Биографии Характеристики Анализ

Что означает ученая степень phd. Дойти до степеней известных

Этим вопросом, общественность далекая от западных научных степеней, стала часто задаваться после просмотра популярного американского сериала «Теория большого взрыва». У одного из главных персонажей, доктора Шелдона Купера, было целых две степени PhD, а поскольку его интеллектуальные способности являются действительно выдающимися (IQ (коэффициент интеллекта)Шелдона Купера - 187, при том, что максимальный балл для людей старше 18 лет — 180, а средний балл кандидатов наук - 125), то в народе сложилось мнение, что степень PhD — это для избранных и ее наличие это безусловный показатель ума. Но так ли это на самом деле?

Квалификационной итоговой работой в российском университете на получение степени бакалавра и магистра, является дипломная работа. И пока для для одних, дипломная работа на заказ — это возможность получить заветную корочку, без лишних усилий, для других — это возможность заработать деньги своей головой. Квалификацию PhD (ученую степень) соискатель получает после написания и защиты докторской диссертации, в США такую работу называют — Ph.D. Thesis. PhD — это учёная степень, которая присуждается в англоязычных странах: например, США, Канада, Англия, Австралия. Аналогом степени PhD в России (в соответствии с Международной стандартной классификацией образования) является степень кандидат наук . Однако, в США, эта степень является высшей, в отличии от России, где есть еще и доктор наук. Это, кстати, является проблемой, так как англоязычного аналога российскому доктору наук нет. При переводе и оформлении документов, часто приходится изворачиваться, чтобы объяснить кто ты есть. Более подробно об этом можно прочитать в статье . Правда в последнее время, ряд университетов США присваивают степень Doctor of Science, D.Sc по определенным специальностям, и ее в общем-то можно считать аналогом нашей степени доктора наук.


Самый главный вопрос, тяжело ли получить степень PhD? Изучив множество примеров типичных , которые, кстати, лежат в открытом доступе, я могу сказать, что нет, не так уж и сложно. И возможно даже несколько легче, чем в России.

Обычная американская диссертация имеет объем 100-130 страниц, это с учетом рисунков, изображений, таблиц и схем; но без списка литературы и приложений. Если в России немыслимо представить диссертацию без анализа и сбора оригинального материала и собственных наработок, то в Америке нередко можно встретить только анализ имеющихся баз данных. Российские дипломные работы на получение степени магистра, по большому счету могут быть представлены как PhD-диссертации. Это не означает, что высшее американское образование хуже, чем наше. Просто мы немного оторваны от современных реалий, и даже не пытаемся идти в ногу со временем. Много воды в рефератах, курсовых, дипломных — это уже привычка, которую преподаватели поощряют из поколения в поколение. Но больший объем работы, не всегда больше знаний.


Ассоциация ведущих российских университетов потребовала у ВАК полной свободы

Лучшие российские вузы получат право самостоятельно, без участия ВАК (Высшей аттестационной комиссии) присваивать как степени кандидатов и докторов наук, так и экзотическую для нас, но ведущую в мире степень PhD (доктор философии, аналог российского кандидата). Эти и других предложения, подготовленные по просьбе Минобрнауки, 21 февраля на встрече с главой ВАК Владимиром Филипповым обсудили члены Ассоциации ведущих вузов.

Как явствует из обсуждения, жесткая чиновничья вертикаль присвоения ученых степеней уйдет в прошлое. Вначале участники пилотного проекта, а затем и другие лучшие вузы страны будут присваивать традиционные российские степени кандидатов и докторов наук, а также зарубежную ученую степень PhD собственным решением и на основании собственных процедурных правил: «Локальные акты,- подчеркнул глава разработчиков предложений, ректор МИФИ Михаил Стриханов,- должны составлять до 80-90% всех документов». ВАКу останется только контролировать, как эти акты исполняются. И это при том, что все «дипломы о присвоении степеней, выданные ректорами университетов и директорами институтов, будут обычными дипломами государственного образца - просто оформленными без участия Минобрнауки»,- окончательно расставил все точки над «i» глава ВАК Владимир Филиппов.

Важный нюанс. Условно, степень PhD сегодня считается эквивалентом российского кандидата наук. Но так, похоже, больше не будет. Если «пилот» будет окончательно принят в предложенном виде, для получения обычной отечественной степени кандидата отечественному «доктору философии» (PhD) придется защищаться еще раз: эти степени окончательно разводятся.

Проект Положения о проведении «пилота» по автономизации ведущих научных учреждений и вузов в аттестации научных кадров высшей квалификации – революционное движение вперед,- подытожил глава Ассоциации, ректор СПбГУ Николай Кропачев. Осталось лишь окончательно определиться с отбором участников пилотного проекта и некоторыми сторонами их будущей деятельности.

С процедурой отбора все ясно: это публичный конкурс. Его критерии еще предстоит уточнить, но в их число точно войдет уровень международного признания университета или исследовательского института, отраженный его позицией в самых престижных международных рейтингах вузов – Шанхайском, THE или QS. Другой несомненный критерий – наличие определенного объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Третий – количество публикаций на одного научно-педагогического работника и показатель цитируемости, сообщил Стриханов.

«Пилот» будет продвигаться постепенно: часть научных специальностей в одном и том же вузе пойдет в пилотном режиме, другая останется прежней, это ясно. С числом участников тоже, вроде, все ясно: премьер Медведев уже объявил, что оно будет невелико – только лучшие из лучших. А вот что пока не вяжется с общим курсом либерализации системы присвоения ученых степеней, так это то, что «ректор берет на себя полную ответственность за выданные дипломы, однако Минобрнауки передает в вуз лишь часть своих полномочий»,- подметил ректор СПбГУ.

Действительно, «состав диссертационного Совета по нынешнему закону утверждает ВАК. А ведь именно Совет определяет состав комиссии, которая примет решение, соответствует ли поданная работа должному уровню,- отметил он.- Значит, у вузов должно быть право не только выдавать свои дипломы, но и создавать свои советы. Пусть даже на первых порах оно будет лишь у двух вузов – Московского и Санкт-Петербургского госуниверситетов».

Высокое собрание поддержало это предложение. А глава ВАК Филиппов дал понять, что число ныне действующих в стране диссертационных советов вскоре сократится на 30-40%: «Когда мы посмотрели, что происходит, то выяснилось, что, к примеру, в 2012 году было 1677 советов, где за год не прошла ни одна защита докторской диссертации, и еще 600 – где за тот же срок было не более трех защит кандидатских и докторских». ВАК, как стало известно «МК», рассмотрит этот вопрос уже 25 февраля.

Наверняка, вы много раз в кино или фильмах видели у героя табличку с его именем или фамилией и странной припиской - PhD. При этом главный герой, скорее всего, работал в университете или колледже. Или косвенно был связан с наукой, почему и получил такое звание. Но что же оно значит?

PhD - что это такое?

PhD - это ученая степень, которую можно полностью расшифровать как Doctor of Philosophy, а дословно перевести как "доктор философии". PhD (обычно произносится как пи-эйч-ди) - это ученая степень, присуждаемая на Западе, а также в некоторых странах бывшего СССР, в частности в Казахстане и Украине.

Интересно то, что эта степень присуждается за особые успехи не только в изучении философии, но также и других областей науки. Например, можно получить степень доктора философии по литературе или химии. Получение ученой степени PhD - это последняя ступень получения образования.

Существует и разновидность PhD, которая называется Sc.D. Расшифровывается это название, как "доктор наук" или Doctor of Science. Эту ученую степень присваивает специальная комиссия за достижения в некоторых областях науки. Однако эта регалия равна PhD, отличий между двумя степенями практически нет.

История возникновения PhD

Впервые упоминания об этой ученой степени встречаются во Франции, Италии и Великобритании. Датированы они XII-XIII веками. В существовала стандартная структура, которая подразумевала, что в учебном заведении имеется четыре факультета: философии, юриспруденции, теологии и медицины. Трем из четырех квалификаций присваивается следующая ученая степень: выпускникам юридического факультета - доктор права, медицинского - доктор медицины, богословского - доктор богословия. Все остальные студенты получают степень доктора философии. Так было ныне, так повелось и сейчас.

Подготовка к получению ученой степени

Прежде чем пробовать получить степень доктора философии, необходимо окончить магистратуру и стать магистром (master’s degree) в какой-либо области науки. После преодоления этой ступени можно пробовать свои силы в защите докторской диссертации.

Следует помнить, что соискание степени PhD - это упорная работа в течение нескольких лет. Вам придется самостоятельно изучать выбранную тему. Важно выбрать ту, которая не подвергалась тщательному изучению вашими коллегами. В то время, когда вы будете исследовать выбранную тему, можно будет обращаться за помощью к вашему научному руководителю или другому эксперту, который поможет разобраться с трудностями, что возникнут на пути к получению заветной степени.

Получение степени PhD

Итак, чтобы получить степень доктора философии или PhD, необходимо написать докторскую диссертацию. Для этого необходимо тщательное изучение списка литературы по выбранной вами теме. После того как вы ознакомились со всей необходимой для работы информацией, можно приступать к написанию диссертации. Для этого вам, как и прочим PhD writers, придется провести свои исследования по данной теме, опросить пользователей и жителей вашего населенного пункта, собрать сведения и проанализировать полученные результаты.

Далее необходимо предоставить собственные тезисы по выбранной вами тематике. Тезис - это утверждение, кратко излагающее суть вашей работы. Их нужно представить в начале и конце докторской диссертации. После того как вы определились с тезисами, представили их своему научному руководителю, можно приступать к написанию самой диссертации. Для этого необходимо составить ее план, которого необходимо придерживаться в процессе работы.

Итак, диссертация написана, осталось оформить список литературы и предоставить экспертной комиссии результаты вашего исследования. Вам назначат день защиты диссертации. Если все пройдет успешно, вы станете PhD.

Этапы написания докторской диссертации на соискание степени PhD

Первый этап - начало работы над проектом. В это время вам необходимо определиться с научным руководителем, темой и тезисами диссертации. В этот период составляется план работы. Самое важное на этом этапе - подобрать литературу по той теме, над которой вы будете работать столь долгое время.

Также загвоздка кроется в том, что вам необходимо будет придумать что-то, над чем еще не работали ученые. Иными словами, найти тему, которая не освещена в научных журналах. Вы должны стать "первопроходцем" в ее освоении. Будьте готовы к тому, что вам придется долго искать новые материалы, создавать проекты, копаться в библиотеках.

В конце первого года вы можете обновить свою магистерскую работу. Такое произойдет, если вы изначально планировали получить степень магистра, но теперь решились получить статус доктора PhD. Но для этого нужно упорно трудиться. Если вы предоставите успешный результат своих научных исследований, то будете переведены на PhD student.

На второй год вы должны будете сосредоточиться на самом исследовании. В это время все ваши исследования, работы должны дать свои результаты. Обращайтесь за помощью к своему научному руководителю, он должен помочь вам разобраться со всеми трудностями, которые возникнут у вас на пути к завершению написания диссертации. В это время вы раскрываетесь, как ученый, и с полным правом заслуживаете звание PhD research (исследователь). Второй год написания работы - это апофеоз вашей научной деятельности, именно сейчас вы должны найти столько информации, сведений, данных, сколько хватило бы на несколько таких работ, как ваша.

На третий год написания работы вам необходимо будет правильно и грамотно оформить законченную работу, проверить список используемой в работе литературы, все сноски и заметки. На каждом этапе работы обязательно показывайте то, что у вас получается своему научному руководителю. Он укажет вам на ошибки в работе, даст правки, которые вы должны своевременно внести в работу.

Теперь вы знаете, что соискание ученой степени PhD - это очень тяжелый, но благодарный труд. Надеемся, сложности вас не испугают.

Степень PhD в России соответствует докторской или кандидатской ученой степени?

На этот счет мнения расходятся. Дело в том, что нет точной формулировки этой регалии. Но известно, что кандидатская диссертация в России оценивается ниже, чем работа на соискание степени PhD. Но при этом российская докторская диссертация намного сложнее, чем ее западный аналог. Поэтому будет уместным сказать, что степень PhD - это нечто среднее между кандидатом и доктором наук в России. В любом случае, получать ученое звание стоит, так как это ваш билет в счастливое будущее.

Реализовать карьерные амбиции и добиться зарплаты, измеряемой числом с пятью нулями, можно не только с дипломом MBA. Степень PhD гарантирует не меньший успех.

Западная степень PhD (Doctor of Philosophy) не распространена у нас, за рубежом же ее обладатели считаются интеллектуальной элитой. Наш аналог PhD - это степень кандидата наук. На Западе для получения нужно закончить докторскую программу в университете или бизнес-школе и защитить диссертацию. Получить степень PhD можно в различных науках или сферах бизнеса: к примеру, в математике, финансах, маркетинге и проч. Но нас сейчас интересюут "бизнесовые" и "экономические" PhD.

До конца доходят не все

Программы PhD есть почти в каждом университете мира. Котируются программы при ведущих американских университетах и бизнес-школах: Harvard, Stanford, Columbia, Rochester, Carnegie Mellon и др. За пределами США сильные программы PhD в London Business School, INSEAD, IMD и ряде других школ.

Докторская программа длится в среднем четыре-шесть лет. Первые год-два докторанты изучают 10-20 курсов, а потом сдают квалификационный экзамен. Затем начинается научная работа над конкретной темой под "надзором" профессора; подготовка к диссертации, включающая в себя написание научных статей; самообразование и преподавательская деятельность. И, наконец, нужно еще защитить диссертацию.

Но до защиты доходят далеко не все. В среднем с потока выпускаются только 20-40% от всех поступивших. Больше половины докторантов прерывают учебу примерно на середине. Почти в каждом университете студент, проучившийся два года в докторантуре, автоматически получает степень магистра - так называемую Master of Science (MS) или Master of Art (MA). Поэтому многие, посчитав эту степень достаточной, уходят с PhD досрочно. Олег Замулин , обладатель PhD в Michigan, профессор Российской экономической школы (РЭШ): До конца выдерживают только те, кто действительно создан для науки. PhD - это специфическая среда, которая не подходит для тех, кто ищет быстрых и легких путей, чтобы урвать большой куш.

Не все и поступают

Поступить на PhD можно сразу после университета - достаточно иметь степень бакалавра (ей соответствует российский диплом о высшем образовании). Возраст докторантов -- от 23 лет. Обычно они моложе магистров в бизнес-школах, поскольку для поступления на MBA, в отличие от PhD, требуется опыт работы. Впрочем, многие поступают на PhD, уже имея и опыт работы, и даже магистерскую степень MBA.

Поступающий на PhD должен сдать те же экзамены, что и на MBA (TOEFL, GMAT или GRE), представить две-три рекомендации и нотариально заверенную копию диплома. Желательно также иметь несколько публикаций или опыт академической работы. Последние два условия, как правило, не обязательны, но шансов поступить у их обладателей больше. Подавать документы на поступление надо почти за год до начала учебы.

В зависимости от размера факультета набор в докторантуру составляет от 20 до 60 человек. Средний конкурс - 10-30 человек на место. К примеру, в этом году в Harvard было принято 22 человека при 700 претендентах, а в Wharton на 80 мест было подано 795 заявлений.


Ph.D доступнее, чем MBA

Как правило, программы PhD ничего не стоят студентам. Причем университет оплачивает учебу независимо от того, сколь долго она продолжается. Сергей Нетессин , получивший PhD в области операционного менеджмента в университете Rochester, профессор бизнес-школы Wharton: Можно учиться четыре года, а потом еще столько же работать над диссертацией. Один мой сокурсник получал PhD около десяти лет. Кроме того, университеты часто выделяют стипендии.

Академики...

Если выпускники MBA идут только в бизнес, то у обладателя PhD есть три варианта на выбор: заняться преподавательской деятельностью, посвятить себя исследованиям либо тоже уйти в бизнес (как правило, в исследовательские или аналитические отделы различных компаний). Многие умудряются совмещать две из этих трех сфер деятельности. Примерно 70-80% выпускников PhD выбирают академическую карьеру, то есть становятся преподавателями в университетах и бизнес-школах. Так что среднестатистический управляющий в западной компании - это скорее выпускник MBA, а не PhD. Сергей Гуриев , профессор экономики РЭШ: Топ-менеджерами после PhD обычно не становятся. Не потому, что не могут, а потому что не хотят. PhD - это стиль жизни людей, рожденных для глубокого аналитического анализа и разработки теорий. По мнению Олега Замулина, MBA учит заниматься бизнесом, то есть имеет практическую направленность, а PhD разрабатывает интеллектуальный потенциал и способность к мышлению.

Выпускники, выбравшие академическую карьеру, сразу после учебы начинают преподавать в университетах. В бизнес-школах платят больше, но приходится учить очень своенравных студентов MBA. Но зарплаты профессоров в области бизнеса и экономики сравнимы с доходами выпускников MBA. Например, средний "ассистент профессора" (стартовая должность после PhD) получает либо столько же, либо чуть больше выпускника MBA. Сергей Нетессин: Дальше доходы, например, американской профессуры варьируются от $150 тыс. до $400 тыс. в год. Так, младшим профессорам платят по $200 тыс., профессора и заслуженные профессора получают $250-400 тыс. в год. В США есть и так называемые профессора tenure. Этот статус может быть присужден спустя шесть-девять лет после начала преподавательской деятельности. Профессоров аттестуют, и тем, кто показал самые хорошие результаты, присуждают статус tenure, что гарантирует пожизненный контракт с университетом или бизнес-школой -- расторгнуть его может лишь сам преподаватель.

Очень часто обладатели PhD преподают не в том университете, который заканчивали

Сергей Гуриев: "Считается, что если университет нанял своего же выпускника, это значит, что от него отказались другие. Поэтому обычно PhD уходят к конкурентам из числа "топовых" университетов."

Ирина Денисова , PhD экономики Manchester University: "В Европе профессора получают меньше, чем в Америке, но зато и система контрактов у них менее жесткая. Да и получить работу в Европе гораздо проще, чем в США. Впрочем, PhD гарантирует 100-процентное трудоустройство по обе стороны Атлантики. По словам Сергея Нетессина, спрос на PhD превышает предложение почти в два-три раза: так, в США на 20-30 вакансий претендует около десяти человек. Но устроиться в Америке после окончания европейского университета очень сложно. Поэтому те, кто планирует работать в США, поступают в американские университеты. Кстати, по американскому законодательству эмигранты со степенью PhD рассматриваются на получение гражданства в первую очередь."

Как уже было сказано, академическая карьера - не единственный вариант для обладателей PhD. Некоторые уходят в бизнес -- например, разрабатывают методики для решения проблем управления, придумывают всевозможные бизнес-схемы и кейсы, которые затем используются в программах MBA и в реальном бизнесе.


Многие Ph.D работают в сфере бизнеса

По словам Станислава С. , прослушавшего учебный курс PhD в LBS, в бизнес уходит 25% русских докторантов. В таких специалистах западные компании ценят их головы, а не практические навыки. И ценят высоко. Так, в инвестиционных банках сотрудникам-PhD платят не меньше, чем свежеиспеченным MBA - по $120-150 тыс. в год. В консалтинговых компаниях PhD обычно предлагают $60-100 тыс. в год, но через три-четыре года они могут рассчитывать на более высокие доходы.

В Россию после получения западных PhD возвращаются единицы

Сергей Гуриев: "Таких десятки из нескольких сотен. Во-первых, на Западе выше зарплата, а во-вторых, на родине им недостает общения с коллегами. Как правило, обладатели PhD не занимаются в России преподавательской деятельностью -- наши вузы не в состоянии оплачивать их услуги. Поэтому докторантов гораздо чаще можно встретить в практическом бизнесе. Так, российское представительство компании McKinsey в последний рекрутинг наняло около 40% новых сотрудников со степенью PhD. Впрочем, по количеству предложений пока выигрывают обладатели MBA."

Игорь Гончаров , финансовый аналитик компании Business Consulting Group: "80% персонала в консалтинге, инвестиционных банках и индустрии дают все же MBA. В нашей компании много людей с MBA и единицы с PhD. Считается, что у обладателей PhD широкий интеллектуальный потенциал, но бизнес-смекалки все-таки больше у обладателей MBA."

"Мы учились по журналам"

В этом году Светлана Кириллова получила степень PhD в бизнес-школе LBS. Сейчас она работает консультантом в лондонском офисе консалтинговой компании McKinsey. Вот что она рассказала о своей учебе и опыте трудоустройства.

"Я закончила факультет психологии МГУ, два года училась в аспирантуре, где занималась исследованиями в области поведения потребителей. Потом несколько лет училась в Academy for Educataional Development в Вашингтоне и параллельно работала. А в 1997 году поступила на программу PhD в LBS -- там интересные проекты по маркетингу. Стипендия у меня была более $11 тыс. в год. Правда, для Лондона это немного.

Почему я выбрала PhD, а не MBA? Мне хотелось стать квалифицированным специалистом в какой-то одной области, а MBA дает слишком широкое образование. Первые полтора года мы проходили около десятка обязательных предметов, а также специализированные курсы по различным аспектам маркетинга. Писали статьи для подготовки к диссертации. Например, результаты исследования, проведенного совместно с профессором Кентом Грейсоном, были опубликованы в Financial Times.

Учились мы не по учебникам, а по журналам -- в них самый актуальный материал. Студент PhD должен не просто уметь делать выводы, как студенты MBA, но и знать аргументы, которые к этим выводам привели. Обучение в LBS почти индивидуальное -- с двумя студентами работает один преподаватель.

Потом ты пишешь исследование, и через год-полтора проходит предзащита. Диссертацию обычно защищают к концу четвертого--началу пятого курса. Моя была посвящена развитию торговых марок.В основном студентов PhD ориентируют на преподавание в бизнес-школах. Но мне было интересно применить свои наработки на практике. Три года назад специалисты McKinsey опубликовали статью о том, что нужно делать фирмам для усиления своих брэндов. Я предложила продолжить это исследование. И оказалось, что наши цели совпали. Сейчас я работаю в McKinsey консультантом отдела маркетинга, занимаюсь исследованиями в области развития маркетинговой стратегии."

В Великобритании первые докторские степени (DSc и DLitt) были введены в университетах Лондона, Эдинбурга и Кембриджа в 1870-х годах, а степень Доктора философии (PhD) была впервые введена в 1917 г. в Оксфордском университете.

В настоящее время в Великобритании существует более 5000 различных программ PhD.

Виды степеней

Аспирантские программы в Великобритании отличаются широким разнообразием и могут быть получены через:

  • Традиционные исследовательские программы (PhD, DPhil),
  • Программы, сочетающие исследовательскую деятельность с и практическими занятиями (New Route PhD),
  • Профессионально-ориентированные программы (DBA, DEng, DEd),
  • Присуждение степени PhD как результат выдающейся практической деятельности (PhD by Practice),
  • Присуждение степени PhD на основании выдающейся публикации (PhD by Publication).

Являясь первой ступенью послевузовского образования, аспирантура в Европе, фактически, эквивалента российским программам аспирантуры; для поступления необходимо наличие диплома магистра. Однако, по уровню требований и качеству исследовательской работы, аспирантура в Великобритании тяготеет к российской докторантуре. Эта особенность позволяется российским студентам получить высокую исследовательскую научную степень, признаваемую во всем мире, проучившись на одной (а не на двух, как в России) послевузовских программах.

Что дают слушателям докторские программы?

Предлагаемые британскими вузами программы уровня PhD, в зависимости от своего типа, дают возможность:

  • Расширить или углубить специализацию и знания, проводить междисциплинарные исследования, получить знания и навыки в новых предметных областях (программы Integrated PhDs, The New route PhD);
  • Проводить научные исследования на самом высоком академическом уровне, стать одним из ведущих мировых экспертов в какой-либо узкоспециализированной области, подготовиться к академической карьере (традиционные PhD);
  • Многократно усилить личностный потенциал и развить переносимые навыки (transferable skills).

Исследовательские (Research) программы

Цель и организация

Цель данных программ – проведение фундаментальных исследований в выбранной области, представление оригинальных и имеющих научную ценность выводов, написание и защита диссертации. В научных и технических предметах работа над диссертацией зачастую становится частью большого исследования, проводимого университетом. Это позволяет студенту стать частью действующей исследовательской группы и получить ценный для последующей карьеры и личного роста опыт и глубокое знание предмета. Исследовательские программы могут включать небольшие преподаваемые модули, посвященные статистике, специальным программам и оборудованию для ПК, отбору и использованию исследовательских методов, написанию научных работ и представлению данных.

Методы обучения

  • В основном – самостоятельная работа, демонстрирующая высокую степень интеллектуальной независимости студента, его навыки самоорганизации, ведения проектов, умение планировать свое время.
  • Работа с научным руководителем (одним или двумя): встречи раз в несколько недель для обсуждения промежуточных результатов возникших трудностей. Формат кураторства зависит от предмета.

Исследовательские программы также направлены на развитие необходимых для исследовательской работы навыков: ведение проектов, планирование, самоорганизации и других необходимых в выбранной предметной области навыков.

Значительно внимание в процессе обучения уделяется интеграции студентов в научное сообщество, усвоение способов его функционирования и обмена информацией – т.е. «профессиональная» подготовка ученого: участие в семинарах, конференциях, публикации.

Система оценки

Успешное завершение учебных модулей PhD-программы может быть обязательным требованием для получения степени, однако учебные модули не имеют существенного веса в итоговой оценке работы. Все решает диссертация и ее успешная защита, а также сдача устного экзамена по специальности.

Присуждаемые степени

Исследовательские программы ведут к получению степени Доктора философии (Doctor of Philosophy – PhD, DPhil).

Учебно-исследовательские программы

Цель и организация

К учебно-исследовательским программам докторского уровня в британских вузах относятся в первую очередь New Route PhD – интегрированные программы послевузовской подготовки, сочетающие исследовательскую деятельность с программой профессиональной подготовки.

Успешные выпускники таких программ – это независимые исследователи, оснащенные профессиональными, личными и переносимыми (transferable) навыками, способные внести значительный вклад в развитие выбранной области.

Плюсами программ New Route PhD являются:

  • Исследовательская программа, индивидуально подобранная для каждого студента;
  • Целевая подготовка с целью эффективного развития исследовательских навыков;
  • Развитие общих навыков, включая лидерство и предпринимательский дух;
  • Высокие шансы завершения программы в установленные сроки;
  • Выпускник способен выступать в качестве независимого исследователя.

Реализация собственного исследовательского проекта проходит в тесном взаимодействии с научным руководителем. Учебный модуль включает курсы по специальности, курсы, направленные на выработку учебных и исследовательских компетенций, а также междисциплинарные курсы, направленные на развитие профессиональных навыков.

The New Route PhD также позволяют студенту:

  • Проходить во время обучения необходимую для дальнейшей карьеры практику – то есть, фактически, работать по специальности во время учебы (например, преподавать);
  • Проводить часть исследований в своей стране, на базе оснащенного должным образом университета - опция называется “joint supervision/ registration”, “split PhD” или “part time PhD” и предлагается многими университетами. Этот вариант обучения согласовывается в индивидуальном порядке путем утверждения ВУЗа для исследований, кандидатуры «местного» научного руководителя и учебного плана.

New Route PhD относятся как так называемым интегрированным докторским программам (Integrated PhD). Идея заключается в том, что изначально студенты поступает на магистерскую программу учебно-исследовательского типа (например, MRes или MPhil), и при условии успешного завершения первого года обучения (или двух лет) принимает решение о продолжении обучения и переводится на программу PhD. Такая форма позволяет сократить срок обучения на докторской программе.

Методы обучения

The New Route PhD: примерно 30-40% учебного времени уделяется дисциплинам, непосредственно касающимся предмета исследования, предметам из смежных областей, навыкам преподавания, адаптации технологий из других областей деятельности, развитию переносимых навыков. Остальное время посвящено привитию исследовательских навыков, работе над поставленной конкретной исследовательской задачей и выработке профессиональных навыков.

Система оценки

Промежуточные оценки выставляются за учебные модули, по результатам практики и прохождение экзаменов. В итоговой оценке диссертация обычно имеет несколько больший вес, чем учебные модули.

Присваиваемые степени

В настоящее время программы New Route PhD существуют в 34 британских вузах и по широкому спектру направлений, таких как лингвистика, биология, информатика, социальные навыки, экономика, политическая наука, образование, инженерные науки, гуманитарные науки, математика, физика, агрикультура, медицина, право и др.

Типичными присваиваемыми степенями являются PhD (Integrated PhD) или NRPhD (New Route PhD).

Профессионально-ориентированные программы (Professional Doctorates)

Цель и организация

Профессионально-ориентированные докторские программы являются разновидностью учебно-исследовательских программ, однако они ориентированы не столько на развитие навыков исследовательской работы и проведения самостоятельного исследования, сколько на профессиональное обучение и развитие студента, связанное с конкретной профессией.

Профессионально-ориентированные докторские программы также могут функционировать по типу интегрированных программ и позволять получать промежуточные магистерские степени в случае успешного окончания первого этапа обучения.

Методы обучения

Учебные модули включают теоретические курсы, современные подходы к методологии исследований и профессиональную практику. Основной акцент в исследовательской работе делается на прикладные исследования, вносящие вклад в развитие выбранной студентом профессиональной области.

Система оценки

Промежуточные оценки выставляются за учебные модули, прохождение экзаменов и по результатам практики.

Присваиваемые степени

Профессионально-ориентированные докторские программы как правило ведут к получению докторских степеней в определенных науках, например, DEd, DEng, DBA, DClinPsych и др.

Основное отличие программы Доктора образования (DEd) от Доктора философии в образовании (PhD in Education) заключается в том, что первая программа позволяет охватить более широкий круг предметов, связанных с образованием, и сфокусироваться на одной исследовательской проблеме только в конце обучения.

Степень Доктора делового администрирования (Doctor of Business Administration, DBA) также является исследовательской степенью. Такие программы направлены на развитие теории и практики делового администрирования и менеджмента.

Степени PhD, присуждаемые по результатам профессиональной деятельности

Этот тип относится к чисто исследовательским программам.

Присуждение степени PhD как результат выдающейся практической деятельности (PhD by Practice) распространено в сфере изобразительного и художественного искусства. Диссертация может представлять собой анализ креативного процесса или творческий проект. В результате присуждаются такие степени как PhD, Doctor of Music (DMus), Doctor of Musical Arts (AMusD) и др.

Присуждение степени PhD на основании выдающейся публикации (PhD by Publication) практикуется членами профессорско-преподавательского состава. Диссертация представляет собой опубликованную работу, а также критический отзыв о работе объемом 5000-10000 слов. Степень PhD по результатам диссертации, а также ее успешной устной защиты.

Cрок обучения на докторских программах

Таблица наиболее популярных степеней

Степень Входные требования Длительность Тип программы Формы итогового контроля
Доктор философии (PhD, DPhil) Исследоват. программы Написание итоговой диссертационной работы + устный экзамен (устная защита)
New Route PhD Диплом об окончании магистратуры. Возможен прямой перевод с магистерской программы 3-4 года full time, 5-6 лет – part-time Исследоват. и учебные модули
Professional Doctorates (DEng, DEd, DBA, DClinPsych) Диплом об окончании магистратуры. Профессиональный опыт в соотв. сфере 3-4 года full time, 5-7 лет – part-time Исследоват. и учебные модули Промежут. контроль, прохождение экзаменов, написание диссертации
PhD by Practice (PhD, DMus, AMusD), PhD by Publication) Присуждение степени PhD как результат выдающейся профессиональной деятельности Исследоват. программы Подготовка диссертационного проекта и его защита

Подготовка и защита диссертации

Ключевым элементом успешного завершения докторской программы является подготовка и защита исследовательского проекта – диссертации (Doctoral thesis). Диссертация представляет собой результаты самостоятельной исследовательского работы аспиранта в тесном сотрудничестве с научным руководителем.

Программы и факультеты устанавливают свои требования по объему диссертационного проекта, который в области социальных и гуманитарных наук, как правило, составляет 80,000-100,000 слов, а в сфере точных наук – 40,000-50,000 слов.

Примерная структура диссертационной работы выглядит так:

  • Титульный лист,
  • Резюме,
  • Выражение благодарности,
  • Содержание,
  • Введение, формулировка проблемы исследования,
  • Цели, задачи и гипотезы исследования.
  • Обзор литературы,
  • Методология исследования,
  • Основная аналитическая часть – результаты исследования, структурированные по главам,
  • Выводы, рекомендации, направления дальнейшей работы,
  • Ссылки,
  • Библиография,
  • Приложения.

В Великобритании защита диссертации называется viva voce , т.е. устный экзамен (от латинского «живым голосом»). На защите присутствуют два или более экзаменаторов и кандидат. Один из экзаменаторов является представителем университета, в котором обучается кандидат (но не является его научным руководителем), остальные экзаменаторы – внешние, представляющие другие университеты. Присутствие основного научного руководителя на защите не обязательно, и он не имеет права задавать вопросы во время экзамена.

В большинстве вузов такие защиты проходят за закрытыми дверями, однако некоторые университеты, например, Оксфорд , разрешают присутствие членов университета на защитах докторских диссертаций на соискание степени DPhil.

Стоимость обучения на докторских программах

Британские вузы самостоятельно устанавливают стоимость обучения для двух типов студентов: для студентов из Великобритании и стран-членов Европейского союза - “home fee” и для зарубежных студентов (из всех остальных стран) “overseas fee”. Российские абитуриенты попадают в последнюю категорию.

Подготовлено по материалам

Quality Assurance Agency (QAA), British Council, портала Newroutephd, Park, C. “New Variant PhD: The changing nature of the doctorate in the UK”, Journal of Higher Education Policy and Management, Vol. 27, No. 2, July 2005, pp. 189–207.