Биографии Характеристики Анализ

Педсовет "развитие речи детей дошкольного возраста". Педсовет Тема: « Развитие речевой активности через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности

ПЕДСОВЕТ № 3 – ДЕЛОВАЯ ИГРА

« Речевое развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Старший воспитатель

Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста.

Задачи:

Вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области развития связной речи у детей;

Развивать умения проектировать, конструировать процессы развития речи дошкольников;

Создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми;

Контролировать соблюдение педагогами правил культуры речевого общения, тактичного поведения.

Подготовка.

1.Проведение тематического контроля « Развитие речи детей в условиях ДОУ» цель которого: проследить методическую грамотность календарно-тематического планирования педагогами всех возрастных групп, определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи в соответствии с ФГОС ДО, выяснить причины и факторы, определяющие качество педагогической работы по развитию речи детей.

2.Аналитическая справка по результатам методической недели (коллективные просмотры деятельности педагогов по речевому развитию, презентации проектов).

3. Анализ анкетирования родителей.

4. Разработка проекта решения педагогического совета.

Повестка дня

1. Выполнение решения педагогического совета №2.

Заведующий

2. «Речевое развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС». Аналитическая справка по результатам тематического контроля по выявлению форм и методических приёмов, направленных на речевое развитие ребёнка, по результатам методической недели.

Старший воспитатель

3.Деловая игра «Развитие речи в соответствии с ФГОС ДО»

Заместитель заведующего

4. «Педагог глазами детей». анализ анкетирования родителей

Старший воспитатель

5. Решение педсовета.

Заведующий

Ход педсовета.

1.Сообщение заведующего по итогам выполнения педсовета №2.

2.1.Сообщение старшего воспитателя о речевом развитии.

Развитие речи – главный показатель умственного развития ребёнка. Основная цель речевого развития – доведение его до нормы, определённой для каждого возрастного этапа, хотя индивидуальные различия речевого уровня детей могут быть исключительно велики.

Основные задачи развития речи - это воспитание орфоэпической культуры речи , словарная работа, формирование грамматического строя речи, её связности при построении развёрнутого высказывания - решаются на каждом возрастном этапе. Однако от возраста к возрасту происходит постепенное усложнение каждой задачи, меняются методы обучения. удельный вес той или иной задачи также меняется при переходе от группы к группе. воспитателю надо представлять основные линии преемственности задач по развитию речи, которые решаются в предыдущей и последующей возрастной группе и комплексный характер решения каждой задачи. Развитие речи и речевое общение дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности , в разных формах, как на специальных речевых НОД, так и в партнёрской и самостоятельной деятельности.

2.2.Аналитическая справка по итогам тематического контроля « Развитие речи детей в условиях ДОУ».

Аналитическая справка о результатах тематического контроля «Речевое развитие детей в детском саду»,проведенного в период с 25.01по 29.01.2016года.

1. Оценить знания педагогов по методике развития речи детей дошкольного возраста.

2. Проанализировать уровень планирования работы.

3. Оценить условия для речевого развития детей.

4. Установить взаимосвязи работы воспитателей и узких специалистов.

5. Проанализировать умение педагогов привлекать родителей к работе по данной теме.

6. Оценить и выявить положительные и отрицательные тенденции в работе по речевому развитию детей.

Основные формы и методы контроля

1. Анализ календарного планирования воспитателей.

2. Просмотр НОД.

3. Обзорное изучение развивающей среды в группах

Оценочный инструментарий

1. Уровень овладения педагогами теоретическими и практическими вопросами по речевому развитию детей.

2. Грамотность написания планов работы.

3. Соответствие темы НОД тематике контроля.

4. Грамотность оформления и наполняемости развивающей среды.

5. Творческое построение работы с родителями.

Вопросы, подлежащие проверке:

1. Компетентность педагогов по речевому развитию детей.

2. Проверка документации педагогических работников.

3. Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах.

В тематической проверке приняло участие 6 групп:

Группа раннего возраста

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа №1

Подготовительная группа №2

Тематический контроль, направленный на изучение работы педагогов с детьми дошкольного возраста по развитию речи показал:

1. Компетентность педагогов по речевому развитию детей недостаточна для

формирования личности ребёнка без овладения им грамотной речью. Без специально организованного обучения развитие речи будет стихийным, бедным. Целенаправленное обучение предусматривает НОД, игры, индивидуальное общение. Важно помнить, что главным является слово воспитателя: насколько грамотной, выразительной, богатой будет речь воспитателя, педагога, настолько ребёнок будет подражать речи взрослого.

2. Проверка документации педагогических работников

Анализ календарного планирования работы по развитию речи свидетельствует о соблюдении требований программы, учёте возрастных особенностей, системности изучаемого материала. Педагоги готовы к НОД, регулярно их проводят. Но в утренний промежуток времени педагоги не планируют артикуляционную , пальчиковую, дыхательную гимнастики, лексические упражнения, словесные игры, направленные на расширение и активизацию словаря детей, не планируют и не проводят тематические развлечения во второй половине дня. Для проявления детьми творчества не систематически планируются сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность, не организуются вечера загадок, дидактических игр на развитие воображения.

Анализ планирования в старшей и подготовительных группах показал, что в основном планируются традиционные виды сюжетно-ролевых игр, которые отмечаются неразвитым сюжетом, бедны по содержанию, зачастую носят характер игры всего на один день.

В планах по работе с семьями воспитанников не спланированы индивидуальные и групповые консультации, беседы, оформление наглядной информации в родительском уголке, выставки специальной литературы по речевому развитию детей. Исключение группа раннего возраста.

При планировании сюжетно-ролевых игр планировать предшествующую и последующую работу (беседы, рассматривание картин и картинок и т. д.) . Продумывать планирование игр нового поколения, связанных с явлениями общественной жизни и носящими элементы новизны. Активно осуществлять руководство сюжетно-ролевой игрой: обучать ролевым действиям, помогать осуществлять диалоги в процессе развития игр и т. д.

Необходимо беседовать с родителями, объясняя им важность речевого развития детей и находить своевременное решение по исправлению нарушений в речи. Организовывать тематические выставки для воспитанников и родителей, направленных на совершенствование речи детей. Проявлять творческую инициативу в работе с родителями по речевому развитию воспитанников.

Срок – постоянно, ответственные – воспитатели групп.

3. Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах

В группах создана предметно - развивающая среда для речевого развития детей. Имеются наборы сюжетных картин по развитию речи, разнообразный дидактический материал, библиотека для детей.

Но созданная предметно – развивающая среда не всегда грамотно используется педагогами для коллективной и индивидуальной работы с детьми по развитию связной речи.

В каждой возрастной группе оформлен книжный уголок, где на полочках расположены книги по возрасту детей.Но художественная литература подбирается воспитателями безграмотно , не имеется несколько книг одного писателя и одного художника-иллюстратора. Исключение средняя группа. Во всех группах не в достаточном количестве дидактические, развивающие, настольно-печатные и творческие игры фабричные и изготовленные своими руками.

В зонах сюжетно – ролевых игр практически всех групп имеется достаточное количество игрового оборудования, атрибутов. Воспитателями групп проведена работа по оформлению игровых зон, изготовлению атрибутов, которые подразделены по полоролевому воспитанию. Атрибуты, пособия для игр изготовлены из экологически безопасных материалов. Правила техники безопасности соблюдены. Атрибуты, пособия исключают возможность детского травматизма. Стеклянные, острые, режущие и другие опасные предметы отсутствуют. Но в зоне сюжетно – ролевых игр несвоевременно создаются соответствующие условия для возникновения и развёртывания сюжета игр. Нарушен принцип динамичности, обновления.

Не обновляется и не используется воспитателями театральная атрибутика. Ни в одной группе не имеется фланелеграф и ширмы для обыгрывания и показа сказок.

4. Оценка эффективности НОД по развитию речи.

Главная цель посещения НОД по развитию речи заключалась в изучении уровня развития связной монологической речи, формировании звуковой культуры речи, выявлении методов и приёмов работы с детьми.

Группа раннего возраста. Программное содержание соответствовало возрасту и знаниям детей. НОД была направлена на обогащение словаря детей, активизацию связной речи. На занятии были использованы следующие методы и приёмы: сюрпризный момент, дидактическая игра, исполнение песенок-потешек. В основном, дети на занятии были активны, следовали указаниям воспитателя. Дети проявляли интерес к событиям, происходящим вокруг и от совместной деятельности, выражали речевые и неречевые средства: радость, восторг, грусть.

Во 2 младшей группе НОД по развитию речи «Рассказывание об игрушках». Программное содержание соответствовало возрасту и знаниям детей. НОД была направлена на обогащение словаря детей, активизацию связной речи. Использованы следующие методы и приёмы: рассказ об игрушке, работа над звуковой культурой речи.

НОД методически не совсем правильно построено, не было динамической паузы, очень затянут момент с рассказом об игрушке. Мало форм организации речевой активности детей. У детей недостаточен словарный запас, плохо развита звуковая сторона речи. Речь детей монотонна, слабые навыки рассказывания об игрушке.

В средней группе в проведении НОД для поставленных целей воспитатель использовала только игровые методы и приемы. соответствующие возрасту детей. Дети были заинтересованы сменой видов деятельности.

В старшей группе НОД проведена методически правильно, речь воспитателя чёткая, эмоциональная. Программное содержание соответствовало возрасту детей, НОД направлена на обогащение словаря детей, активизацию связной речи. Использованы следующие методы и приёмы: рассказ, рассматривание картины, работа над звуковой культурой речи. .

В подготовительной группе №1 воспитатель для обогащения словаря детей, активизацию связной речи использовала следующие приёмы мнемотехники рассказ, пересказ, вопрос-ответ. Дети были активны, следовали указаниям воспитателя, проявляли интерес к деятельности.

В подготовительной группе №2 НОД по обучению грамоте была направлена на совершенствование умений детей звукового анализа слов с использованием схем, выделения ударного звука в слове.

Таким образом, тематический контроль показал, что речевое развитие детей в ДОУ соответствует среднему уровню программных требований и требований ФГОС ДО. У многих детей не сформирована связная речь признаками которой являются содержательность, логичность, последовательность. У большинства детей существует проблема развития звуковой стороны речи, которая является не только предпосылкой формирования грамматического строя речи, обучения грамоте, но и показателем речевого развития ребёнка в целом. Поэтому некоторые дети испытывали трудности в изложении материала.

Необходимо НОД строить на игровой основе. Воздействие той или иной игры на ребят во многом зависит от личности воспитателя, от его интересов и склонностей.

говорил, что область применения того или иного метода воздействия может увеличиваться до максимума, а может свестись к нулю в зависимости от того, кто и как пользуется этим методом. Умело направлять игровую деятельность детей могут только те воспитатели, которые овладели методикой игры.

Без увлекательной игры не может быть страны детства. Чем разнообразнее, интереснее игры малышей, тем богаче и шире для них становится окружающий мир, светлее и радостнее их жизнь.

Справку составила: старший воспитатель

Председатель комиссии тематического контроля:

Заведующий МБДОУ «ЦРР - д/с №2 «Светлячок»

Члены комиссии тематического контроля:

Зам. зав. по НМР

Учитель-логопед

Ознакомлены:

2.3Деловая игра для педагогов МБДОУ по изучению ФГОС ДО

Цель:

Активизировать мыслительную деятельность педагогов в знании основных положений, понятий и принципов ФГОС ДО;

Выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов к введению ФГОС;

Развивать умение аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Оборудование: карточки с вопросами, сигнальные карточки для оценки выступающего: зеленая – «вы хорошо ориентируетесь в аспектах ФГОС», красная – «вам необходимо обратить внимание на основные положения документа, систематизировать некоторые знания и умения в данной области.

После этого педагоги делятся на 2 команды

Деловая игра состоит из пяти частей. Каждый её этап регламентирован. В конце подводится общий итог. Отмечаются победители. Ведущий напоминает правила игры:

Уметь слушать других;

Вырабатывать общее решение вопроса;

Принимать активное участие в игре;

Не оспаривать оценку жюри;

Соблюдать культуру речи и тактичность;

Придерживаться регламента.

Ход игры.

Перед началом игры заместитель заведующего предлагает каждому участнику вопрос. Дается время на подготовку. Ответ оценивается коллегами с помощью сигнальных карточек. Если ответ верный, педагоги, поднимают зеленую карточку , если ответ неполный или неверный – красную.

1. Сколько образовательных областей предусматривает ФГОС?

2. Назовите недостающее по ФГОС направление развития и образования детей:

б) речевое развитие;

в) художественно-эстетическое развитие;

г) физическое развитие.

(познавательное развитие)

3. Что не относится к видам детской деятельности для детей 3-8 лет?

а) манипулирование с предметами;

б) познавательно-исследовательская;

в) восприятие художественной литературы и фольклора.

4. Выберите правильное соотношение обязательной части Программы и Части, формируемой участниками процесса:

5. Назовите основное направление развития ребенка по ФГОС ДО:

а) предметное развитие;

б) личностное развитие;

6. Определите время реализации ООП ДО:

а) от 65% до 80% времени пребывания детей в детском саду;

б) только во время занятий;

в) может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в организации.

7. К какой образовательной области относится развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками?

б) познавательное развитие;

в) речевое развитие;

д) физическое развитие.

8. К какой образовательной области относится знакомство с книжной куль

а) социально-коммуникативное развитие;

б) познавательное развитие;

в) речевое развитие;

г) художественно-эстетическое развитие;

д) физическое развитие.

9. К какой образовательной области относится восприятие музыки, художественной литературы, фольклора?

а) социально-коммуникативное развитие;

б) познавательное развитие;

в) речевое развитие;

г) художественно-эстетическое развитие;

д) физическое развитие.

10. Восстановите правильную структуру документа:

б) программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации;

в) программа воспитания и обучения детей.

12. Назовите, что не является основным разделом Программы:

а) целевой;

б) установочный;

г) организационный.

13. На что нацелен Стандарт ДО?

а) формирование знаний, умений, навыков;

б) формирование интегративных качеств личности;

в) целевые ориентиры дошкольного образования.

14. Что не является направлением коррекционной работы и/или инклюзивного образования?

а) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

б) квалифицированное медицинское обслуживание;

в) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

15. На что не направлена педагогическая диагностика (мониторинг)?

а) индивидуализация образования;

б) итоговая диагностика к школе;

в) оптимизация работы с группой детей.

16. Почему в действующий ФГОС ДО игровая деятельность не включена ни в одну из образовательных областей?

(В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности и должна присутствовать во всей психолого-педагогической работе, а не только в одной из областей).

17. К какой образовательной области относится становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (питание, закаливание, формирование полезных привычек)?

а) социально-коммуникативное развитие;

б) познавательное развитие;

в) речевое развитие;

г) художественно-эстетическое развитие;

д) физическое развитие.

18. К какой образовательной области относится развитие воображения и творческой активности?

а) социально-коммуникативное развитие;

б) познавательное развитие;

в) речевое развитие;

г) художественно-эстетическое развитие;

д) физическое развитие.

II часть.

«Что, когда и почему?»

Экспресс-опрос «ФГОС ДО»

ВЫВЕСТИ НА СЛАЙДЫ

Вопросы:

1. Назовите номер и дату выхода Приказа Министерства Образования «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (17 октября 2013 г. N 1155 г.)

2. Дети какого возраста (при наличии соответствующих условий) могут посещать дошкольные образовательные организации? (от 2 месяцев - до 8 лет)

3. В чем отличие коррекционной работы от инклюзивного образования?

4. Перечислите 5 образовательных областей – направлений развития ребенка по ФГОС (социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие)

5. Как в соответствии с ФГОС соотносятся обучение и развитие? (обучение ведет за собой развитие)

6. .ФГОС предполагает деятельностный подход. Назовите структуру любой деятельности, в том числе детской? (мотив – цель – средства - действие-результат-рефлексия)

7. Основные требования к РППС? (насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность , доступность и безопасность)

8. В какой форме представлены требования Стандарта к результатам освоения Программы? (целевыми ориентирами)

9. С какой целью проводится оценка индивидуального развития детей? (для решения следующих образовательных задач: 1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); 2) оптимизации работы с группой детей)..

10.Назовите основные средства развития речи детей в детском саду (по ФГОС ДО)

11.Назовите основные направления работы по развитию речи детей в детском саду (по ФГОС ДО)

III часть.

Дискуссия с элементами практикума

«Формулировка правил к проведению занятий речевого вида с детьми»

Ведущий предлагает каждой группе ознакомиться с памяткой

«Пять правил к проведению НОД с детьми».

Последующие задания:

1) Пронумеровать правила по степени их значимости от 1 до 5. Обосновать свою точку зрения.

2) Расширить памятку 1-2 позициями. Обосновать свои идеи.

Памятка «Пять правил к проведению занятий с детьми»

1. НОД (Занятие)– это совместная деятельность с ребенком, направленная на что-то интересное и полезное для его развития, не в форме школьного урока.

2. Основа индивидуально-ориентированного обучения – это разнообразная деятельность детей.

3. В конце занятия необходимо не только уточнять, что дети узнали, чему научились, но и выяснить, что ещё предстоит узнать.

4. Необходима связь занятий с повседневной жизнью, с субъективным опытом детей.

5. Важна цикличность: периодическое возвращение к уже пройденному, знакомому.

Объявляется общий результат, ведущий благодарит за участие.

V часть.

Обсуждается и утверждается решение педагогического совета:

4.Решение педагогического совета.

1. Использовать создание проблемных ситуаций во время проведения непосредственно образовательной деятельности и в самостоятельной деятельности детей, побуждающих к активизации речевой деятельности детей.

всем воспитателям постоянно

2 .Обобщить опыт педагогов средней, старшей, подготовительных групп «Использование мнемотехники в развитии речи»

всем воспитателям постоянно

3. Организовать постоянно действующий обучающий семинар «Развитие речи в соответствии с ФГОС ДО ». старшему.воспитателю с 01.02.2016г.

4. Создать картотеки по чтению художественной литературы.

всем воспитателям к 01.04.2016г.

5. В работе с родителями использовать индивидуальный подход, учитывая личностные особенности каждой семьи.

всем воспитателям постоянно.

Карта профессионального мастерства воспитателя

№ п/п

Критерии оценки

Ф. И.О. воспитателя

Знание программных задач развития связной речи у детей своей возрастной группы

Создание ППРС по речевому развитию

Культура речи воспитателя

Планирование, организация и проведение НОД по развитию речи детей.

Уровень заинтересованности детей;

МОТИВАЦИЯ

Уровень владения воспитателем методами и приемами развития связной речи детей

Рефлексия НОД

Соответствие программным требованиям

Воспитатель использует методы и приемы развития связной речи детей

Знание методов и приёмов развития у детей связной монологической речи с использованием наглядного моделирования

Организация и проведение организованной образовательной деятельности по развитию монологической речи детей

Планирование работы с родителями по решению проблем развития связной речи детей

Формы работы с родителями по проблемам развития речи

Применение современных образовательных технологий

ВЫВОД

Литература:

1. Лопухина, И. С. 550 упражнений для развития речи.-СПб.: КАРО, 2004;

2. Омельченко приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4;

3. Полянская Т.: Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста – Изд-во: Детство-Пресс, 2010;

4. , Хоменко развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений), 2004;

5. Ткаченко схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21;

6. теория и практика развития речи дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

Литература:

7. Лопухина, И. С. 550 упражнений для развития речи.-СПб.: КАРО, 2004;

8. Омельченко приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4;

9. Полянская Т.: Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста – Изд-во: Детство-Пресс, 2010;

10. , Хоменко развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений), 2004;

11. Ткаченко схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21;

12. теория и практика развития речи дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008.


Старший воспитатель: Пташкина О.Н.,
МБДОУ д/с № 2 «Радуга» г. о. Красноармейск
Тематический педсовет от 06.05.2015 г.
«Проблемы развития речи дошкольников и пути их решения».
Цель: совершенствовать работу по улучшению образовательного процесса, направленного на формирование связной речи детей, наметить пути дальнейшей эффективной деятельности в данном направлении. Систематизировать знания педагогов по проблеме формирование связной речи детей.
План проведения педсовета.
1. Приветствие педагогов.
2. О выполнении решения педсовета «Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении».
3. Выступление старшего воспитателя Пташкиной О.Н. "Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста" с сопровождением презентации.
4. Аналитическая справка о результатах тематического контроля «Речевое развитие детей».
5. Методическая копилка (из опыта работы воспитателей):
5.1. Обучение пересказываю.
5.2. Обучение составлению рассказа по картине.
5.3. Метод наглядного моделирования-мнемотаблицы.
5.4. Разучивания стихотворений с детьми.
5.5. Формирование звуковой культуры речи.
6. Практическая часть:
- Разработка памятки «Факторы успешного речевого развития»
- Игра «Загадочные схемы».
7. Принятие решения педсовета.
8. Рефлексия.
Ход педсовета
1. Приветствие педагогов. Упражнение «Подарок». Старший воспитатель.
Добрый день, коллеги. Рада приветствовать вас на нашем педсовете, тема которого «Проблемы развития речи дошкольников и пути их решения».
Сегодня природа нас радует хорошей и теплой погодой, и я хочу всех порадовать и настроить на продуктивную работу небольшим, но теплым подарком. Я также хочу, чтобы все из вас подарили друг другу теплые подарки, а дарить мы их будем по очереди средствами пантомимы. Изображаем свой подарок и передает его своему соседу справа (мороженое, цветок и т.п.).
О выполнении решения педсовета «Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении». Заведующий д/с.
Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста. Старший воспитатель.
«Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи». /Ушакова О.С./ Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:
Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
Употребление нелитературных слов и выражений.
Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Плохая дикция.
Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:
Речь педагога четкая, ясная, полная, грамматически правильная;
В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.
Родители не понимают своей функции – общение с ребенком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в пренатальный период.
В странах Африки до трех лет дети опережают по речевому развитию детей Европы, потому, что находятся за спиной матери, привязанные к ней – комфортное пребывание способствует успешному развитию.
Цели и задачи речевого развития дошкольников. Просмотр презентации.

Результаты тематического контроля.
Краткая справка по результатам тематического контроля «Речевое развитие детей».
Методическая копилка.
Выступления воспитателей из опыта работы с детьми:
«Обучение пересказываю».
«Обучение составлению рассказа по картине».
«Метод наглядного моделирования-мнемотаблицы».
«Разучивания стихотворений с детьми».
«Формирование звуковой культуры речи».
Практическая часть:
Разработка памятки «Факторы успешного речевого развития»
Участники делятся на две команды. 1-я команда разрабатывает памятку для педагогов, 2-я – для родителей.
Факторы успешного речевого развития детей
Памятка для педагогов Памятка для родителей
1. Педагогам создавать педагогические условия для развития речи. Развивать и поощрять все формы речевой активности детей как на занятиях, так и вне занятий.
2. Применять специальные упражнения и игры по формированию восприятия фонематической стороны речи: учить определять место звуков в слове, место ударения, отличительные признаки фонем, количество и последовательность звуков и слогов.
3. Педагоги моделируют правильный речевой темп, предлагая образцы произнесения разговорной речи, отрывков из литературных произведений, сказок стихотворных форм, пословиц, загадок, скороговорок, чистоговорок и т.д.
4. Стимулировать обращение ребёнка к взрослому, сверстнику с вопросами, сообщениями, побуждениями.
5. Работать с художественными произведениями, обучать детей рассказыванию. Особое внимание уделять развитию творческого рассказывания.
6. Способствовать развитию речи в игре и отражению литературных образов в сюжетно-ролевых играх детей.
7. Обеспечивать развитие наиболее сложных лексических значений, передающих как непосредственное состояние, так и оттенки эмоциональных состояний, в процессе драматизации детских литературных произведений.
Эмоциональное общение с ребенком с момента рождения.
Создавать условия для общения с другими детьми.
Речь взрослого – пример для подражания.
Развивать мелкую моторику руки, это ведет к развитию речи ребенка.
Совместные игры взрослого и ребенка.
Чтение художественной литературы, разучивание стихов.
Удовлетворение любознательности ребенка. Ответы на все его «почему».
Рассказывание стихов руками. (Пальчиковые игры)
Игра «Загадочные схемы»
Какая потешка закодирована в этой схеме?
«Водичка, водичка»

Разделить воспитателей на две команды.
задание для каждой команды:
По схеме разгадать загадку:
«Загадка (ёжик)»

Под соснами, под ёлками бежит мешок с иголками.
«Огурец (загадка)»

Без окон, без дверей полна горница людей.
4543425920752 задание: Составить таблицу к стихотворению «Лето»:
Лето, леток нам пришло.
Стало сухои тепло.
По дорожке прямиком
ходят ножки босиком.
Принятие решения педсовета.
Примерное решение педсовета:
1. Продолжать создавать в ДОУ условия для развития речи детей:
- пополнить группы дидактическими играми по развитию речи
(ответственные воспитатели групп, срок в течение учебного года)
- оформить стенды для родителей "Развитие связной речи дошкольника" (ответственные педагоги групп срок – май, июнь месяц) .- Использовать в практике работы модели и схемы по развитию связной речи дошкольников.
2. Отражать в календарных планах индивидуальную работу по развитию связной речи детей. (ответственные старший воспитатель, анализ календарных планов ежемесячно)
3. Для повышения уровня развития связной речи использовать эффективные формы работы.
(ответственные заведующий д/с, старший воспитатель)
4. Рекомендовать воспитателям при проведении родительских собраний в конце года отразить проблему «Развитие речи дошкольника".
Рефлексия.


Приложенные файлы

Педагогический совет Подготовила и провела старший воспитатель МБДОУ №29 Василенко С.Б.
Тема: Развитие речи детей дошкольного возраста.
Цель: Выявить уровень профессиональной теоретической подготовленности и практической деятельности педагогов по развитию речи детей в условиях современных требований к организации образовательного процесса.
План педсовета:
1.Вступительное слово
2. Обсуждение итогов тематического контроля
3.Анализ анкет родителей воспитанников ДОУ
4.Организация развивающей речевой среды в ДОУ для совершенствования речевых коммуникаций ребёнка. (педагоги ДОУ из опыта работы)
5.Деловая игра «Речевичок»
6.Презентация альбомов «Расскажи сказку»
7.Решение педсовета.
Вступительное слово старшего воспитателя.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможность в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.
Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, чёткое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.
Read More
Деловая игра «Речевичок»
С участием сказочного персонажа
Задание 1.»Игровой тест на определение знаний, умений и навыков воспитателей.
Назовите формы речи. (диалогическая и монологическая)
Какие умения развиваются в диалоге?
Какие формы работы используются при обучении детей связной речи?
Речь одного собеседника, обращённая к слушателям?
Задание 2 «Изобразите пословицу с помощью схемы»
Задание 3 «Скажи пословицу правильно»
Сын леопарда-тоже леопард.
Верблюда под мостом не спрячешь.
Бойся тихой речки, а не шумной.
Задание 4.Подбор антонимов и синонимов.
Решение педсовета:
· Продолжать создавать в ДОУ условия для развития речи детей
· Отражать в календарных планах индивидуальную работу по развитию связной речи.
· Для повышения уровня развития связной речи использовать эффективные формы работы.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Сказка»

Педсовет на тему

«Развитие речи дошкольников: проблемы, пути решения»

Подготовил и провёл:

старший воспитатель

Е.В.Демидова .

ст. Обливская,

2017г

Цель: Повышение компетентности и успешности педагогов в обучении развития речи у детей дошкольного возраста.

Повестка педсовета:

1 . «Развитие речи детей дошкольного возраста »

2.Аналитическая справка по итогам тематического контроля - ст. воспитатель Демидова Е.В.

3. Аналитическая справка по итогам смотра-конкурса «Речевые уголки» - ст. воспитатель Е.В. Демидова

4. «Использование мнемотехники, мнемотаблицы в работе с детьми» -воспитатель Е.В. Лащёнкова

5. Мини-игра «Речь педагога особенна»- учитель-логопед Окунева Н.С.

6. Деловая игра «Речевое развитие дошкольников» - ст. воспитатель Демидова Е.В.

7.Интернет игры – педагог-психолог М.Н. Богнюкова.

8. Решение педсовета.

Ход педсовета:

Педсовет я хотела бы начать со слов Л.С. Выготского.

«Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоции и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

1. «Развитие речи детей дошкольного возраста » - ст. воспитатель Демидова Е.В.

В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу детского сада, помогают нам реализовать личностно - ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и уровня развития. Сегодня в центре внимания - ребенок, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому мы ставим перед собой цель – выбрать методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество. Деятельность педагогического коллектива нашего детского сада направлена на формирование у дошкольников коммуникативных навыков, культуры общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, добывать информацию из разных источников, создание языковой среды, способствующей возникновению естественных потребностей в общении.

Нет необходимости говорить о значении речи как одной из самых важных психических функций в жизни человека. Все мы знаем, какое значение имеет период дошкольного детства для развития речи детей. Именно в дошкольном возрасте язык становится главным средством установления контактов с окружающими, а внеречевые формы (жесты, мимика) начинают играть вспомогательную роль.

Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи решаются на протяжении всего дошкольного возраста . Формирование связной речи – одна из главных задач речевого воспитания дошкольника. Развитие связной речи ребенка происходит в тесной взаимосвязи с освоением звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя языка.

Известно, что речь – необходимый компонент общения, в процессе которого она и формируется.

Связная речь – построение связных высказываний разных типов – рассуждения, повествования; умение структурно выстраивать текст, развивать сюжет по серии картин, соединять части высказывания разными способами связей грамматически правильно и точно.

Развитие связной речи: решение этой задачи сопряжено с развитием двух форм речи - диалогической и монологической. При развитии диалогической речи особое внимание уделяется формированию у детей умения строить диалог (спрашивать, отвечать, объяснять и др.), пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией. Для этого используются беседы на самые разнообразные темы, касающиеся жизни ребенка в семье, в детском саду и т.д.

Именно в диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста. Все эти умения необходимы и для развития монологической речи детей.

Центральным моментом развития такой речи является обучение детей умению строить развернутое высказывание. Это предполагает формирование у них элементарных знаний о структуре текста (начало, середина, конец), представлений о связи между предложениями и структурными звеньями высказывания. Последнее составляет важное условие достижения связности речевого высказывания.

Овладение монологической речью имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребёнка к школе и, как отмечают многие учёные и педагоги, возможно только в условиях целенаправленного обучения.

Речь развивается в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, обучению грамоте, на всех остальных занятиях, а также вне их – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни.
При использовании ИКТ на занятиях по развитию речи даже младших дошкольников, значительно возрастает их интерес, повышается уровень познавательных возможностей. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов. Помощником для развития речи дошкольников служат сайты сети «Интернет». Здесь можно найти иллюстрированный словарь для развития речи детей и сюжетные альбомы, которые в основном предназначены для увеличения словарного запаса детей; дидактические игры и упражнения, конспекты занятий, разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы).

В целях реализации задач по формированию компонентов устной речи педагогам необходимо активно использовать метод проекта с применением технологии сказкотерапии в развитии речи и коммуникативных навыков воспитанников. В ходе проекта, в целях развития устной речи дошкольников на занятиях по пересказу сказок, детям предложить рассматривание коллажа к сказке, затем работа с промежуточной (облегченной) мнемотаблицей по составлению пересказа, а далее- с мнемотаблицей с усложнениями. В результате использования данной технологии дети не испытывают затруднения при пересказе произведений. Сказкотерапевтический эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки, сказочной атмосферы: музыкальный образ сказки, образ сказочного пространства (светотехнические эффекты), собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре. Последнему помогает организация в группах мини-музеев «В гостях у сказки». Реализация данного проекта способствует не только развитию устной речи воспитанников, но и положительному коммуникативному опыту взаимодействия со сверстниками.

2. Аналитическая справка по итогам тематического контроля
«Развитие речи у детей в условиях ДОУ»

Справку подготовил: старший воспитатель Демидова Е.В.
В МБДОУ «Детский сад «Сказка» в период 20 по 28 февраля 2017 г. был проведен тематический контроль по теме: «Развитие речи у детей в условиях ДОУ», с целью определения состояния речевой среды в ДОУ и развития речи дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Проверку осуществлял: старший воспитатель – Демидова Е.В.
Тематический контроль был осуществлен во всех группах детского сада. Были проанализированы следующие вопросы:

  • система и вариативность планирования работы по развитию речи и воспитанию коммуникативных навыков дошкольников;
  • наличие и разнообразие пособий для развития речи и воспитания коммуникативных навыков дошкольников;
  • система работы по развитию речи и воспитанию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста, умение грамотно организовывать и проводить непосредственно образовательную деятельность и совместную деятельность с дошкольниками.

Использовались следующие формы и методы контроля:

  • анализ календарных планов с детьми;
  • анализ ведения документации в группах по данному направлению (перспективное планирование, планирование индивидуальной работы с дошкольниками, планирование работы по дополнительному образованию и работы с родителями воспитанников по данному направлению);
  • организация развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС;
  • анализ непосредственно образовательной деятельности и совместной деятельности с дошкольниками;

В ходе тематической проверки было выявлено следующее. Тон общения у детей доброжелательный и спокойный. У детей наблюдается в общении друг с другом сдержанность в жестах, мимике, они стараются выслушать воспитателя, или детей не перебивая, ожидая очереди. Хотя наблюдаются случаи невнимания, неумения слушать. Дети соблюдают речевой этикет из своего личного опыта, либо по подсказке воспитателя (во всех группах). Это слова приветствия, благодарности, просьбы, извинения.
Дети общаются по разному поводу: в основном по какой-либо деятельности. Умеют общаться с подгруппой детей по организации игровой деятельности.
Встречаются случаи дисциплинарного повода общения (конфликты между собой по поводу физических вмешательств, раздел игрушек или другого материала).
Дети очень доверчивые, у них нет секретов от сверстников и воспитателей, поэтому охотно рассказывают сами о себе и своей семье.
Тематика разговоров в подгруппах детей бывает о книгах, играх и совместной деятельности, об игрушках (во всех группах). О жизни в детском саду, об окружающей жизни, о предметах чаще всего наблюдается в беседах группы детей с воспитателем.
Анализ характеристики коммуникативных умений детей показал: дети владеют речевыми оборотами для установления контакта, присутствуют инициативность и адресность речи.
Вместе с результатами обследования детей необходимо отметить профессионализм воспитателей.
Тон общения воспитателей преобладает доброжелательный, спокойный. Воспитатели внимательны к вопросам детей. Используют в общении речевой этикет, тем самым подавая положительный пример детям. При высказываниях детей воспитатели дают возможность детям высказаться, не перебивая их. Вместе с тем, в редких случаях встречается строгость в позе, мимике и жестах.
Проанализировав результаты поводов общения воспитателей с детьми, можно сделать вывод, что чаще всего используется организационный (с целью организовать группу детей на учебную деятельность, проведение режимных моментов); и на какую-либо деятельность (на игру, трудовые поручения, индивидуальную работу с детьми). Эти два повода общения очень тесно переплетаются между собой.
Дисциплинарный повод общения также присутствует во всех группах, но менее часто (по поводу дисциплины отдельных детей). Отмечен положительный опыт педагогов в использовании дисциплинарного повода в доброжелательной, сдержанной форме, с использованием удачных приемов (привлечение к трудовой деятельности, поручение, индивидуальная беседа, разъяснение, совместная с воспитателем деятельность).
Анализ взаимодействия педагогов с детьми во время НОД показал, что преобладающей является речевая активность педагога. Познавательная и речевая активность самих детей во время образовательных ситуаций недостаточна. Это означает, что педагогами не в полной мере созданы условия для детской инициативы, проявления любознательности, заинтересованности и активности.
Воспитатели используют разную тематику разговоров как с одним ребенком, так и с подгруппой детей: о самом ребенке, его семье, о предметах и игрушках, о жизни в детском саду, об окружающей жизни.

Планируется развитие диалогической речи через рассматривание картин и иллюстраций, ознакомление с предметным окружением, ознакомление с природой. Диалог проходит через сюжетно-ролевые игры, речевые игры, игры-драматизации, театрализованную деятельность, планируются задачи по культуре общения.
Вместе с тем, недостаточно планируется индивидуальная работа (с указанием фамилии и имени ребенка) по развитию речи и формированию коммуникативных навыков дошкольников (младшая, старшая группы); работа в уголке книги – ремонт книг, оформление выставок (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы); индивидуальных и групповых бесед с детьми (старшая группа); знакомство с художественной литературой (старшая, подготовительная группы).
Прослеживается планирование работы с родителями в младшей, средней и старшей группах: консультации, беседы, советы родителям.

Вывод по тематическому контролю.
Проведенный тематический контроль показал, что проблема развития речи и коммуникации дошкольников актуальна и она в ДОУ решается: через НОД, свободную деятельность детей, через режимные моменты, во время проведения прогулок.
В группах созданы условия для речевой деятельности детей: организуются дидактические и сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность, групповые и индивидуальные беседы. Накоплен иллюстративный наглядный материал.
Однако необходимо: обратить внимание на систему планирования работы с детьми и родителями в группах, использование в практике работы моделей и схем по развитию связной речи дошкольников, на воспитание культуры общения со взрослыми и сверстниками, создание оптимальных условий на занятиях для проявления познавательной и речевой активности детей.
Предложения:

1.Использовать в практике работы модели и схемы по развитию связной речи дошкольников.

2.Планировать в календарных планах и проводить индивидуальную работу (с указанием фамилии и имени ребенка) по развитию речи и формированию коммуникативных навыков дошкольников (младшая, старшая группы); работу в уголке книги – ремонт книг, оформление выставок (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы); индивидуальные и групповые беседы с детьми (старшая группа); знакомство с художественной литературой (старшая, подготовительная группы).

3. Включить в план работы с родителями мероприятия по расширению их педагогического опыта в вопросах развития у дошкольников коммуникативной компетентности.

4. Мини-игра «Речь педагога особенна»- учитель-логопед Окунева Н.С.

Каждый взрослый и его речевое поведение – образец для подражания. Не забывайте, рядом с нами дети, следите за своей речью и помогайте ребенку овладеть культурой родного языка. Нельзя допустить, чтобы дети слышали от нас с вами, а потом и сами говорили «мое фамилие, десять курей, я раздел сапоги, вперед меня». Взрослые, пользующиеся разговорным стилем, не осознают своей фонетической небрежности. Между тем они должны заботиться о правильной речевой среде, из которой ребенок впитывает образцы произношения,

Особое место в русском языке занимает ударение . Оно подобно биению сердца. Мы не вспоминаем о нем, пока кто – то не исказит слово неправильной постановкой ударения – оно тотчас же теряет свой ритмический пульс, а порой и смысл

Очень часто возникают сомнения в постановке ударения. В этом случае неоценимую помощь оказывает словарь.

Игра – тренинг «Ударение» - написать слова под диктовку, расставить ударение. (Каталог, красивее, петля, свекла, сироты, цемент, позвонит, начала, начался, простыня, звонишь, алфавит, аргумент, договор, досуг, звонит, каталог, квартал, начать, петля, процент, танцовщица, ремень, избаловать).

Игра – конкурс «Исправь ошибки».

«Дети в садик бежат. Ты за ними бежи. Из домика вылазь. Ехай на лисопеде. Видишь, как я ездию. Подежурь заместо меня. Давай вместе играться. Лопатку вот сюда нужно ложить, положь. Я чистию свое пальто. Сколько разов тебе говорить, дожидайся меня».

Блиц – викторина «Почувствуй разницу» .

«Я проснулась утром рано и стала собираться на работу. Сначала платье стала (надевать или одевать), куртку стала …..шапку стала….А потом стала сына (надевать или одевать). Что можно надевать на себя? А одевать? (кого – нибудь: ребенка, брата, куклу). Надевать что-то, одевать –кого-то.

Поговорим об интонационной выразительности . Однажды к древнегреческому философу и мудрецу Сократу привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение. Но пришедший все время молчал. Сократ воскликнул: «Заговори, чтоб я тебя увидел!» Ведь очень часто первые впечатления о человеке складываются у нас под влиянием его голоса. Голос - это зеркало человека, могущественное средство воздействия. Тон голоса имеет исключительную роль в устной речи, особенно в работе с детьми.

5. Деловая игра для воспитателей «Речевое развитие дошкольников» - ст. воспитатель Е.В. Демидова


Описание работы: Д еловая игра направлена на повышение профессиональной компетентности, педагогического мастерства воспитателей в осуществлении задач речевого развития детей дошкольного возраста.
Цель
Совершенствование работы по речевому развитию дошкольников в Учреждении.
Задачи:
Повышать знания, профессиональную компетентность, педагогическое мастерство воспитателей в осуществлении задач речевого развития.
Развивать умение обсуждать и согласовывать предложенные вопросы, задания. Развивать творческую активность участников.
Атрибуты игры : Эмблемы команд, значки капитанов, кроссворды, черный ящик, репродукции картин (И.И. Левитан «Золотая осень», В.М. Васнецов «Аленушка», А.К. Саврасов «Грачи прилетели», К.С. Петров-Водкин «Утренний натюрморт»), карточки для работы с пословицами и поговорками, бланки-протоколы у жюри.
Правила игры: Уметь слушать других.
Вырабатывать общее решение вопроса.
Принимать активное участие в игре.
Не оспаривать оценку жюри.
Соблюдать культуру речи и тактичность.



Ход:
Распределение по командам. Выбор капитанов. Представление жюри, ведущего.

1 задание.

За 1 минуту придумать название команды и девиз.

2 задание. Теоретическая часть.

На дереве висят воздушные шары с вопросами. Четыре человека от каждой команды подходят к дереву берут шары с вопросами и отвечают на них. Жюри оценивает правильность ответа и время.

Вопросы:

1. Перечислите задачи по развитию речи детей дошкольного возраста.

  • Развитие словаря
  • формирование грамматического строя речи
  • воспитание звуковой культуры речи
  • развитие связной речи
  • подготовка детей к обучению грамоте
  • развитие речевого дыхания, выразительности

2. Что мы понимаем под развитием речи дошкольника?

  • Развитие речи дошкольника – работа над всеми сторонами речи.

3. Что такое диалог?

  • Диалог - это разговор двух и более людей. А еще диалогом называют литературное произведение в форме разговора.

4. Что такое монолог?

  • Монолог - (от греч. monos - один и logos - речь) - речь действующего лица, главным образом в драматическом произведении, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога; речь, обращённая к слушателям или к самому себе.

5. Как называется образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление (поговорка)

6. Как называется короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью (басня)

7. Как называется основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка)

8. как называется устное народное творчество, народная мудрость (фольклор)

2 задание «Черный ящик»

Ведущий: Велика роль работы с произведениями изобразительного искусства в развитии такого качества связной речи, как образность. Так как формирование эстетического восприятия произведений живописи оказывает влияние на использование средств художественной выразительности в разных видах высказывания – описании, повествовании, рассуждении. Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей содержание картины является необходимым качеством речи педагога.
В черном ящике находятся репродукции картин, по которым составляется описательный рассказ. Команде надо отгадать название картины и ее автора.

Примерные рассказы воспитателей
1. На полотне изображен характерный русский пейзаж. Спокойный день в середине осени. Солнце светит, но уже не так ярко. Перед глазами открывается русский простор: поля, рощи, река. Художник изобразил лес, «точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный…», и нашел выразительное многоцветье красок для описания прелестной осенней поры. Золото листвы красиво оттеняет прозрачную воду реки и синеву неба. Гладкую поверхность медленно текущей реки еще не беспокоит порывистый холодный ветер. В реке, словно в зеркале, отражаются прибрежные деревья, кусты и высокое небо. На картине запечатлен теплый, безветренный день. Все дышит тишиной и осенним покоем.

2.Сюжет картины навеян темой сиротства, страдания детей, русской народной сказкой. Перед нами девочка, убежавшая из дома в лесную чащу к глубокому омуту, чтобы выплакать обиду, нанесенную злыми людьми, попечалиться о своей тяжелой жизни. Вечер. Гаснет заря. Сумерки спускаются на молодые сосенки, на потемневшую воду. На камне одиноко сидит девочка. В ее поникшей фигуре, в смуглом печальном лице выражено горе и страдание. Темные, широко раскрытые глаза застилают слезы, взгляд неподвижен, шелковистые каштановые волосы спутанными прядями рассыпались по плечам, крепко сжаты пальцы рук, обхватившие колени. Одета она бедно. На ней старенький, порванный кафтан, выцветшая голубая кофта, ноги босые, а на дворе уже осень. Природа созвучна настроению девочки. Печально притихнув, застыли вокруг молодые березки, осины. Ранняя осень. Первая пора увядания природы. Пожелтевшие листья падают на зеркальную поверхность воды. Над головой девочки тихо щебечут ласточки, как бы стараясь успокоить, рассеять ее грусть. Островерхие молодые сосенки, острые стебли осоки как бы охраняют девочку, защищают ее от злых людей. Общий тон картины неяркий, в нем преобладают темно-зеленый и красно-коричневые цвета. Картина очень поэтична.

3.Картина производит особое, задушевное впечатление. Веет от нее чем-то близким и родным. Перед нами скромный сельский пейзаж. На переднем плане, на покрытом тающим ноздреватым снегом берегу пруда, выстроились в ряд старые кривые березы. На их голых ветвях расположились грачиные гнезда, а вокруг суетятся сами хозяева этих птичьих домишек. На втором плане виден освещенный весенним солнцем бревенчатый забор, а за ним возвышается колоколенка сельской церкви. А дальше, до самого леса, раскинулись побуревшие поля со сладами не растаявшего снега. Этот скромный пейзаж напоен прозрачным, звенящим от грачиного гомона весенним воздухом. Он чувствуется и в высоких, нежно голубеющих облаках, и в неярком свете солнца. В воздухе пахнет весной.

4.Перед нами дощатый, чисто выскобленный чьей-то заботливой рукой розовый стол. Он источает едва уловимый запах древесины. На столе – небольшой самовар, стакан на блюдце, яйца, букет полевых цветов, фонарик и коробок спичек. Предметы лежат перед нами как на ладони. Весело сверкают грани начищенного до блеска самовара. В его зеркальной поверхности видно отражение стола. Солнечные блики играют на стакане с чаем, на яйцах, на фонарике, на вазе. В прозрачной стеклянной вазе – букет полевых цветов: голубые, как бы склонившиеся перед нами в поклоне, колокольчики и желтые ромашки, похожие на маленькие солнца. В верхнем углу художник поместил большого, рыжего, вислоухого пса. Умная собака терпеливо ждет своего хозяина, который незримо присутствует на картине. Кажется, что он где-то рядом. Картина вся сияет, словно прозрачное солнечное утро. Она полна яркого света, покоя и чистоты. Отчего ощущение радости становиться еще сильнее.

Ответы

1.И.И. Левитан «Золотая осень»

2.В.М. Васнецов «Аленушка»

3.А.К. Саврасов «Грачи прилетели»

4.К.С. Петров-Водкин «Утренний натюрморт»

3 задание. Инсценировка

Ведущий: Сказка является мощным средством для речевого, познавательного художественно-эстетического развития ребенка. Сказка помогает детям понять, что такое добро и зло, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Дети легко узнают сказки по персонажам, отрывкам, иллюстрациям. Вам будет задание сложнее. Одной команде надо показать инсценировку какой-нибудь сказки при помощи невербальных средств общения (жестов, пантомимики, мимики); другой надо отгадать ее название. Потом команды меняются местами.
Такие задания развивают у детей творчество, воображение. Дети становятся более свободными, раскрепощенными.

4 задание. Кроссворды на тему «Речевое развитие дошкольников»

Кроссворд № 1
1.Речь, рассказ одного человека.
2.По горизонтали. Создание нового слова на базе другого однокоренного слова при помощи приставки, суффикса.
2.По вертикали. Часть речи, обозначающая предмет, объект, явление.
3.Вид рассказа, который начинается с общего определения и названия предмета или объекта, затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, завершается итоговой фразой, дающей оценку предмету или высказывающей отношение к нему.
4.Небольшое литературное произведение в прозе, описание, повествование, история.
5.Метод, используемый воспитателем на занятиях по развитию речи, при котором используются вопросы, объяснение, беседа, рассказ воспитателя.
6.Слова, различные по своему звучанию, но близкие по значению.

Ответы: 1.Монолог. 2 по горизонтали. Словообразование. 2 по вертикали. Существительное. 3.Описание. 4.Рассказ. 5.Словесный. 6.Синонимы.

Кроссворд № 2
1.Слова, противоположные по смыслу.
2.Вид рассказа, в котором дети должны развить сюжет, развертывающийся во времени и логической последовательности.
3.Человек, который пишет книги, создает какие-нибудь произведения.
4.Часть речи, которая обозначает действие предмета.
5.Метод, используемый воспитателем на занятиях по развитию речи, при котором детям демонстрируются игрушки, предметы, картинки, фотографии, рисунки, слайды и др.
6.Разговор между двумя людьми.
7.Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которые требуют решения.

Ответы: 1.Антонимы. 2.Повествование. 3.Автор. 4.Глагол. 5.Наглядный. 6.Диалог. 7.Загадка.

5 задание. Игра

Капитанам команд предлагается провести словесную игру, пальчиковую гимнастику.
Варианты игр
Словесная игра «Закончи слово»
Дети располагаются по кругу. Ведущий бросает кому-либо мячик и говорит первый слог какого-нибудь слова, например: «Ма...». Ребенок, которому бросили мяч, ловит его и прибавляет к слогу такое окончание, которое в совокупности составило бы целое слово. Например: ведущий говорит: «Ма...», поймавший отвечает: «...ма» (Мама) - и бросает мячик ведущему. Слова надо подбирать короткие и знакомые детям, вначале игры ведущий может сказать, что это будут имена тех, кто стоит в круге. Ди-ма, Ми-ша, Све-та, Ле-на и т. д. Постепенно, раз за разом, игру можно усложнять, вводя слова из трех слогов. Например: ведущий говорит: «Ма...» и бросает мяч ребенку, поймавший отвечает: «ши» и бросает мячик другому игроку. Тот заканчивает слово: «на» (Ма-ши-на) и бросает мяч ведущему и т.д.

6 задание. Работа с пословицами, поговорками

Ведущий: В речевом развитии детей большое место отводится пословицам и поговоркам. Пословицы и поговорки обладают широкими возможностями развития осознанного отношения ребенка к смысловой стороне слова. Понимание и использование пословиц и поговорок предполагает овладение переносным значением слов, понимание возможности их приложения к различным ситуациям. Именно в пословицах и поговорках заложен огромный нравственный и эстетический потенциал. Они не велики по объему, но емкие по смыслу. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно и красноречиво выражать свои мысли и чувства.
Ведущий предлагает представителям команд выбрать карточки с заданиями
Карточка № 1

1.Не в золоте счастье. (Курочка Ряба)
2.Чьи хоромы, того и хлеб. (Три медведя)
3.Не верь речам, где меду слишком, не будь самоуверен слишком. (Колобок)

1.Сын леопарда – тоже леопард (Африка) –
Яблоко от яблони недалеко падает
2.Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) –
Шила в мешке не утаишь
3.Бойся тихой реки, а не шумной (Греция) –
В тихом омуте черти водятся

Карточка № 2
Подберите к поговорке сказку, которая подходит ей по смыслу
1.Вместе вдвое, дело любое, спорится друзья. (Репка)
2.В тесноте, да не в обиде. (Рукавичка)
3.Захотел побыть волк в овечьей шкуре, да не вышло. (Волк и семеро козлят)
«Переведите» пословицы на русский язык.
1.Молчаливый рот – золотой рот (Германия) –
Слово серебро – молчанье золото
2.Тот не заблудится, кто спрашивает (Ирландия) –
Язык до Киева доведет
3.Ошпаренный петух от дождя убегает (Франция) –
Обжегшийся на молоке, дует на воду

7 задание. Банк идей

Всем участникам предлагается пополнить Банк идей, ответив на вопрос: Как построить партнерские отношения с родителями воспитанников по речевому развитию детей, какие мероприятия вы можете предложить? (Обсуждение)

Подведение итогов деловой игры
Жюри обсуждает ответы и оценивает их. Учитывается не только их правильность, но и поведение членов команд во время обсуждения, корректность, четкость, грамотность и выразительность речи.
Ведущий объявляет общий результат (по оценкам жюри), вручает небольшие сувениры, благодарит за участие.

Список используемой литературы
1.Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий/ Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2001.
2.Справочник старшего воспитателя/ авт.-сост. Н.А. Кочетова. – Волгоград: Учитель, 2013.
3.Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста/ О.С. Ушакова, Е.М.Струнина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

Решение педагогического совета:

  1. Создавать условия в МБДОУ для развития речевой активности детей, побуждая их к речевому общению с взрослыми и между собой.
  1. Педагогам продолжать работу по формированию коммуникативно - речевой активности у дошкольников через использование разнообразных методов и приемов, вовлекать в работу родителей.

/срок: постоянно, отв: воспитатели /

  1. Использовать таблицы мнемотехники в развитии речи детей в образовательном процессе, так и в режимных моментах.

/срок: постоянно, отв: воспитатели/


муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Красногорский детский сад «Сказка»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

Совершенствование речевого развития речи детей посредством игровых технологий в условиях реализации ФГОС ДО

Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста.

Задачи педагогического совета:

Активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ.

Проанализировать состояние работы по речевому развитию детей в ДОУ, наметить пути совершенствования в данном направлении

Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников

развивать умения проектировать, конструировать процессы речевого развития дошкольников;

5. создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми;

6. контролировать соблюдение педагогами правил культуры речевого общения, тактичного поведения.

Подготовка к педсовету

1.Предварительная работа:

Семинар - практикум: « Организация работы с картиной с детьми дошкольного возраста».

Тематический контроль «Речевое развитие дошкольника в условиях ДОУ в контексте реализации ФГОС»

Посещение образовательного процесса по развитию речи.

Изучение методической литературы по данной проблеме

Проведение конкурса «Лучший книжный уголок»

2. Домашнее задание

Вспомнить задачи по развитию речи в каждой возрастной группе, методы и приёмы работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой

Изготовить дидактическое пособие или дидактическую игру по одному из направлений речевого развития

Повестка:

1.Теоретическая часть:

1. Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста

2. Аналитическая справка по результатам тематической проверки по выявлению форм и методических приёмов, направленных на речевое развитие ребёнка.

3. Анализ анкетирования родителей.

4. Подведение итогов конкурса – учитель-логопед Затеева Г.Ф.

2. Практическая часть:

Деловая игра «Речь беднеет – вот вопрос – нам поможет ФГОС».

Ответственный: Ст. воспитатель Моторина Н.В.

6. Решение педагогического совета

Ход педсовета:

1. Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста

Проблема развития речи детей дошкольного возраста на современном этапе развития общества является особо значимой.

Запрос нынешнего века - наличие определенных технических умений, необходимость знания языка машин.

Наша речь каждое десятилетие становится суше, скучнее, беднее, однообразнее и сводится к использованию минимального словарного запаса. Лавиной хлынувшие технические новшества ускоряют этот печальный процесс обнищания и деформации речи. Вопрос: как не утратить красоту и образность речи? является в данном случае ключевым.