Какие основные этапы творческого пути гоголя. Жизненный и творческий путь
Краткое жизнеописание
Родился Н.В.Гоголь 20 марта (1 апреля) 1809 г. в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в помещичьей семьи среднего достатка, где помимо Николая было еще пятеро детей. Вначале Гоголь учился в Полтавском уездном училище (1818-19), а в мае 1821 поступил в только что основанную Нежинскую гимназию высших наук. Учился Гоголь довольно средне, зато отличался в гимназическом театре как актер и декоратор. К гимназическому периоду относятся первые литературные опыты в стихах и в прозе. Однако мысль о писательстве еще «не всходила на ум» Гоголю, все его устремления связаны со "службой государственной", он мечтает о юридической карьере. В декабре 1828 приезжает в Петербург, где его подстерегает ряд ударов и разочарований: не удается получить желаемого места; поэма «Ганц Кюхельгартен» вызвала резкие и насмешливые отзывы.
Служил Гоголь вначале в Департаменте государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел. Затем -в департаменте уделов. Пребывание в канцеляриях вызвало у Гоголя глубокое разочарование в «службе государственной», но зато снабдило богатым материалом для будущих произве-дений, запечатлевших чиновничий быт и функционирование государственной машины. В этот период выходят в свет «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-1832). Они вызвали почти всеобщее восхищение.
Верх гоголевской фантастики - «петербургская повесть» «Нос» (1835; опубликована в 1836 г.), осенью 1835 г. он принимается за написание «Ревизора», сюжет которого подсказан был Пушкиным; работа продвигалась столь успешно, что 18 января 1836 г. он читает комедию на вечере у Жуковского (в присутствии Пушкина, П. А. Вяземского и других), а уже 19 апреля состоялась премьера пьесы на сцене Александринского театра в Петербурге. 25 мая - премьера в Москве, в Малом театре. В июне 1836 г. Гоголь уезжает из Петербурга в Германию (в общей сложности он прожил за границей около 12 лет). Конец лета и осень проводит в Швейцарии, где принимается за продолжение «Мертвых душ». Сюжет был также подсказан Пушкиным.
В сентябре 1839 г. Гоголь приезжает в Москву и приступает к чтению глав «Мертвых душ» в присутствии своих старых друзей. Восторг был всеобщий. В мае 1842 г. «Похождения Чичикова, или Мертвые души» вышли в свет. После первых, весьма похвальных отзывов инициативу перехватили хулители Гоголя, обвинявшие его в карикатурности, фарсе и клевете на действительность. В июне 1842г. Гоголь уезжает за границу. Трёхлетие. (1842-1845), последовавшее после отъезда писателя за границу - период напряженной и трудной работы над 2-м томом «Мертвых душ». В 1847 г. в Петербурге были опубликованы «Выбранные места из переписки с друзьями». Выход «Выбранных мест» навлек на их автора настоящую критическую бурю. Гоголь не может прийти в себя от полученных «ударов. В апреле 1848 г. Гоголь окончательно возвращается в Россию.
Весною 1850 г. он предпринимает попытку устроить свою семейную жизнь - делает предложение А. М. Виельгорской, но получает отказ. В ночь с 11 на 12 февраля 1852 г. в состоянии глубокого душевного кризиса писатель сжигает беловую рукопись 2-го тома (сохранилось в неполном виде лишь 5 глав; опубликованы в 1855 г.). 21 февраля 1852 года утром Гоголь умер в своей последней квартире в доме Талызина в Москве. Похороны писателя состоялись при огромном стечении народа на кладбище Свято-Данилова монастыря.
Подробнее:
- http://az.lib.ru/g/gogolx_n_w/text_0202.shtml (Из энциклопедии Брогкауза и Эфрона)
- http://ru.wikipedia.org/wiki/ (Из Википедии)
- http://www.tonnel.ru/ (Виноградов И.А. Биография Н.В.Гоголя)
Хронология жизни и творчества
- 1809, 20 марта – В местечке Большие Сорочинцы родился Николай Васильевич Гоголь
- 1818-1819 – учеба в Полтавском поветовом училище
- 1820 – Жизнь в Полтаве на дому у учителя Г. Сорочинского, подготовка ко второму классу гимназии
- 1821-1828 – Учение в Нежинской гимназии высших наук кн. Безбородко
- 1825, 31 марта – Смерть отца Гоголя Василия Афанасьевича Гоголя-Яновского, конец детства Гоголя
- 1828, конец декабря – Гоголь приезжает в Петербург
- 1829 – Стихотворение «Италия» (без подписи) напечатано в журнале «Сын Отечества», выход поэмы «Ганц Кюхельгартен» под псевдонимом В. Алов,
- служба в Департаменте государственного хозяйства и публичных зданий
- 1830 – Гоголь – писец в Департаменте уделов
- 1830 – В «Отечественных записках» напечатана (без подписи) повесть «Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала». Знакомство с Жуковским
- 1831, май – Знакомство с А. С. Пушкиным
- 1831-1835 – Гоголь работает учителем истории в Патриотическом институте
- 1831, сентябрь – Выход в свет первой части «Вечеров на хуторе близ Диканьки»
- 1832 – Выход в свет второй части «Вечеров на хуторе близ Диканьки»
- 1834-1835 – Гоголь – адъюнкт-профессор по кафедре всеобщей истории при Санкт-Петербургском университете
- 1835 – Вышли «Арабески» и «Миргород». Начаты «Мертвые души»
- 1835, ноябрь-декабрь – Написан «Ревизор»
- 1836, 11 апреля – Выход в свет первого номера «Современника», где напечатаны «Коляска», «Утро делового человека»
- 1836, 19 апреля – Премьера «Ревизора» в Александрийском театре
- 1836, 6 июня – Отъезд Гоголя за границу
- 1836-1839 – Жизнь за границей. Знакомство с А. А. Ивановым
- 1839, сентябрь - 1840, май – Гоголь в России. Знакомство с В. Г. Белинским
- 1840, 9 мая – Знакомство с М. Ю. Лермонтовым
- 1842, май – Вышли «Мертвые души»
- 1842-1848 – Жизнь за границей
- 1842, декабрь – Первое представление «Женитьбы» в Петербурге
- 1842-1843 – Издание Сочинений Н. В. Гоголя, где впервые напечатаны «Шинель» и «Театральный разъезд»
- 1844 – Создание фонда для помощи нуждающимся молодым студентам. Смерть сестры Гоголя М.В.Трушковской
- 1845, весна – Болезнь Гоголя во Франкфурте
- 1845, лето – Сожжение одной из редакций второго тома «Мертвых душ»
- 1846 – Написаны «Развязка Ревизора» и предисловие ко второму изданию «Мертвых душ»
- 1847 – «Выбранные места из переписки с друзьями». «Авторская исповедь»
- 1847, июнь-август – Обмен письмами между Гоголем и Белинским по поводу «Выбранных мест из переписки с друзьями»
- 1848, февраль – Гоголь в Иерусалиме
- 1848, осень – Начало «романа» с А.М. Вьельгорской. Знакомство с Гончаровым, Некрасовым, Григоровичем. Гоголь поселяется в Москве
- 1850 – Гоголь в Оптиной пустыни и в Васильевке
- 1850, осень -1851, весна – Жизнь в Одессе
- 1851 – Последнее пребывание Гоголя в Васильевке. Знакомство с И С. Тургеневым
- 1952, 26 января – смерть Е.М. Хомяковой
- 1852, ночь с 11 на 12 февраля – сожжение второго тома «Мертвых душ»
- 1852, 21 февраля – в 8 часов утра Н. В. Гоголь умер
- 21 февраля – Похороны Гоголя на кладбище Данилова монастыря
Источник: Золотусский Игорь Петрович. Гоголь / Золотусский Игорь Петрович. - 2-е изд., испр.и доп. - М.: Молодая гвардия, 1984. - 528с.: ил. - (Жизнь замечательных людей; Серия биографическая, Вып.11(595)). – с 523-524.
«Литература заняла всю жизнь мою»
Основные произведения
Сборники повестей:
- «Вечера на хуторе близ Диканьки», часть 1, 1831 («Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», опубл. 1830 под назв. «Басаврюк», «Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота»);
- «Вечера на хуторе близ Диканьки», часть 2, 1832 («Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка», «Заколдованное место»).
- «Миргород», 1835 (часть 1 – «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», нов. ред. 1839-41;
- часть 2 – «Вий», «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»)
- «Арабески», 1835 (повести «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет», 1-я ред.;
- главы из незаконченного романа «Гетьман»;
- статьи, в том числе «Несколько слов о Пушкине», «О малороссийских песнях» и др.)
- «Нос» (1836)
- «Коляска» (1836)
- «Шинель» (1942)
- «Ревизор» (1836)
- «Театральный разъезд после представления новой комедии» (1842)
- «Женитьба» (1842)
- «Игроки» (1842)
Поэма (в прозе):
- «Мёртвые души» (т.1, 1842; т.2 уничтожен автором, частично опубл. 1855)
- «Выбранные места из переписки с друзьями» (1847)
Духовная эволюция и духовная проза
Трагизм личности Гоголя заключался в том, что как глубокий религиозный философский мыслитель он почти не был понят своими современниками, а его художественное творчество было истолковано превратно. Его духовным завещанием потомкам можно считать «Выбранные места из переписки с друзьями», не понятое читающей публикой и отвергнутое критикой, как реакционное. Только немногим за исключением ближайших друзей, М.П Погодина, С.П.Шевырёва, С.Т.Аксакова, В.А. Жуковского и некоторых других, было очевидно пророческое призвание Н.В.Гоголя. Для большинства эта сторона писателя осталась закрытой. Непонимание и осуждение современников, неудачи в личной жизни, усугубившаяся болезнь ускорили смерть писателя. Строго говоря, настоящего Гоголя мы просто не знаем. Мы его не читали или читали чужими глазами - школьного учителя литературы, Белинского или другого критика. Сам Гоголь столкнулся с этим еще при жизни: «Не судите обо мне и не выводите своих заключений: вы ошибетесь, подобно тем из моих приятелей, которые, создавши из меня свой собственный идеал писателя, сообразно своему собственному образу мыслей о писателе, начали было от меня требовать, чтобы я отвечал ими же созданному идеалу». Настоящего Гоголя надо искать в его произведениях и в его молитвах и завещании друзьям. Он сделал в этой жизни все, что мог. Сказал все, что мог сказать. Дальше дело читателей - услышать или не услышать...За два дня до смерти он написал на клочке бумаги: «Будьте не мертвые, а живые души...»
Литература:
- Гоголь Н.В. Собрание сочинений: в 7-ми т. Т.6: Статьи/ Н.В.Гоголь.- М.: Худож. лит.,-560с.
- Гоголь Н.В. Духовная проза/ Н.В.Гоголь.- М.: Русская книга,-560с.
- Гоголь Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями/ Н.В.Гоголь.- М.: Сов.Россия, 1990.-432с.
- Виноградов И.А. Гоголь-художник и мыслитель: Христианские основы миросозерцания: / И. А. Виноградов.- М.:Наследие, 2000. - 448с.
- Барабаш Ю.Гоголь: Загадка «Прощальной повести» (Выбранные места из переписки с друзьями» Опыт непредвзятого прочтения)/Ю.Барабаш.- М.:Худож. Лит.,1993.- 269 с.
Н.В.Гоголь «Духовное завещание». Фрагменты
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Отдаю всё имущество, какое есть, матери и сёстрам. Советую им жить совокупно в деревне и, помня что отдав себя крестьянам и всем людям, помнить изреченье Спасителя: « Паси овцы Моя!» Господь да внушит всё, что должны они сделать. Служивших мне людей наградить. Якима отпустить на волю. Семёна также, если он прослужит лет десять графу. Мне бы хотелось, чтобы деревня наша по смерти моей сделалась пристанищем всех, не вышедших замуж девиц, которые бы отдали себя на воспитание сироток, дочерей бедных неимущих родителей. Воспитанье самое простое: Закон Божий да беспрерывное упражнение в труде на воздухе около сада или огорода.
Совет сёстрам
Во имя Отца и Сына… Я бы хотел, чтобы по смерти выстроен был храм, в котором бы производились частые поминки по грешной душе моей. Для того кладу в основание половину моих доходов с сочинений. Если сёстры не выйдут замуж, дом свой да превратят в обитель, выстроив посреди двора и открывши у себя приют бедным, живущим без места девицам. Жизнь должна быть самая простая, довольствоваться тем, что производит деревня, и ничего не покупать. Со временем обитель может превратиться в монастырь, если потом на старости дней сёстры возымеют желание принять иноческий чин. Одна из них может быть игуменьею. Я бы хотел, чтобы тело моё было погребено если не в церкви, то в ограде церковной, и чтобы панихиды по мне не прекращались.
Друзьям моим
Благодарю вас много, друзья мои. Вами украсилась много жизнь моя. Считаю долгом сказать вам теперь напутственное слово: не смущайтесь никакими событиями, какие ни случаются вокруг вас. Делайте каждый своё дело, молясь в тишине. Общество только тогда поправится, когда всякий частный человек займётся собою и будет жить как христианин, служа Богу теми орудиями, какие ему даны, и стараясь иметь доброе влияние на небольшой круг людей, его окружающих. Всё придёт тогда в порядок, сами собой установятся тогда правильные отношения между людьми, определятся пределы, законные всему. И человечество двинется вперёд.
Будьте не мёртвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом, и всяк, прелазай иначе, если тать и разбойник.
Источник:
- Гоголь Н.В. Духовная проза/ Н.В.Гоголь; Сост. и коммент. В.А.Воропаева, И.А.Виноградова; Вступ. Ст. В.А.Воропаева.- М.: Русская книга, 1992.- 560с.: 1л. портр.; 16 л. ил..- С.442-443.
Н.В. Гоголь Выбранные молитвы
Влеки меня к себе, Боже мой, силою святой любви Твоей. Ни на миг бытия моего не оставляй меня: соприпутствуй мне в труде моём, для него же произвёл меня в мир, да свершая его, пребуду весь в Тебе, Отче мой, Тебя единого представляя день и ночь перед мысленные мои очи. Сделай, да пребуду нем в мире, да обесчуствует душа моя ко всему, кроме единого Тебя, да обесчуствует сердце моё к житейским скорбям и бурям, их же воздвигает сатана на возмущение духа моего, да не возложу моей надежды ни на кого из живущих на земле, но на Тебя единого, Владыко и господин мой! Верю бо, яко Ты един в силах поднять меня; верю, яко и сие самое дело рук моих, над ним же работаю ныне, не от моего произволения, но от святой Воли Твоей. Ты поселил во мне и первую мысль о нём; Ты и возрастил её, возрастивши и меня самого для неё; Ты же дал силы привести к концу Тобой внушённое дело, строя всё спасение моё: насылая скорби на умягченья сердца моего, воздвигая гонения на частые прибеганья к Тебе и на получение сильнейшей любви к Тебе, ею же да воспламеняет и возгорится отныне вся душа моя, славя ежеминутно святое имя Твоё, прославляемое всегда ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Господи, дай мне помнить вечно моё… неведение, моё незнание, недостаток образования моего, да не выведу ни о ком и ни о чём неосмотрительного мнения. (Никого не судить и сторониться выводить мнение. Да помню ежеминутно слова Апостола Твоего. Не всё да будет.)
Господи! Спаси и помилуй бедных людей. Умилосердись, Создатель, и яви руку Свою над ними. Господи, выведи нас всех на свет из тьмы. Господи, отгони все обольщения лукавого духа, всех нас обольщающие. Господи, просвети нас, Господи, спаси нас. Господи, спаси бедных людей Твоих. … Небесная стройность и мудрость Христа, соприпутствовавшая Богу при твореньи мира, без нея же ни что же бысть. Яви человеколюбие Свое ради Святой Крови Своей, ради жертвы за нас принесенной. Внеси святой порядок, и разогнавши мысли нечестивые, вызови из хаоса стройность, и спаси нас, спаси, спаси нас. Господи, спаси и помилуй бедных людей Твоих.
Боже, дай полюбить ещё больше людей. Дай собрать в памяти своей всё лучшее в них, припомнить ближе всех ближних и вдохновившись силой любви, быть в силах изобразить. О, пусть же сама любовь будет мне вдохновением.
Молюсь о друзьях моих. Услыши, Господи, желанья и моленья их. Спаси их Боже. Прости им, Боже, как и мне грешному, всякое согрешенье пред Тобою.
Источник:
- Гоголь Н.В. Духовная проза/ Н.В.Гоголь; Сост. и коммент. В.А.Воропаева, И.А.Виноградова; Вступ. Ст. В.А.Воропаева.- М.: Русская книга, 1992.- 560с.:1л. портр.; 16 л. ил..- С.442-443.
Афоризмы Н.В. Гоголя
- Есть у русского человека враг, непримиримый, опасный враг, не будь которого он был бы исполином. Враг этот - лень.
- Какой же русский не любит быстрой езды?
- В литературном мире нет смерти, и мертвецы так же вмешиваются в дела наши и действуют вместе с нами, как живые.
- Обращаться со словами нужно честно.
- Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи.
- Дама приятная во всех отношениях.
- Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно.
- Как ни глупы слова дурака, а иногда бывают они достаточны, чтобы смутить умного человека
Источник: Мудрость тысячелетий: Энциклопедия/ Авт.-сост. В.Балязин.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.-848с.//Глава «Гоголь Николай Васильевич»: с. 552-554
Высказывания Н.В. Гоголя
О себе и своем творчестве
- Я почитаюсь загадкою для всех, никто не разгадает меня совершенно.
- Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить.
- Работа - моя жизнь; не работается - не живется.
- Как угодно почитайте меня, но только с настоящего моего поприща вы узнаете настоящий мой характер, верьте только, что всегда чувства благородные наполняют меня, что никогда я не унижался в душе и что всю жизнь свою обрёк благу. Вы меня называете мечтателем, опрометчивым, как будто бы я внутри сам не смеялся над ними. Нет, я слишком много знаю людей, чтобы быть мечтателем.
- Вещь, над которой сижу и тружусь теперь... не похожа ни на повесть, ни на роман, длинная, длинная, в несколько томов... Если бог поможет выполнить мне мою поэму так, как должно, то это будет первое моё порядочное творение. Вся Русь отзовётся в нём.
- (Гоголь Погодину о "Мёртвых душах")
- Сочинение моё гораздо важнее и значительнее, чем можно предполагать по его началу... Я могу умереть с голода, но не выдам безрассудного, необдуманного творения...
- ...Бывает время, когда нельзя иначе устремить общество или даже всё поколенье к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости; бывает время, что даже вовсе не следует говорить о высоком и прекрасном, не показавши тут же ясно, как день, путей и дорог к нему для всякого. (Гоголь о "Мёртвых душах")
О национальных мотивах и национальном характере
- ...Истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа.
- Украинские песни не отрываются ни на миг от жизни и всегда верны тогдашней минуте и тогдашнему состоянию чувств. Везде проникает их, везде в них дышит эта широкая воля козацкой жизни. Везде видна та сила, радость, могущество, с какой козак бросает тишину и беспечность жизни домовитой, чтобы вдаться во всю поэзию битв, опасностей и разгульного пиршества с товарищами.
- Эх, тройка! Птица-тройка, кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла только родиться... Эх, кони, кони, что за кони... Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ... Чудным звоном заливается колокольчик, гремит и становится ветром разорванный в куски воздух, летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.
О сатире, юморе, смехе
- Сколько есть у нас добрых людей, но сколько есть и плевел, от которых житья нет добрым... На сцену их! Пусть видит весь народ! Пусть рассмеётся им! О, смех великое дело!
- И долго еще определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями, озирать всю громадно несущуюся жизнь, озирать ее сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы!
- Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название ещё драгоценнее самой вещи.
- Всякий народ своеобразно отличается каждый своим собственным словом, в котором отражается его характер. Сердцеведением и мудрым познанием жизни отзовется слово британца; легким щеголем блеснет и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает свое, не всякому доступное, умно-худощавое слово немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово.
- Перед вами громада - русский язык. Наслаждение глубокое зовет вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость и изучить чудесные законы его.
О других видах искусства
- Из театра мы сделали игрушку вроде тех побрякушек, которыми заманивают детей, позабывши, что это такая кафедра, с которой читается разом целой толпе живой урок, где, при торжественном блеске освещения, при громе музыки, при единодушном смехе показывается знакомый, прячущийся порок и, при тайном голосе всеобщего участия, выставляется знакомое, робко скрывающееся возвышенное чувство.
- (“Петербургские записки” 1836 год.)
- Вся Европа для того, чтобы смотреть, а Италия для того, чтобы жить.
- Архитектура - тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания и когда уже ничто не говорит о погибшем народе.
Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. Писатель происходил из помещичьей семьи среднего достатка: у них было около 400 душ крепостных и свыше 1000 десятин земли. Предки писателя со стороны отца были потомственными священниками, однако уже дед Афанасий Демьянович оставил духовное поприще и поступил в гетманскую канцелярию; именно он прибавил к своей фамилии Яновский другую - Гоголь, что должно было продемонстрировать происхождение рода от известного в украинской истории XVII века полковника Евстафия (Остапа) Гоголя (факт этот, впрочем, не находит достаточного подтверждения).
Отец писателя, Василий Афанасьевич, служил при Малороссийском почтамте. Мать, Марья Ивановна, происходившая из помещичьей семьи Косяровских, слыла первой красавицей на Полтавщине, замуж за Василия Афанасьевича она вышла четырнадцати лет. В семье помимо Николая было еще пятеро детей. Детские годы будущий писатель провел в родном имении Васильевке (другое название Яновщина), наведываясь вместе с родителями в окрестные места - Диканьку, принадлежавшую министру внутренних дел В. П. Кочубею, в Обуховку, где жил писатель В. В. Капнист, но особенно часто в Кибинцы, имение бывшего министра, дальнего родственника Гоголя со стороны матери - Д. П. Трощинского. С Кибинцами, где была обширная библиотека и домашний театр, связаны ранние художественные впечатления будущего писателя. Их дополняли исторические предания и библейские истории, в частности рассказываемое матерью пророчество о Страшном суде и неминуемом наказании грешников. С тех пор Гоголь, по выражению исследователя К. В. Мочульского, постоянно жил «под террором загробного воздаяния».
Вначале Гоголь учился в Полтавском уездном училище (1818-1819), потом брал частные уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского, проживая у него на квартире, а в мае 1821 года поступил в только что основанную Нежинскую гимназию высших наук. Учился Гоголь довольно посредственно, зато отличался в гимназическом театре - как актер и декоратор. К гимназическому периоду относятся первые литературные опыты в стихах и прозе, преимущественно «в лирическом и сурьезном роде», но также и в комическом духе, как, например, сатира «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан» (не сохранилась). Больше всего, однако, Гоголя занимает в это время мысль о государственной службе на поприще ЮСТИЦии; такое решение возникло не без влияния профессора Н. Г. Белоусова, преподававшего естественное право и уволенного впоследствии из гимназии по обвинению в «вольнодумстве» (во время расследования Гоголь давал показания в пользу профессора).
По окончании гимназии Гоголь в декабре 1828 года вместе с одним из своих ближайших друзей А. С. Данилевским приезжает в Петербург. Но его ожидают лишь разочарования: не удается получить желаемого места; поэма «Ганц Кюхельгартен», написанная, очевидно, еще в гимназическую пору и изданная в 1829 году (под псевдонимом В. Алов), получает убийственные
отклики рецензентов (Гоголь тотчас же скупает почти весь тираж книги и сжигает его); к этому, возможно, прибавились любовные переживания, о которых он говорил в письме к матери (от 24 июля 1829 года). Все это заставляет Гоголя внезапно уехать из Петербурга в Германию.
По возвращении в Россию (в сентябре того же года) Гоголю наконец удается поступить на службу - сперва в Департамент государственного хозяйства и публичных зданий, а затем в Департамент уделов. Чиновничья деятельность не приносит Гоголю удовлетворения, зато новые публикации (повесть «Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала», статьи и эссе) обращают все большее внимание читающей российской общественности. Писатель завязывает обширные литературные знакомства, в частности В. А. Жуковским, П. А. Плетневым, который у себя дома в мае 1831 года (очевидно, 20-го) представил Гоголя А. С. Пушкину.
Осенью того же года выходит первая часть сборника повестей из украинской жизни «Вечера на хуторе близ Диканьки» (в следующем году появилась вторая часть), восторженно встреченная Пушкиным: «Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!..» Вместе с тем «веселость» гоголевской книги обнаруживала различные оттенки - от беззаботного подтрунивания до мрачного комизма, близкого к черному юмору. При всей полноте и искренности чувств гоголевских персонажей мир, в котором они живут, трагически конфликтен: происходит расторжение природных и родственных связей, в естественный порядок вещей вторгаются таинственные ирреальные силы (фантастическое опирается главным образом на народную демонологию). Уже в «Вечерах» проявилось необыкновенное искусство Гоголя создавать цельный, законченный и живущий по собственным законам художественный космос.
После выхода первой прозаической книги Гоголь становится знаменит. Летом 1832 года его с воодушевлением встречают в Москве, где он знакомится с М. П. Погодиным, С. Т. Аксаковым и его семейством, М. С. Щепкиным и другими известными деятелями культуры. Следующая поездка Гоголя в Москву, столь же успешная, состоялась летом 1835 года. К концу этого года он оставляет педагогику (с лета 1834 года занимал должность адъюнкт-профессора всеобщей истории Санкт-Петербургского университета) и целиком посвящает себя литературному труду.
1835 год необычайно плодотворен: выходят следующие два сборника прозаических произведений - «Арабески» и «Миргород» (оба в двух частях), начата работа над поэмой «Мертвые души», закончена в основном комедия «Ревизор», написана комедия «Женихи» (будущая «Женитьба»). Сообщая о новых достижениях писателя, в том числе и о предстоящей в петербургском Александринском театре премьере «Ревизора» (19 апреля 1836 года), Пушкин отмечал в «Современнике»: «Г-н Гоголь идет еще вперед. Желаем и надеемся иметь часто случай говорить о нем в нашем журнале». Кстати, в пушкинском журнале Гоголь активно публиковался, в частности как критик (статья «О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 году»).
«Миргород» и «Арабески» обозначили новые
художественные миры на карте гоголевской
вселенной. Тематически близкий к «Вечерам»
(«малороссийская» жизнь), миргородский цикл, объединивший повести «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», обнаруживает резкое изменение ракурса и изобразительного масштаба: в ряде случаев вместо сильных и резких характеристик - пошлость и безликость обывателей, вместо поэтических и глубоких чувств - вялотекущие, почти животные рефлексы. Обыкновенность современной жизни оттенялась колоритностью и экстравагантностью прошлого, однако тем разительнее проявлялась в нем, в этом прошлом, глубокая внутренняя конфликтность (например, в «Тарасе Бульбе» - столкновение индивидуализирующегося любовного чувства с общинными интересами).
Мир же «Петербургских повестей» из «Арабесок» («Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет»; к ним примыкают опубликованные позже, соответственно в 1836 и 1842 годах, «Нос» и «Шинель») - это мир современного города с его острыми социальными и этическими коллизиями, изломами характеров, тревожной и призрачной атмосферой.
Наивысшей степени гоголевское обобщение достигает в «Ревизоре», где «сборный город» как бы имитировал жизнедеятельность любого более крупного социального объединения, вплоть до государства, Российской империи, или даже человечества в целом. Вместо традиционного активного двигателя интриги - плута или авантюриста - в эпицентр коллизии поставлен непроизвольный обманщик (мнимый ревизор Хлестаков), что придало всему происходящему дополнительное, гротескное освещение, усиленное до предела заключительной «немой сценой». Освобожденная от конкретных деталей «наказания порока», передающая прежде всего сам эффект всеобщего потрясения (который подчеркивался символической длительностью момента окаменения), эта сцена оставляла возможность самых разных толкований, включая и эсхатологическое - как напоминание о неминуемом Страшном суде.
В июне 1836 года Гоголь (снова вместе с Данилевским) уезжает за границу, где он провел в общей сложности более 12 лет, если не считать двух приездов в Россию - в 1839-1840 и в 1841 -1842 годах. Писатель жил в Германии, Швейцарии, Франции, Австрии, Чехии, но дольше всего в Италии, продолжая работу над «Мертвыми душами».
Свойственная Гоголю обобщенность получала теперь пространственное выражение: по мере развития чичиковской аферы (покупка «ревизских душ» умерших людей) русская жизнь должна была раскрыться многообразно - не только со стороны «низменных рядов ее», но и в более высоких, значительных проявлениях. Одновременно раскрывалась и вся глубина ключевого мотива поэмы: понятие «мертвая душа» и вытекавшая СТСЮДЗ антитеза «живой-мертвый» из сферы конкретного словоупотребления (умерший крестьянин, «ревизская душа») передвигались в сферу переносной и символической семантики. Возникала проблема омертвления и оживления человеческой души и в связи с этим - общества в целом, русского мира прежде всего, но через него и всего современного человечества. Со сложностью замысла связана жанровая специфика «Мертвых душ» (обозначение «поэма» указывало на символический смысл произведения, особую роль повествователя и позитивного авторского идеала). После выхода первого тома «Мертвых душ» (1842) работа над вторым томом (начата еще в 1840 году) протекала особенно напряженно и мучительно. Летом 1845 года в тяжелом душевном состоянии Гоголь сжигает рукопись второго тома, объясняя позднее свое решение именно тем, что «пути и дороги» к идеалу, возрождению человеческого духа не получили достаточно правдивого и убедительного выражения. Как бы компенсируя давно обещанный второй том и предвосхищая общее движение смысла поэмы* Гоголь в «Выбранных местах из переписки с друзьями» (1847) обратился к более прямому, публицистическому разъяснению своих идей. С особенной силой была подчеркнута в этой книге необходимость внутреннего христианского воспитания и перевоспитания всех и каждого, без чего невозможны никакие общественные улучшения. Одновременно Гоголь работает и над трудами теологического характера, самый значительный из которых - «Размышления о Божественной литургии» (опубликован посмертно в 1857 году).
В апреле 1848 года, после паломничества в Святую землю к гробу Господню, Гоголь окончательно возвращается на родину. Многие месяцы в 1848 и 1850-1851 годах он проводит в Одессе и Малороссии, осенью 1848 года наведывается в Петербург, в 1850 и 1851 годах посещает Оптину пустынь, но большую часть времени живет в Москве.
К началу 1852 года была заново создана редакция второго тома, главы из которой Гоголь читал ближайшим друзьям - А. О. Смирновой-Россет, С. П. Шевыреву, М. П. Погодину, С. Т. Аксакову и другим. Неодобрительно отнесся к произведению ржевский протоиерей отец Матвей (Константиновский), чья проповедь неустанного нравственного самоусовершенствования во многом определяла умонастроение Гоголя в последний период его жизни.
В ночь с 11 на 12 февраля в доме на Никитском бульваре, где Гоголь жил у графа А. П. Толстого, в состоянии глубокого душевного кризиса писатель сжигает новую редакцию второго тома. Через несколько дней, утром 21 февраля, он умирает.
Похороны писателя состоялись при огромном стечении народа на кладбище Свято-Данилова монастыря (в 1931 году останки Гоголя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище).
В исторической перспективе гоголевское творчество раскрывалось постепенно. Для непосредственных его продолжателей, представителей так называемой натуральной школы, первостепенное значение имели социальные мотивы, снятие всяческих запретов на тему и материал, бытовая конкретность, а также гуманистический пафос в обрисовке «маленького человека». На рубеже XIX и XX столетий с особенной силой раскрылась христианская философско-нравственная проблематика гоголевских произведений. Впоследствии восприятие творчества Гоголя дополнилось еще ощущением особой сложности и иррациональности его художественного мира и провидческой смелостью и не традиционностью его изобразительной манеры. «Проза Гоголя по меньшей мере четырехмерна. Его можно сравнить с его современником математиком Лобачевским, который взорвал Евклидов мир...» - оценил творчество Гоголя В. Набоков. Все это определило особое место творчества Гоголя в современной мировой культуре.
20. Трагедия Пушкина «Борис Годунов». Проблема историзма.
http://www.a4format.ru/pdf_files_bio2/47551782.pdf
21. Творчество и судьба Кольцова.
Алексей Васильевич Кольцов
Будущий поэт родился в Воронеже 3 октября 1809 года, в многодетной купеческой семье торговца скотом Василия Петровича Кольцова, тяжкими трудами выбившегося в люди, хозяина жесткого и упрямого, на все имевшего свое мнение и не уступавшего никому. Поневоле и Алеша, как наследник отцовых дел, перенял многие черты его характера. С детства мальчик занимался перегоном и продажей скота. Был сыт, одет, но редко обласкан; в семье царил домострой.
Алексеем никто не занимался, но он, тем не менее, освоил с помощью воронежского семинариста грамоту и в 1818 году поступил в первый класс уездного училища. Через полтора года отец Алешу из училища забрал, и для полуграмотного подростка началась трудовая жизнь, в которой была одна отрада - донская степь, да рассыпанные по ней деревни и хутора, а ночами вой волков и безмолвие звезд. Тайком, урывками читал грошовые издания - стихи И. Дмитриева, французские романы, сказки - народные и "Тысячи и одной ночи"; с 16 лет, скрывая от всех, пробовал сочинять вирши. Известно, что первое его стихотворение (затем уничтоженное) называлось "Три видения". Познакомившись с воронежским книгопродавцем Кашкиным и подружившись с поэтически одаренным семинаристом Серебрянским, Кольцов из общения с ними вынес много знаний о стихосложении. Юноша вошел в кружок молодежи, увлекавшейся литературой, кумирами которой были Жуковский, Дельвиг, Пушкин и другие русские поэты; писал подражательные стихи, к концу 1820-х годов поймав свою мелодию и нащупав новые поэтические образы.
Тогда же Алексей Кольцов полюбил жившую в их доме крепостную девушку Дуняшу, купленную его отцом у одного из соседних помещиков. Отец, не желая "мезальянса", в одну из отлучек сына продал девушку на Дон, где та вскоре вышла замуж. Душевная рана саднила у поэта всю его жизнь.
Вскоре после этого Алексей передал знакомцу Сухачеву стихи для публикации в Москве, где тот опубликовал их анонимно в 1830 году. Ряд случайностей стал закономерностью: часто бывая по делам отца в обеих столицах, Алексей познакомился с московским литератором Станкевичем, а через него - с Белинским, которые помогли напечатать ему несколько стихотворений в журнале "Листок" и в "Литературной газете". Публикацию предваряла рекомендация Станкевича "самородного поэта, который нигде не учился и, занятый торговыми делами по поручению отца, пишет часто дорогой, ночью, сидя верхом на лошади". Знакомство с критиком вскоре переросло в сердечную дружбу. Две статьи Белинского "Стихотворения Кольцова" (1835 г.) и "О жизни и сочинениях Кольцова" (1846 г.) сыграли исключительную роль в творческой судьбе поэта. Великий критик увидел в своем друге великого поэта сродни Пушкину и Лермонтову. Он даже назвал его "гениальным".
В 1835 году на средства Станкевича были изданы "Стихотворения Алексея Кольцова" (18 пьес: "Не шуми ты, рожь", "Размышление поселянина", "Крестьянская пирушка" и другие), тепло встреченные публикой и критикой. Свел знакомства начинающий поэт и с В. Жуковским, П. Вяземским, В. Одоевским, Н. Полевым, А. Пушкиным, который опубликовал в "Современнике" (1836 г.) стихотворение Кольцова "Урожай". Писатели относились к молодому поэту с необыкновенной для литературного мира нежностью.
Весьма характерны слова Полевого о Кольцове как о "чистой, доброй душе" - "с ним он грелся, как будто у камина". Новые друзья помогали Алексею не только в делах литературных, но и в делах житейских. Во всяком случае, многие отцовские дела, в том числе и судебные процессы, поэт решал в столицах с их благосклонной помощью.
Засим последовала пора небывалого творческого подъема поэта. В "Отечественных записках", "Современнике", "Литературной газете", "Московском наблюдателе" выходили его думы, лирические стихотворения ("Божий мир", "Молитва", "Косарь", "Цветок"). Кольцов ревностно собирал устное народное творчество, составил сборник "Русские пословицы, поговорки, приречья и присловия", записывал народные песни. В 1837 году вышел прочувствованный "Лес", посвященный памяти Пушкина, о котором Алексей Васильевич Кольцов написал: "Прострелено солнце".
Большую часть времени поэт вынужден был проводить не в кругу новых друзей, а на родине, в Воронеже, в постоянных заботах о хлебе насущном и о большой семье, что, в конце концов, стало тяготить его. Да и с родными он из-за своих "поэтических вольностей" потерял и без того небольшой душевный контакт. "Жить дома, в кругу купцов, - признавался Алексей, - решительно я теперь не могу; в других кругах тоже... Безрадостная самая будущность у меня впереди. Я, кажется, собой одно выполню во всей точности: ворону... И, ей-Богу, я ужасно похож на нее, остается лишь сказать: она к павам не попала, а от ворон отстала. Больше этого ко мне ничего нейдет".
За два года до кончины Кольцов А.В. писал: "Я не хочу быть человеком богатым - и никогда не буду.. Нет голоса в душе быть купцом, а все мне говорит душа день и ночь, хочет бросить все занятия торговли - и сесть в горницу, читать, учиться. Мне бы хотелось теперь сначала поучить хорошенько свою русскую историю, потом естественную, всемирную, потом выучиться по-немецки, читать Шекспира, Гете, Байрона, Гегеля, прочесть астрономию, географию, ботанику, физиологию, зоологию..." Увы, двух лет ему не хватило, чтобы осилить эти задачи, к тому же практически все это время он тяжело болел. Могучий организм был сломлен непосильными трудами, острыми переживаниями, многими неумеренностями, которые были свойственны этому человеку, чахоткой и дурной болезнью, подхваченной от одной из воронежских одалисок, в которую он был горячо влюблен.
Друзья предлагали Кольцову открыть в северной столице книжную лавку, сделаться управляющим "Отечественных записок" А. Краевского, но поэт не мог оторваться от дел семьи, от запутанных торгов и долгов отца, которыми был повязан прочнее кожаных ремней. В последнюю свою поездку в Москву и Петербург в 1841 году Кольцов хоть и выиграл в суде одно из двух дел отца, но все деньги потратил, к тому же большая часть перегоняемого им стада погибла от эпизоотии. Дома дела оказались не лучше. Стихи писались все реже и реже...
В Воронеже чахотка доконала поэта. 29 октября 1842 года он скончался, его руку сжимала в своей руке старуха-няня... Похоронен был на Митрофаньевском кладбище. На памятнике поэту его отец написал: "Просвещеной без наук природою награжден Монаршею милостию скончался 33 годов и 26 дней в 12 часу брака не имел". Сегодня того кладбища нет - это уже центр Воронежа, но "несколько могил мемориально выделено, обнесено стеной и обихожено" - в их числе и последний приют Алексея Кольцова. На памятнике вместо отцовской эпитафии строки самого поэта: В душе страсти огонь Разгорался не раз, Но в бесплодной тоске Он горел и погас...
Уже через полвека после смерти Кольцова тираж его изданий перевалил за миллион экземпляров, а число читателей за сотню миллионов. Многие "пьесы" его переложили на прекрасные песни и романсы, в которых "поет душа народа", - М. Глинка, А. Варламов, А. Даргомыжский, А. Гурилев, Н. Римский-Корсаков, М. Мусоргский, М. Балакирев, А. Рубинштейн, С. Рахманинов, А. Глазунов и другие русские композиторы.
Творчество Гоголя кратко описать очень трудно - слишком многогранным было его литературное наследие и значение для развития русской литературы.
Путь мастера
Творческий путь писателя трудно разбить на ярко выраженные этапы, характеризующиеся общими темами и жанрами произведений. Материальность и мистика, юмор и трагедия, реализм и романтичность всегда соседствовали в его рассказах, повестях, пьесах.
Условно, творчество Гоголя, как и любого другого писателя пытаются делить на этапы: начало пути - сборники "Вечера на хуторе близ Диканьки".
В этом сборнике повестей на темы украинского фольклора, якобы пересказанных со слов старого казака, писатель в сказочном и фантастическом стиле описывает пришлое и настоящее украинских крестьян, их быт и предрассудки, не забывая и о социальных противоречиях; молодость - сборники повестей "Миргород" и "Арабески" объединяют произведения на различные темы и в разных жанрах.
В них соседствуют настоящий рыцарский роман "Тарас Бульба", литературный триллер "Вий" с описанием быта мелкопоместного дворянства и чиновничества, размышлениями на тему искусства, истории, сложности человеческих взаимоотношений; зрелость - пьесы.
"Ревизор", "Женитьба", "Игроки", сюжет которых не только остро высмеял современную писателю действительность, но и по сей день не утратил своей актуальности.
Исключения из правил
Несмотря на такое типичное для творчества любого писателя деление, многие исследователи творчества Гоголя, считают, что, на самом деле, только два произведения можно отнести к отдельным этапам развития, а именно - к началу пути и к вершине творчества:
1. "Ганц Кюхельгартен" - начало творчества. Первое произведение писателя. В годы юность писателя все помещики и дворяне коротали время за кропанием стихотворных произведений на романтические темы. Не избежал этого и Гоголь. Его единственное рифмованное произведение, не вызвало восторга ни у современников, ни у будущих поколений.
2. "Мертвые души" - венец творения великого мастера. Произведение, называемое автором "поэма", впитала в себя весь писательский опыт Гоголя, соединила все стороны его творчества.
Особняком стоит также повесть "Шинель". Жуткий рассказ о примитивных мечтах человека в суровом мире, о его готовности отдать свою никчемную жизнь за жалкое пальто. Это произведение и теперь, несмотря на потребительское изобилие, актуально, не менее, чем во времена Гоголя.
Отдельно также хочется сказать о мистике, так или иначе присутствующей в большинстве его произведений. В "Страшной мести" и "Мертвых душах", в "Ночи перед Рождеством" и "Шинели" - мистика не только пугает читателя, но и помогает объяснить мировоззрение персонажей.
Значение в истории
Творчество писателя оказало огромное влияние на всю русскую литературу девятнадцатого - двадцатого веков. Его высоко ценили, как при жизни, так и после смерти писателя (наверное, единственный пример в истории). Без Гоголя не было бы Булгакова. Произведения великого автора переводятся на все языки мира. Многие из них были экранизированы.
Такая популярность его персонажей и сюжетов объясняется тем, что проблемы, поднимаемые в его произведениях: чинопочитание, коррупция, суеверие, склочность, бедность, существуют и по сей день во всех странах мира и будут существовать еще долгое время. Но даже, когда они исчезнут, книги Гоголя будут служить источником знаний об этих отвратительных явлениях.