Биографии Характеристики Анализ

Имение некрасова. Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н

March 18th, 2017

26.07.2016
Карабиха — третий некрасовский музей, в котором мне посчастливилось побывать. И если Чудовскую Луку я посетил до того, как приступил к ведению мебельного блога и фотографированию мебели для него, то уж я приходил дважды и нафотографировался там вдоволь. Так что теперь у нас есть возможность проследить в некрасовских интерьерах кое-какие параллели.

Приглашаю пройти в Большой дом.

Гардеробная
В гардеробной нас встречает вешалка , или гардеробная стойка , типичной для XIX века конструкции (подобные вешалки мы встречали и Напомню, что выступающая вперед перекладина совмещает в себе две утилитарные функции. Во-первых, это барьер для тростей. Во-вторых — дополнительная опора, препятствующая опрокидыванию вешалки под тяжестью многочисленных пальто.

Вспоминая рассказ о том, какое большое количество посетителей одновременно бывало у Некрасова в санкт-петербургской квартире, и сравнивая с карабихским вариантом, я поймал себя на мысли о том, что представленная в экспозиции квартиры вешалка не могла обеспечить прием гостей.
Ну сами посудите. Это вешалка из приемной в Санкт-Петербурге.

А мы снимаем верхнюю одежду и обувь, оставляем все в гардеробной и проходим в приоткрытую дверь кабинета.

Кабинет Николая Алексеевича Некрасова
Мы в помещении, которое служило кабинетом сначала для Николая Алексеевича, а впоследствии — для его брата Федора.
Рабочее место поэта здесь как бы спрятано. Действительно, первое, на что обращаешь внимание, входя в кабинет, — это распахнутая дверь, ведущая на балкон. Вспоминаешь внешний вид дома, и становится понятно, что кабинет — центральное помещение второго этажа.
Слева и справа от двери расположены парные трюмо с трехчастными зеркальными полотнами и консольными полочками. Внешний вид трюмо эклектичен, а в резном декоре обрамления верхних овальных зеркал просматриваются асимметричные детали, характерные для стиля рококо.

И лишь потом взгляд устремляется налево, в угол, где расположено рабочее место поэта. Но вновь наше внимание отвлечено от мебели. Его оттягивает на себя живописное изображение головы лошади (Н. Е. Сверчков, 1856 г., копия). Чудесный, выразительный портрет.
И только теперь нам предстоит рассмотреть три мемориальных предмета мебели, которые принадлежали Некрасову, ранее находились в его санкт-петербургской квартире, а после смерти поэта были перевезены его братом в Карабиху.

Первая мемория — двухтумбовый письменный стол из карельской березы (Н. Штанге, Санкт-Петербург, 1860-е гг.). Тумбы представляют собой, с одной стороны, основательные, а с другой — ажурные конструкции. В каждой из тумб три небольших выдвижных ящика скомбинированы с точеными ножками, которые дополнительно укреплены Н-образными проножками. Столешница покрыта красным сукном. Интересно, что красивый сам по себе материал, имеющий неповторимый и очень декоративный рисунок, — карельская береза — скрыт под слоями черного лака. Декоративности столу, помимо точеных ножек-проножек, придает плоская резьба, выполненная в стиле русского узорочья.

Вторая мемория — кресло Некрасова (неизвестный мастер, Северо-Запад России, 1860-е гг.). Сиденье, прямоугольная вставка в спинку и накладки на локотники мягкие, обиты сафьяном. Напомню, что сафьян — кожа козы, отлично выделанная, обладающая безупречной лицевой поверхностью, обычно выкрашенная в один из ярких цветов. По нижнему краю сиденья проложена бахрома ярко-красного цвета. Можно предположить, что ранее она лучше подходила к цвету сафьяна, который мог выгореть, выцвести от времени и от использования. В деревянной раме кресла просматриваются те же мотивы, что и в точеных элементах стола, но в отличие от стола проножки кресла изогнуты. Как и стол, деревянные части кресла покрыты черным лаком.

Наконец, третья мемория. Это корзина для бумажного мусора (неизвестный мастер, Северо-Запад России, 1860-е гг.). Стилистика корзины эклектична. Так, восьмигранная форма может отсылать нас к мавританскому стилю. С другой стороны, каждая грань представляет собой пластину с прорезным (на тканевом фоне) деревянным декором в виде двуглавого грифона, держащего герб с инициалами «НН» в центре.

Возьму на себя смелость и выдвину малонаучную версию, объясняющую возможную связь грифонов и инициалов — с именем Некрасова. Корзина могла быть сделана на заказ по типовому для мастера проекту (назовем его дизайном с грифонами). При этом в резной узор могли быть вписаны инициалы заказчика, то есть НН.

И вновь, мысленно возвращаясь в Петербург, ловлю себя на двух соображениях.
Взгляните, как выглядит рабочее место Некрасова в его петербургском кабинете. Во-первых, мы сразу обращаем внимание на значительные стилистические отличия между мебелью Карабихи и Петербурга. Отличия в конструкции также велики: в Петербурге Некрасов пользовался письменным столом — бюро и, возможно, стулом с гнутой рамочной спинкой и скругленным сиденьем с плетеной вставкой.

Но это ладно. А как быть с тем, что музейщики и в Петербурге, и в Карабихе гордятся тем, что имеют дело с мемориальными письменными столами Некрасова, происходящими из санкт-петербургской квартиры? Это во-вторых.

Ничего не остается делать, как верить и тем, и другим.

Но продолжим осмотр кабинета. Перед нами авторская копия портрета Николая Алексеевича Некрасова работы И. Н. Крамского (Санкт-Петербург, 1877 г.).
Портрет является центром симметричной композиции, притягивающим к себе большое количество фотографий и объединяющим вокруг себя два шкафа с библиотекой Некрасова.

Шкафы исключительно живописны. Нижние, глухие части дверок представляют собой необыкновенно фактурные филенки. Здесь и выпуклые вазы с пышными букетами цветов, и растительные гирлянды, и резьба различного рисунка по контуру филенки, и декоративно проработанные угловые «накладки», и картуши.

В разрыв полукруглого фронтона, украшающего верхнюю часть шкафов, помещена квадратная ваза-урна, стоящая на квадратном же постаменте. По фризу проложена бесконечно вьющаяся растительная резьба.

И вновь хочется провести параллель с обстановкой петербургской квартиры поэта.
Вспомним, как выглядит фрагмент интерьера редакционной приемной, и сразу отметим роль резного декора в украшении некрасовских книжных шкафов . Это вам не простые толстовские книжные шкафы из Ясной Поляны.

В углу кабинета организована зона для отдыха за чаепитием и чтением газет.

Обратим внимание на стулья . Их сиденья выполнены в технике плетения из соломки (соломка наверняка новодельная), а спинки оформлены в виндзорском стиле.

Дальний родственник таких стульев имеется и в Санкт-Петербурге.
Стоит себе один-одинешенек в просторной зале рядом с булевской тумбой.

Осмотр кабинета завершаем взглядом на люстру, которую отправляем в двадцать восьмую

История Большого дома тесно переплетена с судьбой не только Николая Алексеевича, но и его брата Федора. Так что не удивляйтесь названию следующего помещения.

Спальня Федора Алексеевича Некрасова
Как я уже неоднократно замечал, интерьеры спален нечасто воссоздаются в музейных экспозициях, а кровать в музеях является одним из самых редких предметов мебели.
Вот и сейчас в помещении мужской спальни представлен женский туалетный столик , или трюмо-комод (1830-е гг.). Чтобы разрешить возможное когнитивное противоречие, добавлю, что перед нами вещь не мемориальная, а типологическая. Рассмотрим столик поближе.

От комода столику достались два широких ящика со ступенчато изменяющейся (для удобства сидения) в середине глубиной. От трюмо — зеркало в прямоугольной раме с двумя стойками по бокам (вероятно, для дополнительных свечей). Зеркало возвышается на надстройке с ящичками для драгоценностей, называемой в мире итальянской мебели словом alzata. Форма ящичков надстройки повторяет форму ящиков комода.

Но есть в спальне и некрасовская мемория. Это столик (1880-1900 гг.), ранее использовавшийся в столовой как закусочный, а сейчас приспособленный под витрину.

Смею предположить, что верхняя часть столешницы — новодел (крышка витрины), а нижняя часть, с резным декором по периметру, — историческое подстолье. Ритм вертикальных элементов резьбы повторяется в балюстраде, которой украшена Н-образная проножка, а форма маленьких балясинок повторяет форму больших точеных ножек.

Люстра, как и положено в спальне, небольшая, аккуратная, дающая приглушенный свет.

Из спальни проходим в зал охоты. Движемся по Г-образному коридору, в котором висит вот такая люстра.

Зал охоты
Соответствующее настроение залу придают атрибуты охотничьей жизни, как то: охотничья сумка, рожок, чучела птиц и рога добытых животных, изображения всевозможных сценок и

собственно ружья. Эти ружья вместе с

настенными часами были куплены Некрасовым и подарены крестьянам-охотникам.

Остальные предметы в зале типологические, например сундук-саквояж в комбинированной деревянной и металлической оплетке, боковины которого скромно и даже несмело украшены двумя нарисованными контурными линиями разной толщины.

На сундуке покоится дорожное бюро , или дорожный секретер , красного дерева (первая четверть XIX в.). Его конструкция настолько непроста, что я позволю себе развернутую цитату из музейного описания данного предмета.
«Крышка откидывается на металлических кронштейнах. Планшет под откидной доской крепится на петлях с помощью латунных замочков. Ящик раскладывается на две части со скошенными боковыми стенками, соединенными двумя латунными петлями. В боковых стенках передней части имеются пазы для доски с сукном, запирающейся латунной пластинкой. Вторая часть имеет внутренний вынимающийся ящик с многочисленными отделениями для канцелярских принадлежностей. Под ним — съемная доска с отделением для бумаг. Секретер запирается на внутренний металлический замок».

Похожий, но гораздо более простой секретер встретился мне , что в Гатчине.


Люстра из зала охоты.

Кабинет Натальи Павловны Некрасовой
Из сугубо мужского помещения мы попадаем в помещение исключительно женское, которое в свое время занимала супруга Федора Алексеевича — Наталья Павловна.
Три предмета указывают нам на то, что хозяйка помещения — дама. Первый из них — швейная машинка марки «Зингер», издали выглядящая даже воздушно.

Воторой — миниатюрный, элегантный, очень аккуратный дамский письменный стол (конец XIX в.).

На утонченных, заостренных книзу ножках; с красной подушечкой — подставкой под ноги, вмонтированной в центральную проножку; с небольшим ограждением по задней стороне, в углах которого помещены оригинальные подсвечники.
Стол подлинный, принадлежал семье Некрасовых.

Третий предмет — люстра с ажурным абажуром.

Спальня Натальи Павловны Некрасовой
Альков для размещения в нем кровати оформлен четырьмя колоннами и занимает чуть ли не бо́льшую часть пространства. Но отсутствие в помещении самой кровати в очередной раз подтверждает мою спальную теорию.
Тем не менее мы будем вознаграждены возможностью увидеть подлинные вещи семьи Некрасова.

Вглубине алькова — мемориальный туалетный столик (середина XIX в.).

И в очертаниях элементов столика в целом, и в линиях его декора — во всем присутствует форма овала с зауженной талией. Будь то зеркало, или столешница, или контуры накладной резьбы на дверцах тумб. Некоторые элементы столика зооморфны, например стилизованные под морских коньков полочки под свечи или напоминающие лапы животных тяжеловесные ножки-опоры.

Внимательный читатель заметил, что стулья с плетеными вставками в сиденье и спинку, окружающие туалетный столик, — родные братья стулу, мимо которого мы только что прошли в кабинете Натальи Павловны.

Еще один мемориальный предмет — бельевой шкаф , или комод (вторая половина XIX в.). Формы комода просты: ящики плоские, ручек нет, вместо них использовались ключи. Из декора только рисунок шпона, перетекающий с ящика на ящик, да каннелюрированные накладки на ребра.

Люстра спальни.

Гостиная
По наличию тех или иных предметов мебели можно сразу сделать вывод о том, чем могло быть занято время посетителей гостиной: игрой на рояле или в карты, рукоделием, беседами и прослушиванием граммофонных записей.
Что касается рояля старейшей фортепианной фирмы Германии «Рениш» (1870-е гг.), то он не принадлежал Некрасову.

Поэтому обратим большее внимание на банкетку простых и строгих форм, с характерными для классицизма перекрестиями в локотниках.

Кстати, в гостиной Панаевых, что в музее Некрасова в Петербурге, тоже есть интересная банкетка, но только уже ампирная.

Рядом с камином организована зона рукоделия.
Каминный экран , выполненный в стиле модерн с характерными для него линиями-пузырями и линиями ириса, относится к началу XX века и не сочетается с другими предметами мебели, относящимися к предшествовавшим ему большим классическим стилям. Возможно, брат поэта, Федор Алексеевич, владевший Карабихой и доживший до расцвета модерна, поддался очарованию новомодного стиля, который просуществовал недолго, но был чрезвычайно популярен в свое время.

Перед нами дамский столик для рукоделия (первая половина XIX в.). Ранее он принадлежал княгине А. В. Голицыной и находился в имении Гагаринские Новоселки, Переславского уезда.
Утилитарный предмет мог бы быть совсем неказистым, если бы не был изготовлен из карельской березы и не имел «задумки». Так, издалека можно обмануться, оценивая на глаз высоту подстолья. Однако при ближайшем рассмотрении обнаруживается, что «нижний ящик» вовсе не ящик, а откидная крышка, а четыре темные точки на ней, издалека кажующиеся ручками, на самом деле — отверстия-выемки, в которые помещаются настоящие ручки расположенных выше ящичков. А потом оказывается, что если присмотреться еще более внимательно, то и для ручех трех самых верхних и самых узких ящичков тоже находятся выемки на откидной крышке.

Центральное композиционное место гостиной занято гигантским зеркалом-трюмо (середина XIX в.). Зеркало было привезено Федором Алексеевичем Некрасовым из дома купца Трунова. Можно только представить себе, какого высокого достатка был тот купец, который владел невероятных размеров зеркалом в золоченой резной рококошной оправе, со столиком с мраморной столешницей на еще более богатых резных ножках-лапах, соединенных хитроумной резной проножкой. Трудно вообразить.

Но в этом месте моего рассказа нам придется представить себе еще кое-что. Речь о других, парных зеркалах-трюмо второй половины XIX века, которые принадлежали семье Некрасова и сейчас находятся за моей спиной. Одно из них мы можем видеть отраженным в только что изученном нами купеческом трюмо. Мы вынуждены довольствоваться лишь отражением, так как некрасовские зеркала просто невозможно сфотографировать с близкого расстояния.

С игрой на рояле и рукоделиями мы отчасти разобрались. Переходим к беседам за чаепитиями, которые могли происходить за этим овальным чайным столиком . Его столешнице, но особенно ножкам приданы чрезвычайно прихотливые формы. Кресла (как и находящиеся в гостиной стулья) типичные барочные. Диван с фанерованной, украшенной низкопрофильной резьбой спинкой и стилизованными под рог изобилия локотниками — ампирный.

Зона игр образована ломберным столиком типовой конструкции: точеные ножки, немного отличающиеся от столика к столику формой и видом декоративной резьбы; невысокое подстолье; обитая зеленым сукном и, должно быть, складывающася крышка.

Последниее из перечня занятий — прослушивание граммофонных записей — было возможно благодаря присутствию в гостиной граммофона-патефона-тумбочки (начало XX в.). На то, что, наравне с каминным экраном, это более поздний предмет, нам указывают типичные для модерна линии накладного металлического декора.

Кстати, какими интересными бывают конструкции подобных граммофонов-тумбочек, можно увидеть в музее Щербова, о котором я уже упоминал.

Люстра.

Столовая
Столовая не порадовала нас столовой мебелью. Здесь только напольные часы да бюро-секретер (XIX в.). Дистанционно изучая бюро, по форме крышки-столешницы, край которой повторяет волнообразные изгибы ящиков, понимаем, что она выдвижная, а не откидная. Значит, рабочая зона с внутренними ящичками должна закрываться гибкой рейчатой крышкой-задвижкой, которая в мире итальянской мебели называется serrandina.

Взглядом на люстру закончим нашу экскурсию по Большому дому Карабихи.

Говорят, отсюда, с площадки «бельвю», раньше вдали был виден Но то ли дымка держится в воздухе, то ли леса выросли, а Ростова мы не увидели, как ни старались.

Тогда я решил вернуться в дом и подняться на его крышу, в бельведер. Но и отсюда Ростова не увидел.

Зато увидел верхний регулярный парк, отдельно стоящие фигурки моих родственничков и

Восточный флигель, в котором находились личные комнаты Николая Алексеевича и о которых, дай бог, когда-нибудь напишу.

Спасибы
Теперь же, по уже устоявшейся традиции, хочу искренне поблагодарить одного человека, без помощи которого и особенно в условиях тотального отсутствия какого бы то ни было путеводителя написание моего рассказа о мебели Карабихи было бы затруднено.
Я говорю о нашем экскурсоводе и впоследствии моем заочном бескорыстном и очень надежном консультанте.
Спасибо вам, Яна, за поддержку моего мебельного начинания.

Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н. А. Некрасова «Кара́биха» расположен в деревне Карабиха Ярославского района Ярославской области, в 15 км южнее географического центра Ярославля (по старому Московскому шоссе), близ посёлка городского типа Красные Ткачи. На его территории расположены старинная усадьба, ряд хозяйственных построек и два парка.
До начала XVIII век: в окрестностях современной Карабихи располагалось село Богородское.
1711 год: владельцем села Богородское и прилегающих земель становится княжеский род Голицыных.

усадьба Карабиха, музей Некрасова
40-е года XVIII в.: по заказу Голицына Николая Сергеевича неизвестный архитектор начинает строительство усадьбы на Карабитовой горе. Усадьба получает название «Карабиха», а село становится одноимённым.
1785 год: имение переходит в наследство его сыну Голицыну Михаилу Николаевичу, назначенному в 1801 году ярославским гражданским губернатором, брату Голицына А. Н. известного фаворита Александра I
Начало XIX века: Голицын М. Н. начинает реконструкцию родового имения, в результате которой усадебный ансамбль принимает облик парадной резиденции, соответствующий статусу владельца. Практически в этом виде усадебный комплекс сохранился до наших дней.
После смерти М. Н. Голицына усадьба остаётся без хозяина и ветшает. Получивший её в наследство сын Михаила Николаевича Валериан был арестован за участие в движении декабристов и осуждён на ссылку в Сибирь, затем на службу на Кавказе, а когда вернулся, предпочитал другие усадьбы. После его смерти в 1859 году его жена Дарья Андреевна продала усадьбу.

«Некрасовский» период
1861 год: Н. А. Некрасов приобретает усадьбу для летнего отдыха. Хозяйственные заботы берёт на себя поселившийся с Н. А. Некрасовым его брат Фёдор Некрасов.
1861—1875 годы: здесь поэт живёт десять летних сезонов, и пишет поэмы «Мороз, Красный нос» (поэма посвящённая поэтом своей сестре Анне), «Русские женщины», работает над «Кому на Руси жить хорошо». Сочиняет стихотворения «Орина, мать солдатская», «Калистрат» и другие.
1875 год: Некрасов в последний раз посещает свою усадьбу. Навещает могилу матери в Аббакумцево, осматривает основанную им сельскую школу. Побывал в Грешнево, где на пепелище старого некрасовского дома, сгоревшего незадолго перед тем, его брат открыл трактир.


«Посленекрасовский» период
1918 год: усадьба национализирована и отнесена к памятникам истории, но после Гражданской войны здесь размещается совхоз «Бурлаки».
5 декабря 1946 года: принято постановление Совета Министров СССР «О мероприятиях по увековечиванию памяти Н. А. Некрасова в связи со 125-летием со дня рождения». Как результат была произведена реставрация усадьбы, и в ней был организован мемориальный музей Н. А. Некрасова, который стал филиалом краеведческого музея.
1 января 1988 года: музей-усадьба Н. А. Некрасова преобразуется в Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н. А. Некрасова «Карабиха» с филиалами в Аббакумцево и Грешнево.
6 июля 2002 года: в день XXXV Всероссийского Некрасовского праздника поэзии после 10-летней реставрации открывается Большой дом усадьбы.
3 июля 2010 года: в день XLIII Всероссийского Некрасовского праздника поэзии после 14 лет реставрации для посетителей открыл двери мемориальный Восточный флигель усадьбы.

Архитектура
Барский дом в Карабихе
Территория музея включает в себя следующие площади:
экспозиционно-выставочная площадь — 401 м²
временные выставки — 151 м²
фондохранилища — 201 м²
парки — 15 га
«Карабиха» — единственный в Ярославской области усадебный комплекс второй половины XVIII — начала XX веков, сохранивший свой первоначальный архитектурный облик и относящийся к усадьбам дворцового типа, характерного для эпохи классицизма и распространённого, в основном, в окрестностях Москвы. Композиция ансамбля слагается из трёх составляющих: главный дом и два флигеля, ранее соединённых между собой двухэтажными галереями.

Архитектура усадебного комплекса включает в себя следующие объекты:

Центральная усадьба: здесь сохранились планировка и элементы оформления интерьеров, относящихся к концу XVIII — началу XIX веков.
Здания флигелей: сохранены элементы более раннего периода. Например, фрагменты барочных наличников и оконные проёмы с полуциркульным завершением в Восточном флигеле, характерные для XVII — начала XVIII веков.
Верхний парк: расположен перед домом, французского типа: здесь кустарники и деревья аккуратно подстрижены, расположение каждого объекта геометрически чёткое.
Нижний парк: расположен за домом, английского типа: создает впечатление «дикорастущести», но каждое дерево растет на определённом планировщиком месте. На большой поляне этого парка Н. А. Некрасов устраивал чтения.
Верхний и нижний Большие пруды.
Каскад «Гремиха» — ручей, огибающий Нижний парк и образующий мелкие пруды и водопады
Хозяйственные постройки (каретник, конный двор, кузница и др.).

Коллекция
Собрание музея насчитывает около 25 тысяч экземпляров, среди которых:
предметы интерьера, усадебной обстановки
личные вещи жителей усадьбы, портреты
значительная коллекция любительских фотографий 1880—1920 годов с видами усадьбы и портретами её владельцев
свыше 15 тыс. единиц редких книг и журналов XVIII — начала XX веков (здесь представлены первые издания Н. А. Некрасова, множество прижизненных и посмертных изданий, 7 книг из личной библиотеки поэта, а также журналы, в которых Н. А. Некрасов сотрудничал, и журналы, которые он издавал)
коллекция стеклянной и хрустальной посуды XIX века (23 предмета). Этот клад нашли во время реставрации здания в 1996 году
письмо А. И. Мусина-Пушкина владельцу усадьбы М. Н. Голицыну (1808 год). Его вместе с другими документами и фрагментами фарфоровой посуды реставраторы нашли в 1997 году.

Карабиха, крестьянский дом

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, ЭТАПЫ МУЗЕЕФИКАЦИИ УСАДЬБЫ
5 декабря 1946 г. было принято постановление Совета Министров СССР «О мероприятиях по увековечиванию памяти Н.А. Некрасова в связи со 125-летием со дня его рождения». В числе прочих мероприятий, Ярославскому облисполкому поручено реставрировать усадьбу «Карабиха» и организовать в ней мемориальный музей. Первый директором был назначен Анатолий Федорович Тарасов.
На основании Распоряжение Совета Министров РСФСР № 850 р от 28.02.1959 в середине 1959 г. Ярославский мемориальный музей Н.А. Некрасова включен в состав организованного Государственного Ярославо-Ростовского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника на правах филиала. С декабря 1969 г. - Ярославский государственный историко-архитектурный музей-заповедник.
На основании Постановления Совета Министров РСФСР № 367 от 04.09.1987 г. «О создании Государственного литературно-мемориального музея-заповедника Н.А. Некрасова «Карабиха» в Ярославской области» музей стал самостоятельным юридическим лицом. В 2001 г. создан филиал «Абакумцево-Грешнево». С января 2012 г. музей стал Государственным автономным учреждением культуры Ярославской области.
Фонд музея, насчитывающий более 50 тыс. ед. хранения, имеет в своем составе несколько коллекций: редкой книги, историко-бытовую, изобразительную, документальную, фотоматериалов.
Начало формирования положено значительным количеством предметов (в основном мебели), переданных при создании музея из краеведческого музея и от Детского дома, располагавшегося в 1940-е гг. в усадьбе. В 1940-1960-е от родственников поэта, проживавших в усадьбе в эти годы, поступили предметы интерьера, книги, документы и фотографии семьи Некрасовых. В последующие годы фонды музея комплектовались в основном типологическими предметами, периодическими изданиями и книгами XVIII-XIX в., предметами крестьянского быта из окрестностей Карабихи, Грешнева, Абакумцева.
В период с 1992 по 1995 годы в состав музея входил филиал «Литературная жизнь края» - мемориальный дом-музей М. Богдановича.
Усадьба «Карабиха» - это комплекс усадебных построек дворцового типа. В архитектурном плане делится на две части: жилая - Центральный дом, Восточный и Западные флигели; хозяйственная - конюшня, оранжерея, кузница, людская. В истории создания четко прослеживается два строительных периода: II пол. VIII - начало XIX века (голицынский) и последняя треть XIX - начало XX века (некрасовский).
Территория усадьбы включает помимо архитектурного комплекса 2 парка: регулярный и пейзажный, систему прудов с каскадом, фруктовый сад. При усадьбе существовал винный завод.
В 1862 - 1875 гг. поэт посещал Карабиху в летние месяцы. Здесь созданы поэмы «Дедушка», «Русские женщины», «Современники», «Мороз, Красный нос»; стихотворения «Калистрат», «Возвращение», «Орина, мать солдатская»; работал над поэмой «Кому на Руси жить хорошо». В усадьбе, в гостях у Некрасова, в разное время побывали А.Н. Островский, М.Е. Салтыков-щедрин, Д.В. Григорович, И.Ф. Горбунов.
Открытие литературного отдела музея произошло 9 января 1949 г. 9 декабря 1951 г. открылся мемориальный отдел. Автором экспозиций был А.Ф. Тарасов. В 1971 г. в связи со 150-летием со дня рождения Н.А. Некрасова была построена и открыта экспозиция литературного отдела «Жизнь и творчество Некрасова. 10 декабря 1999 г. на средства фонда Сороса в музее был открыт первый в России детский литературный «Музей деда Мазая». Авторы - Н.Н. Пайков, Т.А. Полежаева. 6 июля 2002 г. в Центральном доме усадьбы была открыта новая экспозиция «Не бойся горького забвенья…». Авторы - М.Д. Данилова, Н.М. Сорокина, О.М. Кокорнова. 3 июля 2010 г. открыта мемориальная экспозиция после реставрации здания. Авторы - М.Д. Данилова, Н.М. Сорокина.
Первая экспозиция в Грешневе была создана в 1968 г.; автор - З.А. Колесова. В 1970 и 1979 гг. - реэкспозиция (И.К. Соколова). В 1988 г. - экспозиция «Грешнево и его окрестности» (С.В. Смирнов). В 1992 г. существующая экспозиция была дополнена выставкой «Родовое поместье Некрасовых (хроника документов)», автор В.И. Яковлев. Первая экспозиция в Абакумцеве по истории школы была создана в 1979 - 1980 гг., автор И.К. Соколова. В 1997 г. после аварии здание музея было законсервировано.
С 1966 г. в музее ежегодно в первую субботу июля проводится Всероссийский Некрасовский праздник поэзии.
С 1989 г. музей издает историко-литературный сборник «Карабиха», проводит научные конференции «Некрасов в контексте русской культуры», «Русская усадьба XVIII - начала XXI вв. Проблемы изучения, реставрации и музеефикации». Материалы конференции постоянно издаются.


БИОГРАФИЯ
Биография Н.А. Некрасова
1821-1838. Детство
1816
11 ноября - венчание Алексея Сергеевича Некрасова с Еленой Андреевной Закревской (1803-1841) в церкви местечка Юзвин Винницкого повета Волынской губернии
1820
15 января - в семье А.С. и Е.А. Некрасовых крещен первенец - сын Андрей (1820-1838), старший брат и друг детства поэта
1821
январь - в семье Некрасовых родилась дочь Елизавета (1821-1842), любимая сестра поэта
28 ноября - родился Николай Алексеевич Некрасов, великий русский поэт
14 декабря - совершен раздел имущества между детьми Сергея Алексеевича Некрасова: Сергеем, Дмитрием, Алексеем Некрасовыми, Еленой Певницкой и Татьяной Алтуфьевой
1823
11 января - Алексей Сергеевич Некрасов, отец поэта, уволен от воинской службы с мундиром майора "за нездоровьем" по собственному его прошению
24 апреля - в семье Некрасовых по рождении крещена дочь Анна (1823-1886), младшая сестра поэта
1824
21 мая - в семье Некрасовых родился сын Константин (1824-1884), младший брат поэта
7 октября - крещены в церкви села Сеньки Балтского повета Каменец-Подольской губернии братья Николай и Константин Некрасовы
1826
22 августа - коронация в Москве императора Николая I
осень - переезд семьи Некрасовых с Украины в ярославское имение Грешнево
1827
19 марта - в семье Некрасовых родился сын Федор (1827-1913)
1828
21 мая - Николаем Некрасовым написано первое четверостишие
1829-1831
приучение отцом старших сыновей к охоте на зверя и птицу и к верховой езде; обучение их в родительском дому началам грамоты, письма, счета и Закона Божия


1832
17 августа - поступление братьев Андрея и Николая Некрасовых в первый класс Ярославской гимназии при Ярославском Демидовском высших наук училище
1834
июнь - Николай Некрасов в числе 13 учеников из 33 переведен из 4-го в 5-й класс, брат его Андрей за неуспеваемость оставлен в классе на второй год
21 июля - старший соученик братьев Некрасовых по гимназии Федор Успенский, приглашенный для дополнительных занятий с ними, утонул в Ивановском озере во время охоты на уток с отцом поэта А.С. Некрасовым
1836
8 января - в двухмесячном возрасте умер сын Некрасовых Евгений
июнь - Н. Некрасов выпускных экзаменов не держал, отчего в следующий класс не переведен
сентябрь - декабрь - Н.Некрасов за первое учебное полугодие не аттестован из-за прогулов
1837
июнь - Н. Некрасов на выпускные экзамены не явился, в дальнейшем гимназию не посещал
1838
19 мая - отец поэта А.С. Некрасов поступил из кандидатов исправником в ярославский уездный земский суд
20 июля - отъезд Н. Некрасова с рекомендательными письмами в Санкт-Петербург для поступления на учебу в среднее специальное военно-учебное заведение - Дворянский полк - без испытательных экзаменов


1838-1844. Первые годы в Петербурге

1838
август-сентябрь - Н. Некрасов посетил адресатов ярославских рекомендательных писем; узнал о том, что в 1838 году набора в Дворянский полк производиться не будет
сентябрь - выход 10 номера журнала "Сын отечества", где впервые было опубликовано стихотворение "Мысль" с примечанием, которым Н. Некрасов был чрезвычайно доволен: "Первый опыт юного, шестнадцатилетнего поэта"
15 ноября - вторая публикация стихов Н. Некрасова из "ярославской тетради", переданной Н.А. Полевому ("Человек", "Безнадежность")
ноябрь - обманом изгнан с квартиры унтер-офицера на Разъезжей улице и оказался в ночлежке петербургских нищих на Васильевском острове. Первые "заработки" Н.А. Некрасова написанием прошений за крестьян "из куска хлеба" на Сенной площади и в казначействе
конец ноября - знакомство с Д.И. Успенским и переезд к нему на квартиру на Малой Охте
декабрь - попытки зарабатывать черновой литературной работой в "Сыне отечества" и "Литературных прибавлениях к Русскому инвалиду"
1840
январь - Ф.А. Кони привлек Н.А. Некрасова в качестве вспомогательного литсотрудника для работы в редактируемом им журнале "Пантеон русского и всех европейских театров"
6 февраля - вышла из печати книжка "Мечты и звуки. Стихотворения Н.Н."; она вызвала журнальные отклики Н.А. Полевого, Л.В. Бранта, П.А. Плетнева, Ф.Н. Менцова, В.В. Межевича, В.Г. Белинского. Из восьми рецензий одна (литературного обозревателя "Журнала Министерства народного просвещения" Менцова) была откровенно восторженной; пять других отличались краткостью и носили сдержанно-одобрительный характер, и только разгромный отзыв Межевича - в ту пору литературного приятеля Некрасова, - отказавшего поэту вообще в каком бы то ни было даровании, да суровая оценка Белинским всей эпигонско-романтической поэзии и совет юноше писать прозой - больно задели самолюбие начинающего стихотворца
5 июля - напечатана первая повесть Н.А. Некрасова "Макар Осипович Случайный"
24 июля - поданы документы на вступительные экзамены в Петербургский университет на юридическое отделение, в результате вступительных испытаний в трех экзаменационных комиссиях Петербургского университета Н.А. Некрасов в число студентов университета не принят
сентябрь - работа над первым театральным обзором и первым автобиографическим рассказом "Без вести пропавший пиита"
конец года - знакомство Н.А. Некрасова с режиссером Александринского театра Н.И. Куликовым и его семьей
1841
январь-февраль - Ф.А. Кони привлек Н.А. Некрасова к работе по организации редакции своих изданий
январь - июль - Н.А. Некрасовым написано 3 повести и 4 рассказа, 4 водевиля, 3 театральных обзора, полтора десятка рецензий на прочитанные книги и спектакли
начало июля - Н.А. Некрасов извещен из дому о предстоящем замужестве своей сестры Елизаветы, хлопочет о средствах, позволивших бы ему наконец появиться дома, и "на коне"
27 июля - свадьба Елизаветы Некрасовой и заседателя ярославской уголовной палаты подполковника С.Г. Звягина; в записи о венчании в качестве свидетеля со стороны жениха указан Н.А. Некрасов, однако на свадьбу сестры он опоздал
29 июля - смерть матери поэта Елены Андреевны Некрасовой от чахотки
1842
январь - апрель - написаны повесть, водевиль, театральный обзор, полтора десятка книжных рецензий
1843
январь - июнь - Н.А. Некрасов вошел в литературный круг В.Г. Белинского; написаны фельетон в стихах и прозе, театральные обзоры, рецензии на новые книги, опубликован автобиографический рассказ "Помещик двадцати трех душ", написана первая часть автобиографического романа "Жизнь и похождения Тихона Тростникова"
июнь - август - Н.А. Некрасов у огородника под Петербургом впервые на лето снял избу под дачу
сентябрь - ноябрь - работа над второй частью романа "Жизнь и похождения Тихона Тростникова", опубликована одна глава ("Необыкновенный завтрак"); мелкие литературные заработки
декабрь - написан годовой книжный обзор в двух статьях
1844
Н.А. Некрасов принял на этот год на себя неофициальную редакцию "Литературной газеты", вел постоянные фельетоны "Хроника петербургского жителя", "Петербургские дачи и окрестности" и "Петербургская хроника", написаны рецензии на новые книги, театральные обзоры, создан последний водевиль "Петербургский ростовщик"

1845-1852. Журнальный крест

1845
февраль - май - под редакцией Н.А. Некрасова вышел из печати альманах "Физиология Петербурга" (в двух частях), составленный из трудов русских литераторов
начало октября - у Н.А. Некрасова возникла идея издать вместе с Д. Григоровичем и Ф. Достоевским сатирический альманах "Зубоскал"
конец года - работа над стихотворениями "В дороге", "Родина", "Псовая охота", "Колыбельная песня"
1846
январь - вышел из печати альманах "Петербургский сборник"
май - поездка И.И. Панаева, А.Я. Панаевой и Н.А. Некрасова в казанское имение Г.М. Толстого; принятие там решения об издании нового журнала во главе с Белинским
10 сентября - начало переговоров с П.А. Плетневым о приобретении у него прав на издание журнала "Современник"
12 октября - согласие министра народного просвещения на передачу редакции "Современника" профессору А.В. Никитенко
22 октября - заключение договора между И.И. Панаевым и издателем "Современника" П.А. Плетневым об аренде журнала
конец года - подготовка материалов для издания нового журнала
1847
1 января - выход из печати № 1 журнала "Современник" под новой редакцией
15 февраля - объяснение Н.А. Некрасова с В.Г. Белинским по поводу желания критика стать равноправным дольщиком доходов с журнала, будучи тяжело больным и лишенным возможности "отработать" эти доходы
июнь - задумано издание "Иллюстрированного альманаха" в стихах и прозе как бесплатного приложения к годичной подписке на "Современник"
1848
начало года - А.Я. Панаева стала гражданской женой Н.А. Некрасова
февраль - в III Отделение поступают первые доносы на политическую неблагонадежность редакторов и направления журнала "Современник"
22 февраля - в России получено известие о революционном возмущении в Париже
6 марта - донос Ф.В. Булгарина на своих литературных конкурентов - "О цензуре и коммунизме в России"
1849
22 марта - цензурное разрешение "Литературного сборника с иллюстрациями", изданного редакцией журнала "Современник"
1850
январь - помещение в "Современнике" статьи Н.А. Некрасова "Русские второстепенные поэты", открывшей России талант Ф.И. Тютчева
3 - 4 января - приезд к брату в Петербург Федора Алексеевича Некрасова и вступление его в должность заведующего конторой "Современника"
март - попытки Н.А. Некрасова познакомиться с А.Н. Островским после публикации его первой комедии, чтобы пригласить к сотрудничеству в "Современнике"
лето - Н.А. Некрасов жил на даче под Петербургом, общение с А.В. Дружининым, И.С. Тургеневым, В.А. Милютиным
вторая половина года - активная работа Н.А. Некрасова и А.Я. Панаевой над романом "Мертвое озеро"
1851
продолжение работы над романом "Мертвое озеро"
Н.А. Некрасов начал регулярно играть в коммерческие карточные игры
1852
январь - Н.А. Некрасов принят в действительные члены петербургского Английского клуба
21 февраля - в Риме умер глава русской реалистической литературы Н.В. Гоголь, под воздействием вести о смерти Гоголя Н.А. Некрасов написал стихотворение "Блажен незлобивый поэт..."
июль - Н.А. Некрасовым дана высокая оценка повести "Детство" неизвестного писателя Л.Н. Т[олстого]
август - написана поэтическая декларация "Муза"

1853-1861. Возвращение

1853
январь - поездка в Москву по делам журнала
март - первые серьезные признаки горловой язвы у Н.А. Некрасова
весна (?) - у Н.А. Некрасова и А.Я. Панаевой родился второй их сын (умер осенью того же года)
середина апреля - Н.А. Некрасов уехал в "переданное" ему отцом сельцо Алешунино Владимирской губернии, где много охотился. Возникновение замысла стихотворения "Отрывки из путевых записок графа Гаранского" и романа "Тонкий человек", запись первоначальных набросков жизненных ситуаций, впечатлений, встреченных характеров
начало августа - приезд Н.А. Некрасова в Грешнево поохотиться; практическое подтверждение "потепления" в отношениях сына с отцом - А. С. Некрасовым
10-12 августа - отъезд из Ярославля в Москву, а оттуда в Петербург
осень - знакомство с молодым публицистом Н.Г. Чернышевским
4 октября - Турцией объявлена война России
ноябрь - ухудшение здоровья Н.А. Некрасова: кашель, ослабление голоса, резкое похудение; предпринимаются неадекватные средства лечения вследствие ложного диагноза
1854
13 марта - прошение Н.А. Некрасова и И.И. Панаева шефу III Отделения А.Ф. Орлову о дозволении журналу "Современник" обзора политических событий, на которое Главным управлением цензуры дан отказ в июле
15 марта - Англией объявлена война России
апрель - Н.А. Некрасов в Ярославле, отсюда ездит охотиться по Ярославской, Костромской, Владимирской губерниям
1855
7 мая - в Ярославле окончена поэма Н.А. Некрасова "Саша"
конец мая - для лечения искусственными минеральными водами Н.А. Некрасов по настоянию врачей выехал в Москву, куда к нему приехала А.Я. Панаева
1856
начало года - у Н.А. Некрасова появился план "обязательного соглашения" между журналом "Современник" и И.С. Тургеневым, Л.Н. Толстым, Д.В. Григоровичем, А.Н. Островским об отчислении известного процента с прибыли журнала помимо платы за печатный лист каждому "участнику" в случае его исключительного сотрудничества в "Современнике"
11 августа - отъезд за границу на лечение: Берлин, Вена, вновь сближение с А.Я. Панаевой; венские врачи рекомендуют Некрасову провести зиму в Италии
1859
конец июня - начало августа - Н.А. Некрасов в Ярославской губернии
октябрь - И.С. Тургенев свой новый роман "Накануне" отдал не в "Современник" Н.А. Некрасова, а в "Русский вестник" М.Н. Каткова
середина декабря - после сибирской каторги и ссылки в Петербург возвратился Ф.М. Достоевский
1860
3 января - в газете А.И. Герцена "Колокол" напечатано стихотворение Н.А. Некрасова "Размышления у парадного подъезда"
19 февраля - адресованная Н.А. Некрасову письменная просьба И.С. Тургенева не печатать статьи Н.А. Добролюбова о его романе "Накануне"
23 ноября - Н.А. Некрасов перед министром народного просвещения Е.П. Ковалевским возбуждает вопрос о новом издании своих "Стихотворений", представленных в цензуру около года назад
1861
21 января - по настоянию Н.Г. Чернышевского доход с "Современника" стал делиться на четыре части: Н.А. Некрасову, И.И. Панаеву, Н.Г. Чернышевскому и Н.А. Добролюбову
28 февраля - Н.А. Некрасов присутствовал на похоронах Т.Г. Шевченко и написал стихотворение в память покойного
июль - август - Н.А. Некрасов в Ярославской, Костромской, Владимирской губерниях, охотился, много работал. В этот сезон им написаны "Коробейники", "Крестьянские дети", "Свобода", "Тургеневу", "Похороны", "Слезы и нервы"; в Мстёре с купцом И.А. Голышевым поэт обсуждал возможность выпуска дешевых книжек для народного чтения
1862-1866. На переломе
1862
2 января - выступление Н.А. Некрасова на литературном вечере в пользу "недостаточных студентов"
21 марта - Н.А. Некрасов утвержден единоличным редактором "Современника"
весна - Н.А. Некрасовым ведутся переговоры об аренде усадьбы Карабиха
30 ноября - умер отец поэта, А.С. Некрасов
20 декабря - Н.А. Некрасов вернулся из Ярославля в Петербург
1863
12 января - цензурное разрешение третьего издания стихотворений Н.А. Некрасова
февраль - публикация в "Современнике" стихотворения "Бессонница" (из поэмы "Рыцарь на час")
3 февраля - Н.А. Некрасов получает из Петропавловской крепости рукопись романа Н.Г. Чернышевского "Что делать?", который был напечатан в 3-5-м номерах "Современника"
около 10 мая - Н.А. Некрасов уехал в Карабиху; в приведенной в порядок усадьбе поэт принимал множество гостей, охотился; написаны "Мороз Красный нос", "Орина, мать солдатская", задумана поэма "Кому на Руси жить хорошо"
1864
20 февраля - восторженный отзыв на поэму "Мороз Красный нос" в письме к Н.А. Некрасову М.С. Волконского, сына декабриста
начало сентября - конец октября - Н.А. Некрасов в Карабихе; работа над первой частью поэмы "Кому на Руси жить хорошо"
2 -5 ноября - участие Н.А. Некрасова в большой медвежьей охоте в Новгородской губернии
осень - написана поэма "Железная дорога"
зима - работа над второй частью сатирического цикла "О погоде"
1865
20 февраля - А.Я. Панаева за 14 тысяч рублей уступила Н.А. Некрасову свои права на издание журнала "Современник"
середина мая - 30 августа - Н.А. Некрасов в Карабихе: работа над первой частью поэмы "Кому на Руси жить хорошо"
ноябрь - в "Современнике" помещена поэма Н.А. Некрасова "Железная дорога"
1866
6 апреля - на заседании Литературного фонда Н.А. Некрасов подписал верноподданнический адрес императору Александру II
22-23 мая - Н.А. Некрасов уехал в Карабиху
1 июня - журналы "Современник" и "Русское слово" официально запрещены
13 июня - Н.А. Некрасов договорился с издателем Н.В. Гербелем об удовлетворении подписчиков "Современника" четырьмя томами Полного собрания драматических произведений В. Шекспира
15-20 июня - Н.А. Некрасов вновь отбыл в Карабиху, где работал над сценами из лирической комедии "Медвежья охота", обращающейся к характерам и нравственному наследию "людей сороковых годов"
1867-1875. Служение
1867
8 декабря - подписание договора об аренде журнала "Отечественные записки" с признанием Н.А. Некрасова "гласно ответственным редактором" издания
1868
ноябрь - декабрь - выходит в свет 5-е издание стихотворений Н.А. Некрасова
вторая половина года - привлечение к сотрудничеству в "Отечественных записках" молодого критика Н.К. Михайловского

пруд в Карабихе

1869
январь - февраль - публикация в "Отечественных записках" первых глав поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"
середина апреля - отъезд Н.А. Некрасова в Париж
апрель - И.С. Тургенев опубликовал свои "Воспоминания о В.Г. Белинском", где предвзято и оскорбительно описаны отношения Некрасова и Белинского
начало мая - заказ статей политэмигранту В.А. Зайцеву для "Отечественных записок"
май-август - Н.А. Некрасова переехал из Парижа в Интерлакен, затем в Соден, Киссинген, Дьепп; укрепляющее действие морских ванн
30 августа - приезд Н.А. Некрасова из Дьеппа в Париж, отбытие в Россию
1870
9 января - в Париже умер А.И. Герцен
февраль - в "Отечественных записках" опубликованы IV и V главы поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"
зима - сближение Н.А. Некрасова с Ф.А. Викторовой (Зинаидой Николаевной)
около 20 июня - после 20 августа - Н.А. Некрасов с Зиной в Карабихе. Написана поэма "Дедушка"
1871
20-21 мая - отъезд Н.А. Некрасова и Зины в Карабиху
23 июля - завершение работы над поэмой "Княгиня Трубецкая"
около 10 августа - Н.А. Некрасов вернулся в Петербург и на следующий день отправился в Чудово, где пробыл неделю
3-13 сентября - Н.А. Некрасов снова охотился в Чудове
октябрь - ряд статей и сатира Н.А. Некрасова "Недавнее время", опубликованные в "Отечественных записках", вызвали резкую реакцию в цензурном ведомстве
1872
апрель - Н.А. Некрасов долго "готовил" поэму "Княгиня Трубецкая" к прохождению через цензуру
весна - чтение М.С. Волконским Н.А. Некрасову "Записок" своей матери М.Н. Волконской
после 10 июня - отъезд в Карабиху
17 июля - закончена вторая часть поэмы "Русские женщины" - "Княгиня М.Н. Волконская"
8 августа - отъезд из Карабихи в Москву, а оттуда в Петербург
начало сентября - Н.А. Некрасов на охоте в Чудове
24 октября - Н.А. Некрасов дал согласие на попечительство Карабихского училища; вносит 100 рублей на постройку нового здания Абакумцевской школы
1873
5 июля - Н.А. Некрасов через Париж отправился в Дьепп, а затем в Киссинген
14 июля - в Царском Селе умер Ф.И. Тютчев
июль - написаны главы поэмы "Кому на Руси жить хорошо" - "Дёмушка" (в Висбадене),
"Бабья притча" (в Дьеппе)
3 - 4 августа - завершена глава "Волчица" из поэмы "Кому на Руси жить хорошо"
1874
апрель - Н.А. Некрасов просил у Ф.М. Достоевского его роман "Подросток" для "Отечественных записок"; едва не арестован четвертый номер журнала
17 мая - арестован майский номер "Отечественных записок"
21 мая - решение об издании литературного сборника к 15-летию Литературного фонда - частью на авансированные Н.А. Некрасовым средства
июнь - август - Н.А. Некрасов с Зиной уехали в Чудовскую Луку под Новгородом. Работа над поэмой "Уныние"; написан цикл "Ночлеги", поэма "Горе старого Наума"
14 сентября - В.М. Лазаревский уступил свою часть дачи в Чудове Н.А. Некрасову, их отношения прервались
1875
2 февраля - Н.А. Некрасов избран помощником председателя Литературного фонда
зима - заметно ухудшилось физическое состояние Н.А. Некрасова, усилились его душевные переживания
начало мая - Н.А. Некрасов охотился в Чудове; работа над 2-й частью поэмы "Современники"
20 мая - предложение Н.А. Некрасова включить в юбилейный сборник Литературного фонда материалы об истории его основания и деятельности, биографии умерших членов фонда
конец мая - начало июня - Н.А. Некрасов с Зиной и ее племянницей Наташей уехали к брату Федору Алексеевичу в Карабиху
1 - 2 августа - Н.А. Некрасов выехал из Карабихи в Москву, а оттуда в Чудово
около 20 августа - Н.А. Некрасов вернулся из Чудова в Петербург
1876-1877. Последние песни
1876
лето - ухудшение здоровья Н.А. Некрасова, постоянные острые боли; поездки в Гатчину к лейб-медику С.П. Боткину, отъезд вслед за С.П. Боткиным, сопровождавшим императрицу, в Ялту
сентябрь - октябрь - Н.А. Некрасов в Ялте; работает над главой "Пир на весь мир" поэмы "Кому на Руси жить хорошо"
28 -29 октября - встреча с А.Н. Островским в Москве
30 октября - возвращение Н.А. Некрасова в Петербург
ноябрь - цензурное запрещение "Пира на весь мир", попытки спасти поэму; сбор подписей под адресом Н.А. Некрасову петербургских и харьковских студентов


1877
13 января - в присутствии свидетелей и нотариуса Н.А. Некрасовым продиктовано духовное завещание
январь - в "Отечественных записках" опубликована подборка новых стихотворений Н.А. Некрасова под заголовком "Последние песни", последовавшие за этим сотни телеграмм и писем со всей России в адрес Некрасова
1 февраля - написан проспект "прощальной" книги с названием "В черные дни"
начало февраля - Н.А. Некрасова посетила депутация студентов Петербурга и Харькова
7-16 февраля - И.Н. Крамской работал над портретом Н.А. Некрасова
23 марта - посещение Некрасова Ф.М. Достоевским
4 апреля - Н.А. Некрасов на дому официально обвенчан с Ф.А. Викторовой (Зиной)
конец мая - Н.А. Некрасова посетил И.С. Тургенев; поэт не мог говорить, жестом простился с прежним другом
2 июля - Некрасовы на лето переехали на Строгановскую дачу под Петербургом
15 ноября - поэта вновь посетил Ф.М. Достоевский, заставший Некрасова и М.Е. Салтыкова совещающимися о декабрьском номере "Отечественных записок"
ноябрь - написано стихотворение "Осень" о поездах, идущих с балканского фронта
конец ноября - начало декабря - написано несколько последних стихотворений
15 декабря - последняя телеграмма брату Федору Алексеевичу
26 декабря - Н.А. Некрасов попрощался с домашними
27 декабря - в 20 часов 50 минут Н.А. Некрасова не стало
30 декабря - тело поэта предано земле на кладбище Новодевичьего монастыря в Петербурге.


Как проехать, где находится:
Адрес:
150522, Россия, Ярославская обл., п/о Красные Ткачи,
д. Карабиха, ул. Школьная, д.2а

Проезд:
Из Ярославля с автовокзала автобус №105,110 на Карабиху,
маршрутное такси №157.
Расположено в 15 км. к югу от Ярославля.
На автомобиле по трассе Москва-Ярославль, правый поворот по пути из Ярославля.

РЕЖИМ РАБОТЫ
Экспозиции и выставки музея-заповедника Н.А. Некрасова «Карабиха» открыты для посетителей с 10:00 до 16:30 каждый день кроме понедельника. Время работы кассы с 10:00 до 16:00. Последняя среда каждого месяца - санитарный день.

Литературно-мемориальный музей-заповедник Некрасова Н.А. «Карабиха» расположен в 15 км от Ярославля неподалеку от поселка Красные Ткачи.

До начала 18 в. рядом с усадьбой находилось село Богородское. В начале 18 в. селом и прилегающими к нему землями стал владеть род князей Голицыных. В 1740-х гг. по заказу князя Голицына Николая Сергеевича началось строительство усадьбы, расположенной на Карабитовой Горе. Эта усадьба стала наиболее крупной в Ярославской губернии. Имя архитектора до наших дней не дошло. Свое имя усадьба получила от названия горы – Карабиха. Впоследствии так стали называть и село, в котором находится усадьба.

В Карабихе, как ни в одной из усадеб 18 в. в Ярославской области, сохранился ее первоначальный вид. Усадьба относится к дворцовому типу, типичному для эпохи классицизма. В усадебный комплекс входят: 2 парка (регулярный и пейзажный), жилой дом, система прудов и хозяйственные постройки.

Основой ансамбля является главный дом с двумя флигелями. Ранее домом и флигелями располагались двухэтажные крытые галереи, которые объединявшие все здания в единое целое. Главный дом – это каменное двухэтажное здание, на колоннах которого расположены фронтоны, с верандами и бельведером. За домом находится спуск к Которосли.

Интерьер здания сохранил элементы декора конца 18 - начала 19 вв. Во флигелях же сохранились характерные для более раннего архитектурного периода фрагменты наличников в стиле барокко, полуциркульное завершение окон.

Конный двор на территории усадьбы относится к началу 19 в. и изначально имел симметричную композицию, которая состояла из трех частей: главного здания и двух каретников. В начале 20 в. вместо северного каретника построили жилой двухэтажный дом.

Входящие в состав усадьбы парки условно называются Верхним и Нижним. Верхний разместился рядом с главным домом, он французского типа – ухоженный, аккуратный, с постриженными кустарниками и деревьями, у каждого объекта свое собственное место. Нижний парк – за домом. Это типичный английский парк – естественный, сначала он кажется запущенным, но, тем не менее, каждое насаждение здесь на выделенном специально для него месте. На большой поляне именно этого парка Некрасов устраивал свои чтения. На краю Нижнего парка – водный каскад Гремиха, который создается ручьем, протекающим через Нижний и Верхний и пруды и образующим водопады и мелкие пруды.

В начале 19 в. М.Н. Голицыным была начата реконструкция имения, в итоге усадебный комплекс принял вид, в котором она и дошла до нашего времени. В 1827 г. после смерти М.Н. Голицына, усадьба осталась бесхозной, начала приходить в упадок. В 1861 г. у потомков Голицына усадьбу приобрел для летнего отдыха Николай Алексеевич Некрасов. Он поселился здесь со своим братом, Федором, который и взял на себя все хозяйственные заботы.

В Карабихе Николай Некрасов написал свои знаменитые поэмы «Русские женщины», «Мороз, Красный нос». Здесь он работал над поэмой «Кому на Руси жить хорошо». Последний раз поэт был в усадьбе в 1875 г.

В 1918 г. усадьбу национализировали. Несмотря на то, что усадьба имела статус исторического памятника, в ней размещался совхоз «Бурлаки». В 1946 г. было принято решение о проведении реконструкции этого памятника и организация мемориального музея Некрасова. Сначала музей являлся филиалом краеведческого музея, а с 1988 г., его преобразовали в литературно-мемориальный музей-заповедник с филиалами в Грешнево и Аббакумцево. В 2002 г. большой дом усадьбы был открыт после почти десятилетней реставрации.

В фондах музея – более 20 тыс. предметов, среди них предметы интерьера, личные вещи людей. Живших в усадьбе, портреты, усадебная обстановка. Большой интерес представляет коллекция любительских фотографий рубежа 19-20 вв. с портретами владельцев усадьбы и ее видами. Библиотечные фонды музея насчитывают более 15 тыс. редких журналов и книг 18-начала 20 вв. Здесь можно увидеть первые издания Н.А. Некрасова, прижизненные и посмертные издания его произведений, 7 книг из библиотеки Некрасова, журналы, которые он издавал, выпуски журналов, с которыми он сотрудничал. В конце 20 в. экспозиция музея пополнилась коллекцией хрустальной и стеклянной посуды 19 в. и письмом М.Н. Голицыну от А.И. Мусина-Пушкина 1808 г.

Государственный литературно-мемориальный
музей-заповедник Н. А. Некрасова
"Карабиха"

Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н. А. Некрасова «Кара́биха» расположен в деревне Карабиха Ярославского района Ярославской области, в 15 км южнее Ярославля, близ посёлка городского типа Красные Ткачи. На его территории расположены старинная усадьба, ряд хозяйственных построек и два парка.

Некрасовскую усадьбу часто называют «единственным в Ярославской области усадебным комплексом второй половины XVIII - начала XX вв., сохранившим свой первоначальный архитектурный облик».

Изначально на этой территории располагалось село Богородское, принадлежавшее известному роду князей Голицыных. По заказу владельцев в 40-е года XVIII в. начинается строительство усадьбы. Проходит время, сменяются поколения, в итоге родовое имение Голицыных остается практически без хозяев, потихоньку ветшает. Такой ее и покупает Николай Алексеевич Некрасов. Все хозяйственные заботы об усадьбе взял на себя брат классика - Федор, поселившийся в Большом доме. Сам Некрасов скромно занял Восточный флигель, используя его в качестве летней дачи.

В 1861 - 1875 годах поэт проводит здесь несколько летних сезонов, пишет свои знаменитые поэмы «Русские женщины», «Мороз, Красный нос», стихотворение «Орина, мать солдатская» и ряд других, начинает работу над произведением «Кому на Руси жить хорошо». В свое последнее посещение Карабихи Некрасов побывал во всех памятных и дорогих ему местах: в Ярославле, в созданной им школе и на могиле матери в Абакумцеве, на пепелище старого родительского дома в Грешневе.

После революции судьба бывшей барской усадьбы не многим отличается от аналогичных «дворянских гнезд». Ее национализируют, позднее здесь размещается совхоз «Бурлаки», санаторий, детский дом. К счастью, почти сразу после войны усадьбу все-таки признают памятником истории и культуры.

5 декабря 1946 года было принято постановление Совета Министров СССР "О мероприятиях по увековечиванию памяти Н. А. Некрасова в связи со 125-летием со дня рождения". Ярславскому облисполкому было поручено реставрировать усадьбу "Карабиха" и организовать в ней мемориальный музей Н. А. Некрасова, который стал филиалом краеведческого музея. 4 сентября 1987 года музей-усадьба Н. А. Некрасова был преобразован в Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н. А. Некрасова "Карабиха" с филиалами в Абакумцево и Грешнево.

Архитектура усадьбы

Ансамбль усадьбы включает жилые и хозяйственные постройки, 2 парка - регулярный и пейзажный, систему прудов с каскадом.

Основной архитектурный ансамбль усадьбы состоит из главного дома и двух флигелей, ранее объединявшихся между собой 2-х этажными галереями. В Большом доме сохранились планировка и элементы оформления интерьеров, относящихся к концу XVIII - началу XIX вв. Здания флигелей сохранили элементы более раннего периода, например, фрагменты барочных наличников и оконные проемы с полуциркульным завершением в Восточном флигеле, характерные для XVII - начала XVIII вв.

Интерес представляет также ансамбль Конного двора, построенный около 1810 года с использованием "образцовых" проектов, изначально представлявший собой симметричную 3-х частную композицию, состоявшую из центрального здания и двух флигелей - каретников. В начале XX века на месте северного каретника был построен 2-х этажный жилой дом.

Экспозиция музея-заповедника «Карабиха»

Экспозиция начинается со второго этажа. Комнаты Большого дома, как впрочем, и Восточного флигеля, смежные.

Мало что сохранилось от прежней обстановки, мебель и прочие вещи сотрудники музея кропотливо собирали по бывшим разоренным усадьбам. И пусть большинством из этих предметов владели не сами Некрасовы, в них все же присутствует дух времени. Некоторые вещи подарили родные семьи поэта.

В первом зале видим бюст поэта работы М. Ф. Чижова. Второй зал изначально служил Н. А. Некрасову кабинетом. Здесь интересны фотографии, иллюстрирующие детство и юность поэта, документы той эпохи. Коллекция следующих комнат разнообразна и выдержана в духе дворянских усадеб: изящные гарнитуры, многочисленные раритетные книги и журналы в тяжелых шкафах, большая коллекция фотографий и портретов, картины и гравюры, документы, предметы обстановки и милые безделушки, очень много зеркал в резных рамах, непременные рояль и карточный столик, камин и часы с боем.

Повсюду охотничья тематика: оружие, чучела птиц.

Симпатичная комнатка-пенал, оклеенная малахитовыми обоями в полоску, которая принадлежала племяннику поэта Константину Федоровичу Некрасову, здесь стоит обратить внимание на большой секретер с письменными принадлежностями и интересный шкаф с книгами, можно посмотреть черно-белые фотографии и выглянуть в окно на раскинувшийся перед домом парк.

Экспозиция Большого дома


Интересна экспозиция и в Восточном флигеле, здесь особенно ощущается некрасовский дух. Продолговатый небольшой кабинет поэта, личные вещи, массивные шкафы. На застекленной конторке рукописи и документы, на стенах старинные фотографии Некрасова, его родных, друзей. Впрочем, Некрасов предпочитал работать в большой зале с мраморным камином. Здесь все так же стоит турецкий полосатый диван, одна из немногих вещей, действительно принадлежавших поэту.

Экспозиция Восточного флигеля

Адрес: 150522, Ярославская область, Ярославский р-н, п/о Красные Ткачи, д. Карабиха, ул. Школьная, д. 2а

Официальный сайт: karabiha-museum. ru

Официальная страница: www.museum.ru/M587

Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н. А. Некрасова «Карабиха» создан в 1946 году. Расположен в Ярославском районе всего в нескольких километрах от Ярославля.

До начала XVIII века: в окрестностях современной Карабихи располагалось село Богородское. В 1711 году владельцами села и прилегавших земель становятся князья Голицыны. В 1740-е годы по заказу Николая Сергеевича Голицына началось строительство усадьбы на Карабитовой горе. Усадьба получила название Карабиха.

В 1785 году имение переходит по наследству Михаилу Николаевичу Голицыну . В 1801 году он назначается ярославским гражданским губернатором, тогда же начинает реконструкцию родового имения. В результате усадебный ансамбль принимает облик парадной резиденции, соответствующий статусу владельца. Практически в этом виде усадебный комплекс сохранился до наших дней.

После смерти М. Н. Голицына усадьба постепенно ветшает. Получивший её в наследство сын Михаила Николаевича Валериан был арестован за участие в движении декабристов и осуждён на ссылку в Сибирь, затем он служил на Кавказе, а когда вернулся, предпочитал другие усадьбы.

Валериан Михайлович умер в 1859 году. Через два года его жена Дарья Андреевна продала усадьбу поэту Николаю Алексеевичу Некрасову . Хозяйственные заботы по управлению усадьбой взял на себя поселившийся здесь брат поэта Фёдор Алексеевич Некрасов (1827 — 1913).

Николай Алексеевич Некрасов приезжал в Карабиху в 1861—1875 годы. Здесь им были созданы поэмы« Дедушка», «Русские женщины», «Современники», «Мороз, красный нос»; стихотворения« Калистрат», «Возвращение», «Орина, мать солдатская»; он работал в Карабихе над поэмой« Кому на Руси жить хорошо». В усадьбе, в гостях у Некрасова, в разное время побывали А. Н. Островский, М.Е. Салтыков-Щедрин, Д. В. Григорович, И. Ф. Горбунов.

Фёдор Алексеевич жил здесь с семьёй до своей смерти, до революции в усадьбе жили его потомки. В 1918 году усадьба была национализирована и отнесена к памятникам истории. После Гражданской войны здесь размещается совхоз« Бурлаки», позднее — детский дом.

5 декабря 1946 г. было принято постановление Совета Министров СССР« О мероприятиях по увековечиванию памяти Н. А. Некрасова в связи со 125-летием со дня его рождения». В числе прочих мероприятий, Ярославскому облисполкому поручено реставрировать усадьбу« Карабиха» и организовать в ней мемориальный музей. Первый директором был назначен Анатолий Фёдорович Тарасов .

В середине 1959 года Ярославский мемориальный музей Н. А. Некрасова был включён в состав организованного Государственного Ярославо-Ростовского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника на правах филиала(с декабря 1969 — Ярославский государственный историко-архитектурный музей-заповедник).

На основании Постановления Совета Министров РСФСР № 367 от 4 сентября 1987 г. «О создании Государственного литературно-мемориального музея-заповедника Н. А. Некрасова „Карабиха“ в Ярославской области» музей стал самостоятельным юридическим лицом.

В 2001 г. создан филиал« Абакумцево-Грешнево». С января 2012 г. музей стал Государственным автономным учреждением культуры Ярославской области.

Фонд музея, насчитывающий более 50 тыс. ед. хранения, имеет в своем составе несколько коллекций: редкой книги, историко-бытовую, изобразительную, документальную, фотоматериалов. Начало формирования коллекций было положено при создании музея передачей значительного количества предметов(в основном мебели) из Ярославского краеведческого музея и от Детского дома, располагавшегося в 1940-е гг. в усадьбе. В 1940—1960-е от родственников поэта, проживавших в усадьбе в эти годы, поступили предметы интерьера, книги, документы и фотографии семьи Некрасовых. В последующие годы фонды музея комплектовались в основном типологическими предметами, периодическими изданиями и книгами XVIII—XIX вв. , предметами крестьянского быта из окрестностей Карабихи, Грешнева, Абакумцева.

В период с 1992 по 1995 годы в состав музея входил филиал« Литературная жизнь края» — мемориальный дом-музей М. Богдановича.

Усадьба« Карабиха» — это комплекс усадебных построек дворцового типа. В архитектурном плане делится на две части: жилая — Центральный дом, Восточный и Западные флигели; хозяйственная — конюшня, оранжерея, кузница, людская. В истории создания четко прослеживается два строительных периода: II пол. ХVIII — начало XIX века(голицынский) и последняя треть XIX — начало XX века(некрасовский).

Открытие литературного отдела музея состоялось 9 января 1949 г. Мемориальный отдел открылся 9 декабря 1951 г. Автором экспозиций был А. Ф. Тарасов.

В 1971 г. в связи со 150-летием со дня рождения Н. А. Некрасова была построена и открыта экспозиция литературного отдела« Жизнь и творчество Некрасова».

10 декабря 1999 г. на грант фонда Сороса в музее был открыт первый в России детский литературный« Музей деда Мазая». Авторы — Н. Н. Пайков, Т. А. Полежаева.

6 июля 2002 г. в Центральном доме усадьбы после его ремонта была открыта новая экспозиция« Не бойся горького забвенья…». Она посвящена пребыванию Николая Алексеевича Некрасова в Карабихе и располагается в двух зданиях усадьбы: Большом доме и Восточном флигеле. Экспозиция воссоздает интерьеры и передает атмосферу карабихской жизни середины XIX — начала XX веков. В залах представлены предметы усадебного быта того периода, семейные реликвии Некрасовых и личные вещи поэта. Авторы — М. Д. Данилова, Н. М. Сорокина, О. М. Кокорнова.

3 июля 2010 г. после окончания реставрации здания в экспозицию был включен Восточный флигель, в котором располагались личные комнаты поэта. Авторы — М. Д. Данилова, Н. М. Сорокина.

Первая экспозиция в Грешневе была создана в 1968 г.(автор — З.А. Колесова); в 1970 и 1979 гг. — реэкспозиция(И.К. Соколова); в 1988 г. — экспозиция« Грешнево и его окрестности»(С.В. Смирнов). В 1992 г. существующая экспозиция была дополнена выставкой« Родовое поместье Некрасовых(хроника документов)»(автор В.И. Яковлев).

Первая экспозиция в Абакумцеве по истории школы была создана в 1979 — 1980 гг., автор И. К. Соколова.

С 1966 г. в музее ежегодно в первую субботу июля проводится Всероссийский Некрасовский праздник поэзии.

С 1989 г. музей издает историко-литературный сборник« Карабиха», проводит научные конференции« Некрасов в контексте русской культуры», «Русская усадьба XVIII — начала XXI вв. Проблемы изучения, реставрации и музеефикации». Материалы конференции постоянно издаются.

Территория усадьбы включает помимо архитектурного комплекса два парка: регулярный и пейзажный, систему прудов с каскадом, фруктовый сад. При усадьбе существовал винный завод.

На склоне за Большим усадебным домом был разбит парк в живописном« английском» стиле. Он был выполнен в духе пейзажных парков, руками опытного мастера. Нижний парк в Карабихе имеет свои особенности. В пейзажном парке все деревья посажены следуя определенным законам. Например, отдельно стоящее дерево называется солитер, встречаются здесь и посадки наподобие пышных букетов. В пейзажных композициях используют деревья со свободной, естественной, раскидистой формой кроны — липа, дуб, клен, кедр. Романтичность, единение с природой, чередование открытого и замкнутого пространства — вот основные черты Нижнего пейзажного парка. К достопримечательностям Нижнего парка относятся мостики, каскад прудов, извилистые дорожки, которые пронизывают парк, словно случайно протоптанные тропинки.

Центральное место в Нижнем парке занимает большая поляна, подходящая к главному дому и флигелям. При Некрасовых на поляне рос большой кедр. Здесь же Николай Алексеевич первые прочитал поэму« Русские женщины» и, вероятно, другие свои произведения. Это большое событие послужило основой Некрасовских праздников поэзии.

Верхний регулярный парк был заложен в конце XVIII — начале XIX веков и первоначально состоял из лип. Он имел регулярную планировку в виде восьмилучевой звезды, заключённой в квадрат. Планировка регулярного парка соответствует прежней. Изначально парк состоял из лип, которым с помощью стрижки придавалась красивая форма кроны. В парке осталось несколько лип, возраст которых более 200 лет! На сегодняшний день в аллеях регулярного парка преобладает береза.

Плодовый сад примыкает к Верхнему регулярному парку, и отделен от него забором. Вероятнее всего, плодовый сад существовал на этом месте ещё с момента закладки усадьбы. В плодовом саду растут яблони и вишни, цветение которых весной очень украшает сад.

Парадный двор усадьбы, или партер занимает центральное место перед Большим домом. Он был сформирован в начале XIX века, когда усадьбой владели Голицыны.

По мнению ярославского культуролога Вячеслава Лётина, «в основе композиции Карабихи был заложен прин-цип каббалистического символа Древа Жизни, или Дерева Сефирот. Значение этого символа — духовный рост, постижение мира от первоидеи до мира физических форм. „Чудно древо“ позаимствовано масонами из каббалы. Оно стало одним из концептов их учения, зародившегося в Англии в начале XVIII в. Состоит Сефирот из десяти шаров „лучистого великолепия“, которые нанизаны на три вертикальные оси. Древо имеет и горизонтальное членение. Каждый из четырех его ярусов равен одному этапу творения мира. В пространстве Карабихи каждому ярусу(сефире) соответствует конкретный объект или место ансамбля. При этом функциональное значение объекта остроумно обыгрывается с точки зрения символического значения соответствующей ему сефиры».

Парадный двор во времена Некрасовых представлял собой полукруг, разбитый на две части дорогой, идущей к оранжерее. Симметрично относительной дороги находятся две большие круглые клумбы, к которым вели дорожки. Центральную дорогу, дорожки, подходящие к клумбам, и ведущую вдоль забора окаймляли цветочные рабатки.

На территории Нижнего парка находятся два пруда искусственного происхождения — Верхний и Нижний, соединяющиеся ручьем Гремиха. В северной части Нижнего парка, на склоне оврага, расположен небольшой пруд с островом. Пруды с островом посередине были популярны, поскольку в этом случае создавались дополнительные возможности для отдыха. Берега обсаживались деревьями, которые, разрастаясь, затеняли поверхность воды и почти перекрывали небо над головой. Вода в Верхний пруд непрерывно поступает из ключей, в изобилии бьющих в верховьях оврага. Избыток воды по камням в виде небольшого водопада с шумом спадал на дно оврага и ручейком стекал в Нижний пруд.

На территории усадьбы растет много страровозрастных деревьев. Одному из них в рамках Всероссийской программы« Деревья — памятники живой природы» официально присвоен статус памятника природы всероссийского значения. Это Липа мелколистная(№ 16), произрастающая в западной части парадного двора усадьбы Карабиха. Дерево в 2014 году обследовали эксперты Центра древесных экспертиз НПСА« Здоровый лес»(г. Москва) и установили, что возраст его 235 лет.

В 2003 году режиссёр Кирилл Серебренников внимал в усадьбе Карабиха несколько сцен фильма« Рагин » — по мотивам повести А. П. Чехова «Палата № 6».

Директора музея« Карабиха»

1947 — 1984 — Тарасов Анатолий Фёдорович (1918 — 1996)

1990 — 2000 — Полознев Дмитрий Фёдорович

2000 — 2004 — Лебедев Вениамин Иванович (1924 — 2011)

2005 — н.вр. — Ивушкин Андрей Александрович