«Генералам двенадцатого года. Анализ стихотворения Цветаевой М
«Генералам двенадцатого года»
Стихотворение «Генералам двенадцатого года» (1913) - одно из наиболее восторженных и романтических произведений молодой М.И. Цветаевой. Оно практически все состоит из цепочки деталей, возвышающих адресата послания:
Вы, чьи широкие шинели Напоминают паруса,
И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце оставляли след, -Очаровательные франты Минувших лет!
Заявленный в сравнении образ паруса в классической поэзии XIX века, например у М.Ю. Лермонтова, традиционно символизирует жизнестойкость, способность противостоять любым натискам судьбы. Именно эти черты, по мнению М.И. Цветаевой, являлись определяющими в характерах героев 1812 года, что в конечном итоге и обусловило высокую степень их патриотического чувства. Обращения «генералы», «цари» также призваны возвеличить образы офицеров. Они не только герои отечества, но и генералы дамских сердец. В восприятии образов очевидна опора на литературную традицию. В произведении важен не конкретный адресат, а образ поколения, обращение «Ваше благородие» к которому было наполнено глубоким содержательным смыслом. В стихотворении звучит глубокое сожаление об ушедшем типе мужского идеала той эпохи. Но в еще большей степени, чем рисуемые образы, в стихотворении важен романтический характер самой восторженной лирической героини. Она любуется героями 1812 года не только как покоренная их душевным благородством и высокими манерами женщина. I? стихотворении заявлена и материнская тема:
Вас охраняла длань господня
И сердце матери, - вчера.
Малютки-мальчики сегодня -
Офицера!
В восторженных восклицаниях «Ах!», «О...» и строгом обращении «Вы» усматриваются жанровые особенности сентиментального романса. Если в душе мечтательной лирической героини царят две стихии (любовь и творчество), то сердцами генералов 1812 года владеют опять-таки любовь и героика. Только любовь дает им силы побеждать. Именно она питает душевное благородство:
Вы побеждали и любили
Любовь и сабли острие -
И весело переходили
В небытие.
Стихотворение, написанное через столетие после событий Отечественной войны 1812 года, призвано увековечить в памяти поколений и опоэтизировать высокий образ русского офицерства.
Отечественная война 1812 года породила в русской поэзии мощную поэтическую традицию, начиная с Г. Державина, В. Капниста, В. Жуковского, К. Батюшкова, Ф. Глинки, К. Рылеева, А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Дельвига, Ф. Тютчева, А. Майкова, Е. Баратынского, заканчивая многочисленными народными историческими песнями. Однако в их произведениях важны исторический и патриотический аспекты восприятия событий. Для М.И. Цветаевой герои двенадцатого года важны не только как храбрые воины, но и неотразимые кавалеры. В таком ракурсе до нее никто данную тему не поднимал, кроме, пожалуй, Ф. Глинки («Партизан Давыдов»), В. Жуковского («Певец в стане русских воинов»), М. Языкова («Д.В. Давыдову»), которые вспоминали о разгульно-удалых подвигах Д. Давыдова.
О МОЛОДЫЕ ГЕНЕРАЛЫ СВОИХ СУДЕБ…
Перелистывая страницы истории, никто, на мой взгляд, не может остаться равнодушным. Почему так важно человеку знать свою историю? Почему мы возвращаемся к ней? Народная мудрость гласит: «без прошлого нет будущего», «у того, кто не знает своего прошлого, нет будущего». И действительно, неизвестно, как бы сложилась наша судьба, судьба нашей страны, если бы не наши предки, которые пережили очень трудные времена. То, как они выстояли, заставляет нас гордиться ими и нашим историческим прошлым.
Каждый раз, когда начинаешь думать и писать о важном историческом событии, хочется добавить что-то своё, несмотря на то, что об этом уже много сказано и написано.
Отечественная война 1812 года… Что об этом событии можем сказать мы, потомки, из своего 2012-го? Что оно значит для нас? Намного ближе в книге истории страницы о Великой Отечественной: каждый год 9 мая мы празднуем День Победы, во времена Великой Отечественной воевали мои прадеды. А 1812 год кажется таким далёким… Но, слава Богу, до наших дней дошли воспоминания, дневниковые записи, письма участников событий 1812 года. По-особому оживает прошлое в художественных произведениях. События воплощаются в образах, каждый из которых несёт печать души автора, знаки его прикосновения к истории.
Такое прикосновение подарила нам крылатая лирическая героиня Марины Цветаевой. Ариадна Эфрон, дочь Цветаевой, рассказывает, что стихотворение «Генералам двенадцатого года» было написано под впечатлением от покупки баночки (коробочки) с изображением генерала Тучкова Александра Алексеевича. Романтический портрет красавца-генерала поразил Марину, и она не расставалась с баночкой ни в эмиграции, ни на родине – хранила в ней карандаши, ручки. Она хранила память о человеке, погибшем в Бородинском сражении.
Хотя в стихотворении особая роль отводится генералу Тучкову, в тексте его образ возникает не сразу. Композиция ведёт читателя от общего к частному, а затем вновь возвращает к общему. На примере А.А. Тучкова поэт показывает судьбу очень многих воинов, погибших в 1812 году, имён которых мы не знаем, отсюда и название стихотворения.
Меня поразило то, каким эмоциональным шквалом лирическая героиня стихотворения, это юное создание, отреагировала на полустёртую гравюру с портретом Тучкова-четвёртого. Она не могла уснуть, она вместе с героем Отечественной войны прожила его короткий век, так же, как он сам, – в невероятной скачке . Такая жизнь – порыв, полёт, – несомненно, близка самой лирической героине Марины Цветаевой. Напряжённость этого ритма жизни помогают почувствовать тире, поэтические переносы, контрасты. В моменты наивысшего эмоционального накала используются восклицательные знаки. Так завершается первая композиционная часть:
Вам все вершины были малы
И мягок – самый чёрствый хлеб,
О молодые генералы
Своих судеб!
Или: Три сотни побеждало – трое! / Лишь мёртвый не вставал с земли. (Здесь гиперболизация сродни стилю героического эпоса.)
Завораживает развёртывание поэтической речи, позволяющее нам вдруг почувствовать и себя – крылатыми, способными увидеть глазами лирической героини. Вот удивительные соединения, которые учат читателя видеть по-настоящему, поэтическим озарением: Вы брали сердце и скалу; Вы были дети и герои…
Цветаева пишет экспрессивно, с подчёркиванием, нажимами. Но с решительными акцентами сочетаются удивительная нежность, трепетная очарованность и женская мудрость. Да, безусловно, все эти оттенки объяснимы тем, что мы слышим именно женский голос в осмыслении темы войны, причём голос «самого искреннего русского поэта» (И.А. Бродский о Марине Цветаевой). Поэтические переносы не только выделяют, но и создают эффект эха, как будто слышны отголоски уходящего, к которым мы прислушиваемся вместе с лирической героиней:
И ваши кудри, ваши бачки
Засыпал снег.
Очень важны в женском осмыслении темы войны высокие образы – образ Бога и матери:
Вас охраняла длань Господня
И сердце матери. Вчера –
Малютки-мальчики, сегодня –
Офицера.
Образы Бога и матери объединяются как охраняющие силой высшей любви. Сердце матери болит за своё дитя. Неслучайно почти каждый солдат в бой брал иконку, которая оберегала его. И часто эту иконку давала именно мама.
Очень многие стихи Цветаева посвящала своему супругу – Сергею Эфрону. И «Генералам двенадцатого года» не стало исключением. Что объединяет Сергея и героев, живших – любивших, сражавшихся, погибших – почти сто лет назад? Как писала сама Цветаева, в своём муже она увидела, с одной стороны, благородство, рыцарство, а с другой стороны, некую беззащитность. Этим и схож Сергей Эфрон с теми генералами, о которых пишет Марина Ивановна Цветаева: они тоже беззащитны и величественны одновременно.
Финальная строфа стихотворения – гимн рыцарству:
Вы побеждали и любили
Любовь и сабли острие –
И весело переходили
В небытие.
Любовь к жизни – это победа над небытием. Любовь оставляет в мире след, запечатлённый на гравюре, в великой книге истории, в чьём-то сердце…
Стихотворение, написанное в конце декабря 1913 года, заставляет ещё раз поразиться гению Цветаевой: как 21-летняя девушка могла так глубоко, точно почувствовать и передать происходившее в далёком 1812 году? Лирическая героиня Марины Цветаевой, молодая девушка, понимает, что на войну уходят «малютки -мальчики», которые должны стать офицерами и защищать свою землю. Она восхищается их мужеством, храбростью – и красотой такой жизни. И действительно, эти люди – Герои. Они никогда не жаловались, проживали каждый день с любовью и даже смерть принимали с улыбкой на губах. Они – Жили. Не приспосабливаясь к обстоятельствам, а воплощая на земле уровень должного, идеального, настоящего...
На мой взгляд, стихотворение «Генералам двенадцатого года» у многих молодых читателей найдёт в душе сильный отклик. После его прочтения 1812 год уже не кажется таким далёким. Мы чувствуем, что это не рассказ о далёких событиях, а настоящая история любви к жизни и красоте. Воины воспринимаются как настоящие рыцари, исполненные благородства. Тем трагичнее их уход из жизни – таких юных и прекрасных. Пока мы будем восхищаться этими людьми и их подвигами, они будут живы – в памяти грядущих поколений.
Это стихотворение по праву признается вершиной русской военной лирики Серебряного века.
В ночь с 26 на 27 декабря 1913 года в Феодосии Марина Цветаева написала стихотворение, посвященное Генералам двенадцатого года.
Его особенностью является обращение поэтессы не к офицерам-современникам, что типично для военной лирики, а к героям войны 1812 года, то есть к тем, кто жил за сто лет до поэтессы. Цветаева в новом ракурсе воспроизводит античную идею влюбленности в недостижимый идеал, воплощенный в скульптуре (как в Античности), и в портретах и гравюрах (в современном ей мире).
Отец поэтессы профессор филологии и искусствоведения Иван Владимирович Цветаев, работал директором Румянцевского музея, а в годы, предшествующие написанию стихотворения как раз создавал Музей изящных искусств (сегодня это Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина). Марина с детства воспитывалась среди картин и скульптур, старых книг и гравюр. Восхищение идеализированными образами героев прошлой великой войны было для нее естественным. Другим источником успеха стало ранее знакомство с поэтическим каноном, которое сочеталось с прививаемой отцом свободой творческого самовыражения.
Профессор Иван Цветаев. 1913. Фото Карла Фишера
В тревожной предвоенной атмосфере, которая все явственнее ощущалась с первых же дней нового, 1914 года, стихотворение Цветаевой выразило и восхищение российских женщин своими мужьями, отцами и сыновьями, которым предстояло пойти на фронт, и страх перед неизбежностью потерь и ухода близких и таких замечательных людей в небытие.
В советские годы стихотворение Цветаевой старались не тиражировать, замещая его советской военной лирикой. Новую жизнь и всенародную популярность эти строки обрели после выхода на телеэкраны 1 января 1981 года фильма Эльдара Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово», в котором Ирина Мазуркевич исполняет романс Андрея Петрова на эти стихи Марины Цветаевой (в романсе звучат несколько четверостиший). Той же зимой романс пели на семейных праздничных застольях и заказывали в ресторанах, звуковую дорожку романса записывали с телевизора на магнитофоны, а стихи Цветаевой переписывали в тетради и блокноты с текстами любимых песен. Матери и жены офицеров и солдат, отправленных служить в Афганистан, считали этот романс своим, но, конечно же, в нем видели и другие смыслы.
Романс Настеньки из т/ф «О бедном гусаре замолвите слово» (1981, реж. Эльдар Рязанов). Муз. Андрея Петрова, стихи Марины Цветаевой, исп. Ирина Мазуркевич.
ГЕНЕРАЛАМ ДВЕНАДЦАТОГО ГОДА
Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след -
Очаровательные франты
Минувших лет.
Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, -
Цари на каждом бранном поле
И на балу.
Вас охраняла длань Господня
И сердце матери. Вчера -
Малютки-мальчики, сегодня -
Вам все вершины были малы
И мягок - самый черствый хлеб,
О молодые генералы
Своих судеб!
Генерал-майор Александр Алексеевич Тучков 4-й. Гравюра Антона Крайла. Генерал-майор А.А. Тучков 4-й родился в 1777 году в Киеве. Воевал с 17-ти лет, проявил храбрость и артиллерийский талант, к 22-м годам произведен в полковники. С подчиненными офицерами и солдатами был строг и требователен, но спал при общем костре и ел из общего котла. Сам заменял в расчете любого выбывшего номера. Отличился тем, что бросился в самое пекло с шашкой против штыков, увидев, что раненый артиллерист оказался среди неприятеля. В 1801-м в 24-летнем возрасте оставил военную службу, “желая усовершенствовать познания свои и ознакомиться с европейскими государствами”. С первого взгляда влюбился в Маргариту Михайловну Нарышкину, и за их блистательным романом, который завершился счастливым браком, следили несколько несколько европейских столиц. Посещал лекции в Геттингенском университете, изучая философию, историю и юриспруденцию. Много самостоятельно читал и вел дневник, в который заносил рассуждения о государстве. Когда война с Наполеоном, которого он видел еще в Париже в 1804 году, стала неизбежной, Тучков вернулся к службе и через некоторое время, не раз отличившиь, получил генеральские погоны. Убит 26 августа 1812 года в Бородинском сражении.
Ах, на гравюре полустертой,
В один великолепный миг,
Я встретила, Тучков-четвертый,
Ваш нежный лик,
И вашу хрупкую фигуру,
И золотые ордена…
И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна.
О, как - мне кажется - могли вы
Рукою, полною перстней,
И кудри дев ласкать-и гривы
Своих коней.
В одной невероятной скачке
Вы прожили свой краткий век…
И ваши кудри, ваши бачки
Засыпал снег.
Джордж Доу, с оригинала А. Варнека. Генерал-майор Александр Тучков 4-й. 1813. Галерея героев Отечественной войны 1812 года. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Три сотни побеждало-трое!
Лишь мертвый не вставал с земли.
Вы были дети и герои,
Вы всё могли.
Что так же трогательно-юно,
Как ваша бешеная рать?..
Вас златокудрая Фортуна
Вела, как мать.
Вы побеждали и любили
Любовь и сабли острие -
И весело переходили
В небытие.
Другие стихи, написанные Мариной Цветаевой в 1913 году, можно прочитать .
Марина Цветаева очень рано потеряла мать, смерть которой переживала очень болезненно. Со временем это чувство притупилось, а душевная рана зарубцевалась, однако начинающая поэтесса в своем творчестве очень часто обращалась к теме смерти, словно бы пытаясь заглянуть в мир, который ей еще недоступен.
Мария Александровна Цветаева (урождённая Мари́я Алекса́ндровна Ме́йн; 1868—1906) — вторая жена Ивана Владимировича Цветаева, мать Марины Цветаевой и Анастасии Цветаевой
Цветаева признавалась, что очень надеется в той, другой жизни, встретиться с мамой, которую очень любила, и даже мысленно торопила время, стремясь прожить свою жизнь как можно скорее.
Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверзтую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли.
Застынет все, что пело и боролось,
Сияло и рвалось.
И зелень глаз моих, и нежный голос,
И золото волос.
И будет жизнь с ее насущным хлебом,
С забывчивостью дня.
И будет все — как будто бы под небом
И не было меня!
Изменчивой, как дети, в каждой мине,
И так недолго злой,
Любившей час, когда дрова в камине
Становятся золой.
Виолончель, и кавалькады в чаще,
И колокол в селе…
— Меня, такой живой и настоящей
На ласковой земле!
К вам всем — что мне, ни в чем не знавшей меры,
Чужие и свои?!-
Я обращаюсь с требованьем веры
И с просьбой о любви.
И день и ночь, и письменно и устно:
За правду да и нет,
За то, что мне так часто — слишком грустно
И только двадцать лет,
За то, что мне прямая неизбежность —
Прощение обид,
За всю мою безудержную нежность
И слишком гордый вид,
За быстроту стремительных событий,
За правду, за игру…
— Послушайте!- Еще меня любите
За то, что я умру.
В 1913 году поэтесса написала стихотворение «Уж сколько их упало в бездну…», в котором вновь пыталась определить для себя, что есть жизнь, и чего стоит ждать от смерти. Потусторонний мир Цветаева воспринимает, как некую темную пропасть, бездонную и устрашающую, в которой люди попросту исчезают. Рассуждая о смерти, она отмечает: «Настанет день, когда и я исчезну с поверхности земли». Однако поэтесса осознает, что после ее ухода ничего в этом бренном мире не изменится. «И будет все — как будто бы под небом и не было меня!», — отмечает поэтесса.
Сама по себе смерть не пугает 20-летнюю Цветаеву, которой уже довелось столкнуться с этой незваной гостьей. Поэтесса переживает лишь о том, что близкие и дорогие ей люди уходят из этой жизни, и со временем память о них стирается. Тех, кто умер, Цветаева сравнивает с дровами в камине, которая «становится золой». Ветер разносит ее по земле, и вот уже она смешивается с землей, превращаясь в прах, который, возможно, станет основой для новой жизни.
Однако Марина Цветаева не готова смириться с таким положением дел, она хочет, чтобы память о людях была вечной, даже если они этого не достойны. Себя она причисляет именно к той категории будущих покойников, которые не заслужили права войти в историю из-за того, что имеют «слишком гордый вид». Но этой черте характера поэтесса противопоставляет «безудержную нежность», рассчитывая, что, тем самым, может продлить свою земную жизнь хотя бы в воспоминаниях близких людей. «Я обращаюсь с требованьем веры и с просьбой о любви», — отмечает Цветаева. Столь необычная трактовка евангельских истин все же имеет право на существование. Поэтесса не верит в жизнь после смерти в библейском понимании, однако рассчитывает, что сумеет оставить яркий след на земле, иначе само ее существование лишается всякого смысла. Поэтесса не подозревает, что своеобразным пропуском в вечность для нее станут стихи, которые раскрывают богатый внутренний мир этой удивительной женщины, наполненный мятежными и весьма противоречивыми чувствами.
Реквием (Монолог) «Уж сколько их упало в эту бездну…» Песню, в основу которой лег этот цветаевский текст, впервые исполнила Алла Пугачева в 1988 году. Музыку написал известный советский и российский композитор Марк Минков.
Многие музыковеды и поклонники творчества Аллы Борисовны считают «Реквием» шедевром в репертуаре артистки. Сложно с этим не согласиться! Стихотворение «Уж сколько их упало в эту бездну…», проникнутое трагическим ощущением судьбы и горячей жаждой жизни, стремлением оставить в мире свой след, написано в 1913 году юным автором на взлете поэтической славы. Соответственно, строки «…За то, что мне так часто слишком грустно и только 20 лет» в интерпретации Аллы Пугачевой, бывшей на тот момент значительно старше лирической героини, пришлось убрать. Так «Монолог» стал более универсальным, чем авторский текст. Это страстное, не ограниченное возрастными и какими либо-другими рамками обращение к миру «с требованием веры и с просьбой о любви».
"Генералам двенадцатого года" песня, известная как «Романс Настеньки», звучит в культовой картине «О бедном гусаре замолвите слово».
Действие лирической комедии разворачивается в «то замечательное время, когда мужчины владели шпагой лучше, чем грамотой, и шли бесстрашно не только в бой, но и под венец; когда женщины умели ценить бескорыстную любовь и вознаграждали её приданым; когда наряды были такими красивыми, а фигуры такими стройными, что первое было не стыдно надевать на второе».
Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса.
И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след —
Очаровательные франты
Минувших лет.
Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, —
Цари на каждом бранном поле
И на балу.
Вас охраняла длань Господня
И сердце матери. Вчера —
Малютки-мальчики, сегодня —
Офицера.
Вам все вершины были малы
И мягок — самый черствый хлеб,
О, молодые генералы
Своих судеб!
=====
Ах, на гравюре полустертой,
В один великолепный миг,
Я встретила, Тучков-четвертый,
Ваш нежный лик,
И вашу хрупкую фигуру,
И золотые ордена…
И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна.
О, как — мне кажется — могли вы
Рукою, полною перстней,
И кудри дев ласкать — и гривы
Своих коней.
В одной невероятной скачке
Вы прожили свой краткий век…
И ваши кудри, ваши бачки
Засыпал снег.
Три сотни побеждало — трое!
Лишь мертвый не вставал с земли.
Вы были дети и герои,
Вы все могли.
Что так же трогательно-юно,
Как ваша бешеная рать?..
Вас златокудрая Фортуна
Вела, как мать.
Вы побеждали и любили
Любовь и сабли острие —
И весело переходили
В небытие.
Феодосия, 26 декабря 1913
Атмосфера романтики и приключений в фильме вполне соответствуют духу цветаевских строф. Стихотворение «Генералам двенадцатого года», написанное в 1913 году, Цветаева посвятила мужу Сергею Эфрону, офицеру белой гвардии.
В тексте, где отразился образ героической эпохи в восприятии юной девушки, есть обращение непосредственно к одному из тех самых блестящих «генералов двенадцатого года» — Александру Тучкову.
Тучков Александр Алексеевич (1777 - 1812) с отличием участвовал в войне 1807 г. против французов и в 1808 г. - против шведов. Во время Отечественной войны, командуя бригадой, сражался под Витебском и Смоленском; под Бородиным был убит.
«Ах, на гравюре полустертой// В один великолепный миг// Я встретила, Тучков-четвертый// Ваш нежный лик…». Речь идет о довольно известной гравюре. Работа, которой восхищалась Цветаева, выполнена художником Александром Ухтомским уже после смерти Тучкова-четвёртого — по рисунку художника Варнека, который, в свою очередь, в 1813 году имел перед глазами медальон с миниатюрным прижизненным изображением Александра Тучкова.
Тучковы - дворянский род, происходящий от новгородских бояр, выселенных при Иоанне III во внутренние области России. В Отечественную войну 1812 г. приобрели известность три брата Тучковых: 1) Николай Алексеевич (1761 - 1812) участвовал в военных действиях против шведов и поляков; в 1799 г., командуя севским мушкетерским полком, был в несчастном для нас сражении при Цюрихе и штыками проложил себе путь к Шафгаузену; в сражении при Прейсиш-Эйлау командовал правым крылом армии; в 1808 г., начальствуя 5-й пехотной дивизией, участвовал в военных действиях в Финляндии. В 1812 г. назначен командиром 3-го пехотного корпуса и в бородинском сражении смертельно ранен. 2) Павел Алексеевич родился в 1776 г.; в 1808 г., командуя бригадой, участвовал в войне со Швецией; в 1812 г. отличился в бою при Валутиной горе, но тут же, тяжело раненый, был взят в плен; по возвращении в Россию назначен начальником дивизии; позже был членом государственного совета и председателем комиссии прошений.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа рабочего поселка (поселка городского типа) Ерофей Павлович
Урок литературы в 9 классе
«Недаром помнит вся Россия…»
Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Генералам 12 года»
Подготовила учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ п.г.т. Ерофей Павлович
Наталья Юрьевна Мандзяк
2012 год
Урок литературы в 9 классе
…Недаром помнит вся Россия!
Анализ стихотворения М.Цветаевой «Генералам 12 года»
Вы помните: текла за ратью рать,
Со старшими мы братьями прощались
И в сень наук с досадой возвращались,
Завидуя тому, кто умирать
Шел мимо нас…
А.С.Пушкин
Да, были люди в наше время…
М.Ю.Лермонтов
Цели урока:
- познакомить учащихся со стихотворением М.И.Цветаевой;
- проследить на его примере отражение темы героического прошлого России в русской литературе
Оборудование : презентация: портреты героев Отечественной войны 1812 года.
Ход урока:
Уч-ся разделены на группы, каждой из которых было дано опережающее задание:
- «Историки – биографы» собирали фактический материал и готовили сообщения на темы: «Роль Бородинского сражения в Отечественной войне 1812 года», « М.И. Цветаева», « Участники Бородинского сражения: М.Воронцов, П. Багратион, М. Кутайсов, братья Тучковы»,
«Маргарита Тучкова»
- «Лингвисты» выясняли значения отдельных слов, определяли их стилистическую окраску
- «Литературоведы» определяли виды средств выразительности, использованных в стихотворении, и их роль, размышляли о композиционных особенностях стихотворения Цветаевой
- Слово учителя о великой исторической дате и об отражении темы Войны 1812 года в русской литературе
- Выступление «Историков» с сообщением о войне,о Бородинском сражении
- Краткая биографическая справка о поэте
- Выразительное чтение стихотворения Цветаевой
- Анализ стихотворения:
- Определите тему произведения Цветаевой
(стихотворение написано в 1913 году и посвящено офицерам, погибшим в войне 1812 года, об этом говорит и название стихотворения. Это является и его темой. Тема стихотворения – память о людях, защищавших свою родину и отдавших за нее жизнь.)
- Какова идея стихотворения?
Через все стихотворение проходит чувство любви и восхищения поэта этими людьми, преклонение перед их мужеством. Марина Ивановна называет их «…молодыми генералами своих судеб». Они сами выбрали свой путь. Путь служения Отечеству. Может ли быть что-нибудь выше этого выбора? Поэтому так и «пропитано» это стихотворение любовью поэта к этим людям. Одним словом, данное стихотворение призвано увековечить в памяти поколений высокий образ русского офицера.
- Выяснение значений непонятных слов, их стилистическая окраска (выступление «Лингвистов»)
Какую лексику использует
Бытовую, повседневную
Литературную, книжную
Публицистическую
Архаизмы, устаревшие слова
Мы наблюдаем в стихотворении преобладание высокой, торжественной лексики: это и старославянизмы, свойственные, как известно, высокому стилю, оценочная лексика, обозначающая высшую степень статуса людей: цари, генералы . Все это придает стихотворению особое торжественное звучание, передает всю восторженность и романтический настрой лирической героини произведения, самой поэтессы .
Учитель:
Эти люди молоды и уже генералы.
Из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» мы знаем, что когда в дворянских семьях рождались мальчики, то их приписывали к какому-либо полку, и когда надо было идти служить, то они были уже в офицерских званиях. Именно поэтому они молоды и уже офицеры . Верных сынов Отечества, героев, неустрашимых генералов: Горчакова, Ермолова, Раевского, Кутайсова, Багратиона помянула М. Цветаева в стихах. Не назвала поименно, но вспомнила всех.
- Сообщения историков – биографов о М.Воронцове, П. Багратионе, М. Кутайсове
(портреты героев – на слайдах)
- Лишь одно имя прозвучало – Тучкова – четвертого
- Рассказ о братьях Тучковых, о Маргарите Тучковой
Какими видим мы героев Б.с в стихотворении Цветаевой? (высказывания уч-ся)
Юные генералы той войны – идеальные, благородные герои, настоящие рыцари: «Цари – на каждом бранном поле и на балу». К чувству восхищения примешивается горечь, ведь они обречены на гибель: «Вы побеждали и любили любовь и сабли острие – и весело переходили в небытие».
- . Найдите в стихотворении строчки, в которых говорится о молодости этих людей.
…вчера
Малютки-мальчики, сегодня –
Офицера!
Что так же трогательно-юно,
Как ваша бешеная рать?
- Что вы можете сказать о форме стихотворения?
Стихотворение построено в форме обращения к людям, которые погибли, защищая родину. Найдите в стихотворении строчки с обращением к этим людям.
Вы чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса…
И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце оставляли след, -
Очаровательные франты!
Минувших лет
!
- Ребята, какие приемы использует Марина Цветаева, создавая образ героев 1812 года? Почему? Необходимо помнить, что за счёт применения определённых художественных приёмов слово в стихе значит больше, чем в обыденной речи / т.е. больше своего лексического значения, которое зафиксировано в толковых словарях/. Слово приобретает новый смысл, возникают новые связи между словами. Так и создаётся поэтический образ, который отражает неповторимость художественной манеры автора.
Сравнение. Она сравнивает шинели с парусами, чтобы передать их стремительный бег, вечную скачку, полет, летит на парусах.
Сравнение глаз с бриллиантами. Это глаза не только воина, но и красавца, который побеждает не только врагов, но и сердца женщин не только 19 века, но и сердце поэта.
Я видела, Тучков-Четвертый,
Ваш нежный лик.
И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна…
Этими сравнениями Марина Ивановна показывает их молодость и бесстрашие. Они летели по жизни, стремясь все увидеть, познать, испытать, ни на миг не останавливаясь.
- Найдите в тексте слова, подтверждающие это.
Вам все вершины были малы
И мягок самый черствый хлеб…
В одной невероятной скачке
Вы прожили свой краткий век…
Приведите примеры использования других художественных приемов:
- Высказывания уч-ся
Свое высокое чувство обожания этих юных и до безрассудства смелых офицеров Цветаева передает через антитезу («Вчера малютки-мальчики, сегодня – офицера!»), через восклицания, эпитеты, гиперб
- Таким образом Цветаева рисует мужество, бесстрашие юных генералов.
Цари на каждом бранном поле…
Вам все вершины были малы…
Три сотни побеждали – трое!
Лишь мертвый не вставал с земли.
Вы были дети и герои,
Вы все могли!
Вы побеждали и любили…
- Каждое произведение имеет свою композицию, помогающую в раскрытии темы произведения, характеристике героев. В чем особенность композиции оттого стихотворения?
Оно представляет собой неспешный рассказ о «генералах двенадцатого года». Стихотворение состоит из 12 строф. Каждая строфа добавляет новую грань к характеристике героев. Давайте проследим за этим.
Учащиеся . Читают и комментируют.
- М.Цветаева, создавая образ своих героев, показывает, что их жизнь не делится на военную и мирную. Для них все есть жизнь, и в ней соединяется любовь и героика. Найдите в тексте цитаты, подтверждающие это.
Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, -
Цари на каждом бранном поле
И на балу.
О, как, мне кажется, могли вы
Рукою полною перстней,
И кудри дев ласкать – и гривы
Своих коней.
Вы побеждали и любили
Любовь и сабли острие.
- Стихотворение посвящено подвигу молодых людей, отдавших свою жизнь ради спасения отечества, но, несмотря на это, стихотворение не звучит печально.
И весело переходили
В небытие.
- Этому помогает и размер стихотворения, определите его.
Чувство горечи, грусти ощущается в смене ритма. Все последние строчки в каждой строфе обрубаются автором: четырехстопный ямб сменяется двустопным. И самые трагичные ноты звучат именно в этих последних строчках («И ваши кудри, ваши бачки засыпал снег»)
- А сейчас мы обобщим все сказанное на уроке.
1. тема идеального и благородного героя, обреченного на гибель;
2. Стихотворение пропитано восхищением, к которому примешивается чувство грусти, горечи;
3. Чувства передаются через восклицательные предложения, через антитезу, через смену ритмов
- Звучит романс на стихи Цветаевой из к\ф «о бедном гусаре замолвите слово»(возможно, вначале)
Рефлексия
Учащиеся письменно подводят итоги урока по следующему плану:
Меня особенно заинтересовало…
Для меня было особенно значимо…
Я получил знания, которые мне помогут…
Мне было не совсем понятно…
Я хотел бы еще узнать…
Литература:
М.И. Цветаева Избранное Москва, «Просвещение», 1989г.
Кутьева Л.В. «Я с вызовом ношу его кольцо…» Марина Цветаева и Сергей Эфрон
«Литература в школе» №9 2003г.
Сайт «Военная литература»: militera.lib.ru
Издание: Глинка Ф. Н. Очерки Бородинского сражения (Воспоминания о 1812 г.) - М.: в тип. Н.Степанова. 1839