Журнал обо всём. Светлые образы русской жизни. Пластов Аркадий Александрович
Глядя на живописные полотна художников, хочется придумывать интересные рассказы, представлять героев картины в других ситуациях. Интересно, что будет, когда они перестанут статично сидеть, встанут и отправятся домой? Эти же мысли навевает картина Пластова «Летом» (1952 г). Еще она помогает мысленно перенестись в жаркий день, на лоно природы, чтобы согреться под ласковыми лучами солнца и полюбоваться неотразимыми пейзажами.
Совсем немного о творчестве автора
Чтобы понять, почему художник рисовал именно на эту тему, нужно немного рассказать о его творчестве в целом.
Аркадий Александрович Пластов - родом из села. Мальчик имел возможность с детства любоваться природой, поэтому он воспел ее во многих своих работах. О художнике говорят, что он певец советского крестьянства. Да, у мастера немало полотен посвящено этой теме.
Он рисовал, как трудятся эти люди, как отдыхают. Колхозный праздник можно лицезреть на одноименной картине. Веселое настроение собравшихся передается зрителям.
Удивительно, как трогательно, с какой любовью мастер переносит природные пейзажи на холст. Когда мы смотрим на девочку, наливающую воду (картина «Родник»), кажется, что слышно, как журчит струя и льется в ведро юной хозяйки.
Рассказ по картине Пластова «Летом»
У каждого человека полотно художника может вызвать свои ассоциации. Если школьнику зададут написать сочинение или подготовить устный рассказ по картине, сначала можно поведать совсем немного об авторе, затем перейти к описанию сюжета. В конце письменной или устной работы хорошо бы передать свои впечатления от картины. Можно проявить фантазию и добавить нарисованному сюжету свой, сочинив собственный рассказ. К этому располагает картина Пластова «Летом».
Видно, что на ней изображено именно это время года. К тому же художник так и назвал свою работу. Скорее всего, это вторая половина сезона. Малина поспевает ко второй половине июля, и в начале лета грибы, если и бывают, то не в таких количествах.
Здесь они в изобилии. Об этом ясно говорят полные корзины. Крепкие белоснежные грузди лежат шляпками вниз. Девочка и ее мама, также изображенные на полотне, не срезали грибы, а вынимали их из земли. Сейчас бытует мнение, что эти дары леса нужно срывать выкручивающими движениями, чтобы не повредить грибницу, значит девочка и женщина дели правильно.
Во второй корзине лежат крепыши-боровики. У некоторых кончик ножки отрезан у других нет.
Люди и собака
Картина Пластова «Летом» позволяет полюбоваться не только корзинами с грибами, которые так привлекают взгляды зрителей, но и рассмотреть людей, являющихся главными героями полотна.
Видно, что женщина очень устала, поэтому уснула в тени двух берез. Ведь она бродила с помощницей по лесу с самого утра, поэтому они придут домой с богатыми дарами.
Помимо грибов, героини набрали целый кувшин малины. Девочка сорвала веточку, сидит в тени, отдыхает и обрывает остальные ягоды в кружку. Скоро и эта тара будет заполнена. Зато мама с дочкой наварят дома ароматного малинового варенья и будут зимой пить с ним чай, вспоминая, как они ходили в лес и нарвали много ягод.
Собака тоже утомилась. Она легла около маленькой хозяйки и отдыхает, но не спит. Ведь собака должна охранять людей и в любую секунду, почувствовав опасность, броситься защищать своих хозяев.
Природа
Картина Пластова «Летом» передает величественную красоту российской природы. На фоне изумрудной травы прекрасно смотрятся синие колокольчики на высоких стеблях. Желтые цветы также хорошо вписываются в этот пейзаж.
Солнце освещает поляну, на которой отдыхают люди. В его лучах греются и березки, а грибникам они дают живительную прохладу, которая необходима в знойный полдень.
Урок по картине Пластова «Летом» поможет развитию устной и письменной речи у детей, научит любить красоты родного края, ценить и
Деревенское лето на полотне Аркадия Александровича Пластова
Описание материала: Данное сочинение написано для детей младшего школьного возраста. Поэтому будет интересно учителям начальных классов, родителям, учащимся.
Цель: Формирование представлений о деревенском лете через чтение сочинения по картине А. А. Пластова «Летом».
Задачи:
- рассказать детям о деревенском лете;
- развивать память, воображение, любознательность, внимание, познавательный интерес к окружающему миру;
- воспитывать желание любить и беречь природу, быть добрым и отзывчивым.
Немного об авторе картины.
А.А.Пластов родился в 1893 году в селе Прислониха Симбирского уезда (ныне Ульяновской области) в семье иконописцев. Следуя семейной традиции, обучался в Симбирском духовном училище, затем в духовной академии. В 1914 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурный факультет к С.М.Волнухину. посещал занятия по живописи у А.Е.Архипова, А.М.Васнецова. А.М.Корина. Л.О.Пастернака, постигая лучшие традиции национальной художественной школы. Возвратившись в родное село, Пластов много работает, создает огромное количество эскизов и этюдов. До конца дней Аркадий Пластов продолжал жить и работать среди своих земляков, никогда не отделяя себя от окружающего мира, так убедительно и страстно, с такой эмоциональной силой воссозданного им в полотнах. Полные трепетного чувства его произведения словно вырастали из самой жизни, раскрывая нам ее высший, сокровенный смысл.
В Ульяновске в честь А.А.Пластова названа улица, на ней установлен памятник художнику, на ул. Гончарова открыт музей Аркадия Александровича Пластова.
На родине художника в селе Прислониха в 1988 году открыт музей «Народный художник А. А. Пластов», посвящённый жизни и творчеству мастера.
В 2011 году в селе Прислониха Карсунского района открыт памятник А.А.Пластову.
Работы А.А.Пластова вошли в собрание Института русского реалистического искусства(ИРРИ).
Деревенское лето на полотне Аркадия Александровича Пластова
Передо мной – картина замечательного русского художника Аркадия Александровича Пластова «Летом». Лето – прекрасная пора, которая дарит нам не только хорошую солнечную погоду, а и целые корзины ягод, фруктов и грибов! Художник как раз изобразил на своём полотне двух собирательниц лесных даров. Обе путницы очень устали от ходьбы и жаркого солнца. Я вижу их в минуты отдыха.
На переднем плане картины художник изобразил девочку в белом платье; красном платке и бусами из ягод. Ноги у девочки не обуты. Видимо, она привыкла бегать по всюду босиком и нисколько не бояться сучьев и колючих шишек. Рядом с ней лежит собака. Девочка отделяет ягоды от веточек и листьев и складывает их в кружку.
А на заднем плане картины я вижу отдыхающую бабушку в синем платье и платке. Наверно она устала от сбора ягод и грибов, поэтому прилегла в тени. Позади людей озаренные ярким солнцем трава и цветы, стройные берёзки и старый пень. За этой солнечной поляной стоит дремучий темный лес. На солнце трава светло – салатного цвета, а цветы разноцветные: жёлтые, розовые и фиолетовые.
После того, как я долго смотрела на картину, на меня как будто повеяло летним зноем, приятным запахом трав и сладким земляники.
Мне понравилась картина Пластова, потому что художник изобразил красоту нашей земли. Порой мы не замечаем, какая красота окружает нас, картины художников помогают разглядеть её. Это полотно покоя и радости, в нём хорошо передана красота и щедрость летней природы.
Тема урока: Сочинение по картине А. А. Пластова «Летом».
Цели урока: 1) вызвать у учащихся желание обсудить увиденное на картине А. А. Пластова «Летом»;
2) научить учащихся точному, полному описанию изображенного на картине;
3) пополнить словарный запас учащихся по теме «Лето»;
4) закрепить правописание падежных окончаний имен прилагательных;
5) воспитывать любовь к родной природе.
Ход урока.
Сообщение темы и цели урока.
Начать сегодняшний урок мне хочется строками стихотворения Ф. И Тютчева.
Смотри, как роща зеленеет,
Палящим солнцем облита,
А в ней - какою негой веет
От каждой ветки и листа!
Войдем и сядем над корнями
Дерев, поимых родником,-
Там, где, обвеянный их мглами,
Он шепчет в сумраке немом.
Над нами бредят их вершины,
В полдневный зной погружены,
И лишь порою крик орлиный
До нас доходит с вышины...
Как вы думаете, какое время года описывает Ф. И. Тютчев?
(Лето).
А каким чувством проникнуто стихотворение?
(Восторг).
Поэт восхищается красотой лета. Лето - время года, в которое влюблены все: и поэты, и художники, и музыканты, и простые люди. Картина, к которой мы сегодня обратимся, так и называется «Летом», автор её - Аркадий Александрович Пластов. Откройте тетради, запишите тему урока (слайд №1).
Цель нашего урока – научиться точному, полному описанию изображенного на картине; пополнить словарный запас по теме «Лето»; закрепить правописание падежных окончаний имен прилагательных; воспитывать любовь к родной природе (слайд №2).
Рассказ о художнике А. А. Пластове и его картинах.
Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) – выдающийся живописец, народный художник СССР, лауреат Государственной премии – широко известен как певец русской природы (слайд №3).
Пластов родился в деревне Прислонихе Ульяновской области. Здесь прошло его детство. В раннем детстве Аркадий был сильно впечатлён работой реставраторов, и решил стать живописцем. Отец Аркадия хотел, чтобы сын стал священнослужителем и поэтому отдал его учиться в Симбирское духовное училище. Затем Пластов закончил духовную семинарию. Учился живописи у молодого художника Д.И.Архангельского. Учился в скульптурной мастерской Строгановского училища в Москве. Закончил Училище живописи, ваяния и зодчества. Стал тем, кем мечтал быть с детства – художником (слайд №4).
В родной Прислонихе Аркадий Александрович проводил большую часть своей жизни. Здесь живут герои его картин (слайд №5) . Здесь поля, на которых работали его отец, деды и прадеды, сам художник. Вот почему он так хорошо знает жизнь русской деревни.
Его полотна раскрывают красоту и силу родной земли, выражают восхищение человеком-тружеником. Художник всегда стремился передать внутренний мир изображаемых людей, их мысли, чувства, переживания. Любимые герои Пластова – деревенские ребятишки. Они присутствуют практически в каждом его полотне (слайд №5) , например, в картинах «Витя-подпасок» (слайд №6) , «Первый снег» (слайд №7) , «Летом» (слайд №8) , «Ужин трактористов» (слайд №9) , «На колхозном току» (слайд №10) , «Фашист пролетел» (слайд №11) и др.
Картины А. А. Пластова радуют своими звонкими, сочными красками, красотой изображённой в них природы. Художника особенно привлекает лето – время года, когда вся природа расцветает (слайд №12) . В картине «Летом» (1954г.) А. А. Пластов показал богатство и щедрость родной земли.
Беседа.
Скажите, ребята, любите ли вы ходить в лес, собирать грибы, ягоды?
(ответы учащихся должны представлять собой связные законченные высказывания).
А теперь давайте посмотрим, как изобразил лето Аркадий Александрович Пластов на своей картине. Наша с вами задача – описать картину. Вспомним, что такое описание.
(Описание – это изображение какого-либо предмета, явления действительности путём перечисления и раскрытия его основных признаков. Описать можно пейзаж, портрет человека, его действия, внешний вид животного, какого-либо предмета. Цель описания - увидеть предмет описания, представить его в своем сознании. Композиция описания: 1. Общее представление о предмете. 2. Отдельные признаки предмета. 3. Авторская оценка, вывод, заключение (слайд №13).
Что прежде всего привлекло ваше внимание на картине (слайд №14) ?
(Яркая, солнечная опушка леса, здесь расположились на отдых девочка и женщина. Рядом стоят корзина и ведро с грибами, глиняный кувшин с ягодами. На голове у девочки красная косынка. Ярко-зелёная трава).
Вглядитесь внимательнее. Кого изобразил художник? Опишите каждого из героев картины более подробно.
(На картине мы видим женщину и девочку. Наверное, это мать с дочерью, а, может быть, бабушка с внучкой. На женщине синее платье, видно, она очень устала, утомилась от жары и долгой ходьбы по лесу: собирала грибы и ягоды. Она прилегла на густую траву и крепко уснула, прикрыв лицо рукой от солнца).
На чём акцентирует наше внимание художник в образе женщины?
(На руках).
Какие они?
(Руки у женщины загорелые, натруженные, сильные, сразу видно, что ей приходится много работать. Художник хотел показать, что эта женщина – великая труженица).
Опишите девочку. Как она сидит, что делает, как одета?
(Девочка сидит на траве, вытянув босые ноги, неторопливо срывает с ветки спелые сочные ягоды и бросает их в кружку. На ней белое платье и красный платок).
Что в наряде девочки особенно бросается в глаза? Что можно сказать о лице девочки?
(Ярко-красный платочек сразу выделяет девочку на фоне картины, притягивает наш взгляд, и мы начинаем внимательно вглядываться в её лицо. Её смуглое румяное лицо спокойно. Глаза опущены, тонкие чёрные брови приподняты вверх. Из-под платка выбиваются тёмные длинные волосы, одна прядь спадает на грудь).
Что вы можете сказать ещё об одном герое картины – о собаке?
(Собака выбрала место рядом с девочкой, она лежит, вытянув вперёд лапы и положив на них морду. Глаза у собаки прикрыты, уши опущены, видимо, она тоже устала бегать по лесу).
Где расположились грибники? Почему они выбрали это место?
(Грибники расположились на тихой лесной полянке в тени под густыми ветвями берёзок, чтобы укрыться от жары. Полянка очень красивая: среди сочной изумрудной зелени травы пестреют цветы: голубые колокольчики, ромашки с чуть поникшими от зноя лепестками, какие-то жёлтые цветы).
Как художник показывает, что стоит солнечный и тихий день?
(Ослепительное солнце озаряет поляну и окрашивает её в жёлтоватый цвет. Яркий солнечный свет так и играет на листьях берёз, освещая их. От этого они золотистого цвета, а те, что в тени, - тёмно-зелёного. Цветы, травы, листья на деревьях спокойны, не шелохнутся, потому что в лесу тихо, безветренно).
Какие цвета использовал художник для изображения летнего солнечного дня? Какие краски преобладают в картине?
(Зелёный, светло-зелёный, белый, жёлтый, светло-коричневый, розовый, красный).
Цвет в картине имеет большое значение. С помощью цвета художник создаёт образ, передаёт своё отношение, вызывает определённое настроение. В живописи очень важное значение имеет разграничение цветов на теплые и холодные. Жёлтый, розовый, красный, оранжевый цвета художники называют тёплыми. Теплые цвета ассоциируются в нашем сознании с солнечным светом, огнем, теплом, которое они излучают. Они помогают художнику передать радостное и светлое настроение. Синий, тёмно-голубой, фиолетовый – это холодные цвета. Холодные цвета – это цвета снега, льда, воды. Есть цвета, которые могут быть и холодными, и тёплыми. Таким цветом является, например, зелёный. Если холодный цвет смешивать с теплым, то он изменит свой цветовой тон и станет теплее (слайд №15) .
Какое впечатление производит на вас картина А. А. Пластова «Летом» (слайд №14) ?
(Хочется долго смотреть на картину, не отрывая глаз. Природа, которая изображена на ней, настолько нам близка и понятна, что создаётся впечатление, будто ты уже видел этот чудесный уголок природы и не раз бывал здесь).
В картине А. А. Пластова «Летом» преобладают тёплые цвета. Разноцветие природы художник передаёт праздничным сочетанием красок. Он использует контрастные, яркие, насыщенные цвета (красная косынка и белое платье девочки, синяя одежда спящей женщины, жёлтые пятна цветов на ярко-зелёном фоне травы), которые придают картине особое очарование, вызывают чувство радостной приподнятости.
IV . Работа над синонимами, изобразительными средствами.
Составьте по теме картины словосочетания или предложения со словами: зелёный-изумрудный; яркий-ослепительный.
При описании каких предметов мы используем прилагательные зелёный, яркий, а когда можем воспользоваться словами изумрудный, ослепительный ? Составьте с этими словами словосочетания или предложения.
(Наиболее удачные из составленных учащимися словосочетаний и предложений записываются: «солнечные зайчики играют в траве»; «ослепительный луч солнца»; «яркие краски лета», «свежая, яркая, чистая зелень», «сверкают, подобно дорогим изумрудам», «лёгкие листья берёз, словно волна ослепительных брызг»).
Какие изобразительные средства вы будете использовать при описании куртины?
(Сравнения, эпитеты, олицетворения (слайд №16).
Составление плана сочинения (слайд №17) .
Вступление.
Тема и основная мысль картины А. А. Пластова.
II . Основная часть. Описание картины А. А. Пластова «Летом».
Внешний вид, выражение лиц, позы героев картины.
Пейзаж.
Настроение, вызванное картиной.
III . Заключение.
Мастерство художника .
V . Работа над темой и основной мыслью картины.
Что такое тема и основная мысль картины?
(Тема-это предмет изображения. Основная мысль – это авторский замысел, который художник раскрывает изобразительными средствами, в зависимости от своего личного подхода к теме (слайд №18).
Из всего услышанного на уроке сделайте вывод, какова тема и основная мысль картины А. А. Пластова «Летом».
(Тема картины - красота летней природы. Основная мысль - желание автора показать богатство и щедрость родной земли (слайд №19).
VI . Устное описание картины (2-3 сильных ученика).
Примерный ответ .
Лето – прекрасная пора, которая дарит нам не только хорошую солнечную погоду, а и целые корзины ягод, фруктов, грибов! О лете написано много стихотворений, созданы картины. Одна из них – картина А. А. Пластова «Летом». На ней изображён знойный летний полдень. Под густыми ветвями белоствольной берёзки расположились грибники, рядом с ними – собака. На переднем плане картины мы видим девочку в белом платьице и красном платочке. Она сидит на траве, неторопливо обирает с веточки спелые ягоды и складывает их в кружку. Красный платок девочки притягивает взгляд, и мы внимательно вглядываемся в её лицо. Глаза девочки опущены, на смуглых щеках играет румянец. Из-под платочка виднеются тёмные волосы, одна прядь выбилась и упала на грудь.
Рядом с девочкой улеглась собака. Глаза у неё прикрыты, уши опущены, видимо, она тоже устала бегать по лесу.
Позади девочки лежит женщина в синем платье и синем платке. Она, очевидно, очень устала и уснула на свежем воздухе. Одну руку она положила под голову, а другой прикрыла голову от палящего солнца. Притягивает взгляд рука женщины, поднятая вверх. Художник очень ярко нарисовал её. Рука загорелая, сильная, натруженная. Сразу видно, что женщине приходится много работать.
В густой траве стоят корзина и ведро с грибами. В корзине лежат большие грузди, а в ведре – боровики с красно-коричневыми шляпками на крепких ножках. Здесь же стоит глиняный кувшин, полный спелой малины. Яркие сочные ягоды так и просятся в рот, очень хочется ощутить на губах сладкий малиновый сок, вдохнуть запах целебной лесной ягоды. Женщина с девочкой расположились под большой берёзой на тихой красивой поляне, окружённой белоствольными берёзами. Среди сочной изумрудной травы пестреют голубые колокольчики, ромашки, какие-то жёлтые цветы. Ослепительные лучи солнца сверкают на листьях берёз и окрашивают их в золотистый цвет.
Мне очень нравится эта картина. Художнику удалось передать неповторимую прелесть летнего дня. Яркие краски радуют глаз, поднимают настроение, будят воспоминания о летних днях. Хочется долго смотреть на картину и вдруг очутиться на этой солнечной полянке, полюбоваться красотой природы, насобирать много ягод и грибов, вдохнуть их аромат и полежать в мягкой душистой траве.
VII . Самостоятельная работа учащихся
Во время самостоятельной работы учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся. Желающие зачитывают фрагменты сочинений вслух. Учитель проводит анализ, отмечая достоинства и недостатки в работах школьников.
VIII . Задание на дом.
Написать черновой вариант сочинения по картине А. А. Пластова «Летом».
Аркадий Александрович Пластов родился в деревне и большую часть своей жизни провел там. Это повлияло на его творчество. Большинство картин Пластова посвящено жизни деревни во всех ее проявлениях. Он изображал и повседневный труд деревенских жителей, и их портеры. Живописец всегда стремился видеть красоту в обычных деталях жизни. Даже самый тяжелый труд на его полотнах выглядит как праздник благодаря ярким краскам.
Картина «Летом» - одно из полотен, передающих и красоту русской природы, и образ жизни русских людей, их обычные занятия. На фоне типичного среднерусского пейзажа художник изображает своих героев - прилегшую отдохнуть в тени берез женщину и маленькую девочку, очевидно, ее дочку или внучку.
Глядя на картину, мы без труда можем догадаться, что старая женщина и ее внучка еще до рассвета отправились в лес за ягодами и грибами. Теперь, в послеобеденное время, наполнив свои лукошки, обе крестьянки отдыхают перед обратной дорогой. Выбор персонажей автором не случаен: в прежние времена собирательством занимались старые люди и дети, то есть те, кто в не мог принимать участия в тяжелом крестьянском труде - сенокосе, уборке полей и других обычных для этого периода работ. Вместе с тем походы в лес за ягодами и грибами всегда были важны в деле подготовки к зиме, ведь крестьянские семьи, как правило, были большими и прокормиться им часто было нелегко. Мы видим, что сегодняшний поход в лес старухи и девочки был удачен. На переднем плане в левом углу картины художник изобразил «добычу» своих героев в виде двух плетеных лукошек, доверху наполненных грибами. Перед лукошками изображен кувшин из глины, наполненный лесными ягодами.
В правом углу картины изображена девочка лет (тми. Она присела на траву, вытянув вперед босые ноги. На ней белый сарафан, а на голове - красный платок, завязанный на узел под подбородком.
На шее девочки - голубые бусы. Ее лицо сосредоточено и наклонено вниз; она внимательно перебирает ягоды и складывает их в голубую кружку, которая стоит на ее ногах.
К правому боку девочки прижалась рыже-черная собака, которую героини картины взяли с собой в лес. Собаку, видимо, утомила длительная прогулка по лесу, и теперь она отдыхает, положив голову на вытянутые вперед лапы. Присмотревшись к изображенной художником собаке, можно заметить, что она, на первый взгляд спящая, не теряет бдительности в незнакомом месте. Ее глаза приоткрыты, а уши приподняты, то есть собака прислушивается к звукам в лесу.
За спиной девочки изображена спящая женщина в синем крестьянском платье и таком же синем платке. Мы не видим ее лица, поскольку она закрыла его рукой. Судя по позе, в которой изобразил ее художник, женщина спит крепко. Она положила голову на небольшой бугорок, который образовали корни растущих рядом берез. На заднем плане картины - залитая солнцем поляна, а за поляной начинается лес.
Солнце светит ярко, оно освещает уже неяркую зелень поляны. Краски, которые использовал художник, свидетельствуют о том, что действие происходит уже в конце лета, когда трава выгорает и при свете солнца отдает золотом. Общая цветовая гамма картины «Летом» - яркая, колоритная. Художник использует насыщенные цвета: ярко-красный платок девочки, густой синий цвет одежды старой женщины, изумрудная зелень высокой травы в тени берез, янтарный оттенок травы поляны. Таким образом он добился точной передачи полуденного зноя в лесу, когда прохладу можно найти только в тени деревьев.
Общее впечатление от картины - радостное, солнечное, умиротворенное. Художник предстает перед нами как тонкий ценитель красоты родных мест. Ведь неслучайно до мельчайших деталей он изобразил березы - символ России. Близка автору картины и народная жизнь, так органично слитая с природой. Художник словно любуется своими героями. Он изображает их в момент отдыха, которому предшествовал труд, совсем непростой, как кажется на первый взгляд, но приносящий радость.
На этой странице искали:
- описание картины пластова летом
- картина Пластова Летом
- описание картины а пластова летом
- описание картины летом пластова
- описание картины А А Пластова Летом
- Краткая биография художника.
- Сюжет и композиция картины.
- Цветовая гамма.
Я буду воспевать. Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким «Русь»…
С. А. Есенин
Аркадий Александрович Пластов родился в 1893 г. в семье крестьянина в селе Прислониха Ульяновской области. Его дед был сельским иконописцем. Аркадий окончил духовное училище и семинарию, однако он мечтал стать художником, а не священнослужителем. В 1914 г. он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурное отделение, параллельно изучая основы живописи.
О необычайной творческой энергии художника свидетельствует то, что после пожара 1932 г., когда вместе с домом сгорели большинство работ Пластова, он не опустил руки, подавленный горем, а продолжал неустанно трудиться. Число созданных им произведений - около 10000, среди них несколько сотен портретов, в основном земляков художника.
Произведения Пластова реалистичны, в них нет стремления что-то приукрасить. Художник полагал, что нужно изображать жизнь, людей, такими, какие они есть. Нужно увидеть красоту в простых вещах и явлениях и максимально точно запечатлеть ее. В творчестве А. А. Пластова ощущается влияние художников, входивших в «Союз русских художников» - А. Е. Архипова, Ф. А. Малявина, К. А. Коровина, а также С. В. Герасимова.
Известность А. Пластову принесла картина «Колхозный праздник» (1937 г.). Нужно отметить, что это полотно не было лишено идеологической подоплеки: правда и миф о счастливой советской деревне тесно переплелись, осененные портретом «вождя народов» Сталина.
Среди работ Пластова необходимо отметить такие полотна, как «Фашист пролетел» (1942 г.), «Жатва» (1945 г.), «Сенокос» (1945 г.). Каждая из этих картин отмечает вехи российской истории, показывая бессмысленность и противоестественность войны, нищету русской деревни и послевоенные чаяния простого народа. Картину «Весна» (1954 г.) нередко расценивают как символическое переосмысление художником хрущевской «оттепели».
Одной из лучших работ Пластова искусствоведы считают «Ужин трактористов» (1951 г.). Нужно отметить, что художник работал не только как живописец, но и как иллюстратор книг русских классиков, например А. Чехова, Л. Толстого и др.
Взгляды Пластова на искусство были достаточно консервативными. Художник неоднократно критиковал авангардистские тенденции в искусстве, расценивая их как разрушение традиции. А. А. Пластов был удостоен звания народного художника СССР, а также избран действительным членом Академии художеств СССР. Удостоен Ленинской и Государственной премий. Скончался художник в 1972 г. в родном селе.
А теперь внимательно посмотрим на картину А. А. Пластова «Летом». Художник запечатлен незатейливый сюжет, обычный для любого русского села. Мать и дочь ходили за грибами в лес, по дороге домой они остановились отдохнуть. В правом нижнем углу художник изобразил сидящую девочку лет пяти-семи. Рядом с девочкой лежит небольшая собака-дворняжка. Собака, хотя и отдыхает, внимательно смотрит вправо: охраняет хозяек. На коленях у девочки стоит небольшая кружка. В руках девочка держит веточку, усыпанную красными ягодами. Может быть, она хочет обобрать их и пересыпать в кружку, а может, просто съесть. Девочка одета в светлую одежду, на голове у нее повязан ярко-красный платок. Маленькие ноги босы. Мать лежит в траве позади дочери: видны лишь ее синий платок, синее платье и руки, которыми женщина заслонила лицо от ярких солнечных лучей.
В левом верхнем углу мы видим нижние части стволов двух берез и низко склоненные ветви, а также едва приметный в траве пенек. Видимо, когда- то берез было три. Кроны деревьев отбрасывают густую тень. Именно поэтому мать с дочерью и остановились на отдых под ними. Залитая яркими солнечными лучами полянка на заднем плане картины дает возможность представить, что день очень жаркий. Резким контрастом обозначена опушка леса.
В левом нижнем углу картины художник изобразил большую корзинку с двумя ручками, полную крупных белых грибов, и ведро с грибами помельче, рыжевато-коричневого цвета. И корзина, и ведро наполнены доверху - видно, что поход матери и дочери был удачным. На переднем плане в траве стоит большой глиняный кувшин, что вполне оправданно: в жару очень хочется пить, и мать с девочкой предусмотрительно взяли с собой питье. Опустевший кувшин, кроме того, может пригодиться и для сбора ягод. Но на картине нельзя увидеть, что в кувшине.
Нужно обратить внимание и на то, как художник выстроил композицию картины. Люди и собака занимают лишь правый нижний угол полотна. Гораздо больше места художник отвел под изображение берез и грибов в корзине и ведре. Это сделано не случайно - ведь художник назвал свою картину «Летом», следовательно, стремился показать значимые признаки этого времени года.
Цветовые решения художника основаны на контрастах. Во-первых, мы видим резкий контраст между освещенными и тенистыми участками. Если на открытом пространстве трава кажется золотистозеленой и даже серебристой, то в тени берез она более естественного, насыщенного темно-зеленого оттенка. Большое значение имеет и контраст между опушкой леса, практически черной, так что нельзя различить отдельные деревья, и залитой солнцем поляной. Также наблюдается контраст между светлыми стволами берез и темным фоном лесной опушки, светлой одеждой девочки, шерстью собаки и тенью от крон берез на траве. Шерсть собаки неоднородна по цвету: есть и совсем светлые, практически белые участки, спина коричневато-серая. Сразу привлекают внимание зрителя и яркие пятна уложенных в корзину и ведро грибов, красновато-коричневый кувшин. Еще один контраст являют собой синяя одежда женщины и красный платок ее дочери. В целом можно сказать, что краски яркие, насыщенные. Художнику удалось в полной мере запечатлеть типичный летний день в средней полосе России.
На этой странице искали:
- сочинение по картине пластова летом
- сочинение по картине А Пластова Летом
- сочинение по картине летом пластова
- сочинение по картине Пластова саня маликов
- картина Пластова летом сочинение