Биографии Характеристики Анализ

Красноречие. Цитаты, афоризмы, высказывания о красноречии

Красноречие есть искусство покорять умы.
Платон

Основой общения между людьми является человеческая речь. Несмотря на то, что при разговоре всего лишь 7 процентов информации передается через слова, а остальное достается мимике, интонациям и невербальным каналам связи, умение человека говорить - уникально! И тот, кто владеет навыком говорить красиво, становится выдающимся оратором, а это ведет за собой успех среди своего близкого окружения, на работе, в личной жизни и в обществе в целом.

Уметь красиво рассказывать истории важно не только профессиональным дикторам и телеведущим, актерам, педагогам и мотивационным спикерам, а и каждому из нас. В повседневной жизни это просто незаменимо, поскольку от того, сможем ли мы убедить в чем-то человека, зависит наш успех!

Стать выдающимся оратором похоже на то, как стать выдающимся водителем автомобиля - прочитать о том, как крутить руль, переключать скорость и нажимать на педали мало, необходимо практиковать и постоянно усовершенствовать свой навык, доводя до автоматизма и непринужденности! Но, безусловно, изучить основу нужно и в теории, также как водителю - выучить правила дорожного движения.

Тема обширна и захватывает не только умение правильно произносить слова, но и то, как побороть страх говорить на людях, как правильно владеть своим телом и эмоциями при выступлении, риторика, какова структура самого выступления, каким образом воздействовать на аудиторию и как использовать этот навык в разных профессиях.

По каждому из направлений имеются множество книг, которые действительно раскрывают тему, но повторюсь, что без практики это лишь слова на бумаге.

Из тех книг, что впечатлили меня за последнее время:

  • «iПрезентация» Кармина Гало о секретах выступлений Стива Джобса и его выдающихся презентаций;
  • «Успешные выступления на TED. Рецепты лучших спикеров» Криса Андерсона - выборка лайфхаков самых уникальных выступлений на известной международной конференции TED;
  • более глубокая и фундаментальная литература: «Работа актера над собой» Константина Станиславского и «О технике актера» Михаила Чехова - два самых знаменитых в XX веке "учебника" по актерскому мастерству, без знания которых актер, задумывающийся о своем искусстве, не может считать себя образованным.

Со сцены (и не только) мы передаем информацию, которая остается в мозге у слушателей на всю жизнь. Это огромная ответственность. Это волшебство, магия, чудо! Мы превращаемся в дирижера пространства! Правда, иногда все идет не по плану...

Человеческий мозг - удивительный орган. Он начинает работать с момента вашего рождения и не прекращает, пока вы не соберетесь выступать публично.
Джордж Джессел, комик

А чтобы не произошло так, как в вышеизложенной цитате, я предлагаю уже сегодня использовать три лайфхака, которые помогут вам сделать выступление красивым и приятным не только вам, но и слушателям.

Будьте искренними

Если быть открытым и искренним, правильно подбирая слова - результат вас ошеломит. Есть множество примеров, когда даже непрофессиональное выступление, без осознанного использования техник производило неизгладимое впечатление на публику. А все почему? Потому, что оратор говорил искренне, а это всегда цепляет. Можно запинаться, дрожать, плакать, но сказанное прямо из сердца обязательно откликнется в сердцах других людей!

Поэтому первое и, пожалуй, самое важное, что нужно запомнить - это быть честными со слушателем и говорить о том, что действительно имеет смысл и невероятно важно для вас. Быть честными и открытыми.

Несите миссию

Каждый, кто имеет сильную идею, может выступить с сильной речью. Идея - это любая мысль, которая может изменить наше мировосприятие. Если вы способны отобразить свою идею в головах других людей, то почувствуете, что в это мгновение вы делитесь частичкой своей души, которая останется у слушателей навсегда.

Думаю, все мы знаем примеры таких речей, изменивших историю. Выступление Джона Кеннеди о решении отправить человека на Луну, речь Мартина Лютера Кинга о мечте и свободе, интервью со Стивом Джобсом о том, что каждый из нас способен изменить этот мир и многие другие.

Поэтому расскажите о мечте, несите свою миссию и окрыляйте этой идеей ваших слушателей.

Репетируйте

Как говорится: лучшая импровизация - это подготовленная импровизация. Еще Марк Твен говорил: «Требуется более трех недель, чтобы подготовить хорошую короткую речь экспромтом».

Необходимо продумать свое выступление, написать его на бумаге или в компьютере, выучить и отрепетировать, чтобы быть уверенным в максимально точной передаче информации своим слушателям.

Опытные ораторы рекомендуют репетировать «с усложнениями»: проговаривать речь с закрытыми глазами, с включенной музыкой, выполняя какие-то бытовые действия или стоя на одной ноге. А еще незаменимо важно репетировать со зрителями.

Для того, чтобы наш мир менялся в лучшую сторону, нам необходимо научиться говорить и слышать друг друга. Мы отвечаем на просьбы и реагируем на искренность друг друга, честность, чувственность и страсть. Для этого их нужно разглядеть в бесконечно пустой болтовне, льющейся отовсюду. И у вас есть шанс быть услышанным!

Говорите искренне и красиво!

У каждого народа свои собственные ораторские традиции . С того самого дня, когда самый первый оратор попытался убедить в своей правоте своего самого первого слушателя, убедить не грубой силой или принуждением, а словом , здравым смыслом и логикой, и преуспел в этом — с того самого дня ведет своё начало ораторское мастерство и риторическое искусство.

Мы , как люди европейской культуры, ведем отсчет науки о красноречии со времен древних греков, но не стоит забывать и о других традициях и народах. Великолепные образцы красноречия и риторики запечатлелись в литературных и научных трудах Древней Индии, Месопотамии, Древнего Китая и Египта. С лучшими ораторскими традициями нас могут познакомить примеры Римской республики, а позже Римской империи, фантастически богатой арабской словесной культуры, новгородского вече, английского парламентаризма.

Каждая культура , которая стремилась и стремится к самовыражению, порождала своих ораторов, которые, исходя из момента, становились в разное время писателями, поэтами, политиками, императорами, революционерами, философами, военными или предпринимателями. Их имена мгновенно создают отзвук в нашем сердце, несмотря на то что во времени нас разделяют сотни или тысячи лет. Их слово, однажды сказанное, записанное или высеченное в камне или металле, звучит и сегодня.

Цицерон , Демосфен, Будда, Цезарь, Гомер, Конфуций — этот список великих ораторов, чьи слова и дела оказывали влияние на целые народы и государства, можно продолжать и продолжать, но вместо этого мы лучше предоставим слово самим этим ораторам и почитаем те мудрые афоризмы о красноречии, ораторском мастерстве и риторике, которые они оставили нам.


Цитаты и афоризмы известных ораторов о красноречии и ораторском искусстве:

Речь дается многим, но мудрость редким. Катон Старший

Ф. Ларошфуко

Сердце и богатое воображение — вот источники красноречия. Элиза Генар

Хорошо говорить - значит просто хорошо думать вслух. Ренан Ж.

Джон Стюарт Милль

Красноречие есть искусство выражать мысли других. Эдуар Эррио

Красноречие высоко ценится в демократических государствах, сдержанность и благоразумие — в монархиях. Эдмунд Бёрк

Болтливый человек — это распечатанное письмо, которое все могут прочесть. Пьер Буаст

Уровень проповеди имеет мало общего с высотой амвона.
Веслав Брудзиньский

Платон

Кто красноречив от природы, тот иной раз говорит великие истины с такой ясностью и краткостью, что большинство людей не думает, чтобы в них была глубокая основательность. Люк де Клапье Вовенарг

Одно слово, один жест — вот все красноречие полководца. Альфонс де Ламартин

Есть мужчины, красноречием превосходящие женщин, но ни один мужчина не обладает красноречием женских глаз. Карл Юлиус Вебер

Речь должна вытекать и развиваться из знания предмета. Если же оратор не изучил его, то всякое красноречие является напрасным, ребяческим усилием. Марк Туллий Цицерон

Истинное красноречие — это умение сказать все, что нужно, и не больше, чем нужно. Франсуа VI де Ларошфуко

Дар красноречия есть необходимое условие приятного собеседника; но в не меньшей степени ему необходима и способность хорошо слушать. Автор неизвестен

Красноречие есть искусство сказать хорошо только то, что следует. Автор неизвестен

Красноречие, отвлекая внимание на себя, наносит ущерб самой сути вещей. Мишель Эйкем де Монтень

Красноречие — это искусство управлять умами. Тролон Р.

Красноречие — это искусство льстить с достоинством. Шарль Ремюза

Поэтическое творчество есть игра чувства, руководимая рассудком, красноречие — дело рассудка, оживляемого чувством. Иммануил Кант

Бальтасар Грасиан

Источник красноречия — в сердце. Джон Стюарт Милль

Красноречие есть искусство покорять умы. Платон

Величайшее из достоинств оратора - не только сказать то, что нужно, но и не сказать того, что не нужно. Цицерон

Ораторское искусство немыслимо, если оратор не овладел в совершенстве предметом, о котором хочет говорить. Цицерон

Осторожность в словах выше красноречия. Бэкон Ф.

Дар слова, как известно, не часто сочетается с силой мышления. Моэм С.

Обыкновенно боятся отступления в речи, а я думаю, что те, которые умело делают отступления, подобны длинноруким,- они больше могут захватить. Монтескье Ш.

Обороты речи - это своего рода одежда, в которую облачены мысли. Энгельс Ф.

Говорить путано умеет всякий, говорить ясно - немногие. Галилей Г.

То, чего недостает ораторам в глубине, они восполняют длиннотами. Монтескье Ш.

Краткие речи всегда более содержательны и способны вызвать сильное впечатление. Горький М.

В речи, в глазах и выражении лица оратора должно быть столько же красноречия, сколько в подборе его слов. Ф. Ларошфуко

Говорить кстати лучше, нежели говорить красноречиво. Б. Грасиан

Кошки не считают красноречивым любого, кто не может мяукать. Мария Эбнер-Эшенбах

В искусстве укладывать максимум слов в самую крохотную мысль ему не было равных. Авраам Линкольн об одном адвокате

Когда умный человек начинает фразу, мы не догадываемся, как он ее кончит. Когда фразу начинает дурак - конец мы знаем наверняка. Александр Свентоховский

У них мысль не ведет за собой слов, а с трудом догоняет их. Василий Ключевский

Если ты изложишь дело так ясно, что тебя сможет понять каждый, кто-нибудь обязательно не поймет. Уилл Роджерс

В стране царила такая бедность, что жители говорили обрывками фраз. Мечислав Шарган

Есть люди, которые говорят, говорят, говорят… пока наконец не найдут что сказать. Гитри

Мужчины красноречивее женщин, но женщины обладают большим даром убеждения. Томас Рандолф

В нашем мире, когда человеку есть что сказать, трудность заключается не в том, чтобы заставить его сказать это, а в том, чтобы не дать ему повторять это слишком часто…. Д.Б. Шоу

Желание высказаться почти всегда бывает сильнее, чем желание чему – нибудь научиться. Д.И. Писарев

Как в жизни, так и в речи нет ничего труднее, как видеть, что уместно. М.Т.Цицерон

Гораций

Люди, не подумав, говорят то, что думают.
А. Козлов

Не всегда говори, что знаешь, но всегда знай что говоришь. Клавдий

Не говори ничего дурного о ком-либо, если точно не знаешь этого, а если знаешь, то спроси себя: почему я это говорю?
Ж. Санд

Сколько нелепостей говорится людьми только из желания сказать что-нибудь новое. Вольтер

То, что понимают плохо, часто пытаются объяснить с помощью слов, которых не понимают вовсе. Флобер

Умный не говорит и половины из того, что знает, глупый не ведает и половины из того, что говорит. А. Апшерон

Человек, разговаривающий сам с собой, но со смыслом, не более безумен, чем человек, разговаривающий с другими, но несущий околесицу. Т. Стопард

Я полагаю, что тот, у кого в голове сложилось о чем-либо живое и ясное представление, сумеет передать его на любом, хоть на тарабарском наречии М. Монтень

Язык мудрого в сердце, сердце глупого – на языке. Н.В. Шелкунов

Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах. Плутарх

В искусстве речи трудно не много сказать, а мало сказать. Винкельман И.

Как великим умам свойственно многое давать в немногих словах, так маленькие умы, напротив, обладают даром много говорить и ничего не сказать. Ларошфуко Ф.

Когда говоришь хорошо, никогда не говоришь слишком много.
Реньяр Ж.

Никогда не бываешь многословным, если говоришь именно то, что хочешь сказать. Делакруа Ф.

Хорошее вдвойне хорошо, когда оно коротко. Грасиан-и-Моралес

Правдивость речи хороша и гладкость,
Но как прекрасна слов правдивых краткость.
Навои А.

Красноречие, точно жемчуг, блещет содержанием. Настоящая мудрость немногословна.
Толстой Л. Н.

Где мало слов, там вес они имеют.
Шекспир В.

Сжатость придает силу языку. Есть выражения, имеющие свойство лучей солнечных: чем более они сгущены, тем сильнее они жгут. Саути Р.

Краткая, выразительная фраза, раз понятая, запечатлеется в памяти, станет лозунгом, чего никогда не бывает с многословными рассуждениями. Энгельс Ф.

Общие места - это инвалиды истины. Декурсель А.

Слишком старательные поиски слов часто портят всю речь. Лучшие слова - это те, которые являются сами собой; они кажутся подсказанными самою правдой. Квинтилиан М.

Не туши лучины, хотя пламя ее колеблется, пока фонарь не укажет тебе путь; не вычеркивай из речей старых выражений, пока ты не успел создать новых слов.
Ибсен Г.

Мы должны стремиться не к тому, чтобы нас всякий понимал, а к тому, чтобы нас нельзя было не понять. Вергилий
Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен. Чехов А. П.

Академические речи походят на хрустальные люстры, которые блестят, но не согревают. Буаст П.

Чересчур блестящий слог делает незаметными как характеры, так и мысли. Аристотель

Нет мысли, которую нельзя было бы высказать просто и ясно.
Герцен А.

Ясность - главное достоинство речи. Аристотель

Самое лучшее - прямо и просто сказанное слово. Шекспир В.

Чем проще слово, тем более оно точно, чем правильнее поставлено - тем больше придает фразе силы и убедительности. Горький М.

Все истинно мудрое - просто и понятно. Горький М.

Главное достоинство языка - в ясности. Стендаль

Настоящее красноречие состоит в сущности, но отнюдь не в словах. Сент-Бев Ш.

Красноречие производит сильное, но зато минутное действие. Люди, легко поддающиеся возбуждению, так же легко и успокаиваются. Холодное и мощное убеждение не производит такого подъема; но если оно охватило человека, оно проникает в него, и действие его неизгладимо.
Руссо Ж.-Ж.

Хорошие мысли предпочитаются блестящему слогу. Слог - это, так сказать, внешняя одежда; мысль — это тело, скрывающееся под одеждой. Достоевский Ф. М.

Слово - выражение мысли, и потому слово должно соответствовать тому, что оно выражает. Толстой Л. Н.

Слово отражает мысль: непонятна мысль - непонятно и слово. Белинский В. Г.

Ясность мысли и ясность выражения обыкновенно встречаются вместе. Маколей Т.

Не всегда важно - что говорит, но всегда важно, как говорит. Горький М

Слово хорошо тогда, когда опо верно выражает мысль; а верно оно выражает мысль тогда, когда вырастает из нее, как кожа из организма, а не надевается, как перчатка, сшитая из чужой кожи. Ушинский К. Д.

Говорить лучше обдуманно, чем быстро. Томас Мор

Говорить не думая - все равно, что стрелять не целясь. Сервантес

Если ты дважды подумаешь, прежде чем один раз сказать, ты скажешь вдвое лучше. Пэн Т.

Кто много думает, тот мало говорит, стараясь втиснуть возможно больше мыслей в немногие слова. Ирвинг У.

Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, мыслям - просторно. Некрасов Н. А.

Перо - лучший учитель, написанная речь лучше только продуманной. Цицерон

Когда сказать нечего, всегда говорят плохо. Вольтер

Когда суть дела обдумана заранее, слова приходят сами собой. Гораций

На мысли, дышащие силой, как жемчуг, нижутся слова.
Лермонтов М. Ю.

Чем прекраснее мысль, тем звучнее фраза. Флобер Г.
Красноречие - это живопись мысли. Паскаль Б.

Говори с убеждением, слова и влияние на слушателей придут сами собой. Гёте И.

Дело не в слове, а в тоне, в каком это слово произносится.
Белинский В. Г.

Красноречие в поступках несравненно лучше красноречия на словах. Смайлс С.

Когда глаза говорят одно, а язык другое, опытный человек больше верит первым. Эмерсон Р.

Вы можете самым заплетающимся языком говорить с грибуны, но если вы волнуетесь, если вопросы, которые вы подняли, имеют значение, если вы на трибуне решаете, вопрос, масса будет увлечена вместе с вами. Калинин М. И.

Страсти - это единственные ораторы, доводы которых всегда убедительны; их искусство рождено как бы самой природой и зиждется на непреложных законах. Поэтому; человек бесхитростный, но увлеченный страстью может убедить скорее, чем красноречивый, но равнодушный.
Ларошфуко Ф.

Слово, идущее от сердца, проникает в сердце. Низами

Сила духа и страсть делают людей красноречивыми.
Квинтилиан М.

Чтобы быть ясным, оратор должен быть откровенным.
Ключевский В. О.

Откровенная речь, подобно вину и любви, вызывает такую же откровенность. Монтень М.

Нравы говорящего убеждают больше, чем его речи.
Публилий Сир

Подлинным зеркалом нашего образа мыслей является наша жизнь. Монтень М.

Многие, совершающие постыднейшие поступки, говорят прекрасные речи. Демокрит

Недобросовестные ораторы стремятся представить плохое хорошим. Платон

Человек, строго наблюдающий над собою, не вступает в лицемерные отношения, не говорит вовсе о том, о чем вследствие каких-нибудь неблагоприятных обстоятельств нельзя высказать своих мыслей, а если уж начинает речь, то говорит прямое и честное слово. Добролюбов Н. А.

Человек выше животного способностью речи, но он ниже его, если делает недолжное употребление из нее. Саади

Нельзя проповедовать людям то, что отрицаешь сам.
Горький М.

Прежде чем сказать что-либо другим, скажи это себе.
Сенека

Красноречие есть искусство выражать мысли других.
Эдуар Эррио

Красноречие - это искусство говорить так, чтобы те, к кому мы обращаемся, слушали не только без труда, но и с удовольствием, чтобы, захваченные темой и подстрекаемые самолюбием, они хотели поглубже в нее вникнуть.
Паскаль Блез

Красноречие - это искусство льстить с достоинством.
Шарль Ремюза

Красноречие есть искусство покорять умы.
Платон

Красноречие начинается с умения слушать.
Скилеф

Красноречие дороже денег, славы и власти, ибо последние очень часто достигаются благодаря красноречию.
Скилеф

Главная цель красноречия - не дать говорить другим.
Луи Вермейль

Красноречие, точно жемчуг, блещет содержанием.
Лев Толстой

Красноречие — это живопись мысли.
Блез Паскаль

Кошки не считают красноречивым любого, кто не может мяукать.
Мария Эбнер-Эшенбах

В красноречии важна манера речи, а не слова.
Элберт Грин Хаббард

Истинно красноречив тот, кто обыкновенные предметы выражает просто, великие — возвышенно, а средние — с умеренностью.
Цицерон

Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.
Гегель

Источник красноречия – в сердце.
Джон Милль

Уровень проповеди имеет мало общего с высотой амвона.
Веслав Брудзиньский

Красноречие, точно жемчуг, блещет содержанием. Настоящая мудрость немногословна.
Лев Толстой

Заговори, чтобы я тебя увидел.
Сократ

В искусстве укладывать максимум слов в самую крохотную мысль ему не было равных.
Авраам Линкольн

Истинное красноречие — это умение сказать все, что нужно, и не больше, чем нужно.
Франсуа Де Ларошфуко

Он всегда может двумя абзацами выразить любую фразу.
Служебная аттестация некоего американского офицера

Когда умный человек начинает фразу, мы не догадываемся, как он ее кончит. Когда фразу начинает дурак - конец мы знаем наверняка.
Александр Свентоховский

Заберите у меня все, чем я обладаю, но оставьте мне мою речь, и скоро я обрету все, что имел.
Дэниэл Уэбстер

У них мысль не ведет за собой слов, а с трудом догоняет их.
Василий Ключевский

Если ты изложишь дело так ясно, что тебя сможет понять каждый, кто-нибудь обязательно не поймет.
Уилл Роджерс

Аудитория — лучший учитель красноречия.
Скилеф

В стране царила такая бедность, что жители говорили обрывками фраз.
Мечислав Шарган

Цель красноречия — не истина, а убеждение.
Томас Маколей

Маленькая печаль красноречива, великая - безмолвна.
Сенека

Слово — самое сильное оружие человека.
Аристотель

Первый признак ума есть просторечие.
Александр Пушкин

Есть люди, которые говорят, говорят, говорят… пока наконец не найдут что сказать.
Саша Гитри

Кто не умеет говорить, карьеры не сделает.
Наполеон I

Осторожность в словах выше красноречия.
Фрэнсис Бэкон

Говори не так, как тебе удобно говорить, а так, как слушателю удобно воспринимать.
Скилеф

Ясность - главное достоинство речи.
Аристотель

Мужчины красноречивее женщин, но женщины обладают большим даром убеждения.
Томас Рандолф

Изящество языка сродни изяществу тела.
Оноре де Бальзак

Говорить не думая - все равно, что стрелять не целясь.
Мигель де Сервантес

С возрастом красноречие женщин перемещается от ног к языку.
Лешек Кумор

Седьмого октября в коворкинге «InLermontov» прошёл обучающий мастер-класс по публичному выступлению в рамках проекта «Лига дебатов ИГУ 2018».

Приглашенным экспертом стал Михаил Галошин - ведущий тренер академии ораторского искусства «Мастер Слова», экс-спикер Городского Школьного Парламента, педагог-организатор в МАОУ ДО г. Иркутска «Дворец творчества».

Отвечая на вопросы слушателей, специалист рассказал:

  • как побороть страх выступления перед публикой;
  • что делать, если забываешь текст речи во время своего выступления;
  • как сделать свою речь более эффектной и запоминающейся;
  • как расширить словарный запас.

Михаил поделился личным опытом, рассказав о трудностях, с которыми столкнулся на пути к своей цели. В его жизни, как и в жизни каждого из нас, были взлёты и падения.

«Без ночи - не будет дня, без черного - мы не поймем белое, а без горечи неудачи - не почувствуем вкуса ликования от победы. Да, вы слышали это тысячу раз. А приняли ли?»

Михаил Галошин

Учась в школе, он часто играл роль ведущего различных конкурсов и мероприятий. Одно из его самых ярких воспоминаний в этот период связано с первым неудачным выступлением на публике. Именно после этого Михаил понял, что нужно измениться, стать лучше в области ораторского искусства.

«Страх – это иллюзия, которую мы придумываем себе сами».

Упорство, трудолюбие, нескончаемая тяга к новым знаниям и, самое главное, постоянная практика позволили ему достичь высот и успеха. Именно практикой и занялись слушатели. У каждого была возможность выступить на публике, узнать и оценить свои способности в красноречии.

Как справиться с волнением на сцене

Независимо от уровня профессионализма страх присутствует всегда и у каждого во время выступлений - это нормально. Всё зависит от его размеров и от того, как успешно вы контролируете это чувство. Над укрощением страха можно и нужно работать.

«Как скоро вы сможете изменить себя зависит только от вас самих».

Каждый человек индивидуален и, в связи с этим, затрачивает разное время на то, чтобы привыкнуть к выступлениям на публике. У кого-то это получается сразу, кому-то приходится долго работать над собой. Бывают такие случаи, когда людям так и не удается справиться с волнением даже после многих практик.

Помните, абсолютно все могут овладеть искусством красноречия. Вам нужно только по-настоящему захотеть и приложить усилия к осуществлению своей цели. Залогом эффектной и запоминающейся речи является хорошая подготовка и понимание темы.

Чтобы четко и ясно донести материал до публики и запомниться ей, необходимо хорошо разбираться в заявленной теме. Очень важно относиться к подготовке своего выступления максимально ответственно. Если собираетесь выступать с пятиминутной речью, вы можете начать готовиться, например, за два дня до мероприятия. Этого времени хватит при условии периодического повторения материала.

Что делать, если забыл текст

Михаил посоветовал импровизировать. Но даже импровизация должна быть подготовленной. Существует несколько методов ее осуществления:

1. Метод ассоциаций

Суть приема заключается в том, что вы немного отступаете от непосредственной темы разговора, переключаетесь на близкую к ней тему, и некоторое время её развиваете.

2. «Паровозик»

Вы переключаетесь на одно из последних слов, которые прозвучали в вашей речи, и начинаете раскрывать его как новую тему.

3. Вопросы к залу

Пока вы задаете закрытый (не вызывающий дискуссий) вопрос, пока держите паузу после вопроса, пока слышите односложные, короткие ответы от слушателей – у вас достаточно времени, чтобы решить, о чем же говорить дальше.

Энергетика речи – это то, как мы преподносим информацию

Регулируя все эти параметры, мы создаем характер выступления, который можно определить по следующей шкале:

Расширяем словарный запас

Для увеличения словарного запаса эксперт советует не только много читать, учить стихи и прозу наизусть, но и разгадывать сканворды, пересказывать то, что уже было однажды прочитано и как можно больше общаться.

1. Используйте словарь синонимов⠀

Вы можете взять небольшой рассказ и с помощью словаря попробовать изменить слова на соответствующие синонимы, не меняя смысл текста. ⠀

2. Записывайте незнакомые слова⠀

Каждый раз, встречая новое слово, записывайте его в блокнот. И обязательно найдите его значение в толковом словаре. Затем попробуйте составить с этим словом несколько предложений и, в дальнейшем, старайтесь использовать его в своей речи.

  • «Харизматичный оратор» — Сергей Шипунов;
  • «Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично» — Дейл Карнеги; ⠀
  • «50 упражнений, чтобы успешно выступать на публике» — Лоранс Левассер;
  • «Гений общения» — Д.В.Аксенов, В.А. Борисова;
  • «Новый язык телодвижений» — Аллан и Барбара Пиз;
  • «Речевая самооборона» — Александра Пожарская, Руслан Хоменко.

Красноречие есть искусство покорять умы.”

Платон

Введение

Как известно, компетенции бывают трансцендентные (ТК), личностные (ЛК) и профессиональные (ПК). И хотя слово “оратор” ассоциируется у нас с профессией, но само по себе искусство устного донесения информации, называемое ораторским, относится к числу личностных компетенций.
ЛК ораторское искусство базируется на ТК и ЛК. Из ТК, ораторское искусство базируется на осознанной чувствительности и самосознании. Из семи известных групп личностных компетенций:
1) Чувство Меры (основа всех прочих личностных компетенций),
2) Здоровье,
3) Качества характера,
4) Семейные отношения,
5) Общественные отношения,
6) Научное познание,
7) Коммуникация, организация и управление,

ЛК ораторское искусство относится к седьмой последней группе.

Ораторское искусство (по гречески “риторика”, по-русски
“красноречие”) - способность выражающаяся в том, что личность, доносящая информацию в устной форме посредством своего голоса, интонации, мимики, телодвижений, определённого порядка подачи информации (в том числе с помощью вспомогательных средств, например, таких как презентация и пр.) и т.д., является способной донести до слушателей чувственную и эмоциональную составляющую той информации и алгоритмики, которую она передаёт .

Другими словами, из самого определения следует, что ораторское искусство - это способность передать информацию и алгоритмику в ощущениях . Т.е. слушатели должны не просто получить информацию о чём-то или о последовательности действий чего-то, а они должны почувствовать, ощутить то, о чём идёт речь.

Именно этим отличается личность, владеющая ЛК “ораторское искусство”, от не владеющего этой ЛК, доносящего туже самую информацию. Именно это объясняет “эффект погружения” слушателя в речь оратора, “растворение в этой речи”. Хотя в тоже самое время другой человек не владеющий ЛК ораторское исскуство но доносящий туже саму информацию не создаёт такого “эффекта погружения и растворения” у слушателя. Это потому происходит, что последний не может передать слушателю эмоций и ощущений которые должны сопутствовать данной информации.

Если кто-то изучал ЛК скорочтение (см. например “Учитесь быстро читать”, Андреев О.А., Хромов Л.Н. ) , то должен знать, что практически в любом лексически выраженном послании есть определённая избыточность текста, связанная с вспомогательными словами, дополнениями и пр. В этом тексте, убрав избыточную часть, можно выделить ключевые слова, несущие смысл. Эти ключевые слова образуют смысловые ряды и из этих смысловых рядов можно выделить доминанту текста - т.е. суть текста. Так вот, у владеющего ЛК ораторское искусство и не владеющего им, доминанта текста по передаче одной и той же информации будет одна и та же. Но уровень усвоения информации у слушателей первого будет намного выше, чем у второго.

Есть общая ошибка восприятия ораторского искусства, как искусства складно и без запинок говорить. Но на самом деле способность складно и без запинок говорить, доносить до людей определённые образы и слова подчинена главному - донесение эмоций и ощущений до слушателя. Другими словами, оратор может говорить складно, а может говорить не складно, но в любом случае его будут воспринимать как оратора и слушать, если он способен индуцировать у людей определённое настроение в виде эмоций и ощущений .

Цели оратора

Хоть есть люди которые любят говорить ради самого процесса говорения, но даже они если желают овладеть серьёзно ЛК ораторское искусство, должны чётко понимать реальные цели которые ставит перед собой оратор перед выступлением.

Главная цель оратора - повысить меру понимания аудитории в целом и каждого отдельного человека в ней в частности . Именно на то, чтобы люди глубоко поняли сказанное им и направлена должна быть речь оратора.

Здесь можно вспомнить анекдот, в котором у оратора спрашивают, как ему удаётся так доходчиво объяснить столь сложные вещи. На что он отвечает, что он просто выбирает самое глупое лицо в аудитории и всё время рассказывает только ему следя за выражением этого лица. В этот момент из зала выбегает не слышавший этого декан факультета и пожимая руку оратору спрашивает “А почему вы всё время смотрели только на меня?” Хотя в нашем понимании не стоит ориентировать свою речь на “самое глупое лицо”, иначе остальные могут просто заснуть на вашей лекции, но всё же в этом анекдоте есть смысл.

Некоторые люди, по умолчанию могут спутать риторику с диалектикой. Цель диалектики это нахождение истины путём постановки правильных вопросов. А цель риторики - это не нахождение истины, а донесение до людей в наиболее полном и понятном виде то что принято за истину у оратора.

Так же у оратора должны быть такие тактические цели, как удержание внимания аудитории , желание быть услышанным , непрерывной контроль за обратной связью от аудитории и т.д.

Кроме всего сказанного, желательно чтобы у оратора по умолчанию стояла так же и цель повысить нравственный уровень аудитории . Хотя эта цель не всегда может быть осуществима в условиях современного спектра всевозможных докладов. Но всё же по возможности нужно стараться её достигать.

Знания

Какими же знаниями должен обладать человек для того, чтобы владеть ЛК ораторское искусство? В первую очередь человек должен как можно глубже знать и понимать саму тему, которую он доносит до людей. Желательно чтобы он был компетентен в этой теме , а не просто обладал какими-то теоретическими знаниями или практическими умениями. Компетентность это и знания и умения в одном флаконе.

Одно из важнейших правил оратора: всегда говорить меньше чем знаешь .

Его надо понимать не в том смысле, что оратор недоговаривает и дозирует информацию для слушателей, чтобы в каких-то аспектах вопроса держать их в неведении. Его надо понимать в том смысле, что глубина понимания и объём материала у оратора достаточно велики, чтобы не успеть всё это рассказать в своих выступлениях. Бессознательно слушатель ощущает, что за плечами оратора намного больше информации, чем тот рассказал и это даёт очень мощный положительный психологический эффект в выступлении оратора. Т.к. человек бессознательно воспринимает в речи оратора не только произносимое им, но и то что остаётся в умолчаниях, что создаёт в свою очередь у этого слушающего ощущение серьёзности и авторитетности говорящего, т.к. оратор говорит не просто “языком”, он, в случае компетентности в вопросе “говорит телом” - если выражаться терминологией, которую можно встретить на тренингах по искусству донесения информации.

Кроме сказанного, у оратора должен быть большой словарный запас . Например для того, чтобы людям разного психологического склада (например, по одной из классификаций - флегматики, холерики, сангвиники и меланхолики) одно и тоже преподносить под разными углами зрения, используя разные слова. Тогда в аудитории, которой вещает оратор, и в которой объединено множество различных людей с различными психологическими типами не останется никого, кто не понял доминанту повествования и скорее всего почти не останется тех, в ком не синдуцировались необходимые ощущения и эмоции (см. пример на видео ниже). Но разумеется большой словарный запас нужен не только для этого.

Ефимов В.А. - О распространении информации

На видео: Смысловая доминанта, которую доносит оратор - необходимость разделить обязанности между людьми: на тех кто создаёт знание и на тех, кто его распространяет. Эта одна и та же мысль в течении 6 минут повторяется разными словами, для того чтобы её адекватно поняли все присутствующие, различного психического склада. И что важно, при этом не возникает ощущения заезженной пластинки.


Так же, как следствие из сказанного выше, оратор должен знать психологию людей , их распределение по психотипам, ориентироваться в психологических состояниях каждого человека, понимать язык телодвижений. Кроме индивидуальной психологии, полезно оратору разбираться и понимать механизмы функционирования коллективной психики , всегда порождаемой в любых аудиториях. Сюда же относится знание некоторых психологических особенностей восприятия информации аудитории. Например самым ярко освещённым объектом в аудитории должно быть лицо оратора. Лицо говорящего находящееся в тени, уменьшает восприимчивость информации у аудитории. Ну и пр. психологические тонкости о которых можно узнать из специальной литературы.

Умения

Если говорить об умениях оратора, то в первую очередь оратор должен уметь слушать . Это утверждение может показаться многим очень странным, ведь казалось бы ораторское искусство подразумевает в первую очередь умение говорить. А слушание в нём занимает чуть ли не последнее место. Но на самом деле, это общепринятое заблуждение. Связано оно с не пониманием глубинных психологических механизмов происходящих во время говорения и во время слушания. Конечно, есть люди, являющиеся прирождёнными ораторами. Т.е. у них в психике уже наработан пласт связанный с ораторским искусством. Для них возможно умение слушать может быть необязательным. Но для людей, у которых в психике этот пласт ораторского искусства не наработан слушание других является обязательным условием. В данной записке мы не будем раскрывать всех психологических подоплёк связанных с этим, т.к. для этого потребуется отдельная большая статья. Но кратко заметим лишь один из небольших аспектов - умение слушать настроение и состояние аудитории, не зависимо от того сколько в ней человек. Без этого умения слушать, оратор будет доносить информацию без связи с “молчаливыми” запросами аудитории. Другими словами, его речь не будет соответствовать состоянию аудитории, направленности её текущего внимания и её запросам.

Естественно, что красноречивость оратора подразумевает под собой его умения выражать мысли , грамотно и складно говорить , правильно управлять интонацией , тоном , скоростью речи , паузами , громкостью , грамотно совершать телодвижения и т.д.

Оратор должен уметь определять текущий уровень понимания аудитории . И одну и ту же информацию для аудиторий разного уровня понимания преподносить по разному. Кому то разжёвывать более детально какие-то вещи, а кому-то упоминать лишь вскользь эти же самые вещи. И не менее важным для оратора является умение определять нравственную приемлемость информации для слушающих. Ведь если то, что говорит оратор, нравственно не приемлемо для аудитории, то всё его красноречие может быть бесполезным. И даже более того, оно может пойти во вред, ведь всё что он скажет только лишь будет разжигать неприязнь к себе и к той информации которую он доносит. Особенно это важно для небольших аудиторий. Чем меньше аудитория, тем внимательнее нужно следить за уровнем нравственной приемлемости информации. А при минимальном количестве слушателей равном одному, комплементарность информации с нравственной приемлемостью слушающего должна быть максимальной. Это не означает, что не нужно давать информацию, меняющую нравственность слушающего. Это означает, что оратор должен чётко оценивать грань, за которой информация, не согласующаяся с нравственностью слушающего, перестаёт влиять на изменение его нравственности и начинает вырабатывать в нём неприязнь. Другими словами человеку надо дать столько, сколько он может в данным момент психически “поднять и переварить”.

Так же если говорить, о современном мире, то на сегодняшний день оратору важно уметь пользоваться вспомогательными средствами предоставляемыми технически развитой культурой. Это и усилители звука, и проекторы для показа презентаций и регулируемое освещение и т.д.

Неопределённости

Компетенция от знаний и умений отличается в том числе тем, что компетентность подразумевает под собой способность разрешать неопределённости, в то время, как знания и умения, если говорить о них в строгом значении этих понятий, никаких неопределённостей не подразумевают и чётко ограничивают область знания от области незнания и область умения от области неумения.

Одной из первых неопределённостей, с которыми придётся сталкиваться любому оратору - неудобные вопросы . Неудобные вопросы включают в себя, как те вопросы на которые оратор пока ещё не знает ответа (вопросы первого типа), так и те вопросы ответы на которые разрушают базовую аксиоматику оратора, т.е. разрушают те аксиомы на которых строит своё выступление оратор (вопросы второго типа).

Разрешить неопределённость ответа на неудобные вопросы первого типа можно, накопив достаточный опыт “И” (здесь “И” - это “логическая И” в математическом смысле этого термина) сформировав в себе определённую ЛК порождения (“индуцирования”) нового знания в процессе ответа. Т.е. то чего не знал ни оратор ни слушатели до вопроса, становится осознаваемым знанием и оратора и слушателя в процессе ответа на вопрос. И в том числе таким образом оратор расширяет свою базу знаний.

Так же на вопросы первого типа, оратор может сохранив уверенность в себе отвечать, что он не знает ответа на этот вопрос. Такая ситуация тоже является нормальной и адекватной, т.к. ограниченность человека не позволяет ему знать всё обо всём.

Разрешение неопределённости при ответе на неудобные вопросы второго типа, заключается в том, что оратору следует огласить аксиомы, на которых он базирует своё знание материала и объяснив, что у задающего вопрос совершенно иные мировоззренческие исходные посылы, уклониться от ответа на вопрос.

Ещё одна разновидность неопределённостей - неадекватные слушатели . Разрешение этой неопределённости требует разбора конкретных ситуаций, но всегда должно подчиняться основному правилу - создание максимально благоприятных условий для аудитории. Т.е. все действия по работе с неадекватными слушателями должны находить одобрение аудитории, иначе лекция будет сорвана. Человеку неадекватному нужно сделать замечание, или пересадить его на другое место, или даже выгнать его. Всё это нужно делать оглашая полезность этого для всей аудитории. И если это действительно так, то оратор только поднимется в её глазах. Это хорошо продемонстрировано в эпизоде с политиком Байерли, который не побоялся выступить перед враждебно настроенной толпой (рассказ А. Азимова “Улики” из цикла “Я-робот”).

Так же встречаются не редко такие неопределённости, как сбой в технических вспомогательных средствах при выступлении. Например, поломка проектора, или сбой приложения для просмотра презентаций. Для разрешения таких непредвиденных ситуаций необходимо руководствоваться правилом “двойного запаса устойчивости”. Т.е. например, скидывать на флешку две копии презентации. Приходить перед выступлением не за пол часа, а за час, чтобы отладить оборудование, осмотреть место и т.д. Возможно будет полезно иметь при себе распечатку презентации, на случай если будут сбои в электричестве, а подсказки в виде слайдов при этом естественно не будет. Естественно, необходимо обладать достаточным багажом знаний, чтобы уметь вариативно адаптировать тему, переведя её на выступление без презентации. Возможно надо иметь в запасе какие-то массовые игры и пр. для отвлечения людей на период устранения возникших технических проблем. И главное, чего нельзя забывать, это сохранять чувство собственного достоинства . Т.к. если оратор начинает чувствовать себя униженным, то восприимчивость информации у аудитории падает в разы.

Ещё одна разновидность неопределённостей, это сбои в своей памяти . Когда оратор забывает слово, или дату и не может их вспомнить. Помочь в разрешении этой неопределённости, оратору помогут ассоциативное мышление (замена слова аналога или события), уход от темы в другую область или техники оттягивания времени до момента вспоминания необходимой информации. Так например одна из техник - продолжать говорить опираясь на последние слова предыдущих предложений до тех пор, пока не вспомните о чём хотели сказать. “Если, несмотря на все меры предосторожности, вы внезапно забыли, что собирались сказать, вы можете избежать полного провала, используя последние слова последней фразы как первые слова новой фразы. Можно продолжать таким образом, пока вы не вспомните следующий пункт своей речи. ” (Дейл Карнеги “Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично”) Всё как в шуточном высказывании Гитри “Есть люди, которые говорят, говорят, говорят… пока наконец не найдут что сказать ”. Разумеется, для того чтобы было меньше проблем с памятью, её надо развиваться используя различные методики.

Ещё одна неопределённость, которая может возникнуть, это непредвиденные проблемы со здоровьем . Если есть возможность, надо волевым порядком взять себя в руки и усилием мысли сдерживать болезнь до конца выступления. Отмена назначенного выступления в последний момент это самый крайний и нежелательный вариант. В ход могут пойти в том числе какие-то фармакологические препараты, лечебные отвары трав и т.д. В каких-то случаях, допускается лишь тезисное выступление с передачей основного объёма материала на самостоятельное изучение.

Последняя неопределённость, которую мы рассмотрим - вынужденная необходимость выступать по теме, в которой оратор некомпетентен . От таких тем надо стараться отказываться. Но если уж это стало неизбежным, то нужно стараться, как можно лучше подготовиться. Сделать жёстко структурированный доклад. И в процессе лекции не отклоняться от структуры доклада. Ни в коем случае и никогда нельзя начинать доклад со слов “знаете я не разбираюсь в этой теме” или подобных. После таких слов, уровень восприятия вашего доклада снизится многократно. Если не знаете с какого вводного слова начать, то просто прямо начните с самого доклада, как будто все вводные слова уже сказаны.

Методика формирования

Конечно, первое что следует сказать, что есть определённое множество людей с врождённой предрасположенностью к риторике . Таким людям будет проще всего вникнуть и прочувствовать суть ЛК ораторское искусство. Но и тем, кому с рождения не дана такая социальная роль как оратор, могут и в общем-то должны в некой мере выработать у себя основы это ЛК.

Очень важно оратору понимать, что говорить он должен стараться на публику только о тех вещах, в которых он компетентен . Т.е. не просто он обладает определёнными знаниями и умениями в той области которую он освещает, но он ещё и способен разрешать неопределённости в этой области, а также в какой-то мере помнит набор ощущений и эмоций связанных с данной компетенцией, который и необходимо съиндуцировать у слушателей.

Естественно, если вы хотите глубоко понять суть ораторского искусства, необходимо так же изучить специальную литературу по ораторскому искусству . Например на одну из таких книг мы уже ссылались выше: Дейл Карнеги “Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично”. Хотя стоит отметить, что данный источник информации ориентирует только на материальные ценности и пропитан духом американского доминирования в политике.

Важно наблюдать за выступлениями других ораторов и поначалу даже немного копировать их на пробных выступлениях (репродуктивный уровень освоения компетенций). Со временем у каждого выработается свой неповторимый стиль. Чтобы ускорить этот процесс, полезно прослушивать записи своих выступлений, стараясь их анализировать с разных сторон.

Обязательно чтение книг (не по ораторскому искусству) для увеличения своего словарного запаса, общей грамотности и необходимого кругозора, повышения уровня словоупотребления и уровня создания грамматических конструкций, получения уникальных образов и примеров и т.д.

Параллельно развивайте свою дикцию , учитесь правильно выговаривать слова и т.д. Если же у вас есть какой-то дефект в речи, вроде шепелявства или заикания который не удаётся устранить. То ничего страшного. Сделайте этот дефект своей “визитной карточкой ”. Используйте его себе в плюс.

Мы уже говорили, что основное качество оратора - умение слушать, и повторим это ещё раз. Учитесь внимательно слушать других . Если хотите, чтобы вас слушали, научитесь слушать сами. Есть время говорить, есть время слушать. Научитесь отличать эти времена.

Связь с другими компетенциями

Кратко перечислим некоторые из тех ЛК которыми необходимо владеть для освоения ораторского искусства. Это такие ТК и ЛК, как:

  1. Самоконтроль - для адекватного поведения и осознанности во время выступления;
  2. Осознанная чувствительность - для отслеживания обратных связей от аудитории, даже если аудитория не выражает их поведением или словами, а только мыслями и эмоциональным состоянием;

    Чувство меры - позволяет упреждающе определять будущие возможные изменения в аудитории от подачи той или иной информации (частный случай - чувство времени);

    Развитие памяти - очень важно, как для того чтобы не терять логическую нить повествования, так и для того чтобы адекватно дополнять выступление фактами, а кроме того уходить от шпаргалок в виде печатных докладов: развитие памяти может быть необязательным для людей с врождённой склонностью к ораторскому искусству;

    Теория управления в её неком более или менее общем варианте (например ДОТУ) - связано с тем, что всё, что мы можем познать мы можем представить как процесс управления или самоуправления, она очень важна, в том числе для развития таких ЛК как диалектика, коллективная психология и пр.

    Самоосознание - позволяет выявить области в которых необходимо развивать свои компетенции, т.к. оратор должен в идеале говорить только о том, в чём он компетентен;

  3. Бесстрашие - пересекается с самоконтролем, но отличительной особенностью является конкретно отсутствие страха за результат: позволяет быть не скованным при выступлении;
  4. Чистота сознания - необходима для глубокого понимания материала;

    Простота - крайне важна для расположения аудитории к себе и овладения её вниманием;

    Ненасилие - отсутствия желания навязывать людям своё мнение, т.к. психика человека так устроена, что она уклоняется от насилия и навязывания: это ЛК способствует более глубокому пониманию материала слушателями;

    Правдивость - активизирует в слушателях веру в слова оратора, в том случае если правдивость стала сутью оратора в любое время и в любом месте;

    Отсутствие гнева - способствует развитию ЛК самоконтроль и ненасилие;

    Скромность - позволяет развить ЛК простота и диалектика;

    Отсутствие алчности - позволяет развить ЛК простота, скромность и диалектика;

    Отсутствие стремления к почестям - позволяет развить ЛК отсутствие алчности и скромность;