Личностные тесты и проективные методики. Современная психодиагностика
Контент страницы
Тема:
ВЫЗОВЫ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ:
РОССИЯ НА ФОНЕ ОБЩЕМИРОВЫХ ТЕНДЕНЦИЙ
Вопросы для обсуждения:
- Цифровая экономика – новый технологический уклад или институциональная новация?
- Возможности и риски цифровой переориентации российской экономики.
- Отечественный и мировой опыт применения цифровых технологий в решении социально-экономических проблем.
- Механизмы и проблемы использования цифровых новаций в образовательном процессе.
Секции:
Секция
1.
Россия на цифровой карте мира (ауд. 212, 1 корпус)
Секция 2.
IT
технологии в цифровой
экономике (ауд. 353, 3 корпус)
Секция 3.
Правовые
основы цифровой экономики (ауд. 247, 1 корпус)
Секция 4.
Цифровая экономика и экономическая безопасность
регионов России (ауд. 221, 3 корпус)
Секция 5. Управленческие технологии в условиях цифровой экономики (ауд. 215, 3 корпус)
Секция 6. Цифровая экономика в новой системе государственного управления (ауд. 75, 1 корпус)
Секция 7. Smart-маркетинг как ответ на вызовы цифровой экономики (ауд. 62, 1 корпус)
Секция 8. Блокчейн в реальной экономике: точки роста (ауд. 131, 2 корпус)
Финансово-экономическая сессия "Актуальный диалог" (Зал попечительского совета, 4 корпус)
Заседание круглых столов
16 февраля (10:00 - 13:00)
Круглые столы:
Круглый стол 1. Мировая экономика: эффекты «оцифровки» (ауд. 333, 3 корпус)
Круглый стол 2. Новая модель экономического развития в условиях технологических сдвигов (ауд. 214, 3 корпус)
Круглый стол 3. Современное состояние и перспективы развития финансово-аналитической науки и практики в цифровом пространстве в России и за рубежом (ауд. 222, 3 корпус)
Круглый стол 4. Финтех инновации: ключевые области оптимизации финансовых услуг (ауд. 329, 3 корпус)
Круглый стол 5. Налогообложение и учет цифровых решений (ауд. 331, 3 корпус)
Круглый стол 6. Управление медицинскими организациями в условиях цифровизации (ауд. 201, 1 корпус)
Круглый стол 7. Проблемы развития добросовестной конкуренции в эпоху цифровой экономики (ауд. 348, 1 корпус)
Круглый стол 8. Механизмы и модели цифровых технологий в развитии приоритетных отраслей (ауд. 247, 1 корпус)
Круглый стол 9. Роль государства в регулировании цифровой экономики: актуальные проблемы и стратегические приоритеты (ауд. 203, 3 корпус, с 14:00 до 17:00)
Круглый стол 10. Механизмы и проблемы использования цифровых новаций в индустрии гостеприимства, туризма и спорта (ауд. 260, 6 корпус)
Круглый стол 11. Развитие торговой отрасли в условиях цифровой экономики (ауд. 261, 6 корпус)
Круглый стол 12. Современные технологии организации торговли (ауд. 265, 6 корпус)
Студенческий круглый стол «Взгляд поколения XXI века на будущее цифровой экономики» (ауд. 221, 3 корпус - экономико-правовые проблемы, ауд.
357, 6 корпус - информационно-математические проблемы
)
Место проведения: РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Москва, Стремянный пер., д. 28, корпус 1, аудитория 251
Начало регистрации: 10:00
Инструкция к применению
Возьмите фломастер или карандаш и заполните двенадцать предложенных на рис. 1Квадратов, повинуясь воле своей фантазии. Не следует долго раздумывать над содержанием, напротив, постарайтесь изобразить то, что спонтанно возникает в вашем сознании при взгляде на пустой квадрат или на квадраты, в которых вам предстоит дорисовать имеющееся изображение. После заполнения квадратов обратитесь к инструкции по интерпретации полученных данных. Внимательно изучив инструкцию, попытайтесь выявить черты вашего характера по рисункам.
Инструкция по интерпретации полученных данных
Рисунок первого квадрата символизирует свое действительное отношение к себе и представление о себе. Значения рисунков:
- улыбающаяся или смешная рожицу, фигурка - хорошее чувство юмора, дипломатичность и миролюбивость натуры;
- гротескная карикатура является признаком неуживчивости, замкнутости;
- солнце означает, что вы часто претендуете на роль лидера;
- цветок – знак женственности и любви к природе;
- глаз означает, что вы обладаете гордым и подозрительным нравом, стремитесь управлять формированием своих взаимоотношений с людьми и сознательно строите свою жизнь.
Рисунок второго квадрата отражает ваше отношение к миру и своему дому. Значения рисунков:
- одинокий домик, символ жилища, изображение расположено в пределах внутреннего квадрата – признак привязанности к семейному очагу, тоски по домашнему теплу:
- изображение расположено за пределами внутреннего квадрата – свидетельство беспокойного характера, обладатель которого не является домоседом;
- изображение включает внутренний квадрат и выходит за его пределы – ваши интересы пропорционально делятся между домом и окружающим миром.
Рисунок третьего квадрата характеризует сформированность честолюбия и целеустремленности. Значения рисунков:
- стрела, летящая в цель, т.е. в мишень – у вас развитое честолюбие и вы способны упорно работать для достижения своей цели;
- дополнение рисунка другими стрелами и линиями – у вас развито честолюбие, но вы не уверены в своих силах или в правильности поставленной цели;
- изображение не похоже на символы стрелы и мишени – возможно, вы неуправляемы и мятежны.
Рисунок четвертого квадрата характеризует общительность и коммуникабельность. Значения рисунков:
- изображено несколько объектов (например, человеческих фигурок) – общительность и наличие большого количества друзей;
- одна проведенная линия означает скрытность, сдержанность и замкнутость;
- изображение предмета правильной геометрической формы (например, кирпича) свидетельствует о склонности к меланхолии и капризам, чудаковатости.
По рисункам пятого квадрата определяем отношение автора рисунков к вопросам пола и половой жизни. Значения рисунков:
- если в рисунке использованы параллельные линии для изображения замкнутого единства , например, фонарного столба, здания и др ., то это означает здоровое отношение к половой жизни и, возможно, регулярную гармоничную половую жизнь;
- дерево с плодами – любовь к детям;
- смещение и искажение рисунка до неузнаваемости, а также незаполненное пространство между двумя линиями – свидетельство застенчивости, излишней скромности в вопросах пола и стыдливости. Автор неохотно занимается вопросами пола, по крайней мере, не любит о них говорить.
- дуга является частью рисунка лица, фигуры человека, снеговика и др . – способность быстро и легко располагать к себе людей;
- дуга игнорируется, например, получается угловатый геометрический узор – трудность в установлении контактов, возможно у автора в отношении с обществом преобладает стремление к доминированию, власти и диктату, ревность.
По изображению в седьмом квадрате можно сделать некоторые выводы о тревожности человека, его самооценке и уверенности в себе. Значения рисунков:
- если рисунок располагается над расположенной посередине волнистой линией , то испытуемый чувствует себя уверенно, комфортно и в безопасности;
- если рисунок располагается под расположенной посередине волнистой линией , это может быть сигналом повышенной тревожности и неуверенности в своих силах;
- утопающий или тонущий предмет – повышенная тревожность и страх перед будущим;
- цепочка или линейный орнамент – сознательность, ответственность и склонность к упорному труду.
Изображение, помещенное в пустой квадрат, означает круг интересов и личностно значимых ценностей автора. Значения рисунков:
- члены семьи (отец, мать, сестра, брат, дети) – привязанность и любовь к семье;
- пейзажи, виды природы – любовь к природе;
- автомашины, красивые дома, интерьеры жилища – стремление к обеспеченной комфортной жизни и т.д.
По рисунку девятого квадрата можно сделать некоторые предположения о способности испытуемого работать в коллективе, о его дисциплинированности и организованности. Значения рисунков:
- симметричный узор или рисунок, полученный дополнением предложенного фрагмента квадратами или другими геометрическими фигурами – дисциплинированность, умение организованно работать в коллективе, зависимость от группового мнения;
- штриховка фрагмента темными линиями, а также несимметричная картинка с кривыми линиями – упрямство, настойчивость, склонность не признавать авторитеты.
Рисунок десятого квадрата отражает степень конформизма автора. Значения рисунков:
- замкнутые круги – испытуемый несамостоятелен в принятии решений, нуждается в помощи и поддержке;
- рисунок с незамкнутыми кругами – независимость и целеустремленность;
- изображение человеческого уха может свидетельствовать о скрытном характере;
- изображение чайной чашки и других предметов домашнего обихода говорят о любви к семье и стремлении к поддержанию семейных традиций, о развитом отцовском и материнском чувстве.
Рисунок одиннадцатого квадрата чаще всего дополняется в соответствии с досуговыми интересами. Значения рисунков:
- изображение настольной игры или ее фрагмента – наличие в характере духа соревновательности, азартности, напористости;
- изгородь или забор могут быть сигналом актуальных проблем и препятствий, которые в данный момент кажутся непреодолимыми;
- символ дома или домашнего обихода – хозяйственность;
- геометрический узор – прилежность, любовь к системности и порядку.
Расположенные в двенадцатом квадрате точки пробуждают у испытуемого фантазию и по рисункам можно судить о степени развитости воображения. Значения рисунков:
Точки являются составной части картинки (цветка, муравья, рыбки, заячьего хвостика, зерна, которое клюют птицы и т.д.) указывают на развитое воображение и образное мышление;
Затушеванные точки и соединенные в круг говорят о логическом мышлении и практическом складе ума.
1.
2.
3.
4.
5.
Вопрос № 27 . Проективные методики исследования личности.
Эти методы основаны на анализе продуктов воображения и фантазии и направлены на раскрытие внутреннего мира личности, мира ее субъективных переживаний, мыслей, установок, ожиданий. Приоритет в использовании термина «проекция» для обозначения особой группы методов принадлежит Л. Франку, выделившему ряд общих признаков у некоторых известных к тому времени и весьма заметно отличающихся друг от друга техник оценки личности. Специфические особенности проективных методик:
♦ относительно неструктурированная задача, допускающая неограниченное разнообразие возможных ответов;
♦ неоднозначные, расплывчатые, неструктурированные стимулы, выполняющие роль своеобразного «экрана», на который испытуемый может проецировать характерные для него личностные черты, проблемы, состояния;
♦ глобальность подхода к оценке личности и, прежде всего, к выявлению ее скрытых, неосознаваемых, завуалированных сторон.
Возникая, как правило, в клинических условиях, проективные методы были и остаются в основном инструментом психолога-клинициста. На их теоретических обоснованиях отразилось влияние психоаналитических концепций и перцептивных теорий личности.
Недостатки.
1. недостаточная объективность проективной техники,
2.несоответствие многих методик требованиям, обычно предъявляемым к психодиагностическому инструментарию.
3. отсутствие или неадекватность нормативных данных, что приводит к трудностям и субъективизму интерпретации индивидуальных результатов, когда психолог вынужден доверяться своему «клиническому опыту».
4. в некоторых проективных методиках отсутствует объективность в определении показателей, часто неудовлетворительными являются коэффициенты гомогенности и ретестовой надежности. Попытки их валидизации страдают методическими недостатками либо из-за плохой контролируемости условий эксперимента, либо из-за необоснованности статистического анализа, либо из-за неверного формирования выборки.
Однако, несмотря на отмеченные недостатки, популярность и статус проективных методик практически не меняются. В первую очередь это объясняется тем, что они, по признанию психодиагностов, в меньшей степени подвержены фальсификации со стороны испытуемого, чем опросники, и потому более пригодны для диагностики личности. Это преимущество проективных методов связано с тем, что их цель обычно замаскирована, и испытуемый не может угадать способы интерпретации диагностических показателей и их связь с теми или иными проявлениями личности; поэтому он не прибегает к маскировке, искажению, защитным реакциям при обследовании.
Проективные методики структурирования.
Методика чернильных пятен Г. Роршаха .
Эта методика является одной из самых популярных. Разработанная швейцарским психиатром Г. Роршахом, она впервые была описана в 1921 г.
В методике Роршаха используются 10 карточек, на каждой из которых отпечатано двухстороннее симметричное пятно. Пять пятен выполнено только в серо-черных тонах, два содержат дополнительные штрихи ярко-красного цвета, а остальные три представляют собой сочетание цветов пастельных тонов. Таблицы предъявляются последовательно с 1 по 10 в стандартном положении, указанном на обороте. Предъявление таблицы 1 сопровождается инструкцией: «Что это такое, на что это может быть похоже?». В дальнейшем инструкция не повторяется. После окончания спонтанных высказываний испытуемого с помощью дополнительных вопросов стимулируют к продолжению ответов. Помимо дословной записи ответов испытуемого по каждой карточке экспериментатор отмечает время ответа, непроизвольные реплики, эмоциональные проявления и другие изменения поведения испытуемого во время сеанса диагностирования. После предъявления всех 10 карточек экспериментатор по определенной системе опрашивает испытуемого относительно частей и особенностей каждого из пятен, по которым возникли ассоциации. Во время опроса испытуемый может также уточнить или дополнить прежние свои ответы.
Интерпретация показателей методики Роршаха опирается на относительное число ответов, попадающих в различные категории, а также на определенные соотношения и взаимосвязи различных категорий. Направления интерпретации не имеют удовлетворительного теоретического обоснования, а целиком определяются эмпирическими соотношениями отдельных показателей с теми или иными свойствами личности. Так, например, трудно объяснить с научных позиций, почему использование в ответах редких деталей свидетельствует о неуверенности, тревожности, а толкование белого фона у экстравертов - о негативизме.
В психологическом заключении по результатам методики Г. Роршаха обычно описываются интеллектуальная и аффективная сферы личности, а также особенности ее межличностных взаимодействий. Психолог-клиницист, составляя его, учитывает и дополнительную информацию, полученную из внешних источников.
Основным фактором, затрудняющим интерпретацию показателей методики Роршаха, является суммарное число ответов, известное как продуктивность ответов. Эмпирически показано, что продуктивность ответов непосредственно связана с возрастом, интеллектуальным уровнем и образованием индивида. Хотя считается, что описываемая методика применима к людям в возрасте от дошкольного до взрослого, нормативные данные изначально были получены, по большей части, в группах взрослых.
Проективные методики интерпретации.
Тематический апперцептивный тест. Б ыла создана еще в 1935 г. К. Морган и Г. Мюрреем . Она применяется в клинической практике для диагностики неврозов и психосоматических расстройств.
Стимульным материалом ТАТ является стандартный набор из 30 таблиц с изображением относительно неопределенных ситуаций, а также таблица - пустой бланк. Каждому испытуемому дается 20 таблиц, которые подбираются психологом заранее с учетом его пола и возраста. Методика предназначена для диагностирования лиц, начиная с возраста 14 лет.
Испытуемого просят составить по картинке рассказ, объяснив, что привело к изображенному событию, что происходит в данный момент, что будет происходить в дальнейшем, о чем думают и что чувствуют персонажи. При предъявлении пустого бланка его просят вообразить какую-либо картину и описать ее, а затем составить по ней рассказ. В процессе диагностирования фиксируется время, затраченное на каждую таблицу, латентное время (от момента предъявления таблицы до начала рассказа), длительные паузы, жесты, мимика, поза, настроение. Ведется запись рассказов и всех речевых высказываний испытуемого.
Диагностика проводится в два сеанса с интервалом между ними в одни сутки. По окончании рассказов следует беседа с испытуемым, в ходе которой психолог, прежде всего, выясняет источники тех или иных сюжетов, причины логических неувязок, речевых ошибок, оговорок, получает дополнительные сведения об испытуемом.
Для анализа результатов ТАТ Г. Мюррей составил перечень и подробные описания 20 потребностей, среди которых доминантность, агрессия, автономия, социальность, достижение, самозащита и др. После нахождения потребностей у героев рассказов психолог должен оценить их в баллах (от 1 до 5) в зависимости от интенсивности, длительности и частоты проявления, значения для развития сюжета.
Завершающий этап обработки заключается в их ранжировании с целью выделения доминирующих потребностей, проявляющихся сильнее и чаще всего на протяжении всего диагностирования (то есть во многих рассказах). По гипотезе Г. Мюррея, испытуемый идентифицирует себя с героями рассказов; поэтому найденные потребности и их иерархия характеризуют его личность.
Каждой потребности соответствует определенное давление, ощущаемое со стороны. Давление рассматривается пусковым механизмом потребности, необходимым для того, чтобы она стала активной доминантой поведения. Их взаимодействие - тема - является базовым объектом психологического анализа, позволяющим описать взаимоотношения индивида со средой.
Тест детской апперцепции , разработанный Л. Беллаком и предназначенный для диагностики детей в возрасте от 3 до 10 лет. На карточках CAT вместо людей изображены животные в антропоморфных ситуациях, так как предполагается, что маленьким детям легче фантазировать с изображением животного, чем человека. Эта методика широко используется в практике детских психологов-консультантов и позволяет выявить основные потребности ребенка и степень их удовлетворения, его взаимоотношения с окружающими людьми, страхи, конфликты, психологические защиты.
Несмотря на то, что практическая ценность ТАТ и сходных методик не подвергается сомнению со стороны клиницистов, психодиагносты продолжают исследования их психометрических параметров.
Методика рисуночной фрустрации Розенцвейга.
Методика «рисуночной фрустрации» Розенцвейга дает меньше простора для фантазии и требует более простых ответов. Созданная С. Розенцвейгом на основе его теории фрустрации и агрессии, эта методика, представляет собой серию условных рисунков, на которых один персонаж произносит какие-то слова и тем самым определенным образом срывает («фрустрирует») намерения и действия другого персонажа или привлекает внимание к фрустрирующей ситуации. На специально отведенном пустом месте стимульной карточке испытуемый пишет, что, по его мнению, ответил бы фрустрированный персонаж.
В соответствии с теорией фрустрации С. Розенцвейга это состояние возникает у человека в тех случаях, когда он по каким-то причинам не может удовлетворить потребность, добиться намеченной цели. Фрустрация называется первичной (депривацией), если удовлетворение потребности невозможно из-за отсутствия ее объекта. Вторичная фрустрация возникает, когда на пути к цели встречается препятствие, мешающее ее достижению.
Методика С. Розенцвейга существует в двух вариантах - для взрослых, начиная с 15 лет, и для детей в возрасте 4-12 лет. Она обладает относительно объективной процедурой оценки результатов и более доступна статистическому анализу, чем большинство проективных методик.
Для формализации словесных ответов испытуемых Розенцвейг предложил использовать выделенные им оценочные категории. По типу реакции, отражающему доминирующее в ответе содержание, различают:
♦ препятственно-доминантные реакции - препятствия, вызывающие фрустрацию, всячески акцентируются независимо от того, расцениваются они как благоприятные, неблагоприятные или незначительные;
♦ самозащитные - активность проявляется в форме порицания кого-либо, отрицания или признания собственной вины, уклонения от упрека и направлена на защиту своего Я;
♦ конструктивно-упорствующие реакции - постоянно направленные на выявление конструктивного решения или выхода из конфликтной ситуации в форме либо требования помощи от других лиц, либо принятия на себя обязанности позитивно разрешить ситуацию, либо в форме уверенности в том, что время и ход событий приведут к ее разрешению.
По направленности реакции оцениваются как:
♦ экстрапунитивные - направленные на живое или неживое окружение, при этом осуждается внешняя причина фрустрации и подчеркивается ее степень, иногда разрешения ситуации требуют от другого лица;
♦ интропунитивные - направленные на самого себя с принятием вины или ответственности за исправление возникшей ситуации; при этом фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению;
♦ импунитивные - направленные на ослабление и преобразование «агрессивной энергии» в нечто незначительное, неизбежное, преодолимое со временем; при этом обвинение окружающих или самого себя отсутствует.
В России эта методика используется в клинической практике для дифференцированной диагностики неврозов, при прогнозировании социально-опасных действий психически больных. Широко применяется она и в практической работе со здоровыми людьми для прогноза поведения в трудных и конфликтных ситуациях, для предсказания эмоциональных реакций при столкновении с проблемами, для выявления трудностей во взаимодействии с людьми, при анализе причин социальной дезадаптации. Адаптация и стандартизация детского варианта были предложены Е. Е. Даниловой. Ею получены нормы для детей в возрасте от 6 до 11 лет.
Проективные методики экспрессии.
Как известно, к ним относятся методики, в которых диагноз личностных свойств ставится с опорой на анализ изобразительной деятельности индивида. Особое внимание в таких техниках уделяется рисованию человеческой фигуры.
«Нарисуй человека» Маховер.
Испытуемый получает карандаш и бумагу с заданием нарисовать человека. После того как он заканчивает рисунок, его просят нарисовать человека противоположного пола. Пока индивид рисует, экспериментатор отмечает его реплики, последовательность, в которой рисуются различные части, и другие подробности процесса рисования. За рисованием может последовать беседа, в которой испытуемого просят придумать рассказ о каждом из нарисованных людей, «как если бы он был персонажем пьесы или романа». Затем испытуемому задается серия вопросов о возрасте, типе образования, профессии, семье и других фактах из жизни изображенных персонажей.
Анализ выполнения методики «Нарисуй человека» в основном носит качественный характер и опирается на изучение некоторых параметров рисунков. Особое внимание обращается на абсолютный и относительный размеры мужской и женской фигур, их расположение на листе бумаги, качество линий, последовательность рисования частей фигур, фронтальный или профильный угол зрения, положение рук, изображение одежды, наличие фона, линии основания. Учитываются такие детали рисунков, как отсутствие различных частей тела, диспропорция, штриховка, количество деталей, исправления и другие особенности стиля.
К классу графических проективных методик относятся также методики, получившие большое распространение: «Рисунок семьи» (В. Вульф и др.), «Дом, дерево, человек» (Дж. Бук), тест «Дерево» (К. Кох), «Автопортрет» (Р. Берне) и многие другие.
При анализе методик этого класса исследователи исходят из предположения о том, что в рисунке человек непосредственно выражает особенности собственной личности, которые поддаются интерпретации с помощью системы эмпирически выверенных критериев.
Для методики «Дом, дерево, человек» были выделены 8 характеристик, которые можно оценить с ее помощью. Это незащищенность, тревожность, недоверие к себе, чувство неполноценности, враждебность, конфликтность, трудности в общении и депрессивность. Для методики «Кинетический рисунок семьи» их 5: благоприятная семейная ситуация, тревожность, конфликтность в семье, чувство неполноценности и враждебность в семейной ситуации.
Обработка результатов испытуемого заключается в подсчете суммы баллов всех показателей рисунков по каждой характеристике. Представив полученные суммы в процентах, можно сравнивать выраженность разных характеристик, выявлять доминирующие.
Описанная схема анализа результатов графических методик снижает степень субъективизма в их интерпретации. Будучи дополненной информацией, полученной в ходе беседы с испытуемым, она позволяет даже начинающему психодиагносту давать достаточно достоверные заключения относительно личностных особенностей испытуемого.
Приведенные здесь проективные методы - это тесты в картинках , которые включая тестируемого в изобразительный процесс, помогают узнать о характере человека, его отношения с окружающим миром, способностях, личностных и деловых качествах и т. д.
Тесты в рисунках - не только возможность узнать о себе что-то новое и интересно провести время, но и способ хорошо отдохнуть, развеяться, избавиться от негативных переживаний.
Два небольших проективных теста в картинках приоткроют завесу будущего и ответят на вопрос, каким будет ваш жизненный путь, если придерживаться существующего на сей момент стиля жизни.
1. Проективная методика “Ваша дорога жизни”
2. Проективный методика “Хозяин своей судьбы”
Проективные тесты (тесты в картинках) "Ваша дорога жизни" и "Хозяин своей судьбы ”:
Проективный тест “Ваша дорога жизни”.
Инструкция.
Вы видите перед собой изображение поверхности некоего материка. Обратите внимание на реки, островки, леса. Здесь есть и болото, и даже возвышенности. Ваша задача - проложить дорогу через весь материк, это во-первых. А во-вторых, вам нужно будет дать название всем рекам, лесам, островкам, мысам и заливам. Придайте карте завершенный вид.
Стимульный материал .
Ключ к тесту, интерпретация.
Первым делом обратите внимание на те названия, которые вы дали островкам, лесам, рекам и всему тому, что изображено на карте.
- Если вы выбрали красивые названия (мыс вечной надежды, остров плачущих небес и т.д.), то это говорит о вашем желании наполнить свою жизнь смыслом, найти свое место, понять свое предназначение. Вы не представляете себе жизни без надежды, без веры в светлое завтра. Вы в некотором роде идеалист, однако с течением времени ваши идеи откорректируются и примут вполне реальный вид.
- Если вы дали всем рекам и островам реально существующие названия (река Амударья, остров Сахалин и т. д.), то это говорит о вашей осторожности и готовности идти в жизни путем, который укажут другие. Вы живете так, словно выполняете чей-то завет: идете по стопам родителей, претворяете в жизнь какую-то глобальную идею или следуете совету старшего товарища. Все это похвально, но вспомните о том, что это все же ваша жизнь, а не чья-либо еще.
- Если ваша дорога проходит по самому краю материка, старательно огибая все препятствия, то это говорит о том, что вы оптимист, верите в свою удачу и не хотите даже думать о возможных препятствиях. И чаще всего препятствия отвечают вам взаимностью:)
- Если ваша дорога идет вдоль рек, то это значит, что вы жизнерадостны, ваша жизнь полна интересных приключений, вы верите в то, что у вас впереди очень много необыкновенных событий. Даже если с вами уже случалось что-то неприятное, то вы стараетесь не зацикливаться на своих бедах. В любом случае, в вашей жизни все обязательно образуется и все будет хорошо.
- Если ваша дорога проходит насквозь весь материк, не огибая опасные и труднопроходимые места, то это говорит о вашей силе, целеустремленности и решительности, вы никогда не спасуете перед опасностью, не побежите от нее. Это не значит, что вам не хотелось бы легкой дороги и приятного пути, но вы по натуре боец, вы не можете допустить и мысли о возможном отступлении. Если у вас есть конкретная цель, то никто и ничто не сможет вам помешать идти к ней.
Проективный тест “Хозяин своей судьбы”.
Инструкция.
Внимательно посмотрите на этот рисунок. Перед вами часть комнаты, и вам придется взять на себя роль дизайнера, а также художника-оформителя, маляра, штукатура и т. д. Ваша задача - придать этой комнате жилой вид. Также позаботьтесь об обоях!
Стимульный материал .
Ключ к тесту, интерпретация.
Для начала посмотрите на дверь и окно. На этом рисунке они изображены с явным нарушением перспективы. Очень показательный момент: если вы попытались выровнять окно и дверь, то это говорит о вашем стремлении контролировать все, что происходит в вашей жизни. Вы любите быть в курсе всех событий, вам это необходимо для того, чтобы чувствовать себя счастливым. Вы предпочитаете сами все проверить.
- Если же вы оставили дверь и окно без изменений, то это означает, что вы принимаете жизнь такой, какая она есть. Вы терпеливо, не жалуясь на судьбу, куете свое счастье.
- Если вы нарисовали на стене еще одно окно, то это говорит о вашей повышенной потребности в общении, вы не можете жить вне общества. Если это окно занимает больше половины стены, то для вас важно, что подумают другие.
- Если вы украсили пол ковром или тщательно вырисовали на нем паркет или линолеум, то это говорит о вашем ярко выраженном стремлении к независимости. Вы цените во всем основательность и разумность, вы твердо стоите на земле.
- Если вы нарисовали в комнате дополнительные предметы (мебель, посуду), то это значит, что вы сами творите свою судьбу. Вы верите в счастливый случай и предопределенность, однако понимаете, что под лежачий камень вода не течет. Ваш жизненный принцип - закидывать удочки во все стороны, чтобы увеличить вероятность клева.
- Особое внимание следует уделить обоям или их отсутствию. Если вы закрасили стены сплошным цветом, то это говорит о том, что вам надо уделять больше внимания благоприятным возможностям, которые появляются в поле вашего зрения. А они появляются, не сомневайтесь!
- Если вы старательно покрыли стены обоями с мелким рисунком, то это значит, что вы аккуратны, пунктуальны, ответственны. Крупный рисунок на обоях говорит о том, что вы настоящий бунтарь, не согласны мириться с тем что есть, и обязательно найдете (или уже нашли) свой путь. Ваша настойчивость и упорство приведут вас к успеху.