Биографии Характеристики Анализ

Великая иллюзия сознания. Фаликман мария вячеславовна - психологическая газета


В чем заключается суть великой иллюзии сознания? Почему нам кажется, что мы видим и слышим все, что происходит вокруг нас? Чего на самом деле мы не замечаем и почему? Об этом рассказывает кандидат психологических наук Мария Фаликман.

Великая иллюзия сознания - тема, которая в последние десятилетия, буквально с начала XXI века, активно обсуждают и психологи, и физиологи, и философы. Суть ее в том, что мы с вами убеждены, будто бы замечаем, воспринимаем намного больше, чем есть на самом деле. Нам кажется, будто мы видим и слышим все, что происходит вокруг нас. Эта убежденность и есть та самая великая иллюзия сознания, суть которой пытаются понять все.


В психологии подобного рода явления начали изучать примерно с 70-х годов. Возникли они как побочный продукт экспериментов в совсем другой области, это опять же были исследования зрительного восприятия, зрительного внимания человека, которые проводил психолог из Корнелльского университета Ульрик Найссер - один из основателей такого направления как когнитивная психология, то есть психология познавательных процессов. Он изучал со своими студентами и аспирантами ситуацию, когда человек видит перед собой два наложенных друг на друга фильма, и его просят отслеживать один из них, игнорируя другой.


Типичная ошибка, касающаяся именно того, что мы воспринимаем, называется "слепотой к повторению". Мы, как правило, не замечаем повторения зрительного объекта, если оно происходит в течение определенного интервала времени, или если этот объект в пространстве расположен рядом с тем, который мы только что видели. Собственно, именно поэтому в современных текстовых редакторах повторение слова обязательно подчеркивают точно также красной чертой, как орфографическую ошибку, чтобы сделать объект другим.


Мария Фаликман, доктор психологических наук, старший научный сотрудник Центра когнитивных исследований филологического факультета МГУ, ведущий научный сотрудник психологического факультета МГУ, ведущий научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований НИУ ВШЭ, научный руководитель Московского семинара по когнитивной науке.
Комментарии: 0

    Дэвид Чалмерс

    «Наше сознание - основа нашего существования, - считает Дэвид Чалмерс. - Нет ничего более доступного нам напрямую, и всё же оно до сих пор остаётся величайшей загадкой во Вселенной». В этом ролике философ делится с нами своим пониманием этого «кино в голове».

    Дмитрий Иванов

    Статья посвящена аргументу от отсутствия квалиа. Этот аргумент нацелен на опровержение функционалистских теорий сознания. Философы, прибегающие к этому аргументу, пытаются продемонстрировать, что функционализм не способен объяснить квалитативные, феноменальные аспекты сознательных состояний, т.е. квалиа. Согласно этим философам, квалиа являются функционально нередуцируемыми свойствами ментальных состояний. В последние четыре десятилетия этот аргумент подвергался активному обсуждению. В статье анализируются возражения выдвинутые против этого аргумента Шумейкером, Чалмерсом и Таем. В работе показывается, что эти возражения не могут опровергнуть аргумент.

    Рассудок следует отличать от других форм сознания - самосознания, разума и духа. Рассудок не создаёт нового знания, а лишь систематизирует уже существующее. Различение разума и рассудка как двух “способностей души” намечается уже в античной философии: если рассудок как низшая форма мышления познает относительное, земное и конечное, то разум направляет на постижение абсолютного, божественного и бесконечного.

    Константин Анохин

    Гамбургский счет

    Василий Ключарев

    Гамбургский счет

    Мы знаем много способов повлиять на решение людей: убедить, запугать, загипнотизировать или воздействовать определенными приборами на некоторые участки головного мозга. Зачем ученые это делают и к чему приводят подобного рода эксперименты? Об этом мы решили спросить руководителя департамента психологии Высшей школы экономики Василия Ключарева.

    Константин Анохин

    Каковы принципы современной фундаментальной научной теории сознания? Когда были получены первые экспериментальные доказательства существования эпизодической памяти у животных? Нейробиолог Константин Анохин о научных принципах теории сознания, феномене «путешествия во времени» и эпизодической памяти у животных.

    Наши ощущения субъективны, квалиа, объяснительный разрыв, мысленный эксперимент Комната Марии, задача Салли и Энн.

Фаликман Мария Вячеславовна, Москва

Доктор психологических наук.

Руководитель департамента психологии факультета социальных наук, ведущий научный сотрудник научно-учебной лаборатории когнитивных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Старший научный сотрудник Центра когнитивных исследований филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Старший научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований РАНХиГС.

Научный руководитель Московского семинара по когнитивной науке - межвузовского научного семинара, посвященного междисциплинарным исследованиям познания.

Приглашенный редактор специальных выпусков журналов Journal of Russian and East European Psychology, «Методология и история психологии», «Логос». Член редколлегии журналов «Культурно-историческая психология», «Российский журнал когнитивной науки (cogjournal.org)». Рецензент журналов «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология», «Психологический журнал» РАН, «Культурно-историческая психология», «Вопросы языкознания», Attention, Perception & Psychophysics; Spanish Journal of Psychology.

Окончила факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова в 1998 г. по специальности «Общая психология, преподавание психологии», аспирантуру факультета психологии МГУ в 2001 г. с защитой кандидатской диссертации на тему «Динамика внимания в условиях быстрого последовательного предъявления зрительных стимулов». В 2016 г. защитила докторскую диссертацию на тему «Структура и динамика зрительного внимания при решении перцептивных задач: конструктивно-деятельностный подход».

С 2001 г. работает в МГУ им. М.В. Ломоносова: ассистент (2001-2005), доцент (2006-2010) кафедры общей психологии, ведущий научный сотрудник (2011-2013) кафедры психологии личности факультета психологии; старший научный сотрудник кафедры теоретической и прикладной лингвистики и Центра когнитивных исследований филологического факультета (с 2011 г.).

В 2010-2012 гг. – ведущий научный сотрудник Федерального института развития образования.

С 2011 г. работает в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики»: ведущий научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований.

C 2014 гг. – старший научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований Института общественных наук РАНХиГС.

Область научных интересов. Общая психология. Когнитивная психология и когнитивная наука. Психология и нейронаука. Исследование внимания и памяти человека. Модели и метафоры зрительного внимания. Динамика зрительного внимания в условиях быстрой смены стимулов, структура и уровни организации перцептивной деятельности и ошибки внимания в данных условиях. Эффект превосходства слова в восприятии и перцептивном внимании.

Читает лекционные курсы для студентов и магистрантов факультета психологии и филологического факультета МГУ по общей психологии, психологии познавательных процессов и основам когнитивной науки.

Руководитель и участник ряда научных проектов, которые финансировались РФФИ и другими российскими научными фондами (с 1997 по настоящее время), а также совместного проекта с лабораторией зрительного внимания Гарвардского университета США (программа COBASE, 2004).

  • Общая психология. Внимание. Учебник для ВУЗов. М.: Издательский центр «Академия». 2006 (1-е изд.), 2010 (2-е изд.). 480 с.
  • Психология мотивации и эмоций (Серия: Хрестоматия по общей психологии). Ред.-сост. М.: ЧеРо, 2002, 2005. М.: АСТ, Астрель, 2009(Соред. Ю.Б. Гиппенрейтер)
  • Хрестоматия по психологии мышления. Ред-сост. М.: АСТ, Астрель, 2008. (Соред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухов, В.Ф. Спиридонов)
  • Когнитивная психология: история и современность. Хрестоматия. М.: Ломоносовъ, 2011. (Соред. В.Ф. Спиридонов)
  • Горизонты когнитивной психологии. Хрестоматия. М.: Языки славянских культур, РГГУ, 2012. (Соред. В.Ф. Спиридонов)

Награды:

  • Первая премия Всероссийского конкурса молодых ученых к 100-летию А.Р. Лурия (2003).
  • Персональная стипендия ректора Московского университета «Для молодых преподавателей и научных сотрудников, добившихся значительных результатов в педагогической и научно-исследовательской деятельности».
  • Победитель XIV Национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года в номинации «Проект года в психологическом образовании» - cерия хрестоматий «Когнитивная психология: история и современность», «Горизонты когнитивной психологии» (в соавторстве).

Культурно-историческая психология (2014. Том 10, № 3. С. 4-18)

Психолого-педагогические исследования (2009. № 1)

Другие публикации автора

Монографии и учебные пособия:

  1. Фаликман М.В. Общая психология. Внимание. Учебник для ВУЗов. М.: Издательский центр "Академия". 2006. 480 с.
  2. Фаликман М.В. Психология мотивации и эмоций (Серия: Хрестоматия по общей психологии). Ред.-сост. М.: ЧеРо, 2002, 2005. (Соред. Ю.Б. Гиппенрейтер)
  3. Фаликман М.В. Хрестоматия по психологии мышления. Ред-сост. М.: АСТ, Астрель, 2008. (Соред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухов, В.Ф. Спиридонов)

Статьи в сборниках и реферируемых журналах:

  1. Фаликман М.В. Инструментальный подход к исследованию обучающих возможностей гипертекста. // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. 1998. №4. (Соавт. А.Г. Шмелёв)
  2. Фаликман М.В. Эффект мигания внимания. // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. 1999. №1.
  3. Фаликман М.В. Модель решения перцептивной задачи в условиях быстрого последовательного предъявления зрительных стимулов. // Психологический журнал. 2001. №6. (Соавт. Е.В. Печенкова).
  4. Фаликман М.В. Уровневые эффекты внимания в условиях быстрой смены зрительных стимулов. // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. / Под ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002.
  5. Фаликман М.В. Виды прайминга в исследованиях восприятия и перцептивного внимания. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2005. №3, с.86-97. №4. (Соавт. А.Я. Койфман)
  6. Фаликман М.В. Торможение возврата внимания. Часть I. Виды и свойства. // Психологический журнал. 2006. Т.27. №3.(Соавт. И.С. Уточкин) Часть II. Механизмы: от сетчаточной маскировки до стратегической регуляции. // Психологический журнал. 2006. Т.27. №4. (Соавт. И.С. Уточкин)
  7. Фаликман М.В. Зрительный поиск в пространстве и времени. // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. Выпуск 2. / Под ред. Б.С. Братуся, Е.Е. Соколовой. М.: Смысл, 2006. (Соавт. Е.В. Печенкова)

Биография

Родилась 19 февраля 1976 г. Окончила факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова в 1998 г. по специальности “Общая психология, преподавание психологии”, аспирантуру факультета психологии МГУ в 2001 г. Кандидат психологических наук (2001). Кандидатская диссертация выполнена под руководством доц. В.Я. Романова по теме: “Динамика внимания в условиях быстрого последовательного предъявления зрительных стимулов”. С 2001 г. - ассистент, с 2006 г. - доцент кафедры общей психологии факультета психологии МГУ.

Научная деятельность

Область научных интересов:

Общая психология. Когнитивная психология и когнитивная наука. Психология и нейронаука. Исследование внимания и памяти человека. Модели и метафоры зрительного внимания. Динамика зрительного внимания в условиях быстрой смены стимулов, структура и уровни организации перцептивной деятельности и ошибки внимания в данных условиях. Эффект превосходства слова в восприятии и перцептивном внимании.

Научные проекты, выполненные или выполняемые по грантам:

    1997-1998 – грант РФФИ № 97-06-80365 “Исследование сравнительной эффективности ассоциативной, концептуальной и конструктивной моделей компьютеризированного обучения” (руководитель проекта проф. А.Г. Шмелёв).

    1999-2001 – грант в рамках программы “Университеты России – фундаментальные исследования” № 991010 “Эффекты внимания в условиях быстрого последовательного предъявления зрительной стимуляции: методики исследования, систематизация и объяснение с позиций деятельностного подхода (руководитель проекта доц. В.Я. Романов).

    1999-2002 – грант РФФИ № 00-06-80115 «Исследование динамики внимания человека в условиях быстро сменяющейся информации и повышенной “умственной загрузки”» (руководитель проекта доц. В.Я. Романов).

    2001 – персональный грант РФФИ № 01-06-06002.

    2002 – персональный грант РФФИ № 02-06-06009.

    2003-2005 – грант РФФИ № 03-06-80191 «Нисходящие влияния предметных значений и индивидуальных стратегий на процесс построения перцептивного образа» (руководитель проекта ст.н.с. В.В. Любимов).

    2004-2006 – грант РФФИ № 04-06-80236 «Формирование письма: динамика взаимодействия технического и содержательного уровней» (руководитель проекта ст.н.с. Т.В. Ахутина).

    2004 – грант программы COBASE (США) "Interactions between the word superiority effect and attention" (в сотрудничестве с Тоддом С. Хоровитцем, лаборатория зрительного внимания медицинского факультета Гарвардского университета, США)

    с 2008 - грант РФФИ № 08-06-00171 «Соотношение восходящих и нисходящих влияний в обработке зрительной информации человеком» (руководитель проекта)

Участие в конференциях и доклады на научных семинарах за последнее время:

    Научная конференция «Ломоносовские чтения» (Московский Государственный Университет, Москва). Секция «Психология». Доклад «Современные модели динамики внимания» (2002).

    43-й Конгресс Немецкого Психологического Общества (Университет Гумбольдта, Берлин, Германия). Доклад “Word preference effect and the attentional blink: Who will have the upper hand?” на секции «Dynamische Aufmerksamkeitseffekte II» (2002).

    Первая Российская Интернет-конференция по когнитивной науке. Ведущий секции "Междисциплинарные исследования восприятия и внимания. Проблема сознания и осознания" (2003).

    Мюнхенский симпозиум по зрительному поиску (Мюнхен, Германия) (2003).

    Научный семинар Массачусетского технологического института (Кембридж, Массачусетс, США) "Vision Seminar Series". Доклад "“Top-down influences on the time-course of visual attention: When the attentional blink meets word superiority effect”" (2004).

    Вторые общепсихологические чтения (факультет психологии МГУ, Москва). Доклад «Зрительный поиск в пространстве и времени» (2004).

    Первая Российская конференция по когнитивной науке (Казань, 2004). Доклады "Стратегическая регуляция решения перцептивной задачи как класс нисходящих влияний на процесс построения перцептивного образа", "Опыт проведения Московского семинара по когнитивной науке: проблемы и перспективы" (совм. с Е.В. Печенковой).

    Международная психологическая конференция "5-е Чтения памяти Л.С. Выготского": "Культурно-исторический подход и исследование процессов социализации" (РГГУ, Москва). Ведущий секции. Доклад: "Внимание и деятельность: двадцать лет спустя" (2005).

    Научный семинар Института Выготского РГГУ "Теоретические проблемы психологии" (РГГУ, Москва). Доклад "Кванты внимания, единицы деятельности и проблема ограничений пропускной способности системы переработки информации" (2005)

    Международный семинаре по нейрофилософии сознания и когнитивной науке (Иранский институт философии, Тегеран). Доклад «“Units” of spatial and temporal attention and visual awareness» (2005).

    Международная конференция «Когнитивное моделирование в лингвистике» (Варна, Болгария). Ведущий секции «Bridging gaps between linguistics and cognitive psychology» (2005).
    Международная конференция «Психология перед вызовом будущего» (факультет психологии МГУ, Москва). Доклад «Проблемы и сценарии междисциплинарного взаимодействия в современных исследованиях познания» (2006).

    Московский семинар по когнитивной науке (Москва). Доклад «Эффект превосходства слова в восприятии и перцептивном внимании» (2007).

    Гуманитарные чтения РГГУ (Москва). Междисциплинарный круглый стол «Гуманитарные и социальные науки: проблемы теории и языка». Доклад «Гуманитарный поворот в когнитивных науках» (2008).