Биографии Характеристики Анализ

Лексические замены при переводе. Основные переводческие трансформации

Практически каждому человеку знакомо состояние такой увлеченности своей работой, что все мысли – лишь о ней, и вообще возникает желание принести на рабочее место раскладушку и пожить там. Но у большинства это состояние быстро проходит – когда удается воплотить задуманное или, наоборот, энтузиазм проходит. Но есть люди, которые живут в таком состоянии постоянно и считают работу своей жизнью – трудоголики.

Слово-то какое, а? Почти как алкоголики. Хотя, казалось бы, что плохого, ну нравится человеку его работа, да и на здоровье…

Вот только печальная статистика свидетельствует, что те, кто «горит» на работе, в гораздо большей степени подвержены риску сердечно-сосудистых заболеваний, а все из-за перегрузок организма и постоянных стрессов. Ну а как без стрессов, если за работу переживаешь, а тут то кирпич не завезли, то партнеры подвели.

О трудоголизме по-научному

Впервые термин «трудоголизм» ввел американский психолог У. Оутсон в далеком 1971 г. Он дал этому понятию следующее определение: «страстная тяга к работе; сильная, неконтролируемая потребность непрерывно работать».

Современные же психологи добавляют, что для того, чтобы назваться трудоголизмом, наша любовь к своей работе должна иметь хронический характер и мешать реализации человека в остальных сферах жизни.

Что ж, у многих из нас есть излюбленный способ, с помощью которого мы сбегаем от реальности , и у трудоголиков он заключается в чрезмерной фиксацией на работе, которая становится не средством самореализации и не экономической необходимостью, а «единственной отдушиной».

На проявление и развитие трудоголизма влияют как внутренние, так и внешние факторы. Какие?

Причины возникновения трудоголизма:

  1. Личностные качества. У трудоголиков есть некие общие черты характера, которые позволяют говорить уже о некоторой закономерности. Это перфекционизм, компульсивность (влечение к определенным действиям), организованность, трудолюбие, упорство, ориентация на достижения и успех, а также сверхответственность, из-за которой человек никогда не решится делегировать свои обязанности и будет делать все, что сможет, самостоятельно.
  2. Национальные особенности, культура, социальные установки. Всем известно, что в Японии, а также во многих азиатских странах, трудоголизм стал неотъемлемой чертой каждого жителя: такая себе национальная традиция – «зашиваться» на работе. В нашей культуре, откровенно говоря, это не принято, но в определенных слоях общества также считается обязательным условием профессионального и социального успеха.
  3. Корпоративная культура. Честно – я не знаю, откуда в крупных западных корпорациях взялся этот культ трудоголизма. Есть подозрение, что это – дело рук хитрых топ-менеджеров, придумавших вот такой способ нефинансовой мотивации сотрудников: просто внушить всем, что постоянный аврал и дедлайн – это нормальный рабочий режим, а если ты хочешь чего-то добиться, то придется почти что жить в офисе. Так поступают первые лица компаний, и тогда их подчиненные начинают следовать тем же ролевым моделям. Еще один стимул трудоголизма – жесткая внутренняя конкуренция.
  4. Общая склонность к аддикциям. Зависимость от работы – это тоже аддикция, причем социально одобряемая. Если человек склонен к зависимому поведению (то есть использованию привычных стимулов для получения положительных эмоций), то он найдет себе источник удовольствия – если не работу, то игры, секс или что-то еще. В чем же кайф интенсивной работы? Многочасовой интенсивный труд при наличии стимуляции (ожидание финансового вознаграждения или похвалы руководства, высокий интерес к выполняемой задаче и т. д.) способствует выделению адреналина, а потом — к состоянию эйфории.

Вот и получается, что трудоголизм, несмотря на очевидные неблагоприятные последствия (усталость, стрессы, неприятности в семье), с психологической точки зрения имеет и собственные выгоды: чувство собственной значимости, карьерные успехи, финансовая независимость. Ну, кроме всего прочего, уход с головой в работу – это прекрасный способ отвлечься от каких-то неприятных моментов собственной жизни.

Как же он развивается?

Стадии развития трудоголизма:

  1. Стадия мобилизации (героическая). Подъем сил, прилив энергии: перед человеком стоят новые задачи, за которые обещано какое-то вознаграждение: поощрение или, наоборот, отрицательный стимул – возможность увольнения, к примеру. (Кстати, деньги на жтом этапе играют как раз не решающую роль). Организм в такой ситуации настолько мобилизуется, что перестает быть восприимчивым к негативным факторам: в таком состоянии человек спокойно может не поддаваться заболеваниям и спать по 5 часов в сутки. Субъективно такой момент воспринимается работником как период высшей реализации собственного потенциала. Конечно, это приятно: кому не хочется почувствовать себя героем? Позитивное отношение в этот период касается не только собственной персоны, но и окружающих: коллеги кажутся компетентными, клиенты – приятными, начальство – справедливым. Однако, чем выше эйфория, тем более гнетущим будет состояние спада после нее – а это состояние обязательно наступит, когда гормоны стресса начнут выводиться из крови для понижения тонуса. Рекомендации: на стадии мобилизации чрезвычайно важно не забывать об отдыхе – как бы ни хотелось забыть про сон и мчать на все парусах к достижению цели. И еще: приготовьтесь к тому, что скоро вас покинет эта фантастическая трудоспособность, и вы не будете в состоянии не то что перевернуть мир, а доделать отчет. Это не повод считать себя никуда не годным неудачником, все это – результаты психофизиологических процессов.
  2. Стадия выдерживания (стеническая). В том случае, если на предыдущей стадии человек так и не нашел времени на отдых и восстановление сил, наступает стадия выдерживания: становится сложно выполнять поставленные задачи, накапливается усталость и разочарование. Теперь уже работник начинает ждать конца рабочего дня, выходных, отпуска, чего на героической стадии попросту не было. Энтузиазма становится меньше: отношение у сотрудникам и клиентам становится безразличным. Возвращаются болезни и простуды, тонус падает. Эта усталость пока еще обратима: после сна и выходных силы пока еще восстанавливаются. Стеническая стадия может тянуться очень долго, и путей выхода из нее два: успех или болезнь. По достижении успеха человек, воспрянув духом, возвращается на первую, героическую стадию, если же все заканчивается болезнью или каким-то срывом, сотрудник переходит на третью стадию.
  3. Астеническая стадия. На этом этапе силы заканчиваются, возникает слабость, раздражительность, отчаяние, апатия, опустошенность. Режим отдыха нарушается окончательно: с утра человек чувствует себя хуже всего, днем появляется интерес к работе, вечером – возбуждение и бессонница. Теперь приходится прибегать к активной стимуляции: по утрам – кофе, по вечерам – снотворное или алкоголь. Эта стадия соответствует состоянию хронического дистресса (хронического напряжения, возникающего вследствие длительного стресса). Это состояние невозможно не заметить: эффективность работы сильно снижается, ухудшаются память и внимание, в работе появляются серьезные «проколы». Отношение к окружающим становится резко негативным: клиентов человек и видеть не может, общение с коллегами сильно ухудшается. Плохо то, что и с самоотношением на данной стадии возникает масса проблем: сотрудник чувствует себя ни на что не годным ничтожеством. Выхода два: отдых или затяжные болезни – если не прислушаться к своему организму, он заставит обратить на себя внимание. Опытные HR-специалисты знают: после смены корпоративной политики компании и ужесточения требований к сотрудникам количество больничных в течение года резко увеличивается. Долго находиться на этой стадии нежелательно, и особенно важна для трудоголика поддержка извне и хороший отдых.
  4. Стадия профессиональной деформации . Игнорируете 3-ю стадию? Получите своеобразный «рабочий механизм», человека, вытеснившего все чувства и оставившего лишь рабочие опции. На коллег и клиентов он будет смотреть как на объект, единицу: функции свои выполняет, но в личные взаимоотношения не вступает. Вы таких наверняка видели: усталый врач районной поликлиники или кассир, который смотрит на покупателей как на часть интерьера. Интересно, что физически человек может чувствовать себя нормально, но вот интерес к работе и жизни вообще на этой стадии уже утрачен. Выйти из стадии деформации очень сложно – трудоголик считает, что он «просто делает свою работу», и проблемы никакой нет. Рекомендации: как мы уже сказали, выйти с этой стадии очень сложно, поэтому актуален вопрос профилактики. Ну, а для профилактики выгорания очень важны такие аспекты, как осознанность и мотивация. Периодически задавайте себе 2 вопроса: «Есть ли смысл в том, чем я занимаюсь?» и «Приносит ли мне моя рабочая деятельность радость?». Все мы смотрим на мир трезво и в курсе, что даже любимая работа иногда надоедает, но все же чувство удовлетворенности должно преобладать. Если же «все не так и все не то» — возможно, вы заняты чем-то не тем?
  1. Прислушивайтесь к себе. Очень важно самостоятельно регулировать собственное физическое и эмоциональное состояние – обращать внимание на самочувствие, балансировать между хорошей работой и хорошим отдыхом, а также объективно оценивал собственные возможности и пределы.
  2. Не забывайте об отпуске. Не зря обязательный отпуск оговорен КЗоТом: не стоит им пренебрегать, и помните – 2 недели непрерывного отпуска положены всем, даже чрезвычайно важным, незаменимым сотрудникам.
  3. Ищите способы восстановления сил. Общайтесь с близкими, не бросайте хобби, находите время на досуг: вся жизнь не может сводиться к одной лишь работе, какой бы замечательной, любимой и престижной она ни была.
  4. Иногда бывает полезно сменить место работы. Возможно, в другой компании на аналогичной должности вы будете чувствовать себя намного комфортнее просто из-за того, что руководство компании придерживается более мягкой политики в отношении своих сотрудников. Опять же, о таких вещах лучше узнавать «изнутри», от самих сотрудников.

Что и говорить, любое предприятие и любая сфера деятельности держится на кучке энтузиастов-трудоголиков. Вот только вопрос: как чувствует себя эта самая «кучка»? Возникает дилемма: разве великие свершения и открытия не стоят того, чтобы посвятить им всего себя? С точки зрения психологии – не стоят: психологи всегда больше всего волнуются за сохранность психологического здоровья и благополучия каждой личности, а не за благо всего человечества.

Если говорить о тех трудоголиках, которых мы видим сейчас вокруг чаще всего, то трудоголики - это плохо. В лучшем случае это люди, которые не могут отказаться ни от одного проекта, хотят во всем участвовать, всем руководить. В худшем случае, трудоголик - это человек, который элементарно не может организовать свое время.

Из всех словарей слова «трудоголизм» и «трудоголик» встречаются лишь в орфографических да в «неофициальной» «Википедии», где «трудоголизму» приписывается тот же смысл, что и «трудолюбию», только в аддиктивном аспекте (как зависимости). Тем не менее, каждый из нас хоть раз в жизни наверняка сталкивался с трудоголиком - человеком, посвящающим работе всего себя.

Многочисленные психологические изыскания, как российские, так и зарубежные, убеждают нас, что трудоголизм - это плохо. Некоторые авторы даже определяют его как один из видов психастении - болезненного расстройства психики, характеризующегося крайней нерешительностью, боязливостью, склонностью к навязчивым идеям. Но среди тех, кто не склонен рассматривать этот феномен как психическое отклонение, очень распространено мнение, что трудоголик - самый желанный и результативный сотрудник, самый успешный и счастливый человек.

Для человека молодого, лет 20-35, трудоголизм - это, пожалуй, неплохо, поскольку увлеченность работой и стремление посвящать ей много времени и сил указывают на целеустремленность и здоровые амбиции. Если же человек и в 43-45 лет остается трудоголиком - это, скорее, свидетельство проблем в его жизни. Трудоголизм - это один из видов психологической зависимости, как, например, алкоголизм или избыточное питание. Трудоголик, уходя в работу, теряет связь с окружающим миром. У трудоголиков не складывается семейная жизнь - или такой человек одинок, или в семье у него проблемы. Трудоголики «со стажем» - чаще всего люди с недостатком самореализации: круг их интересов узок, поскольку ни на что кроме работы не хватает времени и сил. Хобби у них, как правило, нет, и спортом трудоголики занимаются только в крайнем случае, если это помогает поддерживать силы для любимой работы.

Трудоголиками становятся люди разных типов личности. Если человек относится к гипертимному типу, то есть отличается избытком энергии, скучает при размеренной, ровной жизни, социально активен, - ему, по сути, все равно, в какое русло направить свою энергию. Пока у такого человека нет семьи, он может с энтузиазмом посвящать себя работе. Когда у этого трудоголика появляется ребенок, он с удовольствием переключается на сына или дочку и начинает с тем же пылом изливать свою энергию на новорожденного. А вот, скажем, компьютерщики, посвящающие всю жизнь своей профессии, в большинстве своем относятся к другому типу личности. Для них рождение ребенка или другие обстоятельства, угрожающие их полному погружению в работу, - не способ расширить сферу применения энергии, а препятствие, вызывающее только негативные эмоции. Есть люди, для которых работа действительно является смыслом жизни, - если такого человека оторвать от его любимого дела, у него может начаться депрессия, он может заболеть, поскольку именно привычный напряженный ритм дает ему ощущение стабильности и прилив творческой энергии. Однако полноценная, плодотворная жизнь такого трудоголика не только ярка, но и сравнительно коротка: на длительный творческий путь при большой нагрузке у него просто не хватит жизненных сил. Ведь ресурсы человеческого организма рано или поздно истощаются при постоянном высоком напряжении. Чем больше усталость, тем ниже внимание и выше опасность ошибок - авиадиспетчер, который отработал четыре смены подряд и привел все самолеты, куда надо, на пятой просто не заметит один самолет, и произойдет в лучшем случае путаница, а в худшем - трагедия.

Компания, заинтересованная в том, чтобы сотрудник работал с ней долго, не должна поощрять в нем трудоголизм, поскольку это ведет к истощению. Грамотный руководитель всегда найдет, что поручить подчиненному-трудоголику и чем его занять, но и спланирует его отдых, чтобы поддерживать ресурсы такого работника. Трудоголик-начальник - это определенная проблема для подчиненных, поскольку он всех пытается заставить жить в своем ритме. Конечно, можно подбирать в его подразделение исключительно таких же фанатов - но только если это не противоречит целям и ритму работы всей организации. Допустим, если пекарня должна изготавливать по сто булочек за день и больше ей не продать, зачем ей команда пекарей, которая печет по двести? Группы, состоящие сплошь из трудоголиков, хороши для решения какой-то срочной, конечной задачи - как проектная команда. Там, где постоянный аврал, где необходима работа в напряженном режиме, трудоголики чаще всего и спасают ситуацию. Но здоровье их не вечно, поэтому рано или поздно даже самые ярые энтузиасты «сдуваются».

Вопреки собственным утверждениям о полном и постоянном восторге от своей работы, трудоголики, как правило, не испытывают счастья. Большинство людей, за исключением ипохондриков, на вопрос о том, счастливы ли они, не ответит отрицательно. Но от глубинного ощущения счастья переживания трудоголика далеки. Скорее, трудоголик похож на человека, убегающего от своры собак - вороха своих сложностей. Фрейд бы назвал это сублимацией личных проблем. Однако «лечить» или «не лечить» трудоголизм - личное дело самого трудоголика. Здесь нет повода для вмешательства психиатра - скорее, мы имеем дело с социальной дезадаптацией, которую можно устранить с помощью психотерапии. Но обращение к психотерапевту должно быть совершенно добровольным и осознанным шагом, продиктованным только личной волей самого человека. Если же желание «вылечить» трудоголика исходит от его близких, в первую очередь нужно проанализировать причину, по которой человек так сильно увлекся работой. Бывают «трудоголики поневоле» - например, люди, вынужденные содержать нетрудоспособных домочадцев. Есть личности, стремящиеся к определенному уровню жизни, определенному «образу самого себя», и для них «больше работать», «больше зарабатывать» и «достичь желанной планки» - синонимы, во имя которых эти люди не щадят себя. Если к трудоголизму человека толкают психологические проблемы вне работы, нужно в первую очередь решать их - возможно, такой трудоголик и сам не захочет проводить на работе дни и ночи при наличии привлекательной альтернативы. Если человек просто ничего в жизни не видит и не знает, кроме работы, можно понаблюдать за ним, выявить, что могло бы его заинтересовать, и предложить ему какие-то другие занятия - может быть, он откроет для себя новые миры и перестанет отдавать все время и силы работе.

Традиционный трудоголизм вреден и для сотрудника, и для компании, но трудоголики нового типа - двигатель прогресса в экономике знаний.

Когда любая компания только образуется, это коллектив единомышленников, 5-6 человек, они вынуждены быть трудоголиками, они все обязанности берут на себя, и создается иллюзия, что можно развивать бизнес маленькой группой. Но, как показывает опыт разных компаний, если хоть один человек выходит из бизнеса - надоело, устал или что-то еще, - на его место нужно брать 5-6 новых специалистов. А это уже не команда единомышленников, и бизнес сразу рассыпается и начинает идти вразнос. Поэтому, даже при тактическом выигрыше, при организации любого предприятия трудоголики в стратегическом плане опасны тем, что они создают иллюзию, будто регулярный менеджмент - это вредные байки западных консультантов. Они сами выполняют все функции, вместо того чтобы выстраивать систему управления, мотивации и т.п. И каждое предприятие, которое строится единомышленниками на основе трудоголизма, потом неизбежно ждет кризис.

В старой экономике трудоголизм - это постоянное упорное сидение на рабочем месте. А когда ты работаешь с информацией, со знаниями, креативишь, ты можешь вообще не ходить на работу, но быть при этом супер-трудоголиком по одной простой причине: где бы ты ни был, у тебя все равно в голове идет творческий процесс. Гениальные композиторы - это прототип трудоголиков экономики будущего. Композитор гуляет на природе, ходит на приемы, но, занимаясь какими-то, на первый взгляд, далекими от музыки вещами, он постоянно готов творить. Вот кто-то сказал какую-то фразу, интересную интонационно, и у него начала раскручиваться музыка, он отключился от всего и начал сочинять, например, симфонию, квартет, фортепианный концерт. Мне кажется, в экономике знаний будет спрос на людей, которые не сидят на месте и упорно работают, а постоянно включены в креативный процесс. Такой трудоголик новой формации думает не в общем о судьбе России, о философских категориях, а все, что он видит и слышит, у него прикладывается к работе.

Однако компания не может состоять полностью из «трудоголиков новой формации» - таких людей должно быть в организации не больше семи. Это главные идеологи и креаторы, которые постоянно общаются не только с внешним миром, но и между собой, обмениваются идеями. А поддерживать их должна хорошо отлаженная управленческая бизнес-структура, благодаря которой идеи будут претворяться в жизнь. Если внутри компании нет четко отлаженного исполнительного механизма, который обслуживает идеи, энтузиазм внешнего мира по отношению к этим идеям без технической поддержки сходит на нет.

Трудоголик - угроза для себя самого и окружающих, уверен сотрудник крупной российской софтверной компании, не один год проработавший рядом с «фанатами труда». У трудоголиков-руководителей желание много работать совмещается с желанием работать очень быстро, часто возникает соблазн выполнить объемные задачи в непомерно сжатые сроки. Например, в понедельник должна состояться демонстрация программного продукта заказчику, а в пятницу вечером руководителю приходит мысль этот продукт улучшить. Все подразделение выходит на работу в субботу и воскресенье, наспех приделывает какие-то опции, латает образовавшиеся из-за них дыры... Потом презентация переносится на более поздний срок, а сделанный в спешке продукт либо страдает всякими несовершенствами, либо после долго переделывается. К тому же, трудоголики-начальники очень требовательны к своим подчиненным и часто стараются выжать из сотрудника все соки, а потом уволить его, когда его результативность начнет падать. Единственный плюс - если ты попал к трудоголику в начале карьеры, тебе потом будет очень легко с любым начальником, поскольку ты уже готов ко всему. А вот многие сотрудники, сначала работавшие в более мягких условиях, столкнувшись с боссом-трудоголиком, вообще не проходят испытательный срок.

Влияние коллеги-трудоголика на остальных сотрудников зависит от его склада характера. Если он по природе лидер, он и остальных пытается заставить работать в своем ритме, и начальство начинает воспринимать его стиль работы как стандарт. Если же это человек тихий и отзывчивый, остальные сотрудники могут свалить на него всю свою работу. Но в любом случае, для самого трудоголика есть определенная польза только на первых этапах карьеры - удается больше сделать. Потом человек перестает развиваться - не только не оставляет себе времени на личную жизнь, но и не приобретает навыков в смежных областях, а также не совершенствуется в своей профессиональной сфере. Ему некогда читать специальную литературу, некогда ходить на отраслевые мероприятия, некогда общаться - ведь ему постоянно надо работать! Но самое интересное, что у трудоголиков-исполнителей, вопреки распространенному мнению, мало шансов продвинуться по службе. Скажем, если программиста, который пишет вдвое больше программного кода, чем другие, повысить до менеджера проекта, на его прежнее место придется брать сразу несколько человек, и расходы компании на оплату труда возрастут. А компания на это пойти не захочет. Трудоголик может увлеченно работать годами в одной и той же должности, и ему можно даже не повышать зарплату - он ведь и так получает от работы удовольствие.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Трудоголизм. Нет времени… Понарьина Е.В., преподаватель ГОБУ СПО ВО «ВАТ имени В.П.Чкалова»

Актуальность данной темы состоит в том, что трудоголизм – это зависимость наравне с курением и наркоманией. Трудоголизм является проблемой врачей, потому что эта болезнь актуальна сейчас. Целью данной работы является сформировать представление о новой проблеме современного общества – трудоголизме. Задачами работы являются: Изучить понятие «трудоголизм»; Провести мини тестирование на установление группы – трудоголика.

Трудоголизм - это зависимость от работы. Приводит к: ссорам в семье, потери друзей, отдаление человека от общества, переутомлению, упадку сил, истощению организма, стрессам, потере аппетита, головным болям, бессоннице и раздражимости.

Главной причиной трудоголизма является неудовлетворенность жизнью

Нет времени… Нет времени на грусть. Нет времени на слезы. Трещит здоровье. Пусть. Привычные угрозы. С ним если не шалить, под утро не ложиться, то с возрастом своим вполне можно ужиться. Всю жизнь одна беда: коротенькие сутки. Для дружбы не всегда я нахожу минутку. Опять пронесся год на быстрой колеснице. И вновь полно забот, покой мне только снится. Я раб моих же планов, и на свою беду типичный трудоголик по типу своему.

Классификация трудоголиков. « Трудоголик для других » - это тот, кто очень много работает и очень доволен этим. Мама и друзья, а затем жена и дети (если он их сумеет завести) могут быть очень недовольны, но поделать с этим ничего не могут. Помочь «трудоголику для других» невозможно. Это все равно что лечить наркомана, который не хочет лечиться. «Трудоголик для себя» - это тот, кто очень много работает, но испытывает по этому поводу противоречивые чувства. «Трудоголик для себя» не безнадежен. Не всякий, кто очень много работает, - трудоголик. Если другие области жизни такого работника - семья, досуг, друзья - не страдают, это значит, что он любит не только работу, но и все остальное. « Успешный трудоголик » - это тот, кто благодаря своей работе добивается больших профессиональных/карьерных успехов. «Трудоголик-неудачник» - это тот, кто рьяно занимается бесполезной деятельностью, которая никому не нужна. Он имитирует работу, заполняя пустоту в своей жизни. «Скрытый трудоголик» - это тот, кто на людях сетует, как он не любит работать, а на самом деле все свои силы и любовь отдает работе

Тест «Не трудоголик ли вы?» Инструкция Ответьте «да» или «нет» на данные вопросы, затем подсчитайте количество утвердительных ответов. Вопросы 1. Характерно ли для вас заниматься несколькими вещами сразу (звонить, поддерживать разговор, делать пометки в блокноте и одновременно раскачиваться в кресле)? 2. Испытываете ли вы чувство вины в минуты отдыха от сознания того, что не все дела завершены? 3. Начинаете ли вы скучать, когда говорят другие люди? Возникает ли желание прервать их или каким-либо другим способом ускорить беседу? 4. Пытаетесь ли вы направить разговор в русло собственных интересов, вместо того чтобы выслушать других людей? 5. Решая какую-либо задачу, стремитесь ли вы закончить ее как можно скорее, чтобы перейти к следующему виду работы? 6. Считаете ли вы, что важнее результат, нежели способ его достижения? 7. Стремительны ли вы в еде, разговоре, ходьбе? 8. Возникает ли у вас чувство раздражения при общении с теми, кто слоняется без дела? 9. Характерно ли для вас состояние физического напряжения и напористости? 10. При участии в каком-либо деле вас больше интересует процесс, чем результат? 11. Трудно ли вам смеяться над самим собой? 12. Трудно ли вам передать часть своих полномочий другим? 13. Считаете ли вы почти невозможным, присутствуя на совещании, не выступить на нем? 14. Предпочитаете ли вы пассивный отдых активному? 15. Заставляете ли вы тех, за кого отвечаете (детей, подчиненных, близких), стремиться к достижению ваших собственных стандартов, не интересуясь при этом, чего они на самом деле хотят от жизни? Результаты Утвердительный ответ на восемь и более вопросов должен насторожить: у вас все признаки трудоголизма.

Мини тестирование здесь представлено количество трудоголиков по группам в процентах

Можно отметить, что процент трудоголиков у учащихся второго курса выше чем у учащихся первого курса. Это, возможно, связано с тем, что студенты второго курса больше осознают необходимость много трудиться, чтобы достичь высоких результатов как в учебе, так и в будущей карьере.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: 1. Трудоголизм – это проблема современного общества, одна из форм зависимости человека. 2.Как показали результаты мини тестирования, трудоголизм характерен для людей более творческих профессий 3. Отношение к трудоголизму у людей разное, кто-то считает, что быть трудоголиком - это хорошо, кто-то не согласен с этим мнением. 4. Ясно одно, чтобы не выпасть из ритма современной жизни, надо научиться равномерно распределять свое время, научиться совмещать и работу и досуг.

По этому работай уверенно и усердно, но не перестарайся, ведь это приведет к большим проблемам в личной жизни и здоровья!!!

Используемая литература http://fevronina.ru/tag/stixi-o-trudogolike/ http://coollib.net/b/256680/read http://psyfactor.org/personal/personal18-03.htm http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%F0%F3%E4%EE%E3%EE%EB%E8%E7%EC http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-1880


Личность - человек, индивидуум как субъект социальных отношений и сознательной созидательной деятельности; совокупность свойств, присущих

определенному человеку и составляющих его индивидуальность; устойчивая

система социальных черт, характеризующая индивида как члена общества.

Многое в работе зависит от личности педагога.

Требования к личности педагога (В исследованиях гуманистических

психологов: Р. Бернс, Маслоу, Роджерс):

1. Высокая самооценка.

2. Эмоциональная стабильность и уравновешенность.

3. Личностная зрелость.

4. Социальная ответственность.

5. Стремление к максимальной гибкости.

6. Понимание чувств других.

7. Умение предать личностную окраску преподаванию.

8. Установка на создание положительных стимулов у учащихся.

9. Уверенность в себе, жизнерадостность, оптимизм.

10. Гибкость в поиске творческих инициатив в процессе обучения.

Личность педагога.

В поисках определения базовых характеристик личности учителя в философско-педагогической литературе называют понятия «педагогическое мастерство», «педагогические способности», «педагогический потенциал».

1) квалификационный (профессиональные знания и умения);

2) психофизиологический (работоспособность и организация своего

педагогического труда);

3) образовательный (интеллектуальные способности);

4) творческий (способности увидеть новое, создать новое на ниве

просвещения);

5) коммуникативный (способность к сотрудничеству и взаимодействию);

6) нравственный (ценностно-мотивационные способности).

Идеальный учитель - это человек, который:

    имеет значительный профессиональный опыт;

    в совершенстве знает свой предмет и методику его

    преподавания;

    обладает высоким уровнем методологической культуры;

    занимается самообразованием;

    справедлив и ровен в общении со всеми учащимися, эмпатичен;

    знает верный выход из любой педагогической ситуации

    и может преодолеть любую сложность как в обучении, так и в воспитании

    школьников.

Личностные качества, которыми должен обладать учитель:

1. моральная закаленность, политическая зрелость, высокая сознательность

2. высокоразвитое чувство социальной ответственности, благородство, интеллектуальное совершенство и моральная чистота, т.е. соответствие тому

моральному идеалу, который общество хочет воплотить в детях.

3. самообладание, выдержка.

Деятельность педагога.

Смысл педагогической профессии выявляется в педагогической деятельности.

Она представляет собой особый вид социальной деятельности, которая направлена на передачу от старших поколений младшим накопленного человечеством опыта и культуры, организацию условий для их личностного развития и становления в социуме.

Педагогическая деятельность осуществляется в специальных учреждениях и

высших учебных заведениях, учреждениях повышения квалификации и

переподготовке.

Педагогическая деятельность - деятельность взрослых членов общества,

профессиональной целью которых является воспитание подрастающих поколений. Ей присущи специфические формы организации, содержание и

способы осуществления.

Основные требования общества к профессиональным характеристикам

учителя

1. общая широкая образованность, осведомленность в различных областях

2. глубокое знание возрастной, педагогической и социальной педагогики, психологии, возрастной физиологии, школьной гигиены

3. фундаментальное знание преподаваемого предмета, новых достижений и

тенденций в соответствующей науке, владение методикой обучения и воспитания, любовь к делу, умение передавать свою увлеченность детям, творческое отношение к работе

4. знание детей, умение понимать их внутренних мир, педагогический оптимизм

5. владение пед. техникой (логикой, речью, выразительными средствами общения) и педагогическим тактом

6. постоянное совершенствование знаний и педагогического мастерства.

Важнейшей личностной и профессиональной чертой учителя следует считать

любовь к детям, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность.

Профессионализм – мастерство в области своей профессии.

Уровни профессионализма (Кузьмина):

1. Репродуктивный. Педагог умеет пересказывать материал.

2. Адаптивный. Педагог умеет рассказывать для ребят: с картинками, примерами и т.д.

3. Системное моделирование знаний.

4. Локально моделирующий деятельность учащихся. Педагог в своей работе

использует современные технологии.

5. Системно – моделирующий деятельность учащихся. Например: методика Ревина.

Профессиональная компетентность.

Профессиональная компетентность оценивается уровнем сформированное

профессионально-педагогических умений.

Выделяют следующие компоненты профессиональной компетентности

педагога:

Мотивационно-волевой;

Функциональный;

Коммуникативный;

Рефлексивный.

Мотивационно-волевой компонент включает в себя: мотивы, цели, потребности, ценностные установки, стимулирует творческое проявление личности в профессии; предполагает наличие интереса к профессиональной деятельности.

Функциональный (от лат. functio - исполнение) компонент в общем случае

проявляется в виде знаний о способах педагогической деятельности, необходимых учителю для проектирования и реализации той или иной педагогической технологии.

Коммуникативный (от лат. communico - связываю, общаюсь) компонент компетентности включает умения ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, строить доказательства, анализировать, высказывать суждения, передавать рациональную и эмоциональную информацию, устанавливать межличностные связи, согласовывать свои действия с действиями коллег, выбирать оптимальный стиль общения в различных деловых ситуациях, организовывать и поддерживать диалог.

Рефлексивный (от позднелат. reflexio - обращение назад) компонент проявляется в умении сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений; сформированность таких качеств и свойств, как креативность, инициативность,

нацеленность на сотрудничество, сотворчество, склонность к самоанализу.

Рефлексивный компонент является регулятором личностных достижений, поиска личностных смыслов в общении с людьми, самоуправления, а также

побудителем самопознания, профессионального роста, совершенствования

мастерства, творческой деятельности и формирования индивидуального стиля работы.

Указанные характеристики профессиональной компетентности педагога

нельзя рассматривать изолированно, поскольку они носят интегративныи,

целостный характер, являются продуктом профессиональной подготовки в целом.

Профессиональные деструкции педагога:

Деструкция – негативное изменение в профессионализме и личности педагога,

которые снижают эффективность его работы.

Причины деструкции:

I. Распространение профессионального стереотипа на непрофессиональную среду.

(Например: у педагога есть привычка поправлять речь ребенка, следовательно, он будет поправлять речь своих детей, семьи, друзей и т.д.). Это является деструкцией.

Существуют профессиональные стереотипы (привычки) – они помогаю на основе опыта воспринимать что-то новое, адаптироваться.

II. Трансформация личности из-за власти.

Виды власти педагога:

· власть вознаграждения

· наказания

· эталона

· знатока

· нормативная

· информационная

Трансформация: человек вырабатывает в себе чувства превосходства, высокомерия, нравоучения, оценивает всех, не воспринимает критику и т.д.

III. Хроническая перегрузка.

Устаем, следовательно, перестаем куда-либо ходить, отдыхать, спать, читать,

нет времени на хобби. Все это ведет к деструкции.

IV. Привычка быть правым, учить

V. Профессиональные кризисы.

Кризис – время перестройки, психологически тяжелое состояние, из которого

надо выходить.

Виды кризиса:

1) Адаптационный. (Педагог приходит в школу, решает быть детям другом, они

«садятся на шею»… у педагога – кризис. Он либо уходит, либо начинает работать авторитарным)

Стремление быть взрослым;

Быть наравне с учащимися;

Эмоциональное сгорание

2) Кризис рутинной работы (примерно через 8 лет). Педагогу кажется, что все в

этой школе он уже попробовал – теперь – рутина.

3) Кризис Колифея (примерно через 15 лет). Кажется, что он уже все умеет, он

профи, ас. Хочется чего-то нового.

4) Кризис долженствования детей. (примерно через 25 лет). Считает, что он

душу отдал детям и лучшие годы своей жизни. Теперь все дети ему должны.

5) Кризис нормативный. (пенсионный возраст). Педагогу кажется, что начинающие педагоги – все плохие, ничего не умеют, и дети все стали плохие.

VI. Проблемы в семье педагога.

Педагог желает иметь имидж уважаемого человек. Предъявляются завышенные

требования к мужу, детям. «Вы не должны меня позорить». Не дает мужу воспитывать детей. Считает, что он, педагог, это лучше умеет делать. Следовательно, у педагога появляется потребность любви от детей.