Биографии Характеристики Анализ

Новое учебно-методическое пособие «Трудные вопросы отечественной истории. Учебное пособие по отечественной истории для ссузов

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»

Социально-гуманитарный институт

Кафедра Отечественной истории

Учебно-методические указания по дисциплине

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Для студентов неисторических специальностей

НАЛЬЧИК 2010

УДК 94/99(075)

Рецензент:

Начальник кафедры общественных дисциплин

Нальчикского филиала Краснодарского университета МВД РФ

кандидат философских наук, доцент

Е.А. Жигалова

Составители: Дзамихов К.Ф. - д.и.н., профессор, Апажева Е.Х. - д.и.н., профессор, Асанов В.Н. - к.и.н., доцент, Ашхотов Р.М. - к.и.н., доцент, Коновалов А.А. - к.и.н., доцент, Лаврова Н.С. - к.и.н., доцент, Хафизова М.Г. - к.и.н.

Учебно-методические указания по дисциплине «Отечественная история» составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Предназначены для студентов неисторических специальностей.

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и является обязательной для изучения.

Издание содержит рабочую программу, темы лекций и семинарских занятий, вопросы для самопроверки и фонд контрольных вопросов курса «Отечественная история».

ÓКабардино-Балкарский государственный

университет им. Х.М. Бербекова, 2010

ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемые учебно-методические указания по дисциплине «Отечественная история» является частью основной образовательной программы высшего учебного заведения, разработанный на кафедре «Отечественной истории» Кабардино-Балкарского государственного университета. Они включают в себя рабочую программу дисциплины, учебно-методическое обеспечение, требования к уровню усвоения программы. Составной частью методических указаний выступают методические рекомендации по подготовке к лекционным и семинарским занятиям для студентов

Учебно-методические указания основаны на разработках кафедры «Отечественной истории» на протяжении ряда лет, выпускающей методические рекомендации, учебно-методические разработки, апробированные среди студентов 1 курса всех специальностей Кабардино-Балкарского государственного университета.

Методический уровень представленного материала, его актуализация для самостоятельной работы позволяют адаптировать учебно-методический комплекс по курсу «Отечественная история» к современным информационным технологиям для студентов неисторических специальностей.

Выписка из гос впо по дисциплине «Отечественная история» (гсэ. Ф.03)

Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в XI-XIIвв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.

Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатарины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.

Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIXвека. Реформы и реформаторы в России. Русская культураXIXвека и ее вклад в мировую культуру.

Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновения тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.

Россия в начале ХХ века. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программа, тактика.

Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е годы. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е годы. Внешняя политика.

Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е годы. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление Сталинизму.

СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война.

Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.

Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития.

СССР в середине 60-х-80-х годов: нарастание кризисных явлений.

Советский Союз в 1985-1991гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.

Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

Методическое пособие по Отечественной истории

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»

Социально-гуманитарный институт

Кафедра Отечественной истории

Учебно-методические указания по дисциплине

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Для студентов неисторических специальностей

НАЛЬЧИК 2010


УДК 94/99(075)

Рецензент:

Начальник кафедры общественных дисциплин

Нальчикского филиала Краснодарского университета МВД РФ

кандидат философских наук, доцент

Е.А. Жигалова

Составители: Дзамихов К.Ф. - д.и.н., профессор, Апажева Е.Х. - д.и.н., профессор, Асанов В.Н. - к.и.н., доцент, Ашхотов Р.М. - к.и.н., доцент, Коновалов А.А. - к.и.н., доцент, Лаврова Н.С. - к.и.н., доцент, Хафизова М.Г. - к.и.н.

Учебно-методические указания по дисциплине «Отечественная история» составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Предназначены для студентов неисторических специальностей.

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и является обязательной для изучения.

Издание содержит рабочую программу, темы лекций и семинарских занятий, вопросы для самопроверки и фонд контрольных вопросов курса «Отечественная история».

Ó Кабардино-Балкарский государственный

университет им. Х.М. Бербекова, 2010


ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемые учебно-методические указания по дисциплине «Отечественная история» является частью основной образовательной программы высшего учебного заведения, разработанный на кафедре «Отечественной истории» Кабардино-Балкарского государственного университета. Они включают в себя рабочую программу дисциплины, учебно-методическое обеспечение, требования к уровню усвоения программы. Составной частью методических указаний выступают методические рекомендации по подготовке к лекционным и семинарским занятиям для студентов

Учебно-методические указания основаны на разработках кафедры «Отечественной истории» на протяжении ряда лет, выпускающей методические рекомендации, учебно-методические разработки, апробированные среди студентов 1 курса всех специальностей Кабардино-Балкарского государственного университета.

Методический уровень представленного материала, его актуализация для самостоятельной работы позволяют адаптировать учебно-методический комплекс по курсу «Отечественная история» к современным информационным технологиям для студентов неисторических специальностей.

Выписка из ГОС ВПО по дисциплине «Отечественная история» (ГСЭ. Ф.03)

Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.

Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатарины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.

Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX века. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру.

Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновения тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.

Россия в начале ХХ века. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программа, тактика.

Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е годы. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е годы. Внешняя политика.

Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е годы. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление Сталинизму.

СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война.

Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.

Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития.

СССР в середине 60-х-80-х годов: нарастание кризисных явлений.

Советский Союз в 1985-1991гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.

Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»

Пояснительная записка

Учебная дисциплина «Отечественная история» в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования является федеральным компонентом в цикле социально-экономических и гуманитарных дисциплин и обязательной для изучения студентами 1 курса очной и заочной формы обучения. В соответствии с учебным планом на изучение учебной дисциплины отводится 68 часов аудиторной работы (34 часа лекционных и 34 часа семинарских занятий) или 51 час аудиторной работы (34 часа лекционных и 17 часов семинарских занятий) в зависимости от специальности. Предметом изучения курса является отечественная история (история России) с древнейших времен до наших дней. Учебный материал структурирован по проблемно-хронологическому принципу и включает в себя 17 тем, которые соответствуют важнейшим этапам в жизни российского государства и общества. Он ориентирован на освоение студентами содержания отечественной истории в исторической ретроспективе и овладение различными способами познавательной деятельности, которые должны лечь в основу познавательной, воспитательной, мировоззренческой функций истории.

В ходе лекционных занятий по отечественной истории студенты получают новые знания, навыки систематизации и оперирования базовыми понятиями, теоретическими данными курса, логичного выстраивания устных и письменных ответов.

Важную роль в изучении курса отечественной истории следует отвести семинарским занятиям, на которых происходит закрепление полученного материала на лекционных занятиях, позволяют выявить знания студентов, их умения и творческую самостоятельность. При этом используются различные формы и методы выявления познавательной способности студентов.

Особое внимание уделяется самостоятельной работе под руководством преподавателя, так как объем изучаемой дисциплины в течении одного семестра является значительным. Принципиальное значение придается системному характеру учебного процесса для снижения роли субъективизма при оценки знаний студентов. Решению этой задачи способствует балльно-рейтинговая система обучения и оценки деятельности студентов. Изучение дисциплины завершается экзаменом в 1 или 2 семестре очной и заочной формы обучения.

Цели и задачи изучения дисциплины.

Цель курса – дать студентам необходимый объем систематизированных знаний по отечественной истории, расширить и углубить базовые представления, полученные ими в средней общеобразовательной школе о характерных особенностях исторического пути, пройденного Российским государством и населяющими его народами, выявить место и роль нашей страны в истории мировых цивилизаций.

Задачи курса – проанализировать общее и особенное в российской истории; показать, по каким проблемам отечественной истории ведутся сегодня споры и дискуссии в российской и зарубежной историографии; раскрыть место истории в обществе; проанализировать те изменения в исторических представлениях, которые произошли в России в последнее десятилетие.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать основные этапы и содержание истории России с древнейших времен до наших дней;

Усвоить исторический опыт человечества в целом и своего народа и государства в особенности;

Определить особое значение истории для осознания поступательного развития общества, его единства и противоречивости;

Усвоить новейшие теоретические достижений в современной исторической науке;

Овладеть разнообразными способами познавательной деятельности, направленными на развитие гуманитарного мышления, интеллектуальных способностей и познавательной самостоятельности, которые должны стать основой их профессиональной компетентности.

Систематизировать полученные знания;

Оперировать базовыми понятиями, теоретическими и ценностными конструктами учебного курса;

Решать познавательные задачи;

Логично выстраивать устные и письменные тексты;

Анализировать общее и особенное российской истории;

На примерах из различных эпох выявлять органическую взаимосвязь российской и мировой истории;

Определить место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе.

ДЕМОНСТРИРОВАТЬ:

Знание проблем отечественной истории, по которым ведутся сегодня споры и дискуссии в российской и зарубежной историографии;

Знания о формировании и эволюции исторических понятий и категорий;

Знания о месте и роли российской истории и историографии в мировой науке.

Знания и умения, связанные с творческой самостоятельностью, в первую очередь – умения читать и понимать учебные и научные тексты, концептуализировать содержащиеся в них исторические знания.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

№ пп Тема занятия Вид работы/ объем в часах в неделю
Лекция Семинар Семинар
1. Сущность, формы и функции исторического знания.
2. Истоки российской цивилизации. Киевская Русь (IX-XII вв.).
3. Складывание Российского государства (XIII – XV вв.).
4. Россия в XVI в.
5. Московское государство и общество в XVII в.
6. Россия в первой половине XVIII в.
7. Правление Екатерины II.
8. Россия в первой половине XIX в.
9. Россия во второй половине XIX в.
10. Россия в начале ХХ в.
11. Россия в годы революций и гражданской войны.
12. Советское общество в 20 – 30-е годы ХХ в.
13. СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны.
14. Советское общество в послевоенный период (1946 – 1965 годы).
15. Советский Союз во второй половине 60-х - первой половине 80-х годов ХХ в.
16. Советский Союз в период перестройки (1985 – 1991 гг.)
17. Россия на путях суверенного развития (1991-2010 гг.)
Итого

Лекции и семинарские занятия

№№ темы Тема лекции, семинарского занятия, основное содержание.
1. Сущность, формы и функции исторического знания. 1. Предмет истории Отечества. Исторические источники. 2. Основные концепции исторического процесса. 3. Русская историческая школа.
2. Истоки российской цивилизации. Киевская Русь (IX-XII вв.). 1. Происхождение и характер хозяйственной жизни Древних славян. Их верования и обычаи 2. Киевская Русь: политическое, социально-экономическое и культурное развитие, взаимоотношения с соседями. 3. Причины, сущность и особенности феодальной раздробленности на Руси. Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества и Новгородская земля.
3. Складывание Российского государства (XIII-XV вв.). 1. Русь во враждебном окружении. Монголо-татарское нашествие. Отражение агрессии немецких и шведских феодалов. 2. Предпосылки и особенности государственной централизации на Руси. Начало возвышения Москвы в XIV в. 3. Взаимоотношения Руси и Орды в XIV-XV вв. 4. Объединительный процесс в XV в. Княжение Ивана III. Политический строй и социально-экономическое развитие России в XV в.
4. Россия в XVI в. 1. Начало правления Ивана IV Грозного. Реформы Избранной Рады. Сословно-представительная монархия. Бояре и дворяне. 2. Опричнина и ее последствия. 3. Внешняя политика в XVI в.
5. Московское государство и общество в XVII веке. 1. Смутное время начала XVII в. 2. Социально-экономическое и политическое развитие России в эпоху первых Романовых. Эволюция крепостного права. 3. Внешняя политика России в XVII в.
6. Россия в первой половине XVIII века. 1. Россия при Петре I: а) Северная война и военные реформы; б) реформы органов управления; в) социальная политика Петра; г) экономическое развитие России в первой четверти XVIII в. Мануфактурно-промышленное производство; д) культурные преобразования. 2. Россия при преемниках Петра I (1725-1762 гг.).
7. Правление Екатерины II. 1. Политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II. 2. Внешняя политика России во второй половине XVIII в. 3. Культура России при Екатерине II.
8. Россия в первой половине XIX века. 1. Эпоха царствования Александра I. Война 1812 г. 2. Восстание декабристов и кризис российского абсолютизма в эпоху правления Николая I. 3. Общественная мысль в России первой половины XIX в. Западники и славянофилы. 4. «Золотой век» русской культуры.
9. Россия во второй половине XIX века. 1. Подготовка и проведение крестьянской реформы. Отмена крепостного права. 2. Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX в. и контрреформы Александра III. Утверждение капитализма в России 3. Общественные движения в России во второй половине XIX в.
10. Россия в начале ХХ века. 1. Обстановка в стране в начале ХХ в. Первая русская революция. 2. Начало российского парламентаризма. Политические партии в России: их генезис, классификация, программа и тактика. 3. Столыпинская аграрная реформа. 4. Россия в условиях Первой Мировой войны и общенационального кризиса.
11. Россия в годы революций и гражданской войны. 1. Февральская революция. Двоевластие. 2. Россия: от февраля к октябрю 1917 г. Победа октябрьской революции. 3. Первые политические и экономические преобразования Советской власти. 4. Гражданская война и политика «военного коммунизма».
12. Советское общество в 20-30-е гг. 1. Социально-экономическое развитие страны на основе НЭПа. 2. Формирование однопартийного режима. Образование СССР. 3. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия: а) индустриализация страны; б) коллективизация сельского хозяйства; в) «культурная революция». 4. Сопротивление установлению личной власти Сталина. Политические репрессии (1920-1930-е гг.).
13. СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны. 1. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. Приход Гитлера к власти. 2. Внешняя политика СССР накануне и в начальный период Второй мировой войны. 3. Начало Великой Отечественной войны, ее цели и характер. Причины неудач Советского Союза на начальном этапе войны. 4. Коренной перелом в ходе войны и ее победоносное завершение. Всемирно-историческое значение и уроки Великой Отечественной войны.
14. Советское общество в послевоенный период (1946-1965 гг.). 1. Восстановление и дальнейшее развитие народного хозяйства. 2. Общественно-политическая жизнь во второй половине 1940-х - начале 1950-х годов: а) ужесточение репрессий; б) политика в области культуры; в) борьба с «космополитизмом». 3. Первые попытки либерализации советского общества во второй половине 1950-х - начале 1960-х годов ХХ в. 4. Внешняя политика Советского Союза в условиях «холодной войны» (период с 1945г. по 1965 г.).
15. Советский Союз во второй половине 60-х - первой половине 80-х годов ХХ в. 1. НТР и ее влияние на ход общественного развития. 2. Социально-экономическое развитие в середине 1960-х - первой половине 1980-х годов ХХ в. Нарастание кризисных явлений. 3. Внешняя политика СССР в 1965-1985 гг. Переход от конфронтации к разрядке и сотрудничеству.
16. Советский Союз в период перестройки (1985-1991 гг.) 1. Перестройка в СССР - курс на обновление советского общества. Реформы Горбачева и их противоречивость. 2. Внешняя политика СССР. Новое политическое мышление. 3. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Образование СНГ.
17. Россия на путях суверенного развития (1991-2010 гг.) 1. Реформы политической системы. Становление новой российской государственности (1991-2010 гг.). 2. Россия на пути социально-экономической модернизации, переход к рыночной экономике. Замыслы и результаты (1991-2010 гг.). 3. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации (1991-2010 гг.).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ».

а) Основная:

1. Боханов А.Н., Горинов М.Н., Дмитренко В.П. История России. - М.: АСТ, 2001.

2. Горинов М.Н., Горский А.А., Данилов А.А. История России с древнейших времен до конца ХХ в. - М., 2004.

3. Данилов А.А. Отечественная история. - М., 2003.

4. Дворниченко А.Ю., Ильин Е.В., Кривошеев Б.В. и др. Русская история с древнейших времен до наших дней. - М., 2002.

5. Дворниченко А.Ю., Ильин Ю.В., Кривошеев Б.В., Тот Ю.В. Русская история с древнейших времен до наших дней. - СПб., 2002.

6. Деревянко А.П. Шабельникова Н.А. История России с древнейших времен до конца ХХ в. - М., 2001.

7. Древнерусское государство в IX-XVII вв./ Под ред. В.В. Гуляевой. Учебное пособие для вузов. М., 2006.

8. Жуковский С.Т., Жуковский И.Г. Россия в истории мировой цивилизации. IX-XX вв. - М., 2000.

9. Зуев М.Н.История России. - М., 1999.

10. История Отечества. Энциклопедический словарь. - М., 2003.

11. История Отечества: люди, идеи, решения/ Сост. С.В. Мироненко. М., 1991. В 2-х кн. - М., 1991.

12. История Отечества: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений/ Отв. ред. В.Н. Шевелев. - М.; Ростов-на-Дону, 2004.

13. История России/ Под ред. А.В.Васильева, В.Я. Петатурова. Учебное пособие для вузов. - М., 2005.

14. История России / Под ред. В.А. Бердинских. Учебное пособие для вузов. - М., 2005.

15. История России (Россия в мировой цивилизации)/ Под ред. А.А. Радугина. - М., 2004.

16. История России IX-XXI вв. От Рюрика до Путина/ Под ред. Е.А. Перехова. - Ростов-на-Дону, 2003.

17. История России в вопросах и ответах: Учебное пособие / Сост. С.А. Киселев. - Ростов-на-Дону, 2001.

18. История и культура Отечества/ Под ред. В.В. Гуляевой. Учебное пособие для вузов. - М., 2007.

19. История России. IX-XX вв./ Под ред. Б.В. Леванова. - М., 1996.

20. История России. Курс лекций по истории России с древнейших времен до наших дней / Под ред. В.В. Личмана. - Екатеринбург, 1995.

21. История России. С древнейших времен до конца XX века / Под ред. А.Н. Сахарова: В 3 кн. - М., 1996.

22. История России. Учеб. пособие. В 2 т./ Под ред. С.В. Леонова. - М., 1997.

23. История России: эпоха Романовых / Под ред. В.В. Гуляевой. Учебное пособие для вузов. - М., 2008.

24. История Российского государства/Под ред. Ш.М. Мунчаева.-М., 2001.

25. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. - М., 1997.

26. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История Советского государства. Учебник для вузов. - М., 2002.

27. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М., Эриашвили. История Российского государства. - М.: Юнити, 2001.

28. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. - М., 2008.

29. Орлов А.С., Георгиев В.А. Основы курса истории России. - М., 2002.

30. Отечественная история / Под ред. Ш.М. Мунчаева. - М., 1998.

31. Отечественная история / Под ред. А.А. Радугина. - М., 2003.

32. Отечество. История, люди, регионы России. Энциклопедический словарь / Сост. А. Горкин, В. Карев. - М., 1999.

33. Политическая история Отечества. - Ставрополь, 2003.

34. Ратьковский И.С., Ходяков М.В. История Советской России. - СПб., 2001.

35. Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до наших дней. - М., 2007.

36. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. - М., 2005.

37. Семин В.П. Отечественная история. Учебное пособие для вузов. - М., 2008.

38. Семин В.П. Русская история: проблемы и спорные вопросы. Учебное пособие для вузов. - М., 2007.

39. Хрестоматия по истории России. В 4 т. - М., 1994.

40. Хрестоматия по истории СССР. - М., 1990.

41. Шаповалов В.Ф. Россиеведение. - М., 2001.

42. Шевелев В.Н. История России: Конспект лекций. Пособие для подготовки к экзаменам для студентов вузов. - Ростов-на-Дону, 2005.

43. Яковер А.Б. История России. М., 2001.

б) Дополнительная

1. Адвиенко. История России XVIII – XIX века. М., 2002.

2. Барсенков А.С. Введение в современную российскую историю. 1985-1991. - М., 2002.

3. Барсенков А.С., Вдовин А.И. История России. 1938-2002. - М., 2003

4. Боффа Дж. История Советского Союза. В 2-х т. - М., 1990.

5. Верт Н. История Советского государства. 1900-1991. - М., 1992.

6. Геллер А., Некрич А. История России 1917-1995. Т. 1-4. - М., 1996.

7. Георгиев В.Н., Ерофеев Н.Д. История России XIX – начала XX века. - М.: ТК. Велби, 2004.

8. Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. История России (IX – начало ХХ в.): Тесты в помощь преподавателям и абитуриентам. - М., 1995.

9. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.). - М., 1998.

10. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XX век. - М., 1995.

11. Древняя Русь в свете зарубежных источников/ Под ред. Е.А. Мельниковой. - М., 1999.

12. Ибрагимов К.Х. История права собственности на землю в России: IX -начало XX в. – Нальчик, 2008.

13. История Отечества в лицах. С древнейших времен до конца XVII в. Биограф. Энциклопедия / Авт.-сост. С.А. Аветисян. - М., 1993.

14. История России XIX-XX в. / Под ред. В.А. Полякова. Волгоград, 2001.

15. История России 1861-1917. / Под ред. В.А. Федорова. - М., 1998.

16. История России в новейшее время (1945-2001) / Под ред. А.Б. Безбородова - М., 2001.

17. История России с древнейших времен до 1861 года / Под ред. Н.И. Павленко. - М., 2000.

18. История России с древнейших времен до конца XVII в. / Под ред. А.Н. Сахарова, А.П. Новосельцева. - М., 2001.

19. История России с начала XVIII до конца XIX века / Под ред. А.Н. Сахарова. - М., 2001.

20. История России. XX век / Под ред. В.П. Дмитренко. - М., 1996.

21. Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. - М., 1993.

22. Новейшая история Отечества. XX век: Учебник для вузов / Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. В 2-х тт. - М., 1998.

23. Олейников Д.Н. История России с 1801 по 1917 г. Курс лекций. М., 2005.

24. Отечественная история. ХХ век / Под ред. А. Ушакова. - М., 1996.

25. Павленко Н.И., Андреев И.Л., Федоров В.А. История России с древнейших времен до 1861 г. - М., 2004.

26. Селезнев Г.К. Политическая история современной России. 1991-2001 гг. - М., 2001.

27. Соколов А.К. Лекции по советской истории. 1917-1940. - М., 1994.

28. Соколов А.К., Тяжельникова B.C. Курс советской истории. 1941 -1991. - М 1999.

29. Степанищев А.Т. История России IX-XVII вв. От российской государственности до Российской империи. М., 2007.

30. Троицкий Н.А. Лекции по русской истории. XIX века. - М., 1994.

31. Троицкий Н.А. Россия в XIX веке. Курс лекций. - М., 1997.

32. Филюшкин А.И. История России с древнейших времен до 1801 г. - М., 2004.

33. Хрестоматия по отечественной истории (1914-1945 гг.) / Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. - М., 1996.

34. Щетинов Ю.А. История России. XX век. - М., 1998.

в) Классические труды по русской истории:

1. Вернадский Г. Русская история. - М., 2001.

2. Карамзин Н.М. История государства Российского. В 4-х т. - М., 1988.

3. Ключевский В.О. Курс русской истории // Соч. в 9 т. Т. 1-5. - М., 1987-1990.

4. Любавский М.Л. Лекции по древней русской истории до конца XVI в. - СПб., 2002.

5. Любавский М.Л. Русская история XVII-XVIII вв. - СПб., 2002.

6. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 т. - М., 1993-1995.

7. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. - СПб., 1997.

8. Платонов С.Ф. Учебник русской истории. - М., 1991.

9. Соловьев С.М. История России и древнейших времен. Т. 1-7. - М., 1989-1992.

10. Шмурло Е. Курс русской истории. Возникновение и образование Русского государства (862-1462). - СПб., 1998.

Методические указания по подготовке к семинарским занятиям

Семинарское занятие представляет собой особую форму организации учебного процесса, в ходе которого студент должен приобрести умения получать новые учебные знания, их систематизировать и концептуализировать; оперировать базовыми понятиями и теоретическими конструктами учебной дисциплины; решать познавательные задачи; логично выстраивать устные и письменные тексты.

Целью семинарских занятий является приобретение студентами новых знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности, развитие у них гуманитарного мышления и интеллектуальных способностей как средства индивидуального освоения учебной дисциплины. Все это требует тщательной подготовки к семинарским занятиям.

Вначале надо ознакомиться с планом семинарского занятия, затем прочитать тексты рекомендованной литературы и найти информацию, необходимую для письменного ответа на поставленные вопросы. Чтобы логично выстроить ответ на вопрос, информацию надо систематизировать и концептуализировать в соответствии со следующим порядком:

1. Хронология исторических событий.

2. Историография (различные научные точки зрения по вопросу).

3. Причины исторических событий (экономические, социальные, политические, духовные, влияние международной обстановки).

4. Ход исторических событий (систематизируя знания по тому или иному вопросу, надо выделить основные этапы (направления) в развитии исторических событий, а затем описать и объяснить их).

5. Итоги и следствие исторических событий.

6. Значение (определяя значение тех или иных исторических событий, надо показать их историческую роль, дать оценку, выявить последствия).

При подготовке к семинарским занятиям следует уделять внимание усвоению базовых понятий. При этом надо не «заучивать» то или иное понятие, а самостоятельно конструировать его содержание. В процессе этого конструирования вначале надо показать, какую предметную область определяет понятие, а затем охарактеризовать ее черты (признаки, функции). Например, государство - это основной институт политической системы общества, который выполняет функции административного управления, социальной интеграции и мобилизации, защиты национальных интересов и характеризуется наличием следующих признаков: 1) публичная власть; 2) единая территория; 3) подвластное население; 4) правовая система; 5) суверенитет; 6) налоги.

С целью приобретения навыков усвоения знаний эмпирического характера путем их формализации необходимо выполнять задания, связанные с построением таблиц тематического содержания, типа «Русские князья IX-XIIIвв.», «Россия в Первой мировой войне», «Реформы 90-х гг. XX в. в России».

Решение познавательных задач на доказательство и сравнение способствует активизации познавательной самостоятельности студентов и развитию логики исторического мышления. Выполнять такого рода задания надо в соответствии с определенными алгоритмами.

Проведение семинара с элементами дискуссии является одной из действенных форм аудиторных занятий на основе и индивидуального, и группового подходов. Именно дискуссия создает условия эффективного накопления теоретических и фактических знаний, поскольку студент выступает в роли активного участника обсуждаемых вопросов. Однако здесь решается и задача самостоятельной подготовки студентов, так как без базового знания исторических событий и явлений, подходов в исторической науке нет возможности участвовать в дискуссии. Студент приобретает ораторские навыки и возможность практически применять полученную информацию в теории.

Особое место в структуре семинарского занятия занимают учебные доклады, которые позволяют студентам продемонстрировать теоретические и эмпирические знания, умения систематизировать и концептуализировать историческую информацию, содержащуюся в учебных и научных текстах, в соответствии с планом доклада.

Готовясь к докладу, надо прочитать рекомендованную литературу и составить простые планы прочитанных текстов, а затем составить план доклада, придерживаясь рекомендованной схемы: 1) время события, 2) историография вопроса, 3) теория вопроса, 4) причины события, 5) содержание события, 6) значение события. В докладе особое внимание следует уделять историографическим и теоретическим аспектам темы.

На основе доклада затем пишутся рефераты. Обязательным условием подготовки рефератов является использование дополнительной литературы.


Русская историческая школа.

Н.М. Карамзин и его «История государства Российского». Либеральное направление в историографии. Западники, славянофилы, К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин. С.М. Соловьев и «История России с древнейших времен». В.О. Ключевский и его «Курс русской истории». Либеральные историки конца XIX - начала ХХ в. П.Н. Милюков. Консервативное направление в историографии. Радикальное направление в историографии. Исторические взгляды декабристов. Оценка революционными демократами основных событий истории России. А.И. Герцен. Марксистское направление в историографии. Г.В. Плеханов, В.И. Ленин. Историческая наука в СССР. М.Н. Покровский.

Литература:

1. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - Л., 1989.

2. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991.

3. Кочесоков Р.Х. Философия истории: вводный курс (материалы к спецкурсу). - Нальчик, 1996.

4. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1884 г. // Соч. Т. 48.

5. Тойнби А. Постижение истории. - М., 1991.

6. Шпенглер О. Закат Европы Т. 1. - М., 1993.

Феодальная война XV в. – выбор пути дальнейшего развития страны. Объединительная политика Ивана III. присоединение Новгорода. Предпосылки складывания самодержавных черт государственной власти. Значение женитьбы Ивана II на Зое Палеолог. Местничество. Начало складывания централизованного аппарата государственной власти. Судебник 1497 г. Русская церковь и государство. Нестяжатели и иосифляне.

Темы рефератов:

· Русские города в период монгольского владычества.

· Русское крестьянство в период ига: дискуссии последних лет.

· Русская культура в период монгольского ига.

· Экспансия с Запада и Востока на Русь в XIII в.

· Хозяйство русских земель в XII – первой половине XIII вв

· Экономика Руси в период монгольского владычества.

· Место Руси в европейском сообществе во второй половине XIII - XIV вв.

· Предпосылки, особенности и основные этапы формирования русского централизованного государства.

· Феодальная война в России XV в. и ее последствия.

Литература:

1. Алексеев Д.Г. Под знаменем Москвы. Борьба за единство Руси. - М., 1992.

2. Борисов Н.С. Иван Калита. - М., 1995.

3. Буганов В.И., Преображенский А.А., Тихонов Ю.А. Эволюция феодализма в России. Социально-экономические проблемы. - М., 1980.

4. Греков И.Б., Шахмагонова Ф.Ф. Мир истории. Русские земли в XIII-XV вв. - М., 1986.

5. Зимин А.А. Витязь на распутье: Феодальная война в России в XV в. - М., 1991.

6. Кучкин В.А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в Х-ХIV вв. - М., 1984.

7. Сахаров А.М. Образование и развитие Российского государства в XIV-XVII вв. - М., 1969.

8. Татаро-монголы в Азии и Европе. - М., 1977.

9. Шаскольский И.П. Борьба Руси против крестоносной агрессии на берегах Балтики в XII - XIII вв. - Л., 1978.

10. Юшко А.А. Московская земля IX-XIV вв. - М., 1991

Тема 4. Россия в XVI в.

Опричнина и ее последствия.

Опричнина – форсированная централизация без необходимых социально-экономических предпосылок. Причины и обстоятельства введения опричнины. Опричнина и земщина. Опричный террор. Отмена опричнины и ее итоги.

Внешняя политика в XVI в.

Задачи и основные направления внешней политики. Восточное направление. Завоевание Казанского Астраханского ханств и Сибирского ханств. Южное направление. Освоение «Дикого поля». Взаимоотношения России и Кабарды. Западное направление. Ливонская война. Причины неудачи России в войне.

Темы рефератов:

· Василий III: человек и политик.

· Причины обострения конфликта боярской оппозиции и великокняжеской власти в середине XVI в.

· Запад-Россия-Восток: характер взаимоотношений и взаимовлияния в XVI в.

· Сословно-представительная монархия в России XVI в.

· Кризис в российском обществе 60-70-х гг. XVI в.

· Социальный протест в России XVI в.: истоки, сущность, последствия.

· Казанский и Астраханский походы Ивана Грозного.

· У истоков российского казачества.

· Иван Грозный: личность и политик.

· Опричнина Ивана Грозного.

· Русская православная церковь XVI в.

· Россия XVI в. глазами иностранцев.

· Земские соборы.

Литература:

1. Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России. Государство Ивана Грозного. - Л., 1988.

2. Буганов В.И., Преображенский А.А., Тихонов Ю.А. Эволюция феодализма в России. Социально-экономические проблемы. - М., 1980.

3. Кобрин В.Б. Иван Грозный. - М., 1989.

4. Королюк В.Д. Ливонская война. - Л., 1984.

5. Скрынников Р.Г. Царство террора. - М., 1991.

6. Черепнин Л.В. Земские соборы Русского государства в XVI-XVII вв. - М., 1978.

7. Шмидт С.О. Становление российского самодержавства. - М., 1973.

8. Дзамихов К.Ф. Адыги – вехи истории. – Нальчик, 2008.

Подготовка и проведение крестьянской реформы. Отмена крепостного права.

Аграрно-крестьянский вопрос к середине XIX в. Необходимость отмены крепостного права. Подготовка реформы: Секретный комитет, Рескрипт В.И. Назимову, Главный комитет, Редакционные комиссии. Манифест 19 февраля 1861 г. Условия

Мы рады сообщить, что вышло в свет учебно-методическое пособие по трудным вопросам отечественной истории, подготовленное НБФ «Наследие» в рамках реализации проекта «Наследие моего Отечества», поддержанного Фондом президентских грантов в 2017—2018 гг.

Вот краткая аннотация книги:

Министерство образования Российской Федерации разработало перечень из 31 «трудного вопроса» по отечественной истории. Это вопросы, по которым в науке ведутся дискуссии. Предлагаемое учебно-методическое пособие в популярной форме предлагает ответы на вопросы из списка. Работая над ним, авторы руководствовались научной точностью, то есть использовали работы с «переднего края науки» и свидетельства из источников, прошедших многослойную критику специалистов, придерживались принципа почтительного отношения к деяниям наших предков, уважения к истории нашего Отечества. Книга дает «прозрачные» отсылки к историческим фактам, что обеспечивает преподавателю методические рекомендации к использованию материала в учебном процессе. В методических целях указана литература, рекомендуемая к ознакомлению по каждой теме. Пособие адресовано учащимся средних и высших учебных заведений, а также преподавателям истории.

Книга рекомендована Ученым советом исторического факультета Воронежского государственного университета для использования в образовательном процессе студентами ВУЗов, учащимися средних общеобразовательных учебных заведений, преподавателями истории.

Рецензенты пособия д.и.н. Лавров В.М. и д.и.н. Минаков А.Ю.

Организации, заинтересованные в получении издания, просим оставить заявку на почте .

Предусмотрена бесплатная рассылка первых пятидесяти заказов (адресов). Количество книг по одному адресу не более двух. Заказ количества книг, превышающего 2 шт. оформляется по запросу с предоставлением официального письма от организации с учетом оплаты почтовых расходов. Обратите внимание: рассмотрение заявок состоится 29 июня. Подробная информация будет опубликована на сайте .

Учебно-методическое пособие «Трудные вопросы отечественной истории» рекомендовано Ученым советом исторического факультета Воронежского государственного университета для использования в образовательном процессе студентами ВУЗов, учащимися средних общеобразовательных учебных заведений, преподавателями истории.

В.М. Лавров, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института российской истории РАН

Рецензия на учебно-методическое пособие «Трудные вопросы отечественной истории» под редакцией Д.М. Володихина

Многочисленные учебники истории, нередко являющие собой либо тематический заказ, либо идеологический проект, обрушили на читателей взаимоисключающие трактовки и выводы даже по основополагающим проблемам российской истории. Министерство образования России разработало перечень из более чем тридцати трудных вопросов по Отечественной истории, являющихся не просто дискуссионными в исторической науке, но и вызывающих политическое напряжение в сегодняшнем обществе. Выход в свет пособия, предлагающего ответы на эти вопросы, следует признать весьма актуальным и своевременным.

В авторском коллективе – известные историки, снискавшие авторитет в обществе, давно и плодотворно разрабатывающие основополагающие проблемы отечественной истории: Д.М. Володихин, Г.А. Елисеев, О.И. Елисеева и А.А. Музафаров. Авторы не объявляют свой труд образцом «объективной истории». Гносеологическим ключом для авторского коллектива является чувство сыновней любви к прошлому Отечества или, используя строки А.С. Пушкина, – «любовь к отеческим гробам, любовь к родному пепелищу». Именно на этой основе авторы приглашают читателя к спокойному и взвешенному обсуждению вопросов истории, демонстрируя стремление способствовать объединению всех, для кого история – это учитель жизни, кому интересно и дорого объективное знание прошлого нашей страны.

В хронологическом порядке авторы рассматривают вопросы из перечня, разработанного Министерством образования, начиная с образования Древнерусского государства и кончая распадом СССР. При этом главное внимание уделяется тем проблемам, которые получили серьезную научную разработку на основе изучения широкого круга исторических источников. Авторы сознательно ограничивают круг рассматриваемых вопросов, относящихся преимущественно к началу и второй половине ХХ века, которые остаются дискуссионными в российской историографии, поскольку их полноценное освещение требует дальнейшей серьезной работы исследователей и появления подлинно научных трудов.

При этом особо следует выделить вдумчивые и объективные разделы Д.М. Володихина (Роль Ивана IV Грозного в российской истории; Попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток; Фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы), О.И. Елисеевой (Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований) и Г.А. Елисеева (Причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия Сталина). Принципиально важен вывод Д.М. Володихина: «Царь Петр I отнял у Церкви ее исключительное положение и низвел ее до состояния, в котором она функционировала как часть государственного аппарата, управляемая светским чиновником. Это ослабило Церковь, но и само государство лишилось мощной духовной опоры, что в конечном итоге стало одной из причин социального катаклизма 1917 года». Заслуживает внимания и другое историческое наблюдение Володихина:

«Монарх в большинстве случаев готовился к деятельности у кормила власти с детства. Он получал не только особым образом заостренное образование, но и наставления от членов семьи, давно погруженных в дела большой политики, а также опыт от военной и административной работы. Со второй половины XVIII века на российском престоле не бывало людей необразованных или не подготовленных к трудам правителя. В отличие от наследственной монархии республиканская парламентарная система могла привести на высоту верховной власти человека случайного, не имеющего систематических знаний, злонамеренного демагога, слабовольную марионетку. В силу этого, Империей на протяжении полутора десятилетий никогда не управляли столь слабые по части способностей к государственной работе, сомнительные и даже прямо скандальные люди, как, например, североамериканские президенты Хейс и Гардинг».

Заслуживает высокой оценки способ подачи материала, выбранный авторами. Каждая глава содержит краткое обоснование темы и сжатый, но емкий обзор историографии, с указанием источников, на которые опираются сторонники различных взглядов по данному вопросу. Авторы предлагают читателю спокойное, взвешенное обсуждение проблемы, знакомят с имеющимися точками зрения в исторической науке, приводят свои аргументированные выводы, при этом используют работы «с переднего края науки», малоизвестные и новые исторические источники.

Необходимо отметить разумно выбранный стиль изложения, позволяющий интересно и в доступной широкому читателю форме говорить о сложных проблемах, не упрощая их и не скатываясь к их примитивизации и вульгаризации. Несомненной заслугой авторского коллектива является сжатое по форме, но весьма рельефное панорамное освещение русской истории, насыщенное портретами реальных живых героев, духовных пастырей, государственных и общественных деятелей.

Представленное пособие является качественной, сбалансированной работой, удачным примером очищения наших исторических знаний от фальсификаций. Книга будит мысль, укрепляет национально-государственное самосознание. Она окажет большую помощь преподавателям и учащимся, будет интересна и полезна всем, кто интересуется Отечественной историей.

Лекция 1. Отечественная история как научная дисциплина

1. Отечественная история как научная дисциплина (ее специфика и основные проблемы). Методы исторического исследования.

2. Методология и теория исторической науки.

3. Основные этапы развития отечественной историографии, современная российская историческая наука.

1. Отечественная история как научная дисциплина (ее специфика и основные проблемы). Методы исторического исследования

До недавнего времени переосмысление прошлого в России происходило под влиянием сильных критических – часто негативистических – настроений как дореволюционной «имперской» традиции, так и советского «коммунистического тоталитаризма» в XX в. Фактически подрывались традиционные представления об истории России, о значении российской (или русской) цивилизации, о роли русских в развитии государства и их влиянии на другие народы СССР и Российской империи. Вместе с резкой критикой «освободившихся» и «возрождающихся» наций это породило явление, которое некоторые авторы называют «кризисом национальной идентичности» русских. В исторической науке справедливо осужден тезис о том, что история – это политика, опрокинутая в прошлое. В то же время нельзя отрицать, что современность оказывает значительное влияние на выбор сюжетов в изучении прошлого, заставляя обращать внимание на темы, вызывающие по тем или иным причинам особый общественный интерес. Это, безусловно, относится к проблемам недавней истории, поскольку современники уже могут видеть некоторые важные последствия тех событий и процессов, истоки которых они недавно наблюдали или даже сами в них участвовали, но которые ранее ими недооценивались или представлялись в ином свете.

Научная актуальность историографии бесспорна, поскольку она завершает теоретическую и методическую подготовку историков-специалистов. Знания по историографии особенно важны для тех, что специализируется в области новой и новейшей истории. Мировоззренческий аспект исторической науки особенно выпукло проступает в сфере историографии, где сопоставляются как различные методологические подходы, так и результаты исторический исследований. Термин «историография» в литературе имеет разное значение, и это отражает путь, пройденный самой исторической наукой. Из ряда современных значений «историографии» наиболее распространены два:

1) Историография – это научная дисциплина, изучающая историю исторической науки;

2) Историография – это анализ совокупности исторических работ по той или иной проблеме;

Первый, широкий ракурс историографического подхода требует изучения становления и развития исторической науки. Прослеживая пути исторического развития познания, историография призвана выявить пружины прогресса и регресса исторической науки, определить главные этапы исторического познания, степень объективной истинности созданных историками концепций и их значение для общественной жизни своего времени.

Основными пунктами историографического исследования являются:

1) выяснение общественных условий развития исторической науки на разных этапах. Изучение тех или иных проблем прошлого, разработка определенных концепций исторического развития связаны с обоснованием социально-политических позиций различных общественных групп. Но было бы неправильно любые изменения в тенденциях развития историографии выводить лишь из изменений в социально-экономической жизни общества, историк располагает материалами, которые накопились в ходе предшествующего развития исторической науки и содержат не только факты, но и определенные идеи и теории. Каждое новое поколение историков отправляется в своих исследованиях поначалу от выработанных ранее выводов, техники анализа источников.

2) необходимо не только изучать влияние общих условий социально-политического развития на историческую науку, но и выявлять специфические «организационные условия», через которые воплощается воздействие на нее господствующей общественно-политической системы. Речь идет прежде всего о существовавших в тот или иной период научных учреждениях и историческом образовании, условиях использования исторических материалов, возможности публикации и т. д. В переломные моменты общественного развития значение этих элементов выступает особенно рельефно.

В научной среде порой можно встретить суждение о том, что события современности и недавнего прошлого являются предметом изучения политологии, но не исторической науки. Аргументируется это тем, что история обычно имеет дело с завершившимися и совершившимися фактами и процессами, изучает их как бы со стороны. Сами политологи отмечают, что их наука нацелена главным образом на обслуживание текущего политического процесса, на определенное соучастие в нем. Кроме того, объектами политологического исследования являются прежде всего политические идеи, системы и институты. Историческая же наука более ориентирована на поиск истоков, корней, обусловленности происходящих событий. История как наука, изучая зарождение, развитие и завершение того или иного процесса, неизбежно сталкивается с необходимостью оценить воздействие самых различных факторов на состояние общественного организма. Как отмечал академик И. Д. Ковальченко, «объект познания исторической науки – вся совокупность явлений общественной жизни на протяжении всей истории общества. Таким образом, историческая наука в сравнении с другими конкретными общественно-гуманитарными науками выступает как наука комплексная, интегральная. Она имеет дело со всеми общественными явлениями, которые изучаются этими науками. В любом историческом исследовании историк предстает в двух или даже нескольких ролях». В силу этого проблематика исторических исследований намного шире политологических, и, как показывает исследовательская практика, историки более подготовлены к созданию обобщающих работ.

2. Методология и теория исторической науки

Важное значение историографического исследования заключается также в выяснении того, как развивались и изменялись теории, с позиции которых изучался исторический процесс, анализ теоретико-методологических принципов исторического познания. Методология истории разрабатывает принципы и средства добывания знаний о прошлом, систематизации и истолкования их для выяснения сущности и объективной направленности исторического процесса. Методология зависит от мировоззрения историка и поэтому тесно связана, прямо или опосредованно, с различными сферами общественной мысли – философией, политэкономией, социологией, политологией, с уровнем культурного развития общества в целом. Весьма сложен анализ эклектической методологии современной немарксистской историографии. Так, леворадикальная школа истории США испытала воздействие критических направлений современной буржуазной философии и социологии – от экзистенциализма и «франкфурской школы» до молодежной левой контркультуры 60-х гг. В то же время на формирование методологии радикалов оказали влияние и отдельные положения марксизма. Огромное влияние на формирование методологии оказывают естественные науки. Влияние математики и физики на английскую общественно-историческую мысль XVII в., например, привело к возникновению принципов «социальной физики»; биологии и психологии на историческую науку второй половины XIX в. – к формулированию позитивистских закономерностей общественного развития; научно-технической революции, развернувшейся после Второй мировой войны, – на методологию исторических исследований (прежде всего применение междисциплинарных методов), на формирование «новой научной истории».

Важен анализ круга и характера источников, привлеченных историком, конкретных методик их исследования. При этом принимается во внимание вся совокупность приемов изучения, истолкования, использования источников, которые свойственны различным школам. Умение анализировать источник – важнейший элемент профессионализма историка. Насколько тонка эта операция, требующая соблюдения принципов историзма, свидетельствует тот факт, что источник, извлеченный из социально-культурной среды прошлого и включенный в современную систему оценок, нередко насыщает новым пониманием, и, следовательно, осмысление той или иной проблемы прошлого может деформироваться.

Большую роль играет изучение формирования проблематики исторического исследования. В немалой мере изучение тех или иных явлений исторического прошлого дискутируется наличием источников. Но едва ли не большее значение имеет общественно-политическая жизнь. Например, в свое время русская историческая школа в лице Н. И. Кареева, Н. В. Лучицкого, М. М. Ковалевского обратились к изучению аграрной истории Великой французской революции в значительной мере в связи с перспективами развития России по тому или иному пути – революции или реформ. Выяснение исторической проблематики дает немало для понимания истории исторической науки и общественной мысли, объясняя, какие события прошлого и почему становились актуальными в научном отношении. Все отмеченные аспекты историографического исследования тесно связаны между собой; абсолютизация одного из них неизбежно ведет в деформации общей картины развития исторический знаний.

Сегодня особенно корректно должны применяться принципы научного объективизма при раскрытии тех общественно-политических сил, которые так или иначе влияли на историков в описании и анализе прошлого, определении социальной функции исторической науки на разных этапах общественного развития. Зачастую связь между идейной направленностью и научным результатом исторического исследования трактуется упрощенно. В недавнем прошлом было немало искажений, когда следование догмам и конъюнктурным соображениям прикрывалось ярлыком «марксистского анализа». Не может быть приемлемым ни сведение истории к «чистому знанию», ни ограничение задач изучения истории выяснением смены мировоззрений или политических идей.

Методологические проблемы развития исторической науки постоянно привлекают внимание исследователей. Можно утверждать, что в отличие от недавнего прошлого ныне исторические события в России анализируются с различных методологических позиций. Некоторые специалисты, внимательно изучавшие этот вопрос, считают возможным выделить четыре существующие «познавательные» системы: во-первых, марксистскую; во-вторых, «цивилизованную»; в-третьих, мир – системный подход И. Валлерстайна; в-четвертых, теорию модернизации. Наблюдение за развитием отечественной историографии в последние годы позволяет думать о популярности именно теории модернизации, во многом по-новому освещающей российский исторический процесс, в т. ч. и в XX в. Этот подход способствовал, в частности, преодолению преимущественно негативных трактовок советской истории 1980-х гг «Инструментарий» теории модернизации продуктивен и при изучении современной российской действительности в контексте основных тенденций мирового развития. Модернизацию определяют как социально-экономическую, культурную и технологическую революцию. При анализе исторического опыта модернизации выделяют ее органические модели, связанные с развитием капитализма при опоре на собственные ресурсы, им противопоставляются неорганические модели модернизации, происходившие, как правило, позже по времени и испытавшие влияние тех стран, где уже свершилась органическая модернизация. В свою очередь в рамках самой модернизации выделяют несколько ее типов: раннеиндустриальная модернизация, или промышленный переворот; позднеиндустриальная модернизация, в ходе которой был осуществлен переход от фабрично-заводского к поточному производству; постиндустриальная модернизация эпохи информационной революции.

3. Основные этапы развития отечественной историографии, современная российская историческая наука

Практически все, изучающие историю современной России, отмечают в качестве рубежной грани 1970–1980 гг. С одной стороны, становились совершенно неприемлемыми методы управления социальными (в широком смысле) процессами, которые сложились в предшествующих десятилетиях, а с другой – страна должна была реагировать на обозначившиеся глобальные тенденции мирового развития. Все это подстегивалось «холодным» военным давлением на СССР, которое также нельзя было оставить без внимания. Главным же было начало вступления наиболее развитых стран Запада и Востока в «постиндустриальную» фазу развития. Две ее важнейшие составляющие – технологический переворот на основе микроэлектроники и расширение масштабов креативной (творческой) деятельности, как и всей деятельности, связанной с использованием информации, – привлекли за собой целый шлейф радикальных перемен в экономической, социальной, духовной и политической сферах. Любопытно замечание одного из исследователей модернизации – явно не коммуниста – В. А. Красилыцикова о том, что «складывающееся постиндустриальное (информационное) общество по сути соответствует марксовскому коммунизму: в нем преобладает не частная, а общественная собственность, на первый план выдвигается «производство человека» вместо производства вещей, подлинно основным капиталом становится человеческий капитал, а наука становится непосредственной производственной силой». Возможности историков современности существенно расширяются за счет использования разработок смежных областей гуманитарных знаний. За последнее десятилетие надо отметить бурный прогресс политической науки – специалисты выделяют более двадцати составляющих ее частей. Для историков особенно важны такие ее разделы, как история и теория политических институтов и идеологий, геополитика, элитология, конфликтология. Тесная взаимосвязь и взаимозависимость исторической и политической наук нашли отражение в попытках утверждения такой дисциплины как «историческая политология». Радикальные изменения в государственном и политическом строе страны создают необходимость привлечения и правоведческой литературы. Широко применяемое с конца 1980-х гг. «человеческое измерение» политических и экономических преобразований требует широкого обращения к данным социологии. Расширение спектра методологических подходов как в исторической науке, так и в смежных гуманитарных областях следует рассматривать не как отрицание, а как развитие и обогащение того позитивного методологического багажа, который был накоплен советской историографией в предшествующие годы.

Анализ вышедшей литературы по современному периоду отечественной истории указывает на существование двух методологических недостатков, получивших достаточно широкое распространение. Во-первых, некоторые историки не считают необходимым скрывать свою гражданскую позицию, что ведет к политизации исследований, и, следовательно, к снижению их научной значимости. Другие авторы при оценках описываемых явлений опираются на моральные, этические критерии, что тоже во многом обесценивает затраченные часто значительные усилия. Историк современности должен осознавать опасность обоих объяснимых соблазнов и стремиться к созданию исторической концепции на основе принципов историзма и объективности. Изучение современной истории имеет свои особенности. Как это было и ранее, исследователь опирается прежде всего на многообразие опубликованных источников, поскольку большие информационные массивы, хранящиеся в текущих архивах, какое-то время недоступны для использования в академических целях. При анализе перестроечных процессов особый интерес представляли бы документы высших партийных и государственных органов СССР и РСФСР, находящиеся в архиве Президента России, куда ныне имеет доступ весьма узкий круг лиц. Это повышает значение мемуарных источников – благо новейший период описан участниками основных событий едва ли не подробнее любого отрезка советской истории, – а также предъявляет особые требования относительно широты и разнообразия других опубликованных материалов.

Раздел II. Цивилизация древней Руси

Лекция 2. Восточные славяне и их соседи к IX в.

1. Происхождение и прародина славян: основные концепции. Праславяне в древнем мире: достоверные сведения и гипотезы.

2. Северное Причерноморье. Расселение славян.

3. Восточные славяне: территория, природно-климатические условия, предпосылки возникновения феодализма и государственности.

1. Происхождение и прародина славян: основные концепции. Праславяне в древнем мире: достоверные сведения и гипотезы

Не будем пытаться проследить историю появления древних славян от сотворения мира, но попробуем найти более близкие корни нашей родословной. Та же Библия, повествуя о Всемирном потопе, предлагает такую версию. Патриарх Ной спасся в своем ковчеге со всей семьей – женой и тремя сыновьями: Симом, Хамом и Афетом (Яфетом, Иафетом). Когда вода спала, именно от них пошла жизнь послепотопного человечества, так как отец разделил всю землю между сыновьями: восток отдал Симу, юг – Хаму, а север и запад достались Афету. Дети Ноя и стали родоначальниками современных народов, которое теперь называются по именам: семиты, хамиты и офиты (яфетиды) или арийцы; от племени афетова пошел также и народ славянский. Но если отвлечься от религиозных преданий, то происхождение славян окутано довольно плотным туманом всемирной истории. Вот что говорит об этом известный русский историк С. Соловьев: «Славянское племя не помнит о своем приходе из Азии, о вожде, который вывел его оттуда, но оно сохранило предание о своем первоначальном пребывании на берегах Дуная, о движении оттуда на север и восток вследствие натиска какого-то сильного врага. Это предание заключает в себе факт, не подлежащий никакому сомнению: древнее пребывание славян в придунайских странах оставило ясные следы в местных названиях, сильных врагов у славян на Дунае было много: с запада – кельты, с севера – германцы, с юга – римляне, с востока – азиатские орды; только на северо-востоке славянское племя могло найти себе убежище, только на северо-восток был открыт свободный путь, где, хотя не без сильных препятствий, успело основать государство и укрепить его в уединении, вдалеке от сильных натисков и влияний Запада, до тех пор, пока оно, собравши силы, могло уже без опасения за свою независимость выступить на поприще и обнаружить со своей стороны влияние и на восток, и на запад».

А вот как рассказывает о появлении славян в Европе русский летописец: «…спустя много времени после вавилонского столпотворения сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская». И далее пошли уже плодиться в Восточную Европу славянские племена: моравы и чехи, сербы и хорутане, хорваты белые и так далее. А так далее – те, кто осел на Висле и прозвался ляхами, от которых пошли поляки. Кстати, в первом веке от Рождества Христова славяне также прозывались их соседями венедами, или сербами.

Впрочем, установить точно, кого же в древние времена другие народы – те же византийцы – называли славянами, или венедами, или другими именами, подразумевавшими под собой именно славянские племена, довольно сложно. По меткому высказыванию С. Соловьева: «чем ближе народы к первоначальному быту, тем сходнее друг с другом в обычаях, нравах, понятиях – отсюда легкость, с какою можно всякий младенствующий народ по некоторым чертам нравов, обычаев и верований причислить к какому угодно племени; несколько слов, оставшихся от языка этого народа, не могут также вести к твердым выводам: для выражения некоторых предметов у всех племен найдутся общие звуки».

Однако что считать началом русской истории? Существует два взгляда на этот вопрос, которые излагает в своем «Курсе русской истории» один из крупнейших отечественных ученых Василий Осипович Ключевский. Один из них, предложенный знаменитым немецкий ученым Шлёцером, был поддержан также Карамзиным, Погодиным и упоминавшимся уже Соловьевым. До половины IX в., т. е. до прихода варягов, на обширном пространстве русской равнины по Днепру от Новгорода до Киева все было дико и пусто: впрочем, люди здесь жили, но без всякого общего правления. Это были беднейшие славяне и финны. В «Повести о начале русской земли» читаем, что восточные славяне в те времена жили здесь «зверинским образом, скотски», в лесах, как все звери, то есть убивали друг друга, ели все нечистое, жили уединенными, разбросанными и враждебными друг другу родами. Так что, по этой версии, нашу историю следует начинать не раньше второй половины IX в., когда местное население, благодаря приглашению варягов, стало выходить из первобытного состояния.

Другой же взгляд на начало нашей истории прямо противоположен первому. Наиболее ярким его выразителем стал профессор Московского университета Беляев и Г. Забелин в I томе его «Истории русской жизни с древнейших времен». Восточные славяне искони обитали в пределах русской равнины, где они поселились, может быть, еще за несколько веков до нашей эры. Из такого предположения делается вывод, что на этой территории происходил долгий и сложный исторический процесс перерождения мелких первобытных родовых славянских союзов в целые племена. Среди племен возникали города, из этих городов вырастали главные, или старшие города, составлявшие с мелкими городами и поселениями племенные политические союзы полян, древлян, северян, а затем эти главные города разных племен примерно во времена призвания варяжских князей начали соединяться в одни общерусский союз.