Биографии Характеристики Анализ

Цель реформы образования александра 2. Историческое значение преобразований, введенных в правление Александра

В политике, как и во всей общественной жизни, не идти вперед - значит быть отброшенным назад.

Ленин Владимир Ильич

Александр 2 вошел в историю как реформатор. Во время его правления в России произошли существенные изменения, главное из которых касается решения крестьянского вопроса. В 1861 году Александр Второй отменяет крепостное право. Столь кардинальный шаг давно назревал, но его реализация была связана с большим количеством сложностей. Отмена крепостного права требовала от императора проводить и другие реформы, которые должны были вернуть Россию на лидирующие позиции на мировой арене. В стране накопилось огромное количество проблем, которые не решались с эпохи Александра 1 и Николая 1. Новому императору пришлось делать большой акцент на решение этих проблем, проводя во многом либеральные реформы, поскольку предыдущий путь консерватизма к положительным последствиям не привёл.

Основные причины реформирования России

Александр 2 пришел к власти в 1855 году, и перед ним сразу появилась острая проблема в проведении реформ практически во всех сферах жизни государства. Основные причины реформ эпохи Александра 2 следующие:

  1. Поражение в Крымской войне.
  2. Нарастающее недовольство народа.
  3. Проигрывание экономической конкуренции западным странам.
  4. Прогрессивное окружение императора.

Большинство преобразований проводились в период 1860 - 1870 гг. В историю они вошли под названием «либеральные реформы Александра 2». Сегодня слово «либеральный» часто пугает людей, но по факту именно в эту эпоху были заложены те основные принципы функционирования государства, которые просуществовали вплоть до окончания существования Российской Империи. Здесь важно также понимать, что хоть предыдущую эпоху и называли «апогеем самодержавия», это было лесть. Николай 1 опивался победой в Отечественной войне, и кажущимся господством над европейскими странами. Он боялся проводить существенные перемены в России. Поэтому страна фактически зашла в тупик, и его сын Александр 2 был вынужден решать гигантские проблемы Империи.

Какие были проведены реформы

Мы уже говорили о том, что главная реформа Александра 2 это отмена крепостного права. Именно это преобразование поставило страну перед необходимостью модернизировать все остальные сферы. Если кратко, то основные изменения были следующими.


Финансовая реформа 1860 - 1864 года . Создаются государственный банк, земский и коммерческий банки. Деятельность банков в основном направлялась на поддержку промышленности. В последний год проведения реформ создаются контрольные органы, независимые от местных органов власти, которые проводят проверку финансовой деятельности органов власти.

Земская реформа 1864 года . С ее помощью была решена задача привлечения широких масс населения для решения повседневных вопросов. Создавались выборные органы земского и местного самоуправления.

Судебная реформа 1864 года . После реформы суд стал более "законным". При Александре 2 впервые был введен суд присяжных, гласность, возможность привлечь к суду любого человека вне зависимости от его положения, независимость суда от местных администраций, отменены телесные наказания и многое другое.

Реформа образования 1864 года . Это реформа полностью меняла систему, которую пытался выстроить Николай 1, стремившийся отграничить население от знаний. Александр 2 пропагандировал принцип общедоступного образования, которое будет доступным для всех сословий. Для этого открывались новые начальные школы и гимназии. В частности именно в Александровскую эпоху начинается открытие женские гимназии и происходит допуск женщин на государственную службу.

Реформа цензуры 1865 года . Эти изменения абсолютно поддерживали предыдущий курс. По-прежнему проводился контроль над всем, что публикуется, поскольку деятельность революционного характера в России продвигалась крайне активно.

Городская реформа 1870 года . Главным образом направлялась на благоустройство городов, развитие рынков, здравоохранения, образование, установление санитарных норм и так далее. Реформы были введены в 509 городах из 1130, которые насчитывались в России. Реформа не была применена для городов находящихся на территории Польши, Финляндии и Средней Азии.

Военная реформа 1874 года . Главным образом направлялась на модернизацию вооружения, развитие флота и обучение личного состава. В результате российская армия вновь стала одной из ведущих в мире.

Последствия реформ

Реформы Александра 2 имели следующие последствия для России:

  • Созданы перспективы для построения капиталистической модели экономики. В стране был снижен уровень государственного регулирования экономики, а также создан свободный рынок рабочей силы. Тем не менее, промышленность не была на 100% готова к восприятию капиталистической модели. Для этого требовалось больше времени.
  • Заложены основы формирования гражданского общества. Население получила больше гражданских прав и свобод. Это касается всех сфер деятельности, начиная от образования, заканчивая реальными свободами на передвижение и труд.
  • Усиление оппозиционного движения. Основная часть реформ Александра 2 были либеральными, поэтому либеральные движения, которые были причислены Николаем Первым, вновь начали набирать силу. Именно в эту эпоху заложены ключевые аспекты, которые привели к событиям 1917 года.

Поражение в Крымской войне, как обоснование реформ

Россия проиграла Крымскую войну по нескольким причинам:

  • Отсутствие коммуникаций. Россия огромная страна и передвигать по ней армию очень тяжело. Николай 1 для решения этой проблемы начал строительство железной дороги, но этот проект не был реализован по причине банальной коррупции. Деньги, предназначавшиеся на строительство железной дороги, соединяющие Москву и Причерноморье, попросту были разорваны.
  • Разногласие в армии. Солдаты и офицеры не понимали друг друга. Между ними была целая пропасть как сословная, так и образовательная. Усугубляло ситуацию то, что Николай 1 требовал сурового наказания солдат за любую провинность. Именно отсюда идет прозвище Императора среди солдат – «Николай Палкин».
  • Военно-техническое отставание от западных стран.

Сегодня многие историки говорят о том, что масштабы поражения в Крымской войне были просто гигантскими, и это основной фактор, указывающие на то, что Россия нуждалась в реформах. Эту идею поддерживают и поддерживают в том числе и в западных странах. После взятие Севастополя все европейские издания писали о том, что в России самодержавия себя изжила, и стране нужны изменения. Но главная проблема заключалась в другом. В 1812 году Россия одержала великую победу. Эта победа создала у императоров абсолютную иллюзию того, что русская армия непобедима. И вот Крымская война эту иллюзию развеяла, западные армии демонстрируют свое превосходство в техническом плане. Всё это привело к тому, что чиновники, обращающий огромное внимание на мнение из-за границы, приняли комплекс национальной неполноценности и стали пытаться его передавать всему населению.


Но правда заключается в том, что масштабы поражение в войне крайне переоценены. Безусловно, война была проиграна, но это не значит, что Александр 2 правил слабый Империей. Нужно помнить о том, что в Крымской войне России противостояли лучшие и самые развитые страны Европы на тот момент. И несмотря на это Англия и другие ее союзники до сих пор с ужасом вспоминаю эту войну и доблесть российских солдат.


Образовательная реформа Александра II

Необходимость изменения системы школьного и университетского образования в Российской империи назревала давно. Это понимал и император, и его приближенные, и интеллектуальная элита общества. Поэтому разработкой проектов реформ университетского и среднего образования в течение нескольких лет занимались специально созданные комиссии. Реформа образования была проведена императором в два этапа – в 1863 г. (высшее) и 1871 г. (среднее)

Основополагающие документы

1864 г. – Положение о начальных народных училищах;
1894 г. – Положение о гимназиях и прогимназиях.

Действия императора

Разработанные реформы и мероприятия в их рамках, внедрялись постепенно, но имели колоссальное влияние для всей страны.
Введена новая система начального и среднего образования, которая позволила выходцам из низших сословий получать знания в стенах учебных заведений;
В учебных заведениях было введено классическое образование, которое внедрялось одновременно с реалистическим. Это положительно сказалось на общих результатах реформы;
Классическим считалось образование, которое основывалось на преподавании древнегреческого языка, латыни, математики, истории, литературы, риторики, философии, в реальных гимназиях учили иностранным языкам и естествознанию;
Гимназисты могли поступать в университеты и в высшие технические училища;
Университетам была предоставлена широкая автономия. ВУЗы делились на факультеты, а те – на отделения. Были введены научные степени и звания.
Преподаватели самостоятельно выбирали ректоров и деканов, имели право приглашать лекторов из-за границы и других вузов, появился студенческий суд, возможность выбирать лекционные и семинарские курсы, различные дисциплины, предметы;
В университетах можно было создавать научные общества.
При каждом ВУЗе работали публичные библиотеки;
Были восстановлены кафедры философии и государственного права;
Возросла роль попечительских и педагогических советов.

Создание учебных заведений

Была создана новая система образовательных учреждений, которые делились на несколько видов:
Земские школы, которые создавались земствами;
Церковные школы;
Народные училища, принадлежавшие Министерству народного просвещения;
Коммерческие училища, инициаторами которых выступили представители крупной буржуазии;
Женские образовательные заведения.
В гимназиях могли учиться все, кто хотел, но только после сдачи испытаний. В университеты поступали выпускники классических гимназий или те, кто сдавал экзамены за прохождение курса такой гимназии.

Результаты реформ

1. Созданы педагогические общества.
2. Появились комитеты грамотности.
3. Собирались педагогические съезды.
4. Структура образование стала строго иерархической, с акцентом на обучение всех слоев населения.

Гимназистка

Реформы, проведённые Александром II, не зря назвали «великими». Они затронули и решили ряд социально-экономических проблем и расширили границы правового государства. К сожалению, не все из них были доведены до конца или были ограничены (судебная и земская).

Университетская реформа

Университетская реформа была проведена в 1862-1863 гг. Университетский устав, принятый 18 июня 1863 г., был самым либеральным из университетских уставов дореволюционной России и состоял из 12 глав.

Каждый университет в Российской империи должен был иметь 4 факультета: историко-филологический, физико-математический, юридический и медицинский. Только в Петербургском вместо медицинского факультета учреждался Восточный факультет. Управлял университетом ректор, а факультетом – декан. Ректор избирался раз в 4 года Университетским Советом. В обязанности ректора входило слежение за учебным процессом и порядком.

Профессора в университетах избирались.

Студентом мог стать молодой человек, достигший 17-летнего возраста и окончивший гимназию или сдавший там экзамен и получивший об этом аттестат, а также окончивший высшее или среднее учебное заведение. Учеба на медицинском факультете длилась 5 лет, а на других факультетах – 4 академических года.

На всех факультетах (кроме медицинского) действовали следующие ученые степени: кандидат, магистр и доктор. Учёную степень могли получить и русские, и иностранцы.

Новый устав предоставил университетам больше самостоятельности в делах внутреннего управления, создал более благоприятные условия для научной и учебной деятельности, повысил привлекательность преподавательской работы в университетах для молодых людей и способствовал утверждению в будущем на университетских кафедрах квалифицированных преподавателей.

Санкт-Петербургский университет

В первые годы царствования Александра II в университетах преобладало оптимистическое, но спокойное настроение, которое соответствовало настроению всего русского общества в эти годы.

Но к началу 60-х годов усилились оппозиционные настроения в стране и, соответственно, в университетах. Издание собственных газет и журналов выходило без всякой цензуры; университеты свободно посещались людьми посторонними, в том числе на лекциях. Молодежь стремилась участвовать в общественной жизни. К профессорам стали предъявлять различные требования.

В новом уставе была восстановлена автономия университетов. Резко был ограничен доступ в университет посторонних слушателей. Система самоуправления совета и факультетов лишала студентов всякой легальной возможности организовать свою собственную общественную и товарищескую жизнь.

В первые годы после введения устава в университетах водворилось некоторое спокойствие, благодаря в значительной мере либеральному отношению самого Министерства народного просвещения, пока во главе его стоял А.В. Головнин.

Чтобы ограничить необходимость поездок студентов в европейские университеты и воспрепятствовать распространению «революционной заразы» из Европы, предпринимались усилия по созданию и оснащению исследовательских лабораторий в российских университетах.

Реформа среднего образования (1871)

Реформу среднего образования провёл в 1871 г. министр народного просвещения граф Дмитрий Андреевич Толстой.

Граф Д. А. Толстой, министр народного просвещения в 1866-1880 гг. Автор: unknown russian pre-revolutionary Photograph - Book: Управленческая элита Российской Империи (1802-1917). Лики России. С-Петербург 2008. Из Википедии

Реформа имела целью введение в учебные программы больших объёмов математики и древних языков (латинского и греческого) и сокращению литературы. Это, по мнению графа Толстого, должно было «подготовить ум и чувства к правильной работе» и отвлечь от «поверхностного вольномыслия». Таким образом, был взят курс на классическую систему обучения, которая оберегала бы молодёжь от поверхностных радикальных взглядов, ведущих к популярному среди молодёжи нигилизму и поверхностному умствованию, в особенности развивавшемуся либеральными учителями словесности.

Толстой в своей деятельности опирался на взгляды известных в то время публицистов М. Н. Каткова и П. М. Леонтьева – редакторов-издателей «Русского вестника» и «Московских ведомостей». Катков являлся врагом нигилистического направления, которое развилось и в значительной степени продолжало действовать в конце 60-х годов. Под нигилизмом тогда подразумевалось распространение материалистического миросозерцания, которое было связано с последними выводами естествознания.

Гимназист Российской империи

Только воспитанники классических гимназий имели право поступать в университет. Бывшие реальные (технические) гимназии были преобразованы в 1872 г. в реальные училища, в которых в расширенном виде преподавалась математика и черчение, но были сокращены гуманитарные дисциплины. Выпускников реальных училищ готовили к поступлению в высшие технические школы. Классические гимназии и реальные училища должны были давать и законченное среднее образование.

Ход реформы

Реформа шла тяжело, т.к. не было достаточных средств для её проведения, а также не было достаточного количества учителей латинского и особенно греческого языков, которые бы могли сразу взять на себя преподавание в измененных гимназиях. Кроме того, не все понимали и принимали необходимость этой реформы – существовало противодействие, даже в Государственном совете. Поэтому Толстой взялся за дело очень осторожно и постепенно: сначала он образовал новое высшее учебное заведение – Филологический институт, который должен был давать хорошо подготовленных учителей древних языков, а также пригласил в Россию учителей древних языков из-за границы.

Пять лет в министерстве образования работали над Уставом, который был принят в 1871 г.

Таким образом, реформа среднего школьного образования сводилась к введению нового типа классических гимназий, в которых были включены латинский и греческий языки в огромном объеме, сильно увеличен курс математики и исключено естествознание, а количество уроков русского языка, литературы и истории было резко понижено.

Наряду с этим изменилась и воспитательная система в гимназиях, которая была направлена на усиление дисциплины и беспрекословное повиновение.

Женское среднее образование

Н. Ярошенко "Курсистка"

До вступления на престол Александра II в России не было открытых государственных средних школ для женщин. Девушки из обеспеченных семейств воспитывались дома или в закрытых учебных заведениях – институтах благородных девиц, которых было недостаточно. К тому же эти учебные заведения были организованы при Екатерине, когда ещё не стоял вопрос об эмансипации женщин.

В конце 50-х годов начался общественный подъём, и на его волне в столицах и крупных университетских центрах, а также во всех провинциальных губернских городах начался сбор пожертвований на открытие женских училищ. В 1859 г. начались открытия женских училищ, гимназий. Сначала это были 4-классные, затем 6-классные женские средние учебные заведения. Эти заведения взяла под свое покровительство императрица Мария Александровна, и заведование ими сосредоточилось не в Министерстве народного просвещения, а в ведомстве учреждений императрицы.

Ф. Винтерхальтер «Портрет императрицы Марии Александровны» (1857)

Руководство женскими образовательными учреждениями осуществлял известный педагог того времени Н.А. Вышнеградский. Программа женских гимназий соответствовала несколько сокращенному курсу реальных училищ.

Н.А. Вышнеградский

Вышнеградский учредил в 1863 г. «педагогические женские курсы».

Е. Зарудная «Портрет К.Н. Бестужева-Рюмина» (1889)

При содействии профессора К. Н. Бестужева-Рюмина в 1878 г. в Петербурге были открыты «высшие женские курсы», которые назывались «бестужевскими». Затем они, по примеру Петербурга, стали возникать и в других университетских городах.

Народное образование

Народное образование при Александре II также активно реформировалось. К уже существовавшим церковно-приходским школам прибавились светские начальные школы, которые были на попечение земств.

Земская школа

К концу царствования Александра II народных школ уже было несколько десятков тысяч.

Реформы Александра 2 — кратко: предпосылки, причины, основные положения, итоги

Здравия желаю, на связи Андрей Пучков. Сегодня на примере темы «Реформы Александра 2» я покажу, как надо эту тему отработать при самостоятельной подготовке к экзаменам. Более подробно эту простую методику смотрите в статье по ссылке, ссылка в конце поста.

Общая характеристика реформ

Реформы Александра II называются буржуазными, поскольку содействовали развитию в России капитализма. Капитализм предполагает свободное развитие четырех основных форм капитала: земли, свободного рынка труда, предпринимательство, средства производства (возможность заводить заводы, фабрики, производить орудия труда). Как не трудно догадаться, главной реформой, которая хоть как-то сопутствовала развитию в России, была отмена .

Остальные реформы вытекали из этой. О ней мы поговорим в следующем посте, а в этом разберем кратко остальные реформы.

Земская реформа 1864 года

Причины. Необходимость создания местного самоуправления для крестьян, которые ранее были в крепостной зависимости. Раньше именно дворянин управлял своими крепостными. После того как они получили личную свободу, дворянин стал для бывших крепостных частным лицом. Поэтому то и требовалось создать местное самоуправление.

Ход реформы. 1 янваля 1864 года было принято «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». В 1870 году было принято «Городовое положение», которое реформировало местное самоуправление в городах. Кстати, при каком императоре оно вообще появилось? Ответ пишите в комментариях!

Основные положения реформы:

  • В уездах и губерниях учреждались земства (земские собрания), которые обладали административными и хозяйственными полномочиями.
  • Земства переизбирались каждые три года, выборы были куриальными — по трем куриям: дворянская, купеческая и крестьянская.
  • Земства были всесословными органами местного самоуправления, однако избирательный закон был таков, что фактически они оказались под опекой дворян.

Последствия реформы.

  • В России появилось какое-никакое местное самоуправление.
  • Земства стали социальной опорой либеральной интеллигенции. Это вообще важное следствие. Все его стороны невозможно разобрать в рамках этого поста.

Судебная реформа 1864 года

Причины. После отмены крепостного права появилась необходимость коренного реформирования судебной системы. Поскольку, во-первых, у нас суды в России были сословными до сих пор, а, во-вторых, когда было крепостное право, судом для крепостных (читай, для основной массы населения) был помещик. Теперь крепостные стали свободными и сословия де юре перестали существовать, а на деле они стали размываться.

Ход реформы. В ноябре 1864 года были приняты новые Судебные уставы.

Основные положения реформы.

  • В России вводились бессословные суды.
  • В России вводились новые принципы судопроизводства: состязательность (сторона обвинения, сторона защиты), гласность (в суды стали допускать прессу), независимость судей, вводился суд присяжных.
  • Возникала новая система судов: мировой суд (для мелких дел), коронный суд (окружной, судебная палата).
  • Сохранялись военно-полевые суды и трибуналы.

Последствия

В России возникла самая лучшая за все время система судопроизводства. Это, кстати, доказало .

Военная реформа

Причины. Отсталость русской армии, вооружения армии, что показала Крымская война (наличие гладкоствольных ружей против нарезных у англичан и французов; наличие парусного флота против парового у союзников).

Основные положения реформы

  • Вместо рекрутской повинности (которая еще с Петра Великого так и существовала) вводилась всеобщая воинская повинность. Она была всесословной.
  • Воинскую повинность должны были отбывать лица в возрасте от 21 до 40 лет. Шесть лет в армии и семь лет во Флоте.
  • Вводился образовательный ценз: чем выше уровня законченное образовательное учреждение, тем меньше в армии служить. Были и другие ограничения, в частности в армию не шел единственный сын в семье.
  • От воинской повинности освобождались некоторые народы России.

Последствия

Россия получила более-менее боеспособную армию, которая хорошо себя показала против отсталой турецкой армии в годы Русско-турецкой войны 1877 — 1878 годов.

Кроме этих реформ был принят новый Университетский устав 1863 года, а также проведена в 1865 году проведена Цензурная реформа. Однако последние два нововведения не проверяются в тестах ЕГЭ. Хотя некоторые нюансы я всегда рекомендую знать своим ученикам.

Post Scriptum: в рамках этого поста, мы, разумеется, не сможем разобрать все эти нюансы. Они разобраны в моем видеокурсе « » , а также на моих курсах подготовки к ЕГЭ по истории.

С уважением, Андрей Пучков

Личность императора Александра II. Император Александр родился 18 апреля 1818 г. в Москве. Он первый ребенок в семье великого князя Николая Павловича, который в конце 1825 г. стал императором Николаем I. Тогда же особым манифестом его семилетний сын Александр был провозглашен наследником престола.

Наставником цесаревича был назначен Василий Андреевич Жуковский - писатель, один из образованнейших людей того времени. Он составил для высокородного подопечного особую учебную программу, основополагающий принцип которой Жуковский определил как образование для добродетели. Задачи обучения и воспитания тесно переплетались.

Два раза в год для наследника устраивались экзамены, на которых он неизменно показывал хорошие результаты. После одного из них император Николай I писал Жуковскому: Мне приятно сказать Вам, что не ожидал найти в сыне таких успехов. Все у него идет ровно, все, что он знает. - знает хорошо, благодаря Вашему способу обуче­ния и ревности учителей.

Важнейшей частью образования наследника являлись его поездки по стране. Весной 1837 г. в сопровождении В. А. Жуковского Александр более 6 месяцев путешествовал по России. Железных дорог еще не существовало, и наследнику пришлось передвигаться на пароходах и лошадях, преодолевая огромные расстояния.

Будущий царь не только встречался с должностными лицами на местах, осматривал древние храмы, музеи, исторические и природные достопримечательности, но и охотно посещал дома простого люда и внимательно выслушивал их рассказы о радостях и горестях своего житья-бытья.

В 19 лет Александр Николаевич свободно владел пятью языками (русским, немецким, французским, польским и английским), а также имел обширные познания по истории, математике, физике, естественной истории, географии, статистике, правоведению, политической экономии и Закону Божьему. Кроме того, он имел хорошие знания по военным наукам.

Его отличали широкий кругозор, изысканные манеры и доброта характера. Он производил самое благоприятное впечатление на тех, кому доводилось встречаться с ним и в России, и за границей.

В качестве цесаревича Александр Николаевич неоднократно выезжал за границу.

Во время самой продолжительной такой поездки, с мая 1838 по июнь 1839 г., он посетил Пруссию, Швецию, Данию, Баварию, Австрию, Голландию, Италию, Англию и другие княжества и королевства. Александр Николаевич знакомился с политическими приемами управления различных стран, посещал парламенты, его везде принимали с величайшим почтением. Римский папа Григорий XVI в его честь даже распорядился специально иллюминировать купол собора Святого Петра.

В апреле 1841 г. в Петербурге состоялось бракосочетание Александра Николаевича и принцессы Марии Гессен-Дармштадтской, перешедшей к тому времени в православие и принявшей имя Марии Александровны.

С начала 1840-х гг. Николай I приобщает сына к делам государственного управления. Он принимает участие в работе Государственного совета. Комитета министров, Финансового комитета. Во время отлучек царя из столицы на цесаревича возлагалась ответственность принимать решения по текущим делам. С конца 1840-х гг. Александр Николаевич назначается председателем нескольких комитетов, обсуждавших важнейшие вопросы государственной жизни, в том числе и вопрос об улучшении положения крепостных крестьян. В 1849 г. Александр Николаевич получает должность командующего гвардией и начальника всех военно-учебных заведений России.

Ко времени вступления на престол Александр II являлся человеком зрелых лет, обладавшим обширными знаниямив различных областях, имевшим достаточно глубокие представления о сложной механике государственного управления. Он находился на престоле с 1855 по 1881 г.

Отмена крепостного права. Манифест 19 февраля 1861 г.

Александр II принял бразды правления в тяжелый исто­рический момент. Шла Крымская война, события на театревоенных действий разворачивались не в пользу России, положение внутри страны становилось напряженным, финансы были расстроены. Надлежало как можно быстрее завершить дорогостоящую, неудачную для России войну.

В первый год царствования Александр I основное внимание уделил решению именно этой задачи. После окончания войны перед правительством встали проблемы внутреннего порядка. Александр II очень скоро убедился, что управлять страной по-старому нельзя, что требуется основательная перестройка всего громоздкого государственного здания, что почти повсеместно требуются реформы.

Уже на первом представленном отчете министра внутренних дел, где говорилось о многих проблемах страны итрудностях их разрешения, царь написал: Читал с большим интересом и благодарю, в особенности за откровенное изложение всех недостатков, которые, с Божией помощью и при общем усердии, с каждым годом будут исправляться.

Особое место в этом ряду насущных проблем занимала проблема крепостных отношений. Выступая в 1856 г. перед московским дворянством, царь во весь голос заявил о необходимости упразднить крепостничество: Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собою начнет отменяться снизу.

Путь этот оказался непростым и долгим. Лишь через пять лет крепостное право отошло в область истории. За это время была проведена огромная подготовительная работа. Учреждались различного рода комиссии на государственном и местном уровне, рассматривавшие юридические, финансовые и административные аспекты грядущей социальной перестройки.

Царь хотел, чтобы будущий великий акт раскрепощения крестьянства отражал волеизъявление всей нации. Однако значительная часть дворянства не желала перемен. Александр II решил единым волевым актом перевернуть темную страницу отечественной истории. Для этого у него имелось достаточно сил и средств. И все же он пытался сделать это так, чтобы первое сословие, так много значившее для монархии и империи, осталось удовлетворено переменами. Он надеялся, что дворянство само осознает неизбежность грядущих изменений. Вот почему решению проблемы крепостного права потребовался столь продолжительный подготовительный период. Ожидаемые преобразования затрагивали в той или иной степени все стороны социальной жизни огромной Российской империи.

Проект отмены крепостного права был составлен особой комиссией, созванной царем в начале 1859 г. В нее вошли высшие государственные чиновники и известные общественные деятели. К концу 1860 г. план освобождения крестьян от крепостной зависимости был разработан. В феврале 1861 г. император подписал Манифест, извещавший об отмене крепостного права. Это была великая и благотворная мера.

Крепостное право к 1861 г. сохранялось в стране далеко не везде. Однако в наиболее населенных и сельскохозяйственно-развитых губерниях Европейской России оно существовало. Эта зона проходила на севере по линии Петербург-Вологда (примерно 60-я параллель), а на юге ограничивалась рекой Дон (примерно 45-я параллель). 11а востоке рубеж этого района обозначала река Волга, а на западе - государственная граница Российской империи. В этом обширном географическом квадрате проживало более половины населения России, и именно здесь крепостные устои были особенно сильны.

В других районах страны крепостной зависимости или вообще не было (север Европейской России, Сибирь, Прибалтика), или в крепости находилась незначительная часть землепашцев.

Сложность решаемой задачи состояла в том, что земля в большинстве случаев принадлежала помещикам. Принять закон о том, что земледельцы с такого-то числа считаются юридически свободными, значило лишить их средств к существованию. Поэтому требовалось не просто дать свободу 25% крестьян (именно такая часть испытывала к тому времени тяготы личной несвободы), но и обеспечить им экономические условия для дальнейшей жизни.

Власть заботило и будущее положение дворянского сословия, представители которого являлись главными вла­дельцами земельных угодий. (Среди землевладельцев имелись и представители иных сословий - купечества, мещанства, крестьянства, но в тот период им принадлежало около 10% всего земельного фонда, находившегося в руках частных лиц.) Благополучие первого, благородного, сословия, дававшего стране основную часть офицерского корпуса и чиновничества, напрямую было связано с положением крестьянства.

Приступая к выработке преобразовательных мер, пра­вительство стремилось, с одной стороны, предоставить свободу черносошным (простым) крестьянам, обеспечить им необходимый минимум для самостоятельного сущест­вования, а с другой - защитить интересы дворянства.

19 февраля 1861 г., в шестую годовщину своего восшествия на престол, вместе с Манифестом о ликвидации крепостного права монарх утвердил несколько законодательных актов, составивших Положение о крестьянах выходящих из крепостной зависимости. С этого дня крепостное право отменялось, а крестьянам присваивалось звание свободных сельских обывателей. Их юридическая принадлежность помещику раз и навсегда ликвидировалась. Манифест и новые законы были опубликованы и зачитывались в церквах по всей России.

Крестьяне получали личную свободу и право свободно распоряжаться своим имуществом. Полицейская власть, до тех пор принадлежавшая помещикам, переходила к органам сельских общин. Судебные полномочия частично передавались избираемым крестьянами волостным судам, а частично - к мировым судьям.

Помещики сохраняли право на всю принадлежавшую им землю, однако обязаны были предоставить в постоян­ное пользование крестьян усадебную оседлость (землю около крестьянского подворья), а также полевой надел (сельскохозяйственные угодья за пределами поселений).

За пользование получаемой землей крестьяне должны были или отрабатывать ее стоимость на землях помещика, или платить оброк (деньгами или продуктами). Размеры усадебного и полевого надела определялись особыми уставными грамотами, для составления которых отводился срок в два года. Крестьянам предоставлялось право выкупа усадьбы и, по соглашению с помещиком, полевого надела.

Крестьяне, выкупившие свои наделы, именовались крестьянами-собственниками, а не осуществившие этого - временно-обязанными.

Выходившие из-под опеки помещиков крестьяне теперь обязаны были объединяться в сельские общества и все дела своего местного управления решать на сельских сходах. Исполнять решения таких собраний должны были сельские старосты, избираемые на три года.

Расположенные в одной местности сельские общества составляли крестьянскую волость, делами которой ведали собрания сельских старост.и особые выборные от сельских обществ.

На волостном сходе избирался волостной старшина. Он исполнял не только административные (управленческие), но и полицейские функции.

Таковы были общие черты крестьянского самоуправления, утверждавшегося после падения крепостного права.

Правительство считало, что со временем вся земля, предоставленная, согласно реформе, крестьянству, перейдет в полную собственность крестьян.

Большинство крестьян не имело средств, чтобы выплатить помещику всю причитающуюся сумму, поэтому деньги за них вносило государство. Эти деньги считались долговыми. Крестьянам предстояло погашать земельные долги небольшими ежегодными выплатами, получившими название выкупных платежей. Предполагалось, что окончательно расчет крестьян за землю завершится в течение 49 лет.

Выкупные платежи платило ежегодно совокупно сельское общество, а крестьянин не имел права отказаться от надела и сменить место жительства. На это надо было получить согласие сельского схода. Такое согласие давалось с большим трудом, поскольку платежи являлись общей повинностью. Это называлось круговой порукой.

Конечно, проведенные преобразования многих не удовлетворили. Помещики теряли бесплатную рабочую силу, и хотя и сохраняли рычаги финансового воздействия, но в перспективе утрачивали свое влияние на крестьян. Крестьян не устраивало, что землю они получали не даром, а за выкуп, который предстояло платить долгие годы.

В некоторых краях даже возникли беспорядки, т. к. пошел слух, что настоящая царская грамота, где якобы крестьянству передавалась земля без всякого выкупа, спрятана барами. Получили известность события в селе Бездна Казанской губернии и в селе Кандеевка Пензенской губернии, где крестьяне прогнали всех государственных служащих и установили свою, правильную, власть. В этих селах дело дошло до кровавых столкновений между крестьянами и войсками.

В целом же событие огромного исторического значения произошло без серьезных социальных потрясений. При всем несовершенстве реформы 1861 г. государству удалось решить трудную историческую задачу - ликвидировать унизительное крепостное право и открыть путь к интенсивному социальному преобразованию страны.

Земская, городская, судебная и военная реформы. Изменение системы образования

Ликвидация крепостного права коренным образом меняла весь характер общественной жизни в России, и перед властью встала задача заново ее структурировать. С Манифеста 19 февраля 1861 г. начался период преобразований, получивший позже название эпохи великих реформ.

В январе 1864 г. император утвердил Положение о земских учреждениях. Согласно этому Положению, лицам всех сословий, владевшим в пределах уездов землей или иной недвижимой собственностью, а также сельским крестьянским обществам предоставлялось право участия в делах хозяйственного управления через выборных гласных, составлявших уездные и губернские земские собрания, созываемые несколько раз в году. Для повседневной же деятельности избирались уездные и губернские земские управы.

К земствам перешли заботы о всех местных нуждах: строительстве и поддержании в порядке дорог, продовольственном обеспечении населения, образовании, медицинской помощи. Для решения этих задач необходимы были средства, и органы местного самоуправления получили право устанавливать земские сборы (налоги).

Земское самоуправление вводилось постепенно. Первым оно было учреждено в начале 1865 г. в Самарской губернии. До конца того года подобные учреждения были введены еще в 17 губерниях. К 1881 г. земство уже существовало в 33 губерниях Европейской России.

Через несколько лет после открытия земств право широкого самоуправления получили и города. В 1870 г. Александр II утвердил Городовое положение, в силу которого городские думы, образованные из выборных гласных от городских сословий, и избранные этими думами городские управы стали ведать в городах теми же делами, которыми занимались земства в сельской местности.

Участие в выборе гласных городских дум предоставлялось представителям всех сословий, имевших в данном городе недвижимое имущество (дом, землю) или занимавшихся каким-либо торговым делом. Органы городского самоуправления наделялись правом вводить городские сборы (налоги).

Еще одной важной реформой царя Александра II стало преобразование судопроизводства. Старый суд был негласный, дела в нем вершились канцелярским способом, обвиняемые часто даже не призывались в суд, нередко расследование проводилось и неумело и пристрастно. Дела тянулись долго, а судебная волокита вызывала всеобщее недовольство.

В ноябре 1864 г. царь утвердил новый Судебный устав, призванный создать суд скорый, правый, равный и открытый. Отныне судебное устройство соответствовало самым современным мировым нормам. Вводился суд присяжных и институт присяжных поверенных (адвокатов).

Царствование Александра II ознаменовалось проведением военной реформы. 1 января 1874 г. был подписан указ о введении всеобщей воинской повинности.

Более 100 лет высшие сословия в России были освобождены от обязательной воинской обязанности. Вся ее тяжесть лежала главным образом на крестьянстве, среди которого и проводились ежегодные рекрутские наборы. Забритые отрывались от семьи на многие годы и возвращались домой уже в преклонных летах, поскольку срок службы равнялся 25 годам.

В указе о введении всеобщей воинской повинности говорилось: Дело защиты Отечества есть общее дело народа и священная обязанность каждого русского подданного.

К отбыванию воинской повинности с 1874 г. стали призываться все молодые люди, достигшие 21 года. Предусматривались и льготы на этот счет. Освобождались от службы по семейному положению (единственный сын в семье), срок службы сокращался в зависимости от уровня образования будущего воина, а некоторые категории населения, например учителя, вообще не призывались в армию. Срок службы составлял теперь в армии 6 лет, во флоте - 7 лет.

В период царствования Александра II произошли большие изменения. В сфере образования. Были открыты новые высшие учебные заведения. Б 1863 г. был утвержден Университетский устав, предоставлявший высшим учебным заведениям широкую автономию. Все вопросы внутреннего управления переходили теперь от чиновника попечителя к совету, избиравшемуся из среды преподавателей. Не только изменения текущего преподавания, но вся внутренняя организация университетской жизни сосредоточилась в руках самого университета, во главе с избираемым ректором.

В 1864 г. был утвержден новый Школьный устав, по которому в стране вводились гимназии и реальные училища.

В гимназиях преподавались главным образом гуманитарные предметы и иностранные языки, в том числе латинский и греческий. Они готовили учащихся к поступлению в университеты. В реальных училищах предпочтение отдавалось естественнонаучным дисциплинам. Училища ориентировали выпускников на поступление в высшие технические заведения. И гимназии и реальные училища давали детям законченное среднее образование.

При Александре II получило широкое развитие начальное (двух- и четырехклассное) школьное образование для детей из малообеспеченных семей, главным образом крестьян.

Всего за 26 лет его царствования число различного рода школ, гимназий и училищ увеличилось многократно. В 1880 г. количество учебных заведений превышало 23 тыс. (около 1,5 млн. учащихся), в то время как в 1861 г. количество учебных заведений разного профиля не достигало и 5 тыс.