Биографии Характеристики Анализ

День тихоокеанского флота вмф россии.

Владивосток стал основным пунктом ее базирования, но боевая мощь флотилии оставалась на невысоком уровне.

Несколько улучшилось ее положение после перевода в 1894 году на Дальний Восток Средиземноморской эскадры под командованием контр-адмирала Степана Макарова.

Во время русско-японской войны (1904-1905) часть кораблей флотилии была включена в состав 1-й Тихоокеанской эскадры, базировавшейся в Порт-Артуре, и Владивостокской эскадры и принимала участие в сражениях. Трагический исход русско-японской войны выявил необходимость усиления морских сил на Тихом океане. К 1914 году Сибирская военная флотилия уже насчитывала в своем составе два крейсера, девять эсминцев, десять миноносцев, восемь подводных лодок.

Во время первой мировой войны (1914-1918) часть кораблей флотилии была передана в состав других флотов, а оставшиеся корабли конвоировали караваны транспортов, следовавших из США во Владивосток с военными грузами. В те годы корабли Сибирской военной флотилии участвовали в боевых действиях на Северном и Средиземноморском морских театрах.

В годы Гражданской войны и военной интервенции (1918-1922), в июле 1918 года, флотилия была захвачена интервентами.

Моряки покинули корабли и приняли участие в боях с захватчиками на суше. В те годы был потерян практически весь корабельный состав. Часть кораблей были уведены за границу, другие пришли в негодность.

В ноябре 1922 года из остатков Сибирской флотилии был сформирован Владивостокский отряд судов особого назначения Тихого океана, который вошёл в состав Красного флота на Дальнем Востоке (затем Морские силы Дальнего Востока).

В 1926 году Морские силы Дальнего Востока расформировали, а Владивостокский отряд кораблей был передан Морской пограничной охране. В 1932 году в связи с обострением международной обстановки Морские силы Дальнего Востока были созданы вновь и 11 января 1935 года переименованы в Тихоокеанский флот (ТОФ).

В 1936-1938 годах ТОФ пополнялся кораблями, переведёнными с Балтийского и Черноморского флотов. В августе 1939 года в составе ТОФ была сформирована Северная Тихоокеанская флотилия (Советская Гавань).

В ходе вооруженных конфликтов между СССР и Японией у озера Хасан (1938) и на Халхин-Голе (1939) Тихоокеанский флот прошел проверку на боевую готовность. За отличие в боях 74 моряка-тихоокеанца были награждены орденами и медалями и сотни — знаком "Участник Хасанских боев".

В Великую Отечественную войну ТОФ находился в постоянной готовности к отражению возможной агрессии со стороны Японии. Силы флота обеспечивали охрану внутренних и внешних коммуникаций, ставили оборонительные минные заграждения, охраняли побережье. Часть его личного состава была передана в действующие флоты и на сухопутные фронты: 147 тысяч тихоокеанцев участвовали в Московской и Сталинградской битвах, в обороне Севастополя, Ленинграда (ныне Санкт-Петербург), Заполярья.

На заключительном этапе Второй мировой войны, с 9 августа по 2 сентября 1945 года, флот, взаимодействуя с войсками 1-го Дальневосточного фронта, высадил морские десанты в порты противника на маньчжурском и корейском плацдармах. Авиация флота наносила удары по военным объектам японцев в Северной Корее, участвовала в высадке воздушных десантов в Порт-Артуре и Дальнем.

За мужество и героизм более 30 тысяч матросов и офицеров награждены орденами и медалями, 43 из них удостоены звания Героя Советского Союза. За боевые заслуги 19 кораблям, частям и соединениям ТОФ присвоены гвардейские звания, 13 удостоены почётных наименований, 16 награждены орденами.

В январе 1947 года ТОФ был разделён на два флота — 5-й ВМФ (главная база — Владивосток) и 7-й ВМФ (главная база — Советская Гавань), а в апреле 1953 года они вновь объединены в ТОФ. В 1965 году Тихоокеанский флот награждён орденом Красного Знамени.

В послевоенное время ТОФ претерпел коренную реорганизацию, пополнился ракетными кораблями, атомными подводными лодками, другим вооружением и военной техникой. К началу 1970-х годов на Тихом океане был создан новый океанский ракетно-ядерный флот. Корабли ТОФ участвовали во многих длительных морских и океанских плаваниях.
Многие десятилетия Тихоокеанский флот как составная часть Военно-морского флота и Вооруженных Сил РФ стоит на страже интересов России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

В последние годы значительное место в деятельности ТОФ занимает выполнение внешнеполитических акций в различных районах Мирового океана. Корабли и личный состав флота принимали участие в выполнении миссии Организации Объединенных Наций в зоне Персидского залива, совершали официальные визиты в порты Вьетнама, Джибути, Индии, Индонезии, Йемена, Китая, Омана, Сингапура, США, Таиланда, Франции, Шри-Ланки и Японии.

Военные делегации и отряды кораблей военно-морских сил Австралии, Великобритании, Китая, Республики Корея, Мексики, Перу, США, Франции, Японии посещали главную базу Тихоокеанского флота — Владивосток.

С декабря 2008 года корабли Тихоокеанского флота регулярно и успешно обеспечивают безопасность судоходства в районе Аденского залива.

В настоящее время для выполнения поставленных задач Тихоокеанский флот имеет в своем составе ракетные подводные крейсера стратегического назначения, многоцелевые атомные и дизельные подводные лодки, надводные корабли для действий в океанской и ближней морской зонах, морскую ракетоносную, противолодочную и истребительную авиацию, сухопутные войска, части сухопутных и береговых войск.

До 2020 года в боевой состав флота должны , в том числе современные атомные подводные лодки, эсминцы, корветы, фрегаты, десантные и противолодочные катера.

В 2014 году в состав вспомогательных судов Тихоокеанского флота в Приморском крае были приняты шесть буксиров различных классов. Гидрографическая служба пополнилась двумя новыми катерами с уникальной аппаратурой, которая, учитывая возросшую деятельность ТОФ в арктической зоне, будет активно применяться в новой изыскательской работе.

В начале 2015 года на Камчатке в состав судов обеспечения Тихоокеанского флота были приняты два рейдовых буксира, предназначенных для выполнения швартовых операций с новыми подводными лодками проекта 955 типа "Борей", прибытие которых на Камчатку ожидается в текущем году.

(Дополнительный

Этот день в истории:

Май – один из самых богатых на количество военно-морских праздников месяц в России. 21 мая в Российской Федерации отмечается один их таких праздников – День Тихоокеанского флота. Официально этот праздник в новой России появился после выхода приказа Главкома ВМФ РФ Владимира Куроедова в 1999 году.

Почему именно 21 мая как основная дата была выбрана в качестве отправной точки? Этому есть простое объяснение: именно 21 мая в далёком 1731 году указом Анны Иоанновны было положено начало созданию Охотской морской флотилии. Название флотилии говорит само за себя: именно в Охотске – населённом пункте, который ныне административно входит в Хабаровский край и находится на берегу одноимённого (Охотского) моря, создавалось корабельное формирование, в круг задач которого входила как дозорная служба, так и охрана промысловой деятельности на дальневосточных землях Российской империи.

В самом Охотске корабли строились и до 1731 года. Так, в 1716 году именно здесь было построено первое дальневосточной судно России. Название этого судна, созданного под руководством начальника первой Дальневосточной экспедиции Кузьмы Соколова, «Восток». В том же году, когда «Восток» сошёл на воду, Кузьма Соколов предпринял рискованный морской поход на Камчатский полуостров вместе с другим мореходом – Никифором Треской, известным в качестве человека, который позднее исследовал Южно-Курильские острова. Конечным пунктом похода «Востока» стала река Тигиль, которая имела стратегически важное значение для освоения всей Камчатки. Сами же мореходы перезимовали на Камчатке и уже в 1717 году отправились обратно на «большую землю», создав значимый массив материалов, посвящённых прокладыванию морского пути на Камчатку и обратно.

Кузьма Соколов предпринял рискованный морской поход на Камчатский полуостров вместе с другим мореходом – Никифором Треской, известным в качестве человека, который позднее исследовал Южно-Курильские острова. Конечным пунктом похода «Востока» стала река Тигиль, которая имела стратегически важное значение для освоения всей Камчатки. Сами же мореходы перезимовали на Камчатке и уже в 1717 году отправились обратно на «большую землю», создав значимый массив материалов, посвящённых прокладыванию морского пути на Камчатку и обратно.

Уже менее чем через год после выхода упомянутого указа императрицы Анны Иоанновны в Охотске была открыта первая на Дальнем Востоке навигацкая школа. Инициатором открытия здесь военно-морского (казачьего) учебного заведения стал Витус Беринг. Историки склонны считать, что именно запрос Беринга к императрице, датированный 1730-м годом, и стал причиной того, что Охотск впоследствии был выбран в качестве населённого пункта для формирования дальневосточной флотилии, названной в 1731 году Охотской.

Через 6 лет после того как начало развитию флотилии на Тихом океане было положено, на воду были спущены знаменитые пакетботы (двухмачтовые суда) «Святой Пётр» и «Святой Павел». Эти корабли использовались отрядом Беринга для исследования дальневосточных долгот Российской империи и не только.

Однако наличествовавших в составе флотилии в XVIII веке судов не хватало для полномасштабного закрепления в регионе и решения стратегически важных задач. Лишь в 1799 году флотилия становится по-военному мощной. Именно в это время император Павел I принимает решение направить в Охотск группу из 6 военных кораблей под командованием Ивана Константиновича Фомина. Фрегаты и малые корабли, вошедшие в группу контр-адмирала, и стали ядром для дальнейшего развития военной составляющей флотилии на восточных рубежах Отечества.

В 1849 года Охотская флотилия прекращает своё существование, но отнюдь не прекращает своё существование русское военно-морское присутствие на Тихом океане. Происходит, как бы сейчас сказали, переформатирование соединения с присвоением ему нового названия. Флотилия становится Петропавловской в связи с тем, что главным её портом к тому времени избран Петропавловск-Камчатский (на тот момент – Петропавловская гавань, получившая своё имя от сочетания названий кораблей отряда Беринга). Некоторые историки флота заявляют, что название Охотской флотилии сохранялось вплоть до 1856 года, когда пункт базирования перевели в Николаевск-на-Амуре, а саму флотилию назвали Сибирской.

1854 год стал годом, когда дальневосточная флотилия Российской империи, не только доказала свою состоятельность, но и покрыла себя немеркнущей славой. Именно в 1854 году (в самый разгар очередной Крымской кампании) объединённая группировка военных кораблей Британии и Франции атаковала дальневосточные рубежи России, стремясь отторгнуть у неё значительную часть побережья и ослабить позиции на море. Командовал Петропавловской обороной гениальный Василий Завойко, противостоявший Фебрие де-Пуанту и Дэвиду Прайсу, нашедшему в том же 1854 году смерть именно в Петропавловске. Англо-французские силы были существенно выше российских, однако тактика Завойко позволила нанести противнику сокрушительное поражение.

Василий Завойко

В 1871 году главной базой флотилии становится Владивосток, в котором и по сей день располагается штаб флота.

Один из самых знаменитых кораблей, построенных в XIX веке для нужд ВМФ Российской империи на Дальнем Востоке, безусловно, бронепалубный крейсер «Варяг», ставший символом стойкости и мужества тихоокеанских моряков. Героизм экипажа «Варяга» оценил даже противник. Японцы уже после окончания войны с Россией открыли музей памяти моряков, сражавшихся на «Варяге», а капитана крейсера Всеволода Руднева наградили вторым по значимости орденом Японской империи – орденом Восходящего Солнца.

В 1935 году впервые в истории появляется название Тихоокеанский флот – ТОФ СССР – как совокупность всех военно-морских сил Дальнего Востока.

К началу Великой Отечественной войны ТОФ СССР в своём составе имел: 2 бригады надводных кораблей, бригаду торпедных катеров, 4 бригады субмарин, 9 авиационных полков, 11 авиаэскадрилий, береговую артиллерию, отдельные группы судов обеспечения. Моряки-тихоокеанцы участвовали в крупнейших сражениях Великой Отечественной войны. Общая численность моряков ТОФ, участвовавших в боях ВОВ – около 150 тысяч. Тихоокеанцы стояли насмерть в 1941 под Москвой, обороняли Заполярье и бились за Кавказ, трудно переоценить их вклад в разгром немецко-фашистских войск в Сталинграде, в Севастополе, при прорыве Ленинградской блокады. Огромный вклад внесли моряки и морские лётчики ТОФ в успех Маньчжурской операции.

За боевые заслуги и массовый героизм Тихоокеанский флот к 20-й годовщине Победы был награждён Красным Знаменем.

Сегодня Тихоокеанский флот России является продолжателем славных традиций, опорой государства на восточных рубежах. Его командующий Сергей Авакянц в 1980 году окончил Черноморское ВВМУ им.П.С.Нахимова, в 1991 году – академию ВМФ им.Адмирала Флота СССР Н.Г.Кузнецова и в 2007 году – академию Генштаба ВС РФ. Флагманом Тихоокеанского флота России является гвардейский ракетный крейсер «Варяг», получивший это славное имя в 1996 году.

Поздравляем весь личный состав ТОФ РФ, ветеранов Тихоокеанского флота и всех тех, кто ощущает свою сопричастность к тихоокеанской составной части ВМФ России, с праздником! Пусть Тихоокеанский флот и впредь будет важнейшей опорой безопасности страны и нашей общей гордостью!

Всех причастных с Праздником!!!

День Тихоокеанского флота ВМФ России — ежегодный праздник, отмечаемый 21 мая. Учрежден приказом главнокомандующего ВМФ Российской Федерации от 15 апреля 1999 года как День образования Тихоокеанского флота.

Дата для празднования была выбрана в связи с тем, что 21 мая 1731 года Сенатом «Для защиты земель, морских торговых путей и промыслов» были учреждены Охотская военная флотилия и Охотский военный порт — первая постоянно действующая военно-морская единица России на Тихом океане.

Еще во времена правления Анны Иоанновны с дальневосточных рубежей России в столицу стали поступать сведения о происходящих там частых нападениях японцев, китайцев и маньчжуров. Для защиты русских земель, морских торговых путей и промыслов российские дальневосточники вынуждены были строить корабли и суда, размещая их при военных портах. Именно основываясь на данных сообщениях и был издан Указ Сената об учреждении Охотской военной флотилии и Охотского военного порта.

Важным историческим событием в жизни флота стало участие в героической обороне Петропавловска в 1854 году. Отвагу и героизм проявляли моряки-тихоокеанцы и во всех событиях русского военного оружия - отличились они в боевых действиях в русско-японской войне в Японском море, и во время Революции 1905-1907 годов, и в годы Великой Отечественной и советско-японской войн.

В настоящее время Тихоокеанский флот России (ТОФ), как составная часть Военно-Морского Флота и Вооруженных Сил России в целом, имеет в своем составе ракетные подводные крейсера стратегического назначения, многоцелевые атомные и дизельные подводные лодки, надводные корабли, морскую авиацию, части сухопутных и береговых войск и служит обеспечению безопасности России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Основными задачами Тихоокеанского флота, как оперативно-стратегического объединения ВМФ РФ, являются: поддержание морских стратегических ядерных сил в постоянной готовности в интересах ядерного сдерживания; защита экономической зоны и районов производственной деятельности, пресечение незаконной производственной деятельности; обеспечение безопасности судоходства; выполнение внешнеполитических акций правительства в экономически важных районах Мирового океана (визиты, деловые заходы, совместные учения, действия в составе миротворческих сил). Штаб Тихоокеанского флота располагается во Владивостоке.

Из истории флота

От Северного Ледовитого океана до Корейского полуострова на многие сотни километров протянулись прекрасные и богатейшие земли Русского Дальнего Востока, включающие Приморский и Хабаровский края, Амурскую, Камчатскую, Магаданскую и Сахалинскую области. Берега Дальнего Востока омывают воды пяти морей - Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское и Японское. Более чем на 15 тыс. километров протянулась морская граница нашего Отечества на северо-востоке и востоке. Огромны просторы Русского Дальнего Востока, его природные ресурсы. Более 100 млн. га занимают здесь таежные леса, в недрах есть залежи золота, серебра, меди, олова, цинка, железа, каменного угля многих других рудных и нерудных ископаемых. Неисчислимы и биоресурсы Тихого океана. Дальний Восток имеет все возможности для того, что стать одним из передовых центров по развитию России.

Дальний Восток - это искони наша земля, открытая и освоенная русскими людьми. Их удивительным мужеством, самоотверженным трудом были утверждены законные права России на берегах Тихого океана. И главным защитником Русского Дальнего Востока был Тихоокеанский флот. Его славное прошлое полностью связано с деятельностью русского народа по освоению этого региона.

XVII век

До наших дней дошли известия о замечательных походах русских землепроходцев и мореплавателей «встреч солнца» к берегам Тихого океана. Весной 1639 г. из Бутальского острога в Сибири двинулся на восток отряд томского казака Ивана Юрьевича Москвитина. Он достиг устья реки Улья и соорудил на берегу Охотского моря первую русскую стоянку. 1 октября (11 октября по новому стилю) отряд вышел в морской поход и устья реки Охота (этот день считается датой начала русского тихоокеанского мореходства). Этот поход показал, что для походов по морю необходимы крупные суда специальной постройки, а небольшие однодеревки, на которых русские казаки успешно передвигались по сибирским рекам. Отряд Москвитина время зимовки на реке Улья основал особое «плотбище», которое исследователи называют колыбелью русского тихоокеанского кораблестроения. На нём были построены два коча длиной около 17 метров каждый. Это были одномачтовые (иногда двухмачтовые), однопалубные, парусно-гребные суда, с особой конструкцией, способной противостоять сжатию во льдах. В 1640 году казаки на кочах побывали у Шантарских островов, устья реки Амур и северо-западного побережья Сахалина.

Летом 1643 года из Якутска на восток по рекам Лена, Алдан и его притокам двинулся отряд Василия Даниловича Пояркова. Казаки вышли к устью Амура, где перезимовали. В 1645 году казаки на кочах вышли в Сахалинский залив и Охотское море. За три месяца Поярков дошел до устья реки Улья. За отрядом Пояркова, уже по известному пути, двинулся отряд Ерофея Павловича Хабарова. Он основал на Амуре первые русские поселения. В 1647 г. отряд Семена Андреевича Шелковникова прошел по Охотскому морю между устьями рек Улья и Охота и основал острог Косой. Это был первый русский порт и город на побережье Тихого океана.

На восток двигались русские люди и побережьем Северного Ледовитого океана. Осенью 1648 года из устья Колымы вышел отряд Семена Ивановича Дежнева. Он открыл «Большой Каменный Нос» (мыс Дежнева) и прошел проливом, который отделяет Азию от Америки. Во время бури на Тихом океане, кочи разбросало, одни прибило к берегам Аляски, другие - Камчатки. 1649 году в среднем течение реки Анадырь был основан Анадырский острог, ставший одной из баз для продвижения на юг и восток.

В конце XVII столетия начинается освоение полуострова Камчатка. Здесь были основаны русские зимовья и остроги, ставшие базами для проникновения на близлежащие острова и Северную Америку. Всюду русские люди несли передовую культуру, более высокие формы ведения хозяйства, которые постепенно перенимались местным населением.

XVIII век

В 1711 г. Иван Петрович Козыревский и Данила Яковлевич Анциферов исследовали первые острова Курильских островов. Затем Козыревский изучил большую часть островов Курильской гряды. На Камчатке в это время было несколько острогов - Нижне-Камчатский, Тагильский, Болынерецкий. Из Якутска в эти остроги добирались через Анадырский острог, а затем через Охотский. Путь на Камчатку из Якутска занимал до не менее полугода.

В 1713 году царь Пётр Алексеевич подписал указ об изыскании морского пути на Камчатку. Вскоре из Петербурга в Охотск направили опытных судостроителей - Кондратия Мошкова, Никифора Треску, Якова Невейцина, Ивана Бутина и других, которые сыграли большую роль в освоении края. В 1716 году на реке Кухтуй, около Охотска, мастера Кирилл Плотницкий, Иван Каргопольцев и Варфоломей Федоров построили первое морское судно, созданное русскими на берегах Тихого океана - ладью «Восток». Ладья совершила плавание до Большерецкого острога, тогдашней столицы Камчатки, с этого времени Охотск и Камчатку связали регулярные рейсы.

В 1720-1721 гг. офицеры русского флота, геодезисты Иван Михайлович Евреинов и Федор Федорович Лужин совершили на ладье «Восток» экспедицию для изучения камчатского побережья и Курил, они составили первую карту полуострова и островов. В 1723 году Охотский отряд был пополнен ещё одной ладьей, в 1727 году Охотская верфь построила шитик «Фортуна», в 1729 году два бота - «Лев» и «Восточный Гавриил».

В конце 1724 г. была организована Первая Камчатская экспедиция, которая получила задачу выяснить есть ли пролив между Азией и Америкой (донесение Дежнева об открытии этого пролива затерялось и было обнаружено позднее). Поход возглавили капитан-командор Витус Беринг и унтер-лейтенант Алексей Чириков. Эта экспедиция в 1725-1730 гг. открыла пролив, названный впоследствии Беринговым, изучила отдельные участки побережья Камчатки и Чукотки.

В 1731 г. Охотск стал военным портом, была учреждена Охотская военная флотилия, её первым командиром стал Г. Г. Скорняков-Писарев. В Охотске создали верфь. В 1740 году основали школу, которая в 1756 г. была преобразована в навигацкую школу, готовившую штурманов для кораблей и судов, ходивших у побережья Дальнего Востока. К середине XVIII века в Охотской флотилии было семь кораблей: 3 бота, 3 галиота и одна бригантина. Охотск стал колыбелью русских морских сил на Тихом океане.

В 1729—1732 гг. казачьего головы Афанасия Шестакова и майора Дмитрия Павлуцкого на «Фортуне» и «Св. Гаврииле» обследовала северные Курильские и Шантарские острова, Удскую губу и Берингов пролив. В 1732 году штурман Иван Федоров и геодезист Михаил Гвоздев совершили поход к мысу Дежнева, а затем к Северо-Западным берегам Северной Америки. В 1741 году пакетботы «Св. Петр» и «Св. Павел» под командованием Беринга и Чирикова вышли из Петропавловска для поиска путей к побережью Америки. Шторм их разделил и к берегам Северном Америки первым подошел Чириков, а затем и Беринг. Морской путь в Северную Америку с Камчатского полуострова был открыт. Во время этой экспедиции были открыты и острова Алеутской гряды.

В 1787—1790 гг. экспедиция под началом Иосифа Биллингса и Гавриила Сарычева на судне «Ясачная», изучила берега Северного Ледовитого океана к востоку от Колымы и выявила возможность морского пути вдоль сибирских берегов в Тихий океан. В 1790—1791 гг. Биллингс и Сарычев на корабле «Слава России» обследовали побережье Берингова моря. В 1799 году для усиление военного присутствия России на берегах Тихого океана в Охотск направили три фрегата и три малых корабля под командованием контр-адмирала И. К. Фомина. В этом же году в Охотск направили полк солдат для защиты поселений и сухопутных границ.

К концу XVIII века русские мореходы открыли и освоили не только Камчатский полуостров и Курилы многие острова Алеутской гряды, Командорские и другие острова, разведали пути к Северной Америке. На новых русских землях основываются поселения. В 1784 году на острове Кадьяк русский купец Г. И. Шелехов основывает крепость. Он учреждает Российско-Американскую компанию, сыгравшую большую роль в освоении Русского Дальнего Востока, организации путешествий и укреплении русских позиций в регионе. В 1799 году новый глава компании А. А. Баранов основал на острове Ситха Ново-Архангельск, который стал столицей Русской Америки. На американском побережье одним за другим возникали русские поселения. Самым южным был форт Росс, возведенный в устье реки Славянка, в районе современного Сан-Францжско. Перед Россией открывались блестящие военно-стратегические и экономические перспективы по контролю за всей северной частью Азиатско-Тихоокеанского региона.

XIX век

В 1805 году И. Ф. Крузенштерн на шлюпе «Надежда» исследовал ряд Японских островов восточное побережье острова Сахалин, Цусимский пролив. В 1811 году лейтенант В. М. Головнин на шлюпе «Диана» изучил южные Курилы, а затем на шлюпе «Камчатка» определил координаты нескольких островов Алеутской гряды. Кроме того, большую роль в исследовании региона сыграли О. Е. Коцебу, Ф. П. Литке, Ю. Ф. Лисянский, М. Н. Станюкович, М. Н. Васильев и многие другие русские исследователи.

Однако более быстрому освоению края мешала его удалённость от Европейской России. Русские поселенцы испытывали постоянную нужду в продовольствии, оружии, боеприпасах, различных инструментах и т. д. Считалось, что частично эту проблему может решить использование Амура и его притоков. Но для этого надо было выяснить, судоходна ли эта река на всем своем протяжении. Экспедиция французского исследователя Лаперуза в 1783 году пыталась проникнуть в Амурский лиман со стороны Японского моря, но сделала вывод, что Сахалин - это полуостров. Через десять лет такой же вывод сделал британский мореплаватель Браутон. В 1805 году не сумел войти устье Амура с севера и Крузенштерн. В 1845 году искал устья Амура бриг «Константин» под началом А. Гаврилова. После этого вопрос об Амуре на официальном уровне был закрыт. Его фактически по своей инициативе открыл командир транспорта «Байкал» капитан-лейтенант Геннадий Иванович Невельской в 1848 году. Он убедился, что в Амур могут проходить большие морские суда и открыл пролив, отделяющий Сахалин от материка. Невельской доказал, что Сахалин - это остров, и, что в устье Амура могут попадать большие суда со стороны Охотского и Японского морей.

Невельской в 1850 году основал Николаевский военный пост (Николаевск-на-Амуре), утвердил позиции России в Приморье, на которое уже зарились американские и английские колонизаторы. Несколько лет трудилась Амурская экспедиция. В 1853 году в бухте Де-Кастри был создан военный пост. Таким образом, самоотверженным трудом русских военных моряков Российская держава получила свободный выход в Тихий океан. В устье Амура, на острове Сахалин, и в ряде мест побережья Охотского и Японского морей были созданы военные посты, которые сыграли большую роль в защите Русского Дальнего Востока.

По мере проведения русских кругосветных путешествий в силу своего более удобного географического положения на первый план выдвинулся Петропавловск-Камчатский. К тому же Охотск имел открытую акваторию и мелководный рейд. В результате главный военный порт решили перенести в другое место. С 1849 года главной базой Охотской флотилии (с 1856 года Сибирской) стал Петропавловск-на-Камчатке. Здесь флотилия получила первое боевое крещение - в августе 1854 года было отбито нападение англо-французской эскадры. Героической обороной Петропавловска-Камчатского руководил Василий Завойко.

Петропавловск-Камчатский недолго был главной базой флота. В 1855 году, из-за уязвимого положения Петропавловска, базу, корабли и население эвакуировали оттуда в Николаевский пост. С 1871 года главной базой стал Владивосток. Главной проблемой флотилии в дореволюционный период было отсутствие судостроительной базы (новее корабли присылали из европейской части России) и слабо развитая система базирования.

Дальний Восток в конце столетия стал сферой интересов всех великих держав и Россия приняла дополнительную к программе 1895 г. судостроительную программу 1898 г. «Для нужд Дальнего Востока». Она предусматривала увеличение военно-морских сил на Тихом океане до 10 эскадренных броненосцев, 4 броненосных крейсеров, 10 бронепалубных крейсеров, 10 крейсеров 2-го ранга, более 30-ти миноносцев. В 1897 году основной базой флота стал Порт-Артур. Была сформирована Порт-Артурская эскадра (будущая Первая Тихоокеанская эскадра).

XX век

К началу Русско-японской войны 1904-1905 гг. Военно-морские силы Российской империи на дальнем Востоке состояли из 1-ой Тихоокеанской эскадры и Сибирской военной флотилии. Основной базой был Порт-Артур. Во Владивостоке базировался созданный в 1901 году Владивостокский отряд крейсеров и миноносцы. Русско-японская война запомнилась рядом героических и трагических событий: подвиг крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец»; бой миноносца «Стерегущий»; героическая оборона Порт-Артура; гибель 2-я эскадры флота Тихого океана в Цусимском сражении. Несмотря на героизм и мужество русских моряков, главные силы русского флота на Тихом океане погибли. Они со своей стороны сделали все возможное, чтобы победить. Главная причина поражения лежала в области политики правительства на Дальнем Востоке, в течение многих десятилетий она была ущербна.

К началу революции 1917 года военно-морские силы на Тихом океане не были восстановлены, приоритетное внимание уделялось развитию флотов на Балтике и Черном море. В состав Сибирской флотилии в 1914 году входили два крейсера - «Аскольд» и «Жемчуг», одна канонерская лодка, 8 эсминцев, 17 миноносцев и 13 подводных лодок. В годы Гражданской войны матросы Сибирской и Амурской военных флотилий участвовали в борьбе за установление Советской власти на Дальнем Востоке, воевали с белогвардейцами и интервентами. В 1922 году были сформированы Морские силы Дальнего Востока, в них входил Владивостокский отряд кораблей и Амурская флотилия.

В 1935 году Морские силы Дальнего Востока переформировали в Тихоокеанский флот (ТОФ). В годы Великой Отечественной войны на фронтах сражалось более 140 тысяч моряков-тихоокеанцев. Во время Советско-японской войны 1945 года ТОФ участвовал в освобождении Корейского полуострова, операциях по захвату Курил и Сахалина. К началу 1970-х годов был создан новый океанский ракетно-ядерный флот, который решал задачу стратегического сдерживания вероятных противников в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

С 1991 года Тихоокеанский флот переживал упадок, на нём в полной мере отразились проблемы Российского государства. Из строя были выведены его наиболее боеспособные и мощные единицы: авианесущие крейсера проекта 1143 «Кречет» — «Минск» и «Новороссийск»; ТАРК проекта 1144 «Орлан» - «Адмирал Лазарев» (есть вероятность модернизации); БДК океанской зоны проекта 1174; большие противолодочные корабли проекта 1134Б «Беркут»; большая часть эсминцев УРО проекта 956 «Сарыч», все фрегаты УРО и т. д. Критическая ситуация сложилась и в подводном флоте. За два десятилетия флот не получил ни одного корабля первого, второго рангов.

Современное состояние

В настоящее время Тихоокеанский флот является самым крупным оперативно-тактическим объединением ВМФ России и серьёзным фактором мира и безопасности на восточных рубежах нашей Родины. Особенно его роль возрастает в ситуации, когда Азиатско-Тихоокеанский регион становится «пороховым погребом» планеты.

Его боевой основой в настоящее время являются: ракетный крейсер «Варяг» (флагман); 4 БПК проекта 1155 «Фрегат» — «Маршал Шапошников», «Адмирал Виноградов», «Адмирал Пантелеев» и «Адмирал Трибуц»; 1 эсминец УРО проекта 956 «Сарыч» — «Быстрый»; несколько атомных подводных лодок с межконтинентальными и крылатыми ракетами.

Надо отметить, что в последние годы, в связи с возрастанием угрозы России на мировой арене, ТОФ стали уделять больше внимания. Увеличилось число учений, выходов в открытое море. Тихоокеанский флот обещают усилить универсальным десантным кораблем типа «Мистраль» - первый французский вертолётоносец «Владивосток» приписан к главной базе КТОФ во Владивостоке. Амурский судостроительный завод строит для ТОФ серию корветов проекта 20380: заложены «Совершенный» (в строй планируют ввести в 2014 году), «Громкий», еще несколько кораблей собираются заложить в ближайшее время. Есть планы модернизации к 2020 году эсминцев проекта 956 «Сарыч», крейсера «Адмирал Лазарев». Запланирована также передача из состава Северного флота в распоряжение ТОФ крейсеров «Адмирал Нахимов» и «Маршал Устинов».

От души поздравляем всех моряков-тихоокеанцев и их близких с Днём Тихоокеанского флота ВМФ России и желаем им крепкого здоровья, простого человеческого счастья и успехов в службе. А флоту - достойного продолжения боевых традиций, роста боевой мощи во славу Великой России!

21 мая в России отмечается День Тихоокеанского флота, установленный приказом главнокомандующего ВМФ Российской Федерации от 15 июля 1996 года "О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности".

В 1871 году Владивосток стал основным пунктом ее базирования, но боевая мощь флотилии оставалась на невысоком уровне. Несколько улучшилось ее положение после перевода в 1894 году на Дальний Восток Средиземноморской эскадры под командованием контр-адмирала Степана Макарова.

Во время русско-японской войны (1904-1905) часть кораблей флотилии была включена в состав 1-й Тихоокеанской эскадры, базировавшейся в Порт-Артуре, и Владивостокской эскадры и принимала участие в сражениях. Трагический исход войны выявил необходимость усиления морских сил на Тихом океане. К 1914 году Сибирская военная флотилия уже насчитывала в своем составе два крейсера, девять эсминцев, десять миноносцев, восемь подводных лодок.

Во время Первой мировой войны (1914-1918) часть кораблей флотилии была передана в состав других флотов, а оставшиеся корабли конвоировали караваны транспортов, следовавших из США во Владивосток с военными грузами. В те годы корабли Сибирской военной флотилии участвовали в боевых действиях на Северном и Средиземноморском морских театрах.

В годы Гражданской войны и военной интервенции (1918-1922) флотилия была захвачена интервентами. Моряки покинули корабли и приняли участие в боях с захватчиками на суше. В те годы был потерян практически весь корабельный состав. Часть кораблей была уведена за границу, другая пришла в негодность.

В ноябре 1922 года из остатков Сибирской флотилии был сформирован Владивостокский отряд судов особого назначения Тихого океана, который вошел в состав Красного флота на Дальнем Востоке (затем Морские силы Дальнего Востока).

В 1926 году Морские силы Дальнего Востока расформировали, а Владивостокский отряд кораблей был передан Морской пограничной охране.

В 1932 году в связи с обострением международной обстановки Морские силы Дальнего Востока были созданы вновь и 11 января 1935 года переименованы в Тихоокеанский флот (ТОФ).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

(Дополнительный