Биографии Характеристики Анализ

Афганская война состав вооруженных сил. Части и подразделения МВД

«ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ» №7.2006 Г. (стр. 15-18)

Полковник А. ВАСИЛЬЕВ,

кандидат военных наук

Военно-политическое руководство (ВПР) Исламской Республики Афганистан (ИРА) в интересах стабилизации обстановки и создания условий для осуществления планов экономического и социального развития страны заинтересовано в скорейшем формировании национальных вооруженных сил. Вместе с тем в ходе практической реализации разработанных при участии США и западных стран планов по форсированному к началу 2007 года строительству 70-тысячной афганской национальной армии (AHA) ВПР столкнулось с серьезными трудностями. Низкая боевая выучка личного состава новой армии на фоне растущего дезертирства солдат и сержантов, особенно в подразделениях и частях, принимающих участие в боевых действиях против талибов, острая нехватка боеприпасов, отсутствие военной техники для оснащения вводимых в строй подразделений заставили командование американских вооруженных сил пересмотреть ранее намеченные сроки окончательного формирования AHA, отодвинув их на более позднее время. По расчетам военных советников США, намеченной численности эта армия достигнет лишь к маю 2008 года, а полной оперативной готовности - только к сентябрю 2009-го.

В министерстве обороны и - генеральном штабе ИРА продолжается комплектование управлений (оперативного, организационно-мобилизационного, обучения и боевой подготовки войск, кадров, финансового, внешних связей, военных закупок и поставок, медицинского, по связям с парламентом и общественностью, контрольно-ревизионного) и командований (разведки, связи, тыла и снабжения). К настоящему моменту центральный аппарат МО укомплектован на 55 проц. (1 650 военнослужащих из 3 000 положенных по штату), а ГШ, включая входящие в него командования и управления, - лишь на 35 проц. (2 450 из 7 000). По состоянию на конец 2005 года численность AHA достигла 30 663 человека.

Согласно указу президента ИРА Х. Карзая от 2 декабря 2002 года «О создании афганской национальной армии» и разработанной в соответствии с ним новой организационно-штатной структуре вооруженные силы страны представлены лишь двумя видами - сухопутными войсками и военно-воздушными силами. Основой боевой мощи AHA должны стать СВ, включающие пять армейских корпусов (АК, 13 бригад) общей численностью 46 тыс. человек. В настоящее время штабы всех корпусов и девяти бригад, входящих в них, сформированы и насчитывают 19 790 человек.

Наиболее боеспособным соединением является 201 АК. Однако и он в настоящее время представлен практически лишь двумя бригадами (1-я легкая пехотная бригада (лпбр) и 3-я бригада быстрого реагирования), в то время как в составе 2 лпбр после отправки четырех батальонов для комплектования других корпусов, находящихся в стадии формирования, сохранились штаб бригады и батальон огневой поддержки (боп).

По две легких пехотных бригады, причем вторые неполного состава, имеются и в 203, и 205 АК, а третьими бригадами (в приоритетном порядке) их планируется укомплектовать к маю 2006 года и апрелю 2007-го соответственно. 2 лпбр 201 АК будет вновь развернута только к сентябрю-октябрю 2006 года.

В 207 и 209 АК на данный момент всего по одной лпбр. Их доукомплектование начнется только после завершения этого процесса в городах Кандагар, Кабул и Гардез.

В настоящее время на вооружении ВС ИРА состоят 44 танка Т-62, 41 БМП-1, 13 БТР М-113, 55 БРДМ-2, 52 122-мм гаубицы Д-30, 120 минометов различного калибра. Кроме того,

большое количество техники находится в разукомплектованном состоянии и используется в качестве запчастей.

Помимо этого, согласно разработанному военными советниками США перспективному плану поэтапного строительства сухопутных войск AHA до 2010 года будут развернуты четыре региональных командования: два к концу 2008 года - в городах Кандагар и Гардез и два к 2010-му - в городах Герат и Мазари-Шариф.

Воздушный корпус (ВК) AHA организационно будет состоять из авиационно-транспортного и вертолетного «крыльев», батальона инженерного обслуживания и группы воздушного контроля. Кроме того, предполагается создать четыре авиабазы на аэродромах Кандагар, Герат, Мазари-Шариф и Гардез, где развернуты армейские корпуса. В авиационном парке ВК имеются самолеты Ан-32 (Ан-26) - пять единиц, вертолеты Ми-8 - семь и Ми-24 - шесть, а также учебные самолеты Л-39 - два. Вопрос об оснащении воздушного корпуса боевыми самолетами пока в повестке дня не стоит. Численность личного состава ВК по состоянию на 1 декабря 2005 года была 189 человек, а к 2009-му она будет доведена до 3 000 военнослужащих. Наиболее крупные аэродромы - Баграм, Кандагар и Шинданд - остаются под контролем американцев на неопределенный срок.

На финансовые средства, выделяемые в основном США, в кабульском военном учебном центре (КВУЦ) иностранные инструкторы готовят личный состав для вновь формируемых батальонов AHA. В общей сложности планируется подготовить его для 78 батальонов, включая пехотные, танковые, механизированные, огневой поддержки, боевого обеспечения, транспортные. По состоянию на 1 декабря 2005 года в КВУЦ обучение прошел личный состав только для 44 батальонов. Остальные военнослужащие пройдут подготовку в соответствии с разработанным военными советниками США планом-графиком. При этом ее продолжительность в КВУЦ намечается увеличить с нынешних 14 до 16 недель, а количество подразделений в одном потоке сократить с пяти до четырех.

Согласно прогнозам западных специалистов, темпы строительства AHA в 2006 году по ряду объективных факторов будут замедлены. Беспокойство у американцев вызывает низкий уровень профессиональной выучки личного состава. Сформированные бригады и батальоны, по оценкам советников из США, не способны к ведению самостоятельных боевых действий. По их мнению, одной из основных причин этого является нерешенность вопросов материально-технического обеспечения вновь формируемых подразделений. Так, при выпуске из КВУЦ в ноябре 2005 года 44-го по счету батальона (согласно организационно-штатной структуре является батальон огневой поддержки (боп)) из положенных по штату 120 единиц автобронетанковой техники были выделены только восемь автомобилей. Кроме них, боп не получил ни одной гаубицы (по штату положено восемь 122-мм Д-30), ни одной БРДМ-2 (должно быть восемь), ни одной единицы инженерной или специальной техники (положено 22), а также противотанковых средств. В войсках ощущается острейшая нехватка боеприпасов к танковым орудиям (Т-62) и 122-мм гаубицам Д-30, выстрелов к БМП-1 (БМП-2), РПГ-7, мин к 82- и 120-мм минометам.

Американцы, стремясь ограничить российское участие в создании афганских вооруженных сил, предпринимают попытки решения проблемы удовлетворения первоочередных потребностей AHA в ВВТ за счет поставок в страну образцов советского производства из стран-участниц бывшего Варшавского Договора, изъявивших желание вступить в НАТО. Поставки запасных частей к бронетанковой технике осуществляются из Румынии, Болгарии и Польши, артиллерии -из Словакии и Монголии, стрелкового оружия - из Чехии и Венгрии.

При этом несколько иных позиций придерживается значительная часть афганского генералитета, которая высказывается за расширение самостоятельности МО ИРА в решении вопросов подготовки и использования войск, формирования и расходования статей оборонного бюджета, определения приоритетных для себя партнеров по военно-техническому сотрудничеству. В их числе были названы Россия, Китай и Индия.

Трудности военного строительства в Афганистане наряду с вышеизложенными причинами объясняются также недостаточным финансированием этого процесса. Бюджет МО ИРА на новый финансовый год (начинался 21 марта 2006 года), с учетом помощи

стран-доноров, по сравнению с текущим периодом предполагается увеличить почти на 50 проц., после чего он должен составить около 1,4 млрд долларов США. При этом афганская доля в нем достигнет 165 млн долларов (8 млрд афгани).

С учетом всех отмеченных обстоятельств военное строительство в Афганистане займет еще не менее пяти-семи лет. Направленность и содержание этого процесса, как и формулирование военно-политической доктрины государства, будут определяться результатами противоборства между представителями основных политических группировок в руководстве страны, сохранением военного присутствия США на афганской территории, а также возможностями и характером источников финансирования армии и поставок ВВТ. ®

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Уже стало аксиомой, что вооруженные силы в любой стране мира являются гарантом сохранения суверенитета и политической стабильности. И Афганистан не стал исключением. Указ "О создании афганской национальной армии" , изданный главой афганского государства Хамидом Карзаем в 2002 году положил начало формированию очередных национальных сил обороны Афганистана.

Вместе с тем строительство афганских вооруженных сил постоянно наталкивается на различного рода препятствия. Но вопреки всему их создание постепенно сдвигается с мертвой точки.

Состав вооруженных сил Афганистана.

На сегодня Вооруженные силы Афганистана состоят из следующих видов войск:

Сухопутные войска;

Военно-воздушные силы;

Пограничные войска;

Служба государственной безопасности;

Войска противовоздушной обороны.

Сухопутные войска (а именно пять корпусов) дислоцируются в провинциях, где ранее уже были военные базы Талибов, а именно в Кабуле, Балхе, Герате, Кандагаре и Пактии.

Вооружение афганской армии представлено в основном советской боевой техникой и вооружением: автоматы Калашникова, пулеметы, гранатометы. Бронетанковая техника также представлена советскими БМП-1,2, БТР-60,70, танками Т-55, Т-62.

После падения режима Талибов в Афганистан начали поступать советские образцы вооружений и техники из стран Восточной Европы, состоявших ранее в Варшавском Договоре и вступивших затем в НАТО, а именно, из Польши, Румынии, Словакии, Чехии и Венгрии.

Вместе с тем почти все вооружение, доставшееся от Советского Союза, требует проведения техобслуживания и капитального ремонта.

Военно-воздушные силы, как самостоятельный и боеспособный вид, в настоящее время фактически не представляют собой реальной силы. В афганских ВВС насчитывается следующее количество боевых единиц, находящихся на территории страны.

На каком уровне состояние летного парка на сегодня трудно представить, так как рассматриваемая выше техника еще в 2003 году в большинстве своем нуждалась в капитальном ремонте и дорогостоящем технологическом оборудовании.

Личный состав

В 2005 г. вооруженные силы Афганистана практически состояли из одного вида - сухопутных войск общей численностью порядка 25 тыс. человек.

Боевые части вооруженных сил Афганистана насчитывают порядка 20 тыс. человек. При этом 5 тыс. проходят подготовку в учебных центрах.

Стоит отметить, что более 60% офицеров новой афганской армии в недавнем прошлом являлись моджахедами, так как в ряды вооруженных сил Афганистана зачисляются в основном граждане, окончившие военно-учебные заведения, а также лица, имеющие боевой опыт.

Средний возраст военнослужащих составляет 22-25 лет. При этом соблюдается межэтнический баланс. Это было продиктовано сохранением представительства различных этнических групп с целью дальнейшего избежания столкновений и конфликтов на подобной почве. Одной из отличительных черт вооруженных сил Афганистана стало взятие на вооружение советского принципа ротации кадров в региональном разрезе. То есть представители западных провинций могут служить на севере или на юге страны, а, соответственно, представители северных провинций - на западе или востоке Афганистана.

Особое внимание в подготовке военнослужащих играют муллы частей. Как правило, при штабах соединений и частей, а также в учебных заведениях для личного состава имеются мечети.

Вместе с тем морально-психологическое состояние военнослужащих ВС Афганистана остается на низком уровне. Причиной тому являются несколько факторов:

Регулярное столкновение подразделений афганских вооруженных сил с отрядами талибов;

Как следствие этого рост потерь среди личного состава;

Неадекватная риску зарплата военнослужащих, в результате чего служить идут далеко не лучшие кадры;

Рост числа дезертиров среди военнослужащих.

Морально-психологическое состояние в афганских вооруженных силах напрямую влияет на набор добровольцев в регулярную армию.

Основной причиной снижения числа желающих служить в армии является низкий уровень денежного содержания военнослужащих. Так, согласно указу о создании добровольной Национальной армии Афганистана от 2002 г., военнослужащим выплачивается денежное содержание в размере 50 долларов во время прохождения действительной службы, что, по мнению призывников, является недостаточной суммой.

Наиболее острыми проблемами афганских вооруженных сил на сегодня являются низкая выучка личного состава и высокий уровень дезертирства.

Перспективы военного строительства в Афганистане

Являясь государством, не имеющим выхода к океану, Афганистан не планирует (да и не в состоянии в ближайшее время) обзавестись всей традиционной армейской триадой (включающей в себя сухопутные войска, ВВС, ВМФ). В результате национальные вооруженные силы Афганистана будут состоять из двух родов войск: сухопутных войск и военно-воздушных сил.

В отношении сухопутных войск планируется сформировать военно-территориальные единицы, размещенные в Кандагаре, Гардезе, Герате и Мазари-Шарифе. Будут сформированы 5 армейских корпусов (включающие 13 бригад и 78 батальонов).

В планах дальнейшего развития вооруженных сил Афганистана предусмотрено увеличение численности к 2007 г. до 70 тыс. солдат и офицеров. Далее, в течение еще нескольких лет их количество должно быть удвоено.

Планы развития афганских ВВС по имеющейся информации предусматривают формирование следующих структурных оперативно-тактических подразделений:

Авиационный полк (в составе которого будут находиться четыре эскадрильи) состоящий из многоцелевых истребителей МиГ-29;

Полк истребителей-перехватчиков Су-27;

Эскадрильи вертолетов Ми-17Б и Ми-35 (модернизированные Ми-24).

В отношении дислокации ВВС Афганистана будут размещены на четырех авиабазах, которые также как и сухопутные войска будут находиться в Кандагаре, Гардезе, Герате и Мазари-Шарифе.

Численный состава ВВС к 2009 году планируется довести до 3 тысяч человек. Здесь существует одна немаловажная деталь, заключающаяся в том, что при перевооружении и модернизации ВВС Афганистана основной упор будет сосредоточен на боевых вертолетах.

Принимая во внимание все "за" и "против" при самом благоприятном стечении обстоятельств новая афганская армия будет создана не ранее чем через 5 лет.

Вместе с тем сложная военно-политическая ситуация внутри страны, помноженная на низкий уровень жизни населения и фактически отсутствие социально-экономической политики официальных властей вызывают опасение в успешности выполнения намеченных правительством Хамида Карзая планах по становлению национальных сил Афганистана.

На протяжении вот уже более 30 лет Исламская Республика Афганистан (ИРА) остается одним из наиболее нестабильных в мире государств. В стране с 1978 года фактически не прекращается гражданская война. Свыше десяти по­следних лет продолжается иностранное военное присутствие, которое является единственным фактором, препятствующим захвату власти в Афганистане вооружен­ной оппозицией. В связи с предстоящим в 2014 году выводом из страны Международ­ных сил содействия безопасности (МССБ) особое значение приобретает создание в Афганистане боеготовых национальных силовых структур.

Существенных успехов афганскому руководству по созданию дееспособных вооруженных сил удалось достичь в 1970-1980 годы при финансовой и военной помощи Советского Союза. Однако в 1992 году после захвата власти в стране талибами единые афганские вооруженные силы переста­ли существовать.

Современная история аф­ганской армии началась с 2002 года, когда было при­нято решение о ее формиро­вании при активной помощи США и других стран НАТО.

В настоящее время к сило­вым структурам Афганиста­на относятся вооруженные силы, национальная полиция и главное управление нацио­нальной безопасности.

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ АФГАНИСТАНА

В состав вооруженных сил (Афганской национальной армии - AHA) входят сухопутные войска, военно-воздушные силы и силы специальных операций (ССО). Их общая численность составляет около 190 тыс. военнослужащих. При этом сухопутные войска насчитывают более 130 тыс., военно-воздушные силы - около 6 тыс., центральный аппарат, вспомогательные командования и ССО - свыше 55 тыс. человек.

Верховным главнокомандующим вооруженными силами является президент страны. Главные руководящие органы – министерство обороны и генеральный штаб – осуществляют административное и оперативное управление войсками, а так­же реализуют государственную политику в области обороны и военного строитель­ства.

Основу сухопутных войск Афганистана составляют шесть армейских корпусов (20 пехотных бригад), в военное время предна­значенных для прикрытия государственной границы, отражения агрессии противника и разгрома вторгшихся группировок войск. Вместе с тем на современном этапе одной из ключевых задач частей и подразделений СВ является оказание поддержки Афган­ской национальной полиции в ходе прове­дения контртеррористических операций.

Кроме того, в боевой состав сухопутных войск ИРА входят 111-я дивизия, дислоцирующаяся в Кабуле, а также отдельные бригады обеспечения и сопровождения грузов, военной полиции и охраны. На вооружении имеются: танки Т-62, бронетранспортеры М113, БМП-1 и БМП-2, бронированные автомобили «Хамви» (всего около 50 танков и 200 боевых бро­нированных машин), а также более 1 тыс. орудий полевой артиллерии и минометов, среди которых в основном гаубицы Д-30, 82-мм пушки и минометы.

Военно-воздушные силы включают в себя три авиакрыла, в том числе одно учебное, и две отдельные авиаэскадрильи поддержки. На вооружении ВВС нахо­дится около 50 самолетов и 50 вертолетов, главным образом советского и россий­ского производства – воен­но-транспортные самолеты Ан-12, Ан-32 и Ан-26, а так­же вертолеты Ми-17 и Ми-35. Основная часть авиатехники неисправна либо практиче­ски полностью выработала свой ресурс и нуждается в капитальном ремонте.

АФГАНСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИЦИЯ

Афганская национальная полиция (АНП), являясь главным правоохранитель­ным органом страны, структурно входит в состав министерства внутренних дел Афганистана. В настоящее время части и подразделения полиции используются в первую очередь для борьбы с терроризмом.

Деятельность АН:П осуществляется в семи оперативных зонах во взаимодействии с другими компонентами афганских силовых структур и Международными силами содействия безопасности.

Общая численность полиции – более 140 тыс. человек. Наряду с регулярными подразде­лениями созданы военизиро­ванные формирования мест­ной национальной полиции, которая насчитывает около 25 тыс. человек. Кроме того, в состав АНП входят: афганская граждан­ская полиция, жандармерия, пограничная полиция, криминальная полиция и силы защиты правопорядка.

СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ АФГАНИСТАНА

Главное управление национальной безопасности (ГУНБ) Афганистана - специальная служба, призванная обеспе­чивать безопасность в стране и выполнять специальные задачи. Основные силы и средства ГУНБ в настоящее время при­влекаются для нейтрализации террори­стических и экстремистских группировок в Афганистане и пресечения переброски на территорию страны отрядов боевиков, оружия и боеприпасов. Данная структура состоит из центрального аппарата и регио­нальных управлений (штатная численность около 20 тыс. человек).

ОЦЕНКА БОЕГОТОВНОСТИ АФГАНСКОЙ АРМИИ И СИЛОВЫХ СТРУКТУР

Боевая готовность вооруженных сил Аф­ганистана, а также АНП и ГУНБ находится на низком уровне. Органы управления, подчиненные им части и подразделения способны лишь частично решать возло­женные на них задачи.

Так, в 2012 году в ходе проверки всех армейских корпусов и 111-й дивизии сухопутных войск установлено, что общий уровень боеготовности соединений и частей СВ Афганистана неудовлетворительный (только одна пехотная бригада способна выполнять поставленные задачи в полном объеме). Основными причинами такого положения дел стали неполная укомплектованность личным составом (70-90 проц. штатной численности), а также ВВТ (50-85 проц.). По результатам проверки наиболее боеспо­собными являются 201, 205 и 215-й армей­ские корпуса. При этом для получения ре­альной картины о готовности вооруженных сил к решению стоящих перед ними задач использовалась созданная иностранными специалистами система оценок и крите­риев, основу которой составлял показатель «способность частей и подразделений к проведению самостоятельных операций».

Все это лишь еще раз свидетельствует о тех сложностях, с которыми столкнулось афганское руководство при создании силовых структур. Сохраняется нехватка добровольцев из-за низкого уров­ня денежного довольствия военнослужащих (рядовой получает всего 70 долларов в месяц), не достигающего размеров выплат боевикам вооруженной оппозиции. Наряду с этим 50 проц. но­вобранцев по состоянию здоровья не соответствуют предъявляемым требовани­ям, 23 проц. до службы в ВС регулярно употребляли нар­котические вещества. Из 20 добровольцев начальное об­разование имеет только один. Данный факт существенно

Данный факт существенно увеличивает сроки подготов­ки рядового и сержантского состава по военно-учетным специальностям и требует введения в курс военной подготовки предметов по ликвидации неграмотности. Одновременно сохраняется дефицит квалифицированных офицерских кадров.

Недостаточная выучка рядового и младшего командного состава приводит к высоким боевым потерям, которые порой в несколько раз превышают потери боевиков. Кроме того, высокий их уровень обусловлен слабой оснащенностью подразделений ВВТ. частей и подразделений ВВТ. В частности, в войсках сохраняется нехватка боевых бронированных машин, артиллерийских систем, средств ПВО, ударных вертолетов и авиационной техники.

Отмечается, что морально-психологиче­ское состояние личного состава афганской армии и полиции находится на низком уровне. Одним из дестабилизирующих факторов является проблема исторически сложившейся неприязни между основ­ными этническими группами страны – таджиками и пуштунами. Несмотря на официально публикуемые доклады о до­стижении положительных результатов распределения новобранцев и выпускников военных учебных заведений с учетом их национальной принадлежности, в AHA и АНП продолжают иметь место случаи столкновений на межэтнической почве. Это подталкивает многих молодых солдат к дезертирству. Число таких военнослужа­щих составляет до 25 проц. численности личного состава подразделений (в отдельных случаях оно доходит до 40 проц.). В 2012 году афганские части оставили свыше 30 тыс. человек.

Еще одной причиной вы­сокого уровня дезертирства в ВС Афганистана остается дея­тельность террористических и экстремистских группировок, прежде всего «Аль-Каиды» и Исламского движения талибов. В ряде районов вооруженные нападения на подразделения AHA и полиции происходят каждый день, что привносит в действия военнослужащих страх и панику. Кроме того, боевики регулярно используют в отношении родственников призванных на военную службу лиц как силовые, так и пропагандистские методы воздействия. Это вынуждает военнослужащих либо предпринимать дополнительные меры для обеспечения безопасности своих семей, либо просто отказываться от службы.

ФИНАНСИРОВАНИЕ И БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ АФГАНИСТАНА

В связи с этим повышение боеспособ­ности силовых структур Афганистана является одной из приоритетных задач руководства страны. Строительство во­оруженных сил осуществляется в соот­ветствии со стратегией национального развития ИРА, разработанной на ее основе национальной военной стратегией. Воен­ный бюджет страны в 2012 году составил около 1,8 млрд долларов. Однако большая часть этих средств была израсходована на денежное довольствие личного состава и выплату различных пособий. Мероприятия оперативной и боевой подготовки, а также наращивание численного и боевого состава ВС и повышение их технической оснащен­ности осуществляются преимущественно на средства США и их союзников.

Общий объем ассигнова­ний, выделенных Вашингто­ном в период с 2002 по 2012 год, составил около 90 млрд долларов. В перспективе американцы намерены в зна­чительной степени снизить эти расходы, в том числе в 2013 году - до 6 млрд, а в 2014-м - до 4 млрд долларов.

Основная часть учебных и тренировочных программ в рамках системы оперативной и боевой подготовки воору­женных сил Афганистана реализуется в ходе непосредственного участия афганской армии и полиции в антитер­рористических операциях на всей территории страны. Особое внимание уделяется отработке навыков принятия командирами различного уровня решений на проведение самостоятельных боевых действий. Так, в 2012 году в ВС ИРА было проведено пять совместных с Международными силами содействия безопасности командно-штаб­ных и более 40 тактических учений, в ходе которых отрабатывалось взаимодействие AHA и АНП с подразделениями иностран­ных контингентов.

В ходе создания силовых структур Аф­ганистана важнейшей задачей является оптимизация их организационно-штатной структуры и повышение качества индиви­дуальной профессиональной подготовки военнослужащих. Координацией действий на данных направлениях занимается специ­ально созданная комиссия генерального штаба под руководством американских военных советников.

Общая численность афганских силовых структур к 2014 году должна составить около 352 тыс. человек, в том числе ар­мии - 195 тыс. и полиции - около 157 тыс. В перспективе (не ранее 2017 года) личный состав AHA и АНП планируется сократить до 235 тыс. человек.

В настоящее время обучением солдат и офицеров AHA занимаются около 7 тыс. иностранных инструкторов, более 5 тыс. из которых – американцы

Особое место в ходе строительства силовых структур Афганистана занимают мероприятия по оснащению частей и подразделений современными ВВТ

Подготовка и обучение личного состава афганской армии возложены на учебное командование, деятельность которого на­ходится под контролем и осуществляется при непосредственной поддержке МССБ. В настоящее время обучением солдат и офицеров занимаются около 7 тыс. ино­странных инструкторов, более 5 тыс. из которых - американцы.

В вооруженных силах действуют шесть высших военных учебных заведений и академия унтер-офицеров, на базе кото­рых организованы курсы подготовки по различным специальностям. В настоящее время ежегодно число выпускников состав­ляет около 4 тыс. человек. Для проведения мероприятий боевого слаживания под­разделений (до батальона включительно) в Кабуле создан объединенный полевой центр афганской армии.

В системе подготовки офицеров поли­ции действует национальная академия полиции, которая выпускает специалистов для следственных аппаратов и других подразделений органов внутренних дел. В стране функционирует центр подготовки командного состава и командно-штабной колледж. Подготовка рядового и сер­жантского состава полиции проводится в 30 учебных центрах, срок обучения в которых составляет два - три месяца. В настоящее время в них проходят обучение более 17 тыс. сотрудников.

Кроме того, в 2012 году началось строительство на­циональной академии безопасности Афганистана. Ее создание и укомплектование профессорско-преподавательским составом финан­сируются правительством Великобритании. Планируется, что академия будет го­товить кадровый состав для AHA, АНП и ГУНБ. В стенах данного учебного заведения будет обучаться до 1,5 тыс. слушателей.

Существует ряд программ по подготовке военнослужа­щих AHA и АНП за рубежом. В 2012 году в Турции, Индии, США, Италии и Германии завершили обучение около 500 военнослужащих афган­ской армии. Для офицерского состава МВД Афганистана также действуют курсы по­вышения квалификации в Индии и Египте.

Особое место в ходе строительства си­ловых структур занимают мероприятия по оснащению частей и подразделений современными образцами ВВТ. Так, в течение 2013-2014 годов общие расходы на закупку вооружения для AHA составят свыше 1,5 млрд долларов. Наибольшие объемы поставок будут осуществлять компании военно-промышленного ком­плекса Соединенных Штатов Америки, заключившие контракты на общую сумму около 1 млрд долларов.

Вместе с тем, несмотря на оказываемую зарубежными странами помощь, силовые структуры ИРА на сегодняшний день не способны действовать эффективно. По оценкам иностранных инструкторов, аф­ганская национальная армия и полиция вряд ли достигнут необходимой боеспо­собности ранее чем через десять лет. Вывод сил международной коалиции из Афганистана, запланированный на конец следующего года, создаст реальные пред­посылки к дестабилизации обстановки в стране и усилению в ней позиций тали­бов.

(Е. Белов, «Зарубежное военное обозрение», 7/2013)

В условиях хронически нестабильной ситуации в стране и продолжающегося вооруженного противостояния с силами оппозиции одной из важнейших задач афганского руководства является повышение эффективности и боеспособности национальных силовых структур, основу которых составляют вооруженные силы (Афганская национальная армия, АНА). Строительство АНА ведется на основе стратегии национального развития республики и разработанной на её базе национальной военной стратегии. Отметим также, что процесс создания афганских вооруженных сил происходил и продолжает идти при самом активном участии, финансовой и технической помощи США и их союзников по НАТО.

На сегодняшний день АНА (191 тыс. человек) состоит из сухопутных войск, ВВС (Национального воздушного корпуса), сил специальных операций (ССО) и различных вспомогательных формирований. К 2014 г. численность армии намечено довести до 195 тыс. человек. Верховным главнокомандующим вооруженными силами является президент Афганистана, который руководит ими через Министерство обороны и генеральный штаб.

Основу АНА составляют сухопутные войска (130 тыс. человек). Их боевой состав представлен штабами шести армейских корпусов (АК, в состав корпусов входят 23 бригады), 111-й дивизией и тремя отдельными бригадами (охраны, военной полиции, обеспечения и сопровождения грузов). В военно-оперативном отношении территория Афганистана разделена на шесть зон ответственности АК и зону Кабула (111-я дивизия). Основной тактической единицей в АНА является батальон численностью до 600 человек. Батальоны входят в состав бригад (3-5 тыс. человек каждая). На вооружении сухопутных войск состоит примерно 50 танков Т-62, танки Т-55, около 1000 орудий полевой артиллерии, минометов и РСЗО, в том числе 194 122-мм гаубицы Д-30, около 200 боевых бронированных машин (бронетранспортёров М-113 и БТР-80, БМП-1 и БМП-2, бронированных автомобилей «Хамви»). Средства ПВО представлены небольшим количеством ЗСУ-23-4 «Шилка», установками ЗУ-23-2 и зенитными пулемётами. Точное количество вооружения неизвестно, но, по оценкам экспертов, АНА не хватает артиллерии и бронетехники, современных средств связи, инженерной техники.

ВВС (6 тыс. человек) состоят из трех авиакрыльев и двух авиаэскадрилий поддержки. На вооружении имеется свыше 40 многоцелевых вертолетов Ми-17, 7 боевых вертолетов Ми-35, до 50 военно-транспортных (Ан-12, Ан-32, Ан-26) и до 10 учебно-боевых (L-39) самолетов. Имеются планы к 2016 г. довести численность ВВС до 8 тыс. человек, а количество летательных аппаратов - до 200 машин. В афганских ВВС находятся до 450 американских советников и технических специалистов. Пентагон решил продолжить сотрудничество с «Рособоронэкспортом» по закупке вертолетов Ми-17, поскольку других альтернативных решений, которые отвечали бы требованиям афганских военных, найдено не было. США уже приобрели для ВВС АНА примерено 70 этих машин и хотят купить еще 30. Кроме того, будет закуплено 20 бразильских учебно-боевых самолетов А-29 (EMB-314 Super Tucano). Их станут использовать как для подготовки пилотов, так и в качестве легких штурмовиков. По оценке американских военных, афганские ВВС не смогут действовать самостоятельно до 2016-2017 гг.

Силы специальных операций АНА начали создаваться в 2007 г. В настоящее время в составе ССО имеется дивизия спецназа (8 батальонов). Планируется довести число батальонов до 15 в составе трех бригад. Афганский спецназ полностью оснащен американским оружием и спецтехникой.

Комплектование АНА происходит за счет добровольцев - преимущественно лиц мужского пола в возрасте от 22 до 30 лет, которые заключают контракт с Министерством обороны сроком на четыре года. Конституция Афганистана и закон о партиях запрещают политическим партиям и объединениям иметь собственные вооруженные формирования, а члены партий не имеют права занимать командные посты в армии, МВД и службах безопасности.

Войска испытывают хроническую нехватку как личного состава в целом, так и особенно квалифицированных кадров различного профиля. Число вступающих в АНА добровольцев из-за низкого уровня денежного довольствия не покрывает потребности армии. Многие соединения и части имеют значительный некомплект личного состава. Уровень отсева новобранцев достигает 25 процентов. Многие солдаты имеют слабую физическую подготовку. В армии служит большое число (до 80%) малограмотных и неграмотных солдат. В войсках имеют место трения между военнослужащими на почве этнической и религиозной принадлежности. Характерным явлением остается дезертирство, особенно рядовых и сержантов. Так, по данным афганского командования, ежемесячно из армии и полиции дезертируют свыше 400 военнослужащих и полицейских. Растут и боевые потери личного состава силовых структур. Часть военнослужащих связана с боевиками движения «Талибан». Среди военных, в том числе офицеров, растет неуверенность в возможности достижения победы над вооруженной оппозицией. Командование регулярно проводит чистки в армии от лиц заподозренных в нелояльности нынешней власти. Широкое распространение в вооруженных силах получила коррупция.

Обучение афганских военнослужащих осуществляется по стандартам НАТО при широком участии советников и инструкторов из стран альянса, прежде всего США (всего примерно 7 тыс. человек, в том числе свыше 5 тыс. американских военных). Часть афганских офицеров готовится за рубежом, в основном в странах Запада. Процесс обучения военнослужащих организован во многих случаях на низком качественном уровне. В войсках и военно-учебных заведениях не хватает инструкторов и преподавателей, в том числе иностранных. Учебно-материальная база подготовки войск и военных кадров далеко не всегда отвечает современным требованиям. Проведение мероприятий по боевой подготовке частей и подразделений затрудняется и тем обстоятельством, что войска практически постоянно привлекаются к боевым операциям против сил вооруженной оппозиции и различным мероприятиям по обеспечению безопасности. В лучшую сторону выделяется подготовка и оснащения подразделений спецназа. Большое значение для повышения боеспособности АНА, особенно улучшения качества управления войсками имеют совместные командно-штабные и тактические учения с войсками западной коалиции.

Значительная часть вооружения и военной техники находится в разукомплектованном состоянии и используется в качестве запчастей. В целом вооружение АНА требуют продления эксплуатационного ресурса, глубокой модернизации или замены на новые образцы. Продолжает ощущаться нехватка различных видов боеприпасов. Плохо обстоит дело с ремонтом техники. На низком уровне находится тыл, медицинское и продовольственное обеспечение. Дефицит вооружения и снаряжения сдерживает создание боеспособных соединений и частей. В то же время у афганского правительства нет масштабных планов перевооружения армии и необходимых для этого средств.

Афганистан в вопросах технического оснащения армии находится в полной зависимости от поставок вооружения и военной техники из-за рубежа. Причем основная часть военной помощи поступает в Афганистан из США или через американское посредничество. И такое положение вещей сохранится на обозримую перспективу. Так, после 2014 г., когда страну должны будут покинуть иностранные войска, ежегодная военная помощь США будет составлять 2,3-2,7 млрд долларов. В то же время военный бюджет Афганистана в 2012 г. составил 1,8 млрд долларов. Причем основная часть этих средств пошла на выплату военнослужащим денежного довольствия и различных пособий.

18 июня 2013 г. командование войск западной коалиции предало под контроль афганских силовиков всю территорию страны. На сегодняшний день примерно 80 процентов боевых операций в Афганистане проводят национальная армия и силы безопасности. Вместе с тем, боеспособность АНА находится на низком уровне. Войска и органы управления не в состоянии решать в полной мере возложенные на них задачи. Планирование и руководство боевыми операциями, особенно крупными, как правило, занимаются офицеры из стран НАТО. Зарубежные военные специалисты отмечают некоторый прогресс в деле повышения боеспособности афганской армии, но считают его «очень медленным».

Таким образом, на сегодняшний день ВС Афганистана по своему состоянию (численности личного состава, качеству его подготовки, наличию необходимого вооружения и военной техники, морально-психологическому состоянию солдат и офицеров, а также ряду других параметров) не отвечают стоящим перед ними задачам. И такая ситуация сохранится на ближайшую перспективу. Все это не позволяет считать АНА надежной и в полной мере дееспособной опорой существующей в стране власти.

Майор А. Меньшиков

С конца XX века Афганистан остается одним из наиболее нестабильных государств мира. К основным факторам, негативно влияющим на обстановку в стране, относятся низкий уровень ее социально-экономического развития, активная деятельность религиозно-экстремистских группировок, а также вывод большей части иностранных воинских контингентов с территории страны. Наиболее актуальным вопросом для афганского руководства в настоящее время является недопущение захвата власти в государстве вооруженной оппозицией, численность которой достигает 60 тыс. человек. При этом гарантом и ключевым инструментом недопущения негативного развития ситуации в Исламской Республике Афганистан (ИРА) остаются ее силовые структуры, проводящие большую часть мероприятий под руководством зарубежных инструкторов и во взаимодействии с частями и подразделениями иностранных воинских контингентов.

Постепенное завершение деятельности в ИРА Международных сил содействия безопасности и начало работы в 2015 году учебно-тренировочной миссии "Решительная поддержка" привело к существенному сокращению (с 145 тыс. в 2001-м до 20 тыс. человек в 2015-м) группировки иностранных вооруженных сил и, как результат, к активизации экстремистской деятельности незаконных вооруженных формирований на всей территории страны.

Данное обстоятельство предопределило усиление внимания военно-политического руководства Афганистана к созданию боеготовых национальных силовых структур, способных самостоятельно ликвидировать террористическую угрозу.

Современный облик государственных институтов обеспечения безопасности страны формировался при финансовой и военной помощи Советского Союза (1970-1980), а с 2002 года - под воздействием США и стран НАТО.

В настоящее время силовые структуры ИРА включают в себя вооруженные силы, Афганскую национальную полицию (АНП) и главное управление национальной безопасности (ГУНБ).

Основными компонентами ВС (Афганская национальная армия) являются сухопутные войска , военно-воздушные силы и силы специальных операций (ССО). Их общая численность около 170 тыс. военнослужащих. При этом СВ насчитывают более 140 тыс. человек, ВВС - около 6,5 тыс., ССО - до 10 тыс., центральный аппарат и вспомогательные командования - свыше 14 тыс. Верховным главнокомандующим вооруженными силами является президент страны. Главные руководящие органы - министерство обороны и генеральный штаб, которые осуществляют административное и оперативное управление войсками, а также реализуют государственную политику в области обороны и военного строительства.

Основу сухопутных войск ИРА составляют шесть армейских корпусов (22 пехотные бригады), в военное время предназначенные для прикрытия государственной границы, отражения агрессии противника, удержания занимаемых районов, рубежей и позиций, разгрома вторгшихся в пределы страны группировок войск и овладения территорией противника во взаимодействии с другими видами войск. Вместе с тем на современном этапе одной из главных задач частей и подразделений СВ является проведение контртеррористических операций совместно с Афганской национальной полицией.

Кроме того, в боевой состав сухопутных войск входят 111-я дивизия, дислоцирующаяся в Кабуле, отдельная бригада обеспечения и сопровождения грузов и отдельная бригада охраны.

На вооружении СВ имеются около 50 танков (Т-62), до 200 боевых бронированных машин (Ml13, БМП-1 и БМП-2), более 1 тыс. орудий полевой артиллерии и минометов (в основном гаубицы Д-30, безоткатные орудия и 82-мм минометы). В зависимости от боевого предназначения, условий применения и особенностей решаемых задач штатная численность личного состава соединений и подразделений СВ такова: бригады - 4-4,6 тыс. человек, батальона - 650-850, роты - 140-160, взвода - до 40.

Военно-воздушные силы включают в себя: три авиакрыла, в том числе одно учебное, две отдельные авиаэскадрильи поддержки, два отдельных авиазвена и четыре отдельные авиагруппы, а также учебный авиационный центр и Кабульское военное авиационное училище. Они предназначены для оказания воздушной поддержки действиям сухопутных войск и обеспечения переброски личного состава СВ и сил специальных операций. На вооружении ВВС находятся 24 самолета (транспортные - С-130, Цессна 208В "Караван", учебные - Цессна 182Т) и 51 вертолет (транспортные -Ми-17, боевые - Ми-35, учебные - MD-530F). Большая часть авиатехники неисправна либо практически полностью выработала свой ресурс и нуждается в капитальном ремонте.

Силы специальных операций - наиболее боеспособные элитные соединения и части вооруженных сил, предназначенные для проведения спецопераций посредством комплексного применения разведывательно-диверсионных формирований на ТВД с целью нанесения значительного ущерба потенциальному противнику и подрыва его политического, экономического, психологического и морального потенциалов. Основным боевым соединением ССО является дивизия, которая состоит из двух бригад по четыре батальона. Последние переданы в оперативное подчинение штабам армейских корпусов. Силы спецопераций находятся в непосредственном подчинении начальника генерального штаба ВС страны. Афганская национальная полиция, являясь главным правоохранительным органом страны, структурно входит в состав министерства внутренних дел республики. В настоящее время во взаимодействии с другими компонентами афганских силовых структур части и подразделения АНП используются прежде всего для борьбы с терроризмом, при этом деятельность полиции осуществляется под непосредственным контролем международных специалистов.

Общая численность этой структуры составляет более 140 тыс. человек. Структурно АНП включает в себя постоянные формирования, которые подчиняются заместителю министра внутренних дел по безопасности, и приданные компоненты. Вооружение и военная техника полиции представлены в большинстве своем устаревшими образцами, а также переданными иностранными государствами в рамках оказания военной помощи.

Главное управление национальной безопасности Афганистана - специальная служба, которая в рамках своих полномочий осуществляет государственное управление в области обеспечения безопасности ИРА, защиты и охраны государственной границы, а также координирует деятельность контрразведывательных органов.

Кроме того, значительная часть сил и средств ГУНБ привлекается для нейтрализации экстремистских бандформирований в Афганистане и пресечения переброски на территорию страны отрядов боевиков, оружия и боеприпасов. Данная структура состоит из центрального аппарата и региональных управлений, их штатная численность около 20 тыс. человек.

В настоящее время состояние боевой готовности ВС Афганистана, а также АНИ и ГУНБ находится на низком уровне. Силовые структуры (всего около 330 тыс. человек) в условиях вывода из страны основной части иностранных воинских контингентов, а также с учетом существенного сокращения финансовой помощи из заграницы не способны самостоятельно решать возложенные на них задачи. Они могут обеспечить относительную безопасность только в столичном регионе и районах постоянной дислокации соединений и частей.

Ситуацию усугубляет то обстоятельство, что до 70 % вооружения частей и подразделений СВ и ВВС неисправно. Практически отсутствуют резервы материально-технических средств. Слабая подготовка летного и технического персонала не позволяет обеспечить эффективную эксплуатацию имеющегося авиационного парка, в том числе оказывать необходимую поддержку проводимым антитеррористическим мероприятиям.

Созданию боеспособных вооруженных сил препятствует также нехватка добровольцев из-за низкого уровня денежного довольствия военнослужащих (у рядового - 70 долларов в месяц), нежелание покидать по служебной необходимости места постоянного проживания, высокий уровень дезертирства (около 40 тыс. человек в 2014 году), наркомания (более 20% призывников), состояние здоровья (50% не соответствуют предъявляемым требованиям) и безграмотность подавляющего большинства новобранцев (из 20 человек законченное начальное образование имеет только один).

В связи с этим афганское правительство реализует план строительства ВС, рассчитанный на 10 лет, который предусматривает формирование около 50 новых соединений, частей и подразделений. В соответствии с ним уже к 2018 году предполагается ввести в боевой состав сухопутных войск механизированные и артиллерийские бригады, отдельные танковые батальоны, подразделения РХБ-защиты, связи и противовоздушной обороны.

В конце 2013 года командование ВС ИРА приступило к формированию в СВ принципиально нового структурного элемента - сил быстрого реагирования в составе двух бригад быстрого реагирования. В настоящее время осуществляется комплектование данных соединений личным составом, вооружением и военной техникой (ВВТ).

Большое внимание уделяется созданию эффективной системы материально-технического обеспечения, в том числе ремонтно-восстановительной базы, а также повышению качества и интенсивности проведения мероприятий оперативной и боевой подготовки.

Командование вооруженных сил Афганистана рассчитывает в среднесрочной перспективе иметь в боевом составе национальных ВС шесть армейских корпусов, две дивизии (111-я пехотная и ССО), более 40 бригад (отдельные, в составе армейских корпусов и дивизий), семь вертолетных эскадрилий (отдельных и в составе авиакрыльев), а также семь зенитных ракетных дивизионов. На их вооружении планируется иметь до 200 танков, свыше 1 000 орудий полевой артиллерии, РСЗО и минометов, средства ПВО, более 800 боевых бронированных машин и около 100 самолетов и вертолетов различного назначения.

Общие расходы на реализацию намеченных планов, включая закупки за рубежом ВВТ, должны превысить 20 млрд долларов. При этом сам Афганистан сможет выделять не более 10 % необходимых денежных средств. Главным "спонсором" силовых структур этой страны останутся Соединенные Штаты и их союзники, которые, вероятнее всего, под предлогом необходимости совместного противодействия расширению влияния экстремистов попытаются переложить часть расходов на страны региона (прежде всего на Индию и Китай).

С учетом вышеизложенного можно ожидать, что успешное выполнение разработанного при участии США плана реформирования силовых структур Афганистана позволит несколько повысить их боеспособность, а также укрепить материально-техническую базу и улучшить финансовую обеспеченность личного состава. Несмотря на это, достижение полной победы над вооруженной оппозицией и нормализация ситуации в стране представляется маловероятным .