Биографии Характеристики Анализ

Ф.А.Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»





Краткая биография. Фазиль Искандер закончил Сухумскую школу с золотой медалью и приехал учиться в Москву. Он учился в Литературном институте имени М.Горького, а затем работал журналистом в Брянске и в Курске. В 1956 году Искандер вернулся в родной город и продолжил писать рассказы. Он создал много произведений о детях и для детей.




«Тринадцатый подвиг Геракла» Когда мы читаем этот рассказ, то рассуждаем. Кто такой Геракл? Сколько подвигов он совершил? Какие это подвиги? Ещё, не читая рассказа, мы рисуем в своём воображении: Геракл - самый популярный из греческих героев. Жизнь его можно описать в двух словах: подвиги и страдания – всем этим он обязан богине Гере, недаром его прозвище означает «совершающий подвиги из-за гонений Геры». Геракл совершил свои знаменитые 12 подвигов, тринадцатого подвига не было! Название рассказа говорит нам, что герой совершил поступок, который подвигом не является.


Краткое содержание рассказа. В школе появляется новый учитель математики Харлампий Диогенович. С первых минут появления в школе ему удаётся установить на уроках «образцовую тишину». Харлампий Диогенович сразу заинтриговал своих воспитанников тем, что он никогда не повышал голоса, не грозился вызвать родителей в школу. Его главным оружием был юмор. Если ученик как либо провинился, Харлампий Диогенович шутил над ним, и весь класс не мог удержаться от смеха. Однажды ученик 5 «Б» класса (от которого ведётся повествование), не выучив домашнего задания, пришёл на урок к Харлампию Диогеновичу. Мальчик очень боялся, что после своего выхода с домашним заданием к доске, станет мишенью для искромётного юмора своего учителя. В школе появляется новый учитель математики Харлампий Диогенович. С первых минут появления в школе ему удаётся установить на уроках «образцовую тишину». Харлампий Диогенович сразу заинтриговал своих воспитанников тем, что он никогда не повышал голоса, не грозился вызвать родителей в школу. Его главным оружием был юмор. Если ученик как либо провинился, Харлампий Диогенович шутил над ним, и весь класс не мог удержаться от смеха. Однажды ученик 5 «Б» класса (от которого ведётся повествование), не выучив домашнего задания, пришёл на урок к Харлампию Диогеновичу. Мальчик очень боялся, что после своего выхода с домашним заданием к доске, станет мишенью для искромётного юмора своего учителя.


Краткое содержание рассказа(2) Через некоторое время после начала урока в класс вошёл доктор вместе с медсестрой, которые проводили вакцинацию от тифа среди учеников школы. Они разыскивали 5 «А», но по ошибке зашли в параллельный класс. Чтобы обезопасить себя от выхода к доске, ученик-повествователь вызвался проводить врачей на урок в 5 «А». Более того, пока они шли коридорами школы «доблестному» пятикласснику удалось убедить врачей начать вакцинацию с 5 «Б». Таким образом, ему удалось спасти от неминуемой двойки и юмора учителя себя и своих одноклассников. После докторских «экзекуций», сорвавших урок, до звонка оставалось совсем немного времени, и в этот промежуток Харлампий Диогенович решил-таки послушать решение домашнего задания у нашего пятиклассника. Герою, только что спасавшему класс, не удалось избежать ни сарказма своего преподавателя, ни смеха своих собратьев по классу. С тех пор он гораздо ответственней стал подходить к домашним заданиям. Через некоторое время после начала урока в класс вошёл доктор вместе с медсестрой, которые проводили вакцинацию от тифа среди учеников школы. Они разыскивали 5 «А», но по ошибке зашли в параллельный класс. Чтобы обезопасить себя от выхода к доске, ученик-повествователь вызвался проводить врачей на урок в 5 «А». Более того, пока они шли коридорами школы «доблестному» пятикласснику удалось убедить врачей начать вакцинацию с 5 «Б». Таким образом, ему удалось спасти от неминуемой двойки и юмора учителя себя и своих одноклассников. После докторских «экзекуций», сорвавших урок, до звонка оставалось совсем немного времени, и в этот промежуток Харлампий Диогенович решил-таки послушать решение домашнего задания у нашего пятиклассника. Герою, только что спасавшему класс, не удалось избежать ни сарказма своего преподавателя, ни смеха своих собратьев по классу. С тех пор он гораздо ответственней стал подходить к домашним заданиям.


Образ учителя математики. Читая рассказ, мы задумались над образом учителя математики – Харлампия Диогеновича. А почему автор даёт ему такое отчество? Образ Харлампия Диогеновича вызывает смешанные чувства. С одной стороны, неприятно, когда учитель высмеивает учеников. С другой стороны, важно, чтобы на уроке была дисциплина. Остроумие, когда оно не оскорбляет другого человека, вызывает уважение. Автор даёт учителю отчество «Диогенович», чтобы подчеркнуть, что учитель, как и греческий философ Диоген, относился к жизни спокойно и философски. Почему герой с благодарностью говорит об учителе? Потому что научился с его помощью относиться к себе и людям критично, с иронией и юмором. Читая рассказ, мы задумались над образом учителя математики – Харлампия Диогеновича. А почему автор даёт ему такое отчество? Образ Харлампия Диогеновича вызывает смешанные чувства. С одной стороны, неприятно, когда учитель высмеивает учеников. С другой стороны, важно, чтобы на уроке была дисциплина. Остроумие, когда оно не оскорбляет другого человека, вызывает уважение. Автор даёт учителю отчество «Диогенович», чтобы подчеркнуть, что учитель, как и греческий философ Диоген, относился к жизни спокойно и философски. Почему герой с благодарностью говорит об учителе? Потому что научился с его помощью относиться к себе и людям критично, с иронией и юмором.


Чувство юмора как одно из ценных качеств человека. Как вы понимаете слова: «смехом он, разумеется, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора?» Как вы понимаете слова: «смехом он, разумеется, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора?» Автор говорит, что Харлампий Диогенович приучал учеников видеть собственные недостатки и ошибки, но не убегать и не прятаться от них, а мужественно работать над собой. По словарю В.И.Даля юмор – весёлая, острая, шутливая складка ума, умеющая подмечать и резко, но безобидно выставлять странности нравов или обычаев. Я считаю, что рассказ Искандера можно назвать юмористическим, потому что в нём присутствуют комические эпизоды, использована гипербола, например, при описании страха перед уколом у Алика Комарова; как директор хотел перенести стадион, потому что он нервирует учеников. Автор говорит, что Харлампий Диогенович приучал учеников видеть собственные недостатки и ошибки, но не убегать и не прятаться от них, а мужественно работать над собой. По словарю В.И.Даля юмор – весёлая, острая, шутливая складка ума, умеющая подмечать и резко, но безобидно выставлять странности нравов или обычаев. Я считаю, что рассказ Искандера можно назвать юмористическим, потому что в нём присутствуют комические эпизоды, использована гипербола, например, при описании страха перед уколом у Алика Комарова; как директор хотел перенести стадион, потому что он нервирует учеников.


Удивительный мальчик. Рассказ Искандера ведётся от имени мальчика, который видит мир словно через призму своего детского сознания. Мне очень нравятся фразы: «Класс хохочет. И хотя мы не знаем, кто такой принц Уэльский, мы понимаем, что в нашем классе он никак не может появиться. Ему просто здесь нечего делать, потому что принцы в основном занимаются охотой за оленями.» Рассказ Искандера ведётся от имени мальчика, который видит мир словно через призму своего детского сознания. Мне очень нравятся фразы: «Класс хохочет. И хотя мы не знаем, кто такой принц Уэльский, мы понимаем, что в нашем классе он никак не может появиться. Ему просто здесь нечего делать, потому что принцы в основном занимаются охотой за оленями.» Писателю удаётся вызвать смех неожиданными поворотами сюжета и неожиданными, непривычными словосочетаниями, применяемыми к обычным людям или явлениям. Писателю удаётся вызвать смех неожиданными поворотами сюжета и неожиданными, непривычными словосочетаниями, применяемыми к обычным людям или явлениям.


Одноклассники. Очень понравились одноклассники главного героя. Это Сахаров, Шурик Авдеенко и Алик Комаров. Сахаров – отличник. Даже во время смеха он не перестаёт быть отличником. Шурик Авдеенко учится плохо. Когда учитель смеётся над ним, называя «чёрным лебедем», Авдеенко «сидит, яростно наклонившись над тетрадью, показывая мощные усилия ума и воли, брошенные на решение задачи.» Больше всех укола боится Алик Комаров. Алика на самом деле зовут Адольф, но началась война, мальчика стали дразнить, и он на тетради написал «Алик». Он «тихий и скромный ученик». Во время того, когда Алику делают укол, у него на лице выступают веснушки.


Вывод. Геракл совершил двенадцать подвигов, тринадцатого подвига не было. Название рассказа говорит нам, что герой совершил поступок, который подвигом не является! Главное оружие Харлампия Диогеновича - это делать человека смешным. Ученик, отступающий от школьных правил, - не лентяй, не лоботряс, не хулиган, а просто смешной человек. Итак, главная идея этого произведения состоит в том, что смех позволяет человеку увидеть со стороны свои скрытые черты характера, признать собственные ошибки и больше не допускать их.




Изучению творчества Фазиля Искандера в школе отводится сравнительно скромное место.

Передо мной стал вопрос: как провести урок, в котором через художественно – выразительные средства, раскрыть образы главных героев, потом и название рассказа, которое требует особого внимания.

Урок по изучению творчества писателя спланирован так, чтобы вызвать интерес к его произведениям, сделан упор на то, что проблемы, поднимаемые писателем, очень актуальны и для нашего времени.

Это второй урок в 6 классе по творчеству Фазиля Искандера из раздела «Писатели улыбаются». Он посвящён углубленному анализу текста.

На первом уроке ребята познакомились с биографией писателя, с его творчеством и прочитали рассказ.

Урок литературы в 6-м классе

Тема: «Образы детей в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг геракла».

Тип урока: урок-исследование.

Вид урока: традиционный.

Методы ведения урока: частично-поисковый, словесный, проблемный, путь анализа литературного произведения исследовательский, кейс – метод.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальный, индивидуальный, в парах.

Образовательные:

  • раскрыть характеры детей;
  • природу смешного в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла», показать особенности стиля писателя;

Развивающий:

Воспитательный:

  • воспитывать интерес к изучаемому предмету, продолжить формирование нравственных качеств, таких как честность, трудолюбие, совесть, чувство юмора.

Юмор (англ. Humour “нрав”, “настроение”) – изображение чего-то в смешном, комическом виде.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Друзья мои! Я очень рада
Войти в ваш светлый класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.

– Добрый день, ребята!

2. Эмоциональный настрой

Для начала послушаем музыку. (Звучит музыка из «Ералаша»)

– Я смотрю, вы заулыбались? Что вызвало вашу улыбку? (Это музыка из тележурнала «Ералаш» и, наверное, вы вспомнили смешные забавные истории.)

– Конечно, со смешным вы уже сталкивались в своей жизни – будь то забавный случай, чей – то рассказ или литературное произведение.

Произведения, которые вызывают наш смех, улыбку называются в литературе юмористическими.

Обратимся в словарь литературоведческих терминов на стр. 254.

Найдём определение слова «юмор». Прочитайте его.

– С каким юмористическим произведением вы уже встречались в этом году?

Литературные традиции продолжает в своём творчестве Фазиль Искандер.

Тема нашего урока «Детские образы в рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла», и вы увидите, что основное средство их создания – юмор.

2. Психологическая подготовка:

– Сегодня мы продолжаем работать с этим рассказом и главным будет вопрос о том, какие нравственные уроки получили ученики. Вы видите, что на доске нет эпиграфа. Его я предложу вам сформулировать в конце урока. Эпиграф должен будет стать наиболее ёмким ответом на основной вопрос урока.

3. Анализ художественного текста.

– Перед нами рассказ Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»

1. Беседа с учащимися:

  • Где происходят события рассказа? (Школа для мальчиков.)
  • Когда происходят действия рассказа? (Во время Великой Отечественной войны».)
  • По каким деталям это определили? (Имя мальчика Адольф, называет себя Аликом, болезни – тиф, малярия…)
  • Что вы можете сказать о героях произведения? (Они учащиеся 5 б класса.)
  • Автор рассказывает о нескольких одноклассниках главного героя. Назовите их. (Это отличник Сахаров, Шурик Авдеенко и Алик Комаров).

Задание 1. Работа по рядам.

Первый ряд составит цитатный план и сделает вывод по образу Шурика Авдеенко.

Второй ряд проделает такую же работу по образу Сахарова.

Третий ряд по образу Адольфа Комарова.

Вывод: Каждый герой рассказа запоминается надолго, потому что автор выделяет главные, основные черты внешности и характера героя, и делает на них акцент, подчёркивая несколько раз угрюмость Авдеенко, благополучие Сахарова и скромность и незаметность Алика.

Чтобы вызвать наш смех, писатель использует особые приёмы, которые называются художественными средствами:

Одним из таких средств в рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла» является «ирония».

Сведения о значении этого слова мы найдём …. «В словаре литературоведческих терминов» с.254.

Физкультминутка:

Мы хорошо поработали, а теперь немного отдохнём и посмеёмся вместе.

Ведь смех – это лучшее лекарство.

1. Хотелось скинуть с директора шляпу, она всем порядочно надоела. Он всегда и зимой и летом ходил в одной шляпе, вечнозелёной, как магнолия.

2. Принц Уэльский – опоздавший ученик. Принц никак не мог появиться в нашем классе. Ему здесь нечего делать, потому что принцы в основном занимаются охотой на оленей. И если уж ему надоест охотиться за своими оленями и он захочет посетить какую-нибудь школу, то его обязательно поведут в первую школу, что возле Электростанции. Потому что она образцовая.

Вы узнали эти строчки?

Возвращаемся к нашему тексту.

Ребята, от чьего лица ведётся повествование? (От первого лица)

Повествование от 1 лица создаёт правдоподобие, поскольку о себе человек рассказывает сам.

1. Почему попал в смешную ситуацию герой рассказа? (Не выполнил домашнее задание)

– К каким ухищрениям пришлось прибегнуть герою, чтобы не быть осмеянным? (Оттягивает время, доктор с медсестрой)

– Смог избежать герой наказания? (Нет.)

Попробуем убедиться в этом, обратившись к тексту:

1. Прочитаем по ролям эпизод на стр. 189.
2. Класс ждёт расплаты, давайте проследим состояние героя:

Состояние главного героя Реакция класса
  1. В воздухе запахло какой-то опасностью.
  2. Захлопнулся маленький капканчик.
  3. Сердце моё с размаху влепилось в спину.
  4. Голос мой подымается прямо из живота.
  5. Казнь
  6. От ужаса и отвращения.

Звонок – погребальный колокол.

Какой троп помогает ярче описать состояние героя?

Троп этот – метафора.

Снова мы обращаемся к нашему помощнику словарю.

  1. Смотрел на меня и ждал
  2. Ждал, что я буду проваливаться
  3. Хотел, чтобы я проваливался, как можно медленнее и интереснее
  4. Сдерживал хихиканья
  5. Смеялся
  6. Хохотал

Обратите внимание на подчёркнутые слова.

Что вы заметили. С каждым разом смех становится сильнее.

Вывод: Смех нарастает, а состояние главного героя ухудшается. Его мучает совесть.

– Какой урок извлёк герой?

На этот вопрос вы ответите после прослушивания записи.

Прослушивание аудиозаписи:

(Я подумал, что, если бы мы на днях не содрали с наших дверей табличку с обозначением класса, может быть, докторша не зашла бы и ничего бы не случилось. Я смутно начинал догадываться о связи, которая существует между вещами и событиями.

Звонок, как погребальный колокол, продрался сквозь хохот класса.

С тех пор я стал серьёзней относиться к домашним заданиям и с нерешёнными задачами никогда не совался к футболистам. Каждому своё. Я получил по заслугам.)

Ответы учащихся.

(Герой перестал обманывать, выполняет домашнюю работу.)

Важную роль в нравственном становлении детей сыграл учитель математики Харлампий Диогенович.

Давайте охарактеризуем образ учителя в нескольких словах.

Запишите ассоциативный ряд. (математик, палач, мудрый, грек, Пифагор)

– Обратите внимание на имя учителя.

– Почему герой с благодарностью говорит об учителе? (Герой с благодарностью говорит об учителе, потому что научился с его помощью относиться к себе и людям критически, с иронией и юмором).

Геракл совершил двенадцать подвигов, тринадцатого не было. Название говорит нам, что герой совершил поступок, который подвигом назвать нельзя. (Найдите цитаты из текста)

1. Рефлексия.

В начале урока было дано задание сформулировать эпиграф.

Какие слова или цитаты вы можете предложить? (Смехом он, разумеется, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора.)

– Какие нравственные уроки вы вынесли для себя в процессе нашего диалога? (Относиться к жизни с юмором. Ведь юмор позволяет на многие сложные вещи смотреть проще. Юмор несёт радость и отвлекает нас от проблем)

Самооценка.

Домашнее задание.

– Чтобы больше узнать о творчестве Ф. Искандера, прочитайте рассказ «Дедушка». В нём тоже затронуты проблемы нравственного становления подростка.

– Урок окончен. Благодарю за сотрудничество.

Урок внеклассного чтения 8 класс.

Тема урока: Ф.А.Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла».

Цели: ознакомить с фактами жизни и творчества Ф.Искандера; проанализировать рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла»; определить роль рассказа; выявить воспитательные аспекты этого произведения.

Задачи:

    Показать главную мысль рассказа;

    Сформулировать идею произведения;

    Развивать творческие способности учащихся;

    Расширить представления о сатире и юморе.

Оборудование: портрет Ф.А.Искандера, сборники рассказов писателя, сборник «Мифы и легенды древней Греции».

1.Слово учителя: (биография с использованием слад-шоу).

Творчество Ф.Искандера прочно связано с его родиной, с Абхазией. На всю жизнь он сохранил память о родных местах: высокие горы с вершинами, покрытыми снегом, быстрые горные реки, морские просторы и тот особенный национальный колорит, который лежал на всем, что окружало мальчика. Герои его книг - по большей части земляки автора, веселые, жизнерадостные люди, хранящие верность и в дружбе, и в любви. Много в его книгах рассказывается и о товарищах детства. Сам писатель так сказал о себе: «Я русский писатель, но певец Абхазии».

Ф.Искандер является автором таких известных романов и повестей, как «Сандро из Чегема», «Морской скорпион», «Сумрачной юности свет», «Человек и его окрестности», и других. Многие произведения Искандера были экранизированы, и фильмы с успехом прошли на экранах нашей страны.

Первая книга стихов Ф.Искандера «Горные тропы» была опубликована в 1957 г., а первый рассказ «Первое дело» напечатан в журнале «Пионер» в 1956г. В 1964г. в журнале «Сельская молодежь» был напечатан рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». И в этом же году восемь рассказов Искандера были включены в пятитомник «Библиотеки произведений советских писателей».

Почему рассказы Искандера интересны и взрослым и детям?

2.Беседа с классом

    Вспомните, какие подвиги совершил древнегреческий герой Геракл? Сколько их было?

    Каким предстает Геракл в мифах? Какие качества снискали ему всеобщее уважение?

3.Проверка домашнего задания

    Каким вы представляете рассказчика?

    Какими вы видите его товарищей?

    Какое чувство оставил у вас учитель Харлампий Диогенович? Случайно ли автор дает ему такое отчество? (Диогенович – звучит иронично и в то же время уважительно, напоминая о философе Диогене)

    Как вы понимаете слова: «Смехом он, разумеется, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора»?

4.Слово учителя. Юмор в рассказе.

Эпиграфом к рассказу «Тринадцатый подвиг Геракла» можно взять слова самого писателя: «Юмор делает серьезное еще более серьезным». Литературный критик Н.Иванова, определяя природу юмора в рассказах Ф.Искандера, писала: «К рассказам Искандера о детстве возможно два отношения… иной читатель воспримет их как пустяковые, юмористические, легкие истории, забавные анекдоты. И второе –понимание того, что за благополучием и юмором, за внешней «пустяшностью» скрывается доаматическая сущность, а художественная сила воздействия основана на противоречии между праздником и трагедией, «пустяком» и проблемой, в которой увязаешь, как только начинаешь этот пустяк распутывать».

5.Работа с текстом

Чтение учителем фрагментов рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла».

Выборочное чтение отдельных эпизодов после составления плана к содержанию.

Примерный план

    Знакомство с учителем математики Харлампием Диогеновичем.

    «Образцовая тишина» на уроках математики.

    Случай с опоздавшим на урок.

    Беспокойство мальчика из-за нерешенной задачи.

    Неожиданный приход доктора в класс.

    Решение мальчика сорвать урок математики.

    Решено делать уколы против тифа.

    Учитель догадывается об обмане, намекает, что кто-то в классе совершил «тринадцатый» подвиг Геракла.

    Мальчик у доски – заслуженная расплата за обман.

    Урок на всю жизнь.

6.Беседа с классом.

    Чем отличается учитель математики Харлампий Диогенович от других учителей?

    Какие методы воспитания он использовал на уроках? (он никогда не кричал, не уговаривал заниматься, не грозил вызвать родителей. Основным методом воспитания он избирал смех.).

    Вспомним и перескажем эпизоды: «Принц Уэльский» и «Черный лебедь».

    На чем была обычно выстроена смешная ситуация? (Учитель так умел сыграть на несоответствии ситуации и героя, что не смеяться было невозможно.)

    Какой эпизод из школьной жизни вспоминает герой рассказа?(Урок математики, к которому он не успел подготовиться.)

    Каким образом учитель заставил мальчика осознать свою вину, не произнося ни одного осуждающего слова?(Вспомнив о 12 подвигах Геракла. Мальчик совершил свой подвиг, прибегая к недостойным приемам: хитрости и обману.)

    Прочитаем сцену «На уроке математики» от слов: «До конца урока оставалось немного времени…» до слов: «Звонок, как погребальный колокол, продрался сквозь хохот класса».

    Почему то, что совершил мальчик на уроке математики, нельзя назвать подвигом?

    Как отразился произошедший эпизод на дальнейшем отношении мальчика к урокам?

    Как вы думаете, в чем состоит главная идея этого произведения? (Главная мысль в очистительной силе смеха, который помогает бороться с ложью, фальшью, обманом. Герой понял, что «слишком бояться выглядеть смешным не очень умно, но куда хуже совсем не бояться этого.»)

    Какой, по-вашему, смысл вкладывал автор в название этого рассказа? (Мы понимаем, что 13 подвиг не мог совершить древнегреческий герой, а совершенное мальчиком нельзя назвать подвигом. Название рассказа показывает несоответствие традиционному, хорошо известному.)

7.Подведение итогов урока. Рефлексия

Рассказ Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» лишь на первый взгляд кажется простым. Он повествует вроде лишь о том, как мальчик пытался обвести вокруг пальца своего учителя, чтобы не получить двойку. Однако развитие этой простой истории преображает ее в глубоко философский рассказ о том, что такое смех и как он противостоит обману, фальши, лжи. Понимание этого поможет правильно ответить на вопрос, в чем состоит главная идея этого произведения, и сформулировать ее. (Это сила смеха, которая помогает бороться с ложью и обманом.)

8.Слово учителя

Ф.Искандер написал много произведений для детей. Есть у него герой, который как бы наследует все лучшее, что было воплощено в характерах героев предыдущих рассказов. Его зовут Чик. Писатель создал целый цикл повестей и рассказов о Чике, которые складываются в отдельную книгу. Вы можете самостоятельно прочитать рассказы «День Чика», «Ночь и день Чика», «Возмездие», «Защита Чика», «Чаепитие и любовь к морю», «Чик на охоте», «Подвиг Чика».

9.Домашнее задание

Конспект урока по рассказу Фазиля Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла"

Урок посвящён анализу рассказа. Плотная работа с текстом, задействованы разные виды чтения, пересказ.

Конспект урока литературы в 6 классе

Завьяловой О. А.

Тема : Фазиль Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»

Класс : 6

Цели:

1. Образовательные: познакомить учащихся с биографией и произведениями (на примере рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла») Ф. Искандера; повторить средства выразительности, используемые в художественном тексте.

2. Развивающие: совершенствовать навыки чтения и анализа художественного текста; совершенствовать навыки монологической речи; продолжить развитие коммуникативной компетенции учащихся,

3. Воспитательные: развивать интерес к родной литературе, воспитывать внимательное отношение к слову, понять нравственный смысл рассказа.

Оборудование : Учебник литературы 6 кл., фонохрестоматия к учебнику/аудиокнига, портрет Ф. Искандера, иллюстрации к мифам о Геракле.

Ход урока

Орг. Момент. Здравствуйте, ребята! Садитесь. Начнём нашу работу.

Актуализация имеющихся знаний . .

Учитель : Сегодня мы продолжим наше знакомство с произведениями, в которых в центре оказывается ребёнок. Что мы уже прочитали?

Ученики : «Конь с розовой гривой» Астафьева, «Уроки французского» Распутина.

Учитель : Наша цель сегодня - познакомится с писателем Фазилем Искандером. Откройте тетради, запишите тему «Фазиль Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». Вы что-нибудь слышали об этом авторе до 6 класса?

Слово учителя. Знакомство с биографией Искандера. Ученики отмечают главные моменты в тетрадях.

Фазиль Искандер родился 6 марта 1929 в Сухуми (Абхазия), в семье владельца кирпичного завода. Школу закончил в Абхазии. После окончания школы Фазиль Искандер поступил в Московский Библиотечный институт, но в 1951 перевелся в Литературный институт им. , окончив его в 1954. В работал журналистом в Брянске (газета "Брянский комсомолец") и Курске (газета "Курская правда"). В 1956 переехал в Сухуми, став редактором в абхазском отделении Госиздата, где работал до начала 1990-х. Первый сборник стихов Искандера, "Горные тропы", вышел на русском языке в 1957 в Сухуми. Прозу начал писать с 1962 г. Печатался в журналах "Литературная Абхазия", "Юность", "Новый мир", "Неделя". Фазиль Искандер - лауреат многочисленных премий, в том числе Пушкинской премии (1993) и премии "Триумф" (1999). Живет в Москве.
Среди произведений Фазиля Искандера - стихи, рассказы, повести, романы, сценарии.

Учитель : А теперь посмотрим, какие произведения написал этот писатель. Названия записаны на доске, только вот буквы в них перепутались. Придётся вам разобраться!

Запись на доске: «К л о и р и к и И ы у д в а», « О с з е в д и е з З о к л у о т а р», «О й м И у к м р», « З п р т н й а е ы О п д л»

Ученики : «Кролики и удавы», «Созвездие Козлотура», «Мой кумир», «Запретный плод».

Учитель : Молодцы! Искандера нельзя назвать детским писателем, поскольку он не адресует свои произведения специально детям. Но в его рассказах, повестях и романах часто фигурирую дети. В одном интервью писателя спросили, почему для него так важна тема детства. Вот что он ответил: «Детство формирует человека, и многие впечатления детства становятся основой характера взрослого человека. В этом смысле детство - это основа будущего взрослого человека.».

Анализ текста

Учитель : Дома вы познакомились с рассказом «Тринадцатый подвиг Геракла». О чём он? Кто появляется в первых строчках?

Ученики : Это рассказ о том, как мальчик поплатился за несделанное задание. На первых страницах мы видим учителя математики - Харлампия Диогеновича.

Учитель: Давайте послушаем отрывок из фонохрестоматии. А вы себе в тетради запишите ключевые слова, характеризующие/показывающие этого необычного учителя.

Ученики слушают фрагмент, выписывают слова. Проверка.

Учитель : Что мы можем сказать, исходя из услышанного? Как водится, ученики бояться контрольных. Послушаем, как проходили контрольные на уроках Харлампия Диогеновича. Откройте учебники.

Ученики . Несколько учеников выразительно читают фрагмент.

Учитель : подчеркните средства выразительности, которые использует автор для создания ярких образов героев.

Ученики : сравнение (с бусами, жёлтыми, как кошачьи глаза ), метафора (чёрный лебедь), эпитет (мощные усилия), ирония.

Учитель : Кто ёще действует в рассказе? Для этого выполним небольшую тестовую работу

О ком из героев говориться во фрагменте?

Рядом со мной сидел тихий и скромный ученик. Звали его___________???______ Теперь он себя называл Аликом и даже на тетради писал Алик, потому что началась война и он не хотел, чтобы его дразнили Гитлером. Все равно все помнили, как его звали раньше, и при случае напоминали ему об этом.
Я любил разговаривать, а он любил сидеть тихо. Нас посадили вместе, чтобы мы влияли друг на друга, но, по-моему, из этого ничего не получилось. Каждый остался таким, каким был.

Подошел к столу, длинный, нескладный, и по липу его было видно, что он так и не решил, что лучше, получить двойку или идти первым на укол.
Он заголил рубаху и теперь стоял спиной к докторше, все такой же нескладный и не решивший, что же лучше. И потом, когда укол сделали, он не обрадовался, хотя теперь весь класс ему завидовал.

Пересядьте, пожалуйста, к ***.
???------ встает и смотрит на Харлампия Диогеновича вопросительно. Он не понимает, зачем ему, отличнику, пересаживаться к ***, который плохо учится.

Ученики : выполняют задание. (возможны разные виды проверки).

Учитель: От чьего лица ведётся повествование? В какое время произошла история, описанная в рассказе.

Ученики : послевоенное время, Абхазия. Рассказчик - пятиклассник.

Учитель : Тогда почему же в названии рассказа появляется Геракл? Что это за герой?

Ученики : древнегреческий герой, сын Зевса, совершал подвиги.

Учитель: Перечислите подвиги Геракла

Ученики: (с помощью картинок)

    «Немейский лев» «Лернейская гидра» «Керинейская лань» «Эриманфский вепрь » «Авгиевы конюшни» «Критский бык» «Кони Диомеда» «Пояс Ипполиты» «Стадо Гериона» «Стимфалийские птицы» «Укрощение Цербера» «Яблоки Гесперид»

Учитель: Хорошо!(оцениваются наиболее активные). Какое значение имеет слово подвиг?

Ученики: Смелый поступок.

Учитель: Можно ли назвать подвигом поступок главного героя рассказа? Почему Искандер называет это «подвигом»

Учитель: Давайте прочитаем концовку рассказа. Каким образом Харлампий Диогенович дал мальчику урок?

Ученики: (чтение по ролям финальной сцены у доски). Он воспитывает смехом. Никто не хочет быть смешным.

Подведение итогов . Сегодня мы познакомились с произведением о детстве. Как и большинство подобных текстов, он учит нас, читателей. Но Искандер учит по-своему. В рассказе нет нравоучительности. Мы смеемся вместе с героем. В том числе и над ним самим. Рекомендую вам прочитать ещё несколько рассказов этого автора.

Выставление оценок за работу на уроке.

Домашнее задание . Выучить наизусть финальное размышление героя о смехе.