Биографии Характеристики Анализ

Методическая разработка на тему "Формирование навыка образования уменьшительно-ласкательных форм слов у дошкольников с общим недоразвитием речи". Динамическая пауза

1 Образование имён существительных с уменьшительно – ласкательным значением. 2 Образование имён существительных, которые называют животных и их детёнышей. Задание для работы у доски Задание для работы в тетради Задание для работы у доски Задание для работы в тетради продолжение


3 Образование имён существительных, которые называют человека по его действиям или занятиям. 4 Образование имён существительных с помощью суффикса –ник-. Задание для работы у доски Задание для работы в тетради Задание для работы у доски Задание для работы в тетради


В русском языке с помощью суффиксов -оньк-, -еньк-, -ок-, -ек-, -ик-, -очкии-, -ушк-, -юшк-, -ышк-, -к-, -чик- от основ имён существительных образуются имена существительные с уменьшительно - ласкательным значением. Например: малина – малинка изба - избушка



В русском языке с помощью суффикса -ник- образуются имена существительные с разными значениями: 1) названия людей по их занятиям Например: волшебник 2) Названия предметов по их назначению Например: кофейник (для кофе) 3) Название мест, где растёт что – то определённое Например: ельник








Образуй от этих слов с помощью суффиксов существительные с уменьшительно – ласкательным значением. Выдели корень и суффикс. дева - ……….. улица - …….... скворец - …... пирог - ……… костёр - …….. Ягода - ……… шалаш - …….. человек - …… тетрадь - …… поле - ……….. дева - девонька улица - улочкииа скворец - скворушка пирог - пирожок костёр - костерок Ягода - ягодка шалаш - шалашик человек - человечек тетрадь - тетрадочкииа поле - полюшко


Образуй от этих слов с помощью суффиксов существительные женского рода. Выдели суффиксы. Воробей - ……….. заяц - ……………... медведь - ……….. скворец - ………... лев – ……………… слон – ……………. тигр - ……………... Воробей - воробьиха заяц - зайчиха медведь - медведица скворец - скворчиха лев – львица слон – слониха тигр - тигрица










Вставь в предложения слова с суффиксом ник. 1. Андерсен Х.К. был великий ……. 2. Летом около дома разбили красивый …… Следить за чистотой на улице помогает …… Наш сосед любит посмеяться, его называют балагуром и ………. 5. На обед мама приготовила ………. с творогом. 6. В нашем лесу растут грузди и ягоды, летом и осенью здесь собирается много …….. и …….. 7.Людей, которые много ездят по всему миру, называют …… Андерсен Х.К. был великий сказочник. 2. Летом около дома разбили красивый цветник. 3. Следить за чистотой на улице помогает дворник. 4. Наш сосед любит посмеяться, его называют балагуром и шутником. 5. На обед мама приготовила вареники с творогом. 6. В нашем лесу растут грузди и ягоды, летом и осенью здесь собирается много грибников и ягодников. 7.Людей, которые много ездят по всему миру, называют путешественниками.

Технологическая карта урока:

Тема урока: образование имен существительных с уменьшительно – ласкательным значением.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель урока: Наблюдение над образованием имён сущ., с помощью суффиксов.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучении:

1. Создание условий для развития интереса к изучаемой теме;

2. Развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости.

3. Формирование умения слушать и слышать собеседника.

4. Формировать умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:

1. Развитие умственных действий: анализ и синтез, сравнение;

2. Формировать умение принимать и сохранять учебную цель и задачи.

3. Планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, прогнозировать предстоящую работу.

4. Учить контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.

5. Развивать учебно-языковые и речевые умения, учить моделировать и правильно использовать в повседневной жизни речевые конструкции.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:

1. Актуализировать знания об уменьшительно – ласкательных суффиксах.

2. Расширить представление о роли уменьшительно – ласкательных суффиксов в нашей речи.

3.Обратить внимание на значимость уменьшительно – ласкательного суффикса при образовании ласкательных форм имен существительных.

4. Продолжить работу по формированию предметных действий, направленных на развитие речевой культуры.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формируемые УУД

Орг.момент.

Мотивация.

Актуализация знаний.

Целеполагание, формулирование темы и цели урока. (работа в парах)

Физ.минутка

Закрепление.

Итог урока.

Рефлексия

Домашнее задание

Определяет готовность учащихся к работе.

«Ученье – свет, а не ученье - тьма». Как вы понимаете эти слова? Слайд 1.

Проверка дом.зад. в парах (ключ на слайде 2 )

- поднимите руку те, кто выполнил все без ошибок.

- какие знания вам помогли выполнить это задание?

Прочитайте колыбельную на экране и в учебнике на стр. 43 упр. 265.

Выпишите имена сущ. которые называют людей и предметы ласково, нежно, по образцу.

- с помощью чего образовались данные существительные?

- какое значение вносят данные суффиксы в имена сущ.?

- почему в этом тексте только ласковые слова?

- сделайте вывод. Сравните свой вывод с авторским в учебнике на стр. 44

- сформулируйте тему урока?

Какова будет цель урока?

Работа в группах(задание на экране):

1 гр. – это 1 ряд. Стр. 44 упр. 266.

2 гр. – это 2 ряд. Задание на карточке(выделить суф. Написать слово от какого образ. по образцу)

3 гр. – это 3 ряд. стр.44, упр. 267.

Каждая группа проверьте себя.

Все ли у вас получилось? В чем были затруднения? – оцените себя?

Задания по выбору:

сестра, яблоня из данных слов образуйте слова с уменьшительно-ласкательным значением и выполните задание на выбор.

    Составьте словосочетание с новыми словами

    Составьте предложения с новыми словами. - прочитайте какие получились у вас предложения и словосочетания.

Перечислите уменьшительно – ласкательные суффиксы. Какое значение они придают словам?

Какая была у нас цель урока?

Достигли ли мы эту цель?

Как мы ее достигли?

Где можно применить полученные знания?

Ответы детей.

Ответы детей

Знания алгоритма разбора слова по составу, разбора имени сущ., как части речи.

Выписывают. (слова на экране)

Данные лова образовались с помощью суф.

Уменьшительно-ласкательное значение.

Это колыбельная. В ней передается любовь матери к ребенку.

образование имен существительных с уменьшительно – ласкательным значением.

Выполняют.

Проверяют по ключу.

Два ученика работают у доски

Ответы детей. Ласковое, уменьшительное.

Научиться образовывать имена сущ. с уменьшитеьно-ласкательным значением

образовывали имена сущ. с уменьш-ласкател. значением, выделяли суффиксы.

Выбирают карточку и прикрепляют на доску

Регулятивные:

Нацеливание учащихся на успешную деятельность.

Личностные:

Проявлять желание проявлять новое. - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

Коммуникативные:

Формирование умения слушать и слышать.

Регулятивные:

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

Постановка и решение проблемы;

Личностные:

Развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

Умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Познавательные:

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные:

Выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

Регулятивные:

Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.



Вова - ... (Вовочка)


Катя - ... (Катенъка)


Саша - ... (Сашенька)


Маша- ... (Машенька)


Миша - ... (Мишенька)

Внимание! Зоя - Зоенька, Марфа - Марфенька

КАК ЗОВУТ ТЕБЯ, МАЛЫШ?



... (котёнок!) (лисёнок!) (слонёнок!) (утёнок!) . (бельчонок!) (зайчонок!)

(волчонок!), Медведь зовёт: ... (медвежонок!) Гусь зовёт: ... (гусёнок!) Ворон зовёт: ... (воронёнок!)

КТОЧЕМЗАНЯТ

Цель: употребление глагола в настоящем времени.

Методические указания. Внимательно рассмотрите с ребёнком кар­тинку. Расскажите, кто чем занят: «Мама готовит обед». «Папа вешает картину».

«Мальчик помогает папе. Он держит молоток». «Девочка играет. Она кормит куклу». «Бабушка вяжет шарф». «Дедушка читает газету». «Кошка спит».


Методические указания. Сначала взрослый должен проверить, хоро­шо ли ребёнок понимает, что значит «вчера». Он напоминает малышу о том, что тот делал вчера: гулял, куда-то ходил, играл и т. п. Затем переходит к картинкам.

Посмотри на картинки и скажи, что вчера делали мама, папа, бабушка, дедушка, мальчик, девочка, кошка, собака.


Вчера кошка ловила мышку.


Вчера дедушка смотрел телевизор.


ВМЕСТЕ ДЕЛАТЬ ВЕСЕЛЕЙ


Цель: согласование в числе глагола настоящего времени с существи­тельным.

Образец:

Методические указания. Игру начинает взрослый. Он показывает на

картинку и говорит; «Посмотри на картинку. Видишь, кукла сидит.

А что делают куклы? И куклы сидят. А на этой картинке? Собака ест и

собаки...» Заканчивает фразу ребёнок.

Аналогично взрослый обыгрывает каждую картинку. Окончания глаголов

взрослый произносит чётко и громко.




Собака ест.


Собаки едят.



Кошки спят.





Девочка читает.


Девочки читают.

ПРОВЕРЬ МЕНЯ

Цель: употребление приставочных глаголов, имеющих противоположное значение.

Методические указания. Взрослый показывает картинки и называет дей­ствия, совершаемые на них. Например: «Мальчик приехал, мальчик уехал», «Вошел, вышел». Затем называет действия, а ребенок показывает соответ­ствующую картинку. Далее взрослый говорит: «Ну а сейчас ты проверь меня. Говори, что мальчик делает, а я буду показывать нужную картинку». На следующем этапе игры малыш называет действие, а взрослый по­казывает картинку. Иногда взрослый умышленно ошибается.





Кот на дерево залез.


Кот с дерева слез.

ПОСМОТРИ И НАЗОВИ

Цель: составление предложений с однородными подлежащими, введе­ние в речь обобщающих понятий.

Методические указания. Взрослый произносит начало фразы и за­молкает, а ребёнок перечисляет предметы, изображенные на картинке. Взрослый, произнося обобщающее слово, например, «мебель», одним широким жестом обводит сразу все предметы мебели на картинке. Ребёнок, отвечая на вопросы, тоже каждый раз должен не только показывать конкретные предметы (шкаф, стол, стул и т. д.), но и, делая обобщение, повторить широкий жест, соответствующий слову «мебель».

На вешалке висят {куртка, шарф, комбинезон). Это одежда. Каким словом можно назвать эти вещи? (Это одежда).

На столе стоят (чайник, чашка, блюдце, ложка). Это посуда. Каким словом можно назвать эти вещи? (Это посуда).



В комнате стоят {шкаф, стол, стул, диван). Это мебель. Каким словом можно назвать эти вещи? {Это мебель.)

По улице едут {машина, автобус, троллейбус). Это транспорт. Каким словом можно назвать машину, автобус, троллейбус? {Транспорт)

На полке стоят {мячик, пирамида, машинка, кубики). Это игрушки. Каким словом можно назвать мячик, пирамиду, машинку, кубики? {Игрушки).


ЗАГАДАЙЗАГАДКУ

Цель: составление предложений с однородными определениями. Методические указания. Взрослый зачитывает ребёнку загадки и, если малыш затрудняется ответить, помогает найти отгадки. Придумайте вместе с малышом подобные загадки о предметах, окру­жающих вас в жизни.




Он толстый, маленький, смешной, с пропеллером.

г> Буратино.

Он деревянный, смешной, с длинным носом.


Баба-Яга.

Она злая, страшная, с метлой.

Оно летнее, красивое, в горошек.

Он теплый, длинный, с бахромой.


КТО ЧТО ДЕЛАЕТ

Цель: составление предложений с однородными сказуемыми. Методические указания. Как и во всех играх, сначала взрослый показывает картинки и объясняет ребёнку, что на них нарисовано, а затем предлагает сделать то же самое малышу.






Девочка рисует, читает, бегает, качается.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Агранович 3. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для пре­одоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. СПб.: Дет­ство-Пресс, 2001.

Бородин А. М. Методика развития речи детей. М: Просвещение, 1981.

Жукова И. С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М: Просвещение, 1990.

Панаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб.: Союз, 1999.

Федоренко Л. П., Фомичева Г. А., Лотарев В. К., Николаичева А. П. Методика развития речи у детей дошкольного возраста. М: Просвещение, 1984.

Филичева Т. В., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. Методическое пособие с ил­люстрациями. Екатеринбург: Арго, 1996.

Введение.......................................................................................................................... 3

Выставка игрушек............................................................................................................. 7

Дай задание игрушкам..................................................................................................... 8

Кто что нарисовал............................................................................................. ,........... 12

Доктор Айболит................................................................................................................ 14

Телефон............................................................................................................................ 15

Кто что ест..................................................................................................................... 16

Кто чем действует.............................................................................................................. 18

Чего не стало.................................................................................................................... 20

Чего не хватает................................................................................................................... 21

Что куда............................................................................................................................ 22

Поручения............................................................................................................................. 24

Где положишь - там возьмёшь......................................................................................... 26

Поручения............................................................................................................................. 28

Кто куда......................................................................................................................... 30

Поручения............................................................................................................................. 32

О чём расскажешь? ............................................................................................................ 33

По какой дорожке............................................................................................................. 34

У кого что.......................................................................................................................... 36

Один и много..................................................................................................................... 38

Это чьё? ......................................................................................................................... 41

Какие это вещи............................................................................................................... 44

Две матрёшки........................................................................................................................ 46

Назови ласково.................................................................................................................. 49

Как зовут тебя, малыш? ..................................................................................................... 50

Кто чем занят.................................................................................................................... 52

Кто что делал вчера............................................................................................................. 53

Вместе делать веселей..................................................................................................... 56

Проверь меня........................................................................................................................ 58

Посмотри и назови......................................................................................................... 60


Формирование у дошкольников навыка образования уменьшительно-ласкательных форм слов

Овладение ребенком дошкольного возраста полноценной речью – важнейшее условие для успешного обучения его в школе. Приобретение достаточно большого словарного запаса, умение правильно строить и грамматически оформлять фразу, владение связной речью, правильное произнесение всех звуков требует систематических занятий.

Формирование навыка словообразования и овладение необходимыми правилами – источник самостоятельного обогащения ребенком своего словарного запаса, а также необходимое условие для усвоения правил правописания в процессе школьного обучения.

Р.И. Лалаева и Н.В. Серебрякова предложили последовательную систему работы по формированию у дошкольников образования уменьшительно-ласкательных форм существительных с указанием конкретного лексического материала.

Учитывая порядок появления суффиксов в онтогенезе, а также их продуктивность, приведена последовательность работы по образованию уменьшительно-ласкательных форм существительных. Каждый из пунктов предложенной ниже системы наполнен конкретным лексическим содержанием, что позволяет использовать данный материал в работе с детьми, не затрачивая времени на трудоемкий подбор и поиск слов.

  1. Уменьшительно-ласкательные существительные женского рода с суффиксом -к-:
  • без изменения основы слова

Лексический материал: вата – ватка, лапа – лапка, туча – тучка, гиря – гирька, гора – горка, нора – норка, лопата – лопатка, монета – монетка, малина – малинка, газета – газетка, гитара – гитарка, галоша – галошка.

  • с изменением основы слова:
  • чередование по звонкости – глухости

Лексический материал: рыба – рыбка, шуба – шубка, голова – головка, борода – бородка, трава – травка, пирамида – пирамидка.

  • чередование звуков в основе слова

Лексический материал: рука – ручка, щека – щечка, птица – птичка, щука – щучка, черника – черничка, ежевика – ежевичка.

  • появление беглой гласной и чередование звуков в основе слова

Лексический материал: чашка – чашечка, терка – терочка, вилка – вилочка, миска – мисочка, рюмка – рюмочка, тарелка – тарелочка, бутылка – бутылочка, подушка – подушечка, рубашка – рубашечка, катушка – катушечка, ромашка – ромашечка, заколка – заколочка, лавка – лавочка, будка – будочка, лодка – лодочка, ложка – ложечка, дудка – дудочка, коробка – коробочка.

  1. Уменьшительно-ласкательные существительные мужского рода с суффиксом -ок-:
  • без изменения основы слова

Лексический материал: ком – комок, лес – лесок, дым – дымок, веер – веерок, пояс – поясок, якорь – якорек, катер – катерок, колос – колосок, свитер – свитерок, хохол – хохолок, чугун – чугунок, котел – котелок.

Лексический материал: бак – бачок, сук – сучок, кулак – кулачок, башмак – башмачок, каблук – каблучок, пиджак – пиджачок.

  1. Уменьшительно-ласкательные существительные мужского рода с суффиксом -ек-:
  • с изменением основы слова: чередование звуков в основе слова

Лексический материал: замок – замочек, мешок – мешочек, носок – носочек, венок – веночек, чулок – чулочек, веник – веничек, фартук – фартучек, чайник – чайничек, горшок – горшочек, платок – платочек, значок – значочек, клубок – клубочек.

  1. Уменьшительно-ласкательные существительные женского рода с суффиксом -очк-:
  • без изменения основы слова

Лексический материал: ваза – вазочка, роза – розочка, гора – горочка, ванна – ванночка, верба – вербочка, стена – стеночка, парта – парточка, тумба – тумбочка, кофта – кофточка, лента – ленточка, шайба – шайбочка, колба – колбочка, лопата – лопаточка, пальма – пальмочка, корзина – корзиночка, веранда – верандочка, клумба – клумбочка, бритва - бритвочка.

  1. Уменьшительно-ласкательные существительные мужского рода с суффиксом -ик-:
  • с изменением основы слова:
  • чередование по твердости – мягкости

Лексический материал: нос – носик, дом – домик, рот – ротик, шарф – шарфик, холм – холмик, кекс – кексик, куст – кустик, лист – листик, мост – мостик, бант – бантик, кнут – кнутик, плот – плотик, берет – беретик, канат – канатик, пакет – пакетик, халат – халатик, жакет – жакетик, билет – билетик.

  • чередование по звонкости – глухости и твердости – мягкости

Лексический материал: лоб – лобик, зуб – зубик, таз – тазик, воз – возик, арбуз – арбузик, алмаз – алмазик, клюв – клювик, глаз – глазик, пруд – прудик, плед – пледик, ромб – ромбик, столб – столбик, сервиз – сервизик, сугроб – сугробик, комод – комодик, огород – огородик, пароход – пароходик, паровоз – паровозик.

  1. Уменьшительно-ласкательные существительные мужского рода с суффиксом -чик-:
  • без изменения основы слова

Лексический материал: шкаф – шкафчик, забор – заборчик, сарай – сарайчик, шуруп – шурупчик, футляр – футлярчик, трамвай – трамвайчик.

Лексический материал: жетон – жетончик, бокал – бокальчик, лимон – лимончик, банан – бананчик, батон – батончик, кулон – кулончик, балкон – балкончик, карман – карманчик, тюльпан – тюльпанчик, фонтан – фонтанчик, кафтан – кафтанчик, фургон – фургончик, барабан – барабанчик, кинжал – кинжальчик, кувшин – кувшинчик, патрон – патрончик, графин – графинчик, флакон – флакончик.

  1. Уменьшительно-ласкательные существительные среднего рода с суффиксом -ц-:
  • с изменением основы слова: чередование по твердости – мягкости

Лексический материал: мыло – мыльце, сало – сальце, жало – жальце, шило – шильце, одеяло – одеяльце, зеркало – зеркальце.

  1. Уменьшительно-ласкательные существительные среднего рода с суффиксом -ышк-:
  • без изменения основы слова

Лексический материал: перо – перышко, зерно – зернышко, гнездо – гнездышко, пятно – пятнышко, бревно – бревнышко, стекло – стеклышко.

  1. Уменьшительно-ласкательные существительные женского рода с суффиксом -ушк-:
  • без изменения основы слова

Лексический материал: изба – избушка, голова – головушка, трава – травушка, ива – ивушка, борода – бородушка,

рябина – рябинушка.

  1. Уменьшительно-ласкательные существительные среднего рода

с суффиксом -иц-:

  • без изменения основы слова

Лексический материал: печенье – печеньице, платье – платьице,

кресло – креслице, сиденье – сиденьице, растение – растеньице,

ущелье – ущельице.

Следует отметить, что начало занятий по формированию навыка словообразования следует отнести на самые ранние этапы работы в связи с большим объемом материала по данному разделу. Работа должна вестись последовательно и системно.

Консультация

«Формирование у дошкольников навыка образования уменьшительно-ласкательных форм слов»

Подготовила:

Дацкевич Т.Н.

учитель-логопед

г. Югорск

2013г.

Фонематический слух – способность различать звуки речи, опознавать их.

К 2 годам ребенок должен хорошо различать на слух все звуки речи, что свидетельствует о достаточном уровне развития фонематического слуха. В словах появляются стойкие звуковые замены. Звуковые замены в норме объясняются неполной сформированностью артикуляционной базы звуков (т.е. неправильным положением органов артикуляции при произнесении звуков).

К 2 годам 6 месяцам ребенок должен хорошо различать слова-паронимы (отличающиеся одним звуком: «почка-бочка», «коза-коса» и др.).

К 3 годам у ребенка начинают появляться речевые кинестезии – ощущение от движения органов артикуляции. Начинается момент осознания управления органами артикуляции. Ребенок начинает различать не только слова-паронимы, но и слова, близкие по произношению («уши-усы»).

К 4-5 годам ребенок различает все звуки речи как на слух, так и в произношении. Параллельно с развитием фонематического слуха у ребенка формируется фонетический слух (его следует отличать от фонематического слуха) – общее слежение за слоговым потоком речи. Благодаря этому слуху ребенок опознает фонему в различных фонетических позициях, извлекает фонему из разных слоговых последовательностей, т. е. у ребенка формируются практические звуковые и морфологические обобщения. Фонетический слух также оценивает искаженное произношение. Фонематический и фонетический слух вместе составляют речевой слух, который осуществляет: восприятие речи; оценивает правильность чужой речи, осуществляет контроль за собственной речью; под управлением своего слуха ребенок начинает приноравливать органы артикуляции к нужному звучанию, начинает ощупывать нужные артикуляционные уклады. Эти артикуляционные позиции записываются в памяти ребенка и воспроизводятся.

После 4 лет начинают появляться первичные навыки звукового анализа, что свидетельствует о возможности обучения ребенка письменной речи.

Таким образом, к 5 годам ребенок начинает развивать свою речь с помощью письма и чтения. Недоразвитие фонематического слуха и фонетического слуха может явиться причиной нарушений письменной речи (нарушению письма – дисграфии, нарушению чтения – дислексии) при обучении в школе.

На что следует обращать внимание в речи дошкольника?

Как можно развивать речь?

От 5 до 7 лет – это время для исправления нарушений звукопроизношения. Напоминаем Вам, что грубые нарушения звукопроизношения могут стать причиной неуспеваемости по чтению и письму.

Очень важно развивать мелкую моторику (тонкие движения пальцев рук). Вот упражнения, которые полезны для этого: пальчиковая гимнастика, плетение, лепка, шнуровка, конструктор, мозаика, вырезание из бумаги и картона, вырисовывание различных узоров, обведение трафаретов, штрихование, рисование цветными карандашами.

Учите ребенка безошибочно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Малыш должен четко знать «право-лево», «верх-низ»; уметь повторять движения по подражанию и по команде.

Особое внимание обращайте на развитие фонематического восприятия. Учите ребенка выделять первый и последний звук в слове, определять место заданного звука в слове, последовательность звуков в слове, их количество, место по отношению к другим звукам. Также практикуйте игры и упражнения типа: подбор слов на заданный звук, составление слов различной звуко-слоговой структуры, преобразование слов («цепочки слов»), разгадывайте ребусы, решайте кроссворды. Ребенок должен уметь выполнять графические схемы слова и предложения.

Следите за правильным развитием грамматического строя речи, исправляйте грамматические ошибки: неправильное изменение падежных окончаний и числа имен существительных, неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного с прилагательным и т.д.

Развивайте и обогащайте словарный запас ребенка. Стимулируйте употребление в речи не только конкретизирующих, но и обобщающих понятий. Поощряйте подбор синонимов и антонимов, эпитетов. Прививайте интерес к работе со словарями всех видов; составляйте вместе с ребенком собственный «Толковый словарик». Разгадывайте загадки, учите ребенка объяснять смысл пословиц и поговорок.

Уделяйте внимание формированию и развитию связной речи ребенка. Для этого составляйте предложения и рассказы по серии картинок, по сюжетным картинкам, учите пересказывать тексты, мультфильмы, события прошедшего дня. Заучивайте наизусть короткие рассказы и стихотворения, добивайтесь правильного ответа на поставленный Вами вопрос. Поощряйте детское творчество и фантазию.

Готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образованние. Многое могут сделать для ребенка в этом отношении родители - первые и самые важные его воспитатели.

Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребенок переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.

Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами:

Нe допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, oн учится лучше. Интерес - лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий!

Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.

Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.

Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.

В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.

Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.

Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.

Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.

Итак, успехов вам и больше веры в себя и возможности своего ре бенка!

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2» группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста

Что такое «фонематический слух».

Как и когда он формируется у детей?

Подготовила:

Дацкевич Т.Н.

учитель-логопед

г. Югорск

2013г.

Для педагога выразительное чтение – это не просто умение, это мастерство, оказывающее значительное воспитательное воздействие на детей. С помощью выразительного чтения, отвечающего требованиям логической и интонационной правильности и эмоциональности, педагог не только открывает перед дошкольниками мир искусства, но и даёт им образец правильной и образной художественной речи. В дошкольном возрасте ребёнок старается подражать взрослым, поэтому, слушая их выразительное чтение, он «влюбляется» в художественные тексты – ему хочется воспроизвести их так же, с теми же интонациями, паузами, логическими и ритмическими ударениями. Таким образом, дети делают важный шаг к овладению грамотной, образной, эмоционально насыщенной речью.

Вот почему воспитателю необходимо овладеть искусством выразительного чтения. По словам М. Рыбниковой «исполнение должно иметь целью произнести текст с максимальной передачей темы произведения и его идейного замысла. Чтение должно соответствовать стилю произведения, его жанровым особенностям; это исполнение воплощает в голосе логическую и синтаксическую мелодику речи, музыку и ритм стиха, тот или иной строй прозы … оно должно быть громким, ясным, чётким, доносящим до слушателя с полной чёткостью звучащее слово».

Упражнения на дыхание

Речевое дыхание отличается от обычного. Оно происходит на выдохе и через рот (полость рта работает, как усилитель голоса). Научиться регулировать дыхание – это в первую очередь научиться правильно, расходовать воздух и мягко, неслышно добирать его во время паузы. Дыхание должно быть лёгким, естественным. Нельзя делать выдох до полного «выдыхания» и нельзя допускать перебор воздуха.

Умыли котята глаза, и носы,

И щёчки, и лобики, даже усы.

И доброе слово друг дружке

Мяукнули в чистые ушки.

(О.Александрова)

Представьте нарисованную в нём картину. Чтобы ярче и полнее увидеть её, перечитайте стихотворение медленно и не один раз. Представьте, как котята погрузились в долгий сладостный сон, каким стало их дыхание.

Заиграл пастушок на свирели

Так, что птицы вокруг присмирели.

Вьётся рядом, и петь не стыдится.

(О.Александрова)

Представьте созданную в нём картину. Чтобы ярче и полнее увидеть её, перечитайте стихотворение медленно и не один раз. Представьте пение голосистой птицы, на вдохе и выдохе изобразите его.

Упражнение №2.

Сядьте на стул, расправьте плечи, чуть поднимите голову, сделайте выдох, не прилагая к тому специальных усилий. Не торопитесь делать вдох. Сделайте его через нос только тогда, когда захочется вдохнуть. Повторите это несколько раз. Упражнение выполняйте с удовольствием.

Упражнение №3.

Навыки правильного дыхания в процессе выразительного чтения следует развивать и укреплять на материале специально подобранных стихотворных текстов. Читая их, постепенно увеличивайте количество строк, произносимых на одном выдохе. Главной задачей ставьте воссоздание в воображении картин и передачу их при чтении.

На ночь глядя, зайцы разыгрались

И едва друг с другом не подрались.

Прилетел к ним тетерев-учитель

И сказал: «Сейчас же замолчите!

Что за шум вы подняли в лесу?

Или позабыли про лису?»

(О.Александрова)

Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин дом!

Загорелся кошкин дом,

Идёт дым столбом!

Кошка выскочила,

Глаза выпучила.

Бежит курочка с ведром

Заливать Кошкин дом,

А лошадка – с фонарём,

А собачка – с помелом,

Серый заюшка – с листом.

Раз! Раз! Раз! Раз!

И огонь погас!

(Русская народная потешка в обработке П. Бессонова)

Посреди двора – гора.

На горе идёт игра.

Прибегайте на часок,

Залезайте на песок:

Чистый, жёлтый и сырой,

Хочешь – рой,

Хочешь – строй,

Хочешь – куклам испеки

Золотые пирожки.

Приходите к нам, ребята,

Не забудьте взять лопаты,

Экскаваторы, совки,

Вёдра и грузовики.

Тут и крик, тут и смех,

И работа есть у всех.

(В. Берестов)

При выразительном чтении основной инструмент воспитателя – голос: его громкость, высота, тембр, полётность, гибкость. При выразительном чтении необходимо регулировать тембр голоса, мелодику речи. Полнота и разнообразие голосового звучания определяется наличием обертонов, поэтому надо усиливать действие резонаторов, носовых, грудного, в полости рта, гортани. Специальные упражнения направлены в первую очередь на разработку носового резонатора, а через него – на остальные. Все они находятся в постоянном взаимодействии: работа носового резонатора вызывает работу резонаторов в полости рта, гортани, груди.

Упражнение №1.

Прочитайте отрывок из стихотворения С. Маршака, интонационно обозначая паузы. (В тексте паузы выделяются так: (…). Читать нужно по-разному, сначала беззвучно артикулируя).

С дымом мешается

Облако пыли (…),

Мчатся пожарные

Автомобили (…).

Щёлкают звонко (…),

Тревожно свистят (…),

Медные каски

Рядами блестят (…).

Миг (…) – и рассыпались

Медные каски.

Лестницы выросли

Быстро, как в сказке (…).

Люди в брезенте –

Один за другим (…) –

Лезут по лестницам (…)

В пламя и дым.

(С. Маршак. Рассказ о неизвестном герое)

Упражнение №2.

Прочитайте тот же отрывок из стихотворения С. Маршака шёпотом, выделяя слоги.

Упражнение №3.

Прочитайте его громко, подчёркивая ритм; затем прочитайте данный текст несколько раз подряд, всё время, убыстряя темп.

Упражнение №4.

Прочитайте стихотворение С. Маршака со спокойной интонацией, пусть голос прозвучит негромко, доверительно.

Эту сказку ты прочтёшь

Тихо (…), тихо (…), тихо (…)

Жили – были серый ёж

И его ежиха (…).

Серый ёж был очень тих (…),

И ежиха тоже.

И ребёнок был у них (…) –

Очень тихий ёжик (…).

Всей семьёй идут гулять

Ночью (…) вдоль дорожек:

Ёж-отец, ежиха-мать

И ребёнок0ёжик (…).

Вдоль глухих осенних троп

Ходят тихо (…) – топ (…) топ (…) топ (…).

(С. Маршак. Тихая сказка)

Упражнение №5.

Вспомните, с какой интонацией, и каким голосом произносили в сказке Л. Толстого «Три медведя» одну и ту же фразу Михайло Иванович, Настасья Петровна, Мишутка: «Кто ложился в мою постель и смял её!» произнести её от имени каждого из героев.

Упражнение №6.

Вспомните ваши любимые песенные мелодии. Пропойте их на звуке М. старайтесь, чтобы звук «выходил вперёд и расходился по помещению». Усиливайте громкость постепенно, по мере того, как почувствуете, что звук «сам напрашивается». К более высоким нотам подходите плавно, без рывков, к нижним – без резкого снижения. Добивайтесь ровного, плавного звучания за счёт опоры на дыхание.

Упражнения по работе над дикцией

При выразительном чтении художественного текста важна хорошая дикция, т.е. ясное, чёткое произношение каждого звука. Так достигается наилучшая слышимость речи, понимание её. Это особенно важно при работе с дошкольниками. Плохая дикция мешает слушать, понимать речь, адекватно на неё реагировать. Проверьте своё произношение. Для этого запишите свою речь на магнитофонную плёнку и несколько раз прослушайте. И тогда вы сами решите, какие упражнения необходимы, чтобы исправить недостатки вашей речи: «бормотание», неотчётливое произношение какого-то звука, «проглатывание» окончаний слов и др. Согласные надо произносить чисто, легко, без излишнего нажима, гласные – свободно, вокально, достаточно громко. Правильное выделение гласных звуков в речи делает её благозвучной, приятной для слушания. Для совершенствования дикции большое значение имеет ориентация на слушателей – дошкольников: желание быть понятыми ими, заинтересовать их содержанием литературного произведения.

Упражнение №1.

Произнести пословицы, отчётливо выделяя каждую часть. Затем задание усложняется: первую часть пословицы произносите громко, вторую – тихо, потом наоборот.

Как аукнется – так и откликнется.

Чужим умом жить – добра не нажить.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Упражнение №2.

Представьте, что вы играете на барабане, и ваши руки легко отскакивают при каждой ударной гласной в слове.

Умыли котята глаза, и носы,

Пара барабанов,

Пара барабанов,

Пара барабанов

Била

Бурю.

Пара барабанов,

Пара барабанов,

Пара барабанов

Била

Бой.

(И. Сельвинский)

Упражнение №3.

Представьте, что вы находитесь в лесу, наслаждаетесь его запахами и подражаете кукушке.

Глаза разбежались,

И сердце ликует,

Кукушка кукует.

Кукует?

Кукует?

Кукушка кукует

В лесу на суку:

Ку-ку! Ку-ку!

Ку-ку! Ку-ку!

А сколько кукушка

Мне лет прокукует?

Ку-ку! Ку-ку!

Ку-ку!

Всё кукует!

Кукует, кукует

Кукушка – кукунья …

Кукует, кукует!

Сто лет накукует

Лесная вещунья.

Упражнение №4.

Отрабатывайте произношение отдельных звуков, произнося скороговорки и отчётливо выделяя повторяющийся звук.

Завизжала пила, зажужжала пчела.

Два дровосека, два дроворуба, два дровокола.

По Чите течёт Читинка.

Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мышки поплоше несли по два гроша.

Упражнение №5.

Прочитайте приведённый ниже отрывок, отчётливо выделяя шипящие звуки и подчёркивая ритм.

…И сейчас же щётки, щётки

Затрещали, как трещотки,

И давай меня тереть,

Приговаривать:

«Моем, моем трубочиста

Чисто, чисто, чисто, чисто!

Будет, будет трубочист

Чист, чист, чист, чист!»

(К. Чуковский Мойдодыр)

Упражнение №6.

Прочитайте выразительно отдельные стихотворные строфы и небольшие стихотворения с предварительной установкой: каждый звук произносить чётко, соблюдая нормы орфоэпии, особое внимание, обращая на созвучия в рифмующихся строках.

Крошка сын

К отцу пришёл,

и спросила кроха:

Что такое

ХОРОШО

и что такое

ПЛОХО?

У меня

секретов нет, -

слушайте, детишки,

папы этого

ОТВЕТ

помещаю

в книжке.

Если ветер

Крыши рвёт,

Если град загрохал,

каждый знает – это вот

ДЛЯ ПРОГУЛОК

ПЛОХО.

Дождь покапал

и прошёл,

Солнце в целом свете.

ЭТО – ОЧЕНЬ ХОРОШО

И БОЛЬШИМ И ДЕТЯМ …

(В. Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо)

Упражнения на развитие речевого слуха

Прослушивание образцов эталонного произношения в записи (чтение мастеров художественного слова) даёт представление о правильной дикции и способствует развитию речевого слуха. Развивать слуховое внимание, учить дошкольников слухом контролировать свою речевую практику – значит, предупредить многие ошибки в произношении и интонировании.

Упражнение №1.

Прослушайте текст стихотворения Ф. Тютчева «Весенние воды» (в записи), затем романс С. Рахманинова. Попробуйте дирижировать: отмечайте сильную, т.е. удлинённую и более звучную, ноту движением руки сверху вниз, а более короткие и менее полные ноты – плавным движением ладони слева направо. Запоминайте, как движение рук отражает соотношение длинных и коротких звуков в мелодии романса.

Дирижировать ритм знакомого стихотворения можно и, не привлекая средств музыки. Попробуйте продирижировать следующие строки.

Спать пора! Уснул бычок,

Лёг в коробку на бочок,

Сонный мишка лёг в кровать,

Только слон не хочет спать.

Головой кивает слон,

Он слонихе шлёт поклон.

(А. Барто. Слон).

Упражнение №2.

Сопоставьте звучание стихотворного и прозаического текстов.

Полюбуйся: весна наступает.

Журавли караваном летят,

В ярком золоте лес утопает,

И ручьи по оврагам шумят.

(И. Никитин)

Весна наступает, полюбуйся: журавли летят караваном, лес утопает в ярком золоте, ручьи шумят по оврагам.

Упражнение №3.

Прочитайте отрывок. Проверьте расстановку логических ударений: возможны ли варианты?

У меня зазвонил телефон.

Кто говорит?

Слон.

Откуда?

От верблюда.

Что вам надо?

Шоколада.

Для кого?

Для сына моего.

А много ли прислать?

Да пудов этак пять

Или шесть:

Больше ему не съесть,

Он у меня ещё маленький.

(К. Чуковский. Телефон)

Упражнение №4.

Произнесите поговорку «Проворонила ворона воронёнка», интонацией передавая разное отношение к случившемуся (констатация факта, сожаление, радость, злость, удивление).

При выразительном чтении необходимо помнить о зависимости интонации от знаков препинания. Точка: голос понижается на последнем слове перед точкой. Запятая: на последнем слове перед запятой небольшое повышение голоса. Тире: пояснительная интонация, на последнем слове перед тире небольшое повышение голоса. Двоеточие: перечислительная интонация, на последнем слове перед двоеточием повышение голоса. Многоточие: интонация недосказанности, на последнем слове перед многоточием сильное повышение голоса.

Упражнение №1.

Обращая внимание на знаки препинания, подготовьте, выразительное чтение отрывка.

… Но, как чёрная железная нога,

Побежала, поскакала кочерга.

И помчалися по улице ножи:

«Эй, держи, держи, держи. Держи, держи!»

И кастрюля на бегу

Закричала утюгу:

«Я бегу, бегу, бегу,

Удержаться не могу!»

Вот и чайник за кофейником бежит,

Тараторит, тараторит, дребезжит …

Утюги бегут, покрякивают,

Через лужи, через лужи перескакивают.

А за ними блюдца, блюдца –

Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

Вдоль по улице несутся –

Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

На стаканы – дзынь! – натыкаются,

И стаканы – дзынь! – разбиваются …

(К. Чуковский. Федорино горе)

Упражнение №2.

При вопросе важно интонационно подчёркивать слово, «направляющее» ответ. Это в первую очередь вопросительные местоимения и наречия, но могут быть и другие части речи.

Заяц белый, куда бегал?

В лес дубовый!

Что там делал?

Лыко драл!

Куда клал?

Под кусток!

Кто украл?

Родион!

Выйди вон!

(считалочка)

Владение навыком выразительного чтения и умением применять его при работе с дошкольниками способствует развитию речевой грамотности детей, учит наслаждаться правильной художественной речью.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2» группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста

Выразительное чтение и его роль в развитии речи дошкольников.

Подготовила:

Дацкевич Т.Н.

учитель-логопед

г. Югорск

Словообразование представляет собой сложный процесс, которым дети даже с нормальным речевым развитием овладевают постепенно, проходя ряд этапов и овладевая все новыми словообразовательными моделями. Полностью заканчивается овладение этим процессом только в школьном возрасте. Дети с речевым недоразвитием тем более испытывают выраженные трудности в овладении этим процессом. Они не могут спонтанно встать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям, из-за специфических трудностей клинико-психолого-педагогического характера.

Изучению нарушений словообразования детей с общим недоразвитием речи посвящены работы многих ученых: Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой , Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой , Т.В. Тумановой , Г.В. Чиркиной , С.Н. Шаховской и других. Наличие у данной категории детей вторичных отклонений в развитии психических процессов (мышления, восприятия, внимания, памяти и др.) создает дополнительные затруднения в овладении словообразованием.

Анализируя состояние речи у детей с общим недоразвитием речи, исследователи констатируют у них недостаточность словообразовательных навыков уже в дошкольном возрасте (Г.А. Каше , Р.И. Лалаева , Р.Е. Левина , Е.Ф. Соботович , Т.В. Туманова , Т.Б. Филичева , Т.В. Чиркина , и другие). Вследствие ограниченности и неполноценности лексических средств у детей с общим недоразвитием речи III уровня, которые составляют основной контингент речевых групп, наблюдаются трудности в усвоении морфологии, проявляющиеся в стойких аграмматизмах в устной речи, а в дальнейшем и на письме.

Дети допускают большое количество ошибок в употреблении суффиксов, приставок и окончаний. Недостаточное умение пользоваться способами словообразования задерживает развитие словарного запаса у детей. Они с трудом изменяют слова и образуют новые. Старшие дошкольники редко используют для образования слов суффиксы и приставки, ограничиваясь изменением окончания, или же используют близкие в звуковом отношении и по смыслу слова.

В речи любого человека, как взрослого, так и ребенка, преобладает такая часть речи, как существительное, а основным способом образования существительных является суффиксальный. Раньше всего дети овладевают ласкательными формами существительных, в том числе и потому, что часто слышат их от окружающих людей. Работ, посвященных проблеме изучения нарушений суффиксального словообразования существительных в специальной литературе явно недостаточно, что подтверждает актуальность выбранной темы.

Методологическую основу исследования составили:

а) положения о пластичности центральной нервной системы и ее компенсаторных возможностях;

б) основные теоретические положения о единстве законов развития нормального и аномального ребенка;

в) положение о строении языка как целостной системы;

г) положение о языке как важнейшем средстве общения и социального взаимодействия людей;

д) положения о компенсаторной направленности обучения и воспитания детей;

ж) комплексном и системном подходе к его организации.

Методика исследования суффиксального словообразования имён существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи создавалась с учетом следующих принципов :

1. Принцип динамичности наблюдения и изучения ребенка.

2. Принцип системного подхода. Исследование строится с учетом структуры речевого дефекта, в выделении ведущих расстройств, соотнесения речевой и неречевой симптоматики в структуре дефекта.

3. Возрастной принцип. Предъявляемые задания соответствуют возрасту исследуемых детей. Сравнивались показатели двух групп учащихся одного возраста.

4. Онтогенетический принцип предполагает формирование функций с учетом этапов и последовательности их формирования в онтогенезе.

В разработке методики констатирующего эксперимента основополагающим явилось современное понимание развития грамматического строя в норме [А.Н. Гвоздев, Т.Н. Ушакова, А.М. Шахнарович, Д.Б.Эльконин и др.] .

5. Принцип деятельностного подхода. Исследование проводилось в рамках ведущей деятельности, соответствующей возрасту исследуемых (игровой).

Методика исследования словообразования имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня разработана нами на основе научно-теоретических предпосылок, представленных в работах, в соответствии с рекомендациями таких авторов, как З.Е. Агранович ,Т.В. Волосовец , О.Е. Грибова , Р.Е. Жукова , Р.И. Лалаева , Л.Г. Парамонова , Н.В. Серебрякова ,Т.В. Туманова , Г.В. Чиркина , Т.Б. Филичева . При составлении методики констатирующего эксперимента использовались материалы, представленные в пособиях О.В. Елецкой, А.А. Таракановой; О.В. Елецкой, Е.А. Логиновой, Г.А. Пеньковской, В.П. Смирновой, А.А. Таракановой, С.М. Тимаковой, Д.А. Щукиной .

При определении содержания, и направлений в исследовании учитывались данные об общей картине развития грамматического строя речи в детском возрасте.

При её разработке в основу был положен психолингвистический подход. Научно-теоретическими предпосылками методики явились современные психолингвистические представления о структуре речевой деятельности .

Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных при помощи суффиксов- ик, - к, - ок, - чик, - ичк, - очк, - ечк, - оньк, - еньк, - иц, - ец, - ц, - ушк, -ышк .

Методика исследования состоит из 14 заданий.

Цель всех заданий: изучить способность к словообразованию существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов - ик, - к, - ок, - чик, - ичк, - очк, - ечк, - оньк, - еньк, - иц, - ец, - ц, - ушк, - ышк - по опорным словам.

Таким образом, используя данную методику исследования, позволит нам получить наиболее объективные данные по развитию способности к суффиксальному словообразованию имён существительных детьми с общим недоразвитием речи III уровня и дошкольников с нормальным речевым развитием (на основе среднего балла, полученного в результате выполнения всех заданий), выбрать правильное направление логопедической работы, определить этап, с которого можно начать коррекционное воздействие и разработать индивидуальную программу обучения.

Исследование проводилось в 2014-2015 г. в старших группах детских садов города Нижний Тагил, Свердловской области на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения №20

В констатирующем эксперименте принимали участие 30 детей в возрасте 5-6 лет: из них 15 дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня (экспериментальная группа), и 15 детей с нормальным речевым развитием, посещающие детский сад (контрольная группа).

В констатирующем эксперименте принимали участие 30 детей в возрасте 5-6 лет: из них 15 дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, и 15 детей с нормальным речевым развитием, посещающие детский сад. Все дети, участвующие в исследовании, имели сохранный слух, зрение, интеллект.

Социальный статус семей обследуемых детей различен: у 12 детей экспериментальной группы полная благополучная семья, трое детей из неполной семьи; 13 детей контрольной группы имеют обоих родителей, одного ребёнка воспитывает бабушка, родителей нет. Один ребёнок из многодетной семьи.

У детей экспериментальной группы, в отличие от детей контрольной группы, отмечалось общее недоразвитие речи III уровня, стертая псевдобульбарная дизартрия.

Результаты исследования анамнеза детей с общим недоразвитием речи III уровня показали, что у матерей пяти детей наблюдался токсикоз в первой половине беременности; матерями ещё троих детей применялись лекарственные препараты во время беременности; в двух случаях применялась стимуляция во время родов (в одном случае - механическая, в другом - лекарственная); у одного ребёнка отмечалась асфиксия в родах. Имело место и воздействие различных вредоносных факторов в различные периоды развития ребёнка. Также можно отметить недоношенность или незрелость детей при рождении.

У всех детей экспериментальной группы отмечалось позднее начало речи, у двоих детей лепет задержался на 2 месяца (7-8 месяцев), у 5 детей наблюдалась задержка появления фразовой речи, появление связной речи нередко задерживалось до 2-3 лет.

Таким образом, общее недоразвитие речи у этой категории детей обусловлено пренатальной и натальной патологией.

Изучение речевых карт, беседы с учителями, логопедом и наблюдение за детьми показали, что для детей этой группы характерна недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, таких как внимание и память; словесно-логическое мышление; общая, мелкая и артикуляционная моторика. Дети быстро уставали от игровой деятельности.

На момент обследования дети занимались с логопедом на протяжении различного времени (4 детей - третий год, 6 дошкольников - второй).

Контрольная группа состояла из 15 дошкольников 5 - 6 лет: У детей (в отличие от их сверстников из экспериментальной группы), речевое развитие соответствовало норме. У данных детей не было каких-либо отклонений. Они с 2 - 3-х лет посещали обычную группу детского сада.

У них хорошо развито словесно-логическое мышление и аналитико-синтетическая деятельность, уравновешены процессы торможения и возбуждения. Также сформирована фразовая, монологическая и диалогическая речь. Дети обладают богатым словарем, соответствующим нормальному речевому развитию. Особенности поведения и эмоционально-волевой сферы проявляются в активности, устойчивость эмоций, наличии контроля за выполнением обязанностей, умение планировать свою деятельность для достижения цели.

При обследовании все дошкольники контрольной группы хорошо контактировали с экспериментатором, адекватно реагировали на замечания, выполняли инструкции. У детей наблюдалась высокая работоспособность. Дети дружелюбны между собой и с окружающими. С удовольствием отзывались на приглашение немного с ними поиграть (обследовать).

Таким образом, эти данные позволяют судить об отставании в речевом развитии детей экспериментальной группы, по сравнению с детьми с нормальным речевым развитием.

Исследование проводилось в виде индивидуального собеседования в доброжелательной игровой форме, в помещении группы и логопедического кабинета.

Каждое из указанных заданий предъявлялось детям индивидуально с подробной фиксацией в отдельном протоколе, не только результатов выполнения непосредственно предложенных проб, но и с констатацией особенностей деятельности ребёнка в ходе эксперимента. К таковым была отнесена следующая информация: сколько раз повторялась инструкция, сразу ли её понял ребёнок, нуждался ли он в помощи взрослого, прибегал ли к речевому анализу ситуации в момент принятия словообразовательных решений.

В случае возникновения затруднений у детей при выполнении заданий в зависимости ситуации использовались такие виды помощи, как: привлечение внимания ребёнка, стимуляция его речемыслительной деятельности посредством указаний, советом («Посмотри внимательно», «Не спеши выполнять задание, подумай» и другие), повтор инструкции.

Количественная оценка результатов проводилась по шестибальной шкале. Критерии оценки базировались на учете количества правильно выполненных испытуемыми заданий.

Таким образом, мы подобрали две однородные группы детей, одинаковые по возрасту и диагнозу. Тщательно продуманная адаптированная методика исследования позволит нам получить наиболее объективные данные по развитию способности к суффиксальному словообразованию имён существительных детьми с общим недоразвитием речи III уровня и дошкольников с нормальным речевым развитием.

Результаты констатирующего эксперимента позволили нам сформулировать следующие выводы:

общий показатель успешности образования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов у детей экспериментальной группы намного ниже, чем у контрольной (321 слово и 765 соответственно);

наибольшее количество ошибок, допущено у детей экспериментальной группы в задании 10 образование существительных с помощью уменьшительного суффикса - иц - (11 правильных ответов) и в задании 11 образование существительных с помощью уменьшительного суффикса - ец - - (9 правильных ответов);

меньшее затруднение вызвали задания 2- образование существительных с помощью уменьшительного суффикса -к- - (31 правильный ответ), задание 3 образование существительных с помощью уменьшительного суффикса - ок- -(32 правильных ответа), задание 4 образование существительных с помощью уменьшительного суффикса - чик- - (32 правильных ответа),

Значительное количество неологизмов при словообразовании свидетельствует о том, что данный процесс находится у дошкольников с общим недоразвитием речи и с нормальным речевым развитием в стадии формирования.

Изучение количества и характера, допущенных детьми ЭГ ошибок в словообразовании существительных позволяет утверждать, что у дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдается запаздывание в усвоении соотношения между системой и нормой языка в целом. Дети обеих групп ещё недостаточно готовы к проведению операций суффиксального словообразования в силу определённой когнитивной и языковой незрелости. Кроме того, случайный и немотивированный характер словообразовательных неологизмов говорит о том, что у дошкольников с общим недоразвитием речи недостаточно усвоены даже продуктивные модели словообразования, так как, овладение суффиксальным словообразованием осуществляется на основе мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза, обобщения и предполагает достаточно высокий уровень интеллектуального и речевого развития.

Как показали результаты исследования словообразования уменьшительно - ласкательных существительных, дошкольники с общим недоразвитием речи показывают недостаточную сформированность этого процесса. Практически каждое задание вызывало трудности, дети не могли удержать в памяти инструкцию задания, часто переспрашивали.

Анализ результатов экспериментального исследования позволил сказать о том, что в структуру, для преодоления у детей дошкольного возраста общего недоразвития речи должна быть включена специальная работа по формированию уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных у детей, которая осуществляется в процессе развития понимания речи, расширения и уточнения словарного запаса. Формирования грамматических средств языка, произношения и обучения грамоте, развития связной речи.