Биографии Характеристики Анализ

Сорокин питирим александрович. Социальная философия П

) в доме учителя Турьинского земского училища А. И. Панова, где семья будущего учёного остановилась зимой. Отец - Александр Прокопьевич Сорокин, уроженец Великого Устюга , прошёл обучение в одной из великоустюжских ремесленных гильдий, получил свидетельство «мастера золотых, серебряных дел и украшения икон» и занимался церковно-реставрационными работами, странствуя из села в село. Мать Питирима Сорокина, Пелагея Васильевна, происходила из коми-зырянского крестьянского рода, была уроженкой села Жешарт Яренского уезда Вологодской губернии . Питирим Сорокин был вторым сыном в семье. Его старший брат - Василий, родился в 1885 году , а младший брат - Прокопий, родился в 1893 году .

Мать Питирима умерла 7 марта 1894 года в селе Коквицы, где семья задержалась после рождения младшего ребёнка. После её смерти Питирим и его старший брат Василий остались жить с отцом, странствуя вместе с ним по деревням в поисках работы, а Прокопия забрала старшая сестра матери, Анисья Васильевна Римских, жившая со своим мужем, Василием Ивановичем, в деревне Римья.

Отец Питирима был склонен к чрезмерному употреблению алкоголя, вследствие чего у него случались приступы белой горячки. В один из таких приступов он очень жестоко избил своих сыновей (следы травмы верхней губы сохранялись у Питирима несколько лет), что привело к тому, что братья покинули его и не встречались с ним до его смерти в 1900 году . Самостоятельная жизнь братьев складывалась довольно удачно, им удавалось получать заказы на роспись и украшение церквей, изготовление окладов икон.

Тем не менее, учение не было забыто. Если обучение Питирима было ранее бессистемным, то, работая в селе Палевицы, он окончил школу грамоты . А вскоре жизнь Питирима Сорокина резко переменилась. Осенью 1901 года братьев Сорокиных пригласил на работу в село Гам священник Гамовской церкви Иван Степанович Покровский, дальний родственник отца, который в своё время помогал ему освоиться в Коми-крае. Он же руководил и Гамской церковно-приходской второклассной школой, где готовились учительские кадры для школ грамоты в сёлах и деревнях. Как пишет в своей литературной биографии Питирим Сорокин, он, выслушав вопросы и найдя их лёгкими, неожиданно вызвался быть проэкзаменованным вместе с другими детьми. Победоносно пройдя все испытания, он был принят в школу и получил стипендию в пять рублей, из которых на один год оплачивались комната и питание в школьном общежитии. В число изучаемых в школе предметов входили церковнославянский язык , закон Божий , церковное пение, чистописание, русский язык , природоведение , арифметика . 2 июня 1904 года Питирим окончил с отличием Гамскую второклассную школу.

Благодаря отличным рекомендациям известного просветителя народа коми Александра Николаевича Образцова, занявшего после смерти Покровского пост директора школы, Питирим получает возможность продолжить учёбу в церковно-учительской духовной семинарии села Хреново Костромской губернии .

Революционная юность

Переезд в Петербург

Университетские годы

Годы революции

После Февральской революции принимает активное участие в политической деятельности. Один из редакторов центральной газеты партии эсеров «Дело народа». Участник Всеросийского съезда Советов крестьянских депутатов. Осудил Октябрьскую революцию, активно выступал против большевиков. Избран депутатом Учредительного собрания от Вологодской губернии по списку партии эсеров.

Эмиграция

Взгляды и научные достижения

Исторический процесс рассматривал как циклическую смену основных типов культуры, в основе которых интегрированная сфера ценностей, символов. Утверждая, что современная культура переживает общий кризис, Сорокин связывал его с развитием материализма и науки и выход видел в развитии религиозной «идеалистической» культуры.

Ключевые понятия и термины

  • Идеациональная культура - культурная система, для которой в качестве приоритетной реальности выступает сверхъестественное. Фактически является синонимом религиозной культуры, развившейся до масштабов социально-культурной суперсистемы.

Библиография

Основные издания трудов П. Сорокина

  1. Сорокин П. Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. СПб., 1914.
  2. Сорокин П. Система социологии. Т.1-2. Пг., 1920.
  3. Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика. Главный труд Сорокина в четырех томах в 1937-1941 гг. Приобрел славу классического труда в области социологии и культурологи.
  4. Сорокин П. А. Социология революции. - М.: Территория будущего: РОССПЭН, 2005.
  5. Сорокин П. А. Социальная мобильность / Пер. с англ. М. В. Соколовой. - Москва: Academia: LVS, 2005.
  6. Сорокин П. А. Элементарный учебник общей теории права в связи с теорией государства.-СПб.:Изд-во С.-Петерб.ун-та,2009.

Литература о П. Сорокине

  • Ленин В. И. Ценные признания П. Сорокина // Ленин В. И. Полн.собр.соч. - Т.37. - С.188-197.
  • Голосенко И. А. Философия истории П.Сорокина // Новая и новейшая история. 1966. № 4. С. 85-93
  • Голосенко И. А. Становление. Ранний этап биографии П. Сорокина// Рубеж (альманах социологических исследований). 1991. № 1. С. 33-46
  • Липский А. В., Кротов П. П. Зырянский след в биографии Питирима Сорокина// Социологические исследования. 1990. № 2. С. 117-134
  • Бормотова С. С. Борьба советских учёных-марксистов против социологических идей П. Сорокина в первые послеоктябрьские годы (1917-1922) // Философские науки. 1971. № 1. С. 123-130
  • Канев С. Путь Питирима Сорокина. Сыктывкар, 1990.
  • Тихонова П. А. Социология П. А. Сорокина. М., 1999.
  • Зюзев Н. Ф. Философия Питирима Сорокина. Сыктывкар: Эском, 2004.
  • Бондаренко В. М. Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени. К 110-й годовщине со дня рождения // Социологические исследования. 1999. № 7. С. 138-141
  • П. Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени. Материалы к международному научному симпозиуму, посвященному 110-летию со дня рождения П. А. Сорокина. СПб., 1999.
  • Lawrence Т. Nichols. Science, politics and moral activism: Sorokin’s integralism reconsidered // Return of Pitirim Sorokin. International Kondratieff foundation. M., 2001. P. 217-237.
  • Ломоносова М. В. Питирим Сорокин в политике России и о политике в Америке // Журнал социологии и социальной антропологии. 2006. Т. 9. № 1. С. 45-60
  • Рубанов Б. Л. Философия лимитизма К. Ф. Жакова (к вопросу об истоках социологии П. А. Сорокина)// Социологические исследования.2003. № 7. С. 109-119

Ссылки

  • Книги и статьи П.Сорокина в свободном доступе в библиотеке SOCINF
  • От Турьи до Винчестера. В биографии выдающего учёного Питирима Сорокина ещё остаются белые пятна

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Питирим Сорокин" в других словарях:

    Питирим Сорокин в 1917 году Питирим Александрович Сорокин (23 января 1889, село Турья, Яренский уезд, Вологодская губерния 11 января 1968, Уинчестер, Массачусетс, США) русско американский социолог и культуролог. Один из родоначальников теорий… … Википедия

Питирим Сорокин - президент Американской социологической ассоциации

Питирим Сорокин Александрович. Биография

  • Соркин Питирим Александрович (23. 01. 1889, село Турья, Яренский уезд, Вологодская губерния- 10.02.1968, Винчестер, Массачусетс, США) - американский социолог и культуролог. Основоположник теорий социальной стратификации и социальной мобильности.

    Питирим поступил в сельскую школу грамоты в селе Палевицы (к тому времени его мать Пелагея Васильевна коми-зырянка уроженка Жешарта умерла от рака). А от отца, странствующего ремесленника «мастера золотых, серебряных дел и украшения икон», но пьяницы и дебошира они со старшим братом Василием ушли. Одному в то время было 10 лет, другому - 14.

    Завершив учится в начальной школе весной 1901 и волею случая оказавшись с братом в селении Гам, Питирим был принят, «победоносно пройдя все испытания», в новую, только что открывшуюся, Гамскую второклассную церковно-приходскую школу, которую в 1904 году окончил с отличием. По окончании ее и по протекции своего учителя А. Н. Образцова Питирим поступил в Хреновскую церковно-учительскую школу в Костромской губернии.

    В 1905 году Сорокин вступает в партию эсеров, в декабре 1906 за агитационную деятельность был арестован, 4 месяца провел в тюрьме г. Кинешма. Из семинарии его, естественно, исключили.

    В 1907 году Питирим Сорокин переезжает в Петербург, где знакомится с земляком с Коми края профессором Каллистратом Жаковым и по его протекции поступает на Черняевские курсы. Затем в феврале 1909 в Великом Устюге экстерном сдает все экзамены за гимназические курсы и в том же году поступает в платный Петербургский Психоневрологический институт (здесь же преподавал и К. Ф. Жаков). Но в начале 1910, не сумев погасить долг за учебу, был отстранен от занятий вместе со своим товарищем по несчастью Николаем Кондратьевым (будущим советским экономистом, обосновавшим НЭП).

    В июле 1910 года Питирим Сорокин зачислен на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. В том же 1910 году появляются первые публикации Сорокина (статья «Пережитки анимизма у зырян», рассказ «Рыт-пукалом»), в которых он обобщает результаты своих этнографических экспедиций. После окончания университета в 1914 г., который кстати закончил с дипломом первой степени, Питирим оставлен на кафедре уголовного права университета, с 1916 года - он приват-доцент.

    В 1917 году Питирим Сорокин принял участие в революции на стороне партии эсеров. Был избран депутатом Учредительного собрания по списку этой партии. После Февраля 1917 - секретарь Керенского и один из редакторов эсеровской газеты «Воля народа». В 1918 его дважды арестовывали большевики, и он находился на грани расстрела. Спасло только полное отречение от политической деятельности - он отказывается от звания члена Учредительного собрания и объявляет о выходе из партии эсеров. С 1919 года П Сорокин вновь преподает в Петроградском университете, В январе 1920 ему без защиты присваивается звание профессора.

    В 1922 году П Сорокина с другими выдающимися учеными и философами выдворили из Советской России по указанию Ленина. Высланный из России П. А. Сорокин оказался в Германии, позже в Чехии, а через год перебрался в Соединенные Штаты, где сумел обрести вторую Родину.

    С 1923 по 1930 год Питирим Сорокин преподает в различных университетах Соединенных Штатов, а параллельно публикует несколько крупных работ.
    Среди многочисленных работ, появившихся из-под пера П. А. Сорокина в более позднее время, особо выделяется фундаментальная четырехтомная монография "Социальная и культурная динамика", встреченная с огромным интересом во всем научном мире.

    Примечательно, что и сторонники, и оппоненты П Сорокина признавали, "что по обилию самых смелых гипотез другой подобной книги в современной социологической литературе нет". В 1930 году в Гарвардском университете П Сорокин организовал первый в США факультет социологии, деканом которого он оставался на протяжении двенадцати лет.

    В Гарварде Сорокин воспитал целую плеяду блестящих американских ученых. Свидетельством заслуг Питирима Сорокина стало его избрание в 1964 году президентом Американской социологической ассоциации.

    Достойно особого внимания, что, находясь в Америке, П Сорокин не забывал о родном крае и своих земляках. П. П. Кротов и А. В. Липский еще совсем недавно сумели найти в Римье людей, хорошо знавших тетку Питирима Сорокина Анисью и помнящих ее до сих пор. "Выяснилось, что Сорокин постоянно писал ей письма, присылал доллары и белую муку, из которой Анисья пекла "французские булочки", угощая односельчан... Одно из посланий Сорокина, по воспоминаниям односельчан Анисьи, начиналось так: "Я из простого деревенского парня стал ведущим ученым не только Европы, но и Америки".

Питирим Сорокин. Основные сочинения

  • Рыт пукалoм: Рассказ о жизни северной деревни, - Архангельские губернские ведомости 1910 год №203;
  • П Сорокин. Жилище . Современные зыряне (1911)
  • П Сорокин. Лесной промысел . Современные зыряне (1911)
  • Брак в старину: Многомужество и многоженство, Рига, 1913 год;
  • Самоубийство, как общественное явление, Рига, 1913 год;
  • Преступление и кара, подвиг и награда, Санкт-Петербург, 1914 год;
  • Л. Н. Толстой как философ, Москва, 1914;
  • Автономия национальностей и единство государства, Петроград, 1917;
  • Проблема социального равенства, Петроград, 1917;
  • Система социологии. Тома 1-2. - Петроград, 1920;
  • Голод, как фактор: Влияние голода на поведение людей, социальную организацию и общественную жизнь. - Петроград, 1922;
  • Современное состояние России, - Прага, 1922 год;
  • Популярные очерки социальной педагогики и политики. Ужгород, 1923 год;
  • Социальная и культурная динамика. Главный труд Питирима Сорокина в 4 томах в 1937-1941. Приобрел славу классического труда в области социологии и культурологии.
  • Социокультурная причинность, пространство и время, 1943 год;
  • Россия и США, 1944 год;
  • Общество, культура и личность: их структура и динамика. Система общей социологии, 1947 год;
  • Социальная философия в эпоху кризиса, 1950 год;
  • Пути и власть любви, 1954 год;
  • Американская сексуальная революция, 1957 г.;
  • Основные черты русской нации в XX столетии, 1967 год

    Интервью руководителя Центра имени Питирима Сорокина, доктора философии Павла Кротова о наследии П Сорокина, его семье и дальнейших планах. По мнению ученого, вымское село Турья, родина П Сорокина, и Республика Коми в целом, могут представить туристам не только прекрасную природу, но и «страницы биографии» выдающего философа. Он убежден, что «представить культурный туризм в Коми без Питирима Сорокина невозможно».

  • Автобиографическую книгу Питирима Сорокина «Дальняя дорога», где он описывает годы своей жизни в Коми крае, переводят на коми язык. С английского языка на русский язык перевод осуществила зав. кафедрой Сыктывкарского госуниверситета Вера Черных, с русского на коми - филологи Коми научного центра УрО РАН Олег Уляшев и Галина Федюнева.
  • Перевод видео . На сайте business-sound.ru можно заказать услугу перевод видео , например, видеоролик на английском языке перевести и озвучить на русском языке. И наоборот. А также подобрать сопровождение: музыку и эффекты, сделать сценарий.

Биография Питирима Александровича Сорокина, автора ряда известных социологических теорий, вместила в себя все драматические события первой половины двадцатого века. Он являлся непосредственным свидетелем многих резких поворотов истории, постигших Россию в ту эпоху. Один из самых выдающихся социологов мира пережил при царском режиме, две революции, гражданскую войну и изгнание из страны. К сожалению, важность научных трудов Питирима Сорокина не была оценена по достоинству ни в России, ни в Соединённых Штатах Америки, которые стали его второй родиной. Исключительно эрудированный социолог написал десятки книг и сотни статей, впоследствии переведённых на сорок восемь языков. По мнению многих современных экспертов, его теории, раскрывающие проблемы и противоречия человеческого общества, остаются актуальными и в наши дни.

Семья

Будущий учёный и политический деятель родился в 1889 году в Биография Питирима Сорокина началась в небольшом селе под названием Турья. Его отец, мастер по украшению икон, занимался реставрационными работами в храмах. Мать скончалась в результате болезни в возрасте тридцати четырёх лет. Это трагедия стала первым детским воспоминанием Сорокина. Отец обучал Питирима и его старшего брата Василия тонкостям своей профессии. Глава семейства не женился во второй раз и пытался справиться с горем от утраты любимого человека при помощи водки. После того как отец допился до белой горячки, сыновья ушли из дома и стали странствующими ремесленниками.

Юность

Краткая биография Питирима Сорокина изложена в его книге под названием "Дальняя дорога". В своих мемуарах автор вспоминает молодые годы и подробно описывает событие, ставшее поворотной точкой в его нелёгкой судьбе. Почти случайно попав на приёмные экзамены в специальное заведение по подготовке учителей для церковно-приходских школ, он прошёл испытания и был зачислен. Несмотря на то что проживание на крошечную стипендию являлось сложной задачей, через два года Сорокин успешно завершил образование. За отличные результаты ему предоставили возможность продолжить обучение за казённый счёт.

Студенческие годы

В 1904 году Сорокин приступил к занятиям в школе по подготовке педагогических кадров в В тот период в Российской империи бушевали политические волнения. Брожение умов во все времена было типично для студенческой среды. Будущий социолог присоединился к революционной группе, придерживавшейся народнической идеологии. Этот период биографии Питирима Сорокина сыграл значительную роль в формировании его мировоззрения и системы ценностей.

Страстный характер не позволил ему оставаться в стороне от опасной нелегальной деятельности кружка революционеров. В результате студент был арестован полицией по подозрению в политической неблагонадёжности. Несколько месяцев он провёл в тюрьме. Благодаря либеральному отношению охранников революционеры, находясь в заключении, практически свободно общались друг с другом и с внешним миром. По воспоминаниям Сорокина, время, проведённое в тюрьме, дало возможность ознакомиться с классическими трудами философов-социалистов.

Освободившись из заключения, будущий знаменитый социолог принял решение прекратить участие в революционной борьбе и посвятить себя науке. После пары лет скитаний по стране ему удалось поступить на юридический факультет государственного университета в Санкт-Петербурге. В биографии Питирима Сорокина начался новый этап, открывающий молодому дарованию путь к академическим вершинам.

Научная деятельность

Будучи студентом университета, он проявлял потрясающую работоспособность. За короткое время Сорокин написал и опубликовал большое количество рецензий и рефератов. Он активно сотрудничал с рядом специализированных научных журналов, посвящённых вопросам психологии и социологии. Главным достижением этого периода биографии Питирима Сорокина стала книга под названием "Преступление и кара, подвиг и награда". Она получила очень высокие оценки в академических кругах.

Несмотря на напряжённую научную работу, Сорокин вернулся к политической деятельности и вновь привлек к себе внимание полиции. Для того чтобы избежать неприятностей со стороны блюстителей закона, он был вынужден, использовав фальшивый паспорт, уехать в Западную Европу и оставаться там в течение нескольких месяцев. После возвращения в Россию учёный написал памфлет, критикующий монархическое государственное устройство. Это привело к новому аресту. Сорокину удалось освободиться из тюрьмы только благодаря заступничеству своего наставника Максима Ковалевского, который являлся депутатом Думы.

Годы Первой мировой войны

После окончания университета талантливый русский учёный читал лекции по социологии и готовился к получению звания профессора. В период мировой войны он продолжал публиковать в большом количестве свои литературные труды, среди которых была даже одна фантастическая повесть. Защите диссертации помешала начавшаяся революция.

В драматическом 1917 году Сорокин женился на Елене Баратынской, потомственной дворянке из Крыма. Они познакомились на одном из литературных вечеров. Паре было суждено разделить все радости и горести и оставаться вместе до конца жизни.

Революция и Гражданская война

В краткой биографии Питирима Александровича Сорокина невозможно упомянуть все события, свидетелем и непосредственным участником которых он стал в бурные годы крушения Российской империи. Учёный оказывал содействие работе Временного правительства и даже исполнял обязанности секретаря министра-председателя Александра Керенского. Сорокин раньше других увидел серьёзную угрозу в партии большевиков и требовал применения жёстких мер для укрепления порядка и стабилизации ситуации в стране.

После Октябрьской революции он вступил в борьбу с советской властью и принял участие в попытке её свержения в Архангельской губернии. Сорокин был арестован большевиками и приговорён к расстрелу. Однако в обмен на публичное обещание отказаться от политической деятельности ему не только сохранили жизнь, но и вернули свободу. Сорокин возобновил научную и преподавательскую работу в университете. После окончания Гражданской войны он получил звание профессора и успешно защитил докторскую диссертацию по социологии.

Изгнание

В 1922 году начались массовые аресты представителей интеллигенции по подозрению в инакомыслии и нелояльном отношении к большевистскому правительству. В числе задержанных московской Чрезвычайной комиссией оказался и Сорокин. Арестованным предложили простой выбор: быть расстрелянными или навсегда покинуть советскую страну. Доктор социологических наук и его супруга уехали в Германию, а затем в Соединённые Штаты Америки. С собой они увезли только два чемодана, в которых находилось самое важное - рукописные основные труды. Биография Питирима Сорокина с начала академической карьеры и до момента изгнания из родной страны стала называться русским периодом его творчества. Знаменитый учёный был навечно депортирован, но избежал физической расправы и смог продолжить свою деятельность в далёкой Америке.

Жизнь и работа в США

В 1923 году Сорокин приехал в Соединённые Штаты для чтения лекций о революционных событиях в России. Он получил предложения о сотрудничестве от университетов Миннесоты, Висконсина и Иллинойса. Сорокину понадобилось менее года для того, чтобы свободно овладеть английским языком. В Америке он написал и опубликовал книгу под названием "Страницы русского дневника", которая представляет собой личные воспоминания учёного о бурном революционном времени.

Работы Питирима Сорокина, созданные в эмиграции, внесли значительный вклад в мировую социологию. Всего за несколько лет жизни в США он написал массу научных трудов, в которых изложил свои теории устройства человеческого общества. Сорокин стал заметной фигурой в американских академических кругах и получил предложение возглавить факультет социологии во всемирно известном Гарвардском университете. Это может показаться невероятным, но по свидетельству современников, он продолжал поддерживать отношения с друзьями, оставшимися в России, даже в период сталинских репрессий. После многолетней плодотворной работы в Гарварде Сорокин вышел в отставку и посвятил остаток жизни занятию садоводством. Он скончался в 1968 году в своём доме в штате Массачусетс.

Идеи и книги

Особое внимание читателей привлекла работа Питирима Сорокина "Социология революции", опубликованная им вскоре после переезда в Америку. В этой книге он подчёркивает неэффективность насильственной смены государственного строя, поскольку на практике такие действия всегда приводят к сокращению личной свободы и страданиям миллионов людей. По мнению автора, революции обесценивают человеческую жизнь и порождают всеобщую жестокость. В качестве альтернативы Сорокин предлагает мирные конституционные реформы, преследующие не утопические, а реальные цели. Идеи одного из величайших социологов в истории не устарели и в наше время.

Российский Химико Технологический

Университет им. Д.И. Менделеева

Реферат

Тема: П.А. Сорокин – крупный социолог XX века

Выполнила студентка

группы ЭкЛ-61 Кынтикова Е.А.

Москва, 2001г.

1. Возникновение социологии.

2. Жизнь и творчество П. Сорокина в России

2.1 Юность

2.2 Революционная деятельность, студенческие годы

2.3 Научная и преподавательская деятельность,

«Система социологии»

3. Последние годы жизни в России

4. Жизнь П. Сорокина в Америке

5. Социология культуры П. Сорокина по книге: “Кризис нашего времени”.

5.1 Типологизация культур

5.2 Теория волнообразной социодинамики культур

6. Заключение

7. Литература

Cорокин П. - “Социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, с другой”.

В конце 19 - нач. 20 вв. в научных исследованиях общества стал выделяться на ряду с экономическим, демографическим, правовым и другими аспектами также и социальный. Предмет социологии в этой связи зауживается и начинает сводиться к изучению социальных сторон общественного развития.

Первым социологом давшим узкую трактовку социологической науки, был Эмиль Дюркгейм (1858 -1917) - французский социолог и философ, создатель так называемой “ французской социологической школы “ С его именем связан переход социология от науки тождественной обществознанию к науке, связанной с изучением социальных явлений и социальных отношений общественной жизни, т.е. самостоятельной, стоящей в ряду других общественных наук.

Институализация социология в нашей стране началась после принятия постановления Совнаркома в мае 1918 г. “О социалистической академии общественных наук“, где специальным пунктом было записано “...одной из первоочередных задач поставить ряд социальных исследований в Петорградском и Ярославском Университетах”. В 1919 г. был учрежден Социобиологический институт. В 1920 г. в Петроградском Университете был образован первый в России факультет общественных наук с социологическим отделением, во главе с Питиримом Сорокиным.

В этот период издается обширная социологическая литература теоретического профиля. Основное направление ее - выявить соотношения русской социологической мысли и социологии марксизма. В этой связи в развитии социологии России наблюдаются различные социологические школы. На дискуссию представителей немарксистской социологической мысли (М. Ковалевский, П. Михаиловский, П. Сорокин и др.) и социологии марксизма решающее влияние оказала книга Н.И. Бухарина (Теория исторического материализма: Популярный учебник марксистской социологии М. – 1923.), в которой социология отождествлялась с историческим материализмом и превращалась в составную часть философии. А после выхода в свет краткого курса “История ВКПб“ И. В. Сталина в административно-приказном порядке была упразднена социология, на конкретное изучение процессов, явлений социальной жизни был наложен строжайший запрет. социология была объявлена буржуазной лженаукой, не только не совместимой с марксизмом, но и враждебной ему. Фундаментальные и прикладные исследования были прекращены. Само слово ”социология” оказалось вне закона и было изъято из научного обихода, ушли в небытие соц. профессионалы.

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - крупнейший ученый социолог 20 века, профессор Петроградского университета, в 1922 г. был выслан из России. Творческую деятельность Сорокина делят на два периода – русский (с начала 10-х по 1922г.) и американский. К началу 60-х годов П. Сорокин уже около сорока лет был «американским социологом, прочно занимавшим одно из мест в первой «десятке» ведущих социологов мира. Его учениками были многие выдающиеся американские социологи, он сделал огромный вклад в теоретическую социологию.

Сорокин развивал учение об «интегральной» социологии, охватывающей все социологические аспекты культуры. Социальную действительность он рассматривал как сверхиндивидуальную социокультурную реальность, не сводимую к материальной реальности и наделенную системой: ценностей - норм - символов. Культура как система символов, мотиваторов, образцов действий, задает индивидам предельно общую ориентацию, освобождая от внутренних противоречий. Различаются системы социокультурных феноменов многих уровней. Самые высокие системы из них (суперсистемы) базируются на самых фундаментальных предпосылках реальности - мировоззрениях. Из суперсистем Сорокин выделял «чувственную суперсистему» (реальность воспринимается чувствами), «умозрительную» (реальность познается при помощи интуиции), «идеалистическую» (комбинация двух первых). В разные периоды истории эти суперсистемы находятся на разных фазах развития. В то же время в любой период истории наряду с суперсистемами культуры в обществе сосуществуют 5 основных культурных систем более низкого уровня: язык, этика, религия, искусство, наука.

Родился П.А. Сорокин в январе 1889 года в деревне Турье, Ярсенского уезда, Вологодской губернии. Отец был ремесленником, мать - крестьянка. Питиримом его окрестили в честь святого Питирима, чей праздник приходится на январь. Детство он провел, работая с отцом и старшим братом на реставрации церквей, и выполнял крестьянскую работу. Сам научился грамоте. Окончил сельскую школу в селе Палевицы. Потом учился во второклассной школе. По окончании ее поступил в церковно-учительскую школу. По зимам учился, а летом занимался крестьянской работой, помогая своей тетке, крестьянке, в деревне. В партию социалистов-революционеров вступил в 1905г. В последствии он вспоминал: «Я познакомился с кучей народа: крестьяне, рабочие, чиновники, служители культа, официальные лица, доктора, писатели… представители разных политических течений - эсеры, социал-демократы (большевики и меньшевики), монархисты, анархисты, либералы и консерваторы всех мастей. Благодаря контакту с этими людьми я узнал много новых идей, познал новые ценности и стал разбираться в социальных условиях. ...Мое интенсивное чтение доселе неизвестных мне книг, журналов и газет расширили и углубили мой кругозор»

В 1906г. П. Сорокин был арестован, просидел полгода в тюрьме в п. Кинешме и был выслан оттуда после освобождения. Четыре месяца после освобождения работал в качестве пропагандиста в Поволжье. В 1907г. «зайцем» проехал в Петроград. В 1909г. сдал экстерном экзамен на аттестат зрелости и поступил в Психоневрологический институт, где была единственная в стране кафедра социологии. С 1910г. он начал печататься в научных журналах, таких, как «Вестник Знания», «Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма». В 1910г. Сорокину было сделано предложение стать по совместительству лектором по социологии в Психоневрологическом институте и Институте Лесгафта. Это был беспрецедентный случай в истории высшей школы, когда студент был лектором.

За всё это время Сорокин не покидал революционной работы среди студенчества, рабочих и крестьян. В 1911г. он вынужден был, в избежание ареста, бежать из Петрограда сначала в Подолию, потом за границу. В 1913 г. Был арестован снова. За всё это время Сорокиным был издан ряд научных работ, из которых многие, в частности книга «Преступление и кара, подвиг и награда», обратили на себя внимание, как русской, так и европейской науки. В 1917г. им была написана целая серия политических очерков, среди них такие, как «Анатомия национальностей и единство государства», «Формы правления», «Проблемы социального равенства», «Основы будущего мира» и др.

В 1914г. Сорокин окончил университет и был оставлен для подготовки к профессорскому званию. После сдачи экзаменов в конце 1915г., с начала 1917г. он становится «приват-доцентом». Защита магистерской диссертации была назначена на март 1917г., но ее пришлось отложить в связи с Февральской революцией 1917г. Сорокин оказался в водовороте политических событий в стране. 1918г. - самый бурный год в жизни П. Сорокина. После ареста в январе 1918г. он провел около трех месяцев в Петропавловской крепости вместе с бывшими министрами Временного правительства. После освобождения он прибыл в Москву, а затем, как член Учредительного собрания и Союза возрождения России, в конце мая отправился с антибольшевистской миссией в Великий Устюг, Вологду и Архангельск. Его миссия не увенчалась успехом, и он вынужден был 2 месяца скрываться в Северодвинских лесах. Здесь, вдали от цивилизации он много размышлял о политике, революции и самом себе и избавился от многих «соблазнительных иллюзий». Именно тогда, вероятно, им было написано его «отречение» - открытое письмо, в котором он признает поражение эсеровской программы и заявляет о своем выходе из партии эсеров.

После этого Сорокин сдался властям. В тюрьме, приговоренный к расстрелу, он пробыл до середины декабря 1918 г. 12 декабря его вызвали на допрос и ознакомили со статьей Ленина «Ценные признания Питирима Сорокина». По личному распоряжению Ленина Сорокина был доставлен в тюрьму Московской ЧК и здесь освобожден. На этом политическая деятельность Сорокина закончилась. Через несколько дней после освобождения он вернулся в Петроград и приступил к чтению лекций в университете. Только в конце 1920г., на специальном засе­дании факультета общественных наук, Сорокина возвели в звание профессора без магистерской защиты. В 1922г. опубликована работа Сорокина «Система социологии», которая была представлена на публичный диспут в качестве докторской диссертации.

В «Системе социологии» П.А. Сорокиным выдвигаются основные принципы, на базе которых он предлагал создать социологию. Он разработал структуру социологии, главные её направления и основные задачи каждого из них.

I «Русский» период жизни и творчества П. Сорокина……….…..3

1. Юность………..……………………………………….……….3

2. Революционная деятельность, студенческие годы.……...…3

3. Научная и преподавательская деятельность…………….…..5

а) «Система социологии»……………………………….…….5

4. Последние годы жизни в России…………………….…..…..10

II «Американский» период жизни П.Сорокина……………….…12

Литература………………………………………………………….14

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - крупнейший ученый социолог 20 века. Творческую деятельность Сорокина делят на два периода – русский (с начала 10-х по 1922г.) и американский. К началу 60-х годов П.Сорокин уже около сорока лет был «американским социологом, прочно занимавшим одно из мест в первой «десятке» ведущих социологов мира.

Родился П.А. Сорокин в январе 1889 года в деревне Турье, Яр­сенского уезда, Вологодской губернии. Отец был русским, ремеслен­ником, мать - коми, крестьянка. Питиримом его окрестили в честь святого Питирима, чей праздник приходится на январь. Детство он провел, работая с отцом и старшим братом на реставрации церквей, и выполнял крестьянскую работу. Сам научился грамоте. Окончил сель­скую школу в селе Палевицы. Потом учился в Гамской второклассной школе. По окончании ее поступил в Хреновскую церковно-учительскую школу. По зимам учился, а летом занимался крестьянской работой, помогая своей тетке, крестьянке, в деревне Римье, Яреского уезда. В партию социалистов-революционеров вступил в 1905г. В последствии он вспоминал: «Я познакомился с кучей народа: крестьяне, рабочие, чиновники, служители культа, официальные лица, доктора, писате­ли...представители разных политических течений - эсеры, социал-демократы (большевики и меньшевики), монархисты, анархисты, либералы и консерваторы всех мастей. Благодаря контакту с этими людьми я узнал много новых идей, познал новые ценности и стал разбираться в социальных условиях. ...Мое интенсивное чтение доселе неизвест­ных мне книг, журналов и газет расширили и углубили мой кругозор»

В 1906г. П. Сорокин был арестован, просидел полгода в тюрьме в п. Кинешме и был выслан оттуда после освобождения. Четыре месяца после освобождения работал в качестве пропагандиста в Поволжье. В 1907г. «зайцем» проехал в Петроград. В 1909г. сдал экстерном экзамен на аттестат зрелости и поступил в Психоневрологический институт, где была единственная в стране кафедра социологии. С 1910г. он начал печататься в научных журналах, таких, как «Вестник Знания», «Вест­ник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма». В 1910г. Сорокину было сделано предложение стать по совместительству лекто­ром по социологии в Психоневрологическом институте и Институте Лесгафта. Это был беспрецедентный случай в истории высшей школы, когда студент был лектором.

За всё это время Сорокин не покидал революционной работы сре­ди студенчества, рабочих и крестьян. В 1911г. он вынужден был, в избежание ареста, бежать из Петрограда сначала в Подолию, потом за границу. В 1913 г. был арестован снова. За всё это время Сорокиным был издан ряд научных работ, из которых многие, в частности книга «Преступление и кара, подвиг и награда», обратили на себя внима­ние, как русской, так и европейской науки. В 1917г. им была напи­сана целая серия политических очерков, среди них такие, как «Ана­томия национальностей и единство государства», «Формы правления», «Проблемы социального равенства», «Основы будущего мира» и др.

В 1914г. Сорокин окончил университет и был оставлен для под­готовки к профессорскому званию. После сдачи экзаменов в конце 1915г., с начала 1917г. он становится «приват-доцентом». Защита магистерской диссертации была назначена на март 1917г., но ее пришлось отложить в связи с Февральской революцией 1917г. Сорокин оказался в водовороте политических событий в стране. 1918г. - са­мый бурный год в жизни П. Сорокина. После ареста в январе 1918г. он провел около трех месяцев в Петропавловской крепости вместе с быв­шими министрами Временного правительства. После освобождения он прибыл в Москву, а затем, как член Учредительного собрания и Союза возрождения России, в конце мая отправился с антибольшевистской миссией в Великий Устюг, Вологду и Архангельск. Его миссия не увенчалась успехом, и он вынужден был 2 месяца скрываться в Северо-Двинских лесах. Здесь, вдали от цивилизации он много размышлял о политике, революции и самом себе и избавился от многих «соблаз­нительных иллюзий». Именно тогда, вероятно, им было написано его «отречение» - открытое письмо, в котором он признает поражение эсеровской программы и заявляет о своем выходе из партии эсеров.

После этого Сорокин сдался властям. В тюрьме, приговоренный к расстрелу, он пробыл до середины декабря 1918 г. 12 декабря его вызвали на допрос и ознакомили со статьей Ленина «Ценные признания Питирима Сорокина». По личному распоряжению Ленина Сорокина был доставлен в тюрьму Московской ЧК и здесь освобожден. На этом поли­тическая деятельность Сорокина закончилась. Через несколько дней после освобождения он вернулся в Петроград и приступил к чтению лекций в университете. Только в конце 1920г., на специальном засе­дании факультета общественных наук, Сорокина возвели в звание про­фессора без магистерской защиты. В 1922г. опубликована работа Со­рокина «Система социологии», которая была представлена на публич­ный диспут в качестве докторской диссертации.

В «Системе социологии» П.А. Сорокиным выдвигаются основные принципы, на базе которых он предлагал создать социологию. Он раз­работал структуру социологии, главные её направления и основные задачи каждого из них.

«Социология представляет науку, которая изучает жизнь и дея­тельность людей, живущих в обществе себе подобных, и результаты такой совместной деятельности». «Социология изучает общество с трех главных точек зрения:

1) его строения и состава

2) данных в нем процессов или его жизнедеятельности

3) происхождения и развития общества и общественной жизни - таковы ос­новные задачи изучения социологии»

П.А. Сорокин писал: «Наша потребность в социологических познаниях огромна. В ряду многих причин, вызывающих наши настроения и плохую общественную жизнь, немалую роль играет наше социологическое неве­жество… Голод и холод, разврат и преступление, несправедливость и эксплуатация продолжают быть спутниками человеческого общества. Только тогда, когда мы хорошо изучим общественную жизнь людей, когда познаем законы, которым она следует, только тогда можно рассчитывать на успех в борьбе с общественными бедствиями... Только знание здесь может указать...как нужно устроить совместную жизнь, чтобы все были и сыты и счастливы... Вот с этой практической точки зрения социология приобретает громадное значение».

Сорокин разделил социологию на теоретическую и практическую. Теоретическая социология изучает явления человеческого взаимодейс­твия с точки зрения сущего. Теоретическая социология подразделяет­ся на:

  1. социальную аналитику, изучающую строение, как простейшего социального явления, так и сложных социальных единств, образованных той или иной комбинацией простейших социальных явлений.
  2. социальную механику , изучающую процессы взаимодействия лю­дей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется.
  3. социальную генетику ; «Задача генетической социологии - дать основные исторические тенденции в развитии общественной жизни людей»

Социология практическая изучает явления человеческого взаимо­действия с точки зрения должного.

Социология практическая, по Сорокину, включает в себя соци­альную политику. «Задачи практической социологии ясны из самого названия» - писал Сорокин. «Эта дисциплина должна быть прикладной дисциплиной, которая, опираясь на законы, сформулированные теорети­ческой социологией, давала бы человечеству возможность управлять социальными силами, утилизировать их сообразно поставленным целям».

В учении о строении общества П.А. Сорокин пишет: «Прежде чем перейти к описанию строения населения или общества в том сложном виде, в каком они существуют, мы должны изучить их в простейшем виде.» Он показывает, что простейшей моделью социального явления служит взаимодействие двух индивидов. Во всяком явлении взаимо­действия имеются три элемента: индивиды, их акты, действия; про­водники (световые, звуковые, тепловые, предметные, химические и т.д.). Главными формами взаимодействия социальных групп являются

1) взаимодействия двух, одного и многих, многих и многих

2) взаимодействие сходных и несходных лиц

  1. взаимодействие одностороннее и двухстороннее, длительное и мгновенное, организованное и неорганизованное, солидарное и антагонистическое, сознательное и бессознательное

Всё человеческое население распадается на ряд более тесных групп, образующихся из взаимодействия одного с одним, одного с многими и одной группы с другой. Какую бы социальную группу мы не взяли - будет ли ею семья или класс, или государство, или религи­озная секта, или партия - всё это представляет собой взаимодейс­твие двух или одного со многими или многих людей со многими. Всё бесконечное море человеческого общения составляется из процессов взаимодействия, односторонних и двусторонних, временных и длитель­ных, организованных и неорганизованных, солидарных и антагонисти­ческих, сознательных и бессознательных, чувственно-эмоциональных и волевых».

«Весь сложнейший мир общественной жизни людей распадается на очерченные процессы взаимодействия». «Группа взаимодействующих лю­дей представляет своего рода коллективное целое или коллективное единство... Тесная причинная взаимозависимость их поведения и дает основание рассматривать взаимодействующих лиц как коллективное це­лое, как одно существо, составленное из многих лиц. Подобно тому, как кислород и водород, взаимодействуя друг с другом, образуют во­ду, резко отличающуюся от простой суммы изолированных кислорода и водорода, так и совокупность взаимодействующих людей резко отлична от простой их суммы.» «Всякую группу людей, взаимодействующих друг с другом, мы будем называть коллективным единством или короче кол­лективом».

Затем Сорокин подробно рассматривает условия возникновения, сохранения и распада коллективных единств. Условия их возникнове­ния, существования и распада он делит на три группы:

  1. космические или физико-химические
  2. биологические
  3. социально-психические

Далее Сорокин указывает два основных способа (сознательный и бессознательный) установления организации группы и обычные приемы поддержания и сохранения этой организации. «Общественная жизнь представляет не что иное, как непрерывный поток возникающих, для­щихся и исчезающих коллективных единств. “Коллективное единство перестает существовать только тогда, когда прекращается взаимодействие между частью или всеми его членами». «Прекращение коллек­тивного единства ведет к исчезновению его организации. Но падение одной организации и замена её другой вовсе ещё не означают исчез­новения и распада коллективного единства, а означают только, что форма, порядок и организация последнего изменилась!»

Затем Сорокин рассматривает строение и расслоение населения. Он подчеркивает, что «население расслаивается на ряд групп, что оно составлено из множества коллективных единств, а не представля­ет чего-то цельного, единого, все члены которого одинаково связаны друг с другом». «Из множества групп, на которые распадается насе­ление, важнейшими простыми расслоениями последнего будут расслое­ния:

а) по семейной принадлежности

б) по государственной

в) по расовой

д) по профессиональной

е) по имущественной

ж) по религиозной

з) по объемно-правовой

и) по партийной

Из сочетаний простых расслоений (группировок) образуются сложные группы. Сложные группы бывают:

а) типичные и не типичные для данного населения.

Из типичных важны класс и национальность.

б) внутренне антагонистические и внутренне солидарные. «Судьба любого населения и ход истории определяются не борьбой или согласованием каких либо одних групп, а взаимоотношениями всех указанных простых и сложных социальных коллективов». Для объясне­ния исторических процессов «приходится учитывать взаимоотношения и поведение всех этих групп».

Далее Сорокин делает переход к изучению деятельности людей, факторов поведения и механики общественных процессов. «Все силы, влияющие на поведение людей и определяющие собой характер их сов­местной жизни, могут быть сведены к трем основным разрядам:

1. разряду космических (физико-химических) сил

2. разряду сил биологических

3. разряду сил социально-психических

К разряду космических сил П.А. Сорокин относит простые разд­ражители, такие как свет, звук, температура, цвет, влажность и т.д., и сложные, такие как климат данного места, состав и характер почвы, смена времен года, чередование дня и ночи.

К главным биологическим силам (раздражителям) Сорокин относит следующие:

1. потребность питания

2. потребность половая

3. потребность индивидуальной самозащиты

4. потребность групповой самозащиты

5. бессознательное подражание

6. потребность движения

  1. другие физиологические потребности (сна, покоя, игры и т.п.)

Социально-психические факторы делятся Сорокиным на простые и сложные. К простым он относит:

2. чувства-эмоции

  1. волнения людей

К сложным относятся:

1. материальная культура, окружающая человека

2. духовная атмосфера социальной среды

3. Общественно-политическая организация групп, явления влас­ти, богатство и деньги, разделение труда и т.д.

В своей работе П.А. Сорокин подробно показывает степень влия­ния всех этих факторов на поведение человека и общественную жизнь. «Человек, как и все явления мира не изъят из-под действия законов необходимости, что «абсолютной свободы воли» нет... Зависимость от внешних (космических и биологических) условий воспринимается и пе­реживается нами как отсутствие свободы... Зависимость нашего пове­дения от социально - психических раздражителей воспринимается нами как отсутствие зависимости, как «свобода воли» и поведения!... Рост влияния социально-психических факторов «на наше поведение бу­дет восприниматься нами как рост нашей свободы, как уменьшение на­шей зависимости от условий, посторонних и чуждых нашему «я». Вот почему социально-психологические раздражители поведения кажутся нам освобождающими. Этот субъективно-неизбежный факт и послужил поводом для появлений теорий «свободной воли». Единственный смысл, который может иметь «свободная воля», означает объективно уменьше­ние зависимости нашего поведения от условий космических и биологи­ческих и рост нашей зависимости от условий социально-психичес­ких, - зависимости, субъективно переживаемой нами как свобода, как отсутствие стеснения... С ходом истории влияние социально-психи­ческих сил растет, поэтому растет и наша «свобода». Так кажется нам субъективно и таково единственно приемлемое понятие «свободы воли». «Каждый из нас, рождаясь в свет, несет с собой лишь биоло­гическую организацию, биологические импульсы и ряд наследственных черт. Багаж - небольшой, фигура - неопределенная. Что выйдет из нее, гений или невежда...- это определяется совокупностью воздейс­твий социальной среды. Она формирует человека как социально-психическую индивидуальность».

22 апреля 1922г. на диспуте тайным голосованием ученый Совет признал Сорокина заслуживающим степени доктора социологии. Он был первым в истории русской науки доктором социологии. К моменту за­щиты П. Сорокиным было опубликовано уже 126 работ. Многие из них были направлены против советской власти и марксистской теории. Ле­нин резко критиковал статью П. Сорокина «Влияние войны на состав населения, его свойства и общественную организацию», напечатанную в 1922г. в первом номере журнала «Экономист». В частности, в этой статье Сорокиным был дан статистический материал о развитии семей­но-брачных отношений и разводах. Ленин писал, что Сорокин «искажа­ет правду в угоду реакции и буржуазии».

В письме к Дзержинскому от 19 мая 1922г. Ленин писал по пово­ду журнала «Экономист»: “Это, по-моему, явный центр белогвардейцев. В N3 напечатан на обложке список сотрудников. Это, я думаю, почти все - законнейшие кандидаты на высылку за границу». Среди 53 чело­век, привлеченных к сотрудничеству в «Экономисте» есть и фамилия П.А. Сорокина.

В феврале 1922г. П. Сорокин выступил на торжественном собрании в честь 103 годовщины Петербургского университета. Обращаясь к мо­лодежи, он заявил, что «вера отцов» оказалась «банкротством». «Их опыт в форме традиционного мировоззрения интеллигенции оказался недостаточным, иначе трагедии не было бы. От берега этого миро­воззрения волей-неволей вам приходится оттолкнуться: он не спас нас, не спасет и вас. Он надолго исчез в зареве войн, в грохоте революций и в темной бездне могил, все растущих и умножающихся на русской равнине. Если не мы сами, так эти могилы вопиют о неполно­те опыта «отцов» и ошибочности их патентованных спасительных ре­цептов». Советуя молодежи обрести «новую веру», Сорокин прежде всего рекомендует ей «взять с собой в дорогу» знания, чистую нау­ку, любовь и волю к производительному труду.

В связи с тем, что после революции неомарксистские социологи продолжали работать так же активно, как и прежде, а многие даже открыто выступали против советской власти, в 1922 г. Ленин поста­вил вопрос о коммунистическом контроле программ и содержании кур­сов по общественным наукам. В результате чего многим профессорам, в том числе и П.А. Сорокину, была запрещена преподавательская дея­тельность. Под натиском властей, в сентябре 1922г. Сорокин и его жена Е.П. Баратынская, навеки были вынуждены оставить Россию. «Что бы не случилось со мной в будущем, - написано в его дневнике, - я уверен, что три вещи навсегда останутся убеждениями моего сердца и ума. Жизнь, как бы не тяжела она была, - это самая высшая, самая прекрасная, самая чудесная ценность в этом мире. Превратить её в служение долгу - вот еще одно чудо, способное сделать жизнь счаст­ливой. В этом я тоже убежден. И наконец, я убежден, что ненависть, жестокость и несправедливость не могут и никогда не смогут постро­ить на земле Царство Божие. К нему ведет лишь один путь: путь са­моотверженной творческой любви, которая заключается не в молитве только, а прежде всего - в действии». После продолжительного пребывания в Берлине, а затем в Праге, осенью 1923 г., приняв приглашение видных американских социологов Э.Хайэса и Э.Росса, прочесть серию лекций о русской революции, Сорокин навсегда переезжает в Соединенные Штаты Америки.

В историко-социологической литературе традиционно принято разграничивать два периода творчества Сорокина – русский и американский. Для «американского» социолога Сорокина «русский период» творчества является своего рода инкубационным, «годами учения», очень интересными и по - своему продуктивными. Однако именно за эти десять лет у Сорокина созрели замыслы всех дальнейших его тем, и, что особенно важно, наглядно обозначились те этапы его творческой эволюции, которые он и проделал в течение своей последующей жизни. Если он начинал довольно традиционно для социальной мысли рубежа веков, то в гарвардский период превратился в могущественного макросоциолога, рассматривающего цивилизацию в качестве атомарной единицы своего анализа. П.Сорокину понадобилось менее года для культурной и языковой акклиматизации и уже летним семестром 1924г. Он приступил к чтению лекций в Минисотском университете. В1924г. Выходит его первая печатная книга «Листки из русского дневника», описывающая и анализирующая российские события 1917-1922гг. В 1925г. Выходит в свет его «Социология революции», В 1927г. «Социальная мобильность». Сорокин является одним из родоначальников теории социальной стратификации и социальной мобильности. Теория социальной стратификации, выдвигающая те или иные критерии деления общества на социальные слои, группы, служит методологической основой для формирования теории социальной мобильности. Это изменение индивидом или группой социального статуса, места, занимаемого в социальной структуре общества. П.Сорокин рассматривал социальную мобильность как любое изменение социального положения, а не только переход лиц и семей из одной социальной группы в другую. Согласно его взглядам социальная мобильность означает перемещение по социальной лестнице в двух направлениях: 1. Вертикальном – движения вверх и вниз, 2.горизонтальном – движения на одном и том же социальном уровне.

В 1928г. Вышла в свет книга «Современные социологические теории», в 1929г. – «основания городской и сельской социологии». В 1930г. Всемирно известный Гарвардский университет предлагает Сорокину возглавить учрежденный социологический факультет. П.Сорокин принял это предложение и проработал в университете до 1959г. В 1956г. Увидела свет его новая работа «Причуды и недостатки современной социологии и смежных наук», в 1956г. вышла работа «Современные социологические теории». В 1964г. в знак признания заслуг ученого, 75-летнего Сорокина избирают председателем Американской социологической ассоциации.

11 февраля 1968г. в возрасте 79 лет, после тяжелой болезни П.А. Сорокин скончался. П.Сорокин относится к тому редкому типу ученых, чье имя становится символом избранной им науки. На Западе он давно уже признан как один из классиков социологии XX столетия, стоящий в одном ряду с О. Контом, Г. Спенсером, М. Вебером.

ЛИТЕРАТУРА

  1. П.А. Сорокин, «Общедоступный учебник социологии», Москва, Наука, 1994г.
  2. И. Громов, А. Мацкевич, С. Семенов, «Западная социология», Сант-Петербург, 1997г.
  3. С. Новикова, «История развития социологии в России», Москва-Воронеж, 1996г.