Биографии Характеристики Анализ

Значение развития у дошкольников представлений о форме и геометрических фигурах. Тема: Формирование представлений о геометрических фигурах у детей

Конспект занятия
Тема: «Обобщение знаний о геометрических фигурах»
Описание материала: Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений по теме «Обобщение знаний о геометрических фигурах». Он будет полезен педагогам, работающим со старшими дошкольниками. Конспект занятия направлен на то, чтобы в игровой форме обобщить имеющиеся знания старшего дошкольника о геометрических фигурах и их свойствах. Образовательная область: познание.Вид непосредственной образовательной деятельности: формирование элементарных математических представлений.Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».Аудитория: конспект занятия рассчитан педагогов, работающих со старшими дошкольниками, а также для родителей старших дошкольников, детей 5 -7 лет.Цель: обобщение полученных ранее знаний о геометрических фигурах и их свойствах.Задачи: обучать умению находить геометрические фигуры в окружающем пространстве; зрительному распознаванию и преобразованию геометрических фигур, воссозданию их по представлению, описанию. способствовать развитию пространственных представлений, образного и логического мышления, творческого воображения; воспитывать у детей интерес к геометрии, навыки работы в группах.Методические приемы:Словесные: объяснение, напоминание, уточнение, оценка деятельности детей, указание, беседа, художественное слово, вопросы.Наглядные: показ картинок с геометрическими фигурами.Практические: раскрашивание рисунков, выделение и подсчет фигур, конструирование предметов по заранее подготовленным эскизам и шаблонам, работа с сигнальными карточками, физ. минутка, пальчиковая гимнастика.Игровые: создание игровой ситуации.Проблемные: помочь Маше и Медведю сложить картинку, добраться до дома.Интеграция областей:познание: (совершенствовать счетные навыки детей, упражнять в счете в пределах 10, учить конструировать предметы из геометрических фигур, учить узнавать геометрические фигуры в окружающих предметах);здоровье: закрепить с детьми полученные знания в проведении комплекса игр, динамических паузах, практических упражнениях; способствовать повышению общей работоспособности детей, снятию психического напряжения, легкому переключению с одного вида деятельности на другой;социализация: побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию, развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность;коммуникация: осваивать элементарные навыки речевого этикета;художественная литература: чтение стихов и загадок о геометрических фигурах;художественное творчество: рисование котят с использованием геометрических фигур, раскрашивание раскрасок цветными карандашами.Оборудование: для педагога – компьютер, проектор, мультимедийная доска, картинки геометрических фигур, наглядные пособия с фигурами, картинки со сказочными героями; для детей – раскраски, цветные карандаши, набор геометрических фигур-шаблонов, карточки с цифрами.Непосредственная образовательная деятельность.
1. Орг. момент.- Ребята, к нам сегодня на занятие пришли сказочные герои Маша и Медведь.

Они пришли не с пустыми руками, а приготовили для нас задания и вопросы, на которые мы должны с вами найти правильные ответы. Если мы будем правильно отвечать, то заработаем призы от наших героев.1) Загадка: Брат мой маленький, Сережа,Математик и чертежник -На столе у бабы ШурыЧертит всякие... (фигуры)- Наше занятие посвящено геометрическим фигурам. Давайте с вами вспомним, какие геометрические фигуры мы знаем (учитель показывает рисунки фигур и читает стихотворение).

Он давно знакомый мой,Каждый угол в нем прямой,Все четыре стороны одинаковой длины,Вам представиться я рад, а зовут меня… (квадрат!)

Растянули мы квадратИ представили на взгляд,На кого он стал похожимИли с чем-то очень схожим?Не кирпич, не треугольник -Стал квадрат… (прямоугольник).

Три вершины тут видны,Три угла, три стороны, -Ну, пожалуй, и довольно! -Что ты видишь? - ...(треугольник)

Прикатилось колесо,Ведь похожее оно,Как наглядная натураЛишь на круглую фигуру.Догадался, милый друг?Ну, конечно, это … (круг).

Долька арбузная – это полукруг,Половина круга, часть его, кусочек.Знание о формах очень важно, друг.Не зря оно находится среди этих строчек!Если взял бы я окружность,С двух сторон немного сжал, Отвечайте дети дружно -Получился бы...(овал)

Треугольник подпилилиИ фигуру получили:Два тупых угла внутриИ два острых – посмотри. Не квадрат, не треугольник,А похож на многоугольник (трапеция).

Чуть приплюснутый квадратПриглашает опознать:Острый угол и тупойВечно связаны судьбой.Догадались дело в чем?Как фигуру назовем? (ромб).

Шесть тупых углов внутриНа фигуре рассмотриИ представь, что из квадратаПолучили его брата.Слишком много здесь углов,Ты назвать его готов? (шестиугольник)

Вновь беремся мы за дело,Изучаем снова тело:Может мячиком он статьИ немного полетать.Очень круглый, не овал.Догадались? Это… (шар).

Как его нам не вертетьРавных граней ровно шесть.С ним в лото сыграть мы сможем,Только будем осторожны:Он не ласков и не грубПотому что это… (куб).

Сверху крышка, снизу дно.Два кружка соединилиИ фигуру получили.Как же тело называть?Надо быстро отгадать (цилиндр).

Вот колпак на голове – Это клоун на траве.Но колпак не пирамидаЭто сразу, братцы, видно:Круг в основе колпака.Как же звать его тогда? (конус).

Египтяне их сложилиИ так ловко смастерили,Что стоят они веками.Догадайтесь, дети, самиЧто же это за тела,Где вершина всем видна?Догадались? Из-за видаВсем известна… (пирамида).

Это, вроде бы, ведро,Но совсем другое дно:Не кружок, а треугольникИли даже шестиугольник.Очень тело уж капризно,Потому что это… (призма).2) Логические задачи:

Назовите фигуры. Какая из них лишняя? Почему? Назовите цвет каждой фигуры.

Что общего у этих фигур? Чем они отличаются? Найдите две одинаковые фигуры. Какие признаки треугольников вы знаете?

Как называются фигуры? Что у них общего? Какая фигура лишняя и почему? Какая по счету из фигур самая большая? А какая самая маленькая? 2. Физкультминутка (выполняется по рисунку на доске)

Сколько точек в этом круге, Столько раз поднимем руки. Сколько палочек до точки, Столько встанем на носочки.Сколько ёлочек зелёных,Столько сделаем наклонов.Сколько здесь у нас кружков,Столько сделаем прыжков.3. Игра «Сложи картинку».- Маша и медведь предлагают сложить картинки из геометрических фигур по готовым карточкам. Для этого мы разделимся на две группы. Каждая группа будет складывать свою картинку. Но сначала внимательно рассмотрим карточки. Назовите геометрические фигуры, из которых сложены картинки. Сколько всего фигур? Какого цвета фигуры? Сначала нужно сложить картинку, глядя на карточку, а затем по памяти.

4. Загадки от Маши и Медведя.На фигуру посмотриИ в альбоме начерти Три угла. Три стороныМеж собой соедини.Получился не угольник,А красивый… (треугольник).Я фигура – хоть куда,Очень ровная всегда,Все углы во мне равныИ четыре стороны.Кубик – мой любимый брат,Потому что я…. (квадрат).Он похожий на яйцоИли на твое лицо.Вот такая есть окружность - Очень странная наружность:Круг приплюснутым стал.Получился вдруг…. (овал).Как тарелка, как венок,Как веселый колобок,Как колеса, как колечки,Как пирог из теплой печки! (круг)Чуть приплюснутый квадратПриглашает опознать:Острый угол и тупойВечно связаны судьбой.Догадались дело в чем?Как фигуру назовем? (ромб).Эта фигура брат нашему квадратуНо у него только по две стороны равны,А углы все одинаковы…(прямоугольник)

Это месяц в облакахИ пол - яблока в руках.Если круг разломишь вдруг,То получишь …(полукруг).5. Пальчиковая игра «Котята» (автор: Пахомова Е.В.)(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол)У кошечки нашей есть десять котят,(Покачиваем руками, не разъединяя их).Сейчас все котята по парам стоят:Два толстых, два ловких,Два длинных, два хитрых,Два маленьких самыхИ самых красивых.(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга от большого к мизинцу).

Сравните котят. Чем они похожи и чем отличаются?- Сосчитайте, сколько треугольников на рисунке?- А сколько кружков?- Попробуйте нарисовать своих котят. Можно использовать другие фигуры.6. Практическая работа «Геометрическая раскраска».

Маша и Медведь просят вас раскрасить цветными карандашами картинку и сосчитать, сколько геометрических фигур вы нашли.- Сколько кружков?- Сколько треугольников?- Сколько квадратов?- Сколько прямоугольников?7. Проверка знаний.- Дети, Маше и Медведю очень понравилось, как вы сегодня работали на занятии. Они для вас приготовили сюрприз. А сейчас им нужно отправляться в обратный путь. Но наши герои забыли дорогу. Давайте им поможем добраться до дома. А поможет нам в этом карта, на которой объекты изображены геометрическими фигурами.- Как нам пройти через реку? (по мостику или на лодке)- Какие мы увидели геометрические фигуры? (полукруг, трапеция)- В виде какой фигуры изображена тропинка в лесу? (кривая линия)- На пути нам встретилось озеро, какой фигурой оно изображено? (овал)- Вокруг озера тропинка ведёт мимо цветочной поляны? Какой фигурой она изображена? (кругом)- Вот мы и пришли к домику Медведя. Какой фигурой изображён забор у дома? (ломаная линия)- Из каких фигур построен домик Медведя? (прямоугольники, треугольник, круги). Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием!

8. Итог занятия, рефлексия.- Наше занятие подошло к концу. Давайте с вами вспомним, чем мы сегодня занимались? Что для вас было трудно? Что больше всего понравилось? Что не понравилось?- Оцените себя. Если вам понравилось занятие и вы довольны своей работой, поднимите зеленый кружок. Если не понравилось и вы чем-то не довольны, поднимите желтый кружок.- Маша и Медведь благодарны вам за помощь. Они приготовили для вас сладкий приз (конфеты, фрукты).

На протяжении детства ребенок все более точно начинает оценивать цвет и форму окружающих объектов, их вес, величину, температуру, свойства поверхности и др. Он учится ориентироваться в пространстве и времени, в последовательности событий. Играя, рисуя, конструируя, выкладывая мозаику, делая аппликации, ребенок незаметно для себя усваивает сенсорные эталоны - представления об основных разновидностях свойств и отношений, которые возникли в ходе исторического развития человечества и используются людьми в качестве образцов, мерок.

Первые представления о форме, размерах и взаимном положении предметов в пространстве, дети накапливают в процессе игр и практической деятельности они манипулируют предметами, рассматривают, ощупывают их, рисуют, лепят, конструируют и постепенно вычленяют среди других свойств их форму. К 6 - 7 годам многие дошкольники правильно показывают предметы, имеющие форму шара, куба, круга, квадрата, треугольника, прямоугольника. Однако уровень обобщения этих понятий ещё невысок: дети могут не узнавать знакомую им форму предмета, если сам предмет не встречался в их опыте. Ребёнка приводят в замешательство непривычные соотношения сторон или углов фигур: иное, чем всегда, расположение на плоскости и даже очень большие или очень маленькие размеры фигур. Название фигур дети, часто смешивают или заменяют названиями предметов.

Основой формирования у детей представлений о геометрических фигурах является способность их к восприятию формы. Эта способность позволяет ребенку узнавать, различать и изображать различные геометрические фигуры: точку, прямую, кривую, ломаную, отрезок, угол, многоугольник, квадрат, прямоугольник и т.д. Для этого достаточно показать ему ту или иную геометрическую фигуру и назвать ее соответствующим термином. Например: отрезки, квадраты, прямоугольники, круги. Восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы видеть, узнавать формы, наряду с другими его признаками, но уметь, абстрагируя форму от вещи, видеть ее и в других вещах. Представлению формы предметов и ее обобщению способствует знание детьми эталонов - геометрических фигур. Поэтому задачей педагога является формирование у ребенка умений узнавать в соответствии с эталоном (той или иной геометрической фигурой) форму разных предметов, уметь, абстрагируя форму от вещи, видеть ее и в других предметах, проводить интеллектуальную переработку, выделение в предмете наиболее существенных признаков.

Уже на втором году жизни дети свободно выбирают фигуру по образцу из таких пар: квадрат и полукруг, прямоугольник и треугольник. Но различать прямоугольник и квадрат, квадрат и треугольник дети могут лишь после 2,5 лет. Отбор же по образцу фигур более сложной формы доступен примерно на рубеже 4-5 лет, а воспроизведение сложной фигуры осуществляют отдельные дети пятого и шестого года жизни.

Совместная работа всех анализаторов способствует более точному восприятию формы предметов. Чтобы лучше познать предмет, дети стремятся коснуться его рукой, взять в руки, повернуть; причем рассматривание и ощупывание различны в зависимости от формы и конструкции познаваемого объекта. Поэтому основную роль в восприятии предмета и определении его формы имеет обследование, осуществляемое одновременно зрительным и двигательно-осязательным анализаторами с последующим обозначением словом.

В перцептивной деятельности детей осязательно-двигательные и зрительные приемы постепенно становятся основным способом распознавания формы. Обследование фигур не только обеспечивает целостное их восприятие, но и позволяет ощутить их особенности (характер, направления линий и их сочетания, образующиеся углы и вершины), ребенок учится чувственно выделять в любой фигуре образ в целом и его части. Это дает возможность в дальнейшем сосредоточить внимание ребенка на осмысленном анализе фигуры, сознательно выделяя в ней структурные элементы (стороны, углы, вершины). Дети уже осознанно начинают понимать и такие свойства, как устойчивость, неустойчивость и др., понимать, как образуются вершины, углы и т.д. Сопоставляя объемные и плоские фигуры, дети находят уже общность между ними ("У куба есть квадраты", "У бруса - прямоугольники, у цилиндра - круги" и т.д.).

Сравнение фигуры с формой того или иного предмета помогает детям понять, что с геометрическими фигурами можно сравнивать разные предметы или их части. Так, постепенно геометрическая фигура становится эталоном определения формы предметов.

"Геометрическое мышление" вполне возможно развить еще в дошкольном возрасте. В развитии "геометрических знаний" у детей прослеживается несколько различных уровней.

Первый уровень характеризуется тем, что фигура воспринимается детьми как целое, ребенок еще не умеет выделять в ней отдельные элементы, не замечает сходства и различия между фигурами, каждую из них воспринимает обособленно.

На втором уровне ребенок уже выделяет элементы в фигуре и устанавливает отношения как между ними, так и между отдельными фигурами, однако еще не осознает общности между фигурами.

На третьем уровне ребенок в состоянии устанавливать связи между свойствами и структурой фигур, связи между самими свойствами. Переход от одного уровня к другому не является самопроизвольным, идущим параллельно биологическому развитию человека и зависящим от возраста. Он протекает под влиянием целенаправленного обучения, которое содействует ускорению перехода к более высокому уровню. Отсутствие же обучения тормозит развитие. Обучение поэтому следует организовывать так, чтобы в связи с усвоением знаний о геометрических фигурах у детей развивалось и элементарное геометрическое мышление.

Познание геометрических фигур, их свойств и отношений расширяет кругозор детей, позволяет им более точно и разносторонне воспринимать форму окружающих предметов, что положительно отражается на их продуктивной деятельности (например, рисовании, лепке).

Полезно применять и такой прием: детям раздаются карточки с контурным изображением фигур разного размера и формулируется задание подобрать соответствующие фигуры по форме и размеру и наложить их на контурное изображение. Равными фигурами будут те, у которых все точки совпадут по контуру.

Важной задачей является обучение детей сравнению формы предметов с геометрическими фигурами как эталонами предметной формы. У ребенка необходимо развивать умение видеть, какой геометрической фигуры или какому их сочетанию соответствует форма того или иного предмета. Это способствует более полному, целенаправленному распознаванию предметов окружающего мира и воспроизведению их в рисунке, лепке, аппликации. Хорошо усвоив геометрические фигуры, ребенок всегда успешно справляется с обследованием предметов, выделяя в каждом из них общую, основную форму и форму деталей.

Работа по сопоставлению формы предметов с геометрическими эталонами проходит в два этапа.

На первом этапе нужно научить детей на основе непосредственного сопоставления предметов с геометрической фигурой давать словесное определение формы предметов.

Таким образом, удается отделить модели геометрических фигур от реальных предметов и придать им значение образцов. Для игр и упражнений подбираются предметы с четко выраженной основной формой без каких-либо деталей (блюдце, обруч, тарелка - круглые; платок, лист бумаги, коробка - квадратные и т.п.). На последующих занятиях могут быть использованы картинки, изображающие предметы определенной формы. Занятия следует проводить в форме дидактических игр или игровых упражнений: "Подбери по форме", "На что похоже?", "Найди предмет такой же формы", "Магазин" и т.п. Далее выбирают предметы указанной формы (из 4-5 штук), группируют их и обобщают по единому признаку формы (все круглые, все квадратные и т.д.). Постепенно детей учат более точному различению: круглые и шаровидные, похожие на квадрат и куб и т.п. Позднее им предлагают найти предметы указанной формы в групповой комнате. При этом дается лишь название формы предметов: "Посмотрите, есть ли на полке предметы, похожие на круг" и т.п. Хорошо провести игры "Путешествие по групповой комнате", "Найдите, что спрятано".

При сопоставлении предметов с геометрическими фигурами нужно использовать приемы осязательно-двигательного обследования предметов. Можно проверить знания детьми особенностей геометрических фигур, задать с этой целью такие вопросы: "Почему вы думаете, что тарелка круглая, а платок квадратный?", "Почему вы положили эти предметы на полку, где стоит цилиндр?" (игра "Магазин") и т.п. Дети описывают форму предметов, выделяя основные признаки геометрической фигуры. В этих упражнениях можно подвести детей к логической операции - классификации предметов.

На втором этапе детей учат определять не только основную форму предметов, но и форму деталей (домик, машина, снеговик, петрушка и т.д.). Игровые упражнения проводят с целью обучения детей зрительно расчленять предметы на части определенной формы и воссоздавать предмет из частей. Такие упражнения с разрезными картинками, кубиками, мозаикой лучше проводить вне занятия.

Упражнения на распознавание геометрических фигур, а также на определение формы разных предметов можно проводить вне занятий как небольшими группами, так и индивидуально, используя игры "Домино", "Геометрическое лото" и др.

Следующая задача -- научить детей составлять плоские геометрические фигуры путем преобразования разных фигур. Например, из двух треугольников сложить квадрат, а из других треугольников - прямоугольник. Затем из двух-трех квадратов, сгибая их разными способами, получать новые фигуры (треугольники, прямоугольники, маленькие квадраты).

Эти задания целесообразно связывать с упражнениями по делению фигур на части. Например, детям даются большие круг, квадрат, прямоугольник, которые делятся на две и четыре части. Все фигуры с одной стороны окрашены в одинаковый цвет, а с другой - каждая фигура имеет свой цвет. Такой набор дается каждому ребенку. Вначале дети смешивают части всех трех фигур, каждая из которых разделена пополам, сортируют их по цвету и в соответствии с образцом составляют целое. Далее вновь смешивают части и дополняют их элементами тех же фигур, разделенных на четыре части, снова сортируют и снова составляют целые фигуры. Затем все фигуры и их части поворачивают другой стороной, имеющей одинаковый цвет, и из смешанного множества разных частей выбирают те, что нужны для составления круга, квадрата, прямоугольника. Последняя задача является более сложной для детей, так как все части одноцветны и приходится делать выбор только по форме и размеру.

Можно и дальше усложнять задание. Разделив по-разному на две и четыре части квадрат и прямоугольник, например квадрат - на два прямоугольника и два треугольника или на четыре прямоугольника и четыре треугольника (по диагонали), а прямоугольник - на два прямоугольника и два треугольника или на четыре прямоугольника, а из них два маленьких прямоугольника - на четыре треугольника. Количество частей увеличивается, и это усложняет задание.

Очень важно упражнять детей в комбинировании геометрических фигур, в составлении разных композиций из одних и тех же фигур. Это приучает их всматриваться в форму различных частей любого предмета, читать технический рисунок при конструировании. Из геометрических фигур могут составляться изображения предметов.

Вариантами конструктивных заданий будет построение фигур из палочек и преобразование одной фигуры в другую путем удаления нескольких палочек:

  • -сложить два квадрата из семи палочек;
  • -сложить три треугольника из семи палочек;
  • -сложить прямоугольник из шести палочек;
  • -из пяти палочек сложить два разных треугольника;
  • -из девяти палочек составить четыре равных треугольника;
  • -из десяти палочек составить три равных квадрата;
  • -можно ли из одной палочки на столе построить треугольник?
  • -можно ли из двух палочек построить на столе квадрат?

Эти упражнения способствуют развитию сообразительности, памяти, мышления детей.

Подготовительная к школе группа. Знания о геометрических фигурах в подготовительной группе расширяются, углубляются и систематизируются.

Одна из задач подготовительной к школе группы - познакомить детей с многоугольником, его признаками: вершины, стороны, углы. Решение этой задачи позволит подвести детей к обобщению: все фигуры, имеющие по три и более угла, вершины, стороны, относятся к группе многоугольников.

Детям показывают модель круга и новую фигуру - пятиугольник. Предлагают сравнить их и выяснить, чем отличаются эти фигуры. Фигура справа отличается от круга тем, что имеет углы, много углов. Детям предлагается прокатить круг и попытаться прокатить многоугольник. Он не катится по столу. Этому мешают углы. Считают углы, стороны, вершины и устанавливают, почему эта фигура называется многоугольником. Затем демонстрируется плакат, на котором изображены различные многоугольники. У отдельных фигур определяются характерные для них признаки. У всех фигур много сторон, вершин, углов. Как можно назвать все эти фигуры одним словом? И если дети не догадываются, воспитатель помогает им.

Для уточнения знаний о многоугольнике могут быть даны задания по зарисовке фигур на бумаге в клетку. Затем можно показать разные способы преобразования фигур: обрезать или отогнуть углы у квадрата и получится восьмиугольник. Накладывая два квадрата друг на друга, можно получить восьмиконечную звезду.

Упражнения детей с геометрическими фигурами, как и в предыдущей группе, состоят в опознавании их по цвету, размерам в - разном пространственном положении. Дети считают вершины, углы и стороны, упорядочивают фигуры по их размерам, группируют по форме, цвету и размеру. Они должны не только различать, но и изображать эти фигуры, зная их свойства и особенности. Например, воспитатель предлагает детям нарисовать на бумаге в клетку два квадрата: у одного квадрата длина сторон должна быть равна четырем клеткам, а у другого - на две клетки больше.

После зарисовки этих фигур детям предлагается разделить квадраты пополам, причем в одном квадрате соединить отрезком две противолежащие стороны, а в другом квадрате соединить две противолежащие вершины; рассказать, на сколько частей разделили квадрат и какие фигуры получились, назвать каждую из них. В таком задании одновременно сочетаются счет и измерение условными мерками (длиной стороны клеточки), воспроизводятся фигуры разных размеров на основе знания их свойств, опознаются и называются фигуры после деления квадрата на части (целое и части).

Согласно программе в подготовительной группе следует продолжать учить детей преобразованию фигур.

Эта работа способствует:

  • - познанию фигур и их признаков
  • - развивает конструктивное и геометрическое мышление.

Приемы этой работы многообразны:

  • - одни из них направлены на знакомство с новыми фигурами при их делении на части,
  • - другие - на создание новых фигур при их объединении.

Детям предлагают сложить квадрат пополам двумя способами: совмещая противолежащие стороны или противолежащие углы - и сказать, какие фигуры получились после сгибаний (два прямоугольника или два треугольника).

Можно предложить узнать, какие получились фигуры, когда прямоугольник разделили на части, и сколько теперь всего фигур (один прямоугольник, а в нем три треугольника). Особый интерес для детей представляют занимательные упражнения на преобразование фигур.

Таким образом, для развития у ребенка представлений формы надо освоить ряд практических действий, которые помогают ему воспринимать форму независимо от положения фигуры в пространстве, от цвета и величины.

Это такие практические действия, как: наложение фигур, прикладывание, переворачивание, сопоставление элементов фигур, обведение пальцем контура, ощупывание, рисование.

После освоения практических действий ребенок может узнать любую фигуру, выполняя эти же действия в уме. За весь дошкольный период ребенок осваивает шесть основных форм: треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник и трапеция. Можно обследовать предмет более подробно, не только общую форму, но и ее отличительные детали (углы, длину сторон), наклон фигуры.

Знакомство с формой предмета, геометрическими фигурами, пространственными ориентирами начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве, тогда как долго может не испытывать, например, потребности в счете. Поэтому первостепенное значение имеют те знания, к усвоению которых ребенок наиболее предрасположен.

Форма, так же как и другие математические понятия, является важным свойством окружающих предметов; она получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Другими словами, геометрические фигуры - это эталоны, при помощи которых можно определить форму предметов или их частей. Знакомство детей с геометрическими фигурами следует рассматривать в двух направлениях: сенсорное восприятие форм геометрических фигур и развитие элементарных математических представлений, элементарного геометрического мышления. Направления эти различны. Ознакомление с геометрическими фигурами в плане сенсорной культуры отличается от их изучения при формировании начальных математических представлений. Однако без чувственного восприятия формы невозможен переход к ее логическому осознанию.

Аналитическое восприятие геометрических фигур развивает у детей способность более точно воспринимать форму окружающих предметов и воспроизводить предметы при занятиях рисованием, лепкой, аппликацией.

Анализируя разные качества структурных элементов геометрических фигур, дети усваивают то общее, что объединяет фигуры. Ребята узнают, что:

  • - одни фигуры оказываются в соподчиненном отношении к другим;
  • -понятие четырехугольника является обобщением таких понятий, как "квадрат", "ромб", "прямоугольник", "трапеция" и др.;
  • -в понятие "многоугольник" входят все треугольники, четырехугольники, пятиугольники, шестиугольники независимо от их размера и вида.

Подобные взаимосвязи и обобщения, вполне доступные детям, поднимают их умственное развитие на новый уровень. У детей развивается познавательная деятельность, формируются новые интересы развиваются внимание, наблюдательность, речь и мышление и его компоненты (анализ, синтез, обобщение и конкретизация в их единстве). Все это готовит детей к усвоению научных понятий в школе.

Связь количественных представлений с представлениями геометрических фигур создает основу для общематематического развития детей.

Список литературы

  • 1. Аргинская И.И. "Математика, математические игры". - Самара: Федоров, 2005
  • 2. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. "Математика для дошкольников". - М. Просвещение,1992
  • 3. Метлина Л.С., "Математика в детском саду", пособие для воспитателя детского сада, - М., 1984
  • 4. Сербина Е.В. "Математика для малышей". - М., Просвещение, 1992
  • 5. Тарунтаева Т.В. "Развитие элементарных математических представлений дошкольников". - М.: Просвещение 1980
  • 6. Под ред. А.А. Столяра. "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников". - М., Просвещение, 1988

Математика. 3 класс.
Программа: «Школа 2100»
Тема: «Карнавал геометрических фигур»
(Закрепление знаний о геометрических фигурах)
Цель: Обобщение и закрепление знаний о геометрических фигурах средствами ИКТ
Задачи урока:
Обобщить знания учащихся о многоугольниках и их двух группах: треугольниках и четырёхугольниках;
Учить зрительному анализу с помощью логических задач;
Развивать практические навыки выполнения построения квадрата и треугольников;
Развивать смекалку и находчивость;
Воспитывать трудолюбие, ответственность, дружелюбие друг к другу, интерес к предмету.
Ход урока.
Организационный момент.
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Куда мы с вами попадём –
Узнаете вы скоро
В стране далёкой мы найдём
Помощников весёлых.
Ребята, в удивительной стране Геометрии есть старый замок, вот именно туда приглашает нас король Точка и его дочь принцесса Прямая.
(Идёт демонстрация речи учителя через слайдовую презентацию: старый замок в стране Геометрии, король Точка и его дочь принцесса Прямая.)
Замок находится очень далеко: за рекой Прямой, за Многоугольными лесами, за Треугольными горами, на берегу Круглого озера. А вот какие события нас ожидают там, мы узнаем, отгадав кроссворд короля.

Актуализация знаний.
В пути мы будем пользоваться планом путешествия.
(План изображен на слайде, а остановки представлены интерактивными кнопками).
Кроссвордная
Карнавальная
Отдыхай-ка
Практическая
Займите места за компьютером. Познакомьтесь с заданием.
Разгадайте кроссворд короля Точки.
Кроссворд. 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Что можно поставить на бумаге карандашом, ручкой, фломастером?
Точку.
Какой линией можно соединить три точки?
Кривой.
Если на некотором расстоянии друг от друга на прямой поставить две точки, то получите
Отрезок.
Что получится, если циркулем обойти вокруг круга?
Окружность.
Что это за фигура: четыре стороны и все равны.
Квадрат.
Что за линия такая, которая выходит из одной точки и продолжается до бесконечности.
Луч.
Ответ: КАРНАВАЛ.
Итак, ребята, король Точка и принцесса Прямая приглашают нас на карнавал геометрических фигур.
Основная часть урока.
Мы разделимся с вами на пять групп. (Деление произведено по равному количеству человек, ребята разные по интеллектуальным возможностям). У каждой группы будет свой помощник, который приведёт в домик для расселения и подготовки к карнавалу в стране Геометрия.
Соотнесите своего «проводника» с домиком, в котором вам предстоит остановиться.
(Задание интерактивное, при правильном определении домика – «проводник» радуется, при ошибке – наоборот, огорчается).
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Какой группе и «проводнику» не хватило домика?
Предположительные ответы:
Домика не хватило жителю с туловищем прямоугольного треугольника.
Домика не хватило третьему проводнику и его группе.
Давайте поможем построить третьей группе домик. Какой он должен быть?
Предположительные ответы:
Основная часть здания должна иметь форму прямоугольного треугольника.
Крыша может быть круглой
Вспомните, ребята, как построить прямоугольный треугольник?
Предположительные ответы:
Сначала проводим прямую, а затем отмечаем точку А и строим угол A = 90°. Затем из точки А раствором циркуля 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
откладываем отрезок АС = 6 см и АВ = 4 см. Получили две точки В и С
А можно построить прямоугольный треугольник при помощи нашего инструмента – линейки треугольника. Потому что в этом инструменте всегда один угол прямой.
Молодцы! Вот и все мы теперь имеем домик для пристанища в королевстве. Теперь мы можем спокойно отдохнуть.
Пальчиковая физминутка.
Вот помощники мои,
Их как хочешь, поверни.
Хочешь эдак, хочешь так –
Не обидятся никак.
(Задание выполняется стоя. Руки вперёд, пальцы выпрямить и разжать. Ладони повернуть вниз. Пальцы сжимать и разжимать в такт стиха. Повторить 2 – 3 раза).
Офтальмологическая зарядка.
(Зарядка заготовлена на компьютере)
Практическая работа.

Продолжаем наш путь в замок к королю Геометрии на чудесный карнавал. Перед нами три дороги к замку. Предлагаю по рядам разделиться на три группы. Согласны?
Первая группа идет по дорожке направо и выполняет задание: разделить отрезок АВ пополам. (На слайдовой презентации это задание под Вариантом 1).
Вторая группа, идёт налево и делит угол А пополам. (На слайдовой презентации это задание под Вариантом 2).
А третья группа определяет без транспортира представленные углы, называет примерный градус каждого угла. (На слайдовой презентации это задание под Вариантом 3).
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Предположительные ответы:
Вариант 1. Чтобы разделить отрезок АВ пополам, мы берем раствор циркуля чуть меньше длины отрезка и из точки А проводим полуокружность, а затем из точки В проводим такую же полуокружность. Получаем при пересечении две точки. А мы знаем правило: через две точки можно провести только одну прямую. Получаем отрезок CC1 который пересекает отрезок АВ, точка О будет середина отрезка.
Вариант 2. (Чтобы разделить произвольный угол А пополам, мы берем раствор циркуля произвольно и из вершины угла А проводим полукруг. При пересечении со сторонами получаем точки В и С. Затем из точек В и С проводим этим же раствором циркуля два полукруга в направлении друг к другу. Получаем новую точку точку О. И так мы имеем две точки: А вершину угла и О. Соединим их прямой. Это и будет линия, которая делит угол пополам.)
Вариант 3.
13 EMBED Po
·werPoint.Slide.8 1415
1 угол – тупой, 100,
2 угол – острый, 30,
3 угол – прямой 90

Физкультминутка.

(Руки вверх и в сторону).
Если нравится тебе, то делай так:
(Два хлопка в ладоши).
Если нравится тебе, то делай так:
(Два хлопка за коленками).
Если нравится тебе, то делай так:
(Два притопа ногами).
Если нравится тебе, то делай так:
(Приседание -4 раза)
Если нравится тебе, то и другим ты покажи,
Если нравится тебе, то делай всё.

Самостоятельная работа.
Ребята, посмотрите, впереди высокие горы. Что они вам напоминают?
Предположительные ответы:
Геометрические фигуры.
Треугольники.
Разные треугольники
Назовите эти треугольники.
Предположительные ответы:
Равнобедренные, прямоугольные треугольники.
Предлагаю вам занять место за компьютером и ответить на вопросы. Правильно выполненное задание будет пропуском на карнавал в замок.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Тест
Треугольником называется фигура:
Варианты ответов:
которая, состоит из трех точек, не лежащих на одной прямой, и трех отрезков, попарно соединяющих эти точки;
у которой, не менее трёх сторон и вершин.
Вершина треугольника это:
Варианты ответов:
конец стороны треугольника;
точка пересечения двух сторон треугольника.
Сторона треугольника это:
Варианты ответов:
отрезки, из которых состоит треугольник
любые прямые или отрезки.
Равнобедренным называют треугольник:
Варианты ответов:
если у него две стороны равны;
если все стороны равны.
Равносторонним называют треугольник:
Варианты ответов:
если у него все стороны равны.

Прямоугольным называют треугольник
Варианты ответов:
если у него один угол равен 90°.
если у него один угол равен 180°.

Молодцы, ребята, быстро справились с заданием. Давайте проверим правильность его выполнения.
(Проверка идёт по слайдовой презентации)
Поднимите руки, кто не допустил ни одной ошибки.
Замечательно, вот и билеты на карнавал. Какую форму имеет билет?
Предположительные ответы:
Геометрические фигуры.
Прямоугольника
Квадрата
Можно ли квадрат назвать прямоугольником?
Предположительные ответы:
Я думаю, что можно, т.к. прямоугольник это фигура, у которой противоположные стороны одинаковые, 4 вершины, 4 стороны, 4 прямых угла, а у квадрата все эти характеристики присутствуют.
А прямоугольник – квадратом?
А прямоугольник назвать квадратом нельзя, потому что квадрат это геометрическая фигура, у которой, прежде всего все стороны равны, а у прямоугольника – только противоположные
Вот мы и у цели. Билеты у нас в руках. Можно проходить на карнавал. Ребята, для того чтобы нам не заблудиться на карнавале, ведь все присутствующие будут в маскарадных костюмах, предлагаю решить викторину и познакомиться с гостями карнавала.
Викторина «Геометрическая»
Часть прямой, ограниченная с двух сторон точками - это
отрезок
Точки, ограничивающие отрезок с двух сторон – это
концы отрезка
Линия, не имеющая начала и конца - это
прямая
Геометрическая фигура, которая состоит из точки и двух лучей, исходящих из этой точки – это
угол
Если три точки, не лежащие на одной прямой соединить отрезками, то получится геометрическая фигура
треугольник
Каждый четырёхугольник имеет? вершины (ответ:4), ? стороны (ответ 4)
Прямоугольник, у которого все стороны равны - это
квадрат
Можно ли назвать квадрат – прямоугольником?
Да
Можно ли прямоугольник назвать квадратом?
Нет
(Фигуры идут одна за другой движутся на карнавал. Начинает парад фигур король Точка, завершает - принцесса Прямая).
Итог урока.
Завершается наше путешествие по увлекательной стране Геометрия. Но я думаю, что ещё ни один раз нас пригласит к себе в гости король Точка и принцесса Прямая.
Что больше всего вам понравилось в этом путешествии?
Предположительные ответы:
Выполнять задания «Викторины» и «Теста» на компьютере.
А я очень люблю работать циркулем, линейкой, транспортиром
А мне сегодня очень понравились задания. Мы как будто побывали в сказочной стране Геометрия
Я согласен с высказываниями ребят, но ещё добавлю, что с нетерпением хочу приступить к выполнению домашней работы. Я люблю творческие задания
Домашнее задание.
Домашнее задание, ребята, будет сегодня таким же увлекательным и интересным, как и урок. Из плотной бумаги соорудить плот прямоугольной формы, найти его периметр разными способами.
Как вы считаете, периметр плота у всех будет одинаковый?
Предположительные ответы:
Нет. Потому что размеры плота будут у каждого свои.
Может быть одинаковый периметр, если мы договоримся о размерах
И дополнительное задание для самых любознательных, т.е. задание, которые выполняете по желанию:
Найти дополнительный материал о геометрической фигуре – прямоугольнике. Это могут быть задания на логику, задания повышенной трудности, практические упражнения, связанные с прямоугольником, например, оригами и т.д.
Спасибо за урок. С нетерпением буду ждать нашей новой встречи.
ЛИТЕРАТУРА:
Петерсон Л.Г. Математика 4 кл. Методические рекомендации. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ювента. М. 2008.
Уроки в начальной школе: Поурочные разработки. 4 класс, 1-ая четверть: Пособие для учителя. – М.: Начальная школа, 2004.
Сообщество ИТ в начальной школе «И глаза вам скажут«СПАСИБО!» элементы физкультминутки для глаз -Горячева Е.А., МОУ СОШ № 14 г. Новочеркасск

Анастасия Крапоткина
Формирование представления о геометрических фигурах

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Детский сад №328 комбинированного вида»

Представления о геометрических фигурах

(старший дошкольный возраст)

Выполнила :

Крапоткина А. С.

воспитатель ДОУ

г. Красноярск, 2016

Пояснительная записка…. 3

Глава I. Анализ литературных источников…5

§1.1 Развитие у детей старшего дошкольного возраста…. 5

У старших дошкольников…. 9

Список использованной литературы….18

Приложение….19

Пояснительная записка

Актуальность. Современное общество определяет возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения. Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте.

Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство детей с геометрическими фигурами и их свойствами . Одной из задач дошкольного воспитания является формирование представлений о геометрических фигурах . Проблему знакомства детей с геометрическими фигурами и форме предмета , рассматривали такие педагоги как : А. М. Леушина (1974, А. А. Столяр (1988, Т. И. Ерофеева (1992) , Л. А. Парамонова (1998, Т. С. Будько (2006) . Были разработаны методики ознакомления детей с геометрическими фигурами .

Важная особенность психического развития дошкольника состоит в том, что приобретаемые им знания, действия, способности имеют большое значение для его будущего развития, в том числе и успешного обучения в школе.

Цель : предложить методические рекомендации, направленные на усвоение детьми старшего дошкольного возраста представлений о геометрических фигурах .

Задачи :

1. Проанализировать литературные источники.

2. Составить дифференцированные методические рекомендации для усвоения детьми старшего дошкольного возраста представлений о геометрических фигурах .

Теоретическая значимость заключается в том, чтобы теоретически изучить особенности и развитие представлений о геометрических фигурах детьми старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость заключается в том, что предложенные методические рекомендации, могут быть использованы родителями, воспитателями и другим специалистами для воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста, в частности усвоить представления о геометрических фигурах .

Глава I. Анализ литературных источников.

§1.1 Развитие представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста

Знакомство детей с геометрическими фигурами и их свойствами следует рассматривать в двух аспектах : в плане сенсорного восприятия форм геометрических фигур и использования их как эталонов в познании форм окружающих предметов , а также в смысле познания особенностей их структуры свойств, основных связей и закономерностей в их построении, то есть собственно геометрического материала .

Сенсорное восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы видеть, узнавать формы наряду с другими его признаками, но уметь абстрагировать форму от вещи ее и в других вещах. Такому восприятию формы предметов и ее обобщению и способствует знание детьми эталонов – геометрических фигур .

Познание структуры предмета , его формы и размера осуществляется не только в процессе восприятия той или иной формы зрением , но и путем активного осязания, ощупывания ее под контролем зрения и обозначения словам. Совместная работа всех анализаторов способствует более точному восприятию формы предметов .

Познание геометрических фигур форму окружающих предметов , что положительно отражается на их продуктивной деятельности.

При знакомстве с геометрическими фигурами все их свойства выявляются экспериментальным путем. Отсюда особенности организации деятельности детей, подбор методов : большое место занимают практические методы и наглядные (упражнения и практические работы, также необходимость организовать моделирование детьми изучаемых фигур .

Ребенок дошкольного возраста проходит два этапа обучения геометрическим фигурам . Дети 5-6 лет находятся на втором этапе обучения, и он должен быть посвящен формированию системных знаний о геометрических фигурах и развитию у них начальных приемов и способов «геометрического мышления » .

А. А. Столяр (1988) приходит к вводу, что «геометрическое мышление » вполне возможно развить еще в дошкольном возрасте. В развитии «геометрических знаний » у детей прослеживается несколько различных уровней.

Первый уровень характеризуется тем, что фигура воспринимается детьми как целое, ребенок еще не умеет выделяться в ней отдельные элементы, не замечает сходства и, различая между фигурами , каждую из них воспринимает обособленно.

На втором уровне ребенок уже выделяет элементы в фигуре и устанавливает отношения, как между ними, так и между отдельными фигурами , однако еще не осознает общности между фигурами .

На третьем уровне ребенок в состоянии устанавливать связи между свойствами и структурой фигур , связи между самими свойствами.

Поэтому обучение следует организовать так, чтобы в связи с усвоением знаний о геометрических фигурах у детей развивалось и элементарное геометрическое мышление .

С. Л. Рубинштейн считал, что аналитическое восприятие геометрической фигуры , умение выделить в ней выраженные и явно ощутимые элементы и свойства создают условия для дальнейшего более углубленного познания структурных ее элементов, раскрытия существенных признаков как внутри самой фигуры , так и между рядом фигур . Так, на основе выделения в объектах самого главного, существенного формируются понятия .

Дети все отчетливее усваивают связи между «простыми» и «сложными» геометрическими фигурами , видят в них не только различия, но и находят общность в их построении, иерархию отношений между «простыми» и все более «сложными» фигурами .

Усваивают дети и зависимость между числом сторон, углов и названия фигур . Подсчитывая углы, дети правильно называют фигуры . Знания детей систематизируются, они способны соотносить частное с общим. Все это развивает логическое мышление дошкольников, формирует интерес к дальнейшему познанию, обеспечивает подвижность ума .

Познание геометрических фигур , их свойств и отношений расширяет кругозор детей, позволяет им более точно и разносторонне воспринимать форму окружающих предметов , что положительно отражается на их продуктивной деятельности (рисование, лепка) .

Большое значение в развитии геометрического мышления и пространственных представлений имеют действия по преобразованию фигур . Это все развивает пространственные представления и начатки геометрического мышления детей , формируют у них умения наблюдать, анализировать, обобщать, выделять главное, существенное и одновременно с этим воспитывают такие качества, как целенаправленность, настойчивость.

Т. С. Будько утверждает, что в 5-6 лет дети способны воспринять геометрическую фигуру как эталон (яблоко, мяч – это шар, т. е. абстрагировать признак формы от других признаков предметов (цвета, величины, расположения в пространстве, пропорций частей) . Способны различать близкие по форме плоские и объемные фигуры . Могут устанавливать связь между свойствами фигуры и ее названием . Дети способны провести обобщение по форме .

Следует отметить, что уже в старшем дошкольном возрасте дети начинают понимать взаимосвязь между разными геометрическими формами , их знания обогатились представлениями о многообразных геометрических фигурах , а представления систематизировались : дети узнали, что одни формы оказываются подчиненными другим, например, понятие четырехугольника обобщает такие понятия, как квадрат, прямоугольник, трапеция и другие, а понятие многоугольника обобщает все четырехугольники, все треугольники, пятиугольники и т. д., независимо от их размера и вида. Подобные взаимосвязи и обобщения, вполне доступные детям, поднимают их умственное развитие на новый уровень, готовит их к усвоению научных понятий в школе .

Отсюда видно, что целенаправленная деятельность воспитателя по формированию геометрических представлений создает благоприятные условия как для успешного усвоения курса математики в целом, так и для развития мыслительных процессов, самостоятельности.

Таким образом, развитие представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста происходит при овладении перцептивной и интеллектуальной систематизацией форм геометрических фигур .

§1.2 Программно – методические материалы по представлению о геометрических фигурах у старших дошкольников

Социальные изменения в нашей стране привели к необходимости реформы образования , что, в свою очередь, потребовало поиска новых подходов к организации системы дошкольного образования.

В соответствии с Законом Российской Федерации №273 - ФЗ «Об образовании» современное дошкольное образование носит вариативный характер.

Существует большое количество основных (комплексных) программ дошкольного образования, таких как : «Программа воспитания и обучения в детском саду» М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, «Радуга» Т. Н. Дроновой, «Детство» Т. И. Бабаевой, «Развитие» Л. А. Венгер, «Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста» Л. А. Парамоновой, «Из детства – в отрочество» Т. Н. Дроновой, Л. А. Голубевой, «Истоки» Л. А. Парамоновой, «Школа 2100» («Детский сад 2100» ) А. А. Леонтьева и другие.

Согласно статье № 64 п. 2 «Федеральный закон об образовании в Российской Федерации» образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

Реализация общеобразовательных программ дошкольного воспитания обеспечивают права ребенка на физическое, интеллектуальное, социальное и эмоциональное развитие (Конвенция о правах ребенка, 1989, равные возможности для всех детей на дошкольной ступени и при переходе к обучению в начальной школе.

Анализируя образовательные программы дошкольного воспитания, геометрический материал не выделен в программах в виде отдельной темы, он изучается небольшими порциями, используется в качестве средств наглядности, а также как средство применения знаний.

Изучение представлений о геометрических фигурах прослеживается в образовательной программе дошкольного образования Детского сада №328 в пункте 2.1.2. Познавательное развитие. А также представления о геометрических фигурах взаимодействуют (интегрируют) с пятью образовательными областями, обеспечивающими развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

Особенности представлений о геометрических фигурах направленны на развитие способности восприятия формы предмета и фигуры , способности к обратимости мыслительных процессов, способности к обобщению геометрических фигур , а именно :

1. представления об эталонах

2. узнавания (нахождения) геометрических фигур в окружающих предметах

3. знаний о существенных признаках геометрических фигур

4. воспроизведения геометрических фигур

5. классификации геометрических фигур

6. преобразования, превращения геометрических фигур в предметы

7. расчленения изображения на составные части

8. видоизменения геометрических фигур

Игры и упражнения, могут быть использованы воспитателями, а также другими специалистами детских садов в работе с детьми старшего дошкольного возраста на фронтальных и индивидуальных занятиях по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП, в ходе непосредственной образовательной деятельности, в режимных моментах, на прогулках, в самостоятельных играх детей.

Данный материал подобран из разных источников.

I Блок. Развитие способности восприятия формы предмета и фигуры .

1.1. Игра «Внимание» (вариант игры «Что в мешочке?» ).

Цель : развитие восприятия формы предмета и фигуры ; также игра способствует развитию внимания, восприятия и воображения. Развитию объема образной памяти.

Материал : мешочек из ткани и несколько небольших предметов , среди которых должны быть геометрические тела : шар, куб, квадрат, круг, цилиндр, пирамидка (конусообразная форма )

Инструкция : На ощупь определи , что за предмет у тебя в руке , назови его и только после этого вынимай предмет из мешочка .

1.2. Игровые упражнения «Дорисуй» , «Дострой» .

Цель : закреплять знания о геометрических фигурах , их свойствах; также игровые упражнения способствуют развитию у детей геометрического воображения , пространственных представлений .

Материал : лист бумаги с изображенными на нем кругами разных размеров (Приложение 1, рис. 10) .

Инструкция. Назови предметы имеющие в строении круг. Составь или дорисуй то, что тебе интересно.

(Ребенок должен дорисовать, закончить изображение предмета , имеющего в своей структуре круглую форму . Дети рисуют снеговика, неваляшку, часы и более сложные формы .

Аналогичны упражнения, состоящие в том, что к взятой за основу геометрической фигуре , например треугольнику, надо присоединить другие фигуры и получить при этом какой – либо силуэт : елку, домик, флажок и другие.)

1.3. Игра «На какую фигуру похоже .

Цель : развивать способность восприятия формы предмета и фигуры .

Материал : листы с изображением предметов и фигур , простые карандаши (Приложение 1, рис. 11) .

Инструкция : Соедините предмет с геометрической фигурой , на которую он похож.

1.4. Игра «Кто наблюдательнее?» .

Цель : развитие восприятия, также игра способствует развитию памяти, активизация словарного запаса.

Ход выполнения : воспитатель предлагает одному из детей назвать за одну минуту три предмета круглой , овальной и прямоугольной формы . Аналогичные задания поочередно даются всем детям.

II Блок. Развитие способности к обобщению геометрических фигур .

2.1. Игра «Где какие фигуры лежат » .

Цель : ознакомление с классификацией фигур по двум свойствам (цвету и форме )

Материал : набор фигур .

Ход выполнения : Играют двое. У каждого набор фигур . Делают ходы поочередно. Каждый ход состоит в том, что кладется одна фигура в соответствующую клеточку таблицы (Приложение 1, рис. 1) .

2.2. Упражнение «Нарисуй фигуру » .

Цель : закрепление названия фигур , также упражнение способствует развитию мелкой моторики.

Материал : рисунок с изображением геометрических фигур (Приложение 1, рис., распечатанные бланки с недорисованными геометрическими фигурами (Приложение 1, рис. 2, простой карандаш, линейка.

Инструкция : 1-этап : ребенку предлагается рассмотреть рисунок с изображением различных геометрических фигур . Попросите его назвать те фигуры , которые он знает. В случае затруднений подскажите ему названия тех фигур , с которыми он еще пока не знаком.

2-этап : ребенку дают распечатанный Бланк 2, где изображены те же самые геометрические фигуры , но только они не дорисованы до конца. Задание : дорисовать фигуры .

2.3. Упражнения с карточками .

Цель : развитие умственных операций анализа, синтеза и обобщения, также игра способствует развитию умения выделять существенные признаки предметов , сравнивать, рассуждать, развитию мелкой моторики рук.

Ход выполнения: выполнить задания, данные на рисунках :

А)Сравни предметы . Назови сходства между предметами и их различия (Приложение 1, рис. 13)

Б)Раздели предметы на три группы . Что между ними общего и чем они отличаются (Приложение 1, рис. 14)

В)Найди лишний предмет в каждом ряду (Приложение 1, рис. 15) .

Г)Нарисуй фигуры , которые получатся после знака равно (Приложение 1, рис. 16) .

Д)Дорисуй в каждом ряду фигуры . Обрати внимание на их последовательность (Приложение 1, рис. 17) .

III Блок. Развитие способности к обратимости мыслительных процессов.

3.1. Игра-головоломка «Пифагор» .

Цель : развитие мыслительной деятельности; также игра способствует развитию пространственного представления , воображения, смекалки и сообразительности.

Материал : Квадрат размером 7X7 см разрезан так, что получается 7 геометрических фигур : 2 разных по размеру квадрата, 2 маленьких треугольника, 2 - больших (в сравнении с маленькими) и 1 четырехугольник (параллелограмм) (Приложение 1, рис. 3) .

Инструкция : Посмотри на образец (Приложение 1, рис. 4) и расскажи о способе расположения фигур . Попробуй выложить такие же фигуры . (По мере освоения детьми способов составления фигур-силуэтов уместно предлагать им задания творческого характера, стимулировать проявления смекалки, находчивости.)

3.2. Игра «Танграм» .

Цель : учить детей анализировать способ расположения частей; также игра способствует составлению фигуры-силуэта , ориентируясь на образец (А) ; рассказывать предположительный способ расположения частей в составляемой фигуре , планировать ход ее выполнения (Б) ; развитию способности осуществлять предположительный зрительно – мыслительный анализ способа расположения фигур , проверяя его практически (В) .

Материал : набор фигур к игре "Танграм" (Приложение 1, рис. 5, карточка – образец, фланелеграф, доска, мел.

Ход выполнения

А)Составление фигуры-силуэта зайца

Воспитатель показывает детям образец фигуры-силуэта зайца (Приложение 1, рис. 6) и говорит : "Посмотрите внимательно на зайца и расскажите, как он составлен. Из каких геометрических фигур составлены туловище , голова, ноги зайца?" Нужно назвать фигуру и ее величину , так как треугольники, из которых составлен заяц, разных размеров. После того, как рассмотрели, из каких фигур составлен заяц , дети берут свои наборы и составляют фигуру зайца . Затем воспитатель просит детей рассказать, как они составили фигуру , то есть назвать расположение составных частей по порядку.

Б)Воссоздание фигуры -силуэта бегущего гуся

Воспитатель обращает внимание детей на образец (Приложение1, рис. 7) : "Посмотрите внимательно на этот образец. Фигуру бегущего гуся можно составить из 7 частей игры. Надо сначала рассказать, как это можно сделать. Из каких геометрических фигур можно составить туловище, голову, шею, ноги гуся?"

После того как большинство детей составят силуэт гуся, воспитатель вызывает одного ребенка, который мелом на доске рисует расположение частей. Все дети сверяют составленные ими фигуры с изображением на доске.

В)Составление фигуры-силуэта домика

«Рассмотри внимательно домик - стены, крышу, трубу (Приложение 1, рис. 8) . Расскажи, как бы ты составил его из имеющегося набора фигур ». Затем предложить ребенку изобразить графически, мелом на доске способ расположения фигур в силуэте домика .

На протяжении ряда занятий ребенок составляет еще несколько фигур -силуэтов по нерасчлененным образцам (Приложение 1. рис. 9) .

3.3. Упражнение «Квадраты» .

Цель : уточнение образа квадрата посредством решения конструктивной задачи; также игра способствует развитию аналитико – синтетического визуального мышления.

Материал : цветные квадраты, разрезанные на части

Инструкция : Собери квадрат из деталей.

3.4. Упражнение «Забавные фигурки » .

Цель

Материал : треугольники и квадраты из дидактического набора.

Ход выполнения : воспитатель предлагает ребенку сложить из квадратов полоску; сложить полоску из деталей треугольной формы ; затем предлагает сложить какой – нибудь узор из квадратов и треугольников.

3.5. Упражнение «Флажки» .

Цель : развитие аналитико – синтетического мышления, также упражнение способствует уточнению представлений о геометрических фигурах .

Материал : конверт с геометрическими фигурами из тонкого цветного картона (фигуры соответствуют форме флажков ) и карточки с флажками (рис. 12, счетные палочки (для палочки флажка) .

Ход выполнения : воспитатель показывает ребенку карточки с изображениями флажков по одной, ребенок должен сложить такие же флажки в той же последовательности и в том же порядке.

3.6. Упражнение «Сложи из палочек» .

Цель : развитие конструктивного мышления.

Материал : счетные палочки.

Инструкция :

сложить два квадрата из семи палочек;

сложить три треугольника из семи палочек;

сложить прямоугольник из шести палочек;

из пяти палочек сложить два разных треугольника;

из девяти палочек составить четыре равных треугольника;

из десяти палочек составить три равных квадрата;

можно ли из одной палочки на столе построить треугольник?

можно ли из двух палочек построить на столе квадрат?

Некоторые из примеров с другими играми можно посмотреть в источниках и на сайтах :

1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду, 1991

2. Белая А. Е. Развивающие игры, 2001

3. Белошистая А. В. Занятия по развитию математических способностей, 2004

4. Дъяченко О. М. чего на свете не бывает, 1991

5. Григорович Л. А. 150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе, 2000

6. Сайт http://www.razvitierebenka.com

7. Сербина Е. В. Математика для малышей, 1992

Список использованной литературы

1. Белошистая А. В. Я считаю и решаю!: Уникальная методика обучения математике. Кн.:2. – Екатеринбург : У-Фактория, 2007. – 208с.

2. Будько Т. С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников : конспект лекций / Под. ред. Будько Т. С. ; Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина

. -- Брест : Издательство БрГУ, 2006. - 46 с

3. Васильева Н. Статья «Действуй самостоятельно» , «Обруч» №3/2012

4. Катаева Л. И. Коррекционно-развивающие занития в подготовительной группе : конспекты занятий. - М.: Книголюб, 2004. - 64 с.

5. Касабуцкий Н. И. Давайте поиграем : Мат. игры для детей 5-6 лет. – М.: Просвещение, 1991

6. Михайлова З. А., Игровые занимательные задачи для дошкольников : Кн. Для воспитателя дет. Сада. -2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 94 с.

7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии, - СПб : Издательство "Питер", 2000

8. Степанова Г. В. Занятия по математике для детей 5-6 лет с трудностями в обучении. - М.: ТЦ «Сфера» , 2010

9. Столяр А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников . – М.: Просвещение, 1988.

10. Сырвачева Л. А., Уфимцева Л. П., Диагностическая и коррекционно – развивающая работа с детьми 6-7 лет группы риска по отклонениям развития : учебное пособие : в 2 ч. / КГПУ им. В. П. Астафьева. -Красноярск,2015

11. Шевелев К. В. Дошкольная математика в играх. Формирование элементарных математических представлений у детей 5-7 лет . – М.: Мозаика – Синтез, 2005

Дети старшей группы знакомятся с тем, что геометричес­кие фигуры можно условно разделить ка две группы:плос­кие(круг, квадрат,овал, прямоугольник,четырехуголь­ник)и объемные(шар, куб, цилиндр],учатся обследоватьих форму, выделять характерные особенности этих фигур,находить сходство и отличие, определять форму предметов,сравнивая их с геометрическими фигурами как эталонами.

Методика формирования геометрических знаний в груп­пе детей шестого года жизни принципиально не изменяется.Однако обследование становится более детальным и подроб­ным.Наряду с практическим и непосредственным сравне­нием известных геометрических фигур, накладыванием и прикладыванием широко используется как методический при­ем измерение условной мерой.Вся работа по формированиюпредставлений и понятий о геометрических фигурах строит­ся на сравнении и сопоставлении их моделей.

Для выявления признаков сходства и отличий фигур их модели сначала сравнивают попарно (квадрат и прямоуголь­ник,круг и овал),потом сопоставляют сразу три-четырефигуры каждого вида,например четырехугольники.

Так,знакомя с прямоугольником,детям показываютнесколько прямоугольников,разных по размерам,изготов­ленных из разных материалов(бумаги, картона,пластмас-

сы).«Дети, посмотрите на эти фигуры.Это прямоугольники».Обращается внимание на то, что форма не зависит от разме­ров.Предлагается взять в левую руку фигуру,а указатель­ным пальцем правой руки обвести по контуру.Дети выявля­ют особенности этой фигуры:попарно равны стороны, углы тоже равные.Проверяют это сгибанием,накладыванием од­ного на другой. Считают количество сторон и углов.Потом сопоставляют прямоугольник с квадратом,находят сходстваи отличия в этих фигурах.

У квадрата к прямоугольника по четыре угла и четыре стороны,все углы равны между собой.Однако прямоуголь­ник отличается от квадрата тем, что у квадрата все стороныравны,а у прямоугольника равны только противополож­ные,т.е. попарно.

Особое внимание в этой группе следует уделять изобра­жению геометрических фигур - выкладыванию из счетныхпалочек,из полосок бумаги. Эта работа проводится как с демонстрационным(около стола воспитателя),так и разда­точным материалом.

На одном из занятий воспитатель выкладывает на фланс-леграфе кз полсеок прямоугольник.«Как называется эта фи­гура?Сколько сторон у прямоугольника?Сколько угло.ь?»Дети показывают стороны, углы прямоугольника.Потом вос­питатель спрашивает:«Как я какие фигуры можно получить из прямоугольника(создать меньшие прямоугольники,квад­раты,треугольники)?»При зтом используются дополнитель­ные полоски бумаги.Дети считают стороны а полученныхфигурах.

На основе выявления существенных признаков геометри­ческих фигур подводят к обобщенному понятию четыреху­гольник. Сравнивая между собой квадрат и прямоугольник,дети устанавливают,что у всех этих фигур по четыре сторо­ны и по четыре угла, что количество сторон и углов являет­ся общим признаком,который положен в основу определе­ния понятия четырехугольник.

В старшем дошкольном возрасте формируется способностьпереносить добытые знания в не знакомую ранее ситуацию,использовать эти знания в самостоятельной деятельности.Знания о геометрических фигурах широко используются,уточняются,закрепляются на занятиях по изобразительнойдеятельности,конструированию.

Такие занятия позволяют детям приобретать умения в де­лении сложного рисунка на составные элементы, а также создавать рисунки сложной формы из одного-двух видов гео­метрических фигур разных размеров.

Например,во время одного из занятий детям раздаютконверты с набором моделей геометрических фигур. Воспи­татель показывает аппликацию«робота»,составленного из квадратов и прямоугольников разных размеров и пропорций.Сначала все последовательно рассматривают образец. Уста­навливают,из каких частей(фигур) выполнена каждая де­таль(рис. 24). Потом по образцу выполняется работа. Педагогможет показать еще две-три картинки и предлагает выбрать одну из них, внимательно ее рассмотрев,сложить такую же.

У детей этого возраста важно сформировать пра­ вильные навыки показа эле­ ментов геометрических фи­ гур.При пересчитывании уг­ лов дети указывают только на вершину угла.Им не объясняют,что такое вер­ шина угла, а просто пока­ зывают ее как точку пересе­ чения двух сторон.Стороны показывают,проводя паль­ цем вдоль всего отрезка, от одной вершины угла до дру­ гой.Угол как часть плоско- Рис<24 сти дети показывают одно-

временно двумя пальцами- большим и указательным.

В объемных фигурах (таких,как цилиндр,куб) они выде­ляют и называют боковые стороны и основания.При этом можно показывать несколькими пальцами или всей ладонью.Дети шестого года жизни часто самостоятельно организу­ют дидактические игры, которые позволяют им закрепить иуточнить знания о геометрических фигурах. Так,они орга­низуют игры «Гаражи»,«Кто найдет?»,«Поручения»,«В ка­кую коробку?» и др.

Упражнения для самопроверки

овалом

четырехугольнике задача

Детей шестого года жизни знакомят с новой фигурой- ... и дают понятие о.... Основная... , стоящая перед воспитате­лем этой группы,заключается в том, что-