Биографии Характеристики Анализ

Древние цивилизации Америки: инки, майя, ацтеки. Образование государства инков

Вся история, связанная с возникновением, развитием и гибелью цивилизации майя покрыта тайной. Науке удалось открыть только самую незначительную часть секретов майя. Чаще всего, от исследователей можно было услышать утверждение, что тайны майя – всего миф. Но так ли это?!

После себя майя оставили уникальные памятники искусства и архитектуры, астрономические и математические знания. Ошибочно считают, что цивилизация майя вымерла – до сих пор около 3 млн. потомков майя проживают на территории Мексики и сумели сохранить традиции своих предков.

По информации историков, предположительно во втором тысячелетии до нашей эры на территории Центральной Америки появились предшественники майя. Можно считать, что пришли они с севера, где тогда существовала очень могущественная и древняя цивилизация. Информация о ней найдена в календарях майя.

Майя, в своем развитии, прошли несколько этапов – от зарождения и рассвета, до упадка и исчезновения. Этап упадка датируется 900 годами нашей эры. Характеризуется он покинутыми и разрушающимися городами и центрами религиозной культуры, а также брошенными объектами, используемыми для астрономических наблюдений. Сегодня все постройки майя практически разрушены, а многие поглощены джунглями.

Считалось, что майя были спокойным и миролюбивым народом, и каждый город был, относительно, самостоятельной частью всего государства. Но, несмотря на видимость единого государственного образования, майя часто вступали в боевые столкновения друг с другом. Религиозные центры собирали разные племена под своей крышей, чтобы поддерживать совершение единых обрядов. Обрядов было множество – от человеческих жертвоприношений до игры в мяч (аналог современного футбола). Все племена общались между собой на едином языке, и это тоже служило цели поддержки видимости единой цивилизации.

Жрецы являлись интеллектуальной элитой майя. Считалось, что жрецы наравне с правителями брали на себя ответственность за все, что происходило в стране. Жрецы считались хранителями сокровенных знаний древней цивилизации. Согласно сохранившимся летописям верховный жрец «назначал жрецов в селениях, когда в этом была нужда, испытывая их в науках и церемониях, и поручал им дела по должности, обязывая их быть хорошим примером для народа, снабжая их книгами и отправляя их на места. И эти жрецы занимались службой в храмах и обучением своим наукам, а также сочинением религиозных книг. Они давали своим ученикам знания о следующих вещах: летоисчислении, празднествах и церемониях, управлении таинствами, о несчастных днях и циклах, способах их предсказания, пророчествах, памятных событиях, лекарствах от различных болезней, памятниках старины, о том, как читать и писать их иероглифы и рисунки». Одной из важных обязанностей жреца считалась необходимость указывать населению сроков сельскохозяйственных работ.

По словам историка, посвятившего свою жизнь изучению этой таинственной древней цивилизации В.И. Гуляева: «За два месяца работ земледелец-майя классического периода производил такое количество пищи, которое покрывало все потребности его семьи за год, а также налоги и дани, уплачиваемые общиной правящей касте. Оставшееся время он тратил на всякого рода домашние занятия и ремесла, охоту и отбывал трудовую повинность на строительстве храмов, дворцов и других общественных зданий».

Вот что писал русский ученый Н.И. Вавилов, побывавший на земле майя: «Отсутствие сельскохозяйственных животных заставило человека ограничить площадь посева небольшими участками, обрабатывать тщательно небольшие площадки, вырабатывать своеобразные навыки ухода за растениями… Многие сорта кукурузы, фасоли, папайи, плодовых и хлопчатника достигли здесь большого совершенства».

Сегодня одной из версий причины гибели цивилизации предполагается резкое изменение в климате на территориях майя. Так, раскопки показывают, что в конце первого тысячелетия наступила длительная засуха. К тому же, истощение почв привело к тому, что местное население не смогло выживать за счет выращивания традиционных сельскохозяйственных культур (фруктов, хлопка, бобов, какао, маиса). Так, возможности современных методов исследования позволили понять, что во времена краха цивилизации майя значительно ослабли верхние почвенные горизонты сельскохозяйственных угодий майя. К этому привело подсечно-огненное земледелие, которого придерживались местные жители. С периодом в 10-12 лет полностью выжигалась растительность на участке. Почва не успевала восстановить необходимый баланс и постепенно истощалась. Как следствие – неурожаи, голод, вымирание майя. Ссылки жрецов на решение божественных сил при природных катастрофах только активизировали социальные конфликты — вспыхивали бунты, утрачивалась, казалось бы, незыблемая вера в жрецов. Народ майя обвинял жречество в отсутствии заботы о населении, скрытии знаний, хранителями которых их считали. Жрецов изгоняли или уничтожали, и это обернулось еще одной ужасной стороной катастрофы – некому стало вести календарь и устанавливать сроки сельскохозяйственных работ. Рушилась вся хозяйственная система майя.

Кроме всего прочего надо отметить, что европейцы средних веков прилагали максимальные усилия для колонизации новых земель. Они не останавливались и перед жестоким подавлением протеста местного населения, а то и их полным или частичным истреблением. Поведение европейцев в отношении майя не стало исключением.

Так кто же спровоцировал крах цивилизации майя: климатическая катастрофа, конфликты между племенами или пришельцы из Европы? Не исключено, что причиной стал целый комплекс, создавшихся тогда, условий.

В 15-ом веке к майя прибыла очередная европейская экспедиция под командованием Хуана Грихальвы – на четырех кораблях прибыло 240 человек, большая часть из которых были солдатами. Европейцам удалось наладить неплохие отношения с местным населением, они даже смогли наладить товарообмен с ними: за продукты питания европейцы раплачивались изделиями из низкопробного золота. Местные жители, указывая на запад и повторяя слово «Мехико», давали понять пришельцам, что у них есть много золота.

Император Мексики Монтесума не препятствовал путешествию прибывших европейцев по территории майя. Конкистадоры, несмотря на то, что сами огнем и мечом присоединяли к себе новые колонии, были потрясены увиденными многочисленными кровавыми алтарями и видом ужасных идолов, которым поклонялись майя. Они присутствовали на жестоких обрядах человеческих жертвоприношений. Вот что писал один из участников экспедиции: «В тот день они принесли в жертву двух мальчиков, рассекли им грудь и положили их окровавленные сердца в дар пакостному своему богу. Хотели они нас окурить, но мы не дались. Очень уж потряс нас вид так жестоко зарезанных мальчиков».

Экспедиция оказалась достаточно успешной – в Европу привезли огромный груз золота майя. Это очень разожгло страсти вокруг богатых земель на американском континенте. Наступило время завоевания и одновременно разрушения империи майя и ацтеков.

Впрочем, однако исследователям не дает покоя вопрос – почему так легко рухнула великая цивилизация Нового Света, находящаяся в периоде своего могущества и расцвета? Вряд ли небольшие отряды конкистадоров могли нанести столь существенный ущерб. Ведь майя не были одичавшими потомками великих предков. Майя были удивительным народом. Без каких либо астрономических приборов они сумели создать самый точный древний календарь, изобрели иероглифическую письменность, первыми ввели в математике понятие нуля, построили потрясающие архитектурные сооружения, оставили образцы оригинальной живописи.

Майя сумели пережить пятисотлетнюю испанскую оккупацию, сохранив свое наследие, культуру, традиции и образ жизни. Это наследие предков бережно и сейчас сохраняют потомки великих майя.

История расцвета и гибели древней цивилизации еще раз подтверждает, что взаимодействие социальных, экологических, интеллектуальных и экономических факторов могут, как вознести цивилизацию на вершину развития, так и послужить причиной ее краха. А на каком этапе находится сегодня наша цивилизация?

No related links found



Лиелайс Артур Карлович::: Конкистадоры

Договор Франсиско Монтехо с королем. - Невзгоды завоевателей в экспедиции 1527 года. - Поражение испанцев в походе 1531-1538 го­дов. - Третье вторжение испанцев. - Вражда племен. - Массовые избиения и жестокости. - Участь покоренных майя. - Деятельность фран­цисканского монаха и хрониста Диего де Ланды. - Пытки и аутодафе. - «Сообщение о делах в Юкатане»

Прошло несколько лет после завоевания Кортесом Мексики и значительной части Центральной Америки, а племена майя на полуострове Юкатан, с трех сторон окруженном испанскими колониями - Мексикой, Гон­дурасом и Гватемалой, все еще не были покорены ис­панцами. Однако вскоре алчные конкистадоры протя­нули руки и к их землям.

Испанцев повел в поход бывший соратник Грихальвы и Кортеса - Франсиско Монтехо. В свое время Мон­техо сколотил состояние в колониях, поэтому с экспеди­цией Грихальвы он отправился на корабле, снаряжен­ном им на свои средства. Потом Монтехо последовал за Кортесом. Командующий назначил его капитаном корабля, которым отправил королю в Испанию груз зо­лота и сообщение о начале завоевания Мексики.

В Испании Монтехо провел шесть лет, защищая при дворе интересы Кортеса. Однако Монтехо не хотел слу­жить ни Кортесу, ни своему другу губернатору Кубы Веласкесу, которого он по дороге в Испанию уведомил о планах Кортеса. Находясь в Испании, Монтехо забо­тился главным образом о своей собственной выгоде и добился у короля разрешения на завоевание страны майя, которая, с точки зрения коикистадоров, была еще «бесхозной» территорией.

В 1526 году Монтехо заключил с Карлом V договор, по которому получал право «открыть, завоевать и насе­лить острова Юкатан и Косумель». Хитрый конкистадор притворился, будто не знает, что оба эти острова - один действительный (Косумель), а другой мнимый (Юкатан) - уже давно открыты другими. Карл V по­жаловал конкистадору различные титулы и облек его неограниченной властью над этими землями, однако не отпустил на экспедицию никаких средств. Монтехо дол­жен был завоевать Юкатан за свой собственный счет. Он раздобыл средства весьма оригинальным способом - женившись на богатой вдове (по некоторым сведениям, он сбежал от нее со всеми деньгами).

На деньги вдовы Монтехо снарядил три корабля, за­купил продовольствие, оружие, около пятидесяти коней и нанял моряков и солдат. В сентябре 1527 года флоти­лия покинула Испанию и направилась в Санто-Доминго на Эспаньолу.

В сентябре Монтехо совершил третью высадку на остров Косумель, где индейцы не оказали испанцам никакого сопротивления. Затем экспедиция перебралась на северо-восточный берег Юкатана, расположенный напротив Косумеля по ту сторону пролива, и Монтехо торжественно провозгласил эту землю испанским вла­дением.

Однако счастье не улыбнулось честолюбивому конки­стадору - в крепости, заложенной им на побережье материка, вспыхнула эпидемия лихорадки и других бо­лезней. Оставив там около сорока больных, Монтехо повел свой отряд на север, обследуя приморскую полосу. Близ мыса Каточе конкистадоры повернули на запад. Индейцы вели себя мирно и позволили изнуренным болезнями испанцам отправиться дальше в глубь страны.

Здесь испанцы без боя вступили в большой город (Чавак-Ха) с каменными домами. Однако ночью ин­дейцы тайно услали женщин и детей и на рассвете на­пали на испанцев. Те с трудом отбили атаку, потеряв несколько десятков человек. Затем отряд Монтехо дви­нулся на юг, в глубь страны, грабя попадавшиеся на пути города, а иногда вступая в бои с индейцами майя.

Наконец Монтехо удалось покорить несколько племен. Однако эпидемии, голод и нападения воинственных ин­дейцев заставили его покинуть эту область, завоеван­ную с таким трудом. Испанцы вернулись к берегу моря, миновав руины древней столицы майя Чичен-Ицы.

В 1528 году Монтехо разведал восточное побережье Юкатана до залива Чектемаль (Четумаль), повсюду сталкиваясь с ожесточенным сопротивлением индейцев. Оставив на побережье гарнизон, Монтехо отплыл в Мексику, где рассчитывал получить помощь от Кортеса. Однако великий завоеватель был уже смещен со своего поста и ничем не мог помочь старому соратнику.

Мечта о богатых землях, золоте и рабах развеялась в прах. Монтехо пришлось на время отказаться от своей цели - стать завоевателем Юкатана. Он поселился в Мексике, в области Табаско, пограничной с полуостро­вом, который ему предстояло завоевать. Спустя год в Мексику был возвращен и оставленный им на полу­острове гарнизон.

В 1531 году Монтехо снова приступил к завоеванию Юкатана, хотя сам уже не принимал активного участия в военных действиях. Ими руководили его зять Алонсо

Авила (участник экспедиции Грихальвы и походов Кор­теса). Авила выступил из Табаско на восток, проник в центральную часть Юкатана и первым из европейцев пересек весь полуостров, дойдя до залива Чектемальна берегу Карибского моря. Захватчики потерпели здесь поражение и были вынуждены с большими потерями отойти к югу, в Гондурас, уже завоеванный испанцами.

Между тем Франсиско Монтехо поселился на север­ном берегу Юкатана и отправил оттуда в глубь страны большой отряд под командой своего сына от первого брака, тоже Франсиско Монтехо.

Тому после трудного перехода удалось основать коло­нию у развалин Чичеи-Ицы - древней столицы и куль­турного центра северной части Юкатана. Искусно ис­пользуя вражду племен, конкистадоры сумели полтора года продержаться на северном побережье Юкатана и в районе Чичен-Ицы. Здесь Монтехо-сын построил крепость Сьюдад-Реаль («Королевский город»), а ок­рестные земли разделил на поместья и роздал конки­стадорам.

К каждому поместью было приписано по две-три ты­сячи индейцев, которые должны были обрабатывать землю. Истощенные земли Чичен-Ицы и так с трудом кормили майя, а уплата громадной дани испанцам озна­чала для индейцев голодную смерть. Жестокое иго коло­низаторов, их зверства вызывали ожесточенное сопро­тивление индейцев. Один знатный туземец пытался убить Монтехо и был казнен. Это вызвало открытое возмуще­ние индейцев. Майя стали беспрестанно нападать на чужестранцев, и хотя конкистадоры яростно обороня­лись и убили немало индейцев, тем удалось осадить их крепость. По свидетельству Ланды, у испанцев стали иссякать запасы провианта и они ночью тайно покинули Сьюдад-Реаль. В последний день испанцы бесконечными вылазками утомили индейцев, и те даже не заметили ухода завоевателей. Кроме того, беглецы привязали к языку колокола голодную собаку, положив перед нею кусок хлеба на таком расстоянии, чтобы она не могла его достать. Стараясь схватить хлеб, собака непрерывно звонила в колокол, индейцы же думали, что испанцы бьют тревогу и собираются атаковать их. Лишь спустя некоторое время майя обнаружили, что их обманули, и бросились вдогонку за испанцами. На равнине завязался бой. Как рассказывает хронист Ланда, во время этой стычки он был свидетелем истинного чуда: один индеец схватил коня за заднюю ногу и удерживал его на месте, словно то был не конь, а барашек.

Испанцам все же удалось бежать на север и соеди­ниться там с отрядом Монтехо-отца. Однако, не получив никаких подкреплений, жалкая горстка испанских сол­дат в середине 1533 года покинула Юкатан и возврати­лась в Мексику. Туда же явился и потерпевший пора­жение в Чектемале Алонсо Авила. Конкистадорам при­шлось на время отказаться от своих планов.

После ухода испанцев Юкатан постигла ужасная засуха. Запасы кукурузы за годы войны истощились, и в стране начался голод. Люди питались древесной корой, гибли от истощения и старались человеческими жертвами умилостивить богов. Однако это не помогало. Пять лет подряд поля народа майя опустошала саранча, не оставляя на них ни одного зеленого ростка. На доро­гах валялись умирающие от голода люди. К тому же вспыхнула междоусобная война племен. Ослабленный голодом и опустошенный войнами Юкатан вскоре под­вергся третьему нашествию конкистадоров.

Вернувшись на Юкатан, испанцы не узнали этой пре­красной страны.

Франсиско Монтехо-отец не пожелал отказаться от своих, с таким трудом добытых прав на страну майя. Используя богатство жены и свои обширные связи, ста­рый конкистадор добился своего назначения на пост губернатора сначала в Гондурас, а затем в Чиапас (область, прилегающую к западной границе Юкатана).

В 1541 году Монтехо снова отправил из Чиапаса своего сына во главе военной экспедиции на Юкатан. По долинам бассейна реки Грихальвы тот вышел к морю, достиг Чампотона и построил там крепость. Затем отряд перебрался на Кампече и оттуда стал с боями продви­гаться на север.

В январе 1542 года испанцы основали город Мериду (теперь - столица штата Юкатан), ставшую резиден­цией колонизаторов. Из Мериды Монтехо разослал от­ряды в разные районы полуострова. Некоторые племена сдались без сопротивления, северные же области уда­лось захватить лишь после жестоких боев. В своем по­ражении майя усматривали волю богов. К тому же в стране распространилась весть, что испанцы завоевали всю Мексику и сопротивление белым чужеземцам бес­полезно. И многие племена добровольно подчинились испанцам.

Перешел на сторону испанцев вождь области Мани Тутуль-Шиу - один из могущественнейших правителей северной части Юкатана. Тутуль-Шиу предоставил в рас­поряжение испанцев большую армию. Его племя высту­пало на стороне конкистадоров в битвах с племенами многих областей Юкатана. 11 июня 1542 года под Мери­дой состоялось большое сражение. Индейцы не смогли противостоять закованным в латы завоевателям, их кон­нице и огнестрельному оружию и, потерпев поражение, разбежались. При поддержке войск провинции Мани испанцы занимали одну область за другой, убивая жре­цов и знать, пытавшихся организовать сопротивление. Сдался испанцам и принял христианство правитель про­винции Сотуты - Коком.

В 1544 году конкистадоры захватили восточную часть Юкатана и учинили там жестокую резню, так что эти густонаселенные края превратились в почти необитае­мую пустыню. Захватив в плен касиков и других знат­ных индейцев, конкистадоры заковали их в цепи и сожгли живьем.

Хронист Диего де Ланда рассказывает, что в одном из селений испанцы вешали индейских женщин на ветвях деревьев, а у ног несчастных жертв - их детей. Конки­стадоры отрубали пленникам носы, руки и ноги, отре­зали женщинам груди или, привязав к ногам тыквы, бросали несчастные жертвы в кишащие крокодилами лагуны. Перегоняя пленных на другие места, испанцы шпагами закалывали детей, не поспевавших за своими матерями. Если кто-то из пленных, которых вели на шейной цепи, ослабевал и не мог больше идти, ему от­рубали голову, чтобы не снимать цепь.

Испанцы впоследствии оправдывали эти зверства тем, что будучи малочисленны, они не смогли бы покорить Юкатан, если бы не вселили в индейцев страх.

В северных и западных областях полуострова, где некоторые касики подчинились конкистадорам, индейцы не подверглись столь массовому истреблению. Но и здесь испанцы жестоко подавляли всякую попытку к сопротивлению.

Покорить народ майя европейцам помогло их ору­жие - новейшее достижение цивилизации: стальные копья, пушки, мушкеты. Однако исход борьбы мог быть и иным, если бы племенная вражда и междоусобные войны не подорвали могущества государства майя еще до вторжения испанцев. Десятилетиями не прекраща­лись кровавые войны и столкновения. На сторону ис­панцев перешли многие индейские касики, надеясь та­ким путем сохранить свои привилегии и использовать испанцев в междоусобной войне. «Слишком много было правителей и слишком много заговоров они устраивали друг против друга», - говорится в одной из старинных хроник.

Индейцев постигли также стихийные бедствия - це­лые районы опустошил ужасный ураган, который пере­ломал все деревья, так что страна выглядела как бы постриженной гигантскими ножницами; деревья, падая, убили и покалечили множество людей, уничтожили зве­рей в лесах. По словам хрониста Ланды, - Юкатан нельзя было больше назвать «страной оленей и индю­ков». Из людей спаслись лишь те, кто жил в убогих хижинах, большие же дома, обрушиваясь во время урагана, вспыхивали от огня очагов и в них заживо сгорали люди. За ураганом последовали долгая, опу­стошительная засуха, мор и эпидемия лихорадки, наше­ствие саранчи и голод. Народ майя вымирал целыми племенами, так что, по словам Ланды, было чудом, что в стране этой еще оставались люди.

В 1546 году на Юкатан прибыл вице-король Монтехо и согласно когда-то заключенному договору вступил в свои права, но уже через два года был отозван в Ис­панию и смещен.

Дальнейшую судьбу покоренных индейцев майя ярко рисует одна из старинных рукописей.

«...когда пришла нищета, когда явилось к нам хри­стианство и истинные христиане, тогда вместе с истин­ным богом пришли и наши страдания. Начались поборы, началось взыскивание податей в пользу церкви, началась безудержная погоня за деньгами, начались раздоры и стрельба, началось притеснение народа, начались на­силия и грабежи, началось вымогательство долгов на основе ложных показаний, начались взаимная вражда, страдания и разбой. Таково было начало подчинения испанцам и церковникам».

С укреплением власти испанцев порабощение индей­цев было узаконено. Каждый конкистадор любыми средствами и без каких-либо ограничений мог добывать себе рабов. Индейцам пришлось покинуть свои селения и перебраться в испанские поместья. За малейшее со­противление туземцы - «эти исчадия сатаны», как их называли угнетатели, - подвергались суровым нака­заниям.

С жестоким фанатизмом испанцы искореняли культур­ные традиции индейцев майя, разрушали их древние храмы, разбивали статуи богов, разоряли алтари, сжи­гали на кострах книги, написанные индейскими жрецами. По некоторым сведениям, ревностные миссионеры за один только раз уничтожили пять тысяч различных изваяний богов, тринадцать каменных алтарей, двадцать два небольших камня с рельефами, двадцать семь руко­писей на оленьей коже и сто девяносто семь сосудов с рисунками. Ретивый инициатор этого сожжения фран­цисканский монах Ланда по этому поводу писал: «Ввиду того, что в этих книгах не было ничего, кроме суеверий и сатанинской лжи, мы все их сожгли...». Погибли целые библиотеки - неоценимые памятники древности.

Францисканский монах хронист Диего де Ланда, так ревностно искоренявший культуру майя, поведал в своей хронике правду о конкистадорах. Он прибыл на Юкатан в 1549 году проповедовать среди индейцев католическую веру. Двенадцать лет спустя он’ был уже главой всех францисканских миссий на Юкатане. Превысив свои полномочия, Ланда в 1561 году организовал в стране майя трибуналы инквизиции (что являлось прерогати­вой одних лишь епископов) для преследования креще­ных индейцев, подозреваемых в отступничестве от като­лической веры и поклонении древним богам.

Ланда получил известие, что в одной из пещер обна­ружены окровавленные идолы, а рядом с ним - убитый олень. Фанатик-монах начал суровое следствие. Трибунал инквизиции вырывал у индейцев признание жесто­кими пытками. Для начала индейцев безжалостно изби­вали плетьми - каждый получал по двести ударов, затем несчастных подвешивали за руки, спины их обли­вали кипящим воском, жгли каленым железом или под­вергали пытке водой: в рот вставляли рог, через кото­рый вливали кипящую воду. Затем палач ногами ста­новился на живот несчастного и из его рта, носа и ушей выливалась вода пополам с кровью.

Пытки и следствие продолжались чуть ли не девять месяцев. Монахи и воины рыскали по всему Юкатану в поисках языческих реликвий, главным образом древ­них рукописей. Их надо было во что бы то ни стало уничтожить, ибо они содержали дьявольские, наущения.

В августе 1562 года в одной из древних столиц майя - Мани - Ланда устроил аутодафе: на костре были сожжены отступники христовой веры, не покаяв­шиеся в своих грехах, а также семьдесят вырытых из могил трупов индейцев, погибших во время пыток или повесившихся в тюрьме. Ланда сжег также найденные им рукописи и другие ценные предметы - статуи богов и сосуды. Погибли книги, которые могли бы раскрыть тайны культуры майя. В своем стремлении искоренить язычество фанатичные монахи похитили у человечества историю целого народа.

У горящих костров монахи подвергали истязаниям еще не приконченных пытками мучеников инквизиции, всячески издеваясь над ними.

Всего было подвергнуто пыткам свыше шести тысяч мужчин и женщин, из них сто пятьдесят вскоре умерли, остальные остались калеками на всю жизнь.

К тому же Диего де Ланда был не единственным, кто пытал и уничтожал индейцев.

Не в силах переносить такие мучения и рабский труд, народ майя неоднократно восставал против ненавистных чужеземцев, с невиданной яростью уничтожая всех по­падавших в плен. Хронист рассказывает: «...испанцам была уготована особо жестокая смерть: индейцы испы­тывали к ним такую огромную ненависть, что не щадили и убивали даже их индейских рабов, убивали даже собак и кошек, а деревья, привезенные из Испании, вырывали с корнями и уничтожали любое имущество испанцев...»

Ланда добавляет, что индейцы имели полное основание защищать свою свободу и доверять своим мужествен­ным вождям, надеясь таким образом освободиться от испанцев. Индейцы сражались очень храбро. Ланда рас­сказывает о поединке одного испанского арбалетчика с индейским лучником. Индеец ранил испанца в руку; тот, в свою,очередь, тяжелой железной стрелой пронзил своему противнику грудь. Тогда индеец, чувствуя, что рана смертельна, обрезал гибкую лиану и повесился на виду у всех, чтобы никто не смог сказать, что его убил испанец.

У индейцев было много таких мужественных воинов. Но одним лишь мужеством нельзя было одолеть одетых в доспехи завоевателей. Они беспощадно уничтожали индейцев, травили их злыми собаками, специально обу­ченными для охоты на людей (впервые использованными еще Колумбом при захвате Ямайки). Но сами конки­стадоры - нищие идальго, бандиты и грабители - в ярости своей превосходили свирепых собак.

Католическая церковь провозгласила этих бандитов проповедниками христианства, в святости своей равными апостолам; всякое сопротивление им объявлялось святотатством, ибо, как было сказано, в папской булле, «всякий, оказавший сопротивление этому, должен счи­таться нанесшим оскорбление всемогущему богу и свя­тым апостолам Петру и Павлу».

Численность индейцев на Юкатане стала резко сокра­щаться. Они гибли во время восстаний и от болезней, завезенных европейцами. Особенно много жизней унесли эпидемии оспы и кори. Ланда, правда, утверждает, что индейцы якобы с приходом испанцев не только ничего не потеряли, но многое приобрели.

Разумеется, нельзя отрицать, что испанцы завезли в новые земли много домашних животных и птиц прежде не известных туземцам: лошадей, мулов, ослов, коров, свиней, овец, коз, кур, голубей, кошек. Кроме того, из-за океана было завезено много различ­ных деревьев и растений (апельсины, лимоны, виноград­ная лоза, фиговое дерево, дыня и другие овощи), а.также сельскохозяйственные орудия.

Сообщая об этом, Ланда лицемерно добавляет: «Бог дал индейцам не только указанные вещи: они получили также без оплаты то, чего нельзя ни купить, ни зарабо­тать, а именно, правосудие и христианство, и мир...» Однако ни домашние животные, ни культурные расте­ния, ни христианский бог не принесли туземцам ничего, кроме горя и страданий.

Здесь можно было бы еще добавить, что Испания, а затем и весь мир получили от майя кукурузу, поми­доры, какао, ваниль, ананасы и другие не менее ценные сельскохозяйственные культуры.

Пользу от ввезенных в Новый Свет культурных расте­ний возымели за редкими исключениями лишь белые колонисты. А выращиваемые испанскими помещиками стада были для индейцев настоящим бедствием: животвые вытаптывали и уничтожали посевы.

О незаконных действиях Ланда было доложено епи­скопу, и ретивого монаха отозвали в Испанию, где он был, однако, не только оправдан, но даже получил по­вышение, и в 1573 году вернулся на Юкатан в сане епископа Мериды.

В своей хронике он всячески превозносил деятельность монахов на Юкатане, описывая, как они обучали индей­ских детей, боролись с идолопоклонством и якобы за­щищали индейцев от жадных конкистадоров, безжа­лостно грабивших и эксплуатировавших их. Конкиста­доры же, считая монахов своими конкурентами (как это и было в действительности), совершали набеги на мона­стыри, громили их и обвиняли монахов в подстрекатель­стве индейцев к восстаниям.

По возвращении в Испанию Диего де Ланда завершил монументальный труд - подробную историю Юкатана, над которой он работал свыше десяти лет. Книга назы­валась «Сообщение о делах в Юкатане». Использовав собранные у индейцев материалы, Ланда подробно опи­сал жизнь майя, их обычаи, религию и историю, а также дал географическое описание Юкатана, показал ход открытия и покорения испанцами полуострова.

Хроника Ланды «Сообщение о делах в Юкатане» вместе с тремя рукописными кодексами майя и надпи­сями на камнях, - вот те скудные источники, которые знакомят с языком, письменностью и календарем майя. Как это ни парадоксально, но именно этот монах, с та­кой яростью уничтожавший памятники культуры майя, их рукописй, надписи на скульптурах, гробницах, алта­рях, вазах и проч., способствовал сохранению источни­ков письменности майя. В своей хронике он изобразил знаки, которыми пользовались майя при письме. Боль­шой вклад в расшифровку их внес советский ученый Ю. Кнорозов (он же перевел на русский язык и книгу Ланды, написав к ней предисловие и снабдив коммента­риями).

Однако расшифрованы еще далеко не все письмена. В лесах Юкатана ждут еще своих открывателей многие исчезнувшие с лица земли города, заросшие деревьями руины пирамид и храмов - свидетели истории и куль­туры майя.

Цивилизация майя - уникальна. Их письменность, система календарей, познания в астрономии поражают даже современных специалистов по космологии. Индейцы Майя - одни из самых древних и загадочных цивилизаций, когда-либо существовавших на Земле.

Рождение цивилизации майя

Ученые определили, где жили индейцы. По теории, после окончания последнего ледникового периода, племена, жившие на севере, пошли на юг для освоения новых земель. Сегодня это территория Латинской Америки.

Затем, последующие 6 тысяч лет индейцы создавали свою культуру – строили города, занимались земледелием.

К 1500 году до нашей эры майянцы проживали на полуострове Юкатан, территории современной Гватемалы, южных штатов Мексики и западных частей Сальвадора и Гондураса.

Индейцы майя: история развития цивилизации

Первыми крупными центрами стали города Эль-Мирадор, Накбе и Тикаль. Процветало строительство храмов, широко использовались календари, развилась иероглифическая письменность.

На фото ниже - древний культурный центр майя в древнем городе Тикаль.

Индейцы создали собственную систему, включающую архитектуру с уникальными постройками – пирамидами, монументами, дворцами, политику и социальную иерархию. Общество делилось на массы и элиту, состоящую из правителей.

Племя майя верило, что их правители произошли от богов. Статус подчеркивался одеяниями с обязательным атрибутом – нагрудным зеркалом. «Зеркало народа» - так называли майя своего верховного правителя.

Правящий класс майя

Древняя цивилизация майя насчитывала более 20-ти миллионов человек.

Была создана целая система из 200 городов, 20 из них были мегаполисами с населением более 50 тысяч человек.

Экономическое развитие племен майя

Первоначально майянцы занимались подсечно-огневым земледелием – вырубали лес на участке, который планировали обрабатывать, потом деревья и кустарники сжигали, а золой удобряли почву. Так как в тропиках земля неплодородна, ее ресурсы быстро истощались, и поля переставали обрабатывать. Они слова зарастали лесом. Потом весь процесс начинался заново.

Но с увеличение населения потребовались новые методы, и индейцы начали использовать для террасного земледелия склоны холмов. Также осваивались и болота – на них устраивались приподнятые поля путем насыпи грядок высотой в метр над уровнем воды.

Они устраивали системы орошения, по сети каналов вода стекала в резервуары.

Путешествовали по воде на каноэ, выдолбленные из красного дерева. В них одновременно могли находиться до 50 человек. Торговали рыбой, раковинами, акульими зубами и другими морскими дарами. Соль была в роли денег.

Производство соли

Для изготовления оружия использовали обсидиан, привозимый из Мексики и Гватемалы.

Нефрит был ритуальным камнем, он всегда был в цене.

Нефритовые изделия

Жившие на равнине торговали съестными припасами, хлопком, шкурами ягуаров и перьями кетцалей.

Искусство и архитектура

Во время «классических» раннего и позднего периодов (250 – 600 годы нашей эры и 600 – 900 годы нашей эры) было построено огромное количество храмов, появляются росписи стен с изображением правителей. Происходит расцвет искусства.

Ниже фото барельева с изображением правителя.

Новыми культурными центрами становятся Копан и Паленке.

Миграция

Начиная с 900 года нашей эры южные равнины постепенно пустеют, поселения остаются в северной части Юкатана. До 1000 года нашей эры растет влияние мексиканской культуры, процветают города Лабна, Ушмаль, Кабах и ЧиЧен-Ица.

Ниже фото пирамиды в городе ЧиЧен-Ицы

После таинственного краха Чичен-Ицы главным городом майя становится Майяпан.

Почему исчезла цивилизация майя

Никто достоверно не знает причину исчезновения индейского народа. На этот счет есть только гипотезы. Согласно основной, в 1441 году произошло восстание вождей, обитавших в соседних с Майяпаном городах. Это стало причиной вырождения цивилизации и превращения ее в разрозненные племена. Также повлияли засуха и голод. Затем появились конкистадоры.

Ниже на фото - последний центр цивидизации.

В 1517 году испанские корабли пристали к неизвестному берегу. В битве с индейцами конкистадоры увидели золото. С этого началось истребление народа майя, так как испанцы считали, что золото должно принадлежать их правителям. В 1547 году майя были покорены, но части племен удалось спастись и скрыться в центре полуострова Юкатан, где они жили на протяжении 150 лет.

Болезни, которые принесли с собой испанцы, вызвали вспышки эпидемий. У индейцев не было иммунитета к гриппу, кори и оспе, и они умирали миллионами.

Культура и религия индейцев истреблялась всеми возможными способами: рушились храмы, уничтожались святыни, идолопоклонничество каралось пытками.

За 100 лет с момента пришествия в Латинскую Америку европейцами была полностью искоренена цивилизация майя.

Смотрите ниже документальный фильм канала BBC о загадочной цивилизации майя

Государства, образовавшиеся на территории Америки до завоевания ее европейцами, - Империя инков (Тауантинсуйю), государства-города майя, Империя ацтеков - представляют интерес для истории государства и права. Хронологически они являются ровесниками европейского Средневековья, но по характеру цивилизации принадлежат Древнему миру и неолитической цивилизации. Европейские "варвары" - франки, германцы, англосаксы, галлы создали свою государственность на обломках Римской империи, вобрав ее опыт, пройдя через беспорядок Великого переселения народов и зная культуру железа и имея за плечами три тысячи лет политической истории. Государства инков, ацтеков, майя формировались в условиях неолитической культуры, которую европейские народы "прошли" задолго до формирования своей государственности. Если рассматривать политическую историю с позиции уровня материальной культуры, "орудия труда" и "классовой борьбы", то у инков, майя, ацтеков до прихода испанцев не могло быть государственности. Но история часто не вписывается в теоретические формулы. Государство инков - Тауантинсуйю - представляет собой классический образец древней аграрной деспотии и вместе с государствами ацтеков и майя является убедительным доказательством того, что в процессах політогенезу большую роль играет необходимость управления значительными массами людей, объединенных какой-либо значимой функцией. Что касается "классовой" составляющей політогенезу, то она, безусловно, присутствует в государственном процессе, но не столько как первопричина, сколько как его продукт.

В юридической литературе история древних государственных образований Америки к этому времени все еще является настоящим белым пятном, поскольку практически отсутствует в учебном оборотные. Между тем на Американском континенте уже на рубеже 11-И тысячелетий до н. е. существовали высокоразвитые цивилизации, которые не уступали Крито-Микенской, которая в дальнейшем стала основой государственных образований у народов майя, инков, ацтеков. История этих государств дает богатый материал для выявления как закономерностей, так и значительного своеобразия процессов у разных народов, в различных регионах земного шара, показывает интересные модификации политических "моделей" организации общества. Понятен интерес, например, к древних Афин, Спарты, Рима, чья политическая история, по традиции, признается колыбелью наших исторических концепций. Но если история Афинской республики с ее 150-170 тысячами свободного населения (включая женщин и детей) считается достаточно солидным полем для исторических обобщений, то не меньшее внимание в этом плане должно заслуживать, например, государство инков - Тауантинсуйю, на 3 млн квадратных километрах которой проживало от 10 до 15 млн населения, что мало при таких гигантских размерах и технологиях неолита хорошо поставленную администрацию, централизованное управление, которое обеспечивало бесперебойное функционирование огромного хозяйственного механизма и быстрый темп роста населения.

Значительный интерес представляют древние государства Латинской Америки, особенно Государство инков, для исследования процессов формирования ранньокласової аграрной деспотии, ее формационной принадлежности, роли общины в ранньокласовій государству, ранних форм права.

Современная наука не имеет данных о наличии на Американском континенте аборигенной человека. В отличие от Африки, Азии, Европы, Австралии, где история человечества насчитывает сотни тысяч лет, на Американском континенте человек, как это общепризнано, появилась только около 20 тыс. лет до н. е., придя сюда уже в "готовом виде" из Азии, как полагают, через Берингов пролив.

Через Аляску переселенцы распространились по Северной и Южной Америке, образовав здесь многочисленные племена и народности.

Этническая и политическая история народов Америки интересна тем, что она длительное время (до XV века) проходила в изоляции от истории Старого Света. Государства инков, майя, ацтеков и других народов, которые возникли здесь, не испытывали внешних воздействий и формировались в условиях по сути неолитической материальной культуры, не зная бронзы, железа, гончарного круга и колеса.

Однако государства, возникшие здесь в условиях неолита, довольно часто отличались большими размерами, четкой, продуманной организацией управления и хозяйствования и свидетельствуют о том, что в генезисе государственности, независимо от уровня материальной культуры, значительную роль играет необходимость управления большими коллективами людей, связанных некоторой общей функцией, чаще всего - производственной.

Наиболее ранние следы человека в Америке появляются в конце геологического периода, известного под названием плейстоцен. В эту эпоху непрерывных миграций человек проникает и в Америку. Остатки древних стоянок найдены вдоль реки Колумбия, в штате Орегон, а также в различных местах Аляски на побережье Берингова пролива. Здесь, скорее всего, и проходил тот путь, по которому кочевые племена из Азии могли попасть на Американский континент. Судя по физическому типу большинства индийцев, родину их предков следует искать в Азии (прямые волосы, узкие глаза, выступающие челюсти). Пришельцы постепенно двигались на юг из долины Юкона и Маккензи через Орегон и Неваду в Южную Калифорнию. Примерно 15 тыс. лет назад в Новом Свете находилась уже масса людей. О тысячелетия, которые прошли с момента их появления до образования исторических индийских племен, почти ничего неизвестно. То, что действительно происходило в это время, смутно отражено в различных находках, на основе которых происходила археологическая реконструкция событий прошлого. Потом появились первые зародыши племен. На смену охоте и собиранию пришел оседлый образ жизни, основанный на земледелии, которое у индийцев появилось, вероятно, около 5 тыс. лет до н. е. Оно стало важным стимулом развития культуры и прошло в своем развитии два этапа.

Первый этап - появление зародышей земледелия, когда оно было лишь одним из способов добывания пищи, подчиненным охоте и сбору.

Второй этап - доклассический (2000 год до н.е.) характеризуется развитым земледелием, которое играло решающую роль в экономике многих племен. Путем селекции было выведено маис (кукурузу) - 4000 год до н. е. Полученные знания быстро распространились на соседние области. Благодаря этому индейцы стали выращивать томаты, фасоль, дыню, тыкву, хлопок, картофель и другие растения. Из-за этого отпала необходимость в охоте и сборе. Земледелие в Новом Свете развилось независимо от аналогичных достижений в Европе и Азии. Одно из важнейших съедобных растений, которые составляли основу питания индейцев, не была известна в Восточном полушарии до Колумба. Но и главные продукты индоевропейцев - пшеница, ячмень и рис не были известны в Америке.

В VII веке н. е. в Новом Мире зародились несколько индийских цивилизаций. В горных районах Анддоінкські племена проложили через хребты, которые окружали их, сеть дорог и мостов, построили циклопические строения - храмы и крепости, сложенные из многотонных, тщательно отесанных фанітних глыб, которые удерживались на месте только благодаря законам равновесия. Керамика и ткани индейцев стояли в одном ряду с лучшими образцами Древнего Мира. Континентальную часть США и Канаду заселяли племена, которые находились на значительно низшей ступени развития. Североамериканские индейцы не знали астрономии, математики, инженерного искусства и письменности. Здесь не было величественных городов с дворцами и храмами, не было вымощенных камнем путей, которыми ступали жрецы и царские процессии. Жизнь здесь протекала в тесной связи с природой.

В Америке насчитывалось около 160 языковых групп, распавшихся на 1200 диалектов, то есть больше, чем во всем остальном Древнем мире. Около 400 крупных племен занимали 15 отдельных культурных областей. За много веков до Конкисты индейцы выращивали не менее 20 важных съедобных растений, которые в дальнейшем удвоили землеробний потенциал мира. Они одомашнили ламу, альпаку, индейку, уток и пчел. Жители Анд достигли значительных успехов в области медицины и применения наркотиков. Осуществлялись хирургические опыты, включая такую сложную операцию, как трепанация черепа - удаление обломков костей для уменьшения их давления на мозг. Изделия из золота и серебра появились в Центральной Америке лишь в сравнительно поздний исторический период. Открытие металлов не привело здесь к переходу в железный век. Новый Мир навечно остался в каменном веке. Доколумбова цивилизация Америки дошла своего апогея без важнейших достижений древности, присущих Старому свету - без плавления металлов, без колеса, плуга и гончарного круга.

«И грядет воздвижение деревянных знамен! – восклицал майяский пророк Чилам Балам. – Наш Повелитель грядет, Ицы! Наши старшие братья грядут, о люди Тантуна! Повелитель! Встречай своих гостей, бородатых людей, людей с востока, тех, что несут знак Бога!» Это предсказание осуществилось в 1517 г., когда Эрнандес де Кордова открыл полуостров Юкатан. Сам он впоследствии скончался от ран, нанесенных ему воинами майя в Чампотоне. В 1518 г. была организована исследовательская экспедиция Грихальвы, а в 1519 г. испанский авантюрист Эрнан Кортес беспрепятственно вошел в Теночтитлан.

До некоторого времени Юкатан оставался в стороне от событий этой бурной эпохи, поскольку алчность испанцев влекла их не сюда, а в богатую золотом Мексику. Завоевание испанцами северных областей майя началось только в 1528 г., под руководством Франсиско де Монтехо, которого король Испании пожаловал титулом губернатора всех захваченных им земель. Но захватить эти земли было весьма непросто, поскольку, в отличие от могущественных ацтеков, у майя не было такого верховного правителя, смерть которого повлекла бы за собой падение всей империи. К тому же майя не желали сражаться «по правилам». Они нападали на испанцев по ночам, устраивали засады и ловушки, то есть вели партизанскую войну, полностью соответствующую традициям современных войн подобного рода. Это привело к тому, что очень долго ненавистные чужеземцы не имели своей столицы. Только в 1542 г. испанцам удалось основать город Мериду. Но даже после этого в стране один за другим вспыхивали мятежи, заставляя испанцев на протяжении всего XVI в. чувствовать себя на этой территории крайне неуверенно.

Захват южной области майя был по большей части заслугой изобретательного, но очень жестокого Педро де Альварадо, который прибыл в Гватемалу в 1523 г. из Мексики, где одержал ряд побед. Он имел в своем распоряжении кавалерию, пехоту и сторонников из местных жителей. Ко времени его смерти в 1541 г., королевства киче и какчикелей уже попали под власть испанцев, и всякому сопротивлению пришел конец.

Но при всей своей внешней покорности майя являлись самым стойкими из народов, населявших Мезоамерику. Они никогда не прекращали вести борьбу против европейской цивилизации. В 1847 г., а затем еще раз, в 1860-м, юкатеки, являющиеся одной из народностей майя, восставали против своих белых угнетателей. Им почти удалось захватить весь полуостров Юкатан. В 1910 г. в штате Кинтана-Роо вспыхнул мятеж, направленный против режима диктатора Порфирио Диаса. Только в последние десятилетия жители отдаленных поселений майя начали наконец признавать власть правительства Мексики. Несколько раз восстание поднимали и представители народности цельталь, живущие в горных районах Чьяпаса. Самые значительные по масштабам восстания произошли там в 1712-м и 1868 гг. Регион, расположенный к западу от озера Исабаль в Гватемале, населен людьми, говорящими на языке чоль. Эту местность и миссионеры и солдаты некогда называли «Землей войны». На усмирение живущих на ней племен майя потребовались столетия. К этому можно добавить, что ицы до сих пор продолжают жить на своем острове Тайясаль и до сих пор продолжают существовать дикие и независимые племена индейцев лакандонов.

Майя не были полностью покорены, но их дух был сломлен, и их цивилизация пришла в упадок. Все это нашло свое выражение в одном из стихотворений из книги «Чилам Балам»:

Ешь, ешь, ты имеешь хлеб;

Пей, пей, ты имеешь воду;

В тот день пыль покрывает всю землю,

В тот день гибель всему, что существует на лике земли,

В тот день поднимается туча,

В тот день воздвигается гора,

В тот день сильный захватывает землю,

В тот день все обращается в прах,

В тот день увядает нежный лист,

В тот день закрываются умирающие глаза,

В тот день на дереве появляются три знака,

В тот день три поколения повешены там,

В тот день поднимается знамя битвы,

И все они рассеяны по лесам.