Биографии Характеристики Анализ

Составьте рассказ по иллюстрации история. Составление детьми рассказа по картине — решаемая проблема. Значение картины как дидактического средства

Украина
Житомирская область
г.Бердичев
ДОУ №15 «Ромашка»
Учитель-дефектолог в группе для детей с ЗПР
Ирина Ивановна Стецюк

Картина – один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства. ее положительные преимущества над другими дидактическими средствами достаточно подробно раскрыто в методических пособиях и учебниках по воспитанию (М. М. Конина, Е. П. Короткова, О. И. Радина, Е. И. Тихеева, С. Ф. Руссова и др.). Коротко можно определить только основные значения (схема 3).

Персонажи детской серии. Слева направо: Минни, Мишель, Звезда, Скай и Кат Валентайн. Родители больше знают о телебазуре в своих домах детские цепочки, думающие, что это содержание будет уместным. Но когда они включают телевизор для своих детей, большинство не сидят рядом с ними, чтобы знать, что они видят точно.

Какие женские модели передают детские программы? И персонажи, с которыми они идентифицируются, с большей вероятностью будут представлены под канонами мачо. Женские персонажи обычно выполняют задачи, традиционно связанные с их полом, носят одежду и цвета «девочек» и одержимы популярностью, как мальчики, и идут на моду.

Значение картины как дидактического средства

образования дошкольников

Виды картин, используемых в образовательном процессе дошкольного учреждения

Минни и Дейзи идут с каблуками, их платье и галстук, чтобы выполнить любую задачу: от работы в саду до еды, яркого образа, когда они были созданы за эти годы. Появление главных героев Диснея продвигает то, что мы собираемся найти в остальных сериях. Женские персонажи имеют цветовую маркировку: красный, розовый, оранжевый - в одежде. Когда есть более одной девушки, один из них может носить синий или желтый цвет, если другой занимает первое место. В 90% случаев они носят юбку или платье, некоторый тип макияжа и некоторое украшение в волосах.

Волосы всегда длинны, если нет более одной девушки; и в этом случае тот, который является более жестоким или решающим, является тем, который принимает его коротким. Минни и Дейзи посвящают себя сомнению и передаче ценностей о здоровом питании, но когда им нужно что-то получить от Пита, они прибегают к кокетливым мерцаниям и мольбам. Решения проблем всегда исходят от рук мужских персонажей, будь то Микки, Дональд, Гуфи или второстепенные персонажи.

Картины, рисунки, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям применяют в образовательном процессе как средство умственного (ознакомление с окружающей средой, развитие воображения, восприятия, внимания, мышления, речи, формирование интеллектуальных способностей, сенсорное развитие), эстетического (развитие художественно- эстетического восприятия, формирование эмоциональной чувствительности, обогащение эмоционально-чувственной сферы) и речевого воспитания (развитие художественно-коммуникативных способностей, стимулирования инициативы выражения, овладения различных типовсвязнойречи).

«У нас нет денег, это не может быть». Тот, который вы сохраняете, чтобы потратить на свою гольфию. Сцена разворачивается во время семейного обеда. Первый оратор - отец, читающий жене о деньгах. Сын говорит ему, что он сберегает потихоньку. Это недоразумение, потому что он хочет играть в гольф, но язык сталкивается. Мать Шин-чан жестока, она ударяет как с сыном, так и с мужем. Это иррационально, потому что он принимает решения, основанные на случайности, бросая палку в воздух. Он хаотичен и капризен, так как он заставляет техника, устанавливающего кондиционер, менять его до трех раз.

Картины для работы с детьми различают по следующим критериям: формат (демонстрационные и раздаточные), тематика (мир природный или предметный, мир отношений и искусства), содержание (художественные, дидактические; предметные, сюжетные), характер (реальное, символическое, фантастическое, проблемно-загадочное, юмористическое изображение) и функциональный способ применения (атрибут для игры, предмет обсуждения в процессе общения, иллюстрация к литературному или музыкальному произведению, дидактический материал в процессе обучения или самопознания окружающей среды и т. д.).

Он никогда не решает проблему, но восхищается интеллектом людей, которые это делают. Ее муж решает, где есть и что он видит по телевизору, и пытается как можно скорее связаться с незнакомыми людьми. Сидзука, девушка, которая любит Нобиту, главного героя, выступает в роли горничной в беде. Бабушка одного из ее друзей - суеверная старуха, а ее невестка - жадная и самонадеянная женщина.

Женщин больше нет. Две японские серии значительно более сексистские, чем западные. В обоих случаях женщины всегда домохозяйки, их отношение полезно и сдержанно или неуклюже и истерично. Никто не умный, героический или харизматичный. Это два мальчика и девочка, а с точки зрения равенства - это глоток свежего воздуха. Амайя - брюнетка с очками, которая не пытается быть красивой или ходить в моду. Конечно, ее цвет красный, но во всем остальном она такая же героическая, веселая и остроумная, как и ее спутники.

В отечественной и зарубежной психологии (исследования Г. А. Люблинской, В. С. Мухиной, Г.Т. Овсепян, С. Л. Рубинштейна, Бине, Штерн и др.) есть различные подходы к объяснению особенностей восприятия и понимания детьми содержания картин, одновременно общее для этих подходов – это определение некоторой периодизации в развитии готовности ребенка к восприятию картины. Она проходит три стадии: называния, или перечисления, описания и интерпретации.

Фактически, единственный клей, который можно поставить в эту серию, заключается в том, что девочек мало, по сравнению с мальчиками. И эта жалоба является постоянной в детских постановках: только в сериалах, специально предназначенных для девочек, у женских персонажей есть присутствие, равное или большее, чем у мужчины.

Составляем рассказ по серии сюжетных картинок

Это любимый среди детей, и вскоре стало очевидно, что это позитивная вещь: оставляя в стороне, что все женские персонажи носят красные губы и платья в обычных тонах, мужчины и женщины обращаются с абсолютным равенством. У всех есть сомнения и служат для решения проблем других, каждый может совершать ошибки и совершать ошибки; все желания и мнения рассматриваются с одинаковой важностью и уважением, и ни один секс не связан больше с одним действием, чем с другим, за исключением, возможно, приготовления.

Ученые определяют ряд факторов, влияющих на глубину и адекватность восприятия детьми картин. Из них: уровень художественно-эстетического восприятия ребенка, его жизненный и художественный опыт, доступные для понимания содержание и тематика картины, а также правильно организованный процесс рассматривания картины. Особенности восприятия и осознания детьми картин учитываются в методике обучения рассказывания по содержанию картины.
Методика проведения каждого из пяти видов занятий имеет свою специфику, однако все они содержат обязательные структурные части – организацию восприятия, рассмотрение детьми картины и обучение составлению рассказа по ее содержанию. Производительность второй части занятия определенной степени зависит от результативности первой, т.е. от того, насколько эффективно организован процесс восприятия. Итак, педагог для осуществления правильного управления умственной и речевой деятельностью детей на этих занятиях должен овладеть методикой обучения рассмотрения картины и методикой обучения рассказа по ее содержанию.

Они несут и приносят еду, они только едят ее. Среди шести членов группы есть только одна девочка, самая маленькая собака, чей костюм, конечно, розовый. В течение четырех глав все героические действия и отличительные действия выполняются мужскими персонажами. Есть только одно исключение: спасение, которое звездная сука по имени Эверест, появляется только один раз. Среди второстепенного - мэр и друг главного героя, Кэти, блондинка и любовник розового, чья работа - заботиться о собаках, когда они болеют.

Виды картин, используемых в образовательном процессе дошкольного учреждения

Среди многих персонажей, которые обращаются за помощью к протагонистам и которые появляются только в одной главе, нет девушки. Линкольн - главный герой, но все остальные персонажи, которые мотивируют, атакуют, советуют или раздражают, короче говоря, тех, кто участвует в сюжете, - девочки. Сам по себе этот антагонист очень забавный, но это еще один пример бледного злодея, нахальных, пронзительных, истерических и капризных характеристик, которые многие ассоциируют с женским полом и подкрепляются также персонажами.

Многочисленные наблюдения и анализ работы педагогов с картиной позволили выделить типичные ошибки по организации процесса восприятия детьми картин.
Вопросы – почти единственный методический прием в первой части занятия.
Дошкольникам трудно находиться длительное время в статическом положении, которого требует беседа по вопросам. Применение игровых приёмов, эмоционально-образных пластических этюдов, творческих заданий и т.д. активизирует процесс восприятия, способствует повышению его результативности
Количество вопросов подбирается по принципу «Чем больше, тем лучше».

Другой женский персонаж, однако, является примером равенства, нормального монстра, члена трио главного героя и очень хорошего в их. Возможно, это слишком разумно, по сравнению с остальными персонажами, еще одна характерная черта, присущая девушкам из художественной литературы. Нет среднего места: когда девочки не уступают, они действуют как матери группы.

Букет для мамы

Это вселенная, в которой нет важных женщин. Единственные повторяющиеся девочки - белка по имени Аренита, ученый, который занимается решением сомнений других; искусственный интеллект, женившийся на злодее, планктон, с которым он взаимодействует, следуя клише фикции типичной жены, не привязанности к маленькому внимательному мужу; и кит, который проводит свой день сплетничая по сотовому телефону.

Количество вопросов по содержанию картины в зависимости от возраста детей может изменяться от 3-4 в младшем возрасте до 8 – 10 в старшем. Важно не количество, а их разнообразие.
Подавляющее большинство вопросов имеют репродуктивный характер, т.е. являются вопросами об очевидном. Чрезмерное увлечение ими тормозит процесс мышления, гасит интерес к картине.
Вопросы по содержанию картины должны возбуждать мысли. Детям нравится чувствовать себя умными, им нравится всякие неожиданности, загадки. Именно поисковая деятельность является более естественной для дошкольного возраста. Итак, не следует предпочитать вопросы об очевидном даже в младшем возрасте. Вопрос следует ставить так, чтобы заставить ребенка искать ответ через анализ увиденного.
Педагоги нередко подбирают типовые, трафаретные вопросы, связанные с констатацией того, что изображено на картине, и установлением простейших связей между элементами изображения.

Женские эпизодические персонажи всегда являются матерями или подругами. Мы вернулись к каналу Диснея. Они бросают одну из своих больших ставок, судя по числу глав, которые посвящают ему: Звезда против сил зла. Главный герой - принцесса, одетая в синее платье, хотя ее диадема, колготки, сапоги и сердечки, окрашивающие ее щеки, все розовые и фиолетовые. Две другие женщины, которые появляются, являются ее матерью, озабоченной взглядом и исполнением правил, а также популярным, эгоистичным, эгоистичным спутником средней школы.

На первый взгляд звезда выглядит хорошо: девушка, которая сражается с монстрами с волшебной палочкой, подозрительно похожей на Сейлор Мун; но на самом деле это кричащий пред-сумасшедший, как мальчики. Сюжет состоит в том, что он впадает в депрессию и не встает с постели, потому что он не называет его парнем, которого любит. Любые конфликты не характерны для мужских персонажей. То же самое касается беспокойства о внешнем виде или социальном статусе. У мальчиков часто есть семейные конфликты, дружба или желание стать старше или что-то получить.

Такие вопросы делают занятия от начала обреченными, причем становится невозможной любая инициатива, лишним оказывается и активность и самостоятельность, оригинальность мысли каждого участника занятия. В таком пассивном интеллектуальном, эмоциональном состоянии вряд ли стоит ожидать от детей интересных собственных рассказов. Они способны только подражать образцу рассказа воспитателя и ждать, скучая, окончания занятия.
Следовательно, с целью активизации интеллектуальной и речевой деятельности детей в процессе восприятия картины, нужно тщательно продумать первую часть занятия.

Значение картины как дидактического средства

Речь идет о девушках института моды и дизайна, для которых самое главное - создать тренд и социальное положение, которые занимают в центре. Волосы, глаза и одежда всех из них розовые, оранжевые или красные. Есть две группы женских персонажей: хорошие, которые посвящают свое время проектированию одежды и проведению нарядов в классе и говорят такие вещи, как «Диор крадет Шанель». И плохие, которые являются самыми популярными девушками в институте; они крадут идеи от других и бросают жемчуг, как «если вы хотите, чтобы вас воспринимали всерьез, вы не должны носить такие вещи в своей голове».

В младшем возрасте ограниченное время занятия, возрастные особенности физического и психического развития детей не позволяют проводить вступительную беседу, кстати, в ней нет необходимости еще и потому, что обычно содержание картин для самых младших оказывается очень простым. Достаточно обратиться к собственному опыту детей, связанному с содержанием картины, например: «Вам нравится строить из кубиков? Как часто вы строите? “Или” Помните, мы собирали осенние листики на площадке? », Или« Вы видели настоящего живого петуха? Расскажите, как это произошло », или« Вы держали в руках маленьких котят? ». Актуализация эмоциональных переживаний, соответствующие ассоциации помогут детям более адекватно воспринять картину.

Существует надстройка, цель которой - «все бриллианты» города. Это приводит к клише: «Бриллианты - лучшие друзья девушки». В конце концов она остановлена ​​Полицейской Модой, образованной женщиной и женоподобным мужчиной, который обнаруживает «отсутствие гламура». Следующая глава более интересна и предлагает вам задуматься о равенстве. Главный герой - типичная принцесса. Серия глупо из клише историй, потому что она всегда выражает себя пением. Тема его песен - его самое большое желание: его спасет принц синий. «Момент, когда начнется моя жизнь», - говорит он.

Уместным будет также использование загадки о главном персонаже картины, припоминание небольших, желательно знакомых детям стихотворений, соответствующих содержанию картины.
В среднем дошкольном возрасте картины по содержанию становятся сложнее, следовательно, цель вводной беседы – актуализация приобретенных детьми знаний, нужных для обсуждения картины. Обращение к собственному и коллективному опыту детей, решения проблемной ситуации, близкой к отраженной на картине, лексико-грамматические упражнения на подбор слов определенного лексического поля, – эти и другие методические приемы подготовят детей к восприятию и пониманию картины.

В конце концов, принцесса выступает в качестве спасателя Супернов и отвергает принца, но также и главного героя. Кактус, самый агрессивный, говорит: «Это урок, который нам дал». Бубблер, самый щекотливый, спрашивает: Можете ли вы, пожалуйста, носить комбинезон и ударить злодеи?

Серия четко позиционирует себя утвердительно, но не рассматривает тот факт, что решения принцессы, хотя и были собственными, привели бы к смерти. Пространства с субъектами плоти и крови, хотя и менее часты, несут больше стереотипов о гендерных ролях, чем мультфильмах. Единственная, способная преобладать над детьми, которых они заботятся, - это жесткая, противная девушка, которая знает, как навязываться и одеваться более неряшливо.

Содержание, тематика картин, использующих в старшем дошкольном возрасте, требуют предоставить занятиям большего познавательного и эстетического акцента. Во вступительной беседе уместной может быть краткая информация о жизни и творчестве художника – автора картины, ее жанр, обобщающая беседа о времени года, жизни животных, человеческих отношениях и т.д., т.е. то, что настраивает детей на восприятие картины. Обращение к собственному опыту детей, участие в полилоге, соответствующему теме занятия, лексико-грамматические упражнения также активизируют умственную и речевую деятельность дошкольников, побуждают их к инициативности.
Одно из центральных мест в структуре занятия занимает беседа по картине, что происходит после ее молчаливого рассмотрения детьми.

Другой сладкий, наивный, плачущий, одетый в розовый цвет с ног до головы и поддразнивая ее волосы до мельчайших. Сюжет таков: тяжелая девушка находит работу и начинает падать меньше дома. Самая лукавая девушка не может справиться со своими обязательствами как кенгуру. Оба участвуют в разговоре, который воспроизводит схему неприятной домохозяйки и мужа, увлекающегося работой.

Ты няни с другой тетей. Ты весь день там со своими музыкантами, и ты сюда возишься с имбирным элем. Вытащите эту суку отсюда. В конце концов, макарра оставляет без сознания удар по гостю, а главные герои примиряются. Я скучал по тебе, - говорит скрипучая девушка. «Почему бы тебе не нагреть меня этим цыпленком?» Отвечает жесткой тете.

Как уже отмечалось, вопрос является главным методическим приемом в обучении детей рассмотрения картины. Основную группу вопросов, которую педагог готовит заранее, должны составлять вопросы об общем содержании, характере картины, а также касающиеся описания действий главных персонажей картины, и вопросы, направленные на анализ эмоционального состояния, средств выражения экспрессии, на эстетическую оценку изображенного.
Часть здесь составляют репродуктивные вопросы, так сказать констатирующего характера.

Главный герой - девочка-девчонка по имени Харли, средняя дочь семьи латиноамериканцев. Он гений инженерии и не страдает от любовных сюжетов, беспокойства по поводу его внешности и не популярности, но он хочет доказать своему отцу, что он может работать в семейном бизнесе.

Он не только преуспевает, но и его идеи приносят большую пользу. Тем не менее, остальные три женских персонажа, мать и две сестры-подростки, - еще одна еда. Первый крайне обеспокоен тем, что окрестности считают свою семью «нормальной» и решают, что путь состоит в том, чтобы повесить картину каждого в церкви. Когда восьмилетний брат колеблется от старшей дочери по ее внешности, он дает ему приступ истерии. У другой сестры есть другие планы: провести главу, практикуя ее улыбку перед зеркалом, если мальчик посмотрит на фотографию.

Нередко педагоги не задумываются над тем, побуждают поставленные вопросы ребенка к развернутому (причем не искусственному, а естественному) ответу, к связной речи в форме логических суждений. Так, шаблонные вопросы «Что вы видите на картине?» Или «Что изображено на картине?» Требуют от ребенка короткого однословного ответа или перечисления отдельных элементов. Разум ребенка в процессе такого ответа «спит». Следовательно, нет смысла ждать от него и активных речевых действий.

Уместнее проблемные вопросы, требующие от ребенка поиска ответа на самой картине, аналитических действий, которые находят выход в самостоятельно составленном малышом суждении. Проиллюстрирую сказанное описанием типовой ситуации. Педагог демонстрирует детям картину «Зимние развлечения», спрашивает: «Какое время года изображено на картине?». Такой же шаблонный ответ: «Зима», или искусственное, тоже шаблонное: «На картине изображено время года зима» (так научили отвечать расширенно воспитатели). Никакой интеллектуальной и речевой активности, ведь очевидные хорошо известные признаки зимы (снег, санки, лыжи, катки). Ребенок просто это констатирует. А если заменить вопрос, переформулировать его, мы заставим его вглядеться в картину, находя на ней не шаблонную, всем заранее известную, а собственный ответ, выявить наблюдательность, внимательность, умение мыслить. Причем это не обязательно может быть вопрос, например: «Как художник на картине показывает, что день не очень холодный, приятный?», А утверждение-провокация: «Я считаю, что накануне была сильная метель. Вы поняли, как я об этом догадалась? ». Для ответа на этот вопрос, мало сказать о снеге, надо еще и найти следы прошлой непогоды. Вопрос: «Как вы считаете, на картине выходной или будний день? Объясните, как вы это поняли », – также требует от детей активных аналитических действий, а воспитатель помогает сформулировать им самостоятельные высказывания:« я считаю, что …», «потому что …»,« если бы это был выходной, тогда бы …». Развернутый ответ становится естественным результатом интеллектуально-речевой активности: ребенок мыслит и высказывает свое мнение нешаблонно, потому что это его собственное мнение, для формулировки которого он добирал языковые средства сам или с помощью педагога.

Приведу фрагмент занятия – беседа по содержанию картины «Расчистка улиц от снега» (серия Н. Зеленко «Картины по ознакомлению с окружающим для дошкольных учреждений»).
– Я считаю, что накануне был сильный снегопад. Вы догадались, как я это поняла? Как, какими словами можно сказать о городе в снегу? (Засыпанный снегом, украшенный снегом, покрыт снегом.)
– Все: пешеходы, водители, дети, дворники, деревья, животные – одинаково рады такому большому снегу? Объясните, почему вы так считаете.
– Обратите внимание на машину. Вы знаете, как она называется? (Снегоуборная.) Объясните, для чего она? (Если дети не знают точного названия, можно предложить образовать слово-название.) Придумайте, какое название может иметь такая машина.
– Расскажите, как работает эта машина? Кто из людей участвует в уборке снега? (Водитель, дворники, рабочие.)
– Обратите внимание на мальчиков. Как вы считаете, мальчики только идут на прогулку, или уже возвращаются? Объясните свое мнение. Если бы мы могли послушать их разговор, что бы мы услышали? (Составление диалога.)
– А теперь посмотрим на женщину с ребенком. Расскажите о них. Как вы считаете, кто из них первым увидел машину, о чем они говорят? (Составление диалога.)

Лексико-грамматическая упражнение «Продолжи предложение».
– Давайте поиграем. Я буду начинать предложение, а вы его будете продолжать. Но для этого надо очень внимательно всмотреться в картину.
Я считаю, что на картине изображено начало дня, потому, что …
Возможно, на картине вечер, потому что …
Кажется, скоро снова пойдет снег, потому что …

Даже в младшей группе беседа за картиной будет более результативной, если вопрос будет побуждать малышей к поисково-аналитической деятельности, а не к простой констатации.
Для примера приведу беседу по картине «Строим дом» из серии «Играем» Нины Батуриной. Напомним ее содержание. На картине трое малышей (два мальчик и девочка) заканчивают строить дом для куклы. Один из мальчиков украшает здание флажком, другой – грузит строительный материал, а девочка везет машину с кукольным имуществом.
Педагог (после рассмотрения картины) позволяет им свободно выразить свои впечатления, мнения по поводу изображенного, не спешит с вопросами, чтобы не подавить их инициативу. Далее приглашает внимательно рассмотреть картину, предлагает детям дать имена персонажам, побуждает к ответу: «Расскажите, что делают дети на картине?».
Дети. Они строят дом.

Для куклы дом строят. Кукла будет жить, как построят.
В наборе вопросов далее, как правило, рассматриваются действия каждого из персонажей: «Что делает мальчик в синей рубашке? Что делает девочка? »И другие. Ответы на такие вопросы очень быстро утомляют детей, ведь следствие активность сохраняют лишь единицы, а все остальные тихо ждут, когда закончится занятие. Чтобы этого не произошло, следует задавать вопросы, которые возбуждают интеллектуальную, а соответственно и речевую активность детей.
Проиллюстрируем сказанное фрагментом занятия.
Воспитатель. Как вы считаете, мальчики еще только начинают или уже заканчивают строить? Как вы это поняли?
Дети. Когда еще только начинают, тогда только кубики, а дома не ¬ имеет, а там – дом.
– Они уже построили.
– Дом уже такой большой.
– Вова уже флажок ставит, а она мебель привезла.
– У них уже мало осталось конструктора, а когда строят, надо много.

Воспитатель. Как вы думаете, Коля привез строительный материал или отвозит его?
Саша (делает жест рукой). Привез – это когда сюда. Он складывает кубики на машину. Они уже построили, им больше не надо кубиков.
Воспитатель. Давайте поиграем. Если бы мы решили построить такой же дом для куклы, чтобы я вам должна сказать: «Привезите или отвезите?» Когда вы начинаете строить, вы привозите, приносите, или отвозите кубики?
Дети (показывают руки). Так – приносим, а на машине – привозим.

После уточнения и проговаривание детьми глаголов, воспитатель предлагает поиграть – подготовить тот строительный материал, который нужен, чтобы свести именно такое сооружение после занятия. Такое игровое задание позволяет ненадолго переключить внимание детей на отдельные детали, чтобы сохранить интерес к занятию и удовлетворить их потребность действовать активно. Кроме того, это эффективная лексико-грамматическое упражнение. Воспитатель назначает (по очереди) «главного строителя», который должен назвать нужный материал (форму, цвет, количество): «Одну большую зеленую пирамидку, синюю, и две поменьше», а кто-то из детей (по очереди) – найти их в игровом шкафу. После 5-6 задач, воспитатель снова привлекает внимание детей к картине.
Воспитатель. А теперь очень сложный вопрос. Внимательно рассмотрите мебель, которую привезла Оля, скажите, сколько кукол будет жить в доме? Как вы это поняли?

Дети. Много.
– Там одна кровать и стульчик …
– Маленькие сами не живут, она с мамой и папой будет жить. Только взрослые могут сами жить.
– Там всего по одному. А в холодильнике может много еды лежать.
– Она еще привезет стульчик, просто в машине больше нет места.

Другим вариантом игровой упражнения может быть предложение детям «порулить» процессом построения – подсказать персонажам, как следует действовать дальше. Воспитатель помогает каждому ребенку построить фразу-обращение, команду героям картины: «Вова, поставь над окошком еще одну пирамидку. Будет красиво ». Это помогает сохранить интерес малышей к картине, обеспечивает условия для их инициативных умственных и речевых действий.
В старшем дошкольном возрасте беседу по содержанию картины можно начинать с анализа ее первичной или поиска более удачной, точного названия: «Картина называется «Зимние забавы ». Как вы считаете, почему именно так она называется? Что означает слово «забава»? »- Обращается к детям воспитатель после молчаливого рассмотрения. – «Как, по вашему мнению, можно было бы назвать ее по-другому? Объясните свой вариант ». Это позволяет детям понять, оценить картину в целом, чтобы дальше перейти к более подробному его рассмотрению.

Вопрос относительно действий и характеров персонажей облегчают для детей выделение частей картины, способствуют более глубокому ее рассмотрению. Эффективным приемом, кроме вопросов, есть творческое задание «виртуальные диалоги», которое помогает мысленно войти в ситуацию, что изображено на картине.

Приведу пример беседы по содержанию картины «Праздник на лесной опушке» (обложка журнала «Шмель» № 2,2001).
– Дети, рассмотрите внимательно картину и вспомните ваш день рождения. Скажите, чем ваш праздник похоже, а чем отличается от нарисованного.
– Как вы считаете, праздник только начинается или уже давно продолжается? Объясните, как вы это поняли?
– Расскажите, как вы догадались, кто из зверей именинник? Сколько лет ему исполнилось? (Воспитатель помогает детям построить фразу-доказательство, используя слова «во-первых», «во-вторых», «кроме того» и т.д.).
– Как вы считаете, от кого принес поздравительную телеграмму Шмель? Что в ней написано?
– День рождения – веселый праздник, которому рады все – гости и сам именинник. Однако взгляните внимательно, кое-кто имеет не очень праздничное настроение. Объясните, почему. Как бы вы успокоили малышей, которые поссорились из пирожка: «Оставь себе этот пирожок, потому что на столе …». Что можно сказать о лисенке и волчонке, какие они?
– Вы догадались, кто из зверей на празднике самый маленький? Да, это зайчонок. Возможно, он рано проснулся, чтобы поздравить свою сестренку Заю, потом так радовался, помогал готовиться к празднику, устал и уснул прямо за столом, не дождавшись торта. Как вы считаете, что сделает мама-зайчиха? (Оставит кусочек торта малышу, а его отнесет в кроватку.)
– Как вы думаете, какие подарки приготовили черепаха и улитка? Что может быть в большой и малой коробках? ”
– Мамочка приготовила для гостей многое вкусного. Назовите, чем угощаются гости.
– Но главный на столе – торт, украшенный, кремом, черникой и земляникой. Посчитайте, на сколько кусочков его надо разделить, чтобы хватило всем. Не забудьте про маленького соню. Как, по вашему мнению, кусочки должны быть одинаковыми по размеру, чем?

Упражнения, игровые и логические задачи:
а) игра «Школа разведчиков» – задание на наблюдательность исообразительность: кому из зверей требуется высокий стульчик?
– Ежик принес огромный букет. Из каких цветов он его составил?
– Кто еще поздравил Заю цветами?

б) упражнение «Виртуальные диалоги»-представим себе, как могли поздравить именинницу ее друзья, что они ей говорили, желали. Не забудьте изменить голос на тот, от кого вы хотите поздравить Заю.
в) творческое задание «Выход за пределы изображенного» – мама и Зая с самого утра готовились встречать гостей.

Представим, как они совещались, кому какие блюда будут приятными. О чем они говорили? Мамочка сказала: «Придет белочка, так давай …». Зая предложила: «А для енотика давай приготовим …»
Нередко дети испытывают трудности в составлении самостоятельного рассказа, в таких случаях уместно использовать прием сопряженной (смежной) речи (взрослый начинает фразу, а ребенок ее продолжает), это поможет детям подбирать реплики, поддерживать диалог. Если вернуться к занятию по картине «Строим дом», то эта его часть выглядела.так:
Воспитатель. Если бы мы могли быть рядом с детьми, мы бы услышали о чем они разговаривают. Как вы считаете, о чем говорит Оля мальчикам? Давайте …
Дети. … Быстрее строить. Кукла хочет домой
Воспитатель. Коля, увози…
Дети. … Скорее конструктор.
Воспитатель. Пусть у дома …
Дети. … Будет красиво и чисто.
Воспитатель. А ей Вова что отвечает? Подожди, я сейчас …
Дети. … Только флажок поставлю. Он на крыше стоит. И мы пойдем пить чай.
Одними из самых сложных для детей выявляются вопросы, связанные с оценкой эмоционального состояния, описанием настроения, личностным качествам и т.д.. Причиной тому может быть маловато нужных для определения эмоционального состояния слов и словосочетаний. Стимулами в этом случае могут быть пластические этюды, предложения повторить движения, мимику, позу героя картины, попытаться войти в его положение и рассказать об этом словами.

Эффективным дополнением к беседе по содержанию картины является модифицированая методика восприятия изображенного на картине различными органами чувств, разработанная русским ученым И. М. Мурашковской. Методика построена на принципах теории решения изобретательских задач ТРИЗ и направлена на формирование у детей умений воспринимать изображение через мнимые возможные ощущения от соприкосновения с различными объектами, воображаемые звуки, вкусы и ароматы и обучения передавать в связном высказывании.

Последовательность упражнений по этой методике может быть такой.
1. Выделение объектов, изображенных на картине: «Как настоящим исследователям вам все нравится изучать, рассматривать, слушать. Если так, то ваша рука может быстро и легко превратиться в зрительную (или слуховую) трубу. ее надо только составить так, чтобы образовалась трубка, и в дырочку можно было бы что-то увидеть (услышать). А теперь попробуем посмотреть в трубу и назвать только один любой предмет на картине, все равно большой он или маленький ».

2. Установление разного уровня взаимозависимостей между объектами: «Как прекрасно, что вы как исследователи уже умеете увидеть даже самую мелкую, самые незначительные вещь и назвать ее. Однако ничто не существует само собой. Все с чем связано. Попробуем соединить два любых предмета на картине между собой, определить их связь, почему они важны друг для друга ».

3. Представление объектов через восприятие их различными анализаторами: «Представьте, что наша картина необычная, которые к ней прилагаются специальные наушники (перчатки), через которые, когда их одеваете, вы можете услышать все звуки (коснуться чего-то) на картине. Представим, что надели такие наушники, послушаем внимательно и скажем, что, какие звуки, слова вы услышали ».

Последний этап может быть не просто следующим, а самостоятельным этапом. Можно предложить детям сосредоточиться на отдельных объектах картины, найти мнимые варианты возможных звуков и слов (Аналогично ароматов, ощущений и т.п.), определяющих эти звуки, ощущения, имитировать, составить диалоги от имени персонажей. Поощрение детей к выполнению этих творческих задач обеспечит высокий уровень интеллектуальной, эмоциональной, речевой активности, позволит сохранить в течение всего занятия хорошее настроение и живой интерес детей к процессу восприятия, и, что немаловажно, желание выразить свои впечатления в собственные рассказы.
Следовательно, успешность, продуктивность второй части занятия, то есть качество детских рассказов во многом зависит от продуманной, тщательно проведенной первой части занятия, которая обеспечивает глубокое восприятие и осознание детьми картины.

Традиционно в методике развития речи детей ведущим приемом обучения рассказыванию по картине считается образец рассказа педагога. Постепенно, в зависимости от возрастных возможностей детей, готовности в процесс составления связного высказывания, способности выполнять эту задачу самостоятельно, образец рассказа изменяется от полного – на начальных этапах обучения, далее к частичному, образцу-дублеру – в среднем дошкольном возрасте. В обучении старших дошкольников образец используют лишь иногда, когда того требует ситуация. Детей учат составлять план рассказа. Сначала воспитатель вместе с детьми подробно анализирует составленный им план, потом предлагает составлять план самостоятельно, то есть осуществляется постепенный переход от полного подражания образца к осознанию или полусознательного подражания алгоритма действий, самостоятельного составления рассказа.

Хотя такое применение образца как приема обучения рассказыванию в общей картине дошкольного образования выглядит логично, однако воспитанники нередко оказываются «привязанными» к нему, что не могут избавиться от него даже в старшем дошкольном возрасте. Положительной чертой образца является то, что, с одной стороны, он выступает ориентиром, показывает детям, как надо составлять рассказ. Кроме того, при условии чрезмерного увлечения образцом происходит торможение самостоятельной мысли и инициативы ребенка в подборе языковых средств его адекватного выражения.

Не отказываясь от образца как приема обучения, однако результативными считаем структурно-синтаксическую схему описательного и сюжетного повествования (разработан Л. Г. Шадрин), сопровождающая речь и такой прием, как рассказ командами.

Многим воспитателям бывает сложно избежать типичных ошибок в процессе управления рассказыванием детей. Проанализируем основные из них.
Рассказ, составленная воспитателем, считается образцовым примером для подражания, поэтому детей заставляют слушать 6-7 однотипных рассказов. Такие занятия становятся скучным, малоприятным испытанием как для детей, так и для воспитателей.

Некоторые воспитатели ошибочно подменяет понятия «речевая активность» узким по содержанию понятием «говорения», поэтому для обеспечения «высокого уровня речевой активности» на занятии заставляют детей бездумно повторять, проговаривать готовые тексты (слова, фразы). Однако, как доказывают ученые, овладение родным языком, формирование речевых умений возможно только при условии активной, то есть самостоятельной, сознательной речевой практики, что позволяет человеку проявить свою индивидуальность. Следовательно, задача воспитателя проявляется в том, чтобы, только ориентируя, помогая и поддерживая, дать возможность каждому ребенку рассказать по-своему, выявить через самостоятельное повествование свое естество, самовыразиться.
Воспитатели стараются, чтобы детский рассказ воспроизводил содержание всей картины.
Предметная, а тем более сюжетная картина имеет сколько элементов, нюансов, что рассказы о каждом из них и всю картину в целом могут быть разнообразными и неповторимыми. Однако нередко воспитатели требуют только полного описания картины, на который ребенок из-за своей недостаточной подготовленности редко бывает способен.

Следовательно, единственный выход – повторить образец рассказа воспитателя. Во второй части занятия сначала следует предлагать рассказы о частях, деталях картины по инициативе детей: «О чем бы ты хотел рассказать?» Или «Возможно, ты хотел бы рассказать о маленькой киске?». Затем можно предложить составить коллективный или индивидуальный рассказ, отражающий общее содержание картины. При таких условиях каждый ребенок сам выбирает для себя посильную задачу, а не выполняет навязанное извне.
Воспитатели считают невозможным вмешиваться в рассказ ребенка, мол, тем самым мы лишаем его самостоятельности.

Одним из важнейших принципов организации учебной деятельности, что влияет на ее производительность, результативность, является принцип успешности. Сущность его заключается в том, что каждый ребенок должен учится, чувствуя свою успешность, тогда он будет это делать охотно. Ощущение успеваемости определяется многими факторами, среди которых соответствие задачи возможностям ребенка, а также тактичное, ненавязчивое сопровождение детских действий со стороны взрослых. Чувствуя добро ¬ доброжелательно поддержку, заинтересованность, ребенок ведет себя увереннее, охотно принимает помощь воспитателя, который должен быть лишь связующим фоном, чтобы не гасить детской инициативы.

В управлении рассказыванием по содержанию картины воспитатели боятся выйти за пределы изображенного, мало используют словесное творчество.
Выполнение творческих заданий, составление виртуальных диалогов в первой части занятия привносит в рассказы детей интересные подробности, оригинальные сюжетные линии. Если дети испытывают трудности в исполнении творческих заданий, можно предложить сначала коллективное сюжетосложение, пока дети не проявят готовности к самостоятельному выполнению задач такого типа. Сохранение, запись рассказов с последующим оформлением в виде книжечки, альбома, открытки и т.п. является дополнительным стимулом их активности.
Важное значение приобретают в процессе обучения рассказыванию по картине оценка и анализ рассказов детей. В младшем дошкольном возрасте оценка должна быть только положительной.
В среднем возрасте воспитатель анализирует рассказы детей, подчеркивая, прежде всего, на положительных моментах и коротко выражает предложения по улучшению качества рассказа. К анализу можно поощрять детей, предлагая им подобрать более точное слово, составить более удачно высказывание: «Дети, вы обратили внимание, как Саша сказал о … А как иначе можно было сказать? Скажите об этом по-своему ».
Дети старшего дошкольного возраста активно участвуют в анализе собственных рассказов и рассказов своих товарищей. Этот момент на занятии следует использовать для совершенствования связной речи детей, направляя их на более удачную лексическую замену, подбор и проговаривания дополнительных вариантов относительно характеристики образа, сюжетной линии, построения предложения, структуры повествования. То есть это не просто указание на ошибки, а признание других вариантов высказывания.

Методика обучения рассказыванию по содержанию картины постоянно обогащается новыми творческими находками воспитателей, интересными методами и приемами управления речевой деятельностью детей. Важно, чтобы за подбором, сочетанием разнообразных методических способов мы не забывали, что картина – это лишь эффективное средство, а главное на занятии – ребенок, развитие которого мы должны направлять и сопровождать.
Поскольку основные методические рекомендации по методике организации обучения рассказыванию по картине мы уже определили, рассмотрим специфику проведения занятий по составлению сравнительного описания двух картинок, игрушек или предметов и методика обучения рассказыванию по серии сюжетных картин.

На первом этапе обучения описательный рассказ мало похож на монолог. В начале занятия воспитатель обращает внимание детей на игрушки, предлагает рассмотреть их, выбрать одну и рассказать о ней. Потом общается с ребенком (детьми) и своими репликами подсказывает содержание и оформление высказывания.
Воспитатель. У меня мишка.
Ребенок. А у меня цыпленок.
Воспитатель. Мой мишка большой, толстый, его кожа темного цвета, мохнатая.
Ребенок. А мой цыпленок маленький, желтенький, у него перышки. Он, как маленький комочек.
Воспитатель. Мой мишка косолапый, у него четыре короткие лапки.
Ребенок. А у моего цыпленка только две лапки с пальчиками …
Воспитатель. Медвежонку нравится малинка и мед.
Ребенок. А цыпленок ищет себе червячков и ест пшено.

Постепенно, когда дети овладели сравнительным способом сопоставления в паре со взрослым, воспитатель предлагает выполнить задание самостоятельно. В первой части занятия воспитатель организовывает рассматривание игрушек (предметов, картинок), направляя процесс восприятия вопросами в такой последовательности: сначала просит назвать предметы, выделить несколько существенных признаков каждого, потом просит сказать, чем отличаются эти предметы, и только потом – чем они похожи. Важно мотивировать задачу, чтобы активизировать интеллектуальную и речевую деятельность ребенка, сделать ее привлекательной, интересной для детей. Например, можно предложить поиграть в игру «Бюро находок», в котором хранятся потерянные вещи. Желательно подобрать к занятию 4-5 пар предметов, похожих по нескольким признакам, например, два автомобиля, двух зайцев, две куклы, два игрушечные домики, две вазы для цветов. В первой части занятия дети выбирают для себя игрушку, рассматривают ее, называют отдельные признаки по вопросами воспитателя. Затем взрослый берет на себя роль очередного бюро находок, а дети по желанию – клиенты бюро, которым надо доказать, что именно эта игрушка, а не похожая на нее другая, принадлежит им.

Проиллюстрирую сказанное следующим диалогом.
Воспитатель. Возможно, вы не этого зайчика потеряли, ведь у нас два зайчики?
Ребенок (рассматривает двух зайчиков). Нет, это мой зайчик. Видите, мой зайчик маленький, а тот – больше. У моего НЕТ бантика, а у этого зайчика есть синий бантик на шее. Мой зайчик умеет вращать лапками, а этот зайчик не умеет.
В старшем дошкольном возрасте для сравнительного описания уместно использовать не только предметы, игрушки, но и репродукции пейзажных картин. Для сравнения лучше выбирать картины, на которых одни и те же природные явления (дождь, снег, оттепель, жара), но картины отличаются по настроению, характеру, способам изображения. Можно также сравнивать картины одного художника или различных художников, на которых объекты природы изображены в разное время года. Логическая структура занятия остается по-прежнему: сначала последовательное рассматривание картин с вопросами, затем сопоставление, причем сначала выделяются противоположные признаки, а затем – признаки по сходству. Предлагаю ознакомиться с занятием, на котором детей учат делать сравнительное описание двух пейзажных картин. Конспект приведены в журнале «Шмель» (№ 3,2000 г.)

Эффективная методика обучения рассказыванию по серии картин. Современная методика применения серий сюжетных картин для развития связности речи старших дошкольников разработана русским методистом А. А. Смирновой, которая не только разработала серии картин, но и предложила эффективную методику стимулирования связной речи детей. Автор учитывала, что в процессе восприятия дети фиксируют внимание на сюжете, действиях и отношениях персонажей, выразительности образов. Поэтому серия картин предусматривала последовательное развертывание сюжетной линии, четко выделены композиционные части рассказа (первая картинка – начало, завязка, вторая, третья – середина, раскрытие основного содержания, четвертая или пятая – заключение), чтобы при переходе от картины к картине были смысловые и грамматические связи между частями высказывания (картинками). Методика проведения этого вида занятий отличается пятью способами подачи детям картин. Раскроем эти варианты.

Так, первый способ предполагает последовательное рассмотрение картин, из которых открыта в начале занятия только первая. Прежде чем открывать следующую, воспитатель предлагает детям догадаться, что на ней изображено. Только когда фантазия детей оказывается исчерпанной, воспитатель открывает ее. Это позволяет поддерживать интерес к занятию продолжительное время. К каждой из картин воспитатель подбирает 1-2 вопроса и 1-2 лексико-грамматических задания (упражнения, игры, творческие задания). За каждой картиной составляется рассказ, который постепенно увеличивается: сначала только по содержанию первой картинки, затем – первой и второй, затем – первой, второй и третьей и т.д.

Второй способ заключается в одновременном представлении детям всех картинок, которые они сами должны разместить в логической последовательности. Затем занятия происходит по стандартной схеме – последовательное рассмотрение каждой картины за вопросами и составление рассказов.
Третий способ – три первые картины закрыты, последняя открытая. В первой части занятия – коллективные творческие фантазии детей про начало рассказа. Далее последовательно открываются картины и составляются рассказы.
Четвертый способ отличается тем, что в начале занятия открываются первая и последняя картинки. После фантазирования о содержании средних картинок, дети последовательно рассматривают все картинки и составляют по них рассказы.

Пятый способ характеризуется открытием картинок через одну. Методика занятия сохраняет логику. Заметим, что практика применения этого вида занятий убедительно доказывает, что наиболее эффективным способом организации рассказывания есть рассказ командами. Это не только способ обеспечения высокой речевой активности (в занятии принимают участие 12-16 детей), но и средство развития связности как качества рассказа и стимулирования творчества – каждая команда не повторяет предыдущие рассказы, а составляет собственный.

В перспективном планировании желательно чередовать различные виды занятий по обучению рассказыванию.

RSS или Email . Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в

Гулмира Конева
Конспект занятия с применением ТРИЗ «Составление рассказа по картине «Деревенский двор»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД

КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА №3 «РАДУГА»

Мастер – класс с элементами ТРИЗ

«Деревенский двор »

Подготовила :

Воспитатель : Конева Гулмира Хамидовна

г. БАЛАКОВО

Мастер – класс с элементами ТРИЗ .

«Составление рассказа по картине «Деревенский двор »

Цель : Обеспечить развитие умения детей составлять творческие рассказы по картине .

Задачи :

Формировать умение подбирать наиболее точные определения при описании объектов, изображённых на картине ;

Формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя, рассуждать над её содержанием ;

Упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине , и давать им соответствующие названия;

Упражнять в составлении фантазийных рассказов от 1-го лица ; развивать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами;

Расширять и активизировать словарь детей;

Активизировать восприятие, развивать внимание, память, воображение, аналитические умения;

Продолжать воспитывать умение внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его, оценивать рассказы товарищей , аргументируя свой выбор.

Оборудование : картина «Деревенский двор » , магнитная доска, смайлики, бумага формат А4 для «подзорной трубы» , фломастеры черного цвета, бумага для зарисовки схемы.

Методические приёмы :

Игровая мотивация «Волшебная картина » ;

Игра «Подзорная труба» ;

Игра «Фотографирование;

Игра «Вхождение в картину » ;

Физминутка;

Игра «Живые картинки » ;

Игра «Превращение в объект на картине » .

Ход НОД:

Организационный часть :

Воспитатель : - Сегодня я хочу вам показать очень необычную, даже волшебную картину . Почему она необычная? А потому, что она умеет говорить. Не верите? Сейчас я вам покажу. Но рассказывать она будет только очень внимательным, не упускающим ни одной мелочи детям.

Давайте мы теперь эту картину внимательно рассмотрим издалека , а для этого у меня есть «волшебная подзорная труба» . Каждый из вас, через трубу увидит, только один предмет или одно живое существо. Посмотрите в волшебную подзорную трубу и скажите : кого или что вы там видите?

Основная часть :

Игра «Подзорная труба»

Детям предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной трубы.

(навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его : девочка, колодец, дом, солнце, земля, небо, деревья , двор , дрова, цветы и т. д.)

Игра «Фотографирование»

Воспитатель : - Молодцы, сколько разных объектов увидели, а давайте, чтобы ничего не пропустить и не забыть, схематично зарисуем все предметы, как будто сфотографируем их, я на доске, а вы у себя на листах.

Назовите предметы, которые вы увидели? Где они расположены на картине ?

(Дети называют как можно большее число объектов, изображённых на картине , а я схематично фиксирую их на доске, дети у себя на листах повторяют схему за мной).

Воспитатель : - Ребята, давайте внимательно посмотрим, все ли объекты мы обозначили, на том ли месте мы их изобразили? Проверьте своей подзорной трубой.

Да, молодцы, ничего не пропустили! Были внимательны (быстро перечислить все названное, начиная с главного)

Воспитатель : – Ребята, что мы сейчас делали? (называли объекты на картине ) . Правильно, запомните правило : «Смотрю на картину и называю объекты » .

Ребята, все объекты на картине связаны между собой , давайте подумаем и скажем : Чем или как они связаны? Кто кому друг? Кто кому недруг? - соединяю стрелками два предмета на доске, а дети на своих схемах, затем дают объяснение взаимосвязям объектов.

Молодцы! Все справились с заданием.

А, что мы сейчас делали? (ответы детей) . Правильно, мы говорили о том, как объекты на картине , связаны между собой. А вот второе правило нашей игры : «Один предмет связан с другим, потому что).

Игра «Вхождение в картину »

Воспитатель : -Вам нравится эта картина ? А вы хотели бы войти в эту картину ? (ответы детей) . Тогда, закроем глаза и представим себе, что мы перенеслись в картину .

Откройте глаза, ребята, вот мы и в картине , как ласково светит весеннее солнышко, давайте погреемся под его лучами.

Физминутка

Солнечный мой лучик руки вверх

Прыгни на ладошку ладони вверх

Солнечный мой лучик кружатся

Маленький, как крошка

Прыг на носик, на плечо Руки на нос, на плечи,

Ой, как стало горячо! Прыжки

Прыг на лобик и опять Руки на лоб, на плечи,

На плече давай скакать прыжки

Вот закрыли мы глаза, закрыли глаза

А солнышко играет

Щечки теплым лучиком гладят щечки

Нежно согревает.

Воспитатель : -Молодцы, как хорошо погрелись под лучами весеннего солнца, почувствовали его тепло.

Ребята, мы с вами находимся в картине , а какие звуки вы слышите? (я слышу звуки.

Какие запахи ощущаете? (пахнет блинчиками, чувствую запах летних цветов ….) .

Молодцы, вот сколько звуков мы услышали и какие запахи почувствовали.

А, вот и следующее правило : «Я слышу, как…» , «Здесь пахнет…»

Игра «Живые картинки »

Воспитатель : -Ребята, картина ещё , хочет вам что-то рассказать о себе . Сейчас, я каждому из вас предложу карточку , на которой схематично изображён тот или иной объект с картины . Вы должны определить : кто из вас, кто и найти своё место на картине (каждый ребёнок по схеме определяет, кто он и где ему встать) .

Ребята, давайте мы с вами «нарисуем живую картинку » : «Вокруг себя мы покружились и в картину превратились » .

Молодцы, давайте проверим, все на своих местах? Замечательная картина .

А вот, и следующее правило : «У каждого объекта есть своё место на картине » .

Игра «Превращение в объект на картине »

Воспитатель : -Ребята, а теперь подумайте и расскажите нам каждый о себе : Кто ты или что ты? Что делаешь на картине ? Какое у тебя настроение? С кем ты дружишь на картине ? (Каждый ребёнок выбирает себе объект, изображённый на картине (одушевлённый или неодушевлённый) и рассказывает о себе в рамках выбранного образа).

Молодцы вы так интересно о себе рассказывали . Запомним правило игры : «Я превращаюсь в героя, изображенного на картине , и у меня….»

«Вокруг себя мы покружились и в ребят мы превратились» .

Заключительная часть :

Итог :

Воспитатель : - Молодцы! Вы все сегодня порадовали меня, придумывали, фантазировали, интересно рассказывали об объектах . А всему этому нас научила «волшебная» картина .

А вы хотите, чтобы она ещё погостила у нас? (ответы детей) . Картине тоже очень понравилось с вами играть, и она решила ещё погостить у нас. А в следующий раз для нашей картины , мы постараемся составить большой интересный рассказ .

Рефлексия

Воспитатель : - На нашей волшебной картине есть два персонажа – девочка, которая улыбается и собака, которой грустно. Так вот, ребята, если вы считаете, что занятие проходило весело , возьмите улыбчивый смайлик и прикрепите его рядом с девочкой, а если – грустно было – грустный смайлик прикрепите рядом с собачкой.