Биографии Характеристики Анализ

Жанна дарк краткая биография для школьников. Миссия Жанны д’Арк

ЖАННА Д"АРК (Jeanne d"Arc) (ок. 1412–1431), святая, национальная героиня Франции, прозванная Орлеанской девой, родилась, возможно, 6 января 1412 в деревне Домреми на реке Мёзе, в северо-восточной Франции. Жанна была дочерью зажиточного крестьянина Жака д"Арк и его жены Изабеллы. Она была наделена острым умом и способностью убеждения, она обладала здравым смыслом, но книжного образования не получила. Жанна гордилась теми домашними навыками, которые получила от своей матери, выучившей ее прясть, шить и молиться. С самого детства она привыкла к схваткам и боям, поскольку действовавшие заодно английские и бургундские войска то и дело разоряли местность вокруг Домреми, оставшуюся верной королевскому дому Валуа. Бургундцы ответили на предательское убийство 10 сентября 1419 арманьяками их предводителя, герцога Бургундского Иоанна Бесстрашного (в причастности к этому преступлению подозревали дофина Карла), устройством в 1420 мирного договора в Труа, который был заключен между душевнобольным французским королем Карлом VI и королем Англии Генрихом V. Два года спустя оба короля умерли, и, в соответствии с договором, младенец Генрих VI, сын Генриха V, стал королем обеих государств. Умелый воин и политик герцог Бедфорд, дядя короля и регент, руководил продвижением английских и бургундских войск на Луару. В 1428 они дошли до Орлеана и начали его осаду. Дофина Карла, находившегося под влиянием арманьяков, признали в качестве короля на юге и юго-западе страны, однако он ничего не делал ни для утверждения своих королевских полномочий, ни для поддержки зарождавшегося национального движения против англичан.

Деревня Домреми и весь этот район Шампани оставались верны Карлу благодаря тому, что поблизости в Вокулёре размещался отряд королевских войск. С 13 лет Жанна слышала «голоса» и имела видения, в которых ей являлись ее любимые святые и множество ангелов, побуждавшие ее спасать Францию. Она говорила, что с началом осады Орлеана голоса сделались громче и повелели ей отправиться к Орлеану и снять осаду, а затем отвести дофина в Реймс, чтобы короноваться там в соответствии с традицией французских королей. В феврале 1429 Жанна явилась к Роберу де Бодрикуру, капитану королевского отряда в Вокулёре. Поверив наконец в священную миссию Жанны (то было уже третье ее посещение, первые два были в мае 1428 и в январе 1429), Бодрикур дал ей несколько людей в сопровождающие, и Жанна в мужской одежде, заимствованной у одного из них, Жана Нуйонпона (Жана из Меца), направилась в ставку Карла, в замок Шинон, находящийся примерно в 150 км к юго-западу от Орлеана. 6 марта состоялась первая встреча Жанны с королем, которого она узнала несмотря на то, что он намеренно замешался в большой толпе придворных. Сначала к ней отнеслись с подозрением, но затем Карл и многие из близких ему людей поверили, что она послана ему на помощь Богом. Вначале в Шиноне, а затем в Пуатье Жанне были устроены испытания и допросы. После этого она почти весь апрель прождала в Туре, пока наконец не были собраны достаточные по численности войска. Во главе этого отряда Жанна, облаченная теперь в белые доспехи, изготовленные специально для нее, отправилась к Орлеану. Она ничего не знала о стратегии и тактике, но обнаружила здравый смысл, атаковав осаждавших с севера, где они не имели укреплений. Французы яростно сражались, и англичане уступили, сочтя, что Жанна находится в сговоре с дьяволом. Осада с Орлеана была снята 8 мая 1429, после чего французы одержали еще ряд побед, а в конце июня, встречая слабое сопротивление, двинулись на север. В сопровождении Жанны и войска Карл вступил в Реймс 16 июля 1429. На следующий день Жанна стояла близ во время его помазания на королевство.

После этого Карл приложил мало усилий для того, чтобы помочь Деве в деле изгнания врагов из северной Франции. 8 сентября 1429, возглавляя неудачную атаку на Париж, Жанна была ранена, и тогда король повел свою армию обратно на Луару. Престиж Жанны начал падать, но ее желание продолжать сражаться за Францию не ослабевало. После того как основные силы французов отказались от попытки прийти на помощь Компьеню, Жанна с небольшим верным ей отрядом вошла в город. 23 мая 1430 бургундцы взяли ее в плен во время смелой вылазки за пределы городских стен. Карл VII не предложил выкупа, и бургундцы продали Жанну англичанам за 10 тыс. ливров. Переговоры об этом вел епископ Бове Пьер Кошон, изгнанный из своей епархии войсками Карла. Именно он встал весной 1431 во главе специального суда французского духовенства в Руане, который судил Жанну как ведьму и еретичку. Результат разбирательства был предрешен, мужественная и умелая защита Жанны ей не помогла. В мае, главным образом по причине отказа Жанны покориться церкви, поскольку она заявляла, что ответственна только перед Богом, она была признана виновной в ереси и отлучена. Подписав под давлением признание своей вины, Жанна возвратилась в церковь, но была осуждена на пожизненное заключение. В дальнейшем Жанна отказалась от своего признания, снова надела мужское платье и настаивала на том, что направляющие ее голоса исходят от Бога. Тогда церковный суд осудил ее как вторично впавшую в ересь и передал светским властям для совершения казни. 30 мая 1431 Жанна д"Арк была заживо сожжена на костре на площади Старого рынка в Руане.

Карлу VII удалось уговорить бургундцев пойти на заключение с ним сепаратного мира в Аррасе в 1435, а смерть герцога Бедфорда в следующем году лишила Англию мудрого правителя. Карл заключил с англичанами ряд перемирий, провел реорганизацию армии и государственных финансов, после чего возобновил войну. С падением Бордо в 1453 англичане лишились всех своих владений во Франции, за исключением Кале. Теперь Карл попытался очистить свою запятнанную репутацию, реабилитировав Жанну. Дело было вновь рассмотрено в церковном суде, состоявшемся в Руане в 1455, и приговор отменили. В 1909 Дева была признана блаженной, а 16 мая 1920 состоялась ее канонизация папой Бенедиктом XV.

Фигура Жанны Д’Арк имеет исключительное значение для французской истории и культуры. Настолько исключительное, что её статуя есть практически в каждой церкви во Франции. Жанна не просто спасла эту страну от английских захватчиков. То, что французские правители не могли сделать в течение почти сотни лет, она смогла сделать всего за несколько дней, притом в сопровождении совсем небольшого отряда. При этом она была совсем юной девушкой, практически подростком: её сожгли на костре в возрасте девятнадцати лет. Спасти целую страну в столь молодом возрасте – это невероятный подвиг, который, как кажется, уже невозможен в наше время, когда многие люди остаются детьми до тридцати, а то и до пятидесяти лет. «Детьми» — в плохом смысле: у них нет занятия, которое пришлось бы им по душе и приносило бы стабильный доход, нет собственной квартиры, больше того – нет самостоятельных и уверенных суждений об окружающем мире, они просты и наивны; не то чтобы страну защищать – многие из них защитить себя в уличной драке зачастую не способны.

Уверенная Жанна и неуверенный король

Согласно легендарной биографии девушки, она в раннем возрасте услышала голоса, которые принадлежали святым (Архангелу Михаилу, Екатерине Александрийской и Маргарите Антиохийской) и призывали её совершить подвиг во имя Франции. Она отправилась ко двору короля – а им тогда был Карл VII. Дальнейшая история – это сотрудничество сильной, волевой и воинственной Жанны и осторожного, неуверенного и во всём сомневающегося короля. Когда девушка призывала монарха сразу переходить в наступление, тот долго колебался. Из-за этого французская армия несколько раз чуть не опаздывала с атакой. Однако решительность Жанны и вверенных ей солдат, их рвение и прекрасное владение оружием компенсировали неуверенность короля, и Франция раз за разом одерживала победы. Жанна д’Арк была первым военачальником за всю историю Столетней войны, кто внёс в ряды англичан смятение: до сих пор они считали себя почти что непобедимыми. Война, конечно, шла с переменным успехом, но было видно, что силы французов постепенно иссякали. Так продолжалось бы и дальше, но вдруг «откуда ни возьмись» появилась Жанна.

Кто осудил Жанну на сожжение?

Жанна была схвачена англичанами в результате предательства. С того дня она содержалась под стражей. Ввиду высокой религиозности тогдашнего населения, суд над своей победительницей англичане решили провести «в церковном духе». На специальном судебном процессе Жанну осудили как еретичку, приписав ей сношение с дьяволом, нарушение христианских норм и прочие грехи. Процесс возглавлял епископ Пьер Кошон – один из предателей: он был хорошо подкуплен захватчиками, перешёл на их сторону и в своих действиях проявлял непростительную вольность, игнорируя и гражданское законодательство, и постановления Папы Римского.

Примечательно, что сама Жанна держалась на суде уверенно и бесстрашно. Она не признавала своей вины и предрекала скорое поражение англичанам. Даже взойдя на костёр, она продолжала говорить о справедливом исходе войны в будущем и о том, что английских захватчиков ждёт божий суд.

Последствия деятельности Жанны

Отважную военачальницу захватчики казнили, однако вернуть инициативу им это не помогло. Сбылось пророчество юной воительницы: через двадцать с небольшим лет (по меркам того времени это очень небольшой срок) англичане потерпели окончательное поражение; Столетняя война завершилась.

Королю Карлу VII и папе Римскому Каликсту III пришлось некоторое время разгребать кучу, «наваленную» англичанами: в результате длительного следствия они установили, что Жанна не виновна ни в одном грехе, который ей вменили. Доброе имя «Орлеанской девы» было восстановлено.

Наконец, в начале ХХ века Жанна д’Арк была канонизирована.

Памятник Жанне д’Арк в Domremy-la-Pucelle Жанна д’Арк – знаменитая Орлеанская Дева – родилась в обычной небогатой крестьянской семье, в местечке Домреми. Это произошло в 1412 году – в Рождественскую ночь на 6 января. Существует легенда, будто бы в Домреми на рассвете петухи будили сельчан необыкновенным удивительным криком, возвещая о новой радости. Впрочем, это всего лишь […]

– знаменитая Орлеанская Дева – родилась в обычной небогатой крестьянской семье, в местечке Домреми . Это произошло в 1412 году – в Рождественскую ночь на 6 января. Существует легенда, будто бы в Домреми на рассвете петухи будили сельчан необыкновенным удивительным криком, возвещая о новой радости. Впрочем, это всего лишь легенда – документальных хроник такого события не существует.

Жанна жила вместе с родителями и двумя братьями. Шла Столетняя война. Времена были тяжёлыми для Франции. Законный престолонаследник – дофин Карл VII – будущий король – был отстранён от власти. Правителем Франции по договору в Труа стал Генрих V английский король. Фактически, французское государство присоединялось к Англии. В этом негласно обвиняли королеву Изабеллу Баварскую . В народе распространилось пророчество, обещавшее: если женщина погубила Францию – то спасёт её Дева.

По воспоминаниям самой Жанны – в 12 лет ей было видение. Возникло сияющее облако, из которого раздался голос Царя Небесного. Он назвал её избранной и приказал действовать – идти и снять осаду с города Орлеана. Голоса стали являться Жанне каждый день. Её посещали видения святых – архангела Михаила, Екатерины и Маргариты.

6 марта 1429 г. юная девушка в мужском платье пришла в замок Шинон и добилась аудиенции Карла VII. Она сумела убедить дофина, и ей доверили военный отряд. Этот отряд под её предводительством нанёс англичанам несколько сокрушительных ударов. Осада была снята. Для освобождения Орлеана отряду Жанны потребовалось девять дней. Датой освобождения города считается 8.05.1429 года. В Орлеане этот день посвящают Жанне д’Арк на протяжении многих веков.

Наполеон Бонапарт, который превосходно разбирался в боевых стратегиях, признал, что Жанна была гением военного дела.

После снятия осады Орлеана начались споры в Королевском Совете. Жанна убеждала всех в необходимости похода на Реймс с целью коронации Карла VII. Это стало бы фактическим провозглашением независимости Франции. Придворные возражали, но Жанна сумела убедить Совет. Поход был успешным, освобождение Труа решило исход компании. Армия Орлеанской Девы прошла триста километров за три недели.

Жанна д’Арк на коронации Карла VII (Доминик Энгр, 1780-1867гг.)

Коронация состоялась в Реймском соборе 17 июля. Там присутствовала и Жанна с военным знаменем в руках.

В августе королевская армия попыталась взять Париж но потерпела поражение. Новоиспечённый король повёл себя странно. Вместо очередного наступления он заключил с бургундцами перемирие. 21 января 1930 г. армия была распущена. Отряд Жанны продолжал сражаться, но начал терпеть поражения – одно за другим. При попытке освобождения Компьена, 23 мая 1430 г. отряд во время вылазки был захвачен бургундцами. Через полгода они передали Жанну англичанам. Всё это время она ждала помощи от французского правительства – но напрасно.

Так Жанна оказалась в английском плену. Ей было восемнадцать лет. Ходили слухи, что предали девушку приближенные Карла VII, за которого она сражалась.

Башня в Руане, где была заточена Жанна д’Арк.

В Руане её держали в клетке в подвале Буврейского замка, потом перевели в камеру. Там она содержалась, прикованная к стене цепью. Процесс начался в январе 1431 г. Инквизиция выдвинула Жанне д’Арк обвинения по двенадцати пунктам. В жизни Орлеанской Девы началась борьба с новым оружием и другими противниками. 132 члена трибунала выступили против неё. Каждый день ей задавали десятки вопросов. Её обвиняли и в ношении мужского платья, и в видениях – якобы дъявольских, и в обольщении короля. Главным обвинением стал её отказ подчиниться господствующей церкви.

В Париже, в это же время, Генрих VI был объявлен монархом Франции и Англии. Поэтому суд в Руане должен был доказать, что возвела Карла VII на престол нечестивая еретичка и колдунья.

От пыток всё же решили отказаться. Для Жанны придумали и записали «формулу» отречения – отказ от ношения мужской одежды и пророческих видений. Под страхом смерти девушка подписала протокол отречения. Её приговорили к пожизненному заключению, перевели в старую камеру и вновь заковали в кандалы. Позже, в тюрьме, ей подбросили мужское платье. Это была провокация.

Возможно, Жанну заставили снова надеть этот костюм, а может быть, она сделала это добровольно – но в глазах церковников это означало возврат к ереси. После этого Жанна заявила, что отказывается от своего отречения, что ей стыдно за отступничество и предательство собственных идеалов.

Трибунал подписал решение о её выдаче светским властям.

В 1431 году, на рассвете, 30 мая, Жанну д’Арк, одетую в длинное платье и шапочку, вывели из тюрьмы и посадили в повозку.

Костёр на Руанской рыночной площади горел несколько часов. Когда всё наконец закончилось, палач Жанны пришёл в монастырь доминиканцев. Он каялся и плакал. Палач рассказывал, что сердце Жанны не сгорело даже после того, как он несколько раз собирал вокруг него угли. Тогда он положил всё, что осталось в мешок, и бросил в Сену сердце Жанны.

Через двадцать пять лет состоялся новый процесс. На нём заслушали 115 свидетелей. Жанну реабилитировали, ёё признали национальной героиней. В 1920 г. Римская церковь провозгласила Жанну святой. Её миссию по спасению Франции признали истинной.

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Каждое второе воскресенье мая во Франции отмечается День памяти Жанны д’Арк - знаменитой Орлеанской девы, которая во время Столетней войны возглавила французское войско, одержала несколько решающих военных побед, короновала дофина Карла VII, однако была захвачена в плен предателями из Бургундии и сожжена на костре англичанами. Казнь Жанны д’Арк состоялась в Руане 30 мая 1431 г. Через 25 лет после казни она была реабилитирована и признана национальной героиней, а в XX веке католическая церковь провозгласила ее святой. Такова официальная версия. Но с Жанной д’Арк связано много мифов и легенд . По одним данным Орлеанская дева была деревенской пастушкой, по другим - знатной дамой.

Пастушка

Согласно самой распространенной версии Жанна д’Арк родилась в семье деревенского старосты в селении Домреми на границе Эльзаса в 1412 г. Однажды она услышала голоса святых Екатерины и Маргариты, которые поведали ей о том, что именно ей суждено спасти Францию от нашествия англичан.

Узнав о своем предназначении, Жанна покинула родной дом, добилась встречи с дофином Карлом VII и возглавила французское войско. Ей удалось освободить несколько городов, в том числе Орлеан, после чего ее стали именовать Орлеанской девой. Вскоре Карл VII был коронован в Реймсе, а Жанна одержала еще несколько важных побед.

23 мая 1430 г. недалеко от города Компьен отряд Жанны д’Арк был взят в плен бургундцами. Они передали Орлеанскую деву герцогу Люксембургскому, а тот, в свою очередь, - англичанам. Ходили слухи о том, что приближенные Карла VII предали Жанну.

Судебный процесс над Жанной д’Арк начался в январе 1431 г. в Руане. Инквизицией было выдвинуто 12 статей обвинения. Тем временем в Париже Генрих VI был провозглашен французским и английским королем. Главной целью суда над Жанной было доказать, что Карл VII был возведен на трон колдуньей и еретичкой.

Вел судебный процесс епископ Пьер Кошон. Еще до начала суда он подверг девушку медицинскому освидетельствованию, чтобы установить, что она не была невинной, и что она вступила в связь с дьяволом. Однако осмотр показал, что Жанна девственна, поэтому суд был вынужден отказаться от этого обвинения.

Суд над Жанной д’Арк длился несколько месяцев. Он был полон каверзных вопросов и хитрых ловушек, в которые по замыслу инквизиторов должна была попасться девушка. В итоге 29 мая 1431 г. было вынесено окончательное решение о передаче подсудимой в руки светских властей. Жанна была приговорена к сожжению на костре. 30 мая 1431 г. приговор был приведен в исполнение.

Душевнобольная

Легенде о великой юной воительнице нанес ощутимый удар известный французский историк и философ Робер Каратини. В своей монографии "Жанна д"Арк: от Домреми до Орлеана" он заявил, что история Орлеанской девы в том виде, в каком мы ее знаем, имеет мало чего общего с правдой. Специалист утверждает, что на самом деле Жанна была душевнобольной девушкой, которую политики и высшие военные чины довольно искусно использовали в своих целях, чтобы пробудить в душах французов ненависть к Англии.

Каратини пишет, что все сражения, которые якобы были выиграны французами под руководством Жанны д"Арк, представляли собой мелкие стычки наподобие русского кулачного боя на ярмарке. Французский историк также добавляет, что сама дева не участвовала ни в одном из них, и что она ни разу в жизни не брала в руки меч.

Робер Каратини утверждал, что Жанна д"Арк сама никак не влияла на ход событий, а служила всего лишь символом, некоей знаковой фигурой, с помощью которой французские политики нагнетали антианглийские настроения.

Французский историк также ставит под сомнение тот факт, что Жанна д"Арк спасла осажденный Орлеан. Этот город, пишет Каратини, просто никто не осаждал. Английское войско численностью пять тысяч человек слонялось по прилегающей к Орлеану местности. В самом городе тогда не было ни одного французского солдата. Наконец, к стенам Орлеана с большим опозданием прибыло французское войско под началом Карла VII, но за этим не последовали никаких боевых действий.

По утверждению Каратини, в 1429 г. Жанна д"Арк действительно числилась на военной службе, однако пребывала в войсках в качестве своеобразного живого талисмана. Историк считал, что она была девушкой неуравновешенной, с явными признаками душевного расстройства. Причиной такого ее состояния могли стать ужасы войны, но не Столетней, а другой - непрекращающейся битвы между Францией и Бургундией. А так как родная деревня Жанны находилась на границе, то еще в детстве впечатлительной девочке пришлось лицезреть довольно много страшных картин.

Англичане отреагировали на книгу Робера Каратини овациями. Более пяти столетий весь просвещенный мир осуждал англичан за безжалостную расправу над Орлеанской девой, однако и эта часть истории, считает французский ученый, тоже является вымыслом.

Жанну д"Арк захватили в плен в Бургундии. Затем парижская Сорбонна направила герцогу Бургундскому письмо с просьбой выдать девушку университету. Однако герцог отказал Сорбонне. Продержав Жанну у себя восемь месяцев, он продал ее Генриху VI Английскому за 10 тысяч фунтов. Генрих выдал Жанну французской церкви. Орлеанскую деву судили в Нормандии 126 сорбоннских судей, затем ее казнили. Англичане же не принимали во всем этом вообще никакого участия, считает Каратини.

Историк также утверждает, что легенда о Жанне д"Арк была создана лишь в конце XIX в., потому как французским правителям того времени нужны были новые герои, а юная дева, павшая жертвой династических разборок, идеально подходила на эту роль.

Замужняя дама и мать

Слухи о том, что Жанна д’Арк на самом деле не погибла, а спаслась, стали распространяться в народе сразу же после ее казни. Согласно одной из версий, которая, в частности, представлена в книге Ефима Черняка "Судебная петля", Жанна д’Арк не только избежала смерти на костре, но и вышла замуж и родила двоих сыновей. Ее мужем стал человек по имени Робер д’Армуаз, потомки которого до сих пор считают себя родственниками Орлеанской девы и уверяют, что их уважаемый предок ни за какие сокровища мира не женился бы на женщине, которая не представила бы ему подлинных документов, удостоверяющих свое истинное происхождение.

Впервые новая Жанна, или, как ее уже называли, госпожа д’Армуаз, появилась примерно через пять лет после своей трагической гибели. В 1436 г. брат Жанны Жан дю Ли часто передавал письма сестре и ездил к ней в город Арлон. Записи о соответствующих расходах сохранились в счетной книге Орлеана.

Известно, что эта загадочная дама жила в Арлоне, где вела насыщенную светскую жизнь. В 1439 г. чудом воскресшая Жанна объявилась в некогда освобожденном ею Орлеане. Судя по записям в той же счетной книге, жители Орлеана встретили Жанну д’Армуаз более чем тепло. Ее не просто узнали, в честь нее знатные горожане устроили торжественный обед, кроме того Жанне преподнесли в подарок 210 ливров "за добрую службу, оказанную ею указанному городу во время осады". Существуют косвенные доказательства, что в это время в Орлеане могла находиться мать настоящей Жанны д’Арк Изабелла Роме.

Воскресшую Жанну радушно встречали также в Туре, деревне Гранд-оз-Орм и еще в нескольких поселениях. В 1440 году по дороге в Париж госпожа д’Армуаз была арестована, объявлена самозванкой и выставлена у позорного столба. Она раскаялась в присвоении себе имени Орлеанской девы и была освобождена.

Говорят, что после смерти своего супруга Робера д’Армуаза эта Жанна еще раз вышла замуж. А в конце 50-х годов даме было пожаловано официальное прощение за то, что она посмела выдавать себя за Жанну д’Арк.

Дочь короля

Еще одно сенсационное заявление сделал украинский антрополог Сергей Горбенко: Жанна д’Арк не погибла на костре, а дожила до 57 лет. Он также утверждает, что Жанна не была простой деревенской девушкой, как гласит народная легенда, а происходила из королевской династии Валуа.

Ученый считает, что историческое имя знаменитой Орлеанской девы - Маргарита де Шампдивер. Сергей Горбенко исследовал останки в саркофаге храма Нотр-Дам де Клери Сан-Андре неподалеку от Орлеана и обнаружил, что женский череп, который хранился вместе с черепом короля, принадлежал не королеве Шарлоте, скончавшейся в возрасте 38 лет, а другой женщине, которой было не менее 57 лет. Специалист пришел к выводу, что перед ним - останки той самой Жанны д’Арк, которая на самом деле была незаконнорожденной принцессой дома Валуа. Ее отцом был король Карл VI, а матерью - последняя любовница короля Одетта де Шампдивер.

Девочка воспитывалась под надзором отца-короля как воин, поэтому она могла носить рыцарские доспехи. Это также объясняет, как Жанна могла писать письма (этого не смогла бы сделать неграмотная крестьянская девушка).

Согласно этой версии смерть Жанны д’Арк была сымитирована Карлом VII: вместо нее на костер отправили совсем другую женщину.

Сестра короля

Согласно еще одной легенде, Жанна д’Арк была незаконнорожденной дочерью королевы Изабеллы, сводной сестрой короля Карла VII. Эта версия объясняет, в частности, как простой деревенской девушке удалось заставить короля принять ее, выслушать, да еще и поверить в то, что именно она спасет Францию.

Кроме того, многим исследователям всегда казалось странным, что девушка из деревенской семьи слишком хорошо разбиралась в политической ситуации в стране, с детства владела боевым копьем, что было привилегией только дворян, говорила на чистом французском языке без провинциального акцента и позволяла себе вез всякого почтения общаться с коронованными особами.

Существует версия, согласно которой Жанну д’Арк называли Орлеанской девой не только из-за освобождения ею Орлеана, а также из-за ее причастность к королевскому Орлеанскому дому. Не исключено, что эта версия имеет под собой некоторые основания. В1407 году королева Изабелла действительно родила незаконного ребенка, чьим отцом, по-видимому, был герцог Людовик Орлеанский. Младенец, как считается, вскоре скончался, но могилу и останки этого ребенка, чей пол не был указан в исторических документах того времени, не удалось обнаружить. Позже в подробном труде по истории Франции, который вышел в свет в XVIII в., этот младенец сначала назывался Филиппом, а в последующих переизданиях уже Жанной.

Вопрос, сколько на самом деле было лет Жанне д’Арк, когда она взошла на костер, до сих пор остается спорным. На одном из допросов она однажды указала свой возраст - "примерно 19 лет". В другой раз она уже затруднилась ответить на этот вопрос. Однако когда Жанна только познакомилась с дофином Карлом VII, то сказала, что ей "три раза семь лет". Таким образом получается, что она была немного старше своего канонизированного возраста и вполне могла оказаться тем самым незаконнорожденным ребенком королевы Изабеллы.

В "Судебной петле" упоминается, что Жанна дважды подвергалась медицинскому освидетельствованию. И оба раза осмотр проводился весьма высокопоставленными особами: сначала королевами Марией Анжуйской и Иолантой Арагонской, затем - герцогиней Бедфордской, которая являлась родной тетушкой Карла VII. "Надо только представить сословные различия в средневековом обществе, - пишет автор, - чтобы понять: честь, которой удостоилась Жанна, не могла быть оказана простой пастушке".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Эпоха Средневековья была временем мужчин. Короли вели войны, изменяя границы государств, святые отцы молились за души и ловили ведьм, поэты воспевали доблесть рыцарей и красоту дам, ремесленники и крестьяне трудились и платили налоги. А женщинам приходилось делать «все остальное» — хранить очаг, вести хозяйство, рожать и воспитывать детей, вдохновлять на подвиги и хранить свою добродетель. Конечно, у дам высокого рода было больше свободы и больше возможностей влиять на ход истории, и многие из них блестяще играли не только в шахматы, но и в политику. Однако удивительно то, что самым ярким и таинственным женским персонажем средневековой истории стала простая французская девушка — Жанна д"Арк.

Ее внешность навсегда останется загадкой — не сохранилось ни одного «прижизненного» изображения Лотарингской девы, — но это словно и не имеет значения для потомков: уже несколько веков ее рисуют юной и прекрасной воительницей в сияющих доспехах, вооруженной лишь знаменем и верой в свое божественное предназначение. Откуда она черпала силы вдохновлять и побеждать? Почему ее речи были одинаково убедительны для короля и для простых солдат? Для чего церковь сначала признала ее, а потом осудила на смерть? Правдива ли «каноническая» версия истории Жанны? Ответы на эти вопросы затерялись в средневековых архивах, оставив людям красивую легенду и веру в чудо.

6 января 1412 года в шампанской деревушке Домреми в семье крестьянина Жака Дарка родилась дочь, и при крещении девочку нарекли простым именем Жанна. Это были трудные времена — шел 75-й год Столетней войны, в которой Франция день за днем теряла свои позиции и земли. Королева-мать, Изабелла Баварская, заигралась в дипломатические интриги, в результате чего ее сын Карл VII рисковал вовсе не взойти на французский престол. Некогда большая и гордая страна вот-вот должна была превратиться в английскую провинцию.

Да, Францию могло спасти только чудо. Но, чтобы оно свершилось, потребовалось время. До поры Жанна ничем не отличалась от прочих деревенских детей — играла, помогала родителям, училась прясть и управляться с хозяйством. Но, когда ей исполнилось двенадцать, она впервые услышала «голоса». Позже она охотно рассказывала представителям Святой Церкви, что с ней говорили святая Екатерина и святая Маргарита, а также архангел Михаил — предводитель Небесного Воинства. Конечно, они не сразу призвали ее идти спасать гибнущую Францию — для этого Жанна была еще слишком мала. Но вот ей исполнилось восемнадцать, и она вдруг настойчиво засобиралась в дорогу.

Ее первоначальной целью был ближайший к деревушке город Вокулер, откуда она намеревалась отправиться дальше — ко двору короля. Для Средневековья это было почти невозможным делом, но Жанну это не смущало. Зато беспокоило ее родителей, которые «от греха подальше» решили поскорее выдать дочь замуж, однако у них ничего не вышло. Ссылаясь на волю «высших сил», Жанна была непреклонна в своем решении покинуть дом. Наместник Вокулера, Робер де Бодрикур, поначалу не поверил одержимой крестьянской девушке. Но неожиданно речам Жанны поверили жители городка, поверили настолько, что, не дожидаясь решения своего господина, начали снаряжать, ее в поход — на народные деньги были куплены конь, дорожная одежда и доспехи. Может быть, сыграло свою роль давнее пророчество о том, что «Францию погубит злая женщина-чужестранка, а спасет невинная юная дева». Королева-мать с ее интригами вполне подходила для первой роли, а Жанна — для второй. И наместник города сдался: был собран отряд, который должен был отправить Лотарингскую деву к королю. Деревенская девушка добилась своего и начала свой крестовый поход на Столетнюю войну.

Королевские игры

В это время молодой и неудачливый король Карл VII пребывал в унынии и почти был готов подписать капитуляцию. Конечно, коронация в Реймсе могла бы спасти его, но путь туда был закрыт: прежде необходимо было снять осаду с другого города — Орлеана, который чудом держался под натиском захватчиков и был последним оплотом французского воинства.

Ситуация казалось едва ли не безвыходной. И тут королю доложили, что его желает видеть странная девушка, чтобы сообщить ему нечто важное. Карлу было нечего терять, и он согласился дать аудиенцию. Но, желая проверить, «посланницу высших сил», он посадил на трон вместо себя одного из своих дворян. Однако шутка не удалась — легенда утверждает, что Жанна чудесным образом узнала Карла в толпе придворных и, кроме того, в приватной беседе сообщила королю нечто такое, что заставило его немедленно поверить в ее божественную миссию. Впрочем, будучи осторожным, он все-таки назначил «испытание в Пуатье», где отцы церкви долго и дотошно расспрашивали Жанну о ее общении со святыми. Девушка честно призналась, что «не отличает «а» от «б», но при этом ей удалось убедить священнослужителей, что ее откровения идут от Бога.

Это было не просто и даже опасно, но тогда Церковь не нашла в ней ничего еретического. Жанна была признана честной и благочестивой и получила благословение идти на Орлеан. И наступило время чудес и побед — долгая и безнадежная осада города была снята едва ли не за неделю, боевой дух армии поднялся до небывалых высот, и Карл VII был коронован в Реймсе, как того требовала традиция. В войне наступил перелом. Жанна вела свое воинство, держа в руках лишь знамя, которое было сделано специально для нее, и французская армия одерживала одну победу за другой.

Оставалось завоевать Париж. Но внезапно король словно бы передумал воевать и занялся дипломатией. И Жанна вдруг осталась не у дел. Она присутствовала на королевских пирах, получила потомственный дворянский титул дю Лис, но совсем не это было ее целью — августейшие почести лишь огорчали ее. Она не уставала твердить Карлу, что необходимо идти на Париж как можно скорее. Возможно, она чувствовала, что король ее предаст.

Дорога на костер

Неудачная осада Парижа стала для Жанны д"Арк началом конца. Король Карл, к этому времени уже слишком увлеченный «бумажной войной», словно бы нехотя согласился штурмовать столицу и большого войска для этого не дал. Фактически он умышленно обрек своего чудесного полководца на поражение. А после неудачи он словно бы и вовсе разочаровался в Жанне.

Устав от придворного безделья, Орлеанская дева почти самовольно отравилась в осажденный англичанами город Компьен с небольшим отрядом верных ей людей. Здесь ее снова ждали военные успехи, но, увы, это продолжалось недолго — во время одной из вылазок Жанна попала в плен.

В те времена обмен военнопленными был довольно распространенным делом, и, если бы Карл хотел, он мог бы без труда вызволить Орлеанскую деву, которой он был обязан короной и воскресшей страной. Но король сделал вид, что это его не касается. Жанна провела в английском застенке последний год своей жизни, где ее поддерживали только голоса ее любимых святых. Они ободряли ее, обещали, что скоро все кончится, и спасали от отчаяния.

В январе 1431 года начался судебный процесс, который длился почти полгода. Почти все материалы этого следствия сохранились до наших дней, и благодаря тщательно записанным протоколам мы знаем о жизни Жанны почти все с ее собственных слов, а также из показаний свидетелей. Сейчас это может показаться смешным, но одним из главных пунктов обвинения было то, что девушка носила мужскую одежду. Казалось бы, объяснение этому очень простое: в дороге и в военном лагере так удобнее, доспехи, столь необходимые в бою, нельзя надеть на платье. Но отцы церкви словно бы не хотели слышать об этом и искали в практичном поступке дьявольский умысел. Восемнадцать раз следствие возвращалось к ее «голосам» и пророческим видениям, они, конечно же, были основным поводом для расследования. Жанне задавали множество вопросов, и, так же как на испытании в Пуатье, девушка отвечала на них просто и честно. Все попытки следователей заставить обвиняемую противоречить самой себе провалились.

Но этот судебный процесс не мог закончиться оправдательным вердиктом. 24 мая 1431 года Жанне д"Арк впервые зачитали обвинительный акт и трижды предложили отречься от своей ереси. Она трижды отказалась это сделать. Но во время чтения смертного приговора она вдруг изменила свое решение и произнесла формулу отречения. Казнь заменили пожизненным заключением.

Нам всем известно, что история Орлеанской девы закончилась иначе. Спустя два дня Жанна объявила, что отреклась из страха смерти, что она «очень сожалеет о сделанном и проклинает себя». Дело «некоей женщины Жанны, обычно именуемой Девой» было передано светским властям. На деле это означало смертный приговор и казнь. Согласно легенде, Жанну д"Арк сожгли в Руане, на площади Старого рынка, 30 мая 1431 года. Согласно историческим документам, через 25 лет было назначено новое разбирательство, в результате которого все обвинения с удивительной девушки из Домреми были сняты. Спустя почти пять веков, в 1920 году, Ватикан официально признал Жанну д’Арк святой.

И жила принцесса долго и счастливо

И все же эта удивительная история, больше похожая на сказку, кажется не такой уж однозначной. Уже не один век многие ученые пытаются опровергнуть каноническую версию жизнеописания Жанны. Слишком уж неправдоподобным кажется факт, что деревенская девушка так легко встала во главе французской армии и привела ее к стольким славным победам. Одна из самых популярных альтернативных версий биографии Жанны д"Арк утверждает, что она была незаконнорожденной королевского происхождения и ее «настоящей» матерью могла бы быть едва ли не сама Изабелла Баварская. Именно королевская кровь позволила Деве так легко справиться с ролью полководца и стать своей при дворе.

Также существует версия (она тоже опирается на особые «родственные связи), что Жанна не была сожжена на костре, а чудом спаслась. И вроде бы через несколько лет она «вернулась в мир», вышла замуж за дворянина по фамилии дез Армуаз и жила с ним долго и счастливо. А ее бывшие боевые соратники и даже сам король неоднократно навещали Жанну и общались с ней. А кто-то и вовсе уверен, что «Жанна дева» — это просто псевдоним, взятый «на время» Маргаритой де Шандивер, которая, к слову, тоже была внебрачной королевской дочерью. Так годы идут, и а споры не утихают, и одни исследователи не признают доводов других. Слишком далеко от нас эпоха Средневековья, слишком ненадежны даже самые подлинные пергаменты — они пока по-прежнему бессильны перед обаянием легенды. И белый конь по-прежнему уносит Жанну д"Арк навстречу бессмертию, и ее знамя ангельским крылом бьется на ветру.