Биографии Характеристики Анализ

Фонетический принцип русской орфографии. Теория

В отличие от орфоэпических норм, допускающих варианты, которые оцениваются как равноправные, орфографические нормы всегда предлагают лишь один вариант написания слова и запрещают другие. Орфография - система общепринятых правил письма для какого-либо языка. Так, из возможных написаний: «тилифон», «телефон», «телефон» - правилам русской орфографии отвечает лишь последнее написание. Следуя правилам орфографии, мы пишем «рожь», так как перед нами существительное женского рода, но «нож» - существительное мужского рода, хотя в обоих случаях произносим на конце твердый звук «ш». Если мы захотим употребить глагол в форме настоящего времени, то напишем «садится»; но совсем по-другому будет выглядеть на письме этот же глагол в неопределенной форме - «садиться», хотя в обоих случаях произносим [садйца], и т. д.

Обычно выделяют четыре главных принципа орфографии.

  • 1. Фонетический: на письме каждая буква сохраняет то значение, которое ей присвоено в алфавите, и слово пишется именно так, «как слышится». Например: в родственных словах «роспись» и «расписка» под ударением в приставке пишется «о», а в безударном слоге, как и слышится, «а».
  • 2. Морфологический: написание значимых частей слова сохраняется во всех положениях. Это значит, что в некоторых случаях слово пишется не так, как произносится, а как оно пишется в других случаях. Например, корень -вод- пишется через «О» в словах: «вода», «наводнение», «подводный», хотя звук [о] отчетливо произносится под ударением только в последнем слове.
  • 3. Идеографический: написание «ь» в словах женского рода на «ч», «ш», «ж», «щ» (мышь, тишь, рожь и т. д.) для отличия их от существительных мужского рода. В русском языке мы пишем слово «мяч» без мягкого знака, а слово «ночь» - с мягким знаком. Этот принцип имеет значение смыслоразличительное. Так и формулируется правило: «Если слово мужского рода - нет мягкого знака, женского рода - есть мягкий знак».
  • 4. Исторический: сохраняется уже существующее написание слова вне всякой зависимости от его звучания в живом языке; мы пишем слова так, как писали сотни лет назад. В русском языке примером действия этого принципа можно считать правила написания «и» (вместо произносимого звука типа «ы») после шипящих, или правило написания слова «собака» через «о».

Почему же орфографические принципы так важны для русского языка? Наверное, принцип «всегда пиши, как слышишь» кому-то покажется самым демократичным, самым удобным, самым простым. Выучил алфавит - сразу и читаешь, и пишешь! Но не все так просто. Дело в том, что это предложение было бы приемлемо, если бы мы говорили о малочисленной группе лиц, например, о какой-нибудь одной семье или о жителях одной деревни... А язык, как мы уже выяснили, - явление социальное и служит для общения огромного количества людей. Среди миллионов этих совершенно разных людей обязательно существуют значительные колебания в произношении слов. Поэтому принцип «пиши, как слышишь» очень скоро потерял бы смысл. Орфографическая ошибка - это неправильное написание слова, она может быть допущена только на письме, обычно в слабой фонетической позиции (для гласных - в безударном положении, для согласных - на конце слова или перед другим согласным) или в слитно-раздельно-дефисных написаниях. Такую ошибку можно только увидеть в письменном тексте, «услышать» ее нельзя: устно можно произнести «о син[И]м неб[И]», но написать это словосочетание можно только через «е» - «о синЕм небЕ».

В отличие от нее грамматическая ошибка может быть допущена как в письменной, так и в устной речи, она не только видима, но и слышима: малограмотные люди могут, например, сказать «они беЖАТ», «он лГёт» вместо правильного «они бегут», «он лжёт».

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Русская орфография имеет давнюю историю, и это объясняет некоторые сложности нашего правописания. В русском языке происходили значительные изменения, и теперь многие слова произносятся не так, как пишутся.

Появилось множество правил, определяющих те или иные орфограммы. А действительно ли так уж труден в изучении русский язык? Может быть, орфография других языков гораздо легче нашей? Вот что рассказывает в своей замечательной книге «Слово о словах» Л. Успенский: «Есть древнегреческое слово, название одной из бесчисленных богинь эллинского Олимпа: «Псюхэ», или «Психэ». Оно означает «душа, дух, дыхание». Почти во всех европейских языках прижилось это словечко; мы встречаем его в русском языке в названии науки «психология» и в связанных с ним словах «психолог», «психика»... Само имя греческой богини «Псюхэ» у нас передаётся как «Психея», во Франции - «Псишэ», у немцев - «Псюхэ». Оно и не удивительно: написанное латинскими буквами, оно выглядит, как «Psyche». У англичан это слово пишется почти так же, как у французов, - «Psyche», но выговаривается оно - «Сайки». Да, именно «сайки», не более и не менее! В написанном слове нет ни «а», ни «й», ни «к», а в звучащем всё это налицо. Наоборот, в писаном слове есть «п», есть «игрек», есть «це», есть «х», а в звучащем ничего этого нет - ни признака. Вот это правописание !»"

Обсуждаем прочитанное

  • 1. Каждый ли звук можно назвать фонемой? Свой ответ обоснуйте.
  • 2. Обладают ли фонемы самостоятельной значимостью? Как вы понимаете выражение «самостоятельная значимость»?
  • 3. Что такое интонация и важна ли она в русском языке?
  • 4. В чем разница между гласными и согласными звуками русского языка?
  • 5. Как вы думаете, почему именно московский говор стал основой для формирования произносительных норм русского литературного языка?
  • 6. В чем отличие орфоэпических норм от норм орфографических?

Задания

  • 1. Расскажите о функциях, которые выполняют в языке звуки речи. В чем различие между звуком и буквой?
  • 2. Сколько гласных звуков в русском языке? Сравните их количество с количеством гласных букв алфавита.
  • 3. Сколько согласных звуков в русском языке? Все ли согласные звуки образуют пары по твердости/мягкости? А по глухости/звонкости?
  • 4. Как, по-вашему, следует произнести окончание в выделенном прилагательном и с чем связан такой вариант произношения:

« Он слушал Ленского с улыбкой.

Поэта пылкий разговор,

И ум, еще в сужденьях зыбкий,

И вечно вдохновленный взор, -

Онегину всё было ново...»?

  • 5. Расскажите о главных принципах орфографии. Приведите примеры реализации этих принципов в русском языке.
  • 6. Вставьте пропущенные буквы, прочитайте данные словосочетания, руководствуясь современными нормами орфоэпии:

последняя мод...ль, подземный тунн...ль, вражеская...скадра, загородное шосс..., картофельное пюр..., черный коф..., неприятный инцид...нт, быстрая...волюция, плавательный басс...йн, исторический муз...й, фольклорный....пос, строгий д..кан, ди...тическое питание, стройный силу...т.

7. Запишите фонетическую транскрипцию и сделайте фонетический разбор слов:

подберёзовик, северо-восточный, длинный, ягода, перечислять, телевизионный, ёжик, зелёный, садовод, сыровар, любовь.

Литература

  • 1. Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. М., 1950.
  • 2. Аванесов Р. И. Фонетика современного русского литературного языка. М., 1956.
  • 3. Матусевич М. И. Введение в общую фонетику. М., 1959.
  • 4. Пешковский А. М. Интонация и грамматика // Избранные труды. М., 1959.
  • 5. Реформатский А. А. Введение в языкознание. М., 1967.
  • 6. Трубецкой Н. С. Основы фонологии. М., 1960.
  • 7. Щерба Л. В. Фонетика французского языка. М., 1953.

ГЛАВА 3

Морфемика и морфология; словообразовательные и морфологические нормы; грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке

  • Орфография (от греч. слов orthos - «правильный» + graphe - «письмо») - правописание.
  • Успенский Л. В. Указ. соч.

1. Орфография как раздел языкознания.

2. Принципы русской орфографии.

3. Русская пунктуация и ее принципы.

4. Из истории русского правописания.

Орфография (греч. orthos «правильный», grapho «пишу»), или правописание, - раздел языкознания, устанавливающий свод правил, которые определяют единые нормы написания слов, их форм, а также нормы графического оформления сопутствующих компонентов письма. Графика сама по себе не в состоянии определить режим функционирования буквенных знаков. Эту задачу признана решать орфография.

Орфография в свою очередь является составной частью ортологии - теории правильной литературной речи. Ортология основывается на убеждении, что овладение культурой прошлых поколений возможно только на основе грамотности и зависит от степени владения культурой письменного и устного слова.

Обычно при своем возникновении любое звуковое письмо бывает фонетическим. Таким было вначале письмо греческое, латинское, санскритское, старославянское. Однако по мере развития национального языка произношение изменяется, написания же, по своей сути более консервативные, остаются в неизменном виде. Возникший разрыв между устной и письменной речью либо ликвидируется (это делается социально осознанно), либо закрепляется. В последнем случае между звуком и буквой возникают соотношения, которые возводятся в ранг закона. Так устанавливается принцип правописания той или иной письменности.

Правила русской орфографии разрабатываются и совершенствуются не ради их накопления, а для того, чтобы максимально облегчить процесс письменного общения людей путем устранения разнородных и противоречивых подходов к использованию средств русской графики.

Базовым понятием орфографии является орфограмма. Орфограмма - это случай проблемного написания, где пишущий должен выбирать буквы для обозначения того или иного звука. Например, слово шоколад может иметь целый ряд вариантов оформления, если опираться на произношение: *шакалат, шикалат, шыколад и др.Однако орфография устанавливает только один вариант графического оформления данного слова в соответствии с требованием единообразия.

Вариантами могут быть фонемы, которые находятся в слабой позиции, т.е. позиции, в которой звук может быть обозначен вариативно. Фонема в слабых позициях могут обозначаться по-разному, выбор букв определяется орфографическими принципами.

Орфографические принципы - это правила выбора букв для обозначения фонемы в слабой позиций. Современная русская орфография построена на основе нескольких принципов, Это фонетический, морфологический, исторический и идеографический принципы.

Морфологический принцип в системе русской орфографии является главным, ведущим принципом, ибо на его основе сформировалось большинство написаний.

Сущность морфологического принципа в том, что в основу написания любой морфемы (корня, суффикса, префикса, флексии) положен тот графический облик данной морфемы, который создается буквенным обозначением образующих ее звуков в сильной позиции. Например, в слове плоды гласный звук корневой морфемы мы должны обозначить буквой О, потому что в сильной позиции - плод - данный звук обозначается буквой О.

Значит, чтобы проверить написания, соответствующие морфологическому принципу, достаточно подобрать родственное или содержащее ту же морфему слово так, чтобы сомнительный звук оказался в сильной позиции: во да - воды, оптовый - оптом, пре мировать - премия; ходатайство - торжество, баловство; реза ть - создать, считать, решать; окали на - сахарин, анальгин,

В словах лес и лез конечный согласный звучит одинаково, как глухой звук, но на письме обозначается разными буквами, т.к. в сильной позиции для обозначения данного звука используются в одном случае С (леса – лес) , в другом - З (лезу – лез ).

Необходимо обратить внимание на то, что морфологический принцип распространяется на все морфемы - префиксы, суффиксы, флексии. Например в предсказать префикс (приставка) пишется с буквой Д, т. к. соответствующий согласный в сильной позиции обозначается буквой Д - предлагать, предугадать.

Правописание, строящееся на морфологическом принципе, внешне расходится с произношением, но не резко и лишь в определенных звеньях речи: на стыка морфем и в абсолютном конце слова для согласных и внутри морфем для гласных. При этом расхождение между написанием и произношением осуществляется на основе строгого соотношения с произношением, а не в отрыве от него, не хаотично. Морфологические написания являются следствием понимания носителями языка структурного членения слова по составляющим его значимым частям (морфемам) и имеет своим результатом единообразную передачу этих частей на письме. Способ письма с единообразной графической передачей значимых частей слов облегчает «схватывание» смысла.

Название принципа «морфологически» связано с единообразной передачей морфем. Общеизвестно, что все морфемы имеют определенное значение. Так, суффикс -щик несет значение «человек, который занимается чем-либо» (каменщик, стекольщик). Приставка пре- имеет в качестве одного из значений «очень» (пресветлый, преувеличивать, прекрасный).

Если бы мы писали так, как произносим, то морфологический состав слов не был бы ясен и мы с трудом узнавали бы даже родственные слова. Но поскольку мы, несмотря на разное произношение пишем морфемы одинаково, единообразно, то значимая часть слова имеет единый графический образ.

Таким образом, морфологический принцип облегчает быстрое понимание и осмысление текста, ибо внимание не задерживается, на обозначении особенностей произношения. Мы сразу видим корень, приставку, суффикс, окончание в словах пре-вращ-ени-е, бес-цвет-н-ый, дел-а-ет-ся.

Морфологическое написание подавляет в нашем сознании различия в произношении: жидкость - жиденький; форма - формальный, связист - связь; подходить - подбирать. Морфема остается в сознании в виде жид-, форм-, связ-, под-, хотя отдельные звуки в ней могут заменяться другими. Морфологический принцип существует прежде всего как следствие осознания «родственности» корней, приставок, суффиксов, окончаний. Мы пишем слова в зависимости от понимания их состава. В этом случае изменения звукового состава слова и его частей не разрушают единства морфемы. Морфема остается в сознании определенной смысловой единицей, и возникает стихийное, неосознанное стремление не изменять ее написания.

Морфологический принцип русской орфографии в историческом плане сложился стихийно, а в дальнейшем сознательно поддерживался для единообразного написания родственных слов.

Традиционный (исторический) принцип написания заключается в том, что сохраняется написание, закрепленное традицией, даже если оно не соответствует современному состоянию языка. Примерами традиционных написании могут служить написания жи, ши, ци в словах ширь, жить, циркуль . Когда-то эти согласные были мягкими, написание отражало фонетический принцип. Со временем эти звуки в русском языке отвердели, но написание осталось. Это написание поддерживается к тому же морфологическими аналогиями: глагольное окончание -ит, -и (летит, рубит; клади, неси).

Традиционный принцип заключается в том, что он отражает написание фонем в слабых позициях: звуки обозначаются одной из ряда возможных букв.

В отличие от морфологического принципа в традиционном выбор буквы для обозначения фонемы определялся на основе традиции написания, основанного на историческом написании или просто условно. Однако выбор букв здесь ограничен и совершенно конкретен.

Например, в словах изотоп, коэффициент, атом, выбор буквы О определяется из его возможного чередования с А. Слова раствор, стандарт, магнит пишутся с буквой А, т.к в принципе здесь могло быть представлено чередование А/ О. Выбор буквы происходит не на основе произношения, а традиционно: на основе этимологии, транскрипции, транслитерации либо просто условности.

Традиционные написания имеют существенную особенность, сближающую их с морфологическими написаниями. Они создают графически единообразные образы морфем: ка блук, подка блучник; со бака, со бачий, выключате ль, заместите ль; крестьяне , горожане .

Традиционный принцип определяет следующие написания:

Безударные гласные, непроверяемые ударением о локо, са рай);

- чередование гласных в корнях а сти – ро сток; вско чить – ска кать; посте лить – пости лать);

Написание Г для обозначения [в] в окончаниях –ого, -его (пятого, моего, синего, доброго, странного, заблудшего;

Написание Ч для обозначения [ш] в сочетании чн (булочная, скворечник;

- Ь после шипящих на конце существительных, глагольных форм, наречий и частиц (тушь, рожь, ночь, едешь, говоришь, вскачь, наотмашь, лишь);

- дефисные, слитные, раздельные написания;

Выбор прописной и строчной букв при обозначении несобственных имен;

Оформление графических сокращений.

Фонетический принцип определяется, как девиз «пиши как слышишь». При фонетическом принципе на письме буквами обозначаются именно фонемы: дом, пол, храм, стол, душа, сразу, водит. Фонетический принцип лежит в основе всех фонемографических систем письма. На данном принципе построена сербско-хорватская орфография; частично (в области написания гласных) – орфография белорусов.

Фонетический принцип противостоит морфологическому, т. к. звуки в сильных и слабых позициях обозначаются разными буквами: разы грать – и гра; рас ставить - раз обрать.

Орфограммы, пишущиеся по фонетическому принципу, могут писаться по морфологическому принципу. Поэтому фонетические орфограммы принято считать нарушениями морфологического принципа.

К фонетическим написаниям относятся:

Написание приставок с конечным З: без-, воз- § вз-, низ-, раз-, роз-, через-(чрез-). Морфологически эти приставки следовало бы писать всегда с З, ведь именно так мы пишем все остальные приставки: спел и сдал, подсел и подбил.

Написание Ы вместо начального И в корне после приставок, оканчивающихся на твердый согласный: безыдейный, изысканный, разыграть, безынтересный. Написание начального И в корне сохраняется в настоящее время время после русских приставок меж-, сверх-. После меж- И пишется в силу общего правила жи-, ши-, а после сверх- - потому что русском/ языку нет сочетаний КЫ, ГЫ, ХЫ (сверхидейный, межинститутский). После иноязычных приставок И сохраняется для того, чтобы пишущий и читающий мог быстрее осознать корень ибыстрее понять слово: субинспектор, панисламизм;

- написание О в суффиксах -онок, -онк- после шипящих: галчонок, шапчонка. В морфологическом написании было бы Е, ср.: совенок, избенка.

Идеографические принцип з аключается в том, что слова с одинаковыми звуковыми оболочками различаются графически: ожог (сущ.) - ожёг (глагол прош. вр., м. р., ед. ч.); компания (веселая) - кампания (предвыборная); бал (выпускном вечер) - балл (оценка); плач (сущ.) – плачь (глагол); Надежда (собств. имя) – надежда (нариц. имя). Т.е. для различения значений омонимов используются дифференцирующие написания.

Пунктуация является частью графической системы языка. Но функции букв и роль знаков препинания значительно различаются. Если с помощью букв обозначается звуковая и графическая оболочка слов, то с помощью знаков препинания письменное высказывание расчленяется на определенные структурные части, тем самым облегчается задача пишущего при оформлении текста, а для читающего - восприятие его содержания. Текст, написанный без знаков препинания (и без прописных букв), читается в три-пять раз медленнее, чем текст, грамотно оформленный. С помощью пунктуации передается членение текста, его целенаправленность, структура и основные особенности интонации.

Русская пунктуация - это система графических знаков, которые в соответствие с определенными правилами расчленяют текст на абзацы, предложения, обозначают определенные компоненты внутри предложения, что является необходимым условием для письменного сообщения на русском языке.

Знаки препинания – это графические (письменные) знаки, нужные для того, чтобы расчленить текст на предложения, передать на письме особенности строения предложений и их интонацию. Знаки препинания употребляются по правилам, которые необходимо для того, чтобы пишущий и читающий одинаково понимали смысл и строение текста.

Русские знаки препинания включают:

1) точку, вопросительный знак, восклицательный знак – это знаки конца предложения;

2) запятую, тире, двоеточие, точку с запятой – это знаки разделения частей предложения;

3) скобки, кавычки («двойные» знаки), которые выделяют отдельные слова или части предложения, для этого же употребляются запятая и тире как парные знаки; если выделяемая конструкция стоит в абсолютном начале или в конце предложения, то употребляется одна запятая или тире;

4) многоточие; будучи знаком «смысловым», оно может ставиться в конце предложения для указания на особую значимость сказанного или в середине для передачи сбивчивой, затрудненной либо взволнованной речи.

Принципы русской пунктуации – это основы современных пунктуационных правил, определяющих оптимальное использование знаков препинания. Знаки препинания отражают смысловое и структурное членение речи, а также ее ритмико-интонационное строение. В основе русской пунктуации лежит структурно-семантический принцип. Современная пунктуация опирается и на смысл, и на структуру, и на ритмико-интонационное членение высказывания в их взаимодействии.

Структурно-семантическое расчленение текста осуществляется при выполнении основных функций знаков препинания.

1. Структурная функция заключается в отделении абзацев друг от друга, соседние самостоятельные предложения внутри абзаца. В роли отделительных знаков выступают красная строка (знак абзаца), точка, вопросительный и восклицательный знаки. Кроме того, структурную функцию могут выполнять запятая, точка с запятой, тире и двоеточие, если они ставятся на границе между частями сложного предложения. Эту же функцию выполняют знаки препинания для обозначения границ тех смысловых отрезков, которые осложняют простое предложение: при вводных словах и конструкциях, при обращении, для обособления второстепенных членов, при прямой речи, в положении между однородными членами предложения. Например: В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли (Чехов).

2. Логико-семаническую функцию выполняют двоеточие и тире в бессоюзном двучленном предложении. Двоеточие указывает на предложение дедуктивного строя (Простое число 19 можно представить в виде произведения двух натуральных чисел только одним способом: 19=4x19.) Тире - в предложении индуктивного строя (Свершилось открытие колоссального общественного звучания - получен высокотемпературный сверхпроводник).

3. Экспрессивную функцию выполняют восклицательный знак и многоточие. Они служат показателями эмоциональной приподнятости высказывания или его незавершенности в момент эмоционального обращения: Весна...

Система знаков препинания была унифицирована в Европе с появлением книгопечатания. Большинство знаков препинания в их современном виде и значении ввели в XV-XVI веках венецианские книгопечатники Альдо Мануции (дед и внук, носившие одно имя).

Русское правописание - явление историческое. В таком виде, в каком сейчас нам известна орфография, она была далеко не всегда. Нормы русского правописания были установлены не сразу, а складывались по мере развития общих литературных норм в сферах фонетики, лексики, словообразования, грамматической системы

Русская орфография пережила несколько крупных этапов развития. История русского гражданского письма была начата в Петровскую эпоху с введения им гражданского шрифта и утверждения образца азбуки усовершенствованной на основе славяно-русском кириллицы. Реформа Петра была реформой графики. История русской орфографии берет начало в «Российской грамматике» Ломоносова (1753 г.), в котором была заложена теоретическая основа морфологического принципа. Но русское письмо оставалось сложным, противоречивым, поэтому в конце XIX века учеными была проделана работа по упрощению алфавита и упорядочению системы русской орфографии. В 1904 г. комиссия при Российской академии наук опубликовала проект нового правописания, но противников реформы оказалось так много, что провести ее удалось лишь при Советской власти в 1918 г. Реформа русского правописания совпала со сломом старой государственной машины, поэтому ее проведение стало возможным.

Однако реформа, разрешив крупнейшие вопросы по упрощению русского письма, не коснулась многих частных вопросов орфографии.

В 1929 г. при Главном управлении наукой Наркомпроса была организована комиссия для решения задачи упорядочения русского правописания. 30-50-е гг были периодом создания единого свода правил русской орфографий и пунктуации. В 1956 г. были опубликованы «Правила русской орфографии и пунктуации», утвержденные Академией наук СССР, Министерством высшего образования СССР, Министерством просвещения РСФСР. «Правила...» стали документом, все пункты которого были обязательными для учебных заведений, органов печати, для государственных и общественных организаций в их официальной переписке и открытых публикациях. «Правила...» стали источником для всех составителей учебников, словарей русского языка, энциклопедий и справочников.

«Правила русской орфографии и пунктуации» - первый в истории русского правописания действительно полный свод четко сформулированных и научно обоснованных правил и положений.

Необходимо понимать, что «Правила...» имели целью упорядочение, унификацию русского правописания на основе принципа исторической и культурной преемственности. Это не было реформой русского правописания, т. к. его основы были сохранены.

С другой стороны, «Правила..» не использовали всех возможностей для совершенствования русского письма. Его составители излишне бережно отнеслись к многочисленным исключениям, остались случаи явно устаревших написаний. После опубликования «Правил...» в адрес руководящих ведомств посыпались многочисленные письма и обращения по поводу несовершенств орфографии. В 1962 г. при Институте русского языка Академии наук СССР была создана Орфографическая комиссия по усовершенствованию русской орфографии по председательством акад. В. В. Виноградова. После развала СССР Орфографическая комиссия работает при Президенте Российской Федерации. На рубеже ХХ-ХХI вв. была предпринята попытка совершенствования русского правописания. Однако проект реформы при широком обсуждении не встретил одобрения российского общества.

Работа документоведа и архивоведа требует с необходимостью таких профессиональных качеств как автоматический навык правописания и орфографическая зоркость. Навыки правописания необходимо поддерживать в течение всего периода активной профессиональной деятельности. Основным источником и способом поддержания необходимого уровня профессиональной квалификации является постоянное обращение к нормативным словарям и лингвистическим справочникам, а также работа со сводами орфографических и пунктуационных правил..

Список использованной литературы

1. Ветвицкий В.Г., Иванова В.Ф., Моисеев А.И. Современное русское письмо. – М.: Просвещение, 1974.

2. Гвоздев А.Н Современный русский литературный язык. Ч.I. Фонетика и морфология. – М.: Просвещение, 1973.

3. Горбунова Л.И. Письмо в его истории и функционировании: учеб.-метод. пособие. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2007.

4. Иванова В.Ф. Современный русский язык. Графика и орфография. М., 1976.

5. Иванова В.Ф. Современная русская орфография.

6. Современный русский язык / Под ред. В.А.Белошапковой. – М.: Азбуковник, 1999.

7. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. М.: «Высшая школа», 1990 (Лекция 1,2, 8, 11, 12).

8. Русский язык. Энциклопедия/Гл. ред. Ю.Н.Караулов. – М.: Большая Российская энциклопедия; Дрофа, 1998.

9. Языкознание. Большой энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.

Вопросы для самостоятельной работы и самоконтроля

1. Дайте определение понятий орфография, орфограмма, орфографический принцип.

2. В чем заключается суть морфологического принципа русской орфографии?

3. Опишите традиционный, фонетический идеографический принципы русской орфографии.

4. Дайте определение понятий пунктуация, знаки препинания, принцип пунктуации . Какие функции выполняют русские знаки препинания?

Основные принципы орфографии, с учетом которых формули­руются правила написания слов, - морфолого-фонематический, фонетический, традиционный и принцип дифференцирован­ного письма. Написание слов, в которых нет орфограмм, на­пример, дом, пол, трюм не соотносятся ни с одним принципом написания.

Морфолого-фонематический принцип заключается в еди­нообразном написании одинаковых морфем независимо от их произносительных вариантов.

Морфологический принцип по­зволяет сохранять на письме единство одних и тех же морфем. Это достигается благодаря тому, что на письме не отражаются позиционные чередования гласных и согласных звуков. Едино­образное написание устанавливается по образцу написания морфемы в сильной позиции. Так, например, звук [э] в корневой морфеме -лес- может иметь произносительные варианты [и э ] в слове леса и [ь] в слове лесовод. Однако для написания выби­рается вариант в сильной позиции [э]. С опорой на морфолого­фонематический принцип пишутся не только корни, но и многие суффиксы, приставки и окончания, написание которых также проверяется сильной позицией этого гласного или согласно­го звука в той же морфеме. Например, приставка от- всегда пишется с гласной о и согласной т, независимо от произноси­тельных вариантов: отделка [аддэлкъ], отчистить [ач’йс’т’ит’], потому что выбор написания приставки происходит по сильной позиции звуков в этой приставке: отпуск, отужинать. Анало­гично пишутся приставки над-, под- и некоторые другие. Оди­наково пишутся суффиксы существительных -ость, -изн, -ав, -арь и др. (в слове рук-ав-ица, как в слове pyκ-aβ∖ в слове ток-арь, как в слове врат-аръ). Безударные падежные окон­чания могут быть проверены сильной позицией окончаний дру­гих слов, но одного и того же типа склонения: книгой - рукой, дубом - столом (книга, рука - 1-е скл.; дуб, стол - 2-е скл.). На морфолого-фонематическом принципе основаны следующие правила правописания:

1. Правописание безударных гласных, проверяемых ударе­нием: ветерок - ветер.

2. Правописание непроизносимых согласных: звездный - звезда.

3. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова: дуб - дубы.

4. Правописание приставок: о-, об-, от-, на-, над-, по-, под- : отдать - отпуск.

5. Правописание суффиксов: -ов-, -а-, -я- и др.: задержан­ный - задержать.

6. Правописание падежных окончаний: озера - ведра.

7. Правописание мягкого знака после согласных внутри слова: возьми - возьму, вскользь - скольжу.

В русском языке существует мягкость ассимилятивная, ко­торая на письме не обозначается (гость), и мягкость независимая
(восьмой), обозначаемая ь. Чтобы отличить независимый мягкий звук от ассимитивно смягченного, нужно изменить слово, чтобы проверяемый звук стоял перед твердым звуком. Если независи­мая мягкость звука сохраняется, то она обозначается на письме буквой ь.

Первоначально русское письмо было в основном фонети­ческим. Гласные звуки полного образования о, а и др. при про­изношении не изменялись, аканье появилось лишь в XII - XIII вв. Согласные звуки не оглушались и не озвончались, поскольку их произношение поддерживалось особыми гласными неполного образования ь и ъ. Так, например, в древнерусском языке невоз­можно было оглушение звонких звуков в словах лавка, кружка, поскольку после звуков [в] и [ж] следовали гласные звуки не­полного образования: лавъка, кружька. Падение редуцирован­ных, развитие аканья, процессы ассимиляции и диссимиляции изменили произношение слов, но написание морфем в словах со­хранилось в соответствии с морфологическим принципом. Исто­рическое закрепление морфологического принципа произошло потому, что позволяло видеть родственные слова. Родство слов лесник - лес - лесовичок, сказка - сказочник и т.п. становится в нашем сознании важнее произносительных различий. Таким образом, морфологический принцип появляется как следствие осознания родственности определенных корней, приставок, суф­фиксов и окончаний. Мы пишем слова в зависимости от пони­мания их состава. Морфема остается в сознании неизменяемой значимой единицей. Отсюда стремление не изменять ее написа­ние. При выборе графического изображения фонемы в морфеме сталкиваются две тенденции - сохранить написание морфемы или обозначить звук в соответствии с произношением. При по­беде первой тенденции складывается морфологическое письмо, при победе второй - фонетическое.

Отступления от морфологического принципа написания зна­чимых частей слова наблюдается, когда одна и та же морфема в разных позициях пишется по-разному. Такие отступления на­блюдаются: 1) в правописании приставок на -з, -с {вздремнуть, но всплакнуть; безвкусный, но бесполезный}", 2) в правописании приставок роз-/-с - раз-/с {розвальни, но разваливать; роспись, но расписать}", 3) в правописании окончаний прилагательных, причастий, местоимений и порядковых числительных в им.п. ед.ч. {шестой, но пятый; такой, но этакий и т.д.); 4) в окончаниях после шипящих {петушок, но орешек; свечой, но тучей; свежо, но неуклюже}; 5) в отсутствии удвоенных согласных в некоторых производных словах {кристалл, но кристальный; колонна, но колонка); 6) в некоторых корнях, где чередуется а/о или и/е
{заря, но зоревать; соберу, но собирать и др.), 7) в корнях, с че­редующимися согласными {нога, ножной; свет, освещение и др.); 8) в корнях, где после русских приставок начальное и переходит в ы {подыграть, пр ед июньский}.

Фонетический принцип заключается в отражении на пись­ме чередования фонем в слабых и сильных позициях. При таком письме буква соответствует произношению (пишется, как слы­шится). Таким образом, одна и та же морфема имеет варианты написания в зависимости от произношения. Орфограмм, отве­чающих фонетическому принципу, в русском правописании не­много. По фонетическому принципу пишутся: 1) приставки на 3-∕c-∙. без-/бес-, воз-/вое-, вз-/вс-, из-/ис-, низ-/нис-, раз-/рас-, роз-/рос-, чрез-/чрес~: избранный - исполненный, низвергнуть

Ниспадать, чрезвычайный - чересполосица", 2) правописание приставок роз-/рос- - раз-/рас-", раздать - роздал, расписание

Расписки - роспись", 3) написание ы вместо и в корнях после русских приставок: безыдейный, изысканный, безыскусный,

4) правописание ы после ц в суффиксе -ын: синицын, сестри­цын (но: папин, мамин, Светин}, в словах: цыц, цыган, цыпочки",

5) написание буквы о под ударением после шипящих в суффик­сах и окончаниях существительных, прилагательных и наречий: речонка, галчонок, ремешок, плащом, свежо, горячо, алычо­вый, холщовый (но: камешек, ситцем, плюшевый; 6) написание отдельных букв в некоторых корнях: лестница (лезть, лезу), ноздря (нос, носовой), свадьба (сват, сватать), в этих словах ассимиляция по глухости закрепилась на письме.

Традиционно-исторический принцип орфографии - это на­писание слов в соответствии со сложившимися традициями. Фо­немы, находящиеся в слабых позициях, обозначаются одним из возможных вариантов.

К традиционному принципу относятся: 1) написания чередующихся корней: излагать - изложить, пловцы

Плавать и др., 2) написание мягкого знака после шипящих: дочь, навзничь, лишь, читаешь, намажьте и др.; 3) правописа­ние гласной в суффиксах -инск-/-енск-: сочинский, бакинский, но: пензенский, фрунзенский; 4) написание парных по звонкости /глу­хости звуков, не проверяемых сильной позицией: вокзал, футбол, сдоба, асбест; 5) написание словарных слов: перила, винегрет, аккомпанемент и т.п.; 6) написание окончания -ого вместо про­износимого -ова в прилагательных, причастиях, порядковых чис­лительных и некоторых местоимениях: большого, прочитанного, второго, которого. Если написание словарных слов необходимо просто запомнить или уточнять в словаре, то написание чере­дующихся корней и правописание мягкого знака после шипящих регулируется системой правил. Мягкий знак после шипящих
пишется у существительных женского рода 3-го склонения (ночь, дочь), у глаголов в инфинитиве, во 2-м лице ед. ч. и в повелитель­ном наклонении ми. ч. (жечь, печь, читаешь, льешь, отрежьте, намажьте), а также у наречий, кроме уж, замуж, невтерпеж, навзничь, наотмашь, и частиц (лишь, бишь). Существительные мужского рода, существительные в родительном падеже мн. ч. и краткие прилагательные пишутся без мягкого знака (кирпич, много туч, хорош, жгуч). Чередующихся корней в русском языке немного, но правила их написания неоднородны по своему харак­теру, что создает трудности в правописании таких корней.

Правописание чередующихся корней

Чередующиеся Правила написания Исключения
Чередование в корне зависит от места ударения в корнях
зар-/зор- заря - зори зоревой, зоревать
rap-∕rop-

твар-/твор-

клан-/клон-

В безударной позиции О: горелый - гарь, на­творить - тварь, на­клонить - кланяться пригарь, из­гарь, выгарки утварь
Чередование в корне зависит от последних согласных корня
лаг-/лож- А перед Г, О перед?К:

излагать - изложить

полог
скак-/скоч- А перед К, О перед Ч: скакать - проскочу скачок, скачу
раст"/ращ-/ А перед СТ, Щ; О в остальных случаях: зарастать, выра­щивать, поросло подросток, Ро­стислав, ростов­щик, росток, Ростов, отрасль
Чередование в корне зависит от значения корней
плав-/плов- О в корнях слов, обозна­чающих людей: пловец, пловцы, пловчиха.

А в остальных случаях: поплавок, плавательный

плывуны

Продолжение таблицы

равн-/ровн- Равн- в значении «рав­ный, одинаковый»: срав­нивать, равноправие. Ровн - в значении «ровный, гладкий»: подровнять дорожки, выровнять грядки уровень

равнина, равнять­ся, равнение

мак-/мок- Мак- в значении «опу­скать в жидкость»: макать в воду.

Мок- в значении «впиты­вать влагу, мокнуть»: не­промокаемый, промокашка

Чередования в корне зависят от суффикса -а-
κac-∕κoc- А в корне, если есть суффикс -а-: касать­ся - коснуться
бир-/бер- блист-/блест- дир-/дер- жиг-/жег- мир-/мер- пир-/пер- стил-/стел- тир-/тер- чнт-/чет- И в корне пишется, если есть суффикс -а-: убирать - уберу, бли­

стать - блестеть, удирать - удеру, зажи­гать - зажег, умирать - умер, запирать - запер, расстилать - расстелю, протирать - протер,

сочетать, сочета­ние, рассчитывать

В русском языке имеются также и другие разновидности традиционного принципа написания. Так, чередование а/о в корне может быть связано с образованием видовых пар у гла­голов с суффиксами -ыва-/-ива-: в корнях глаголов несовершен­ного вида пишется а, в корнях глаголов совершенного вида - о: выбрасывать - выбросить, затапливать - затопить, забра­сывать - забросить, затрагивать - затронуть, опаздывать

Опоздать, присматривать - присмотреть и т.п.

Дифференцированные написания в отличие от других прин­ципов не регулируют написание, а объясняют написание разных букв в сходных по звучанию словах: валы - волы, кампания

Компания, комплимент - комплемент, джин - джинн. С по­мощью дифференцированных написаний различают лексическое и грамматическое значение слов. Не следует рассматривать как
дифференцированное письмо те случаи, где различающая омо­фоны буква легко проверяется сильной позицией, например: разредить - редкий и разрядить - заряд; вперемежку - пере­межаясь, межа и вперемешку - перемешивая, мешать.

Средства, дифференцирующие лексическое и грамматиче­ское значение. 1) буквы: ожог (сущ.) - ожёг (глагол), туш (ко­роткое приветственное музыкальное произведение, м. р.) - тушь (краска, ж.р.); 2) большая или малая буквы: Орел (город) - орел (птица), Роман (имя), роман (литературный жанр); 3) слитное, полуслитное и раздельное написание: насчет тебя (предлог), на счет в банке (предлог и существительное), несмотря на возраст (предлог), не смотря в книгу (частица и деепричастие); 4) ударе­ние: города (ми. ч., им. п.), города (ед. ч., р. п.) когда (в безударной позиции - союз, в ударной - наречие. (Ср.: Я не знаю, когда это будет нужно. Я приеду, когда появится свободное время), что (в безударной позиции - союз, в ударной - местоимение); 5) кавыч­ки: язык (средство общения), с язык» (взятый в плен враг), Мак­сим Горький (русский писатель), теплоход «Максим Горький».

Слитные, полуслитные и раздельные написания опреде­ляются особыми принципами: лексико-морфологическим (на­писание зависит от частеречной принадлежности: несмотря на молодость и не смотря в окно); лексико-синтаксическим (различное написание словосочетаний и слов: быстротекущие дни и быстро текущие с гор ручьи); и словообразовательно­грамматическим (написание зависит от формального словоо­бразовательного показателя: сложные слова с первой частью на -ико пишутся черед дефис, слова с соединительной гласной пишутся слитно: химико-технологический, сухофрукты.


Основной принцип русской орфографии - морфологический. Это значит, что все значимые части слова (корни, приставки, суффиксы, флексии), повторяющиеся в разных словах и формах, пишутся всегда одинаково, независимо от произношения. Например, корень дом- во всех случаях определяется этими тремя буквами, хотя в словах домашний и домовой звук [о] корня произносится по-разному: [да]машний, [дъ]мовой. То же наблюдается и в приставках: приставка от- пишется с буквой т, несмотря на ее произношение: отпуск - [от]пуск, отбой - [ад]бой. Морфологический принцип осуществляется и в суффиксах: суффикс -ск- в словах поль[ск]ий и де[ц]кий (детский) произносится по-разному, но пишется всегда -ск-. Безударные окончания на письме передаются так же, как и ударные, хотя гласные в безударном положении произносят иначе: в земле и в галерее, под землёй и под галереей.
Нетрудно заметить, что единство орфографического облика морфем достигается тем, что на письме обозначается не их произношение, а фонемный состав морфемы, образуемый сильными фонемами.
Поэтому основной принцип русской орфографии называют еще фонемным или морфофонематическим, понимая под этим принцип передачи на письме фонемного состава морфем.
Кроме морфологического, в русской орфографии принято выделять фонетический и традиционный принципы.
Фонетические написания в русской орфографии связаны с правописанием з или с в приставках без-, воз-, из-, раз-, роз-, низ-, чрез-, через-.
В этих приставках пишется буква з, если далее следует звонкий согласный, и пишется с, если далее следует глухой согласный: бездомный - бесплодный, воздать - воспеть, избить - испить, разбить - растянуть, низвергнуть - ниспослать, чрезвычайно - чересполосица.
Подобные же фонетические написания обнаруживаются в отношении приставок роз- (рос-) и раз- (рас-): под ударением выступают роз- (рос-), а без ударения раз-(рас-): рбзлив - разливать, рбсписъ - расписка.
Наряду с морфологическими (фонемными) и фонетическими написаниями в русской орфографии есть и традиционные или этимологические написания: это такие написания, которые не имеют уже опоры в современных словообразовательных и формообразовательных отношениях или фонетической системе, а сохраняются лишь по традиции. Таково, например, написание буквы г в окончаниях родительного падежа единственного числа прилагательных, причастий и неличных местоимений мужского и среднего рода: молодого, моего. Такое написание сохраняется с тех далеких эпох, когда эти формы произносились с [г]. Этимологическими также являются написания с так называемыми непроверяемыми безударными гласными а и о в словах: забор, забота, сапог, баран, собака, корова, топор, морковь, колдун, исполин, лапша, барабан и др. Среди слов с традиционным написанием много заимствованных: колорит, компонент, интеллигент, терраса, аккуратный, оппонент и др.
В системе русской орфографии особое место занимают дифференцирующие написания. Это разные написания одинаковых или похоже звучащих, но разных по значению слов. Случаев дифференцированного написания в русском языке немного: компания (группа людей) и кампания (мероприятие), плач (существительное) и плачь (глагол), ожог (существительное) и ожёг (глагол), Орел (город) и орел (птица) и др.
На семантике слов также основано употребление прописных букв. Например, в отличие от нарицательных слов почтенный (человек), (теплая) шуба собственные имена пишутся с большой буквы: Почтенный (фамилия), Шуба (фамилия).
Кроме указанных принципов, в системе русской орфографии используется принцип слитного, раздельного и дефисного (полуслитного) написания.
Русская орфография строится таким образом, что каждое самостоятельное слово пишется отдельно. Однако в языке постоянно идет процесс образования новых слов, причем это образование может быть связано с потерей двумя лексическими единицами своей самостоятельности и с превращением их в одно слово.
Такой процесс идет постепенно и медленно и находит свое отражение в орфографии в виде полуслитных и слитных написаний.
Полуслитные (через дефис) написания отражают незаконченность превращения двух лексических единиц в одно слово, тогда как слитные - завершенность этого процесса.
В орфографии закрепляются те слитные написания, в которых смысловое единство объединившихся лексических единиц находит свое структурное выражение: наличие соединительных гласных, одного ударения, одной системы флексий и т. д.
Современные правила о слитных и особенно полуслитных написаниях достаточно сложны и противоречивы в некоторых моментах (например, правописание сложных прилагательных). Однако все же возможно выделить ряд правил, относящихся к разным частям речи и четко регламентирующих полуслитное или слитное написание.
Так, через дефис пишутся:
  1. сложные слова, образуемые повторением одного и того же слова с разными приставками или корня с разными суффиксами: чуть-чуть, еле-еле, маленький-маленький, жить- поживатъ, большой-преболъшой.
Сюда же примыкают сложные слова, образуемые соединением синонимов: нежданно-негаданно, подобру-поздорову;
  1. слова с иноязычными приставками экс-, вице-, обер- идр.: экс-чемпион, вице-президент, обер-кондуктор;
  2. специальные термины, в состав которых входят отдельные буквы алфавита и цифра или число: ЗИЛ-150, ТУ-134, ИЛ-62 и некоторые другие образования.
Слитно всегда пишутся:
  1. сложносокращенные слова: колхоз, селькор, завхоз и др.;
  2. слова, первой частью которых выступают числительные: семидневный, шестичасовой, двадцатитомный и др.
Наконец, орфография регулирует правила переноса слов, основным из которых является правило переноса по слогам с учетом словообразовательной структуры слова. Главное - это то, что слово переносится по слогам: ко то рый, ста ру ха. Поэтому нельзя ни оставлять на строке, ни переносить на другую строку часть слова, не составляющую слога: вп рок, рьгхл (эти слова вообще не могут переноситься).
Что касается учета словообразовательной структуры слова, то здесь надо иметь в виду нежелательность разбивки при переносе приставок или суффиксов: надо рас тянуть, а не pa-стянуть, надо рус ский, а не русс кий, так как хаотическая разбивка затрудняет чтение.

Основные принципы орфографии

Первая часть орфографии — буквенное обозначение звукового состава слов — это основная ее часть, так как она более остальных частей соответствует общему буквенно-звуковому типу современного русского письма и непосредственно связана с двумя другими факторами письма — алфавитом и графикой. Основной принцип этой части и русской орфографии в целом — морфологический.

Морфологический принцип орфографии состоит в требовании (или установлении) единообразного (в пределах позиционного чередования звуков) написания морфем (каждой конкретной морфемы в отдельности: данного корня, данного суффикса и т.д.), даже если при изменении фонетических положений они произносятся различно. Например: корень слова город должен писаться всегда одинаково — город- , хотя в составе разных слов и словоформ он произносится по-разному: [го́рът ], [го́ръд ]а , [гърɅд ]а́ , при́ [гърът ] и т.п. Через единообразное обозначение морфем достигается единообразное написание слов, что является конечной целью орфографии.

Но морфологический принцип — не единственно возможный принцип орфографии буквенно-звукового письма. В русском письме имеются и другие принципы орфографии: фонетический (или чисто звуковой), фонематический (фонемный), исторический (традиционный) и др. (выделяют также дифференцирующий принцип).

Фонетический принцип орфографии ориентирует письмо непосредственно на произношение: его основное правило — "Пиши, как произносишь!". Единообразное написание слов достигается при этом через единообразное обозначение отдельных звуков речи. Фонетический принцип используется, например, в сербской и белорусской орфографии. В русском письме на основе этого принципа были бы возможны написания типа вада , сат , горат , пити и т.п. Фонетически пишутся приставки на з (с ): раздать растащить и др.

При фонематическом принципе единообразное написание слов достигается через единообразное обозначение фонем. Некоторые исследователи считают, что современная русская орфография построена именно на этом принципе. Пишется гора , сад, так как в корнях этих слов, с точки зрения московской фонологической школы, фонемы /о/ и /д/. С точки зрения петербургской школы, здесь соответственно фонемы /а/ и /т/. В целом руководствоваться фонематическим принципом очень трудно.

Исторический принцип орфографии отстаивает традиционное написание. Его основное требование можно кратко выразить формулой: "Пиши, как писали раньше!" (Этот принцип широко используется в английской орфографии.) Традиционно пишется о в словах о дин , о вес , со бака и др.

Дифференцирующий принцип состоит в различении на письме неразличимого при произношении, хотя и различного по значению: ка мпания и ко мпания , плач (сущ.) — плачь (повел., накл. глаг.), туш тушь .

Руководствуясь фонетическим принципом, трудно при письме следить за произношением. Кроме того, произношение не имеет строгого единообразия: не без основания можно сказать, что каждый говорит и слышит по-своему. Если руководствоваться только фонетическим принципом, то достичь единообразия в письме практически невозможно.

Фонематический принцип потребует от пишущих очень сложной и трудной работы по переводу конкретных звуков речи — вариантов фонем — в фонемы. Кроме того, вопрос о фонемном составе слов не решен. Поэтому если одни и те же факты письма могут быть истолкованы с точки зрения и фонематического, и морфологического принципа, как это отмечается для многих написаний (сад , гора , часы и т.п.), то проще истолковывать их морфологически и сам принцип считать морфологическим.

Исторический принцип орфографии рассчитан главным образом на память и вследствие этого весьма нерационален.

Дифференцирующий принцип имеет очень узкую сферу применения — различение на письме некоторых омонимов (омофонов). Поэтому его обычно даже и не считают принципом, а говорят лишь о дифференцирующих написаниях.

В отличие от других принципов, морфологический принцип орфографии характеризуется высокой осмысленностью и значительной простотой. Орфография, основанная на морфологическом принципе, представляется наиболее совершенной и перспективной.