Биографии Характеристики Анализ

Интересные и нужные сведения о строительных материалах и технологиях. Хозяйственное использование реки Лена

На многих реках навигация осуществляется при глубинах, определяемых бытовыми расходами. В маловодный период при их уменьшении происходит значительное уменьшение и бытовых глубин, по которым определяется максимально допустимая осадка судов.

Увеличение минимальных глубин возможно различными способами, например углублением дна землечерпанием или удалением порогов на отдельных участках русла реки. Увеличение минимальной глубины позволяет повысить допустимую осадку судов, их водоизмещение; и, как следствие, уменьшить необходимое число судов, обеспечивающих заданный грузооборот.

Выбор оптимальной для данного участка реки судоходной глубины проводят на основании специальных технико-экономических расчетов.

Для безопасного движения судов необходимы достаточный слой воды, килевой запас глубины, расположенный между днищем судна в месте его наибольшей осадки и дном реки.

Минимальный запас под днищем судна ASC в зависимости от характеристики грунта принимают равным, м: для мягких грунтов - 0,1; для скальных - 0,3. Увеличение осадки судна при движении, связанное с расположением движителей в кормовой части, составляет около 0,035 Ус (где Vc - максимальная скорость движения судна), т. е. примерно при скорости движения 10 км/ч. Запас глубины на волну принимается, равным 0,3 hB в том случае, если


Для каждого из рассматриваемых значений судоходной глубины определяют приведенные затраты 3. Они. складываются из затрат по обеспечению необходимых глубин и затрат по речному флоту, связанных с заменой типа и числа необходимых судов, вызванной изменением судоходной глубины. Сравнивая несколько полученных значений глубины, выбирают то, при котором затраты будут минимальны.



По мере увеличения грузооборота на рассматриваемом участке реки затраты на поддержание судоходной глубины в первом приближении остаются без изменений, а затраты по флоту растут за счет увеличения числа судов, расходов на топливо и др. Фактически с увеличением числа используемых на данном участке реки судов расходы на поддержание необходимой судоходной глубины также будут увеличиваться, так как сокращение продолжительности проведения судов потребует привлечения большего числа дноуглубительных снарядов.

В этом случае оптимальная глубина может измениться и стать несколько большей. Знание темпов роста грузооборота на данном участке реки позволяет выявить динамику изменения объемов дноуглубительных работ


Таблица 16.1. Технико-экономические характеристики речных грузовых судов и значения минимального навигационного запаса глубины и составить схему перспективного развития водного транспорта, т. е. определить необходимое увеличение судоходных глубин и дополнительное количество новых речных судов большего водоизмещения и с большей осадкой.



На рис. 16.3 изображены зависимости судоходной глубины от капитальных вложений и годовых издержек в речной флот, а также необходимых для обеспечения заданных судоходных глубин и их поддержания в период эксплуатации. Для каждого конкретного случая эти зависимости будут различны, что объясняется несхожими местными условиями (геологией, топографией, шириной русла и судоходного пути, типом речных судов и др.).

В России большинство водных потоков - судоходные реки. Одна из них - Лена. В мировой классификации занимает 10 место по длине и 8 - по полноводности. Протекает через Иркутскую область, Якутию, Хабаровский, Красноярский и Забайкальский края, Амурскую область, а также Бурятию. Она является практически самой весь ее бассейн располагается на территории Российской Федерации. Длина составляет 4 тыс. км. Вскрывается от верховья к низовьям, замерзает в обратном порядке. Питается благодаря дождевым и талым водам.

Исток и устье

Лена начинается с рассмотрения ее начала и конца - истока и устья.

Наиболее крупная река Сибири зарождается в небольшом болоте, расположенном на Байкальском хребте. Именно он официально считается истоком. Его длина составляет 300 км. Небольшую территорию на его склоне занимают сосновые леса, иногда встречается лесостепь, чуть выше находится тайга. Редколесье можно увидеть на высоте 1400 м. Здесь достаточно узкое.

В среднем течении, находящимся на участке между Алданом и Витимом (притоками Лены), водоток расширяется и превращается в полноводную реку, глубина которой достигает 20 м. После впадения в нее Вилюя она превращается в достаточно большой поток. Здесь ее ширина составляет более 10 км (на некоторых участках эта цифра увеличивается втрое).

В нижнем течении, протекая через различные горы и хребты, она впадает в которое находится на севере Сибири и называется в честь братьев Харитона и Дмитрия Лаптевых. Климат на море суров: оно постоянно сковано льдами (исключение составляют август и сентябрь).

География реки

Хозяйственное использование реки Лена в большой степени зависит от ее географических факторов. Протяженность потока составляет 4 тысячи километров. По течению делится на три различных участка:

  • Первый: от истока до Витима.
  • Второй: от Витима до Алдана.
  • Третий: от Алдана до Моря Лаптевых.

Возле истока Лены, который находится в нескольких километрах от Байкала, в конце 90-х годов была построена небольшая часовня, как магнит притягивающая туристов со всей страны.

На втором участке течения протяженность реки составляет 1415 км. Весь он располагается в Якутии. Присоединяясь к Витиму, Лена расширяет свою территорию. Здесь же можно встретить много небольших островков, на некоторых добывают полезные ископаемые. Долина увеличивается до 25 км. Левый склон пологий, а правый - более крутой и высокий. Тут растут леса, преимущественно хвойные, раскинулись луга. В районе Покровска течение успокаивается, скорость не превышает 1,2 м/с.

Река становится гигантской на третьем участке. Ее ширина превышает 20 км, глубина - 20 м. Дельта же начинается всего лишь в 140 км от моря Лаптевых.

Гидрология. Характеристика реки

Лена является единственной в районе, где есть возможность добывать ископаемые. Здесь располагаются уникальные комплексы.

Особенностью этого водного потока можно назвать то, что весной происходят катастрофические половодья, нередко затяжные. Питается река талыми и дождевыми водами, реже - грунтовыми. На реке также часто происходят паводки и межень.

Зачастую хозяйственное использование реки Лена зависит именно от гидрологического режима, который здесь иногда проявляет далеко не лучшие стороны.

В 1986 году был максимальный на сегодняшний день сток реки: 402 км 3 . На данный момент эта цифра уменьшилась в несколько раз. Мало того, она постоянно варьируется под влиянием солнечной активности, а точнее, ее циклов.

Ледовый режим мешает хозяйственному использованию реки. Тут часто возникают заторы льда, причем он достаточно прочный и толстый. В частности, именно по этой причине во время весеннего таяния затопляются большие территории.

Инфраструктура

Карта реки Лены показывает все судоходные участки, ведь она - основная водная артерия Якутии. Именно данный поток связывает этот регион страны с соседями. Северный завоз осуществляется именно по Лене.

Качуг - первый судоходный участок, однако чуть выше его на реке встречаются только небольшие суда. Из-за мелководья и потенциально опасных поворотов территория водного потока от Усть-Кута до притока Витим используется минимально. Именно это во многом затрудняет хозяйственное использование реки Лена. Ежегодно здесь проводятся работы по углублению дна.

Помимо нескольких портов, на потоке располагаются мосты. Также планируется возведение специальной железнодорожной переправы для облегчения транспортировки грузов.

Хозяйственное использование реки

Лена дает свою воду населенным пунктам, расположенным на ее берегах. Помимо этого, она предназначена для рыбалки. Благодаря тому, что на ней нет плотин, рыба размножается прекрасно. Осетр является самым известным из редких морских животных, обитающих здесь. Раньше эта промысловая рыба вырастала до 2 метров, но из-за плохой экологической ситуации популяция измельчала. Помимо осетра в Лене обитают и другие, не менее ценные виды.

Рыбалка - единственное использование реки населением. Государство не строит на ней ГЭС и плотины, поэтому основным предназначением водотока можно назвать лишь транспортировку грузов.

Судоходные реки страны

Карта реки Лены, конечно же, впечатляет. Ее размеры никого не оставят равнодушным. Однако это не единственный водный поток в Российской Федерации, который позволяет судам передвигаться.

И хотя в целом по стране иногда чувствуется резкий недостаток водного транспорта, здесь налажено 146 тысяч километров путей.

Судоходные реки России разбросаны по всей нашей огромной стране. Главным является Волго-Камский бассейн. Здесь по воде транспортируются хлеб, нефть, строительные материалы.

Наиболее важными артериями являются:





Основной проблемой Лены является ее экологическое состояние. Оно с каждым годом ухудшается, что препятствует оптимальному хозяйственному использованию. В большой степени на загрязнение влияет климат, сброс сточных вод и движение различного транспорта. Если правительство Российской Федерации не станет решать данную проблему, то уже через несколько лет население лишится источника питьевой воды.

ВНУТРЕННИЕ ВОДНЫЕ ПУТИ, совокупность судоходных участков рек, озер, водохранилищ и каналов. Важная составная часть транспортно-дорожного комплекса страны или материка. В России, имеющей обширную систему рек, для судоходства может быть использовано около 400 тыс. км, но в силу ряда причин (направление течения рек, несовпадение с направлением грузовых и пассажирских перевозок, непродолжительная физическая навигация, сложные судоходные и гидрологические условия) использовалось немногим более 100 тыс. км. В истории русского государства ВВП и речное судоходство всегда играли важную роль. Издревле географически разобщенные речные бассейны соединялись волоком или гужевыми дорогами, образуя примитивные транспортные сети, которые способствовали формированию централизованной Руси. Государство проводило работы по улучшению водных путей. «Плотинные мастера» строили плотины, каналы, которые способствовали развитию промышленности. В XVI в. в г. Москве был вырыт водный ров вокруг Кремля длиной 540 м и шириной 30–36 м. Вода поступала из р. Неглинная и удерживалась плотинами со шлюзами. В черте города на рр. Яуза, Неглинная и др. работало множество «мельниц» (водяных двигателей). В принятом в 1649 «Уложении» (свод законов) утверждалась свобода судового хода: «А кто буде на такой реке плотину сделает и ему той плотины для судового хода сделати ворота, чтобы теми воротами можно было судам ходити». Полностью свободу судоходству дал указ императрицы Екатерины в декабре 1762 о полной отмене пошлин за проход через сооружения и надзор за его исполнением. Возникновение Санкт-Петербурга потребовало создать транспортные связи новой столицы с Поволжьем. Выдвигаются грандиозные по тем временам проекты: сооружение Беломорско-Балтийского и Волго-Донского соединений. Для проведения каналов привлекались иностранцы, но это себя не оправдало. Начались исследования и описания водных путей. Важную роль сыграли работы М.В. Ломоносова. Именно при нем впервые начались широкие исследования гидрологического режима рек. В 1809 была издана первая гидрографическая карта европейской части России. Первым успехом в улучшении водных путей Российского государства стало создание в начале ХVIII в. Вышневолоцкой системы. В ее строительстве активное участие принял талантливый гидротехник-самоучка М.И. Сердюков. В 1730 заканчивается строительство канала от Новой Ладоги до Шлиссельбурга. 18.02.1759 был издан царский Указ «О порядке судоходства на Волге, Тверце и прочий». Наряду с европейской частью России, проводятся исследования сибирских рек. В 1799–1801 исследовались рр. Ангара, Обь, Лена. Развитие экономики и транспорта потребовало централизации управления путями сообщения. В 1773 учреждается должность главного директора водяных коммуникаций, в ведение которого передавался водный путь от устья Клязьмы до Твери и Вышневолоцкая система. Главным директором назначается по совместительству наместник Новгородской, Тверской и Псковской губерний Яков Ефимович Сиверс. 28.02.1798 высочайшим указом учрежден Департамент водяных коммуникаций под его же начальством. В XIX-начале ХХ вв. продолжается интенсивное исследование рек наряду с развитием водных путей и гидротехническим строительством. В 1809 императором Александром I подписан манифест «Учреждение об управлении водяными и сухопутными сообщениями» и открылся Институт корпуса инженеров путей сообщения. Вводятся в эксплуатацию Северо-Двинская и Москворецкая шлюзованные системы, реконструируется Мариинская. Позднее строятся Окская, Цнинская, Северско-Донецкая системы. В 1930-1960-е годы XX в. развитие энергетики дало толчок гидротехническому строительству. В 1933 построен Беломорско-Балтийский канал, а в 1937 - уникальный канал Москва-Волга. В1952 исполнилась мечта Петра I о соединении Волги и Дона судоходным путем. Крупные энергетические комплексы с судопропускными сооружениями строятся на Волге, Каме, Оби, Енисее, Нижнем Дону и др. Обеспечение безопасных судоходных условий и надежной работы гидросооружений составляет сложный комплекс работ. Их технический уровень отражает уровень развития многих отраслей промышленности. Современное путевое хозяйство является многоплановым и включает: работы, связанные с эксплуатацией водных путей (дноуглубление, ограждение судовых ходов, выправление, дноочищение, траление, изыскания, берегоукрепление, подготовка лоцманских карт и т.д.); работы, связанные с эксплуатацией судоходных и др. гидротехнических сооружений на водных путях (судопропуск, все виды ремонта гидросооружений, наблюдения за состоянием гидросооружений, прилегающих территорий и дорог); водообеспечение ряда водопотребителей с содержанием и эксплуатацией насосных станций; выработка электроэнергии с содержанием и эксплуатацией малых ГЭС в составе воднотранспортных гидроузлов; судоремонт и судостроение технического и вспомогательного флота в ремонтных мастерских; выполнение строительных работ на гидросооружениях и др. объектах хозяйственным способом и специализированными подразделениями; содержание и эксплуатация жилого фонда, а также зданий социально-культурного назначения. При путевых работах по поддержанию судоходных условий осуществляется общее благоустройство рек. Производство изыскательских работ, сплошных съемок рек позволяет проводить анализ деформации русла за многолетний период. Появление водохранилищ, выход флота на бары сибирских рек потребовали создания крупных земснарядов, которые строились как на отечественных предприятиях, так и за рубежом. На гидроузлах потребовались суда с водолазным оборудованием, спецкраны; строились специально спроектированные для различных рек и водохранилищ обстановочные суда. Общий парк путейского флота, включая вспомогательные суда (плавучие краны, брандвахты, нефтеналивные и сухогрузные суда, буксиры, экологические суда) составляет более 3000 ед. Навигационное оборудование на ВВП также изменялось вместе с развитием техники. Сегодня оно стандартизировано. Бакены, буи, створы, сигары строятся, как правило, в ремонтных мастерских путейских организаций. Всего на берегах и на плаву установлено более 160 тыс. знаков. Около 1,5 тыс. береговых знаков получают питание от береговых электросетей. Светосигнальное оборудование работает в автоматическом режиме. Судоходные гидротехнические сооружения являются комплексными и многоцелевыми, их значение - общегосударственное. Они имеют значительный срок службы, большую балансовую стоимость, уникальное механическое и электрическое оборудование. Согласно научно-обоснованным нормативам, судоходные гидротехнические сооружения рассматриваются как объекты «векового» использования со сроком эксплуатации 100 и более лет. Содержание внутренних водных путей в настоящее время обеспечивают 11 Государственных бассейновых управлений путей и судоходства (ГБУВПиС. ныне - Администрации бассейнов внутренних водных путей и судоходства) и ГП «Канал им. Москвы» (ныне - ФБУ «Канал им. Москвы»). На их балансе находятся свыше 700 гидросооружений, в т.ч. 110 шлюзов, восемь насосных станций, 11 гидроэлектростанций, 186 напорных плотин и дамб, 423 прочих сооружения. В 1996 правительством РФ утверждена целевая программа «Внутренние водные пути России» со статусом президентской. В ней предусмотрены реконструкция гидросооружений, содержание и развитие навигационного оборудования, модернизация и строительство флота, путевого хозяйства, развитие и техническое переоснащение связи, научно-техническое обеспечение программных мероприятий, содержание внутренних водных путей и технологической связи. Программой установлен перечень судоходных водных путей, отнесенных к федеральной собственности. Постановлениями правительства предусмотрены меры по повышению надежности судоходных ГТС, обеспечению устойчивого финансирования их реконструкции и содержания, внедрению новых технологий ремонтно-восстановительных работ на гидросооружениях и навигационного ограждения судовых ходов. 21.07.1997 принят Федеральный Закон «О безопасности гидротехнических сооружений». Обеспечение технического контроля возложено на Российский Речной Регистр, в составе которого образован Центр безопасности судоходных гидротехнических сооружений.


Россия имеет густую речную сеть. Для судоходства используется 146 тыс. км водных путей (СССР). Несмотря на недостатки речного транспорта по сравнению с сухопутным, в некоторых районах он играет решающую роль. Преимущества речного транспорта особенно заметны в тех районах, где протекают многоводные реки, а создание сухопутного транспорта требует больших капиталовложений. Современные речные суда имеют большую грузоподъемность и потребляют в 6 раз меньше энергии на единицу перевозимого груза по сравнению с железной дорогой. Поэтому по рекам выгодна перевозка объемных и массовых грузов, не требующих быстрой доставки: леса, нефти, хлеба, строительных материалов. Речные пути России, в связи с меридиональным направлением течения большинства рек, служат для сообщения между северными и южными районами: с севера идет лес, а с юга - хлеб.

Судоходные речные пути относятся к разным бассейнам. Основной среди них - Волго-Камский бассейн, к которому тяготеет экономически развитая часть страны. Он является стержнем Единой глубоководной системы Европейской части России. Эта система обеспечивает плавание крупнотоннажных судов с осадкой 3,5 м. В систему входят: Беломоро-Балтийский канал, сокративший путь из Белого моря в Балтийское в 4 раза; Канал имени Москвы, давший столице глубоководный выход на Волгу и сокративший на 1000 км водный путь к городам Северо-Запада; Волго-Донской канал, связавший Волгу с Черным и Азовским морями; Волго-Балтийский канал - глубоководный путь из Белого и Балтийского морей в Волжский бассейн, благодаря ему суда от Волги к Санкт-Петербургу затрачивают не 18, а 2.5 суток.

Волга

Волга (древнее - Ра, в средние века - Итиль), крупнейшая река в Европе - площадь бассейна 1360 тыс.кв.км Берет начало на Валдайской возвышенности, впадает в Каспийское м., образуя дельту площадью 19 тыс. кв. км. Средний расход воды у г. Волгоград 7240 м куб/с. Волга принимает около 200 притоков, наиболее крупные - Кама и Ока. В связи с сооружением каскада ГЭС с водохранилищами сток Волги сильно зарегулирован. Крупнейшие ГЭС - Волжская (Куйбышевская), Волжская (Волгоградская), Чебоксарская. Волга соединяется с Балтийским м. Волго-Балтийским водным путем, с Белым м. - Северо-Двинской водной системой и Беломорско-Балтийским каналом, с Азовским и Черным морями - Волго-Донским судоходным каналом, с Москвой - каналом им. Москвы. В бассейне Волги расположены заповедники: Волжско-Камский, Жигулевский, Астраханский; природный национальный парк Самарская Лука. В результате антропогенных воздействий резко ухудшилась экологическая обстановка; ведется поиск научно обоснованных путей восстановления природных комплексов Волги.

Начинаясь у пологих холмов Валдая Волга собирает воду с огромного бассейна, занимающего почти треть Русской равнины, и вливает её в Каспий. По длине – 3688 км – Волга занимает первое место среди рек Европы и превосходит все реки мира, впадающие во внутренние водоемы. Полноводные волжские притоки служат дорогами к хребтам Урала, дремучим лесам Севера, к плодородным равнинам степной полосы. Среди множества рек, впадающих в Волгу, - Тверца, Медведица, Молога, Шексна, Кострома, Унжа, Ока, Керженец, Сура, Ветлуга, Свияга, Кама. Кама – одна из важнейших речных магистралей нашей страны; её длина превышает 2000 км. Немногим уступает её Ока, протянувшись почти на 1500 км.

Рис.1. Река Волга

В волжские воды смотрятся сады, приречные кварталы Твери, Рыбинска, Ярославля, Костромы, Н. Новгорода, Казани, Ульяновска, Самары, Саратова, Волгограда, Астрахани. Много тысячелетий назад над волжскими водами горели костры первобытного человека. Грубые, выдолбленные или выжженные из древесных стволов челны лежали на песке у древних городищ. Еще в те далекие времена по реке передвигались разные племена; находки археологов доказывают это. Птолемей во II веке нашей эры упоминал о Волге, называя ее древним именем Ра. С годами значение могучей реки возрастало. С VIII века она становится уже одним из главных торговых путей для огромной территории. В старинных летописях рассказывается о том, как славяне-руссы спускались вниз по Волге, бесстрашно плыли через Каспийское море и проникали со своими товарами далеко на восток, в сказочный Багдад.

И во времена Киевской Руси, и во времена, когда особенного расцвета достиг «Господин Великий Новгород», крепли связи русского народа с Волгой. На волжских берегах строились города, распахивались пашни, осваивались лесные дебри. Когда пала Казань и сдалась Астрахань, перед Русью открылись водные дороги на Урал, в богатую пушниной Сибирь, на просторы Каспия, в страны Средней Азии. Невиданные никогда ранее караваны из 500-600 стругов, нагруженных товарами и охраняемых стрельцами, приняла на свои воды Волга, ставшая главным путем сообщения Руси с Востоком. Постепенно Волгари научились строить прочные и легкие суда. Особенно выделялись среди них расшивы, которые ходили по Волге с ХVII и даже в ХIХ веке. В ветреную погоду на них поднимали паруса; а в безветрие расшивы тянули против течения бурлаки, тяжкому труду которых посвятил свою знаменитую картину И.Е. Репин.

В Волжском бассейне насчитывали в ХХ веке до 600 тысяч бурлаков. Бурлачество, порожденное крепостничеством, осталось темным пятном в истории отечественного судоходства. Но бурлаки были не только в истории России. Труд людей для передвижения судов на бечеве применялся во всех государствах Европы. Первый в Волжском бассейне пароход построили в 1816 году мастера Пожевского завода на Каме. В 1817 году он вышел на Волгу. Особенно быстро Волжское пароходство стало развиваться после отмены в России крепостного права. На Волге впервые в мире широко применили перевозку нефти наливом. До этого нефть перевозили в деревянных и металлических бочках, занимавших много места в судовых трюмах, что было и дорого и неудобно. Вслед за нефтеналивными парусниками волгари соорудили первые в мире железные нефтеналивные баржи «Елена» и «Елизавета». Способ перевозки нефти наливом, получивший во многих странах название «русского способа», распространился на всех морях и океанах земного шара.

Волжское судостроение обогнало судостроение стран Западной Европы. Именно на Волге был создан тот тип комфортабельного пассажирского судна, который без существенных изменений сохранился до настоящего времени. Начало 20 в. ознаменовалось весьма важным событием в мировом судоходстве. На построенном Сормовским заводом нефтеналивном судне «Вандал» были установлены двигатели внутреннего сгорания, работавшие на нефти вместо керосина. В 1903 г это судно – первый в мире теплоход вышло в рейс. На следующий год был готов «Сармат» - второй теплоход, значительно усовершенствованный по сравнению с «Вандалом». Затем по Волге пошли первый в мире буксирный теплоход «Мысль», пассажирский колесный теплоход «Урал» и, наконец, знаменитый винтовой теплоход «Бородино».

Вплоть до начала 20в. в разгаре лета на Волге из-за мелководья прекращалось движение пароходов выше Рыбинска; возле Костромы и Ярославля можно было найти броды. Близ некоторых волжских перекатов в межень (средний уровень воды после половодья) скапливалось иногда по несколько десятков судов. Даже после значительных землечерпательных работ, произведенных на Волге перед Первой мировой войной, «главная улица России» все же оставалась в довольно запущенном состоянии. Не было на ней и специально оборудованных речных портов. Склады и лабазы вдоль берега, шаткие мостки, по которым, сгибаясь под непомерной тяжестью тюков и ящиков, вереницей шагали грузчики, или, как их называли, крючники, - вот картина старой волжской пристани. Уже в первые годы существования СССР на великой реке начались перемены. В довоенные годы после постройки Беломорканала Волга получила выход в Северный полярный бассейн, канал Волга-Москва связал её со столицей.

Разработанный по указанию партии и правительства план дальнейших работ на великой реке получил название плана Большой Волги. Этот план предусматривал коренную реконструкцию реки, её наилучшее использование. Проблема решалась комплексно, таким образом, чтобы одновременно улучшались условия судоходства, усиливались и развивались транспортные связи Волги с морями и основными речными бассейнами европейской части страны, чтобы построенный ГЭС давали народному хозяйству дешевую энергию, а волжская вода использовалась для орошения и обводнения земель.

Каскад Большой Волги, включает в себя, прежде всего восемь основных гидроузлов: Иваньковский, Угличский, Рыбинский, Горьковский, Чебоксарский, Куйбышевский, Саратовский, Волгоградский. Схемой Большой Волги было предусмотрено также строительство гидроузлов на Волжских притоках – Каме, Оке, Ветлуге, Суре. За два десятилетия было завершено соединение бассейна Волги со всеми морями, омывающими европейскую часть страны, для превращения Волги в магистраль пяти морей: Белого, Балтийского, Каспийского, Азовского и Черного. Эти работы начались с изысканий на трассе Беломоро-Балтийского канала в 1931 г. и закончились первым рейсом волжских судов по Волго-Донскому каналу летом 1952 г. А в 1964 г. завершено строительство глубоководного Волго-Балтийкого канала.

Кама

Кто не видел тамошних лесов, не любовался Камой и Чусовой, не дышал тем воздухом, каким летом пьянят тамошние озера, тот не знает красот природы" - писал о Прикамье певец Урала, Д.Н. Мамин - Сибиряк. Вспоминаются полотна Шишкина, Максимова, картина Мешкова "Простроры Камы", где над отливающей сталью водой плывут лиловые туманы, а по береговым крутоярам поднялись могучие ели... Кама - пятая по протяженности река Европейского материка: длиннее её лишь Волга, Дунай, Урал и Днепр. Кама описывает гигантскую дугу в две с лишним тысячи километров. От Казани до удмуртской деревни Карпушата, где на пологих склонах "Агеевского Лога из ключей рождаются первые струи Камы, всего четыреста километров.

Почти там же начинается и приток Камы - Вятка. Сначала Вятка и Кама текут параллельно - на север, потом расходятся, и прежде чем соединить свой воды, разделенные у истоков неширокой лесистой грядой, пробегают огромный путь. В верховьях русло неустойчиво и извилисто, ниже устья Вишеры - многоводная река. Сток Камы на значительном протяжении зарегулирован плотинами Камской, Воткинской и Нижнекамской ГЭС, выше которых созданы водохранилища. При впадении в Волгу находится Волжско-Камский заповедник. Основные города: Соликамск, Березники, Пермь, Красноармейск, Сарапул, Набережные Челны, Чистополь.


Рис.2. Река Кама в окрестностях Гремячево

Общая длина Камы - 2030 км. Она собирает воду с просторов бассейна, по площади 522 тыс. кв. км - немногим уступающего Франции. Он изобилует хранящими влагу лесами и болотами, горными ключами и реками. Более двухсот значительных притоков принимает Кама и по многоводности ей впору тягаться с Волгой; вот самые крупные из них: Вишера, Чусовая, Белая, Вятка. Разнообразна природа Камского бассейна. Здесь и склоны Уральского хребта, и древние плоскогорья, и низменные равнины. Хвойные леса, схожие с сибирской тайгой, обступают берега Камы в верховьях; в нижнем течении в её водах отражаются дубовые рощи и пышная зелень липы.

С древнейших времен Кама была главным путем торговли для народов, населявших её берега. Уже в 11 в здесь появлялись русские челны. По Каме и её притоку Чусовой прошла в Сибирь дружина Ермака, показав дорогу многим отважным землепроходцам - и с той поры могучая река связала Московскую Русь с Сибирью. Несметны богатства бассейна Прикамья. На Урале обнаружено свыше 12 тысяч месторождений полезных ископаемых и немалая их доля приходится на бассейн Камы. В бассейне реки леса составляют порядка 14 млн. га. Больше всего здесь ели, лиственницы, пихты, сосны. Индустрия Прикамья представлена черной и цветной металлургией, нефтеобрабатывающей и угольной промышленностью, машиностроительными, металлообрабатывающими, химическими предприятиями.

У Нижнего Новгорода в Волгу впадает Ока, второй по величине ее приток. Ока берет начало в Среднерусской возвышенности, в четырех километрах от поселка Малоархангельск. Длина реки от истока до Нижнего Новгорода - 1478 км. По гидрологическим данным и по характеру пути Ока разделяется на три участка: верхний средний и нижний. Верхняя Ока - от города Алексина до Щурово. Средняя Ока - от Щурово (устье реки Москвы) до устья реки Мокши. Она резко отличается от верхнего участка - уменьшаются уклоны, река становится более многоводной. Преобладающее направление - юго-восточное. На протяжении 100 км участок реки Щурово - Кузьминск - шлюзовой. Здесь в 1913-194 годах построены два гидроузла - Белоомутский (в 63 км от Коломны) и Кузьминский - (в 43 км от Белоомута). Нижняя Ока - от устья реки Мокши до Нижнего Новгорода. Долина нижней Оки характерна частыми сужениями и расширениями русла от одного до двух километров.


Рис.3. Вид на Оку в селе Константиново Рязанской области

Правый берег от Павлова до Горького - высокий, левый берег от Мурома до Нижнего Новгорода - низкий. По уклонам Ока приближается к среднему и даже нижнему течению Волги. Климат бассейна реки - умеренно-континентальный, однообразный, на всем протяжении. В летнее время преобладают ветры западного направления. о берегам Оки с одной стороны - обрывы, с другой - необъятные просторы заливных лугов. Ближе к впадению в Волгу, около Нижнего Новгорода, Ока становится полноводней, на берегах её темнеют хвойные леса и перелески.

Основные притоки: Угра, Москва, Клязьма, Мокша. Половодье с апреля по май в верховьях, и до начала июня - в низовья; осенью дождевые паводки. Ледостав в верховьях - с начала января до конца марта - апреля; в низовьях - с декабря до начала мая. На левом берегу в среднем течении - Приокский заповедник. Река судоходна от города Чекалин, регулярное судоходство - от города Серпухов. Транзитное судоходство - от устья реки Москвы до впадения в Волгу. На Оке города: Орёл, Калуга, Серпухов, Кашира, Коломна, Рязань, Касимов, Муром, Павлово, Дзержинск, Нижний Новгород.

Дон начинается на Среднерусской возвышенности. Когда-то он брал свое начало в Иван-озере. Позже Иван-озеро стало давать воду истокам Дона лишь ранней весной в многоводные годы. В обычные годы верховья питала главным образом речка Урванка. Её и стали считать истоком Дона. Но в настоящее время Иван-озера вообще не существует. На его месте разлилось Шатское водохранилище, созданное возле города Сталиногорска. Длина Дона - около 1970 км. Бассейн его превышает 440 тыс. кв. км. Летом Дон был вполне судоходным лишь в низовьях. Происходило это потому, что у реки на редкость непостоянный характер. Весной многоводного года Дон несет в 170 раз больше воды, чем летом засушливого года. Вешняя вода скатывается по реке двумя волнами: Сначала она идет из южных притоков, где весна наступает раньше, а потом её посылают и северные. Иногда обе волны паводка проходили одновременно, и тогда Дон разливался особенно сильно.


Рис.4. Река Дон в Воронежской области

Но вот проносились по Дону вешние воды, отданные Дону тысячами мелких ручьев и речек его бассейна, подсыхала земля на пригорках, и Дон сразу же менялся. Спокойно, неторопливо тек он среди песчаных кос и отмелей, омывая подножья белых меловых холмов, дробясь на рукава в широких займищах. Даже небольшие пароходы не могли плавать в среднем течении реки. В низовьях Дона постоянно работали землечерпательные машины, еле успевая углублять перекаты и мели, которые громоздила река. А ведь Дон пересекает важные в экономическом отношении районы, нуждающиеся в том, чтобы их обслуживал бесперебойно действующий всю навигацию водный транспорт.

Без серьезного изменения водного режима Дон не мог стать для крупных судов транзитным путем между Волжским бассейном и Черным морем. Поэтому строительство Волго-Донского канала и реконструкция реки представляла единый комплекс работ. Разумное распределение водного богатства Дона осуществляется теперь с помощью запертой плотиной Цимлянского моря. Верховья Дона остались в стороне от большой водной дороги.

Дон впадает в Таганрогский залив Азовского моря, образуя дельту площадью 340 кв. км. На значительном протяжении долина реки следует крутому восточному краю Среднерусской возвышенности. Малые уклоны в низовьях обеспечивают очень медленное течение. Главные притоки: Хопер, Медведица, Сал, Северский Донец. На Дону - Цимлянская ГЭС и водохранилище, Николаевский, Константиновский и Кочетковский гидроузлы. Судоходство - от устья р. Сосна (1604 км), регулярное судоходство - от города Георгиу-Деж (1355 км). В бассейне Дона - заповедник Галичья гора. Крупнейшие города: Георгиу-Деж, Калач-на-Дону, Ростов-на-Дону, Азов, Волгодонск.