Биографии Характеристики Анализ

Восточные истории, притчи, метафоры и юмор как метод психологического консультирования. Контракты в психологическом консультировании

«Не стоит относиться к кино как к реальности,
как к хронике из газет, это же образ мира,
данный нам для того, чтобы мы осознавали самих себя,
заставляющий задуматься над собственным уделом.»
Андрей Звягинцев

Итак, метафора в кино. Эта тема очень обширна, многогранна и глубока. Поэтому, пожалуй, начну с самого начала: что такое метафора? В лингвистике это троп, перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства, скрытое сравнение. Метафоры обогащают произведение, наполняют его скрытыми смыслами и двойными контекстами. Конечно, проще всего привести пример из обиходного языка, те метафоры, которые мы используем повседневно («ложка дёгтя в бочке меда»). Понятно, что языковые метафоры будут разными у представителей разных национальностей.

Что касается киноискусства, то метафора в кино может существовать, например, как иллюстрация метафоры из естественного языка (при этом без знания языковой метафоры смысл может остаться непонятен). Это может быть метафора с использованием киноязыка. (Например, крупный план на каком-нибудь объекте, детали картинки, стыки монтажа, игра со временем, светом и прочие кинематографические радости, которые очень интересны и, по-моему, необъятны в своем многообразии). И это может быть неязыковая метафора. В соответствии с когнитивной теорией метафоры, метафора есть перенесение структуры одной области опыта на другую область опыта. Применимо к кинофильму можно сказать, что структура человеческой жизни, часть жизни, история, опыт переносятся на экран, и весь фильм становится метафорой нашей жизни.

И вот теперь - о психотерапии. Метафора в психотерапии понимается как средство описания своего опыта, способ сообщения о нем («верчусь как белка в колесе»). Метафора - это способ выражения одного опыта с точки зрения другого. «Использование метафоры дает возможность выделять и наблюдать модель, с помощью которой мы понимаем себя и другие понимают нас». Условно, к метафорам в терапии можно отнести и сновидения и фантазии клиента.

Метафора кино - интересная штука, она одновременно конкретизирует ту часть опыта, которую иллюстрирует, и дает место для фантазии наблюдающего - понятно, что любую картинку мы будем воспринимать только через призму своего опыта. И так рождается метафора клиента. Уже его собственная, в которой он, идентифицируя себя с кем-то из героев фильма, погружается в фантазию, в сон, в «символическое» той картинки, на которую смотрит. И уже выносит некоторый метафорический образ, его собственное понимание просмотренного фильма. Или, выражаясь более простым языком, то, что «зацепило». И если для кого-то фильм «Черный лебедь» Даррена Аронофски про женскую конкуренцию, то для другого он про сдержанную страсть, а для третьего - про нарциссические ожидания матери (Правильно, кстати, написать здесь «для одной», «другой» и «третьей», потому как этот фильм острее отзывается у женщин). Всем этим мнениям можно найти подтверждение в фильме, однако, метафорой клиента будет его конкретное понимание основной фигуры в фильме.

Метафора в группе всегда отражает групповую фигуру. Инициаторами возникновения метафоры в группе становятся лидеры, наиболее активные и продвинутые участники. Если потребность угадана - метафора приживается, развивается и превращается в коллективную фигуру. И здесь несколько гипотез… Можно обозначить принципиальное отличие киноклубов от тренингов с использованием кино. Тренинги, как правило, собираются на определенную тему, длятся один, два, три дня, и в группе происходят какие-то процессы как до, так и после просмотра фильма. Соответственно, совсем не плохо, если получится с выбором фильма угадать групповую фигуру, иначе получится внести ее со стороны. Что же касается киноклубов, то тут другая ситуация. Во-первых, люди изначально приходят на определенный фильм, и можно предположить, что все-таки есть у них в фоне какая-то потребность, откликнувшаяся именно на эту метафору, именно на этот фильм. В группе иногда не происходит никаких процессов до просмотра фильма, часто все-таки происходит знакомство, а в некоторых случаях - предварительная презентация фильма. И вся группа на полтора-два часа погружается в метафоричный мир кинематографа…

… «Вынырнув» после просмотра, группа начинает обсуждение (и практически первое взаимодействие) и… оказывается в метафоре фильма. С течением обсуждения можно наблюдать, как все четче прорисовывается механизм взаимодействия в группе согласно теме фильма. Однако здесь всегда может быть подвох для ведущих, соблазн заготовить все заранее - фильм-то видели. Но метафора подразумевает множественное количество трактовок, и в зависимости от состава группы, от контекста и т.п. фигура группы рождается из метафоры фильма непосредственно в процессе обсуждения.

Существуют описанные стадии развития метафоры в группе :

  1. Наличие групповой потребности.
  2. Фигура на фоне. Бессознательный образ начинает оформляться, вычленяться как фигура из фона.
  3. Поляризация группы.
  4. Инверсия.
  5. Интеграция.
  6. Завершение и разрушение гештальта. Когда потребность удовлетворена, необходимость в метафоре отпадает.

Безусловно, для киноклуба это один из самых интересных вариантов событий. То есть, в процессе обсуждения оформляется фигура. Группа, находясь в метафоре фильма, переживает, проигрывает основной конфликт, показанный в фильме, отражая тем самым полярные тенденции («мы за женщин - мы за мужчин», «мы за свободу - мы за подчинение правилам», «мы за стремление к достижению своей мечты - мы за спокойное повседневное существование» и т.п.). Происходит инверсия, участники начинают интересоваться и другими ролями, пытаются примерить их на себя, интегрировать. Если опыт интегрируется, группа не находится больше в метафоре, происходит разрушение этой фигуры и завершение.

Однако, не смотря на всю метафоричность кинематографа, этого всего может не произойти, если метафора фильма и группа слишком опасны для участников. Невозможным в незнакомой группе становится, например, острое переживание стыда. В такой ситуации все последующее обсуждение проходит на преконтакте. Но и в такой ситуации появляется тема, трогающая большую часть участников, возможно, просто не настолько глубокая. Кинематограф щедр, и один и тот же фильм может поднимать и оставлять открытыми бесчисленное количество тем для обсуждений, прочувствования, обдумывания и переживания. И одним словом это - послевкусие.

«Послевкусие должно быть таким, чтобы хотелось жить
Андрей Звягинцев

Литература:

  1. Дорофеева М. Метафора в произведениях советских кинорежиссёров Запада и Востока.
  2. И.Д.Булюбаш «Руководство по гештальт-терапии»
  3. Ефимкина Р. П., Горлова М. Ф. «Развитие Метафоры В Групповом Процессе»

Метафоры (в форме волшебных сказок, стихов, анекдотов) сознательно и подсознательно используются психологами для помощи клиентам в осуществлении желаемых изменений. Такие истории, анекдоты и идиомы обладают одним фундаментальным качеством: в них содержатся важные советы или поучительные сообщения относительно какой-либо специфической проблемы. Некто сталкивается с какой-то проблемой и каким-то образом либо преодолевает ее, либо терпит поражение. Способ, при помощи которого герой решает свою проблему, может в аналогичной ситуации оказаться пригодным и для других людей. Когда какая-либо из этих историй предъявляется слушателю с намерением дать совет или проинструктировать его (или если слушатель подразумевает такое намерение), то она становится для этого человека метафорой. В общем смысле метафору можно определить как сообщение, в котором одна область вещей выражается через термины, принадлежащие к другой области вещей, и все вместе проливает новый свет на характер того, что описывалось ранее.

Явно или скрыто метафоры используются во всех психологических подходах и системах. Примером может служить использование Фрейдом сексуальной символики в качестве инструмента для понимания сновидений, фантазий и «бессознательных» ассоциаций. Юнг изобрел метафоры «анимуса» и «анимы». Райх изобрел «оргон». Гуманистическая психология говорит о «пик-переживаниях», в то время как механисты рассуждают о «маленьком черном ящике». У Берна были «игры», у Перлза – «верхняя» и «нижняя» собаки, а Янов говорил о «первичном» опыте. Далее, каждая терапия или система психологии имеет в качестве своих основ некоторый набор метафор (в виде словаря), который представляет какой-то части людей возможность выражать некоторую часть своего опыта о мире. Однако важным уточнением, которое мы должны здесь сделать, является тот факт, что такие метафоры не являются самим этим опытом. Люди не носят в своих головах ни маленьких «верхних» собак, ни «первичных сущностей», рыщущих по окрестностям в поисках «Оно», чтобы сразиться с ним в поединке. Метафоры представляют собой лишь способ сообщения об опыте.

Вышеприведенные и другие метафоры позволяют понимать, что рассказ вашего клиента о его ситуации также есть набор метафор, в которые вы можете «вчувствоваться» по мере ваших возможностей. Однако «чувства» и «ощущения», которые вы вынесете из этих метафор, никогда не будут идентичны подлинному опыту вашего клиента, так же, как и ваши ответы клиенту в определенной степени будут неправильно поняты им. Часто бывает, что подобная система коммуникации посредством метафор ведет ко все большим ошибкам во взаимопонимании и восприятии.


Каждый человек разрабатывает собственную уникальную модель мира, исходящую из комбинации генетически обусловленных факторов и его личного опыта. «Модель» включает в себя все переживания и все обобщения, относящиеся к этим переживаниям, а также все правила, по которым применяются эти обобщения. Некоторые части этой модели претерпевают определенные изменения по мере физиологического развития и в соответствии с новым опытом, в то время как другие части этой модели представляются ригидными и неизменными. Не существует двух одинаковых моделей мира. Все мы разрабатываем свои собственные и уникальные модели мира. Это уточнение очень важно иметь в виду, поскольку сбор точной информации является фундаментальным аспектом для любой эффективной психологической ситуации. Отдавая себе отчет в том, что все коммуникации являются метафорическими и основываются на уникальном опыте, мы можем помнить о том, что по этой причине они не полны и что именно слушатель является тем, кто составляет представление об услышанном и вообще обо всей предъявленной ему информации.

Консультанту никогда не следует предполагать, что клиент в полной мере его понимает. Он должен убедиться в том, что до клиента дошло то, что ему сказал консультант. Одни и те же слова и выражения разные люди могут понимать совершенно по-разному. Смысл таких понятий, как «враждебность», «зависимость», «самоуничижение» и др., должен быть раскрыт путем их отнесения к конкретным случаям в жизни клиента, и это очень важно в процессе психотерапии. Общим принципом подхода к ведению консультативного диалога является создание таких условий, в которых клиент мог бы самостоятельно определить смысл, который имеют для него те или иные события, и это гораздо более продуктивно, чем когда психолог пытается его объяснить или внушить клиенту, используя утверждения или вопросы, предполагающие вполне определенный тип ответа. Одним из наиболее полезных в репертуаре консультанта является вопрос: «Что вы сейчас имеете в виду?» Его следует задавать тоном, позволяющим передать, что консультант лишь желает понять клиента и не сомневается в его способности самостоятельно найти ответ.

Конечно, между моделями мира существуют не одни только различия. Существует и множество сходств, частично обусловленных условиями воспитания в специфической социальной среде. При разработке и использовании психологических метафор должны в максимальной степени использоваться те сходства, которые описывают паттерны, которыми люди выражают свой жизненный опыт.

Волшебные сказки потому и являются психологическими, что клиент находит свое собственное решение, ассоциируя то, что в них кажется относящимся к нему, с конфликтами своей внутренней жизни, с переживаемым им в настоящее время. Содержание сказки обычно не имеет отношения к нынешней жизни клиента, но оно вполне может отражать то, что составляет его внутренние проблемы, кажущиеся ему непонятными, а потому неразрешимыми.

Таким образом, целью психологических метафор является инициация сознательного либо подсознательного поиска, который может помочь человеку использовать личные ресурсы для такого обогащения модели мира, в котором он нуждается, чтобы суметь справиться с занимающей его проблемой.

Главнейшим требованием, предъявляемым к метафоре в отношении ее эффективности, является то, чтобы она встречала клиента в его модели мира. Это не означает, что содержание метафоры обязательно должно совпадать с содержанием ситуации клиента. «Встретить клиента в его собственной модели мира» означает лишь то, что метафора должна сохранять структуру данной проблемной ситуации. Другими словами, значимыми факторами метафоры являются межличностные взаимоотношения и паттерны, при помощи которых клиент оперирует внутри контекста проблемы. Сам по себе контекст значения не имеет.

Психологические метафоры, как и вообще терапия, начинаются с проблемы. Первой и главной задачей того, кто помогает людям, является достижение определенного уровня понимания природы и характеристик проблемы клиента, а также осознание того, в каком направлении он хочет изменить свою ситуацию. Важной предпосылкой для эффективной терапии и для работы психологических метафор является необходимость точной формулировки целей клиента. Это означает, что клиент будет контролировать изменения, которые нужно произвести.

Фундаментальной характеристикой психологической метафоры является то, что участники истории и события, происходящие в ней, эквивалентны – изоморфны – тем лицам и событиям, которые характеризуют ситуацию или проблему клиента. Это репрезентируется и в метафорическом списке действующих лиц, и в процессах и параметрах ситуаций, относящихся к проблеме. Такие репрезентации не равнозначны параметрам самой проблемы, но являются эквивалентными ей в смысле установления тех же отношений, которые идентифицируются между параметрами метафоры и действительной ситуации. В этом смысле «изоморфизм» здесь понимается как метафорическое сохранение взаимоотношений, которые имеют место в актуальной проблемной ситуации.

В ходе конструирования эффективных метафор недостаточно простого включения в историю по одному участнику соответственно участникам действительной проблемы и по одной линии событий для каждого действительного события, касающегося проблемы. Отношения и течение актуальной ситуации должны быть учтены в истории так, чтобы клиент принял это как значимую для него репрезентацию его проблемы. Подобное требование означает: что является значимым для метафоры, то и является изоморфной репрезентацией отношений и процессов, обнаруженных в проблеме. Если условие изоморфизма удовлетворяется, то для составления метафоры пригоден любой контекст. При выборе персонажей для метафоры не имеет значения, кто они. Главное в этом то, как они взаимодействуют.

До сих пор единственным для завершения основной метафоры был вопрос о разрешении проблемы. Наблюдая вашего клиента, вы интуитивно знаете, какие изменения были бы для него полезны, и можете определить, какой исход должен быть выбран. Однако во многих случаях клиент сам определяет разрешение. Обычно клиенты знают, какие изменения они хотели бы осуществить. Где они чаще всего оказываются в замешательстве, так это при построении моста между их настоящей, неудовлетворительной и повторяющейся ситуацией, с одной стороны, и желательной ситуацией – с другой стороны. Поэтому метафора в качестве двух главных своих компонентов имеет желательный исход и стратегию, которая позволяла бы перекинуть мостик между проблемой и желательным исходом.

Для того чтобы провести клиента от его постоянно повторяющейся проблемной ситуации к желаемому исходу, между тем и другим должен быть построен своего рода экспериментальный поведенческий мост. Обычно недостаточно просто перескочить из «проблемы» в «новое поведение», поскольку это клиент как раз безуспешно пытался проделать. Такой мост между проблемой и исходом называется связующей стратегией.

Для понимания того, что такое «связующая стратегия», можно воспользоваться понятием рекалибровки. Обычно все проблемы имеют рекурсивный характер, то есть вновь и вновь повторяются одни и те же либо сходные конфигурации событий, продуцируя, в конце концов, один и тот же набор неприятных или нежелательных опытов. Следовательно, для облегчения решения проблемы она должна быть подвергнута рекалибровке, которая является функцией связующей стратегии и в конечном счете позволяет человеку выбираться из повторяющихся ситуаций, имея свободу выбора.

Рекалибровка повторяющейся ситуации включает:

1. Обеспечение клиента способностью осознавать, в каких случаях события составляют такую пропорцию, что они становятся проблемными.

2. Обеспечение клиента средствами, при помощи которых он сможет перепропорционировать эти события.

Тогда, возвращаясь к вопросам формулировки метафор, первый шаг по осуществлению рекалибровки будет заключаться во введении такого персонажа (эквивалентного клиенту), который каким-либо образом нарушает старый паттерн поведения, в результате чего он, в конце концов, оказывается способным к эффективному изменению ситуации. Это «каким-либо образом» является способом, который вы примените в метафоре и который будет зависеть от вашего опыта и интуиции в качестве помощника людям и обычного человеческого существа.

Второй шаг будет заключаться в том, чтобы в описательной форме представить персонажа, у которого есть понимание калибровки, превращающейся в проблему, и способа, посредством которого эта проблема могла бы быть рекалибрована.

Как уже говорилось, желаемый исход часто подразумевает связующую стратегию. Но наиболее подходящей стратегией, которая могла бы привести к этому исходу, является стратегия, которую клиент прямо или косвенно индуцирует сам. Прекрасным способом получить такую информацию является просьба описать, как клиент пытался решить эту проблему до прихода к психологу. Описывая в деталях свои ошибки при решении проблемы, клиент будет косвенно описывать, что следует сделать для того, чтобы цель была достигнута, то есть описывать, в какие моменты он оказывается в замешательстве и, таким образом, в каких направлениях ограничена его модель.

Другим отличным способом получить эту информацию является вопрос: «Что удерживает вас от..?» Следовательно, связующая стратегия, которую клиент индуцирует для себя, заключается в том, что он слишком долго преодолевает или обходит свой страх перед тем, чтобы делать то, что он хочет делать, и в том, чтобы понять, что нет нужды ставить страх на первое место.

Еще одним жизненным компонентом в разрешении проблемы является переформирование. «Переформировать» – означает взять прежний болезненный или нежелательный опыт или поведение и перекомбинировать его так, чтобы он оказался ценным и потенциально полезным.

Итак, весь процесс формулировки основной метафоры выглядит следующим образом:

Сбор информации

1. Идентификация значимых лиц, вовлеченных в проблему:

а) идентификация их межличностных отношений.

2. Идентификация событий, характерных для проблемной ситуации:

а) определение того, как развивается проблема (калибровка).

3. Определение изменений, которые хотел бы сделать клиент (исхода):

а) проверка того, что они точно сформулированы.

4. Идентификация того, что клиент предпринимал раньше для решения проблемы, или того, что удерживает его от совершения желаемых изменений (что может инициировать связующую стратегию).

Создание метафоры

1. Выбор контекста.

2. Выбор персонажей и плана метафоры с тем, чтобы она была изоморфна идентификации значимых лиц и событий и желаемому исходу.

3. Определение разрешения, включая:

а) стратегию рекалибровки;

б) желаемый исход;

в) переформирование непосредственной проблемной ситуации.

4. Сообщение метафоры.

Метафора является прекрасным средством установления контакта и может использоваться как диагностический инструмент для детального изучения проблем детско-родительских отношений, для разрешения существующих трудностей в общении и развития доверительных и любящих отношений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Электронный журнал

Консультирование

Использование метафор в консультировании родителей

А.Ю. Кремлякова
педагог-психолог МАДОУ детский сад комбинированного вида № 30, г. Белебей, Республика Башкортостан

Метафора является прекрасным средством установления контакта и может использоваться как диагностический инструмент для детального изучения проблем детско-родительских отношений, для разрешения существующих трудностей в общении и развития доверительных и любящих отношений.

Метафора (греч. metaphora - перенесение) - перенесение свойств одного предмета (явления или грани бытия) на другой по принципу их сходства в каком-либо отношении или по контрасту. В психологии это сознательный терапевтический прием, образный способ описания ситуации, образное сравнение, помогающие через картинку увидеть новые смыслы.

В своей книге «История и метафоры в помощь ведущему тренинга» В.Н. Богданович рассматривает метафору как способ метафорического выражения проблемы, опыта, личности самого клиента с целью их терапевтической проработки.

Метафора является прекрасным средством установления контакта с родителем и позволяет, по мнению И.Г. Кутергиной , точнее проводить первый этап диагностики, далее производить коррекцию, легко отслеживать динамику и движение психологических процессов и качеств, а также осуществлять заключительный этап наблюдения с последующими рекомендациями. Кроме того, она может использоваться как диагностический инструмент для детального изучения проблем детско-родительских отношений. Поведение родителя во время рассказа метафорической истории, дальнейший анализ характера рисунка и его сюжета (если проводится рисование), специфика обсуждения метафоры - все это может дать информацию об особенностях взаимоотношений в системе «родитель - ребенок».

К метафорам можно прибегать в ходе индивидуальных или групповых консультаций, используя следующие варианты:

  • прочтение и обсуждение метафор (выраженных в притчах, поучительных историях) совместно с родителями;
  • обсуждение рисунков-метафор и составление рассказов по ним;
  • работа с метафорическими картами.

Все варианты метафор используются с целью ознакомления и помощи в практическом освоении родителями психологически грамотных форм эффективного взаимодействия с детьми, для разрешения существующих трудностей в общении и развития доверительных и любящих отношений. Они помогают научиться безоценочно принимать своего ребенка, понимать и проговаривать его чувства, разрешать конфликты.

Метафоры-притчи

Прочтение метафор поможет установлению доверительной атмосферы между педагогом-психологом и родителями, а также может стать отправной точкой для обсуждения конкретной проблемы детско-родительских отношений (как в ходе индивидуального консультирования, так и в ходе группового сеанса). Данный подход можно дополнить изобразительными приемами коррекции (драматизация в песочнице, рисование на листе бумаги или поверхности песка, лепка и т. д.).

Приведем примеры метафор.

Метафора-притча о яблоне

Цель: помощь в осознании родителем последствий своих действий (или бездействий), принятии ответственности за воспитание ребенка.

Однако шли дни, недели, месяцы, годы. И постепенно у фермера поубавилось охоты ухаживать за яблоней. „Ведь есть дела и поважней, а яблоня и так хорошо растет“, - подумал он.

Однажды, придя в свой сад, фермер вдруг обнаружил в том месте, где росла его любимая яблоня, увядшее, кривое, больное дерево. Он так сильно разозлился, что схватил лопату, выкорчевал яблоню из земли и бросил через забор.

Проходящей мимо женщине стало жалко замученное одинокое дерево. Она посадила его у себя в саду и стала ухаживать за ним. И о чудо! Яблоня ожила и зацвела еще пуще прежнего. Да, это была та же самая яблоня, которая некогда радовала фермера, только теперь она цвела в соседнем саду. А сад фермера был пуст».

Вопросы для обсуждения:

  • Каков, по-вашему, смысл данного рассказа?
  • Кем бы вам больше хотелось быть: фермером или той женщиной, что забрала к себе яблоню? Почему?
  • Какие чувства вы сейчас испытываете?
  • Что хочется сделать?

Метафора-притча «Хрупкие вещи»

Цель: помощь в осознании необходимости воспитания у детей отзывчивости, чуткости, доброжелательности.

«Как-то в одно селение пришел и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Еще он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но еще более хрупкие.

Однажды родители не выдержали и пришли к нему:

Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются как могут, но игрушки все равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно.

Пройдет совсем немного лет, - улыбнулся старец, - и кто-то подарит им свое сердце. Может быть, это научит их обращаться с этим бесценным даром хоть немного аккуратней?»

Вопросы для обсуждения:

  • Что вы почувствовали по прочтении этой притчи, о чем подумали?
  • Как, по-вашему, можно воспитать у ребенка чуткость, сердечность?
  • По-вашему, нужны ли в современном мире с его «потребительскими» отношениями такие качества, как отзывчивость и сердечность?

Притча о понимании (Н. Становкина)

Цель: осознание необходимости установления более тесных отношений с детьми (возможно, с помощью приемов активного слушания, Я-высказываний).

«Однажды к мудрецу из далекой деревни пришли молодые люди.

Мудрец, мы слышали, что ты даешь всем мудрые советы, указываешь правильный путь, открываешь истину. Помоги и нам! Старшее поколение в нашей деревне перестало нас понимать, а с этим нам очень трудно жить. Что нам делать?

Мудрец посмотрел на них и спросил:

А на каком языке вы говорите?

Все молодое поколение говорит на тарабарском.

А старшие жители?

Задумались молодые люди и признались:

Мы у них не спрашивали.

Именно поэтому у вас получается их только слушать, но не слышать!»

Вопросы для обсуждения:

  • Как вы можете описать ваше общение с ребенком? Представьте какой-нибудь образ, характеризующий ваше общение. Вспомните и опишите ситуацию, характерную для вашего общения с ребенком.
  • Что вам помогает в общении? Что мешает?

Метафора «Два маленьких мальчика»

Цель: помощь в осознании необходимости безоценочного принятия родителем своего ребенка, а также важной роли родительских установок, ожиданий (выражающихся в словах, поступках) в формировании личности ребенка, его самооценки и убеждений.

«Учитель сидел на берегу моря, отдыхая после долгой экскурсии. Он любовался простором и наблюдал за тем, как два мальчика лет шести играли вместе. Они бегали, смеялись, а потом, устав, уселись рядышком неподалеку от него и начали разговаривать:

Кем ты хочешь стать, когда вырастешь? Я хочу быть нейрохирургом.

Я не знаю. Я никогда не думал об этом. Знаешь, я не очень умный…

Ветер унес их разговор. А учитель задумался о том, где второй мальчик почерпнул такую веру в ограниченность собственных возможностей. От воспитателя? От родителей? Ему шесть лет, и, если он не изменит свое мнение или кто-нибудь другой не поможет ему изменить свою точку зрения, это окажет отрицательное влияние на его жизнь, ограничив веру в собственные возможности, сковывая его потенциал…»

Вопросы для обсуждения:

  • Закройте глаза. Представьте своего ребенка и ваше общение с ним. Какие слова, фразы чаще всего вы употребляете, когда разговариваете с ребенком?
  • Как реагирует ваш ребенок на похвалу и замечания, исходящие от вас?

Работу с текстом можно дополнить нижеследующими заданиями.

«Каким я вижу своего ребенка»

Цель: осознание качеств ребенка.

Давайте разберемся, каким вы воспринимаете своего сына (дочь). Перед вами список качеств, которыми может быть описана личность любого ребенка. Отметьте наличие этих качеств у ребенка:

  • такого как все;
  • который отличается от других;
  • который вас раздражает;
  • в котором вы видите личность;
  • идеального;
  • вашего.

Список качеств

Ребенок

такой, как все

который отличается от других

который меня раздражает

в котором я вижу личность

идеальный

мой

Агрессивный

Болтливый

Веселый

Упрямый

Способный

Хитрый

Активный

Общительный

Честный

Послушный

Трудолюбивый

Аккуратный

Беззащитный

Ответственный

Замкнутый

Лидер

Ленивый

Скромный

Злой

Отзывчивый

Доверчивый

Глупый

Конфликтный

Инициативный

Несдержанный

Грубый

Наглый

Своевольный

Неряшливый

Равнодушный

Дерзкий

Внимательный

Независимый

Сопоставьте пять характеристик с последним столбцом и ответьте на вопрос: «Какая характеристика в большей степени совпадает с профилем вашего ребенка?» Расскажите, какой он, ваш ребенок: как все, идеал, личность, ребенок, отличающийся от всех, который раздражает? Или в нем присутствуют качества всех профилей?

«Какие мы в семье»

Инструкция педагога-психолога. Расскажите, какими бываете вы по отношению к своему ребенку. Например, мама - терпеливая, настойчивая, ласковая, отзывчивая, а папа - спокойный, серьезный, добрый, уверенный?.. Давайте посмотрим на себя как родителя со стороны. Разделите лист на два столбика… В первом напишите, что вас огорчает в ребенке, а во втором - что радует…

А теперь проанализируйте. Если в первом столбце оказалось больше качеств, значит, вы чересчур строгий, требовательный, иногда карающий родитель. Если больше во втором столбце - вы понимающий, поддерживающий и помогающий родитель.

Рисунки-метафоры

Один из вариантов использования метафоры в ходе индивидуальных или групповых консультаций - обсуждения рисунков-метафор и составление рассказов по ним (прием, разработанный С. Цветковой ). Задавая наводящие вопросы, вовлекая в активное обсуждение родителей, педагог-психолог подводит их к объективному пониманию существующей проблемы, а затем и к выработке возможных форм поведения и коррекции детско-родительских отношений.

«Замóк и ключи»

Цель: помочь в осознании необходимости выстраивания индивидуального подхода к ребенку и методов воспитания.

Материал: изображение замка и связки ключей.

Инструкция педагога-психолога. Посмотрите на картинки, которые я приготовила для вас. Что на них изображено?.. Правильно - замок и ключи. Как вы опишете замок? Какой он? (Возможные ответы: тяжелый, железный, закрытый и т. д. ) Да, замок закрыт. Что же нужно для того, чтобы открыть этот замок?.. Да, нужны ключи. Вот и связка ключей. Любым ли ключом можно открыть предложенный замок?.. Увы, нет. Может так быть, что и в этой связке не окажется нужного нам ключа. Для каждого замка существует свой ключ, с помощью которого можно открыть предложенный замок.

С чем можно сравнить замок и ключи?.. Да, замок - это ребенок, а ключи - методы воздействия на него, методы воспитания, формы и приемы взаимодействия с ним. Для того чтобы ребенок открылся нам, необходимо правильно подобрать тот единственный ключик, т. е. метод взаимодействия с ним. Возможно ли замок открыть другим способом, не применяя ключи?.. Да, можно. Например, с помощью ножовки, лома, топора, хитроумной отмычки. Но их применение обязательно приводит к поломке замка. То же самое происходит и с ребенком, его психикой, когда в отношении него применяются неправильные, варварские методы воспитания и воздействия.

«Яйцо и цыпленок»

Цель: способствовать осознанию особенностей протекания возрастных кризисов (в частности, кризиса трех лет).

Материал: изображение яйца.

Инструкция педагога-психолога. Давайте поговорим о том, как протекает кризис трех лет. Для того чтобы лучше понять, представьте цыпленка, еще не вылупившегося из яйца. По-вашему, как он чувствует себя в скорлупе?.. Безопасно ли ему?.. Хватает ли ему питательных веществ?.. Да, ему комфортно и спокойно, но… несмотря на это, в определенный момент цыпленок разрушает скорлупу, чтобы выбраться наружу. Почему, как вы думаете?.. (Возможные ответы: он может задохнуться, очень мало места, закончились питательные вещества, он растет и т. д. )

А теперь посмотрим на нашу ситуацию. Постоянная опека родителей для ребенка - это такая же скорлупа. Ему тепло, уютно и безопасно под ней. До определенного момента она ему необходима. Но ребенок растет, меняясь внутри, и приходит день, когда он сознает, что скорлупа начинает мешать его росту. Поэтому он начинает оказывать противодействие прежним условиям, начинает разрушать эту скорлупу, чтобы продолжить свое дальнейшее развитие, - что и проявляется во время кризиса трех лет.

Метафорические карты

Во время консультации с родителями в качестве одного из эффективных приемов можно использовать наборы метафорических карт с притчами, мудрыми мыслями, высказываниями: «Азбука родительской любви», «Время мудрее всего, ибо оно открывает все», «Все грани гармонии», «Шаги к мудрости», «Сокровищница жизненных сил».

Родителю предлагается прочитать надписи на предложенных открытках и выбрать ту (можно несколько), которая больше всего подходит для его ситуации. Ему необходимо дать время для того, чтобы прислушаться к себе, разобраться в своих чувствах и вспомнить момент возникновения затруднений во взаимоотношениях с ребенком. Важно, чтобы он подумал о том, что могло побудить ребенка вести себя именно так и никак по-другому, и проанализировал свое ответное поведение. Далее совместно с педагогом-психологом вырабатывается тактика поведения, которая должна исходить из нового понимания чувств и намерений ребенка и родителя.

Приведем пример.

На консультации мама Вани Н. (6 лет) с жалобой на неусидчивость, расторможенность сына. Поведенческие проблемы ребенка - результат неврологических нарушений, впоследствии они стали причиной ухудшения детско-родительских отношений. В ходе беседы с мамой выяснилось, что мальчик состоит на учете у невролога. Врач порекомендовал медикаментозное лечение дополнить психологической коррекцией.

Для беседы педагогом-психологом подготовлены метафорические картинки из комплекта «Азбука родительской любви». После просмотра мамой выбраны несколько открыток, которые определили дальнейшую коррекционно-консультативную работу с детско-родительской парой:
«Любовь к детям нужно выражать в ясной и понятной им форме. Дети ищут подтверждения того, что они любимы, в отношении к ним, в нашем голосе, глазах, жестах. Поэтому как можно чаще целуйте и обнимайте своих детей, разговаривайте с ними, слушайте их, смотрите на них с любовью и нежностью».
«Кричать на детей бесполезно. Криком вы лишь покажете ребенку, что потеряли контроль над ситуацией и не знаете, что делать дальше. Спокойное, сдержанное высказывание имеет больше шансов быть услышанными, ибо, как говорится, „мудрые слова, сказанные тихо, - слышны“…»
«Твердый запрет того, что вы считаете действительно вредным для ребенка, не является жестокостью. Конкретными и разумными ограничениями вы делаете мир малыша простым и ясным. Он начинает четко видеть его границы и чувствует себя в безопасности».
«Детям жизненно необходимо бегать, прыгать, кричать, шуметь. Для того чтобы спасти свой дом от возможных разрушений, обговорите заранее, где ребенок может дать волю своей энергии, а где этого делать не стоит».

Алгоритм дальнейших действий:

1. Уточнение с мамой действий, уже предпринятых ею для решения проблемы (составляется перечень на бумаге). Подобный прием становится важным в том случае, когда педагог-психолог хочет помочь родителю взять на себя обязательства отказаться от тех поступков, которые оказались бесполезными или, более того, разрушающими.

2. Обсуждение тех последствий, которые она испытала на себе, используя неэффективные или деструктивные способы воздействия на сына. Смысл данного этапа в том, что, когда все плюсы и минусы действий обозначены, стремление к изменениям усиливается. Родитель наглядно видит, какую цену он платит за свое деструктивное поведение, и его мотивация к поиску более продуктивных действий повышается.

3. Поиск новых путей решения проблемы методом мозгового штурма с анализом эффективности каждого. В результате совместной работы выработана следующая стратегия взаимодействия с ребенком:
уменьшить рабочую нагрузку Вани, причем сложные виды деятельности предлагать в первой половине дня, а не вечером. Договариваться с ним о тех или иных действиях заранее, давая при этом короткие, четкие и конкретные инструкции;
делить работу на короткие, но более частые периоды, использовать физкультминутки;
при общении с ребенком использовать зрительный и тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания);
использовать гибкую систему поощрений и наказаний, причем поощрять сразу же, не откладывая на будущее;
предоставлять ребенку возможность выбора;
ввести ритуалы взаимодействия, которые должны соблюдаться неукоснительно, вне зависимости от занятости родителей работой и домашними делами, а именно:
- совместные прогулки (обязательны);
- чтение сказки на ночь;
- совместные игры;
- регулярное посещение театра, выставок, кино;
- совместное выполнение домашних дел;
при соблюдении ритуалов взаимодействия с ребенком обращать внимание на его настроение и свои ощущения;
уменьшить время, проводимое ребенком перед телевизором и компьютером.

Один из способов понять специфику какого-либо предмета - уподобить его другому предмету - более простому, более изученному или более структурированному.

Уподоблять более сложному и неясному не имеет смысла, так как можно запутать еще больше. Хотя эвристически и такой ход может быть полезен для консультанта. Так, консультант, чувствующий, что его статус в глазах клиента снижается, такого тумана на себя напустит - «Ну, чистый маг и волшебник!».

Чаще всего, пытаясь объяснить, что такое консультирование, его уподобляют таким предметам как наука или инженерное дело. Даже в известном противопоставлении «естественное - искусственное», принятом в школе Г. П. Щедровицкого, видны следы двух указанных предметов (Щедровиц- кий, 1995).

Стало привычным, что социальные науки наполнены дискуссиями о чистоте методического подхода.

Здесь и противоречие между идеографическим и номотетическим подходами к социальной реальности, и дискуссия между классическим и не- классическим социальным знанием (Гречихин, 1988; Полани, 1985; Фейс- рабенд, 1986).

В зависимости от ориентации исследователи либо сетуют на общее падение уровня исследований и допущение в них «чуждых» методов и подходов (Батыгин, 1995), либо призывают к плюрализму, нашедшему одно из первых проявлений в принципе пролиферации (proliferation - англ, «быстрое разрастание») П. Фейерабенда: «Допустимо все» (Фейерабенд, 1986).

Аналогичная дискуссия развернулась в отношении феномена влияния наблюдателя на исследуемое явления. Начавшись рефлексией Хоторн- ского эксперимента и продолжившись в предложенном К. Левиным методе исследования действием, эта дискуссия легла в методологическое обоснование управленческого консультирования (Юксвярав и др., 1988).

Стоит напомнить, однако, что в конце 1920-х - начале 1930-х гг. выдающийся отечественный психолог Л. С. Выготский проводил исследования по методической схеме, получившей название «генетический метод» (Выготский, 1983-85). Особенность его метода состояла в том, что, постоянно влияя на ребенка, он развивал у него определенные представления и умения.

Ряд понятий, предложенных Л. С. Выготским, не потеряли своего значения для консультирования. Первое из них - «зона ближайшего развития» - состоит в следующем. Ребенок в присутствии взрослого ведет себя иначе, чем в одиночку. При минимальной поддержке взрослого он способен решать более сложные задачи нежели без нее. Пространство зоны ближайшего развития различно в разном возрасте, у разных детей и в присутствии разных взрослых. Независимо от выводов, следующих из Хо- торнского эксперимента, Выготский начал активно работать с эффектами влияния наблюдателя на наблюдаемое явление и даже измерять эффект этого влияния.

Ход мысли, предложенный Выготским, необычайно актуален для консультирования.

Первое следствие из него - важна не столько классификация стилей и типов консультирования, сколько классификация систем «консультант - клиент».

Второе следствие - вполне возможна диагностика клиентских организаций с позиции измерения размеров их «зоны ближайшего развития».

Третье следствие - достижение цели консультирования не может быть нс чем иным, как результатом совместных усилий.

В консультировании распространены дискуссии на тему консультант- клиентских отношений. На наш взгляд, такой термин заведомо вводит ограничение в рассмотрение предмета. Понятие «отношение» больше может быть отнесено к первичному установлению доверия и малоценно для анализа более поздних стадий совместной деятельности. Более корректно было бы говорить о взаимодействии и способах его оптимизации.

Понятие зоны ближайшего развития имеет в отношении менеджмента следующие приложения. Традиционная классификация управленческих структур (иерархические, дивизиональные, матричные, свободные и т.и.) должна быть пересмотрена в расчете на цели консультирования. Наверняка каждый из указанных типов структур обладает разными потенциалами развития и это не может не учитываться при консультировании. Интуитивно ясно, матричные и свободные структуры более перспективны с точки зрения развития. Однако осторожность не позволяет делать окончательные выводы до получения надежных эмпирических результатов.

В консультировании нашли место как классические, так и неклассические воззрения. Так, принятое многими выделение этапа диагностики стало проявлением классических исследовательских воззрений. Спору нет, важно, приступая к какому-либо воздействию, знать актуальное состояние дел, поставить организации диагноз.

Тем не менее, если использовать медицинскую метафору до конца, нельзя не заметить, что даже в медицине есть ситуации, в основном связанные с дефицитом времени, когда оперативное вмешательство осуществляется одновременно с диагностикой, или даже сама диагностика возможна только на основе оперативного вмешательства.

Такие же экспресс-ситуации имеют место и в консультировании, когда очевиден дефицит времени. И диагностика может также реализовываться в процессе воздействия, а то и «опрокидывания» клиента.

Не стоит забывать о взаимном влиянии клиента и консультанта. В интервьюировании такое влияние проявляется в высокой степени. Хотя правила интервью установлены таким образом, что предполагают большее влияние мнений клиента на позицию, занимаемую консультантом, последнему не стоит самоустраняться от воздействия на клиента. Фактически понятие «развивающее интервью» фиксирует справедливость этого утверждения. Интервью - это не только способ получения информации, это начало активного влияния консультанта на положение дел в организации.

Практически каждый метод может быть повернут в несколько сторон. Эта характеристика поворачиваемое™ или гибкости может быть избрана для классификации методов консультирования и стилей, исповедуемых разными консультационными традициями. Так, не секрет, что стиль некоторых зарубежных консалтинговых фирм не предполагает значительных изменений в используемых методах. Как индустриальные гиганты производят тысячи изделий одинакового качества, так и консалтинговые фирмы десятками продуцируют отчеты, отличающиеся лишь основными расчетными цифрами и результирующей оценкой. Конечно, все действительное разумно. В привычных для работы консультантов этих фирм условиях экономической стабильности изменение даже десятой доли процента - это событие.

Но в условиях хронической нестабильности стереотипное использование методов менее эффективно, чем вариабельность методов в ответ на вариабельность условий. Автору ни в коей мере не хотелось бы превозносить уникальность отечественной нестабильности. Надеюсь, с ней когда-нибудь будет покончено. И тогда придет время стабильных методов консультирования. Пока же консультанты, умело использующие нестабильные гибкие методы, обладают своего рода преимуществами.

Вероятно, среди прочих проблем, пока не позволяющих органично объединить усилия отечественных консультантов но управлению, экономическая нестабильность, ведущая к востребованности разных и нестационарных методических подходов, играет не последнюю роль. Компактные и разнообразные группы консультантов востребованы в большей степени, чем крупные фирмы, работающие по единым стандартизированным методикам.

К такого рода преимуществам могут быть отнесены многоцелевые методы, достигающие одновременно нескольких целей.