Биографии Характеристики Анализ

Архив. Наблюдение с детьми за облаками в игровой форме

Прогулка (весна)

Средняя группа

  1. Наблюдение за небом.

Цель: Продолжать знакомство с различными природными явлениями; совершенствовать умение отличать погоду, связывая ее с состоянием неба. Развивать внимательность. Поддерживать радостное, благодатное, доброе настроение.

Ребята, отгадайте загадку:

Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый -
Кружевной и синий-синий! (Небо)

Правильно отгадали. Это небо. Посмотрите на небо. Что вы можете сказать о нем? (Оно голубое, серое, чистое)

Скажите если небо голубое-голубое, то день какой? (Ясный, солнечный)

А если небо серое, то день какой? (Пасмурный, печальный)

В какой день вам захочется гулять долго? Почему?

В какой день может идти дождь? Почему так думаете?

Подумайте, в какой день полезно гулять? Почему?

Послушайте стих и скажите о чем оно.

Что такое? В чем же дело?

Небо вдруг заголубело,

И умчались злые стужи…

На дворе – капель да лужи…

Кто же в этом виноват?

Ну, конечно, месяц март.

Понравилось стихотворение?

Так о чем же этот стих? (О весне)

О каком месяце весны говорится в стихотворении? (О марте)

Какие весенние месяцы вы знаете?

Да, ребята, сейчас заканчивается месяц март. Скоро будет апрель, а затем май. И наше небо с каждым днем будет все голубее и голубее, солнце будет греть сильнее.

Скажите что мы сегодня наблюдали?

Что вы запомнили из нашей беседы?

  1. Подвижная игра.

«Самолеты» (4 раза)

Цель: Развивать умение ориентироваться в пространстве, и двигаться, не наталкиваясь друг на друга.

Ход игры: Дети распределяются на четыре звена и размещаются в разных концах участка. Каждому раздается самодельные самолеты (желтого, зеленого, черного, оранжевого цвета). Играющие изображают летчиков.

По команде воспитателя «К полету готовься!» дети делают круговые движения руками - заводят моторы. «Летите!» - говорит педагог, они поднимают руки в стороны и бегут в разных направлениях по всему участку.

«Самолетики летят

И на землю не хотят

В небе весело несутся,

Но друг с другом не столкнуться.

Вдруг летит большая туча

Стало темно вокруг

Самолетики – в свой круг»

(строятся в круг самолеты одного цвета и опускаются на одно колено). Воспитатель отмечает, какое звено построилось быстрее.

  1. Трудовая деятельность.

Коллективный труд на участке по раскидыванию снега.

Цель: Продолжать приучать работать в коллективе, оказывать помощь взрослым. Развивать умение работать лопатой. Воспитывать положительное отношение к труду.

  1. Индивидуальная работа.

«Подбрось до небес»

Цель: Совершенствовать умение бросать мяч и ловить его. Способствовать развитию двигательных навыков. Развивать ловкость, внимание.

  1. СТД.

Весенний букет из веток.

Цель: Вызвать интерес к составлению букета из сломанных веток. Создать условия для самостоятельного творчества. Развивать воображение и фантазию.

  1. Подвижная игра.

«Птички и кошка» (3 раза)

Цель: Закрепить умения выполнять ведущую роль в игре, осознанно относиться к выполнению правил игры. Развивать умения бегать легко и ритмично.

Ход игры: Воспитатель выкладывает из обруча домики. Дети встают в центр круга – они птички. Одного ребенка назначают кошкой, он находится в сторонке. Кошка засыпает (закрывает глаза), а птички впрыгивают из круга, летают, присаживаются, клюют зерна. По сигналу воспитателя кошка просыпается и ловит птиц, они убегают в круг. Пойманных птичек кошка уводит в сторонку. Игра повторяется. Роль кошки выполняет другой ребенок.

Выносной материал.

Для трудовой деятельности: лопатки.

Для самостоятельной деятельности: сломанные ветки деревьев.

Для подвижной игры: маска кошки, самолеты для каждого ребенка, 4-5 обруча, мяч.


Наблюдение с детьми за облаками

Наблюдение с детьми за облаками — очень увлекательное занятие.

Сегодня хочу вспомнить счастливые денечки уходящего лета и предложить вам комплексное занятие по наблюдению с детьми за облаками. Это занятие подойдет как для проведения наблюдения в детском саду воспитателями, а так же родителями вне детского сада.

Из своего педагогического опыта могу сказать, что наблюдение за таким явлением природы, как облака, очень нравится детям и никогда не бывает скучным. Впрочем, последние напрямую зависит от взрослых.

Наблюдение с детьми за облаками в игровой форме

Итак, однажды летним погожим днем мы подняли головы вверх и увидели…

А вот теперь стоит загадать загадку:

Белая вата плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе.

Все плывут, плывут куда – то,
В небе белые, как вата.
То причудливо сольются –
Белой птицей обернутся.
То растают, словно дым,
Станут пятнышком одним.

Конечно же это облака. Детям предлагается понаблюдать за облаками, высказать свое мнение, на что они похожи. Для того, что бы наблюдения за облаками прошло интереснее и веселее, предложите детям игру «Поймай облако».

Для этой игры нужно заранее подготовить картонки с прорезями по середине. Дети смотрят на облака через отверстие в картонке. Детям очень нравиться этот игровой момент и они очень живо рассказывают, кто какое облако поймал.

Попросите детей подобрать прилагательные к слову «облака» — какие они? (белые, пушистые, сказочные и т.д). Попросите ребенка закончить фразу: «облака легкие, как…?» (пух, вата, перышко и т.д). Спросите ребенка, как он понимает выражение «Витает в облаках».

А от куда берутся облака? Предложите детям провести опыт.

Опыт «облако в банке».

В группе детей этот опыт проводит взрослый, а дети наблюдают и делают выводы. В домашних условиях к проведению опыта можно подключить ребенка, но обязательно предупредите, что вы будете работать с горячей водой. Обсудите правила безопасности.

Для опыта вам понадобиться трехлитровая банка, железная крышка, горячая (но не кипяток) вода, кубики льда.

В банку наливают горячую воду на высоту примерно 2,5 сантиметра. Теперь банку накрываем железной крышкой и на нее кладем кубики льда. Теплый воздух внутри банки поднимаясь вверх и охлаждается. А пар, который содержится в воздухе, образует облако.

Так и в природе происходит: капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу образуя облако. Встречаясь вместе они увеличиваются, становятся тяжёлыми и падают на землю в виде дождя.

Посмотрите, как стекают капли по стенкам банки. Обратите внимание что происходит со льдом на крышке, почему рядом со льдом образовалась лужа? (В тепле лёд тает, так как лёд – замёрзшая вода). Предложите детям рассмотреть схему круговорота воды.

Сделайте вывод: облака — это капельки воды, которые при нагревании солнечными лучами превратились в пар и поднялись вверх. Когда таких испарившихся капелек становиться много в одном месте, мы наблюдаем на небе облака.

Пора немного подвигаться. Можно провести физминутку.

Физминутка «Облако»

Исходное положение — сидя на корточках или стоя на коленках.

Беленькое облако (Округленные руки перед собой)
Поднялось над крышей (Подняться с корточек или встать с колен)
Устремилось облако
Выше, выше, выше (Подтянуться руками вверх)
Ветер это облако (Плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону)
Зацепил за кручу.
Превратилось облако в грозовую тучу . (Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их; присесть).

Презентация для детей «Плывут по небу облака»

Облака могут быть разной формы, цвета, размера, перистые, дождевые, кучевые, слоистые. Внешний вид облаков зависит от того, как быстро они образуются, и сколько в них содержится воды.

Для того, что бы рассказать детям про различные виды облаков предлагаю презентацию «Плывут по небу облака». Для запуска флеш презентации щелкните по названию или по картинке ниже. Все подписчики получают доступ к скачиванию обновленной версии презентации с песенкой-караоке «Облака, белогривые лошадки». Форма подписки находится в сайт баре.

Подвижная игра «Найди облако»

Для этой игры вам нужно разместить картинки или фотографии с различными видами облаков в разных концах комнаты или группы. Затем взрослый говорит: «Все бежим к кучевым облакам!». Затем дети объясняют, почему они прибежали именно к этой картинке. Затем взрослый приглашает всех бежать к другому виду облаков и т.д. Игра продолжается 3-5 минут.

А теперь все дети приглашаются в творческую мастерскую. Здесь все облака самым чудеснейшем образом превратятся в различных животных, растения или во что-то необычное. Во все, что подскажет неиссякаемая детская фантазия.

Детям раздаются картинки с изображениями облаков и фломастеры. Ребенок должен нарисовать на облаке то, что он видит. Примеры рисунков:


Астрономия является одной из древнейших наук, она возникла на основе практических потребностей человека и развивалась вмести с ним.

Мы часто обращаем свой взор в ночное звездное небо, но знаем ли мы, какие созвездия можно увидеть в разное время года в нашем регионе?

Этот вопрос меня заинтересовал. После посещения всем классом Омского планетария я стала проводить собственные наблюдения. В течение года я следила за изменениями на звездном небе, поставив перед собой цель.

Астрономия – наука о Вселенной и населяющих ее объектах: планетах, звездах и гигантских звездных системах – галактиках.

Название этой древнейшей науки, изучающей небесные тела, образованно от греческих слов «астрон» - звезда и «номос» - закон.

Главный предмет астрономии - звезды – огромные газовые шары, излучающие энергию. Эта энергия вырабатывается в недрах звезд в основном при ядерных реакциях.

Вместе с облаками водорода звезды образуют гигантские системы – галактики.

Ближайшая к нам звезда – Солнце. Вокруг него кроме 9 больших планет: Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна, Урана, Нептуна, Плутона, нашей Земли – вращаются несколько тысяч астероидов, комет, метеорной пыли.

Когда солнце исчезает за горизонт и наступает ночь, перед нашими глазами возникает самая восхитительная картина в мире: звездное небо.

Все мы любим, наблюдать за этими бесчисленными сверкающими точками, которыми усыпано небо, - звездами. На первый взгляд можно насчитать несколько тысяч звезд, но в действительности их миллиарды. Так же, как днем не видно света лампочки или фонаря, а в темноте они хорошо различимы, звезды ярко сверкают в темноте ночи и не видны днем, поскольку их затмевает солнечный свет. И по этому же их плохо видно при ясной луне.

Обращая свой взор, в ночное небо видишь, как Луна светится отраженным светом Солнца. Она перемещается на фоне звезд вокруг земли.

Глядя невооруженным взглядом, в ночном небе звезды нам кажутся точками, потому что даже ближайшая из них в миллионы раз дальше Солнца.

Солнце – одна из звезд, а звезды – это очень далекие от нас солнца.

Большинство галактик с земли выглядят как туманные пятна. Они состоят из миллионов звезд, как, например светлая полоска Млечного Пути – наиболее плотная часть нашей Галактики, на окраине которой находится Солнце.

Звезды похожи на огромные шары огня, они излучают огромное количество света – и с Земли мы воспринимаем этот свет как серебристый блеск. Это происходит потому, что звезды образованы горящими водородом и гелием, а эти газы при горении выделяют свет и тепло. У самых сияющих звезд яркость во много миллионов раз больше, чем у Солнца, хотя встречаются звезды, чье свечение в миллионы раз меньше.

Все сведения о Вселенной и звездных системах, о природе звезд и планет астрономы получают, анализируя электромагнитное излучение, исходящее от небесных тел.

2. 2. Элементарные астрономические сведения.

Элементарные астрономические сведения были известны уже тысячи лет назад в Вавилоне, Египте, Китае и применялись народами этих стран для измерения времени и ориентировки по сторонам горизонта. Тысячи лет назад астрономы Древней Греции и Китая рассматривали созвездия и дали им имена в честь героев мифов и легенд. Названия некоторых созвездий дошли до наших дней: созвездия Льва, Большой Медведицы, Кентавра, Пегаса, Кассиопии и т. д3.

Чтобы лучше различать звезды, в древнем мире тысячи лет назад астрономы группировали их между собой, как если бы они были точками воображаемой фигуры: льва, весов, змеи или других предметов и мифологических существ. Эти группы звезд они назвали созвездиями Южного полушария и созвездиями Северного полушария. 7.

В древности созвездия помогали путникам ориентироваться и находить дорогу, особенно на море. Уже тогда люди заметили, что все звезды как будто вращаются вокруг Полярной звезды. Полярная звезда кажется неподвижной.

Она расположена почти прямо над Северным полюсом, поэтому по ней моряки могли ориентироваться и определять, где находится юг, запад и восток. В Южном полушарии удобно ориентироваться по созвездию Южного Креста. Оно изображено на флаге Австралии и Новой Зеландии.

Когда я смотрю в ночное небо, то вижу, на его черном бархате мерцают и переливаются тысячи огоньков. Некоторые из них – планеты, в том числе наша Земля. Все яркие, видимые с Земли звезды ученые объединили в условные фигуры – созвездия. Астрономы насчитывают восемьдесят восемь созвездий. Каждое из них имеет свое название. Названия многих созвездий взяты из древних легенд. С земли, кажется, что звезды в созвездии расположены близко, но это не так. Во Вселенной звезды одного и того же созвездия, как правило, находятся друг от друга очень далеко. Говоря о звездах, люди обычно имеют в виду все светящие тела, которые можно увидеть в ночном небе.

Рассмотрим, как происходит рождение звезд. Почти все они развивались небольшими группами из относительно холодной массы, состоящей из газа и звездной пыли. Эта масса сконцентрировалась, то есть частицы космической материи объединились, образовав своего рода облако, называемое туманностью.

Возможно, эта туманность начала вращаться и достигла высочайших температур, приблизительно около миллиона высочайших температур, приблизительно около миллиона градусов по стоградусной шкале. Туманность, загоревшись, уже становится звездой. Многие из них, однако, являются не звездами, а планетами или просто облаками газа.

Звезда – газовый шар, раскаленный до такой температуры, что он светится. Температура звезд колеблется от 2100 градусов Цельсия до 50 000 градусов Цельсия.

Когда мы смотрим на звезды, нам кажется, что все они одного и того же цвета: бело-голубоватого.

Но несомненно, что все они имеют разные цвета, которые зависят от их температуры. Звезды, выделяющие большее количество тепла, - белые и голубые. Температура их поверхности доходит до 100000 градусов. Желтые и оранжевые звезды имеют среднюю температуру. Самые холодные звезды – красные. Их температура 2000 градусов. Солнце – желтая звезда. Ее температура 6000 градусов.

3. Практическая часть.

Наблюдения за звездным небом.

Наблюдая за звездным небом в разное время года, можно увидеть некоторые созвездия зодиака. Весной на небе появляются большие пространства, на которых нет ярких звезд. В этот сезон Млечный Путь виден около северного горизонта. За это весну особенно любят астрономы, изучающие другие галактики. Они окружают нас повсюду, но лучше всего видны именно в это время года.

3. 1. Главные созвездия весеннего неба.

Весной на небе появляются большие пространства, на которых нет ярких звезд. В этот сезон Млечный Путь виден около северного горизонта.

По моим наблюдениям весной хорошо видны некоторые созвездия, а именно созвездия Льва, Волопаса, Девы, Рака, Гидры и Чаши. .

3. 2. Главные созвездия летнего неба.

Конец лета – лучшее время для изучения созвездий. Ещё тепло, темнеет не слишком поздно, и в ясные вечера, пока не появилась Луна, можно видеть прекрасную картину звездной ночи.

Перед нами открывается небеса, сияющие множеством звезд. Через все небо наискосок протянулась туманная обтрепанная лента Млечного Пути. К нему прислонился правым углом Летний треугольник. Летний треугольник образуют три главные звезды разных созвездий: Вега - Лиры, Денеб - Лебедя и Альтаир - Орла. .

3. 3. Главные созвездия осеннего неба.

Если летом в ночном небе взгляд мгновенно притягивает Летний треугольник, то при взгляде на осеннее небо сразу бросается в глаза почти правильный четырёхугольник ярких звёзд, так называемый Квадрат Пегаса.

В древности созвездие просто называлось Конём. У этого крылатого коня, как, впрочем, и у Тельца, на небе показана только передняя часть. Он виден нам опрокинутым.

На осеннем небе можно увидеть такие созвездия как – Пегас, Андромеда, Рыбы, Водолей, Козерог. .

3. 4. Главные созвездия зимнего неба.

Зима в наших широтах – наиболее благоприятный сезон для наблюдения Луны и планет, поскольку Млечный путь в это время года поднимается высоко над горизонтом. Богато зимнее небо и яркими звёздами, и заметными, легко находимыми созвездиями. А кроме того, зимой рано темнеет и поздно светает, так что время для наблюдения звёздного неба увеличивается.

В середине Млечного Пути сверкает огромное и, пожалуй, самое яркое созвездие нашего неба – Орион. Его легко узнать – это четырехугольник ярких звезд, отмечающих колени и плечи великого охотника. Между ними сияют три звезды пояса героя, идущие вверх слева направо. Пояс Ориона – настоящее украшение зимнего неба наших широт.

Даже я слабо ориентирующая в звездах, легко найду этот ряд из трех ярких звезд и, взяв его за ориентир, без труда смогу увидеть другие звезды Ориона и окружающие звездного охотника – великана созвездия как Большей и Малый пёс, Единорог, Заяц, Эридан.

Неудивительно, что и астрономы довольно долго, более 200 лет, наряду с изучением свойств отдельных небесных тел стремятся изучить свойство Вселенной в целом. Они изучают звезды и планеты, наблюдают за их движением и описывают их особенности. Благодаря Астрономам мы знаем, что такое Млечный путь, сколько планет в Солнечной системе и каковы фазы Луны. Астрологи же считают, что положение звезд и планет влияет на жизнь человека. Согласно мнению астрологов существуют двенадцать созвездий на небосводе, влияющих на жизнь и судьбу людей. Астрологи называют их знаками зодиака: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей и Рыбы. Каждый знак зодиака соответствует определенному времени месяца. Так согласно астрологам факт рождения под определенным знаком оказывает влияние на личность каждого человека.

На старинной схеме, изображающей движение планет вокруг солнца, представлен и пояс эклиптики с изображением 12 фигур зодиакальных созвездий.

Мне при помощи анализа энциклопедической литературы и моих наблюдений удалось составить перечень созвездий, которые видны невооруженным глазом в разное время года.

Причина смены созвездий на небосводе связана с вращением земли вокруг солнца и поэтому в разных полушариях в разное время года видны разные созвездия.

В нашем регионе мы, к большому сожалению, не можем увидеть созвездие Южный крест, Корабль Арго (состоящий из созвездий Паруса, Кормы, Киль), Золотая рыбка и многие другие, потому что они находятся на южном полушарие и при вращении земли нам их не видно.

Интерес к астрономии у меня не угас, а лишь укрепился. И я уверена, что в скором будущем, наблюдение за звездами преподнесет человечеству еще не мало сюрпризов, будет сделано еще не мало мировых открытий: ведь сегодня астрономия – одна из самых динамично развивающихся наук.

Цель: Наблюдение за тем, как черные, тяжелые тучи медленно передвигаются по небу, потому, что их гонит ветер. Развивать интерес к любой погоде.

Словарная работа : активизация: туча, небо, облака, дождь; обогащение: кроет, моросит, хмурое, голые, обнаженные, ветер воет увядание.

Художественное слово : Туча небо кроет- небо не блестит,

Ветер в поле воет, дождик моросит.

: дождь смывает грязь и песок с предметов.(под дождь положить несколько формочек, мяч, лопату и наблюдать, как песок и грязь стекают вместе с водой.

Карточка №21

Наблюдение за утренними заморозками

Цель: Наблюдать за изменениями в природе (живой и не живой) с наступлением холодов, заморозков.

Словарная работа : активизация: лужица, тоненький ледок, солнечный зайчик, босиком; обогащение: искрится, ломкий, прозрачный, светло-синий.

Художественное слово : Утром лужица искрится

Синим, тоненьким ледком…

Зайчик солнечный боится

Нынче бегать босиком.

.

Исследовательская деятельность : наблюдение за льдом на лужах: сначала он твердый, к обеду его можно проткнуть палочкой, он тает, становится тонкими ломким.

Карточка №22

Октябрь

Цель : Продолжать закреплять названия осенних месяцев. Познакомить с народным названием октября. Учить сравнивать погоду начала сентября и начала октября.

Словарная работа : активизация: октябрь, пожелтел, середина осени; обогащение: золотом горят, «грязник»

Художественное слово : Наступил октябрь,

Пожелтел наш сад.

Листья на березе

Золотом горят.

Беседа по содержанию стихотворения .

Методический прием: беседа с целью сообщения знаний:

Октябрь- второй осенний месяц, середина осени.

Октябрь- «листопад», «грязник». Наступила пора «золотой» осени.

Исследовательская деятельность : определить опытным путем, что песок утром замерзший - не копается, не пересыпается, а к обеду оттаивает верхний слой, к вечеру, при теплой погоде, его можно копать и пересыпать.

Карточка №23

Наблюдение за погодой.

Цель: Учить детей самостоятельно определять погоду. Отметить, что в октябре – середине осени, часто идет холодный дождь, небо заволакивают серые, тяжелые облака, травы от влаги побурели, деревья стоят голые. Все чаще по утрам морозы, заморозки. Идет сырой снег. Снег быстро тает, лужи затягиваются льдом, но он тонкий, не прочный, не прочный – днем тает. Развивать знание фольклора.



Словарная работа: активизация: мертва трава, частый дождик; обогащение: заволакивают облака, травы буреют, заморозки.

Художественное слово : В октябре, в октябре

Частый дождик на дворе

На лугах мертва трава,

Замолчал кузнечик.

Беседа по содержанию стихотворения.

Исследовательская деятельность : наблюдение за песком: он стал твердым, замерзшим, его нельзя копать (потому, что земля остыла, готовиться к зиме).

Карточка №24

Наблюдение за дождем, мокрым снегом.

Цель: Отметить, что часто идут дожди со снегом. Лужи не высыхают. Учить сравнивать. Отмечать схожесть и различия. Практиковать детей в чтении стихов об осени.

Словарная работа : активизация: дождик, обогащение: проливной, затяжной.

Методический прием Воспитатель предлагает детям прочесть стихотворение об осени.

Беседа по содержанию стихотворений

Исследовательская деятельность : « Музыка дождя»

Дети кладут под дождь дном кверху: аллюминивую кастрюльку, пластмассовую, лист бумаги и слушают, как стучат капли по различной поверхности.

Карточка №25

Наблюдение за дождем, мокрыми лужами.

Цель: Отметить, что поздней осенью часто идут дожди с мокрым снегом, рассказать, что они нужны растениям и земле.

Словарная работа: активизация: осень, дорожка, лужи; обогащение: просвет, затерялось, накапливает, впитывать.

Художественное слово : Уходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди

И нет просвета.

Затерялось лето где-то.

Беседа по содержанию стихотворения .

Исследовательская деятельность : отметить состояние песка.

Почему песок твердый?

Подбор прилагательных к существительному «песок» (твердый, холодный, сыпучий, заледенелый, блестящий…)

Карточка №26

Наблюдение за птицами, их повадками.



Цель: Продолжать наблюдение за птицами на участке. Рассказывать о перелетных птицах, как она собираются в стаи, готовятся к отлету.

Ближайшее к нам небесное тело - , спутник Земли, мир скал размером в четверть Земли. Солнце представляет собой шар из раскаленного газа, превосходящий более чем в 100 раз размеры Земли. Нас отделяют от Солнца около 150 млн. км - расстояние, принимаемое за одну астрономическую единицу (а. е.).

Луна совершает полный оборот вокруг Земли за 27,3 суток, Земля же оборачивается вокруг Солнца за 1 год (365,24 суток). Орбиты лежат внутри орбиты Земли, тогда как – самая крайняя планета Солнечной системы. Семь звезд находятся в пределах 10 световых лет от нас, и ближайшая к нам — слабая спутница Альфа Центавра . Солнечная система находится в одном из спиральных рукавов Млечного Пути, состоящем из звезд, газа и пыли. Местная группа включает в себя три спиральные галактики: галактику Андромеды (М31), Млечный Путь и МЗЗ. Местное сверхскопление галактик в Деве состоит примерно из 5 тысяч галактик, объединенных в несколько облаков. Во насчитываются миллиарды галактик, образующих сгущения, слои и цепочки, разделенные пустым пространством.

Наблюдение за светящимися объектами на звездном небе

В хорошую ясную ночь невооруженным глазом на небе можно наблюдать до 3 тысяч звезд. Хорошо различима также светлая полоса Млечного Пути. Наблюдатель способен обнаружить до пяти планет. С виду очень похожие на звезды, планеты отличаются тем, что движутся относительно звездного неба. Луна изменяет положение и фазу, проходя месячный цикл. Временами темное небо прочерчивают яркие полоски, вспыхивая и через доли секунды угасая. Это так называемые падающие звезды , на самом деле – метеоры. Бывает, что на небе видны голова кометы и ее призрачно светящийся хвост.

Масштабы Вселенной

Скорость которого 300 тыс. км/с, проходит путь от Луны за время чуть более секунды. Чтобы достичь Земли, лучам Солнца нужно 8,3 минуты, а на преодоление расстояния от нас до Плутона свету требуется примерно 5,5 часа. При оценке расстояний до звезд уже не обойтись секундами как в пределах Солнечной системы. Возьмем для примера ближайшую звезду, называемую проксима Центавра свет от нее идет 4,3 года, и об этой слабой красной звезде говорят, что она находится на расстоянии 4,3 световых года. Диаметр же нашей Галактики примерно 100 тыс. световых лет! Еще труднее представить себе расстояния между галактиками. К примеру, ближайшая к нам галактика Андромеды находится от нас на расстоянии 2,2 млн. световых лет. Вместе с нашей Галактикой она входит в Местную группу , состоящую примерно из 30 галактик, сосредоточенных в области диаметром около 4 млн. световых лет. Местная группа располагается на краю огромного сверхскопления в Деве. Современные телескопы позволяют обнаруживать галактики на расстоянии более 10 млрд. световых лет, число же галактик во всей наблюдаемой Вселенной гораздо больше и составляет многие миллиарды.

Возвращаясь к звездам, следует сказать, что другие находятся гораздо дальше упомянутой проксимы Центавра. Скорость света примерно 300 тыс. км/с. Расстояние, которое он может преодолеть за один год (около 10 млрд. км), называется световым годом . Что говорить о прочих звездах, когда до самой близкой к нам 4,3 световых года. Солнце тоже звезда, одна из миллиарда, образующих нашу Галактику, или Млечный Путь. Разумеется, наша Галактика не единственная во Вселенной. Астрономы имеют возможность наблюдать миллиарды подобных образований, удаленных на расстояния до 10 млрд. световых лет. Галактики образуют группы, или скопления, которые в свою очередь объединяются в еще большие по величине сверхскопления, Но все это только часть Вселенной, размеры которой до сих пор неизвестны, недоступны воображению человека.

Карты звездного неба

Если вы живете к северу от экватора, названия месяцев подскажут, когда масть небесной сферы, примыкающая к ним на карте, будет находиться на юге в 10 часов вечера. Через месяц ту же часть неба следует искать на юге в 8 часов вечера. Если вы живете южнее экватора, названия месяцев укажут, когда соответствующая часть неба будет в 10 часов вечера на севере.

Звезды в течение многих тысячелетий приковывают к себе внимание людей, умевших уже в глубокой древности различать группы звезд с характерным расположением — созвездия, которым они давали имена персонажей мифов и легенд. Среди множества созвездий есть легко узнаваемые, другие требуют большего воображения. Одним из самых, заметных является Орион. Это созвездие представляется нам охотником, широким шагом пересекающим небо.

Ориентиры на звездном небе

Продолжив мысленно прямую, соединяющую три звезды пояса Ориона, а одну сторону, мы найдем Сириус - самую яркую звезду на небе. Продолжив линию в обратном направлении, мы найдем звезду Альдебаран в созвездии Тельца. Семь самых ярких звезд Большой Медведицы образуют Большой Ковш. Две замечательных звезды Мерах и Дубхе называют так же Указателями, потому что соединяющая их прямая всегда укажет наблюдателю путь к Полярной звезде.