе Каннауи было много художников-Домба. Будучи интеллектуальным и духовным центром, имеющим большую значимость на севере Индии, Каннауи привлекал многочисленных художников, приезжающих из окрестностей, и среди них многие Домба. Следует отметить, что, вопреки обычному утверждению, Домба не принадлежал к презренной или низшей касте, поскольку обе религиозные тексты и пышные хроники кажутся едой за столом могущественных.

  • В настоящее время в Каннауе было много раджпутов.
  • Раджпуты получили категорию Кшатрий.
Военное происхождение цыган, обычно понимаемое как пленные воины, не является новой идеей.

Письма с просьбой о выкупе, составленные двумя офицерами

Действие рассказа происходит в период Жилин, офицер, служит на флоте. Мать его присылает сыну письмо с просьбой навестить ее, и тот выезжает вместе с обозом из крепости. По дороге он обгоняет его вместе с Костылиным и натыкается на конных "татар" (то есть горцев-мусульман).

Герой пассивный и герой действующий

Гуламы были высококвалифицированными рабами-рабами, в основном индейцами. У нас есть все более и более тонкое знание этих реалий. Мы знаем, что помимо того, что они были военнопленными, сами индейцы сражались как «гулумы» в специальных частях войск Газнави, будучи рабами-воинами, но также и «мавали» наемниками. Гуламы были высококвалифицированными солдатами-рабами. Большинство из них были индийского происхождения, но среди них были и Йорасани, и рабы из других частей. Индусы в полках «Мавали» были иерархически очень структурированы.

Те подстреливают лошадь, а самого офицера забирают в плен (его товарищ бежит). Жилина отвозят в горное село, после чего продают Абдул-Мурату. "Как встретились Жилин и Костылин после этого?" - спросите вы. Оказалось, что у Абдул-Мурата в плену уже находился к тому времени Костылин, сослуживец Жилина, который также был пойман татарами. Абдул-Мурат заставляет написать русских офицеров письма домой, чтобы получить за них выкуп. Жилин указывает на конверте неверный адрес, понимая, что матери в любом случае не удастся собрать необходимую сумму.

Их статус и оплата не были, однако, равны с статусом «мукатила» или регулярных солдат. Они заручились, иногда без малейшей воли, со всеми своими детьми, рабами и клиентами, чтобы защитить интересы Газневидов или осуществить Святую войну, которую продвигает султан. Эта точность важна, поскольку она позволяет восстановить истину относительно популярного образа индуистского сопротивления мусульманским вторжениям, представленного в индийской историографии довольно монолитным способом.

Поэтому важно понять, как индуистское население, перемещенное в результате поражений и вынужденных переселений из Каннауи в Газни, было изначально разнообразным. Однажды в руках Газнавика они были «восстановлены» в новой военизированной группе, также неоднородной, но порабощенной.

Жилин и Костылин в плену

Костылин и Жилин живут в сарае, им надевают на ноги днем колодки. Жилин полюбился местным ребятишкам, прежде всего Дине, 13-летней дочери Абдул-Мурата, которой делал кукол. Во время прогулок по окрестностям и аулу этот офицер прикидывает, как можно бежать в русскую крепость. Он ночами делает в сарае подкоп. Дина приносит ему иногда куски баранины или лепешки.

Не следует забывать, что армия под властью Махмуда, несомненно, была одной из самых профессиональных в то время. Гулам, рабовладельцы и дворцовые стражи, мамлюки, были сердцем военной структуры Газнави. Эти элитные подразделения, под командованием армии, были этническими и часто специализированными композициями. Индуистские Гулам возглавляли их собственный начальник, а в городе Газни они занимали определенный район. Раньше они были пленниками, захваченными молодыми людьми или получавшими дань от земель за пределами Империи, образованных, обученных, обученных и обращенных, за исключением индейцев, с которыми не было совершено преобразование.

Побег двух офицеров

Когда Жилин узнает, что жители этого аула встревожены смертью односельчанина, погибшего в бою с русскими, он решается наконец на побег. Вместе с Костылиным офицер ночью пролезает в подкоп. Они хотят добраться до леса, а потом - в крепость. Но из-за того, что тучный Костылин был неповоротлив, они не успевают осуществить задуманное, татары замечают молодых людей и доставляют обратно. Их теперь сажают в яму и уже не снимают колодок на ночь. Дина иногда продолжает носить офицеру еду.

Армия под властью Махмуда была, несомненно, одной из самых профессиональных в то время. И эта цифра удвоилась, когда войска вернулись после победоносной битвы, из которой им удалось вернуться с данью, состоящей из рабов и пленников. Поставка армии Газнави, как и всех восточных и западных средневековых армий, требовала длинных караванов логистики и снабжения, настоящих рядов слонов. Настоящий город в движении.

Битва за Дандакуан имеет решающее значение для генезиса людей-гуманистов. Фактически, важность этого момента в истории цыгана имеет наибольшее значение и заслуживает большей самоотдачи, поскольку, помимо предположения о генезисе нашей истории, эти индусы не пришли бы к Трансоксиане, если бы они не были частью армии Газнави. и его дворцовую охрану. Если бы Масуд, сын Махмуда, не наткнулся на туркоманов огузского племени, он бы не потерял свою империю, и зарождающаяся цыганская история остановилась бы здесь.

Второй побег Жилина

Понимая, что их поработители боятся того, что вскоре могут прийти русские, и потому могут убить своих пленников, Жилин с наступлением ночи однажды просит у Дины достать длинную палку. С ее помощью он вылезает из ямы. Раскисший и разболевшийся Костылин остается внутри. Он пытается, в том числе с помощью девочки, сбить с колодок замок, но ему это не удается. На рассвете, пробравшись через лес, Жилин выходит к русским войскам. Костылина впоследствии, с подорванным до крайности здоровьем, выкупают из неволи товарищи.

Однако, чтобы понять, как было достигнуто прибытие предков цыган в византийских областях, необходимо вкратце рассмотреть происхождение сельджуков. Этот критический период в истории рома, тем не менее, имеет наибольшие трудности для историка, поскольку почти нет письменного или документального источника, который относится к индусам, индейцам или любой другой группе, которую мы можем идентифицировать как прото-цыгане или прото-цыганам.

В этом контексте задача историка прежде всего состоит в том, чтобы «строить», разрабатывать, разрабатывать повествование, основанное на фрагментах прошлого, имеющих историческую правдоподобие. Но для этого необходимо дать им некоторые подсказки, чтобы понять, кто такие турок-сельджуков.

Характеристика главных героев ("Кавказский пленник", Толстой)

Жилин и Костылин - русские офицеры. Они оба участвуют в войне за присоединение Кавказа к России. Жилину приходит письмо от матери, в котором она просит сына перед смертью навестить ее, чтобы проститься. Он, недолго думая, отправляется в путь. Но одному ехать было опасно, так как в любое время его могли схватить и убить татары. Поехали группой, и поэтому очень медленно. Тогда Жилин с Костылиным решают одни отправиться вперед. Жилин был предусмотрительным и осторожным. Убедившись, что ружье Костылина заряжено, а в ножнах у него имеется шашка, Жилин решил посмотреть, не видно ли татар, поднявшись на гору. Взобравшись повыше, он заметил своих врагов. Татары находились совсем недалеко, и потому увидели Жилина.

Сочинения по темам

Сельджуки, которые побеждали «Газнави» в битве под Дандаканом, принадлежали к турецкому княжескому клану, произошедшему от конфедерации кочевых племен степных районов Средней Азии под названием «Огуз-турок». Первоначально шаманские, они недавно обратились в суннитский ислам. И это наследование шаманизма в духовности сельджуков так легко исчезло.

Сельджуки побеждают в битве под Дандаканом, а дворцовые рабы покидают Газнавидскую сторону, чтобы служить своим новым хозяевам. Султан Масуд, сын Махмуда, привел свою армию к победе. Рабы дворца покинули сторону Газнавида, чтобы перейти на сторону Сельджука, присоединившись к тем, кто сбежал раньше.

Этот храбрый офицер подумал, что если ему удастся добежать до ружья (которое было у Костылина), то офицеры спасутся. Он закричал своему товарищу. Но трусливый Костылин убежал, испугавшись за свою шкуру. Он совершил подлый поступок. В том, как встретились Жилин и Костылин, можно увидеть насмешку судьбы над последним. Ведь в плен в итоге попали оба, здесь они и встретились вновь. Главный из горцев-мусульман сообщил, что необходимо заплатить выкуп 5000 рублей, и тогда их отпустят. Костылин тут же написал письмо домой с просьбой достать деньги. А Жилин ответил горцам, что если его убьют, они не получат совсем ничего, и велел им подождать. Отправил он свое письмо намеренно по другому адресу, поскольку офицеру было жалко свою мать, тяжело болевшую, да и денег таких в семье не водилось. Кроме матери у Жилина не было больше никого из родственников.

Имена главных героев

Прохождение его первоначального отряда в отряд противника побежденными воинами было обычной практикой в ​​средневековых и современных армиях. В этом случае изменение привязанности Масуда к Тугрилу Бегу является хорошим примером этого явления. Однако источник не упоминает о включении индийских войск в сельджукские силы, и это, вероятно, не произойдет. По крайней мере, не так решительно и ясно, как это было в армии Газнави.

Сравнительная характеристика героев: Костылин и Жилин

Концепция власти и организация сельджуковского военного аппарата была совершенно иной, чем концепция Газнавидов. На данный момент он был основан на кланах и мобильных семейных подразделениях. Немного позже будет развиваться то, что можно описать как классическую исламскую структуру Гулама.

Сравнительные характеристики Жилина и Костылина можно дополнить, указав на то, как проводили в плену свое время эти герои. Жилин решил, что сможет и должен сбежать. Он рыл подкоп ночью, а днем делал для Дины кукол, которая взамен приносила еду.

Общий анализ рассказа

В какой-либо из сельджуковских летописей нет упоминаний о военных или индуистских должностных лицах, как это имело место в Аль-Утби, Байхаки или других письменных источниках Газневида. Тем не менее, «фактор Сельджука», необходимый для понимания прибытия Прото-Рромани в Византию, является решающим. К сожалению, понимание развития этого момента по-прежнему основано на повествовательной конъюнктуре историка.

Если мы рассуждаем логически, став пленниками и рабами, индусы должны были оказаться на рынках региона, продаваться на внутреннем рынке или в качестве работников индивидуальных владельцев. Но опять же этот сценарий не объясняет, как Прото Гитанос пробился в Византийскую империю, чтобы прибыть в различные «части» или группы в столицу чуть позже, перейдя через хаотичную и опасную территорию, рассадник полос туркмен и беженцев.

Костылин же бездельничал весь день, а ночью спал. И вот настало время, когда приготовления к побегу были завершены. Офицеры вдвоем бежали. Они сильно истерли о камни ноги, и ослабевшего Костылина Жилину пришлось нести на себе. Из-за этого их и схватили. Офицеров на этот раз посадили в яму, но Дина достала палку и помогла своему другу бежать. Костылин же испугался бежать вторично и остался у горцев. Жилину удалось добраться до своих. Костылина лишь через месяц выкупили.

Наконец, лингвистические данные не подтверждают такое требование, поскольку турецкие кредиты практически отсутствуют в лексиконе Рромани. Если бы индуисты были частью сил сельджуков, некоторые термины на турецком или арабском языках были бы включены в язык рома.

Кроме того, в отчетах и ​​хрониках завоевания армянской Анатолии индуисты были бы связаны с «жаждущими кровавыми зверями», упомянутыми Одесским от Матфея. Поэтому необходимо разработать еще один возможный сценарий. Для этого еще раз нужно немного вернуться вовремя, чтобы понять присутствие тюркских сельджуков на армянских землях.

Как видно, Лев Николаевич Толстой показывает в своем рассказе "Кавказский пленник" храбрость и мужество Жилина и слабость, трусость и лень его товарища. Сравнительные характеристики Жилина и Костылина являются противоположными, а построены на контрасте. Чтобы лучше передать свою мысль, автор использует ряд приемов. О них читайте дальше.

Армянский священнослужитель Мэтью из Одессы описывает это нападение в очень бедственном положении. В это же самое время вторжение первого сельджука, северной части Армении и юга Грузии, находилось под атакой Византийского императора Василия. Армянский король Георгий отказался подчиниться императору и должен был заплатить за последствия. Для армянского летописца разрушение Царства было следствием вероломства греков, Византии и гнева сельджукид. Мэтью Клирик интерпретирует это событие с апокалиптической точки зрения армянской церкви.

Анализ названия рассказа "Кавказский пленник"

Интересно проанализировать само название рассказа - "Кавказский пленник". Жилин и Костылин - два героя, но название дано в единственном числе. Толстой, возможно, хотел этим показать, что истинным героем может быть лишь тот человек, который не сдается перед возникшими трудностями, а активно действует. Пассивные же люди становятся обузой для других по жизни, не стремясь ни к чему и никак не развиваясь. Автор показывает, таким образом, что не все в нашей жизни напрямую зависит от обстоятельств, и каждый человек сам творец своей судьбы.

Армянское сопротивление вторжениям в Туркменское было жестоким, но неэффективным, главным образом благодаря новизне, что им предстояло столкнуться с турецкой кавалерией. Постепенно сельджуки подчиняют Армению, Абхазию и Грузию. Тюркоманские, кочевые и шаманские племена, главные составляющие военной машины Сельджук, были движущей силой, которая подтолкнула прото-романическую миграцию, вынудив ее продвигаться вперед.

Его карьера шла по «Шелковому пути» от Мерва до Нишапура, от южного побережья Каспийского моря до Райя до конца в землях Азербайджана и Армении, древних дорогах связи и торговли между Востоком и Западом. В хаотических пограничных районах между Сельджукской империей и армянскими землями эта группа побежденных индусов, персов и других народов остается незамеченной летописцами того времени. И пока, из-за отсутствия документального источника, его прохода через эти земли и, с научной точки зрения, исторических спекуляций, необходимой нарративной разработки, которая сегодня только подтверждается лингвистикой.

Имена главных героев

Обратите внимание также на имена героев, которые взяты автором не случайно, что также следует отметить, составляя сравнительные характеристики Жилина и Костылина. Начиная читать данное произведение, мы еще не знаем характеров главных действующих лиц, а лишь узнаем их фамилии. Но сразу же у нас возникает ощущение, что Лев Николаевич больше симпатизирует Жилину, чем Костылину. У последнего, как мы думаем, характер "хромает", а Жилин - мужчина крепкий, "жилистый", с твердым характером. Костылин же нуждается в помощи посторонних, он нерешительный, зависимый. Дальнейшие события подтверждают наши догадки. Значение этих рифмующихся фамилий совершенно разное. Так, Жилин описан как человек небольшого роста, подвижный и крепкий. Напротив, Костылин - грузный, тяжелый на подъем, пассивный. На протяжении всего произведения он только и делает, что мешает другу осуществить задуманное.

Практика «преследования» тех, кто потерпел поражение от продвижения турецко-монгольских военных сил, был призван привить террор и запугать сообщества, находящиеся под угрозой. Именно в это время были заложены основы для создания нового султаната под названием Ром, оккупирующего Армению и некоторые византийские территории в Анатолии, в районе, который сейчас является Турцией.

Новый султанат под названием «Ром» займет Армению и некоторые византийские территории в Анатолии, в том районе, где сейчас находится Турция. Его миссия теперь - завоевать Каир, где правители были Фатимидами шиитского послушания. Восприятие, которое может иметь византийская империя этого периода, - это территория, расположенная к востоку от Анатолии, погруженная в все более хаотичные ситуации. Защита была необратимо ослаблена внутренним беспорядком и мятежами в Византийской империи, конфликтом с армянскими и грузинскими королевствами в регионе и вторжениями сельджуков и их туркменских последователей.

Заключение


Таким образом, эти два характера противоположны, о чем говорит описание Жилина и Костылина автором. Главное отличие двух этих офицеров в том, что один - человек работящий, деятельный, верящий, что можно найти выход из любого положения, а второй - трус, лентяй, увалень. Жилин сумел и во враждебной обстановке прижиться, что помогло этому офицеру выбраться из плена. Такой случай другого человека выбил бы из колеи, но этот офицер не таков. Он не уехал домой после окончания истории, а остался служить на Кавказе. А Костылин, еле живой, был отпущен из плена за выкуп. Толстой не сообщил, что было с ним дальше. Наверное, он не посчитал необходимым даже упомянуть о дальнейшей судьбе столь никчемного человека в своем произведении "Кавказский пленник". Жилин и Костылин - разные люди, а потому и судьбы их отличаются, несмотря на одинаковые жизненные обстоятельства. Именно эту мысль Лев Толстой хотел донести до нас.

Самуил Маршак отметил, что произведение "Кавказский пленник" (Толстой) является венцом всех книг для чтения и сказал, что во всей мировой литературе нельзя отыскать более совершенный образец рассказа, маленькой повести для детского чтения. Описание Жилина и Костылина, их характеров помогает воспитанию молодого поколения, развитию личности, поскольку показывает, как следует себя вести в трудных ситуациях. Судьба Жилина и Костылина весьма поучительна.

План пересказа

1. Жилин получает письмо от матери и решает ее навестить.
2. Жилин и Костылин самостоятельно отправляются в путь.
3. Товарищи попадают в плен к татарам.
4. Они получают предложение о выкупе, чтобы снова обрести свободу.
5. Жилин ближе знакомится с Диной, дочерью богатого татарина Абдул-Мурата.
6. Жилин и Костылин совершают побег.
7. Герои рассказа пойманы и водворены в яму до ожидания выкупа.
8. Дина помогает Жилину бежать.
9. Жилин спасен.

Пересказ

Часть I

Служил на Кавказе офицером один барин по фамилии Жилин. Мать как-то прислала ему письмо с просьбой приехать, так как она нашла ему невесту с имением, да и стара она стала уже, хочет повидаться с сыном перед смертью. Жилин подумал и решил ехать. Попрощался со своими товарищами, солдатами.

На Кавказе шла война, по дорогам было опасно ездить, и всех проезжающих сопровождали солдаты или местные проводники, поскольку татары (горцы Северного Кавказа в те времена) могли убить или увести в горы. Было жаркое лето, обоз шел медленно, люди быстро уставали. И Жилин, подумав, решил ехать один, но тут к нему подошел другой офицер, Костылин — «мужчина грозный, толстый, весь красный» - и предложил оставить обоз и дальше идти вдвоем.

Ехали они степями, а потом пошла дорога между двух гор прямо в ущелье. Жилин решил проверить, все ли спокойно. Поехал на гору и только взобрался, как увидел тридцать человек татар. Хотел поскакать за ружьем, а Костылина и след простыл. Татары застрелили любимую лошадь Жилина, забрали у него все вещи, порвали одежду, скрутили и повезли. Жилин не мог проследить дорогу: глаза были испачканы кровью. Наконец приехали в аул (татарскую деревню), сняли Жилина с лошади, нацепили на него кандалы, связали и заперли в сарае.

Часть II

Жилин почти всю ночь не спал. Утром сарай отворили, и вошли двое: один с красной бородкой, другой «поменьше ростом, черноватенький. Глаза черные, светлые, румяный». Одет «черноватенький» побогаче: «бешмет шелковый синий, галунчиком обшит. Кинжал на поясе большой, серебряный; башмачки красные сафьянные, тоже серебром обшиты... Шапка высокая, белого барашка». Они подошли к пленнику и начали что-то говорить на своем языке. Жилин просил пить, но они только смеялись. Потом прибежала девчонка - тоненькая, худенькая, лет тринадцати. «Тоже - глаза черные, светлые и лицом красивая», видно было, что она дочь того, что поменьше. Потом снова убежала и принесла кувшин воды и «глядит на Жилина, как он пьет, как на зверя какого».

Жилин, попив, отдал кувшин, а девочка потом принесла хлеба. Ушли татары, а через некоторое время пришел ногаец (горец, житель Дагестана) и повел Жилина в дом. «Горница хорошая, стены глиной гладко вымазаны. В передней стене пуховики пестрые уложены, по бокам висят ковры дорогие; на коврах ружья, пистолеты, шашки - все в серебре». Там сидели те двое («красная борода» и «черноватенький») и трое гостей. Один из гостей обратился к нему на русском языке: «Тебя, - говорит, - взял Кази-Мугамед, - сам показывает на красного татарина, — и отдал тебя Абдул-Мурату, - показывает на черноватого. - Абдул-Мурат теперь твой хозяин».

Потом Абдул-Мурат велел ему писать домой письмо, чтобы родные прислали выкуп пять тысяч монет, тогда он его отпустит. Жилин начал отказываться, говоря, что сможет дать только пятьсот. Те засуетились, зашумели, потом потребовали три тысячи. Жилин же твердо стоял на своем. Татары посовещались и привели другого пленного - Костылина. Оказывается, он согласился на пять тысяч и написал близким. И говорят: «Вот его и кормить будут хорошо, и обижать не будут». Наконец, татары согласились получить хотя бы пятьсот монет. Жилин написал письмо так, чтобы оно не дошло, поскольку думал о побеге. Он знал, что у старой матери таких средств нет, он сам присылал ей деньги на прожитье.

Часть III

Проходит месяц. Кормят Жилина с товарищем плохо, пресным хлебом, а то и тестом. Костылин все время письма пишет и ждет выкупа. А Жилин знает, что письмо не дошло, и все бродит по аулу, да смотрит, как удобней сбежать, да рукодельничает, поскольку на всякое дело был мастер. Как-то раз вылепил куклу в татарской рубахе. Та понравилась Дине, дочери Абдул-Мурата. Он оставил куклу на крыше, а она ее утащила и стала качать, как ребенка. Старуха разбила куклу, но Жилин вылепил ей еще лучше. С тех пор они подружились, и она стала ему носить молоко, лепешки, а один раз даже кусок баранины принесла в рукаве.

Вызнали татары, что у пленника золотые руки, и «пошла про Жилина слава, что он мастер. Стали к нему из дальних деревень приезжать; кто замок на ружье или пистолет починить принесет, кто часы». А Абдул-Мурат принес ему инструменты и свой старый бешмет подарил. Прижился Жилин и понимать стал татарский язык, многие жители к нему уже привыкли.

Был еще в деревне один старик, о котором хозяин рассказал: «Это большой человек! Он первым джигитом был, он много русских побил, богатый был». У него было восемь сыновей, а когда русские напали на деревню, убили семерых, один сдался, тогда и старик сдался, пожил у русских, убил сына и сбежал. С тех пор ненавидит русских и, конечно, хочет смерти Жилина. Но Абдул-Мурат к своему пленнику привык: «...да я тебя, Иван, полюбил; я тебя не то что убить, я бы тебя и выпускать не стал, кабы слова не дал...»

Часть IV

Прожил так Жилин еще месяц, начал высматривать, в какую сторону лучше бежать. Однажды он решил дойти до небольшой горы, откуда можно было осмотреть окрестности. А за ним бегал мальчишка, сын Абдул-Мурата, которому наказали следить, куда русский ходит и что делает. Жилин объяснил, что он хочет собрать травы, чтобы лечить людей. И они вместе поднялись на горку. Да разве мог Жилин уйти далеко, если днем он ходил только в колодках?

Посмотрел Жилин по сторонам и узнал горы, которые он видел из русской крепости. Нашел, куда бежать, и вернулся обратно в аул. Тем же вечером горцы привезли своего, убитого русскими. Завернули его в белое полотно, сели рядом с ним и говорят: «Алла!» (Бог) - а потом похоронили в яме. Поминали покойника четыре дня. Когда большая часть мужчин уехали, пришло подходящее время для побега. Жилин поговорил с Кос-тылиным, и они решили бежать, пока ночи темные.

Часть V

Ушли в ночь. Шли босиком, сапоги стоптались. Все ноги в кровь изранили. Жилин идет, терпит, Костылин - отстает, ноет. Сначала они сбились с дороги, потом все-таки зашли в лес. Костылин устал, сел на землю, сказал, что отказывается от побега. Жилин не бросил товарища, взял его к себе на спину. Так прошли они еще несколько верст. Потом услышали стук копыт. Костылин испугался и шумно упал, да еще и вскрикнул. Татарин услышал и привел из аула людей с собаками.

Беглецов поймали и вернули хозяину. На сходе решали, что с ними делать. Потом к ним подошел Абдул-Мурат и сказал, что, если выкуп не пришлют через две недели, он их убьет. Посадил их в яму и дал им бумагу, чтобы они опять написали письма.

Часть VI

Жить им стало совсем плохо, кормили их хуже, чем собак. Думал Жилин, как выбраться, но ничего придумать не мог. А Костылину совсем плохо, «разболелся, распух, и ломота во всем теле стала; и все стонет или спит». Как-то сидел Жилин и увидел наверху Дину, которая ему лепешек и черешен принесла. Тогда Жилин и задумался: а вдруг она ему поможет? На следующий день приходили и шумели татары. Жилин понял, что русские близко. Наделал он Дине кукол из глины, и когда она прибежала в следующий раз, начал бросать их ей. А она отказывается. Потом, плача, рассказывает, что скоро их убьют. Жилин попросил принести длинную палку, но Дина испугалась.

Как-то вечером Жилин услышал шум: это Дина шест принесла. Опустив его в яму, она прошептала, что в ауле почти никого не осталось, все уехали... Жилин позвал с собой друга, но тот не отважился на очередной побег. Дина пыталась помочь Жилину снять колодку, но ничего не вышло.

Жилин простился с девочкой, поблагодарил ее. Дина заплакала, не хотела расставаться, потом убежала. Жилин шел в колодке по пути, которым они бежали в прошлый раз. Кроме двух татар, никто ему не встретился, он спрятался от них за дерево. Лес кончился, вдалеке уже виднелась русская крепость. Жилин решил идти под гору, но только вышел на открытое место, тут трое верховых татар заметили его и пустились наперерез. А он собрался с ситами и побежал, крича казакам: «Братцы, братцы!». Те услыхали его и понеслись на выручку. Татары испугались и ускакали. Привели Жилина в крепость, кто хлеб ему сует, кто кашу...

Рассказал он всем свою историю: «Вот я и домой съездил, женился! Нет, уж, видно, не судьба моя». И он остался служить на Кавказе. А Костылина только через месяц выкупили за пять тысяч. Еле живого привезли.