Изучение образования существительных с уменьшительно-ласкательным значением у дошкольников с общим недоразвитием речи. Глава ii
1 Образование имён существительных с уменьшительно – ласкательным значением. 2 Образование имён существительных, которые называют животных и их детёнышей. Задание для работы у доски Задание для работы в тетради Задание для работы у доски Задание для работы в тетради продолжение
3 Образование имён существительных, которые называют человека по его действиям или занятиям. 4 Образование имён существительных с помощью суффикса –ник-. Задание для работы у доски Задание для работы в тетради Задание для работы у доски Задание для работы в тетради
В русском языке с помощью суффиксов -оньк-, -еньк-, -ок-, -ек-, -ик-, -очкии-, -ушк-, -юшк-, -ышк-, -к-, -чик- от основ имён существительных образуются имена существительные с уменьшительно - ласкательным значением. Например: малина – малинка изба - избушка
В русском языке с помощью суффикса -ник- образуются имена существительные с разными значениями: 1) названия людей по их занятиям Например: волшебник 2) Названия предметов по их назначению Например: кофейник (для кофе) 3) Название мест, где растёт что – то определённое Например: ельник
Образуй от этих слов с помощью суффиксов существительные с уменьшительно – ласкательным значением. Выдели корень и суффикс. дева - ……….. улица - …….... скворец - …... пирог - ……… костёр - …….. Ягода - ……… шалаш - …….. человек - …… тетрадь - …… поле - ……….. дева - девонька улица - улочкииа скворец - скворушка пирог - пирожок костёр - костерок Ягода - ягодка шалаш - шалашик человек - человечек тетрадь - тетрадочкииа поле - полюшко
Образуй от этих слов с помощью суффиксов существительные женского рода. Выдели суффиксы. Воробей - ……….. заяц - ……………... медведь - ……….. скворец - ………... лев – ……………… слон – ……………. тигр - ……………... Воробей - воробьиха заяц - зайчиха медведь - медведица скворец - скворчиха лев – львица слон – слониха тигр - тигрица
Вставь в предложения слова с суффиксом ник. 1. Андерсен Х.К. был великий ……. 2. Летом около дома разбили красивый …… Следить за чистотой на улице помогает …… Наш сосед любит посмеяться, его называют балагуром и ………. 5. На обед мама приготовила ………. с творогом. 6. В нашем лесу растут грузди и ягоды, летом и осенью здесь собирается много …….. и …….. 7.Людей, которые много ездят по всему миру, называют …… Андерсен Х.К. был великий сказочник. 2. Летом около дома разбили красивый цветник. 3. Следить за чистотой на улице помогает дворник. 4. Наш сосед любит посмеяться, его называют балагуром и шутником. 5. На обед мама приготовила вареники с творогом. 6. В нашем лесу растут грузди и ягоды, летом и осенью здесь собирается много грибников и ягодников. 7.Людей, которые много ездят по всему миру, называют путешественниками.
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели:
- познакомить учащихся с одним из способов образования имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением с помощью суффиксов, с одействовать усвоению знаний по теме;
- способствовать развитию орфографической зоркости, фонематического слуха, устной и письменной речи, памяти;
- воспитывать умение работать в коллективе, коммуникативные потребности.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, таблицы с суффиксами, листы для индивидуальной работы.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Введение в тему.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по маленькой, доброй и ласковой стране. Там живут сказочные герои. (Слайд 2).
3. Сообщение темы и цели урока.
Проводникамив нашем путешествии будут герои романа - сказки Носова. Первое задание нам предлагает Знайка.
Чтобы попасть в мир сказочных героев, нам нужно ответить на несколько вопросов.
Какую часть речи вы изучали на предыдущих уроках? (Имя существительное)
С помощью каких частей слова образуются новые слова? (С помощью приставки и суффикса)
- Подсказка от Знайки « С помощью этой части слова могут совершаться превращения. В слове она стоит справа от корня. Иногда в слове может быть две и даже три таких части»
- Так о какой части слова пойдет речь на уроке? (О суффиксе ). О каких превращениях с помощью этой части слова, говорил нам Знайка? (Могут образовываться новые слова)
Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока? (Образование слов с помощью суффиксов. СЛАЙД 4.
- Как вы думаете, чему мы будем учиться?
Итак, мы получили пропуск в Цветочный город. Вы молодцы, справились. Отправляемся в путь маленькую страну. Нам добраться поможет ветер. Как вы думаете, какой ветер там дует?
Ветер – ветерок; ветер – ветрище.
Какие суффиксы в этих словах? Какое значение они придают словам?
4. Наблюдение.
Плывёт, плывёт кораблик
За запад, на восток.
Канаты – паутинки.
А парус – лепесток.
Какие имена существительные называют предметы ласково? (Кораблик, паутинки) (Лепест-ок - листочек от венчика цветка, здесь суффикс –ок- имеет другое значение).
А какие ещё суффиксы могут придавать словам уменьшительно-ласкательные значения? (Проблема)
Мы с вами оказались среди героев Николая Носова. А кто они?
(Коротышки).
Верно. Коротышками их назвали потому, что они были очень маленькие. А когда мы с вами были маленькие, мамы ласково называли вас, качали на ручках и пели колыбельные песни. Гусля вам предлагает вспомнить одну из колыбельных песен. Прочитайте, пожалуйста, текст
Березонька скрип, скрип,
Моя доченька спит, спит…
Моя доченька уснёт –
Её сон унесёт,
Унесёт её в садок,
Под малиновый кусток.
А малинка упадёт,
Дочке в ротик попадёт.
Малиночка сладенька,
Спи, доченька маленька.
Берёзонька скрип, скрип,
А доченька спит, спит…
Какие имена существительные называют людей, предметы ласково, нежно?
Посмотрите в образец данный в учебнике в упражнении 265 на с. 39
(Разбираем образец)
На доске: Слово «садок» - от какой основы оно образовалось? (От слова сад) . «Кусток» - куст. Выделите основу, корень и суффикс в словах.
Остальные слова выписываете самостоятельно. (Слайд 10)
Что вы наблюдали, выполняя это упражнение? (Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением.)
От основ какой части речи образованы эти новые слова? (От основ имен существительных)
С помощью каких суффиксов? (Дети называют) Лист 1 с суффиксами. (-оньк- , -еньк-, -ок-, -ик-, -очк-, -к-.)
5. Работа с текстом в рамке на с.39.
Прочитайте вывод в рамке.
Какие суффиксы не встретились нам в колыбельной песенке?
Листок 2 с суффиксами. (-онк-, -ек-, -ушк-, -юшк-, -ышк-, -чик-.)
6. Практическая часть
Следующее задание вам предлагают Винтик и Шпунтик. Они очень любят конструировать и что-то собирать. Вам они предлагают образовать с помощью суффиксов: -ушк-, -юшк-, -ышк-, -чик-, -ёнк-, -онк- новые слова от основ имен существительных:
Трава – травушка; колокол – колокольчик
Поле – полюшко; изба – избёнка
Стекло – стёклышко; рука – ручонка.
- Когда мы употребляем в речи слова с такими суффиксами?
7. Физминутка.
Доктор Пилюлькин зовет нас на физминутку.
Гора – горка; лес – лесок
Поле – полюшко; сом – сомище
Внук – внучек; город –городок
Мяч – мячик; слово – словечко.
Если я покажу на слово, в котором нет суффикса, вы подпрыгиваете. Если в слове есть суффикс – хлопаете в ладоши.
Какое слово с суффиксом имеет другое значение, отличное от всех? (Сомище) Какое? (Значение увеличительности) Какой суффикс у этого слова?(- ищ-). А какой суффикс поможет назвать слово ласково? (–ок - сомик)
8. Задание от жителей Цветочного города.
На каждой парте приготовлены листочки, на которых записаны столбики существительных
Вы работаете в парах. За 2 минуты вам нужно образовать от основ данных существительных ласковые слова с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов.
По цепочке зачитываете слова, но не повторяйтесь.
Проверяем по СЛАЙДАМ 15, 16, 17 (Слайд 17 не убирать)
9. Образование уменьшительно-ласкательных форм мужских и женских имен.
У друзей Незнайки добрые и ласковые имена: Сиропчик, Винтик, Шпунтик, Цветик, Кнопочка, Маргаритка, Снежинка, Галочка, Кубышка, Заинька.
Давайте же с помощью суффиксов –ок-, -ек-, -очк-, -ечк-, -еньк_ образуем уменьшительно-ласкательные формы имен людей:
Рустам, Даша, Витя.
Мы говорили, что с помощью суффикса –к - образуются существительные с уменьшительно-ласкательным значением. Например: рыба-рыбка, рука – ручка.
Проследим, какое значение имеют имена людей с суффиксом –к-. (Маринка, Сережка, Верка, Ирка) (суффикс –к- вносит оттенок пренебрежения)
Это уменьшительно-ласкательная форма имен? (Нет) . Постарайтесь при обращении к своим друзьям, одноклассникам не использовать суффикс –к- в их именах.
10. Рефлексия.
Давайте повернемся к своему соседу по парте, улыбнемся ему и ласково его назовем.
Какие суффиксы вы использовали, чтобы обратиться к своему однокласснику?
Какое значение придают эти суффиксы словам?
На доске вам написано домашнее задание. Постарайтесь его выполнить правильно и красиво.
Герои сказки Николая Носова очень рады, что вы такие молодцы. Вы многое узнали на уроке, хорошо отвечали.
Лист 1
Юшк-,
-ышк-,
-чик-
Лист 2
Литература.
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык.3 класс.
- Бунеева Е.В. Методические рекомендации для учителя. Русский язык 3 кл.
Характерной особенностью русского языка является наличие большого количество уменьшительно-ласкательных слов. Уменьшительно-ласкательная форма в русском языке чаще всего образуется при помощи специальных суффиксов. Как вы уже наверно знаете, суффиксальная система, чрезвычайно хорошо развита в русском языке, как ни в каком другом. При помощи различных суффиксов мы можем выразить эмоции и оценки. С помощью них мы можем передать ласку, нежность, восхищение, умиление, пренебрежение, ненависть и так далее. Но в данной статье нас будут интересовать в основном способы передачи ласки, нежности и умиления.
Когда мы говорим с детьми или близкими родственниками, мы постоянно используем уменьшительно-ласкательную форму: вместо нейтрального слова «сын», мы предпочитаем использовать «сынуля» или «сыночек», вместо сухого слова «дочь», мы скажем «доченька», «дочурка», на «маму» скажем «мамуля» или «мамочка», на «бабушку» - «бабуля» или «бабулечка».
Передача добра, красоты и ласки в речи также необходимы как и хорошие добрые поступки, осуществляемые в жизни.
Уменьшительно-ласкательная форма связана с формой диминутива, то есть словом или формой слов, которые передают субъективно-оценочное значение малого размера, объема и так далее. Однако, у диминутива есть как уменьшительно-ласкательная форма (кошечка, домик, ключик), так и уменьшительно-пренебрежительная форма или же уничижительная форма (людишки, царьки, народишко), однако в этой статье мы будет раскрывать лишь уменьшительно-ласкательную форму слов.
Образование уменьшительно-ласкательных форм при помощи суффиксов служит для субъективной оценки и характерно для разговорной, экспрессивно окрашенной речи. Уменьшительно-ласкательные формы, как мы уже упоминали выше, часто используется для передачи близких отношений, в частности при общении с маленькими детьми.
Итак, какие же бывают уменьшительно-ласкательные суффиксы, которые помогают нам вежливо и ласково обращаться к окружающим или описывать что-то либо же кого-то.
Суффикс -ек
Он используется, когда при изменении слова по падежам, гласный звук из него выпадает.
Например: орешек
– орешка (проверочное слово). В проверочном слове, мы видим выпадение гласной буквы е.
Сыночек
– сыночка (проверочное слово). Опять же мы наблюдаем выпадение гласной е в проверочном слове.
Другие примеры: кусочек
– кусочка, веночек
– веночка, человечек
– человечка, цветочек
– цветочка.
Суффикс –ик
Он используется, когда при изменении слова по падежам, гласный звук из него не выпадает.
Например: столик
– столик
а (проверочное слово), бегемотик
– бегемотик
а, нолик
– нолик
а, обормотик
– обормотик
а, солдатик
– солдатик
а, домик
- домик
а.
Суффиксы -ечк
, -еньк
Эти суффиксы используются после мягких согласных и после шипящих, а также после гласных.
Например: чашечк
а, доченьк
а, рученьк
а, маечк
а, заечк
а, новеньк
ий, книжечк
а.
Эти суффиксы часто используются для образования уменьшительно-ласкательных форм имен личных.
Например: Юлечк
а, Танечк
а, Сенечк
а, Олечк
а, Сашечк
а, Сонечк
а.
Суффиксы -очк
, -оньк
Эти суффиксы используются во всех остальных случаях.
Например: сказочк
а, глазоньк
и, тетрадочк
а, парочк
а, яблоньк
а.
Эти суффиксы также используются для образования уменьшительно-ласкательных форм имен личных.
Например: Димочк
а, Ромочк
а, Тимочк
а.
Суффикс -ул
Этот суффикс часто используется для того, чтобы образовать уменьшительно-ласкательную форму от имен личных и названий родственных связей.
Например: лапатул
я, Димул
я, сынул
я, мамул
я, бабул
я, дедул
я, Машул
я, Сашул
я.
Следует запомнить и обратить внимание на то, что уменьшительно-ласкательные суффиксы никогда не бывают ударными. Они всегда безударные.
Например: глАзоньк
и, дОмик
, стОлик
, чАшечк
а. Большой буквой в примерах показана ударная гласная.
Как мы заметили, уменьшительно-ласкательные слова часто используются в речи русского языка. Это помогает выразить нам нашу доброту, заботу, любовь и ласку к окружающему миру и людям. Практически от любого слова в русском языке можно образовать уменьшительно-ласкательную форму при помощи нужного суффикса.
В настоящее время все больше детей нуждаются в коррекции нарушений речи. Открываются логопедические центры и пункты, логопедические группы в ДОУ. Логопеды, воспитатели этих групп, испытывают определенные трудности в отборе речевого и игрового материала, применении методов и приемов работы на занятиях.
В данном пособии сделана попытка обобщения опыта работы логопедов специализированного детского сада № 8 «Ивушка» г. Йошкар-Олы для детей с нарушением речи.
Разработанные конспекты представляют собой систему специальных логопедических занятий, позволяющих наряду с коррекцией различных речевых нарушений развивать и совершенствовать психические процессы детей.
Мы попытались объединить уже применяемый в логопедической практике материал со своими личными наработками.
Все занятия были опробованы в старших и подготовительных к школе группах ДОУ № 8 (учителя-логопеды: Л.М. Кузьминых, Г.А. Колесникова, В.М. Ворончихина, В.А. Шишкина).
Для детей со 2-м уровнем ОНР некоторые этапы занятий, несомненно, окажутся сложными. В этом случае мы рекомендуем логопеду предъявлять задания к таким детям в облегченном варианте, особенно на первых этапах обучения, подбирать для них индивидуальные виды работы, применять приемы, позволяющие выполнить задание после более подготовленных детей.
В результате проделанной работы нами сделан вывод: основная часть наработанного материала удачно сочетает в себе требования программы, игровые упражнения, специальные задания способствуют развитию всех сторон речи и психических процессов детей дошкольного возраста.
Опираясь на данное пособие, логопедам будет легче определить задачи того или иного этапа занятия, распределить нагрузку на различные виды анализаторов детей, обеспечить смену видов деятельности, учесть индивидуальные особенности и уровень готовности к освоению материала конкретной группы детей.
Некоторые упражнения и игры даны в нескольких вариантах, что позволит педагогу сделать выбор.
Вместе с пожеланием успешной работы хотелось бы подчеркнуть, что представленные конспекты логопедических занятий не являются чем-то стандартизованным. Это всего лишь основа, которую каждый логопед может применить как вариант в своей работе, обогащая ее своим опытом, индивидуальностью, творчеством.
Фронтальные логопедические занятия
Логопедические занятия в специализированном детском саду являются основной формой коррекционного обучения, на которых осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе. Фронтальные занятия проводятся на протяжении всего времени обучения в определенной системе, по единому для всех детей плану с учетом индивидуальных особенностей. На них присутствуют все дети без исключения. К работе на фронтальных занятиях дети готовятся на индивидуальных и групповых.
Логопедические занятия, в зависимости от конкретных задач и этапов коррекции речи, подразделяются на следующие типы:
1. Занятия по формированию лексико-грамматических средств языка:
По формированию словарного запаса;
По формированию грамматического строя речи.
Основными задачами этих занятий являются развитие понимания речи, уточнение и расширение словарного запаса, формирование обобщающих понятий, практических навыков словообразования и словоизменения, умение употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды синтаксических структур.
2. Занятия по формированию звуковой стороны речи.
Основными задачами их являются формирование правильного произношения звуков, развитие фонематического слуха и восприятия, навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры; контроль за внятностью и выразительностью речи, подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.
3. Занятия по развитию связной речи.
Основная задача - обучение детей самостоятельному высказыванию. На основе сформированных навыков использования различных типов предложений у детей вырабатывается умение передавать впечатление об увиденном, о событиях окружающей действительности, в логической последовательности излагать содержание картин или их серий, составлять рассказ-описание.
Весь процесс коррекционного обучения имеет четкую коммуникативную направленность. Усваиваемые элементы языковой системы должны включаться в непосредственное общение. Важно научить детей применять отработанные речевые операции в аналогичных или новых ситуациях, творчески использовать полученные навыки в различных видах деятельности. Логопедические занятия строятся с учетом как общей дошкольной педагогики, так и специальной.
Логопед определяет:
Тему и цель занятий;
- предметный и глагольный словарь, словарь признаков, который дети должны усвоить в активной речи;
- отработать лексический и грамматический материал с учетом темы и цели занятия, этапа коррекционного обучения;
- обозначить основные этапы занятия, показав их взаимосвязь, сформулировать цель каждого этапа;
- подчеркнуть наличие обучающего момента и последовательность закрепления нового материала;
- обеспечить постепенную смену видов речевых и речемыслительных заданий;
- включить в занятие разнообразные игровые и дидактические упражнения с элементами соревнования;
- при отборе материала учитывать зону ближайшего развития дошкольника;
- предусмотреть приемы, обеспечивающие вовлечение детей в активную речевую и познавательную деятельность;
- включить регулярное повторение усвоенного речевого материала.
1-й период коррекционного обучения
(сентябрь, октябрь, ноябрь)
Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю.
Развитие понимания устной речи;
- умение вслушиваться в обращенную речь;
- выделять название предметов, действий, признаков;
- понимание обобщающего значения слов;
- подготовка к овладению диалогической формой общения;
- практическое усвоение некоторых форм словообразования - с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками;
- усвоение притяжательных местоимений «мой-моя»;
- практическое употребление существительных в винительном, дательном и творительном падежах;
- овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий по картинке, моделям;
- усвоение навыка составления короткого рассказа.
В первом периоде проводится 13-14 занятий по формированию речевых средств и 6-7 - на развитие первоначальных навыков связной речи.
2-й период коррекционного обучения
(декабрь, январь, февраль, март)
Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка проводятся 3 раза в неделю. Примерно 14 занятий по формированию словаря и грамматического строя и 12 - по развитию связной речи.
Уточнение представлений детей об основных цветах и их оттенках;
- практическое образование относительных прилагательных с различными значениями соотнесенности;
- различение и выделение названий признаков по вопросам: какой–какая–какое;
- усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;
- употребление предлогов: в–на–из–под.
Связная речь:
Совершенствование навыка ведения диалога;
- сравнение предметов с выделением сходных качеств;
- составление простого описания предмета;
- закрепление навыка построения простого предложения;
- распространение предложения путем введения однородных членов;
- усвоение конструктно-сложных предложений;
- составление коротких рассказов по картине, серии картин, описаний, простых пересказов;
- заучивание простых стихов.
3-й период коррекционного обучения
(март, апрель, май)
Закрепление навыка пользования приставочными глаголами;
- закрепление навыка образования относительных прилагательных; употребление притяжательных прилагательных; образование прилагательных с суффиксами -оньк, -еньк
;
- усвоение слов-антонимов;
- закрепление навыка согласования прилагательных с существительными;
- расширение значений предлогов.
Связная речь:
Совершенствование диалогической формы речи;
- распространение предложений;
- составление рассказа по картинке, серии картин;
- составление рассказа описания, пересказ;
- усвоение конструкций сложноподчиненных предложений.
Проведение фронтальных занятий требует от логопеда организации работы с воспитателями по подготовке детей к логопедическому занятию и отработке данного материала после занятия. Все виды работ строятся в течение месяца в рамках 3-4 лексических тем. Виды работ планируются исходя из общедидактического принципа: от простого к сложному.
Примерное распределение тем по месяцам:
- Сентябрь: «Детский сад», «Осень», «Части тела», «Умывательные принадлежности».
- Октябрь: «Овощи-фрукты», «Дом и его части», «Одежда», «Обувь».
- Ноябрь: «Мебель», «Посуда», «Игрушки».
- Декабрь: «Домашние животные», «Продукты питания», «Зима».
- Январь: «Новый год», «Дикие животные», «Домашние птицы».
- Февраль: «Дикие птицы», «Почта», «День армии».
- Март: «8 Марта», «Семья», «Весна», «Труд взрослых».
- Апрель: «Город», «Транспорт», «Профессия», «Насекомые».
- Май: «Лес», «Поле», «Луг».
Проведение фронтальных занятий с учетом лексических тем требует большого количества наглядного материала. Это наборы предметных картинок, пособия для дидактических игр, сюжетные картинки, муляжи, игрушки, предметы...
Говоря о фронтальных занятиях, необходимо отметить значимость этапов.
Занятие начинается с организационного момента, его цель - собрать внимание детей и подвести их к теме и цели занятия. Сюда включаются упражнения на внимание, развитие памяти.
Второй этап повторения должен быть органически связан с новым материалом.
Третий этап - обучающий.
Четвертый этап - последовательное закрепление нового материала.
Пятый этап - итог занятия. Здесь может быть дана дифференцированная оценка каждого ребенка или упражнение, подтверждающее еще раз, что занятие поставленной цели достигло.
ОСЕНЬ
Тема «Осень» (занятие № 1)
Цели:
- практическое употребление существительных единственного и множественного числа;
- использование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- заучивание стихотворения.
Оборудование: листья деревьев.
Ход занятия
1. Оргмомент: «Сядет тот, у кого на столе лежит красный листочек (зеленый, желтый)».
2. Введение в тему: «Какой у тебя лист? А у тебя? Да, листья разных цветов, они разноцветные. Какие у нас листья? (Разноцветные.) Давайте скажем про листья громко, тихо, шепотом».
Логопед загадывает загадку: «Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает? (Осенью)». «Как можно узнать, что за окном гуляет осень? (Моросит дождь, дует ветер, листья опадают, птицы собираются улетать на юг, дети надели теплые курточки, сапожки...)».
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется!
Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.
Звонит телефон, говорит гномик из сказочной страны Гномии. Он сообщает, что к ним тоже пришла осень, и дает детям задание. У них в стране все маленькое-маленькое и поэтому все зовется ласково. А как? Это должны сказать дети:
дождь - дождик - дождичек трава - травка
солнце - солнышко туча - тучка - тученька
лист - листик - листочек ветка - веточка
лес - лесок - лесочек ветер - ветерок - ветерочек
Физкультминутка.
Листопад, листопад, в руке листья, взмах руками поочередно,
Листья желтые летят, обеими руками,
Под ногами шелестят приседают,
И летят, летят, летят... бросают листья на пол.
5. Образование множественного числа существительных. Игра «Один и много».
лужа - лужи лист - листья дерево - деревья
ветка - ветки туча - тучи птица - птицы
цветок - цветы дождь - дожди
6. Развитие памяти. Стихотворение:
Дождик, дождик, что ты льешь, погулять нам не даешь?
- Потому иду с утра, осень вам встречать пора!
7. Итог занятия. « О каком времени года говорили?»
Тема «Осень» (занятие № 2)
Цели:
Расширение словаря по теме «Осень»;
- название признаков предметов, активизация словаря относительных прилагательных;
- развитие мелкой моторики.
Ход занятия
1. Оргмомент. «Назвать признаки осени». Дети стоят по кругу, в руке одного ребенка кленовый лист, значит, ему начинать игру - назвать любой признакосени, после лист передается любому другому ребенку.
2. Развитие мелкой моторики. Упражнение «Трава, куст, дерево».
3. Образование относительных прилагательных. Логопед предлагает детям собрать букет из осенних листьев (листья лежат на полу). «Представим, что мы находимся в осеннем лесу. Листья так красивы, что хочется собрать букет из них. Какой лист хочется положить в букет тебе? С какого дерева этот лист? (С березы)». Рассматривают, называют: лист с березы - березовый (кленовый, рябиновый, дубовый). «Смотрите, еще листья падают, еще и еще. Как можно сказать одним словом об этом? (Листопад)».
4. Развитие моторики. Выполняется упражнение «Листопад»:
Листопад, листопад, поочередно взмах руками,
Листья желтые летят, обеими руками,
Под ногами шелестят приседают,
И летят, летят, летят... покружиться и присесть.
5. Расширение словаря прилагательных. «Меняются листья осенью, они совсем не похожи на летние. А ведь изменились не только листочки, изменилось все вокруг». Игра «Самый внимательный».
Какая стала трава? - желтая, пожухлая, сухая...
Какое стало небо? - серое, хмурое, низкое...
Какой стал ветер? - холодный, резкий, порывистый...
Какой стал дождь? - частый, холодный, моросящий...
6. Закрепление материала. Игра «Листопад». По группе на полу лежат 3-4 обруча - это лужи. Рядом с каждым из них картинка дерева: березы, дуба, рябины, клена. У детей листья этих деревьев. По сигналу дети - «листики» летают, кто где хочет, по другому сигналу должны собраться у своего дерева, чья команда быстрее. «Вы с какого дерева? (С клена.) Значит, вы какие листочки? (Кленовые.)». Далее «листики» опять летают, ложатся на землю, «засыпают». Логопед меняет картинки деревьев местами.
7. Итог занятия. «В какую игру мы играли? («Листопад».) Когда бывает листопад?»
Тема «Осень» (занятие № 3)
Цели:
Расширение словаря по теме «Осень»;
- практическое употребление относительных прилагательных;
- развитие связной речи;
- развитие мелкой моторики.
Оборудование: листья деревьев, предметные, сюжетные картинки.
Ход занятия
1. Оргмомент. «Сядет тот, у кого на столе кленовый лист (березовый, рябиновый, дубовый). Поднимите березовые листочки. Какие листья подняли?»
2. Развитие мелкой моторики. Упражнение «Трава, куст, дерево, ветер качает ветки».
3. Развитие мышления. Загадки:
Вот он деревце качает
И разбойником свистит,
Вот последний лист срывает
И кружит его, кружит (Ветер).
По небу ходила,
Солнышко закрыла,
Только солнце спряталось,
И она расплакалась (Туча).
Листья опадают, птицы улетают. Дождик поливает, когда это бывает? (Осенью.)
4. Развитие связной речи (составление рассказа). На доску выставляются картинки «осень», «небо в тучах», «краешек солнца выглядывает из-за тучи», «дождь», «лужи на дороге», «деревья в золотом уборе», «дерево с опадающими листьями», «летящая стая птиц». По каждой картинке дети составляют предложение («надо сказать красиво про картинку»).
Наступила осень. Небо покрыто тучами. Солнышко редко появляется на небе. Часто идет холодный дождь. На дорогах лужи. Листья на деревьях стали разноцветными. Начался листопад. Птицы улетают на юг (в теплые края).
Логопед сообщает, что у детей получился рассказ об осени, и предлагает детям еще раз повторить его. Один ребенок рассказывает про первые три картинки, второй - про вторые три картинки, третий - про остальные.
Физкультминутка.
Маленькие листики тихо сидят, присели
Глазки закрыли, крепко спят, повторить
Вдруг веселый ветер с шумом прилетел, бегают, кружатся
И каждый листочек гулять захотел.
Ветер дуть перестал, к земле листики прижал, присели
6. Заслушивают еще несколько рассказов: дети рассказывают по цепочке, по половине рассказа вдвоем, один полностью.
7. Итог занятия. Оценивают рассказы детей.
НАШЕ ТЕЛО
«Наше тело» (занятие №1)
Цели:
Развитие пространственной ориентировки;
- расширение словаря по теме «Наше тело»;
- практическое употребление слов с уменьшительно-ласкательным значением;
- развитие внимания, памяти.
Оборудование: геометрические фигуры, ванночка, кукла, кружечка.
Ход занятия
1. Оргмомент. Выкладывание человечка из геометрических форм по инструкции логопеда: «Положите овал, сверху на овал круг, внизу овала - две палочки, сбоку от овала справа и слева по палочке, да так, чтобы они оказались сверху. Кто у вас получился? (Человечек.) Что у него есть? (Голова, туловище, ноги, руки.)». Все выполняется сидя на ковре.
2. Введение в тему. Дети стоят по кругу. Логопед говорит задания, дети слушают и выполняют. Задания: «Поднимите ногу, опустите ногу. Поднимите обе руки, опустите руки. Потрогайте живот, грудь. Почешите спину, наклоните голову вперед. Поморгайте глазами. Для чего нам нужны глаза? (Смотреть.) Потрогайте уши. Для чего нам нужны уши? (Слушать.) Потрогайте нос. Для чего нам нужен нос? (Нюхать, дышать.)».