Биографии Характеристики Анализ

Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». Юмор в рассказе. Смысл этого произведения в том, что учительница давала мальчику не только уроки французского языка, но еще уроки терпения, настойчивости и доброты

Домашнее задание

Написать сочинение «Главный герой рассказа В. Г. Распутина „Уроки французского“» по плану, данному в учебнике (2-е задание рубрики «Сделаем выводы», с. 149, ч. 2).

Анализ творческих работ учащихся

Урок развития речи

Учащиеся впервые писали сочинение, посвященное литературному герою, поэтому для анализа отводим целый урок. В связи с тем что ученикам нужно время, чтобы написать сочинение, а учителю необходимо время для проверки, урок этот можно провести после чтения и обсуждения рассказа Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».

Учитель проводит анализ творческих работ учащихся, обращая особое внимание на фактические, логические, стилистические и речевые ошибки.

Сильным ученикам можно дать задание для самостоятельной работы: «Приходилось ли вам встречать человека, который самоотверженно и бескорыстно делал людям добро? Расскажите о нем и его делах».

В качестве примера можно привести сочинение «Человек, который делал добро» (см. Приложение).

Ерёмина О. А. Уроки литературы в 6 классе. Книга для учителя

Фазиль Искандер

Фазиль Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла»

I. Фазиль Искандер и его детские рассказы

Вступительное слово учителя должно быть очень кратким, так как чтение рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла» вслух занимает около сорока минут.

Фазиль Искандер родился в 1929 году в Сухуми. В советское время город Сухуми был столицей Абхазии, которая входила в состав Грузии и соответственно в состав СССР. Детство будущего писателя прошло в горном селе под Сухуми.

Сколько лет было Искандеру, когда началась Великая Отечественная война?

Фазиль Искандер закончил сухумскую школу с золотой медалью и приехал учиться в Москву. Он учился в Литературном институте имени М. Горького, а затем работал журналистом в Брянске и Курске. В 1956 году Искандер вернулся в родной город и продолжил писать рассказы. Он создал много произведений о детях и для детей. Это рассказы о мальчике Чике: «День Чика», «Ночь и день Чика», «Возмездие», «Чаепитие и любовь к морю», «Чик на охоте», «Подвиг Чика», «Защита Чика». Посоветуем детям прочитать их - лучше после знакомства с рассказом, данным в учебнике.

II. «Тринадцатый подвиг Геракла»

Рассказ этот понятен детям, техника чтения шестиклассников уже достаточно высока, поэтому рассказ может быть прочитан вслух учениками. Чтение рассказа занимает около сорока минут. У учителя будет возможность увидеть, насколько успешно ученики ориентируются в незнакомом тексте, подбирая соответствующие интонации.

Прочитаем название рассказа. Вспомним материал, который изучали в начале года.

Кто такой Геракл? Сколько подвигов он совершил? Какие это подвиги?

Если, не читая рассказа, попытаться представить его содержание по названию, что вы нарисуете в своем воображении?

Дополнительно объясним, что до войны школы были мужскими и женскими, то есть мальчики учились отдельно от девочек.

Домашнее задание

Составить цитатный план для рассказа об одном из героев (по вариантам):

1) Отличник Сахаров.

2) Шурик Авдеенко.

3) Алик Комаров.

Характеристика героя произведения. Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека

I. Характеристика героя произведения

Проверка домашнего задания

По составленным дома цитатным планам предложим двум ученикам рассказать о товарищах главного героя рассказа Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла». Третий ученик напишет план на доске.

Сахаров - отличник. Даже во время смеха он старается не перестать быть отличником. Рассказчик говорит о нем так:

«- Правильный, - кивает он мне головой с такой противной уверенностью на умном, добросовестном лице, что я его в ту же минуту возненавидел за благополучие».

Шурик Авдеенко учится плохо. Когда учитель смеется над ним, называя «черным лебедем», Авдеенко «сидит, яростно наклонившись над тетрадью, показывая мощные усилия ума и воли, брошенные на решение задачи». У него угрюмое загорелое лицо, он длинный и нескладный. Шурик даже не радуется, когда ему наконец делают укол. Рассказчик называет его «самым мрачным человеком нашего класса».

Больше всех укола боится Алик Комаров. Алика на самом деле зовут Адольф, но началась война, мальчика стали дразнить, и он на тетради написал «Алик». Он «тихий и скромный ученик». Рассказчик говорит о нем: «Он сидел над своей раскрытой тетрадью, опрятный, худой и тихий, и оттого, что руки его лежали на промокашке, он казался еще тише. У него была такая дурацкая привычка - держать руки на промокашке, от которой я его никак не мог отучить». Во время того, как Алику делают укол, у него на лице выступают веснушки. Он рыжеватый, и рассказчик думает о том, что мальчика, наверное, дразнили бы рыжим, если бы в классе не было настоящего рыжего.

Каждый герой этого рассказа запоминается надолго, потому что автор выделяет главные, основные черты внешности и характера героя, и делает на них акцент, подчеркивая несколько раз угрюмость Авдеенко, благополучие Сахарова и скромность и незаметность Алика.

Каким вы представляете главного героя?

Главный герой рассказа - это сам рассказчик, поэтому в тексте нет его портрета. Ученики могут сами вообразить его внешность и рассказать о качествах характера и увлечениях героя.

II. Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека

Для беседы учитель может воспользоваться 3-м и 4-м вопросами учебника (с. 184-185, ч. 2).

Какое чувство у вас оставил образ Харлампия Диогеновича? Случайно ли автор дает ему такое отчество?

Образ Харлампия Диогеновича вызывает смешанное чувство. С одной стороны, неприятно, когда учитель высмеивает учеников. С другой стороны, важно, чтобы на уроке была дисциплина. Остроумие, когда оно не оскорбляет другого человека, вызывает уважение.

Почему герой с благодарностью говорит об учителе?

Герой с благодарностью говорит об учителе, потому что научился с его помощью относиться к себе и людям критично, с иронией и юмором.

Как вы понимаете слова: «Смехом он, разумеется, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора»?

Что такое юмор?

Если ученики затрудняются самостоятельно ответить на этот вопрос, подскажем им, что можно обратиться к «Краткому словарю литературоведческих терминов» (с. 314, ч. 2 учебника).

Можно ли назвать рассказ Искандера юмористическим?

Что вызывает смех читателей?

Ученики отметят комичность эпизода, неожиданность как прием создания юмористической ситуации, гиперболу, например, при описании страха перед уколом у Алика Комарова.

Рассказ Искандера написан от лица мальчика, который видит мир словно через призму наивного детского сознания. Это выражается особенно ярко в таких фразах: «Класс хохочет. И хотя мы не знаем, кто такой принц Уэльский, мы понимаем, что в нашем классе он никак не может появиться. Ему просто здесь нечего делать, потому что принцы в основном занимаются охотой за оленями»; «„Смотри, чего захотел!“ - подумал я про этого молодого человека, понимая, что греческую мифологию исправлять никому не разрешается. Какую-нибудь другую завалящую мифологию, может быть, и можно подправить, но только не греческую, потому что там уже давно все исправлено и никаких ошибок быть не может».

Ученикам не нужно этого объяснять, но будет хорошо, если юные читатели отметят, что смех вызывает не только комичность ситуации, но и неожиданные, непривычные выражения, обороты речи, с помощью которых автор хочет передать ход мыслей своего героя.

Можно предложить ученикам ответить на 7-й вопрос учебника (с. 185, ч. 2):

Найдите юмористические эпизоды и подумайте, как писателю удается вызвать смех.

Юмористическими можно назвать эпизоды, в которых описывается, как директор хотел перенести стадион, потому что он нервирует учеников; как Харлампий Диогенович встречал опоздавшего ученика; как называл Авдеенко «черным лебедем». В рассказе много смешных выражений, например: «...на самом деле он больше всего боялся нашего завуча. Это была демоническая женщина...»; «Ему просто здесь нечего делать, потому что принцы в основном занимаются охотой за оленями»; «Казалось, приготовления палача пошли быстрее»; «Он не сразу взял кинжал, а сначала сунул его в солому, которой была покрыта Хижина Дореволюционного Бедняка».

Писателю удается вызвать смех неожиданными поворотами сюжета и неожиданными, непривычными словосочетаниями, применяемыми к обычным людям или явлениям.

III. Самостоятельная работа

Завершая работу над рассказом, можно предложить ученикам небольшую самостоятельную работу - ответить (по выбору ученика) на один из двух вопросов:

В чем состоит главная идея этого рассказа?

Ответы постарайтесь сформулировать в одном-двух предложениях.

Главная идея этого произведения состоит в том, что смех позволяет человеку увидеть со стороны свои скрытые черты характера, признать собственные ошибки и больше не допускать их.

Геракл совершил двенадцать подвигов, тринадцатого подвига не было. Название рассказа говорит нам, что герой совершил поступок, который подвигом не является.

Домашнее задание

Учитель может предложить ученикам на выбор I или II задание рубрики «Для самостоятельной работы» (с. 185, ч. 2 учебника). При выборе задания педагог будет учитывать состояние шестиклассников, которые не так давно писали сочинение по рассказу В. Г. Распутина, и даст задание написать сочинение только в случае необходимости (пример сочинения см. в Приложении).

РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ ПОЭТОВ XX ВЕКА

Чтение стихотворений о природе поэтов XX века - последняя встреча с лирической поэзией в 6 классе, поэтому предстоящие уроки могут быть ярким показателем приобретенных знаний и умений. Для заучивания наизусть программа рекомендует стихотворения А. А. Блока «Летний вечер», А. А. Ахматовой «Перед весной бывают дни такие...» и другие (по выбору).

Возможны различные варианты организации уроков. Мы предлагаем такой вариант, который даст наибольшую возможность для проявления творческой самостоятельности учащихся.

Учимся читать выразительно. А. А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...». А. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша». А. А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...». Н. М. Рубцов. «Звезда полей». Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине

Начать урок лучше с артикуляционной разминки, а потом обратиться к статье В. Г. Артоболевского «Элементы интонации» (с. 193-194, ч. 2 учебника): ее можно прочитать с учениками вслух, выписать в тетрадь основные понятия: фразовые ударения, паузы, мелодика речи.

II. Творческая мастерская

Учитель объявляет тему, которой в шестом классе заканчивается изучение произведений русских писателей и поэтов XX века. Ученикам предлагается открыть учебник и посмотреть, произведения каких поэтов включены в него.

Стихотворения каких поэтов вы уже читали в предыдущих классах? Какие из стихотворений вы помните?

В учебнике дано шесть стихотворений. Можно разделить класс на шесть групп, каждая из которых выбирает себе одно стихотворение. Учитель сделает это так, чтобы в каждой группе был сильный ученик.

Задание 1

Подготовить выразительное чтение стихотворения.

Задание 2

Нарисовать иллюстрацию к стихотворению.

Учитель заранее позаботится о том, чтобы в каждой группе были бумага и пастель (пастель - чтобы на уроке не было беготни с водой).

Задание 3

Определить размер стихотворения и способ рифмовки.

На работу в группах учитель выделяет около 15 минут, после чего от каждой группы выступают (в зависимости от количества учащихся в классе) 2-3 человека. 1-2 человека предлагают свои варианты выразительного чтения стихотворения, один ученик «защищает» иллюстрацию. Группа называет размер стихотворения и способ рифмовки, отвечает на дополнительные вопросы учителя или товарищей из других групп (если позволяет время).

Ученики оценивают выступление каждой группы, обосновывая свое мнение. По итогам работы в творческой мастерской учитель выставляет оценки.

Что объединяет прочитанные сегодня стихотворения?

Стихотворения поэтов XX века, прочитанные нами, объединяет любовь к Родине и родной природе, выраженная в поэтических строках.

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение наизусть понравившегося стихотворения.

Индивидуальное задание

Подобрать к стихотворению, которое готовишься читать наизусть, иллюстрацию и музыку, на фоне которой можно прочитать стихотворение. Обосновать выбор иллюстрации и музыки.

Чувство радости и печали, любви к родной природе и к Родине в стихотворениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении

Количество уроков, которые учитель может выделить на изучение стихотворений, данных в учебнике, не дает возможности обсудить подробно каждое стихотворение. Программа не требует знакомства с биографией каждого из поэтов (исключение составляет Н. М. Рубцов). На втором уроке мы можем по желанию учащихся выбрать два стихотворения и подробно остановиться на их анализе и выразительном чтении с представлением иллюстраций и в сопровождении музыки.

С аннотациями, данными в учебнике перед текстами стихотворений, лучше знакомиться после самостоятельного анализа стихов, причем не принимать их как данность, а побуждать детей к обсуждению, к формированию своего мнения.

А. А. Блок

Стихотворение Александра Блока «Летний вечер» рассказывает о том, каким представился поэту летний, августовский закат в поле. Картина проникнута настроением покоя, грусти и туманной надежды. Автор использует олицетворения (лучи заката «лежат», трава «объята дремотой»), метафоры («красный диск луны»), эпитеты («последние лучи заката», «дремотой розовой», «вечерней тишины», «луговые дали»), обращение к неизвестному герою («Забудь заботы и печали, / Умчись без цели на коне...»).

Следующее стихотворение Блока - «О, как безумно за окном...» - описывает бурную, ветреную ночь. Оно наполнено тревогой и жалостью к несчастным. Почувствовать это настроение помогают восклицания («О...»), восклицательные знаки, большое количество глаголов, которые передают буйство природных сил («...Ревет, бушует буря злая, / Несутся тучи, льют дождем, / И ветер воет, замирая!», «...Бушует ветер, изнывая!..»). Поэт пишет, что ему жаль «людей, лишенных крова», и ему хочется испытать то же, что и они, очутиться «в объятьях холода сырого». Эта строка звучит особенно выразительно. В ней сочетается олицетворение «объятья холода» с точным эпитетом «сырого». Во время чтения стихотворения мастерство поэта заставляет нас позабыть об использовании изобразительных средств и думать о буре, которую описывает поэт, о несчастных, которым негде укрыться от этой бури.

С. А. Есенин

В учебнике приведены два стихотворения Сергея Есенина. Оба они посвящены русской зимней дороге: «Мелколесье. Степь и дали...» и «Пороша». В первом стихотворении поэт описывает, как он ночью едет по степи под лунным светом. Читатель чувствует мотив русской пляски:Эх вы, сани! Что за сани!

Звоны мерзлые осин.

У меня отец - крестьянин,

Ну, а я - крестьянский сын.

В последней строфе появляется образ русской гармошки-«венки», под которую «Будет рядом веселиться / Юность русских деревень...». Поэт использует различные изобразительные средства: олицетворение (бубенцы зарыдали, ножка у березки), эпитеты («разливные бубенцы», «Неприглядная дорога, да любимая навек...», «звоны мерзлые осин», «чахленькая местность»), метафоры («юность русских деревень»). Все стихотворение наполнено звуками: рыданием «разливных бубенцов», «мерзлыми звонами осин»; особенно выделяется выражение «стынь и звень». Образ русской земли складывается из противопоставления «чахленькой местности» и преклонения перед каждой березкой, рыдания и веселья.

В «Пороше» дорога превращается в «бесконечную ленту», а зимний лес становится сказочным и таинственным. Это чувство тайны и загадочности помогают передать эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения, которые сплавлены в этом произведении словно бы в одно целое. В первом четверостишии мы видим реальную картину: звенит под копытом коня мерзлая земля, укрытая утоптанным снегом, кричат на лугу серые вороны. Во втором четверостишии начинается сказка:

Заколдован невидимкой, (метафора)

Дремлет лес под сказку сна, (олицетворение, метафора)

Словно белою косынкой, (сравнение, основанное на олицетворении, эпитет)

Подвязалася сосна (метафора).

В третьей строфе метафора развивается, превращаясь в сравнение:

Понагнулась, как старушка, (сравнение)

Оперлася на клюку, (метафора)

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку. (Реальная картина.)

В последней строфе мы встречаем олицетворение (снег «стелет шаль»), объединенное с метафорой (шаль - снежный покров), и метафорическое сравнение дороги с лентой, которая «убегает вдаль» (олицетворение).

Такое сочетание изобразительных средств создает впечатление сказочности.

А. А. Ахматова

Стихотворение Анны Ахматовой «Перед весной бывают дни такие...» описывает приближение, предчувствие весны. Поэтесса использует различные художественные средства: олицетворение («отдыхает луг», «ветер нежен и упруг»), эпитеты («под плотным снегом», «деревья весело-сухие», «теплый ветер»). Во втором четверостишии автор рассказывает о своих чувствах так, словно их испытывает не только она, но эти чувства знакомы многим людям. Для этого поэтесса использует глаголы второго лица единственного числа:...И дома своего не узнаешь,

И песню ту, что прежде надоела,

Как новую, с волнением поешь.

Это стихотворение помогает читателю по-новому взглянуть на окружающий его мир.

Учтем, что стихотворение написано в 1915 году, когда Ахматовой было 26 лет. При чтении этого стихотворения можно показать ученикам репродукцию известного портрета Анны Андреевны, написанного в 1914 году Н. И. Альтманом (хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге).

Надо учитывать, что с именем А. А. Ахматовой дети встречаются в 6 классе первый раз; именно яркое детское восприятие поэта помогает поддерживать и развивать интерес к нему в старшем возрасте. Если первое знакомство будет мимолетным, неярким, то потом не будет особого желания обращаться к творчеству нового автора.

Мы рекомендуем выбрать время и прочитать с детьми вслух в классе поэму Ахматовой «У самого моря» (1914). Эти восемь страниц поэтического текста станут первой поэмой, с которой познакомятся дети, поэмой загадочной, торжественно-романтической, исполненной драматизма. И когда придет время обратиться к творчеству А. А. Ахматовой более подробно, ученики вспомнят поэму «У самого моря» и их отношение к поэтессе станет более глубоким, осознанным и душевным.

Н. М. Рубцов

Глубокая любовь к Родине слышится в стихотворении Николая Рубцова «Звезда полей». Рубцов не описывает какое-то конкретное время года. Он сосредоточивает свое внимание на звезде как на символе стремления человека к лучшей жизни, к счастью и добру.

В первой строфе мы видим конкретную картину: морозная ночь, двенадцать часов, зима. Страна спит. Звезда (олицетворение) смотрит в полынью.

Во второй строфе поэт пишет, что звезда горит всегда - и «под золотом осенним», «над зимним серебром» (метафоры).

В третьей строфе картина словно бы расширяется, и мы видим не одно поле и речку с полыньей, а всю страну и даже планету:Звезда полей горит, не угасая,

Для всех тревожных жителей Земли...

Тревога жителей противопоставляется приветливому (эпитет) лучу звезды. Так поэт использует антитезу.

В четвертой строфе «города, поднявшиеся вдали», противопоставляются русскому полю:Но только здесь, во мгле заледенелой,

Она восходит ярче и полней.

Оригинальный эпитет «во мгле заледенелой» соединяется в одно целое с постоянным эпитетом, который употребляется в русских сказках и других произведениях устного народного творчества: «на свете белом». Так в этом стихотворении Николай Рубцов объединяет личные чувства с чувствами своего народа.

Методический комментарий

Новый вариант программы (2006) выделяет Н. М. Рубцова из общего ряда поэтов. Читаем аннотацию программы:

«Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

„Звезда полей“, „Листья осенние“, „В горнице“. Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в „тихой“ лирике Рубцова»1.

Стихотворения «Листья осенние» и «В горнице» учитель найдет самостоятельно и прочитает (или споет) детям.

Материал о жизни и творчестве Н. М. Рубцова учитель может выбрать из методических пособий2.

Статья-аннотация к стихотворению «Звезда полей» в учебнике (с. 191-192, ч. 2) начинается такими словами: «В целительную силу и мощь поэзии верят все русские поэты. Многие из них признаются, что только природа придает им бодрость и мирит их с тревожной и тяжелой жизнью. Н. М. Рубцов в стихотворении „Звезда полей“ называет себя счастливым, пока для него и его соплеменников „горит звезда моих полей“».

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений, проанализированных на уроке, или другого стихотворения (по выбору учеников). Продолжить подбор и подготовку представлений художественных и музыкальных иллюстраций.

Стихотворения русских поэтов XX века о природе и Родине

Урок внеклассного чтения (контрольный урок)

I. Проверка домашнего задания

Слушаем выразительное чтение наизусть подготовленных дома стихотворений.

I. Самостоятельная работа

В предыдущие издания учебника были включены итоговые вопросы. Детям можно дать по ним самостоятельную работу (исключая вопрос 5-й и соответственно изменив нумерацию).

Вопросы помогут вспомнить и повторить материал, который изучался в течение года. Задания не равнозначны по уровню сложности. Учитель в зависимости от знаний каждого конкретного ученика может определить вопросы, на которые ученик будет отвечать в первую очередь. В соответствии с выбором вопросов учитель установит критерии оценки самостоятельных работ.

Учитель может воспользоваться другими вопросами, найденными в различных пособиях, или составить свои задания.

Итоговые вопросы3

1. С какими новыми произведениями устного народного творчества вы познакомились в этом учебном году? К какому жанру они относятся?

2. Что такое миф, легенда? Чем они отличаются от сказки?

3. По отдельным отрывкам определите героя литературного произведения. Назовите главное в его характере. К какому жанру относится каждое произведение?

а) «...а я терпеть шутки от ваших холопьев не намерен, да и от вас их не стерплю, потому что я не шут, а старинный дворянин».

б) «Об этом, - говорит, - спору нет, что мы в науках не зашлись, но только своему отечеству верно преданные».

в) «И маленький человек остановил в себе большое сердце. Он замер в точном расчете движения, как борец в определяющем исход борьбы ударе: жить ему или умереть».

4. Какие вы знаете изобразительно-выразительные средства художественной речи? В приведенных отрывках найдите эпитеты, сравнения, олицетворения и объясните их роль:а) Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

б) На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

в) Кувшины, звуча, налилися водою,

И, гордо кивая махровой главою,

Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». Юмор в рассказе

27.01.2013 16165 691

27.01.2012

5 класс

Тема: Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». Юмор в рассказе

Цели: познакомить учеников с биографией писателя, своеобрази­ем его прозы; пробудить интерес к творчеству Искандера,

Оборудование урока: портрет Ф. Искандера, сборники его рассказов.

Методические приемы: рассказ учителя, беседа о прочитанных произ­ведениях, анализ текста, беседа по вопросам.

Ход урока

I . Чтение и обсуждение 2-3 сочинений по рассказу В. Г. Распутина

II . Слово учителя

Творчество Фазиля Искандера тесно связано с его родиной, с абхазски­ми горами, яркими красками южного неба и моря, с воспоминаниями дет­ства. Многие герои книг Искандера - его земляки, простые, веселые, тру­долюбивые и гордые люди. Детство писателя прошло в Сухуми и в горном селе, куда он приезжал на лето к родным. Учился Искандер в Москве, окончил Литературный институт имени Горького. Первый рассказ был на­печатан почти полвека назад в журнале «Пионер». Этот и многие другие рассказы - о детстве, но их с удовольствием читают и взрослые. Попытаем­ся разобраться, в чем причина необычайной популярности произведений писателя.

Мы уже познакомились с автобиографическими рассказами Ю. М. На­гибина, В. П. Астафьева, В. Г. Распутина. Автобиографический рассказ Ф. Искандера называется «Начало» (учитель читает в сокращении - около 10 минут).

- Какие еще рассказы Искандера вы прочитали?

- Какие чувства они вызвали?

- Почему день, описанный в рассказе «Первое дело», становится со­бытием в жизни героя?

- О чем говорится в рассказе «Мученики сцены»? Какова его главная мысль?

III . Чтение рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла»

Прочитаем рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» (читает учитель).

IV . Беседа по вопросам

- Что в рассказе связано с Древней Грецией? (Название напоминает о мифах, Пифагор - древнегреческий ученый, математик; греческое происхождение учителя. Его отчество - Диогенович - звучит иро­нически и в то же времяуважителъно, напоминая о философе Дио­гене. Упоминаются басни Эзопа.) Обратимся к эпиграфу: «Юмор делает серьезное еще более серьезным»

(Ф. Искандер). Значит, читать будет весело, но речь пойдет о серьезных

вещах.

- Как учитель добился образцовой тишины на уроках? («Он властно и спокойно держал класс в руках», никогда ни на кого не кричал, не уговаривал заниматься, не грозил вызвать родителей. Главным оружием Харлампия Диогеновича было делать человека смешным)

- Что значит выражение «он заставлял нас смеяться»? Можно ли за­ставить смеяться? {«Это был не стихийный смех, а веселье организо­ванное сверху, самим же учителем. Учитель так умел сыграть на несоответствии, что удержаться от смеха было невозможно)

Прочитаем эпизод опоздания ученика, которого учитель назовет «принц Уэльский». Здесь несоответствие ученика, позволяющего себе опаздывать на урок, и титула, которым награждает его учитель.

V . Выразительное чтение эпизода

Прочитаем эпизод «На контрольной работе».

- Почему учитель не делает замечание Авдеенко за списывание? (Авдеенко сидит в неестественной позе, вытянув шею, чтобы списать. Поэтому он выглядит жалким, смешным и нелепым. Учитель будит в нем чувство собственного достоинства - уважающий себя чело­век не захочет попасть в смешное положение из-за собственной ле­ни, невнимательности или нечестности)

VI . Пересказ эпизода

Пересказ эпизода, когда в смешном положении оказывается герой.

- Почему действия Харлампия Диогеновича кажутся герою «приготов­лениями палача»? (Он не решил задачу, успокоил свою совесть тем, что не он один не решил, и теперь ждал расплаты: «Харлампий Дио­генович, наверное, заметил мое волнение и первым меня вызовет»)

- Как учитель использует для высмеивания даже сорванный медиками (при участии героя) урок? («Будем вызывать по списку, - сказал Харлампий Диогенович, - потому что здесь сплошные герои» - и вы­звал Авдеенко, который только что совсем не героически вел себя у доски. Класс, конечно, засмеялся)

- Какую роль играет название рассказа? (Название играет двойную роль: во-первых, сразу вызывает воспоминания о древнегреческих мифах о двенадцати подвигах Геракла. Так писатель заинтриговы­вает читателя - нам уже интересно узнать, о каком подвиге идет речь. Во-вторых, в конце рассказа учитель заинтриговывает класс, объявляя о загадочном «тринадцатом подвиге Геракла». Название играет юмористическую роль несоответствия традиционному, знакомому, хорошо известному)

VII . Чтение по ролям отрывка рассказа

Один ученик читает за Харлампия Диогеновича, мысли рассказчика оз­вучивает другой ученик (от слов «До конца урока оставалось немного вре­мени...» до слов «Щелк! На этот раз только одна бусина упала...»).

VIII . Обсуждение эпизода

- Как чувствует себя герой у доски? (Он чувствует, что он в руках у учителя. Чувствует, что класс уже приготовился к спектаклю. Хо­чет, чтобы «раньше времени не делаться смешным», содрогается «от ужаса и отвращения». Он решает «ни за что не делаться смешным, лучше просто получить двойку», но поздно. Он уже по­ставил себя в смешное положение)

IX . Итоги урока

- Как повлиял это случай на героя? {Герой «стал серьезней относить­ся к домашним заданиям». Кроме того, это натолкнуло его на фи­лософские размышления о природе смеха)

Герой понял, что «слишком бояться выглядеть смешным не очень умно, но куда хуже совсем не бояться этого». То есть любой человек может ока­заться в смешном положении, но плохо не понимать, что ты смешон, быть глупым. Герой благодарен учителю за то, что он смехом «закалял наши лукавые детские души и приучал относиться к собственной персоне с дос­таточным чувством юмора».)

- В чем состоит главная идея рассказа? (Главная идея рассказа в том, что смех помогает бороться с ложью, фальшью, обманом)

10. Рефлексия

11. Домашнее задание: Стр. 305-323, читать; зад. рубрики «Сочиняем» на стр. 30-31

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Вопросы и задания (к стр. 184-185 (156-157))

1. Каким вы представляете рассказчика?

Я представляю себе рассказчика бойким, озорным пятиклассником, который любит футбол. Этот пятиклассник живёт в Грузии.

2. Расскажите о его товарищах. Чем каждый из них интересен?

Автор рассказывает о нескольких одноклассниках главного героя. Это Сахаров, Шурик Авдеенко и Алик Комаров.
Сахаров - отличник. Даже во время смеха он старается не перестать быть отличником. Рассказчик говорит о нём так: «- Правильный, - кивает он мне головой с такой противной уверенностью на умном, добросовестном лице, что я его в ту же минуту возненавидел за благополучие».
Шурик Авдеенко учится плохо. Когда учитель смеётся над ним, называя «чёрным лебедем», Авдеенко «сидит, яростно наклонившись над тетрадью, показывая мощные усилия ума и воли, брошенные на решение задачи». У него угрюмое загорелое лицо, он длинный и нескладный. Шурик даже не радуется, когда ему наконец делают укол. Рассказчик называет его «самым мрачным человеком нашего класса».
Больше всех укола боится Алик Комаров. Алика на самом деле зовут Адольф, но началась война, мальчика стали дразнить, и он на тетради написал «Алик». Он «тихий и скромный ученик». Рассказчик говорит о нём: «Он сидел над своей раскрытой тетрадью, опрятный, худой и тихий, и оттого, что руки его лежали на промокашке, он казался ещё тише. У него была такая дурацкая привычка - держать руки на промокашке, от которой я его никак не мог отучить». Во время того как Алику делают укол, у него на лице выступают веснушки. Он рыжеватый, и рассказчик думает о том, что мальчика, наверное, дразнили бы рыжим, если бы в классе не было настоящего рыжего.
Каждый герой этого рассказа запоминается надолго, потому что автор выделяет главные, основные черты внешности и характера героя, и делает на них акцент, подчёркивая несколько раз угрюмость Авдеенко, благополучие Сахарова и скромность и незаметность Алика.

3. Какое чувство оставил у вас учитель Харлампий Диогенович? Случайно ли автор даёт ему такое отчество?Почему герой с благодарностью говорит о нём?

Образ Харлампия Диогеновича вызвал смешанное чувство. С одной стороны, неприятно, когда учитель высмеивает учеников. С другой стороны, важно, чтобы на уроке была дисциплина. Остроумие, когда оно не оскорбляет другого человека, вызывает уважение.
Автор даёт учителю отчество «Диогенович», чтобы подчеркнуть. что учитель, как и греческий философ Диоген, относился к жизни спокойно и по-философски. Герой с благодарностью говорит об учителе, потому что научился с его помощью относиться к себе и людям с иронией и юмором.

4. Как вы понимаете слова «Смехом он, разумеется, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора»?

5. Как вы думаете, в чём состоит главная идея этого произведения? Постарайтесь в одном-двух предложениях
сформулировать вашу мысль.

Главная идея этого произведения состоит в том, что смех позволяет человеку увидеть со стороны свои скрытые черты характера, признавать собственные ошибки и больше не допускать их.

Геракл совершил двенадцать подвигов. Тринадцатого подвига не было. Название рассказа говорит нам, что герой совершил поступок, который никак не является подвигом.

7. Найдите юмористические эпизоды и подумайте, как писателю удаётся вызвать смех.

Юмористическими можно назвать эпизоды, в которых описывается, как директор хотел перенести стадион, потому что он нервирует учеников; как Харлампий Диоге- нович встречал опоздавшего ученика; как называл Авдеенко «чёрным лебедем». В рассказе много смешных выражений, например: «...на самом деле он больше всего боялся нашего завуча. Это была демоническая женщина...»; «Ему просто здесь нечего делать, потому что принцы в основном занимаются охотой за оленями»; «Казалось, приготовления палача пошли быстрее»; «Он не сразу взял кинжал, а сначала сунул его в солому, которой была покрыта Хижина Дореволюционного Бедняка».
Писателю удаётся вызвать смех неожиданными поворотами сюжета и неожиданными, непривычными словосочетаниями, применяемыми к обычным людям или явлениям.

Урок – юморина «Тринадцатый подвиг Геракла»

Цели урока: познакомить учащихся с биографией писателя, своеобразием его прозы;

пробудить интерес к творчеству Ф. Искандера;

повторить приемы создания комического повествования;

показать, как смех противостоит обману, фальши, лжи.

Оборудование: портрет Ф. Искандера, сборники его рассказов, литературная газета, посвященная

творчеству писателя.

Ход урока

1. Слово учителя.

Сегодня у нас очень ответственная задача – мы будем знакомиться с творчеством Фазиля Искандера – писателя, с произведениями которого ранее не встречались. Мне бы очень хотелось, чтобы вам понравились его рассказы – серьезные и ироничные, написанные по-настоящему художественным языком. А кроме того, мы с вами уже вооружены теоретическими знаниями, которые позволяют анализировать юмористическое произведение, и мы, повторив необходимые приемы комического, постараемся разобраться, почему мы смеемся, когда читаем рассказы Ф. Искандера. Чтобы поближе познакомиться с писателем, давайте послушаем небольшие сообщения о жизни Ф. Искандера.

2. Сообщения учащихся.

Ф. Искандер родился и вырос в Сухуми. В 1938 году его отец, гражданин Ирана, был выслан из СССР и вскоре умер («Ссылка. Вокзал. Поезда.// Нас навсегда разлучили.//С лязгом колес ведь тогда// Детство мое раздвоили). Мальчик воспитывался в кругу многочисленных материнских родственников, лето проводил в большом горном селе. «Дом дедушки считался зажиточным и хлебосольным, - писал Ф. Искандер, - на моей памяти там, кроме нас, близких, перебывали сотни разных людей».

По книгам, прозе и стихам Искандера можно, кажется, в мельчайших деталях представить раннюю прозу его жизни – игры, приключения и забавы, тетушек, дядюшек, друзей…

И в сельском доме, и в сухумском дворе царили прочные правила и обычаи, которые передавались из поколения в поколение. Здесь почитали старших. Здесь защищали слабых и помогали нуждающимся. Здесь презирали трусость и не прощали предательства. Мужчина должен был помнить свои обязанности и больше всего на свете бояться бесчестия. Немногочисленный абхазский народ веками вырабатывал неписаные законы - чтобы сохранять себя, несмотря на любые невзгоды и потрясения.

Вооруженный этими мудрыми представлениями о жизни, Ф. Искандер оказался действительно неуязвим в самом главном: он никогда не приспосабливал свой талант к чьим-либо требованиям и не кривил душой. Не терял веру в победу разумности и веселой иронии по отношению к миру и самому себе. Напоминал читателю, что «смешное обладает одним, может быть, скромным, но бесспорным достоинством: оно всегда правдиво».

Города Мухус и села Чегем, которые с неизменной любовью описывает Искандер, нет на карте. Но в них легко найти приметы его родной республики. Так же и в Чике – герое многих рассказов и повестей - можно без труда угадать самого автора, каким он помнит себя мальчишкой. Конечно, этот насмешник не стал бы художником, если бы не давал воли фантазии и вымыслу. Оттолкнувшись от реального случая, впечатления, он нанизывает на свое повествование бесконечные, всегда увлекательные подробности, так что рассказ ширится, растет и всегда сообщает нам что-то очень значительное, незабываемое и не похожее ни на что прежде слышанное.

Сам он определил свою манеру так: «Я из мухи делаю слона, но муха должна быть обязательно живой».

Как вы поняли эту фразу?

Что вам запомнилось в рассказе или удивило?

3. Слово учителя.

Первый рассказ был напечатан почти полвека назад в журнале «Пионер». Давайте попытаемся разобраться, в чем причина необычайной популярности рассказов. Чтобы более умело анализировать произведения, давайте повторим способы комического повествования. В этом нам поможет сценка «Тридцать шесть и шесть»

4.Учащиеся разыгрывают сценку.

Врача вызывали?

Здравствуйте, доктор. Проходите, пожалуйста.

Где больной?

Ой, как хорошо!

Что хорошо?

Примета. Говорят, если первый больной мужчина, это к счастью.

Так что с вами?

Что-то в боку болит. В правом, вот тут.

Но ведь сердце слева!

Что? Ах да, мы проходили. Сердце – это там, где часы…

А вы температуру мерили?

Температуры нету!

Вообще нету? Что – ноль?

Почему? 36 и 6.

Видите – выше ноля. Повышенная!

Доктор, по-моему, это нормальная!

Что вы с врачом спорите? И потом, если нормальная, зачем врача вызывали?

Так в боку-то болит!

Ах да, в боку. А может, вас просто укусил кто?

Итак, какие же способы комического повествования вы знаете?

(Неожиданность, несоответствие, гипербола)

5. Слово учителя.

Вряд ли, создавая повести и рассказы о детстве, Ф. Искандер рассчитывал на детскую аудиторию, но, как это часто бывало, дети отобрали у взрослых книги о Чике. Их привлекает мужество мальчика, стремление расти настоящим мужчиной, он чуток к несчастью других. И читатель вместе с Чиком наблюдает, анализирует, учится быть внимательным к людям, видеть юмор в нелепых поступках, восхищаться трудолюбием.

6. Мы сейчас послушаем отрывки из рассказов «Вечерняя дорога», «День Чика», «Чик идет на оплакивание»

Понравились ли вам рассказы?

Над чем вы смеялись?

Какие приемы комического использовал писатель?

7.Анализ рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла»

Назовите в рассказе все, что связано с Древней Грецией?

(Название напоминает о мифах, Пифагор – древнегреческий ученый, математик; греческое происхождение учителя, его отчество. Обычно учитель в короткие паузы рассказывал «что-нибудь поучительное и древнегреческое»)

Обратимся к эпиграфу. «Юмор делает серьезное еще более серьезным». Значит, читать будет весело, но речь пойдет о серьезных вещах.

Как учитель добивался образцовой тишины на уроках?

(« Он властно и спокойно держал класс в руках». Главным оружием Харлампия Диогеновича было делать человека смешным.)

Ч то значит выражение: «Он заставлял нас смеяться»? Можно ли заставить смеяться?

(Это был не стихийный смех, а веселье, организованное сверху, самим же учителем. Учитель так умел играть на несоответствии, что удержаться от смеха было невозможно. Смешным не хотелось быть никому, поэтому ученики Харлампия Диогеновича старались не лоботрясничать, не хулиганить, и в классе тишина стояла «жуткая»)

Прочитаем эпизод опоздания ученика, которого учитель назовет «принц Уэльский». Здесь несоответствие ученика, позволяющего себе опаздывать на урок, и титула, которым награждает его учитель.

Прочитаем эпизод «На контрольной работе».

Почему учитель не делает замечания Авдеенко за списывание?

(Авдеенко сидит в неестественной позе, вытянув шею, чтобы списать. Поэтому он выглядит жалким, смешным и нелепым. Учитель будит в нем чувство собственного достоинства – уважающий себя человек не захочет попасть в смешное положение из-за собственной лени. Опять писатель пишет о серьезном с юмором.)

Как учитель использует в воспитательных целях даже сорванный медиками (при участии героя) урок?

(« Будем вызывать по списку, - сказал Харлампий Диогенович, - потому что здесь сплошные герои, - и вызвал Авдеенко, который только что совсем не героически вел себя у доски. Класс, конечно, засмеялся.)

А как вы думаете, педагогический ли это прием?

Встречались ли вы еще с «непедагогическими приемами» в прочитанных книгах?

(«Уроки французского» Распутина. Лидия Михайловна помогает мальчику выжить «непедагогическими» приемами и – понять человеческое благородство)

Какой случай вспоминает рассказчик?

(Пересказ событий, связанных с попыткой героя избежать двойки за невыполненное домашнее задание)

Как чувствует себя герой у доски?

(Чувствует, что он в руках у учителя. Класс уже приготовился к спектаклю и хочет только, чтобы он продолжался подольше)

Как повлиял этот случай на героя?

(Он стал серьезней относиться к домашним заданиям. Кроме того, это натолкнуло его на философские размышления о природе смеха. Он понял, что смех помогает бороться с ложью, обманом, фальшью. В этом состоит главная идея рассказа)

Завершить разговор можно следующим заданием: «Предположим, что этот рассказ будет иллюстрировать художник. Какие, на ваш взгляд, эпизоды выберет он, чтобы точно передать суть рассказа?»

8. Рефлексия.

Понравился ли вам урок?

О чем заставил задуматься?

Интересно ли учиться у такого учителя, как Харлампий Диогенович?

9. Домашнее задание.

Дома учащимся предлагается написать сочинение о том, каким они представляют рассказчика. Предварительно нужно выделить эпизоды, поступки, слова, наиболее яркие для его характеристики. Сочинение следует озаглавить.


План (примерный)
1. Кто такой рассказчик?
2. Как он относится к товарищам по классу?
3. Почему Харлампий Диогенович сравнил его с Гераклом?
4. Как сам герой оценивает свои поступки?
5. Каково авторское отношение к нему?

Рассказ Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Ге­ракла» был напечатан в 1964 году.

Хочется обратиться к мнению критика: «Не надо думать, что если герои - маленькие, если сюжеты - камерные, то и проблемы соответственно малы. Ис­кандер обладает способностью не только «делать из мухи слона» , но и исследовать «муху» так, что на ней будет показана серьезнейшая, пожалуй, и сего­дня актуальная проблематика» .

Есть хорошее высказывание Фазиля Искандера: «Юмор делает серьезное еще более серьезным» . Рас­сказ «Тринадцатый подвиг Геракла» читается весело, но речь в нем идет о серьезных вещах.

С начала рассказа прослеживается связь с Древней Грецией. Название рассказа напоминает о мифах. Мы знаем о двенадцати подвигах Геракла, и нам интерес­но узнать, о каком еще подвиге может пойти речь. А подвиг оказывается вовсе и не подвигом. «Геракл со­вершил свои подвиги как храбрец. А этот молодой че­ловек совершил свои подвиги из трусости» , - говорит учитель. Харлампий Диогенович - учитель матема­тики, «как и Пифагор, он был по происхождению грек» . Отчество - Диогенович напоминает о филосо­фе Диогене. Педагог во время пауз рассказывал «что-нибудь поучительное и древнегреческое» , упо­минаются басни Эзопа.

По воспоминаниям главного героя, Харлампий Диогенович «властно и спокойно держал класс в ру­ках» , не было слышно криков и уговоров, он не грозил вызвать родителей. Главным оружием учителя был смех, и он мог выставить человека смешным: «Когда учитель выставляет тебя смешным, сразу же распада­ется круговая порука учеников, и весь класс над тобой смеется. Все смеются против одного» .

Учитель умело использовал несоответствия, и все хохотали. Например, опаздывающего ученика, как «дорогого гостя» он пропускал в класс, закрывал за ним дверь и говорил «что-нибудь великолепное, на­пример: «Принц Уэльский» .

В эпизоде «На контрольной работе» ученик Авдеенко, чтобы списать, сидит в неестественной позе, вы­тянув шею. Он выглядит смешно и нелепо. Харлам­пий Диогенович тут же находит для него сравнение: «Авдеенко думает, что он лебедь» . Учитель хочет, чтобы в ученике проснулось чувство собственного дос­тоинства, ведь уважающий себя человек не захочет поставить себя в смешное положение из-за лени, нев­нимательности или, того хуже, нечестности.

Смешным не хотелось выглядеть никому, поэтому ученики старались выполнять все задания, не хулига­нить.

Наш герой тоже поставил себя в смешное положе­ние на уроке, хотя делал все возможное, чтобы этот урок не состоялся. Не выучив урока, он чувствует себя в руках учителя. Весь класс уже приготовился к спектаклю и хочет только, чтобы он продолжался по­дольше.

Главная идея рассказа состоит в том, что наш герой понял, как смех помогает бороться с ложью и фальшей. Он «стал серьезнее относиться к домашним зада­ниям» . Ученик не обижается на своего учителя, он благодарен ему за то, что тот смехом «закалял наши лукавые детские души и приучал относиться к собст­венной персоне с достаточным чувством юмора» . Важно понять, что «слишком бояться выглядеть смешным не очень умно, но куда хуже совсем не бо­яться этого» . Возможно, обзаведись в свое время рим­ские императоры шутами («надо хотя бы от дурака слышать правду») , не погиб бы Древний Рим.