Биографии Характеристики Анализ

Предмет, структура и функции социологии. Общая социология

Обладающее качеством целостности и системности, а предметом — его субъекты: социальные общности, институты и личности.

В структуре социологической науки можно выделить три уровня :

  • фундаментальных исследований , задачей которых является приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы данной области;
  • прикладных исследований , в которых ставится задача изучения актуальных, имеющих непосредственную практическую значимость проблем, на основе существующих фундаментальных знаний;
  • социальная инженерия - уровень практического внедрения научных знаний, с целью конструирования различных технических средств и совершенствования имеющихся технологий.

Своеобразной формой пересечения всех этих уровней выступают такие структурные элементы социологии, как отраслевые социологии : социология труда, экономическая социология, социология организаций, социология досуга, социология здравоохранения, социология города, социология деревни, социология образования, социология семьи и т. д. В данном случае речь идет о разделении труда в сфере социологии по характеру исследуемых объектов.

Особое место в структуре науки занимают конкретно-социологические исследования . Они снабжают информацией к теоретическим и практическим размышлениям все уровни социологии, делают ее наукой, основанной на социальных фактах из реальной общественной жизни.

Функции социологии

Многообразие связей социологии с жизнью общества, ее общественное предназначение определяются в первую очередь функциями, которые она выполняет. Одной из важнейших функций социологии, как и всякой другой науки, является познавательная . Социология на всех уровнях и во всех своих структурных элементах обеспечивает прежде всего прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, раскрывает закономерности и перспективы развития общества. Этому служат как фундаментальные теоретические изыскания, вырабатывающие методологические принципы познания социальных процессов и обобщающие значительный фактический материал, так и непосредственно эмпирические исследования, поставляющие этой науке богатый фактический материал, конкретную информацию о тех или иных областях общественной жизни.

Характерная черта социологии — единство теории и практики . Значительная часть социологических исследований ориентирована на решение практических проблем. В этом плане на первое место выступает прикладная функция социологии.

Социологические исследования дают конкретную информацию для осуществления действенного социального контроля над социальными процессами. В этом проявляется функция социального контроля.

Практическая направленность социологии выражается и в том, что она способна выработать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов в будущем. В этом проявляется её прогностическая функция . Особенно важно иметь такой прогноз в переходный период развития общества. В этом плане социология способна: определить, каков диапазон возможностей, вероятностей, открывает перед участниками событий на данном историческом этапе; представить альтернативные сценарии будущих процессов связанных с каждым из выбранных решений; рассчитать вероятные потери по каждому из альтернативных вариантов, включая побочные эффекты, а также долговременные последствия.

Большое значение в жизни общества имеет использование социологических исследований для планирования развития разнообразных сфер общественной жизни. Социальное планирование развито во всех странах мира, независимо от социальных систем. Оно охватывает самые широкие области, начиная oт определенных процессов жизнедеятельности мирового сообщества, отдельных регионов и стран и кончая социальным планированием жизни городов, сел, отдельных предприятий и коллективов.

Взаимосвязь социологии и других общественных наук

Мы прояснили в самом общем виде, что изучает социология. Но для того чтобы разобраться в этом более конкретно, необходимо рассмотреть взаимоотношение социологии и смежных с нею наук об обществе, социальных общностях и индивидах. И здесь прежде всего необходимо сопоставить социологию и социальную философию, у которых очень широкая область совпадения объекта изучения. Их различие более отчетливо проявляется в предмете исследования. решает общественные проблемы умозрительно , руководствуясь определенными установками, которые развиваются на основе цепи логических размышлений.Социология заявила, что общественная жизнь должна изучаться не умозрительно, а на основе методов эмпирической (опытной) науки.

Как соотносятся общественные науки: и социология? Психология в основном сосредоточена на изучении индивидуального “Я”.Сфера социологии- это проблемы межличностного взаимодействия “Мы”. В той мере, в какой ученый исследует личность как субъект и объект социальной связи, взаимодействий и отношений, рассматривает личностные ценностные ориентации с социальных позиций, ролевых ожиданий и т. д., он выступает как социолог.

Социология — наука о жизни общества, и она тесно взаимосвязана с другими общественными науками, отражающими его сложную многогранную жизнедеятельность.

Структура социологии и ее функции

Логика развития мировой социологической мысли объективно выделила в социологии своеобразные ступени ее развития, каждая из которых имеет определенный уровень целостности и конкретности и может рассматриваться в качестве элемента ее структуры.

Исторически первой социология сформировалась как социальная философия. Второй этап связан с развитием ее как социальной инженерии, третий — как научно-практической деятельности. Отсюда в дальнейшем сложилось представление о специфической трехуровневой структуре социологии:

  • высший уровень — общая социология (теоретическая социология, макросоциология)
  • средний уровень — отраслевые направления (частные социологические теории, теории среднего уровня)
  • низший уровень — эмпирическая, прикладная социология (микросоциология, конкретные социологические исследования).

Названные структурные компоненты современной социологии образуют органическое единство, обусловливают друг друга, причем в такой степени, что любое отраслевое направление, например, немыслимо без наличия в нем глубоких теоретических предпосылок, а также эмпирического базиса исследования, равно как фундаментальные исследования не протекают вне и помимо развития отраслевых и эмпирических направлений.

Составной и неотъемлемой частью современной социологии является ее история. Социология как социальная философия в структуре социологического знания имеет основополагающее значение. Как социальная наука, вырастающая из философии и развивающаяся первоначально на ее основе, она объективно несет в себе печать философского образа мышления. А это значит, что социология в данной ипостаси всегда была, есть и еще долго, очевидно, будет оставаться не только наукой, стремящейся постичь сущность общественных процессов, их подлинные причины и закономерности и отразить их в научных, теоретических понятиях и категориях, но и мировоззрением, то есть формой отражения социальной действительности в адекватных мировоззрению идеологических образах.

Проблема соединения рационального (научного) и идеологического (ценностного) подходов в исследовании глубоко исторична. Она сопровождает все этапы развития мировой мысли, где в области познания природы по мере того, как изживается синдром «цеховой учености», «мышление в понятиях» и «мышление в образах» не противоречат, а взаимно дополняют друг друга.

Однако сказанное относительно взаимной обусловленности и взаимной дополняемости научных и идеологических методов в области естествознания не означает, тем не менее, что физика, химия или математика имеют по своему конечному результату какой-либо иной статус, кроме статуса науки. Социология же всем ходом своего исторического развития, совокупностью и качеством тех социальных проектов, которые она выработала, доказала, что она имеет иной, отличный от естествознания статус. Формы социологического познания, в которых отражается реальность, помимо логических законов и категорий включают в себя различные формы репродуктивного воображения, основанные на интересе (центральной категории мировоззрения). Именно поэтому большинство научных результатов социологии носит характер научных гипотез, идеологических моделей, то есть мировоззрения, которое может быть пересмотрено в любое время, ибо интерес, как подчеркивал французский мыслитель Ламетри, является тем могучим волшебником, который в глазах разных людей меняет образ одного и того же предмета.

Социологическая истина по природе своей обладает свойством дуализма. На это обстоятельство впервые с определенностью указал Лавров, введя в научный оборот понятия «правда-истина» (су- шее) и «правда-справедливость» (должное). Данное обстоятельство объективно должно ставить общественное сознание в условия критического восприятия любых социальных концепций и идей, кто бы их ни выдвигал, и выбора их в качестве средств решения практических и жизненно важных задач.

Разумеется, такой подход не означает отрицания связи общественной мысли с жизненной практикой. Задачи практического, сознательного и планируемого подхода ко многим сторонам общественной жизни все активнее пробивают себе дорогу, а следовательно, социально-инженерная функция социологии приобретает все большее значение. Социология как социальная инженерия начала складываться уже с первых своих шагов, хотя подобной терминологии в науке древних мы еще не обнаруживаем. Достаточно вспомнить известные проекты «идеального государства» Платона и Аристотеля, «Город Солнца» Т. Кампанеллы, «Общественный договор» Ж. Руссо и др.

Однако особенно интенсивно и научно содержательно социаль- но-инженерный подход в социологии начал развиваться в рамках американской социологии в начале XX в., затем в 1920-х гг. в России. Наиболее интересные исследования в этом направлении были предприняты пионерами американской социальной инженерии — Г. Эмерсоном, Ф. Тейлором, Э. Мэйо и др. Их разработки были связаны прежде всего с задачами научной организации труда в промышленности. Подобными вопросами в России в этот же период активно занимались А.К. Гастсв, А.В. Нечаев, П.М. Керженцев и др.

В СССР социоинженерный подход осуществлялся во многих направлениях, и прежде всего в теории и практике социального планирования, разработке целевых комплексных программ как республиканского, так и регионального, отраслевого направлений.

Сфера социокультурного проектирования, то есть применения социальных технологий к обстоятельствам реальной жизни, так называемых теорий среднего уровня, стала предельно широкой и охватывает по существу весь спектр общественных отношений. Продуктом социального проектирования все чаще выступают такие области деятельности, которые до недавнего времени являлись по существу невостребованными: это внутренняя и внешняя политика, военное дело, разведка, коммерческая и иная, связанная с новыми экономическими условиями хозяйственного управления деятельность.

Третий уровень социологии — научно-практическая деятельность — это прикладные исследования и непосредственное осуществление социальных программ, реализация выводов исследований, непосредственное участие исследователя в объективации результатов. На этом уровне социология выступает как «работающая корпорация».

Таким образом, социальная философия (общая социология), социальная инженерия (отраслевая социология) и научно-практи- ческая деятельность (прикладная, эмпирическая социология) не отделены друг от друга. Они, в сущности, являются сторонами одного и того же процесса познания и преобразования социальной действительности независимо от ее уровня и масштаба — глобального, общегосударственного, отраслевого, регионального, уровня отдельного производственного объединения, предприятия, малой или большой группы, а также личности.

Тесная связь социологии с жизнью определяется теми функциями , которые она выполняет. Как общественная наука, в соответствии со структурой знания, его относительной специализацией социология выполняет теоретико-познавательную (гносеологическую), мировоззренческую (идеологическую) и преобразовательную (практическую) функции. В свою очередь они могут образовывать производные функции, которые в литературе трактуются иногда как самостоятельные. К ним относят управленческую, методологическую, просветительскую, прогностическую функцию социального контроля, коммуникации и т.н. В сущности, они все зависят от первых трех или, по крайней мере, тесно взаимодействуют, переплетены с ними и могут быть раскрыты через их понимание.

Теоретико-познавательная функция социологии направлена на выяснение сущности, природы человеческого сознания и поведения в определенных общественных условиях, обращена к познанию проблем данного общества с учетом многообразия конкретно-ис- торических и социально-культурных условий его развития. В рамках этой функции социология исследует вопросы методологии и теории социального познания, открывает законы развития социума, накапливает и систематизирует социальное знание в целом.

Мировоззренческая функция — это особая реальность. Будучи теоретической формой общественного сознания (идеологией), социология формирует в системе своего знания общественные идеалы и ценности, которыми руководствуются социальные субъекты в своем практическом отношении к действительности. Убеждения, вырабатываемые на основе этих знаний, становятся источниками социальной активности людей. Вебер в социологии вообще видел важнейший инструмент по выработке интереса эпохи в виде теоретической конструкции. По мнению выдающихся русских социологов (Лавров, Соловьев и др.), всякая истинная социология в своей мировоззренческой функции должна являться одновременно и подлинной идеологией национального духа, вырабатывать национальную идею и способствовать глубокому теоретическому и практическому пониманию каждым народом своих коренных интересов и целей.

Особое значение имеет преобразовательная функция социологии, которая органически вытекает из взаимодействия первых двух. Социология и возникла из практической потребности изучения и преобразования общества на научных основах. Конт рассматривал социологию не иначе, как орудие научной политики, социального порядка и прогресса. Таковой она должна оставаться и по сей день.

Зборовский Г.Е.

ОБЩАЯ социология

Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве

учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 020300 «Социология»

ГАРДАРИКИ

УДК 316 (075.8) ББК60.5

Рецензенты: действительный член Академии гуманитарных наук, доктор философских наук,

профессор Ю.Р. Вишневский;

действительный член Академии гуманитарных наук, докюр философских наук, профессор Г.П Орлов

Зборовский Г.Е.

3-41 Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики, 2004. - 592 с.

ISBN 5-8297-0174-Х (в пер.)

Рассматриваются основные теоретические положения социологической науки н этапы ее развития. Раскрывается содержание учений об обществе, социальных институтах, личности, динамике социальных процессов. Анализируются специфика и структура социологического знания и социологического исследования.

Для студентов, обучающихся по специальности «Социология», и всех тех, кто интересуется проблемами современной социологии.

УДК 316 (075.8) ББК 60.5

ПРЕДИСЛОВИЕ

Перед Вами, читатель, третье издание учебника по общей социологии. Первое было опубликовано в 1997 г., второе - в 1999 г. Оба издания разошлись очень быстро. Между тем многие заявки па учебник оказались не удовлетворены и продолжают поступать. В 2000 г. был принят новый Государственный образовательный стандарт, в связи с чем появилась необходимость дополнить и исправить предыдущие издания книги.

Однако причины публикации нового издания выходят за пределы названных. За последние годы в мире произошли громадные изменения, которые наложили отпечаток как на жизнь человечества в целом, так и на процессы, происходящие в российском обществе. Борьба с международным терроризмом, резко активизировавшаяся после событий 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке - разрушение зданий Всемирного торгового центра, - последовавший вслеД за ним разгром движения «Талибан» в Афганистане, война в Ираке, в которую оказались вовлечены прямо или косвенно десятки стран, усиливающиеся процессы глобализации, с одной стороны, антиглобалистской борьбы - с другой, быстрое распространение по планете эпидемии новой страшной болезни - атипичной пневмонии, угрожающей жизни и здоровью десятков тысяч жителей многих стран, - вот далеко не полный перечень чрезвычайных событий лишь последних полутора лет, которые требуют социологического осмысления.

Что касается России, то в ней также произошли серьезные события, связанные со сменой политического руководства, которому удалось в какой-то степени нормализовать обстановку в стране, добиться некоторых результатов в улучшении экономической ситуации, ослабить напряженность в обществе. Вместе с тем говорить о радикальных изменениях пока не приходится. Глубоких, качественных сдвигов в развитии производства не произошло. По-прежнему крайне низок жизненный уровень значительной части населения страны, как и раньше, не выплачивается вовремя заработная плата многим миллионам работников бюджетной сферы, продолжаются акции протеста (забастовки, голодовки, митинги, демонстрации). Не произошло коренного улучшения ситуации в Чеченской Республике, где продолжают гиб-

Предисловие

нуть люди. Процессы, происходящие в стране, так же как и изменения

в мире, должны стать предметом социологической интерпретации.

В учебнике осуществляется анализ как теоретических проблем социологии, так и практических вопросов жизни человеческого сообщества. При этом особый акцент сделан на процессах и проблемах, типичных для нашей страны. В книге дается систематическое изложение содержания социологической науки. Наряду с хрестоматийным, ставшим уже «классическим» материалом в учебнике представлена трактовка наиболее актуальных вопросов социологии, дано их авторское видение в полемике с иными точками зрения. Вместе с тем автором двигало желание не увлекаться дискуссиями, а анализировать проблемы в позитивном плане.

При написании учебника привлекался разнообразный материал из отечественных и зарубежных теоретических источников и учебной литературы. Однако логика, структура и содержание учебника являются результатом авторского видения предмета социологии и ее специфики. Концепция учебника, его архитектоника, предлагаемое методическое оснащение (контрольные вопросы и задания, названия конкретных небольших разделов, словарь основных понятий и терминов и др.) - все это рождалось в процессе многолетнего преподавания социологических дисциплин в ряде университетов Екатеринбурга.

В третье издание книги внесены необходимые изменения как содержательного, так и редакционного характера. Появилась совершенно новая глава о социальном управлении. Проанализирован ряд новых теорий, в том числе посвященных проблеме глобализации. Заметно усилена трактовка социальных институтов, особенно в социальной и духовной сферах (институты образования, религии). Обновлены фактические данные, посвященные российским реформам и их восприятию в общественном сознании. Использованы (и указаны) новые литературные источники.

Завершая предисловие, хотелось бы выразить надежду, что книга принесет пользу студентам, аспирантам, преподавателям, всем тем, кто интересуется проблемами современного общества и социологической науки.

ВВВДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ

Общество - социология - личность

§ 1 Первый в t/ляд па (оциологию § 2 Функции социологии

§ 3 Приглашение в < оциологию

§ 1. Первый взгляд на социологию

Вряд ли кто-то усомнится в том, что в современном мире жить не просто. Еще труднее его понять. Многие даже и не пытаются это делать, «плывя но воле волн». Иные борются с этими «волнами», стремятся либо их обуздать, либо нырнуть под них. Часто это делается без понимания того, как лучше и легче преодолеть препятствия и трудности продвижения вперед.

Иногда люди далее не пытаются осмыслить мир своего бытия потому, что застают его уже «готовым», находящимся в «полном порядке». Они рождаются, а затем живут в нем таком, каким он сохраняется долгие годы, и кажется, что изменить его невозможно Когда же наступают кризисные переломные периоды и в обществе становится трудно и плохо многим, люди, далеко не всегда зная, что делать, полагают, что лучше не читать газет, не знагь новостей, не смотреть телевизор, а попытаться уйти в свою личную жизнь.

Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что личная жизнь не менее сложна, чем жизнь общества, хотя бы потому, что испьпывает на себе его воздействие. Когда не выдается зарплата, не выплачиваются отпускные, трудно сохранить ровное и спокойное состояние духа. И тогда приходится признать, что личная жизнь не такая уж «личная». Люди в своих тревогах и беспокойствах не одиноки, наоборот, они их объединяют, и каждый человек становится по необходимости частью сложного общественного организма, который он должен осмыслить, понять.

Социальный мир, в котором живут люди, не заморожен. Он представляет собой процесс постоянного производства, воспроизводства, изменения, в котором каждый из нас принимает участие. Мы не всегда это

осознаем, тем не менее выбираем, как, в какой форме участвовать в процессе преобразования общества. Условия, в которых мы это делаем, тесно связаны с его характером. Чаще всего наше общество определяют как индустриальное. Пища, которую мы едим, вода, которую мы пьем, одежда, которую мы носим, книги, которые мы читаем, токсичные вещества, которые попадают в наш организм, - все это зависит от окружающей нас природной, производственной и социальной среды. Следовательно, каждая сторона нашей жизни связывает нас с широким и природным, и социальным миром, которые мы едва начинаем понимать.

Наше общество - это огромный океан, где есть своя надводная, наблюдаемая, и подводная, не видимая невооруженным глазом, жизнь. Вероятно, было бы уместно, продолжая сравнения такого рода, уподобить общество айсбергу, у которого 2 / 5 находится над водой, а3 /5 - под ней. Чтобы ориентироваться в такой сложной жизненной системе, знать, что

в ней происходит, и использовать это знание в собственной деятельности, необходимо опираться на научные представления, теории, доказательства. Их созданием занимаются сегодня многие социально-гумани- тарные науки. Одна из наиболее популярных среди них - социология.

Вспомним слова из хорошо известной в стране песни, исполнявшейся по меньшей мере полвека назад одним из самых любимых отечественных певцов Л.О. Утесовым: «Как много девушек хороших, как много ласковых имен! Но лишь одна из них тревожит, унося покой и сон, когда влюблен». Не трудно провести аналогию с науками, которых много, но лишь отдельные заставляют людей терять «покой и сон» и «влюбляться» в них, посвящая им свою деятельность. В перечне таких наук, без сомнения, стоит социология.

Взрыв интереса к ней в последние годы хорошо виден и по резко увеличившемуся количеству публикаций, и по большим конкурсам на социологические факультеты, и по возросшей частоте обращений к услугам социологов в самых разных сферах деятельности. А ведь еще каких-то 10-15 лет назад все было совсем не так. И дело не только в том, что не писались и не издавались учебники по социологии, не готовились дипломированные специалисты, востребованность которых

в обществе была незначительной. Основное препятствие на пути развития социологии заключалось в невозможности проводить многие исследования и, что следует подчеркнуть в первую очередь, публиковать полученные результаты - при условии, конечно, их несоответствия идеологическим установкам КПСС. Отсутствие свободы творчества и цензура - главные враги социологии.

Сейчас трудно представить себе деятельность Любого средства массовой информации, будь то центральные или местные газеты, журналы,

теле- и радиостанции, не использующего активно материалы социоло - гических исследований. Правда, они же иногда создают образ социоло - га, мало соответствующий реальному. На уровне массового сознания работу представителя этой профессии отождествляют с распростране - нием, сбором, обработкой и анализом анкет, а самого социолога - с человеком, «гоняющимся» за респондентами (опрашиваемыми, отвечаю - щими на вопросы анкеты, участвующими в интервью в ка честве объекта исследования) с магнитофоном и анкетой в руках.

Социология и жизнь

Что же в действительности представляет собой социология и почему к ней стремительно растет интерес в российском обществе? Что дает обществу владение социологическим знанием? Во-первых^ цель соци-

ологии состоит в получении достоверной, истинной информации, позволяющей составить объективную картину как современного мира, так и того конкретного общества, в котором живут люди, потребляющие эту информацию.

Во-вторых, благодаря этому социология приобретаетвозможность и способность прояснять социальную ситуацию, делать ее более понятной и адекватной происходящим глубинным процессам, но только на ос-

нове точной информации - как статистического, так и социологического характера. Поясним это на примере тех процессов, которые происходят в России в конце XX - начале XXI в. Сейчас многие говорят и пишут о том, что в последнее время увеличивается часть населе - ния, которая живет бедно, причем она растет, как доказывает ряд авто - ров, более быстрыми темпами, чем даже в недалеком прошлом (начало 1990-х гг.). При этом называются разные цифры - от */з Д°2 /зи даже3 /4 населения, находящегося за чертой бедности. Социология, в отличие от других наук, изучающих эту проблему (скажем, экономических), дает возможность опираться и на экономико-статистические показатели (даже если мы признаем их полными и научно обоснованными), свя - занные с доходами, ценами, потребительской корзиной и т.д., и на самооценки различных социальных групп своего материального статуса и благосостояния. Такая информация позволяет гораздо лучше понять не только сложившееся положение дел, но и изучать динамику процесса обеднения населения, а также его социальное самочувствие.

В-третьих, овладевая социологическим знанием, социо логически

«просвещаясь», люди узнают больше о жизни общества, о состоянии социальных процессов, о собственной работе, семье, образовании, условиях и различных формах деятельности; вместе с тем они могут влиять на них, проявляя инициативу и активность.Разве не об этом сви-

детельствуст обширная практика включения людей в различные общественные движения, социальные организации и объединения, занимающиеся изменением существующей ситуации?

В-четвертых, социологические исследованияимеют теоретичес-

кое и практическое значение для оценки результатов тех или иных по-

литических решений и действий. Речь идет о помощи, которую социология может оказать практической политике, о необходимости для последней воспользоваться результатами информационного осмысления социальных проблем, предлагаемыми социологией. Если бы политики чаще и искуснее использовали материалы социологических исследований в своей деятельности, многих ошибок и необдуманных шагов удалось бы избежать. Сказанное не означает, конечно, что социология - п"анацея от всех бед, такого в принципе не бывает и не может быть, по использование ее в качестве средства осмысления реформ и путей их осуществления сулит многообещающие результаты.

Таким образом, у нас имеются достаточные основания для вывода о том, что социология - очень «жизненная» наука. Конечно, у нее есть свои сугубо теоретические проблемы научного развития, которые представляют интерес прежде всего для самих социологов. Но главный смысл этой науки заключается в постоянном обращении к социальной жизни и систематическом ее изучении на уровне общества в целом, его конкретных социальных процессов и структур, институтов и организаций, социальных общностей и групп, деятельности и поведения людей, социальных отношений и взаимодействий. Коль скоро социология предстает перед нами в таком качестве, возникает вопрос о ее функциях.

§ 2. Функции социологии

Чисто условно их можно разделить на три группы - познавательные, прогностические и управленческие. В основе так ого деления, с одной стороны, объективная необходимость многообразного и дифференцированного включения социологии в систему общества и социальных наук, с другой - выделение различных форм социологической деятельности в соответствии с характером и содержанием труда социолога. Рассмотрим каждую из названных групп функций.

Познавательные функции

Как и любая интеллектуальная деятельность, социологическая начи-

нается с познания. Познавательные функции социологии реализуются через описание, изучение, объяснение, анализ, диагностику социальной

реальности, выступающей в виде одного или целой группы взаимосвя-

занных социальных фактов. Чем масштабнее по целям и задачам социологическое познание той или иной проблемы, тем вероятнее, что социология будет иметь дело с большим количеством сложных социальных фактов. В ходе осуществления познавательной функции задача социологии состоит в выявлении связей между ними, проявляющихся в форме определенных тенденций. Поэтому имее т смысл конкретизировать группу познавательных функций через опи - сательную, объяснительную, диагностическую.

Первая из этих функций состоит в описании социальных фактов и процессов, что представляет собой начальный этап любого исследования. По существу, это обнаружение и фиксация того социального материала, который требует своего дальнейшего изучения и анализа. Вслед за описанием возникает необходимость объяснения установленных социальных фактов и выявления связей между ними. Диагностическая функция - естественное продолжение описания и объяснения, ее смысл заключается в определении конкретной социальной проблемы, требующей своего исследования, в характеристике ее актуальности и практической значимости, в выявлении ее признаков и особенностей, а также социального противоречия, нуждающегося в разрешении. Другими словами, социолог в ходе реализации данной функции ставит своеобразный «социальный диагноз», который по существу и является обоснованием необходимости дальнейшего исследования сформулированной проблемы.

Познавательные функции социологии сопряжены как с теоретиче - ским, так и с эмпирическим анализом социальной реальности. Это важно подчеркнуть потому, что иногда происходит отождествление познавательных функций только с теоретическим рассмотрением проблемы. В ходе осуществления данных функций социология выхо - дит на составление программы исследования, начиная от формули - ровки его целей и задач, объекта и предмета, противоречий и основ - ных понятий, рабочих гипотез и предполагаемых результатов и заканчивая определением методов и средств изучения проблемы, ха - рактера обработки и анализа полученной информации.

Прогностические функции

Познавательные функции находят свое органичное продолжение в прогностических (вторая группа функций). Для социологии их реализация необычайно важна. Без этого наука теряет чувство нового, видение будущих результатов изменения социального процесса. Осуществлять познавательные функции, не ориентируясь на социологический прогноз, - значит, обеднять возможности науки. Представи м себе исследование

Cтраница 1


Общая социология, подобно общей биологии, осуществляет теоретический синтез и устанавливает наиболее общие законы. Эта структура, если вспомним, отражает общий замысел строения социологической науки, высказанный Контом, то есть можно наблюдать преемственность подходов, которая сохранялась длительное время во французской социологии.  

Общая социология, подобно общей биологии, осуществляет теоретический синтез и устанавливает наиболее общие законы; это философская сторона науки.  

Общая социология, таким образом, является наукой, которая находится на более высоком уровне абстракции, чем история. Она оперирует понятиями, а история занимается описанием фактов и событий, которые служат социологии для дальнейших абстракций и обобщений. Отношение же, сложившееся между ними, есть отношение взаимной связи и выгоды. Ибо если социология использует описание и объяснение конкретных общественных явлений, которые предоставляет ей история, для создания общих понятий, то история при исследовании конкретных общественных явлений исходит из знания, которое дает социология, т.е. из общих понятий, которые она вырабатывает. Кроме того, необходимо иметь в виду, что наряду с такой связью общей социологии и истории существует и тесная связь между социологией и экономической историей, которая специально изучает экономическую активность людей в истории человеческого общества.  

В общей социологии это определяется как различие между идиографическим и номотетическим методами, раскрытое в работах В.  

Так формируются общая социология, изучающая общество в его тотальности, и частные социологические дисциплины, которые изучают отдельные общественные явления. С появлением и конституированием отдельных отраслей социологии возникает и вопрос об определении их предметов и их отношении к общей социологии. На эти вопросы давались различные ответы в зависимости от того, как определялись предмет общей социологии и ее отношение к отдельным социологическим дисциплинам, а также в зависимости от того, как понималась общая социология: как исключительно теоретическая или же как теоретическая и эмпирическая наука.  

С развитием общей социологии связано возникновение социологических учений о праве. По мнению С.А. Муромцева, правовые явления следует изучать не только догматически (обращая внимание лишь на писаное право, на предписания, содержащиеся в нормативных актах), но прежде всего социологически, изучая действие права в обществе, юридическую практику, правопорядок.  

Отказ от общей социологии актуализирует вопрос понятийного аппарата, которым мы оперируем на эмпирическом уровне. В самой социологической теории возникает проблема соотношения реализма и номинализма, которая, конечно же, не может быть разрешена только на уровне эмпирического познания.  

Относительно предмета общей социологии существовали и существуют различные мнения.  

Определение предмета общей социологии не только показывает, чем она как наука отличается от остальных общественных наук, но и дает возможность более точно определить ее место в системе общественных наук, а также выяснить, насколько тесно она связана с отдельными из них.  

Тогда как общую социологию мы определили как науку о наиболее общих закономерностях возникновения и развития человеческого общества как целостности общественных отношений, предметом политэкономии является только один вид общественных отношений, т.е. одна область общественной жизни. Энгельса, в самом широком смысле слова, есть наука о законах, которые господствуют в сфере производства и обмена материальных средств жизни в человеческом обществе. Многие экономисты определяют предмет политической экономии сходным образом. Согласно их пониманию, политэкономия - это наука, предметом которой является экономический базис общества как целостность, т.е. процесс воспроизводства, производство, распределение, обмен и потребление. Она исследует законы, которые управляют этой целостностью и определяют ее развитие. Предметом ее изучения являются структура экономической целостности и функциональная и каузальная связь между отдельными ее частями. Политическая экономия как наука, предмет которой можно определить подобным образом, возникла прежде социологии и стремилась установить закономерности, которым подчиняется хозяйственная жизнь.  

Автор в учебнике Общая социология обобщает и сиссте-матизирует теоретический материал по проблемам курса, содержащийся в мировой литературе.  

Таким образом, общая социология изучает общество, устанавливая при этом, чем является общество как совокупность общественных отношений в смысле его понятийного отличия от природы, каковы закономерности возникновения общества и человека, закономерности структуры и движения человеческого общества. Проще говоря, предметом изучения общей социологии является общество, его возникновение, структура и его движение.  

Специализируется в области общей социологии и методологии науки; на формирование его мировоззрения оказали влияние инструментализм Дьюи и идей Манхейма. Между тем каждый из методов применим лишь на определ. Востоком и Западом чревата атомной войной. Для устранения этого конфликта необходимо прежде всего исследовать его с науч. Обнаружив противоположность этих позиций (вост.  

Приведенные дефиниции предмета общей социологии позволяют четко очертить границы, в которых нам предстоит двигаться, стремясь дать более точное определение этого предмета. В то же время они указывают и на необходимость отметить, с каких позиций мы будем походить к такому определению. Именно поэтому, приступая к определению предмета общей социологии, подчеркнем, что мы исходим из трех моментов.  

ЛЕКЦИЯ № 1. Понятие, предмет, объект и метод социологии

1. Предмет, объект социологии

Под объектом, как правило, понимают круг явлений (феноменов), подлежащих ее изучению. Объектом социологического познания является общество. Термин социология происходит от латинского «societas» – общество и греческого «logos» – «учение», означая в буквальном переводе «учение об обществе». В широкий научный оборот, данный термин ввел в середине ХГХ в. французский философ Огюст Конт. Но и до этого великие ученые и философы человечества занимались исследованием и осмыслением проблем общества, различными аспектами его функционирования, оставив миру богатейшее наследие и непревзойденные работы в этой области. Проект социологии у Конта подразумевал, что общество – особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам. Практический смысл социологии – участие в совершенствовании общества, которое в принципе поддается такому совершенствованию.

Социальная жизнь тесно связана с жизнью отдельного индивида и влияет на поведение каждого человека. Таким образом, объектом изучения социологии является социальная реальность, сам человек и все то, что его окружает, что он создал своими руками.

Под предметом исследования обычно понимают совокупность характеристик, качеств, свойств объекта, представляющих особый интерес для данной науки. Предмет социологии – это социальная жизнь общества, т. е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. Понятие «социальное» расшифровывается как относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений. Жизнедеятельность людей реализуется в обществе в трех традиционных сферах (экономической, политической, духовной) и одной нетрадиционной – социальной. Три первые дают горизонтальное сечение общества, четвертая – вертикальное, подразумевающее деление по субъектам общественных отношений (этносам, семьям и др.). Эти элементы социального устройства в процессе их взаимодействия в традиционных сферах и составляют основу социальной жизни, которая во всем своем многообразии существует, воссоздается и изменяется лишь в деятельности людей.

Общество можно представить как систему взаимодействующих и взаимосвязанных общностей и институтов, форм и методов социального контроля. Личность проявляет себя через совокупность социальных ролей и статусов, которые она играет или занимает в этих социальных общностях и институтах. При этом под статусом понимается положение человека в обществе, определяющее доступ к образованию, богатству, власти и проч. Таким образом, социология изучает социальную жизнь, т. е. взаимодействие социальных субъектов по проблемам, связанным с их социальным статусом.

Именно совокупность таких действий образует социальный процесс в целом, и в нем можно выделить некоторые общие тенденции, которые являются социологическими законами. Отличие социологических законов от математических, физических, химических состоит в том, что первые приблизительны и неточны, они могут произойти или не произойти, т. к. полностью зависят от воли и действий людей и носят вероятностный характер. Можно заранее прогнозировать события, управлять ими и просчитывать возможные альтернативы, выбирая предпочтительный вариант. Роль социологии и социологических исследований неизмеримо возрастает в кризисных ситуациях, когда важным становится учет общественного мнения, его переориентация и смена идеалов и парадигм.

Социология изучает социальную структуру общества, социальные группы, культурную систему, тип личностей, повторяющиеся социальные процессы, происходящие в людях изменения, при этом делая упор на выявление альтернатив развития. Социологические знания выступают как единство теории и практики, эмпирики. Теоретические исследования представляют собой объяснение социальной реальности на основе законов, эмпирические исследования – это конкретная развернутая информация о процессах, происходящих в обществе (наблюдения, опросы, сравнения).

2. Определение социологии как науки

Из обозначения объекта и предмета формируется определение социологии как науки. Его многочисленные варианты при разных формулировках имеют содержательную тождественность или близость. Социология определяется в разнообразных вариантах:

1) как научное изучение общества и общественных отношений (Нейл Смелзер, США);

2) как наука, изучающая практически все социальные процессы и явления (Энтони Гидденс, США);

3) как изучение явлений взаимодействия людей и явлений, вытекающих из этого взаимодействия (Питирим Сорокин, Россия – США);

4) как наука о социальных общностях, механизмах их становления, функционирования и развития и т. д. Разнообразие определений социологии отражает сложность и многогранность ее объекта и предмета.

3. Понятие общества как основной категории социологии

Общество – это основная категория социологии, главный предмет ее изучения. В широком смысле слова общество – целостная организация людей, в рамках которой осуществляется их совместное проживание, это единый социальный организм, обладающий своими элементами, пространственными и временными границами. Степень организации обществ бывает разной в зависимости от исторических и природных условий. Но общество всегда многоуровневая система, которую можно условно разделить на отдельные этажи. При этом на верхнем этаже будет представлено общество в целостном виде. Чуть ниже стоят социальные институты – группы людей, сохраняющие длительное время стабильность и устойчивые формы (брак, семья, государство, церковь, наука), социальные общности людей (такие как нация, народ, класс, группа, слой). И, наконец, нижний этаж – индивидуальный мир человека.

Общество состоит из подсистем: экономической (материальная сфера), политической (управляющая система), социальной (социальные связи – этнические, национальные, культурные, религиозные отношения).

4. Понятие «социальное». Основные подходы к социологическому анализу

Социальное – это совокупность тех или иных свойств и особенностей (общественных отношений) социальных общностей (классов, групп людей) в процессе их совместной деятельности в конкретных условиях, проявляющихся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или социальной группы. Именно в процессе взаимодействия друг с другом люди оказывают воздействие друг на друга и тем самым способствуют тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств. Таким образом, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации являются объектами социологического исследования.

Можно выделить следующие основные черты, которые характеризуют специфику социального.

Во-первых, это общее свойство, присущее различным группам людей и являющееся результатом их взаимоотношений.

Во-вторых, это характер и содержание отношений между различными группами людей, находящихся в зависимости от занимаемого ими места и от той роли, которую они выполняют в различных общественных структурах.

В-третьих, это есть результат «совместной деятельности различных индивидов», проявляющийся в общении и в их взаимодействии.

Социальное возникает именно в ходе взаимодействия людей, обусловливается различиями их места и роли в конкретных общественных структурах.

Основные подходы к социологическому анализу. При социологическом анализе общества наблюдаются две традиции, два подхода: макро– и микросоциологические. Макросоциологический или органистический подход (представители Платон и Аристотель) предполагает, что общество – единое целое, структурированное на части. Метод, которым пользуются ученые в рамках такого подхода, – философский анализ (индукция, дедукция, анализ, синтез).

Микросоциологический или атомистический подход (представители Демокрит и Лейбниц) подразумевает, что главное – человек, а общество является суммой индивидов. Метод использования – эмпирический, т. е. опытный анализ (наблюдения, опросы, эксперименты). Важно уметь сочетать эти два подхода, а достоверные социологические знания являются следствием того, что макро– и микроуровни рассматриваются в тесной взаимосвязи.

ЛЕКЦИЯ № 2. Функции, задачи социологии, ее связь с другими науками

1. Задачи и функции социологии

Социология как самостоятельная наука имеет свои задачи. Социология, изучая общественную жизнь в тех или иных формах и сферах, во-первых, решает научные проблемы, которые связаны с формированием знания о социальной действительности, разработкой методов социологических исследований. Во-вторых, социология изучает проблемы, которые связаны с преобразованием социальной действительности, анализом путей и средств целенаправленного воздействия на социальные процессы.

Особенно повышается роль социологии в условиях преобразования нашего общества, так как каждое принимаемое решение, каждый новый шаг, предпринимаемый властями, задевают социальные интересы, меняют положение, поведение множества взаимодействующих групп. В этих условиях органам управления крайне необходима полная, точная и правдивая информация о реальном положении дел в любой сфере общественной жизни, о потребностях, интересах, поведении общественных групп в той или иной ситуации, а также о возможном влиянии их поведения на общественные процессы.

Не менее важной задачей социологии является обеспечение надежной «обратной связи» управления обществом. Ведь принятие самого правильного и необходимого решения высшими органами управления представляет собой первый шаг преобразования действительности. Это делает необходимым постоянный социологический контроль выполнения решений, протекания конкретных процессов в обществе.

Нельзя забывать также и о такой важнейшей задаче социологии, как формирование у людей социального мышления, а активизация деятельности человека, социальной энергии масс и направление ее в нужное обществу русло. Эта задача адресована в первую очередь социологам.

Задачи, которые стоят перед социологической наукой, определяют ее функции.

Социология выполняет в обществе множество различных функций. Главные из них таковы:

1) теоретико-познавательная – дает новые знания об обществе, социальных группах, индивидах и закономерностях их поведения. Особое значение принадлежит специальным социологическим теориям, которые раскрывают закономерности, перспективы социального развития общества. Социологические теории дают научные ответы на актуальные проблемы современности, указывают реальные пути и методы социального преобразования мира;

2) прикладная – предоставляет конкретную социологическую информацию для решения практических, научных и социальных задач. Вскрывая закономерности развития различных сфер общества, социологические исследования дают конкретную информацию, необходимую для осуществления контроля над социальными процессами;

3) социальный прогноз и контроль – предупреждает об отклонениях в развитии общества, прогнозирует и моделирует тенденции общественного развития. На основе социологических исследований социология выдвигает научно обоснованные прогнозы относительно развития общества в будущем, которые являются теоретической основой построения перспективных планов социального развития, а также дает практические рекомендации, разрабатываемые социологами, для более эффективного управления социальными процессами;

4) гуманистическая – разрабатывает социальные идеалы, программы научно-технического, социально-экономического и социально-культурного развития общества.

2. Социология в системе гуманитарных наук

В системе гуманитарных наук социология занимает особое место. Это объясняется следующими причинами:

1) она является наукой об обществе, его явлениях и процессах;

2) она включает в себя общую социологическую теорию, или теорию общества, которая выступает как теория и методология всех других гуманитарных наук;

3) все гуманитарные науки, изучающие различные стороны жизнедеятельности общества и человека, всегда включают в себя социальный аспект, т. е. те законы, которые исследуются в той или иной сфере общественной жизни и реализуются через деятельность людей;

4) техника и методика изучения человека и его деятельности, которые разрабатываются социологией, необходимы для всех общественных и гуманитарных наук, так как используются ими для своих исследований;

5) сложилась целая система исследований, которые проводятся на стыке социологии и других наук. Эти исследования получили название социальных исследований (социально-экономических, социально-политических, социально-демографических и др.).

Специфика социологии заключается в ее пограничном положении между естественнонаучным и социогуманитарным знанием. Она одновременно использует методы философских и социально-исторических обобщений и специфические методы естественных наук – эксперимент и наблюдение. Социология изучает и общие законы бытия (онтология), и общие принципы познания (гносеология, логика, методология). Но наиболее глубоко проникает в структуру социологии философия, становясь частью ее теоретической системы (особенно социальная философия). Также важна связь социологии с историей. В социологии широко используются исторические данные.

Большую роль для социологии играет статистика, придающая ей конкретно-научный характер.

Социология тесно взаимодействует с психологией. Социальная психология является отраслью научного знания, возникшего на стыке социологии и психологии.

Со всеми науками об обществе социология связана социальным аспектом его жизни; отсюда социально-экономические, социально-демографические и другие исследования, на основе которых рождаются новые «пограничные» науки: социальная психология, социобиология, социальная экология и пр. В системе социогума-нитарного знания социология играет особую роль, так как дает другим наукам об обществе научно обоснованную теорию общества через его структурные элементы и их взаимодействие; методику и технику изучения человека.

Значение социологии для других наук заключается в том, что она дает научно обоснованную теорию об обществе и его структурах, обеспечивает понимание законов взаимодействия его различных структур.

ЛЕКЦИЯ № 3. Структура и уровни социологического знания

1. Подходы к определению структуры социологии

В современной социологии сосуществуют три подхода к структуре данной науки.

1) эмпирии, т. е. комплекса социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ реальных фактов социальной жизни с использованием специальной методики;

2) теории – совокупности суждений, взглядов, моделей, гипотез, объясняющих процессы развития социальной системы в целом и ее элементов;

3) методологии – системы принципов, лежащих в основе накопления, построения и применения социологического знания. Второй подход – целевой. Фундаментальная социология (базовая, академическая) ориентирована на прирост знания и научный вклад в фундаментальные открытия. Она решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития. Прикладная социология ориентирована на практическую пользу. Это совокупность теоретических моделей, методов, процедур исследования, социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, нацеленных на достижение реального социального эффекта

Третий подход – масштабный – делит науку на макро– и микросоциологию. Первая изучает крупномасштабные социальные явления (этносы, государства, социальные институты, группы и др.); вторая – сферы непосредственного социального взаимодействия (межличностные отношения, процессы общения в группах, сферу повседневной реальности).

В социологии выделяются также содержательно-структурные элементы разного уровня: общее социологическое знание; отраслевые социологии (экономическая, индустриальная, политическая, досуговая, управленческая и др.); самостоятельные социологические школы, направления, концепции, теории.

2. Понятие общей социологической теории

Общая социология в зависимости от базовых подходов, которые она использует в процессе исследования общественных явлений, может развиваться в различных направлениях. В связи с этим иногда говорят о господствующей в данном направлении парадигме. Понятием парадигмы обозначается «исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе». Применительно к социологии это означает некую общепризнанную всеми представителями данной науки (или отдельного ее течения) совокупность взглядов и методов научного исследования.

В своем социологическом использовании это понятие впервые упомянуто в работе Т.С. Куна о природе научного изменения. По Т. Куну, ученые работают в рамках парадигм, которые представляют собой общие способы осмысления мира и диктуют, какой именно ряд научно-исследовательских работ необходимо проделать и какие типы теории считаются приемлемыми. В социологии это понятие имеет неопределенное значение, обозначая социологические школы, каждая из которых развивается относительно самостоятельно, разрабатывая собственные методы и теории.

3. Понятие эмпирической социологии

Эмпирическая социология – это совокупность методических и технических приемов для сбора первичной социологической информации. Это достаточно самостоятельная научная дисциплина, которая имеет и другие названия. Соответствующая ей учебная дисциплина так и называется: «Методика и техника конкретных социологических исследований». Эмпирическую социологию называют также социографией. Такое наименование представляется более точным, поскольку оно подчеркивает описательный характер этой дисциплины.

4. Понятие «теории среднего уровня»

Любое эмпирическое социологическое исследование направлено на выявление или решение какой-либо конкретной проблемы в конкретном месте и в конкретное время. Поэтому полученная в ходе такого исследования информация накапливается и осмысляется в той или иной отраслевой (или специальной) социологической теории. Их сегодня все чаще называют теориями среднего уровня. Само это понятие ввел в научный оборот американский социолог Роберт Мертон. Краткое определение «теорий среднего уровня» Р. Мертон формулирует следующим образом: это теории, находящиеся в промежуточном пространстве между частными, но также необходимыми рабочими гипотезами, во множестве возникающими в ходе повседневных исследований, и всеохватными систематическими попытками развить единую теорию, которая будет объяснять все наблюдаемые типы социального поведения, социальных организаций и социальных изменений.

К числу теорий среднего уровня относятся:

1) те социологические концепции, которые разрабатываются на стыках наук (социология права, медицинская социология, экономическая социология, социология менеджмента и т. п.);

2) различные отрасли институциональной социологии – особого направления, связанного с исследованием устойчивых форм организации и регулирования общественной жизни (социология религии, социология образования, социология брака и семьи и т. п.);

3) социологические теории среднего уровня, связанные с изучением отдельных сфер общественной жизнедеятельности (аграрная социология, урбанистическая социология, социология чтения и т. п.).

5. Понятие микро– и макросоциологии

Макросоциология – это теоретические и эмпирические исследования больших коллективностей (города, церкви) или, выражаясь более абстрактно, социальных систем и социальных структур, экономического и политического строя, выявление более или менее крупных социальных изменений, а также факторов, оказывающих воздействие на такие изменения. Кроме того, к макросоциологии относят такие влиятельные теоретические течения, как структурный функционализм, теория конфликта, неоэволюционизм. К микросоциологии принадлежат концепции и школы, занятые изучением механизмов поведения людей, их общения, взаимодействия, межличностных отношений. Так, к микросоциологическим относят теории обмена и символического интерак-ционизма. Микросоциология теснее связана с эмпирическими исследованиями. Само ее формирование как самостоятельной области исследования связывают с энергичным развитием техники прикладных социологических исследований экспериментальных процедур в 20-30-х гг. XX в. Несмотря на определенные разногласия и противоречия между представителями обоих направлений, каждое из них по-своему обогащает социологическую теорию.

Национальный открытый институт России СИРОТА Н.М.. СИДОРОВ С.А. ОБЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ Учебное пособие САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2009 1 Рецензенты: Доктор социологических наук, профессор кафедры социологии СПбГУ А.Ф.Борисов Кандидат философских наук, доцент кафедры истории и теории социологии РГПУ им.А.И.Герцена В.Б.Косицын В предлагаемом учебном пособии обобщен и систематизирован теоретический материал по основным темам курса социологии, содержащийся в отечественных и зарубежных публикациях. В нем в доступной форме излагаются основные положения социологии как науки об обществе Контрольные тесты позволяют проверить уровень знаний студентов. Работа предназначена для самостоятельной подготовки к зачетам и экзаменам студентов очно-заочной и заочной форм обучения. 2 Оглавление Введение. ...................................................................................................................... 5 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА............................................................................... 6 1.Предмет, структура и функции социологии................................ 6 2.Основные методы социологического исследования. .................... 9 Контрольные вопросы............................................................ 12 2. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ В СТРАНАХ ЗАПАДА............................. 12 1.О.Конт – родоначальник социологии......................................... 12 2. «Органическая теория общества» Г. Спенсера........................ 14 3. Социологические воззрения Э. Дюркгейма................................ 17 4. «Понимающая» социология М.Вебера....................................... 19 5. Социологическая теория марксизма......................................... 23 Контрольные вопросы............................................................ 25 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ.............. 25 1. Развитие и институционализация социологии в ХХ веке.......... 25 2.Макросоциологические теории.................................................. 29 3.Микросоциологические теории.................................................. 31 Контрольные вопросы............................................................ 33 4. СОЦИОЛОГИЯ В РОССИИ................................................................................ 33 1. Социологическая мысль в России во второй половине Х1Х – начале ХХ века. ............................................................................ 33 2. Отечественная социология после 1917 г. ................................. 39 Контрольные вопросы............................................................ 43 5. ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА................................................ 43 1. Системный подход к обществу................................................ 43 2. Типология обществ. ................................................................. 45 3. Социальные изменения и социальная стабильность................. 48 Контрольные вопросы............................................................ 51 6. СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ.............................................................................. 52 1. Ролевая концепция личности. ................................................... 52 2. Типология личности................................................................. 54 3. Социализация личности......................................................... 57 Контрольные вопросы............................................................ 59 7. СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ............................................................................... 59 1. Культура как объект социального познания. ........................ 59 2.Структура и социальные функции культуры. ......................... 63 Контрольные вопросы............................................................ 66 8.СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ОБЩЕСТВА............................................................................................................ 66 1.Теории социальной структуры и стратификации. ................ 66 2.Социальная мобильность.......................................................... 72 Контрольные вопросы............................................................ 75 9 СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ГРУПП И ЭТНОСОВ................. 75 1.Понятие социальной общности. Группа как форма социальной общности. .................................................................................... 75 3 2.Этнические общности............................................................... 78 Контрольные вопросы............................................................ 81 10. СОЦИОЛОГИЯ ИНСТИТУТОВ И ОРГАНИЗАЦИЙ......................... 81 1.Социальные институты. ........................................................... 81 2.Функции социальных институтов............................................. 84 3.Социальные организации........................................................... 85 Контрольные вопросы............................................................ 88 11.СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ................................................................................ 88 1.Институты брака и семьи........................................................ 88 2. Проблемы стабильности семьи............................................... 90 Контрольные вопросы............................................................ 92 12. СОЦИОЛОГИЯ КОНФЛИКТА......................................................................... 92 1.Сущность социальных конфликтов, их предпосылки и функции 92 2. Динамика социальных конфликтов........................................... 97 3.Способы предотвращения, разрешения и урегулирования конфликтов.................................................................................. 99 Контрольные вопросы.......................................................... 102 13. СОЦИОЛОГИЯ ПОЛИТИКИ.......................................................................... 103 1. Политика как социальное явление.......................................... 103 2. Власть и властные отношения.............................................. 106 3. Власть в гражданском и политическом обществе................. 108 Контрольные вопросы.......................................................... 111 СЛОВАРЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ............................................... 112 ТЕСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ.............................................................. 123 Вариант 1. .............................................................................. 123 Вариант 2. .............................................................................. 124 ОТВЕТЫ К ТЕСТАМ................................................................... 126 РЕКОМЕНДУЕМАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ «СОЦИОЛОГИЯ» ................................................................................................................................... 127 Основная.................................................................................... 127 Дополнительная......................................................................... 127 4 Введение. Социологии принадлежит видное место в процессе общекультурной подготовки современных специалистов. Социологическое знание необходимо им для адекватной ориентации в многомерном социальном пространстве, понимания возможностей и путей самореализации в реформирующемся российском обществе. В предлагаемом учебном пособии обобщен и систематизирован теоретический материал по основным темам курс а, содержащийся в отечественных и зарубежных публикациях. При освещении социологической проблематики авторы стремились избегать крайних и односторонних интерпретаций и оценок, представлять позиции ведущих ученых разных направлений. Работа подготовлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и примерной программой дисциплины "Социология", утвержденной Министерством образования РФ. Она адресована прежде всего студентам очно-заочных и заочных отделений вузов. Компактное изложение материала облегчит самостоятельное изучение у чебного курса и оперативную подготовку к сессии. 5 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА 1.Предмет, структура и функции социологии. Этимологически термин "социология" является производным от двух слов - латинского societas (общество) и греческого logo (слово, понятие, учение). Таким образом, дословно социология - это наука об обществе. Социология как наука возникла в 40-х годах Х1Х века. Еѐ основоположником считается французский ученый О.Конт, который в своем главном труде «Курс позитивной философии» (1842) впервые развернуто обосновал необходимость изучения общества, ввел сам термин «социология» и наметил общие контуры новой науки. Социология понималась О.Контом как фундаментальная наука, интегрирующая все знание об обществе. Классифицируя науки, он поместил социологию перед математикой, физикой, биологией и первоначально применительно к ней употреблял выражение «социальная физика». В классической западной социологии представлены следующие интерпретации предмета социологии. О. Конт называл социологию позитивной наукой об обществе, имея ввиду ее базирование на данных науки, а не субъективных мнениях и оценках. Основатель французской социологической школы Э. Дюркгейм предметом социологии считал социальные факты, коллективное во всех его проявлениях. Немецкий ученый М. Вебер видел в социологии науку о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать. Социальным, по его мнению, является то поведение человека, которое он соотносит с поведением других людей. Авторитетные современные учебно-научные определения предмета социологии таковы. Выдающийся социолог ХХ столетия П.А.Сорокин видел в социологии науку, «…которая изучает жизнь и деятельность людей, живущих в обществе себе подобных и результаты такой совместной деятельности» (П.А.Сорокин. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М.. 1994. С.8). Известный современный социолог англичанин Н.Смелзер определяет социологию «как научное изучение общества и социальных отношений» (Н.Смелзер. Социология. Пер. с англ. М., 1994. С.14). При определении предмета социологии ключевым является понятие «социальное». Оно выражает все многообразие связей и отношений, возникающих в процессе взаимодействия людей и образующих общественную жизнь. Изучение этой реальности и определяет специфику предмета социологии. 6 Суммируя разные точки зрения на предмет социологии, его можно охарактеризовать следующим образом. Социология - это наука об обществе как целостной социальной системе, еѐ подсистемах (экономической, политической, культурной) и отдельных элементах - личностях, общностях и социальных институтах. Поскольку общество изучается через человека и его социальное поведение, оценки, мнения, интересы и т. п., предметной областью социологии некоторые ученые считают личность в еѐ социальных взаимодействиях, социальную жизнь людей. Исходя из масштабов явлений, рассматриваемых в социологических теориях, в структуре социологического знания можно выделить следующие уровни: 1) общесоциологические теории, или общетеоретическая социология; 2) специальные социологические теории; 3) конкретные социологические исследования. Общесоциологические теории изучают сущностные аспекты функционирования общества и места в нем личности, исторический процесс в целом. На уровне этих теорий делаются обобщения и выводы о наиболее глубоких причинах возникновения различных социальных явлений, движущих силах развития общества и т.д. В рамках общесоциологических теорий исследуется взаимодействие основных сфер общества - социальной, экономической, политической, духовной, экологической. Так, например, анализируется влияние научно- технической революции на социальную структуру и культуру общества, среду его обитания и т. д. В общесоциологических теориях каждое социальное явление рассматривается с точки зрения его места и роли в обществе, многообразных связей с другими явлениями. Общесоциологические теории возникли из социальной философии и психологии. Они основывались на обобщениях из различных областей общественной жизни, которые содержали сведения о единых для всех социальных структур законах поведения людей. На общесоциологическом уровне осуществляются взаимосвязи социологии с другими науками и областями знания - экономикой, историей, политологией, культурологией, антропологией, психологией и т.д. Специальные, или частные, социологические теории изучают различные сферы общественной жизни, социальные группы и институты. Познавательный ресурс этих теорий намного уже, чем у общесоциологических. Он ограничен конкретными подсистемами общества. Специальными социологическими теориями являются социология личности, социология семьи, социология труда, социология свободного времени, социология культуры, социология науки, социология образования, социология социально-классовых отношений, социология национальных отношений, социология политики, социология религии, социология морали, социология организаций, социология конфликта и др. Эти теории обосновывают способы непосредственного практического влияния людей на 7 различные стороны их жизни и деятельности. Известный американский социолог Р. Мертон назвал специальные социологические теории теориями среднего уровня. Специальные социологические теории возникают постоянно, поскольку общество - развивающаяся и усложняющаяся система. В последнее время выделились социология информатизации, социология рынка. социология общественного мнения, экологическая социология, гендерная социология и др. Следующий уровень социологического знания - это конкретные социологические исследования, составляющие эмпирический базис науки. Они проводятся с целью получения оперативных данных о различных процессах в жизни общества, отношения социума к этим процессам. Осуществляются путем опроса, наблюдения, анализа документов и т. д. Данные этих исследований могут использоваться для решения практических проблем государственной и общественной жизни, для деятельности партий, движений и т. д. Они могут быть осмыслены на уровне специальных и общесоциологических теорий. Эмпирическое познание общественной жизни сформировалось в особую науку - эмпирическую социологию, которая развивается прежде всего в США и в странах Европы, а в последние десятилетия и в нашей стране. Рассмотренные уровни социологического знания взаимодействуют между собой, образуя единую структуру социологии. Информация, получаемая в ходе конкретных исследований, осмысливается на уровне специальных и общих социологических теорий. Это позволяет формировать представления о процессах, протекающих в отдельных сферах общественной жизни и в обществе в целом. В то же время общесоциологические теории дают возможность анализировать конкретную информацию с более широких позиций, в рамках общества как целостности. Основу понятийного аппарата составляют следующие группы категорий: 1) социологически интерпретируемые общенаучные категории (социальная система, социальная структура, социальная эволюция и др.); 2) собственно социологические категории (социальный статус, социальная роль, социальный конфликт, социальный институт, социальная стратификация и др.); 3) категории смежных с социологией дисциплин (личность, культура, государство, власть и др.); 4) специальные термины, употребляемые в соответствующих отраслевых социологиях, - культуры. науки. города. Спорта и т.д. Социология выполняет следующие основные функции - познавательную, прикладную и идеологическую. Познавательная функция социологии состоит в том, что эта наука обеспечивает прирост нового знания о различных сферах общественной жизни, раскрывает перспективы социального развития общества. На уровне общесоциологических теорий вырабатываются методологические принципы познания социальных процессов, делаются масштабные научные обобщения и выводы. Функция конкретных социологических исследований состоит в сборе фактического материала о различных областях общественной жизни и его эмпирическом анализе. 8 Прикладная функция социологии состоит в ориентированности значительной части исследований на решение практических проблем. В рамках этой функции вырабатываются научные прогнозы, собирается конкретная информация, позволяющая осуществлять социальный контроль и социальное планирование. Прогнозы развития социальных процессов могут быть долгосрочными (20 - 30 лет), среднесрочными (5-15 лет), краткосрочными (до 5 лет) и оперативными (в пределах 1-3 месяцев). Ряд проблем прогностического характера социология способна решить в период демократического транзита: 1) определить диапазон возможностей, открывающихся в случае принятия того или иного варианта развития; 2) представить альтернативные варианты будущих процессов, связанных с теми или иными решениями; 3) рассчитать возможные потери при каждом из альтернативных вариантов реформ, включая побочные эффекты и долговременные последствия. Социологические исследования обеспечивают органы власти, политические партии и движения конкретной информацией для контроля над социальными процессами. Эта информация позволяет предотвращать возникновение социального напряжения, кризисов и катаклизмов. Наконец, в рамках прикладной функции социологические исследования используются для планирования в различных сферах общественной жизни. Социальное планирование осуществляется во всех странах мира. Оно охватывает процессы жизнедеятельности мирового сообщества, отдельных регионов и стран, городов, отдельных предприятий и т.д. Суть выполняемой социологией идеологической функции состоит в следующем. Во-первых, социология в той или иной форме выражает интересы определенных социальных групп, классов, политических партий и движений. Во-вторых, результаты исследований могут использоваться в интересах социальных групп для достижения каких-то целей. В-третьих, социологическое знание нередко служит средством манипулирования сознанием людей, формирования соответствующих стереотипов поведения, создания системы ценностных и социальных ориентаций и т.д. 2.Основные методы социологического исследования. Методы в социологии - это правила и процедуры, с помощью которых устанавливается связь между фактами, гипотезами и теориями. В зависимости от проблемы, целей и задач исследования используются как общенаучные методы - исторический, сравнительный, системный и др., так и более частные - опрос, наблюдение, анализ документов, групповая дискуссия и пр. Исторический метод позволяет осуществить анализ социальных явлений практически на всех этапах их развития. Он помогает определить факторы, 9 которые привели к возникновению того или иного явления, проанализировать условия, способствующие развитию исследуемых процессов. Широко употребляемым методом в социологии является метод сравнительного анализа. Он позволяет на основе эмпирических, статистических и прочих данных выделять в социальных явлениях постоянные и переменные элементы. Корректность сравнения достижима лишь в случае использования устойчивых и паритетных критериев. Системный метод анализа социальных явлений состоит в рассмотрении их как целостных систем во взаимодействии всех составляющих компонентов, в выявлении многообразных связей между этими системами и внешней средой. Для сбора и анализа социологической информации используются такие методы, как опрос, наблюдение, анализ документов, экспертные оценки. Наиболее распространенным методом сбора социологической информации является опрос. Он дает сведения о субъективных мнениях, чувствах и мотивах поведения индивидов, во многих случаях является источником сведений об объективных процессах. Опрос предусматривает, во-первых, обращение исследователя к определенной совокупности людей с вопросами, содержание которых составляет изучаемую проблему; во-вторых, статистическую обработку полученных ответов; в-третьих, их теоретическую интерпретацию. По формам и условиям общения социолога с людьми (респондентами) опросы различаются следующим образом: 1) письменные (анкетирование); 2) устные (интервью); 3) по месту жительства, по месту работы и в целевых аудиториях (например, зрители в театрах, пациенты в клиниках и т.д.); 4) очные и заочные (почтовый опрос, обращение с анкетой через газету, телевидение, по телефону); 5) групповые и индивидуальные. Метод опроса используется в ряде случаев: 1) когда изучаемая проблема недостаточно обеспечена документальными источниками информации, либо когда такие источники вообще отсутствуют; 2) когда предмет исследования или отдельные его характеристики недоступны для наблюдения; 3) когда предметом изучения являются элементы общественного и индивидуального сознания - потребности, интересы, настроения, ценности, убеждения людей и т.д.; 4) для перепроверки данных, получаемых другими методами. Результаты опросов зависят от ряда обстоятельств - от содержания анкеты и устных вопросов; от качества работы тех, кто проводит анкетирование и интервьюирование; от состояния респондентов во время ответов на вопросы. Наблюдение - это направленное восприятие и регистрация социальных фактов. Оно бывает двух типов - включенное и невключенное. Включенное наблюдение предполагает непосредственное участие исследователя в социальном процессе, изучение его изнутри. При невключенном наблюдении факты отслеживаются как бы со стороны, на определенной дистанции от объектов. Основное достоинство метода - возможность непосредственного фиксировать события и явления. Недостатки метода - неизбежность 10