Биографии Характеристики Анализ

Колчак александр васильевич - биография. Адмирал Корнилов: краткая биография

Не случись революции, Александр Васильевич Колчак, несомненно, стал бы гордостью России как полярный исследователь, ученый, флотоводец. На протяжении десятилетий это словосочетание «адмирал Колчак» воспринималось, с одной стороны, потерпевшими поражение в гражданской войне участниками «белого дела» с глубоким уважением, во всяком случае - с пониманием; с другой стороны, большевиками, красными, многими советскими людьми, воспитывавшимися на марксистско-ленинских принципах классовой нетерпимости с ненавистью или с резкой неприязнью. Белое движение ставило своей целью восстановление «единой и неделимой» России. Русский национализм белых совпал с неудержимо нараставшим местным национализмом на окраинах русского государства, где оказался центр борьбы с властью большевиков. Белое движение не имело вождя, авторитет которого признавался бы всеми, не имело руководителя, который понимал политический характер гражданской войны. Тем не менее, Колчак - лидер белого движения, и это несомненно. Трагическая судьба у этого великого человека, заслуги которого перед Родиной оказались стерты в долгой истории советского периода.

Александр Васильевич Колчак -- Верховный правитель России, выдающаяся личность с многогранным талантом и противоречивым характером. Русский адмирал, участник русско-японской, Первой мировой и Гражданской войн, командующий Черноморским флотом (1916--1917 гг.), организатор белого движения в Сибири, Верховный правитель России (1918--1920 гг.). Участник экспедиций в Северном Ледовитом океане и Заполярье, действительный член Русского географического общества, автор статей по гидрологии и составитель карт моря и побережья. Награжден орденами Св. Георгия 4-й (1916 г.) и 3-й (1919 г.) степеней и др. орденами, большой Константиновской золотой медалью от Русского гидрографического общества.

Родился 4 ноября 1874 в семье морского офицера-артиллериста в Петербурге, в дворянской семье. Его отец, Василий Иванович Колчак, был уроженцем и потомственным дворянином Одессы, православным христианином. Отец его, в то время штабс-капитан, а впоследствии генерал-майор, был потомственным военным. Прадед будущего полководца Лука Колчак стал сотником Бугского казачьего войска, а отец Василий Иванович служил морским артиллеристом и вышел в отставку генерал-майором. Дядья по мужской линии имели высокие чины на флоте. Известен был и дворянский род матери, Ольги Ильиничны Посоховой, чей дед стал последним одесским градоначальником.

В детстве Колчак получил хорошее домашнее образование. В гимназии Саша проучился только три года и в 14 лет поступил в Морской кадетский корпус, который окончил вторым по успеваемости. Его успехи в обучении были отмечены премией адмирала П.И. Рикорда -- знаменитого мореплавателя и члена-корреспондента Академии наук. Послужной список Колчака состоит из двух частей: ратные деяния и научные экспедиции. Из морского корпуса он вышел в 1894 г. в звании мичмана. В следующем году Колчак был назначен помощником вахтенного начальника на броненосец «Рюрик» и совершил на нем плавание из Петербург во Владивосток. В 1896 г. его перевели вахтенным начальником на клипер «Крейсер», на котором он возвратился Петербург. Колчак вспоминал позже своей службе на «Рюрике» и «Крейсере»: «Это было первое мое плавание… Главная задача была чисто строевая на корабле, но, кроме того, я специально работал по океанографии и гидрологии. С этого времени я начал заниматься научными работами: «У меня была мечта найти Южный полюс; но я так и не попал в плавание на южный океан»Богданов К.А. Адмирал Колчак - биографическая повесть-хроника; Спб, 1993 с. 18 . Адмирал Цывинский, командовавший «Крейсером», вспоминал позже о мичмане Колчаке: «Это был необычайно способный и талантливый офицер, он обладал редкой памятью, владел прекрасно тремя европейскими языками, знал хорошо лоции всех морей, знал историю всех почти европейских флотов и морских сражений».

В 1898 г. Колчак был произведен в лейтенанты. Узнав, что барон Толль готовит высокоширотную экспедицию на китобойной яхте «Заря» (главной целью его был поиск легендарной Земли Санникова), Колчак обратился к академику Шмидту с просьбой принять его в экипаж. Ему предложили должность второго магнитолога с занятиями гидрологией. Чтобы подготовиться к возложенным на него обязанностям, Колчак попросил назначить его на работу в Главную физическую обсерваторию в Петербурге и Павловскую магнитную обсерваторию. Потом он уехал в Норвегию к Нансену для изучения новых методов магнитных измерений и для занятий гидрологией.

Экспедиция началась летом 1900 г. и продолжалась три года. Она была очень тяжелой. Первую зимовку Толль провел у острова Таймыр. Здесь Колчак проводил наблюдения над температурами и удельными весами поверхностного слоя морской воды, исследовал форму, состояние и толщину льда, участвовал в сборе ископаемых останков млекопитающих. Осенью 1901 г. «Заря» подошла к мысу Челюскина. Толль и Колчак совершили экспедицию на полуостров. За 41 день они в сильную пургу прошли 500 верст, причем Колчак постоянно вел съемку маршрута и магнитное наблюдение. Затем яхта по чистой воде двинулась к острову Беннета и начала поиски Земли Санникова к востоку от Новосибирского архипелага. На вторую зимовку экспедиция встала у западного берега острова Котельного в проливе Заря. Летом 1902 г. Толль стремя спутниками, с собачьими упряжками и байдарками отправился на исследование острова Беннета. Из этой экспедиции он предполагал вернуться самостоятельно. Тем временем «Заря», не сумев пробиться сквозь льды на север, добралась до устья Лены. Отсюда Колчак с частью экипажа через Якутск и Иркутск приехал в Петербург.

Поскольку в установленный срок барон Толль не вернулся, Академия наук стала снаряжать отряды для его поиска. Колчак возглавил один из них. Весной 1903 г. он по суше добрался до устья Лены, где стояла брошенная «Заря», и взял с нее один из хороших китобойных вельботов. Вместе с 16 спутниками, на собаках, тащивших на нартах вельбот, он перешел из устья Яны к острову Котельному, а летом на вельботе отправился к острову Беннета. Здесь Колчак нашел покинутое зимовье Толля и письмо, свидетельствующее о гибели всего отряда. Экспедиция эта проходила в чрезвычайно тяжелых условиях. Но все же он сумел добраться до Большой земли и доставил в столицу документы и геологические коллекции Толля. За мужество, проявленное в этой экспедиции, Колчак в 1903 г. был награжден орденом Святого Владимира. В 1905 г. Русское географическое общество наградило его большой Константиновской золотой медалью, а в феврале 1906 г он был избран в члены этого общества. Один из островов Карского моря был назван именем Колчака (в конце 30-х гг. его переименовали в остров Расторгуева).

Начало русско-японской войны застало Колчака в Якутске. В срочной телеграмме в Академию наук в январе 1904 г. он попросил разрешения выехать в Тихоокеанскую эскадру и получил согласие. В марте он женился на Софье Омировой, сдал дела своему помощнику Оленину и отправился в Порт-Артур. Вице-адмирал Макаров сначала назначил Колчака вахтенным начальником на крейсер «Аскольд», потом перевел на минный транспорт «Амур» и, наконец, сделал капитаном эсминца «Сердитый». Во время осады Порт-Артура этот эсминец совершил несколько смелых атак на японскую эскадру. Колчак был награжден орденом Святой Анны с надписью «За храбрость», золотой саблей с надписью «За храбрость» и орденом Святого Станислава с мечами за отличие. В ноябре 1904 г. его назначили командиром двух батарей на северо-восточном крыле обороны Порт-Артура. После капитуляции крепости, раненный, с тяжелой формой суставного ревматизма, Колчак оказался в плену у японцев, которые, впрочем, обошлись с ним очень мягко. Вместе с другими ранеными Колчаку было разрешено через США возвратиться в Россию. В апреле 1905 г. он уже был в Петербурге.

После долгого лечения и отдыха на водах Колчак вернулся в распоряжение Академии наук. До января 1906 г. он обрабатывал материалы полярной экспедиции и составил краткое описание плавания яхты «Заря». Когда было образовано Управление Морского Генштаба, Колчак занял в нем должность начальника статистического отдела, а потом отдела по разработке стратегических идей защиты Балтики. Одновременно он читал лекции в Морской академии и занимался научной деятельностью. В 1909 г. увидела свет его самая важная работа «Лед Карского и Сибирского морей», которая в дальнейшем на протяжении многих лет считалась важным пособием для любого полярника. Колчак мечтал совершить еще одну полярную экспедицию. В 1909 г. при его непосредственном участии строились ледокольные транспорты «Таймыр» и «Вайгач», перед которыми была поставлена задача пройти северным морским путем из Владивостока до Мурманска. Колчак был назначен капитаном «Вайгача». Осенью корабли отправились в плавание из Петербурга вокруг Европы и Азии в Тихий океан. Однако принять участие в полярном плавании Колчаку на этот раз не довелось. Летом 1910 г., когда суда прибыли во Владивосток, его срочно отозвали в столицу для разработки судостроительной программы. Вплоть до весны 1912 г. он занимался в Генштабе ее детализацией.

В 1912 г. Колчак вернулся в действующий флот. В апреле его назначил командиром эсминца «Уссуриец», а через год перевели на миноносец «Пограничник». В декабре 1913 г. Колчак был произведен в капитаны 1-го Ранга. После начала первой мировой войны он вновь сумел отличиться. В феврале 1915 г. четыре подчиненных ему миноносца произвели минирование моря у Данцига. На этих минах подорвались 23 германских корабля, в том числе 4 крейсера и 8 миноносцев. За эту и другие операции Колчак был награжден орденом Святого Георгия. Карьера его стремительно развивалась. В июне 1916 г. Колчак был произведен в контр-адмиралы, а через несколько месяцев назначен командующим Черноморским флотом с производством в вице-адмиралы. Явившись в Севастополь, Колчак сразу проявил себя энергичным командующим. Он немедленно вышел в море и напал на германский крейсер «Бреслау», который был принужден спасаться бегством. После этого начались работы по минированию прибрежных вод. Через месяц Колчак докладывал о результатах своего пребывания в должности командующего: «С первых дней... я принялся за приведение в порядок дел по минам заграждения, имея в виду постановку заграждения у Босфора... Делу этому в Черном море, видимо, не придавали серьезного значения... 10 дней тренировки и переборки мин наладили это дело, и новыми миноносцами была выполнена задача постановки заграждения и непосредственной близости Босфорских укреплений» Богданов К.А. Адмирал Колчак: Биографическая повесть-хроника; Спб, 1993 с. 25.

После Февральской революции 1917 Колчак первым на Черноморском флоте присягнул на верность Временному правительству. Весной 1917 года Ставка начала подготовку десантной операции для захвата Константинополя, но из-за разложения армии и флота эту мысль пришлось оставить. Колчак удостоился благодарности от военного министра Гучкова за быстрые разумные свои действия, которыми он способствовал сохранению порядка на Черноморском флоте.

Однако из-за пораженческой пропаганды и агитации, проникавших после Февраля 1917 г. в армию и флот под видом и прикрытием свободы слова, и армия, и флот стали двигаться к своему развалу. 25 апреля 1917 года Александр Васильевич выступил на собрании офицеров с докладом «Положение нашей вооружённой силы и взаимоотношения с союзниками». Кроме прочего Колчак отмечал: «Мы стоим перед распадом и уничтожением нашей вооружённой силы, [ибо] старые формы дисциплины рухнули, а новые создать не удалось».

Колчак требовал прекратить доморощенные реформы, основанные на «самомнении невежества», и принять формы дисциплины и организации внутренней жизни, уже принятые у союзников.

В июне 1917 года Севастопольский совет постановил разоружить офицеров, заподозренных в контрреволюции, в том числе, отобрать и у Колчака его Георгиевское оружие -- вручённую ему за Порт-Артур золотую саблю. Адмирал предпочёл выбросить клинок за борт со словами: «Газеты не хотят, чтобы у нас было оружие, так пусть идёт в море». В тот же день Александр Васильевич сдал дела контр-адмиралу В. К. Лукину. Через три недели водолазы подняли саблю со дна и вручили Колчаку, выгравировав на лезвии надпись: «Рыцарю чести адмиралу Колчаку от Союза офицеров армии и флота». В это время Колчак, наравне с Генерального штаба генералом от инфантерии Л.Г. Корниловым, рассматривался как потенциальный кандидат в военные диктаторы.

Именно по этой причине в августе А.Ф. Керенский вызвал адмирала в Петроград, где принудил его подать в отставку, после чего он по приглашению командования американского флота направился в США для консультирования американских специалистов об опыте использования русскими моряками минного оружия на Балтийском и Чёрном морях в Первую мировую войну. По словам Колчака существовала и иная, тайная, причина его поездки в США: «...адмирал Гленон совершенно секретно сообщил мне, что в Америке существует предположение предпринять активные действия американского флота в Средиземном море против турок и Дарданелл. Зная, что я занимался аналогичными операциями, адмирал Гленон сказал мне, что было бы желательно, чтобы я дал все сведения по вопросу о десантных операциях в Босфоре. Относительно этой десантной операции он просил меня никому ничего не говорить и не сообщать об этом даже правительству, так как он будет просить правительство командировать меня в Америку, официально для сообщения сведений по минному делу и борьбе с подводными лодками».

В Сан-Франциско Колчаку предложили остаться в США, обещав ему кафедру минного дела в лучшем военно-морском колледже. Колчак ответил отказом и отправился назад в Россию.

Прибыв в Японию, Колчак узнал об Октябрьской революции, ликвидации Ставки Верховного Главнокомандующего и начатых большевиками переговорах с немцами. Он ответил согласием на телеграмму с предложением свою кандидатуру в Учредительное собрание от кадетов и группы беспартийных по Черноморскому флотскому округу, однако его ответ был получен с опозданием. Адмирал выехал в Токио. Там он вручил британскому послу просьбу о приеме в английскую действующую армию. Посол, после консультаций с Лондоном, вручил Колчаку направление на Месопотамский фронт. По дороге туда, в Сингапуре, его настигла телеграмма русского посланника в Китае Кудашева, приглашавшего его в Маньчжурию для формирования русских воинских частей. Колчак поехал в Пекин, после чего приступил к организации русских вооруженных сил для защиты КВЖД. Однако из-за разногласий с атаманом Семёновым и управляющим КВЖД генералом Хорватом адмирал Колчак оставил Маньчжурию и выехал в Россию, намереваясь вступить в Добровольческую армию генералов Алексеева и Деникина.

Фёдорович Ушаков

Годы жизни 1745 - 1817
Место рождения сельцо Бурнаково (Ярославская область)
Гражданство Российская империя
Годы службы 1761 - 1807

Основные события
Сражение у Фидониси
(1788, командовал авангардом русской эскадры),
Сражение у мыса Тендра,
Сражение при Калиакрии,
Керченское сражение,
Осада Корфу

Вершина карьеры
Адмирал
Командующий Черноморским флотом

Награды
 Орден Святого Александра Невского с алмазами
 Орден Святого Владимира 2 степени
 Орден Святого Владимира 3 степени
 Орден Святого Владимира 4 степени
 Орден Святого Георгия 2 степени
 Орден Святого Георгия 4 степени
 Орден Святого Иоанна Иерусалимского (Россия)

Иностранные:

 Орден Святого Януария
Награда Османской империи «Челенк»
Золотое оружие от греческой Республики Семи Островов

В истории нашей армии и флота хватает выдающихся личностей. Это люди, оказавшие сильнейшее влияние на развитие не только военной отрасли, но и всей государственности страны. Одним из таких был адмирал Ушаков. Биография этого замечательного человека приведена в данной статье.
О его известности говорит хотя бы тот факт, что во флоте Российской Империи и Советского Союза было несколько кораблей, названных его именем. В частности, даже один крейсер ВМФ СССР. С 1944 года существуют орден и медаль Ушакова. Его же именем назван ряд объектов в Арктике.
Начальный период жизни
Родился Федор Ушаков, будущий адмирал, в крошечном селении Бурнаково, затерявшемся на просторах Московской губернии, в феврале 1745 года. Происходил он из семьи помещика, но не слишком-то богатого. Неудивительно, что ему пришлось рано пойти учиться, дабы не вынуждать родителей тратить деньги на его содержание. В 1766 году обучался в кадетском корпусе, получив звание мичмана. Флотская его карьера началась на Балтийском море. Ушаков сразу показал себя как способный командир и смелый человек.

Начало службы, первые успехи
Уже в 1768-1774 годах, во время первой войны с турками, Ушаков осуществлял командование сразу несколькими линейными кораблями. Он также участвовал в героической обороне крымского побережья.

На Балтике Федор Ушаков командовал фрегатом «Святой Павел», причем впоследствии на нем же совершил переход в Средиземное море. Он выполнял важные поручения по транспортировке леса на верфи Санкт-Петербурга. В 1780 году его даже назначают командиром императорской яхты, но будущий адмирал отказывается от этого скучного поста и подает прошение о переводе обратно на линейный боевой корабль. Тогда же Ушаков получает звание капитана второго ранга.
С 1780-го по 1782 год он командует линейным кораблем «Виктор». В этот период Ушаков постоянно на рейдах: он и его экипаж охраняют торговые пути от английских каперов, которые в ту пору совсем распоясались.

Роль в создании Черноморского флота
Одним деянием особенно известен адмирал Ушаков. Биография его включает факт того, что именно этот человек являлся одним из основателей всего Черноморского флота. С 1783 года он был занят строительством Севастопольской базы для флота, лично руководил обучением новых экипажей на кораблях. К 1874 году Ушаков становится капитаном первого ранга. Тогда же он получает орден Святого Владимира 4-й степени за свою борьбу с чумной эпидемией в Херсоне. После этого ему доверили командование кораблем «Святой Павел» и дали звание бригадного капитана.

Война с турками
В период очередной войны с турками, с 1787-го по 1791 год, именно с именем Ушакова связывают наиболее громкие победы русского флота. Так, в морской баталии близ острова Фидониси (сейчас он называется Змеиный), которая произошла 3 июля 1788 года, адмирал Федор Федорович Ушаков лично руководил авангардом из четырех фрегатов. Турецкий флот в то время насчитывал сразу 49 кораблей, а командовал им Эски-Гассан.

У нас было всего 36 кораблей, причем линейных судов – в пять раз меньше. Именно Ушаков, умело маневрируя и не давая туркам приблизиться, сумел отогнать два их передовых линейных корабля, обратив огнем своих орудий в бегство. Три часа длилось это сражение, по результатам которого весь турецкий флот предпочел ретироваться. За этот бой будущий адмирал Ушаков (биография его описывается в статье) был пожалован в георгиевские кавалеры.

Новые подвиги
Следующие два года на морские сражения не задались. Тем не менее в 1790 году под управление Ушакова передают весь Черноморский флот. Деятельный офицер сразу же приступил к обучению экипажей основных линейных судов. Вскоре представился случай проверить работу: у Синопа эскадра контр-адмирала Ушакова разбомбила почти тридцать неприятельских судов. В ответ вся турецкая эскадра вышла на рейд. Предвидя это, талантливый командующий заранее вывел свой флот и поставил его на якорь близ Керченского пролива, дабы заблокировать прорыв турецких кораблей к Крыму и воспрепятствовать высадке вражеского десанта. Так начиналось Керченское морское сражение. Впоследствии оно вошло практически во все учебники по морскому бою, так как приемы, использованные тогда адмиралом, были для своего времени действительно передовыми.

Новое сражение
Впрочем, вскоре Ушаков Федор Федорович (биография которого содержит много таких эпизодов) принял решение пойти навстречу турецкой эскадре. Это искушение оказалось для турок непреодолимым: уповая на попутный ветер, они решили с наскоку налететь на русский флот и уничтожить его.

Однако их замысел для Ушакова был очевиден, а потому он своевременно отдал команду перестроиться и выделить несколько линейных кораблей для надежного прикрытия авангарда. Когда последний связал турок боем, подоспели остальные русские суда. К трем часам дня ветер начал благоприятствовать нашему флоту. Корабли двух эскадр быстро начали сближаться, и вскоре их артиллеристы вступили в напряженную дуэль.

Русские пушкари показали себя в этом сражении просто великолепно. Вскоре большая часть турецких судов из-за сильных разрушений оснастки уже не могла участвовать в бою. Еще немного, и русские начали праздновать полную и безоговорочную победу. Турки сумели сбежать только благодаря лучшим характеристикам своих компактных и юрких кораблей. Так история Черноморского флота пополнилась еще одной славной победой.
Многие историки отмечают, что в том бою враг не потерял ни одного корабля потопленным, но состояние турецкой эскадры было таково, что в бой она в ближайшие месяцы идти точно не могла. Кроме того, их экипажи понесли огромные потери в живой силе, да и десантные отряды были серьезно потрепаны. У русских убито только 29 человек. Именно в честь этой победы в 1915 году одному из линейных кораблей флота было присвоено имя «Керчь».

Сражение близ Тендры
В конце лета 1790 года произошло довольно значимое сражение у мыса Тендра, где эскадра Ушакова внезапно наткнулась на турок, которые вольготно стояли на якоре. Адмирал пренебрег всеми традициями флота, приказав атаковать с ходу, без долгих перестроений. Уверенность в успехе подпитывалась наличием ставшего традиционным резерва из четырех фрегатов.

Командовал турецкой эскадрой капудан-паша Хуссейн. Он был опытным флотоводцем, но даже ему пришлось отступить после нескольких часов напряженного боя. Флагман русского флота «Рождество Христово» под командованием самого Ушакова вел одновременный бой сразу с тремя вражескими судами. Когда турки бросились в бегство, русские корабли преследовали их до самой темноты, после чего пришлось встать на якорь.

На следующий день сражение возобновилось с новой силой. Несколько часов сражения окончились полной победой нашего флота. За это адмиралу пожаловали орден Святого Георгия 2-й степени, а также полтысячи крепостных крестьян, приписанных к Могилевской губернии. После этого Ушаков Федор Федорович, кратко говоря, стал «чистокровным» помещиком-землевладельцев. Впрочем, в своих поместьях он практически никогда не бывал, постоянно будучи занят флотом.

Сражение у Калиакрии, новые победы
На суше Турция терпела постоянные поражения. Султан-паша решил отыграться, взяв реванш на море. Военные корабли собирали по всей империи, и вскоре около Стамбула стоял невероятно мощный флот. Он в количестве 78 кораблей вскоре встал на якорь близ мыса Калиакрия. Так как в тот период начался мусульманский праздник курбан-байрам, некоторая часть экипажей была отпущена на берег.

Впрочем, русское правительство в это время начало переговоры с ослабевшим врагом, чему турки были только рады. Но адмирал Ушаков (биография его таким образом пополнилась еще одним сражением) об этом не знал, когда наткнулся на турецкий флот. По старой своей привычке он моментально отдал приказ о перестроении в походное положение, попутно обстреливая вражескую эскадру из всех орудий.

Турки пытались повторить маневр, под огнем снимаясь с рейда. Так начиналась баталия у мыса Калиакрия. Уже упомянутый нами флагман русского флота «Рождество Христово» с ходу атаковал неприятеля. Вскоре после этого вражеская эскадра была рассеяна, а в 1791 году наконец-то подписан мирный договор.

Послевоенная работа
После войны адмирал отдает все свои силы и время подготовке и развитию Черноморского флота. В 1793 году он получает звание вице-адмирала. В этот период Ушаков Федор Федорович, биография которого полна знаменательных событий, уже имеет громадный авторитет на флоте, его уважают даже враги.

И тут случается любопытный поворот истории: Россия в составе коалиции против французов становится союзницей Турции, с которой Ушаков воевал еще пару лет назад. В ходе Средиземноморской экспедиции 1798-1800 годов адмирал посетил Стамбул, где в его эскадру влился флот Кадыр-бея. Задача была сложной: освободить многие острова (в том числе и греческий Корфу), а также выйти на соединение с англичанами под командованием Нельсона.

Взятие Корфу
Практически все намеченные цели были захвачены с ходу, но Корфу был мощной крепостью, а потому сперва Ушаков приказал взять его в кольцо морской блокады. Пехоты у объединенной эскадры не хватало, так что думать о штурме было преждевременно. После долгих и упорных переговоров турецкая сторона наконец-то выслала 4,5 тысячи человек десанта, а еще 2 тысячи составило местное ополчение. Можно было составлять план взятия объекта.

Русские десантники, под огнем из форта высадившиеся на берегу, начали быстро сооружать две артиллерийские батареи. Остальной части пехоты предписывалось атаковать передовые укрепления французов. Одновременно с этим начался штурм острова Видо, гарнизон которого быстро капитулировал.

Корабельная артиллерия успешно подавила батареи французов, после чего начался штурм. Быстро была захвачена часть стены, после чего гарнизон понял, что дальнейшее сопротивление ни к чему хорошему не приведет. На адмиральском судне «Святой Павел» были начаты переговоры о капитуляции.

Карьера дипломата
За эту операцию Ушаков был произведен в полные адмиралы. Даже турки преподнесли своему бывшему врагу множество ценных подарков, признав его воинский талант. После этих событий русская эскадра активно помогала сухопутным войскам Суворова, которые в ту пору были задействованы в Северной Италии. Активно действуя в Средиземном море, русский адмирал полностью сковал торговые пути врага, попутно блокировав порты в Генуе и Анконе. Десант его кораблей отлично проявил себя при штурме и освобождении от французских войск Неаполя и Рима. В это время старый моряк поражал всех своим талантом тонкого и умелого дипломата, который на корню умел гасить проблемы и договариваться с оппонентами. Именно он способствовал образованию Республики Семи Островов в Греции, вместе с прочими дипломатами создал Греческий сенат. Введение новых порядков с восторгом приняли почти все островитяне. Нововведения эти прославили Ушакова в тех краях, но вызвали крайнее недовольство Александра I.

Завершение карьеры
Все те полгода, которые адмирал провел на Ионических островах, были непрекращающимся триумфом. Местные жители относились к флотоводцу как к своему освободителю от французской оккупации. На Родину эскадра вернулась 26 сентября 1800 года, пришвартовавшись в Севастополе. Император был крайне недоволен республиканскими взглядами Ушакова, но что-то сделать с ним не мог, опасаясь реакции армии и флота. В 1802 году его убирают от действительно важных областей, назначив начальником гребного флота на Балтике и подготовительных лагерей для моряков. Впрочем, Ушаков и сам был рад этому: многие годы плаваний не способствовали укреплению здоровья, а потому уже в 1807 году он уходит в отставку. Во время нападения французов в 1812 году он возглавлял Тамбовское ополчение, но из-за плохого физического самочувствия лично в боях уже не участвовал. Скончался прославленный флотоводец в 1817 году, был торжественно похоронен в Санаскарском монастыре.

Интересные факты о жизни
В историю мореходного дела всего мира Ушаков вошел не только как непревзойденный никем по результативности адмирал, но и как автор совершенно новой тактики боя парусного флота. Он огромное внимание уделял подготовке экипажей каждого корабля своей эскадры, чем сильно отличался от командующих тех лет. Адмирала любили подчиненные: он был жестким и требовательным, но не жестоким. Чем еще известен Ушаков Интересные факты о нем поражают: когда в СССР был учрежден орден и медаль его имени, выяснилось… что никто не знает, как выглядел великий флотоводец в реальности. Единственный его портрет датировался 1912 годом, когда адмирала уже сто лет как не было в живых. Решение задачи предложил знаменитый антрополог Герасимов: склеп адмирала был вскрыт (причем выяснилось, что какие-то вандалы уже успели украсть все личные вещи и золотую шпагу), с черепа ученый снял промеры, на основании которых была создана реконструкция облика. Произошло это в 1944 году.

Но и это не все. В наше время этот выдающийся человек был канонизирован православной церковью. Сейчас святой адмирал Ушаков покровительствует всем путникам и тем людям, которые только собираются пуститься в дальнюю дорогу.

И еще один факт. В Санаксарском монастыре есть могилы… двух Федоров Ушаковых. Одна из них - самого адмирала. Другая принадлежит его дяде, который при жизни был настоятелем этой обители. Изучая архивы, ученые выяснили, что прославленный моряк любил бывать в этих стенах, отдыхая от мирской суеты. Именно поэтому он написал завещание, согласно которому его нужно было похоронить рядом с его дядей.

Павел Степанович Нахимов (рожд. 23 июня (5 июля) 1802 г. — смерть 30 июня (12 июля) 1855 г.) — российский адмирал, герой обороны Севастополя 1854–1855 гг., среди замечательных русских флотоводцев занимает исключительное место как один из самых ярких представителей школы русского военного искусства.

Происхождение. Учеба. Начало службы

Павел родился в 1802 году в селе Волочек Вяземского уезда Смоленской губернии (сейчас село Нахимовское Андреевского р-а Смоленской обл.) Был седьмым ребенком из 11-ти детей небогатого помещика, секунд-майора Степана Михайловича Нахимова и Феодосии Ивановны Нахимовой.

По окончании Морского кадетского корпуса 20 января 1818 г. среди других гардемарин Павел Нахимов успешно сдал экзамены, став 6-м в списке из 15-ти лучших воспитанников. 9 февраля он был произведен в мичманы. В 1818 — 1819 гг. Нахимов оставался на берегу, при экипаже. 1820 год — с 23 мая по 15 октября мичман на тендере «Янус» был в плавании до Красной Горки. На следующий год был назначен в 23-й флотский экипаж и направили по суше в Архангельск. 1822 год — моряк вернулся берегом в столицу и получил назначение в кругосветное плавание на фрегате «Крейсер» под командованием капитана 2-го ранга М. П. Лазарева. На Тихом океане Павел Степанович отличился при попытке спасения упавшего за борт матроса. 1823 год, 22 марта — его произвели в лейтенанты. За это плавание 1 сентября 1825 г. моряк был удостоен ордена Святого Владимира 4-й степени и двойного жалования.

На корабле «Азов»

По возвращении кандидатуру лейтенанта намечали для Гвардейского экипажа. Однако Нахимов стремился служить на море. По просьбе Лазарева он был назначен на корабль «Азов». Будущий адмирал принимал участие в достройке судна и перешел на нем из Архангельска в Кронштадт, где экипаж продолжал работы и сделал «Азов» образцовым кораблем.

1827 год, лето — он отправился на Средиземное море и принял участие в Наваринском сражении. «Азов» действовал в самой гуще боя. Лейтенант командовал батареей на баке. Из 34 его подчиненных 6 было убито и 17 ранено. Павел Степанович по счастливой случайности не пострадал. За участие в сражении 14 декабря Нахимов был произведен в капитан-лейтенанты, а 16 декабря - был удостоен ордена Святого Георгия 4-й степени.

Командир корвета «Наварин»

1828 год, 15 августа — он принял трофейный корвет, переименованный в «Наварин», и тоже сделал его образцовым. На нем моряк принимал участие в блокаде Дарданелл и 13 марта 1829 г. с эскадрой М.П. Лазарева возвратился в Кронштадт, был награжден орденом Святой Анны 2-й степени. 1830 год, май — когда эскадра вернулась в Кронштадт, контр-адмирал Лазарев в аттестации командира «Наварина» написал: «Отличный и совершенно знающий свое дело морской капитан».

На фрегате «Паллада»

1831 год, 31 декабря — Нахимов был назначен командиром фрегата «Паллада». Он наблюдал за постройкой, внося усовершенствования, пока фрегат, вошедший в строй в мае 1833 г., не стал показательным. 17 августа, в плохую видимость, моряк заметил Дагерортский маяк, дал сигнал, что эскадра подвергается опасности, и спас большинство судов от гибели.

На Черноморском флоте. Командир «Силистрии»

1834 год — адмирал Лазарев стал Главным командиром Черноморского флота и портов. К себе он вызывал тех моряков, с которыми был в плаваниях и сражениях. Черноморцем стал и Павел Нахимов. 1834 год, 24 января — будущий адмирал был назначен командиром строящегося линейного корабля «Силистрия» и переведен в 41-й экипаж Черноморского флота; 30 августа капитан-лейтенанта за отличие в службе произвели в капитаны 2-го ранга. 1834–1836 гг. — он занимался постройкой «Силистрии». В скором времени корабль стал примером для других. 1837 год, 6 декабря — командир корабля «Силистрия» был произведен в капитаны 1-го ранга. 22 сентября за отличное усердие и ревностную службу был награжден орденом Святой Анны 2-й степени, украшенной императорской короной.

Усердная служба отразилась на здоровье, 23 марта 1838 г. П.С. Нахимов был отправлен в отпуск за границу на лечение. Несколько месяцев он провел в Германии, однако медики не помогли. 1839 год, лето — он по совету Лазарева возвратился в Севастополь и чувствовал себя хуже, чем до отъезда. Тем не менее Нахимов продолжал службу на море. Он принимал участие в высадках десанта при Туапсе и Псезуапе, в 1840–1841 гг. крейсировал в море и руководил постановкой мертвых якорей в Цемесской бухте. 1842 год, 18 апреля — за отлично-усердную службу П.С. Нахимов был награжден орденом Святого Владимира 3-й степени.

Контр-адмирал

1845 год, 13 сентября — за отличие в службе, Павел Степанович Нахимов был удостоен чина контр-адмирал и назначен командиром 1-й бригады 4-й флотской дивизии. Один год он был во главе отряда кораблей, крейсировавших у берегов Кавказа, другой - выступал в роли вначале младшего, а потом и старшего флагмана практической эскадры, выходившей в море для обучения команд. Опытный моряк добивался повышения морской выучки экипажей и поощрял инициативу. 1849–1852 гг. — он сделал свои замечания к «Правилам, принятым на образцовом артиллерийском корабле „Екселент“ для обучения нижних чинов артиллерии», к изданному в 1849 г. своду морских сигналов и к новому «Морскому уставу».

Вице-адмирал

1852 год, 30 марта — П. С. Нахимова назначают командующим 5-й флотской дивизией. 25 апреля его определили командовать практической эскадрой. За время кампании эскадра сделала несколько рейсов для перевозки войск. 2 октября он был произведен в вице-адмиралы с утверждением начальником дивизии.

В сентябре, чтобы ликвидировать угрозу с юга, где у границ России скопились турецкие войска, Нахимов перевез на Кавказ 13-ю пехотную дивизию из Крыма, после чего был направлен в крейсерство у берегов Анатолии. Здесь он встретил начало войны, а 18 ноября нанес поражение турецкой эскадре в .

Обнаружив 11 ноября в Синопской бухте 7 фрегатов, 2 корвета, шлюп и 2 парохода под прикрытием шести береговых батарей, Нахимов блокировал ее своими тремя судами и отправил в Севастополь за подмогой. Когда подошло подкрепление, вице-адмирал решил атаковать с 6 линейными кораблями и 2 фрегатами, не дожидаясь пароходов.

За Синоп вице-адмирал был удостоен ордена Святого Георгия 2-й степени. Награды получили другие участники сражения, победу широко отмечала вся Россия. Но Нахимова не радовала награда: он переживал тот факт, что становился виновником грядущей войны. И его опасения имели вполне прочные основы. Получив предлог для вмешательства и поддержку возбужденного общественного мнения, правительства Англии и Франции отдали приказы, и 23 декабря англо-французская эскадра вступила на Черное море.

С декабря 1853 г. адмирал командовал кораблями на рейде и в бухтах Севастополя. Ожидая нападения, он почти не сходил на берег. Тем временем Англия и Франция 12 марта заключили военный договор с Турцией и 15 марта объявили войну России.

П.С. Нахимов во время Синопского сражения

Оборона Севастополя

Высадка союзников, сражение на Альме и уход армии создали критическое положение в Севастополе. Только задержка движения неприятельских войск позволила защитить город с суши орудиями и моряками, занявшими наскоро построенные укрепления. Чтобы преградить путь неприятелю в бухту, 11 сентября между Константиновской и Александровской батареями затопили пять старых кораблей и два фрегата. В тот же день Меншиков поручил вице-адмиралу Корнилову оборону Северной, а Нахимову - Южной стороны. Начиналась героическая оборона Севастополя, в которой вице-адмирал вначале командовал эскадрой, а потом стал душой обороны, фактическим ее руководителем после гибели в первой бомбардировке Севастополя 5 октября 1854 года В.А. Корнилова. Он принимал меры к усилению сухопутных бастионов, однако не забывал и о флоте, всемерно добиваясь активных умелых действий от командиров пароходов, ставших единственной боеспособной силой флота.

Только 25 февраля 1855 г. Нахимова официально назначили командиром Севастопольского порта и военным губернатором Севастополя. 27 марта о был произведен в адмиралы за отличие при обороне Севастополя. Получив разрешение сдать эскадру, он сосредоточил внимание на сухопутной обороне.

Смерть адмирала Нахимова

Ранение. Смерть

Флагман заботился о людях, стремился, как только возможно в тех условиях, избавить армию от лишних потерь. Сам же Павел Степанович продолжал в сюртуке с хорошо заметными эполетами появляться в самых опасных местах. 28 июня, как всегда, с утра Нахимов объезжал позиции. Когда адмирал с Малахова кургана наблюдал за противником, высунувшись из-за укрытия, он был смертельно ранен в голову пулей. 1855 год, 30 июня — Нахимов Павел Степанович умер. Похоронен был флотоводец во Владимирском соборе с другими выдающимися адмиралами.

Смерть адмирала поставила последнюю точку в обороне Севастополя. Когда союзникам в результате очередного штурма удалось ворваться на Малахов курган, русские полки оставили Южную сторону, взорвав склады, укрепления и уничтожив последние суда.

В годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., когда жизнь заставила обратиться к боевым традициям прошлого, были учреждены орден и медаль Нахимова для награждения достойных моряков.

Выдающийся русский флотоводец, герой, исполнительный офицер и талантливый руководитель - всё это про Павла Степановича Нахимова. Он не раз показывал своё мужество и отвагу в военных сражениях, был чересчур бесстрашен, что его и погубило. Сыграл огромную роль в Севастопольской обороне 1854-1855 годов, разгромил турецкие корабли во время Адмирал П. С. Нахимов был глубоко уважаем и любим своими подчинёнными. Он остался навсегда в истории России. На сегодняшний день даже существует орден имени Нахимова.

Биография адмирала Нахимова

Родом Нахимов Павел Степанович был из небогатой семьи смоленских дворян. Его отец имел звание офицера и ушёл в отставку, будучи секунд-майором. В юности Павел Нахимов поступил в Морской кадетский корпус. Ещё во время учёбы его природный дар руководителя давал о себе знать: он был исполнительным до безукоризненности, проявлял предельную аккуратность, всегда был трудолюбив и делал все для достижения своих целей.

Он показывал отличные результаты в обучении и в 15 лет стал мичманом. В этом же возрасте получил назначение на бриг «Феникс», плавание которого должно было проходить в Балтийском море. В это время многие обращают внимание на 15-летнего гардемарина, который показывает всем, что морская служба - это дело всей его жизни. Любимыми местами в мире для него были военный корабль и порт. У него не было времени на устройство личной жизни, да он этого и не хотел. Павел Степанович никогда не влюблялся и не женился. Он всегда проявлял усердие и рвение в несении службы. Биография адмирала Нахимова свидетельствует о том, что морское ремесло было не просто его увлечением, он им жил и дышал. С радостью согласился на предложение Лазарева нести службу на фрегате «Крейсер». Этот флотоводец сыграл большую роль в жизни Нахимова: он брал с него пример и старался подражать ему. Лазарев стал для него «вторым отцом», учителем и другом. Нахимов видел и уважал в своём наставнике такие качества, как честность, бескорыстие, преданность морской службе.

Корабль «Азов»

Службе на «Крейсере» Нахимов посвятил три года, за это время он успел «вырасти» из мичмана в лейтенанта и стать любимым учеником Лазарева. Биография адмирала Нахимова говорит о том, что в 1826 году Павел Степанович переводится на «Азов» и снова служит под руководством того же командира. Этому кораблю суждено было принять участие в Наваринском морском бою. В 1827 году состоялось сражение против турецкого флота, где выступила объединённая российская, французская и английская эскадра. «Азов» отличился в этом сражении, подойдя к кораблям врага ближе всех и нанеся им большой урон. Итоги боя: Нахимов был ранен, множество убитых.

Командир Нахимов

В 29 лет Павел Нахимов стал командиром «Паллады». Этот фрегат ещё не знал плаваний и был только выстроен в 1832 году. Затем под его командование перешёл «Силистрия», который бороздил просторы Чёрного моря. Здесь Нахимов становится 9 лет под руководством Павла Степановича «Силистрия» выполняла труднейшие и довольно ответственные поручения.

Оборона Севастополя

В 1854-1855 годах Нахимов был переведён в Крым и вместе с Истоминым и Корниловым героически возглавлял Он руководил формированием морских батальонов, строительством батареи, подготовкой резервов. Он непрестанно следил за взаимодействием флота и армии, строительством укреплений, снабжением защитников Севастополя. История адмирала Нахимова говорит о том, что его зоркий глаз всегда видел, как более эффективно применять артиллерию и выполнять другие военные операции. Нередко Нахимов сам шёл на передовую и руководил боевыми действиями. Во время первой бомбардировки города в 1854 году он получил ранение в голову, а в следующем году - контузию. В 1855 году, 6 июня, когда производился штурм города, он стал во главе защиты Корабельной стороны. В пиковый момент Нахимов возглавил штыковую контратаку пехоты и моряков.

Гибель

28 июня 1855 года не должно было ничем отличаться от будней военной службы. Совершался заведённый по порядку объезд, проверялись севастопольские укрепления. В 5 часов вечера Нахимов подъехал к третьему бастиону. Осмотрев вражеские позиции, он направился в сторону Малахова кургана, чтобы произвести наблюдение за неприятелем. Матросы и окружение Нахимова очень чётко запомнили день его смерти. Биография адмирала Нахимова - свидетельство тому, что он был очень смел, до безрассудства. Когда французская пуля попала в него, прошив насквозь череп, он стоял и смотрел в Прямо на врага. Не прячась и не отходя в сторону несмотря на увещевания своих подчинённых, которые пытались его остановить и не подпустить к банкету. Он умер не сразу, хотя и без единого стона. У его постели собрались лучшие медики. Он несколько раз открывал глаза, но молчал. Адмирал Нахимов погиб на следующий день после тяжёлого ранения. Похороны состоялись в Севастопольском Владимирском соборе, здесь же покоятся останки его учителя Лазарева и ратных коллег - адмиралов Истомина и Корнилова.

Орден Нахимова

Позже был учрежден орден в честь адмирала Нахимова. Им награждают выдающихся офицеров за отличное проведение морских операций, смелые решения, хорошую организацию. Орден имеет несколько степеней.

У Павла Степановича не было таких качеств, за которые нельзя было бы наградить. Теперь этот орден как память об адмирале Нахимове, доблестном офицере и командире, вручается тем, кто проявляет наивысшее стремление в достижении успехов и отличных результатов, выполняя свой долг.

История отечественного военно-морского флота знает много славных традиций, одна из которых - увековечивать память знаменитых флотоводцев прошлого в названии судов, стоящих сегодня на боевом дежурстве. Среди них и военный корабль "Адмирал Нахимов", носящий имя славного русского моряка, овеявшего себя славой во многих сражениях. Остановимся подробнее на жизни этого замечательного человека.

Юные годы будущего флотоводца

Павел Степанович Нахимов - адмирал русского флота и герой обороны Севастополя - родился 5 июля 1802 года в небольшом сельце Городок, расположенном в Смоленской губернии. Он был седьмым из одиннадцати детей отставного секунд-майора Степана Михайловича Нахимова. Кроме него, в многодетной семье подрастали ещё четверо сыновей, также со временем ставших моряками.

Несмотря на то что будущий адмирал Нахимов с раннего детства мечтал о кораблях и дальних плаваньях, при поступлении в Морской кадетский корпус возникли сложности - желающих оказалось слишком много, и из-за нехватки мест ему пришлось ждать два года.

Во время учёбы в этом прославленном Санкт-Петербургском учебном заведении судьба свела его с такими известными впоследствии военными и государственными деятелями, как А. П. Рыкачёв, П. М. Новосельцев, а также создатель знаменитого толкового словаря В. И. Даль. Вместе с ними летом 1817 года он ходил в первое своё плаванье. На бриге «Феникс» команда молодых гардемаринов посетила порты Копенгагена, Стокгольма и Карлскроу.

Первые офицерские погоны

В 1818 году по окончании учёбы Павел Нахимов был произведён в мичманы и направлен служить на фрегат «Крейсер», где его командиром был другой прославленный российский флотоводец М. П. Лазарев, стяжавший впоследствии славу первооткрывателя Антарктиды. Очень скоро они сблизились настолько, что для молодого и ещё неопытного офицера он стал не только начальником, но и близким человеком, во многом заменившим отца.

После кругосветного плаванья на «Крейсере» (1822-1825) мундир Нахимова украсили лейтенантские погоны, а через два года за отличие, проявленное во время Наваринского морского сражения с турецким флотом, он был произведён в капитан-лейтенанты. Это было своего рода боевое крещение, которое с честью прошёл Нахимов. Адмирал Л. П. Гейден - командовавший русской эскадрой, лично наградил его орденом св. Георгия IV степени.

Путь от капитан-лейтенанта до вице-адмирала

В 1828 году двадцатишестилетний офицер впервые поднялся на капитанский мостик. Ему было доверено командовать трофейным турецким корветом «Наварин». В период, начавшийся вскоре русско-турецкой войны, его судно в составе русской эскадры принимало участие в блокаде Дарданелл, а по окончании военных действий вошло в состав Балтийского флота. В течение последующих пяти лет Нахимов командовал фрегатом «Паллада», а затем, получив перевод на Чёрное море, в звании капитана 1-го ранга - линейным кораблём «Силистрия».

Сохранилось много документальных свидетельств, того, как экипаж вверенного ему судна с честью выполнял трудные и ответственные задания командования. За высокий профессионализм, усердие в службе и личную отвагу в 1845 году указом государя Николая I Нахимов был произведен в контр-адмиралы, а через семь лет в вице-адмиралы российского флота. В этом звании он вступил в должность начальника флотской дивизии.

Командир Черноморской эскадры

С началом Крымской войны 1853-1856 гг. основная тяжесть боевых действий легла на эскадру Черноморского флота, которой к тому времени командовал Нахимов. Адмирал в столь трудный период сумел мобилизовать все имевшиеся в его распоряжении резервы для противостояния мощному и прекрасно вооружённому противнику.

Большинством наиболее ответственных операций он руководил лично. Достаточно вспомнить Синопское сражение, в котором 30 ноября 1853 года им были уничтожены основные силы турецкого флота, обнаруженные, несмотря на штормовую погоду, и блокированные в гавани города Синоп. Со столь славной победой Нахимова поздравил лично государь. Прислав Павлу Степановичу Высочайшую грамоту, он назвал в ней разгром турецкой эскадры украшением летописи истории Русского флота.

Во главе осаждённого города

В марте 1855 года, когда вражеские корабли блокировали с моря Севастополь, остро встала необходимость в энергичном и опытном руководителе, способном возглавить его оборону. Таким человеком стал П. С. Нахимов. Адмирал был назначен сразу на две ключевые должности - губернатором города и командиром Севастопольского порта. Это придавало ему широкие полномочия, но и возлагало большую ответственность.

В осуществлении обороны города ему во многом помогал непререкаемый авторитет, которым он пользовался среди солдат и матросов, и благодаря которому оказывал на них величайшее нравственное влияние. Достоверно известно, что среди нижних чинов он звался «отцом-благодетелем».

Бесстрашный командир

Дорожа жизнями подчинённых ему солдат и офицеров, Нахимов тем не менее привык не задумываясь рисковать собственной головой. Нередко он с солдатским ружьём в руках бросался впереди всех в штыковую атаку или демонстративно появлялся над бруствером окопа на виду у противника. Это удальство не всегда сходило с рук. Во время одного из обстрелов города в 1854 году он был тяжело ранен в голову, а несколько месяцев спустя получил контузию.

Но несмотря ни на что, его бесстрашие поднимало дух солдат и офицеров, видевших, что при любых обстоятельствах рядом с ними их адмирал Нахимов. Фото, представленные в статье, сделаны с картин и рисунков, изображающих знаменитого флотоводца в разные периоды его жизни, но на каждом из них его облик дышит неукротимым мужеством и отвагой. Таким он навсегда остался в нашей истории.

Гибель адмирала

Оборона Севастополя стоила жизни огромному числу людей, втянутых волею судьбы в эту кровавую бойню, длившуюся почти одиннадцать месяцев. Среди них был и адмирал Нахимов. Биография этого выдающегося военачальника оборвалась на пике карьеры, в обстановке всеобщей любви и признания заслуг. Его имя с уважением произносили все - от рядового солдата до императора.

Причиной неожиданной и трагической смерти стало ранение в голову, полученное Павлом Степановичем 28 июня 1855 года во время объезда им передовых оборонительных сооружений, возведённых в районе Малахова кургана. В тот день он, как и прежде, демонстративно игнорировал свистевшие вокруг него пули, одна из которых оказалась для него роковой. Доставленный в полевой госпиталь, Нахимов провел два дня в тяжёлых мучениях и ушёл из жизни 30 июня 1955 года. Его прах обрёл вечный покой в склепе севастопольского Владимирского собора.

Память, сохранённая потомками

Отдавая дань памяти знаменитого адмирала, в нашей стране были открыты несколько военно-морских училищ, названных его именем, а также учреждены орден и медаль Нахимова. Во многих городах России воздвигнуты в его честь монументы, наиболее известный из которых высится в Севастополе, в районе Графской пристани. Именем героя названы улицы и проспекты.

Одним из памятников прославленному флотоводцу стал крейсер «Адмирал Нахимов», спущенный на воду в 1986 году. С тех пор он несёт боевую вахту в составе Северного флота России. Его экипажи свято хранят традиции русского флота. Сегодня в их арсенале самое современное оружие, включая пусковые установки ракет, способных нести ядерные боеголовки. Поскольку «Адмирал Нахимов» - атомный крейсер, он имеет возможность находиться в автономном плаванье многие месяцы и выполнять поставленные перед его командой задачи в любой точке Мирового океана.