Биографии Характеристики Анализ

Свойства внимания. Виды и формы внимания

  • Определите и оцените наличие нарушений или дефицита

  • Надёжные инструменты для улучшения и реабилитации распределённого внимания и других когнитивных функций

  • Что такое распределённое внимание?

    Распределённое внимание - это способность нашего мозга реагировать на различные стимулы или задачи одновременно , отвечая, таким образом, на многочисленные запросы окружающей среды. Распределённое внимание является своего рода одновременным вниманием, которое позволяет нам обрабатывать различные источники информации и успешно выполнять более одной задачи в одно и то же время. Эта когнитивная способность очень важна, поскольку она позволяет нам быть эффективными в повседневной жизни.

    Тем не менее, наша способность реагировать и выполнять несколько задач параллельно имеет свои пределы. При распределении внимания производительность и эффективность действий, которые происходят в одно и то время, снижается. Когда человек испытывает трудности с одновременным откликом на многочисленные запросы окружающей среды, возникает явление, известное как интерференция . Интерференции возникают потому, что наш мозг может обрабатывать только ограниченное количество информации. Однако практика и когнитивные тренировки могут улучшить распределённое внимание , и, следовательно, способность выполнять более одного вида деятельности одновременно.

    Примеры распределённого внимания

    • Распределённое внимание играет важную роль в процессе учёбы, поскольку нам приходится одновременно слушать учителя, смотреть на доску или учебные материалы, делать записи, и в этом нам помогает способность распределять внимание. Поэтому она так важна для успешной учёбы. Это может быть одной из причин, почему люди с проблемами внимания получают плохие оценки.
    • Водитель готовится совершить обгон и вдруг замечает знак, указывающий необходимость смены полосы. Если он не в состоянии одновременно и должным образом отреагировать на знак и завершить обгон, он либо свернёт с намеченного маршрута, либо создаст аварийную ситуацию, если вовремя не совершит манёвр. Для управления автомобилем следует поддерживать внимание в очень хорошем состоянии.
    • Официант использует распределённое внимание, когда запоминает то, что говорит клиент, стараясь при этом не забыть, что заказали за четвёртым столиком, и вдобавок не уронить поднос с грязной посудой в руке.
    • Если кассир продуктового магазина должен ответить одному покупателю, в то время как обслуживает другого, он использует распределённое внимание.
    • Если вы танцуете с бокалом в руке, вы используете распределённое внимание, чтобы не отставать от ритма, и в то же время не разлить напиток.
    • Даже когда мы одновременно едим и разговариваем, или смотрим телевизор и общаемся в чате по телефону, мы задействуем наше распределённое внимание.

    Расстройства или патологии, связанные с распределённым вниманием

    Распределённое внимание может пострадать в результате многих расстройств, а также из-за проблем в самом процессе распределения внимания, или проблем в части субпроцессов внимания, от которых оно зависит. Если распределённое внимание функционирует недостаточно хорошо, любая интерференция может нарушить ход задач, выполняемых одновременно. Таким образом, если распределённое внимание нарушено, мы не можем одновременно разговаривать и выехать на машине на перекрёсток, поскольку это может создать аварийную ситуацию. Аналогичным образом, если "Реакция Пробуждения" (уровень активации или общая настороженность) претерпевает изменения, это ведёт к "коматозному состоянию", в котором мы не можем управлять автомобилем и говорить одновременно (на самом деле, на этой стадии невозможно выполнить ни одну из этих задач по отдельности).

    Несмотря на то, что распределённое внимание может пострадать в результате психиатрических расстройств, таких как шизофрения , или различных нарушений, таких как Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) , поражается, прежде всего, общее внимание. Кроме того, довольно часто внимание нарушается после перенесённых черепно-мозговых травм или кровоизлияния в мозг (инсульт). В этих случаях расстройство внимания и его составляющих может быть различной степени тяжести, в зависимости от поражённых областей мозга.

    Принимая во внимание всё вышесказанное, распределённое внимание нарушается практически при любых расстройствах, при которых внимание повреждается даже минимально. Таким образом, если у пациента наблюдается контралатеральный геминеглект (неспособность распознавать поле зрения, противоположное области черепно-мозговой травмы), гипопрозексия (отвлекаемость), гиперпрозексия (чрезмерное внимание и повышенная концентрация) или апрозексия (невнимательность, неспособность фиксировать внимание), он будет испытывать трудности при выполнении задач, которые требуют распределённого внимания.

    Как измерять и оценивать распределённое внимание?

    Распределённое внимание - это важнейшая когнитивная способность в нашей жизни, позволяющая нам быть более эффективными. Корректное и одновременное выполнение любой задачи, которая включает в себя более одного действия (перцептивного, моторного или когнитивного), напрямую зависит от нашей способности распределять внимание. Тест на распределённое внимание может быть полезен в различных профессиональных сферах, где необходимо оценивать производительность работы (водители или работники транспорта, монтажники, спортсмены и т.д.). Кроме того, оценка распределённого внимания может пригодиться в учёбе (например, нуждается ли ученик в дополнительной помощи при конспектировании или решении задач) или в клинических условиях (возможно, некоторым пациентам нужно объяснять информацию проще и доступнее). Во всех этих областях может представлять большой интерес выполнение , поскольку это может принести ощутимую пользу в работе, учёбе и повседневной жизни.

    Для измерения распределённого внимания команда CogniFit ("КогниФит") взяла за основу классический Тест Струпа. Так был разработан Тест на Многозадачность, который кроме распределённого внимания оценивает когнитивную гибкость и зрительно-моторную координацию.

    • : с помощью стрелки следуйте за движением белого шара, обращая внимания на слова, которые появляются в центре экрана. Когда слово, которое находится в центре экрана, совпадает с цветом, которым оно написано, необходимо дать ответ (обращая внимание на два стимула одновременно). В этой игре нужно адаптироваться к изменениям стратегии, новым ответам, а также одновременно управлять способностями мониторинга и визуализации.

    Как восстановить или улучшить распределённое внимание?

    Распределённое внимание, как и другие когнитивные навыки, можно тренировать, улучшать и даже научиться его использовать. CogniFit ("КогниФит") предлагает это сделать профессионально. Практикуясь, мы можем увеличить скорость функционирования нашего внимания, научитьcя задействовать меньше ресурсов мозга в момент одновременной реакции на разные стимулы, а также улучшить способность обрабатывать информацию, хотя это и непростая задача.

    Реабилитация распределённого внимания базируется на . Следуя этой идее, CogniFit ("КогниФит") предлагает серию клинических упражнений, предназначенных для реабилитации распределённого внимания и других когнитивных способностей. Мозг и его нейронные связи могут быть усилены за счёт использования функций, которые зависят от них. Таким образом, если мы регулярно тренируем распределённое внимание, мы сможем автоматически выполнять действия, которые пытаемся совместить, повышая тем самым их эффективность. За счет автоматизации различных видов деятельности нашему мозгу будет гораздо проще выполнять их одновременно.

    Команда профессионалов CogniFit ("КогниФит"), специализирующаяся на изучении синаптической пластичности и процессов нейрогенеза, создала программу персональной когнитивной стимуляции , адаптирующейся к потребностям каждого пользователя. Эта программа начинается с точной оценки распределённого внимания и других основных когнитивных функций. На основании полученного отчёта программа когнитивной стимуляции CogniFit ("КогниФит") автоматически предлагает персональную когнитивную тренировку для улучшения распределённого внимания и других когнитивных функций, укрепление которых необходимо по результатам теста (в данном случае, вероятно, других субпроцессов внимания, от которых зависит распределённое внимание).

    Для улучшения распределённого внимания важна последовательность и регулярность тренировок. CogniFit ("КогниФит") предлагает инструменты оценки и реабилитации для оптимизации этой когнитивной функции. Для правильной стимуляции требуется уделять тренировкам 15 минут в день, два или три раза в неделю .

    Программа когнитивной стимуляции CogniFit ("КогниФит") доступна онлайн . С помощью компьютера можно выполнять разнообразные интерактивные задания в форме увлекательных умных игр. В конце каждой сессии CogniFit ("КогниФит") покажет вам детальный график динамики улучшений вашего когнитивного состояния .

    Распределение внимания - это способность человека одновременно концентрироваться на нескольких объектах, что дает возможность совершать сразу несколько действий. Согласно преданию, Юлий Цезарь мог делать одновременно семь дел, не связанных между собой. Подобной способностью обладали Петр I и Наполеон. Однако есть основания полагать, что одновременно протекает только один вид сознательной деятельности - субъективное ощущение одновременности обязано быстрому последовательному переключению с одного вида на другой. Таким образом, переключаемостъ - это обратная сторона распределения внимания. Она определяется скоростью перехода от одного вида деятельности к другому. Плохая переключаемость приводит к рассеянности. Но рассеянность может быть и следствием максимальной собранности и сосредоточенности на основном объекте интересов.

    Часто, обладая большими способностями, человек не может реализовать их из-за плохой самоорганизации, несобранности. Главным признаком самоорганизации является умение настроиться на деятельность и поддерживать работоспособное состояние в течение длительного времени, не прилагая волевых усилий. Эту настройку помогают осуществить концентрация и устойчивость внимания. Можно дать несколько советов по управлению этими функциями внимания, полезных при организации учебной деятельности.

    Рассмотрим типичную ситуацию, когда нужно приступать к занятиям, садиться за стол делать уроки или готовиться к экзаменам. Вы никак не можете этого сделать, в голову лезут посторонние мысли. Попробуйте для начала простейший самогипноз, который позволяет включиться в любую деятельность или состояние. Итак, вы садитесь за стол, на котором все приготовлено, но который вам ненавистен, закрываете глаза и про себя или полушепотом повторяете 8-12 раз «Я могу писать, Я могу писать, Я могу писать... Я пишу... Я пишу!...» Интонации нарастают от механической безучастности до страстного требования. В момент наибольшего напряжения вы внезапно замолкаете, расслабляетесь, откидываетесь на спинку кресла с закрытыми глазами. В голове пустота, и вы ничего не хотите и не ждете, на все наплевать. Побудьте в этой пустоте, забудьте обо всем, и вы почувствуете, что через некоторое время в этой блаженной пустоте начнет всплывать фраза, а потом и требование писать, и рука сама потянется к бумаге. Если что-то помешает, попробуйте вновь расслабиться и затем снова услышать свой приказ. Фразы или формулы могут быть какими угодно, главное - короткими и по существу дела. Этот прием является простейшим разговором сознания с подсознанием, в котором обе стороны, не мешая и не перебивая, дают возможность настроиться на дело. Автор этот приема В. Леви назвал его «эхомагнит» и выделил три фазы: заклинание, пустота, действие.

    Но иногда мы не в состоянии даже сосредоточиться на том, что поможет нам включиться в работу. В голове ни одной мысли, только обрывки, клочки фраз. Что делать? Садиться и писать! Любые строчки, приходящие в голову, пусть это будет и не совсем логично. Главное - не останавливаться и не перечитывать написанное, чтобы самому не испугаться своих путаных записей и не остановить процесс врабатывания. Через некоторое время работа по-настоящему захватит вас и тогда можно будет вернуться к первоначальным записям - там может быть и что-нибудь полезное, а если нет, не страшно, так как эти записи помогли вам начать работать.

    Если вам предстоит длительная деятельность - написание курсовика, диплома или отчета, то и помехи бывают очень сильными. Каждый день человек говорит себе, что сегодня он устал, а вот завтра на свежую голову с утра начнет трудиться. Но наступает утро, а с ним новые дела и новая усталость. Постарайтесь начать новое дело не утром, а вечером на фоне усталости. Пусть это будет только первая фраза или заголовок, главное, что утром вам нужно будет начинать не с начала, и новый день не будет омрачен необходимостью делать неприятное - начинать, ну, а предыдущий вечер все равно был испорчен усталостью.

    Если вы включились в работу и забыли обо всем окружающем, необходимо соблюдать правила умственной гигиены. Человек может сохранять произвольное внимание при монотонной работе в течение 15 минут, затем нужно сделать короткую паузу или переключиться на другую деятельность. Ничто так не утомляет, как однообразие. Существуют и более длительные циклы активности мозговой деятельности, например, 90-минутный ритм активности мозга. Поэтому через полтора часа работы следует сделать более длительный перерыв. В этот перерыв можно расслабиться с закрытыми глазами и провести аутогенную тренировку или, наоборот, наполнить паузу активным движением: потанцевать под музыку или сделать несколько ритмических упражнений. Снять усталость помогут настои трав - мяты, душицы, лимонника, чабреца или сладкий чай.

    Интеллектуальная активность подвержена также суточным колебаниям. Физический тонус у человека меняется 5 раз в сутки с максимумами в 5, 11, 16, 20 и 24 часа и минимумами в 2, 9, 14, 18 и 22 часа. В эти периоды снижается и умственная активность.

    Распределение внимания означает одновременное сосредоточение его на двух различных видах деятельности.

    Способность управлять вниманием, распределять его особенно необходимо в том случае, когда приходится выполнять две или несколько работ одновременно. Многие выдающиеся люди отличались удивительной способностью распределять свое внимание. Владимир Ильич Ленин, по воспоминаниям Н. А. Семашко, мог одновременно слушать ораторов, руководить заседанием, вникать в материалы и писать записки членам СНК по отдельным вопросам. О Н. Г. Чернышевском биограф А. П. Примаковский пишет: «Изумительная трудоспособность позволяла ему часто проводить одновременно две работы:

    нередко он писал статью для «Современника», одновременно выполняя другое дело, например диктуя секретарю перевод с немецкого «Всемирной истории» Шлоссера».

    Естественно, одновременное выполнение двух видов деятельности приводит к частичному, а нередко и к полному разрушению одного из них. Так, если человек выполняет простые арифметические действия и одновременно слушает рассказ с тем, чтобы его потом воспроизвести, то продуктивность его работы уменьшается почти наполовину.

    Обычно при исследовании распределения внимания испытуемому предлагается выполнять, раздельно и одновременно две задачи. Предлагаемые задания могут быть однородными, разнородными и иметь различную степень сложности. Сравниваются эффективность одновременного и раздельного выполнения заданий.

    Таблица 8

    Тест - «корректурная проба»

    Задание. Тест для определения способности распределять внимание Для этого задания используется тестовая табл. 8. Вам нужно за 5 мин. внимательно просматривая эту таблицу, как можно быстрее зачеркивать разными способами буквы с, к, а букву а обводить кружком, например:

    По окончании работы нужно оценить ее точность и производительность чтобы пользоваться полученными данными как для первичной самодиагностики, так и для оценки степени развития своей способности к распределении внимания после занятий или самостоятельной работы.

    Показатель точности работы вычисляется по формуле:

    А=Е/(Е+О)

    где А- точность работы; Е- число правильно зачеркнутых знаков; О- число ошибок.

    При О == 0 А = 1, при наличии ошибок А всегда меньше 1. Показатель производительности вычисляется по формуле П=С*А, где П-производительность;

    С- число просмотренных знаков.

    Эти показатели характеризуют особенности вашей деятельности не только в данной тестовой ситуации, но и имеют более широкое значение для реальной учебной деятельности. Например, если вы за 5 мин. просмотрели 1500 знаков и правильно оценили 1350 из них, то это означает высокую степень способности к устойчивости внимания.


    Переключение внимания заключается в произвольном перенесении ее направленности с одного объекта на другой. Умышленный характер отличает его от отвлечения внимания, когда человек меняет объект внимания непроизвольно. Физиологической основой переключения внимания является перемещение, подвижность очага оптимального возбуждения. Исследования свидетельствуют, что изменение внимания нередко происходит достаточно быстро, в течение секунды мы можем перевести внимание с одного объекта на другой 3-4 раза. Переключение облегчается при наличии связей между содержанием предшествующей и последующей деятельности, интереса к предстоящей деятельности, при условии не очень глубокого сосредоточения на предыдущей деятельности, наличия привычки переключать внимание, осознание важности другого задания. Инертность нервных процессов затрудняет переключение внимания.

    Переключая внимание, человек сознательно переходит с одного объекта на другой, от одного задания к другому, ставя перед собой цель заняться чем-то новым или передохнуть. Способность переключать внимание важна тогда, когда нужно быстро реагировать на изменения среды. Подобные ситуации характерны для ряда сложных разновидностей деятельности человека: они возникают в работе водителя автотранспорта, летчика, ткачихи, станочника, оператора систем наблюдения и управления, педагога и др. В таких профессиях от способности переключения внимания зависит успех выполнения трудового задания. Переключение внимания вызывается изменениями в окружающей среде. Например, водитель автомобиля переключает внимание с одного объекта на другой, изменяет свои действия по управлению автомобилем. Ускорение движения автомобиля определяет скорость переключения внимания, что вызывает перегрузку и усталость.

    Переключение внимания - важное свойство личности, проявление ее способности владеть своим вниманием, которая помогает ей ориентироваться в окружающей действительности, быстро приступать к выполнению новых задач. Способность к переключению внимания вырабатывается в процессе практической деятельности. Нужно произведешь привычку переключать внимание в определенных условиях В школе необходимо так организовать процесс обучения, чтобы дети с самого начала получали задание, которое бы требовало переключения их внимания на учение. Надо следить, чтобы они полностью переключались на новый предмет деятельности, полностью выполняли его требования к деятельности Соблюдение разумного режима переключения внимания в процессе обучения имеет важное значение для гигиены умственного труда, выступает необходимым условием рационального режима труда и поддержание оптимального уровня работоспособности учащихся на уроках

    Распределение внимания.

    Распределение внимания заключается в том, что человек может одновременно удерживать в зоне внимания несколько объектов, выполнять два, а то и три вида деятельности Сложные виды деятельности требуют от человека выполнения одновременно нескольких видов деятельности; она вынуждена распределять внимание, т. е. одновременно сосредоточивать его на различных процессах и объектах, часто с разной степенью выраженности (Например, водитель автомобиля должен одновременно следить за дорожной ситуацией на каждый момент движения (по состоянию собственного автомобиля, встречного и попутного транспорта, поведением пешеходов, дорожными знаками, состоянием дорожного полотна и др), следить за показаниями приборов (спидометра, приборов контроля за работой двигателя), управлять маневрами движения автомобиля, координируя действия с рулем и направляя автомобиль, муфтой сцепления, подачей топлива, коробкой перемены передач, тормозами и проч. Распределения внимания требует подавляющее большинство разновидностей профессионального труда Однако есть профессии, которые предъявляют повышенные требования к распределению внимания. Это учителя, операторы, рабочие-многостаночники, водители транспортных средств, регулировщики движения на дорогах и др.

    Умение распределять внимание производится на практике. Главным условием успешного совмещения деятельностей является достаточное овладение человеком определенными видами деятельности. Успехи значительно возрастают, если выполнение одной или нескольких деятельностей более или менее автоматизировано и не наталкивается на серьезные препятствия. В таком случае основная деятельность приходится на нервные центры, которые находятся в состоянии оптимального возбуждения, тогда как дополнительные виды деятельности обеспечиваются напівзагальмованими нервными центрами. Дополнительные деятельности требуют меньше внимания к себе, потому что выполняются в значительной степени автоматизировано. Например, для инженера-конструктора, разрабатывающего новую конструкцию механизма, основной деятельностью является умственное решения проблем реализации своей идеи. На этом концентрируется все его внимание, решение последовательно продвигается от одного этапа к другому. В то же время, не отрываясь от главного замысла, он ведет записи, чертит отдельные детали, проводит простые вычисления, не задумываясь специально, как это сделаешь, потому что действия преимущественно автоматизированы. Эти дополнительные действия не только не мешают ему в творческой работе, но помогают создавать образ будущего прибора.

    Однако почти невозможно распределять внимание в пределах одного анализатора: слушать две речи, слушать и читать. Если одна из деятельностей требует большой концентрации внимания, то распределение становится невозможным, ибо сосредоточение сознания на определенных объектах неизбежно связано с сужением его поля.

    Разные жизненные ситуации требуют разных видов внимания, в то же время каждая из таких ситуаций может реализоваться с помощью различных видов внимания. Это касается прежде всего распределения и переключения внимания, но не всегда можно точно определишь, благодаря чему достигнут цели. Молодой учитель с подвижной нервной системой, который не имеет соответствующего опыта и умений, чаще пользуется переключением внимание, а опытный учитель преимущественно распределяет внимание. В определенных случаях один вид внимания легко переходит в другой, давая возможность достичь цели более рациональными способами.

    Объем внимания.

    Определяется тем количеством объектов, которое можно охватить вниманием в ограниченный отрезок времени. Нормативно этот отрезок времени в экспериментах на тахістоскопі равен 0,1 сек. Человек при этом воспринимает 4-6 объектов, не связанных между собой. Тренировка, развитие навыков чтения дают возможность воспринимать больший объем слов, хотя при этом возможно увеличение ошибок. Объем внимания связан со свойством ее концентрации и находится в обратной пропорциональной зависимости с ней. Если максимальная концентрация внимания характеризует степень сужения сознания, то объем характеризует степень его расширения.

    Распределение внимания -

    это умение выполнять две или более различные деятельности, удерживая на них свое внимание. Может ли внимание распределяться одновременно между двумя или несколькими разными деятельностями? Может, жизнь постоянно требует этого. Например, студент на лекции распределяет одновременно внимание между тем, что записывает, и тем, что слышит в данный момент. Внимание учителя распределяется на весь класс, на отдельных ребят, на содержание урока и пр. Умение распределять внимание у людей различно. Говорят, что Наполеон мог одновременно выполнять семь дел.

    Чтобы успешно выполнять одновременно две работы, хотя бы одну из них надо знать настолько хорошо, чтобы она выполнялась автоматически, сама собой, а человек лишь время от времени контролировал и регулировал ее сознательно. В этом случае основное внимание можно будет уделить второй работе, менее знакомой человеку.

    Умение распределять свое внимание развивается постепенно, с возрастом. Так, младшие школьники плохо распределяют внимание, они еще не умеют этого делать, у них нет опыта, автоматических умений, поэтому не следует предлагать им одновременно выполнять два дела или при выполнении одного дела отвлекать внимание ребенка ьна другое. Но

    способствовать развитию этого умения необходимо.

    При описании свойств внимания Ю.Б. Дормашев и Б.Я. Романов предлагают определить их с помощью метафорического луча прожектора. Направление луча на область пространства потенциальных объектов внимания можно назвать направленностью внимания. Уровень освещенности - степенью внимания. Интенсивность - это степень ясности и отчетливости. Объем внимания - это угол луча света или площадь пятна света. Объем определяется как число простых впечатлений или идей, ясно и отчетливо осознаваемых. Объем и степень внимания имеют обратную зависимость. Увеличение объема снижает степень внимания.

    Распределение внимания можно характеризовать как расщепление луча в двух и более направлениях. При преднамеренных сдвигах луча с одного объекта на другой происходит переключение внимания.


    Результаты исследования морального самосознания подростков во взаимосвязи с гендерной спецификой
    В целом по группе мальчиков-подростков были выделены два наиболее информативных фактора: двухфакторная структура, объясняющая 42,316% общей дисперсии (см. прил. 4). Первый фактор: «Демонстрация ненормативного (неодобряемого) поведение –выбор способов поведения, приводящих к принятию окружающими» объясняет 26,995% дисперсии и представлен...

    Методика «Какой Я?» (Р.С. Немова)
    Цель. Выявление особенностей и уровня самооценки у подростков. Процедура исследования: ребенку дается вопрос, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, представляется в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы. В шкала...

    Техники и процедуры психологического консультирования в исследовании Колесниковой Г.И.
    Колесникова Г.И. приводит техники, применяющиеся при психологическом консультировании клиентов, обращающихся за помощью. Приведем некоторые из них, уместные в применении при консультировании клиентов в ситуации развода. Процедуры и техники психологического консультирования Под процедурами в психологическом консультировании принято...