Биографии Характеристики Анализ

В гаванях афинского порта пирей сообщение. I

1. Пирей - главный морской порт

Греко-персидские войны, завершившиеся в 449 г. до н.э., привели к обогащению греческих городов, участвовавших в войне и, в первую очередь, Афин. Персам было запрещено выводить свой флот в Эгейское море, а поскольку других соперников у греков не было, то морская торговля вновь стала развиваться. Центром греческой морской торговли стала Аттика, куда свозились товары со всего Эгейского моря.

К середине V в. до н.э. главным морским портом Афинского полиса стал Пирей, расположенный на юго-западе Аттики. Пирей с Афинами соединяла дорога, протяженностью 5-6 км., с обеих сторон обнесенная защитными сооружениями, называемыми «Длинные стены», построенными на случай неожиданного нападения. Сам город имел выгодное географическое положение. Он располагался на небольшом полуострове, связанный с материком узким перешейком, который обороняли войска. Все это обеспечивало Афинам защиту от неожиданного нападения как с суши, так и с моря.

В порту находилось три гавани: две военные и одна торговая. Военные гавани имели узкие входы, которые запирались натянутыми железными цепями или канатами. Со стороны суши военные гавани были обнесены стенами, препятствующие не только проникновению посторонних, но и защищавшими от вражеских соглядатаев. По законам Афинского полиса лишь граждане, то есть люди, чья благонадежность не вызывала сомнения, так как их родители тоже являлись гражданами, имели право служить на военных кораблях. В порту располагалось 400 военных кораблей, называемых триерами. У каждой триеры было свое закрепленное место. В портовых складах хранились необходимые для починки кораблей материалы: паруса, канаты, весла, якорные цепи. В гаванях без устали трудились пришедшие сюда из разных областей Аттики бедняки. Они выполняли обязанности гребцов и матросов, трудились на верфях, участвуя в починке старых кораблей и постройке новых. Нередко в гаванях появлялись и богатые афиняне - земледельцы и торговцы, каждый из которых по законам Афинского полиса обязан был за собственный счет построить и снарядить боевой корабль.

2. Главный ходовой товар - рабы

Самая большая гавань Пирея стала центром торговли. Сюда прибывали корабли из отдаленных колоний, из Египта и Карфагена, а также других областей Африки. В Пиреи доставлялись ткани и ковры, слоновья кость, рыба, зерно и, конечно, рабы. Пришедшее в порт торговое судно встречали афинские должностные лица, в чью обязанность входило получить с купца пошлину - денежный сбор, позволявший торговать в Афинах. Завершив удачную торговлю, купцы закупали местные товары: оливковое масло, вино, изделия ремесленников (глиняные сосуды, статуи, браслеты и серебряные кубки). Некоторые купцы, видя, как бойко идет торговля, переселялись в Афины. Таких купцов называли метеками, что в переводе с греческого обозначает «переселенец». В отличие от афинских граждан метеки платили в афинскую казну особый налог, предоставлявший им право проживать в городе.

В результате развития торговли было принято решение о постройке рядом с гаванями города Пирей. Он был построен под руководством греческого архитектора Гипподама Милетского. План города считался для того времени очень передовым: улицы были широкими и длинными и пересекались под прямым углом. На территории города находились харчевни и постоялые дворы, в которых приезжие могли отдохнуть после путешествия. Метеки владели собственными домами. Жители и гости города имели возможность посещать театр, а всем необходимым в быту торговали на рыночной площади.

Одним из самых ходовых товаров как в Афинах, так и во всей Греции являлись рабы. Рабами становились чужеземцы, взятые в плен или купленные жителями колоний у местного населения, а также моряки, с захваченных пиратами кораблей. Труд рабов использовался в домашнем хозяйстве, в ремесленных мастерских, при сборе урожая и в серебряных рудниках. Цены на рабов устанавливались в зависимости от их возраста, профессиональных навыков и физического здоровья. Так, например, погонщик ослов стоил 140 серебряных монет, называемых драхма. Раб для работы в рудниках 180 драхм, ювелирных дел мастер - 360 драхм. Известно также, что бык стоил 50 драхм, а свинья - 3 драхмы. При этом афинская семья тратила на еду полдрахмы в день.

3. Итоги урока

Подведем итоги урока:

1) в V в. до н.э. Афинское государство превратилось в центр международной морской торговли;

2) главным портом Аттики стал город Пирей, куда свозились товары из многих стран;

3) самым ходовым товаром стали рабы.

К занятию прикреплены файл «Это интересно!» и файл «Тест». Вы можете скачать файлы в любое удобное для вас время.

Использованные источники:

http://znaika.ru/catalog/5-klass/istoriya/V-gavanyakh-afinskogo-porta-Pirey

На сегодняшнем занятии вы познакомитесь с афинским портом Пирей, который сами афиняне называли «ртом Афин».

Предыстория

Афины расположены не на берегу моря, а в нескольких километрах от него. Поэтому Афины не были изначально портовым городом. Порт у Афин появился во время , в V веке до н.э., во время правления Фемистокла. Благодаря появлению порта и военного флота афиняне смогли одолеть персов превосходящих числом.

События

Гражданами по закону считались коренные афиняне, у которых оба родителя - как отец, так и мать - были гражданами. В гаванях было много бедных граждан, пришедших сюда на заработки. Это были гребцы и матросы, рабочие на верфях, где чинили старые и строили новые корабли. Изо дня в день здесь стучали топорами, пропитывали днища триер смолой, затыкали образовавшиеся в плавании щели.

В гаванях можно было увидеть и богача, например, землевладельца или купца. Он пришёл, чтобы выполнить почётную, но разорительную обязанность. По афинским законам богатейшие граждане должны были за свой счёт снарядить по боевому кораблю.

Множество кораблей из разных стран и городов прибывало в самую обширную из гаваней Пирея. Из Египта привозили льняные ткани и папирус, из других областей Африки - слоновую кость, из причерноморских колоний - зерно, солёную рыбу и рабов (рис. 2).

Рис. 2. В торговой гавани Пирея ()

Жадные до новостей афиняне кидались к вновь прибывшему купцу с вопросом: «Что нового?» Узнавали о ценах на хлеб и другие товары. Раскрыв рот, слушали рассказы о дальних странах, о встречах с пиратами и морскими чудовищами.

Перед разгрузкой корабля купец, привезший товары, платил пошлину за право торговать в Афинах. Деньги шли в казну Афинского государства. Сборщиками пошлины были граждане, избранные по жребию на эту должность.

Купцы везли за море изделия афинских ремесленников: великолепные сосуды из глины, мраморные статуи, серебряные браслеты, серьги, кубки. В больших количествах вывозили вино и оливковое масло, которые скупали у земледельцев Аттики. Это привело к тому, что земледельцы меньше прежнего сеяли хлеб, зато в больших количествах выращивали виноград и оливки. Теперь разорение им не грозило.

Среди купцов было немало переселенцев из других городов, постоянно проживавших в Афинах. Переселенцы говорили по-гречески, одевались так же, как и остальные афиняне, поклонялись тем же богам, но должны были платить налог в казну за одно только право жить в Афинском государстве. Граждане такого налога не платили.

В Пирее, как и в других городах Эллады, торговали людьми, как скотом. Продавали чужеземцев, взятых в плен, купленных за морем или захваченных пиратами (рис. 3).

Рис. 3. Труд рабов ()

Богатые афиняне покупали рабынь для дома: подметать, ухаживать за детьми, выпекать хлеб, ткать. Невольников охотно приобретали владельцы мастерских. В кузнице, например, раба заставляли носить уголь, раздувать мехами огонь в пылающей печи, бить по раскалённому металлу тяжёлым молотом. Зажиточные земледельцы также покупали одного-двух рабов. Им поручали собирать оливки, давить ногами и прессом виноград.

Самая ужасная участь ожидала тех, кто попадал в серебряные рудники на юге Аттики. Глубоко под землёй, страдая от недостатка воздуха и света, тысячи рабов добывали драгоценную руду.

Законы Афин запрещали убивать раба. Но в остальном за ним не признавали прав человека: раб не мог распоряжаться своим трудом, иметь семью, менять место жительства. В неволе раб часто терял имя и получал кличку по названию того племени, к которому принадлежал: Скиф, Фракиец, Перс.

Иногда владельцы рабов отпускали их на свободу. Такие люди назывались вольноотпущенники. Ими могли стать преданные слуги, например, няня, вырастившая детей хозяина. Вольноотпущенниками становились заплатившие выкуп талантливые умельцы - сапожники, строители, художники, украшавшие рисунками глиняную посуду.

Афины превратились в крупнейший центр ремесла и торговли.

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс - М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1991.
  1. W-st.ru ()
  2. Greece-info.ru ()
  3. Rabpower.ru ()

Домашнее задание

  1. Где расположен Пирей?
  2. На какие группы делилось население Афинского полиса?
  3. Какими правами обладали граждане, переселенцы?
  4. Где использовался труд рабов?

5 Б класс

Конспект урока по теме: «В гаванях Афинского порта Пирей»

Тема урока: «В гаванях Афинского порта Пирей»

Цели и задачи:

1. Контроль качества знаний учащихся по теме «Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием»;

2. Показать роль Афин в истории Древней Греции;

3. Углубить знания учащихся об античной демократии;

4. Продолжить формирование умений обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы;

5. Работать с иллюстрациями учебника и историческими документами.

Оборудование:

Литература:

1) А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. М. Просвещение. 2013

2) О.В. Арасланова и К.А. Соловьева. Поурочные разработки по истории Древнего мира.

Основные понятия: верфь, пошлина, налог, вольноотпущенник

План урока

I . Оргмомент (1 мин)

(опрос + тест) (25 мин.)

(15 мин.)

1. В военных гаванях (3-4 мин)

2. В торговой гавани (3-4 мин)

3. Тяжелая участь рабов (3-4 мин)

I V. Итоги урока. Рефлексия (2-3 мин.)

V. Домашнее задание

Ход урока

I. Оргмомент (1 мин.)

Приветствие учащихся

Проверка их явки и готовности к уроку.

II. Проверка домашнего задания (25 мин.)(опрос)

1. Повторение домашнего задания (3 мин)

2. Опрос (17 мин)- 2 раза

Кто предвидел вторжение персов? (Фемистокл)

В чем состояло спасение Эллады, по мнению Фемистокла? (Создание военного флота)

К чему призывал греков Фемистокл, живших в разных городах? (Прекратить вражду и объединиться для борьбы с опасным врагом).

Из скольких эллинских государств состоял союз? (30)

В каком году царь Ксеркс повел свои полчища в Элладу? (В 480 г. до н.э.)

Кто составлял основу армии Ксеркса? (покоренные народы)

Что Ксеркс приказал сделать со строителями, которые строили мост, соединявший берега Азии и Европы? И какое наказание назначил морю? (Велел отрубить головы строителям и приказал стегать море кнутами)

Куда первоначально вторглось войско Ксеркса? (в Северную Грецию)

Кто возглавил греческое войско, преградившее путь персам в Фермопильском ущелье? (царь Леонид)

Почему персам удалось победить греков в Фермопильском ущелье? (Потому что к Ксерксу пришел местный житель и за награду показал обходную тропу, ведущую через горы в тыл защитникам Фермопил)

Какой подвиг совершили 300 спартанцев? (Царь Леонид остался с тремястами спартанцами на верную смерть, в то время как основному войску приказал отступать, прикрывая их)

На чем настаивали многие командиры на общем совете военачальников? (отвод флота к Коринфскому перешейку)

А кто был против этого? (Фемистокл)

Почему Греция - небольшая по размерам страна, к тому же разделенная на десятки государств - сумела дать отпор могущественной Персидской державе? (Греки мужественно сражались за свою родину. На время войны 30 греческих государств объединили свои силы в борьбе с врагом. Войско персов состояло из наемников, в любой момент они могли отказаться от выполнения боевой задачи. Проявился незаурядный талант Фемистокла.)

Какое значение имели эти крупные военные сражения? (В ходе таких сражений греки смогли отстоять свою независимость.)

3. Тест «Греко-персидские войны» (5 мин)

III. Изучение нового материала (15 мин)

Итак, после побед при Саламине и Платеях, жители Афин отстроили заново свой город, сожженный Ксерксом. Греки стали освобождать захваченные персами острова Эгейского моря и города Малой Азии. Для борьбы с персами Афины создали военный союз приморских греческих государств – Афинский морской союз. Таким образом, ребята мы с вами переходим к изучению новой главы учебника: «Возвышение Афин в V веке до н.э. и расцвет демократии».

Кто мне может сказать, что такое «демократия»? (власть народа) . Власть демоса - демократия была установлена в освобожденных от власти персов полисах.

Как вы думаете, где демократия достигла наибольшего расцвета? (В Афинах)

И сейчас мы с вами выясним, как жили жители афинского порта Пирей.

А для начала прочитайте 1 абзац §36 и ответьте на вопрос: Что же представлял собой порт

Откройте с.172, рассмотрите план расположения порта.

Что означает красная линия с зубчиками? (стены укреплений)

Как они расположены на плане? (стены укреплений располагались вокруг порта, загораживали его со всех сторон)

Что показывают две параллельные линии на плане? (дорога, соединявшая Афины с Пиреем, с обеих сторон были обнесены Длинными стенами)

Сколько гаваней находилось в Пирее? (3 гавани – две морские и одна торговая)

1. В военных гаванях

Сейчас мы с вами поподробнее узнаем о жизни в военных гаванях, для этого читаем п.1 §36 и ответим на вопросы:

Кто служил на военных кораблях (только афинские граждане)

Кто по закону считался гражданином? (коренные афиняне, у которых оба родителя были гражданами)

Объясните значение слова «верфь? (место, где чинили старые и строили новые корабли)

Что должны были сделать богатейшие граждане по афинским законам? (за свой счет снарядить по боевому кораблю)

Предположите, на основе этого факта кому принадлежала власть в Афинах? (богатым людям, знати)

А теперь рассмотрите иллюстрацию на странице 173 и ответьте на вопросы:

Как вы можете доказать, что это торговая гавань?

Теперь давайте оглядимся по сторонам, поодаль, на заднем плане, что увидели? (стены, огораживающие порт)

На пристани чем заняты люди?

Корабль на переднем плане готовится к отплытию или только что прибыл?

Не далеко стоит еще один корабль, он зашел в гавань, что мог с собой привезти, что так ценилось греками? (прочитать п.2 на стр.172)

За счет чего пополнялась казна Афинского государства? (За счет налогов, взимались с купцов, торговавших в Афинах, переселенцев за право жить в Афинах)

Как делилось население Афин? Чем отличались в своих правах? (граждане, переселенцы, рабы)

3. Тяжелая участь рабов

Где применялся труд рабов в Греции? (Во всех ремеслах, но самым тяжелым был труд рабов в серебряных рудниках)

Как обращались с рабами? (Рабы считались одушевленной частью собственности владельцев, «инструментом» в работе ремесленников. Их могли пытать на допросах, бить, продавать, как скот)

Кто мог быть рабом в Древней Греции? (Чужеземцы, взятые в плен, купленные за морем или захваченные пиратами)

Кого называли вольноотпущенниками? (рабов, которые отпускали владельцы на свободу)

I V. Итоги урока. Рефлексия (2-3 мин.)

1. Почему именно Афины становятся могущественным полисом Древней Греции? (здесь развивается торговля, есть военные корабли, четкие законы, накапливаются богатства)

2. Какой город был соединен с портом Пирей специальной укрепленной дорогой?

3. Какие гавани были в порту?

4. Что ты мог увидеть в военной гавани, в торговой?

5. На какие группы делилось население порта?

6. Какая из групп была самой бесправной?

7. Где использовали труд людей этой группы?

V. Домашнее задание

2. Подготовить рассказ от имени путешественника, посетившего древний порт Пирей

Ответы. Тест 6. 1 - А; 2 - Б; 3 - БАВ; 4 - БВАЕДГ; 5 - В.

§ 1 Пирей – главный морской порт

Греко-персидские войны, завершившиеся в 449 г. до н.э., привели к обогащению греческих городов, участвовавших в войне и, в первую очередь, Афин. Персам было запрещено выводить свой флот в Эгейское море, а поскольку других соперников у греков не было, то морская торговля вновь стала развиваться. Центром греческой морской торговли стала Аттика, куда свозились товары со всего Эгейского моря.

К середине V в. до н.э. главным морским портом Афинского полиса стал Пирей, расположенный на юго-западе Аттики. Пирей с Афинами соединяла дорога, протяженностью 5-6 км., с обеих сторон обнесенная защитными сооружениями, называемыми «Длинные стены», построенными на случай неожиданного нападения. Сам город имел выгодное географическое положение. Он располагался на небольшом полуострове, связанный с материком узким перешейком, который обороняли войска. Все это обеспечивало Афинам защиту от неожиданного нападения как с суши, так и с моря.

В порту находилось три гавани: две военные и одна торговая. Военные гавани имели узкие входы, которые запирались натянутыми железными цепями или канатами. Со стороны суши военные гавани были обнесены стенами, препятствующие не только проникновению посторонних, но и защищавшими от вражеских соглядатаев. По законам Афинского полиса лишь граждане, то есть люди, чья благонадежность не вызывала сомнения, так как их родители тоже являлись гражданами, имели право служить на военных кораблях. В порту располагалось 400 военных кораблей, называемых триерами. У каждой триеры было свое закрепленное место. В портовых складах хранились необходимые для починки кораблей материалы: паруса, канаты, весла, якорные цепи. В гаванях без устали трудились пришедшие сюда из разных областей Аттики бедняки. Они выполняли обязанности гребцов и матросов, трудились на верфях, участвуя в починке старых кораблей и постройке новых. Нередко в гаванях появлялись и богатые афиняне - земледельцы и торговцы, каждый из которых по законам Афинского полиса обязан был за собственный счет построить и снарядить боевой корабль.

§ 2 Главный ходовой товар – рабы

Самая большая гавань Пирея стала центром торговли. Сюда прибывали корабли из отдаленных колоний, из Египта и Карфагена, а также других областей Африки. В Пиреи доставлялись ткани и ковры, слоновья кость, рыба, зерно и, конечно, рабы. Пришедшее в порт торговое судно встречали афинские должностные лица, в чью обязанность входило получить с купца пошлину - денежный сбор, позволявший торговать в Афинах. Завершив удачную торговлю, купцы закупали местные товары: оливковое масло, вино, изделия ремесленников (глиняные сосуды, статуи, браслеты и серебряные кубки). Некоторые купцы, видя, как бойко идет торговля, переселялись в Афины. Таких купцов называли метеками, что в переводе с греческого обозначает «переселенец». В отличие от афинских граждан метеки платили в афинскую казну особый налог, предоставлявший им право проживать в городе.

В результате развития торговли было принято решение о постройке рядом с гаванями города Пирей. Он был построен под руководством греческого архитектора Гипподама Милетского. План города считался для того времени очень передовым: улицы были широкими и длинными и пересекались под прямым углом. На территории города находились харчевни и постоялые дворы, в которых приезжие могли отдохнуть после путешествия. Метеки владели собственными домами. Жители и гости города имели возможность посещать театр, а всем необходимым в быту торговали на рыночной площади.

Одним из самых ходовых товаров как в Афинах, так и во всей Греции являлись рабы. Рабами становились чужеземцы, взятые в плен или купленные жителями колоний у местного населения, а также моряки, с захваченных пиратами кораблей. Труд рабов использовался в домашнем хозяйстве, в ремесленных мастерских, при сборе урожая и в серебряных рудниках. Цены на рабов устанавливались в зависимости от их возраста, профессиональных навыков и физического здоровья. Так, например, погонщик ослов стоил 140 серебряных монет, называемых драхма. Раб для работы в рудниках 180 драхм, ювелирных дел мастер - 360 драхм. Известно также, что бык стоил 50 драхм, а свинья - 3 драхмы. При этом афинская семья тратила на еду полдрахмы в день.

§ 3 Итоги урока

Подведем итоги урока:

1)в V в. до н.э. Афинское государство превратилось в центр международной морской торговли;

2)главным портом Аттики стал город Пирей, куда свозились товары из многих стран;

3)самым ходовым товаром стали рабы.

Список использованной литературы:

  1. Аристотель. Афинская полития. Государственное устройство афинян. – М., 2003.
  2. Грицак Е. Афины и Акрополь. – М., 2005.
  3. Колобова К. М., Древний город Афины и его памятники. – Л., 1961.
  4. Строгецкий В.М. Афины и Спарта. Борьба за гегемонию в Греции в V в. до н. э. (478-431 гг.). – М., 2008.
  5. Суриков И.Е. Древняя Греция: история и культура – М., 2005.
  6. Суриков И.Е. Солнце Эллады. История афинской демократии. – М., 2008.
  7. История Древнего мира. Древний Восток. Египет, Шумер, Вавилон, Западная Азия. – Минск, М., 2000.
  8. Суриков И.Е. Древняя Греция: история и культура – М: 2005.
  9. Фролов Э.Д. Факел Прометея. Очерки античной общественной мысли. – Л., 1981.

Использованные изображения:

Андреева Гульнур Зиннуровна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "СОШ им. П.Е.Воробьева с. Нижняя Русь"
Населённый пункт: Республика Татарстан
Наименование материала: конспект урока
Тема: В гаванях афинского порта Пирей
Дата публикации: 03.11.2016
Раздел: полное образование

В гаванях афинского порта Пирей

Цель:
дать представление о роли Афин в истории Древней Греции, категориях населения, жизни населения афинского порта Пирей рассмотреть условия жизни рабов в Афинах.
Задачи:
выявить источники рабства, развивать умения работать с учебником, с историческими документами, выделять главное, анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы, воспитывать чувство уважения к истории и культуре других стран. Планируемые результаты:
Предметные:
овладевать целостными представлениями об историческом пути развития греков; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для описания условий и образа жизни, занятий афинян. Метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. Личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать социально- нравственный опыт предшествующих поколений. Оборудование: проектор, мультимидейная презентация, раздаточные материалы, учебник Всеобщая история Вигасин А.А.
Тип урока: урок открытия новых знаний Вид урока: урок экскурсия Ход урока. I.Организационный момент.(слайд 1) -Ребята, здравствуйте! - Сегодня урок отменяется! Мы все вместе с вами поплывем вот на этом корабле с белыми парусами и совершим морское путешествие. У вас на столах ленточки завяжите их, с этой минуты вы юнги нашего корабля. А капитаном корабля буду я, Гульнур Зиннуровна. II. Мотивационно- целевой этап. - Место поездки вы должны отгадывать. Эта страна находится в Балканском полуострове, омывается Эгейским и Средиземными морями - (Греция). Но в Греции много полисов, нам нужен один. В гавани какого полиса мы остановимся? Это самый могущественный полис, где впервые зародилась демократия… -Верно,Афина. Как же мы сформулируем нашу тему?(слайд2)
Тема: В гаванях афинского порта Пирей.
III. Актуализация. - Что нужно иметь, чтобы попасть в корабль? - правильно пропуски. У Вас на столах есть билеты, они не простые а с заданиями. Это и есть Ваш пропуск в корабль 1. Демос (народ)
(слайд 3)
2. Демократия (власть народа)
3. Олимп (Олимпийские гора, где проводились первые игры) 4.Мильтиад (военный начальник Афинян) 5.Дарий I(персидский Царь) 6. Эллада (Греция) Молодцы ребята, добро пожаловать на наш корабль. Мы отплываем из нашей гавани.
Учитель:
Сегодня мы познакомимся с историей афинского порта Пирей
.(Слайд 4)


План урока.
1.

Порт Пирей

Военные гавани порта

Торговая гавань

Тяжелая участь рабов

Основное препятствие (слайд 5)
Но, у меня есть очень интересная для Вас информация! Побывавшие в Пиреи чужестранцы разделились во мнении: одни неустанно его хвалили, а другие с осуждением относились к местным жителям. Кто же был прав в оценке греческого города? Подумайте, и старайтесь найти ответ в течении нашего путешествия! Ой, кажется Мы подплываем к берегу. Ребята, нам не дают сойти с корабля? -Что должны сделать чужестранцы, чтобы попасть в порт? - Да, заплатить пошлину.
- А пошлина у нас состоит из следующих вопросов: - Что мы можем увидеть у берега? (порт, много кораблей, людей) - Кто же нас может встретить, что мы услышим? -Ура, ребята нас пустили в порт.
IV. Изучение нового материала.
Перед нами порт Пирей.
Военные гавани порта (слайд 6)

Учитель
: в Vв.д.н.э главным портом Афинского государства стал Пирей, расположенный в 5-6 км от Афины, дороги соединяющей Афины с Пиреем были соединены Длинными стенами. Со стороны суши соорудили каменные стены. - Как вы думаете, кто защищал порт со стороны моря? - В Пиреи находились две военные и одна торговая гавани.
(слайд 7)
Узкие входы в гавани запирались железными цепями или просмоленными канатами. Афинский флот был самым сильным в Элладе и насчитывал 400 триер. На военных кораблях служили только,
афинские граждане.

Вопрос к группам: Первое препятствие
Кого еще можно было увидеть на военных гаванях и чем они занимались? , читаем 172 стр. 1,2 абзац
.(Слайд 8,9)

Вывод: Какую роль играли военные порты? (защитную)

- Физкультминутка:(слайд 10)

Ану-ка,

ребята

вместе

дружно

встали

посмотрим

небо,

ожидается ли ураган, ведь нам обратно вернутся.

- посмотрели на право,

-посмотрели на лево,

- посмотрели друг- на друга,

- волны качаются раз,

- волны качаются два,

- волны качаются три и успокоились, на море полный штиль.
Продолжаем с Вами знакомиться Пиреем.
На экране картина, Торговая гавань.

Задание на группы

Перед нами порт Пирей. (Слайд 11)

Второе препятствие(слайд 12)
1. Как можно узнать, что действие происходит на торговой площади? 2. Предположите, что находится в мешках, привезенных в Афины? 3. Какой товар идет собственными ногами? 4. Каково содержимое амфор вывозимых из Афин на продажу? 5. Что вывозили купцы из Афины, что ввозили?
6.
С какими странами торговали? Стр.172, 2пункт,2 абзац
(слайд 13)

Учитель:
Все купцы приехавшие в Афины с товаром, должны были заплатить в государственную казну особый взнос- пошлину за право торговать. Среди купцов были и
переселенцы

метеки)
из других городов, проживавшие в Афинах. Они говорили по- греческий, одевались как греки, поклонялись тем же богам,платили пошлину за право торговать и платили за права жить в Афинском государстве. Граждане Афин такого налога не платили.
(Слайд 14)
-Почему, несмотря на уплату налога, метекам выгодно было жить в Афинах? (Ведь они не считались гражданами полиса, а значит, не участвовали в управлении государством.)
(Слайд 15)

Докажите, что морская торговля способствовал могуществу и богатству Афин. (Деньги шли в казну Афинского государства.)
Вывод: Почему торговый путь называли в Греции «Ртом Афины»,

справедлива ли это? Почему? (слайд 15)
Потому что,именно торговый путь приносил большую прибыль от продажи: вин, оливкового масла, рабов и от уплаты налогов.
Тяжелая участь рабов. (Слайд 16)
Обратите внимание на людей, которые сходят с корабля. Как вы думаете, кто это? - Задание на группу:
Четвертое препятствие(слайд 17)
1.Основным источником рабства являлся? стр.174 1 абзац 2. Чем рабы отличались от остальных людей?стр.174 посл. абзац 3. Где применялся труд рабов?стр.174 2-4 абзацы 4. Кто такие вольноотпущенники? Стр. 175 5. Всели афиняне могли владеть рабами? Стр. 174 документ 6. Могли ли стать бедные афиняне рабами(нет, отменено было долговое рабство)
Вывод: Какое единственное право было у рабов по законам Афин?

V.Первичное закрепление

Ребята, вот и закончилось наше путешествие, наш корабль приплывает в нашу гавань. И все- таки вернемся к вопросу:
(слайд 18)
Побывавшие в Пиреи чужестранцы разделились во мнении: одни
неустанно его хвалили, а другие с осуждением относились к местным

жителям. Кто же был прав в оценке греческого города?
-С каким мнением вы согласитесь? Почему?
VI. Домашнее задание(слайд 19)
Пользуясь п. 36: - Нарисовать рисунок «Один день в Пиреи» или - Составить рассказ на эту тему
VII.Рефлексия
Ребята, помните, наш корабль был белого цвета, а теперь я попрошу вас разукрасить наш кораблик в яркие краски. У вас на столах есть разноцветные детали прикрепите их на корабль. Вот какой замечательный, яркий получился наш корабль! Пусть он поможет Вам дальше путешествовать по морю «Знаний!»
Попутного вам ветра, ребята!
Раздача подарков.