Биографии Характеристики Анализ

Активные приемы на уроках. Активные методические приемы

Особенности построения урока модуля «Основы светской этики».

Урок выстраиваю с позиции достижения предметных и метапредметных результатов. Реализуются поставленные цели соблюдая определённые требования к построению урока.

Определение этапов урока. В начале урока этап мотивации (актуализации знаний). Это настраивает учеников эмоционально и обеспечивает связь их накопленного опыта с новым знанием, которое предстоит изучить.

Формулирование темы урока и определение задач – это тоже отдельный этап, так как самостоятельное открытие темы урока и его целей позволяют не только формировать регулятивные учебные действия, но и одновременно поддержат мотивацию обучающихся, помогает им самим выделить вопросы, на которые необходимо найти правильные ответы.

Изучение нового материала, систематизация и закрепление изученных знаний, занимают большую часть урока. Для этого используюется этап проблемная ситуация (поиск решения проблемы). После закрепления полученных новых знаний, переходим к формированию отношения, определению позиции ученика к полученным знаниям, переводя урок на личностный уровень, используем этап рефлексии , аналитический этап, работа с информацией.

Использование различных приёмов и методов в обучении данного курса является основной задачей. Очень важно не превратить урок в нравоучительную беседу. На уроках стараться создать условия для понимания учениками норм, правил и принятия их через поиск, исследования, столкновения различных точек зрения. Использовать различные виды деятельности, такие как самостоятельная работа, работа в паре, работа в группе.

Важно на каждом этапе занятия оценить результативность работы, возвращаясь к вопросам, сформулированным в начале урока.

Методы и приёмы работы на уроках.

Активные методы обучения основываются на практической направленности, строятся на игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации учебной деятельности, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии. Все используемые активные методы обучения на уроках ОРКСЭ можно разделить на три группы:

· методы, использующиеся в начале учебного занятия для создания благоприятного микроклимата урока,

· в процессе его проведения

· и рефлексии.

Активные методы обучения (АМО) должны вызывать у обучающихся стремление самостоятельно разобраться в сложных вопросах и на основе анализа имеющихся факторов и событий выработать оптимальное решение по исследуемой проблеме для реализации его в практической деятельности.

Активные формы занятий – это такие формы организации учебно-воспитательного процесса, которые способствуют разнообразному (индивидуальному, групповому, коллективному) изучению учебных вопросов, активному взаимодействию обучающихся и учителя, живому обмену мнениями между ними, нацеленному на выработку правильного понимания содержания изучаемой темы и способов ее практического использования.

Для каждого этапа урока используются свои методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

В начале урока возможно использование игровых методов . На первом уроке «Россия – наша Родина» могут быть использованы возможности игры «Чем мы похожи». Все обучающиеся сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы одного роста и т.п.)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не окажутся в кругу. Учитель подводит ребят к мысли: если мы все оказались в одном большом круге, значит, мы все чем-то похожи друг на друга.

В процессе работы над темой урока использую следующие методы:

Эвристический метод – метод познания, который используют для решения творческих задач в процессе открытия нового. Например, обсуждение проблемной ситуации: Как поступить, если тебя обидели?

Метод моральных дискуссий – используют для создания доступной пониманию обучающимися проблемной ситуации, которая имеет отношение к реальной жизни и включает три – четыре вопроса. Например, на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Данный метод даёт возможность школьникам сделать самостоятельный выбор в подобных жизненных ситуациях.

Исследовательский метод. Применяют в организации обучения, при которой обучающиеся становятся исследователями: самостоятельно выделяют гипотезу, исходя из данных, делают выводы и обобщения, знакомятся с понятиями самостоятельно. Например, готовят рисунки, подбирают примеры, сочиняют рассказы и сказки. Например, на уроке по теме: «Золотое правило нравственности» выбирают в тексте отрывки, с которыми они полностью согласны или те, где хотелось бы поспорить. Формулируют правила, которые необходимо выполнять всем людям для совместной жизни в обществе.

Особый интерес вызвала форма работы – интервью. Ребята составляют вопросы, и берут интервью у своих родственников о семейных традициях.

Проблемное обучение. Данный метод используют для повышения интереса к предмету. Особенно ярко он проявляется при изучение тем «Золотое правило нравственности», «Справедливость».

Используют основные виды чтения:

· ознакомительное чтение (извлечение основной информации или выделение отдельных фрагментов);

· изучающее чтение (извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста);

· поисковое чтение (нахождение конкретной информации или факта);

· рефлексивное чтение (сопоставление различных точек зрения и разных источников информации, сопоставление иллюстративной информации с информацией текста).

Применение печатных пособий (репродукций, иллюстраций и т.д.) направлено на формирование образного восприятия изучаемого материала, на установление внутренних связей курса не только на теоретическом, но и на визуальном уровне.

Работа с текстами учебника способствует пониманию сути изучаемых явлений и фактов. Учитывая возрастные особенности и уровень подготовки учащихся 4 классов, оптимальным можно считать использование текстов небольшого объема дидактико-аллегорического содержания (пословицы и поговорки, притчи, рассказы, басни, стихотворения и др.).
Использование различных заданий к отдельным темам направлено на формирование общеучебных коммуникативных умений и навыков:

· задания на составление вопросов к тексту;

· задания на поиск информации в тексте (с кратким ответом в виде предложения, словосочетания или слова);

· задания с выбором ответа (тестового характера);

· составление плана текста;

· задания логического характера(подбор синонимов, продолжи цепочку слов);

· работа с деформированным текстом (вставить слово; восстановить последовательность предложений и др.);

· задания на перекодирование текста в другой формат (составление схемы, таблицы, иллюстрирование и пр.);

· задания к тексту (ответы на вопросы, озаглавливание, самостоятельное составление вопросов).

Использование на уроках игровых упражнений в применении приемлемых способов поведения, овладение навыками эффективного общения помогают наладить хорошие межличностные взаимоотношения, повысить коммуникабельность, укрепить уважение к окружающим и чувство собственного достоинства, скорректировать своё поведение.

Работа в группах позволяет стимулировать самостоятельную работу, мышление учащихся, умение работать в коллективе, повышает эффективность усвоения учебного материала, формирует в сознании учащихся последовательную логическую структуру знаний, методов, понятий, применяемых в данном предмете.

Приложение.

Упражнение «Расшифруй слово». Представьте себе, что слово «общение» требует расшифровки, но необычной. Необходимо каждую букву, входящую в слово, использовать для того, чтобы дать характеристику понятия «общение». Например:

О - объединение, открытость;
Б - близость, безопасность;
Щ - щедрость;
Е - единение, единомыслие;
Н - необходимость;
И - искренность, истина.

Кроссворды.

Впишите в таблицу слова: благоразумие, доброта, любовь, мужество, скромность, смирение, терпение, усердие, целомудрие, щедрость , так чтобы в выделенных клетках по вертикали можно было прочитать имя древнегреческого философа, основателя науки, названной им, «этика».

Словарный диктант.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22

Прежде всего назовем метод художественно-педагогической драматургии, который разработан Л.М. Предтеченской и уже давно используется в практике преподавания предмета «Мировая художественная культура» в старших классах школы1. Этот метод, соединяя в себе законы развития действия в динамических видах искусства, прежде всего в драматургии, и законы построения школьного урока, помогает композиционно выстроить урок искусства как единое художественно-педагогическое целое. Выделяется несколько этапов, вытекающих один из другого и образующих единую линию урока: с момента его зарождения (экспозиция, завязка, создание проблемной ситуации), через развитие (разработка проблемы) к его вершине (кульминация) и, наконец, к его спаду (развязка). Но развязкой действие урока не завершается: как и художественное произведение, урок искусства, запав в души учеников, разбудив их мысль и чувство, будет для них продолжаться и за стенами класса в их размышлениях и поступках -- этот важный этап урока, который не имеет конца, мы называем «последействием». Использование метода художественно-педагогической драматургии дает возможность слить линию события урока с линией переживания учеников, а значит, создать максимально благоприятные условия для возникновения общения между тремя «партнерами» урока искусства. Кроме того, этот метод позволяет достичь еще одного очень важного в преподавании искусства результата -- целостности впечатления школьников от художественного явления, которому посвящен урок: в сознании ребят создается и надолго запечатлевается его образ. Не просто знание, а именно образ, художественная картина, т. е. то, что коснулось чувств и эмоций, что пережито и прочувствовано, имеет личностный смысл.

Художественное восприятие, сопереживание -- сложнейшая психическая деятельность, в которой участвуют все ее сферы: как сознание, так и «неосознаваемое психическое» с его интуицией, эмоциями, воображением. Организуя сопереживание учеников на уроке, нужно включить в работу все названные «механизмы психической деятельности», причем не только включить, но и настроить их на нужную волну -- на одну волну с художественным произведением, которое рассматривается в классе. Урок должен не только нести информацию о художественном произведении -- историю его создания, сведения об авторе и т. д., но и быть пронизан его пафосом. Пафос художественного произведения должен царить на уроке, определяя его интонацию, его темп, его ритм, проникать во все его элементы. И среди средств выразительности урока МХК, определяющих его пафос и доносящих его до учеников, -- литературные и музыкальные эпиграфы, а также другие виды использования на уроке, посвященном какому-либо одному виду искусства, произведений других искусств.

Важнейшим средством выразительности урока МХК -- урока искусства является его речевой текст. учитель художественной культуры, несомненно, должен быть способен к воодушевленному рассказу, образному высказыванию, должен уметь использовать в своей речи изобразительно-выразительные средства искусства слова, должен владеть и некоторыми секретами актерского мастерства, которые придадут его языку интонационную выразительность, а его поведению -- артистизм.

К художественно-педагогическим средствам выразительности урока мировой художественной культуры нужно отнести и приемы организации «высказывания» искусства , к которым относится выбор художественных произведений (или фрагментов из них), которые будут «высказываться» на уроке. Важно отобрать произведения, наиболее ярко характеризующие автора и эпоху, в которую они созданы, и в то же время интересные и близкие нашим ученикам. Необходимо также, учитывая психологические аспекты восприятия, определить количество «высказываний» и их продолжительность. К внешним условиям восприятия относятся и качество аудиовизуальных средств и звуковоспроизводящей аппаратуры, и создание в классе обстановки, близкой к обстановке концертного зала или театра.

Организацию процесса восприятия учениками «высказываний» искусства на уроке, т. е. внутренних условий восприятия, продумана в соответствии с его этапами, которые определены наукой о художественном восприятии: это подготовка к восприятию (или пред настройка), непосредственный процесс восприятия (или процесс первоначального восприятия) и осмысление восприятия.

Первый этап -- подготовка к восприятию заключается в создании условий для внутренней готовности учеников к общению с искусством -- установки на восприятие. Она формируется всем предшествующим восприятию ходом урока с помощью художественно-педагогических средств, о которых говорилось выше. Наши ученики должны захотеть увидеть, услышать или прочитать то или иное произведение, ожидать его «высказывания» на уроке.

Второй этап -- непосредственная, «лицом к лицу», встреча учеников с искусством. Первое впечатление, полученное школьниками от художественного произведения, может оказаться очень сильным, надолго им запомниться, определит дальнейший ход восприятия. На чем нужно заострить внимание при организации этого важного этапа? Во-первых, на постановке перед учениками задачи предстоящего литературного чтения, прослушивания музыкального произведения или просмотра картины. Во-вторых, на создании условий для замирания физических действий учеников В-третьих, на предоставлении достаточного (не меньше, но и не больше) количества времени для первоначального восприятия, в которое должна войти обязательная пауза после прослушивания или просмотра произведения искусства. Переход к следующему этапу восприятия -- осмысление увиденного или услышанного -- следует осуществлять очень мягко, осторожно, боясь разрушить то эмоциональное состояние, в котором еще находятся ученики. На третьем этапе восприятия у учеников должно начаться прояснение первого впечатления, его корректировка, проникновение в глубь произведения -- т. е. должно начаться его осознание. (Отметим, что осознания как такового на уроке может и не произойти, у кого-то оно произойдет спустя некоторое время или же не произойдет вовсе.) Здесь школьники вступают в диалог с автором произведения, выражают свое согласие или несогласие с ним. Средством организации деятельности учащихся на этом этапе восприятия станет художественно-педагогический анализ. Выделим его принципы.

  • 1. Художественно-педагогический анализ не разрушает целостности восприятия. Рассмотрение отдельных частей, фрагментов, деталей произведения, т. е. «выборочный ход восприятия», осуществляется в тесной связи с «целостным охватом произведения».
  • 2. Художественно-педагогический анализ осуществляет подход к произведению, который наполнен смыслом для ученика. А это значит, что он: вовлекает в работу весь психический аппарат учеников: эмоции, воображение, мысль; делает восприятие учениками произведения искусства сознательным; способствует в процессе разбора произведения и в связи с ним возникновению у школьников взаимосвязей между художественным произведением и уже известными им фактами, представлениями, чувствами, ощущениями, жизнью самих учеников.
  • 3. Проникая в замысел произведения и выводя учеников на диалог с его автором, художественно-педагогический анализ опирается на форму произведения, которая рассматривается не как набор технических средств, а как форма содержательная, выражающая художественное содержание.
  • 4. Конспект урока МХК «Романтизм в зарубежной музыке. Фридерик Шопен(1810-1849).

План урока.

Этапы урока.

Их логический смысл.

Вопросы к ученикам.

I.литературные и муз.эпиграфы

(Второй концерт для фортепиано с оркестром)

Экспозиция.

II.Шопен- нац. польский композитор

Завязка и постановка

проблемы.

Почему музыку Шопена, которого поляки национальной гордостью,

называют близкой люди всего мира?

III.Концерт в парке Шопена.

«Революционный этюд».

  • 1)прослушивание-1
  • 2)Беседа. Шопен и борьба Польши за нац. Независимость.
  • 3)прослушивание-2 С одновременным просмотром картины Э.Делакруа «Свобода,

ведущая народ».

4)Беседа. Шопен и Делакруа.

Разработка.

Образ Польши, борющейся за национальную

независимость в

творчестве Шопена.

Свободолюбивые идеи в

Тоска по Родине в

творчестве Шопена.

Какие события происходили в это время в Польше?

Что роднят эти произведения?

IV.Мазурка №2, соч.24.

  • 1)прослушивание
  • 2)картина народного сельского быта
  • 3)самобытность произведений Шопена

Шопен- нац. Польский

композитор. Влияние на

творчество Шопена

польской народной

Какую картину вызывает в вашем воображении эта муз. миниатюра?

Можно ли сказать, что мазурка Шопена является только лишь

Подражанием народному танцу?

V. Исполнительское

мастерство Шопена

Разработка

VI.Полонез №6- напоминание о былом величии Польши

  • 1)прослушивание
  • 2)беседа
  • 3)высказывания великих людей о

4)значение музыки Шопена.

Кульминация . Конкретно-

исторический смысл

музыки Шопена и её

общечеловеческое

значение

О чём повествует музыка

полонеза, обращенная к современникам композитора?

VII.Ноктюрн №2

Развязка. Своеобразие

ноктюрнов Шопена.

Сценарий урока- концерта.

«Мое сердце там, где моя родина».

Надпись на мемориальной доске в Варшаве, где хранится сердце Шопена.

« …Какая красота в творчестве,

Какое совершенство…

Какое величие!»

А.Рубинштейн.

Урок начинается звучанием второй части фортепианного концерта № 2 Фридерика Шопена, написанного в 1829г. в Варшаве. Далее следует рассказ учителя. В центральном парке Варшавы стоит памятник Фридерику Шопену. Он создаёт возвышенный романтический образ национального польского композитора, вдохновенного своей родиной. Люди всего мира любят музыку Шопена, но особенно чтут память о нём в Польше, в стране, где находится сердце композитора. Тело Шопена покоится на кладбище пер-Лашез во Франции, где композитору пришлось прожить последние двадцать лет жизни, а его сердце по просьбе самого Шопена, было привезено на родину и с тех пор бережно хранится в костеле Св. Хреста в Варшаве.

Музыку этого композитора считают родной и близкой люди самых разных национальностей. Его музыка звучит в лучших концертных залах всей планеты. Чем же это объяснить? Задумаемся над этим вопросом, слушая музыку Шопена на сегодняшнем уроке.

Представим, что мы находимся на родине композитора, в Варшавском парке Шопена. Здесь каждое летнее воскресение устраиваются концерты: лучшие пианисты разных стран исполняют произведения Шопена. И вот концерт начинается. Все слушают музыку… звучит этюд №12. После окончания музыки, ученики, стараясь не нарушать возвышенные атмосферы, отвечают на вопросы: какие чувства охватывают нас, когда мы слушаем это произведение? Какой образ создает оно? Весь этюд пронизан горячим дыханием борьбы, переел нами возникает образ революционной Польши. Этюд написан в 1831 году. Ученики отвечают на вопрос: какие события происходили в это время в Польше? Как раз тогда, в 1830-1831 гг. в Польше произошло восстание за национальную независимость.

Фридерик Шопен воспитывался в духе свободолюбия и патриотизма, еще в юности Фридерик слышал речи, исполненные горячей любви к родине, ненависти к угнетателям. Закончив в 1826 году Лицей, Шопен поступил в высшую музыкальную школу. Ее студенты часто посещали университет, который был одним из центров национально - освободительного движения. В ноябре 1830 года Шопен покинул Польшу совершенствовать свое мастерство. В ноябре это го же года в Варшаве вспыхнуло восстание. Скорбь и отчаяние охватили Шопена, именно тогда он создал «Революционный этюд». На экран проецируется картина Э. Делакруа «Свобода, ведущая народ». Что роднит эти произведения? Музыка Шопена и картина Делакруа удивительно созвучны друг другу. И этюд и картина - произведения романтические, ярко раскрывающие меры ощущения людей того времени, создают образ вдохновенной борьбы, оба пронизаны жаждой свободы.

Несколько позже французский художник Эжен Делакруа и Польский композитор Фридерик Шопен стали близкими друзьями. На экране - «Портрет Шопена» Э Делакруа.

Другая музыка - другие представления и образы рождает она. Начинает звучать Мазурка № 2. Соч. 24. Какую картину вызывает в нашем воображении эта миниатюра? Мы слышим танец - веселый и живой, и в то же время несколько сдержанный. Музыка его очень изобразительна - благодаря тому, что Шопен, создавая ее воспользовался средствами выразительности широко распространенного в польском народе танца мазурки. Шопен вводит в свою мазурку подражание народному польскому музыкальному инструменту. Шопен прекрасно знал и любил польскую народную музыку, она взрастила его талант. За свою жизнь Шопен написал около 60 мазурок. Назвав мазурку жанровой «картинкой», можно-ли сказать, что она является лишь простым подражанием народному танцу? Нет, это не подражание танцу, а как бы рассказ о нем, где главное - личность композитора, образ его души. Шопен - романтик поэтизирует народный быт, любуется им. Поэтому деревенская мазурка превратилась под рукой художника - музыканта в изящную, отточенную музыкальную миниатюру.

Представим, что у себя на родине играет для своих соотечественников сам Шопен. И для выступления он выбрал один из своих знаменитых полонезов. Звучит полонез №6 о чем повествует музыка полонеза, обращенная к современникам композиторам? Перед слушателями разворачивается грандиозное торжественное шествие. Повелительные аккорды и размеренное движение старинного танца, влекут за собой, напоминая о страницах прошлого Польши. Нужна ли была такая музыка полякам? Напоминание о былом величии Польши было необходимо полякам, охваченным идеей национальной независимости. И тогда, во времена Шопена, его полонезы имели огромное общечеловеческое значение, определившее им вечную жизнь - в них, по словам Ф. Листа, «слышится как бы твердая, тяжелая поступь людей, выступающих с доблестной отвагой против всего самого наглого и несправедливого в судьбе человека».

  • - Трудно найти что-нибудь столь же совершенное. Он больше, чем кто-нибудь другой напоминает Моцарта.
  • - Да, Шопен - самый выдающийся композитор, Шопен в музыке - это то же, что Пушкин в поэзии, - выразил мнение о своем любимом композиторе Л.Н. Толстой.

Теперь под Варшавским небом звучит лирическая мелодия Ноктюрна №2. Шопен не был основоположником ноктюрна, но он «вознес ноктюрн на небывалую художественную высоту, сделав его одним из ярчайших выразителей романтического стиля».

Какие методы работы использовались на уроке? Общая оценка их применения.

И чем выразилась наглядность на уроке: какие применялись демонст­рационные средства, какие иллюстрации проводились? Как использова­лись эмоциональные переживания учащихся? Оценка применения этих средств.

Имела ли место самостоятельная работа учащихся на уроке и какие формы она носила? Оценка методики этой работы.

Как было организовано закрепление нового материала на уроке, повторение пройденного?

Имела ли место вариантность при повторении?

Как учитель ставил вопросы, их редакция, последовательность?

В чем выразился индивидуальный подход к учащимся и оценка этого вида работы?

Было ли подготовлено домашнее задание и когда оно давалось классу?

Как был поставлен учет на уроке понимания выполненного домашне­го задания, материала урока, прошлого материала?

Поведение учителя на уроке

Речь учителя: правильность, ясность, точность, выразительность, умеренность.

Знание материала.

Грамотность учителя.

Владение техникой (письмо на классной доске, иллюстрации, демон­страции, лабораторные работы).

Знание методики предмета.

Общий характер поведения учителя на уроке.

Оценка урока

Что нового дал урок учащимся? Отличался ли он целостностью и за­конченностью? Правильна ли дозировка материала на уроке?

Связь темы урока с предшествующим материалом и в чем она выра­зилась?

Соблюдал ли учитель последовательность в уроке - дидактическую и логическую?

Поставил ли урок вопросы для дальнейшей работы?

В чем выразилась коррекционно-воспитательная работа на уроке: сенсомоторное воспитание, структурная простота урока? Развитие круга представлений, осмысление учебного материала, проводилось ли сравнение, делались ли обобщения и выводы, иллюстративный материал ни уроке.

Какие умения дал урок учащимся и какие навыки он у них воспитывал?

Усвоили ли учащиеся материал урока?

Как формировались у них определенные умения?

Упражнялись ли навыки?

Общая оценка воспитательной работы на уроке.

Как учитель сам оценивает свой урок?

Общая оценка подбора учебного материала, методов работы на уро­ке, воспитательной работы, поведения учителя.

Какие изменения можно бы внести в ход урока и методы работы?

Оценка темпа урока.

Общая оценка урока.

СОВРЕМЕННЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ И КОММЕНТАРИИ

«Методы и формы учебной работы»

1. Методы обучения в специальной школе

Методы обучения являются как исторической, так и социаль­ной категорией. Реформируются учебные учреждения, меняется содержание образования, вслед за этим меняются и способы дея­тельности обучающих и обучающихся, перед школой встают но­вые задачи, меняется содержание образования, а значит, изменя­ются методы обучения. Для этого используются новые средства или совершенствуются традиционные.

С философской точки зрения метод обучения называют фор­мой движения содержания в учебном процессе. Следовательно, любое учебное содержание не может быть введено в учебный про­цесс вне метода. Одной из основных задач учителя является опти­мальный выбор методов обучения для обеспечения образования, воспитания, коррекции и развития учащихся.

В педагогической литературе имеются различные определения методов обучения. Например, в теории формирования умственных действий П.Я. Гальперина и Н.В. Талызиной проектируются иные методы учебной деятельности, чем в теории Н.А. Менчинской и в концепции проблемного обучения М.И. Махмутова. Многие дидакты в трактовках метода обучения исходят из понимания обуче­ния как совместной деятельности учителя и учащихся.

Методы обучения - это способы (виды) взаимосвязанной работыучителя и учащихся, при помощи которых достигается овладениезнаниями, умениями и навыками, формируется мировоззре­ние учащихся, развиваются их способности.

Любой метод должен выполнять образовательную, воспитывающую, корригирующую и развивающую функции в том случае, если применен правильно, соответствует содержанию урока, выбранадекватно психофизиологическим особенностям учащихся, если используется не изолированно, а в сочетании с другими мето­дами обучения. Ю.К. Бабанский отмечал, что невозможно «найти универсальный метод, универсальное средство или форму воспи­тания, пригодные для всех условий», необходимо «в каждом кон­кретном случае оценивать имеющиеся условия и выбирать наи­лучший вариант процесса обучения именно для той ситуации» 1 .

Выбирая метод, учитель должен исходить из того, что в дан­ных конкретных условиях именно этот метод будет оказывать наи­большее образовательное, корригирующее, развивающее и воспитывающее действие.

Методы обучения в учебном процессе школ VIII вида тесно взаимодействуют друг с другом. Следовательно, правильнее гово­рить об эффективном, оптимальном их сочетании. Это определя­ется целями, содержанием урока, психофизическими особенностя­ми учащихся, составом и подготовленностью класса и т.д., а так­же мастерством и личностными возможностями самих учителей.

Методы обучения реализуются через приемы, в определенных формах и с помощью определенных средств.

Методические приемы - конкретные способы, элементы ме­тода, отражающие отдельные действия учителя и учащихся в про­цессе обучения.

Многообразие методических приемов и их сочетаний, внедре­ние новых демонстрирует творчество и мастерство учителя, повышающего эффективность процесса преподавания.

Методы обучения разнообразны и многочисленны, поэтому возникает необходимость в их систематизации и классификации. К настоящему

1 Бабанский Ю.К.

времени нет единой классификации методов. Раз­ные авторы, предлагая свои классификации, кладут в их основу разные признаки. Необходимо заметить, что любая классификация методов имеет относительный характер, так как на практике, как уже отмечалось, методы применяются в комплексе, взаимно ин­тегрируют.

М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер 1 , положив в основу характер познавательной деятельности учащихся, подразделяют методы ни объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично поисковый и исследовательский.

Ю.К. Бабанский 2 выделил специальные функции отдельных групп методов обучения и предложил следующую классификацию:

    методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся, доминирующей функцией которых является организация познавательной деятельности учащихся по чувственному восприятию, логическому осмысливанию учебной информации, самостоятельности в по­иске новых знаний;

    методы стимулирования и мотивации познавательной дея тельности, доминирующей функцией которых является стимулирующе-мотивационная, регулировочная, коммуни­кативная;

    методы контроля и самоконтроля учебно-познавательной деятельности, доминирующей функцией которых является контрольно-оценочная деятельность.

Более подробно мы рассмотрим традиционную, исторически сложившуюся в практической деятельности классификацию, опи­рающуюся на источники знаний: словесные, наглядные и практи­ческие методы обучения умственно отсталых детей.

Эта классификация, как и все остальные, подвергается критике, в частности, со стороны отдельных представителей психологиче­ской науки, которые отмечают, что слово - это не источник зна­ний, а важнейший компонент познавательного процесса, что сло­вом создается образ явления, а это этап в процессе формирования знаний, и поэтому слово не может рассматриваться как источник. Однако слово может выступать и как средство формирования зна­ний, и как их источник. Это доказано исторической практикой обучения, опытом самой жизни.

Каждая группа методов (словесные, наглядные, практические) включает родственные виды. Так, видами словесных методов, применяемых в школе VIII вида, являются рассказ учителя, объ­ яснение, беседа, работа с книгой. Они традиционны, но в совре­менных условиях должны рассматриваться не только в плане сообщения готовой учебной информации, а в большей степени как средство развития мышления учащихся, их творческих возможностей. Так, в процессе беседы или рассказа можно не только

1Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М: Педагоги­ка, 1981.

2 Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразователь­ной школе. М.: Просвещение, 1985.

излагать учебный материал, но и отвечать на возникающие вопросы учащихся, а продуманной системой вопросов учителя вызывать у учеников мыслительную активность.

К наглядным методам обучения умственно отсталых школь­ников относятся различного рода наблюдения детей, метод иллю­ страций и метод демонстраций.

Главной особенностью этой группы методов является то, что основным источником знаний при их использовании является образ (наблюдаемые предметы, явления, разнообразные наглядные пособия). Эти методы обычно применяются в школах VIII вида в сочетании со словесными методами обучения, но могут быть ис­пользованы и с элементами проблемного обучения, носить творче­ский характер.

Применение наглядных методов в преподавании тесно связано с реализацией принципа наглядности. Однако нельзя смешивать эти понятия, они разные. Наглядность - важный принцип обуче­ния, провозглашенный Я.А. Коменским. Этот принцип реализует­ся практически на всех уроках в школах VIII вида, он сочетается с любыми другими методами. Так, об использовании наглядности в процессе применения словесных методов говори­лось выше, но в тех случаях именно слово было источником ин­формации для учащихся. Когда же наглядность становится основ­ным источником знаний, то она приобретает функцию метода. Учитель передает знания, показывая, а деятельность учащихся на­правлена на зрительное восприятие объектов и явлений. Наблюдая демонстрируемые пособия (самостоятельно, а чаще с помощью организующих детское восприятие тщательно продуманных вопросов учителя), учащиеся рассуждают, делают простейшие обобщения и умозаключения.

К практическим методам обучения, применяемым в специ­альной школе VIII вида, относятся упражнения, лабораторные и практические работы, постановка опытов, учебно-производитель­ный труд.

В основе практических методов обучения лежит практичес­кая деятельность учащихся, которая должна осуществляться под руководством учителя и с использованием элементов наглядности. Вопрос о познавательном значении для умственно отсталых учащихся практических действий был рассмотрен В.Г. Петровой. Применение практических методов связано с активной деятельно­стью рецепторов и анализаторов учащихся, с развитием их общей трудовой активности. При этом, конечно, не отрицается роль словесного мышления и речи в осуществлении практических действий.

Итак, основным источником знаний при использовании практических методов обучения является действие, то есть выполняемая учащимися деятельность.

Выбор методов обучения обусловливается рядом факторов: задачами школы на современном этапе развития, учебным предметом, содержанием изучаемого материала, возрастом и уровнем развития учащихся, а также уровнем готовности их к овладению учебным материалом. На выбор методов обучения оказывает влияние коррекционная направленность обучения в специальной школе, подготовка учеников к овладению определенной профессией, а также решение задач социальной адаптации.

Стимулом в психологии называют внешнее побуждение человека к активной деятельности. Поэтому стимулирование - это фактор деятельности учителя. В самом названии “методы стимулирования и мотивации” находит отражение единство деятельности учителя и учащихся: стимулов учителя и изменение мотивации школьников.

Для того чтобы повысить мотивацию учащихся необходимо использовать весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности:

  • 1. словесные,
  • 2. наглядные и практические методы,
  • 3. репродуктивные и поисковые методы,
  • 4. методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя.
  • 1) Рассказ, лекция, беседа позволяют разъяснять учащимся значимость учения, как в общественном, так и в личностном плане - для получения желаемой профессии, для активной общественной и культурной жизни в обществе. Яркий, образный рассказ невольно приковывает внимание учеников к теме урока.
  • 2) Общеизвестно стимулирующее влияние наглядности, которая повышает интерес школьников к изучаемым вопросам, возбуждает новые силы, позволяющие преодолеть утомляемость. Ученики, особенно мальчики, позволяют повышенный интерес к практическим работам, которые в этом случае выступают в роли стимуляторов активности в учении.
  • 3) Ценным стимулирующим влиянием обладают проблемно-поисковые методы в том случае, когда проблемные ситуации находятся в зоне реальных учебных возможностей школьников, т.е. доступны для самостоятельного разрешения. В этом случае мотивом учебной деятельности учащихся является стремление решить поставленную задачу.
  • 4) Неизменно воодушевляет школьников введение в учебный процесс элементов самостоятельной работы, если, конечно, они обладают необходимыми умениями и навыками для ее успешного выполнения. В данном случае у учащихся появляется стимул к выполнению задания правильно и лучше, чем у соседа.

Для повышения мотивации учения целесообразно использование так называемых «контрактов» (индивидуальных и групповых договоров), заключаемых между учителем и учащимися. В таком добровольном контракте соглашении (после совместного обсуждения) фиксируется чёткое соотношение объёмов учебной работы, её качества и оценок. Контракты, с одной стороны, стимулируют и организуют самостоятельное и осмысленное учение школьников, а с другой стороны, они создают в процессе обучения психологическую атмосферу уверенности и безопасности, свободы и ответственности.

Одна из составляющих мотивации - умение ставить цель, определять зону ближайшего развития, понимать, зачем нужно писать грамотно. Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижения вперед.

Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников ранее, тоже способствует возникновению интереса к новому материалу.

Очень важно не только записать тему на доске, но и вызвать у школьников эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Это можно сделать через признание личности ребёнка, опираясь на его жизненный опыт.

  • - Что вы уже знаете об этой теме?
  • - Подберите слова об этом или на эту тему.

На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные мотивации, задания. Если учитель делает это, то обычно мотивации учащихся находятся на достаточно высоком уровне. Важно отметить, что по содержанию она является познавательной, т.е. внутренней.

Основная движущая пружина поискового, проблемного обучения - это система интересных вопросов, творческих заданий и исследовательских проектов, которые ставятся перед учениками. Необходимо широко использовать:

Вопросы, адресованные ученикам, в которых сталкиваются противоречия.

Необходимость преодолеть противоречие - самый мощный двигатель мысли.

  • ? вопросы, требующие установления сходства и различия. Чем менее очевидно это различие или сходство, тем интереснее его обнаружить;
  • ? вопросы по установлению причинно-следственных связей. Открытие каждой причины - шаг к более глубокому пониманию.
  • ? Одним из видов активного поиска являются действия выбора, работа по желанию. (Например, дома нарисовать рисунок на понравившуюся тему).
  • ? Активная поисковая деятельность стимулирует собственные примеры обнаружения грамматических закономерностей.
  • ? Поисковую умственную активность вызывают задания, которые требуют от школьников ошибок. Постоянная систематическая работа по обнаружению, исправлению и объяснению ошибок - один из действенных методов обучения и развития учащихся.

Необходимо также стремиться к организации и использованию в процессе обучения различных «обратных связей» между учителем и учащимися (взаимный опрос-диалог, собеседование, дискуссия, групповые формы обучения и т.п.) В настоящее время принцип деятельностного подхода в образовании становится ведущим, и школьная практика требует конкретных технологий, обеспечивающих его реализацию. Поэтому, на наш взгляд, особое место должна занять организация общения сверстников, чему могут способствовать особые (например, проектные) формы организации учения. В чем же суть обучения учащихся в форме проектной деятельности?

Виды деятельности: урок - путешествие, беседы, виртуальные экскурсии, проектная деятельность, работа в разных художественных техниках с различными художественными материалами.

Виды работ, выполненных учениками: Рисунки, поделки, коллективные проекты.

Желательно, проведение выставок в конце урока.

Следует отметить важность наглядных пособий, различных репродукций, распечатанного текста.

Использовать внеурочные формы обучения: экскурсии в художественные галереи, архитектурные заповедники, культурные центры. Такие формы работы, расширяют кругозор, и формирует эстетический вкус ребенка.

Коменский считал, что познание любого предмета, любого явления должно начинаться с непосредственного его восприятия органами чувств. Однако не всегда учитель может организовать изучение самих предметов, самих явлений. Методист предлагал в этом случае «употребить замену их, т.е. копии или картины, заготовленные для учебных целей», которые должны быть понятны ученикам и без сомнения верными. Осуществляя наглядное обучение, учитель, по мнению Коменского, должен придерживаться следующих важных правил: необходимо сначала воспринимать предмет в целом, а затем каждую часть отдельно. Изучение частей предмета должно идти в определенной последовательности, от начала до конца, «чтобы глаз оставался на каждой части столь долго, пока не будет верно схвачен весь предмет, в его различных подробностях». Эти советы по методике применения наглядности сохраняют свою ценность и для современной методики преподавания.

Что касается непосредственно самих уроков, следует учитывать возраст учеников. В данном случае мы рассматриваем среднюю школу. 6-7 класс.

Необходимо следить за дисциплиной. Это залог успеха и продуктивной работы в данной возрастной категории.

Так же не стоит забывать о ведущей роли интереса.

Например, при проведении урока «Народный костюм» следует принести на занятие как можно больше наглядных пособий. На моих уроках были настоящие китайские костюмы и соломенные шляпы. Так же распечатанные репродукции и прочий дополнительный материал. Чем больше материала, тем больше полет фантазии, а соответственно более продуктивная работа.

Необходимо помнить о технике безопасности, особенно на декоративно прикладных уроках.

Например, урок посвященный азиатским животным.

Во время работы с ножницами следует тщательно следить за дисциплиной. Нельзя допускать, чтобы дети передвигались по классу или проворачивались к соседям по партам. Педагог должен внимательно следить за этим.

Так же стоит приучать детей к порядку. Не стоит завершать урок и освобождать детей до того. Как они уберут свое рабочее место и протрут парты от клея и грязи. Можно назначить дежурного или же попросить каждого убрать за собой.

Что касается урока «Далекая Азия. Особенности флоры» то тут следует сделать акцент на «чистое творчество» и экспрессию.

Не следует ожидать от учеников качественных и хороших работ. Но нужно заинтересовать их. Продемонстрировать новую технику и пробудить желание работать с ней.

Именно поэтому стоит, как можно больше времени посвятить практической части.

Методы и приемы на уроках физики.

Активность ученика на уроке - одна из актуальных проблем в образовательной школе.

Эффективным являются активные методы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности. Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.

В своей работе применяю различные приемы мотивации:

Создаю проблемные ситуации . В условиях психологического затруднения у обучаемых начинается процесс мышления. В сознании обучаемых возникает проблемная ситуация, побуждающая их к самостоятельной познавательной деятельности

Организация дискуссии. Дискуссия это - коллективное мышление. Одним из условий для дискуссии является предварительная подготовка к ней всех обучаемых. Им заранее необходимо указать проблемы и основные темы для обсуждения, поиска наиболее приемлемых решений.

На уроках применяю групповую работу учащихся: на этапе закрепления изучаемого материала в каждую группу входят учащиеся со слабыми, средними и высокими уровнями подготовки. Группа получает задание, более сильный учащийся его выполняет и объясняет слабым обучающим, как он это сделал. Это развивает у обучающихся взаимопомощь.

На уроках физики применяю мультимедийные технологии, при которых восприятие информации обеспечивается одновременно несколькими органами чувств. При этом информация предстаёт в наиболее привычных для современного человека формах; аудиоинформации (звуковой), видеоинформации, анимации (мультипликации, оживления).

Сочетание комментариев учителя с видеоинформацией или анимацией значительно активизирует внимание детей к содержанию излагаемого учителем учебного материала и повышается интерес к новой теме.

Одним из эффективных, способов проверки текущих знаний обучающихся является физический диктант .

При решении задач использую алгоритм - как одну из логических форм организации мыслительной деятельности. Алгоритм показывает как и в какой последовательности получить результат. Они формируют у обучающегося четкий стиль мышления, воспитывают требовательность к объективности, правильности и определенности знаний.

Пример урока.

План-конспект урока 8 класс.

ТЕМА УРОКА

«ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ И ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ПРОВОДНИКОВ»

Цель урока. 1. Закрепить у учащихся навыки решения задач: качественных и расчетных;

2. Сформировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся;

Оборудование. Компьютер, экран.

Формы работы учащихся: самостоятельная; - групповая;

Эпиграф к уроку « Не стыдно не знать, стыдно не учиться». Русская пословица

План урока.

Ι. Организационный момент урока.

ΙΙ. Основные этапы урока

А. Составьте текст, отвечая на вопрос

Группа №1.

Что такое электрический ток?

Что принято за направление электрического тока?

Какие основные действия электрического тока вы знаете?

Какая физическая величина является основной характеристикой электрического тока? Её единица измерения.

Группа №2

Какая физическая величина характеризует интенсивность электрического тока? Её единица измерения.

Как называется прибор для измерения силы тока?

Группа №3.

Какая физическая величина характеризует работу электрического тока? Её единица измерения.

Как называется прибор для измерения напряжения?

Как он обозначается в электрической цепи и как он включается в цепь?

В каком месте электрической цепи он может находиться?

Группа №4.

Группа№5.

Какое соединение имеют лампочки в гирлянде?

В чём недостаток этого соединения?

Какая физическая величина не изменяется при таком соединении потребителей?

Как определяется общее напряжение цепи?

Как определяется общее сопротивление цепи?

Вопросы для всех.

Из каких основных частей состоит электрическая цепь?

Перечислите основные элементы электрической цепи?

Главное условие существования тока в электрической цепи?

Как называются чертежи, на которых изображены способы соединения приборов?

Б. Начертите схему.

Задание №1.

А. Начертите схему, состоящую из последовательно соединённых лампочки и электрического звонка, ключа и источника тока.

Б. Покажите на схеме, как можно измерить напряжение на электрическом звонке.

Задание №2.

А. Начертите схему, состоящую из параллельно соединённых двух электрических звонков, ключа и источника тока.

Б. Покажите на схеме, как можно измерить силу тока на одном электрическом звонке.

В. Где можно применить такое соединение?

В. Решение задач.

1. Составьте и решите задачу по указанной схеме.

2. Составьте и решите задачу по указанной схеме.

Г. Самооценка учащихся своей работы на уроке.

Д. Итоги урока.

Используется технологию графических образов. С помощью метода графических образов удается совместить изучаемые объекты природы и образы - восприятия их обучающимися. В данной технологии сотворчество учителя и ученика отображается в графических образах. Этот метод позволяет совместно строить визуальные картины изучаемого явления в последовательные промежутки времени. На уроках проявляется высокая активность обучающихся, осознанное овладение поиском.

Метод графических образов позволяет сделать обучение развивающим.

Алгоритм действий ученика:

Погружение в эксперимент и его субъективное отображение;

Поиск связей видимого и воображаемого, направляемый вопросами учителя;

Работа со своим воображением;

Соединение видимого и невидимого средствами графики;

Работа с графическим образом.

Метод работы с текстом.

Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника. Затем ученики получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации. Рассмотрим примеры таких заданий.

Найдите в тексте основные (новые) понятия и запишите их.

Что, не ждали? Выберите из текста новую информацию, которая является для Вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным представлениям.

Постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой. Или какая из фраз каждого раздела является центральным высказыванием, какие фразы являются ключевыми?

Важные темы для осуждения. Найдите в тексте такие высказывания, которые заслуживают особого внимания, и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии на уроке.

Далее организуется обсуждение результатов работы. При этом могут быть намечены следующие шаги; поиск дополнительной информации, домашние задания для отдельных учащихся или групп детей; выделение, нерешенных проблем, определение последующих этапов работы.

Метод кейса.

Кейс - это описание реальной ситуации. Кейс-метод - это метод активного проблемно - ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций.

Этот метод используется для предварительной подготовки обучающихся к уроку, примером, это проведении уроков - конференции. Такой урок проводился в 11 классе