Биографии Характеристики Анализ

Эссе на приключения тома сойера. Сочинение по «Приключения Тома Сойера» М.Твена

«Приключения Тома Сойера» - одно из самых популярных произведений американского писателя Марка Твена. Впервые повесть была опубликована в 1876 году. Уже в 1877-м ее издали в Российской Империи. Известны как минимум девять переводов на русский, наиболее удачным часто называют вариант Корнея Чуковского.

Изначально Твен полагал, что создает «Приключения Тома Сойера» для взрослых людей. Друзья писателя, услышавшие первые главы, сразу стали его убеждать в том, что книга – для детей. Сейчас подобные разговоры вообще кажутся бессмысленными, ведь повесть Твена одинаково нравится и взрослым, и юным читателям. Она не устаревает, потому что в ней нет ничего фальшивого, лживого, неестественного, зато есть великолепный юмор и обаятельные главные герои. В предисловии к повести Твен отметил, что большая часть описанных в книге приключений взяты из жизни, причем одно-два он пережил сам. Гекльберри Финн «списан с натуры». То же самое касается и Тома Сойера. Правда, в этом образе нашли воплощение черты не одного мальчика, а сразу трех, с которыми был знаком Марк Твен.

Основные персонажи повести

Главный герой повести – мальчишка по имени Томас Сойер. Он живет в небольшом американском городке под названием Санкт-Петербург, расположенном в штате Миссури. После смерти матери Тома его взяла на воспитание ее сестра Полли. Том Сойер – озорной, но при этом смелый и смышленый ребенок. Лучшие его черты – готовность пожертвовать собой ради друзей, чувство справедливости. Да, он ворует сахар у тети Полли, хитростью заставляет мальчишек красить за него забор, прогуливает школу и не совсем честным путем получает красивую Библию в подарок. Зато Том бесстрашно терпит порку вместо Бекки, в которую он влюблен, и защищает в суде невиновного Меффа Поттера.

На первый взгляд кажется, что Том – обычный мальчик. В действительности он сильно отличается от других мальчишек Санкт-Петербурга. Том – лидер по натуре. В начале повести рассказывается, что когда ребятишки играли в войнушку, разделившись на две армии, то Том выступал в роли полководца одной из них. Сам он не сражался, раздавая приказы через адъютантов. Более того – армия под предводительством Сойера выиграла битву. Но главное – никто кроме Тома не способен превращать скучнейшие минуты в истинные праздники. Вспомнить хотя бы сцену в церкви, когда все прихожане заскучали от проповеди священника. Развеселить их сумел Том Сойер, выпустив жука-кусаку из коробки. Сражение насекомого с забежавшим в церковь пуделем привнесло в церковную службу, по выражению самого Тома, «немножечко разнообразия».

Гекльберри Финн – сын пьяницы и друг Тома Сойера. Гек одевается «в обноски с плеча взрослых людей», не признает «никаких обязательных правил», ночует на ступеньках чужого крыльца или в пустых бочках, курит трубку и умеет изобретательно ругаться. Все матери в Санкт-Петербурге ненавидят его и запрещают своим детям с ним общаться. При этом ребятишки души в нем не чают и хотят ему подражать. Несмотря на то, что Гек фактически вырос на улице, он смог не пасть на самое дно, не ожесточиться, остаться хорошим человеком. Мальчику недостает образования. Зато у Гекльберри есть практическая смекалка. Кроме того, ребенок от природы сообразителен.

Бекки Тэтчер – дочка судьи, в которую влюблен Том Сойер. В начале книги она описывается как «прелестное голубоглазое создание с золотистыми волосами, заплетенными в две длинные косички, в белом летнем платьице и вышитых панталончиках». Характер Бекки прописан не так хорошо, как характеры Тома и Гека, но кое-что о ней сказать можно: она не отличается храбростью, дальновидностью, умением правильно вести себя в экстремальных ситуациях. Показательно поведение Бекки в пещере. Пока Том пытается найти выход из сложившейся ситуации, Бекки по большей части плачет и говорит о близкой смерти. Она сразу же съедает свою долю пирога. Ей даже в голову не приходит, что надо оставить хотя бы немного на будущее, ведь неизвестно, когда в следующий раз удастся поесть. Получается, Бекки оказалась абсолютно не готова к экстремальной ситуации. Вероятно, если бы она заблудилась в пещерах одна, то не сумела бы оттуда выбраться. Впрочем, виновата в этом скорее не сама Бекки, а данное ей воспитание.

Тетя Полли – сестра умершей матери Тома Сойера, которая взяла мальчишку на воспитание. Несмотря на то, что он много озорничает и часто ее не слушает, тетя все равно очень сильно любит его. Том, чувствуя это, отвечает ей взаимностью. Тетя Полли наивна в некоторых вопросах – она искренне верит Тому, когда тот рассказывает якобы вещий сон. Кроме того, тетя страстно увлекается «всякими патентованными снадобьями и новоизобретенными лечебными методами», собирая «все шарлатанские журналы и все шарлатанские снадобья». Причем тестирует это на других людях, так как сама не болеет. Тетя Полли – добрая и мягкосердечная женщина. Часто она дает Тому увильнуть от побоев, потому что жалеет озорника. При этом тетя признается: когда ей все-таки удается выпороть Тома, потом ее «старое сердце прямо разрывается на части». Иногда и она проявляет необыкновенную твердость. В частности, тетя Полли находит в себе силы заставить Тома Сойера в выходные заняться покраской забора.

Индеец Джо – главный враг Тома Сойера, опасный преступник, убивший молодого доктора Робинсона и сваливший вину на Меффа Поттера. Он злопамятен, жесток, готов подставить невиновного человека, чтобы самому выйти сухим из воды, умеет убедительно врать.

Мир взрослых и мир детей в «Приключениях Тома Сойера»

В книге мир детей противопоставлен миру взрослых. Мир детей – это свобода, веселье, приключения. Что касается мира взрослых, то он в произведении показан скучным, тоскливым, с множеством правил поведения. Именно к нему относятся кажущиеся бесконечными школьные уроки, на которых учитель мистер Доббинс особо не пытается заинтересовать учеников; однообразные проповеди священника.

1)полагалось только шесть. 2)ног не было, а вместо них был хвост. 3)можно и потерпеть!

4) он не должен умереть! 5)чтобы он остался жив.

Приключения Тома Сойера

Марк Твен Сэмюэл Ленгхорн Клеменс. Американский писатель и журналист Марк Твен родился в 1835 году, в тот день, когда рядом с Землей пролетала комета Галлея, и скончался в 1910г., в день её следующего появления около земной орбиты.

Он стал самым известным американцем своего времени. Туристы приезжали в Америку посмотреть Ниагарский водопад и … Марка Твена.

Из детских воспоминаний на страницы произведений Марка Твена перешли и многие реальные события из детства. В предисловии к книге о Томе Сойере Марк Твен писал: «Большинство приключений, описанных в этой книге, происходило взаправду: два-три произошли со мной, остальные – со школьными моими товарищами». «Приключения Тома Сойера »

Под именем Тома Сойера описаны сразу трое неразлучных приятелей, неизменные участники игр в пиратов и «благородных» разбойников: сам юный озорник Сэмюэл Клеменс (это он напоил кота лекарством, это он приносил домой ужей и летучих мышей); школьный товарищ Сэма Уилли Боуэн; большой проказник Томас Сойер Спиви. «Приключения Тома Сойера »

Образ Бекки Тэчер списан с Лауры Хокинс, которая жила по соседству с Сэмом. «Приключения Тома Сойера » «Дом Бекки Тэчер » В этом доме провел детство Марк Твен

Гек Финн – точный портрет Тома Бленкеншипа. Он жил в полуразрушенной лачуге на окраине города, частенько голодал, ходил в лохмотьях и иногда ночевал под открытым небом. Но это ему нравилось: он презирал «гнусные и душные дома». «Приключения Тома Сойера » Дорожка к домику Гекльберри Финна Лачуга родителя Гека Финна не сохранилась. Её снесли в 40-х годах XX века. Однако на её месте стоит мемориальная доска.

Роман- повествовательное произведение с описанием большого числа всевозможных историй и событий. В романе много действующих лиц.

Предварительный просмотр:

Цели.

  • Познакомить детей с жизнью и творчеством писателя Марка Твена, его романом “Приключения Тома Сойера”.
  • Учить выделять жанровые особенности романа-пародии.
  • Работать над выразительностью чтения.
  • Продолжить знакомство с литературными терминами.
  • Воспитывать любовь к книге.

Ход урока

I. Повторение пройденного

У. Проверим, внимательно ли вы читали сказку Ханса Кристиана Андерсена “Русалочка”. Приготовьте листочки для литературного диктанта.

Учитель вызывает к доске пять учеников и дает им книги с размеченным текстом. Возле каждого отрывка стоит порядковый номер; слова, которые при чтении нужно опустить, взяты в скобки.

Дети читают отрывки.

“Царь морской давным-давно овдовел, и хозяйством у него заправляла старуха-мать, женщина умная, только больно уж гордившаяся своей родовитостью: на хвосте она носила целых двенадцать устриц, тогда как прочим вельможам…”

“Их было шестеро, все прехорошенькие, но милее всех самая младшая, с кожей чистой и нежной, как лепесток розы, с глазами синими и глубокими, как море. Только у неё, впрочем, как и у остальных …”

“И она надела Русалочке на голову венок из белых лилий, только каждый лепесток был половинкой жемчужины, а потом нацепила ей на хвост восемь устриц в знак её высокого сана.

Да это больно! – сказала Русалочка.

Чтоб быть красивой…”

“ На минуту стало темно, хоть глаз выколи, но вот блеснула молния, и Русалочка опять увидела людей на корабле. Каждый спасался, как мог. Она искала глазами принца и увидела, как он упал в воду, когда корабль развалился на части. Сперва она очень обрадовалась – ведь он попадет теперь к ней на дно, но приплывёт во дворец её отца только мертвым. Нет, нет …”

“К утру буря стихла. От корабля не осталось и щепки. Опять засверкало над водой солнце и как будто вернуло краски щекам принца. Но глаза его все еще были закрыты. Русалочка откинула со лба принца волосы, поцеловала его в высокий красивый лоб, и ей показалось, что он похож на мраморного мальчика, который стоит у нее в саду. Она поцеловала его еще раз и пожелала …”

У. Спасибо за чтение. А теперь проверим наши диктанты. Внимание: на доске правильные ответы.

Учитель открывает доску, и дети проверяют правильность своих ответов.

На доске.

Проверим себя:

  • … полагалось только шесть.
  • … ног не было, а вместо них был хвост.
  • … можно и потерпеть!
  • … он не должен умереть!
  • … чтобы он остался жив.

Мы писали диктант по самому началу сказки. Чтобы поставить оценки читавшим, зададим им вопросы по содержанию всей сказки.

Возможные вопросы и ответы детей.

Вопрос: Как изменилась Русалочка после встречи с принцем?

Ответ: Она стала еще тише, задумчивее.

Вопрос: Сколько лет жили русалки?

Ответ: Русалки жили триста лет.

Вопрос: На что захотелось ей променять триста лет своей жизни?

Ответ: На один человеческий день.

Вопрос: На какие условия ведьмы согласилась Русалочка, чтобы стать девушкой?

Ей было больно ходить, когда раздвоился ее хвост.

Она навсегда покидала свой дом, отца, сестер.

Учитель объявляет отметки детям, читавшим текст и правильно ответившим на вопросы.

II. Физминутка

Звучит тихая спокойная музыка.

Покажем, как тянется к кораблю своими белыми руками Русалочка. Волны покачивают ее из стороны в сторону. Кружимся вместе с ней в водовороте. А теперь замираем, как замерла Русалочка на камне. Она и теперь сидит, поджав ноги, на огромном каменном ложе и вглядывается вдаль.

III. Знакомство с биографией писателя.

Сегодня мы продолжаем знакомство с зарубежной литературой.

Откройте учебник на странице ……. И прочитайте имя и фамилию писателя, о творчестве которого мы будем сегодня говорить. (Марк Твен. Сэмюэл Ленгхорн Клеменс.)

Как вы думаете, почему здесь написано два имени? (Под одним именем он писал, а другое – его настоящее имя.)

Каким словом называют вымышленное имя автора? (Псевдоним.)

Какие писатели, поэты подписывали свои сочинения псевдонимом? (Аркадий Гайдар, Анна Ахматова, Андрей Платонов, Кир Булычев. Произведения этих авторов дети уже читали ранее).

Учитель приглашает к доске учащихся и предлагает им для чтения заранее напечатанный текст.

Послушайте и приготовьтесь ответить на вопросы, которые вы видите на доске.

Вопросы на доске:

  1. Где встречал своих героев Марк Твен?
  2. Кого из героев книги напоминает Марк Твен?
  3. Какие книги для детей написал Марк Твен?

Вызванные к доске дети читают тексты.

“Писатель Сэмюэл Ленгхорн Клеменс, пришедший в литературу под именем Марка Твена, провел свое детство в городе Ганнибал. В те годы город только начинал заселяться. Он располагался на берегу Миссисипи – огромной судоходной реки. Здесь вместе со своими сверстниками Сэмюэл проводил время в играх и проказах, купался в Миссисипи, обманывал учителей воскресной школы, бродил в пещерах. Расположенных неподалеку от города. Здесь в толпе босоногих мальчишек, наводнявших улочки Ганнибала, он впервые встретил прототипов своих будущих героев – Тома Сойера, Гекльберри Финна, Джо Гарнера. Был в Ганнибале и Индеец Джо, и однажды он чуть не погиб от голода, заблудившись в одной из пещер”. “В книге, которая называется “Том Сойер”, - пишет Марк Твен, - я заморил его до смерти голодом, но единственно в интересах искусства – на деле этого не было”. (По А.С.Ромму)

“Но детство Сэмюэля Клеменса кончилось очень рано. Ему было только 12 лет, когда умер его отец, и ему вместе с братом пришлось заботиться о содержании семьи. Будущий писатель изучил профессию наборщика, он был и лоцманом, и золотоискателем, служил солдатом, выступал с чтением юморесок. В своих произведениях он стремился отображать правду жизни, то, что он сам выстрадал и пережил. Марк Твен оставил потомкам замечательные произведения. Такие, как “Приключения Тома Сойера”, “Приключения Гекльберри Финна”, “Принц и нищий”, “Таинственный незнакомец” и другие”. (По А.С.Ромму)

Дети отвечают на вопросы, заданные перед прочтением отрывков.

IV. Чтение фрагмента романа М.Твена “Приключения Тома Сойера.” и работа над текстом.

Прочитайте фрагмент из романа “Приключения Тома Сойера” и подумайте, как можно его назвать? Почему?

После самостоятельного чтения дети отвечают на вопрос, поставленный учителем.

(“Первая любовь”. “Признание”. “Я вас люблю”. “Том и Беки”.

(Нет. Это не настоящая любовь, которая бывает у взрослых. Она какая-то смешная.

У Русалочки была настоящая любовь. У Тома любовь как игра.)

Особенность романа Марка Твена в том, что все обычные ситуации взрослой жизни писатель переносит в мир детей и делает это весело, с юмором. Подтвердите этот вывод словами из текста.

(“Учитель, восседавший на кафедре в большом плетеном кресле, дремал, убаюканный сонным гудением класса. Появление Тома разбудило его”.

“Учителя чуть не хватил удар, он растерянно взирал на Тома. Гудение в классе прекратилось. Ученики подумывали, уж не рехнулся ли отчаянный малый”.

“Когда же она опять осторожно обернулась, перед ней очутился персик. Она его отодвинула. Том тихонько подвинул персик обратно. Она его опять отодвинула, но уже не так враждебно. Том, не теряя терпения, положил персик на старое место. Она его не тронула. Том нацарапал на грифельной доске: “Пожалуйста, возьмите, у меня есть еще”.

“Художник изобразил перед домом человечка, похожего на подъемный кран. Он мог бы перешагнуть через дом, но девочка судила не слишком строго – она осталась очень довольна этим страшилищем и прошептала:

Какой красивый! А теперь нарисуйте меня.

Том нарисовал песочные часы, увенчанные полной луной. Приделал к ним ручки и ножки в виде соломинок и вооружил растопыренные пальцы огромным веером. Девочка сказала:

Ах, как хорошо!)

А теперь найдите в тексте слова, которые говорят нам о том, что писатель перенес в детский мир взрослые отношения. Прочитайте их.

(“…но тут увидел две длинные золотистые косы и спину, которую он узнал мгновенно благодаря притягательной силе любви ”.

- “… на самом же деле это было не смущение, а почтительная робость перед новым божеством”.

- “… сначала девочка не хотела ничего замечать, потом женское любопытство взяло верх”.)

Особенность этого произведения состоит в том, что оно написано в форме пародии.

Учитель записывает на доске “роман-пародия”.

Пародия состоит в “передразнивании”, сведении серьезного в смешное.

Запомните это слово. А почему это произведение называют романом? Давайте разберемся. Вспомните по фильму: о чем говорится в этой книге?

(О дружбе Тома с Гекльберри. О любви Тома к Бекки. О воскресной школе. Об убийстве на кладбище. О том, как мальчишки искали клад.)

Каких героев этого романа вы можете припомнить? (У Тома была тетушка. Индеец Джо. Судьи. Учитель в школе. Родители Беки.)

Прочитаем вывод.

Дети читают текст, написанный на доске.

“Роман – повествовательное произведение с описанием большого числа всевозможных историй и событий. В романе много действующих лиц”.

V. Работа над выразительностью чтения и характеристикой героев.

Попробуем прочитать разговор Тома и Беки в лицах. Скажите: как нужно читать за Тома? (Весело. С хитростью, ведь он все время хитрил, так как хотел, чтобы Бекки обратила на него внимание. Уверенно. Чтобы понравиться, надо сделать вид, что все знаешь.)

А за Беки? (Тихо. Спокойно. С достоинством. Она послушная девочка. И с любопытством. Ей было интересно разговаривать с Томом.)

Дети читают отрывок со слов: “Ах, как хорошо! Жалко, что я не умею рисовать”, до слов “… то я сама посмотрю”.

К доске вызываются ученики, читающие отрывок по ролям.

Внимательно слушайте и готовьтесь ответить на вопрос: что можно сказать о речи героев? Какая она: серьезная, смешная, взрослая, детская?

После чтения вопросы в сокращенном варианте повторяются. (Речь детская: “Честное-пречестное”, “когда меня хотят выдрать”, “вот это здорово!”)

Речь героев – это тоже художественное средство. С его помощью Марку Твену удается рассмешить читателя. Вспомним: с чего начинается фрагмент романа? (Том опаздывает в школу.)

Мог ли он избежать наказания? (Да, если бы что-нибудь соврал.)

Почему же он не сделал этого? (Ему хотелось сесть с Бекки, и он все подстроил так, что об этом никто не догадался. Ему это удалось, ведь учитель посадил его рядом с Бекки.)

Как Том привлек к себе внимание Бекки? (Он сначала дал ей персик, потом он нарисовал смешной рисунок, потом он познакомился с Беки, а дальше он признался ей в любви.)

Прочитайте окончание фрагмента.

Учитель вызывает одного ученика для чтения вслух.

Что же мы можем сказать о Томе? Какой он? (Том веселый. Он умеет хитрить. Он может заинтересовать собой. Том очень увлекался всем. Он так увлекся Бекки, что больше ни о чем другом и думать не мог. Том мог во всем видеть смешное, интересное. У него все получалось как-то смешно).

VI. Итог урока.

Теперь мы можем подвести итог урока. Фрагмент из какого романа-пародии мы сегодня читали? Кто его автор?

VII. Домашнее задание.

Домашнее задание каждый выберет себе по душе. Я предлагаю несколько вариантов:

  1. Прочитать любой фрагмент романа “Приключения Тома Сойера” и самостоятельно подготовить его к пересказу.

Задание, обязательное для всех. Подобрать как можно больше прилагательных, определяющих нашего героя. Том (какой?) веселый. Смешной, а дальше?

“Писатель Сэмюэл Ленгхорн Клеменс, пришедший в литературу под именем Марка Твена, провел свое детство в городе Ганнибал. В те годы город только начинал заселяться. Он располагался на берегу Миссисипи – огромной судоходной реки. Здесь вместе со своими сверстниками Сэмюэл проводил время в играх и проказах, купался в Миссисипи, обманывал учителей воскресной школы, бродил в пещерах. Расположенных неподалеку от города. Здесь в толпе босоногих мальчишек, наводнявших улочки Ганнибала, он впервые встретил прототипов своих будущих героев – Тома Сойера, Гекльберри Финна, Джо Гарнера. Был в Ганнибале и Индеец Джо, и однажды он чуть не погиб от голода, заблудившись в одной из пещер”. “В книге, которая называется “Том Сойер”, - пишет Марк Твен, - я заморил его до смерти голодом, но единственно в интересах искусства – на деле этого не было”. (По А.С.Ромму)

“Но детство Сэмюэля Клеменса кончилось очень рано. Ему было только 12 лет, когда умер его отец, и ему вместе с братом пришлось заботиться о содержании семьи. Будущий писатель изучил профессию наборщика, он был и лоцманом, и золотоискателем, служил солдатом, выступал с чтением юморесок. В своих произведениях он стремился отображать правду жизни, то, что он сам выстрадал и пережил. Марк Твен оставил потомкам замечательные произведения. Такие, как “Приключения Тома Сойера”, “Приключения Гекльберри Финна”, “Принц и нищий”, “Таинственный незнакомец” и другие”. (По А.С.Ромму)

Под именем Тома Сойера описаны сразу трое неразлучных приятелей, неизменные участники игр в пиратов и «благородных» разбойников:

сам юный озорник Сэмюэл Клеменс (это он напоил кота лекарством, это он приносил домой ужей и летучих мышей);

школьный товарищ Сэма Уилли Боуэн;

большой проказник Томас Сойер Спиви.

Образ Бекки Тэчер списан с Лауры Хокинс, которая жила по соседству с Сэмом.

Гек Финн – точный портрет Тома Бленкеншипа. Он жил в полуразрушенной лачуге на окраине города, частенько голодал, ходил в лохмотьях и иногда ночевал под открытым небом. Но это ему нравилось: он презирал «гнусные и душные дома».

Лачуга родителя Гека Финна не сохранилась. Её снесли в 40-х годах XX века. Однако на её месте стоит мемориальная доска.

Младший брат Тома, тихоня и ябеда Сид – это Генри, младший брат Сэмюэля Клеменса. Он никогда не доставлял никаких хлопот взрослым, в отличие от неистощимого на выдумки проказника Сэма.

Строгая тётушка Полли списана с матери Марка Твена – Оливии Клеменс.

В городке Ганнибал ежегодно проходят дни Тома Сойера. Здесь твеновские чтения, ярмарка, потешные соревнования в волейбол в грязи, состязания детворы на самую резвую лягушку, забеги в мешках для девочек...

Но гвоздь программы, конечно же, соревнования по крашению заборов. Участникам должно быть не меньше восьми и не больше тринадцати лет.

И, несмотря на острый язык, Твена уважали даже недруги.

Когда писателя не стало, его близкий друг Уилбер Несбит сказал на похоронах: «Единственное горе, которое Марк Твен причинил миру, - это то, что он умер».

Том Сойер - один из самых ярких детских образов, когда-либо созданных Марком Твеном. В Томе Сойере Марк Твен воплотил типический образ. В мальчике имеется всё характерное для его возраста, среды, времени, страны. Это живой образ мальчугана. Отчаянный озорник, изобретательный, неугомонный, постоянный предводитель мальчишеских игр, Том Сойер отнюдь не вундеркинд, не гений, поражающий своей исключительной талантливостью и одарённостью. Даже имя своему герою Твен стремился дать такое, которое звучало бы, как всякое иное мальчишеское имя. Но именно обобщающая полнота, с которой здесь сведены воедино все типические особенности нормального, здорового детства, и придаёт герою романа черты ярко выраженного индивидуального своеобразия. Он не только "тип", но и "характер", весь сотканный из противоречий и всё-таки внутренне целостный.

Мы ясно видим Тома и радуемся каждой встрече с ним. Он понятен нам и тогда, когда проказничает, и тогда, когда, обливаясь слезами, глядит на молящуюся за него тётю Полли. В его сердце живут радость и обида, горечь и веселье, недовольство школой, запретами, нравоучениями и вместе с тем озорство здорового ребёнка, наделённого буйной фантазией. У Твена нет однолинейного определения героя. В повести происходят парадоксальные вещи: тётя Полли знает, что Том не "хороший", но у неё не поднимается рука наказать мальчика, "плохой" Том не может поступить подло с Бекки, а "хороший" Альфред намеренно подстраивает подлость.

Герои "Приключений Тома Сойера" - мальчики-подростки, ещё не вступившие в жизнь. Без особой охоты они ходят в школу, много шалят и тайно мечтают, сбежав от опеки взрослых, отдаться своим - отдельным и независимым от взрослых людей - интересам. Таков Том Сойер. Самое существенное в облике Тома - это страстная, неукротимая жажда жить вольно, чтобы все знакомые мальчики изнывали от зависти, а взрослые остолбенели бы от удивления, - жить так, чтобы "мёртвая рука обычая" не могла сковать своим леденящим холодом и не сделала бы из него "хорошего мальчика", то есть ходячего манекена. Бессознательно и сознательно - дети упорно и настойчиво борются с мертвящей скукой пуританства в быту, в семье, в школе. Они инстинктивно восстают против косной силы буржуазной морали. Социальный быт отходит здесь на второй план. Он связан в повести с образами взрослых людей - родители, учителя, священник - и в глазах мальчиков представляет собой скопище досадных ограничений в их вольной мальчишеской деятельности, которых следует избегать. Том ускользает от нотаций тёти Полли, томится в церкви на долгой воскресной службе, получает трёпку от учителя в школе и старается скорее забыть обо всём и отдаться собственным радостям и печалям. Конфликт между естественными началами жизни и убогой мещанской моралью в "Томе Сойере" приобретает конкретное психологическое содержание. Он оборачивается конфликтом между живым, здоровым мальчиком-сорванцом и противостоящим ему миром взрослых, скучных людей. Повествование строится на всепроникающей антитезе "взрослого" и "детского", представляющей психологическую модификацию характерной антитезы "естественного" и "искусственного".

Природа в повести не есть нечто внешнее, привнесённое писателем в жизнь героев. Это органический фон их мальчишеской жизни. Широким фоном для всех событий в книге является могучая река с её свободными просторами, пещера с её красотой и страхами, лес с его романтикой "разбойничьей" жизни. Том и его друзья, решив "стать пиратами", похищают соседский плот и проводят несколько дней на Джексоновом острове: "Было прохладное серое утро. В глубоком безмолвии леса таилось восхитительное чувство покоя и мира. Ни один листок не шевелился; ни один звук не нарушал раздумий великой природы". Здесь мы видим гармонию природы и непорочной детской души. Том Сойер с "разбитым сердцем" уходит в лес и, разыграв там сцену из Робин Гуда, возвращается исцелённый.

То, что ценится в Сент-Питерсберге взрослыми, вызывает пренебрежение у детей, ибо мир взрослых наполнен условностями, их мнения определяются расчётом, тщеславием, страхом перед общественным мнением, детское же сознание свободно от них.

Самым радикальным средством убеждения и воспитания с точки зрения взрослых является палка. Оплеухи, затрещины, колотушки сыплются на Тома Сойера на протяжении всей повести. Дома его щёлкает напёрстком тётушка Полли, а в школе по его спине гуляет учительская розга. Ежедневная порка составляет обязательный элемент его существования, и он так привык к этой педагогической процедуре, что почти перестал её замечать. Однако система насилия над ребёнком осуществляется и в других формах. Наряду с физическими методами принуждения существуют и духовные. Одна из величайших условностей жизни взрослых людей - религия. Как по-мальчишески беспощадно с ней разделывается Том Сойер! Его детский ум свободен от трепетного уважения обрядности, религиозных атрибутов, общепризнанных канонов. Церковная служба наводит на него лишь одуряющую скуку. Проделка с пуделем, который поднял невообразимую возню в церкви во время воскресной службы, - превосходный контраст к чопорной церковной обрядности. В церковь во время проповеди забежал пудель. А у Тома был жук. Пудель "начал клевать носом; мало-помалу голова его поникла на грудь, и нижняя челюсть коснулась врага, который и вцепился в неё. Пудель отчаянно взвизгнул, мотнул головой, жук отлетел в сторону на два шага и опять упал на спину. Те, что сидели поблизости, тряслись от беззвучного смеха, многие лица скрылись за веерами и носовыми платками; а Том был безмерно счастлив" . Потом пудель "позабыл о жуке и преспокойно уселся на него! Раздался безумный визг, пудель помчался по проходу и, не переставая визжать, заметался по церкви; чем больше он метался, тем сильнее росла его боль; наконец собака превратилась в какую-то обросшую шерстью комету… К этому времени все в церкви сидели с пунцовыми лицами, задыхаясь от подавленного смеха. Даже проповедь немного застопорилась" . Ребяческая проделка даёт Твену возможность показать, что хождение в церковь лишь дань "общепринятому" , а проповеди - убийственная скука. В церкви нет подлинного благочестия, певчие вечно хихикают, и никто не в состоянии слушать скучную проповедь. Вдова Дуглас всё время "молится - чтоб ей пусто было!" и вызывает у Гека раздражение. Мальчики обменивают билетики, полученные за зазубривание стихов из библии, на рыболовные крючки. В результате Тома, который не может назвать ни одного из 12 апостолов, но сумел выменять нужное количество билетиков, награждают библией за примерные познания по части евангелия. Так, для Тома "церковь - дрянь по сравнению с цирком" . Эта фраза естественна в устах двенадцатилетнего мальчугана. Но она же характеризует и отношение к церкви рядового американца XIX века.

Твен подвергает критике и мертвящую систему школьного обучения: зубрёжку, отупляющую рутину, розги, побои. Школа не калечит душу Тома только потому, что мальчик живёт другими захватывающими интересами. Школа для Тома - "тюрьма и кандалы" , а время от воскресенья до воскресенья - "неделя мучений" . В остроиронических сценах, изображающих различные столкновения взрослых и детей, Твен показывает, что насилие над личностью ребёнка является ведущим принципом официальной педагогики. Именно против этого насилия и бунтует детвора. "Задёрганные и замученные мальчики из приличных семей" втайне завидуют бесприютному бродяге Геку Финну, который один во всём городе волен делать всё, что он хочет, не считаясь ни с какими запретами и ограничениями. Озорник и бунтарь, Том Сойер пользуется расположением Твена именно потому, что, инстинктивно отметая от себя всё, способное заглушить свойственное ему живое чувство жизни, остаётся внутренне свободным. Проповеди священника, назидания учителей воскресной школы, розги педагогов, и напёрсток тётушки Полли не затрагивает его внутреннего мира, и он сохраняет всю живую естественность своих чувств.

Том ненавидит школьные и всякие другие условности: его всегда заставляют делать то, чего он не хочет, потому что "так надо". Недаром на первой странице романа тётя Полли высматривает озорного Тома "между грядками томатов и высокой сорной травы" . Буйная трава, растущая вопреки садовым условиям, - это символ натуры Тома Сойера, образ непокорного мальчугана-сорванца, инстинктивно восставшего против уродств застойной мещанской жизни.

Но, отвергая одни - бытовые - условности окружающей жизни, Том подчиняется другим - книжным. Для него, как для Дон-Кихота, незыблемым законом является всё, что он вычитал из книг. Чтобы быть отшельником, нужно "спать на жёстком камне, носить грубую власяницу, посыпать голову пеплом, стоять под дождём" . Простодушный Гек удивляется: к чему всё это? "- Не знаю. Только все отшельники так делают; должно быть, так надо. Вот и ты, Гек, стал бы делать то же самое, если бы ты был отшельником" . "- Ну, уж нет, ошибаешься, ни за что!" "- А как же иначе? Без этого нельзя" .

Сознание Тома и Гека полно суеверий и предрассудков. Для автора это неисчерпаемый источник комического; всем этим он характеризует среду, взрастившую Тома и Гека, низкий культурный уровень американского простого люда. Грамотный Том Сойер и безграмотный Гек Финн стоят почти на одном и том же уровне развития. Но их природная сметливость, наблюдательность и ум помогают им собственными силами выкарабкиваться из вязкой тины косности.

Примет, поверий, суеверий в повести множество; в детском быту они играют ещё большую роль, чем в мире взрослых: они делают игру таинственно-"жуткой". Но, оказывается, самым увлекательным и заманчивым является преодоление того "страшного", чем полна суеверная фантазия Тома и Гека. Что может больше пленить сердца отважных мальчиков, как не ночное приключение, когда, преодолевая страх, нужно в полночь идти к заброшенному месту, отыскать тень от ветки старого сгнившего дерева и открыть спрятанный там клад, который охраняют мертвецы и приведения. Или: немало отваги нужно, чтобы отправиться ночью на кладбище с дохлой кошкой на верёвке и знать, что мертвецы слушают разговоры живых. В самой дохлой кошке, конечно, нет ничего таинственного и загадочного, но зато она может служить средством лечения бородавок. Разговор Тома с Геком на кладбище не оставляет сомнений, что у мальчиков собственный взгляд на то, каковы отношения живых людей с теми, что умерли и лежат под землёй. "Тихий ветер стонал в ветвях, и Том опасался, что это души покойников жалуются, что их потревожили…

Как ты думаешь, Гекки, понравится мёртвым, что мы к ним пришли?

Кто их знает, не знаю! А жутко здесь… Правда?

Наступило продолжительное молчание: оба задумались над тем, как отнесутся покойники к их посещению. Затем Том шепнул:

Слушай-ка, Гекки, как тебе кажется, старикашка Уильямс слышит, что мы говорим?

Конечно, слышит.

Снова молчание.

Лучше мне было сказать "мистер Уильямс". Но ведь я его не хотел оскорбить. Так все звали его - старикашкой.

Надо быть осмотрительнее, когда говоришь о покойнике, Том…"

Мастерское построение сцены на кладбище хорошо раскрывает цель писателя: показать, что реальная жизнь бывает порою страшнее любых суеверных выдумок. Мальчики упорно сопоставляют свой небольшой житейский опыт с "узаконенными" поверьями и приметами. Бродячая собака выла в полночь около дома Джонни Миллера, и даже козодой сел на перила у крыльца их дома и запел, - а никто в доме Миллеров не умер. Ещё один эпизод: "Маленькая зелёная гусеница поползла по мокрому от росы листу. Время от времени она приподнимала две трети своего тела, как будто оглядываясь, а затем ползла дальше. - Снимает мерку, совсем как портной,- сказал Том… И когда, простояв несколько времени в мучительном раздумье, с туловищем, поднятым кверху, гусеница решила поползти по ноге и пустилась путешествовать по всему его телу, его сердце наполнилось радостью, ибо это значило, что у него будет новый костюм…" . В душах детей рождается желание всё понять, проверить и осознать. Любознательность сильнее страха и религиозных предрассудков.

В борьбе с суеверными страхами и реальными житейскими злоключениями формируется решительный характер Тома Сойера. Он встаёт на защиту невиновного в убийстве Меффа Поттера. Однако сделать это его заставляет не только чувство справедливости, но и тщеславие. Необузданная фантазия, энергия, жажда приключений толкают его ко всему, что кажется опасным, требует смелости, отваги, дерзости.

В повести Твен-юморист прекрасно использовал способность детского сознания копировать окружающее. История любви Тома и Бекки - лёгкая лирическая пародия на взаимоотношения двух взрослых влюблённых: Том старается покорить сердце незнакомки; он тоскует под её окном, и служанка выливает на него ушат помоев; Том добивается поцелуя и "обручения", но нечаянно возбуждает ревность Беки; Том - мужчина и рыцарь - охраняет Бекки в пещере и избавляет её от возможной мучительной смерти. Он всё время ждёт её возле школы. Вот, наконец, "у ворот мелькнуло ещё одно платье, и у Тома ёкнуло сердце. Миг - и он уже был во дворе, неистовствуя, как индеец: он кричал, хохотал, гонялся за мальчишками - словом, совершал всевозможные геройские подвиги, всё время при этом поглядывая в сторону Бекки. Он носился вокруг неё с боевыми криками, сорвал с кого-то кепку и забросил её на крышу, врезался в толпу мальчишек, расшвырял их в разные стороны, растянулся на земле перед самым носом у Бекки и чуть не сбил её с ног. Она отвернулась, вздёрнула нос и сказала: - Пф! Некоторые воображают, что они интереснее всех… щёки у Тома вспыхнули. Он поднялся с земли, понурый, раздавленный и медленно побрёл прочь" . Смешное и трогательное переплетаются в образе этого мальчика. Юмор помогает Твену глубоко проникнуть в сердце ребёнка, увидеть и показать то здоровое, свежее, прекрасное, что есть в его герое. Любовь Тома не только поэтична, но в высшей степени интересна. Его роман с Бекки - это увлекательная игра в любовь. Играть в любовь весело, и не случайно именно это слово приходит в голову Тому, когда он знакомит Бекки с правилами новой для неё увлекательной игры. Некоторые сцены повести носят откровенно пародийный характер. Так, эпизод, в котором Беки впервые представ перед Томом, бросает к его негам цветок, представляет пародию на одну из самых шаблонных ситуаций заурядного любовного романа. В книге Твена эта сцена кажется живой и очаровательной благодаря множеству юмористических деталей. Например, сообщая читателю о том, что Том берёт драгоценный дар любви не рукой, а пальцами ноги и вследствие плохого знания анатомии хранит его не около сердца, а около желудка. Эти юмористические подробности необычайно оживляют изображаемую Твеном картину и сообщают ей иронический смысл.

С Томом связана одна из чарующих особенностей романа - атмосфера игры. Безудержная фантазия Тома Сойера - это поэтическая сила, которая сохраняет целостным его собственный душевный мир, защищая его от тлетворного влияния косного быта, та сила, которая влечёт Гека к Тому и делает их закадычными друзьями. Изображая поведение играющих детей, Твен стирает грани между воображаемым и реальным. Играющий ребёнок в воображаемом мире живёт полноценной жизнью. Фантазия о кладе приводит их к сокровищам индейца Джо, жажда необыкновенного приключения - к романтическому и трагическому пребыванию Тома и Бекки в пещере; игра в разбойники - к реальным бандитам и убийцам. Том убеждён, что рядом с неинтересной, тусклой жизнью существует замечательный и яркий мир, попасть в который легко и просто. Он играет даже тогда, когда просто живёт.

Воспроизводя "диалектику" детской души, Твен показывает, что каждый предмет поворачивается к ребёнку своей игровой, занимательной стороной. Ни одному взрослому человеку не придёт в голову, что с удалением зуба могут быть связаны какие-либо переживания, кроме самых неприятных. Между тем в вырванном зубе Тома таятся неисчерпаемые возможности интереснейшего времяпрепровождения. "Когда Том после завтрака отправился в школу, все товарищи, с которыми он встречался на улице, завидовали ему, так как пустота, образовавшаяся в верхнем ряду его зубов, позволяла ему плевать совершенно новым, замечательным образом" .

Сливаясь со своим героем, Марк Твен смотрит на мир его глазами, что открывает путь для проникновения в душу ребёнка. Чередование событий в повести даётся как последовательная смена жизненных впечатлений Тома. Нередко они предстают перед глазами читателя не в своём непосредственном, а в отражённом виде - такими, какими их видит герой. В построении своего произведения Твен как бы воспроизводит логику "раскованного" детского сознания, в котором одно впечатление вытесняет другое. Том, как истинный ребёнок, не может думать одновременно о разных вещах.

Как видно из выше сказанного, Том во всём и всегда искренен и непосредственен. Это и делает его образ обаятельным. Но в то же время образ Тома Сойера довольно сложен: в нём сочетаются противоречивые черты - детское себялюбие и порывы великодушия; романтическая мечтательность и трезвый практицизм; отвага и способность поддаваться непреодолимому страху; высокоразвитое чувство товарищества и яростное детское честолюбие - нигде и никому он не смог бы уступить место вожака, "героя", первого выдумщика. Твен понимал, что судьба его героя будет зависеть от того, сможет ли он впоследствии вполне подчиниться "моральным принципам" общества, в котором живёт. Писатель полагал, что историю Тома Сойера можно продолжить в двух вариантах: в одном из них Том достигает высоких почестей, а в другом - попадает на виселицу.

Весь анализ, как мы пытались показать, указывает на то, что внимание художника сосредоточено на защите права ребёнка иметь детство, на специфике детской психологии. Утверждая поэзию и красоту чистого, свежего, неразвращённого сознания, Твен в своей повести показывает мир таким, каким его видит ребёнок, - чистым, бесхитростным, наивным, с ослепительными красками и прозрачностью колорита. Юмор помогает Твену глубоко проникнуть в сердце ребёнка, увидеть и показать то здоровое, свежее, прекрасное, что есть в его герое. Повесть полна разоблачительных наблюдений и суждений автора. Они явились результатом реалистического метода Твена. Только неистребимый оптимизм детства в состоянии был победить духовную скудость обывательского существования. В повести ясно ощутимы элементы нового в творческом методе Твена-реалиста. Становятся богаче, сложнее и разнообразнее приёмы индивидуализации характеристик героев, вместо сухой описательности даются художественные картины, убеждающие читателя своей образностью и живостью, появляется уменье показать жизненные конфликты не только во внешних столкновениях, но и в передаче духовного состояния героев. Также в повесть органически вплетаются картины природы. В "Приключениях Тома Сойера" реализм и романтизм представлены в сложном сплаве, что во многом и определяет художественное своеобразие книги.

Тема дружбы и мечты в повести Марка Твена «Приключения Тома Сойера»
В повести «Прикпючения Тома Сой ера» главный герой — мальчик Том. Он очень непоседлив и постоянно попадает в какие-то истории. У Тома есть сводный брат Сид. Но Сид не похож на Тома. Сида считали хорошим мальчиком, а Тома — плохим. Но Том все равно любил своего брата, хотя Сид рассказывал о проделках Тома тете Полли, у которой жили мальчики. Том — хороший друг. Он дружит с Геком, хотя эта дружба не нравилтся тете Полли. Том был обеспеченным мальчиком из хорошей семьи. А у Гека отец был пьяницей.

Том учился в школе, а Гек нет. Том и Гек тайно встречались друг с другом. Дружба Тома и Гека прошла испытание. Когда Том решил, что его не любят, мальчики убежали из дома. Они много путешествовали. Но скоро Том захотел вернуться домой, а Гек не хотел у него дома был лишь отец, которого Гек не очень любил. Мальчики много пережили в этом путешествии, но затем вернулись домой. У Тома и Гека была мечта. Они хотели найти клад. Мальчики придумали для себя игру. Они искали спрятанные в пещере сокровища. Когда они их нашли, то Гек получил много денег и стал равным Тому. Но потом Геку разонравилось быть богатым.

Его взяла к себе одна вдова и заставила ходить в школу. Добрая женщина умыла и при чесала Гека, дала чистую одежду. Том понимал Гека, но ничего не хотел менять, его все устраивало. Мальчики ценили свою дружбу, хотя могли и поссориться. Это случилось, когда Том влюбился в одну девочку. Ее звали Бетти. Геку Бетти не понравилась, потому что она была хорошо воспитана и всегда ходила в чистой одежде. Но я думаю, что Гек просто не хотел терять такого друга, как Том. Том и Гек были настоящими друзьями. Они смогли исполнить свою мечту. Они нашли клад и помогли поймать преступников.

Я думаю, что дружба мальчиков не исчезнет, когда они станут взрослыми. Я бы тоже хотел иметь такого друга, как Гек или Том. Такие друзья всегда тебе скажут правду и смогут поддержать в трудную минуту.

«Приключения Тома Сойера» Марка Твена – одна из моих любимейших книг. Я читал ее много раз. О самых обыденных вещах Твен рассказывает в повести изобретательно и остроумно. Он очень точно и с большим чувством юмора описывает нравы американского провинциального городка Санкт-Петербурга. Взрослые там ведут благопристойный образ жизни, но она сера, скучна и однообразна.

Главный герой книги – Том Сойер – двенадцатилетний мальчик, сирота, воспитывается сестрой покойной матери. По настоянию благочестивой тетушки Полли Том вынужден придерживаться общепринятых правил: хорошо себя вести за столом, аккуратно одеваться, ходить в школу, а по воскресеньям посещать церковную службу.

Том читает много литературы, полной приключений, поисков кладов и сокровищ. Его любимый герой – Робин Гуд, вольный и справедливый. Том погружается в иной мир, совершенно отличный от реального, мир интересный, с приключениями, опасностями и тайнами. Тома влечет свобода, поэтому в свои закадычные друзья он выбирает Гекльберри Финна – уличного мальчишку, сына пьяницы, «вольную птицу», предоставленного самому себе, которому не надо заниматься бессмысленной зубрежкой, слушать невежественного пьянчужку-учителя, принимать благочестивый вид на воскресной проповеди.

Тому настолько скучна окружающая его жизнь, что он всячески сопротивляется ее монотонности. Он противится жизни «по правилам», постоянно их нарушая, вызывает негодование тетки. Том не желает быть образцовым мальчиком из образцовой семьи, таким как его сводный брат Сид, тихий и послушный ябеда. Внутренний бунт проявляется в выдумках и проказах, в постоянных поисках развлечений. Тому нравится дурачить других и придумывать что-то необычное, что другим детям и в голову бы не пришло. Например, это можно увидеть в эпизоде, когда тетя Полли в качестве наказания заставляет племянника побелить забор, а тот, убедив проходивших мимо мальчишек в увлекательности этого занятия, не только устраивает себе незаслуженный отдых, но еще и забирает все мальчишечьи «сокровища». Ну кто же, кроме Тома, может так изобретательно отомстить противному, бессердечному мистеру Доббинсу за его жестокое отношение к ученикам!

Конечно, в своих шалостях Том иной раз и не знает меры, но в серьезных и опасных переделках мальчик остается верным и отважным другом. Поборов страх и выступив на суде свидетелем, Том берет под защиту обвиненного в убийстве старика и рассказывает всем правду об истинном убийце – страшном и мстительном индейце Джо. По благородству Том не уступает своему любимому герою. Не каждый мальчик готов вытерпеть жестокую порку ради спасения понравившейся девочки. А уж в сценах поиска выхода из пещеры Том ведет себя как совсем взрослый человек. Он старается не падать духом, не выдает Бекки своего страха и отчаяния, как может поддерживает ее, проявляет себя как истинный мужчина: смелый, мужественный, решительный и сообразительный.

У повести Марка Твена захватывающий сюжет. Не понравиться она просто не может. Возможно, главный герой далеко не всегда правдив и чрезмерно проказлив, но в искренность его чувств верится гораздо больше, чем в показную «примерность» коварного, эгоистичного и расчетливого Сида. В Томе много прекрасных человеческих качеств, достойных подражания и в наше время. Я бы очень рекомендовал всем прочитать эту увлекательную книгу.