Биографии Характеристики Анализ

Конспекты по коммуникации в подготовительной группе. План-конспект занятия (подготовительная группа) на тему: Конспект занятия по коммуникации

Тема: Школа волшебных звуков

Программное содержание:

Цель: Применение умений и навыков работы со звуками на практике.

  1. 1.Совершенствовать слуховое восприятие, правильное произношение.Освоения действия звукового анализа слов.
  2. 2.Упражнять в дифференциации звуков на слух и произношении.
  3. 3.Развивать общение со взрослыми и сверстниками, организуя словесные игры и задания.
  4. 4.Упражнять детей в умении разделять слово на слоги разными способами.
  5. 5.Развитие внимания, памяти.

Материал: мяч, игра «Мозаика букв», картина – схема слова лиса (демонстрационный и раздаточный материал), фишки (красные, синие, зелёные), домики (красные, синие, зелёные), магнитная доска, указка.

Ход:

Дети заходят в группу, воспитатель предлагает им отправиться в школу волшебных звуков.

В.: «Путь в школу волшебных звуков нелегкий. Нам предстоит преодолеть сложные препятствия.

Первое препятствие – игра с мячом «Назови пару». Воспитатель бросает мяч ребёнку, и произносит согласный звук. Если произносит твердо, ребенок должен произнести мягко и наоборот.

В.: Молодцы, справились. Второе препятствие на нашем пути – «Мозаика букв». Вы должны выложить из цветных полосок любую букву.

Дети выкладывают и проверяют друг друга.

В.: Со всеми препятствиями мы справились хорошо, и пришли в «Школу волшебных звуков».

Дети садятся за столы. Воспитатель предлагает вспомнить правила «Школы волшебных звуков» (наша речь состоит из слов, слова из звуков и слогов. Звуки делятся на гласные и согласные. Согласные бывают твёрдые и мягкие). Детям предлагается объяснить какие звуки называют гласными, какие согласными и чем отличаются твёрдые согласные от мягких согласных.

В.: Отгадайте загадку – Серый волк в густом лесу встретил рыжую …(лису).

Воспитатель выставляет картинку – схему «Лиса».

В.: Что обозначают пустые клеточки под картинкой?

Сколько звуков в слове лиса? (ответы детей). А еще мы с вами знаем какое-нибудь слово, в котором тоже 4 звука?

Произнесите первый звук. Какой это звук?

Дети произносят звук, дают характеристику звука, выкладывают фишку определенного цвета. 2-й, 3-й, 4-й звуки разбираются по той же схеме, что и первый звук.

В.: Вот мы и разобрали слово лиса. Теперь к доске пойдет Даша убирать звуки. Вы тоже убирайте и проверяйте, правильно Даша всё делает.

Сначала нужно убрать гласные звуки. Давайте произнесем, какие звуки мы убрали. Теперь уберем звук С. Из какой клеточки его нужно взять? Какого цвета фишка? Какой звук у нас остался на схеме? (ответы детей) Уберите его.

В.: Теперь скажите, сколько слогов в слове лиса? Как вы узнали сколько слогов? (дети вспоминают разные способы определения в слове слогов: с помощью хлопков, с помощью подбородка, сколько гласных в слове, столько и слогов).

Физкультминутка «Бабочка».

В.: А сейчас мы поиграем в игру «Доскажи словечко»:

1. В подполье, в коморке

Живет она в норке

Серая малышка

Кто же эта? (мышка)

2. Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал.

А проснувшись, стал реветь,

Это зверь – лесной…(медведь)

3. Человечек деревянный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос сует он длинный,

Кто же это? (Буратино)

В.: И последнее задание – игра «Заблудился звук».

1. Закричал охотник: «Ой!

Двери гонятся за мной».

2. Тает снег, текут ручьи

На ветвях сидят врачи.

Назовите слова и звуки, которые заблудились.

Итог занятия. Воспитатель спрашивает, что больше всего понравилось из путешествия в «Школу волшебных звуков»? Что нового узнали? Что было трудно?

МБДОУ «Детский сад №15 комбинированного вида»

Организованная образовательная деятельность

Образовательная область Коммуникация

Тема У нас в гостях Фея Здрасьте

Вид деятельности Коммуникативная

Программное содержание: расширить представление детей о культуре

поведения; учить давать оценку поступку;

воспитывать у детей доброжелательное

отношение друг к другу; учить использовать

в своей речи вежливые слова; учить

внимательно слушать произведение,

отвечать на вопросы.

Форма работы с детьми: - беседа

Речевые ситуации

Отгадывание загадок

Игры с правилами

Материалы кукла Фея Здрасьте

Предварительная работа- чтение и обсуждение рассказов В. Осеевой

Рассматривание и обсуждение сюжетных

картинок

Подготовила: воспитатель

Сидорова А.О.

г. Ногинск, 2012г.

Ход занятия:

Вос-ль : ребята, к нам в гости прилетела фея Здрасьте.

Фея : Здравствуйте, ребята.

Дети здороваются с Феей.

Вос-ль : а вы знаете, почему ее так зовут? Она приходит к деткам в гости и смотрит, знают ли они волшебные слова – вежливые слова. Как вы думаете, почему слова вежливости – волшебные? (от них становится теплее на душе, они могут подбодрить человека, рассеять плохое настроение). Я вам прочту стихотворение: «Простите». Послушайте и скажите, какое волшебное слово вы здесь услышали?

Папа разбил драгоценную вазу.

Бабушка с мамой нахмурились сразу

Но папа нашёлся, взглянул им в глаза. И робко, и тихо «Простите» сказал. И мама молчит, улыбается даже. «Мы купим другую, есть лучше в продаже». «Простите!» Казалось бы, что в нем такого? А вот ведь какое чудесное слово!

Фея : молодцы! На ваш взгляд, что значит быть вежливым? (быть внимательным к другим людям, помогать, заботиться, не грубить). В разных ситуациях мы используем разные вежливые слова.

Если хотим извиниться, то говорим простите, извините

При встрече – здравствуйте

При прощании – до встречи, всего доброго

Если хотим что-то попросить – дайте, пожалуйста

Хотим поблагодарить – спасибо

Фея : Ребята, сейчас мы с вами поиграем. И я проверю, умеете ли вы пользоваться волшебными словами.

I . Игра- инсценировка (вызывается два ребенка)

  1. Девочка наступила на ногу товарищу. Что нужно сделать?
  2. Мальчик сидя едет в автобусе. В это время заходит старушка. Что нужно сделать?
  3. Мальчик пришел в гости и стоит молчит. О чем он забыл?
  4. К вам в гости пришли знакомые. Что нужно сделать?

Фея : какие воспитанные детки. Вы справились со всеми заданиями. Сыграем в еще одну игру. Я буду читать стихи. Если герой правильно поступил – вы хлопаете, если нет – вы молчите.

II . 1. Если ты пришел к знакомым, Не здоровайся ни с кем. Слов: "пожалуйста", "спасибо" Никому не говори. Отвернись и на вопросы Ни на чьи не отвечай. И тогда никто не скажет Про тебя, что ты болтун . 2.Если наступил на ножку Хоть случайно, хоть немножко, Сразу говори: «Простите!» Или лучше: «Извините!» 3.Если бабушка с утра пирожок тебе дала. Ты возьми, скажи «спасибо», станет бабушка счастливой. Фея :а теперь я предлагаю отгадать вам следующие загадки .

III .

1. Растает ледяная глыба
от слова теплого... (спасибо).

2. Зазеленеет старый пень,
когда услышит... (добрый день).
3. Мальчик, вежливый и развитый,
говорит, встречаясь... (здравствуйте).

4. Когда нас бранят за шалости,
говорим... (простите, пожалуйста).

5. И во Франции, и в Дании

на прощанье говорят... (до свидания).

ФИЗМИНУТКА: «Волшебная мирилка»

Тому, кто справа, улыбнись,

Тому, кто слева, улыбнись,

Тому, кто справа, поклонись,

Тому, кто слева, поклонись.

Тому, кто справа, руку дай.

Тому, кто слева, руку дай.

И в центр круга ты шагай,

С друзьями вместе ты шагай.

Тому, кто справа, подмигни,

Тому, кто слева, подмигни.

Тому, кто справа, обними,

Тому, кто слева, обними.

Ну вот, закончилась игра,

И снова дружат все! Ура!

Фея : Послушайте, пожалуйста, стихотворение “Дорогие слова ” Александра Шибаева . В этом стихотворении некоторые слова отсутствуют. Вам нужно их отгадать и произнести хором.

Дядя Саша огорчен,
Рассказал он вот о чем…
- Видел Настю, ученицу,
Я на улице сейчас.
Настя – славная девчонка,
Настя ходит в первый класс.
Но давно уже от Насти
Я не слышу слова…(здравствуйте)
А слово то какое – очень дорогое!
- Встретил Витю я, соседа...
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда,

Налетел из-за угла!
Но - представьте! – зря от Вити
ждал я слова … (извините)
А слово- то какое – очень дорогое.

Он про внучку говорил:
- Экая досада –
Я портфель ей подарил,
Вижу очень рада!
Но нельзя ж молчать, как рыба,
Ну сказала бы…(спасибо)
А слово – то какое – очень дорогое.

Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово».

ВОПРОСЫ ПО СОДЕРЖАНИЮ

Какое же волшебное слово подсказал дедушка Павлику? - "Пожалуйста".
- Как изменило Павлика это слово? (Каким он был до встречи с дедушкой и каким стал после?). (Павлик был грубым, капризным, невежливым мальчиком. Когда стал использовать слово "пожалуйста", обращаясь к людям, его поведение изменилось. Он стал добрым, послушным, вежливым) . и добрые поступки действительно творят чудеса. Они делают людей во всем мире добрее, лучше.

Вос-ль : ребята, феи Здрасьте пора лететь к другим деткам в другие садики, и мы ей скажем на прощание – до свидания!

Конспект занятия по коммуникации для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по коммуникации на тему: пересказ русской народной сказки "У страха глаза велики" (подготовительная группа).


Программное содержание:
1. Познакомить детей с содержанием русской народной сказки. Довести до понимания детей двойной смысл названия сказки: "У страха глаза велики". Помочь понять присутствие юмора в поступках героев. Продолжить учить понимать предметно-схематические модели по содержанию произведения. Формировать умение самостоятельно схематически передавать смысл пословицы, использованной в сказке.
2. Продолжить учить детей связно, последовательно, выразительно, эмоционально и грамматически правильно пересказывать содержание сказки (по моделям). Упражнять в образовании существительных с суффиксами преувеличения (медведище, волчище, котище).Совершенствовать умение излагать свои мысли по предложенной воспитателем теме.
3. Развивать умение передавать эмоциональные состояния с помощью мимики. Развивать внимание, память, логическое мышление.
4. Воспитывать у детей умение оценивать пересказ сказки сверстниками.
Предварительная работа: беседа с детьми о страхе, рисование "Мой страх", составление схематических моделей к пословицам.
Материалы и оборудование: книга, схематические модели, яблоко с эмоцией "Страха", листы бумаги и карандаши (по количеству детей).
Методические приёмы: словесные: вопросы к детям, ответы детей, обобщение воспитателя, художественное слово, чтение сказки с передачей эмоционально состояния героев, пересказы детей (по частям, по цепочке), оценка пересказа, поощрение детей; наглядные: наглядно-схематические модели к содержанию сказки; практические: упражнение "Передай эмоцию", физкультминутка, составление схематической модели к пословице.

Ход занятия:

1. Детям предлагается построиться в круг.
"Ребята, представьте, что вы хмуритесь, как осенняя тучка (брови сдвинуты, глаза из-под лобья).
- А сейчас вы - человек, который сердится, изобразите это как? (недовольное лицо).
- А теперь улыбнитесь, как улыбается солнышко (на лице улыбка)
- Покажите, как пугается заяц, увидевший волка. Вы широко раскрыли глаза, некоторые открыли рот. Точно, видно, что заяц испугался.
- Ребята, а что такое страх? (ответы детей и обобщение ответов: страх - это когда кто-то чего-то боится).
- А чего можно испугаться? (ответы детей: темноты, чужого человека, грома, сказочного существа и т.п.).
- Ребята, как можно избавиться от страха? (ответы детей).
- А мы с вами знаем "прогонялку", с помощью, которой можно прогнать страх.
"Страх, страшок, страшилка.
Брысь, брысь, брысь!
В смех, смешок, смешинку
Превратись! (выполняется с движениями, 2 раза)
- Ребята, были ли у вас такие случаи, когда вы испугались того, чего можно было бы и не бояться, чего на самом деле и не было? (предположительные ответы детей).

Я вас хочу познакомить со сказкой, где с главными героями случилась именно такая история, где они испугались того, чего бояться не надо (детям предлагается пройти за столы).
2. Слушайте, внимательно, чтобы потом ответить на вопросы. Русская народная сказка "у страх глаза велики" (чтение сказки).
3. Беседа по содержанию сказки.
Вопросы:
- Как называется эта сказка? (ответы детей).
- Как называют в сказке бабушку, внучку, курочку и мышку?(ответы детей - водоносы).
- Как вы думаете, почему они так названы? От каких двух слов образовалось это слово? (ответы детей: воду - носить).
- Какие ведра были у водоносов? (ответы детей)- воспитатель выставляет модели и голосом выделяет: у бабушке - большие (басом), у внучки - поменьше (обычным голосом), у курочки - ещё меньше (тонким голосом), с чем сравнивали вёдра: у курочки - с огурчиком; у мышки - маленькое, малюсенькое (писк) с наперсточек.
- Откуда брали воду наши водоносы? (ответы детей: бабушка из колодца; внучка из колоды(колода - это такое толстое бревно, середина которого выдолблена и залита водой; курочка из лужицы; мышка из поросячьего копытца) - воспитатель показывает на моделях.
- Когда несли воду, он как плескалась? (ответы детей: у бабушке - тре-е-х,пле-е-х; у внучки - трех, плех; у курочки - трех-трех, плех-плех; у мышки - трех-трех-трех, плех-плех-плех) - воспитатель показывает на моделях.
- Кто почудился героям сказки? (ответы детей: бабушке - медведь, как она про него говорила с испуга - медведище - показать, какие глаза были; внучке - волк страшный, как можно назвать большого сильного волка - волчище; курочке - лиса; мышке -кот, котище, покажите мышку; зайцу - четыре охотника, и все с собаками).
_ что же на самом деле произошло? (ответы детей и обобщение ответов детей: все герои сказки испугались, а сами даже не знали чего на самом деле).
-А может ли быть так, что мы испугаемся и глаза будут очень большие от испуга? Да, так тоже бывает. Иногда так испугаешься, что глаза действительно станут большими.
- Какими словами заканчивается сказка? (ответы детей: у страха глаза велики: чего нет, и то видят).
- Как вы понимаете эти слова? (ответы детей).
- Как вы думаете, ребята, могли ли герои сказки, после того, что с ними случилось, посмеяться над собой? (ответы детей и обобщение ответов: Да, они испугались, того, чего не надо было бояться. (донести до детей юмор сказки).
4. Физкультминутка "Мы в лесу".
"Пойдем мягко, как лисята.
И как мишка - медведище.
И как серый волк - волчище.
и ка заинька - трусишка.
Вот свернулся волк в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик зайчика коснулся,
Зайчик сладко потянулся" (выполняется с движениями, 2-3 раза)
5. Повторное чтение с установкой на пересказ (воспитатель читает сказку, используя эмоции).
- Ребята, когда будете пересказывать, не забудьте рассказать о водоносах. куда они пошли, какие вёдра у них были, откуда набирали воду, затем как испугались и куда разбежались, кто почудился, и чем сказка закончилась (воспитатель выставляет модели - последовательности содержания сказки).
6. Пересказы детей
- по частям (выбирают 4-х детей)
Оценка детских пересказов даётся воспитателем.
- по цепочке (используем яблоко - страх).
Детям, которые уже пересказывали, предлагается внимательно слушать и затем оценить пересказы сверстников.
7. Оценка пересказов (по вопросам воспитателя, если дети затрудняются)
- Чем пересказ больше всего понравился и почему?
- Кто сумел передать чувство страха?
8. Чему же нас учит сказка? (ответы детей)
Воспитатель предлагает детям схематично нарисовать картинку для последней фразы - пословицы: "У страха глаза велики - чего нет, то и видят" (рассматриваются варианты детей, воспитатель может предложить свой вариант).
9. Итог: вопросы детям:
-С какой сказкой мы познакомились?
- Что помогло вам запомнить сказку?
- Что понравилось на занятии?
- Кто считает, что он справился сегодня с пересказом сказки?
- Что было трудным?
Воспитатель даёт общую оценку занятию.

Р.S. кто заинтересовался конспектом - могу выслать наглядно-схематические модели к содержанию сказки.

Цель: Формировать нравственное сознание и поведение. Задачи: учить детей понимать и объяснять значение пословиц о дружбе.

Называть слова, противоположные по смыслу - антонимы.

Развивать способность понимать действия изображённые на картинке, и соотносить их с действительностью.

Воспитывать чувство дружбы, взаимопомощи, побуждать к доброжелательным отношениям.

Умение исправлять свои ошибки, просить прощения.

Словарная работа: слова - антонимы, бескорыстный, трус, предатель, племянники.

Предварительная работа: Беседы, чтение худ. литературы о нравственном поведении, рисование «Мой лучший друг».

Оборудование: волшебный сундучок, воздушные шары, звуковое письмо, игры «Скажи наоборот», «Закончи предложение», карточки с изображением положительных и отрицательных поступков, карандаши, мяч.

Мотивация: Выполнение заданий Мальвины.

Ребята, что это такое? (шары, сундучок). Интересно, от кого это всё? А здесь и звуковое письмо, давайте его послушаем:

Здравствуйте ребята, Буратино попал в беду, злой Карабас-Карабас после спектакля закрыл его в сундучке: Мы куклы, не смогли ему помочь. Ребята помогите Буратино. Я передаю вам шарики с заданиями. Если вы их выполните то сможете открыть сундук и освободить весёлого Буратино. Спасибо вам, Мальвина.

Воспитатель: Ну что ребята поможем Буратино? (Да.)

В-ль: Тогда приступим к выполнению заданий. Какое же задание на первом шарике?

Здесь Мальвина предлагает поиграть с мячом. Я буду бросать мяч и называть слово. а вы должны назвать противоположное слово. А как эти слова называются (антонимы).

В-ль: Будьте внимательны (хороший, злой, смелый, нежный, плохой, добрый, трусливый, грубый, сильный, слабый, мудрый, глупый). Молодцы, справились с заданием.

На следующим шарике Мальвина предлагает прослушать рассказ Л.Н.Толстого «Два товарища». Я вам его расскажу.

Два товарища

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь.

Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мертвым.

Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.

Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется.

Ну что, - говорит, - медведь тебе на ухо говорил?

А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей

Ребята о чём это рассказ? (о дружбе, двух товарищах. Вспомните как он начинался….

А можно ли этих мальчиков назвать хорошими товарищами, друзьями?.... А как поступил мальчик сидевший на дереве когда медведь ушёл?....

А правильно ли он поступил:… Почему?

А как называют тех людей, которые бросают товарища в беде?... Да, ребята правильно, тех кто бросает товарища в беде называют предателями, трусами. Таких людей никто не уважает, А настоящий друг какой?.... (Верный, бескорыстный, надёжный, терпеливый, близкий. Да настоящий друг познаётся не только в радости, но и в беде. Он всегда утешит, пожалеет, протянет руку помощи, Ребята подходит ли к этому рассказу пословица «Без беды друга не узнаешь» (Да.)

В-ль: А сейчас пройдите за столы и возьмите карточки пододвиньте поближе к себе и внимательно рассмотрите. На каждой карточке нарисован круг, если вы считаете, что изображен положительный поступок добрый вы закрасьте красным цветом, а если плохой отрицательный поступок - синим цветом.

Справились. Молодцы ребята. Скажи Ваня, почему ты раскрасил красным цветом…- это хороший поступок… Наверно бывает так что вы ссоритесь со своим друзьями, а потом обязательно миритесь. Какие вы произносите слова, когда хотите помириться друг с другом. (…. прости извини, я больше не буду). Я знаю такое стихотворение –примирение. Послушайте и запомните что бы больше никогда ни с кем не ссориться. (Мирись мирись и больше не дерись…….)

Физминутка

Буратино потянулся

1 - нагнулся, 2 - нагнулся руки в сторону развёл Ключик видно не нашёл. Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать.

А сейчас выполним след. задание.

Игра «Закончи предложение». Я вам опишу ситуацию а вы ответите как при этом нужно поступить. Я начну со слова «Если» а вы заканчивайте фразой «То». (Если девочка шла споткнулась о камень упала и уронила книгу, то….надо помочь ей встать и поднять книгу. Если увидели, что бабушка несёт тяжёлую сумку, то нужно подойти и помочь донести. Если увидели, что мальчик обижает девочку, то нужно защитить её. Молодцы!

У нас осталось ещё одно задание. Нужно выложить схематично это слово и разобрать по звукам (согласный, твёрдый гласный). А какие вы пословицы знаете о дружбе?

Молодцы ребята. Много знаете пословиц о дружбе. Вот мы и выполнили все задания Мальвины, а вот и ключик которым мы сможем открыть сундук (Буратино) ну а сейчас расскажите Буратино о чём сегодня мы с вами говорили (о дружбе, верности, доброте).

Надеюсь ребята, что у вас будут надёжные и верные друзья которые придут к вам на помощь. А Мальвина и Буратино дарят вам шарики за то, что вы спасли Буратино.

Перспективный план работы по образовательной области «Коммуникация» в подготовительной группе

Пояснительная записка

В старшем дошкольном возрасте дети достаточно свободно владеют родным языком. Это связано с большим (по сравнению с предшествующим периодом) опытом детей, с развитием их интеллектуальных способностей: умением устанавливать многообразные связи, легко оперировать имеющимися знаниями, обобщать и делать выводы.

Интерес к внутреннему миру людей, особенностям их взаимоотношений определяет новый преобладающий тип общения. Общение становится способом познания норм поведения, способом определения настроения и эмоционального состояния человека, способом познания своего собственного внутреннего мира. Для детей этого возраста характерно критическое, оценочное отношение к речи окружающих и развитие контроля за точностью своего высказывания.

Для детей старшего дошкольного возраста характерны многочисленные упражнения в использовании языка, активное экспериментирование со словом, видоизменение его и придумывание новых слов. Дети с удовольствием включаются в творческую речевую деятельность по придумыванию загадок, сказок, рассказов.

Новым приобретением ребенка становится интерес к речи как особому объекту познания: его интересуют звучание и значение слова, звуковая форма, сочетание и согласование слов в речи. Этот интерес может быть направлен на решение задач по подготовке к обучению грамоте.

Стремление детей старшего дошкольного возраста привлечь к себе внимание собеседников выражается в попытках сделать свою речь выразительной, экспрессивной. В этом возрасте ребенок не только может пользоваться речевыми интонационными средствами, но и способен освоить типичные для языка средства выразительности, такие как эпитет, сравнение, метафора.

К старшему дошкольному возрасту проявляются существенные индивидуальные различия в уровне речи детей. Речь детей одного возраста может существенно отличаться по богатству словарного запаса, по уровню связности и грамматической правильности, по способности детей к творческим речевым проявлениям. Педагогу важно замечать индивидуальные проявления детей в освоении языка, поддерживать развитие литературных способностей воспитанников.

Цель работы: подготовка детей к школе, сформировать у дошкольников полноценную фонетическую систему языка, развивать фонематическое восприятие и первоначальные навыки звукового анализа, автоматизировать грамматически правильную речи, обучение родному языку.

Задачи воспитания и развития детей:

Задачи на развитие свободного общения со взрослыми и детьми:

  1. Развивать умение строить общение с разными людьми: взрослыми и сверстниками, более младшими и более старшими детьми, знакомыми и незнакомыми людьми.
  2. Способствовать проявлению субъектной позиции ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками.
  3. Способствовать становлению адекватной самооценки и внутренней позиции ребенка посредством осознания своего социального положения в детском сообществе и во взрослом окружении.

Задачи на развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности:

  1. Развивать умение пользоваться антонимами, синонимами, многозначными словами; понимать при восприятии художественной литературы и использовать в собственной речи средства языковой выразительности - метафоры, образные сравнения, олицетворения.
  2. Развивать самостоятельное речевое творчество, учитывая индивидуальные способности и возможности детей.
  3. Воспитывать интерес к языку и осознанное отношение детей к языковым явлениям.
  4. Развивать умения письменной речи.

Задачи на практическое овладение нормами речи

  1. Расширять представления детей о содержании этикета людей разных национальностей.
  2. Развивать умение осознанного выбора этикетной формы в зависимости от ситуации общения, возраста собеседника, цели взаимодействия.
  3. Развивать умение отбирать речевые формулы этикета для эмоционального расположения собеседника.

Для детей этого возраста характерно умение строить общение с разными людьми: взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми. Это значительно расширяет круг их общения. Продолжается освоение правил речевого этикета и их использования в процессе общения со взрослыми и сверстниками в разнообразных жизненных ситуациях. Речевые умения детей позволяют в процессе коммуникации со сверстниками: обменяться информацией, вместе спланировать игровую деятельность, договориться о распределении ролей и координации действий в игре.

Ведущей задачей педагога в развитии речи детей седьмого года жизни является развитие монологической речи, в частности самостоятельного творческого использования языка в процессе речевой деятельности. Вторая важная задача - воспитание осознанного отношения к языку как особому объекту познания. Решение данной задачи предполагает подготовку детей к обучению грамоте: сознательное освоение детьми таких понятий и явлений языка, как звуковой анализ слова, состав предложения, ударение, характеристика звука в слове и обучение детей некоторым умениям письменной речи.

Ориентация детей в образовательной области

О чем узнают дети

Связная речь. Дети овладевают умениями пересказывать литературные произведения самостоятельно, правильно передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц; использовать разные виды пересказа в зависимости от поставленной задачи: пересказ по ролям, близко к тексту, от лица литературного героя. Учатся понимать и запоминать авторские средства выразительности, использовать их при пересказе, в собственной речи, замечать в рассказах сверстников. В описательных рассказах по репродукциям художественных картин о явлениях природы учатся передавать свое эмоциональное отношение к образам, используя средства языковой выразительности: метафоры, сравнения, эпитеты, гиперболы, олицетворения; самостоятельно определять логику описательного рассказа; использовать разнообразные средства выразительности. Составляют повествовательные рассказы по картине, из личного и коллективного опыта, по набору игрушек; строят свой рассказ, соблюдая структуру повествования; составляют рассказы-контаминации, сочетая описание и повествование, описание и рассуждение. Учатся различать литературные жанры (сказка, рассказ, загадка, пословица, стихотворение), знать и соблюдать в повествовании основные характерные особенности жанра.

Осваивают умение самостоятельно сочинять разнообразные виды творческих рассказов: на тему, предложенную воспитателем, моделирование рассказа, сказки, загадки, придумывание диафильмов, рассказы по «кляксографии», по пословицам, с использованием приемов ТРИЗа.

В творческих рассказах используют личный и литературный опыт, индивидуальные интересы и способности.

Внимательно выслушивают рассказы сверстников, помогают им в случае затруднений, замечают речевые и логические ошибки и доброжелательно и конструктивно исправляют их.

Учатся самостоятельно использовать в процессе общения со взрослыми и сверстниками формы речи-рассуждения: объяснительную речь, речь-доказательство, речевое планирование.

Подготовка к обучению грамоте. Звуковой анализ четырехзвуковых и пятизвуковых слов (лиса, слон, аист, школа): интонационное выделение звуков в слове, составление схемы звукового состава слова, выделение ударного гласного звука в слове. Ориентация на листе, выполнение графических диктантов. Развитие мелкой моторики рук: штриховка, обводки. Чтение простых слов. Отгадывание детских кроссвордов и ребусов.

Словарь. Дети овладевают умениями адекватно и точно выражать свои мысли, подбирая нужные слова; выполнять операцию классификации - деление освоенных понятий на группы на основе выявленных признаков (посуда - кухонная, столовая, чайная; одежда, обувь - зимняя, летняя, демисезонная; транспорт - пассажирский и грузовой; наземный, воздушный, водный, подземный и т.д.).

Учатся находить в художественных текстах и понимать средства языковой выразительности: полисемию, олицетворения, метафоры; использовать средства языковой выразительности при сочинении загадок, сказок, стихов.

Звуковая культура речи. Проводится автоматизация сложных для произношения звуков в речи и коррекция имеющихся нарушений в звукопроизношении.

Грамматически правильная речь. Ребенок овладевает умениями: образовывать сложные слова посредством слияния (кофемолка, кофеварка, посудомоечная машина); замечать грамматические ошибки в речи сверстников и исправлять их; самостоятельно использовать в речи разные типы предложений (простые, сложносочиненные, сложноподчиненные) в соответствии с содержанием высказывания.

Практическое овладение нормами речи (освоение правил речевого этикета). Дети овладевают умением использовать этикетные формулы эмоционального взаимодействия с людьми: в ситуациях приветствия («Как я рад тебя видеть!», «Как я по вам соскучился!», «Как хорошо, что мы встретились!»), в ситуациях прощания («С нетерпением жду нашей следующей встречи!», «Как жаль расставаться с тобой», «До новых и радостных встреч», «Надеюсь на новую встречу», «Всего хорошего, удачи тебе!»).

Учатся находить уместные движения, позы, выражение лица в ситуациях общения с разными людьми; находить ответы и правильно использовать правила этикета в новых ситуациях (кто здоровается первым при встрече со взрослыми, когда следует подавать руку, что означает рукопожатие, кто первым подает руку; почему следует вставать при приветствии; почему нельзя держать руки в карманах и здороваться и прощаться через порог или другое препятствие).

Упражняются в умении представить своего друга родителям, товарищам по игре (кого представляют первым - девочку или мальчика, мужчину или женщину), познакомиться и предложить вместе поиграть, предложить свою дружбу; сделать комплименты другим и принять их. Дошкольники учатся следовать правилам этикета в тяжелых жизненных обстоятельствах (болезнь, неприятности в семье); осваивают формулы речевого этикета в процессе спора.

Организация опыта освоения образовательной области

Что осваивают дети

Для становления основ коммуникативной компетентности ребенка воспитатель создает условия для общения детей с разными людьми: взрослыми и сверстниками, более старшими и более младшими детьми, с хорошо и малознакомыми детьми и взрослыми. Опыт общения с разным контингентом людей дети могут обобщить в процессе создания альбомов и книг на темы «Как мы играли с малышами», «Как познакомиться с новыми друзьями», «Как не поссориться на детской площадке» и т. п.

Для развития речевого творчества детей педагог организует «детское книгоиздательство»: дети сочиняют сказки, загадки, рассказы, иллюстрируют их своими рисунками, а воспитатель записывает и помогает оформить книгу. В своих произведениях дети отражают свой личный и литературный опыт, свои знания о природе, социальном мире, отношениях между людьми. В подготовительной группе может быть создана библиотека, часть которой составляют сочинения самих детей.

Для знакомства детей с правилами этикета воспитатель читает им художественные произведения и обсуждает с ними ситуации, возникающие в поведении детей. В процессе обсуждения, в игре-драматизации, в сюжетно-ролевой игре дошкольники учатся использовать правила этикета в практике взаимодействия. Педагогу необходимо поговорить с родителями воспитанников и посоветовать им использовать жизненные ситуации для обучения ребенка этикетным правилам: ребенок привел домой друга и хочет познакомить его с родителями; на улице повстречались с мальчиком из группы, ребенок хочет представить его маме. В условиях детского сада воспитатели создают ситуации для знакомства детей разных групп, организуют их совместную деятельность. Совместное решение проблемных ситуаций, игровых и бытовых задач помогают детям освоить этикет ведения спора, умения избежать конфликта и ссоры. Для закрепления освоенных правил можно использовать дидактические игры, конкурсы и этюды.

Работа по звуковой культуре речи и развитию грамматически правильной речи проводится в процессе индивидуального взаимодействия с детьми, нуждающимися в помощи.

Планируемый результат, выраженный в интегративных качествах ребенка:

Любознательный, активный

Проявляет активность в коллективных обсуждениях, выдвигает гипотезы и предложения в процессе экспериментальной деятельности и при обсуждении спорных вопросов. Является инициатором обсуждений событий в группе, организатором коллективных игр, предлагает творческие словесные игры (загадывает загадки, придумывает истории, планирует сюжеты творческих игр).

Эмоционально отзывчивый

Проявляет интерес к общению со сверстниками и взрослыми: задает вопросы, интересуется мнением других, расспрашивает об их деятельности и событиях их жизни. Проявляет интерес к речи как особому объекту познания: с удовольствием участвует в разгадывании кроссвордов, ребусов, предлагает словесные игры, читает отдельные слова, пишет печатными буквами, проявляет интерес к речевому творчеству. Проявляет устойчивый интерес к литературе, отличается богатством литературного опыта, имеет предпочтения в жанрах литературы, темах произведений.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослым и сверстниками

Ребенок может организовать детей на совместную деятельность, вести деловой диалог со взрослыми и сверстниками. Свободно вступает в общение с разными людьми: легко знакомится, имеет друзей. Для него характерны субъектные проявления в коммуникативной и речевой деятельности.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту

Самостоятельно, без помощи взрослого может привлечь сверстников к общению (обсудить проблему, событие, поступок). Самостоятельно использует освоенные речевые формы в процессе общения со сверстниками и взрослыми (рассказ, речь-доказательство, объяснения, речь-рассуждение).

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

Активно проявляет творчество в процессе общения: предлагает интересные оригинальные темы для обсуждения, задает интересные вопросы, предлагает творческие варианты решения проблем. Успешен в творческой речевой деятельности: сочиняет загадки, сказки, рассказы.

Имеет свою точку зрения на обсуждаемую тему, умеет отстаивать свою позицию в коллективных обсуждениях, спорах, использует речевые формы убеждения («я думаю, что...»; «я считаю», «я полагаю», «я хочу тебя убедить»); владеет культурными формами выражения несогласия с мнением собеседника («я хочу тебе возразить», «я не согласен с тобой», «я сомневаюсь в этом» и т. п.); умеет принять позицию собеседника.

Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками

Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Ребенок владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласный - согласный, твердый - мягкий, ударный - безударный гласный), место звука в слове. Проявляет интерес к чтению, самостоятельно читает слова.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

  • Ребенок не проявляет интереса к общению со сверстниками, не стремится к сотрудничеству с ними при выполнении заданий, поручений. Общается с ограниченным кругом близких людей, не имеет друзей.
  • Неохотно участвует в словесных играх, коллективных обсуждениях, затрудняется в выполнении творческих заданий (придумать загадку, поучаствовать в сочинении сказки), не использует формы речи- рассуждения. Не проявляет интереса к письменной речи. В обсуждениях и спорах принимает позицию других, не пытаясь настоять на собственном мнении, не проявляет творчества в процессе общения и речи.
  • Используемые формулы речевого этикета однообразны, правила этикета соблюдает только по напоминанию взрослого.
  • Допускает грамматические ошибки в разговорной речи, в выполнении звукового анализа слов. Не умеет читать.

Календарно – тематическое планирование по подготовке к обучению грамоте

№ занятия

Месяц

Тема

Литература

сентябрь

«Азбука – к мудрости ступенька». Звук и буква «А»

№ 1 с.154

«Аз да буки – вот и все науки». Звук и буква «О»

№ 1 с.157

«Ученье – путь к уменью». Звук и буква «У»

№ 1 с.161

октябрь

Звук и буква «И». Звуковой анализ слова «игла»

№ 1 с.163

Звук и буква «Э». Звуковой анализ слова «лист»

№ 1 с.167

Звук и буква «Ы». Беседа по содержанию сказки «Крыса Дылда и Пых-Пых»

№ 1 с.171

Слог. Слогообразующая роль гласных. Звуковой анализ слова «камыш»

№ 1 с.175

ноябрь

Согласный звук [м] – [м"], буква «М». звуковой анализ слова «малыш»

№ 1 с.178

Согласный звук [н] – [н"], буква «Н». звуковой анализ слова «насос»

№ 1 с.181

Согласный звук [р] – [р"], буква «Р». Введение понятия «ударение»

№ 1 с.184

Согласный звук [с] – [с"], буква «С». Ударение

№ 1 с.188

декабрь

Согласный звук [л] – [л"], буква «Л». Предложение. Звуковой анализ слова «лампа»

№ 1 с.192

Согласный звук [х] – [х"], буква «Х». Предложение. Звуковой анализ слова «сахар»

№ 1 с.195

Согласный звук [ш], буква «Ш». Работа со штампами

№ 1 с.200

Многозначные слова. Согласный звук [к] – [к"], буква «К». Введение понятия «Глухой согласный звук»

№ 1 с.204

январь

Составление предложений с заданными словами. Согласный звук [п] – [п"], буква «П». Закрепление понятия «глухой согласный звук»

№ 1 с.207

Звуковой анализ слова «кошка». Согласный звук [т] – [т"], буква «Т». Закрепление понятия «глухой согласный звук»

№ 1 с.212

Согласный звук [з] – [з"], буква «З». Введение понятия «звонкий согласный звук»

№ 1 с.215

февраль

Согласный звук [в] – [в"], буква «В». Закрепление понятия «звонкий согласный звук» . звуковой анализ слова «волки»

№ 1 с.220

«Летит пулей» - что бы это значило? Согласный звук [ж] , буква «Ж». Схемы предложений

№ 1 с.225

Согласный звук [б] – [б"], буква «Б». Многозначные слова. Звуковой анализ слова «батон»

№ 1 с.228

Согласный звук [г] – [г"], буква «Г». Звуковой анализ слова «голуби»

№ 1 с.232

март

Согласный звук [д] – [д"], буква «Д». Многозначные слова. Звуковой анализ слова «дымок»

№ 1 с.236

Согласный звук [ц], буква «Ц». звуковой анализ слова «курица». Смысловая законченность предложения

№ 1 с.229

Согласный звук [ч], буква «Ч». Звуковой анализ слова «часики». Чистоговорки

№ 1 с.243

Согласный звук [щ] , буква «Щ». Нахождение букву в письменном тексте. Работа с текстом

№ 1 с.247

апрель

Согласный звук [ф] – [ф"], буква «Ф». Звуковой анализ слова «фиалка»

№ 1 с.252

Согласный звук [й], буква «Й». Звуковой анализ слова «чайник»

№ 1 с.257

Сочетание звуков [йэ], буква «Е». Звуковой анализ слова «лента»

№ 1 с.261

Сочетание звуков [йа], буква «Я». Звуковой анализ слова «няня»

№ 1 с.265

май

Сочетание звуков [йу], буква «Ю». Звуковой анализ слова «клюшка»

№ 1 с.270

Сочетание звуков [йо], буква «Ё». Звуковой анализ слова «звезды»

№ 1 с.274

Буквы «Ь» и «Ъ» (мягкий и твердый знаки). Звуковой анализ слова «день»

№ 1 с.280

Алфавит. Закрепление пройденного материала по основным единицам речи: звуку, слову, предложению

№ 1 с.285

Календарно – тематическое планирование по развитию речи

№ занятия

Месяц

Тема

Литература

сентябрь

«Три желудя», «Дубовые листья»

№ 4 с. 5, 15

Лексическая тема: «Домашние животные». Путешествие в сказку: «Как щенок узнал, кто всех важнее»

№ 2 с.8

«Фиолетовая сказка»

№ 3 с. 26

октябрь

Лексическая тема: « Домашние птицы». Путешествие в сказку: «Как гусь всем завидовал»

№ 2 с.12

Путешествие в «Желтую сказку»

№ 3 с.5

«Как Лиса зайцев обманула»

№ 4 с. 7

Лексическая тема: «Перелетные птицы». Путешествие в сказку: «Как лебедь остался один»

№ 2 с.5

«Оранжевая сказка»

№ 3 с.20

ноябрь

«Бежал ежик по дорожке»

№ 4 с.9

Лексическая тема: «Дикие животные наших лесов и их детеныши». Путешествие в сказку: «Как олененку мама искали»

№ 2 с.16

« Как Лиса терем строила»

№ 4 с. 11

«Как Медведь был царем леса»

№ 4 с. 16

декабрь

«Как медведь варил варенье»

№ 4 с. 24

«Белая сказка»

№ 3 с.17

Лексическая тема: «Зимующие птицы». Путешествие в сказку: «Как сорока клеста судила»

№ 2 с.19

январь

«Что случилось с Мухой в зимнем лесу»

№ 4 с.26

«Как Муравей в гости ходил»

№ 4 с. 27

Лексическая тема: «Животные жарких стран». Путешествие в сказку: «Как зверята подружились»

№ 2 с.23

февраль

«Пропажа»

№ 4 с. 32

Лексическая тема: «Речные рыбы». Путешествие в сказку: «Как чуть не погибла плотвичка»

№ 2 с.28

«Как Медведь с Мужиком силами мерились»

№ 4 с. 34

«Почему у зайца длинные уши»

№ 4 с. 36

март

Лексическая тема: «Животный мир морей и океанов». Путешествие в сказку: «Как крабик дом искал»

№ 2 с.31

«Трудное яблоко»

№ 4 с. 38

«Как Волк дом сторожил»

№ 4 с. 45

«Шапка-невидимка»

№ 4 с. 48

апрель

«Кому Ручеек пел свою песенку»

№ 4 с. 50

«Как Миша узнал про школу»

№ 4 с. 75

«Синяя сказка»

№ 3 с.14

Лексическая тема: «Насекомые». Путешествие в сказку: «Как кузнечик помогал слабым»

№ 2 с.35

«Зеленая сказка»

№ 3 с.8

май

«Красная сказка»

№ 3 с. 11

Лексическая тема: «В мире природы». Путешествие в сказку: «Как девочка еще раз встретила кузнечика»

№ 2 с.39

«Разноцветная сказка сказка»

№ 3 с.29

Литература:

1. Ельцова О.М. Основные направления и содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте: Уч.-метод.пособие. – СПб., 2011. – 320 с.

2. Нищева Н.В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста: Уч.-метод.пособие. – СПб., 2011. – 56 с.

3. Нищева Н.В. Новые разноцветные сказки. Конспекты комплексных занятий и разрезной материал для коврографа. – СПб.,2009. – 32 с.

4. Куликовская Т.А. Сказки-пересказки. Обучение дошкольников пересказу: Уч.-метод.пособие для педагогов и родителей. – СПб., 2010. – 80 с.