Биографии Характеристики Анализ

Звукобуквенный анализ слова. Звуко-буквенный разбор слов

Очень многому надо научить маленького человечка в начальных классах. Ничего не хотелось бы упустить. В свою систему работы ввела недельные ритмы, т.е. 5-7минут на уроке отвожу отработке определенного навыка. Например, на уроках русского языка:

Понедельник: орфографическая работа, выполнение грамматических заданий.

Вторник: звуко-буквенный разбор слов (фонетический разбор).

Среда: работа со словами из словаря. Морфологический разбор (как часть речи).

Четверг: работа над предложением. Разбор предложения по членам и по частям речи.

Пятница: разбор слов по составу (морфемный анализ).

Каждую четвертую неделю месяца проводится проверочная работа.

1 класс

Слова для фонетического разбора подбираю по принципу от простого к сложному.

1.Слова, состоящие из звуков в сильных позициях:

дом, лом, сам, сын, сом, сон, мак, кон, конь, день, шмель, пень, ель, кульки, тюльпан, труба, дуга, труба, горы, рыбы, раны, сани, санки, розы, козы, лось, книга, стол, зайку, майку, тень, стул, царь, соль, кубик, бусы, пить, рыть, фильм, Яшу, яму.

2. Слова, состоящие из звуков в сильных и слабых позициях, практически совпадающих по своим акустическим характеристикам с сильными позициями тех же фонем:

трава, суп, лук, ёрш, рельс, Яша, яма, мама, папа, радуга, диван, полка, козлик, птица, комната, строчка, почка, пальчик, мальчик, зайка, майка, кукушка, букварь, пилот, гусь, окунь, кошка, раки, ива, сумка, рыбак, юла, арбузы, грибок, лай, крылья, льдина, съёмка, краска, звон.

3. Слова, которые имеют в своем составе звуки в сильных позициях, причем последние отличаются по звучанию от сильных позиций фонем:

ёж уголок люк радость изгиб
мороз дети мел снег обложка
леса жмурки подъезд бег протяжка
стена морозный заявка гриб морской
перепел школьники уехать глаз стекло
вечер коньки подъем зуб щука
нога весна ручьи ложка малина
бегун весёлый здоровье столб ягодка
пятно пирожок варенье морковь погрузка
грохот мяч вьюга ножка дорожка
ловить ходьба замазка собака цветок
берёзка деревья улов пятёрка юг

Звуковой разбор идет в такой последовательности:

1.Скажите слово с нормами произношения и послушайте себя.

2. Найдите ударный слог и произнесите слово по слогам.

4. Запишите, выделите фонему (букву).

6. Проверьте, получилось ли слово.

Учащиеся имеют памятки:

№ 1. Фонетический разбор (рис. № 1).

ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР

Гласные звуки [ а ], [ о ], [ у ], [ ы ], [ и ], [ э ] .

Гласные буквы я, е, ё, ю, когда стоят:

а) в начале слова (например: Яша, юла );

б) после гласной (например: маяк );

в) после разделительного мягкого знака (например: деревья, вьюга ) дают два звука.

Гласные буквы: а, о, у, э, ы - показывают, что согласный читается твердо.

Гласные буквы: я, е, ё, ю и - показывают, что согласный читается мягко.

Ь – показатель мягкости.

Звуки [ нн ’, рр’ , лл’ , мм ’, й ] – звонкие непарные или сонорные.

[ й ] или [ j ] – согл., зв. неп., мяг. неп.

Звуки [ бб’, вв’, зз ’ , ж, гг ’ , дд ’ ] – звонкие парные.

Звуки [ пп ’ , фф ’ , сс ’ , ш, кк ’ , тт ’ ] – глухие парные.

Звуки [ хх ’ , щ, ч, ц ] – глухие непарные.

Звуки [ ж, ш, ц ] – твердые непарные.

Звуки [ щ, ч, j ] – мягкие непарные.

Ъ, Ь знаки – звука не обозначают

- мягкость.

№ 2. Алгоритм разбора (рис. № 2).

№ 3. Лента букв (рис. № 3).

Ежедневно на уроках чтения, письма учу характеристике звука в соответствии с изучением новой буквы и звуков. Слова для анализа беру из “Азбуки” или “прописи”. Перед глазами всегда лента букв.

Слова для фонетического анализа в 1-м классе (Русская Азбука. В.Г.Горецкий. Москва. “Просвещение”. 2000.).

астра стул гвозди пастух лес
арбуз руль два пастухи лось
окуни забор яблоки юла мак
овощи дверь яблоня кузнец маки
иголка вратарь грибы эхо три
шары лови круги лещ пять
утка ели мяч шарфик дом
барабан пила ручка шарф семь
конь плотник гуси листья звонок
змей зебра гусь голуби шкаф
карандаш жмурки ёжик трамвай

2 класс

Еженедельно работа с лентой букв, а затем следующие виды работ:

  1. а). Звуки природы, вспомните и воспроизведите их голосом.
  2. Шумят листвой деревья: ш-ш-ш-ш…

    Поют птицы: …? Лает собака: …? Капает дождь: …? Гремит гром: …? Скрипит под ногами снег: …? Слышен шорох шагов: …?

    б). Книга 1.

  3. а).
  4. Как свистит чайник? Как шипит раскаленная сковородка? Как звенит будильник? Как скрипит старая дверь? Как капает вода из крана?

    б). Речь 1.

  5. а). Звуки в доме, воспроизведите их голосом.
  6. Как мальчик играет на барабане? Как папа работает с дрелью? Как гудит стиральная машина? Как звучит работающий мотор? Как тикают часы? Как стучит мамина швейная машинка? И т.д.

    б). Вдруг 1.

  7. а). Работа с лентой букв.
  8. Назовите гласные, которые обозначают твердость согласного звука.

    Назовите гласные, которые обозначают мягкость согласного звука.

    Назовите звонкие непарные согласные, глухие непарные согласные, парные звонкие и глухие согласные.

    Почему их так называют?

    Согласные всегда мягкие.

    Согласные всегда твердые.

    Что вы знаете о Ъ и Ь знаках?

    б). Гриб 1 – контрольный анализ.

  9. а). Убери одну фонему.
  10. Из каждого слова выньте по одной фонеме. Сделайте это так, чтобы из оставшихся фонем получилось новое слово.

    Вот так: горсть – гость.

    Полк, всласть, краска, склон, экран, беда, тепло.

    б). Лыжи 1.

  11. а). Добавь фонему.
  12. Добавьте к каждому слову одну фонему, чтобы получилось новое слово.

    Вот так: шар – шарф.

    Рубка, дар, стол, клад, лапа, усы, укус.

    б).Чай 1.

  13. а). Замени фонему.
  14. В предложенных словах замените одну согласную фонему другой, чтобы получилось новое слово.

    Вот так: корж – морж .

    Ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, галка, орел, норка, клин, тоска, свет, полено, рамочка.

    б). Ручка 1.

  15. а). Дайте характеристику звуку в слове, который я укажу.
  16. Ветер – 2 зв., 3 зв., 5 зв.

    б). Цирк 1 – контрольный анализ.

  17. а). Приставь букву.
  18. В начало слова или в конце его добавьте букву , чтобы получилось новое слово.

    Какие звуки обозначаются этими буквами?

    роза г

    вол к

    осы к

    корь я

    пар к

    утка ш

    б). Яша 1.

  19. а). Приставь букву (аналогичное задание 9-ой недели).
  20. уха м

    кран э

    стол б

    сто г

    очки т

    враг о

    б). Точка 1.

  21. а). Озорные фонемы.

Вы знаете, какую важную роль играют фонемы. Стоит только в слове изменить одну фонему или убрать ее, возникает путаница, становится смешно.

Вот какая забавная история произошла в одной семье.

Девочка – первоклассница говорит своему дедушке:
Дедушка, посмотри, что я нарисовала!
А кто это?
Ты, дедушка, и портфель с учебниками. А почему ты смеешься?
Уж очень смешные твои подписи, Машенька. Ты, наверное, поторопилась и что-то напутала.
(По А. Шиваеву).

Подпись под 1-м рисунком: портфель с учениками.

Подпись под 2-м рисунком: девушка.

б). Ель 1.

12. а). Работа с лентой букв.

    Что обозначает Ь знак в конце и в середине слова?

    Чем интересны буквы Я, Е, Ё, Ю ?

    Когда они имеют два звука?

    Назовите слова, в которых есть звук [ Й ] .

    И вскользь мне бросила змея:

    “У каждого своя судьба!”

    Но я – то знал, что так нельзя –

    Жить, извиваясь и скользя.

    б). Письмо 1.

13. а). Нелепости.

Послушайте стихотворение Новеллы Матвеевой, это разговор двух друзей. Почему им трудно понять друг друга? Найдите и исправьте в стихотворении нелепости. Какую роль сыграли в этом звуки (фонемы)?

Путаница.

В печке выпечен батон,
А в петлицу вдет бутон,
По траве ползет питон,
Молоко течет в бидон,
А на стройке есть бетон.

Повтори и ты мне в тон:
Где бутон,
А где батон,
Где бидон,
А где питон,
Ну, а где – бетон.

Раз, два, три, четыре, пять.
Начинаю повторять:
В печке выпечен бутон,
А в петлицу вдет батон,
По траве ползет бидон,
Молоко течет в бетон,
А на стройке есть питон.

Нет, не так!
Нет, не так!
- Ну тогда вот так:
В печке выпечен бидон,
А в петлицу вдет питон,
По траве ползет бетон,
Молоко течет в батон,
А на стройке есть бутон.

Нет, не так!
Нет, не так!
Подскажите сами: как?
Разберитесь сами в том,
Где бутон, а где батон,
Где бидон, а где питон.
Ну, а где – бетон.
(Н. Матвеева)

б). Контрольный анализ.

Почка1 – 1 в
Кочка1 – 2 в

14. а). Чудеса.

Послушайте шутливое стихотворение. Ответьте, почему произошли такие чудеса? Будьте внимательны к словам в тексте – может быть, они подскажут вам ответ.

Дым
Пироги пекутся в речке.
На улице стоит,
Рыбаки сидят у печки.
Дом
Путник в город шел
Из труб его валит.
Мешком.
На чердак залезла ложка,
Вы слыхали о таком?
Со стола упала кошка.
Кто не верит чудесам,
В день весенний у ворот
Убедиться может сам.
Начал дружно таять
Мед.
(А. Санин)

б). Лёд 1.

15. а). Превратим волка в козу.

Эту словесную игру придумал английский математик Льюис Кэролл, автор сказки “Алиса в стране чудес”. Смысл игры в том, что составляется ряд слов, каждое из которых отличается от предыдущего только одной буквой. При этом надо соблюдать следующие правила:

1) в слове можно менять только одну букву;

2) нельзя переставлять буквы, удлинять и укорачивать слово;

3) начальные и конечные цепочки должны иметь логическую связь.

б).“Волк – коза”.

Волк - полк, пола, пора, кора, коза.

б). Мосты 1.

16. а). Превратим “ночь” в “день”.

Ночь – ноль, соль, соло, село, сено, сеть, деть, день.

б). Семья 1.

17. а). Работа с лентой букв.

Какой звук вы слышите после согласного в слогах: ме – мя - мё - мю -

Назовите гласные буквы, которые обозначают мягкость согласного звука.

Какую букву пишем, а какой звук слышим?

Е - [Э] Ё – [О] Я – [А] Ю - [У]

б). Земля 1 – контрольный анализ.

18. а). Помоги звукам.

Помогите гласным и согласным быть вместе. Соедините их так, чтобы получились слова.

б). Класс 1.

19. а). Замени один звук другим.

Мне недолго измениться: с “с” - я рыба, с “ф” - я птица. (сазан – фазан)

б). Кросс 1.

20. а). Загадка – метаграмма.

Я с “у” - далекая планета,

А с “и” - я в Азии страна.

(Уран – Иран)

б). Баллон 1 – контрольный анализ.

21. а). Вспомните слова о зиме со звуком [а].

(зима, горка, сосулька, санки, варежки).

Дайте характеристику 2-му звуку в слове “горка”, 5-му звуку в слове “сосулька”, 5-му звуку в слове “варежки”.

б). Тряска 1.

22. а). Любопытный.

На любой вопрос учителя называйте только те слова, которые начинаются со звука [а].

Как тебя зовут? (Андрей).

А фамилия? (Азбукин).

Откуда ты приехал? (Из Анапы).

Что там растет? (Арбузы).

А еще что? (Абрикосы).

Какие птицы там водятся? (Аисты).

А на чем ты поедешь обратно? (На автобусе).

Какой подарок привезешь маме и папе? (Астры и альбом).

б). Ёж 1.

23. а). Говори, слушай, не повторяй.

Показываю букву, дети “по цепочке” называют слово на эту букву.

б). Якорь 1.

24. а). Как блеет баран? (бе-е-е…).

“Цепочка” слов со звуками [б, б, ].

Назовите, какой ваш звук в слове (согл., зв., глух., парн., тв., мягк., парн.).

б). Зоя 1 – 1 в

- контрольный анализ.

Яма 1 – 2 в

25. а). Занимательные модели.

      1. _ _ _ Ь (конь, лось).
      2. _ _ _ Ь _ _ (пальто, письмо, коньки).

Что вы знаете о букве Ь?

б). Конь 1.

26. а). Закончите слово (с Ь).

Бук …(-варь), тет … (-радь), сло …(-варь), мед …(-ведь), ян …(-варь), фев …(- раль).

Что обозначает Ь на конце слова; в середине между согласными; в середине после согласной перед гласными Я, Е, Ё, И?

б). День 1.

27. а). Как проверить безударную гласную? Почему она требует проверки?

Назовите одинаковый звук в словах: дом, ноты, зонт, пальто, осы, ноги.

Что это за звук? (гласный, ударный).

б). Окно 1.

28. а). Закончите предложения словами, начинающимися на букву О.

Было очень жарко, и мама открыла все …(окна). Бабушка варила варенье, и в открытое окно влетели злые…(осы). Я очень люблю кедровые …(орехи). Ничто не предвещало дождя, по небу плыло воздушное …(облачко).

б). - контрольный анализ.

Озеро 1 – 1 в

Гнездо 1 – 2 в

29. а). Кто главнее?

Как вы думаете, какие звуки важнее – гласные или согласные? Проведем фонетический эксперимент. Возьмем любые три слова. Уберем из них все согласные. Что у нас получится?

_ _ О _ _ _ И _ _ А _ А _ _ А _ _ О _ А _ У _ _ _ А.

Можно ли догадаться какие это слова? Конечно, нет. А теперь возьмем те же самые слова, но оставим в них только согласные:

ШК _ ЛЬН _ К К _ Р _ НД _ Ш П _ Ж _ Л _ ЙСТ _

А теперь догадались? Наверняка. Так кто же главнее – гласные или согласные? Подумайте и объясните почему вы так считаете?

б). Гриб 1.

30. а). Попробуйте расшифровать такие сокращения:

Мршк, Мрк Твн, Мхлкв, Чквскй, Шлхв, Блк, Лрмнтв, Нкрсв, Гйдр, Крлв.

б). Глаз 1.

Аналогично строится работа в 3-4-х классах. К концу четвертого класса все учащиеся имеют прекрасный результат по фонетическому (звуко-буквенному анализу).

Литература

  1. В. Волина. Учимся играя. “Новая школа”. Москва. 1994.
  2. И. Калмыкова. Таинственный мир звуков. Ярославль. “Академия развития”, “Академия, К о ” . 1998.
  3. Журнал “Мурзилка”. 1999-2002 гг.

Фонетикой называют раздел языкознания, который изучает звуковую систему языка и звуки речи в целом. Фонетика - это наука о сочетании звуков в речи.

Выполнить разбор

Фонетический разбор, или звуко-буквенный, - это анализ строения слогов и звуковой системы слова. Такой анализ предлагается выполнять как упражнение в учебных целях.

Под анализом понимается:

  • подсчитывание количества букв;
  • определение числа звуков в слове;
  • постановка ударения;
  • распределение звуков на согласные и гласные;
  • классификация каждого звука;
  • составление транскрипции (графической формы слова).

При разборе важно различать понятия «буква» и «звук». Ведь первые соответствуют орфографическим правилам, а вторые - речевым (то есть звуки анализируются с точки зрения произношения).

Прежде чем приступить к звуко-буквенному разбору, следует запомнить

В русском языке десять гласных звуков:

Первые пять обозначают, что предшествующий согласный является твердым, а вторые - мягким.

И двадцать один согласный звук:

звонкие непарные звуки [Й’] [Л] [М] [Н] [Р]
глухие непарные [Х] [Ц] [Ч’] [Щ’]
звонкие парные [Б] [В] [Г] [Д] [Ж] [З]
глухие парные [П] [Ф] [К] [Т] [Ш] [С]

Звонкими называют согласные, которые образуются с участием звука, а глухие - с помощью шума. Парными называют те согласные, которые образуют пару глухой/звонкий. Например, [Б]/[П], [В]/[Ф], [Г]/[К]. Непарными - те, которые не образуют пары: [Л], [М], [Р].

При фонетическом анализе слова стоит помнить, что согласные [Ч’], [Щ’], [Й’] - всегда мягкие, вне зависимости от того, какой гласный образует с ними слог. Согласные [Ж], [Ш] и [Ц] - всегда твердые.

[Й’], [Л], [Л’], [М], [М’], [Н], [Н’], [Р], [Р’] - сонорные звуки. А значит, при произношении этих согласных звук образуется преимущественно голосом, но не шумом. Все сонорные - звонкие звуки.

В русском алфавите есть также буквы Ь, Ъ. Они не образуют звука. Ь (мягкий знак) служит для того, чтобы смягчать согласные, после которых он ставится. Ъ (твердый знак) имеет разделительную функцию.

Правила разбора на звуки

  1. Транскрипция записывается в квадратных скобках: .
  2. Мягкость звука обозначается символом «’».
  3. Перед глухими звонкие согласные оглушаются: ногти - [нокт’и].
  4. Звуки [с], [з] в приставках слов смягчаются: разъединить - [раз’й’эд’ин’ит’].
  5. Некоторые согласные в словах не читаются: костный - [косный’].
  6. Сочетание букв «сч», «зч» читаются как «щ»: счастье - [щ’аст’й’э].
  7. Удвоенный согласный обозначается «:»: постепенный - [паст’ип’эн:ый’].

Образец звуко-буквенного разбора слова

  1. Записать слово по правилам орфографии.
  2. Разделить слово по слогам.
  3. Обозначить ударный слог.
  4. Произнести слово вслух и на основании этого выполнить транскрипцию.
  5. Описать гласные звуки по порядку, обозначить, какие из них являются ударными, а какие - безударными. Описать согласные. Охарактеризовать их: парные/непарные, звонкие/глухие, твердые/мягкие.
  6. Подсчитать количество звуков и букв в слове.

Примеры фонетического разбора

Для примера ниже подобраны слова с наиболее интересными вариантами фонетического разбора.

Как только родители начинают задумываться о том, как обучить свое чадо навыкам чтения, кроме букв и слогов появляется понятие «звуковой анализ слова». Однако не каждый понимает, зачем необходимо обучать ребенка, не умеющего читать, его делать, ведь это может только вызвать путаницу. Но, как оказывается, от умения правильно разбираться слова на звуки зависит в будущем умение правильно писать.

Звуковой анализ слова: что это

Прежде всего, стоит дать определение. Итак, звуковым анализом слова называют определение по порядку их размещения звуков в конкретном слове и характеристика их особенностей.

Зачем же детям нужно учиться выполнять звуковой анализ слова? Для разработки фонематического слуха, то есть умения четко различать звучащие звуки и не путать слова, например: Тима — Дима. Ведь если ребенок не научен четко различать на слух слова, он не сможет их правильно записывать. А данное умение может пригодиться не только при изучении грамматики родного языка, но и при изучении языков других стран.

Порядок разбора слова по звукам

При выполнении звукового анализа любого слова необходимо в первую очередь поставить ударение, далее разделить его на слоги. Потом выяснить, сколько букв в слове и сколько звуков. Следующим шагом будет постепенный анализ каждого звука. После этого подсчитывается, сколько в анализируемом слове гласных и сколько согласных. Поначалу детям лучше давать для анализа простые односложные или двухсложные слова, например их имена: Ваня, Катя, Аня и другие.

Когда ребенок понемногу разобрался с тем, как правильно проводить анализ на простых примерах, стоит усложнять разбираемые примеры слов.

Звуковой анализ слова: схема

При работе с самыми маленькими детьми для лучшего усвоения информации используются специальные цветные карточки.

С их помощью дети учатся создавать схему звукового анализа.

Карточка алого цвета используется для обозначения гласных звуков. Синяя — твердых согласных, зеленая — мягких. Для обозначения слогов используют двухцветные карточки в той же цветовой гамме. С их помощью можно учить ребенка характеризовать звуки и целые слоги. Также необходимы карточка для обозначения ударения и карточка, показывающая разделение слова на слоги. Все эти обозначения, помогающие учить ребенка делать звуковой анализ слова (схема играет вэтом не последнюю роль), утверждены официальной школьной учебной программой России.

Гласные звуки их краткая характеристика. Дифтонги

Прежде чем начать анализировать слово, важно знать, какими особенностями обладают все фонетические звуки (гласные/согласные). При обучении детей на ранних этапах необходимо давать информацию только о самым простых свойствах, все остальное ребенок будет изучать в старших классах.

Гласные звуки (их шесть: [о], [а], [э], [ы], [у], [и]) бывают ударными/безударными.
Также в русском в наличии есть буквы, которые в определенной позиции могут давать пару звуков — ё [йо], ю [йу], я [йа], е [йэ].

Если они следуют за согласными — звучат как один звук и придают мягкости предшествующему звуку. В других позициях (начало слова, после гласных и "ъ" и "ь") звучат как 2 звука.

Краткая характеристика согласных

Согласных звуков в нашем языке тридцать шесть, но графически их обозначает всего двадцать один знак. Согласные быват твердыми и мягкими, а также звонкими и глухими. Также они могут/не могут образовывать пары.

В таблице ниже перечислены звонкие и глухие звуки, способные образовывать пары, и те, которые не обладают такой способностью.

Стоит помнить: согласные звуки [й`], [ч`], [щ`] при любом положении — мягкие, а согласные [ж], [ц], [ш] — всегда твердые. Звуки [ц], [х], [ч`], [щ`] — абсолютно всегда являются глухими, [м], [н], [л], [р], [й`] — (сонорыми) или звонкими.

Мягкий и твердый знаки не дают звуков. Мягкий знак делает предыдущий согласный мягким, а твердый знак играет роль разделителя звуков (к примеру, в украинском подобную роль играет апостроф).

Примеры звукового анализа слов: «язык» и «группа»

Разобравшись с теорией, стоит попробовать попрактиковаться.

Например, можно провести звуковой анализ слова «язык». Данное слово довольно простое, и даже начинающий сможет его разобрать.

1) В данном примере два слога «я-зык». 2 слог является ударным
2) Первый слог образован с помощью дифтонга «я», который стоит в начале слова, а следовательно, состоит из 2 звуков [й`а]. Звук [й`] — это согласный (согл.), мягкий (мягк.) (карточка зеленого цвета), второй звук [а] — гласный, безударный (алая карточка). Для обозначения этого слога в схеме можно взять также двухцветную зелено-красную карточку.

4) Слог 2 «зык». Он состоит из трех звуков [з], [ы], [к]. Согласный [з] — тверд., звонкий (карточка синего цвета). Звук [ы] — гласн., ударный (карточка красного цвета). Звук [к] — согл., тверд., глух. (карточка синего цвета).
5) Ставится ударение и проверяется путем изменения анализируемого слова.
6) Итак в слове «язык» два слога, четыре буквы и пять звуков.

Стоит учитывать один момент: в данном примере слово «язык» разбиралось как для учеников первого класса, которым еще не известно, что некоторые гласные в безударной позиции могут давать другие звуки. В старших классах, когда ученики будут углублять свои познания в фонетике, они узнают что в слове «язык» безударная [а] произносится как [и] — [йизык].

Звуковой анализ слова «группа».

1) В анализируемом примере 2 слога: «гру-ппа». 1 слог является ударным.
2) Слог «гру» составляют три звука [гру]. Первый [г] — согл., тверд., звонк. (карточка синего цвета). Звук [р] — согл., тверд., звонк. (карточка синего цвета). Звук [у] — гласн., ударн. (карточка алого цвета).
3) В схеме ставится карточка, обозначающая разделение слогов.
4) Во втором слоге «ппа» три буквы, но они производят всего 2 звука [п:а]. Звук [п:] — согл., тверд., глух. (карточка синего цвета). Также он является парным и произносится длинно (синяя карточка). Звук [а] — гласн., безударный (алая карточка).
5) Ставится ударение в схеме.
6) Итак, слово «группа» состоит из 2 слогов, шести букв и пяти звуков.

Умение делать простейший звуковой анализ слова не является чем-то сложным, на самом деле это довольно простой процесс, но от него зависит многое, особенно если у ребенка проблемы с дикцией. Если разобраться, как правильно его делать, это поможет произносить слова на родном языке без ошибок и будет способствовать развитию умения грамотно их записывать.

Диана Ильинская

Цели и задачи : развитие звуко-буквенного анализа и синтеза слов ; учить соотносить звук с буквой и символом .

Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико -синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка , а потом с буквами. Современная школа, согласно ФГОС, требует от детей, поступающих в первый класс, не столько какой-либо суммы знаний и умений, сколько способности к действию в умственном плане, которая формируется в процессе усвоения системы знаний в той или иной области действительности.

Поэтому уже в дошкольном возрасте надо помочь детям овладеть определенной системой знаний, которая станет основой будущего изучения предмета. Звуковой анализ - это определение , во-первых, порядка звуков в слове , во-вторых, выделение отдельных звуков , в-третьих, различение звуков по их качественным характеристикам. Для русского языка свойственно противопоставление гласных и согласных звуков , твердых и мягких согласных.

Умение слышать и выделять все звуки по порядку предупреждает в будущем при письме пропуск букв.

Дети пяти лет после занятий в средней группе подготовлены к овладению звуковым анализом : они умеют интонационно выделить звук и определить первый звук в словах .

Но чтобы ребенок мог проанализировать слово , его звуковой состав должен быть материализован. Сказанное слово ускользает , и выделить в нем на слух какие-то части, элементы ребенку очень трудно. Его нужно показать дошкольникам в предметном плане, представив звуковую структуру в виде модели.

С этой целью используется картина-схема звукового состава слов . На ней изображается предмет, слово -название которого ребенок разбирает и ставит ряд фишек под рисунком по количеству звуков в слове .

Рисунок помогает все время видеть предмет, название которого анализируется . Схема дает возможность определить количество звуков в слове и проконтролировать правильность ее заполнения фишками.

Основной вид упражнений, развивающий фонетические способности учащихся,– это фонетический разбор.

Знакомство с учебной программой показывает, что под фонетическим разбором понимается звуко-буквенный разбор . Однако в методике различают собственно фонетический (или звуковой , и фонетико-графический (или звуко-буквенный ) разбор. Цель первого – характеристика звуковой структуры слова без обращения к буквам, второй включает в себя собственно фонетический разбор лишь как свою первоначальную ступень, так как главной задачей он имеет выяснение соотношение звуковой структуры слова с её буквенным обозначением.

Собственно звуковой разбор дети выполняют в подготовительный период обучения грамоте. С переходом к изучению букв звуковой анализ несправедливо почти полностью исключается из употребления.

Однако, отмечая важность собственно фонетического разбора, нельзя не признавать, естественным, что основным видом упражнений с момента знакомства детей с буквами становится звуко -буквенный разбор в своих двух разновидностях.

Если мы хотим добиться, чтобы ребенок реально оперировал звуками , то есть чтобы развивался его фонетический слух, целесообразно проводить звуковой разбор в такой последовательности.

1. Произнеси и послушай слово

2. Найди ударный слог

3. Произнеси слово по слогам

5. Обозначь выделенный звук условным значком

6. Действуй так до конца слова

7. Произнеси подряд все названные звуки . Послушай, получилось ли слово .

Прокомментируем каждый пункт этого плана.

1. Произнеси и послушай слово . Этот этап в работе над словом исключительно важен для развития фонематического слуха ребёнка, которому предъявляется объект предстоящего анализа . Звучащее слово существует мгновение. Затем исчезает. Оно невидимо, неосязаемо. При этом необходимо следить за тем, чтобы учащиеся произносили слова в соответствии с нормами русского литературного произношения. Таким образом, первый этап работы со словом при звуковом анализе становится ещё и средством воспитания у учащихся культуры устной речи.

2. Найди ударный слог. До вычленения отдельных звуков в слове необходимо найти ударный слог, так как от этого иногда зависит лексическое значение слова . Например : [замо‘к], [за‘мок]. При этом дети должны знать, что ударный слог есть только в полном слове .

3. Произнеси слово по слогам . Ученик должен дважды произнести слово . В первый раз он произносит его целиком с вопросительной или звательной интонацией, которая помогает легко найти ударный слог. Второй раз слово произносится по слогам.

4. Протяни (выдели голосом) первый звук в полном слове , назови его и охарактеризуй. Это собственно начало звукового анализа слова . Детей надо научить звук протянуть , искусственно удлинить его или как-то по-другому обозначить. Например, если звук взрывной ([к], [д], его можно повторить [ккот] или произнести с усилием на выдохе. Это поможет лучше услышать звук . Вычленяя звук в полном слове , ребёнок контролирует, не искажается ли при этом слово , так как между лексическим значением и звучанием слова существует неразрывная связь. Искажение одного из элементов этой целостной связи разрушает её.

5. Обозначь выделенный звук условным значком . На этапе звукового анализа слова его запись условными значками каждого звука не должна быть связана с буквенной символикой. Со временем эти условные значки дети , ведомые педагогом, соотнесут с транскрипционными значками и запишут слово так : [п’ис’мо]. На первых порах для звукового анализа используются слова , в которых нет орфограмм.

Звуко-буквенный анализ - один из важнейших видов работы, который способствует формированию в дальнейшем орфографической зоркости, развитию фонематического слуха; развитию умений вычленить звуки в слове , правильно их назвать и охарактеризовать; умения соотнести слово с его звуковой схемой и многому другому.

Работу звукобуквенного анализа слова я провожу следующим образом :

I.Раздаю карточки (картинка, написание слова в клеточках , пустые клеточки для написания звуков ; звуки и цветные схемы (цветными квадратиками или раскрашенные цветными карандашами) появляются в процессе работы):

II. Выясняю :

1. Что изображено на рисунке?

2. Делим слово на слоги (проводим линию цветным карандашом, ставим ударение (цветным карандашом) .

3. Посчитайте клеточки с буквами?

4. Посчитайте пустые клеточки?

5. Каких клеточек больше (или меньше?

6. Давайте выясним, почему пустых клеточек больше (меньше, столько же? Буква Ю- дает два звука [й] и [у] , а в слове деревья – ь – не обозначает звука , но буква я – даст два звука [й] и [а] мчать – не дает звука ).

7. Произносим слово , слушаем себя : выясняем, что буква Ю – дает два звука .

8. Печатаем звуки в пустые клеточки .

9. Выясняем, все ли звуки произносятся так же , как и пишутся (печатаются, то есть сверяем, написание слова со звуковой схемой . (Например, в слове лев- буква в даст звук [ф] ; в слове деревья – ь – не обозначает звука , но буква я – даст два звука [й] и [а] , плод – буква д- даст звук [т] ).

10. Даем характеристику звуков (гласный – ударный, безударный, согласный – твердый. мягкий, звонкий. глухой, раскрашивая квадратики цветными карандашами (зеленый, синий. красный, либо выкладываем цветные квадратики (зеленый, красный, синий) в соответствии с характеристикой звука .

В своей работе опирались на исследования : А. М. Бородич, Г. С. Швайко, А. И. Максаковой, А. Н. Гвоздева, Е. В. Колесниковой, Г. Г. Голубевой, Г. А. Тумаковой, В. В. Гербовой, Т. А. Ткаченко, А. К. Бондаренко, Е. А Стребелевой, Т. Б. Филичевой, Н. В. Новоторцевой и др., использую таблицы .

Звуко-буквенный анализ слов.

Памятка для звуко-буквенного разбора

1. Звуки мы слышим и говорим, буквы пишем и читаем. (Мы говорим о звуках, но обозначаем их на письме соответственно буквами.)

2. В русском языке 33 буквы: 10 букв, обозначающих гласные звуки (А, О, У, Э, Ы, И, Я, Е, Ё, Ю) , 21 буква, обозначающая согласные звуки (Б, В, Г, Д, Ж, 3, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ) и ещё 2 особенные буквы (или знаки) — это Ъ и Ь.

3. Гласных звуков — 6 (А, О, Э, И, У, Ы) . Согласных звуков гораздо больше. Они делятся на твёрдые и мягкие. Или, говоря иначе, образуют пары по твёрдости-мягкости, например, [н"] (мягкий звук) в слове тронь и [н] (твёрдый звук) в слове трон. (Обращаем ваше внимание, что по традиции мы звук записали в квадратных скобках — [н], а мягкость звука обозначили знаком ". Но детям мы этих значков пока не объясняем — они изучат это в школе. Дошкольники, выполняя звуко-буквенный разбор, используют цвет: красный — для обозначения гласных звуков, синий — для обозначения твёрдых согласных, зелёный — для обозначения мягких согласных).


4. Есть 3 всегда твёрдых согласных звука — это Ж, Ш, Ц и 3 всегда мягких согласных звука — это Й, Ч, Щ. Все остальные согласные звуки могут быть как твёрдыми, так и мягкими.

5. Гласные буквы Я, Е, Ё, Ю могут обозначать 1 звук (соответственно: я — [а], е — [э], ё — [о], ю — [у]), если стоят после согласных (например: мяч — [м"ач], белка — [б"элка], лён — [л"он], люк — [л"ук]), и 2 звука (я — [й"а], е — [й"э], ё — [й"о], ю — [й"у]), если стоят в начале слова (яма — [й"ама], енот [й"энот], ёлка [й"олка], юла — [й"ула]); после гласной (баян — [бай"ан], веер — [вей"ер], чаёк (от чай) — [чай"ок], баюн (кот-баюн) — [бай"ун], а также после Ъ и Ь (съел — [сй"эл], гроздья — [грозд"й"а], варенье — [варен"й"э], бельё — [бэл"й"о], вьюнок — [в"й"унок]).

6. Согласные также различаются по принципу звон кости-глухости. Всегда звонкие: Р, Л, М, Н, Й, всегда глухие: X, Ц, Ч, Щ . Остальные согласные образуют пары: Б - П, В - Ф, Г - К, Д - Т, Ж - Ш, 3 - С .

7. Слова делятся на слоги: сколько в слове гласных, столько и слогов.

Волна

Проведи волнистую линию так, чтобы гласные остались сверху, а согласные — снизу.

Чего больше?

Чего больше — гласных или согласных? Допиши буквы так, чтобы в каждой строчке гласных и согласных стало поровну.

Найди буквы

Подчеркни буквы, которые нужны тебе для составления слов: дом, лук.

Звуко-буквенный разбор слова в школе

Фонетика - раздел науки о языке, изучающий звуки речи. Phone (греч.) - звук.

Графика - раздел науки о языке, изучающий буквы. Grapho (греч.) -пишу.

Буквы - знаки, обозначающие звуки речи, их мы видим и пишем. В русском языке 33 буквы, обозначающие звуки. К графическим знакам также относятся знак ударения, дефис (черточка), знаки препинания и другие, а буквы ь и ъ звуков не обозначают. Звуки образуются в речевом аппарате при выдыхании воздуха. При образовании согласных звуков, выдыхаемый воздух встречает во рту различные препятствия (губы, зубы, язык, небо). Струя воздуха преодолевает препятствия и от этого образуются согласные звуки. Согласные звуки в русском языке делятся на звонкие и глухие, твердые и мягкие. Твердые согласные звуки имеют пары по мягкости [б]- [б"], [в]- [в"], [г]- [г"]. Не имеют пары по мягкости [ж], [ш], [ц], они всегда твердые.

Не имеют пары по твердости [ч"], [щ"], [й"], они всегда мягкие.

Примечание . Звук, обозначаемый буквой щ, является долгим мягким глухим, например: щеки, щетка. Парным ему долгим мягким звонким является [ж" ж"], встречающийся в немногих словах, например: дрожжи, вожжи.

Согласные звуки делятся на звонкие и глухие. При образовании звонких согласных голосовые связки вибрируют, образуется голос. А при произнесении глухих согласных голосовые складки не вибрируют, образуется шум. Вибрацию голосовых связок можно ощутить, приложив тыльной стороной руки к горлу. Имеют пару по звонкости и глухости [б]- [п], [в]- [ф], [г]- [к], [д]- [т], [ж]- [ш], [з]- [с]. Не имеют пары по глухости [й], [л], [м], [н], [р], они всегда звонкие. Не имеют пару по звонкости [х], [ц], [ч], [щ], они всегда глухие.

Звонкие и глухие согласные звуки могут различать слова. Например: дом - том, кол - гол, шар - жар и т.д. Парные мягкие и твердые согласные звуки различают слова, например: лук - люк, мал - мял, нос - нес, конь - кон. Звонкий согласный звук на конце слова и перед глухим согласным заменяется парным ему глухим. Такая замена называется оглушением. Например: зуб - зубок, низкий - низок. Глухой согласный перед звонким согласным (кроме л, р, м, н, й) заменяется парным ему звонким. Такая замена называется озвончением согласного. Например: просьба - просить, сдать.

Примеры разбора звукобуквенного анализа слов

Сторожи"ть - [старажыт"] - 9 букв, 8 звуков, 3 слога.
С - [с] - согласный, глухой, парный, твердый, парный;
Т - [т] - согласный, глухой, парный, твердый, парный;

Р - [р] - согласный, звонкий, непарный, твердый, парный, сонорный;
О - [а] - гласный, безударный;
Ж - [ж] - согласный, звонкий, парный, твердый, непарный;
И - [ы] - гласный, ударный;
Т - [т"] - согласный, глухой, парный, мягкий, парный;
Ь - [-]
Объе"м - [абй"ом] - 5 букв, 5 звуков, 2 слога.
О - [а] - гласный, безударный;
Б - [б] - согласный, звонкий, парный, твердый, парный;
Ъ - [-]
Е - [й"] - согласный, звонкий, непарный, мягкий, непарный, сонорный;
[о] - гласный, ударный;
М - [м] - согласный, звонкий, непарный, твердый, парный, сонорный.