Биографии Характеристики Анализ

Биология егэ фипи решать онлайн. Демоверсии егэ по биологии

СПЕЦИФИКАЦИЯ
контрольных измерительных материалов
единого государственного экзамена 2017 года по БИОЛОГИИ

1. Назначение КИМ ЕГЭ

Единый государственный экзамен (далее - ЕГЭ) представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов).

ЕГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения выпускниками Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии, базовый и профильный уровень.

Результаты единого государственного экзамена по биологии признаются образовательными организациями среднего профессионального образования и образовательными организациями высшего
профессионального образования как результаты вступительных испытаний по биологии.

2. Документы, определяющие содержание КИМ ЕГЭ

3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ ЕГЭ

Основу разработки КИМ ЕГЭ составляет инвариантное ядро содержания биологического образования, которое находит отражение в Федеральном компоненте государственного стандарта среднего (полного) общего образования, различных примерных программах и учебниках, рекомендуемых Минобрнауки России к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего общего образования по биологии.
КИМ ЕГЭ проверяют освоение выпускниками знаний и умений основных разделов курса биологии: «Растения», «Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные», «Человек и его здоровье», «Общая биология». Это позволяет охватить проверкой основное содержание курса, обеспечить содержательную валидность КИМ. Содержание КИМ ЕГЭ не выходит за пределы курса биологии средней школы и не зависит от того, по какой программе и по какому учебнику ведется преподавание в конкретной образовательной организации.

В экзаменационной работе преобладают задания по разделу «Общая биология», поскольку в нем интегрируются и обобщаются фактические знания, полученные в основной школе, рассматриваются общебиологические закономерности, проявляющиеся на разных уровнях организации живой природы. К их числу следует отнести: клеточную, хромосомную, эволюционную теории; законы наследственности и изменчивости; экологические закономерности развития биосферы.

Задания, контролирующие степень овладения знаниями и умениями, охватывают наиболее существенные вопросы содержания курса биологии и проверяют сформированность у выпускников научного мировоззрения и биологическую компетентность.

4. Структура КИМ ЕГЭ

Каждый вариант КИМ экзаменационной работы содержит 28 задании и состоит из двух частей, различающихся по форме и уровню сложности. Часть 1 содержит 21 задание:

7 - с множественным выбором с рисунком или без него;
6 - на установление соответствия с рисунком или без него;
3 - на установление последовательности систематических таксонов, биологических объектов, процессов, явлений;
2 - на решение биологических задач по цитологии и генетике;
1 - на дополнение недостающей информации в схеме;
1 - на дополнение недостающей информации в таблице;
1 - на анализ информации, представленной в графической или табличной форме.

Ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью в виде слова (словосочетания), числа или последовательности цифр, записанных без пробелов и разделительных символов.

Часть 2 содержит 7 заданий с развёрнутым ответом. В этих заданиях ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развёрнутой форме. Задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих высокий уровень биологической подготовки.

В части 1 задания 1-21 группируются по содержательным блокам, представленным в кодификаторе, что обеспечивает более доступное
восприятие информации. В части 2 задания группируются в зависимости от проверяемых видов учебной деятельности и в соответствии с тематической принадлежностью.

В 2017 г. принята новая модель КИМ ЕГЭ по биологии, направленная на увеличение разнообразия проверяемых аспектов биологической подготовки выпускников.

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей. Задания в варианте представлены в режиме сквозной нумерации. Оптимизирована структура экзаменационной работы:

1. Уменьшено с 40 до 28 количество заданий в экзаменационной работе.
2. В части 1 предложены задания новых типов, существенно различающиеся по видам учебных действий: на заполнение пропущенных элементов схемы или таблицы, на нахождение ошибок в рисунке, на анализ и синтез информации, на анализ графиков и таблиц со статистическими данными.
3. Незначительно уменьшено максимальное количество первичного балла: с 61 в 2016 г. до 59 в 2017 г.
4. Увеличено с 180 до 210 мин время на выполнение работы.

В части 2 количество и типы заданий с развёрнутым ответом остались без изменения – 7 заданий.

Особый акцент сделан на сформированность способов деятельности: овладение методологически-ми умениями; применение знаний при объяснении биологических процессов, явлений, овладение умениями решать биологические задачи. Проверка умений работы с информацией биологического содержания осуществляется через представления её различными способами (в виде текстов, рисунков, схем, таблиц, графиков, диаграмм).

В 2017 г. из экзаменационной работы ЕГЭ по биологии планируется исключить все задания с выбором одного ответа. Это объясняется наличием в них следующих существенных недостатков: однообразие формы представления проверяемого содержания, не-возможность создания заданий проблемного или творческого характера; отсутствие потенциала по проверке у обучающихся умений практического характера; затруднение по выявлению у участников ЕГЭ истинных пробелов освоения содержания. Значимым недостатком заданий с выбором одного ответа также является присутствие элемента случайности, угадывания верного ответа.

Как показал сравнительный анализ результатов ЕГЭ за последние два года, сокращение в экзаменационной работе количества заданий с выбором одного верного ответа с 36 до 25 не повлекло заметного снижения результатов ЕГЭ. Доля участников ЕГЭ по биологии, не набравших минимального количества баллов, сохраняется примерно на одном уровне, в пределах статистически допустимых погрешностей.

Существенная модернизация по форме и структуре КИМ потребовала скорректировать подходы к построению экзаменационной работы, включение заданий нового формата.

В части 1 экзаменационной работы нового формата сохранены только задания с кратким ответом, однако увеличено их количество, и в ряде случаев существенно изменена форма их предъявления по сравнению с предыдущими годами. Известно, что задания с кратким ответом позволяют не только проверить больший объём содержания учебного предмета, но и самое главное, предусмотреть оценку общеучебных и предметных умений (сравнение, обобщение, классификация, систематизация, объяснение, решение учебных и практических задач и др.), что соответствует современным тенденциям развития общего образования.

Наряду с сохранением имеющихся заданий появились новые биологические задачи, расширился спектр заданий с рисунком.

В качестве примера модернизированного задания приведём задание 3 (здесь и да-лее приведены задания из проекта демонстрационного варианта КИМ).

Это расчетная биологическая задача. Задание создано на базе традиционных для КИМ ЕГЭ по биологии заданий с выбором одного ответа. В новой редакции, участник ЕГЭ, основываясь на знаниях генетической информации и хромосомного набора соматических и половых клеток, самостоятельно проводит все необходимые расчёты.

В качестве примера задания по работе с рисунком приведём задание 4.

Особенностью данной модели задания является то, что аттестуемому предлагается по «слепому» изображению объекта (подписи к рисунку отсутствуют) вывести два его характерных признака. Причём один из приведённых в задании признаков проверяет знание морфологии объекта, тогда как второй − знание свойств или функций. Подобные задания проверяют помимо умения работать с визуальной информацией знания в области клетки и её жизнедеятельности.

Наряду с известными или модернизированными типами заданий в экзаменационную работу включены совершенно новые задания, проверяющие освоение понятийного аппарата посредством заполнения пропусков в схемах, таблицах, на работу с графиками, таблицами, гистограммами и др. Все они направленны на усиление деятельностной основы и делают экзаменационную работу более практико-ориентированной.

В качестве примера таких заданий может служить задание 1.

Данное задание позволяет проверить не только знание понятийного аппарата курса биологии, но и умение устанавливать соподчиненность и иерархичность терминов (понятий), а также их внутреннюю логическую связь.

Рассмотрим примеры заданий (задание 21) на работу с информацией, представлен-ной в графической или табличной форме, задание на анализ результатов исследований.



Представляется, что с помощью таких заданий можно обеспечить проверку сформированности у выпускников основ целостной научной картины мира и умения анализировать, оценивать и обобщать научную информацию.

Новая модель КИМ ЕГЭ преемственна со сложившейся моделью ОГЭ 9 по биологии. Отдельные типы заданий, которые в модернизированном виде войдут в КИМ в 2017 году, прошли успешную многолетнюю проверку при аттестации обучающихся по про-граммам основного общего образования и имеются в открытом банке заданий ОГЭ. Они могут стать основой для подготовки обучающихся к ЕГЭ по биологии в наступающем учебном году.

В качестве примера преемственности может служить задание 9.

В ОГЭ, с помощью подобных заданий, проверяются знания строения, жизнедеятельности и значение животных и растительных организмов. В новой модели КИМ ЕГЭ к этим объектам добавятся бактерии и вирусы.

В целом в экзаменационной модели ЕГЭ 2017 г. объектами контроля, как и в прежние годы, служат знания и умения, составляющие инвариантное ядро содержания курса биологии основной и средней школы, его разделов «Растения», «Бактерии, грибы, лишайники», «Животные», «Человек и его здоровье», «Общая биология». Эти разделы представлены в Кодификаторе в виде семи содержательных блоков и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена 2017 г. по биологии.

ЕГЭ 2017. Биология. Практикум. Экзаменационные тесты. Калинова Г.С., Мазяркина Т.В.

М.: 2017. - 168 с.

Практикум ЕГЭ по биологии предназначен как для работы в классе, так и для самостоятельного контроля знаний. Предлагаемое пособие содержит тренировочные варианты тестовых заданий Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по биологии, составленных с учетом всех особенностей и требований ЕГЭ. Особое внимание уделяется отработке навыков правильного заполнения бланка ответов. Учащемуся предлагается выполнить реальный экзаменационный тест, заполняя при этом реальный бланк ответов на задания ЕГЭ 2017. Практикум предназначен учителям и методистам, использующим тесты для подготовки учащихся к Единому государственному экзамену 2017 года, он также может быть использован учащимися для самоподготовки и самоконтроля.

Формат: pdf

Размер: 3,9 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
Разбор заданий и рекомендации по их выполнению 10
Часть 1 t 10
Часть 2 33
Вариант 1 39
Часть 1 39
Часть 2 44
Вариант 2 48
Часть 1 48
Часть 2 53
Вариант 3 57
Часть 1 57
Часть 2 . 62
Вариант 4 66
Часть 1 66
Часть 2 71
Вариант 5 75
Часть 1 75
Часть 2 80
Вариант 6 83
Часть 1 , 83
Часть 2 88
Вариант 1. 92
Часть 1 92
Часть 2 97
Вариант 8 101
Часть 1 101
Часть 2 106
Вариант 9 110
Часть 1 110
Часть 2 115
Вариант 10 120
Часть 1 .120
Часть 2 125
Ответы 129
Вариант 1 129
Вариант 2 133
Вариант 3 137
Вариант 4 141
Вариант 5 145
Вариант 6 149
Вариант 7 153
Вариант 8 157
Вариант 9 161
Вариант 10 165

Предлагаемое пособие адресовано старшеклассникам и абитуриентам для подготовки к Единому государственному экзамену по биологии. Экзамен по биологии относится к числу экзаменов, которые выпускник средней полной общеобразовательной школы сдает по выбору. ЕГЭ проводится с использованием заданий стандартизированной формы - контрольных измерительных материалов (КИМ), которые проверяют биологические знания за весь школьный курс с 5 по 11 класс. Основным критерием для отбора заданий служили их статистические характеристики и мера трудности в соответствующих интервалах: базового уровня - 60-85%, повышенного уровня - 30-60%, высокого уровня - 5-30%. Это обеспечило достаточно высокий научно-методический уровень КИМ по биологии, объективность заданий, параллельность всех вариантов, соответствие вариантов ЕГЭ кодификатору и спецификации.
Содержание проверки на Едином государственном экзамене включает знания и умения по всем разделам школьного курса, которые составляют инвариантное ядро содержания биологического образования и которые находят отражение в стандарте 2004 г. для базового и углубленного уровней, в различных учебных программах по биологии, рекомендованных Министерством образования и науки России для использования в общеобразовательных учреждениях.
Значительное место в работе отводится контролю теоретических знаний, общебиологических закономерностей, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. К их числу следует отнести теории: клеточную, хромосомную, эволюционную; законы наследственности и изменчивости; экологические закономерности развития биосферы. Из основной школы проверяется материал о классификации, строении, жизнедеятельности организмов разных царств живой природы, их роли в природе и жизни человека. Кроме того, в тестовых заданиях проверяется материал практического характера, такой как последствия влияния деятельности человека на окружающую среду, соблюдение мер профилактики заболеваний и правил здорового образа жизни, норм поведения в природе, решение биологических задач и др.

ЕГЭ 2017. Биология. Типовые тестовые задания. Калинова Г.С.

М.: 2017. - 112 с.

Типовые тестовые задания по биологии содержат 10 вариантов комплектов заданий, составленных с учетом всех особенностей и требований Единого государственного экзамена в 2017 году. Назначение пособия - предоставить читателям информацию о структуре и содержании контрольных измерительных материалов 2017 г. по биологии, их отличии от предшествующих лет, степени трудности заданий. В пособии даны ответы на все варианты тестов, кроме того, приведены образцы бланков, используемых на ЕГЭ для записи ответов и решений. Пособие предназначено учителям для подготовки учащихся к экзамену по биологии, а также учащимся-старшеклассникам - для самоподготовки и самоконтроля.

Формат: pdf

Размер: 3,2 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
Инструкция по выполнению работы 9
ВАРИАНТ 1 10
Часть 1 Ю
Часть 2 15
ВАРИАНТ 2 18
Часть 1 18
Часть 2 24
ВАРИАНТ 3 26
Часть 1 26
Часть 2 31
ВАРИАНТ 4 32
Часть 1 32
Часть 2 38
ВАРИАНТ 5 39
Часть 1 39
Часть 2 45
ВАРИАНТ 6 46
Часть 1 46
Часть 2 52
ВАРИАНТ 7 53
Часть 1 53
Часть 2 58
ВАРИАНТ 8 61
Часть 1 61
Часть 2 67
ВАРИАНТ 9 69
Часть 1 69
Часть 2 74
ВАРИАНТ 10 76
Часть 1 76
Часть 2 82
ОТВЕТЫ. 83
Вариант 1: 83
Вариант 2 86
Вариант 3 89
Вариант 4 92
Вариант 5 95
Вариант 6 ^ 98
Вариант 7 101
Вариант 8 104
Вариант 9 Ю7
Вариант 10 110

Предлагаемое пособие адресовано старшеклассникам и выпускникам для подготовки к Единому государственному экзамену по биологии. Экзамен по биологии относится к числу экзаменов, которые выпускник средней полной общеобразовательной школы сдает по выбору. ЕГЭ проводится с использованием заданий стандартизированной формы - контрольных измерительных материалов (КИМ), которые проверяют биологические знания за весь школьный курс с 5 по 11 класс. В 2017 г. особый акцент сделан на усиление деятельностной основы и практико-ориентированной направленности КИМ. Это потребовало скорректировать подходы к построению новой экзаменационной работы, включению заданий нового формата.
Основу разработки КИМ ЕГЭ, как и в прежние годы, составляет инвариантное ядро содержания биологического образования, которое находит отражение в Государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования, различных примерных программах и учебниках, рекомендуемых Минобрнауки России к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего общего образования по биологии.
Содержание контрольных измерительных материалов охватывает все разделы курса биологии основной и средней школы. Объектом контроля служат знания и умения школьников, сформированные при изучении всех разделов курса биологии: «Растения», «Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные», «Человек и его здоровье», «Общая биология». Это позволяет охватить проверкой основное содержание курса, обеспечить валидность контрольных измерительных материалов. В экзаменационной работе по-прежнему преобладают задания по разделу «Общая биология», поскольку в нем интегрируются и обобщаются фактические знания, полученные в основной школе и средней школе, рассматриваются общебиологические закономерности, проявляющиеся на разных уровнях организации живой природы. Содержание КИМ ЕГЭ не выходит за пределы курса биологии профильной средней школы и не зависит от того, по какой программе и по какому учебнику ведется преподавание в школе.