Биографии Характеристики Анализ

Какие есть интонации в русском языке. Что такое интонация? Виды интонации

Интонация, как было отмечено ранее, относится к суперсегментным (надлинейным, просодическим) фонетическим средствам современного русского литературного языка.

Интонация в широком смысле слона состоит из следующих элементов:

1) мелодика речи, то есть движение музыкального тона, повышения и понижения голоса;

2) ритм, то есть соотношение сильных и слабых, долгих и кратких слогов;

3) темп, то есть скорость протекания речи во времени, ускорения и замедления;

4) интенсивность речи, то есть сила или слабость произнесения, усиления и ослабления выдыхания;

5) наличие-отсутствие внутрифразовых пауз, которые делят фразу на речевые такты;

6) тембр – окраска звука, которая зависит от того, какие обертоны сопутствуют основному тону, т.е. от сложных колебательных движений, дающих звуковую волну; в русском языке тембр отличает друг от друга многообразные оттенки ударных и безударных гласных, а также различную окраску согласных; тембр – индивидуальная особенность звука (у мужчин, женщин, детей тембр речи различен; различен он у тех, кто говорит, допустим, басом или тенором), но есть и постоянные составляющие окраски звука, в результате чего [э] всегда будет отличаться от [а] или [р] от [м].

31. Типы интонационных конструкций в русском языке

В русском языке выделяют семь типов интонационных конструкций (ИК):

ИК-1 (понижение тона на гласном центра):

После разговора он задумался .

ИК-2 (на гласном центра движение тона ровное или нисходящее, усилено словесное ударение):

А куда же мне идти ?

ИК-3 (резкое повышение тона на гласном центра):

Разве могу забыть ?

ИК-4 (на гласном центра понижение тона, затем повышение; высокий уровень тона держится до конца конструкции):

А как же ужин ?

ИК-5 (два центра; на гласном первого центра повышение тона, на гласном второго центра – понижение):

Я не видел её два года!

ИК-6 (повышение тона на гласном центра, высокий уровень тона сохраняется до конца конструкции; ИК-6 отличается от ИК-4 более высоким уровнем тона на гласном центра, например, при выражении недоумения или оценки):

Какой интересный фильм!

ИК-7 (повышение тона на гласном центра, например, при выражении экспрессивного отрицания):

Выполнил задание ? – Выполнил !

32. Функциональный аспект изучения звуков. Звук речи, звук языка, фонема.

Выступая в речи, звуковые единицы служат для образования и различения слов и форм. Слова и формы различаются составом образующих их звуковых единиц. Различия могут иметь неодинаковый характер: два слова могут различаться полностью по составу представленных в них звуков (ср.: кол и дам); они могут различаться количеством звуков (ср.: луг и плуг); последовательностью одних и тех же звуков (ср.: кот и ток) и, наконец, только одной звуковой единицей при тождестве всех остальных единиц (ср.: дом и дам, бил и пил, рос и рот, урон и урок и т. д.). Если два слова отличаются друг от друга только одной звуковой единицей, а во всем остальном они тождественны, то можно утверждать, что в данном случае две звуковые единицы, противопоставленные друг другу в тождественной фонетической позиции, выполняют в языке функциональную роль, выступая в качестве средства различения данных словоформ, т. е. в качестве фонем языка. Следовательно, фонема - это такая единица звуковой системы языка, которая самостоятельно может различать слова и формы. Сопоставляя словоформы [дал] - [дол] - [дул] и расчленяя их по составляющим эти формы звуковым единицам - [д/а/л] - [д/о/л] - [д/у/л], можно установить, что они отличаются друг от друга гласными 1а], [о], [у], которые находятся в тождественной фонетической позиции - под ударением между твердыми согласными (в приведенных примерах даже между одинаковыми твердыми). Значит, единственное звуковое различие между этими формами заключено в качестве гласного, а поэтому [а], [о], [у] выступают здесь как различители словоформ, т. е. как фонемы. Если эти гласные могут выступать в одной и той же фонетической позиции, то, следовательно, их качество, т. е. определяющие их признаки, не зависит от позиции, не обусловлено этой позицией. Однако такое утверждение будет неточным, если не учесть одного немаловажного обстоятельства. Дело заключается в том, что звуковые единицы всегда выступают в соседстве с другими единицами и испытывают на себе их влияние; иод таким влиянием они могут изменять свое качество, т. е. присущие им признаки. Выше (см. § 64) уже говорилось об изменении ударных гласных звуков под влиянием соседних твердых и мягких согласных: непередние гласные под влиянием мягких согласных испытывают передвижку вперед, а передние под влиянием твердых передвигаются назад или в позиции между мягкими приобретают напряженность и закрытость. Если сопоставить словоформы [вал] - [в’-ал] - [ва"л’с] - [в’ал’], то можно установить, что в этих словоформах есть «разные» звуки [а] - от [а] непереднего до [а] переднего образования, но у всех этих [а] есть два одинаковых признака: все они нижнего подъема и нелабиализованные; различие же их заключается в непереднем-переднем характере звука. Следовательно, у всех этих [а] есть дза признака, которые не зависят от позиции гласного (т. е. от качества соседних согласных), и один зависимый от этой позиции признак. Независимыми признаками оказываются степень подъема языка и отсутствие лабиализации, а зависимым - ряд образования звука. Если сопоставить словоформы [в’-ал] и [в’-ол], [л’-ак] и [л’-ук], то вновь можно установить, что они отличаются друг от друга гласными [¦а] - [-о] и [-а] - [*у], не совпадающими полностью с [а] - [о] в [вал] - [вол] и с [а] - [у] в [лак] - [лук], но имеющими одинаковые признаки степени подъема языка и отсутствия-наличия лабиализации. Итак, при артикуляционно-физиологической характеристике гласных (см. §61) нет необходимости различать признаки, независимые от позиции, и признаки, зависимые от позиции; именно поэтому каждому гласному звуку приписываются три признака: степень подъема языка, отношение к лабиализации и ряд образования. Теперь, когда звуковые единицы рассматриваются в функциональном плане, необходимо отличить независимые, постоянные признаки звуковых единиц и зависимые, переменные признаки, так как по постоянным, или конститутивным, признакам фонемы различаются друг с другом, а по переменным они отличаться друг от друга не могут. Следовательно, фонема -¦ это такая звуковая единица, которая образуется совокупностью присущих ей конститутивных признаков и отличается от другой фонемы по составу этих признаков. Переменные, зависимые от позиции признаки в определение фонемы не входят. Отсюда становится ясным, что фонема - это не произносимый реально звук речи, а определенная абстракция, отвлечение от звуков речи, обобщение звуков речи в единицу более высокого порядка. Ведь если, исходя из сказанного о постоянных признаках гласных русского языка, определять гласные фонемы по двум их конститутивным признакам, то надо будет сказать, что фонема (а) \ например,- это гласная фонема нижнего подъема нелабиализованная, (о) - среднего подъема лабиализованная, (и) - верхнего подъема нелабиализованная и т. д. и что по этим двум признакам эти фонемы противопоставлены друг другу. Однако в этом случае фонема (а) выступает и в словоформе [бас], и в словоформе [б’ас’], фонема (о) - ив словоформе [м’-от], и в словоформе [т’бт’]я, фонема (и) - ив словоформе [п’ил], и в словоформе [пыл], хотя в каждой данной словоформе звук речи иной по сравнению со звуком в другой словоформе. Поэтому можно сказать, что фонема как функциональная единица не совпадает со звуком речи: она только реализуется в звуках речи, которые представляют собой ее аллофоны. Каждый аллофон фонемы отличается от другого аллофона этой же фонемы переменным признаком, зависящим от позиции; а все аллофоны принадлежат данной фонеме потому, что все они обладают одной и той же совокупностью конститутивных признаков. Итак,фонема недана нам в непосредственном наблюдении, ибо это- абстрактная единица звуковой системы; в непосредственном наблюдении - в речи - даны аллофоны фонем, т. е. звуки речи, определяющиеся совокупностью постоянных и переменных признаков звуковых единиц. Общее определение фонемы может быть сформулировано следующим образом: фонема - это единица звуковой системы языка, которая может самостоятельно различать словоформы данного языка, противо- поставляясь другой фонеме в тождественной фонетической позиции совокупностью присущих каждой из них конститутивных признаков, и которая реально представлена в речи одним или несколькими звуками речи, являющимися ее аллофонами. Если фонема есть обобщение ее аллофонов, в которых она реально выступает, а аллофоны как звуки включают в себя переменные, позиционно обусловленные признаки, то, следовательно, это обобщение есть «снятие» всего позиционного и сведение по существу неограниченного ряда звуков речи к ограниченному числу фонем, которые и выполняют в языке функциональную роль различителей слов и их форм. Так, например, в словоформах [вал], [в’-ал], [ва-л’]ик, [в’ёл’]ить выступает четыре «вида» [а], отличающихся друг от друга характером положения языка по отношению к передней-непередней зоне образования, и изменение этого характера целиком зависит от твердости-мягкости соседних согласных. «Снятие» этого признака позволяет установить, что все эти четыре [а] могут быть «объединены» в одно по наличию у них общих признаков - нижнего подъема и отсутствия лабиализации,- независимых от фонетической позиции, т. е. постоянных; и именно поэтому эти четыре [а] могут быть представлены как четыре аллофона одной фонемы (а). Отождествление различных звуковых «представителей» той или иной фонемы позволяет установить ограниченное число фонем, которые сбэспечивают все потребности языка в различении словоформ. Возможность обзспечить потребности языка небольшим числом фонем связана с многообразием сочетаний и с разветвленной системой противопоставления фонем в тождественных фонетических условиях. Характер сочетаемости и противопоставленности фонем определяет специфику фонологической системы данного языка на данном этапе его развития, точно так же как и специфику этой системы по сравнению с фонологическими системами других языков.

То, что передается в письменном виде пунктуацией, в устной речи выражается интонацией. Чтобы наиболее полно донести свое мнение, необходимо научится говорить выразительно, применяя все богатство интонаций. Означая в переводе с латинского «громкое произношение», типы речи позволяют выразить эмоции, чувства, переживания. Интонация - это изменение основного тона, разделяющее поток речи на отдельные отрезки, имеющее эмоциональное значение.

Интонация - устное выражение письменной пунктуации

Определение понятия

До середины прошлого столетия исследования, определяющие, что такое интонация, проводились только в направлении различения типа высказывания. На вопрос, какой бывает интонация, каждый из авторов словарей русского языка отвечает по-своему. С 1940 г. возрос интерес к выявлению видов носителей интонации и синтаксиса. Российским лингвистом Е.А. Брызгуновой в 1960 году была предложено значение слова интонация как определенного конструктивного построения. Даль определяет это понятие, как сильное голосовое ударение.

Значение слова по Ожегову дается таким образом:

  • манера произношения;
  • точность звучания голоса;
  • голосовые средства языка, дающие представление об отношении человека к тому, что он высказывает.

Энциклопедический словарь дает определение нескольких видов интонации:

  • силлабическая организация речи, представляющая средство выражения различных синтаксических назначений и категорий;
  • присущее стихотворной речи повышение голоса и понижение с паузой в конце, которое может не совпадать с фразой синтаксической интонацией.

Филолог Л. В. Щерба ввел в обиход феномен эмфатического ударения, который при удлинении ударной гласности усиливает эмоциональную окраску голоса.

Понятие интонации

Основные функции

Фразовые акценты выполняют наиболее важные функции, когда направление движения тональности указывает на то, какая цель преследуется при высказывании. Интонационные средства можно разделить на два основных типа:

  • индивидуальная фразовая манера произношения;
  • интегральные или неакцентные характеристики, которые охватывают предложение полностью или распространяются на группу слов.

Фразовая интонация и ее виды используется совместно с разными языковыми средствами. Способ применения ее элементов зависит от того, в каком языке они применяются. В России и Германии важнейшим средством выражения правильного отношения в изложении является физическая выразительность речи и распределение силы ударения на отдельных словах или слогах. Данная функция во французской языковой системе обеспечивается так называемым описательным оборотом. Вместе с тем существуют общие признаки интонационного построения. Это справедливо в отношении повествовательного сообщения, которое выражается приятным для слуха понижением звука в конце фразы.

Наиболее значимое интонационное средство, весомость которого не зависит от используемого языка, вариации эмоциональных тембров голоса.

Меняя тон произносимых слов, он может производить психологическое воздействие на другого человека, добиваясь определенного воздействия. О категоричности утверждения свидетельствует резкое падение тона, а слегка подымающийся тон небольшой глубины указывает на сомнение или недоумение. Одно и то же слово, произнесенное в другой тональности, оказывает разное эмоциональное воздействие. Для выражения эмоционального состояния активно применяются сила и высота голоса. При взволнованном или обеспокоенном состоянии скорость речи возрастает, а угнетенность, усталость выражается замедленной, тихой речью.

Важные элементы

Компоненты интонации подразделяются на следующие элементы:

  • выражение эмоций и чувств посредством тембра голоса;
  • уровень прилагаемых усилий при произношении;
  • паузы в звучании, позволяющие выделить фразы из общего потока слов;
  • звучание главного тона: понижение или повышение.

Звуковая организация речи делится на следующие типы:

  • повествовательная;
  • вопросительная;
  • восклицательная.

Первый вид характеризуется ровным и спокойным тоном с периодическим повышением и понижением голоса. Вопросительную интонацию отличает понижение тона в начале фразы и повышение по завершении. Для восклицательной интонации характерно резкое повышение тона голоса в конце. Среди фонетических факторов, определяющих виды интонации, кроме мелодики речи, выделяют:

  • ритмическое чередование слогов по длине, ударению;
  • быстроту произношения слов, т. е. темп;
  • паузы, усиливающие смысловое значение;
  • тембр, передающий глубочайшие оттенки голосового звучания;
  • интенсивность произношения;
  • фразовые и логические ударения, обращающие внимание на важные, с точки зрения оратора, слова.

Функцией интонации является также возможность участия частотных структур в оформлении разных типов предложений. В повествовательном высказывании различают интонационную вершину, подчеркнутую высоким тоном. Низким тоном указывают на интонационное понижение. Вопросительный вид предложения оформляют повышением голоса. Если вопрос содержится в слове, то повышением голоса выделяют только его. В этом случае интонационное звучание зависит от места его расположения. Восклицательная функция подразделяется на собственно восклицательный вид, где высота тона находится между повествованием и вопросом, и побудительный, который содержит просьбу или приказ. Произносится с побудительной интонацией. Определенную роль в структуре играет ударение, с помощью которого выделяют нужные слова. Кроме словесного, существует так называемое синтагматическое ударение. Синтагма, с помощью выделения из общего речевого потока какой-либо части предложения, создает смысловые группы.

Для выделения наиболее важных в смысловом выражении слов, усиливающих понимание ситуации, используют логическое ударение.

Интонационная конструкция в русском языке бывает завершенной и незавершенной. В завершенной конструкции интонация подчеркивает смысл фразы, которая отделяется от других паузой.

В незавершенной конструкции выражаются отношения между частями фразы, которые отделяются друг от друга более короткими паузами, чем при завершенной интонации. Повышение и понижение тона, темп речи и распределение пауз зависит от того, какая разновидность незавершенной интонации используется. Интонационное сопоставление характеризуется равномерной монотонностью речи, логическим ударением на составляющих словах и короткими паузами между ними. Тип интонации зависит от эмоциональности высказывания.

Фразы можно произносить спокойно, а можно менять громкость и темп, по-разному расставляя ударения в словесной конструкции. Сегодня интонационные разновидности русского языка изучены еще недостаточно хорошо, и перечисленные виды не передают всего богатства языка.

1. Что такое интонация?

2. Из каких компонентов состоит интонация?

3. Какие виды мелодики свойственны русскому языку?

4. Каковы основные функции интонации?

Интонация – очень важная и развитая сторона русского языка: очень многое в речи передается не словами, а интонацией.

Так, предложения, одинаковые по своему лексическому составу и синтаксическому построению, могут различаться по интонации и, как следствие, по смыслу. Например, предложение: Какая у него профессия – может быть произнесено с шестью разными интонациями, и в соответствии с этим оно будет иметь разные значения:

1. Какая у него профессия. (Данное повествовательное предложение может быть использовано в качестве заголовка к статье о чьей-либо профессии).

2. Какая у него профессия? (Обычное вопросительное предложение с целью узнать чью-либо профессию).

3. Какая у него профессия? (Вопросительное предложение-переспрос, т.е. воспроизведение вопроса отвечающим, например:

– Какая у него профессия?

– Какая у него профессия? Летчик.

(Вопрос-переспрос характеризуется специфическим ускоренным темпом).

4. Какая у него профессия? (Вопросительное предложение – припоминание произносится с замедленным темпом).

5. Какая у него профессия! (Восклицательное предложение, выражающее восхищение, положительную оценку, т.е. оно означает, что профессия очень хороша).

6. Какая у него профессия! (Восклицательное предложение, выражающее отрицательную оценку, т.е. оно имеет значение: нет у него никакой профессии).

Предложения, разные по лексическому составу, могут быть одинаковы по интонации, например: Ты написал реферат? Ты пойдешь в кино? Алишер сдал лабораторную работу?

Интонация – это повышение и понижение тона с целью выделения смысловых частей в речи и выражения отношения говорящего к тому, о чем он говорит.

Интонация состоит из следующих компонентов:

1. ударения,

2. мелодики,

4. темпа речи,

5. тембра речи.

Логическое ударение. От словесного ударения, т.е. ударения, присущего каждому отдельному слову, отличают логическое (смысловое) ударение. Логическое ударение является важнейшим компонентом русской интонации. Оно служит для выделения самого важного по смыслу слова. Например, предложение: Мы ходили в музей, можно прочитать по-разному, если менять в нем логическое ударение:

1. Мы ходили в музей. (Подчеркивается, что именно мы ходили в музей).

2. Мы ходили в музей. (Утверждается, что ходили).

3. Мы ходили в музей. (Делается акцент на том, куда ходили).

Слово, стоящее под ударением, может выделяться с помощью разных средств. Если подударенное слово стоит не в конце предложения, то оно выделяется силой (интенсивностью) словесного ударения, повышением тона голоса, увеличением длительности его звучания. Если подударное слово стоит в конце предложения, то оно выделяется только длительностью, замедлением темпа.

Неправильное размещение смыслового ударения искажает смысл высказывания или его интонационный рисунок, типичный для русской речи.

Упражнение 118.

Прочитайте предложения, расставьте словесные ударения. Затем прочитайте, делая логическое ударение на выделенных словах.

1. Я подарил брату книгу. 2. Я подарил брату книгу. 3. Я подарил брату книгу. 4. Я подарил брату книгу.

Упражнение 119.

Прочитайте с разным логическим ударением предложение: Летом мы отправимся в туристический поход, отвечая на вопросы:

1. Когда мы отправимся?

2. Кто отправится?

3. Отправимся ли?

4. Куда отправимся?

5. В какой поход?

Упражнение 120.

Прочитайте вопросительные предложения, перемещая в каждом из них смысловые ударения в зависимости от ответов, данных в скобках.

2. Он купил билеты на поезд? (Да, купил. Нет, на самолет).

3. Вы были вчера на заседании? (Нет, был декан. Да, был. Нет, на конференции).

4. Ты пойдешь завтра в театр? (Да, в театр. Нет, в кино. Да, пойду. Нет, буду вечером заниматься. Нет, сегодня. Да, завтра. Нет, сестра. Да, я).

Упражнение 121.

Из данных в скобках ответов выберите соответствующие вопросу, учитывая указанное смысловое ударение. Постройте и прочитайте диалоги, соблюдая правильное ударение в вопросах.

1. Художник много ездил по Средней Азии? (Да, по Средней Азии. Нет, ездил писатель. Да, много.) 2. Художник путешествовал с другом? (Нет, с проводником. Да, путешествовал. Да, художник.)

Мелодика. Повышение или понижение высоты основного тона голоса называется мелодикой. Мелодика является важным средством передачи и восприятия смысла речи, средством выражения различных синтаксических и эмоционально-экспрессивных значений. С помощью мелодики выражаются различные цели высказывания: сообщение, побуждение к действиям, вопрос, восклицание, просьба, порицание и т.д. Предложения, состоящие из одних и тех же слов и одинаковые по синтаксическому построению, в зависимости от особенностей мелодики могут приобретать разный смысл, например: Она не придет. Она не придет? Она не придет!

В русской речи различают четыре вида мелодики:

3. Восходяще-нисходящая, то есть повышение тона в начале и понижение в конце, в результате чего наблюдается своеобразный излом мелодической линии, воспринимающийся как пауза; такое движение тона характерно для произнесения обособленных оборотов и придаточных определительных, стоящих в середине предложения;

4. Ровная мелодика, то есть одинаковая высота тона на протяжении определенного отрезка речи, характерная для произнесения вводных и вставных конструкций, обращений.

Упражнение 122.

Сравните предложения, отличающиеся мелодикой.

1. Книги встречают нас в раннем детстве и сопровождают нас всю жизнь. (К. Паустовский)

2. Я к вам пишу – чего же боле? Что я могу еще сказать? (А.Пушкин)

3. Нет на свете человека счастливей меня!

4. Скромная природа тех мест, где я провел первые годы моей сознательной жизни, не блистала пышной красотою. (И.С. Микитов)

5. Всякое искусство – и об этом очень хорошо знают актеры на сцене – есть диалог между художником и публикой. (В. Солженицын)

Упражнение 123.

Фразы разной интонационной структуры произнесите с правильной интонацией.

1. Конференция по русскому языку переносится на следующую неделю. Разве конференция по русскому языку переносится на следующую неделю? Неужели конференция по русскому языку переносится на следующую неделю? Переносится ли конференция по русскому языку на следующую неделю? Точно ли конференция по русскому языку переносится на следующую неделю? Почему это конференцию по русскому языку перенесли на следующую неделю? Как могли перенести конференцию по русскому языку на следующую неделю!

2. – Какой сегодня день?

– Сегодня суббота.

– Сегодня суббота?!

3. – Кем он работает? Инженером?

– Какой он инженер! Знаю я таких инженеров!

4. Мы сегодня были на концерте Кумуш Раззаковой. Какой замечательный голос!

5. Дайте, пожалуйста, эту книгу. Дайте эту книгу. Дайте мне книгу немедленно! Не дадите ли вы мне эту книгу?

Упражнение 124.

Прослушайте текст. Проследите за мелодикой предложений. Прочитайте вслух. Выделите и читайте синтагмы, отличающиеся нисходящей и восходящей мелодикой.

Нет ничего прекрасней кустов шиповника! Помните ли вы их, милый читатель? Мой вопрос не слишком невежлив; ведь верно же, что многие и многие проходят мимо множества чудесных вещей, стоящих или двигающихся по пути. Мимо деревьев, мимо кустов, птиц, детских личик, провожающих нас взглядами где-то на пороге ворот… Красная узкая птичка вертится во все стороны на ветке – видим ли мы ее? Утка опрокидывается головой вперед в воду – замечаем ли мы, как юмористично и обаятельно это движение, хохочем ли мы, оглядываемся ли, чтобы посмотреть, что с уткой?

Ее нет! Где она? Она плывет под водой… Подождите, она сейчас вынырнет! Вынырнула, отшвырнув движением головы такую горсть сверкающих капель, что даже трудно подыскать для них метафору. Постойте-ка, постойте-ка, она, вынырнув, делает такие движения головой, чтобы стряхнуть воду, что кажется, утирается после купания всем небом.

Как редко мы останавливаем внимание на мире! Вот я и позволяю себе поэтому напомнить читателю о том, как красив шиповник. В тот день он показался мне особенно красивым. Может быть потому, что я несколько лет не встречал его на своем пути.

(Ю. Олеша)

Комментарии к тексту: обаятелен (кр. ф. прил. обаятельный) – обладающий притягательной силой, очаровательный; метафора – слово, употребленное в переносном значении, основанном на сходстве, сравнении, аналогии.

Задания к тексту:

1. Определите основную мысль текста.

2. Объясните, почему в тексте много вопросительных и восклицательных предложений. Прочитайте поочередно повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения.

Пауза. Остановка, перерыв в звучании называется паузой. Пауза является средством членения речевого потока на звенья. По продолжительности различают паузы большие и малые, что условно принято обозначать - //, /. В письменной речи паузы обозначаются различными знаками препинания: точкой, двоеточием, тире, запятой, точкой с запятой, однако полного соответствия между паузами и знаками препинания нет.

Сравните: На небе / неподвижно стоят перистые облака,/ похожие на рассыпанный снег//.

На небе неподвижно стоят перистые облака, похожие на рассыпанный снег.

(А.П.Чехов)

Николай Ростов отвернулся / и как будто отыскивая что-то / стал смотреть вдаль...

Николай Ростов отвернулся и, как будто отыскивая что-то, стал смотреть вдаль…

(Л.Толстой)

Иногда перерыва в звучании нет, однако изменение мелодики, темпа, стык смысловых ударений на слух могут восприниматься как пауза, например: За заводами кончался город / и начиналось поле. (А.Чехов); Встает заря / во мгле холодной. (А.Пушкин)

Пауза является средством подчеркивания смысловых и эмоциональных отношений, например: Лес рубят / щепки летят (пословица); В углу стоял медведь / из шоколада.

Упражнение 125.

Прослушайте предложения и скажите, чем они различаются по смыслу и интонации. Повторите их за диктором или преподавателем.

И поверженная, черемуха не отстала от своих соседок –

И поверженная черемуха не отстала от своих соседок.

Расставьте знаки пауз.

Упражнение 126.

В следующих предложениях укажите возможные паузы. Расставьте, где нужно, знаки препинания. Объясните, как изменяется смысл при изменении места паузы.

Образец: Казнить,/ нельзя помиловать.

Казнить нельзя,/ помиловать.

1. Девушка пыталась развлечь его рассказами. 2. Оля говорила мать больна. 3. Утомленная Маша заснула сидя за столом. 4. Женя чувствовала сестра просто так не уступит. 5. Этот человек не раз говорил брату Антон никогда не был учителем. 6. Сережа сказал Петя уже давно ушел домой.

Упражнение 127.

Прочтите приведенный текст, соблюдая правильную интонацию. Спишите этот текст, проследите, всегда ли паузы совпадают со знаками препинания.

Очевидно, в природу надо входить, как входит каждый, даже самый слабый звук в общее звучание музыки. Природа будет действовать на нас со всей силой только тогда, когда мы внесем в ощущение ее свое человеческое начало, когда наше душевное состояние, наша любовь, наша радость или печаль придут в полное соответствие с природой нельзя уже будет отделить свежесть утра от света любимых глаз и мерный шум леса от размышлений о прожитой жизни.

Пейзаж – не довесок к прозе и не украшение. В него нужно погрузиться, как если бы вы погрузили лицо в груду мокрых от дождя листьев и почувствовали их роскошную прохладу, их запах, их дыхание.

Проще говоря – природу надо любить, и эта любовь, как и всякая любовь, найдет верные пути, чтобы выразить себя с наибольшей силой.

(К.Паустовский)

Найдите предложение, в котором заключена основная мысль текста. Передайте содержание текста.

Темп. Темп (скорость) речи зависит от быстроты следования одного звука за другим. Ускорением и замедлением темпа передаются смысловые оттенки высказывания. Быстрый темп используется для создания впечатления динамичности событий, например:

Швед, / русский – колет,/ рубит,/ режет.//

Бой барабанный,/ клики,/ скрежет/

Гром пушек,/ топот,/ ржанье,/ стон/,

И смерть, и ад со всех сторон. (А.Пушкин)

Замедлением темпа выделяется наиболее важное в смысловом плане слово. Это придает ему особую весомость, торжественность, например: Печально я гляжу на наше поколенье. Его грядущее – иль пусто,/ иль темно…

(М Лермонтов)

Тембр. Предложения могут быть произнесены с различной эмоциональностью. Например, фраза «Благодарю вас», может выражать простую благодарность, высказанную как бы мимоходом, с минимальной эмоцией, или большую признательность или, наконец, глубокую, искреннюю благодарность. Но эта же фраза может выражать и злую иронию, если она сказана с другим тембром, « с иронией в голосе». Все зависит от тембра: тембр голоса при благодарности и при иронии будет разным.

Когда говорят: «Это было сказано с радостью в голосе», или «с ненавистью», или «с изумлением», «с нежностью», «с любовью», «с презрением», тогда имеется в виду тембровая окраска.

Упражнение 128.

Прослушайте текст. Понаблюдайте за темпом (замедления отмечены разрядкой, ускорения – курсивом). Обратите внимание на темп повествования в первой части текста и во второй.

Лес и степь.

Вы отъехали / версты четыре. Край неба / а л е е т; в б е р е з а х / просыпаются,/ неловко перелетают галки;/ воробьи чирикают около черных скирд. Светлеет воздух,/ видней дорога,/ яснеет небо,/ белеют тучки,/ зеленеют поля. А между тем / заря разгорается,/ вот уже золотые полосы протянулись по небу,/ в оврагах клубятся пары; жаворонки звонко поют,/ предрассветный ветер подул,/ и тихо всплывает багровое солнце. Свет так и хлынет потоком;/ сердце в вас встрепенется как птица.

Свежо,/ весело,/ любо! Далеко видно кругом. Вон за рощей/ д е р е в н я;/ вон подальше / д р у г а я,/ с белой церковью,/ вон березовый лесок на горе;/ за ним болото,/ куда вы едете. Живее, кони,/ живее! Крупной рысью вперед!.. Версты три осталось,/ не больше. Солнце быстро поднимается;/ небо чисто. Погода будет славная. Стадо потянулось из деревни/ к вам навстречу. Вы взобрались на гору… Какой вид!

(И.Тургенев)

Комментарии к тексту:

Верста – русская мера длины, равная 1,06 км; алеть – становиться алым (ярко- красным); скирда – большой, обычно продолговатый стог сена; потянулись – начали двигаться одна за другой; клубиться – подниматься клубами (шарообразно); встрепенуться – внезапно вздрогнуть.

Прочитайте текст, делая смысловые ударения на выделенных (жирным шрифтом) словах. Прочитайте текст еще раз; следите за темпом речи и тембровой окраской эмоциональных восклицаний.

Упражнение 129.

Произнесите предложение, соблюдая тембровую окраску.

1. Зачем ты это сделал? (угроза);

2.Зачем ты это сделал? (обычный вопрос);

3.Зачем ты это сделал? (душевная боль);

4.Зачем ты это сделал? (отчитывание);

5.Зачем ты это сделал? (сильное чувство сожаления);

6.Зачем ты это сделал? (недоумение);

Упражнение 130.

Прочитайте предложения:

1. Мороз и солнце, день чудесный! (А.Пушкин)

2.Погода великолепная. Воздух тих, прозрачен и свеж. (А.Чехов)

а) тоном диктора телевидения, сообщающего прогноз погоды; б) тоном человека, который уснул под завывание метели и утром удивился перемене погоды; в) тоном ученика, скучающего на уроке и с тоской глядящего в окно; г) тоном пушкинского героя, который радостно будит спящую подругу, предвкушая веселую и приятную прогулку.

Повторите каждый вариант интонирования вместе с преподавателем, а затем самостоятельно.

Упражнение 131.

Составьте предложения с обращениями. Произнесите каждое обращение: а) ласково; б) иронически; в) раздраженно–гневно. Укажите особенности каждого варианта интонирования.

Основные функции интонации. В русской речи интонация выполняет пять основных функций: смыслоразличительную, выделительную, объединительную, разграничительную, эмоционально – экспрессивную.

Смыслоразличение – это основная функция интонации. Интонация используется для различения смысла и оттенка смысла высказывания. Важнейшими средствами смыслоразличения являются логическое (смысловое) ударение, мелодика и паузы (их место и количество).

Своеобразная мелодика и тембр могут придать высказыванию противоположный смысл, например: Замеча-а-ательно! Красота-а! (произнесено восторженно - одобрительно, со значением «что-то хорошее, достойное похвалы и восхищения») и Замеча-а-ательно!, Красота-а!.. (произнесено иронически–неодобрительно, со значением «что-то плохое, вызывающее возмущение» и т. п.).

Со смыслоразличительной функцией тесно связана выделительная функция интонации. Усиление словесного ударения и замедление темпа речи служат для выделения в потоке речи наиболее важных по смыслу слов. Замедлением темпа выделяется наиболее важное предложение.

Объединительная функция интонации проявляется в том, что с помощью интонации (точнее мелодики) слова объединяются в синтагму, синтагмы – в предложения, а предложения – в так называемое сверхфразовое единство (сложное синтаксическое целое).

Разграничительная функция интонации проявляется в том, что интонация расчленяет речевой поток на предложения, синтагмы, слова и служит одним из звуковых средств выражения синтаксического членения речи.

Эмоционально-экспрессивную функцию интонация выполняет, когда используется для выражения эмоционального состояния говорящего (то есть его настроения), а также для выражения отношения говорящего к тому, о чем он говорит. Основными средствами обозначения эмоционально - экспрессивных оттенков русской речи служит тембр и мелодика.

С помощью экспрессивной интонации (удлинения звуков ударного слога в выделенном слове) можно передать большую степень признака: А на улице тума-ан - тума-ан… (о густом тумане); положительные эмоции: Он такой сла-авный. Такой до-обрый!; отрицательные эмоции: Он такой г-гадкий человек! и т.п..

Правильная интонация: что это?

Интонация - отличительный признак устной речи

Интонация: что это?

5. Значение интонации для формирования выразительной речи.

6, основные элементы интонации


Интонация – это изменение основного тона, интенсивности и длительности звучащего предложения, которое способствует членению потока речи на отдельные отрезки – синтагмы, и имеющиее кроме синтаксического значения также эмоциональное значение. При помощи интонации говорящий выражает свои чувства, пожелания, волеизъявления и т.п.

Обычно под интонацией понимают целый ряд средств организаций звучащей речи, это прежде всего мелодика, динамика (сила) звучения отдельных слов, темп речи, тембр речи и паузы. Все они существуют в своей совокупности и единстве, и таким образом, в целом, интонация относится к суперсегментмым элементам, имеющим отношение или к целому предложению, или к его отрезкам – синтагмам.

Интонация индивидуальна, у каждого говорящего свой средний тон речи, который в зависимости от ситуации может или повышаться или понижаться, но в общем в языке имеются общие закономерности при применении интонации, которые позволяют выделить основные интонационные конструкции (ИК) . В современном русском языке как правило выделяется семь основных интонационных конструкций.

Каждый тип ИК имеет свой интонационный центр (ИЦ) , т.е. слог, на который падает основное синтагментное или фразовое ударение, на этом слоге мелодия предложения или понижается или повышается, в некоторых случаях может произойти и довольно сложное комбинированное движение мелодии от понижения к повышению и наоборот. Кроме того, как правило, выделяется и, так называемая, предцентровая часть , произносимая обычно на среднем тоне говорящего и, так нызываемая, постцентровая часть , которая в зависимости от ситуации может произноситься или с постепенно нисходящей мелодией, или, наоборот, на более высоком тоне, чем предцентровая часть.

Значение интонации для формирования выразительной речи

Когда мы говорим, то ставим перед собой определенные задачи: убедить собеседника в чем-то, сообщить что-либо, спросить о чем-то. Для того чтобы лучше донести до слушателя свои мысли, необходимо позаботиться о логической выразительности речи .

Интонация всегда признавалась важнейшим элементом устной вербальной коммуникации , средством формирования любого слова и сочетания слов в высказывании, средством уточнения его коммуникативного смысла и эмоционально-экспрессивных оттенков. Компонентами интонации являются мелодика, фразовое ударение, темп, тембр и пауза, которые, взаимодействуя между собой, выполняют в речи различные функции, важнейшими из которых являются коммуникативная, смыслоразличительная и эмоционально-экспрессивная (Бондарко Л.В., 1991; Зиндер Л.Р., 1979; Светозарова Н.Д., 1982).

Правильное использование интонации в речи позволяет не только точно передать смысл высказывания, но и активно эмоционально-эстетически воздействовать на слушателя. С помощью интонации говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывание и его смысловые части. Противопоставляют высказывание по цели (вопрос, повествование, волеизъявление), выражают и воспринимают субъективное отношение к высказанному (Брызгунова Е.А., 1963).



Понятие интонации составляют последовательные изменения высоты тона (мелодии), силы голоса (интенсивность звучания), внутрифразовх пауз (логических и смысловых), темпа (ускоренный или замедленный) в произнесении слов и фраз, ритма (сочетания сильных и слабых, долгих и коротких слогов), тембра (эстетической окраски) звука.

Логическая выразительность - важнейшее условие любого вида речи. Сюда входят следующие аспекты. Мелодика - чередование повышения и понижения голоса в зависимости от смысла высказывания (вопрос, утверждение, восклицание). Каждая фраза имеет свой мелодический рисунок.

Логическое ударение - выделение главного по смыслу слова во фразе. Выделяется - это значит произносится с большей силой и длительностью, чем остальные слова в предложении. Логическим центром может быть любое слово в предложении в зависимости от того, что хочет подчеркнуть говорящий.

Логическая пауза - деление фразы на смысловые отрезки. Каждый речевой такт отделяется от другого остановками различной длительности и наполненности, которые в текстах упражнений обозначаются символами, совпадающими, как правило, со знаками препинания, а именно:

Пауза короткая по длительности для добора воздуха - знак «запятая» < , >;
пауза между речевыми тактами - знак «косая черта» < / >;
пауза между предложениями более длительная - знак «две косые черты» < // >;
пауза для обозначения смысловых и сюжетных кусков - знак «три косые черты» < /// >.

Важно не только понять значение пауз, но, самое главное, приучить се-бя делать фактические остановки. Ритм речи определяется в значительной степени ритмом дыхания. Дыхательные движения носят ритмический, равномерный характер, с правильным чередованием фаз дыхательного цикла по продолжительности и глуби-не. При этом вдох короче выдоха, что важно для речи и голосообразования и собственно говорения. Изменение ритма дыхания влечет за собой изменения ритма разговорной речи. Ритм дыхания диктует предел возможного удлинения выдоха, этот предел обусловлен индивидуальной жизненной емкостью легких.

Интеллектуальная корректировка, заданность структуры высказывания в целом обычно не позволяют говорящему разрывать вдохом слова, словосочетания, связанные сильной семантико-синтаксической связью.

Таким образом, ритм дыхания не сам по себе, а во взаимодействии с интеллектуальным фактором определяет и регулируетритм речи . Индивидуальные колебания естественных ритмов дыхания у различных людей определяют разнообразие ритмов разговорной речи.

«Буквы, слоги и слова, - пишет К.С. Станиславский, - это музыкальные ноты в речи, из которых создаются такты, арии, целые симфонии. Неда-ром же хорошую речь называют "музыкальной"». Призывая к соблюдению темпоритма в речи , он рекомендует: «Образуйте из фраз целые речевые такты, регулируйте ритмическое соотношение целых фраз между собой, любите правильные и четкие акцентуации (ударения. - И. П.), типичные для переживаемых чувств».

Работа над интонацией проводится на материале звуков, слов, предложений, небольших текстов, стихотворений.

Какой бывает интонация в русском языке. Виды интонации.

Средство фонетической организации речи (интонация) делится на три типа:

  1. Повествовательная;
  2. Вопросительная;
  3. Восклицательная.

Для первого вида характерно ровное и, соответственно, спокойное произношение речи. Рассказ протекает плавно, периодически слегка повышая голос (интонационная вершина) и понижая его (интонационное понижение). Такой метод, как правило, не используется постоянно. Оратору или актеру в любом случае приходится использовать второй и третий вид фонетической ораганизации. Для вопросительной интонации характерно повышение тона голоса в начале, и его понижение ближе к концу фразы. В целом, название четко отображает суть данного вида.

Для восклицательной интонации более характерно противоположное положение вещей: тон повышается ближе к концу высказывания. Ярко выраженный эмоциональный окрас легко привлекает внимание публики. Очевидно, что ни один из способов не используется самостоятельно.

Актерам, как и ораторам, свойственен переход или поэтапное чередование одного типа с другим. Правильная интонация должна вырабатываться во время занятий с педагогами. Также достичь развития можно и в домашних условиях. Для этого можно использовать такой способ, как чтение вслух. При этом, нужно обращать внимание на знаки препинания, расставленные в конце предложения. Постижениеоснов ораторского искусства невозможно без выработки правильной интонации.