Консультация о полоролевом воспитании мальчиков и девочек: технологический компонент. Анализ непосредственного окружения
Технологический компонент педагогической культуры раскрывает ее деятельностный компонент, способы и приемы взаимодействия участников образовательного процесса, культуру общения, в том числе и речевого, использование педагогической техники, информационных и образовательных технологий и. т.д.
Этот компонент педагогической культуры характеризуется осознанностью необходимости развития всего спектра собственных педагогических способностей, как залога успешности педагогической деятельности и предупреждения вероятных ошибок, а также осмысленностью наиболее рациональных путей и способов развития этих способностей. Культура педагогической деятельности обретается в процессе практической работы путем более детального освоения и творческого применения достижений специальных, психолого-педагогических, социально-гуманитарных наук и передового опыта.
К элементам деятельностной культуры педагога можно отнести:
♦ знания и умения по содержанию, методике и организации учебно-воспитательной работы;
♦ педагогические умения (гностические, перцептивные, конструктивные, проективные, коммуникативные, экспрессивные, организаторские);
♦ педагогическую технику;
♦ педагогическую саморегуляцию.
Формирование у студентов педвуза деятельностной культуры предполагает ознакомление их с физиологическими и гигиеническими основами трудовой деятельности: с сущностью разных режимов нагрузки на организм человека и отдельные его органы, с современными теориями утомления и факторами, приводящими к утомлению и переутомлению, с простейшими приемами предупреждения утомления и восстановления работоспособности (использование массажа, сауны, приемов релаксации, эмоциональной разгрузки, физических упражнений). Особое внимание необходимо обращать на создание педагогом безопасных и гигиенически целесообразных условий для обучения и воспитания детей, знание допустимых норм освещения, температуры, шума и т.д.
Немаловажно для учителя овладеть культурой демонстрирования наглядных пособий, приборов и установок: знать, как нужно стоять у доски, демонстрируя приборы и пособия; как удобнее их располагать в плоскости обозрения; как использовать различные подставки, приборы для увеличения изображения объектов, замедленную и ускоренную съемку процессов; как оформлять записи на доске и т.д.
Культура труда проявляется в стремлении и умении личности вносить в свой труд красоту, изящество; в овладении безопасными приемами труда; в способности воплощать в своей деятельности опыт методистов и вносить элементы творчества, фантазии; в аккуратности выполненного изделия; в художественной грамотности исполнения; в стремлении к экономии; в соблюдении правил техники безопасности и производственной санитарии.
Очень важную роль в формировании культуры педагога играют обстановка, среда, в которой проводится процесс обучения и воспитания, и отношение педагогического коллектива к тем аспектам деятельности, которые составляют основу культуры труда. У будущих учителей необходимо выработать такой менталитет, при котором считалось бы неприличным ходить без сменной обуви, выставлять на всеобщее обозрение некрасивую вещь. Вся образовательная среда (окраска стен, оформление рекреаций, кабинетов) должна быть направлена на воспитание художественного вкуса. В этом плане при оценке творческих работ будущих педагогов (рефератов, докладов, наглядных пособий, аксессуаров к спектаклям, учебно-исследовательских работ) необходимо обращать внимание не только на содержание, но и на их эстетический вид, аккуратность, оригинальность оформления.
Как справедливо отмечал А.К.Гастев, культура труда - «это не "начитанность", а сноровка, и воспитывается она не агитацией, а тренажем». Поэтому большое значение в обучении и воспитании студентов педвуза имеет формирование у них умений и навыков самоорганизации, которое может осуществляться по нескольким направлениям.
Во-первых, нужно постоянное организационное совершенствование; творческий поиск путей более эффективной учебной работы. «Количество пота, выделенного при работе, часто говорит не о том, что работа трудна, а о том, что именно нет культуры труда». Необходимо, чтобы учитель знал, как с наименьшими затратами можно добиваться выполнения большого объема работы, повышая качество труда.
Культура труда - это и целесообразно оформленные учебные кабинеты, в которых накапливается, хранится и многократно используется все необходимое: диапозитивы, таблицы, карточки с заданиями для учащихся, технические средства обучения, учебники для детей, что позволяет обеспечить быстрый поиск необходимых обучающих средств. Учитель должен знать, как изготовить карточки для контроля и тесты для учащихся, чтобы они красиво выглядели, не портились при использовании; как наиболее рационально организовать выдачу и прием дидактических материалов; как удобнее хранить чертежные инструменты для доски и индивидуального пользования; как удобнее использовать технические средства обучения и классные доски, магнитную доску и фланелеграф; как правильно организовать рабочее место и т.д.
Во-вторых, необходимо умение тщательно продумывать каждое дело, за которое берешься, выполнять его на уровне максимально возможного совершенства, качества. Культура труда наиболее ярко как раз и проявляется в отношении работника к труду, к тому, что он делает. Если человек относится к делу с душой, стремится выполнять его как можно лучше, это является показателем его высокой трудовой культуры, мастерства.
В-третьих, нужно стремление к экономии во всем: в усилиях, в пространстве, в материале, во времени, в финансах.
Культура самоорганизации немыслима без практического овладения умениями и навыками управления своим интеллектуальным и физическим потенциалом, своей волей. Необходимо, чтобы учитель владел такими приемами самоорганизации, как самоанализ, самооценка, самоприказ, самовнушение, самоободрение, ориентация на идеал, самоотчет, дробление на микроцели сложных задач, эмоциональная подпитка, а также приемами релаксации и аутотренинга.
Кроме того, мастеру педагогического труда нужно уметь читать по выражению лица ребенка о его переживаниях, о его отношении к тому или иному явлению. С другой стороны, квалифицированный педагог должен владеть своим голосом, мимикой, настроением. Подобно актеру, он должен таким образом «играть на публику», чтобы ни один ученик не испытал на себе перепады настроения педагога, обусловленные внешними по отношению к школе обстоятельствами. Педагог должен владеть искусством игры и еще потому, что играя с ребенком почти на равных, он вовлекает его в позитивную деятельность, которая закономерно развивает ребенка в физическом, познавательном, эмоциональном и др. направлениях.
Трудно себе представить общение, которое бы совсем не несло познавательного или воспитательного заряда. Тем не менее в литературе и практике все больше и шире используется сравнительно «молодое» словосочетание: педагогическое общение.
Культура общения педагога проявляется в умении слушать и слышать собеседника, умении задавать вопросы, устанавливать контакты, понимать другого, ориентироваться в сложившейся ситуации общения, умении видеть и правильно интерпретировать реакцию людей, умение проявлять и передавать свое отношение по поводу чего-либо, готовность и желание общаться. Педагогическое общение - крайне сложная функция деятельности учителя так как представляет собой целенаправленное общение взрослого с ребенком. «А детство, - пишет В.А. Сухомлинский, - детский мир - это мир особенный. Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве, у них даже свое измерение времени: в годы детства день кажется годом, а год - вечностью».
Большое внимание проблемам педагогического общения уделяют современные американские педагоги. В вышедшей недавно книге Дж. Брофи и Т. Гудда «Отношения учителя и ученика» анализируются особенности «субъективного» общения учителя, проявляющиеся в избирательном отношении к ученикам. Например, установлено, что педагоги чаще обращаются к школьникам, вызывающим у них симпатии. Безразличные им ученики оказываются обойденными учительским вниманием. Учителя лучше относятся к «интеллектуалам», более дисциплинированным, исполнительным ученикам. Пассивно-зависимые и «растяпы» идут на втором месте. А независимые, активные и самоуверенные школьники совсем не пользуются учительским расположением.
В зависимости от стиля педагогического общения выделены три типа учителей: проактивный, реактивный и сверхактивный.
Первый (проактивный) инициативен в организации общения (и группового, и парного) в классе. Он четко выстраивает индивидуальные контакты с учениками, но его установки меняются в соответствии с опытом, т.е. такой учитель не ищет обязательного подтверждения однажды сложившейся ситуации. Он знает, чего хочет, и понимает, что в его поведении или в поведении учеников способствует достижению цели.
Второй тип учителя реактивный , тоже гибок в своих установках, но внутренне слаб, подчинен «стихии общения». Различие в его установках на отдельных учеников - не различие в его стратегии, а различие в поведении самих школьников. Другими словами, не он сам, а школьники определяют характер его общения с классом. Для него характерны неконкретная постановка цели и откровенно приспособленческое поведение.
Сверхактивный учитель склонен к преувеличенным оценкам своих учеников и выстраиванию, мягко говоря, не всегда осуществимых моделей общения. Если ученик чуть активнее других - он бунтарь и хулиган, если чуть пассивнее - лодырь и кретин. Выдуманные им же оценки заставляют такого учителя действовать соответствующим образом: он то и дело впадает в крайности, подгоняя под свои стереотипы реальных учеников. Ученики при этом превращаются в его личных врагов, и поэтому его поведение приобретает характер защитного психологического механизма. Такому педагогу пора уходить из школы!
Важнейшее значение для техники педагогического общения имеют овладение культурой речи (в том числе дикцией, интонацией, орфоэпией), выработка правильного дыхания, постановка голоса. Совершенствовать мастерство устной речи необходимо не только потому, что по самой специфике работы учителю приходится много говорить - рассказывать и объяснять, но и потому, что выразительное слово помогает лучше применять методы педагогического воздействия.
Педагогу нужно научиться управлять своим голосом, своим лицом, уметь держать паузу, позу, мимику, жест. А.С. Макаренко искренне считал, что он сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса.
Поэт Эдуард Асадов очень хорошо высказался:
Не кричите, говорите шепотом,
Может быть, поменьше будет лжи,
Собственным готов поклясться опытом:
Шепот - самый громкий крик души.
Кроме главного оружия педагога - слова - в его арсенале - целый набор невербальных (неречевых) средств общения:
♦ экспрессивно-выразительные движения (поза, жест, мимика, походка, визуальный контакт);
♦ просодика и экстралингвистика (интонация, громкость, тембр, пауза, вздох, смех, кашель);
♦ такесика (рукопожатие, похлопывание, поглаживание, прикосновение);
♦ проксемика (ориентация, дистанция).
Экспрессивно-выразительные движения - зрительно воспринимаемое поведение учителя, где особую роль в передаче информации играют поза, мимика, жест, взгляд. Исследования, к примеру, показали, что при неподвижном или невидимом лице учителя теряется до 10-15% информации. Дети очень чувствительны к взгляду учителя. С помощью глаз передаются самые точные сведения о состоянии, поскольку сужение и расширение зрачков не поддаются сознательному контролю. Сердитое, мрачное состояние учителя заставляет зрачки сужаться. Лицо его становится неприветливым, учащиеся чувствуют дискомфорт, эффективность работы снижается.
Установлено, что «закрытые» позы учителя (когда он как-то пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве; «наполеоновская» поза стоя: руки, скрещенные на груди, - и сидя: обе руки упираются в подбородок и т.п.) воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики. «Открытые» же позы (стоя: руки раскрыты ладонями вверх; сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта. Все это учащимися воспринимается бессознательно.
Характеристики голоса относятся к просодическим и экстралингвистическим явлениям. Энтузиазм, радость и недоверие обычно передаются высоким голосом, гнев, страх - довольно высоким, горе, печаль, усталость обычно передаются мягким и приглушенным голосом. Вспомните, как раздражали вас в школе визгливые или скрипучие голоса некоторых наставников, и вы поймете, что и голос может стать препятствием для занятия педагогическим делом. Кое-чего можно достичь самовоспитанием, но радикально помочь нельзя.
Скорость речи также отражает учительские чувства: быстрая речь - взволнованность или обеспокоенность; медленная речь свидетельствует об угнетенном состоянии, высокомерии или усталости.
Коммуникативная культура педагога предполагает использование так называемых такесических средств общения , к которым относятся поглаживания, прикосновения, рукопожатия, похлопывания. Наукой и практикой доказано, что они являются биологически необходимой формой стимуляции, особенно для детей из неполных семей, которым педагог замещает недостающего родителя. Погладив по голове шалуна или обиженного, вы иногда достигаете большего, чем всеми выбранными средствами, вместе взятыми. Право на это имеет только тот педагог, кто пользуется доверием воспитанников. Использование динамических прикосновений определяется рядом таких факторов, как статус, возраст, пол учащихся и учителей. Кроме того, в педагогическом общении используются проксемические средства, к которым относятся ориентация педагога и учащихся в момент обучения и дистанция между ними. Норма педагогически целесобразной дистанции определена следующими расстояниями:
♦ персональное общение учителя с учащимся - от 45 до 120 см;
♦ официальное общение в классе - 120-400 см;
♦ публичное общение при выступлении перед аудиторией - 400-750 см.
Одной из особенностей педагогического труда является постоянное изменение дистанции общения, что требует от педагога многократного учета изменяющихся условиям и большого напряжения.
Будущему педагогу весьма полезно знать и учитывать принципы диалогового взаимодействия учителя с детьми:
♦ ненасилие (право ребенка быть тем, кто он есть);
♦ паритетность взаимоотношений;
♦ уважение познавательного труда ребенка;
♦ уважение неудач и слез ребенка;
♦ уважение тяжелой работы роста;
♦ уважение самобытности ребенка;
♦ уважение ребенка как объекта-субъекта педагогического процесса;
♦ безусловная любовь воспитателя к воспитаннику;
♦ оптимальная требовательность и уважение;
♦ опора на положительное в ребенке;
♦ компромиссность спорных решений.
Каждая новая ситуация общения должна отличаться от предыдущей, нести новую информацию, выводить на новый уровень познания: «Продуктивным для психолого-педагогических исследований, для понимания педагогической деятельности и овладения ею представляется узкое определение общения как процесса контактирования, которое имеет своей целью намеренное влияние или воздействие на поведение, состояние, установки, уровень активности и деятельности непосредственного партнера».
Общение с детьми для педагога должно быть не тяжким долгом, а естественным и даже радостным процессом взаимодействия. Каковы условия оптимального педагогического общения ?
Во-первых, это высокий авторитет педагога . Проявление и критерий авторитетности педагога у школьников - их любовь к нему. Есть немало педагогов, рассуждающих примерно так: любят меня - хорошо, не любят - тоже не беда: позже поймут, что я делаю для них. Это в корне неправильная точка зрения. Любовь воспитанников к своему воспитателю - не одно из благих пожеланий, а могучий позитивный фактор педагогического процесса. Если проанализировать творческую мастерскую известных педагогов, то объединяет этих очень разных людей и специалистов то обстоятельство, что все они очень любимы своими учениками, которые, как правило, проносят эту любовь через всю свою жизнь. Часто говорят и пишут о такой любви как о награде мастеру, но это еще и могучее средство и важнейшее условие успеха педагогического общения, всего педагогического дела.
Второе условие успешности педагогического общения - владение психикой и приемами общения, т.е. педагог должен быть хорошо подготовлен как практический психолог. К сожалению, эта подготовка оставляет желать лучшего. Когда студентов - педагогов после первой практики спросили, что им было труднее всего, 80% из них ответили: «Найти общий язык с детьми».
И, наконец, третье составляющее успеха - это накопленный опыт , это то, что в обыденной практике и называется «сначала умение, а потом мастерство». Нужно уметь анализировать чужой опыт, а главное - накапливать свой.
Несколько слов о стиле общения педагога.
В общих чертах стиль общения педагога с детьми должен характеризоваться доброжелательностью, уважительными отношениями друг к другу, взаимной требовательностью, доверием, естественностью, искренностью, правдивостью.
В теоретической литературе, посвященной этим проблемам, общения, можно найти разные классификации стилей общения. Так, В.А.Кан-Калик выделяет следующие стили общения педагога с детьми:
♦ общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью;
♦ общение на основе дружеского расположения;
♦ общение-дистанция;
♦ общение-устрашение;
♦ общение-заигрывание.
Стиль общения на основе увлеченности совместной творческой деятельностью характеризуется устойчивым положительным отношением педагога к детям, к педагогической деятельности в целом, стремлением разрешать возникающие в учебной и воспитательной деятельности проблемы совместно с детьми. Отношения с учащимися строятся не в плоскости управления ими, а в плоскости организации совместной интересной деятельности, совместной заботы о делах класса, школы.
Стиль общения на основе дружеского расположения тесно связан с первым. Его основу составляют духовное родство, уважение человеческого достоинства, реальное признание права ребенка на уникальность, любовь к человеку. Сущность этого стиля общения хорошо отразил И.Е. Синица: «...к ученикам нужно относиться, как к своим ближайшим друзьям. А друзьям мы говорим правду, не замалчиваем их недостатков, но стараемся не обижать их, не унижать их достоинства, не отталкивать от себя, подбираем слова искренние, но не режущие, слова, которые, может быть, и приносят временную боль, но ведут к быстрому и надежному выздоровлению».
Стиль общения-дистанции характеризуется установкой педагога на сохранение определенной дистанции между ним и учениками, а также наличием различного рода психологических барьеров в общении, препятствующих налаживанию духовных контактов между партнерами (смысловых, пространственных, ролевых, ценностных и др.). Психологической основой такого стиля общения является ориентация на ложное понимание учителем того, что ему можно позволить с детьми, а что нельзя, а также ориентация на использование ложных путей поддержания авторитета учителя, престижа педагогической профессии. Часто в основе такого стиля общения лежит эффект сдвига мотивов, когда основную ценность педагогической деятельности учитель видит не в духовном общении с учениками, в возможности повторения самого себя в личности ученика, а в стремлении властвовать над детьми, повелевать ими, чувствовать себя интеллектуально и морально (по собственным меркам) выше других.
Общение-устрашение соединяет в себе отрицательное отношение к детям и авторитарность в способах воздействия на них. Основные характерные черты этого стиля - ориентация педагога на различные ограничения, запреты, выискивание худших качеств личности и управление детьми на основе манипулирования данной информацией, запугивание, борьба с любыми оплошностями в поведении и деятельности детей. Такой стиль создает атмосферу нервозности, эмоционального дискомфорта, блокирует возможность создания нормальных отношений между учителем и детьми. А скованный, угнетенный страхом ребенок, по мнению В.А. Сухомлинского, не может нормально мыслить.
Стиль общения-заигрывания характеризуется стремлением завоевать любовь и уважение детей, авторитет сомнительными средствами - проявлением нетребовательнорти, укрывательством их неблаговидных поступков, лестью и др. Такой стиль общения наносит большой вред воспитанию детей и, в конечном счете, отталкивает их от педагога.
Как известно, можно выделить два вида общения учителя с учащимися: монологический и диалогический.
В монологическом общении взаимодействие строится на исполнительности одной из сторон - учащихся. Инициатива в общении принадлежит педагогу. В таком общении до минимума сведена активность ученика, он выступает чаще в роли слушателя.
В диалогическом общении инициатива в равной степени принадлежит педагогу и ученику. В ходе такого общения происходит обмен собственным видением проблем, взглядами, идеями, переживаниями, осуществляется совместный поиск решения задач. Как правило, в диалогическом общении педагог говорит мало, чаще говорят дети.
Учитель не удовлетворяется верными ответами кого-то из учащихся на поставленный вопрос, а стимулирует размышление, стараясь выявить разные мнения, решения.
Часто педагоги на поставленный перед учащимися вопрос отвечают сами, не дождавшись от ученика ответа. В таких случаях надо не спешить переходить к новым вопросам и не отвечать за ученика, а обратиться за помощью к другим ученикам; поставить вопрос в иной речевой формулировке; дать время на размышление; использовать наводящие вопросы.
Необходимо формировать у педагогов установку меньше говорить на уроке самим и больше активизировать учащихся.
Важное значение в профессиональном общении имеет умение педагога эмоционально поддерживать ученика в учебной деятельности, вселять уверенность в своих силах, снимать эмоционально-психическое напряжение во время ответов. Поэтому особенно важны реакции учителя на действия учащихся. Надо обращать внимание на состояние ученика при ответах; проявлять различными способами активность при ответах: восхищаться идеями, мыслями; удивляться; подбадривать ученика; показывать ученику, что он правильно, хорошо отвечает, выражением глаз, утвердительным покачиванием головой, жестами.
Для овладения диалогическим общением с детьми необходимо уметь разговаривать вопросами; уметь поддерживать порядок при коллективном обсуждений проблем с детьми, акцентировать внимание учащихся на наиболее интересных мыслях, предложениях; создавать возможность высказаться каждому ученику; включать в разговор наиболее, застенчивых менее развитых учащихся; видеть в коллективном разговоре каждого ученика, его реакции, угадывать его желание высказаться, согласие или несогласие с выступающими.
Необходимо, чтобы в общении учителей с детьми присутствовала шутка, но не следует превращать все дело в шутку. Как говорил К.Д. Ушинский, нужна ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма.
Кроме того, необычайно важно для учителя умение чувствовать ученика, осуществлять ориентировку в условиях общения, ибо он иногда не понимает, не чувствует, что можно сказать ученику в той или иной ситуации, а чего нельзя говорить; где удобнее поговорить с учеником по тому или иному вопросу; как убедить ребенка, успокоить его, как выразить ему свое сочувствие.
Педагогически одаренный человек, овладевший педагогической теорией и сделавший педагогический труд главным содержанием и смыслом своей жизни, просто не может разминуться с успехом.
Информационная культура педагога - свод правил поведения в информационном обществе, способы и нормы общения с системами искусственного интеллекта, ведения диалога в человеко-машинных системах «гибридного интеллекта», пользование средствами телематики, глобальными и локальными информационно-вычислительными сетями. Она включает в себя способность человека осознать и освоить информационную картину Мира как систему символов и знаков, прямых и обратных информационных связей, свободно ориентироваться в информационном обществе, адаптироваться к нему.
Формирование информационной культуры педагога осуществляется прежде всего в процессе организованного обучения информатике и информационным технологиям в школе и включения современных электронных средств передачи информации в учебно-воспитательный процесс-
Система, представляющая людей и технологические компоненты. Все формальные организации
В данном исследовании принято пять групп организационно-технологических компонент, влияющих на совершенствование технического уровня предприятия. Пример набора значимых факторов приведен в табл. 4.30.
сбыта продукции . Прогресс науки и техники несет в себе огромные возможности и не менее огромные угрозы для фирм. Многие организации не в состоянии увидеть открывающиеся новые перспективы, так как технические возможности для осуществления коренных изменений преимущественно создаются за пределами отрасли, в которой они функционируют. Опоздав с модернизацией, они теряют свою долю рынка , что может привести к крайне негативным последствиям для них.
Социотехническая система - система, представляющая людей и технологические компоненты. Все формальные организации представляют собой социотехнические системы.
Автоматизированные технологические компоненты. Автоматизированные технологические компоненты должны соответствовать таким основным требованиям
Ключом к овладению сущности компетенции становится понимание не только технологического компонента, но и процесса управления на высшем, уровне в масштабе всей организации (характера отношений между функциями в бизнес-единице) или между бизнес-единицами внутри компании, занимающейся несколькими видами бизнеса, а также характера взаимного обучения уровней, функций и бизнес-единиц . В концептуальном виде ключевую компетенцию можно приравнять объединению указанных трех составляющих. Если исходить из такого определения, то формула для выражения компетенции примет следующий вид
Анализ технологической компоненты позволяет своевременно увидеть те возможности, которые развитие науки и техники открывает
Анализ технологического компонента позволяет предвидеть возможности, связанные с развитием науки и техники, своевременно перестроиться на производство и реализацию технологически перспективного продукта, спрогнозировать момент отказа от используемой технологии.
Применение новых видов энергии в технике в качестве движущей силы и в качестве технологического компонента при обработке предметов труда
Опытный менеджер по продаже компьютерной техники сможет решить такую задачу и без всякого компьютера - на листе бумаги (и даже быстрее, чем это можно сделать на компьютере). С другой стороны, компьютерный рынок является очень динамичным новые технологические компоненты и периферия появляются каждую неделю, стандарты рождаются и устаревают в считанные месяцы -удержать в голове все многообразие предлагаемых конфигураций и возможные конфликты совместимости не под силу даже опытному менеджеру. А что делать молодому специалисту , который только приступает к работе И как обеспечить сохранение качества предлагаемых конфигураций в процессе роста и развития компании В подобной ситуации функции выбора конфигурации приобретают ключевое значение.
Под сырьем и основными материалами принято понимать такие виды материалов, которые полностью входят в состав вырабатываемой продукции, образуя ее основу или выступая в качестве необходимого компонента при ее изготовлении. Вспомогательные же материалы участвуют в технологическом процессе , влияют на скорость реакции, вид и качество продукции , но не составляют ее основы (например, компоненты промывочной жидкости, ПАВ).
На большинстве нефтеперерабатывающих установок вырабатывают, как правило, не готовую продукцию , а полуфабрикаты, из которых затем получают готовую продукцию . На нефтеперерабатывающих предприятиях во многих случаях товарную продукцию получают смешением компонентов имеется множество вариантов как смешения компонентов, так и работы технологических установок для получения заданной товарной продукции технологические схемы переработки отличаются большой гибкостью. Этими особенностями обусловлена необходимость разработки экономико-математических методов решения ряда производственно-хозяйственных задач, обоснования оптимальной производственной программы нефтеперерабатывающего предприятия. В настоящее время эти методы широко внедряются в практику плановой работы нефтеперерабатывающих предприятий.
Последовательность определения себестоимости компонентов по технологическим установкам и себестоимости отдельных видов товарной продукции.
СотхНаге, предлагающая целый набор систем, в которых в качестве клиентского интерфейса используются стандартные офисные приложения или браузеры, оказывает содействие клиентам в анализе и формировании оптимального подхода к решению проблем, а также - при необходимости - предоставляет консультантов, помогающих в реинжиниринге бизнес-процессов . Только после того, как анализ и, возможно, реинжиниринг процессов будут проведены, СотвНаге поставляет собственно технологические компоненты.
Выполненный Mowery and Rosenberg (1979 г.) обширный анализ литературы о происхождении инноваций позволил сделать следующий вывод "Первичность рыночного спроса как движущей силы инновационного процесса не доказана с какой-либо долей очевидности". Авторами были исследованы значительные инновации более чем за 25 лет, которые свидетельствуют в целом о балансе научной и технологической компонент и фактора спроса . В то же время "толчок" научных и технологических открытий" представляется определяющим в начале развития конкретного нового промышленного сектора, а "тяга рынка и потребительского спроса " более важна при последующем развитии нового направления.
Система обмена данными предполагается как система с высокой степенью автоматизации функций, практически незаметная для конечных пользователей программно-технологических компонентов КАИС.
Анализ технологической компоненты позволяет своевременно увидеть те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новой продукции, для усовершенствования производимой продукции и для модернизации технологии изготовления и сбыта продукции . Прогресс науки и техники несет в себе огромные возможности и не менее огромные угрозы для фирм. Многие организации яе состоя-нии увидеть открывающиеся новые перспективы, так как технические возможности для осуществления коренных изменений преимущест-
К вспомогательному производству относится товарный цех, который принимает от технологических цехов готовые продукты и компоненты на компаундирование, хранит их и отпускает потребителям. Для приготовления товарной продукции товарные цехи располагают резервуарным парком, насосными станциями для смешения компонентов. В последние годы получили широкое распространение системы автоматизированного смешения топлив и масел. Такие системы внедрены на Рязанском МПЗ, в ПО Горькнефтеоргсинтез н ПО Новополоцкиефтеор-гсинтез. Эти системы высокоэффективны, так как сокращаются затраты времени на смешение, уменьшается потребность в резервуарах, повышается качество нефтепродуктов.
Профессионально-педагогическая культура
состоит из трех основных компонентов:
аксиологического, технологического и личностно-творческого.
1.Аксиологический компонент
включает в себя совокупность педагогических ценностей, принятых учителем и воспринятым из разных источников на всем протяжении жизни и профессиональной деятельности. Культура педагога с этой точки зрения определяется набором этих ценностей, распределением приоритетов среди них, умением выявлять новые ценности в окружающем мире, процессах жизнедеятельности и педагогической сфере.
2.Технологический компонент
представляет педагогическую деятельность, как процесс решения педагогических задач. . В связи с отмеченной особенностью профессионального мышления педагога выделяют следующие группы педагогических задач:
› аналитико-рефлексивные – задачи анализа и рефлексии целостного педагогического процесса и его элементов;
› конструктивно-прогностические – задачи построения целостного педагогического процесса в соответствии с общей целью профессионально-педагогической деятельности, выработки и принятия педагогического решения, прогнозирования результатов и последствий принимаемых педагогических решений;
› организационно-деятельностные – задачи реализации оптимальных вариантов педагогического процесса, сочетания многообразных видов педагогической деятельности;
› оценочно-информационные – задачи сбора, обработки и хранения информации о состоянии и перспективах развития педагогической системы, ее объективная оценка;
› коррекционно-регулирующие – задачи коррекции хода, содержания и методов педагогического процесса, установление необходимых коммуникационных связей, их регуляция и поддержка и др.
3.Личностно-творческий компонент
педагогической культуры проявляется в умении учителя творчески реализовывать технологию педагогического процесса, опираясь на теорию, осуществлять практическую деятельность, внося личный вклад, обогащая ее новыми приемами и способами, находиться в постоянном поиске оптимальных решений. Культура профессионального педагога отличается его способностью к нахождению эвристических решений, выработке на основе собственного опыта и опыта коллег новых, максимально эффективных выходов из сложившейся ситуации. Творческая мыслительная деятельность педагога вызывает сложный синтез всех психических сфер личности учителя: познавательной, эмоциональной, волевой и мотивационной.
28
.Функции профессионально-педагогической культуры учителя/воспитателя
профессионально-педагогическая культура представляет собой интериоризированную общую культуру и выполняет функцию специфического проектирования общей культуры в сферу педагогической деятельности;
профессионально-педагогическая культура – это системное образование, включающее в себя ряд структурно-функциональных компонентов, имеющее собственную организацию, избирательно взаимодействующее с окружающей средой и обладающее интегративным свойством целого, не сводимого к свойствам отдельных частей;
единицей анализа профессионально-педагогической культуры выступает творческая по своей природе педагогическая деятельность;
особенности реализации и формирования профессионально-педагогической культуры учителя обусловливаются индивидуально-творческими, психофизиологическими и возрастными характеристиками, сложившимся социально-педагогическим опытом личности.
Культура педагога (воспитателя) выполняет ряд функций, включающих:
Передачу знаний, умений и навыков, формирование на этой основе мировоззрения;
Развитие интеллектуальных сил и способностей, эмоционально-волевой и действенно-практической сфер его психики;
Обеспечение сознательного усвоения обучаемыми нравственных принципов и навыков поведения в обществе;
Формирование эстетического отношения к действительности;
Укрепление здоровья детей, развитие их физических сил и способностей.
29.Профессиональное развитие и саморазвитие педагога
Профессиональное самосовершенствование педагога
- это осознанный, целенаправленный процесс повышения своей профессиональной компетентности, развития профессионально значимых качеств в соответствии с внешними социальными требованиями, условиями педагогической деятельности и личной программой развития.
В предметную область педагогической акмеологии входят: закономерности и механизмы достижения вершин не только индивидуальной, но и коллективной педагогической деятельности; исследование процессов поэтапного становления педагога-акмеолога; мотивы профессиональных достижений в педагогической деятельности; траектории достижения профессионализма в сфере педагогики.
Самосовершенствование личности педагога включает в себя: изучение уровня сформированности своей профессиональной компетентности; проектирование системы целей; определение содержания и адекватных методов достижения поставленных целей; выявление полученных за тот или иной период времени результатов и соотнесение их с постановленными целями; постановку на этой основе новых целей. Самосовершенствование выступает основой прогрессивного профессионального развития личности педагога.
Профессиональное развитие личности педагога
представляет собой процесс формирования ансамбля профессионально значимых качеств, необходимых компетенций, выражающих целостную структуру и особенности педагогической деятельности на основе индивидуально-психологических свойств конкретного субъекта этой деятельности. Этот процесс самоформирования происходит путем преломления влияния социальной среды через внутренние условия развития личности педагога. Профессионально значимые качества и компетенции формируются, изменяются, ослабляются или усиливаются в ходе профессиональной социализации
личности педагога, т. е. усвоения профессионального опыта и культуры, а также индивидуализации,
представляющей собой неповторимо индивидуальный способ и форму присвоения профессиональных отношений. В этом процессе педагог участвует одновременно как носитель и как проводник усвоенных им профессионально значимых качеств, как объект воздействия на него социальных условий и как субъект, активно преобразующий педагогическую деятельность и себя. Процесс прогрессивного профессионального развития личности педагога может быть активизирован на любом этапе при условии создания образовательных ситуаций исполнения профессиональной роли по-новому, в частности с помощью тренинга профессионально-личностного роста, который, преодолевая деперсонификацию существующей системы повышения квалификации, усиливает мотивацию самосовершенствования, способствует саморазвитию личности педагога, находящегося в рефлексивной позиции, через овладение эффективными способами свободного, демократического, социально ответственного поведения.
30.Иерархические ступени развития педагогического профессионализма и мастерства
Этапы развития педагогического профессионализма
1. Владение основами профессии, успешное применение известных в науке и практике приемов деятельности (учитель-профессионал).
2. Использование в учительской практике наряду с апробированными средствами оригинальных новых подходов к решению задач, их успешная реализация в собственной деятельности (учитель-новатор).
3. Умение учителя научно обоснованно оценивать эффективность возникающих у него новых идей и возможность передачи их другим учителям (учитель-исследователь) (Ю. К. Бабанский).
По результативности своей деятельности педагог может быть отнесен к одному из следующих уровней деятельности:
репродуктивному,
состоящему в том, что педагог умеет рассказать другим то, что знает сам;
адаптивному,
состоящему в том, что педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории;
локально-моделирующему,
состоящему в том, что педагог умеет формулировать педагогическую цель, предвидеть искомый результат и создавать систему включения учащегося в учебно-познавательную деятельность;
системно-моделирующему,
состоящему в том, что педагог владеет стратегией формирования искомой системы знаний, навыков и умений учащихся не по отдельным разделам курса, как на предыдущем уровне, а по предмету в целом;
системно-моделирующему
(включая и поведение): педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащегося, его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии (Н. В. Кузьмина).
Вершин профессиональной деятельности достигают люди, способные к самообразованию, самоорганизации и самоконтролю.
31. Уровни сформированности профессионально-педагогической культуры учителя, воспитателя
В содержание общей культуры педагога входят его жизненные установки и приоритеты общечеловеческих ценностей - Истины, Добра, Свободы и т.д. Культурным называется человек с широким спектром потребностей, как в духовной, так и физической сфере; обладающий достаточным кругозором в различных областях жизнедеятельности; общепринятые нормы поведения в обществе, производственной, бытовой обстановке.
Как видим, ядром общей культуры личности являются образованность и воспитанность в их единстве. Если основу образованности составляет накопленный человеком фонд теоретических и конкретных знаний, то сущность воспитанности заключается в гуманном отношении к окружающим, в культуре труда, поведения и быта.
Показателем общего развития педагога является также уровень его познавательных процессов: мышления, внимания, восприятия, памяти, воображения.
Профессионально-педагогическая культура является частью общей культуры, она на ней базируется. Профессиональная культура – это системное образование в сфере профессиональной деятельности.
Системные компоненты и показатели уровня сформированности профессиональной культуры являются:
1) уровень интеллектуального развития (развитие педагогического мышления: способность к педагогическому анализу и синтезу, развитие таких качеств как: критичность, самостоятельность, гибкость, активность мышления, наблюдательность, память, творческое воображение);
2) уровень организации деятельности педагога (развитие педагогических способностей);
3) уровень овладения основами профессионально-педагогической этики, уровень и характер нравственной и мировоззренческой культуры:
4) культура общения (умение слушать и слышать, задавать вопросы, устанавливать контакты, понимать другого, готовность и желание общаться и др.);
5) культура речи;
6) культура внешнего вида.
Результативность профессиональной педагогической деятельности во многом определяется также степенью развитости эмоционально-волевой сферы, богатством и "дисциплиной" чувств, т. е. умением сдерживать себя, не поддаваться настроению, прислушиваться к голосу разума. Человеку, обладающему эмоциональной культурой, присущи душевная чуткость, эмпатия, что часто бывает необходимо в различных учебно-воспитательных ситуациях. Специальные исследования и практика свидетельствуют о важном значении особенностей характера педагога. Такие качества, как энергичность, общительность, самостоятельность, оптимизм, чувство юмора, способствуют успешному решению дидактических и воспитательных задач. Напротив, апатия, замкнутость, склонность к негативному восприятию жизни - предпосылки профнепригодности педагогического работника.
> Обязательный минимум...
Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ ТЕХНОЛОГИЯ
Обязательный минимум содержания в средней (полной) общеобразовательной школе состоит из общего и специального технологических компонентов.
Общий технологический компонент является обязательным и включает в себя: основные технологические понятия и виды деятельности; основы преобразовательной и проектной деятельности, технологической и потребительской культуры, профессиональной ориентации.
Его содержание интегрируется с одним из двух вариантов специального технологического компонента: направлениями или областями трудовой деятельности человека. Выбор направления или области трудовой деятельности осуществляется общеобразовательным учреждением с учетом учебно-материальной базы, наличия педагогических кадров, интересов и образовательных потребностей обучающихся.
Такой подход позволяет изучать основы технологической культуры как элемент общей культуры в классах социально-гуманитарной, гуманитарно-филологической, естественно-научной, физико-математической и другой ориентациеи, обеспечивая политехнический характер профильной подготовки и прикладную направленность обучения.
Общий технологический компонент
Техника и технологии в современном обществе, тенденции их развития. Преобразовательная деятельность человека.
Технологическая культура, ее компоненты. Культура труда: организация трудового процесса, подготовка и оснащение рабочего места, обеспечение безопасности труда, работа с информацией и технологической документацией, использование компьютерных программ общего назначения, средства и способы поиска новых технических и технологических решений; технологическая и трудовая дисциплина, этика и психология общения.
Современные энерго- и материалосберегающие, безотходные и другие перспективные технологии. Основы графического моделирования изделий, моделей и объектов проектной деятельности.
Народные ремесла и промыслы в России.
Социальные и экологические последствия применения технологий. Защита человека от негативных последствий хозяйственной деятельности.
Потребности общества в товарах и услугах. Дизайн и его роль в создании товаров и услуг. Маркировка и сертификация изделий, товаров и услуг. Защита прав потребителей.
Предпринимательская деятельность. Себестоимость и цена изделий. Реклама и реализация товаров и услуг.
Выбор профессии. Формирование профессиональных планов. Пути получения профессионального образования. Профессиональная карьера. Трудоустройство.
Специальный технологический компонент (направления технологической подготовки):
Технологии ручной и машинной обработки конструкционных материалов. Художественная обработка материалов (по выбору)
Рациональные приемы ручной и машинной обработки конструкционных материалов. Критерии выбора заготовок, инструментов, приспособлений, режимов обработки материалов и средств контроля качества их обработки, выполнения различных технологических операций. Принципы устройства и технические основы различных конструкций, технологических систем, машин, средств механизации и автоматизации. Художественное конструирование и дизайн.
Технологии обработки ткани и пищевых продуктов. Культура дома
Способы изготовления одежды и организация массового производства. Составление технологических схем и технологических карт изготовления швейных изделий. Виды лекал, их применение. Технологическая оценка качества изделия.
Способы кулинарной обработки сырья и полуфабрикатов. Правила и приемы пользования стандартами по определению качества продовольственных товаров.
Основы ведения домашнего хозяйства. Семейная экономика. Этикет.
Технологии сельскохозяйственного производства (для сельских школ)
Технологии сельскохозяйственного производства. Охрана почв, атмосферы, водоемов от загрязнения. Механизация сельскохозяйственного производства. Сельскохозяйственные машины, орудия и техника.
Специальный технологический компонент (области трудовой деятельности):
Промышленность (металлообработка, деревообработка, электротехника, радиоэлектроника и др.).
Общая технология производства. Специальная технология. Перспективные технологии. Технологическое оборудование, инструмент. Материаловедение. Основы компьютерной графики. Промышленный дизайн.
Экономика
Макро- и микроэкономика. Предпринимательство.
Бизнес-план. Маркетинг. Менеджмент. Право. Делопроизводство
с применением компьютера. Психология и этика делового общения.
Семейная экономика. Налоги.
Образование
Педагогика. Методика преподавания
учебных занятий и организации внеурочной деятельности. Этика
и эстетика. Возрастная физиология и гигиена. Экономика образования.
Медицина
Человек и среда его обитания.
Элементы фармакологии. Возрастная физиология и гигиена. Доврачебная
помощь. Психология общения. Красота и здоровье. Народная медицина.
Строительство
Общестроительные работы.
Санитарно-технические работы. Строительный дизайн и архитектура.
Маркетинг и менеджмент в строительстве.
Транспорт
Транспортные машины. Развитие
общественного транспорта. Общее устройство автомобиля. Управление
автомобилем. Ремонт и техническое обслуживание автомобиля.
Правила дорожного движения. Культура поведения на дороге.
Делопроизводство
Основы компьютерного
делопроизводства. Обработка текстовой и графической информации.
Оргтехника. Психология и этика деловых отношений.
Вычислительная техника и информационные технологии
Компьютерные программы, их назначение и типы. Использование
информационных технологий в промышленности, науке, медицине,
образовании, сельском хозяйстве и других сферах деятельности
человека. Развитие информационных технологий. Новые информационные
технологии.
Декоративно-прикладное искусство. Народные промыслы. История народных промыслов. Природа и искусство. Основы рисунка, живописи и композиции. Цветоведение и орнамент. Дизайн. Материалы. Инструменты и приспособления. Технологии изготовления художественных изделий (по выбору).
Растениеводство
Технологии обработки
почвы и посева. Удобрения. Севооборот. Защита сельскохозяйственных
культур. Опытническая работа. Сбор и хранение выращенной растениеводческой
продукции. Лекарственные травы. Растения и грибы. Бизнес-план
крестьянского (фермерского) хозяйства.
Животноводство
Технология получения
животноводческой продукции. Корма: заготовка, хранение, составление
рациона, кормление животных и птицы. Ветеринарно-профилактические
мероприятия. Бизнес-план крестьянского (фермерского) хозяйства.
Сфера обслуживания
(торговля и общественное
питание, технический, технологический и информационный сервис
и др.).
Основные направления развития сферы быта и услуг. Технология обслуживания. Информационные технологии в сфере сервиса. Маркетинг и менеджмент в сервисе. Социальное и культурное обслуживание.
Рассматривая школьную систему в качестве единственного, фундаментального инструмента, творящего общество, Д. Дьюи подчеркивал, что «пока не найдено правильное решение вопроса «чему и как учить?», образовательная деятельность школ будет представлять угрозу для демократии». Он был убеждён, что школа – это «первый, первостепенный и наиболее продуманный канал, посредством которого те ценности, которые дороги какой-нибудь общественной группе, и те цели, которые она стремится осуществить, распространяются и становятся доступными мысли, обзору, суждению и выбору индивидуума». Он доказывал, что «школа в условиях демократии, если только она верна своей роли образовательной инстанции, служит осуществлению демократической идеи о преобразовании знания и понимания, то есть энергии действия, в неотъемлемую внутреннюю составляющую ума и характера личности».
Д. Дьюи перевернул традиционную схему обучения: ребенок сначала овладевает знаниями, умениями и навыками, а затем начинает их использовать. Он считал, что ребенок, сталкиваясь с проблемами, возникающими в процессе его взаимодействия с социальным и культурным окружением, должен их решать, активно действую, обнаруживая и используя необходимые для этого знания, овладевая опытом их практического применения, накапливая различные умения и навыки.
Д. Дьюи противопоставил две точки зрения на организацию образования человека - старую, обоснованную гербартианской педагогикой, и новую, педоцентристскую. Сторонники первой стремились дать взамен поверхностных и случайных явлений прочные и правильно расположенные реальности, найти которые можно только на уроках в предметах преподавания. Они делят каждый предмет на отдельные отрасли, отрасли- на уроки, уроки- на факты и формулы. Заставляя ребёнка овладевать шаг за шагом каждой из этих отдельных частей, такие педагоги добиваются, чтобы он овладевал всей площадью. Длина дороги оказывается легко пройденной при условии её деления на ряд последовательных этапов. «Поэтому,- подчеркивает Д. Дьюи,- главное внимание обращается на логическое распределение и последовательность в предметах преподавания. При таком взгляде проблема обучения заключается в составлении учебников, разделённых на логические части и расположенных в известной последовательности, и в преподнесении этих частей классу таким же определённым и постепенным образом.
Согласно другой точке зрения ребенок является исходной точкой, центром и концом всего: «Надо всегда иметь в виду его развитие, его рост, потому что только они могут служить мерилом; они лишь инструменты, имеющие ценность постольку, поскольку они служат этой цели. Личность и характер важнее школьных предметов. Целью должно быть не знание или осведомление, а выявление личности.
Для Д. Дьюи целью образования в принципе не может быть усвоение ребёнком учебном программы. Для него цель образования – самореализация и самовыражение ребёнка, сам непрерывный процесс его образования, в ходе которого ребёнок постоянно обогащает и реконструирует свой опыт. Ребёнок естественным образом превращается в исходную точку обучения, постепенно переходя к логическому постижению предметов.
Образовательные ситуации должны заключать в себе проблемы, стимулирующие мыслительный процесс и ориентирующие ребёнка на активную познавательную деятельность. При этом проблемы должны быть, с одной стороны, достаточно сложными и провоцирующими мышление, а с другой – не являться настолько трудными, чтобы не быть разрешимыми для ребенка.
При этом Д. Дьюи обращал внимание на то, что: 1) «сообщение материала необходимо»; 2) «материал должен доставляться как стимул, а не с догматической окончательностью и неподвижностью»; 3) «материал, доставленный путём передачи, должен относиться к вопросу, жизненному для личного опыта учащегося». Учитель должен начинать обучение с уже имеющегося у ребёнка опыта, как отправной точки его дальнейшего образования. «Задача педагога, - писал Д. Дьюи, – отобрать те факты в пределах существующего опыта, с помощью которых потенциально возможно поставить новые проблемы, побуждающие к дополнительным наблюдениям, расширяющим область последующего опыта».