Биографии Характеристики Анализ

Курсовой проект - Эксперимент, как метод психологии: проблемы лабораторного и естественного эксперимента - файл n1.doc. Виды статистического наблюдения

    Смотрите также:
  • Контрольная работа - Эксперимент как эмпирический метод познания в психологии. Типы экспериментов (Лабораторная работа)
  • Курсовая проект - Исследование влияния стиля руководства управляющего на уровень тревожности сотрудников (Курсовая)
  • Шпаргалка - Ответы к экзамену по экспериментальной психологии (Шпаргалка)
  • Курсовой проект - Технология производства сгущенного молока с сахаром (Курсовая)
  • Курсовая работа - Идентификация линейных динамических систем в классе линейных дифференциальных уравнений (Курсовая)
  • Шпора - Тест. Интервью. Анкетирование. Эксперимент. Документ (Шпаргалка)
  • Курсовой проект - Проектирование классификаторов технико-экономической информации (Курсовая)
  • Курсовой проект - Минимизация функций нескольких переменных. Метод спуска (Курсовая)
  • Диплом - Гендерные различия в психологии моды (Дипломная работа)
  • Наблюдение и эксперимент как основные методы психологического исследования (Документ)
  • Курсовой проект - Сварка трением с перемешиванием (Курсовая)
  • Курсовой проект - Инсоляция помещения (чертежи) (Курсовая)

n1.doc

2.1 Наблюдение и эксперимент.

Есть ли существенное различие между этими двумя методами исследования? Уже в XIII веке Роджер Бэкон отличал пассивное, обычное наблюдение от активного, научного наблюдения. При всяком наблюдении, как и во всяком эксперименте, исследователь конста-тирует какой-то факт. Последний всегда является в какой-то степе-ни ответом на вопрос. Мы находим лишь то, что ищем. Эта пропис-ная истина, однако, многими забывается. В консультациях и лабо-раториях ломятся шкафы от протоколов наблюдений, ни на что не пригодных ни в настоящем, ни в будущем только потому, что они были собраны без ясно поставленных вопросов. Исходя из этого, понятно, что различие между наблюдением и экспериментом зависит от природы вопроса. В наблюдении вопрос остается, так сказать, открытым. Исследователь не знает ответа или имеет о нем весьма смутное представление. Напротив, в эксперименте вопрос становится гипотезой, то есть предполагает существование какой-то зависимости между фактами, и эксперимент ставит своей целью проверить ее.

Но существуют также так называемые «эксперименты для раз-ведки», когда экспериментатор не имеет ответа па свой вопрос и ставит перед собой цель наблюдать действия испытуемого в ответ на ситуации, созданные экспериментатором. В этом случае отли-чия, которые можно установить между наблюдением и эксперимен-том, являются лишь различием в степени между двумя этими про-цедурами. В наблюдении ситуации определяются менее строго, чем в эксперименте, но, с этой точки зре-ния, существуют разные переходные ступени между естественным наблюдением и спровоцированным наблюдением.

Третье отличие, также в степени, между наблюдением и экс-периментом зависит не от контроля ситуаций, а от точности, с ко-торой можно регистрировать действия испытуемого. Наблюдение часто вынуждено довольствоваться менее строгой процедурой, чем эксперимент, и наши методологические соображения о наблю-дении будут посвящены главным образом тому, как обеспечить точность наблюдения, не прибегая к стандартизованным ситуаци-ям эксперимента, где число предвиденных ответов ограничено.

Однако совершенно очевидно, что все, что говорится о наблю-дении, применимо и к эксперименту, особенно если он характе-ризуется какой-то степенью сложности.

Наблюдать и наблюдать себя - две разные вещи. Обе требуют внимания. Но в наблюдении внимание направлено наружу через чувства. В самонаблюдении внимание направлено внутрь, а для этого нет органов чувств. В этом одна причина, почему самонаблюдение более трудно, чем наблюдение.

В современной науке только наблюдение принимается за истину. Все, что не может быть предметом наблюдения посредством чувств или с помощью телескопов, микроскопов и других тонких оптических, электрических и химических инструментов, отбрасывается. Иногда заявлялось, что одна из главных целей настоящей работы - объединить науку Запада с мудростью Востока. Теперь, если мы определяем отправную точку западной науки с ее практической стороны как наблюдаемое, как мы можем определить отправную точку работы? Мы можем определить отправную точку работы как самонаблюдаемое. Она начинается, с практической стороны, с самонаблюдения.

Эти две отправные точки ведут в совершенно различных направлениях.

Человек может затратить всю свою жизнь на наблюдение феноменального мира - звезд, атомов, клеток, и т.п. Он может приобрести большое количество такого рода знаний, именно, знаний внешнего мира, то есть, всей той стороны вселенной, которая может быть обнаружена чувствами с приспособлениями или без них. Это один вид знания и посредством него могут быть сделаны изменения во внешнем мире. Внешние, испытываемые чувствами условия могут быть улучшены. Всякого рода облегчения и удобства и более легкие методы могут быть изобретены. Все это знание, если бы оно было применено правильно, могло бы быть только для пользы человечества путем изменения его внешнего окружения и к его выгоде. Но этот вид знания внешнего может изменить только внешнее. Он не может изменить человека в самом себе.

Гурджиев: только Самонаблюдение может изменить человека внутренне

Вид знания, который может изменить человека внутренне, не может быть получен просто посредством наблюдения. Оно не находится в этом направлении, то есть, в направлении чувств, обращенных наружу. Имеется другой вид знания, возможный для человека, и это знание начинается путем самонаблюдения. Этот вид знания не приобретается через чувства, ибо, как было сказано, мы не обладаем каким-либо органом чувства, который может быть обращен внутрь и посредством которого мы можем наблюдать себя так же легко, как мы наблюдаем стол или дом.

В то время, как первый вид знания может изменять внешние условия жизни для человека, второй вид знания может изменять самого человека. Наблюдение есть средство мироизменения, так сказать, а самонаблюдение есть средство самоизменения.

Но хотя это так, чтобы изучить что-либо, мы должны начать со знания себя, а знание любого рода начинается со слушания его, т.е., оно начинается посредством чувств. Человеку требуется сказать: "наблюдать себя" и в каком направлении он должен наблюдать себя, и причины, почему он должен наблюдать себя, и т.д.

И все, что он слышит или читает в этой связи, прежде всего должно войти через его чувства. С этой точки зрения вид знания, о котором говорит работа, начинается с плана наблюдаемого, точно так, как это делает учение любой науки. Человек должен начать путем уделения внешнего внимания работе. Он должен наблюдать, что говорится, что он может прочесть об этом и т.д. Другими словами, работа касается плана чувств.

По этой причине она может очень легко быть смешанной с видом знания, который может прийти только через изучение того, что показали чувства, и, так сказать, лежит рядом с ним или стала подавленной им. И если человек не имеет силы различать характер или качество знания, которому учит настоящая работа и которому учит наука, то есть, если он не имеет магнетического центра в себе, который может различать качества знания, это смешивание двух планов или порядков знания будет создавать в нем путаницу. И эта путаница будет оставаться, даже если человек находится в работе, если только не делается некоторое усилие позволить работе проходить туда, куда она относится в нем самом. То есть, он будет судить о работе только по тому, что он видит, по другим людям вне его и т.д. работа будет оставаться, так сказать, на уровне чувств. Каков характер усилия, которое человек должен делать в этой связи? Он должен осуществить в своем уме разделение двух порядков реальности.

Вторая реальность человека

Человек стоит между двумя мирами - внешним видимым миром, который входит через чувства и в котором участвует каждый, и внутренним миром, с которым ни одно из его чувств не встречается, в котором никто другой не участвует, то есть приближение к нему исключительно индивидуально, ибо, хотя все люди в мире могут наблюдать вас, только вы можете наблюдать себя. Этот внутренний мир есть вторая реальность и является невидимым.

Если вы сомневаетесь, что эта вторая реальность существует, спросите себя: являются ли мои мысли, чувства, ощущения, мои страхи, надежды, разочарования, мои радости, мои желания, мои печали реальными для меня? Если, конечно, вы скажете, что они нереальны и что стол и дом, которые вы можете видеть своими внешними глазами, являются реальными, тогда самонаблюдение не будет для вас иметь значения. Позвольте мне спросить вас: в каком мире реальности вы имеете свое бытие? В мире, находящемся вне вас, раскрываемом вашими чувствами, или в мире, который никто не видит и который только вы можете наблюдать - этом внутреннем мире? Я думаю, вы согласитесь, что именно в этом внутреннем мире вы действительно живете все время и чувствуете, и страдаете.

Итак, оба мира могут быть доказаны экспериментально -внешний наблюдаемый мир и внутренний самонаблюдаемый мир. Вы можете доказывать вещи во внешнем мире и вы можете доказывать вещи во внутреннем мире, в одном случае путем наблюдения и в другом случае путем самонаблюдения. Что касается второго случая, всё, чему настоящая работа учит о том, что вы должны замечать и воспринимать внутренне, может быть проверено самонаблюдением. И чем больше вы раскрываете этот внутренний мир, называемый «Я», тем больше вы будете понимать, что вы живете в двух мирах, в двух реальностях, в двух окружениях, внешнем и внутреннем, и что точно так, как вы должны учиться относительно внешнего мира, который наблюдаем - как ходить в нем, как не падать в пропасти или не забрести в болота, как не связаться с дурными людьми, не съесть яда и т.д. - посредством этой работы и ее применения вы начинаете учиться, как ходить по этому внутреннему миру, который открывается посредством самонаблюдения.

Возьмем пример из этих двух реальностей, к которым принадлежат совершенно различные формы истины. Допустим, человек присутствует на званом обеде. Все. что он видит, слышит, пробует на вкус, обоняет и к чему прикасается, принадлежит к первой реальности; все, что он думает и чувствует, все, что нравится или не нравится и т.д., принадлежит ко второй реальности. Он уделяет внимание двум званым обедам, зарегистрированным различным образом, одним внешним и одним внутренним. Все наши переживания являются одинаковыми на этом пути. Имеется внешнее переживание и наша внутренняя реакция на него. Что наиболее реально?

Какая регистрация, короче говоря, образует наши жизни? -внешняя или внутренняя реальность, внешний или внутренний мир? Правильно ли сказать, что это внутренний мир? Это есть внутренний мир, в котором мы поднимаемся и падаем и в котором мы непрестанно колеблемся взад и вперед и бросаемся повсюду, в котором мы наводнены кучей отрицательных мыслей и настроений, в которой мы теряем все и калечим все и в котором мы шатаемся повсюду и падаем, не понимая даже, что имеется внутренний мир, в котором мы живем все время. Этот внутренний мир мы можем узнать только путем самонаблюдения. Тогда, и только тогда, мы можем начать улавливать, что всюду в нашей жизни мы совершали необычайные ошибки. Все, что мы принимали за «себя», реально открывается в мир. В этом мире мы должны сперва узнать, как видеть, а для этой цели необходим свет. Этот свет приобретается посредством самонаблюдения.

НАБЛЮДЕНИЕ

НАБЛЮДЕНИЕ - метод научного исследования, заключающийся в активном, систематическом, целенаправленном, планомерном и преднамеренном восприятии объекта, в ходе которого получается знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемого объекта. Н. включает в себя в качестве элементов: наблюдателя (субъекта) Н., объект Н. и средства Н. В качестве последних в развитых формах Н. используются различные специально созданные приборы, выступающие как продолжение и усиление органов чувств человека, а также используемые в качестве орудий воздействия на объект (что превращает Н. в составную часть экспериментальной деятельности). Основные методологические требования к Н. следующие: 1) активность (не созерцание объекта, а поиск и фиксация интересующего исследователя ракурса видения его); 2) целенаправленность (внимание должно фиксироваться только на интересующих явлениях); 3) планомерность и преднамеренность (следование определенному заранее плану или сценарию); 4) системность (ведение по определенной системе для многократного (достаточного для сформулированных целей) восприятия объекта в заданных режимах). Особо на методическом уровне организации научной деятельности обсуждается проблема контроля за ходом и результатами Н., а также связанная с ним проблема воспроизводимости Н. Важными факторами в Н. являются психологические факторы, характеризующие уровень активности и состояние наблюдателя, а также фактор его (не) предубежденности, «заданности» на получение определенного результата. Полностью отвлечься от этих факторов невозможно, что ставит проблему отделения от полученных результатов Н. субъективных напластований. Различают фиксирующее (схватывание деталей, сторон, частей объекта) и флюктурирующее (целостное схватывание объекта) Н. Кроме того, выделяют прямое (исследователь имеет дело непосредственно со свойствами изучаемого объекта) и косвенное (воспринимается не сам интересующий исследователя объект, а те следствия, которые он вызывает), непосредственное (осуществляется органами чувств человека без использования вспомогательных средств) и опосредованное (приборное) Н.. Являясь универсальной познавательной процедурой, предпосылкой познавательной деятельности вообще, Н. дает в форме совокупности эмпирических утверждений первичную информацию об объекте. Неопозитивизм квалифицировал фиксацию данных опыта (Н. в широком смысле слова) как проблему протокольных предложений, из которых выводится и к которым принципиально может быть редуцирована научная теория для своей верификации. Лингвистически ориентированный позитивизм ввел в науку представление о языковой фиксации объектов как их первичной схематизации. В современной методологии науки Н. редко рассматривается как самостоятельный и универсальный научный метод: даже в самом простейшем варианте Н. всегда связано с мыслительными процессами, в сложных процедурах оно выступает как необходимый, но но все же служебный метод. Особую тему задает применение метода Н. в социальных дисциплинах (социология, антропология, социальная психология). Отношение наблюдатель-объект здесь переосмысливается как отношение наблюдатель-наблюдаемый, который также может выступать активным агентом процедуры (сопротивляться Н., изменять поведение в силу наличия факта Н., демонстрировать ожидаемое наблюдателем, пытаться влиять на наблюдателя). Таким образом, в этом случае само присутствие наблюдателя уже создает проблемы, требующие своего решения. Социология впервые смогла опробовать и принципиально иную схему Н., когда наблюдатель включен в жизнедеятельностные процессы группы, которая подвергается изучению (так называемое включенное (участвующее) Н., в разных вариантах предполагающее разную степень «включения»); антропология использовала аналогичную методику для изучения культур, отличных от той, в которой был социализирован наблюдатель; психология методически обеспечила метод самонаблюдения (интроспекции), что существенно раздвинуло границы и возможности метода Н. в целом. Кроме того, в порядке подходов (этнометодология и др.) поставлена под сомнение сама возможность принципиального различия между Н. как научной практикой и Н. как обычной процедурой повседневной жизни.


Новейший философский словарь. - Минск: Книжный Дом . А. А. Грицанов . 1999 .

Синонимы :

Смотреть что такое "НАБЛЮДЕНИЕ" в других словарях:

    наблюдение - один из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменении в определенных условиях и отыскания… … Большая психологическая энциклопедия

    Преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. Н. как специфически человеч. акт принципиально отличается от различных форм прослеживания у животных. Исторически Н. развивается как составная часть… … Философская энциклопедия

    Наблюдение - Наблюдение ♦ Observation Сознательный и внимательный опыт. Например, человек на опыте узнает, что такое траур. Если он имеет к тому желание и возможность, он может наблюдать, что в это время происходит в его душе. Или, скажем, он на опыте… … Философский словарь Спонвиля

    Наблюдение восприятие и запоминание личностью; вплоть до формализации для субъекта. Наблюдение метод проведения исследований в психологии. Наблюдение процедура банкротства. Негласное наблюдение комплекс оперативно… … Википедия

    Осмотр, обсервация, осматривание; слежка, надзор, разведка; контроль, обследование, проверка; присмотр, радионаблюдение, отслеживание, недреманное око, глаз, присматривание, эмпиричность, эмпиризм, патронаж, надзирание, миксоскопия,… … Словарь синонимов

    НАБЛЮДЕНИЕ, наблюдения, ср. (книжн.). 1. Действие по гл. наблюдать. Наблюдение за точным выполнением постановлений. «Небрежный плод моих забав,… ума холодных наблюдений и сердца горестных замет.» Пушкин. Под наблюдением врача. Взять под… … Толковый словарь Ушакова

    Целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности; выделяют научное наблюдение, восприятие информации на приборах, наблюдение как часть процесса художественного творчества и т. п. Основное условие научного наблюдения объективность,… … Большой Энциклопедический словарь

    наблюдение с РБ-47 - Комплексное наблюдение 17 июля 1957 г. НЛО с самолёта РБ 47 ВВС США, оборудованного электронной аппаратурой слежения и радиопротиводействия. Бортовая аппаратура самолёта отметила странный сигнал, а затем его экипаж визуально наблюдал неизвестный… … Толковый уфологический словарь с эквивалентами на английском и немецком языках

    наблюдение - состоит из значений переменных, измеренных у одной и той же экспериментальной единицы. Скажем, возраст, температура и давление пациента составляют наблюдение. Значение одной переменной называют измерением. Синоним: observation … Словарь социологической статистики

    1) процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника. Согласно ФЗ О несостоятельности (банкротстве) от 8 января 1998 г. арбитражный суд, принимая… … Юридический словарь

    Процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента, определяемого в соответствии с законом РФ, в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения… … Словарь терминов антикризисного управления

Книги

  • Наблюдение за развитием детей от 48 до 72 месяцев и протоколирование результатов. ФГОС ДО , Петерман У., Петерман Ф., Коглин У.. Программы дошкольного образования строятся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В процессе реализации программ педагогам крайне важно вовремя и безошибочно определить,…

И способы наблюдения. Речь идет об их выделении в статистике. Предлагаем сначала рассмотреть виды наблюдения, которые используются в этой отрасли знаний. Необходимость выбора варианта сбора данных в ней определяется тем, что существует несколько видов наблюдения. Они различаются между собой главным образом по тому, каким образом факты учитываются во времени. С этой точки зрения выделяют следующие виды наблюдения: систематическое, периодическое и единовременное.

Систематическое, периодическое и единовременное наблюдение

Наблюдение систематическое, которое осуществляется непрерывно и по мере возникновения признаков интересующего явления, принято называть текущим. Оно проводится на основе содержащих необходимую информацию для довольно полной характеристики явления первичных документов.

Периодическое наблюдение проводится через определенные равные промежутки времени. В качестве примера можно привести

Если же наблюдение проводится время от времени, отсутствует строгая периодичность, или же оно имеет разовый характер, речь идет о единовременном наблюдении.

Несплошное и сплошное наблюдение

Виды наблюдения в статистике выделяются с учетом различия информации с точки зрения полноты охвата совокупности. Различают в связи с этим несплошное и сплошное. Последним называют такое, которое учитывает все единицы изучаемой совокупности без исключения. Однако не всегда целесообразна и возможна его организация, особенно если речь идет о контроле качества продукции. Сплошное наблюдение в данном случае приводит к тому, что из сферы использования исключается масса продукции предприятий. Следовательно, необходимо осуществлять частичное (несплошное) наблюдение. Оно учитывает лишь часть единиц совокупности и дает представление о явлении в целом, его характерных особенностях.

Продолжая рассматривать формы, виды и способы наблюдения, отметим, что несплошное наблюдение имеет следующие преимущества:

1) требуется намного меньше расходов средств связи и труда по сравнению со сплошным, поскольку уменьшается количество обследуемых единиц;

2) собрать данные можно по более широкой программе и в более короткие сроки, чтобы всесторонне раскрыть в заданных пределах особенности интересующей нас совокупности, осуществить глубокое ее изучение;

3) данные наблюдения несплошного используются для контроля материалов, полученных при сплошном;

4) этот вид должен быть представительным (репрезентативным).

Отбор единиц при несплошном наблюдении

Несплошное наблюдение ориентируется заведомо на учет конкретной части единиц, которая позволяет получить обобщающие устойчивые характеристики совокупности в целом. В практике статистики используются различные виды метода наблюдения. При этом качество несплошного, конечно, уступает результатам, полученным при сплошном. Тем не менее в ряде случаев возможно только несплошное наблюдение.

Единицы, которые следует изучить, отбираются таким образом, чтобы, основываясь на данных, полученных по ним, составить верное представление об интересующем явлении в целом. Следовательно, одной из основных особенностей наблюдения несплошного является то, что отбор единиц совокупности организуется следующими способами:

Монографическим;

Основного массива;

Выборочным;

Анкетным.

Способ основного массива

Отбор единиц определенной совокупности, которые преобладают по изучаемому признаку, предполагает способ основного массива. Однако он не так часто используется, когда применяется несплошной вид, и способ наблюдения этот не обеспечивает отбора именно тех единиц, которые представляли бы совокупность в целом, все ее части. Отбор с помощью основного массива производится тогда, когда берутся наиболее существенные, самые крупные совокупности, которые преобладают по изучаемому признаку в общей их массе.

Выборочное наблюдение

Для того чтобы получить характеристику совокупности в целом по части ее единиц, используют которое основано на принципах выборочной совокупности. В этом варианте случайный характер отбора гарантирует безопасность полученных результатов, предупреждает их тенденциозность.

Монографическое описание

Дополним виды наблюдения монографическим описанием. Оно представляет собой специфический вид наблюдения в статистике. Это детальное изучение отдельного типичного объекта, который является интересным с точки зрения совокупности в целом.

Таковы основные виды несплошного наблюдения.

Генеральная совокупность и выборка

Обобщающие показатели совокупности в выборочном методе устанавливаются на основании некоторой ее части (довольно небольшой - около 5-10%). При этом совокупность, из которой осуществляется отбор данной части единиц, принято называть генеральной. Часть единиц, которая была отобрана, называется выборочной совокупностью (иначе - выборкой). Исследование при использовании метода выборки осуществляется с минимальными затратами средств и труда и в более короткие сроки. Это уменьшает ошибки регистрации и повышает оперативность.

Применение выборочного метода на практике

Описывая основные виды наблюдения, нельзя не остановиться подробнее на выборочном, который является очень популярным. Он единственно возможен тогда, когда можно осуществить только разрушающий. Этот вид распространен в ведомственной и государственной статистике (изучение бюджета семей служащих, крестьян, рабочих, а также жилищных условий). Популярен он также и в торговле (эффективность новых форм ее ведения, спрос на товар со стороны населения) и др.

Выборочный метод - это, по сути, большая которые значительно отличаются друг от друга. Как правило, в их основе лежит принцип случайного отбора из генеральной совокупности.

Примеры использования выборочного метода

Примеры видов наблюдения позволяют наглядно продемонстрировать их использование. Приведем несколько примеров выборочного, и вы лучше поймете его особенности. Наиболее теоретически разработан сегодня из несплошных именно он, поскольку он основывается на принципе случайного отбора. Каждая единица совокупности при случайном отборе имеет одинаковую вероятность попасть в выборку. При проведении тиража лотереи, например, применяется данный принцип, поскольку равная возможность выигрыша существует для всех билетов. При жеребьевке также используется случайный отбор. Если из 10 тыс. школьников отобрать 1 тысячу с целью исследования их успеваемости, то можно осуществить это следующим образом: на отдельных листочках написать фамилии школьников и вытащить вслепую 1000.

Бесповторный и повторный отбор

Как бесповторным, так и повторным может быть случайный отбор. На практике чаще всего применяется бесповторный, то есть попавшая в выборку единица не возвращается обратно в генеральную совокупность, а значит численность последней все время уменьшается. Тиражи лотерей проходят именно по этой схеме. Отобранная единица при повторном отборе возвращается обратно в генеральную совокупность. Следовательно, численность последней остается неизменной в процессе выборочного обследования. Если обратиться к нашему примеру со школьниками, то можно отметить следующее: в этом случае при попадании листка с фамилией в число отобранных случайно он вновь возвращался бы обратно и снова мог попасть в выборку.

Методы отбора экспертами

Очень важно, чтобы никакие факторы, например организующая обследование комиссия или лица, не могли оказывать влияние. Другими словами, необходимо, чтобы принцип случайного отбора соблюдался. Однако на практике реализация его нередко бывает затруднительна. Существуют области статистики, в которых преобладают методы отбора экспертами. Такая ситуация складывается в силу разных обстоятельств. Например, она имеет место быть при отборе товаров для расчета индексов цен или же при формировании состава "корзин" для осуществления оценки стоимости жизни. Значительно повысить точность может в подобных случаях отказ от метода случайного отбора. Однако при этом объективность исследования теряется, а также возникают порой различные виды ошибок наблюдения, поскольку все зависит в этом случае от квалификации эксперта.

Механический (систематический) отбор

Часто на практике используется механический (систематический) отбор. Допустим, из 10 тыс. школьников нужно отобрать тысячу. В этом случае поступают так: всех ребят располагают в алфавитном порядке, а затем отбирают каждого десятого из них.

Поскольку интервал в этом случае равен 10-ти, осуществляется 10%-й отбор (10000 делим на 1000). Если в первой десятке оказался третий школьник (можно выбрать его путем жребия), отобранными в этом случае окажутся 13-й, 23-й, 33-й... 9993-й. При систематическом отборе, как мы видим, генеральная совокупность делится механически на некоторое количество групп, и одна единица берется из каждой (в нашем примере - один школьник). Следует отметить, что механический (систематический) отбор всегда является бесповторным. Также нужно подчеркнуть, что выбранные единицы при нем распределяются равномерно по всей генеральной совокупности.

Способы наблюдения в статистике

Необходимо различать способы и виды Последние мы только что рассмотрели, перейдем теперь к изучению способов. Дело в том, что разновидности наблюдения можно выделить также независимо от путей и источников получения первичной информации. С этой точки зрения различают документальное наблюдение, опрос и непосредственное наблюдение.

Непосредственное - это такое наблюдение, которое осуществляется с помощью подсчета, измерения значений некоторых признаков, путем снятия показаний приборов лицами, которые его осуществляют (их называют регистраторами).

Ввиду того что другие способы и виды статистического наблюдения применить невозможно, довольно часто оно осуществляется с помощью опроса по определенному перечню вопросов. В специальном формуляре фиксируются ответы. Различают, в зависимости от того, каким способом они получены, корреспондентский и экспедиционный, а также способ саморегистрации. Опишем вкратце каждый из них.

Экспедиционный осуществляется специальным лицом (экспедитором, счетчиком) в устной форме. Этот человек заполняет бланк обследования или формуляр.

Корреспондентский способ организуется с помощью рассылки бланков обследования определенному кругу лиц, подготовленному соответствующим образом (их называют корреспондентами). Эти люди согласно договоренности должны заполнить бланк, после чего вернуть его в организацию. При опросе путем саморегистрации имеет место проверка того, правильно ли заполнены формуляры. Как и при корреспондентском способе, опросные листы заполняют сами опрашиваемые, однако сбор и раздачу их, а также контроль правильности заполнения и инструктаж осуществляют счетчики.

Формы наблюдения в статистике

Рассматривая формы, способы, виды статистического наблюдения, мы не рассказали лишь о формах. Их существует три: регистр, специально-организованное наблюдение и отчетность. Как вы видите, виды и формы статистического наблюдения - не одно и то же. Следует понимать разницу между ними.

Отчетность - основная форма наблюдения. С ее помощью органы госстатистики получают от организаций и предприятий информацию в виде подписанных ответственными лицами отчетных документов.

Специально-организованное наблюдение - сбор сведений, который организуют статистические органы для изучения не охватываемых отчетностью явлений или же для более глубокого исследования отчетных данных, их уточнения и проверки. Оно проводится в форме разного рода обследований и переписей.

Мы описали практически все основные способы, виды и формы статистического наблюдения. Осталась лишь последняя форма - регистры. Она имеет место в случае непрерывного наблюдения за процессами, протекающими долгое время, которые имеют определенное начало, развитие и конец. Непрерывно фиксируются факты состояния единиц совокупности. В статистической практике различают регистры предприятий и регистры населения. Последние представляют собой регулярно актуализируемый и поименованный перечень жителей страны. Регистр предприятий содержит предприятия со всевозможными видами экономической деятельности и значения определенных признаков по каждой единице.

Итак, мы рассмотрели формы, способы, виды статистического наблюдения. Конечно, мы коснулись их лишь вкратце, однако самое важное мы отметили.

Статистическое наблюдение — это массовое (оно охватывает большое число случаев проявления исследуемого явления для получения правдивых статистических данных) планомерное (проводится по разработанному плану, включающему вопросы методологии, организации сбора и контроля достоверности информации), систематическое (проводится систематически, либо непрерывно, либо регулярно), научно организованное (для повышения достоверности данных, которая зависит от программы наблюдения, содержания анкет, качества подготовки инструкций) наблюдение за явлениями и процессами социально-экономической жизни, которое заключается в сборе и регистрации отдельных признаков у каждой единицы совокупности.

Этапы статистического наблюдения

  1. Подготовка к статистическому наблюдению (решение научно-методических и организационно-технических вопросов).
  • определение цели и объекта наблюдения;
  • определение состава признаков подлежащих регистрации;
  • разработка документов для сбора данных;
  • подбор и подготовка кадров для проведения наблюдения;

2. Сбор информации

  • непосредственное заполнение статистических формуляров (бланки, анкеты);

Статистическая информация — это первичные данные о состоянии социально-экономических явлений, формирующиеся в процессе статистического наблюдения, которые затем подвергаются систематизации, сводке, анализу и обобщению.

Состав информации во многом определяется потребностями общества в данный момент. Изменения форм собственности и методов регулирования экономики повлекли за собой изменения в политике статистического наблюдения. Если раньше инфмация была доступна только государственным органам, то сейчас она является в большинстве случаев общедоступной. Основными потребителями стат.информации являются правительство, коммерческие структуры, международные организации и общественность.

Специально организованное наблюдение

Заключается в получении данных, которые в силу тех или иных причин не вошли в отчетность или для проверки данных отчетности. Представляет собой сбор данных посредством переписей и единовременных учетов.

Регистровое наблюдение

Основано на ведении статистического регистра, с помощью которого осуществляется непрерывный статистический учет за долговременными процессами, имеющими фиксированное начало, стадию развития и фиксированное окончание.

Формы статистического исследования Виды проведения статистических наблюдений Способы получения статистической информации
по времени регистрации данных по полноте охвата единиц совокупности
Статистическая отчетность Текущее наблюдение Сплошное наблюдение Непосредственное наблюдение

Специально организованное наблюдение:

  • перепись
  • единовременный учет

Прерывное наблюдение:

  • Единовременное наблюдение
  • Периодическое наблюдение

Несплошное наблюдение:

  • выборочное
  • Монографическое наблюдение
  • метод основного массива
  • метод моментных наблюдений
Документальный
Регистровое наблюдение
  • экспедиционный способ
  • способ саморегистрации
  • корреспондентский способ
  • Анкетный способ
  • Явочный способ

Виды статистического наблюдения

Статистические наблюдения подразделяются на виды по следующим признакам:
  • по времени регистрации данных;
  • по полноте охвата ;

Виды статистического наблюдения по времени регистрации:

Текущее (непрерывное) наблюдение - проводится для изучения текущих явлений и процессов. Регистрация фактов осуществляется по мере их свершения. (регистрация семейных браков и разводов)

Прерывное наблюдение — проводится по мере необходимости, при этом допускаются временные разрывы в регистрации данных:

  • Периодическое наблюдение — проводится через сравнительно равные интервалы времени (перепись населения).
  • Единовременное наблюдение — осуществляется без соблюдения строгой периодичности его проведения.
  • По полноте охвата единиц совокупности различают следующие виды статистического наблюдения:

    Сплошное наблюдение — представляет собой сбор и получение информации обо всех единицах изучаемой совокупности. Характеризуется высокими материальными и трудовыми затратами, недостаточной оперативностью информации. Применяется при переписи населения, при сборе данных в форме отчетности, охватывающей крупные и средние предприятия разных форм собственности.

    Несплошное наблюдение — основано на принципе случайного отбора единиц изучаемой совокупности, при этом в выборочной совокупности должны быть представлены все типы единиц, имеющихся в совокупности. Имеет ряд преимущств перед сплошным наблюдением: сокращение временных и денежных затрат.

    Несплошное наблюдение подразделяется на:
    • Выборочное наблюдение - основано на случайном отборе единиц, которые подвергаются наблюдению.
    • Монографическое наблюдение — заключается в обследовании отдельных единиц совокупности, характеризующихся редкими качественными свойствами. Пример монографического наблюдения: характеристика работы отдельных предприятий, для выявления недостатков в работе или тенденций развития.
    • Метод основного массива — состоит в изучении самых существенных, наиболее крупных единиц совокупности, имеющих по основному признаку наибольший удельный вес в изучаемой совокупности.
    • Метод моментных наблюдений — заключается в проведении наблюдений через случайные или постоянные интервалы времени с отметками о состоянии исследуемого объекта в тот или иной момент времени.

    Способы статистического наблюдения

    Способы получения статистической информации:

    Непосредственное статистическое наблюдение — наблюдение, при котором сами регистраторы путем непосредственного замера, взвешивания, подсчета устанавливают факт подлежащий регистрации.

    Документальное наблюдение — основано на использовании различного рода документов учетного характера.
    Включает в себя отчетный способ наблюдения — при котором предприятия представляют статистические отчеты о своей деятельности в строго обязательном порядке.

    Опрос - заключается в получении необходимой информации непосредственно от респондента.

    Существуют следующие виды опроса:

    Экспедиционный — регистраторы получают необходимую информацию от опрашиваемых лиц и сами фиксируют ее в формулярах.

    Способ саморегистрации — формуляры заполняются самими респондентами, регистраторы только раздают бланки и объясняют правила их заполнения.

    Корреспондентский — сведения в соответствующие органы сообщает штат добровольных корреспондентов.

    Анкетный — сбор информации осуществляется в виде анкет, представляющих собой специальные вопросники, удобен в случаях, когда не требуется высокая точность результатов.

    Явочный — заключается в предоставлении сведений в соответствующие органы в явочном порядке.

    Ошибки статистического наблюдения

    Информация, полученная в ходе статистического наблюдения может не отвечать действительности, а расчетные значения показателей не соответствовать фактическим значениям.

    Расхождение между расчетным значением и фактическим называется ошибкой наблюдения .

    В зависимости от причин возникновения различают ошибки регистрации и ошибки репрезентативности . Ошибки регистрации характерны как для сплошного, так и для несплошного наблюдения, а ошибки репрезентативности — только для несплошного наблюдения. Ошибки регистрации, как и ошибки репрезентативности, могут быть случайными и систематическими .

    Ошибки регистрации — представляют собой отклонения между значением показателя, полученного в ходе статистического наблюдения, и его фактическим значением. Ошибки регистрации бывают случайными (результат действий случайных факторов — перепутаны строки например) и систематическими (проявляются постоянно).

    Ошибки репрезентативности — возникают, когда отобранная совокупность недостаточно точно воспроизводит исходную совокупность. Характерны для несплошного наблюдения и заключаются в отклонении величины показателя исследуемой части совокупности от его величины в генеральной совокупности.

    Случайные ошибки — являются результатом действия случайных факторов.

    Систематические ошибки — всегда имеют одинаковую направленность к увеличению или уменьшению показателя по каждой единице наблюдения, вследствие чего значение показателя по совокупности в целом будет включать накопленную ошибку.

    Способы контроля:
    • Счетный (арифметический) — проверка правильности арифметического расчета.
    • Логический — основан на смысловой взаимосвязи между признаками.