Биографии Характеристики Анализ

Ребенок не различает мужской и женский род. Логопед: Как учить ребенка говорить и когда начинать волноваться

Родители часто жалуются на корявое произношение деток или на то, что ребенок переставляет слоги в словах. Вместо «телевизор» - «тевелизор», вместо «стакан» - «скатан» и «щищиствует» вместо «существует». «У вашего ребенка нарушен фонематический слух», - говорю я им, но многие не согласны, ведь он же слышит то, что ему говорят. Да, он слышит, но не различает, фонематический слух - это часть физиологического слуха, которая формируется по мере взросления ребенка. О том, что такое фонематический слух, как он формируется, и что делать для его развития поговорим в этой статье.

Что такое фонематический слух

Физический слух человека, то есть способность воспринимать и различать звуки окружающего мира делится на три вида: неречевой слух, фонематический и музыкальный слух.

Фонематический слух - это способность человека узнавать и различать фонемы в потоке речи. Способность сопоставлять, анализировать, синтезировать и соотносить звуки с их эталонами.

Физическим слухом ребенок наделен с самого рождения, фонематический слух формируется в процессе воспитания. В норме развития он должен быть сформирован к 5-ти годам, при условии, что ребенок будет находиться в благоприятной речевой среде. Совсем маленькие дети еще не могут различать похожие друг на друга звуки, но если взрослые с ним разговаривают на правильном языке, не сюсюкаются, поправляют его, читают книги и учат стихи, то успех гарантирован.

Если фонематический слух нарушен по той или иной причине, у ребенка после 4-5 лет сохраняется неправильное звукопроизношение и нарушение слоговой структуры слова. Позже эта проблема переходит с ребенком на школьную скамью, отражаясь на письменной речи, и называется дисграфией. Выражается дисграфия в стойких ошибках при написании слов и предложений, например, перестановке слогов в слове, замене одного звука другим. Поэтому очень важно при обнаружении проблемы начать работу по развитию фонематического слуха в дошкольном возрасте.

Читайте также:

Как это проверить? Попросите ребенка повторить цепочку слогов со схожими фонемами: та-та-да, да-та-да, да-да-та; га-га-ка, ка-га-ка, га-ка-га; ня-ня-на, на-ня-на, ня-на-ня; са-ша-са, ша-са-ша, ша-ша-са. Или похожие слова: ком-дом-том, бочка-почка, крыша-крыса, ложки-рожки. Если ребенок повторяет один и тот же звук вместо разных - значит, у него имеет место нарушение фонематического слуха. Например, вместо да-та-да он произносит «та-та-та», или слова бочка-почка повторяет как «почка-почка».

Причины нарушения фонематического слуха

Причины подобных нарушений бывают двух видов механические и функциональные.

Механические обусловлены натальными и постнатальными вредностями, к которым относятся инфекционные заболевания, травмы, в том числе родовая травма, в результате которой оказываются поврежденными речевые зоны мозга, а также наблюдаются дефекты речевого аппарата. К последним относятся особенности строения языка: слишком большой и малоподвижный язык, маленький узкий язычок, короткая уздечка, ослабленный в передней части язык. А также дефекты челюсти:

    прогнатия - явление, когда верхняя челюсть значительно нависает над нижней.

    прогения - обратное явление, нижняя челюсть выдвинута вперед, нижние зубы перекрывают верхние.

    открытый боковой прикус - при смыкании зубов с обоих боков остается значительная щель между зубами.

    Открытый прямой прикус - при смыкании зубов боковые зубы антагонисты соприкасаются друг с другом, а передние образуют щель.

    неправильное строение зубов.

    Особое строение нёба: узкое, слишком высокое, плоское.

    непропорциональные губы: отвислая нижняя губа, узкая малоподвижная верхняя губа.

Функциональные причины связаны с издержками воспитания или его отсутствием, к которым относят:

    долгое сюсюкание с малышом.

    подражание родителям, у которых есть проблемы с речью.

    двуязычие в семье.

    длительное сосание соски, вследствие чего обнаруживается недостаточная подвижность языка, губ, челюсти.

    педагогическая запущенность.

Как формируется фонематический слух

При нормальном развитии реакции на звуки отмечаются уже у новорожденного. Выражается это во вздрагивании, мигании, изменении дыхания. Вскоре звуки начинают вызывать у ребенка задержку некоторых движений, прекращение крика. Уже на 3-4 месяце ребенок начинает различать речевые и неречевые звуки, а также однородные звуки разной громкости. В первые полгода жизни главную слуховую нагрузку несет интонация, малыш учится различать голоса близких людей. К 1 году ребенок начинает правильно реагировать на произнесенные взрослым звуки, например, при произнесении слова «часы» ребенок поворачивает к ним голову, также, как и при произнесении звуков «тик-так». Ребенок откликается уже на слово, а не на интонацию, так завершается этап дофонемного развития. На втором году жизни ребенок начинает различать все звуки речи.

Читайте также:

На первом этапе он дифференцирует гласные и согласные звуки. Но внутри этих групп он не различает один согласный от другого, в то время как самый сильный гласный «А» начинает противопоставлять всем другим. Затем малыш начинает различать такие гласные как «И-О», «И-У», «Э-О», «Э-У». Позже остальных начинают разграничиваться низкочастотные «У-О», высокочастотные гласные «И-Э». Самый трудный для усвоения оказывается звук «Ы».

На втором этапе происходит дифференциация согласных звуков, определение наличия или отсутствия таковых. Постепенно ребенок учится различать твердые и мягкие звуки, сонорные и шумные, свистящие и шипящие, глухие и звонкие.

На третьем этапе ребенок различает фонемы внутри группы, дифференцирует сонорные, свистящие и шипящие согласные. Далее отграничивает сонорные от неартикулируемых шумных, губные от язычных, придувные от взрывных, переде- от заднеязычных, свистящие от шипящих. Позднее других идет дифференциация плавных согласных и среднеязычного «Й». К двум- началу третьего года жизни малыш воспринимает и дифференцирует все звуки родного языка. По мнению многих исследований именно в этот период фонематический слух окончательно сформирован.

Четвертый этап с 3 до 5 лет характеризуется развитием и совершенствование фонематического слуха и подготовкой к звуковому анализу.

Пятый этап с 5 до 7 лет - приобретение навыка тонкой дифференциации фонем и способность к звуковом анализу. То есть ребенок должен улавливать, на какой звук начинается заданное слово, на какой заканчивается. Есть ли в этом слове заданный звук и где он находится: в начале, конце или в середине слова.

Таким образом, фонематический слух формируется, развивается и совершенствуется все дошкольное детство.

Девочка, скажи «ыба». - Селедка!» Помните чу десный фильм «По семей ным обстоятельствам», где к девочке Светочке приходит логопед, сам с трудом выговаривающий половину алфавита? Смех смехом, но речевой дефект речи ребенка - дело серьезное и с ним лучше разобраться в раннем возрасте.

3 485621

Фотогалерея: Речевой дефект речи ребенка

Становление речи у ребен-ка - процесс не быстрый и, скажем так, не линей-ный. Подавляющее боль-шинство детей благопо-лучно осваивают язык (а то и 2-3), который постоянно слышат, независимо от их лингвистичес-ких способностей. Важно только не забывать контролировать этот процесс и знать, в каких случаях необходимо срочное вмешатель-ство логопеда, а когда лучше прос-то переждать.

ДАЙТЕ РЕБЕНКУ ВРЕМЯ

Языковые навыки полностью формируются у ребенка толь-ко к 5-6 годам. Поэтому самые трудные звуки русского языка (свистящие и шипящие, а также «л» и «р») могут даваться ему не сразу. Логопеды называют та-кое положение вещей термином «детское косноязычие» и считают нормой. Конечно, это вовсе не означает, что вы должны бездей-ствовать и ждать, пока ребенок всему научится сам: играйте с ним, ласково указывайте на ошиб-ки. А если вы вдруг заметите ка-кие-то подозрительные симптомы речевого дефекта раньше, до достижения «конт-рольного возраста», без промед-ления обращайтесь к врачу.

ЧАСТЫЕ ПРОБЛЕМЫ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

Ребенок шепелявит или картавит

Неправильное произношение ши-пящих и свистящих звуков (с, з, ш, щ, ж), а также щелевых (р, л) в возрасте после 5-6 лет - весьма распространенное явление, кото-рое называется функциональной дислалией. Как правило, само оно не проходит - необходима кон-сультация логопеда.

Ребенок мало говорит и не по-полняет свой словарный запас

Про такого ребенка говорят, что он, как собака, все понимает, но сказать не может. Дети-молчуны или дети, застрявшие на стадии «детского лепета» («мама», «бяка», «кака» и т. д.), как правило, страдают так называемой алалией. Если ваш ребенок после двух лет продолжает пользоваться де-сятком примитивных слов, не из-меняет слова по падежам и пута-ет род-число, необходимо срочно обратиться к логопеду.

Ребенок неправильно произносит слова

В возрасте 2-3 лет смешные дет-ские словечки («тяпка» вместо «шапка», «нянечки» вместо «ягод-ки» и т. д.) вызывают умиление. Если ребенок продолжает ковер-кать слова в 5-6 лет, это повод за-подозрить у него диспраксию, то есть недоразвитие фонематичес-кого слуха. Чем раньше вы обра-титесь к специалисту, тем лучше.

Ребенок не в состоянии запомнить буквы

Уметь бегло читать в этом возрас-те совсем необязательно, однако в норме ребенок должен быстро за-поминать буквы и составлять из них короткие слова. Если ваши за-нятия не приводят ни к каким ре-зультатам, возможно, у вашего ча-да дислексия (распространенная в начальной школе проблема). Если пустить дело на самотек, этот недостаток останется у него на всю жизнь.

Ребенок неправильно пишет, даже зная все правила

На уроке письма ребенок часто пропускает и путает буквы, за-бывает закончить предложение, «не слышит» диктуемые слова. Ес-ли малыш старательно занимает-ся, но все равно пишет плохо, это означает, что он страдает дизграфией или дизорфографией. Это также виды речевого дефекта речи ребенка. В этом случае помочь сможет толь-ко специалист-логопед (или лого-патолог).

Также следует насторожиться, если:

♦ у вас была трудная беремен-ность или роды;

♦ ребенок перенес заболевания или получил травму в возрасте 1-2 лет;

♦ в возрасте двух лет малыш все еще не начал говорить;

♦ ребенок говорит так неразбор-чиво, что его понимают только ро-дители и близкие родственники;

♦ ребенок недоговаривает слова или произносит лишь их отдель-ные слоги (например, ударные);

♦ ребенок гнусавит.

ИДЕМ К ЛОГОПЕДУ

Чтобы выбрать хорошего спе-циалиста для своего малыша, стоит обратить внимание на сле-дующие несколько признаков.

5 признаков хорошего логопеда:

♦ умение общаться с детьми;

♦ грамотная и правильная речь;

♦ интересные, организованные в игровой форме занятия;

♦ готовность рассказать родите-лям обо всех своих методиках, о цели каждого упражнения;

индивидуальный подход к ре-бенку (например, отказ в помощи до достижения «положенного воз-раста» должен вас насторожить).

Сколько времени это займет?

Логопеды не делают таких прогно-зов. Каждый случай индивидуален, а каждый ребенок неповторим. У одного звук «р» можно исправить за 1-2 занятия, а для другого и полгода окажется мало. Успех так-же зависит от усердия и настойчи-вости - как вашей, так и вашего ребенка.

ДРУГИЕ ВАРИАНТЫ

Не всегда родительское беспо-койство по поводу речевых дефектов означает, что у ребенка дейст-вительно логопедические пробле-мы. Вариантов здесь немного, но они возможны.

Ребенок переживает стресс

Иногда пик становления речи ма-лыша (1,5 года) совпадает с каким-то непростым событием в его жиз-ни, например, с болезнью, опера-цией или просто началом эпопеи под названием «детский сад». В этом случае весьма вероятно, что ребенок выдаст какую-нибудь язы-ковую реакцию на стресс: начнет заикаться или коверкать слова, уходить от разговоров и т. д. В этом случае необходимо, во-пер-вых, проверить, насколько психо-логически комфортна для малы-ша обстановка в детском саду или дома, а во-вторых, окружить ре-бенка особым теплом и внимани-ем: почаще играть с ним в спокой-ные игры, читать или рассказы-вать о чем-то новом.

Не говорит? Проверьте уздечку языка!

Весьма распространенный случай, когда нормальному формирова-нию речи мешает слишком корот-кая от природы (или вообще от-сутствующая) уздечка языка. По сути, язык просто лишен необхо-димой ему подвижности, поэтому некоторые (а то и все) звуки ребе-нок просто физически не может произнести. Существует масса примеров, когда родители счита-ли своих детей едва ли не глухоне-мыми, а потом, когда в возрасте 5-6 лет все-таки приводили их к врачу (где им, естественно, тут же подрезали уздечку), дети, как по волшебству, начинали говорить все, что накопилось у них за дол-гие годы молчания... Вы можете осмотреть эту важную деталь ре-чевого аппарата самостоятельно. Попросите ребенка прикоснуться кончиком языка к основанию верхних зубов, а затем, не отры-вая его, широко открыть рот. Ес-ли рот откроется - значит, с уздеч-кой все в порядке. Если же нет, то уздечка, скорее всего, укорочена или отсутствует. Как правило, вра-чи предлагают ее подрезать. Но иногда, если уздечка достаточно тонкая и средней длины, можно попробовать растянуть ее с помо-щью упражнений.

ДОМАШНЯЯ ЛОГОПЕДИЯ

Если вы хотите научить своего ребенка говорить четко и пра-вильно, попробуйте заниматься с ним с помощью игры.

Расширяем словарный запас

Чтобы ребенок быстрее осваивал новые слова, не заучивайте их с ним, а просто беседуйте в естест-венной обстановке. Читайте сти-хи, обсуждайте происходящее. Превратите обычную прогулку в небольшое путешествие: спроси-те у малыша, на каком виде транс-порта вы будете путешествовать, что возьмете с собой и т. д.

Развиваем речь

Развивать речь можно начинать с младенчества: например, если малыш произносит какой-то звук, вы его подхватываете и повторяе-те за ним несколько раз. После не-скольких таких повторений ребенок поймет, что это игра, и начнет повторять простые звуки и песенки уже за вами (вроде «ма-ма-ма», «ба-ба-ба»). В дальней-шем задачи будут усложняться: ребенку уже можно будет предло-жить закончить строчку знакомо-го стиха: «Уронили мишку...» -«...на пол» и т. п.

Что делать с буквой «р»...

Не забывайте, что правильное произношение звука «р» фор-мируется только к 4-5 годам! Не мучайте ребенка этой проблемой, не заставляйте его комплексовать. Можно петь с ребенком специаль-ные песенки («ра-ра-ра», «кря-кря-кря» и т. п.), но только в порядке игры. Настоящие упраж-нения лучше делать под руковод-ством врача-логопеда в том слу-чае, если ваш ребенок не начнет правильно выговаривать все зву-ки к 5-6 годам.

Оружие против молчуна

Некоторые дети благодаря особой «понятливости» взрослых при-ходят к выводу, что говорить во-все необязательно: желаемого ре-зультата можно добиться другими способами: криком, жестами, мимикой, одним только вырази-тельным взглядом. Ответьте ему тем же оружием: вместо разгово-ра попытайтесь сообщать ему ин-формацию жестами и знаками. А на все его попытки «поговорить» без слов с вами недоуменно пожи-майте плечами, мол, не понимаю. Вы не поверите, насколько быстро малыш сообразит, что речь ему необходима.

ЧТО ПОМОГАЕТ И ЧТО МЕШАЕТ

Помогает:

1. Ребенок живет в семье со старшими братьями и сестрами

2. Родители много и правильно разговаривают с ребенком

3. Родители контролируют произношение звуков и поправляют малыша

4. Родители читают ребенку вслух перед сном и обсуждают прочитанное

5. Ребенок имеет возможность играть со сверстниками

Мешает:

1. Родители мало общаются с ребенком

2. Родители сюсюкают с малышом

3. Невропатические и нервные заболевания (как у детей, так и у родителей)

4. Недостаток движения

5. Недостаток положительных эмоций

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАСТЯЖКИ УЗДЕЧКИ ЯЗЫКА

(выполняются перед зеркалом)

1. ЧАШЕЧКА. Широко открыть рот, сделать язык «лопатой», на 10 секунд поднять и потянуть его к верхним зубам (не касаясь их)

2. ГРИБОК. Открыть рот, крепко прижать язык к нёбу и, не отрывая его, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть

3. ИГОЛОЧКА. Открыть рот и на 15 секунд вытянуть узкий язычок как можно дальше

ЛИНГВИСТЫ В КОРОТКИХ ШТАНИШКАХ

Специалисты заметили, что если в «нежном» возрасте ребенок занимается слово-творчеством (образует необычные слова, которые, хотя и соответствуют правилам языка, но не употребляются в нем), то, скорее всего, в дальнейшем ему будет легко овладеть грамотой и выучить другие языки. Ведь только человек с тонким языковым чутьем может придумать такие шедевры, как «отскорлупай яйцо» или «выключи вертилятор».

Когда ребенку нужна помощь логопеда?

Как это ни грустно, сегодня у большинства детей есть те или иные проблемы с речью. Трехлетний малыш отказывается говорить словами - изъясняется жестами, капризничает, когда его не понимают. «Без пяти минут первоклассник» никак не освоит коварный звук «р», а то и вообще не способен связно излагать мысли. А бывает, что ребенок вроде бы прекрасно говорит, но, пойдя в школу, испытывает трудности с чтением и письмом. Откуда «берутся» логопедические проблемы? Что стоит помнить родителю, чтобы их минимизировать? Когда и о чем именно стоит начинать беспокоиться, а что «само пройдет»? Обо всем этом рассказывает логопед Родительской школы «Драгоценность» Любовь ВОРОНЦОВА.

«Каша во рту»: из чего она сварена?

Когда-то считалось, что проблемы с речью «живут» исключительно во рту. Ну, и немного ниже. Вроде, логично: человек говорит языком, губами, голосовыми связками, ну, легкими, отвечающими за дыхание… Лишь во второй половине ХХ века, когда наука продвинулась в изучении высшей нервной деятельности, выяснилось не столь очевидное: инициатором речи является человеческий мозг. Именно от дает команду всем остальным органам, порождающим членораздельные звуки, складывающиеся в слова и фразы

Истоки речевых проблем часто бывают «заложены» в период беременности, когда формируются и развиваются основные зоны мозга. Интоксикации, прием некоторых лекарств, инфекционные болезни, травмы, нездоровый образ жизни будущей мамы - все это может иметь отдаленные последствия, как и общий психологический фон беременности.

Еще большее влияние на то, как дитя будет впоследствии говорить, оказывает момент рождения. Существует масса исследований, доказывающих прямую связь между родовыми травмами, асфиксией и другими осложнениями в родах - и речевыми проблемами в будущем. Но даже просто быстрые или, наоборот, затянувшиеся роды, обычный роддомовский стресс, который испытывает новорожденный, а тем более неоправданные медицинские вмешательства в ход родов - все это может повлиять на то, когда и как ребенок заговорит.

Отсюда вывод: чем естественнее прошли беременность и роды, чем более здоровый образ жизни ведет семья, тем больше шансов, что на развитии речи не скажутся хотя бы «перинатальные факторы». Но, увы, даже это не гарантирует, что логопедических проблем у ребенка не будет! Ведь дитя приходит в современный мир со всем его отнюдь не благоприятным для психического развития «наполнением».

На развитие речи могут повлиять травмы (особенно травмы головы), тяжелые инфекции, неоправданное применение медикаментов (в том числе - и прививки), серьезные стрессы - все это вещи общеизвестные. Хуже другое - среда, в которой растет малыш, сегодня часто наполнена «лишним» и лишена необходимого. И это, увы, встречается и в семьях, исповедующих идею сознательного родительства. Просто многих факторов этой среды мы, взрослые, уже не замечаем - привыкли к ним, как к данности.

Первый год жизни - время эмоционального контакта ребенка с миром. И мир в данном случае - это дом и родители. Эмоциональное общение, недополученное в этом возрасте, в прямом смысле потом «аукнется» - проблемами в развитии речи. А эмоции из нашего мира сегодня «вымываются». Взрослым и друг с другом-то часто некогда поговорить - куда уж тут еще «разговаривать» с бессловесным младенцем! Даже кормление грудью порой воспринимается всего лишь как «физиологеский» процесс, который можно сопровождать смотрением сериала или работой за компьютером. Но ведь это - еще и момент наиболее полного эмоционального контакта между мамой и малышом!

С другой стороны, малыша сегодня с рождения окружает самый разнообразный информационный шум. Мир не только «кричит», он еще и мельтешит перед глазами ребенка - слишком быстро и слишком агрессивно. Работающий телевизор, музыка дома и на улице, громкие звуки города.

Ближе к годовалому возрасту ребенок начинает осваивать мир физически, наощупь и «на вкус». Наступает время активного оперирования с предметами - и их называния. И тут опять же необходимо деятельное - и эмоциональное! - участие взрослого. Однако ж сплошь и рядом: дитя подросло, научилось сидеть и сосредотачивать взгляд на чем-то одном… мама облегченно вздыхает, ставит в видеоплеер диск - нет, не с боевиком, конечно! - со «старыми добрыми советскими мультиками», и уходит заниматься своими делами. И малыш сидит, завороженно глядя в «ящик» с мелькающими картинками и непонятными звуками, приучается «кушать глазами». И почему-то совершенно не учится говорить!

Чем мама отличается от телевизора?

Лично мое мнение как логопеда (с которым многие, возможно, не согласятся): ребенок ничего не потеряет, если в период формирования речи (а это - примерно до пяти лет!) вообще не будет смотреть телевизора. Даже хороших мультиков. Вполне можно гармонично расти и без компьютерных игр (в том числе и специальных «развивающих»). «Развивающий эффект» от всех этих забав сомнителен, а вот «посадить» на психику фатальный для формирования речи стресс они могут запросто!

Я считаю, что все, что нужно малышу в раннем дошкольном возрасте для гармоничного развития (в том числе и речевого), вполне можно «найти» в семье. Мама отличается от телевизора (и актера в театре!) в первую очередь тем, что их общение (в идеале, разумеется) - личное, персонифицированное, предметное, эмоциональное.

В старину дитя проводило первые годы жизни на руках у матери или рядом с нею. Иногда - с бабушкой или кем-то еще из женщин в семье. С ним разговаривали, пели, играли - «пестовали». То есть мир его состоял из постоянно звучащей, эмоционально насыщенной и очень конкретной - «про жизнь» - человеческой речи. Ребенку, по мере роста, давали играть с тем, из чего состоит быт, а не со специально разработанными «развивающими» кусками пластмассы, как сейчас. Он постепенно включался в жизнь семьи, начиная обслуживать себя, все больше помогать по хозяйству. Слова были тесно «привязаны» к реальным предметам и явлениям, окружающим ребенка. Неплохо бы и современным родителям вспомнить этот опыт! Предметная и звуковая среда, в которой растет малыш, намного важнее правильных «методик раннего развития».

Когда ребенок учится говорить, очень важно не «перегрузить» его. Не стоит пытаться научить дошкольника во что бы то ни стало выговаривать слово «синхрофазотрон» - придет время, освоит, если понадобится! Мне представляется сомнительным и стремление родителей пораньше научить ребенка чтению и иностранным языкам. Бывают дети, которым это дается легко, и не порождает проблем с речью, но…Всему свой срок, не стоит торопить события там, где есть риск, что это принесет вред.

И еще. Всегда надо помнить, что говорить малыш учится по подражанию. И чудесно «наследует» специфические особенности речи домашних! Не только мамин грассирующий «р» и бабушкину «беззубую» шепелявость. Имеет значение все: интонации, темп, четкость и громкость речи взрослых, грамотность в построении фраз… Стоит следить за всем этим!

Родительские «ЧаВо» к логопеду

Итак, основные «вехи» обретения речи. Голос подавать дитя умеет с рождения - это крик и плач. В первые месяцы важны психомоторные реакции: улыбка, узнавание лиц, «комплекс оживления». Еще до полугодовалого возраста ребенок начинает произносить звуки - «петь» гласные, повторять слоги. Молчание должно вызывать тревогу у родителей!

В 7-10 месяцев человечек начинает понимать речь взрослых и говорить первые слова. Вот здесь - внимание! - «часто задаваемый вопрос»: как отличить то самое, долгожданное Первое Слово малыша от «тренировочного» хаотического набора звуков - лепета? На «слова» в нашем взрослом понимании оно может быть совсем не похоже! Но это всегда вполне определенный набор звуков, привязанный к конкретному явлению, предмету, действию, человеку. Не обязательно классическое «мама». Но если дитя, протягивая руку к предмету, настойчиво голосит «дяяя!», вы и сами без труда поймете, что это скорее всего - «дай!». То есть - уже слово. Или преследует домашнего любимца, восхищенно выдыхая «кох!». Или лезет к маме за пазуху, восклицая «си!». Ну, и так далее…

С этого времени и до полутора лет «словарный запас» активно пополняется. Стоит насторожиться если «новых слов» долгое время нет.

Наконец, наступает патетический момент: ребенок заговорил! Вот тут родительское «ЧаВо» № 2: «Что значит «заговорил»? С какого момента речь малыша можно считать именно речью?». С точки зрения логопеда - это когда отдельные первые слова превращаются в высказывания. Пусть короткие! Не просто «Дай!» с указанием на желаемый предмет, а «Дай чашку!». Или - в обозначения действий («Я пись!» «Лопата - копать!» «Машина - биби!») .

Это обычно происходит в период от 1 года и 8 месяцев до 2 с небольшим лет. Вот тут - важный момент! Огромная группа риска - дети, которые не заговорили до трех лет. Тут уже однозначно надо консультироваться с логопедом. И - как можно больше внимания обращать опять же на эмоциональный контакт. Давать пример речевого общения - и кстати, это повод задуматься над собственной речью. Достаточно ли отчетливо, интонированно, грамотно говорит родитель? Или все общение в семье состоит из коротких незаконченных фраз? А может, мама, наоборот, говорит слишком много и быстро - и в основном не с ребенком, а с подругами по телефону? Незаговорившего стоит побуждать говорить, но - без насилия! Потому что тогда вообще можно «закрепить» нежелание общаться вербально. Куда эффективнее играть в игры, и не только речевые - но и с предметами. Читать стихи, делая в конце строчек паузу и поощряя «закончить». И помнить, что речь таки действительно напрямую связана с мелкой моторикой - очень хорошо играть в пальчиковые игры, давать ребенку возможность манипулировать с мелкими предметами.

К сожалению, в этот период индивидуальные занятия с логопедом почти невозможны - просто неэффективны. Ребенок в 3 года способен «заниматься» всего 5-10 минут. А дальше? Зато таким детям очень на пользу занятия в творческих студиях.

С 2 до 3 лет - период острого, почти обвального освоения речи. Слов становится все больше, предложения - все сложнее и осмысленнее. К трем годам у нормально развивающегося ребенка словарь включает около тысячи слов. Он употребляет почти все части речи, распространенные предложения.

В 3-4 года большинство «думающих» родителей маленьких болтунов и почемучек начинает тревожиться, что чадо не выговаривает какие-то звуки. И правильно! Вообще-то то, что ребенок после 4-х не произносит каких-то отдельных звуков - вариант нормы. Но! Часто родитель сам не может оценить, насколько это временные проблемы, могут ли они «сами рассосаться» или с этим все-таки уже надо что-то делать.

Вообще-то в норме к 5-5,5 годам у ребенка должны «встать» все звуки родного языка. За исключением одного, самого сложного - пресловутого «р». Он «имеет право» сам «встать» к 6 годам. Но тянуть с визитом к логопеду все равно не стоит! Потому что, даже если все идет по плану и у ребенка звуки устанавливаются «в срок», логопед может подсказать, как сделать этот процесс наиболее мягким и естественным. Кстати, и некоторые проблемы можно исправить именно «домашней работой». Важно только не заниматься самодеятельностью по чьим-то советам и «умным» логопедическим книжкам (особенно бабушки-интеллигентки это любят!): если проблемы есть, «переучивать» кустарно обученного ребенка намного труднее, чем работать «с нуля».

Резюмируем сказанное. В возрасте от 4 до 5 лет показать ребенка логопеду стоит в любом случае! Но особенно должно насторожить, если он после пяти:

Неправильно выговаривает какие-то звуки;

Переставляет слоги в словах;

Неправильно строит фразы грамматически (опускает предлоги, путает падежи, множественное/единственное число, род частей речи);

Не может последовательно и логично передать смысл высказывания («А эти побежали, а тот бах-бух…ууу… А у него такая штука зелененькая…. И поехал..вжжж!..», ну и т.д.)

Речь неотчетлива, смазана, у ребенка «каша во рту»

Если ребенок заикается - это отдельный случай, в любом возрасте надо к логопеду! В три года у ребенка еще могут быть «физиологические» повторы слогов, они могут и сами пройти, но могут - и нет. Возможно, здесь родителю предстоит поработать над снятием стрессовых факторов, то есть это проблема не чисто логопедическая.

Если родители по каким-либо причинам не отвели ребенка к логопеду в 4-5 лет, протестировать его перед школой надо обязательно! Вообще-то в наше время - в идеале! - каждому ребенку, даже вроде бы хорошо говорящему, перед школой требуется именно речевая подготовка. Многие речевые проблемы, как мы уже говорили, слишком хорошо «прячутся», и становятся очевидны только тогда, когда ребенок начинает обучаться чтению и письму. Это вообще очень большая и серьезная тема, и к ней хотелось бы вернуться в отдельном разговоре.

Записала Ольга ИЛЬИНА

30.06.2009, 10:01




Дочке 4 года.

мама Паши

30.06.2009, 11:06

30.06.2009, 11:34

Вот такая у нас проблема...Всех мальчиков мы называем "девочка", "девочки". Каждый раз поправляю...язык уже отсох:001:.
Но это бы еще ничего, но она в целом путает мужской и женский род.
"Моя папа", "маленький кукла" и т.д. - постоянно:(.
Что это такое? Как это исправлять?
Дочке 4 года.
У нас тоже самое было и само по себе всё прошло.А девочку если короткая стрижка и в штанах тоже может мальчиком назвать, ещё совсем малышей не различает где мальчик а где девочка.Думаю не стоит из -за этого сильно волноваться:)

мама Дашутки

30.06.2009, 13:44

Вот такая у нас проблема...Всех мальчиков мы называем "девочка", "девочки". Каждый раз поправляю...язык уже отсох:001:.
Но это бы еще ничего, но она в целом путает мужской и женский род.
"Моя папа", "маленький кукла" и т.д. - постоянно:(.
Что это такое? Как это исправлять?
Дочке 4 года.

Это аграмматизм в речи (одно из нарушений речевого развития), ребенок не понимает разницу между мужским и женским родом вообще, а не только "не различает мальчиков и девочек". Но переживать не надо, вы еще маленькие! Логопед это быстро исправит, я думаю. Если пустить на самотек, могут вылезти проблемы в школе.

30.06.2009, 14:18

АМЕЛИНАМЕЛИ

30.06.2009, 18:14

К логопеду сходите - научат как исправить.

30.06.2009, 18:18

В принципе, время ещё есть. Главное, чтобы к 1му классу она чётко различала.
Сейчас чаще внимание акцентируйте - почему мальчик-девочка, признаки обсуждайте, картинки сортируйте...
В игры с мячом играйте: Красный....(она заканчивает); Красная.....; Красное......
Тренировка - самое главное.

30.06.2009, 22:24

Не переживайте сильно,у нас сын до сих пор путает,хотя ему уже 4,5 г,особенно когда девочка коротко стрижена и в штанах.И рода тоже путает,но с ним занимается логопед и говорит,что со временем пройдет и выделять,что он,а что она: посмотри на цветочек,какой ОН красивый; а какая собачка- ОНА очень лохматая,ну и в таком духе,я правда не специалист,логопед гораздо лучше объясняет.

К логопеду сходите - научат как исправить.

Спасибо. У логопеда были - говорит, что ей еще не высидеть занятие.
Я сама присутствовала, и это правда...Логпопеда не слушает, шилопопит только...

Сказали через полгодика хотя бы приходить...

30.06.2009, 22:25

Это аграмматизм в речи (одно из нарушений речевого развития), ребенок не понимает разницу между мужским и женским родом вообще, а не только "не различает мальчиков и девочек". Но переживать не надо, вы еще маленькие! Логопед это быстро исправит, я думаю. Если пустить на самотек, могут вылезти проблемы в школе.

Вот и наша бабушка так говорит, она занимается с глухонемыми детками.